Ь после шипящих и ц. Методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему: Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих

Правила русского языка достаточно сложны в освоении, ведь многие из них предполагают разные условия написания, а также исключения из правил. Поэтому чтобы грамотно писать, нужно четко знать и понимать, как действуют правила русского языка на письме. Сегодня мы поговорим о том, как пишется мягкий знак в разных словах.

Правописание мягкого знака

  • Когда пишется разделительный мягкий знак? Здесь все просто: разделительный мягкий знак пишется после согласных и перед гласными е, и, ю, я внутри слов (но не после приставок). Примеры: семья, вьюга, карьера, бурьян.
  • Мягкий знак пишется на конце слов после парных согласных для обозначения мягкости: прорубь, изморозь, тетрадь.
  • Мягкий знак пишется после буквы «о» в некоторых словах иностранного происхождения. Примеры: почтальон, бульон.
  • В сложных числительных, образованных от простых, в которых имеется мягкий знак, также пишется эта буква. Например: пять - пятьдесят; девять - девятьсот. Но исключением являются подобные числительные: семнадцать, шестнадцать и т. д. В середине этих числительных не пишется мягкий знак.
  • Мягкий знак пишется в глаголах в повелительном наклонении перед -те и -ся (отправиться - отправься, отправьте) и в неопределенных формах перед -ся (вернуться, подстричься, уменьшиться).
  • Часто мягкий знак пишется для обозначения мягкости на конце слов после твердой согласной (темень, варить) и в середине слова (косьба, меньше).
  • Мягкий знак употребляется в форме множественного числа творительного падежа: четырьмя, детьми.
  • Если согласная стоит перед другой мягкой согласной, то между ними ставится мягкий знак в двух случаях. Первый: если после изменения слова вторая мягкая согласная становится твердой, а первая остается мягкой (свадьбе - свадьба). Второй: для того чтобы обозначить мягкость «л»: льнет, мальчик, сельдь.
  • Мягкий знак пишется в середине сложносокращенного слова, если его первая часть оканчивается на ь: утильсырье, сельсовет.

Мягкий знак после шипящих

Мягкий знак чаще не употребляется в словах после шипящих ж, ч, ш и щ. Но есть несколько случаев-исключений. Где пишется мягкий знак после шипящих?

  • В окончаниях глаголов после «ш» в форе 2-го лица ед. ч. будущего и настоящего времен: рисуешь - рисуешься, играешь - играешься.
  • На конце существительных женского рода в именительном и винительном падежах: мышь, дочь, рожь.
  • На конце глаголов повелит. наклонения в ед. числе: поешь, мажь - мажься.
  • Также в повелительном наклонении в глаголах пишется мягкий знак перед -тесь и -те: мажьтесь, поешьте.
  • Мягкий знак пишется в неопределенной форме глагола: стеречь, беречься.
  • Мягкий знак используется во всех наречиях, которые оканчиваются на ш и ч, а также на концах частиц: прочь, сплошь, напрочь, лишь, бишь. Мягкий знак не пишется после шипящей ж в следующих словах- исключениях: невтерпеж, уж, замуж.

Где не пишется мягкий знак

  • В глаголах в форме 3 лица ед. числа (что делает?): готовит, рисует, пишет.
  • В существительных в форме род. падежа множ. числа после -ен: черешен. Исключения: барышень, деревень, боярышень.
  • В существительных множ. числа род. падежа с основой на шипящий: зрелищ, стрельбищ, рощ.
  • На конце существительных мужского рода: мяч, врач, нож.
  • На конце кратких прилагательных: хорош, горяч.
  • Между двумя мягкими л: иллюминация.
  • В сочетаниях чн, чк, рч, нч,нщ, рщ: ярче, фонарщик, нянчить.
  • В других сочетаниях между двумя согласными (кроме тех, что в прошлом пункте): гроздь, трость.

Вот такая непростая буква - мягкий знак. Когда пишется он в разных словах, Вы теперь знаете. На первый взгляд, очень непросто запомнить это правило с многочисленными пунктами, однако стоит его только усвоить на примерах, как по аналогии Вы уже будете писать похожие слова правильно, точно зная, ставить в них мягкий знак или нет.

Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих
В русском языке в конце слов шипящие (Ж, Ш, Щ и Ч) возможны в шести частях речи:

В существительных (НОЧЬ, СТОРОЖ, МНОГО ЗАДАЧ),
в прилагательных (ГОРЯЧ),
в глаголах (ПИШЕШЬ),
в наречиях (НАСТЕЖЬ),
местоимениях (НАШ),
частицах (ЛИШЬ).

Каждая из этих частей речи для употребления мягкого знака имеет свое, особенное правило.

1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ). Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ).
3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком. Например: СМОТРИШЬ или ПОСМОТРИШЬ (в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени), РЕЖЬ (в повелительном наклонении), ЖЕЧЬ (в неопределенной форме). Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами –СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ), кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
5. Местоимения с шипящими на конце пишутся без мягкого знака, например: НАШ, ВАШ.
6. Всегда с мягким знаком пишутся частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ.
Упражнение

Мы уж_ это знали и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер, недавно к нам переведенный. («Выстрел», А. С. Пушкин)

На шее у Петровича висел моток шелку и ниток, а на коленях была какая-то ветош_ . («Шинель», Н. В. Гоголь)

Это точ_ -в-точ_ как сначала они забрали и заподозрили этих, как биш_ их... Коха да Пестрякова. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Наконец сделалось бедняге, в некотором роде, невтерпеж_ , решился во что бы то ни стало пролезть штурмом, понимаете. («Мертвые души», Н. В. Гоголь)

Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее муж_ есть крест, посланный ей от Бога. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Солнце только начинало подниматься из-за туч_ ; в воздухе было свежо и росисто. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

И как подумаеш_ , что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаеш_ся в нем. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Как только он начинал говорить что-нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла теч_ , куда ей угодно. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Говорят, что его мать была очень хороша собою, и мне странно кажется, почему она так неудачно вышла замуж_ , за такого незначительного человека... («Бедные люди», Ф. М. Достоевский)

Я ему говорил... Не плач_ обо мне: я постараюсь быть и мужественным, и честным, всю жизнь, хоть я и убийца. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска лиш_ напрасно потеряли несколько сот людей. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Оно само упадет, когда будет зрело, а сорвеш_ зелено, испортиш_ яблоко и дерево, и сам оскомину набьеш_ . («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Николай в два слова купил за шесть тысяч_ семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

На той стороне ограды старик строгал обруч_ и не видал Левина. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Кроме фальши и лжи, ничего не могло выйти теперь; а фальш_ и лож_ были противны его натуре. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Никто не объявлял войны, а люди сочувствуют страданиям ближних и желают помоч_ им, - сказал Сергей Иванович. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

И вот в Москве, где каждая встреча ей нож_ в сердце, она живет шесть месяцев, с каждым днем ожидая решения. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Наступила ноч_ - мать благословила доч_ свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось; Лиза спала очень худо. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

Но иногда - хотя весьма редко - златой луч_ надежды, луч_ утешения освещал мрак ее скорби. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

И там один ключ_ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Не беспокойтесь, не дам-с, - решительно сказал усач_ и отправился вслед за ними. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Но, уходя, осмелюсь заметить, что впредь надеюсь быть избавлен от подобных встреч_ и, так сказать, компромиссов. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Плач_ бедной, чахоточной, сиротливой Катерины Ивановны произвел, казалось, сильный эффект на публику. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзнич_ назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Дич_ ! - завопил взбешенный до ярости Лужин, - дич_ вы все мелете, сударь. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Марфа Терентьевна не унималась, а все больше и больше приставала к градоначальнику: вынь да полож_ Бонапарта, то под конец он изнемог. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с плеч_ долой. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Многократно делал походы против недоимщиков и столь был охоч_ до зрелищ_ , что никому без себя сеч_
не доверял. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

«Довольно! - произнес он решительно и торжественно, - проч_ миражи, проч_ напускные страхи, проч_ привидения!..» («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Думалось, что небо обрушится, земля разверзнется под ногами, что налетит откуда-то смерч_ и все поглотит, все разом... («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын да деньгу, головотяпы же давали грош_ да животы свои в придачу. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

    Мягкий знак в словах не пишется в следующих случаях:

    • у существительных мужского рода : кирпич, ландыш, пляж, выигрыш, товарищ, обруч, экипаж, шалаш, ералаш;
    • в существительных в форме родительного падежа множественного числа: нет галош, несколько туч, много задач, поиск сокровищ;
    • у кратких прилагательный мужского рода : горяч, могуч, скрипуч, сыпуч, шипуч, пахуч, похож, живуч, дремуч;
    • у существительных, заканчивающихся на -ня в форме родительного падежа множественного числа: песня - много песен, харчевня - много харчевен. Слова исключения: дыня - много дынь, барышня - много барышень, боярышня - боярышень, разиня - разинь, деревня - деревень, кухня - кухонь.
  • Мягкий знак после шипящих на конце слова не пишется, как уже было указано,у существительных мужского рода 2 склонения: плаЩ, блиндаЖ, силаЧ, плюЩ, ловкаЧ.Существительные женского и среднего рода также могут обходиться без мягкого знака, но, в отличие от мужского рода, употребленные во множественном числе родительном падеже:

    задача - задачи - (нет) задаЧ

    крыша - крыши - (нет) крыШ

    неудача - неудачи - (без) неудаЧ

    хранилище - хранилища - (нет) хранилиЩ

    училище - училища - (много) училиЩ

    Не следует путать существительное женского рода тушь (краска для ресниц) с существительным мужского рода, которое мягкий знак на конце теряет - туш (торжественный марш), и, конечно, с родительным падежом множественного числа: туша - туши - (нет) туШ.

    Но не только имена существительные могут похвастаться отсутствием мягкого знака после шипящих: краткие прилагательные также не любят эту буковку на конце слова:

    похожий - (каков?) похоЖ

    дремучий - дремуЧ

    пахучий - пахуЧ

    линючий - линюЧ

    Наречия, оканчивающиеся на шипящий, обычно пишутся с мягким знаком - навзниЧЬ, наотмаШЬ.

    Отличились только три из них, хорошо запоминающиеся старшеклассницам, - уЖ, замуЖ, невтерпЖ.

    И ещ добавим частицы АЖ и УЖ: Уж небо осенью дышало... Аж мороз по коже...

    Подведм итог.

    Ь (мягкий знак) после шипящих на конце слова ПИШЕМ:

    1. в глаголах и глагольных формах;
    2. в существительных женского рода 3 склонения;
    3. в наречиях (3 исключения)
    4. в частицах (кроме АЖ, УЖ)

    Ь (мягкий знак) после шипящих на конце слова НЕ ПИШЕМ:

    1. в существительных мужского рода 2 склонения;
    2. в существительных множественного числа родительного падежа;
    3. в кратких прилагательных;
    4. в наречиях Уж, Замуж, Невтерпж.
  • Мягкий знак после шипящих не пишется:

    1. У существительных мужского рода единственного числа. Грач, врач, мяч, лещ.
    2. У существительных множественного числа в родительном падеже. Плеч, туч, ниш.
    3. У имен прилагательных в краткой форме. Могуч, тянуч, вонюч, пригож, хорош.
    4. У местоимений. Наш, ваш.
    5. На конце отчеств. Петрович, Львович.

    Также мягкий знак не пишется у слов исключений - уж, замуж, невтерпеж и на конце частиц ж, уж.

    В русском языке всего-навсего четыре шипящих. Это Ш, Щ, Ж и Ч. Других шипящих не бывает. И очень важен факт, что два из них - всегда тврдые (Ж и Ш), а оставшиеся два - всегда мягкие (Ч и Щ). Таким образом, мягкий знак не поможет смягчить тврдые шипящие, а его отсутствие не поможет отвердить мягкие. Это очень важно знать, чтобы понять: присутствие или отсутствие мягкого знака после шипящих в конце слов является грамматической подсказкой. Но в то же время и загадкой, если мы не знаем, как правильно написать.

    Мягкий знак НЕ пишется:

    1. В конце существительных мужского рода. При этом не нужно определять склонение, так как оно а ) вс равно будет вторым; б ) не важно. Например: куш, луч, туш.
    2. В конце существительных женского рода, находящихся в форме родительного падежа множественного числа. В этом случае желательно определить и род, и число. Иначе можно не понять, что это за слово, например, рощ? Например: кущ, рощ, туч, туш.
    3. В конце соответствующих кратких прилагательных мужского рода. Впрочем, род и не может быть в нашем контексте иным. Например: могуч, жгуч, кипуч, колюч.
    4. На конце некоторых частиц. Например: аж, да уж, уж, ж, хорош. И в некоторых менее часто используемых.
    5. В конце известнейшей троицы наречий уж - невперпж - замуж.
    6. В некоторых иностранных именах собственных женского рода. Не будем приводить примеры, чтобы не создавать возможной визуальной путаницы.
  • у существительных мужского рода мягкий знак не пишется: КАМЫШ,КИБАЛЬЧИШ, МАЛЫШ, СТУКАЧ, а у существительных женского рода пишется: ДОЧЬ,МЫШЬ, МЕЛОЧЬ, БЕСТОЛОЧЬ. в глаголах II лица единственного числа мягкий знак ставится: ТЫ ПИШЕШЬ,ЧИТАЕШЬ, СЧИТАЕШЬ. в глаголах III лица ед. числа мягкий знак не ставится: ОН ПИШЕТ, ЧИТАЕТ, СЧИТАЕТ.

Методическая разработка урока русского языка в 3-б классе по теме "Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС., по программе «Перспектива». В соответствии с ФГОС на уроке формируются 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;

Учить планировать и оценивать свою работу

Развивать память, мышление, внимание.

Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения;

Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Дидактические материалы: раздаточный материал (карточки)

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости»

Как вы понимаете её?

Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.

Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость, ваши знания.

2. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения

1)Минутка чистописания

Жж Шш Чч Щщ ьь

Что вы можете сказать про эти буквы? Какая из них лишняя?

Запишите эти буквы в тетрадь на первой строке, чередуя их.

Вторая строка: камыш, печь, рожь, мяч, дочь, малыш, плач, молодёжь

Что можете сказать про эти слова. (это сущ-е, ед.ч, оканчиваются на шипящие звуки)

2)Фиксирование затруднения.

Назовите одним словом данные определения:

Футбольное соревнование (матч)

Двенадцать часов ночи. (Полночь.)

Маленький ребёнок (Малыш)

Добыча охотника (дичь)

Какие затруднения испытывали в написании слов? (Где писать ь, а где – нет.)

Какой вопрос возникает? (Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).

Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание ь на конце существительных после шипящих).

Какую цель поставим перед собой на уроке? (Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется)

3. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи

матч, полночь, мякиш, дичь

Запишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а без мягкого знака в другой.

Что объединяет слова первой группы? (сущ, ед ч., ж.р) А второй? (сущ., ед.ч., м.р.) Чем отличаются слова первой группы от второй? В каком роде мягкий знак пишется, а в каком не пишется?

Какой вывод можно сделать? (у существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода - не пишется)

Это ваша гипотеза, верна ли она? Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника.

Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали. Совпадают они? (да)

Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма.

А сейчас давайте поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове ночь (дети работают в группах самостоятельно)

Составляется следующий алгоритм:

1. Определить часть речи.

2. Определить род.

3. Если существительное женского рода- мягкий знак пишется.

4. Если существительное мужского рода- мягкий знак не пишется..

(Проверяем и сравниваем)

Вернёмся к словам, которые писали на минутке чистописания, проверьте правильность нашей гипотезы.

– А дайте проверим, не попадётесь ли вы в ловушку, выполняя такое задание?

Ноч.. – ноч..ка доч..- доч..ка

В чём ловушка?

(Это совсем другая орфограмма).

4.Включение в систему знаний и повторение.

1)- Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце существительных женского и мужского рода. А для чего? Когда вам пригодится этот алгоритмом? (Когда будем писать диктант, выполнять задания, для того, чтобы грамотно писать).

А для того, чтобы проверить, хорошо ли вы всё усвоили, поработаем самостоятельно.

Задание для самостоятельной работы вы найдёте на карточках, которые лежат у вас на партах.

В данных на карточках словах вы либо пишите мягкий знак, либо не пишите. Докажите правильность своего выбора.

Ключ…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, карандаш…, багаж…,карандаш…, мелоч…, глуш…, мяч…, тиш…

Обменяйтесь карточками и проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте (взаимопроверка).

5.Физминутка

Мы задания выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем, друзья.

Я буду называть существительные, а вы, если в слове мягкий знак пишется приседаете, если не пишется –хлопаете: ночь, клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, грош, мышь, товарищ, мяч, печь.

6. Самостоятельная работа

1)Спишите словосочетания, вставьте нужные слова с шипящей на конце.

Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий…

2)Игра «Четвёртый лишний»

Карандаш… плащ… мыш… шалаш…

Кирпич… мелоч… ноч… доч…

Туш… ключ….вещ…. печ….

Грач….помощ…. палач….калач….

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили?

Продолжите фразы:

До этого урока я не знал(а)…

Теперь я знаю….

Могу…

Результатом своей работы на уроке я …..

На уроке я работал(а)…

Моё настроение…

Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!


В русском алфавите есть две удивительные буквы – мягкий знак и твердый знак. Сами они никаких звуков не обозначают. Зато влияют на соседние.

Мягкий знак выполняет в русском языке две важные функции. Он обозначает мягкость предшествующей согласной и употребляется в качестве разделительного знака.

Иногда мягкий знак в слове слышится, но не . И наоборот… Запомнить все правила и исключения трудно, а писать грамотно очень хочется. Оказывается, научиться этому совсем не сложно.

Мягкий знак после шипящих

Не нужен мягкий знак после шипящих второго склонения единственного числа ( , гараж), первого и второго склонения во множественном числе родительном падеже (луж, лыж) и в кратких прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос "каков?". Например: свежий – свеж, похожий – похож. В с согласной ж на конце (уж, замуж, невтерпеж) мягкий знак тоже не используется, но в слове настежь его следует писать.

Мягкий знак не пишется в местоимениях "наш", "ваш", в частице "аж" и предлоге "меж".

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме

Мягкий знак не пишется в сочетаниях: -чк- (строчка, корочка), –чн– (булочная, прачечная), -нч– (бренчать, бубенчик), –нщ– (гонщик, банщик), -рщ– (сборщик, спорщик), –рч– (сморчок, ), –щн– (изящный, мощный), -ст– (мостик, тростник), - нт– (фантик, кантик).

В иностранных словах с двойной буквой л мягкий знак не пишется (коллектив, коллегия. колли).

Для правописания составных числительных есть свое правило. Если в них второй корень склоняется, мягкий знак писать не следует. Например: восемнадцать – восемнадцатью, пятнадцать – пятнадцатью.

Если основа слова, от которого образовано относительное прилагательное, оканчивается на –нь, –рь, то перед суффиксом -ск– мягкий знак не нужен. Например: зверь – зверский, конь – конский. Исключение составляют прилагательные, образованные от названий месяцев (кроме января), слова китайского происхождения и прилагательные типа деньской. Например: сентябрьский, ноябрьский, но январский; Сычуань - сычуаньский; день - деньской.

У существительных на –ня с предшествующим согласным мягкий знак не пишется. Например: башня – башен. Исключение: барышня – барышень, – кухонь, боярышня – боярышень.

Чтобы узнать, нужен ли мягкий знак в глаголе, оканчивающемся на –тся, задайте к нему вопрос. Если в вопросе мягкий знак отсутствует, значит третьего лица, мягкий знак писать не нужно: "он (что делает?) учится", "они ( ?) заботятся".

Если хотите писать грамотно, выполняйте упражнения на закрепление теории и больше читайте.

Источники:

  • Правописание твердого и мягкого знаков
  • Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих

Написание частицы «не» с местоимениями может представлять собою настоящую проблему - ведь русский язык славится своей неоднозначностью в таких вопросах. Тем не менее, если знать несколько простых правил, это может оказаться не таким уж сложным.

Местоимение - особая часть речи в русском языке, которая обыкновенно употребляется вместо обозначения предмета или существа, а также его свойств и других признаков. При этом местоимение характеризуется собственными правилами правописания, включая случаи написания с частицей «не».

Правила написания частицы «не» с местоимениями

Общее частицы «не» в случае ее употребления с местоимением гласит, что в этой ситуации их следует писать раздельно. При этом такой способ употребления касается самых различных типов местоимений. В частности тех, которые обозначают предмет, существо, признак предмета и другие понятия. Например, таким образом употребляется частица «не» в следующих случаях: «не тот», «не ты», «не каждый» и так далее.

Особые случаи употребления частицы «не» с местоимениями

Отдельную ситуацию представляют случаи употребления частицы «не» в отрицательных местоимениях. Они могут обозначать отсутствие предмета, существа, признака предмета или другого объекта. Например, к группе подобных отрицательных местоимений относятся такие как «некого», «нечего». Кроме того, отрицательные местоимения могут также обозначать неопределенность рассматриваемого объекта, к ним относятся такие местоимения, как «нечто» или «некто». Примечательно, что в большинстве подобных местоимений частица «не» будет находиться под ударением. Если же вам встретилась ситуация, когда в отрицательном частица находится в безударном положении, в большинстве случаев речь идет о другой частице - «ни».

Во всех приведенных и подобных им примерах следует писать частицу «не» слитно с местоимением. Однако это правило касается только тех ситуаций, когда отрицательное местоимение употребляется без предлога. Если же ситуация, в которой употребляется отрицательное местоимение, требует присутствия предлога между частицей «не» и основным словом, их следует писать раздельно. Например, раздельное написание требуется в примерах «не с кем», «не у кого» и подобных.

Наконец, особая ситуация употребления частицы «не» связана со словосочетанием «не кто иной, как». В этом случае, очевидно, присутствует употребление отрицательного местоимения с частницей «не» без предлога, однако оно является исключением из правил и требует раздельного написания частицы и местоимения. То же правило применимо для некоторых вариаций этого словосочетания, а именно: «не кто другой, как», «не что иное, как», «не что другое, как». Однако это правило распространяется только на приведенные варианты словосочетаний, в других комбинациях действуют обычные правила написания частицы «не».

Видео по теме

Источники:

  • Правописание «не» с местоимениями

«ь» (мягкий знак ) по происхождению является славянской. В древней азбуке кириллице была буква «ерь», которая передавала редуцированный (ослабленный) звук почти как нуль звука или как гласный, близкий к звукам [о] и [э]. После утраты редуцированных звуков в древнерусском языке надобность в букве «ерь» отпала, однако из алфавита она не исчезла, а трансформировалась в мягкий знак и получила свое особое назначение.

Буква «ь» выступает в роли разделительного знак а: перед буквами «е, ё, ю, я, и» в корнях, суффиксах и окончаниях именных частей речи в русских и заимствованных словах (бурьян, воробьи, карьер, вороньё); в небольшой группе иноязычных слов перед буквой «о» (павильон, бульон).Буква «ь» используется для обозначения мягкости согласных: в конце слова (кроме шипящих): конь, ; в середине слова перед твердым согласным: свадьба, нянька; в середине слова между мягкими согласными, если при изменении слова второй мягкий согласный становится твердым: возьми (возьму), на зорьке (зорька); для обозначения мягкости «л»: апельсин, стекольщик.Еще одна функция мягкого знак а – обозначение грамматической формы слова: имени существительного в именительном и винительном падеже, оканчивающегося на (дочь, глушь, речь); в форме творительного падежа (детьми, людьми); в различных глагольных формах – инфинитива (печь, сидеть), повелительного наклонения (режь, режьте), в форме второго лица ( , ); в наречиях, которые оканчиваются на шипящие звуки (навзничь, ); в грамматических формах – в конце слов от пяти до сорока (семь, двадцать), а после сорока – в середине количественных числительных (пятьдесят, пятьсот).Обратите внимание, что в наречиях «уж», «замуж», «невтерпеж» мягкий знак не .Также мягкий знак не употребляется в форме родительного падежа множественного числа имен существительных, которые оканчиваются на сочетание «ня», и в производных от них словах с суффиксом -к-, когда в форме именительного падежа единственного числа этому сочетанию предшествует согласная: басен (), вишен (). К исключениям относят слова: барышень, боярышень, кухонь, простынь.Запомните, что буква «ь» пишется в именах прилагательных, образованных от существительных – названий календарных месяцев: июньский, октябрьский. К исключению следует отнести слово «январский».

Видео по теме

Все прекрасно знают, что в русском алфавите имеются две буквы, которые не обозначают звука, не могут начинать слова и быть заглавными. Конечно же, это мягкий и твердый знаки. Эти буквы неслучайно называют «знаками»: их использование помогает правильно передавать звучание слов. С помощью мягкого знака, кроме того, образуются грамматические формы слов, относящихся к разным частям речи. Рассмотрите варианты написания этого знака.

Похожие публикации