Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста. Игры на развитие внимания у младших школьников

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Методическая разработка

Комплекс заданий по развитию внимания
младших школьников

Бородина Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №121 Санкт-Петербурга

Данный комплекс предназначен для проведения развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста и представлен в виде 4 блоков.

Организация занятий: специальные упражнения могут быть включены в учебный процесс, где, на уроках детям предлагаются занятия и игры, направленные на развитие основных свойств внимания. Также некоторые упражнения могут использоваться на переменах.

Материал подбирался с учётом возрастных возможностей учащихся.

Занятия могут проходить за учебными партами и по возможности в круге по 10-15 человек.

Цель занятий: развивать у школьников основные свойства внимания с помощью игровых и учебных занятий.

1.Составить занятия, направленные на развитие объёма, переключения, концентрации и устойчивости внимания.

2.Развивать познавательный интерес.

Существуют определённые виды занятий, которые предъявляют высокие требования, как к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом. К их числу относятся упражнения, игры, специальные задания, систематическое применение которых способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Блок 1. Задания, которые можно предложить для работы на уроке русского языка.

Задание №1.

«Составь слово».

Время выполнения: 5 минут.

Инструкция: Дети в своих рабочих тетрадях должны составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов.

Вариант 1: а, к, с, о, и, м, р, т.

Вариант 2: м, ш, а, н, и, ы, г, р.

Задание №2.

Игра «Алфавит».

Время выполнения: 10 минут.

Инструкция: Дети могут расположиться по кругу (или остаться за партами). Между детьми распределяются буквы алфавита от А до Я. Чем меньше участников, тем больше букв алфавита приходится на каждого. Далее учитель (ведущий) диктует какую-либо фразу или слово. А ребята, как на пишущей машинке, должны «распечатать» эту фразу. Печатание нужной буквы обозначается хлопком в ладоши того участника игры, за которым данная буква закреплена.

Тот, кто ошибается, становится ведущим.

Таким образом, можно «распечатать» несколько самых разных фраз или слов. Тот из ребят, кто ни разу не был ведущим, самый внимательный.

Это задание можно проводить в течение учебного года по 10 минут на уроке (2-3 раза в неделю).

Задание №3.

«Корректурные упражнения».

Цель: развитие концентрации и самоконтроля при выполнении письменных работ.

Время выполнения : по 5 минут (минимум 5 раз в неделю) в течение 4-х месяцев.

Материал: тексты в рабочих тетрадях или печатные (буквенные) тексты, ручки и карандаши.

Инструкция: В течение 5 минут нужно;

Вар.1. Зачеркнуть все встретившиеся (или обвести в кружок) буквы «А»: и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора;

Вар.2. «И» подчеркнуть, «Л» вычеркнуть;

Вар.3.»Е» обвести в кружок, «Д» вычеркнуть;

Вар.4. «О» подчеркнуть, «К» вычеркнуть;

Вар.5. На одной стороне буквы обводятся кружком, на второй отмечаются галочкой и т.п.

Проверка выполнения задания проводится самими учениками друг у друга (ищут ошибки, исправляют их).

Задание №4.

Игра «Перевёрнутые слова».

Цель: формирование у детей умения сосредотачиваться.

Время выполнения : 10- 15 минут.

Инструкция: Учащимся предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо, восстановить нормальны порядок слов.

Пример: МАИЗ- ЗИМА, НЯНААВ- ВАННАЯ.

а) ШИАМНА- б) ЛАБОСАК- в) СЫУБ-

ТЕЕВР- ДАУМ- ЛОХДО-

ФЕКРИ- ТРКО- ЛОРЬ-

ЕЗЕЖОЛ- РМЕО- МЕТА-

АКША- НАЛЕП- ВОРЬК-

Задание может использоваться при изучении темы: «Имя существительное», где дополнительно даётся определить род и склонение. существительного.

Задание №5.

Игра «Пишущая машинка».

Цель: развитие концентрации внимания; развитие умения работать в группе.

Время выполнения: 10 минут (работа устная).

Инструкция: Учитель предлагает учащимся «напечатать» какое-нибудь предложение.

Например: «Велик океан, но и капля для него прибыль».

Участники игры должны по очереди называть буквы. Когда слово кончается, вы должны встать, а когда надо поставить знак препинания, все топают ногой, в конце предложения все должны хлопнуть в ладоши.

Кто ошибается, выходит из игры.

Задание №6.

«Исправь ошибки в тексте».

Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке письменных работ; тренировка распределения внимания.

Время проведения : 10-15 минут, в течение учебного года.

Инструкция : «На доске записан текст. Внимательно прочитайте. Найдите допущенные ошибки.

Вариант 1 . По круто тропинке горной

Шёл домой барашек чёрны

И на мостик горбатом

Повстречался с белым брато

Помотал один рогом,

Упёрся друго ногами…

Как рогам не крути,

А вдвоём нельз пройти.

(С. Михалков).

Вариант 2.

Одуванчики.

Все знают эти просты цветы. Они похожи на мленькое солнце с золотыми лучами. Семена одуванчика быстро сзревают и делаются пушистым шариком. Дунешь на шарик, и поплывт в воздухе лёгкие пушинки. Вот почему народ и назвал этот цветок одванчиком.

Вариант3.

Бегает шусрый малыш. Открылся зимний лгер.

Литит огромный орёл. Цвитёт белая сирень.

Идёт гебной дождь. Достань столвую посуду.

Стаит стеклянная ваза. Пропала тонкая иглка.

Скоро навогодний праздник. Кипит пузатый самовр.

Такое задание необходимо проводить 3-5 раз в неделю. Сначала учащиеся находят ошибки устно, с объяснением исправляют их, а затем каждый самостоятельно записывает текст в свою рабочую тетрадь.

Обмениваются тетрадями и ещё раз проверяют. Тексты (предложения) подбираются каждый раз новые. Практика работы с этим заданием показала, что значительно сократились ошибки в письменных заданиях. Это сказалось на общую успеваемость класса.

Задание №7.

«Соединить половинки слов».

Время проведения: 5-10 минут.

Инструкция : Слова делят на две части. Затем, первые половинки записывают в разнобой в левый столбик, а вторые - в правый. Нужно соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

Вариант 1. Вариант 2.

САМО ЛЯР РОД РАСТ

БУК ВЕРТ ПРИ ЕЗДКА

ФУТ ВАРЬ ВОЗ ИНА

БАЛ ВАР РАЗ ГОРОК

КАП КОН ПО ОЧКА

КОН НАЛ СОР БОР

ВА КА ПАР ВОЗ

КА ГОН ВОДО ФОР

ГОН КАН СЕМА ТА

Дети записывают составленные слова в рабочие тетради, затем проверяют. Можно давать дополнительные задания не только по теме урока, но и как материал для повторения.

Задание №8.

«Найти слова».

Время проведения: 5-7 минут.

Инструкция : На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нём слово и подчеркнуть его.

Смех , волк , столб , коса , зубр , полк , удочка, мель , набор, укол , дорога, олень , пирожок , китель .

Задание №9.

Игра «Пишем предложение».

Цель: развитие концентрации внимания, закрепление знаний о членах предложения.

Время выполнения: 15 минут.

Инструкция: Участники игры делятся на 2 команды. В каждой команде кто-то из игроков будет играть роль подлежащего, кто-то - сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства, кто-то будет предлогом, запятой, точкой и т.д. Исполняемая роль записывается на карточке и прикрепляется к одежде.

Затем учитель (ведущий) диктует предложение. Какая из команд это делает быстрее и правильнее, та и побеждает.

Задание №10.

Игра «Много - один».

Время проведения: 5-10 минут.

Инструкция: Дети сидят в кружок (можно остаться за учебными партами).

Учитель, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребёнок, возвращая мяч, - в единственном (или наоборот, учитель называет слово в единственном числе, ребёнок - во множественном).

Коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, глаза, шкафы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, каты, банты, фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковш, рубли, зонты.

Задание даётся при изучении темы «Имя существительное» ед.ч. и мн. ч. (существительные меняются) устно. Дополнительно даётся задание определить у существительных ед. ч. род и склонение.

Задание №11.

Упражнение «Методика Мюнстерберга».

Цель : формирование у детей концентрации и устойчивости внимания; развитие избирательности внимания.

Время проведения: 5-10 минут.

Инструкция: В бессмысленный набор букв вставляются слова, (чаще существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. Ребёнку даётся бланк с напечатанными строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв учащиеся должны отыскать слова и под- черкнуть их. Затем учащиеся обмениваются тетрадью с соседом по парте и проверяют задание (исправляют ошибки, подчёркивают не найденные слова).

Показателем успешности может служить число правильно найденных слов.

Задание №12.

Упражнение «Придумай слово».

Цель: тренировка объёма внимания.

Время проведения: 3-5 минут.

Инструкция : Учитель кидает мяч каждому из учащихся, предлагая назвать, как можно больше слов на предложенный им звук. Например:«М»-машина, мебель, мойка, матрёшка и т.д. (можно использовать не только существительные, но и прилагательные и глаголы).

Задание № 13.

Упражнение «Составь слова».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Время проведения: 5-10 минут.

Инструкция: Составьте и запишите в свою рабочую тетрадь как можно больше слов из букв, образующих какое-либо слово (имён существительных).

Пример: ФОТОГРАФИЯ- риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф, и т.д.

Добавлять другие буквы воспрещается. Слова используются разные.

Задание №14.

Упражнение «Слова-невидимки».

Цель: формирование у детей концентрации внимания, на примере составления из отдельных букв слово.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция: Учитель (ученик) пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить (в зависимости от степени подготовленности). Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Учитель может привлечь кого-нибудь из учащихся к изображению слова. В этом случае он показывает одну за другой карточки с написанными на них буквами ребёнку, которые он воспроизводит пальцем на доске (постепенно можно увеличить темп выполнения упражнения).

Полученные слова можно записать в рабочие тетради (даются дополнительные задания).

Задание №15.

Упражнение «Найди родственные слова».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Время выполнения : 5-10 минут.

Инструкция: Предлагаются разные слова (корни слов).

Например: дом, лес, кот, стол и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать как можно больше родственных (однокоренных) слов.

Например: ДОМ- домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др. Это задание может использоваться при изучении темы: «Состав слова и словообразование».

Задание №16.

Игра «Четвёртый лишний».

Цель: развитие концентрации внимания.

Время выполнения: 10-15 минут.

Инструкция: Дети сидят в кружок (можно за партами). Учитель бросает мяч ученику и называет 4 предмета, 3 из которых- относятся к одному общему понятию. Ребёнок должен определить лишний предмет, т.е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч учителю (работа ведётся по «цепочке»).

Вариант 1.

1)стол, стул, кровать, чайник;

2)лошадь, кошка, собака, щука;

3)ёлка, берёза, дуб, земляника;

4)огурец, репа, морковь, заяц;

5)блокнот, газета, тетрадь, портфель;

6)огурец, арбуз, яблоко, мяч;

7)волк, лиса, медведь, кошка;

8)кукла, машинка, скакалка, книга;

9)поезд, самолёт, самокат, пароход;

10)лыжи, коньки, лодка, санки.

Вариант 2.

1)снег, мороз, жара, лёд;

2)автобус, трамвай, самолёт, троллейбус;

3)река, лес, асфальт, поле;

4)пожарник, космонавт, балерина, милиционер;

5)парта, доска, ученик, ёжик;

6)змея, улитка, бабочка, черепаха;

7)кисти, краски, чайник, полотно;

8)шляпа, крыша, дверь, окно;

9)молоко, чай, лимонад, хлеб;

10)нога, рука, голова, ботинок.

Задание№17.

Игра «Весёлая лошадка».

Цель: формирование концентрации и устойчивости внимания.

Время выполнения: 10 минут.

Инструкция: Не переставляя букв, запишите из этого буквосочетания 7 предложений (коллективная работа).

ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ.

1) Те перья подними, те тоже. 2) Те перья под ним, и те тоже. 3) Те перья поднимите тоже. 4) Теперь я, подними те тоже. 5) Теперь я, поднимите тоже. 6) Теперь я, под ними те тоже. 7) Те перья под ними, те тоже.

Задание даётся при изучении темы «Предложение».

Задание №18.

Упражнение «Школьные сочинения».

Время проведения: 5-7 минут.

Инструкция: Будьте внимательны. Почему эти строчки школьных сочинений считаются юмористическими? А как надо написать? Исправьте.

  1. 1. Вдали показалась стая уток и зайцев.
  2. 2. У щенка Байкала на макушке весело торчат ушки и пушистый хвостик.
  3. 3. Тяжёлая рука легла на плечо и сказала…
  4. 4. Он стоял и лязгал глазами.
  5. 5. Зимой многие животные бросаются в спячку.

Приведённые выше задания помогают детям стать не только внимательнее, но и делают уроки русского языка разнообразнее и увлекательнее. Необходимо также включать в уроки загадки, шарады, кроссворды и ребусы.

Блок 2. На уроке математики можно использовать задания на тренировку устойчивости внимания, способностей переключения и распределения внимания.

Задание №1.

Упражнение «Каждой руке - своё дело».

Цель : формирование у детей распределения внимания и одновремённо обработка навыка запоминания.

Инструкция: Детей просят левой рукой медленно перемещать в течении 1 минуты книгу с иллюстрацией (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

Задание №2.

Цель : формирование у детей переключения внимания.

Время проведения : 5-7 минут.

Инструкция: Учащиеся работают в рабочей тетради.

Вариант 1. Заполните пропуски, чтобы получилось предложение. Для этого решите примеры. Замените ответы-цифры словами. Первые буквы этих слов вставьте вместо тире. Цифру 1 можно заменить словом «один»(0) и «единица» (Е). Номер блока примеров соответствует номеру слова в предложении.

Пример: ---И

Ответ: ДЕТИ, так как 18-8=10 (Д); 22:22=1(Е); 18:6=3(Т).

ИК - - - Я - - ЛЖ - - - - - -У - И - Ь - И - - - И - У -.

1. 10:5= 2. 7+8= 4. 25:5=

9-8= 3. 24:2= 12:4=

9-5= 21-10= 10х5=

10-10= 15-14= 6х5=

6. 1-1= 9+8= 27:9= 10х3= 20-7=

Вариант 2. Вставьте вместо тире пропущенные буквы, чтобы получились слова. Но сначала решите примеры, а в ответе вместо числа запишите первую букву слова, обозначающего это число. Имейте в виду, что 1- это и «один», и «единица», и «раз».

Пример: - - - УХ

Вставляем вместо пропусков полученные буквы и получаем слово ПЕТУХ.

64:8= - - - - 8+8=

5х4=

Ь 4х4= - - А - - Ь - 49:7=

Задание проводится в начале урока в форме устного счёта. Постепенно идёт усложнение задания.

Задание №3.

Упражнение «Счёт с помехой».

Цель: формирование у детей переключения внимания.

Время проведения: 3 минуты.

Инструкция: Дети называют цифры от 1 до 20 (можно от 1 до 30, от 1 до 40 и т.д.), одновременно записывая их на листе бумаги или на доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывается число ошибок.

Задание №4.

«Назови соседей».

Цель : развитие произвольного внимания.

Время проведения : 5-7 минут.

Инструкция : Работа проводится устно. Дети сидят в кружок (или за партами). Учитель бросает мяч учащимся по очереди, называя числа от 0 до 30 (постепенно числа и темпы работы увеличиваются). Поймавший мяч, должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на 1 меньше и на 1 больше названного числа, или предыдущее и последующее. После этого ученик возвращает мяч учителю. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает и внимательно следит за игрой со стороны. Самый последний из детей считается самым внимательным. Задание применяется в устном счёте.

Задание №5.

«Счёт по командам».

Цель: формирование у детей концентрации внимания на примере арифметических упражнений и операций.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция : Класс делится на две команды. Заранее оговаривается порядок цифр (в пределах 10, 20 и т.д.) и используемые арифметические операции (+; -; х; :). Затем дети первой команды называют по очереди цифры, учитель или кто-то из детей называет арифметические действия. Дети второй команды следят за этим рядом и в уме производят операции. Затем команды меняются рядами. Выигрывает команда, у которой больше правильных ответов.

Задание №6.

«Угадай слово».

Цель: развитие концентрации и переключение внимания.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция: На доске записаны столбики примеров. Если правильно сосчитаете, то получите слово, которое «закодировано» буквами.

Ь Б О Н Р А К В Т Ч

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

122 7112 8679 777

334 + 1136 - 7141 -326

456 8248 1538 451

РАК ТОРТ БАНТ РАБ

Задание постепенно усложняется. Детям это задание помогает не только стать внимательнее, но и быстро и эффективно освоить правила сложения и вычитания чисел в столбик, а также умножения и деления многозначных чисел в пределах миллиона.

Работу можно проводить как в начале, так и в конце урока. Наблюдение показало, что ребята выполняют это задание с большим интересом и желанием. Значительно сократились ошибки в вычислениях.

Задание № 7.

Игра «Часы».

Цель: формирование концентрации внимания.

Время проведения : 10—15 минут.

Инструкция : В игре могут принимать участие 13 человек (из них один ведущий). Дети встают в круг. Ведущий предлагает им изображать циферблат больших часов, каждый ребёнок стоит у определённого числа. Договариваются о том, где будут 12 часов. Один из участников игры встаёт в центре, он должен называть время. Ведущий объясняет участникам игры, что ребёнок, стоящий там, где должна находится часовая стрелка в это время, должен сделать один хлопок, а тот ребёнок, который стоит там, где будет находиться минутная стрелка, должен сделать два хлопка. Тот из ребят, кто ошибается, становится в центре круга, и будет называть время.

Игра проводится при изучении темы «Время и его измерение».

Задание№8.

«Играем в считалки».

Цель : развитие концентрации и устойчивости внимания.

Время проведения : 10 минут.

Инструкция : Участники работают парами (соседи по парте). Становятся (или сидят) друг против друга. По команде учителя каждая пара начинает считать от 1 до 100, причём один партнёр произносит нечётные числа, а другой - чётные. Рядом находятся такие же участники игры, и они также считают. В такой обстановке считать трудно. Но участники игры должны стараться не сбиться. Побеждает та пара, которая быстрее сосчитает до 100.

Задание № 9.

«Каждой руке - своё дело».

Цель: формирование распределения внимания.

Время поведения : 5 минут.

Инструкция: Одной рукой рисуем другой

одной рукой, другой и т.п.

Используется как геометрический материал.

Задание №10.

Игра «Считаем вместе».

Цель: развитие концентрации внимания.

Время проведения : 5-7 минут.

Инструкция : «Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: 1,2, 3, и т.д. Кто-то из нас начнёт счёт, а рядом сидящий продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счёта надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6(напри- мер: 16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа).

Если кто-то из нас ошибётся, то он выбывает из игры, но при этом наблюдает за ходом игры. Мы все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть».

Игра проводится в начале урока в качестве разминки.

Блок 3. Задания, которые можно использовать на уроках чтения.

Задание №1 . «Время растяжимо…».

Цель: тренировка объёма внимания и концентрации.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю вам стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Мы знаем: время растяжимо», а вы постараетесь слушать внимательно, чтобы по прочтении ответить на мои вопросы».

Мы знаем: время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течёт

Ненагружённое, пустое,

Часов и дней напрасный счёт.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

О чём говорится в этом стихотворении?

Какие временные промежутки упоминаются?

Как называется стихотворение?

Какую центральную, самую главную, мысль хотел выразить С.Я. Маршак?

Такая работа ведётся постоянно на каждом уроке. Произведения могут быть различными.

Задание №2.

«Прочитайте стихотворение».

Цель : развитие устойчивости и концентрации внимания.

Инструкция : «Перед вами бланки с напечатанными строчками букв. В них «засекречены» строчки стихотворения А.С. Пушкина. Постарайтесь прочитать их».

Правильный ответ.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями…

Задание №3.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.

1. Чтение слов и словосочетаний на определённое время,(воспитание внимания к окончанию слова, чтение слов с общим корнем: вода, водный, белый, бельё, родной, Родина; сочетание существительного с прилагательным: чистого берега, у дальнего леса) к корню слова, (с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями: чистота-частота, девушка-дедушка, булка-белка). Использование разных частей речи.

Целенаправленное установочное чтение.

Использование приёма взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются- другой читает следующие два абзаца.

В работе используются книжки - коллективки.

Задание №4.

«Чтение с помехой».

Цель: тренировка распределения внимания.

Инструкция: Работа ведётся с книжками - коллективками (или учебник по чтению). Дети читают текст, одновремённо выстукивая карандашом какой-либо ритм. Далее ведётся работа по вопросам текста.

Задание №5.

Игра. «Передай смысл стихотворения».

Цель: развитие произвольного внимания.

Инструкция : Всех учащихся разбивают на три команды (три колонки). Ведущий и два его помощника читают каждый по четверостишию, но следующим образом: сначала все по очереди читают первую строчку из каждого четверостишия, затем по очереди читают вторую строчку, затем таким же образом третью и четвёртую.

При таком прочтении трудно сразу уловить содержание каждого четверостишия, поэтому чтение можно повторить.

Задание 1-й команде - передать смысл первого стихотворения, задание 2-й команде- передать смысл второго стихотворения, задание 3-й команде- передать смысл третьего стихотворения. Стихотворения должны быть сложного характера.

Блок 4. Рассмотрим некоторые задания, которые рекомендуется проводить во внеурочное время (во время перемен).

Задание №1.

«Слушаем тишину» (перемена).

Цель: формирование у детей усидчивости и умения сосредотачиваться.

Инструкция: В течении 3 минут все слушают тишину. Затем следует обсуждение: кто, что услышал и в каком порядке.

Задание №2.

Игра «Четыре стихии» (используется как физ. пауза).

Цель: развитие внимания, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

Инструкция: Дети выступают около парт (во время физ. паузы). По команде «земля»- дети должны спустить руки вниз, «вода»- вытягивают вперёд, делают движение плаванья, «воздух»- поднимают руки вверх, а на команду «огонь»- вращают руки в локтевых суставах. Кто ошибается, выбывает из игры.

Задание №3.

Упражнение «Перепутанные линии».

Цель: развитие концентрации внимания.

Материал: карточки с нарисованными, перепутанными линиями одного цвета и на каждого ребёнка.

Время проведения: 5 минут.

Инструкция: «На бланке изображены перепутанные линии. Проследите линию

слева направо, чтобы определить, где она кончается. Начинать нужно с линии 1. Вы должны записать тот номер, которым эта линия заканчивается. Выполняя задание, нужно прослеживать линию взглядом, не пользуясь пальцем и карандашом».

Задание №4.

Игра «Запомни звуки».

Цель : развитие концентрации внимания, слуховой памяти.

Инструкция: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. Я сейчас буду ходить по комнате и производить различные звуки. Возможно, я открою и закрою дверь, потрясу корзину для бумаг или постучу по батарее. Я хотела бы, чтобы вы хорошенько прислушались и угадали, что я делаю. Слушайте внимательно, чтобы потом вы смогли описать эти звуки. Постарайтесь запомнить и последовательность этих звуков».

Дети должны будут затем описать то, что они услышали, и сравнить полученные результаты с результатами других.

После того, как учитель проведёт эту игру пару раз, дети сами смогут исполнять эту роль.

Задание №5.

Упражнение «Минутка».

Цель: формирование у детей умения сосредотачиваться. Также это упражнение является хорошим диагностическим методом исследования внутреннего темпа ребёнка.

Инструкция: Учитель просит учащихся внутренне измерить время, равное 1 минуте (60 секунд). Когда внутренняя минута пройдёт, каждый поднимает руку. Учитель с помощью секундомера измеряет реальное время и записывает степень несовпадения каждого ответа.

Задание №6.

Игра «Камень, ножницы, бумага».

Цель: развитие концентрации внимания.

Инструкция: Участники игры делятся на группы. На счёт «Три» каждый участник выкидывает на пальцах одну из трёх фигур: камень- кулак, ножницы- два пальца, бумага- открытая ладонь. Причём имеется правило: ножницы режут бумагу, камень тупит ножницы, бумага может обернуть собой камень. Соответственно, игрок, выкинувший на пальцах такую фигуру, которая «победит» противника (например, камень победит ножницы), остаётся, а проигравший игрок выходит из игры. Сейчас эта игра считается у учащихся популярной. Они постоянно играют в неё на всех переменах, используется фишки и карточки.

Задание №7.

«Будь внимателен».

Цель: развитие произвольного внимания.

Материал: у каждого учащегося отпечатанный текст.

Инструкция: «Внимательно и только один раз прочитайте текст. А затем попробуйте точно ответить на вопрос».

Задание №8.

Игра «Ищи безостановочно».

Цель : увеличение объёма внимания.

Инструкция: В течении 10-15 секунд увидеть вокруг себя, как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п). По сигналу учителя один ребёнок начинает перечисление, другие его дополняют.

Задание №9.

Упражнение «Живая картина».

Цель: формирование и развитие у детей объёма внимания.

Инструкция: Учитель (или кто-то из детей) организует участников (от 2-х до всех), в любую группу. Участники замирают в заданной позе. Водящий в течение 30 секунд рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В картину вносят строго оговорённое количество изменений. (Например: 2 участника меняются местами, 3-й опускает поднятую руку, 4-й поворачивается в другую сторону- всего 3 изменения). Задача водящего - восстановить первоначальную картину.

Задание №10.

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Инструкция : Упражнение выполняется сидя в кругу или группа становится по кругу. «Пусть каждый из вас придумает какое-нибудь движение и по очереди продемонстрирует его всем. При этом будем внимательными и постараемся запомнить движение каждого». Группа выполняет эту часть задания.

«Теперь, когда мы все запомнили движения друг друга, приступим к самому упражнению. Тот, кто начинает, выполняет сначала своё движение, а затем движение того из нас, кому он захочет передать ход. Всем вам надо быть очень внимательными, чтобы не пропустить тот момент, когда будет выполнено ваше собственное движение и право хода перейдёт к вам. Тот, кому передают ход, должен будет сделать своё движение и передать ход дальше.

Обратите внимание на одно ограничение: нельзя передавать ход обратно, т.е. тому, кто только что передал его вам».

В ходе упражнения учитель побуждает участников действовать быстрее. По окончании упражнения можно задавать вопрос: «Какие у вас были трудности?», «Какое ваше настроение?».

Задание №11.

Цель: развитие переключения внимания.

Инструкция: Упражнение выполняется сидя или все участники становятся по кругу.

«Пусть кто-то из вас выйдет за дверь. Мы, (те, кто остаётся) выберем одного

человека, который будет инициатором движения. Он будет выполнять какие-либо движения, время от времени меняя их, а мы все будем их повторять. Участник, находившийся за дверью, вернётся в комнату, встанет в центре круга и, внимательно наблюдая за нами, постарается понять, кто же является инициатором движения». Когда один из участников выйдет за дверь, группа решает, кто будет инициатором движения.

Задание №12.

Упражнение: «Тень».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Инструкция: «Перед вами бланк с фигурками изображённых гномов. Узнайте, какому гному принадлежит тень». (Приложение).

Задание №13.

Игра «Поём вместе».

Цель: развитие концентрации внимания.

Инструкция: Учитель предлагает спеть вместе песню, например, «Голубой вагон» или «Улыбку». Причём, если учитель хлопает в ладоши 1 раз, все начинают дружно петь вслух. Если хлопает 2 раза, все продолжают петь, но только мысленно про себя. Если хлопает опять 1 раз, все снова продолжают петь вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь из участников не ошибётся. Тот из ребят, кто ошибается, сам становится ведущим.

Задание №14.

Упражнение «Прятки».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Инструкция: Найдите предметы, которые спрятались на рисунке.

Задание №15.

Игра «Перекличка - путанка».

Цель : развитие произвольного внимания.

Инструкция: Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия - нет; фамилия правильная, имя не то). Дети внимательно слушают и окликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.

Задание №16.

Упражнение «Первобытные школьники».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Инструкция: Найдите пару одинаковых: из восьми пацанов.

Задание №17.

Игра «Рыба, птица, зверь».

Цель: развитие способности к переключению внимания.

Инструкция : Дети сидят в кружок. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трёх) назвать, в данном случае, рыбу. Причём, названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или название повторяется (задержка ответа тоже считается ошибкой), то ребёнок выбывает из игры, оставляя свой «фант» ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту».

Задание №18.

Игра «Хор».

Цель: развитие концентрации внимания.

Инструкция: В игре принимают участие 3-4 ребёнка. Остальные внимательно следят за игрой.

Одного из играющих детей просят на некоторое время выйти за дверь(или повернуться к играющим спиной), остальные получают карточки со словами из одного предложения, которые должны произнести по сигналу ведущего одновременно- каждый своё слово. Задача «отгадчика»- понять и произнести предложение целиком. Игра проводится несколько раз- так, чтобы в ней приняли участие все дети. Если «отгадчик» не справляется с задачей сразу, можно повторить. Выигрывает тот, для кого делалось меньше предложений:

Шёл по улице отряд.

Пошла коза за орехами.

Стала жаба важно квакать.

Летела сорока высоко.

Муха денежку нашла.

Шла кукушка мимо сада.

Повар готовил обед.

Бедная кошка порезала лапу.

На болоте стоит пень.

Жил на свете старичок.

Слон шагает по дорожке.

Практика показывает, что ученики младших классов с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания.

  • Назад
  • Вперёд
Обновлено: 01.04.2019 03:13

You have no rights to post comments

Подбор упражнений на развитие концентрации внимания и самоконтроля

«Корректурная проба» : суть приёма в том, что ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте. В качестве материала можно использовать газетные вырезки, старые ненужные книги и т.п. Условия проведения: ежедневно по 5 мин. минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев.

Правила проведения:

Игра проводится в доброжелательной атмосфере, детей можно дополнительно заинтересовать, предварительно выяснить, кем они хотят быть, сказать, что данная тренировка поможет им стать хорошими шофёрами, врачами и т.д.

Проигрыш не должен вызывать чувство неудовольствия.

Объём просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев.

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются, одновременно отыскиваются 2 буквы, одна зачёркивается, другая – подчёркивается (слоги, обведение, пометки галочками и т.д.)

Вариант: подчёркивать в каждой строчке ту букву, которая стоит первой:

к трок нткк джюбк уйк аывя
митьчум рм охэм тм ычфм ц

Другой вариант: сначала одну букву подчёркиваем (С), а другую (О) – вычёркиваем, затем по команде «Внимание!» проводится черта и начинается вторая часть работы: С – теперь вычёркиваем, а О – подчёркиваем:

Рос цветочек золотистый, Стал он круглый и пушистый. («Внимание!» Саша дунет, засмеётся, Пух по ветру понесётся.

Подобное упражнение можно провести и на учебном материале, предложив ученикам грамматический анализ нескольких текстов. В тексте надо подчеркнуть одной чертой имена существительные, а прилагательные – двумя. Затем по команде «Внимание!» - наоборот- имена существительные – двумя чертами, а прилагательные – одной.

По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачёркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания младших школьников на первых порах – 4 и меньше пропусков, больше 4-х – слабая концентрация. Проверка может происходить следующим образом: сначала эта роль отводится учителю, позже – соседу по парте. Выигравшие могут, например, получить жетон, в конце недели количество жетонов подсчитывается, лучшего можно поощрить. Если регулярно в течение 2-4 месяцев проводить подобные упражнения, то количество ошибок в письменных работах учеников сокращается примерно в 2-3 раза.

Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания

а) «Копировальщики» : школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

Аммадда береюре аввамава ессанессас деталлата; - етальтаррс усокгата енажлобы клатимори лиддозока; - миноцапримапавотил щонеркапридюракеда куфтироладзлоекунм

б) Тест «Мюнстерберга» : среди буквенного ряда спрятались слова

Варианты:

Слова, которые спрятались, выделены курсивом:

БСОЛНЦЕ ДЕКЖАРА ЭЪЗИРЫБА ЙЦ

Среди букв найти словарные слова и исправить ошибки:

СЧЬРИБИНА ФХЗДИРЕВНЯ УЫЙЭКВОРТИРА ЬБОКОРТИНА

Среди букв найти и подчеркнуть слова, найти лишнее слово:

ЖЭСОБАКА ПРИКОРОВА ЛДКАБАН ЭЪЦЙЛОШАДЬ

Отделить в сплошном тексте слова друг от друга и записать поговорку (можно добавить выполнение грамматического задания, связанного с темой урока – например, определить время глаголов, склонение имён существительных и т.д.)

ПОДЛЕЖАЧИЙКАМЕНЬВОДАНЕТЕЧЁТ /Под лежачий камень вода не течёт./

б) «Шифровки»

Расшифровать слова, найти лишнее:

ИАКБНИ /Бианки/ КВАСЛАДО /Сладков/ УРЧШИНА /Чарушин/ КОВЫЛР /Крылов/

в) «Кодирование» слов с помощью цифр. Каждой букве соответствует своя цифра.

Например: зашифровать слова МЕТРО, ТОРТ.

Н М Е Т Р А Л О С

1 2 3 4 5 6 7 8 0 23458 , 4854

Заменить их суммой разрядных слагаемых;

Назвать общее число сотен, десятков и т.д. ;

Узнать, на сколько первое число больше второго.

Упражнения на развитие слухового внимания

Это хорошо знакомые нам арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Учитель может дать такую установку: «Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: «Пишите!». Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности и программного материала. Например:

1 класс – Даны два числа 6 и 3. Сложите эти числа, от полученного числа отнимите 2, затем ещё 4. Пишите. /ответ 3/

2 класс – Даны два числа 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа, от полученного числа отнимите 2, а теперь прибавьте 4. Пишите. /ответ 5/

3 класс – Даны два числа 27 и 32. 1-ю цифру второго числа умножьте на 1-ю цифру первого числа и от полученного произведения отнимите вторую цифру числа. Пишите. /ответ 4/

4 класс – Даны два числа 54 и 26. Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа. Пишите /5/

Упражнения на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько действий одновременно)

Детям читают вслух предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

Ребёнок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми учитель сопровождает рисование. Время выполнения – 1 минута. Подсчитывается количество кругов и сосчитанное число ударов. Чем больше нарисовано кружков и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

- «Счёт с помехой»: ребёнок называет числа от 1 до 20, одновременно записывая на листе бумаги или доске эту последовательность, но в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д.Затем подсчитывают время выполнения и число ошибок.

Функциональное упражнение "Колпак мой треугольный" (старинная игра). Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: "Колпак мой треугольный, Треугольный мой колпак. А если не треугольный, То это не мой колпак". Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово "колпак", заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове). Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово "колпак" (легкий хлопок ладошкой по голове) и "мой" (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: "колпак", "мой" и "треугольный" (изображение треугольника руками).

. Смотрение на небо. Испытуемым предлагается подойти к окну и посмотреть на небо, сконцентрировать взгляд на небе (не на точке, а на всей видимом объеме), рассматривая его. Можно просто смотреть (любоваться), можно описывая увиденное. Время выполнения 2 минуты. После окончания упражнения – обсуждение. Важно, чтобы выполнение упражнения доставляло удовольствие. Потому что даже простое рассматривание (любование) неба есть расширение объема внимания.

«Найди отличия»

Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включения в регуляцию деятельности.

Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.

Игра, распространенная у охотничьих племен индейцев

Детям предлагается короткое время посидеть тихо и постараться услышать все возможные шумы, угадать, от чего они произошли (учитель может специально организовать некоторые шумы). Эту игру можно проводить как соревнование: кто больше услышит шумов и угадает их происхождение.

Игра «Муха»

Эта игра также направлена на развитие концентрации внимания. Для ее проведения потребуются листы бумаги с расчерченным девятиклеточным игровым полем 3×3, фишки (фишками могут быть пуговицы, монетки, камешки).

Игра проводится в течение 5-10 мин, 2-3 раза в неделю, в течение 1-2 месяцев. В нее могут играть дети от 7 до 17 лет.

Задание выполняется в парах. Каждой паре играющих дается по листу с расчерченным игровым полем и по одной фишке.

Играющим дается такая инструкция: «Посмотрите на лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вот эта фишка - «муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может двинуться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись от игрового поля. Один из вас, тот, кто сидит слева, отвернется и, не глядя на поле, будет подавать команды, другой будет передвигать «муху». Нужно постараться продержать «муху» на поле в течение 5 мин и не дать ей «улететь» (покинуть пределы игрового поля). Затем партнеры меняются ролями. Если «муха» «улетит» раньше, значит, обмен ролями произойдет раньше. Все понятно?»

Усложнение игры идет за счет того, что играющие объединяются по трое. Двое по очереди подают команды, стараясь удержать «муху» на поле. Третий контролирует ее «полет». Тот, у кого «муха» «улетит» раньше договоренного времени, уступает свое место контролеру. Если все укладываются в отведенное время, то меняются ролями по очереди.

Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Довольно часто родители сталкиваются с такой проблемой, как недостаточное внимание детей, из-за чего ребенку очень тяжело учиться в школе, так как он не может долго концентрироваться на одном занятии.

Однако, стоит учитывать тот факт, что только при регулярных занятиях можно будет добиться желаемого результата и научить ребенка концентрировать собственное внимание на том или ином занятии. На сегодняшний день существует довольно большое количество самых разнообразных упражнений.

Упражнение №1

Это упражнение очень эффективное и дает возможность получить желаемый результат за довольно короткий промежуток времени. Такое упражнение получило название «Любимый фрукт».

Ведущий, в данном случае родители, должны создать правильную атмосферу и настрой на предстоящее занятие. Благодаря такому упражнению появляется прекрасная возможность развивать не только внимание, но и память, научить ребенка длительной концентрации внимания на каком-то одном занятии.

Желательно проводить такое упражнение в группе, а для этого можно собрать в гостиной всех членов семьи или друзей ребенка. Итак, после того как будет полностью сформирована группа для занятий, каждый из участников должен вслух назвать какой-то свой любимый фрукт, затем второй участник произносит имя первого и его любимый фрукт, после чего называет свое имя, а затем и свой любимый фрукт.

Третий участник должен будет повторить имя первого и его любимый фрукт, имя второго и фрукт, а потом свое имя и любимый фрукт. По этой схеме работают и остальные участники. Последний участник должен будет назвать имена и любимые фрукты всех предыдущих участников.

Упражнение №2

Это упражнение способствует концентрации, а также научит ребенка правильно распределять собственное внимание, чтобы не отвлекаться во время занятий. Профессиональные психологи рекомендуют применять следующее упражнение – надо вслух посчитать от 1-го и до 31-го. Однако, ребенок должен пропускать числа, которые содержат тройку или являются кратными трем, а вместо этих цифр он вслух говорит «не собьюсь» и так далее.

Упражнение №3

Данное упражнение направлено непосредственно на развитие у ребенка зрительного внимания, причем оно может применять не только с занятиями школьников, но и деток более младшего возраста. Главное условие – родители должны регулярно заниматься с детьми, ведь только в этом случае появляется возможность научить ребенка правильно концентрировать внимание и на занятиях в школе детям будет намного легче сосредоточиться на занятии и не отвлекаться во время уроков на различные пустяки.

Ребенку надо предложить по собственной памяти воспроизвести двор собственного дома или площадку перед школой (если упражнение используется для развития внимания у деток школьного возраста), дорогу в школу или домой.

То есть, ребенок должен постараться воспроизвести то, что видел очень много раз, при этом надо чтобы он уточнял как можно больше мелких деталей. Такое занятие станет очень веселым в том случае, если проводить его в группе, но при этом дети должны описывать одинаковые обстановки, чтобы могли восполнять пропущенные детали – например, рассказывающий упустил какую-то мелочь, а член группы ее напомнил.

Такие упражнения на внимание для школьников очень нравятся детям и напоминают веселую и увлекательную игру.

Упражнение №4

Благодаря регулярному использованию данного упражнения ребенок учится концентрировать собственное внимание. Итак, чтобы провести такое упражнение, надо позаботиться о специальной доске, на которой необходимо заранее, до начала занятий, нарисовать специальное игровое поле на девять клеток, при этом каждая клеточка должна быть примерно 3х3 сантиметра. Также понадобится и сравнительно небольшая присоска. Если же нет возможности применять такую присоску, тогда можно заменить ее на простой пластилин, надо взять совсем небольшой кусочек.

Дальше надо взять эту доску и поставить ее строго вертикально, после чего ведущий всем участникам занятия должен объяснить, что эта присоска (пластилин) будет перемещаться с одной клеточки на другую, после того как получит команду. Давать можно одну из четырех команд – вниз, влево, вверх, вправо. Присоска перемещается после полученной команде на одну из соседних клеточек.

Исходным положением присоски (пластилина) является центральная клетка на доске. Команды должен давать один из участников упражнения, все команды даются по очереди каждым участником. Каждый игрок должен внимательно следить за тем, как перемещается присоска (пластилин) по доске, при этом важно не допускать ее выхода за начерченное игровое поле.

После того, как все правила этой развивающей игры будут понятны всем участникам, можно приступать непосредственно к самой игре. Играть надо на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет для себя.

Если один из участников упустил смысл игры, и присоска вышла за края игрового пола, тогда он должен дать команду «стоп», после чего присоска возвращается на центральную клеточку и игра начинается сначала. Эта игра требует от всех участников постоянного внимания и контроля игры, благодаря чему ребенок начинает учится концентрировать внимание на одном занятии.

Упражнение №5

Это уникальное упражнение способствует хорошему развитию у ребенка концентрации, а также помогает развивать внимание и усидчивость, чего часто не хватает маленьким детям, ведь они не могут очень долго заниматься одним делом и на занятиях в школе им тяжело сосредоточиться.

Чтобы выполнять это упражнение, понадобится собрать небольшую группу для занятий (это могут быть школьные друзья или члены семьи). Один из участников должен стать так называемым «приемником», а остальные участники занятия будут выступать в качестве «передатчиков». Именно «передатчики» должны вслух считать, начиная от самых разных чисел, при этом считать можно в любом направлении.

Задачей «приемника» в данный момент лежит в том, что он должен в руках держать своеобразный жезл и первое время просто слушать. Теперь он должен попробовать по очереди настроиться на каждый из «передатчиков». В том случае, если ему будет неслышно один из «передатчиков», тогда с помощью движения жеста может его просто заставить говорить немного громче.

Также, если звук «передатчика» слишком громкий, тогда можно с помощью все того же жезла немного убавить звук. После того, как «приемник» некоторое время поработает, жезл передается одному из «передатчиков», таким образов за время игры жезл должен будет побывать у каждого участника игры.

Во время игры ребенок должен будет концентрировать на каждом из «передатчиков» и прислушиваться сначала к одному участнику, а потом и к другому – он должен будет услышать каждого.

Упражнение №6

Данное упражнение помогает прекрасно развивать возможность развивать переключение внимания, а также произвольности выполнения движений. Также как и предыдущие упражнения, это надо выполнять в группе. Итак, группа становится полукругом или садятся на пол, после чего ведущий должен называть предметы. Если же названный предмет может летать, тогда дети должны поднять вверх руки, а если предмет не летает, значит, руки у деток должны быть опущены вниз.

Желательно, чтобы ведущий постоянно делал ошибки, благодаря чему дети более внимательно будут прислушиваться к услышанной информации. Многие дети просто не слушая ведущего могут поднимать руки, за что они должны получать штрафные очки.

Упражнение №7

Следующее упражнение предоставляет прекрасную возможность детям концентрировать внимание на определенной работе, а также развивать память.

Надо собрать небольшую группу детей (прекрасно подойдут и члены семьи), после чего каждый участник игры, по очереди называет свое имя, а также дату рождения. Второй участник упражнений произносит имя и дату рождения первого, а потом произносит и свое имя с датой рождения.

По этой схеме работают все участники группы. Это упражнение напоминает игру под названием «Мой любимый фрукт». Главное чтобы последний участник произнес правильно не только имена, но и даты рождения всех предыдущий участников, строго в том порядке, в котором они произносились.

Упражнение №8

Данное упражнение помогает ребенку развивать устойчивость внимания. Итак, во время выполнения этого упражнения все участники должны сесть в круг, а на колени соседей кладутся руки – правая рука должна оказаться на левой ноге соседа, а левая ладошка на правой коленке. В основе такой развивающей игры лежит то, что все участники должны поочередно поднимать ладошки, следовательно, из детских ручек должна получиться своеобразная волна.

Сначала проводится небольшая тренировка, во время которой каждый участник должен внимательно следить за течением игры и только во время своей очереди поднимать ладошки. После завершения тренировки можно приступать непосредственно к процессу игры. В том случае, если по время игры будет не вовремя поднята ладошка, значит, один участник выбывает из игры. Такая развивающая игра очень нравится детям, но лучше всего проводить ее в достаточно большой компании, чтобы детям было интересно следить за развитием игры.

При условии регулярного выполнения всех предыдущих упражнений к детей буде развиваться привычка концентрировать внимание на том или ином занятии, благодаря чему значительно облегчится учеба в школе.


Степень успешности осуществляемой школьниками учебной деятельности обусловлена вниманием. Данному психическому процессу отведена особая роль. В качестве главной функции определены отбор необходимых данных и отсечение ненужных сведений. Умение сосредоточиться на словах учителя или изучаемом объекте — залог хороших оценок, в то время как рассеянность ведет к снижению успеваемости. Диагностировать наличие либо отсутствие внимания можно с помощью специальных тестов, проведение которых входит в перечень обязанностей школьного психолога. При отрицательном результате родителям будет рекомендовано принятие определенных мер.

Терминология

По сути внимание представляет собой познавательный процесс, подразумевающий необходимость обработки данных. Источниками последних являются органы чувств, конечной точкой — нервная система человека. Психологи и нейропсихологи изучают особенности обработки сведений, выявляют значимые для процесса факторы и занимаются поиском способов устранения тех или иных нарушений. Наиболее значимый для развития внимания период выпадает на возраст 6-8 лет. В эти годы фиксируется становление главных свойств, присущих процессу.

На сегодняшний день внимание принято делить на:

  • произвольное , вырабатываемое в момент осознанного сосредоточения ребенка на конкретном объекте/предмете (совершенствуется в ходе развивающих игр и требует определенного волевого усилия);
  • непроизвольное , возникающее вне зависимости от воли малыша в минуты воздействия на органы чувств какими-либо раздражителями;
  • послепроизвольное , наблюдаемое при становлении/проявлении интереса к определенным объектам/предметам (фиксируемое впоследствии сосредоточение ориентировано на обслуживание конкретного увлечения).

Вниманию присущ ряд основополагающих свойств, благодаря которым удается раскрыть особенности проявления сосредоточения в период взаимодействия субъектов и объектов. Вследствие этого внимание может быть оценено с помощью следующих характеристик:

  • количества объектов/предметов, одновременно удерживаемых вниманием;
  • умения полноценного оперирования рядом объектов;
  • возможности удержания предмета/объекта в зоне сосредоточения;
  • продолжительности периода фиксации на конкретном объекте при сосредоточении;
  • возможности перенаправления функции сосредоточения на другие предметы/объекты.

Совокупность перечисленных выше свойств дает общее представление о состоянии внимательности. Благодаря этому в моменты наблюдений у человека формируется фронтальная картина суждений о мире и требующих решения задачах.

Для психологии характерно соответствие четко сформулированного понятия любому аспекту:

  • Концентрация — способность сосредоточения на предмете/объекте и удержание данного состояния;
  • Устойчивость — продолжительность сосредоточения на конкретном предмете/объекте;
  • Объем внимания — возможность одновременного сосредоточения на двух и более объектах;
  • Переключаемость — функция перераспределения внимания между несколькими различными направлениями;
  • Распределение — способность одновременного удержания в зоне внимания нескольких разноплановых предметов/объектов.

Что немаловажно, все приведенные выше свойства могут развиваться и корректироваться. Очередной важный в развитии внимательности аспект связан с невозможностью оценивания внимания с позиций распределения, переключаемости и устойчивости при отсутствии возможности оперирования хотя бы минимальными данными о предметах/объектах. Не исключено, что именно данной особенностью обусловлена необходимость проведения занятий развивающего характера с малышами дошкольного возраста (4-6 лет), пребывающими в фазе активного сбора знаний о предметах и людях. Мамы и папы обязаны развивать в детях умение сосредоточения и перераспределения концентрации в наиболее приемлемых для их развития направлениях.

9 1

Многие родители, чтобы идти в ногу со временем прямо из колыбели подсаживают малыша к монитору. Но как правильно давать малышу компьютерное образовани...

Особенности внимания, характерные для учащихся начальной школы

На протяжении первых лет школьного обучения четко прослеживается доминирование непроизвольного внимания. Навык управления вниманием у малышей данной возрастной категории развит чрезвычайно слабо, вследствие чего дети не могут концентрироваться на конкретных объектах. Препятствует этому и частое отвлечение, обусловленное повышенной впечатлительностью и склонностью к переходу в возбужденное состояние. По-разному сказываются на внимании и разновидности учебной деятельности. Ребятня не остается равнодушной к эмоционально привлекательным объектам, чего нельзя сказать о процессах запоминания стихотворений и устного объяснения материала. В последнем случае фиксируется быстрая утомляемость, что должно быть учтено педагогами.

Методы улучшения параметров внимательности

Первые шаги на пути развития основных характеристик произвольного внимания необходимо предпринимать в дошкольном возрасте. Реализация данной задачи возлагается на воспитателей и родителей. Малышам, не переступавшим школьного порога, могут быть рекомендованы следующие упражнения:

  1. Дошкольнику предлагается нарисовать рисунок на листе бумаги. По окончании работы изображение передается взрослому с целью дополнения картинки какой-либо деталью. Указанные действия малышом не отслеживаются (можно предложить ребенку отвернуться в этот момент). Положительный результат фиксируется при обнаружении дошкольником всех внесенных в рисунок изменений. Это упражнение ориентировано на развитие концентрации.
  2. Развитию свойства переключаемости способствуют игры в «съедобное — несъедобное» , предполагающие ловлю дошкольником мяча при озвучивании съедобных объектов и отбрасывание при назывании несъедобных предметов.
  3. Как ни странно, игра в «ладушки» может рассматриваться в качестве хорошего упражнения на развитие устойчивости. Сценарий для обеих рук, а также левой/правой ладошек оговаривается заблаговременно.
  4. Требует присутствия взрослого и упражнение на объем. Помимо этого придется соорудить картонную перегородку, за которой каждый из участников по очереди будет выкладывать фигуры из 8 спичек. Смысл упражнения заключается в воспроизведении увиденного. Задача осложняется тем, что на запоминание отводится лишь несколько секунд . Точное выкладывание собранной взрослым фигуры наделяет дошкольника правом выкладывания собственного изображения. Разгадывание рисунка при этом возлагается на взрослого.

У преобладающей части первоклашек уже присутствует как произвольная, так и послепроизвольная разновидности внимания. Подтверждается это оперированием определенными знаниями и наличием конкретных интересов. В то же время следует отметить, что учащиеся младшей школы не могут обходиться теми атрибутами концентрации, которых было достаточно дошкольнику. Объясняется это необходимостью длительного сосредоточения на одном либо нескольких объектах, что невозможно без наличия способностей концентрирования, удержания и переключения внимания. Доступный ребенку оперативный объем концентрации должен не только удерживать, но и обрабатывать все поступающие сведения.

С помощью возрастной периодизации осуществляется попытка выделения общих закономерностей жизненного цикла человека. Благодаря разбивке на периоды жизн...


Развивать внимание у школьников младших классов желательно на каждом занятии. Наиболее подходящим временем считается начало урока
. Именно в этот период рекомендовано выполнение нескольких упражнений, ориентированных на активизацию внимания. Иметь представление о способах пробуждения концентрации обязаны и родители. Умение «включения» присущих восприятию возможностей познания существенно облегчает жизнь младшего школьника. При таком подходе сокращается время, затрачиваемое на подготовку домашнего задания. Неизрасходованные силы и свободные часы ребенок может потратить на игры, хобби и общение со сверстниками.

Взрослые, опекающие учащихся младших классов, могут совершенствовать характеристики произвольного внимания с помощью специальных упражнений:

  1. Оптимальными материалами для тренировки устойчивости признаны текстовые фрагменты, содержащие бросающиеся в глаза ошибки. На их обнаружение школьнику младших классов отводится небольшой промежуток времени. На начальном этапе целесообразно ограничиться короткими текстами. На протяжении занятия можно прорабатывать от 1 до 5 текстовых отрывков. При успешном выполнении рекомендуется переход к более сложным заданиям.
  2. Улучшить концентрацию поможет пара идентичных наборов пуговиц различной формы и размера. Помимо этого ребенок и один из родителей снабжаются листами бумаги с начерченной на них квадратной сеткой. В средней части поверхности стола выставляется заграждение из картона. Далее один из участников выкладывает пуговицы в произвольном порядке на выделенном ему игровом поле. Второму участнику предстоит запомнить места нахождения фишек в период отсутствия перегородки (на это отводится несколько секунд) и воспроизвести увиденное на собственном поле.
  3. Упражнение на объем начинается с записи 10-15 чисел. По окончании указанного действия взрослый демонстрирует ребенку полученную совокупность цифр в течение нескольких секунд. Далее школьник должен озвучить то, что ему удалось запомнить. Повторение приветствуется. Количество подходов может варьироваться от 10 до 25. По окончании каждого из них практикуется добавление к последовательности дополнительного числа.
  4. Тренировать переключаемость можно посредством поиска пропущенного числа. Как правило, школьники младших классов имеют представление о простейших математических действиях, вследствие чего проявляют интерес к сложным числовым рядам. К этой группе относятся и задания, связанные с исключением «лишних» растений, птиц, предметов и т.д.
  5. В упражнении на распределение родитель/педагог направляет воображаемого жучка по полю, составленному из сегментов квадратной формы. Команды, содержащие информацию о направлении движения и количестве пройденных клеток, озвучиваются вслух. Движение по диагонали не предусмотрено. На школьника младших классов возлагается задача мысленного «ведения» жучка по клеткам. Использование карандаша/пальцев запрещено. Команда «Остановка» предполагает нанесение пометки в виде крестика на соответствующую клетку. В ходе данного упражнения развивается внимание и у взрослых.

Из других вызывающих интерес заданий может быть предложено нахождение отличий в двух картинках, поиск выхода из лабиринта, зачеркивание определенной буквы в журнале/газете и многое другое. С энтузиазмом воспринимают дети и просьбы о перечислении предметов определенной формы либо цвета. Также можно попросить ребенка отыскать слова в бессмысленном на первый взгляд ряде букв: КРНКРОТЛИМАСУКВРПРОВОДНА (КРОТ, СУК, ПРОВОД и т.п.).

5 1

Зачем нужно развивать мелкую моторику рук у детей? Какие для этого лучше всего подходят занятия и упражнения? На что родителям маленьких детей обратит...

Востребованы также игры «Лови — не лови» и «Топ-Хлоп». В первом случае малыш ловит брошенный взрослым мяч при наличии команды «Лови!». Брошенный без этой команды мяч ребенок отбивает. Во втором случае школьник должен оценить правильность произнесенных взрослым фраз и отреагировать определенным образом. Соответствующие истине слова («Зимой холодно») сопровождаются хлопком, в то время как на противоречащие здравому смыслу высказывания («Автомобиль летает») ребенок должен ответить топаньем.

Заключение

Успешность учебного процесса напрямую зависит от проявляемого младшими школьниками внимания. За полноту развития важного процесса отвечают педагоги детских образовательных учреждений и ближайшее окружение (члены семьи, родственники). Достижение положительных результатов невозможно без осознания учителями и родителями процесса восприятия детьми объектов окружающей действительности. Помимо этого взрослые должны иметь представление об особенностях данного процесса, открывающихся возможностях и категориях, определяющих его сущность.

Повышению эффективности занятий, ориентированных на развитие внимания, способствует использование в упражнениях увлечений и хобби малыша. Правильно выполненные крохой действия должны сопровождаться соответствующими эмоциональными откликами со стороны взрослого (радость, удивление, восторг). Родители и педагоги не должны забывать о том, что наилучшие результаты фиксируются при выполнении упражнений игровой направленности. В большинстве случаев дети откликаются на оригинальные и неожиданные ходы, вызывающие у них интерес. Из других важных аспектов успешного развития внимания следует отметить регулярность занятий. Проводить их можно как в домашней обстановке, так и во время прогулки. Взрослые также обязаны помнить о том, что неправильные действия малыша не должны сопровождаться руганью. При этом кроху желательно хвалить даже маленькие победы.

Отлично зарекомендовали себя в сфере формирования внимания пошаговые инструкции к заданиям. Склонных к отвлечению школьников младших классов целесообразно привлекать к продолжению выполнения упражнения в доброжелательном тоне. Довольно часто предложение о дорисовке домика оказывается эффективнее окрика «Не отвлекайся!».

1 0

Наиболее главным направлением современного учебного процесса является развитие внимания у ребенка в дошкольном возрасте и у младших школьников. При этом ответственность за полное развитие внимания ложится на плечи не только на образовательные учреждения, но и на родителей.

Для чего нужно развивать?

Человеческое внимание является процессом познания, заключающимся в обработке полученных данных, которые поступают к ЦНС организма от его органов чувств.

Каким образом происходит обработка этой информации, что влияет на ее процессы и как можно регулировать ее и контролировать? Психология и нейропсихология отвечают на эти и другие актуальные вопросы.

Основные свойства внимания начинают формироваться в возрасте от шести до восьми лет. Специалисты уделяют особое внимание такой сфере, как развитие сосредоточенности у детей в дошкольном возрасте и у школьников младших классов.

Виды

Для получения эффективных результатов по развитию внимания в дошкольном возрасте и учащихся младших классов необходимо, чтобы родители и учителя понимали и осознавали процесс того, как дети воспринимают объекты, его свойства и критерии.

Прежде, чем браться за развитие и повышение внимательности при помощи разнообразных упражнений и тестов, следует понять, что от приложенной воли малыша к , оно может быть:

  • произвольное;
  • непроизвольное;

послепроизвольное.

Презентация: "Комплекс занятий для развития внимания детей"

Первый вид сосредоточенности вырабатывается тогда, когда ребенок усилием воли концентрируется на определенном объекте. Практически все игры по развитию направлены именно на этот вид внимания.

Неподконтролен воли ребенка. Внимательность развивается при взаимодействии какого-то внешнего раздражителя на органы чувств.

Послепроизвольный вид внимания развивается на фоне интереса к внешним объектам. Концентрация, развивающаяся на этом фоне, в дальнейшем, будет необходимо именно для обслуживания данного увлечения, т.е. интереса.

Главные свойства внимания

Атрибуты сосредоточенности раскрывают некоторые аспекты проявления концентрации во время того, как субъект взаимодействует с объектом.

Главные свойства:

  • удерживание объекта в поле концентрации;
  • одновременное удержание внимания на определенном количестве объектов;
  • длительность концентрации на одном объекте;
  • возможность перенаправления внимания с одних внешних данные на другие;
  • возможность полного распределения внимания на несколько объектов.

Именно совокупность отдельных атрибутов внимания формируют общий уровень концентрации у детей дошкольного возраста и у учеников младших классов. Этот уровень создает для человека фронтальное изображение представлений об окружающей реальности, а также о задачах и вопросах, которые нужно решить.

Психология для каждого атрибута определяет конкретное понятие и, соответственно, всесторонне его изучает для последующей корректировки в развитие внимания у детей.

  1. Концентрация – это возможность человеческого мозга удерживать концентрацию на объекте определенный промежуток времени.
  2. Объемом внимания называется возможность концентрировать единовременно на нескольких внешних объектах.
  3. Устойчивость внимания подразумевает то время, которое человек способен сосредотачиваться на одном объекте в полной мере.
  4. Переключаемость в психологии называется способность свойств внимания выбирать куда направить концентрацию, прежде всего.
  5. Функция распределения внимания обуславливает удержание в поле сосредоточенности сразу несколько разных объектов.

Пожалуй, можно выделить еще одни немаловажный аспект, необходимый для развития внимательности. До того момента, как человек не разовьет свое внимание до уровня оперирования определенным объемом полученной информации, он не в состоянии будет в полной мере распределять и переключать сосредоточение на разных предметах. Вследствие чего, будет отсутствовать устойчивость внимания.

Предположительно, именно эта особенность обуславливает ранние занятия с детьми в дошкольном возрасте по развитию внимания. Период с 4-х до 6-ти лет наиболее подходящий для обучения, т.к. дети начинают активно познавать окружающие их объекты.

Родители в этом периоды должны максимально уделять внимания своим детям и учить их сосредотачиваться и распределять концентрацию. При этом важно достичь оптимального развития в нескольких направлениях.

Методы улучшения свойств внимательности

В чем же заключается суть занятий, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста и у учеников младших классов? Главной задачей учителей и родителей заключается в развитии аспектов произвольного вида внимания. Ниже представлены упражнения и задания, разбитые на две группы – дошкольники и учащиеся младших классов. Выполняя данные задание систематически, можно развить у ребенка все аспекты внимания.

Упражнения для дошкольного возраста

Специалисты разработали несколько заданий, который способствуют развитию внимания у детей в данном возрасте:

  1. Задания на повышение сосредоточенности. Данное упражнение равноценно будет как для родителей, так и для детей. Суть заключается в том, чтобы испытуемый нарисовал изображение на бумаге. После этого необходимо передать его взрослому. При этом ребенок отварачивается. В этот момент, родитель пририсовывает к картинке какую-то деталь. Задача ребенка обнаружить изменение. Упражнение можно усложнять путем рисования мелких деталей. Однако рекомендуется это делать постепенно и на разных рисунках.
  2. Задание на атрибут «объем». Работа происходит также в паре. Родитель и ребенок разделены перегородкой (можно использовать плотный картон). Взрослый на столе выкладывает любую фигуру из 8-ми палочек и на мгновенье убирает перегородку. Дошкольник должен воспроизвести фигуру. Если он успешно справляется, то ход передается ему. Время фиксации изображения также можно увеличить, к примеру, на 30 сек.
  3. Эффективным заданием на проверку устойчивости внимания является игровая форма «ладушки». Важно оговорить условия и сценарий игры перед началом. Данное упражнение также положительно влияет на моторику и координацию.
  4. Задание на уровень переключаемости концентрации происходит в игровой форме «Съедобное – несъедобное». Родитель кидает малышу мяч и называет различные объекты, фигуры и предметы. Те, которые являются съедобными, ребенок ловит мячик, а если названный предмет невозможно съесть – отбрасывает.

Упражнения для учащихся младших классов

Возраст, в котором ребенок первый раз идет в школу, отличается тем, что малыш уже имеет произвольный и послепроизвольный вид внимания. Обусловлено это тем, что у него уже сформировались какие-то увлечения, а обучение уже идет.

Однако тех свойств внимания, которыми обходился ребенок до поступления в школу, на этом этапе уже не достаточно.

Школа – это то место, где ребенку придется в течение нескольких часов концентрировать внимание на объектах, зрении и слухе. При этом школьнику младших классов нужно уметь не только удерживать, но и переключать его. Следует довести объем внимания до того предела, когда ребенок сможет оптимально обрабатывать входящие данные и на процессе обучения.

Со стороны воспитателей и учителей следует включить в каждый урок время на развитие концентрации. При этом важно, чтобы урок начинался именно с упражнений по активации внимания. Таким образом, школьник сможет концентрироваться на обучении, а не «витать в облаках».

Немаловажную роль относят и к занятиям с родителями. Поэтому так важно знать, как лично каждый родитель сможет активировать сосредоточенность у учащегося младших классов. Ведь такие навыки помогут малышу качественно выполнять домашнее задание, повышать интерес к процессу обучения, и при этом, останутся силы на свои увлечения.

Ниже приведены различные задания и упражнения по развитию произвольного вида у учащихся начальных классов. Выберите наиболее оптимальные и интересные для Вас.

  • Упражнение для развития концентрации «Пуговицы». Задание предполагает работу в паре. Взрослому и ребенку дается 2 набора по количеству одинаковых пуговиц. Однако пуговицы в каждом наборе разные. Также выдается бумага, которая расчерчена на квадраты. В середине стола устанавливается перегородка (лучше использовать картонную). Тот, чей ход первый, раскладывает пуговицы на своём поле (листе бумаге). Перегородка убирается и второй игрок должен запомнить расположение «фишек». Далее, перегородка возвращается, и второй игрок повторяет расклад.
  • Задание по развитию на объем внимания. Родитель на листе бумаге пишет числовой ряд из десяти чисел. Показывает школьнику на 30-40 сек, а ребенок должен их воспроизвести. Задание лучше повторять от 10 до 15 раз, каждый раз увеличивая количество цифр.
  • Упражнение на устойчивость концентрации. Школьнику дается текст, где есть ошибки. Задача Вашего чадо за определенный промежуток времени выявить их. На начальном этапе можно давать небольшие отрывки. При этом объем заданий за один урок можно повышать до 5. Важно начинаться с простых текстов.
  • Пожалуй наиболее результативным упражнением является задание «Найди недостающее число». Это упражнение дает возможно проанализировать уровень переключаемости внимания. В том случае, если школьник хорошо ориентируется в математике, задание можно усложнить, добавив сложный ряд цифр. Кстати, можно искать не только числа, но и животных, растения и другое.
  • Очень интересное задание «Жук» направлено на развитие атрибута распределения концентрации. Возьмите лист бумаги и разделите его на квадраты. Малыш должен представить, как по полю ползает жучок. При этом взрослый должен давать команду: жук ползет влево, жук ползет вверх и т.д. Ребенок должен мысленно водить жука, не используя палец или ручку. В момент, когда родитель говорит «Стоп игра», школьник карандашом рисует точку в том квадрате, где жук остановился. В этом задание развитие распределения работает как у взрослого, так и у школьника.

Как видно из заданий, все упражнения на развитие внимания у дошкольников и детей младших классов, проводятся в паре – родитель и дитё. Такие совместные задания не только развивают концентрацию, но и создают доверительную атмосферу. При этом качество обучения в школе значительно повышается.
Похожие публикации