Сочетания чк чн чт нч. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Не пропусти сочетания букв: чк, чн, ст, сн

Пиши буквенные сочетания чк , чн точк а, дочк а, точн о, срочн о.

Звук [ч’] - мягкий непарный. Мягкое произношение звука [ч’] не требует обозначения мягкости на письме.

Пиши буквенные сочетания ст, сн перед буквами ь , и, е, ё, ю, я без мягкого знака, например: власт ь , ласт ик, мост ик, мясн ик, (о) хвост е, ст ёкла , Наст юша , Наст я .

Слова с сочетанием чн могут произноситься по-разному.

  • Сочетаниечн произносится как [шн], например: конечн о .
  • Сочетание чн произносится как [ч’н], например: конечн ая остановка, точн о, срочн о.
  • Сочетание чн можно произносить и [шн], и [ч’н]: скучн о, булочн ая, прачечн ая.

Произнося [шн], пиши чн .

В глаголах в форме множественного числа повелительного наклонения мягкий знак перед окончанием -те сохраняется:

брось (единственное число), брось те (множественное число).

План-конспект урока по русскому языку на тему:
Орфограммы чк, чн,чт, щн

К уроку русского языка

Предварительный просмотр:

Русский язык 2 класс
учебник С.В. Ломакович Л.И. Тимченко

Тема: Орфограммы чк, чн,чт, щн

Цель: Повторить правописание чк, чн,чт, щн

Задачи: 1.Вспомнить согласные, мягкость которых на письме не обозначается
2.Объяснить почему Ь не пишется в сочетаниях чк, чн, чт, нщ
3. Расширять лексический запас учащихся

  1. Упражнение 45 (Рабочая тетрадь) работа в паре

— Разделите слова на 2 группы: один выписывает по заданию, другой – оставшиеся

— Проверьте. Если не так – исправьте. (на интерактивной доске)

— Почему первое слово написано с заглавной буквы?

— Почему в первом столбике мягкость согласного не обозначена Ь?

— Какая это орфограмма? Назовите тему.

— Откройте учебники и прочитайте тему урока 25.

Что означает слово «орфограмма»?

III. Работа над упражнениями

а) Прочитайте вслух задание.

— Докажите, что это текст.

б) Самостоятельное списывание.

— Какое слово записали не так, как в книге. Почему?

Какая ещё орфограмма встретилась? (ча, чу) Почему так пишут?

2. Правило стр.31

Ф и з м и н у т к а

3.Поупражняемся в написании таких слов, выполнив Упражнение 53

— Замените первый звук парным согласным.

Какие согласные называются парными?

— Допишите несколько слов сами. Можно посоветоваться с соседом по парте.

Как написали? Почему?

4. Поработаем со словами противоположного значения с орфограммой нашего урока в

Упражнении 54 (интерактивная доска). Соедини пары.

чистить к о мичный светлый в е сёлый

мра[ч’н]ый па[ч’к]ать траги[ч’н]ый ску[ч’н]ый

Подчеркни орфограмму. Почему так пишем?

Сравните написание и произношение последнего слова.

— В русском языке таких слов несколько. Их надо запомнить. Прочитайте.

В словах коне чн о, ску чн о, яи чн ица, скворе чн ик, подсве чн ик сочетание ЧН надо произносить [ШН].

Правописание какой орфограммы повторили?

— Почему так пишется?

  1. Правило стр.31
  2. Самостоятельно подобрать слова с изученными орфограммами Упр.48 (рабочая тетрадь)
  3. Найдите в словарях слова, в которых сочетания ЧН произносится, как [шн]

(скворечник, булочная и др.)

УМК: Развивающая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Тип урока: постановка проблемыПостановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми став.

Данный урок был проведён во 2 классе. Программа УМК «Гармония».

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать.

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята.

Карточки по русскому языку.

Карточки по русскому языку.

laquo;Орфограмма ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН»Цель деятельности учителя: Познакомить с правописанием слов с сочетанием ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН;учить писать элементы письменных букв по алгоритму; учить правилам.

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме:
Урок русского языка «Правописание сочетаний ЧК — ЧН», 1 класс.

Цели:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: «Правописание сочетаний

Нафанаилова С. М.

Учитель начальных классов

с. Марьины Колодцы

1) образовательные: формировать у уч-ся навыки правописания сочетаний: ЧК, ЧН, учить заменять сочетание одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных слов (повторить звукобуквенный разбор слова)

2) развивающие: развивать внимание, интерес к предмету, русскому слову, орфографическую зоркость, формировать навыки каллиграфического письма, обогащать словарный запас.

3) воспитательные: воспитывать умение слушать, аккуратность

Незнайка со словами, карточки с буквами, конверты с заданиями, карточка для словарной работы.

Сегодня у нас урок русского языка. На этом уроке мы будем работать над орфограммой, но над какой узнаем позже.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

В начале нашего урока мы проведём минутку чистописания. Посмотрите, на доске записаны буквы, но писать все мы не будем, а напишем только те, которые выберем, ответив на вопросы.

— Какая согласная буква в русском языке из всех написанных, обозначает

только мягкий звук? (ч)

— Какая буква относится к парным по глухости и звонкости согласным? (К)

— Какая буква обозначает сонорный звук? (Н)

Правильно! Мы с вами выбрали 3 буквы, их и будем писать на минутке чистописания

Сидим красиво, тетради положили под углом. Пишем красиво.

— Скажите, пожалуйста, какие орфограммы можно составить из этих написанных букв? чк, чн.

Правильно! Мы с вами вместе выяснили, какая сегодня тема нашего урока.

ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЧК, ЧН.

3. Работа по теме урока.

Сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. Он принёс нам слова, которые приготовил для нашего урока, но пропустил в них буквы, он так затрудняется, что просит вас помочь ему вставить пропущенные буквы.

— Помогите Незнайке подумайте и скажите, какую букву нужно вставить в слова? (Никакую, т.к. мягкий знак в сочетаниях ЧН, ЧК, не пишется.)

— Назовите во всех словах согласные буквы, которые обозначают только мягкий согласный звук. (Ч, Й. Они обозначают только мягкие согласные звуки.)

Запишите эти слова в тетрадь через запятую.

У вас у всех на столе лежат карточки на них написано правило, которое нужно знать всем: и вам и Незнайке.

Послушайте это правило и запомните

Читают наизусть дети

Точный, скучный и мучной,

Вечный, сочный и речной,

Кочки, бочки, точки,

Дочки и сыночки,

Есть в словах ЧК, ЧН.

Знаем точно: в тех словах

Мы не пишем мягкий знак.

Места нет для смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

Вывод: в сочетаниях ЧК, ЧН, – ь знак не пишется.

4. Работа с учебником.

— Откройте учебник на стр. 72 упр.106.

— Какая орфограмма встретилась в этом слове? – ЧК. Запишите его!

Проведём звукобуквенный анализ слова.

— Поделите слово на слоги. Сколько слогов? Почему?

Очки – оч-ки – 2 сл., 4б., 4 зв.

Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.

ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА.

5. Упражнения по развитию устной и письменной речи.

— Посмотрите! Озорник ветер перемешал слова в предложении.

— Прочитайте их. Из какой это сказки?

Ряба, снесла, яичко, курочка

— Давайте вернем слова на свои места

— Какое предложение у нас получилось. (Курочка Ряба снесла яичко.)

— Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (Начало предложения пиши с большой буквы, слова в предложении пиши раздельно, в конце ставь точку).

— Почему слово Ряба будем писать с большой буквы?

— Ещё, на какие слова следует обратить внимание. Почему?

— Запишите предложение. Подчеркните сочетания.

— А из какой сказки вот это предложение:

— Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).

— Запишите предложение. Подчеркните сочетания. Проверьте.

6. Работа над правильным произношением слов.

— Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк, а теперь поучимся говорить правильно.

Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница люди произносят неверно ску[ч, ]но, а нужно ску[ш]но.

— Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук

— Какое сочетание в этих словах?

— Как оно пишется?

7. Закрепление изученного.

Я называю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово

Записываете с красной строки и подчеркиваете сочетания.

Бело чк а, ёло чк а, ру чк а, соба чк а, ябло чк о, пти чк а, ту чк а, щу чк а.

Укажи номера слов, в которых допущена ошибка.

  • Чему учились на уроке?
  • Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)
  • Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познакомить с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн,щн (звуки[Ч\’] , [Щ\’] — мягкие, сочетания пишутся без ь);Формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩНРаз.

Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

Презентация с использованием интерактивной доски.

Правописание сочетаний чк-чн (рзработка урока).

открытый урок русског языка в 1 классе.

Данный материал может быть полезен учителям 1 классов.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

ЦЕЛИ:

Планируемые результаты:

Просмотр содержимого документа
«Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»»

ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

ЦЕЛИ: сформировать представление о буквосочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ как орфограммах; развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; ознакомить с правилом употребления мягкого знака; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление; заострять внимание на языковых явлениях

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями, карточки для работы в парах, средней и повышенной сложности; предметные картинки.

I. Организационный момент

— Начинаем мы урок.

— Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

II. Актуализация знаний

а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2

— Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

— Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща)

— Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)

б) Игра «Волшебник мягкий знак»

С помощью мягкого знака образуйте новые слова. Выиграет тот, кто быстрее выполнит задание

для проверки СЛАЙД 3

в) Диктант. (создание проблемной ситуации)

— Запишите слова в два столбика: в I – слова – названи е предметов с мягким знаком на конце, а во II в середине слова.

Письмо, цепь, пальто, клюшка, пень, морковь, желудь, кисточка, деньги, зонт.

— Ребята, в каких словах мягкость согласных звуков обозначена на письме с помощью мягкого знака? (Письмо, цепь, пальто, пень, морковь, желудь, деньги.)

— а в каких словах –нет мягкого знака?(Кисточка, зонтик)

— Почему в слове кисточка мягкий знак после буквы Ч не пишется? (вопрос остается открытым) СЛАЙ 4

III . Сообщение темы урока

— Сегодня тема нашего урока «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4

— На какие три группы можно разделить слова?

Бол… кол…цо ноч… ной

лос… кон…ки хищ…ный

ден… пал. то кон…чик

— Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

— Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные )

— Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

— Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком )

— Во втором столбике? (мягким знаком )

— Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

— Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

— Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные )

— какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем )

— Почему? (в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

— прочитайте, чему будем учиться.

— Прочитайте название темы сегодняшнего урока. (Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)

V. Работа по теме урока

У.с. 4 упр.1 Пл.о.хой друг в деле не п о мощник.

На св о ей улочке и курочка хр а бра.

— Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились?(проверяемая гласная)

— Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками (помощник, улочка, курочка )

— Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК )

— Что обозначает условный значок на полях? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )

— Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? (мачта )

Мачта высокий столб на судне для парусов.

— Отвечаем на вопросы после упражнения.

— Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски )

— Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко )

— Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется )

— Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами )

Для развития речи учащихся

● Шла по полю черепаха (идём пальчиками )

● И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат )

● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

● Никого я не боюсь! (отрицание — указательным пальцем )

VI. Знакомство с правилом

— Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.

У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6

— Выполните задание к упражнению

Одуванчик — растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

Птенчик уменьшительно- ласкательное к птенец;

Кончик — уменьшительное к слову конец;

Блинчик – название сладкого блюда

Стаканчик – маленький стакан.

— Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение сам-но.

VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

Работа в парах по карточкам

Это было Зимой. К окну Прилетела синич ь ка. Она была голодна. У окна стояли дети. Им стало жаль птич ь ку. Они открыли форточ ь ку. Птич ь ка влетела в комнату. Она стала клевать хлебные крошки.

Прчитайте текст и исправьте ошибки

Мы с дедушкой поехали на дач ь ный уч я сток. Там всегда много работы: накормить птенчиков курицы — крошеч ь ных ц и плят, сварить ежевич ь ное варенье. Дедушка сказал, что мы- настоящие помощ ь ники.

VIII. Рефлексия Слайд № 8

Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки

— Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. (по чт а, пте нч ик, хи щн ик,очки )

— Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

IХ. Итог СЛАЙД № 9

— Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….

— Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?(пишем без ь знака

Красная карточка _ не уверены в своих знаниях;

желтая -, если хорошо усвоили материал;

зеленая — если уверены в своих знаниях

Х. Домашнее задание

У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;

Спасибо за урок!

Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко и др. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.

В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь Часть 2. Москва «Просвещение» 2012.

В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Учебник Часть 2- М.: Просвещение, 2012.

В.П. Канакина Г.С. Щёголева Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 кл. М.: Просвещение, 2009.

Большой толковый словарь русского языка: ок. Б79 60 000 слов/под ред. Д.Н. Ушакова. – М.:АСТ: Астрель 2008.

Сочетание ЧК, ЧН, НЩ, ЩН

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Задания для групповой работы.docx

Написать слова с изученными буквосочетаниями: чк, чн, нщ, щн:

Ответь письменно на вопросы:

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

1. Что нашла лисичка?

2. Где она легла спать?

3. Куда она спрятала скалочку?

Написать слова без ошибок.

Валечька и Машенька кормили белочьку.

Собачка Жучька любила яичьницу.

Из больших предметов получи маленькие. Напиши их.

Строка – стакан- рука-

Кошка – диван- кулон-

Дева – печь- конец-

Напиши те буквосочетания, которые нужно писать:

Ово(щн/щьн)ые, скворе(чьн/чн)ик, помо(щьн/щн)ик,шу(чк/чьк)а, стака(ньч/нч)ик

Измени слова так, чтобы в них появилось сочетание чк-чн, напиши:

Рыжая белка, хитрая лиса, шустрые птицы, золотое яйцо, быстрая река, красивые цветы.

Запиши одним словом:

1.Украшение в форме круга, надеваемое на палец.

2. Приспособление для ловли рыбы.

3 Игрушка, которую вешают на ёлку.

4.Специалист по каменной и кирпичной кладке.

5 Сладкое мучное изделие с вареньем.

Выбранный для просмотра документ разноуровневые задания.docx

Спиши слова, вставляя пропущенные буквосочетания:

Лимо..ик, моло..ый (суп), серде..ый друг, вну..а, телефо.ик, ово..ой (суп), хи..ик, сини..а

2 уровень

Вставь в предложения нужные буквосочетания.

На воде играют солне.. .ные зайчики.

Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде.

Подчеркни основу предложения.

3 уровень

Найди и исправь ошибки в тексте:

Добрый сказочьник весной

Няньчил дочку в час ночьной.

Спи дочурочька в тиши,

Мягкий знак тут не пиши!

Выбранный для просмотра документ сочетаничя чк, чн, нщ, щн.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка во « классе Тема урока «Правописание буквосочетаний чк, чн, нщ, щн» Подготовил учитель МБОУ «Школа №39 «Центр физико-математического образования» г.Рязани Шуралева Нина Владимировна

НОЧЬ ДОЧЬ КАМЕНЬ

Ночь дочь камень ь Ноч?ка доч?ка камен?щик

Правописание буквосочетаний чк, чн, нщ, щн

Найди слово с орфограммой Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льётся, Лужи у крыльца А. Плещеев

Говори правильно [ш] конечно –[кан’эшна] скучно-[скушна] булочная-[булашнай’а ] нарочно-[нарошна] скворечник-[сквар’эшн’ик] помощник-[памошн’ик]

Когда так говорят? Плохой друг в деле не помощник. На своей улочке и курочка храбра.

Найди слово в слове юбочка Любочка- Дудочка- Карточка- , бочка удочка, дочка точка

Исправь ошибки Куроч снесла золотое яич ь ка ко. ь

1 уровень Спиши слова, вставляя пропущенные буквосочетания: Лимо..ик, моло..ый (суп), серде..ый друг, вну..а, телефо.ик, ово..ой (суп), хи..ик, сини..а

2 уровень Вставь в предложения нужные буквосочетания. На воде играют солне.. .ные зайчики. Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде. Подчеркни основу предложения.

3 уровень Найди и исправь ошибки в тексте: Добрый сказочьник весной Няньчил дочку в час ночьной. Спи дочурочька в тиши, Мягкий знак тут не пиши!

1 уровень Спиши слова, вставляя пропущенные буквосочетания: Лимончик, молочный (суп), сердечный друг, внучка, телефончик, овощной (суп), хищник, синичка

2 уровень Вставь в предложения нужные буквосочетания. На воде играют солнечные зайчики. Птенчик сидит в крошечном гнезде. Подчеркни основу предложения.

3 уровень Найди и исправь ошибки в тексте: Добрый сказочник весной Нянчил дочку в час ночной. Спи дочурочка в тиши, Мягкий знак тут не пиши!

Правила работы в группе -Работать должен каждый на общий результат. -Один говорит, другие слушают. -Если не понял, переспроси. -Своё несогласие высказывай вежливо.

1 группа Написать слова с изученными буквосочетаниями: чк, чн, нщ, щн:

2 группа Ответь письменно на вопросы: Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку. 1. Что нашла лисичка? 2. Где она легла спать? 3. Куда она спрятала скалочку?

3 группа Написать слова без ошибок. Валечька и Машенька кормили белочьку. Собачка Жучька любила яичьницу.

4 группа Из больших предметов получи маленькие. Напиши их. Строка – стакан- рука- Кошка – диван- кулон- Дева – печь- конец-

5 группа Напиши те буквосочетания, которые нужно писать: Ово(щн/щьн)ые, скворе(чьн/чн)ик, помо(щьн/щн)ик,шу(чк/чьк)а, стака(ньч/нч)ик

6 группа Измени слова так, чтобы в них появилось сочетание чк — чн, напиши: Рыжая белка, хитрая лиса, шустрые птицы, золотое яйцо, быстрая река, красивые цветы.

7 группа Запиши одним словом: 1.Украшение в форме круга, надеваемое на палец. 2. Приспособление для ловли рыбы. 3 Игрушка, которую вешают на ёлку. 4.Специалист по каменной и кирпичной кладке. 5 Сладкое мучное изделие с вареньем.

Нарисуйте в тетради Я всё понял и научу другого Я всё понял Мне не всё было понятно

Работать на уроке мне понравилось, потому что… Наиболее трудным мне показалось… Самым интересным было…

Выбранный для просмотра документ технолог. карта русский язык.docx

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе с дидактической структурой урока

Тема: Сочетание ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.

Сочетание ЧК, ЧН, НЩ, ЩН

Полякова, издательство «Просвещение» 2014 г

Цель урока: организовать учебную деятельность учащихся, направленную на усвоение правил правописания в словах сочетаний чк, чн, нч, нщ, щн и их произношение.

Задачи: научить писать слова с сочетаниями чк, чн, нщ, щн; обосновывать написание слов с этой орфограммой; обогащать словарный запас учащихся; развивать фонематический слух учащихся; развивать устную и письменную речь детей на основе полных ответов; развивать орфографическую зоркость учащихся;

Воспитательные цели: воспитывать любознательность , воспитывать интерес к русскому языку, формировать культуру общения, готовность слушать друг друга, уважительно относиться к иному мнению; прививать навыки работы в коллективе, познавательный интерес; внимание, самостоятельность; развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Развивающие цели: слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, проводить анализ, сравнение; проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

учиться формулировать цель; осуществлять оценку результативности; контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Личностные УУД: положительное отношение к учебе и своим знаниям,

Формирование умения слушать и слышать; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра; владение монологической и диалогической формами речи.

Формы работы учащихся:

Фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.

Конспект открытого урока
по русскому языку
2 – Г класса

Правописание
сочетаний
ЧК, ЧН .

подготовил учитель:

Новожилова И. П.

Макеевка - 2011

Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

Цель урока : - помочь детям усвоить, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать.

Закрепить знания детей по правописанию слов с сочетаниями чк, чн.

задачи урока : обобщить знания учеников о звуке [ч"]. Практиковать написание слов с орфограммой. Формировать навыки устной и письменной речи (составление предложений). Развивать навыки каллиграфического письма. Формировать навыки групповой работы.

Ход урока

    Орг.момент

    Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.

Сядьте тихо и неслышно

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудится

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики.

Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс и не повлияла на наше настроение.

2. Чистописание .

    Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю).

    Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.

    Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)

    Давайте найдем эту букву на нашей помощнице – Ленте букв.

    Что мы знаем о букве Ч? (согласная). А о звуке [ч]? Непарный, глухой, всегда мягкий.

    Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.

    Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.

    Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось в слове тучка? (чк пишется без ь)

    Почему мы не пишем мягкий знак? (звук ч – всегда мягкий). С какой ещё согласной дружит буква ч? (н - чн)

    Запишем эти два сочетания на следующей строке.

    Что вы написали на второй строчке? (чк, чн)

    Правописание слов с сочетаниями чк чн – это и есть тема нашего урока.

2.1. Словарная работа.

    Подул ветерок, наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят снежинки и падают на деревья, кусты.Когда много снега им тепло. А на какое дерево они подают, мы узнаем, отгадав загадку.

    В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза )

    Правильно, это береза.

    Произнесем слова по слогам. (Показываю на доске).

    Давайте запишем это словарное слово. (Словарь: береза,)

    Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? (на слог с гласной ё всегда падает ударение)

    Какую букву мы должны запомнить? (е)

    Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? (Девочка)

    Запишите это слово(на доске), поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.

    Проверьте то, что вы написали.

    Вывод: чк, чн встречается и в словарных словах.

3. Объяснение нового материала

Почему ЧК и ЧН пишутся без мягкого знака?

Жили – были буквы, и был среди них Ь. Никто с ним не дружил и Ь знаку было скучно. Все буквы играли в слова, начали они собирать слово ВИНЕГРЕТ, у них все получилось. Начали они собирать слово СЛОВАРЬ, собрали они слово СЛОВАР. Буква Р сказала: « Приходи к нам Ь мы с тобой тоже будем играть.». Ь знак пришел к ним, подошел он к букве Р и получилось у них слово словарь. Все буквы обрадовались, что у них получилось и это слово. Потом они начали собирать слово ДОЧКА. Ь знак увидел, что это слово получилось без него, и он побежал к буквам ЧК, а буква Я сказала:

Куда ты бежишь Ь знак, ты в этом слове не можешь стоять, ведь буква Ч и так мягкая. Если ты встанешь после неё, то она превратиться в зелёное облачко и улетит. Тогда у нас больше не будет буквы Ч и наши слова с буквой Ч пропадут и не будут получаться.

И Ь знак не встал в слове ДОЧКА.

4. Закрепление нового материала.

    Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели снежинки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн. Слова не могут попасть в дом, их не пускает “Ь”, который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда “Ь” пропадёт.

    Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.(ученик у доски)

    то чк а

    но чк а

    пе чк а

    чн

    то чн о

    сро чн о

    со чн о

    Проверим.(поменялись тетрадями «взаимопроверка»)

5. Физминутка.

Жук испугался - в норке темно,

Жутко ему опускаться на дно.

И вылез наш жук, увидал Божий свет…

При свете таком у жука страха нет.

6. Упражнения по развитию устной и письменной речи.(работа в группах)

    Посмотрите! Озорник ветер не только со снежинками играет. Он перемешал слова в предложении. Давайте вернем слова на свои места. (на доске Ряба снесла яичко курочка.)

    Какое предложение у нас получится? (Курочка Ряба снесла яичко)

    Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (начало предложения с большой буквы, в конце ставится точка).

    Какие правила написания слов встретились? Подчеркните их. (чк, Р – большая буква).

    Из какой сказки это предложение? (Курочка Ряба)

    (У доски дети, а все остальные списывают в тетрадь перепутанные слова. Подчеркните чк, чн). У речки дубовая роща. Мама купила Коле книжечку. У охотника была внучка Катя. За речкой горит огонёк. Прилетела к нам синичка. Я кушал сочный апельсин.

    Молодцы. А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).

    А чем закончилась эта сказка?

    Что помогло героям сказки вытащить репку? (Вот и мы работали вместе, дружно).

7. Работа с учебником .

Открываем учебник на стр. 91 упр. 184(дочка, удачный, ручка, сказочный, тучка, почка), комментированное письмо, правило,упр.185- устно(Верочка, Зиночка, Леночка, Ирочка, Людочка).

8. Физминутка

На уроке мы писали

И, конечно же, устали.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

На носочки поднялись.

Руки опустили,

А теперь присели вниз.

Коленки обхватили.

Снова встали - ноги вместе

И уже сидим на месте.

9. Работа с карточками в парах.

    А сейчас мы будем работать в парах – на стол к вам опустилось облачко, а на нем задание. Внимательно прочитайте задание. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.

Слова: синички, птички, червячки, кусочки, лампочки.

    Проверьте друг у друга. .(поменялись тетрадями «взаимопроверка»)

10. Диктант с простукиванием.

Дети сегодня у нас необычный урок, мы были в сказке и сейчас тоже попали в сказочный лес, где живет волшебный дятел, который будет вам немного подсказывать, т.к. тема у нас новая. Сели ровно и внимательно слушаем. Не забываем, с какой буквы мы начинаем писать начало текста и новое предложение.

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку.

11. Дидактическая игра.

    Мы хорошо поработали, а теперь отдохнем, поиграем и играя, поучимся. (на доске слово ТОЧКА)

    Измените слово (первую букву) так, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка – бочка.

    Чем похожи по написанию эти слова. (точка – бочка- кочка – почка – ночка).

12. Работа над орфоэпией .

Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с ЧН, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений, которое записано у вас на карточке.

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе, не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь-то я послушный!

13. Домашнее задание.

стр.93, упр. 190

14. Подведение итогов урока.

Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке?

    Что мы узнали нового на этом уроке?

    Делаем вывод: мягкий знак не может жить в одном доме с чк и чн!












Упражнение 1, с. 3

1. Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Здесь хорошее местечк о,
Протекает мимо речк а.

Принесли мы для бычк а
Полведёрка молочк а.

Дождик вылился из тучк и,
Вымыл ёжику колючк и.

Подарила мама дочк е
Разноцветные платочк и.

  • Подчеркните в словах буквосочетание чк.

Упражнение 2, с. 3

2. Замените звуковые обозначения слов буквенными.

[р’э́ч’ка] рéчка [нóч’ка] нóчка
[пóч’та] пóчта [п’э́ч’ка] пéчка
[п’ис’мó] письмó [тóч’ный’] тóчный
[мóщ’ный’] мóщный [х’и́щ’ный’] хи́щный
[мáч’та] мáчта [пал’тó] пальтó

Упражнение 3, с. 4

3. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением. Запишите.

синица - синичк а крыльцо - крылечк о
облако - облачк о кольцо - колечк о
задача - задачк а место - местечк о
вода - водичк а сестра - сестричк а
конец - конч ик птенец - птенч ик
диван - диванч ик стакан - стаканч ик

  • Подчеркните буквосочетания чк, нч.

Упражнение 4, с. 4

4. Прочитайте.

1. Улетела ласточ ка за тридевять земель . 2. На солнечн ой поляночк е мотыль ки и бабочк и лакомятся сладким соком с цветов. 3. В лесочк е над речк ой построена дачк а. На дачк е живёт неболь шая собачк а.

  • Вставьте, где нужно, мягкий знак. В других словах соедините линией буквы на месте пропуска.
  • Подчеркните в первом предложении главные члены.

Упражнение 5, с. 5

5. Прочитайте. Образуйте однокоренные слова по образцу. Запишите.

  • Подчеркните в словах буквосочетание чн. Составьте и запишите предложение с одним из слов.

Цветочная клумба украшала наш сад.

Упражнение 6, с. 5

6. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Белка и грибы

На по ляне у пе нёчка
Белка набра ла гри бочков.
Скрылось солнце за го рой,
Время двигаться до мой.
Но до мой да лековато,
А гри бы тя желоваты...

А. Захаров

  • Придумайте и запишите заголовок к тексту.
  • Устно составьте продолжение текста.

Съела белка половину -
Подняла легко корзину
Прыг с осины на сосну:
"Я грибы домой несу!"

Упражнение 7, с. 6

7. Прочитайте.

Синичк а - воробью сестричк а.
Конч ил дело, гуляй смело.
Кто любит труд, того люди чт ут.

I. Тучка, девочка, белочка, дочка, ласточка, обманщик, внучка, сорочка, Жучка, цветочки, ночной, точный, облачный, солнечный, лимончик, вечный, прочный, гонщик, мощный, кончик.

II. Птенчик, тушканчик, горчичник, скворечник, отличник, привычка, водичка, почка, косточка, стаканчик, сердечный, облачный, молочный, гаечный, мучной, обычный, ночной, погонщик, беспомощный.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. На столе ярко горела свечка. 2. Птенчик выпал из гнезда. 3. Шлю тебе сердечный привет. 4. Раньше люди пользовались солнечными часами. 5. Малыши построили песочный замок. 6. Птички клевали сочные ягоды. 7. На пироге румяная корочка. 8. В конце предложения надо поставить точку. 9. Хорошая привычка - закаляться холодной водой. 10. Дети принесли цветы к Вечному огню.

1. Отец ремонтирует машину гаечным ключом, 2. Скучно сидеть без дела. 3. Дождевая вода стекает в бочку. 4. Внучка за Жучку, Жучка за внучку. 5. Ночные бабочки летят на свет. 6. Я пришёл в школу точно по звонку. 7. Бабушка пьёт сердечные капли. 8. Ласточки свили гнездо под крышей. 9. По стене прыгает солнечный зайчик. 10. У отца срочная работа.

ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать слова. Рядом написать образованные от них слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Птенец, кошка, собака, ночь, булка, носки, коза, туча, вода, звезда, белка, лиса.

2. Прослушать отрывки из стихотворений и загадки. Выписать слова с сочетаниями чн, чк.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

(А. Пушкин)

Плутовка к дереву на цыпочках подходит.

(И. Крылов)

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

(С. Есенин)

Милые синички

Ростом невелички,

Так что жить не тужить

Могут в рукавичке.

(А. Прокофьев)

Я за свечку, свечка - в печку…

(К. Чуковский)

Но у мамы есть привычка

Говорить всегда не то.

Говорю я ей про птичку,

А она мне про пальто.

(А. Варто)

Жёлтые комочки,

Бегают за квочкой.

Лёгкие, как вата,

Это кто? (Цыплята)

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Чёрная собачка весь дом стережёт. (Замок)

На красной перекладинке белые курочки сидят. (Зубы)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик - в ручейке,

А широкий - в море. (Речка)

Далеко мой стук слышится вокруг.

Червячкам я враг, а деревьям - друг. (Дятел)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть олова с сочетаниями нч, чн, чк.

Отличный урожай в нашем саду! Сладкие яблочки, красные вишенки, сочные груши. Налетели птички. Они тоже хотят полакомиться ягодами и фруктами. На верхушках деревьев от вишенок остались одни косточки.

СЕСТРИЧКА

У меня родилась сестричка Лизочка. Я помогаю маме ухаживать за ней. Каждый день я хожу на молочную кухню и приношу бутылочки с молочком. Мама греет молоко на кухне, а я показываю Лизочке игрушечных зверей. Она тянет к ним ручки и улыбается.

ЧЕМ ЛЮДИ ПИШУТ

Обычно я пользуюсь шариковыми ручками. Они появились недавно. Чем только люди раньше не писали! Деревянными палочками на дощечках из глины. Гусиными перьями при помощи чернил. Намного позже появились привычные нам ручки. Они удобные и прочные. Иногда их называют вечными перьями.

УЛИЧНЫЙ МУЗЫКАНТ

На дворе была скучная и сырая погода. Люди закончили свои привычные дела. Маленькими точками в некоторых окнах светились ночники. Было тихо и безмолвно. И вдруг послышались звуки скрипичного смычка. Уличный музыкант выводил печальную и грустную мелодию. Ночной город слушал колыбельную.

Урок 73 . 20.12

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Слова с непроверяемым написанием: тарелка .

Цели : обобщить знания о правописании мягких и твердых согласных; формировать умение обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю, Ь; развивать навыки написания слов с сочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление.

Планируемые результаты : учащиеся научатся находить в словах изученные орфограммы; обосновывать написание слов; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу; определять произношение слова по орфоэпическиму словарю.

Ход урока

    Организационный момент

Предлагаю вам отправиться в путешествие. А поедем мы в гости в прекрасный город, где живёт самый волшебный человек. Отгадайте, кто? Да, это Дед Мороз! В каком городе он живёт? В Великий Устюг мы поедем на поезде. Я буду вашим проводником. Нас ждут станции, на которых для вас приготовлены интересные задания и игры по теме урока Вы готовы к путешествию? (Да.) Перед посадкой предлагаю вспомнить правила поведения в общественном транспорте и раздаю билеты.

Отправляемся в путь. Встаньте все и поехали. (Звучит отрывок из песни «Мы едем…»)

Стоп, первая станция «Узнавайкино».

А узнаем мы на этой станции, какова тема нашего урока и какие цели перед нами стоят.

Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

Тему нашего урока поможет сформулировать стихотворение.

Я грамотно писать хочу,

Все сочетания учу.

ЩН, НЧ,ЧТ, ЧК, ЧН.

Тогда все будет без проблем.

Ребята, о каких орфограммах говорилось в стихотворении? (ЩН, НЧ,ЧТ, ЧК, ЧН.)

(-А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание сочетаний ЩН, НЧ,ЧТ, ЧК, ЧН)

Это новая для нас тема? Значит, какую цель перед собой должны поставить? Вам помогут слова-помощники:

Будем повторять…

Будем учиться…

Верно. Сегодня на уроке мы закрепим правила правописания слов с сочетаниями. Повторим разбор предложений по членам. Познакомимся с новым словарным словом.

II . Актуализация знаний

    Проверка домашнего задания

– Останавливаемся на станции «Проверяйкино».

Проверяем домашнее задание.

    Орфографическая минутка

Следушая станция «Чистописания».

Ребята, а кто нас встречает на этой станции?

Ребята, кто ещё рад встрече с вами? (Чайка и щука.)

Назовите шипящие звуки в этих словах? ([ч , ], [щ , ].)

Что вы знаете о звуках [ч , ], [щ , ]? (Звуки [ч , ], [щ , ] непарные согласные звуки, всегда мягкие.)

Какими буквами обозначают звуки [ч , ], [щ , ]? (Буквами ЧЕ, ЩА.)

Молодцы, ребята! Вы дали верную характеристику звукам, знаете названия букв.

Запишите в тетради эти буквы. - Следите за осанкой при письме и пишите красиво.

Мне понравилось, как вы выполнили задания на станции «Чистописания».

Можно отправляться в дальний путь.

Знакомство с новым словом.

Из неё обедать буду,
Из глубокой или мелкой.
И такая вот посуда
Называется …

Дайте определение, что такое тарелка?

Где найти информацию?

- Один ищет в словаре, другой подходит к гостям и спрашивает.

Как правильно пишется?

Вслух произносим слово, записываем в тетрадь, ставим ударение, выделяем орфограмму - безударную гласную.

3.Словарная работа.

Поезд прибыл на станцию «Словария» . Будьте осторожны, двери открываются.

Расшифруйте, словарное слово? Выполните работу в паре.

Знакомство с новым словом.

Из неё обедать буду,
Из глубокой или мелкой.
И такая вот посуда
Называется …

лартаек

Где найти информацию, что такое тарелка ? (Ответы детей)

Как правильно пишется?

Вслух произносим слово, записываем в тетрадь (словарик), ставим ударение, выделяем орфограмму - безударную гласную.

III . Физкульминутка

А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.

Подберите синоним к этому слову (тарелка), антоним (чашка). Устно.

Поднимите руку, кто запомнил новое словарное слово. Проговорим его ещё раз по слогам хором.

Пассажиры, усаживайтесь в вагоны. Отправляемся на следующую станцию « Узнавайкино»

IV . Постановка проблемы Наблюдение над языковым материалом.

Ребята, посмотрите на доску. Давайте прочитаем слова, которые написаны.

Тучка, печник, хищник.

Посмотрите на первое слово - тучка

Какой звук вы слышите в середине слова? [ч]

Какой буквой обозначается этот звук?

Что мы знаем о букве Ч?

А о звуке [ч]?

Ребята, если звук «ч» всегда мягкий, скажите, будем ли мы в словах, где встречается

буква «ч» писать мягкий знак?

В слове «тучка», какая буква стоит по соседству с буквой «Ч»?

Какое сочетание получается?

В слове «печник» какая буква стоит по соседству с буквой «Ч»?

Какое сочетание получается?

Будем ли мы писать мягкий знак в словосочетаниях ЧК,ЧН?

Посмотрите на слово - хищник

Что мы знаем о букве Щ?

А о звуке [щ]?

Ребята, если звук «щ» всегда мягкий,будем ли мы в словах, где встречается буква «щ» писать мягкий знак?

В слове «хищник», какая буква стоит по соседству с буквой «щ»?

Какое сочетание получается?

Будем ли мы писать мягкий знак в сочетании ЩН?

Сформулируйте правило о том, как надо писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН.

В учебнике, на с. 5 вам дано правило. Прочитать это правило.

Послушайте стихотворение.

«Ч» и «эн», «ч» и «ка»

Не расстанутся никак.

И не вздумай между ними

Ты поставить мягкий знак.

Печка, свечка и ночной

Речка, солнечный, речной.

Знаем мы наверняка

Где ЧН и где ЧК.

В каких словах вы услышали сочетания чн. чк.

Объясните. почему в них не нужен мягкий знак?

Самоопределение к деятельности

На какие три группы можно разделить слова?

Бол… кол…цо ноч… ной

лос… кон…ки хищ…ный

ден… пал...то кон…чик

Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные )

Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком )

Во втором столбике? (мягким знаком )

Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные )

Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем )

Почему? (в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

V . Физкультминутка

Работа по теме урока Упр. 2(с. 4).

- Прочитайте задания к упражнению.

На какие группы можно разделить слова?

а) с ЧК , удочк а, ласточк а, спичк и, печк а;

б) с ЧН , песочн ица, цветочн ица, молочн ый;

в) с ЧТ, мечт а, почт а, мачт а;

г) с ЩН , помощн ик, хищн ик, мощн ый.

Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко)

Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется)

Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммамы)

VI . Рефлексия

(Учащиеся проверяют друг друга в парах на листочках, приготовленных учителем.)

Правильно ли записал текст ваш сосед

VII . Подведение итогов урока

Какие орфограммы повторяли на уроке?

Все ли вам было понятно?

Какое задание вам было интересно выполнять?

Кто доволен своей работой?

Где допустили ошибки?

Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Домашнее задание

Выполнить упр. 6 (с. 6).

Похожие публикации