Либеральные реформы Александра II - причины, историческое значение. Реформы Александра II

Не менее блестящий человек, но гораздо либеральнее. Хорошее, качественное образование. Жуковский – один из воспитателей. Он стремился ограничить время, отведенное на военное дело, чтобы Александр II не повторял поведение Николая I . Любил жизнь во всех её проявлениях. Рассудительный. Пришел к власти не в самое лучшее время (поражение в Крымской войне.) После поражения в Крымской войне пришло осознание необходимости проведения либеральных реформ, продолжение дальнейшей европеизации страны. (Война показала экономическую отсталость России.) На 1-м месте по времени проведения и значению была крестьянская реформа (отмена крепостного права). «Необходима отмена сверху, пока сама не начнет отменять себя снизу» - говорит Александр II , чтобы быстрее начать реформирование. Подготовка к проведению этой реформы шло в обстановке гласности, т. е. доступности информации для общества о деятельности государственных учреждений, общественных организаций и чиновников всех уровней.

1856 г - Александр II впервые о необходимости ОКП официально заявил перед представителями московского дворянства. Также он очень хотел, чтобы просьба о решении крестьянского вопроса исходила от помещиков.

Манифест, объявивший отмену крепостного права, издан 19 февраля 1861 г. (Добровольное пожертвование дворянства).

Крестьяне получили: личную свободу даром (но без земли); полную дееспособность; право собственности на всё своё имущество.

Минусы крестьянской реформы:

1) Сохранилось неполноправие крестьян как сословия (их можно было выпороть; платили подушные подати, рекрутская повинность);

2) До заключения выкупной сделки крестьяне становились временнообязанными;

3) Крестьяне должны были выплачивать государству ежегодные выкупные платежи (в течение 49 лет) – находились в двойной зависимости – перед помещиками и перед государством;

4) Крестьяне потеряли «отрезки» (помещики могли от крестьянской земли отрезать себе до 1/3 части);

5) Только около 20% крестьян выкупили землю.

Итоги: Сохранились феодальные формы землевладения: крестьянско-общинная; помещичья. У крестьян-собственников – община. Крестьяне остались пользователями, но не стали собственниками.

Выводы:

1) главное значение ОКП – это начало свободного развития капитализма в России, специализации в промышленности.

2) Отмена крепостного права означала обновление феодализма, но не его ликвидацию. 3) Отмена крепостного права была столь глубоким событием, что не могли не последовать другие реформы, цель которых – приспособить самодержавный строй к потребностям капиталистического развития страны.

Реформа местного самоуправления .

1 этап – 1864 г Земская реформа – появились земства – выборные всесословные органы местного самоуправления, были отделены от политики – занимались хозяйственной и культурной деятельностью в рамках губернии или уезда; пользовались авторитетом у населения. Одной из причин земской реформы было желание возместить для дворян – хотя бы частичную – утрату прежней власти.

2 этап – 1870 г Городская реформа – появились Городские Думы нового типа (по функциям такие же, как и Земства, но в масштабах города). Условие для участия в выборах – наличие собственности. Появление единого городского сословия, владеющего собственностью – буржуазии. Предпосылка для формирования гражданского общества и правового государства.

Судебная реформа (1864 г). Новшество в судопроизводствах:

1) объявлена независимость суда от администрации; предварительное следствие – следователи не подчинялись полиции;

2) гласной судопроизводства (любой человек мог присутствовать на судебном процессе.) Это новшество имело воспитательное значение. => снижение преступности + повышается объективность, снижается коррупция, воспитываются законопослушные граждане;

3) вводится состязательность сторон (прокурор – адвокат);

4) уголовные дела рассматриваются при участии присяжных заседателей, которые выбирались из всех сословий, кроме лиц, работающих по найму.

5) Отмена сословных судов = равенство всех сословий, но сохранился суд по духовным и военным делам (закрытые). Для лиц с 1-4 ранга преступления судил Верховный суд (также закрытый).

Для судей – имущественный ценз.

Реформа образования и печати (1863 – 1864 гг). Новый либеральный устав университета(1863), восстановившего автономию университетов; было начато развитие женского высшего образования и среднего медицинского женского образования; унифицировано среднее образование – гимназии – принимались дети из всех сословий; появились женские гимназии; выросла сеть начального образования. До конца 19 в число всех учебных заведений увеличилось в 10 раз, число грамотных людей составило – 22,3%. Была ослаблена цензура.

Военная реформа. Ликвидированы военные поселения и телесные наказания, улучшилось питание. Главные мероприятия военной реформы 1874 г: была отмена рекрутской повинности, введена всеобщая (всесословная) воинская повинность. Изменение принципа комплектования вооруженных сил. Сухопутные войска служили 6 лет, флот – 7 лет. Сокращение армии а мирное время. => Меньше уходило средств на содержание в мирное время. Раньше служили 25 лет => много старых – балласт. Боеспособность не падала, т. к. был резерв. Для лиц, получивших образование, срок службы сокращался от 4 лет (для окончивших начальные училища) до 6 месяцев (для имевших высшее образование).

Подготовка первого проекта Конституции :

ü Предусматривал права и свободы подданных;

ü Закреплял императорскую власть;

ü Предполагал наличие двухпалатного парламента – Государственную думу и Государственный совет.

Выводы по реформам: Реформы положили начало развитию капитализма в России. Воплощение реформ в жизнь проходило очень сложно. На практике – реформы разрабатывали либералы, а претворяли их в жизнь старые чиновники-консерваторы. Реформы были буржуазными и либеральными, но противоречивыми и незавершенными. При проведении реформ происходило понижение уровня жизни населения, особенно крестьян (перестройка хозяйств, новые порядки). => Реформы обществом воспринимались неоднозначно.

=> В России возникло народничество – это идейно-политическое движение разночинной интеллигенции (люди из народа – мещанские сословия, разнослужащие, духовенство); это разновидность утопического социализма. Главные идеи: Капитализм в России насаждается государством, не имеет поддержки снизу. => Его можно ликвидировать с помощью крестьянской революции и создать справедливое общество. Общину народники хотели сохранить, чтобы на её основе строить социалистическое общество. В 70-е гг. возникло движение «Хождение в народ» (неудачно закончилось, крестьяне не понимали, о чем говорят народники; сдавали их в полицию). Большая часть народников разочаровалась в методах пропаганды и перешла в подпольные террористические организации.

1877–1878 гг. – русско-турецкая война. Победа русских. Рост авторитета России. Россия окончательно закрепилась на Черном море.

1879 г. - создана «Народная воля» - подпольная террористическая организация. Цель – убить Александра II . Цареубийство не стало началом восстания крестьян. Более того, народ жалел Александра. Народничество зашло в тупик. Убийство Александра II оказало мощное непосредственное влияние на политику следующего царя – Александра III .


Министерство Российской Федерации

По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Академия государственной противопожарной службы

МЧС России

Реферат

Кафедра: «Отечественная история и экономическая теория».

Дисциплина: История России.

на тему: «Великие реформы 60-70 годов 19века».

Выполнил:

слушатель 1Б курса

Специальность: «Техносферная безопасность» Проверил: _______________________________

Москва 2014 год

Введение …………………………………………………………………….……3

1. Предпосылки либеральных реформ Александра II ……………………..5

2. Необходимость реформ …………………………………………...…………8

2.1. Отмена крепостного права………………………………………………… 10

2.2.Крестьянские реформы …...………………………………………………...13

2.3. Земская реформа ……………………………………………………………15

2.4. Городская реформа………………………………………………………… 16

2.5. Судебная реформа…………………………………………………………. 17

2.6. Военная реформа…………………………………………………………... 18

2.7. Финансовая реформа……………………………………………………….20

2.8. Реформа в области народного образования и печати…………………... 21

2.9. Высшие государственные учреждения…………………………………... 24

3. Социально – политические последствия реформ и их оценки в исторической литературе ………………………………………………..…… 25

Заключение ……………………………………………………………………..29

Список литературы ……………………………………………………...…….30

Введение

Разделяя российскую историю XIX века на первую и вторую его половины, в качестве рубежа часто избирают 1861 год - год крестьянской реформы. В связи с этим можно говорить также о России дореформенной и пореформенной.

Проведение широкомасштабных преобразований, сравнимых по своему значению с реформами Петра Великого, выпало на долю императора Александра II (1855-1881). Он не слыл человеком либеральных убеждений. Будучи наследником престола и действуя на государственном поприще в тени своего отца Николая I, он никогда не высказывал каких-либо идей, шедших вразрез с охранительной политикой. Но при этом Александр был прагматиком - человеком, который превыше своих убеждений ставил решение самых насущных задач в соответствии с духом времени.

Император понимал необходимость отказа от крепостнической экономики, осуществления модернизации страны, неизбежность которой стала очевидна после унизительного поражения России в Крымской войне. Кризис усугублялся расстройством финансовой системы.

Александр II и его окружение получали массу сообщений о росте народного недовольства, ощущали демократический подъем в «просвещенном обществе». Страна находилась на грани революционного взрыва. Стремясь не допустить его, импе­ратор в начале царствования за­явил представителям дворянства о своем нежелании «дать свободу крестьянам», но вынужден был признать необходимость присту­пить к подготовке их освобожде­ния ввиду опасности дальнейшего сохранения крепостного права.

Таким образом правительство, стремясь разрешить острейшие общественные противоречия, по­шло не по пути ужесточения режима, а избрало тактику «упреждающей реформы». Александр II при помощи преобразований стремился решить и внешнеполитические задачи - восстановить международный престиж Российской империи, создать боеспособную армию нового образца.

В постоянной борьбе с консерваторами императору удалось опереться на либерально мысливших представителей государственной бюрократии, способствовавших осуществлению курса реформ. Среди них на первых ролях оказались брат царя великий князь Константин Николаевич, один из руководителей Главного комитета по крестьянскому вопросу Я. И. Ростовцев, его коллега Н. А. Милютин, военный министр Д. А. Милютин.

Предпосылки либеральных реформ Александра II

В начале XIX века Россия оставалась единственной европейской державой, сохранившей феодально-крепостническую экономику и абсолютную монархию. Эффективность российской экономики была на порядок ниже, чем в развитых европейских странах. К середине XIX в. отставание России от стран Запада, сделавших огромный скачок в своем развитии, не уменьшилось, а возросло. В России практически не было к этому времени акционерных обществ и банков, без которых крупное капиталистическое хозяйство не могло развиваться. Но самым главным тормозом на пути буржуазного развития продолжало оставаться крепостное право. В полной мере это показала Крымская война (1853 – 1856), которая закончилась поражением царизма.

Поражение в Крымской войне обнаружило многие внутренние недостатки Российского государства. Прямым следствием экономической и военной самодержавно-крепостнической политики стали снижение жизненного уровня народа, застой в экономике. Недовольство народа росло, становилось очевидным, что дальше так жить нельзя. Усилились социальные конфликты. Крестьянство все активнее поднималось на борьбу за свое освобождение. Оно боролось за полное уничтожение крепостного права, за волю и землю. Тысячи крестьян устремились на юг, в Крым, «за волей», так как распространился слух, что там желающим раздают землю и освобождают от крепостной неволи.

Большинство помещиков было против освобождения крестьян, так как это означало конец безусловного господства дворянского класса. Но наиболее дальновидные представители этого класса понимали необходимость реформ. Передовая часть их, так называемые либералы, начали открыто критиковать отсталость России, засилье и злоупотребления чиновников. Особенно пугала их угроза революции. Чтобы предотвратить ее, сохранить господствующее положение помещиков в стране, они предлагали пойти на некоторые преобразования. Они высказывались за отмену крепостного права сверху. Освобождение крестьян, по их замыслу, должно произойти таким образом, чтобы меньше всего пострадали помещики, а крестьяне за свое личное освобождение должны были заплатить большой выкуп. После такого «освобождения» крестьяне оставались бы в полной экономической зависимости от помещика.

В этих условиях царское правительство было вынуждено приступить к подготовке отмены крепостного права – важнейшей реформы того времени.

В исторической литературе существуют два мнения о причинах отмены крепостного права. Согласно первого из них, к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав. Согласно второго – начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта, породистый скот. Такие меры приводили их к разорению, и соответственно, к усилению эксплуатации крестьян.

После смерти Николая I на царский престол вступил его старший сын Александр II (1855 – 1881), который был хорошо подготовлен к государственной деятельности. Несколько лет он участвовал в работе Крестьянского комитета и, будучи реалистом, вполне осознавал необходимость перемен.

Александр II, склонявшийся к отмене крепостного права с предоставлением крестьянам определенной хозяйственной самостоятельности, т.е. земли, пошел на неординарную меру. Вместо практиковавшихся ранее ведомственных комитетов, занимавшихся отстаиванием местнических интересов, был создан вневедомственный орган – Редакционные комиссии, непосредственно подчинявшиеся царю. В их состав входили радикально настроенные чиновники, а также независимые эксперты из помещиков.

Комиссии учитывали мнение губернских комитетов. Новшеством стала гласность в работе комиссий: об итогах их работы регулярно осведомлялись высшие чиновники государства и предводители дворянства. Кроме того, в своей работе комиссии опирались на научно обоснованные экономические расчеты. Итоги работы комиссий отразились в Манифесте царя от 19 февраля 1861 г., объявившем отмену крепостного права в России. Реформа явилась компромиссом, учитывавшим интересы крестьян, разных групп помещиков и власти.

По новому закону, крепостное право помещиков на крестьян было отменено навсегда, и крестьяне признаны свободными безо всякого выкупа в пользу помещиков. В то же время земля, на которой жили и работали крестьяне, была признана собственностью помещиков. Крестьяне освобождались с тем, что помещики предоставят им в пользование их усадебную оседлость и некоторое количество полевой земли и других угодий (полевой надел). Но крестьяне за усадьбу и полевые наделы должны были отбывать в пользу помещиков повинности деньгами или работой. Поэтому до заключения выкупных сделок крестьяне считались «временнообязанными» и должны были отбывать, как и прежде, барщину или платить оброк. Завершающим этапом освобождения крестьян от крепостной зависимости являлся выкуп земли. До 80 % суммы выкупа помещикам платило государство. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами как казенный долг. Крестьяне становились должниками государства, погашая в течение 49 лет с выплатой в размере 6% сумму выкупа. Таким образом, за это время крестьянин должен был выплатить до 300% предоставленной ему «ссуды».

Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизованном порядке решало ряд важнейших экономических и социальных задач. Правительственный кредит обеспечивал помещикам гарантированную уплату выкупа и избавлял их от непосредственного столкновения с крестьянами. Выкуп оказался, кроме того, операцией, выгодной также и государству. Помещикам удалось провести землеустройство таким образом, что у крестьян отрезали часть земли, которую они обрабатывали для себя до реформы. Все это закладывало базу для обнищания и обезземеливания крестьянства. Так было совершено великое дело отмены крепостного права.

Освобождение крестьян существенно изменило все основы русского государственного и общественного быта. Оно создало в центральных и южных областях России новый многолюдный общественный класс. И управлять им должно было государство. Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии.

Наступил в весьма сложный для России период. Поражение в крымской войне обнаружило военную отсталость россии, а также указывало на однуиз главных причин поражения - крепостное паро. Осознание этого факта поставило задачу - проведение коренных реформ. В первую очередь крестьянской.

В январе был образован секретный комитет для обсуждения неотложных мер по устройству быта помещечьих крстьян. Уже в начале следующего года секретный комитет был переименован в главный, а еще через год была создана комиссия для рассмотрения проектов и составления законов об освобождении крестьян.

Обстановка высочайшего подъема. Обсуждали все слои российского общества. После всестороннего обсуждения в январе 1861 приняли положение о крестьянах. Государственный совет, где на первом же заседании выступил Александр второй, указал, что далнейшее промедление м.б. пагубным для государства, призывая самым скорейшим образм принять это положение.

К Положению прикладывалось 17 законодательнов актов. Общая численность крепостных, подлежавших овобождению, состоявлал 22 млн. По положению, всем кресттьянам, находявшихся в крепостной зависимотси:

  1. Давалась линчная свобода
  2. Водилось крестьянское самоуправлеие в ходе крестьяох сходов во главе с волостными старостами. Крестьянскую общину не тронули.
  3. По положению крестьяне получали надел земли и право распоражяться полученным им в надел землей, а также раскладывать в этой общине повинности, в т.ч. и рекрутскую, право на выход. Однако если личная независиммоть была дана сразу, то передача земельного надела в собственность расстянулась на несколько десятилетей. Крестьяне получали землю не в соственность, а в пользование. Чтобы стать собственником, нужно было выкупить землю у помещка. Кроме того, крестьяне еще в течние двух лет д.б. отбывать у помещика все теже повинности, но в значительно менешем объеме. Срок полной выплаты устанавливался в 49 лет, а до окончания этого срока, если крестьянин не сразу рассчитался, то они находились на временно-обязанном положении и считались временно-обязанными. Точного срока окончания этого положения не устанавливалась.В декабре 1881 - положение о прекращении вреенно-обязанных крестьян, таковых оставалось15%.

Однако правительство хорошо осознавало, что у крестьян средств на выкуп нет. Поэтому государс во взяло на себя обзанность выкупных платежей и выплачивало большую часть стоимости наделов деньгами или ценными бумагами, а оставшуюсю часть удерживала в счет долгов или кредтитов, взятых в долг помещиков.

В свою очередь, сумму уплаченную государством помещикам, крестьяне возвращали в течение 49 лет.

Но были и отрицательные последствия.

Так учитывались природные и экономтческие условия. Вся территория европейской россии была разделена на три полосы:

  • Черноземная
  • Нечерноземная
  • Степная

В сибири и на кавказе крепостного парава не было!

В двух первых устанавливалась как высшая так и низшая форма земного надела, а в степной - указанная норма. Если норма превышалась, то законом предусматривалась их отрезка, если меньше, то прирезка. В результате, после реформы крестьнское надельное земелевладение сократилось на 1,5, напротив, отрезки в пользу помещика увеличились.

Но несмотря на такое утиснение, помещики считали себя ущемленными, так как потеряли монополию на эксплуатацию дарового крестьянского труда и были вынуждены отдать землю крестьянам. Поэтому помещики писали жалованные письма к царю, в котором говорилось о разорении помещечьих наделов и ослаблении веры и силы в царя. Царь не реагировал.

Реформа местного управления. Земская реформа. Началась в январе 1864 года. По этой реформе вводились органы местного самоуправления - земства. Избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов - земские собрания и исполнительных органов – земские управы. Вводились постепенно, и не на всей территории России. Там, где не было помещечьего землевладения -сибирь, архагельск, астрахань, польша, прибалтика, кавказ. Средняя азия и казахстан - земства не вводились. Земства занимались вопросами исключительно местного хоз - культурного значения. Строистельство школ, больниц, церквей и.т.д. Для обсулживания населения нанимали врачей, учителей.

С лета 1870 года называлась городская реформа самоуправления. Те же принципы. Органом становилась городская дума, избираемая сроком на 4 года. Исполнительный орган - городская управа во главе с городским головой, который был одновременно представителем думы и управы. Депутаты назывались гласными. От 100-250 человек. Горожане, которые владели имуществом. Вводился имущестыенный ценз. Компетенция ограничивалась только рамками хоз-культурной деятельности.

Реформа суда. 1864 год. Суд всесословный и гласный. Вводились присяжные заседатели, адвокатура, нотариат,а для решения вопросов,связанные с мелкими правонарушениями вводился мировой суд, который также избирался на земском собрании. Для политических преступников - особое присутсвие при сенате.

Реформа просвещения, середина 1860х. Высшая школа.

1863 -новый университетский устав. Широчайшая автономия. В частноси, совет университета получал право самостоятельго рещать все научные, учебные и алминистративные вопросы. В т.м.ч.присуждение ученых степеней, право выбора ректора, проекртора. Университет получил право свободно выписывать книги, газеты,без проверки их на таможне. Едиснтвеенное ограничение - создавать студентам собственные организации. Все студенты делились на своекашные - вносили плату и казенно-каштные - все, кто затруднялись с оплатой- жили при университете и на его содержание.

Константин Бестужев-Рюмин открыл женские курсы. Новые высшие учебные заведения.

Реформе подверглись и средние школы. Новый устав гимназии и прогимназии. По уставу гимназии делились на две категории - реальные и классические. Классические - гуманитарное образование с обязательным изучанием классических языков, греческого и латинского. А в реальных гимназиях главны1 акцент делался на математику и ест. науки. Учреждены были и прогимназии с 4 классами, по окончанию которых сразу поступали в 5 класс гимназии.

Были приняты новые правилы о печати. Отменялась всякая цензура для оригинальных сочинений объемом 10 печатных листов, а также для переводных объемом 20 печатных листов. Освобождалась от цензуры и центральная печать по усмотрению мин.внут. дел и при залоге издателя в сумме 3-4 тыс. рублей. За нарушение либо штраф, либо арест.

Это был величайший подарок революционером всех мастей и оттенков в России.

Военные реформы 60-70 61-74 годов. С назначения на пост военного министра изестного либерала Милютена, по появлению реформы кадетские корпуса преобразовавыались в военные и юнкерские училища для подготовки инженеров, кавалиристов и артиллеристов. Учрежден новый устав о воинской повинности. Все воинвские силы российской империи делились на:

  1. Регулярную армию и флот
  2. Иррегуляная армия - казачество
  3. Запасные войска
  4. Ополчение

Но главное, вводилась новая систма комплектования армии. Старая рекрутская система была отменена, система всеобщей воинской повинности. Срок службы - 15 лет. Однако срок действительной службы составлял 6 лет сухопутный, а для флота - 7 лет, затем в запас.

Щирокая система льгот. Освобождала по семейному или имущественному положению, физической непригодности. Все духовные лица освобождались, а также народы средней азии, казахстана и некоторые народы кавказа и крайнего севера.

Все находящиеся на военной службе и не имеющие образования в армии обучались грамоте, для тех, кто имел образование, срок службы сокращался на два или три года.

Одновременно гладкострельное оружее стало заменяться нарезным ситемы бердан, строительство парового флота.

Повысила боеспособность русской армии. Обеспечила ряд блестящих побед русского оружия.

Однако далеко не все либеральные реформы имели положительный итог. Так либеральная реформа в области печати, образования и местного самоуправления поставили под угорозу сам государственныц строй россии.

Для будущей России особо важное значение имел университет. С судьбой университета связывали судьбу России. Являясь средством просвещения, университет служил противоядием против опасных увлечений лиерализмом. Только уриверситет способен был остановить мощный напор страсти к нововведениям, которыми была охвачена вся общественная мысль второй половины 19 века. Поэтому университет не нуждался ни в как х радикальрых реформах, требовалась лишь незначительная корректировка отдельных положений его устава.

Однако университет получил право выписывать журналы без всякой проверки на таможне. Это ривело к обилию крайней опасной либеральной литературы с запада.

В том же направлении подрыва действовали и временные правила о печати, предоставившие ей фактически полную свободу. Свобода печати, прежде всего периодической, имеющей главным образом политическое значение, необходимо только там,где имеется политическая жизнь.

Но в России в тот период еще не было политической жизни в виде партий или парламента. А если ее нет, то свобода печати, как правило, приводит к нравственому и умественому разложению общества, т.е. падает нравстенный потенциал общества.

Поэтому печать превратилась в элемент, разлагающий нравственную субстанцию российского общества,она принесла россии не свет,а помрачение разума и породила чернышевских, белинских, добролюбовых, писаревых и многочисленных их последователй.

Отсюда особую опасность принесли либеральные опыты с печатью и университетом. Молодежь, падкая ко всем новшествам. Реформа местного самоуправления - тоже опасность, поскольку реформой самоуправление земское, городское, университетское вырождалась во врождебное для монархии самоуправство.

Но, опасаясь подавить чьи-либо права, либеральная государтъственная власть поступалась, в результате чего эти оганы самоуправления становились своего рода госудасртвом в государстве. Каждое из низ стремилось к своим, чуждым гсударственному устрою целям, требуя от государства все новых и новых уступок, не допуская никмкого вмешательства в свои, отмежавившиеся от госвдарственной власти, дела,не допуская никакого надзора.

В результате, вместо спасительного единовластия, в стране наступил период пагубного многовластия.

Пагубно реформы Александра 2 сказались и на социально-экономическом развитии страны, поскольку они привели к отказу от политики протекционизма и подчинению экономики России финансновым интересам европейских держав.

В итоге, страна оказалась с дефицитным бюджетом. Зависимость России от иностранного капитала возрастала с каждым годом. Но главное - был нанесен огромный урон самому фундаменту государственного строя. Конечным итогом реформам Александра второго явилось следующее: он был убит народовольдцами. Был убит своими идеями, так как его реформы привели к подъему революционного движения.

В целом это время вошло под определением ""время великих реформ", кардинально изменивших облик государаства.

(Крестьянская реформа). Крепостное право в России приняло такие формы, что мало отличалось от рабства, оно осуждалось всеми слоями русского общества. Но пойти на его отмену правительство смогло лишь в 1861. В эк.сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанного на принудительном, неэффективном труде крепостных. Увеличились волнения крестьян. Поражение в Крымской войне показало, что крепостное право -- главная причина военно-техн.отсталости. Правительство встало на путь соц., эк. и полит.реформ. По крестьянской реформе крестьяне получили свободу (без выкупа) и земельный надел (за выкуп). Четверти суммы земли крестьянин должен был уплатить помещику. Оставшуюся сумму помещик получал от гос-ва, а крестьянин погашал ее в течении 49 лет, взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами», крестьяне могли заниматься предпринимательством, переходить в другие сословия. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян. Земельная реформа. Реформа городского самоуправления. Отмена крепостного права вызвала необходимость проведения других буржуазных. 1 января 1864 издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления – земства, состоявших из распорядительных и исполнительных органов. Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за поставки продовольствия, за качество дорог. Это требовало средств, земствам было позволено вводить новые налоги. 16 июня 1870 издано "Городовое положение", по которому в городах вводилось выборное самоуправление - городские думы. Городская дума избирала городскую управу (городской голова). Право избирать и быть избранным в город.думу имели только жители, обладающие имущественным цензом (владельцы домов, торг.-пром.заведений,). Городские Думы находились в ведении Сената. Городская реформа стала шагом вперед в организации город.управления, она способствовала развитию город.хозяйства, промы-ти и торговли. Судебная реформа. Одновременно с земской подготовлена и судебная. Присяжные заседатели, устанавливали теперь лишь виновность или невиновность подсудимого, меру наказания определяли судьи. Для разбора мелких проступков и гражданских дел в уездах и городах вводился Мировой суд. Военные преобразования. Армия играла важную роль в общественно-полит.жизни России. Необходимость и неотложность военной реформы определялась поражением в Крымской войне - ее технич. и тактическая отсталость армии. Европейские державы увеличили свой военный потенциал, что представляло угрозу безопасности России. Порядок укомплектования и управления войсками, взаимоотношения в армии не соответствовали преобразованиям, происходившим в обществе. В 1874 издан устав о всеобщей воинской повинности. По новому закону призывались все молодые люди, достигшие 14 - 21 года, но правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев, и по жребию из призывников выбиралось только это количество. Другие реформы. Университетский устав 1863 расширял автономию университетов: предоставлял хозяйственную и административную самостоятельность, преподаватели и студенты участвовали в решении вопросов внутренней жизни. Финансовая реформа 1862-1866 - право распоряжаться фин.средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Гос.контроля. В 1860 учрежден Гос.банк, кредитовавший торг.-пром.предприятия. Средством поднятия эк.мощи считалась постройка сети ж/д. Увеличился ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий, фабрик и заводов возросло.

Либеральные реформы Александра II и их историческое значение.

(Крестьянская реформа). Крепостное право в России приняло такие формы, что мало отличалось от рабства, оно осуждалось всœеми слоями русского общества. Но пойти на его отмену правительство смогло лишь в 1861. В эк.сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанного на принудительном, неэффективном труде крепостных. Увеличились волнения крестьян. Поражение в Крымской войне показало, что крепостное право -- главная причина военно-техн.отсталости. Правительство встало на путь соц., эк. и полит.реформ. По крестьянской реформе крестьяне получили свободу (без выкупа) и земельный надел (за выкуп). Четверти суммы земли крестьянин должен был уплатить помещику. Оставшуюся сумму помещик получал от гос-ва, а крестьянин погашал ее в течении 49 лет, взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались ʼʼУставными грамотамиʼʼ, крестьяне могли заниматься предпринимательством, переходить в другие сословия. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян. Земельная реформа. Реформа городского самоуправления. Отмена крепостного права вызвала крайне важно сть проведения других буржуазных. 1 января 1864 издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления – земства, состоявших из распорядительных и исполнительных органов. Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за поставки продовольствия, за качество дороᴦ. Это требовало средств, земствам было позволено вводить новые налоги. 16 июня 1870 издано "Городовое положение", по которому в городах вводилось выборное самоуправление - городские думы. Городская дума избирала городскую управу (городской голова). Право избирать и быть избранным в город.думу имели только жители, обладающие имущественным цензом (владельцы домов, торᴦ.-пром.заведений,). Городские Думы находились в ведении Сената. Городская реформа стала шагом вперед в организации город.управления, она способствовала развитию город.хозяйства, промы-ти и торговли. Судебная реформа. Одновременно с земской подготовлена и судебная. Присяжные заседатели, устанавливали теперь лишь виновность или невиновность подсудимого, меру наказания определяли судьи. Для разбора мелких проступков и гражданских дел в уездах и городах вводился Мировой суд. Военные преобразования. Армия играла важную роль в общественно-полит.жизни России. Необходимость и неотложность военной реформы определялась поражением в Крымской войне - ее технич. и тактическая отсталость армии. Европейские державы увеличили свой военный потенциал, что представляло угрозу безопасности России. Порядок укомплектования и управления войсками, взаимоотношения в армии не соответствовали преобразованиям, происходившим в обществе. В 1874 издан устав о всœеобщей воинской повинности. По новому закону призывались всœе молодые люди, достигшие 14 - 21 года, но правительство каждый год определяло крайне важно е число новобранцев, и по жребию из призывников выбиралось только это количество. Другие реформы. Университетский устав 1863 расширял автономию университетов: предоставлял хозяйственную и административную самостоятельность, преподаватели и студенты участвовали в решении вопросов внутренней жизни. Финансовая реформа 1862-1866 - право распоряжаться фин.средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Гос.контроля. В 1860 учрежден Гос.банк, кредитовавший торᴦ.-пром.предприятия. Средством поднятия эк.мощи считалась постройка сети ж/д. Увеличился ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий, фабрик и заводов возросло.

Либеральные реформы Александра II и их историческое значение. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Либеральные реформы Александра II и их историческое значение." 2017, 2018.

  • - III. Время 90 минут.

    Занятие №5 Тормозная система Тема №8 Механизмы управления По устройству автомобильной техники Проведения группового занятия План – конспект Преподаватель цикла ПОПОН подполковник Федотов С.А. "____"... .


  • - III. Стартер включен.

    Из позиции I спокойно поворачиваем ключ на 180°, в позицию II. Как только вы попадете во вторую позицию, на щитке приборов обязательно включатся какие-нибудь лампочки. Это могут быть: контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, лампочка аварийного давления масла,... .


  • - II. Холодильник емкость «А».

    1. 2. ; СА – теплоемкость [воды + металла] первой части холодильника 3. Линеаризация. переводится в Уравнение динамики емкости «А». Уравнение к конечном виде: в относительном виде. II. Уравнение объекта управления, управление которым производится еще и... .


  • - II. Селективность (избирательность) действия.

    Селективным называется такое действие защиты, при котором отключается только повреждённый элемент или участок. Селективность обеспечивается как различными уставками аппаратов защиты, так и применением специальных схем. Пример обеспечения селективности с... .


  • - Эллинистический период (III –I вв. до Р.Х.).

    В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и гротеску. В одних произведениях показаны чрезмерные страсти, в других заметна излишняя близость к натуре. В это время начали прилежно копировать статуи прежних времён; благодаря копиям мы сегодня знаем многие... .


  • - Французская романская скульптура. XI-XII вв.

    В XI в. во Франции обозначились первые признаки возрождения монументальной скульптуры. На юге страны, где было много античных памятников и традиции ваяния не были утрачены полностью, она возникла раньше. Техническая вооруженность мастеров в начале эпохи была... .


  • - Французская готическая скульптура. XIII-XIV вв.

    Начала французской готической скульптуры были заложены в Сен-Дени. Три портала западного фасада знаменитой церкви заполняли скульптурные изображения, в которых впервые проявилось стремление к строго продуманной иконографической программе, возникло желание... .


  • - Принята на Конференции ООН по населенным пунктам (Хабитат II), Стамбул, Турция, 3-14 июня 1996 года

    СТАМБУЛЬСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НАСЕЛЕННЫМ ПУНКТАМ. 1. Мы, главы государств и правительств и официальные делегации стран, собравшиеся на Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат II) в Стамбуле, Турция, с 3 по 14 июня 1996 года,... .


  • - Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна. 1590

    Фантастические головы очень ценились современниками, у итальянского мастера было много подражателей, но никому из них не удалось сравниться в живости и изобретательности с арчимбольдовскими портретными композициями. Джузеппе Арчимбольдо Хиллиард,... .


  • Похожие публикации