Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Влияние хозяйственной деятельности на природу

Все мы живем на одной планете - Земля. Дышим воздухом единой земной атмосферы. Вредные выбросы в воздух над любой местностью через некоторое время распространяются по всей планете. А морские течения, несмотря на государственные границы, переносят по земному шару всю грязь, которую человек сбрасывает в Мировой океан.

Проблемы исчерпаемости минеральных, лесных, земельных и других ресурсов касаются всех людей, где бы они не жили - в Европе, Азии, Африке, Австралии или Америке. Следовательно, последствия воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной деятельностью человека, ощущает сейчас весь мир. Поэтому проблема взаимодействия человека, общества и природы требует для своего решения не усилия отдельных стран, а международного сотрудничества.

Вспомните

Благодаря каким связям образуются природные комплексы?

Что такое целостность географической оболочки? (См. § 59).

Хозяйственная деятельность человека - это деятельность, направленная на получение полезной продукции. Ею могут быть продукты питания и одежда, древесина и полезные ископаемые, рыба и мясо животных, автомобили и самолеты и тому подобное.

Значительную часть полезной продукции производят на различных промышленных предприятиях - заводах, фабриках, комбинатах, электростанциях (рис. 196), шахтах и тому подобное.

Кроме того, немало полезной продукции дает сельское хозяйство. Его важными отраслями являются растениеводство и животноводство. Растениеводство связано с выращиванием культурных растений, в частности зерновых, масличных, овощных и тому подобное. Задачей животноводства является разведение крупного рогатого скота, свиней, овец, птиц, рыбы. Эти отрасли хозяйства обеспечивают человечество продуктами питания и сырьем для промышленности.

Рис. 196. Тепловая электростанция

Рис. 197. Автомобильный транспорт

Факты современности

Животные-любимцы. Более 12 тыс. лет назад человек начал одомашнивать животных. Всего было создано около 6200 различных пород. Самыми любимыми домашними животными среди птиц являются куры, утки, гуси, индейки, а из млекопитающих - крупный рогатый скот, лошади, свиньи, буйволы, ослы, овцы и козы.

Чрезвычайно большую роль в жизни и хозяйственной деятельности человека играет транспорт - железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный и др. (рис. 197). С его помощью перевозят людей и грузы.

Изменения компонентов природы человеком - предоставление компонентам новых черт и свойств. Человек издавна вмешивалось в природу и меняла ее отдельные компоненты, приспосабливая к своим потребностям. Ведь ей нужно есть, пить, одеваться, строить жилье.

География культуры

«Преобразователи» природы. Как именно человек изменял естественные компоненты, отражено даже в народных сказках. Так, героями известной украинской сказки «Котигорошко» является Вернигора, Вернидуб, Крутиус. Вернигора мог разрушать горы. Вернидуб выворачивал деревья с корнями. Крутиус преграждал путь реки, воротился воду. Сейчас человек настолько активно видоизменяет природу, что следствием деятельности современного «Вернигоры» можно считать карьеры, оставшиеся после добычи полезных ископаемых, насыпанные из отходов «горы». Через деятельность «Вернидуба» сейчас исчезли огромные массивы тропических лесов в Южной Америке, Африке и тому подобное. «Крутиус» построил на реках плотины и водохранилища, почти высушил Аральское море.

Рис. 198. Пути метрополитена (1), эстакада (2)

Изменения в литосфере. Добыча разнообразных полезных ископаемых нарушает рельеф земного шара. В разных уголках мира можно увидеть многочисленные карьеры и шахты, горбы отходов обогатительных фабрик. Иногда вследствие образования пустот в верхней части литосферы и на земной поверхности происходят просадки и провалы, кое-где на 2-5 м. Такие сдвиги горных пород встречаются, в частности, и на территории Украины, в Донецком каменноугольном и Днепропетровском буроугольном бассейнах.

Поверхность литосферы также сильно видоизменяют насыпи, сооружение эстакад, прокладка многочисленных дорог, путей метрополитена и тому подобное (рис. 198).

Изменения в гидросфере. С целью защиты от разлива рек их часто «одевают» в «бетонные берега» или затачивают в трубы (рис. 199). Через строительство водохранилищ и водных «дорог» - шлюзов - нарушается режим рек, изменяются условия существования водных организмов. Среди искусственных водоемов, которые создал человек, есть многочисленные ставки, которые часто используют для выращивания рыбы.

Рис. 199. Река, закованная в бетон (1), шлюзы на Днепре (2)

«Больные» озера. Для хорошо известных в Украинском Полесье Шацких озер наступили трудные времена. В результате строительства вблизи озер осушительных систем на прилегающей территории снизился уровень грунтовых вод, а также уменьшилась площадь самих озер. Пять озер Шацкой группы уже вообще исчезли.

Изменения в атмосфере. В результате хозяйственной деятельности человека изменяется состав воздуха, в частности увеличивается содержание углекислого газа в атмосфере. Он, как стекло теплицы, задерживает солнечное тепло у земной поверхности. Это вызывает повышение температуры на всем земном шаре, а следовательно, и постепенное потепление климата планеты. Такое явление называют парниковым эффектом.

В последнее время все больше беспокойства вызывает образование озоновых дыр. Это связывают, в частности, с выбросами в атмосферу промышленных и бытовых отходов, с применением фреонов - искусственно созданных веществ.

Изменения в биосфере. Человек с давних времен начал выращивать культурные растения и разводить домашних животных, меняя, а часто и уничтожая при этом дикую природу. Например, с целью удобрения почвы или для удачной охоты в саваннах Африки выжигали кустарники и травы. Как следствие, изменился климат: он стал здесь спекотливішим и засушливым. Ведь обнаженная земля сильнее нагревалась, осадки стали крайне редким явлением.

Именно человек стал виновным в том, что много растений и животных искусственно переселенные из привычной среды жизни в новые для них условия. Так, в Европу были завезены и введены здесь в культуру пшеница и кукуруза, капуста и свекла, картофель и перец, огурцы и помидоры и еще множество других растений, которые стали для нас жизненно необходимыми. Сейчас объектом искусственного переселения становятся в основном редкие растения и ценные животные, которых разводят для хозяйственных нужд или для продажи.

Изменения природных комплексов Земли - предоставление комплексам новых черт и свойств. Одним из впечатляющих последствий деятельности человека является, в частности, уменьшение площади знаменитых азиатских тропических влажных лесов. Это не только потеря многочисленных представителей живой природы, но и ускорение разрушения почв. Кроме того, доказано, что из-за уничтожения лесов в тропиках могут возникнуть существенные изменения климата даже в умеренных широтах.

Факты современности

Лесные зоны «тают». В Лаосе, где в первую половину XX века. почти вся страна была покрыта непроходимыми тропическими зарослями, леса уже вырублены наполовину. Более чем вдвое по сравнению с состоянием на середину XX века. сократилась площадь под лесами на Филиппинах, а в Таиланде - более чем втрое. Один из крупнейших островов мира - Калимантан - еще 100 лет назад на 95 % своей площади был покрыт тропическими лесами. Сейчас они сохранились лишь на 2/3 территории.

«Окно» в Украину

Теряем леса. Украина является малолісною государством. И, к большому сожалению, площадь наших лесов во многих регионах неуклонно уменьшается (рис. 200). Непоправимый ущерб лесам наносят пожары, хищническая вырубка, а также выбросы ядовитых промышленных отходов. Больше всего лесов погибает на юге и юго-востоке страны.

Из-за чрезмерного выпаса домашнего скота, в частности коз, уничтожили леса и в Средиземноморье. Там даже родился выражение: «Козы съели Средиземноморье». Так же известное выражение: «Овцы съели азиатские степи». Как следствие климат становится засушливым, усиливается разрушение почв и, наконец, наступление пустынь.

Примером заметного роста площади пустынь по вине человека может быть и регион Аральского моря-озера. А начало этому было положено, когда из рек Сырдарья и Амударья, которые впадали в Аральское море-озеро, стали забирать воды больше, чем это можно было делать. Море начало стремительно усыхать, а его бывшее дно превращаться в пустыню.

Рис. 200. Вырубка леса в Карпатах

Природные комплексы нарушаются и тогда, когда на реках сооружают крупные водохранилища. Вследствие этого изменяется местный климат, подтапливаются близлежащие земли, усиливается разрушение почвы, учащаются случаи оползней и тому подобное.

Хозяйственная деятельность человека - это деятельность, направленная на получение полезной продукции.

Изменения компонентов природы и природных комплексов Земли - предоставление им новых черт и свойств.

Вопросы и задания для самопроверки

Объясните на конкретных примерах, почему меняются не только отдельные природные компоненты и природные комплексы. Приведите примеры изменения природы в вашей местности под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Расскажите, как могут измениться различные компоненты природы в результате различных видов хозяйственной деятельности человека.

Приведите примеры полезной продукции, которую получает человек благодаря своей хозяйственной деятельности.

Урок 67-68 . Тема: Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Экологические проблемы материков и океанов . Практическая работа 12 «Изучение
основных видов загрязнения окружающей
среды и установление источников их поступления»
Ц ель :- сформировать у учащихся общее представление об экологических проблемах Земли;

- углубить и систематизировать знания о видах загрязнений окружающей среды и основные источники загрязнения;

Систематизировать знание учащихся об экологических кризисах и современной экологической ситуации; - формировать практические умение характеризовать различные виды загрязнения, сравнивать уровень загрязнения окружающей среды в различных регионах; - совершенствовать умение и навыки работать с разными источниками географических знаний, анализировать и систематизировать необходимую информацию.
Оборудование : схемы, атласы, учебники, тетради для практических работ на печатной основе, контурные карты.
Основные понятия : окружающая среда, загрязнение, глобальные проблемы человечества, экологическая обстановка, антропогенное воздействие.
Тип урока : расширение знаний, умений и навыков.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Актуализация опорных знаний и умений
Что такое природный комплекс?

Вспомните, какие виды хозяйственной деятельности человека больше всего влияют на природные комплексы Земли.

Что происходит с природным комплексом, когда один из его природных компонентов претерпит изменени е ?
Чем антропогенный комплекс отличается от природного?
Что изучает наука экология?
Какую роль играет наука география в охране окружающей среды?
Почему возникновение и развитие этой науки приходится на ІХ–ХХ века?
III . Мотивация учебной и познавательной деятельности .

Все мы – обитатели одной планеты, дышим воздухом одной атмосферы, а берега материков омывают воды единого Мирового океана. Во второй половине ХХ века, в эпоху быстрого развития науки и техники, освоения новых природных богатств, влияние человека на природу является повсеместным. Люди, создав мощные механизмы, с их помощью стали менять не только природн ые комплексы, но и круговорот веществ, потоки энергии, химический состав географ и ч еской оболочки. Это влияние по масштабности и мощности можно сравнить с природными процессами, которые охватывают всю планету. Современные масштабы изучения природных ресурсов и способы их использования не позволяют сохраня ть устойчивое равновесие в природе. Определим основные виды загрязнения окружающей среды и источники их поступления.
IV. Изучение нового материала 1. Нарушение природного равновесия
Промышленность на планете стала третьим по величине источником энергии посл е энергии Солнца и земных недр, при этом углекислого газа за год в ыделяется в воздух больше, чем всеми действующими вулканами. Во время перевозок и переработки нефти в воду ее попадает в 85-100 раз больше, чем просачивается по трещинам из недр Земли. В результате этого сейчас почти весь Мировой океан покрыт тонкой пленкой, под которой из-за нехватки кислорода гибнут живые организмы. Регулирование потоков воды в масштабах планеты привело к тому, что сейчас в водоемах содержится около 6 тыс. км3 воды - в три раза больше, чем во всех реках мира.
Вооруженн
ый техникой человек начал перерабатывать даже нерушимое доныне оболочку Земли - литосферу. Во время добычи полезных ископаемых она создает искусственные горы и впадины - терриконы и карьеры, которые высотой и глубиной достигают нескольких сотен метров. Это фактически новые, рукотворные формы рельефа. Человек изменила круговороты фактически всех металлов, существующих в природ е . Металлы накапливаются в воздухе, почвах, растениях, воде, попадают в продукты питания и затем в организм человека. Превысив определенную концентрац и ю, металлы наносят непоправимый вред всему живому. По оценкам специалистов, человек существенно изменило и освоила около 60 % тер ри тории суши. Естественный вид некоторых природных зон можно наблюдать только в заповедниках. Результатом хозяйственно-преобразовательной деяте льности человека является возникновение антропогенных ландшафтов - существенно измененных природных комплексов . Анализ данной схемы:

2. Основные виды загрязнения окружающей среды Механическое - загрязнение твердыми предметами, тарой, отработанными предметами, которые накапливаются на земной поверхности . Химическое - загрязнение веществами и соединениями искусственного происхождения, которые взаимодействуют с природными веществами и нарушают круговорот веществ и энергии. Биологическое - распространение организмов, возникшие в результате жи зне д е я те льности человечества (новые виды болезней животных, бактерий и вирусов, тараканы, крысы и др.). Радиационное - происходит во время испытания ядерного оружия, захоронения радиоактивных отходов, аварий и катастроф на атомных станциях и других объектах с атомными двигателями .

- Назовите основные источники загрязнения: данные внесите в тетради.

3.Антропогенные экологические кризисы , как это понятно из их названия, связаны с деятельностью человека. По мнению учёных, современный экологический кризис начался ещё в XIX веке, но заметные его проявления приходятся на начало ХХ века.

- Известны ли вам эти загрязнители? Сделайте анализ данной схемы и зарисуйте её в тетради.

Презентация на тему: «Антропогенные экологические кризисы» - учащиеся по ходу просмотра презентации составляют логический конспект.
V. Закрепление изученного материала
Выполнение практической работы 12 «Изучение основных видов загрязнения окружающей среды и установление источников их поступления». Рекоменду е тся использовать тетради для практических работ на печатной
основе. В случае отсутствия таких тетрадей предлагается выполнить следующие задания:
1. Определите главные источники к каждому из видов загрязнения окружающей
среды.
2.
Приведите конкретные примеры по каждой «парой» «источник загрязнения -вид загрязнения».
3. Постройте схему «Пути решения проблем загрязнения окружа
ющей среды».
4. Заполните схему «Взаимодействие природы и человека».
Человек - природе, Природа - человеку
VI. Итог урока – заключительное слово учителя

Природные богатства во всём их многообразии жизненно необходимы для человека;

Экологические кризисы по происхождению разделяются на природные и антропогенные;

Современный экологический кризис является больше антропогенным, его масштабы пробрели глобальный характер.
VII . Домашнее задание
Проработать параграф...
Подготовить доклады «круглого стола» по теме «Экологические проблемы
материков и океанов». Сделайте анализ данной схемы, какие виды загрязнителей вам хорошо известны и можно ли их избежать?

Начало формы

Конец формы

В соответствии с плотностью населения меняется и степень воздействия человека на окружающую среду. Однако при современном уровне развития производительных сил деятельность человеческого общества сказывается на биосфере в целом. Человечество с его социальными законами развития и мощной техникой вполне способно влиять на вековой ход биосферных процессов.

Загрязнение воздуха. В процессе своей деятельности человек загрязняет воздушную среду. Над городами и промышленными районами в атмосфере возрастает концентрация газов, которые в сельской местности содержатся в очень небольших количествах или совсем отсутствуют. Загрязненный воздух вреден для здоровья. Кроме того, вредные газы, соединяясь с атмосферной влагой и выпадая в виде кислых дождей, ухудшает качество почвы и снижают урожай.

Основные причины загрязнения атмосферы – сжигание природного топлива и металлургическое производство. Если в XIX веке поступающие в окружающую среду продукты сгорания угля и жидкого топлива почти полностью ассимилировались растительностью Земли, то в настоящее время содержание вредных продуктов сгорания неуклонно возрастает. Из печей, топок, выхлопных труб автомобилей в воздух попадает целый ряд загрязняющих веществ. Среди них особенно выделяется сернистый ангидрид – ядовитый газ, легко растворимый в воде.

Концентрация сернистого газа в атмосфере особенно высока в окрестностях медеплавильных заводов. Он вызывает разрушение хлорофилла, недоразвитие пыльцевых зерен, засыхание опадание листьев хвои. Часть SO 2 окисляется до серного ангидрида. Растворы сернистой и серной кислот, выпадая с дождями на поверхность Земли, причиняют вред живым организмам, разрушают здания. Почва приобретает кислую реакцию, из нее вымывается перегной (гумус) – органическое вещество, содержащее компоненты, необходимые для развития растений. Кроме того, в ней снижается количество солей кальция, магния, калия. В кислых почвах уменьшается и число обитающих в ней видов животных, замедлена скорость разложения. Все это создает неблагоприятные условия для роста растений.

Каждый год в результате сжигания топлива в атмосферу поступают миллиарды тонн CO 2 . Половина диоксида углерода, образующегося при сгорании ископаемого топлива, поглощается океаном и зелеными растениями, половина остается в воздухе. Содержание CO 2 в атмосфере постепенно возрастает и за последние 100 лет увеличилось более чем на 10 %. CO 2 препятствует тепловому излучению в космическое пространство, создавая так называемый «парниковый эффект». Изменение содержания CO 2 в атмосфере в значительной мере влияет на климат Земли.

Промышленные предприятия и автомобили служат причиной поступления в атмосферу многих ядовитых соединений – оксид азота, оксида углерода, соединений свинца (каждый автомобиль выделяет за год 1 кг свинца), различных углеводородов – ацетилена, этилена, метана, пропана, и др. Вместе с капельками воды они образуют ядовитый туман – смог, вредно действующий на организм человека, на растительность городов. Жидкие и твердые частицы (пыль), взвешенные в воздухе, уменьшают количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли. Так, в больших городах солнечная радиация уменьшается на 15 %, ультрафиолетовое излучение – на 30 % (а в зимние месяцы оно может совсем исчезнуть).

Загрязнение пресных вод. Масштабы использования водных ресурсов быстро увеличиваются. Это связано с ростом населения и улучшением санитарно-гигиенических условий жизни человека, развитием промышленности и орошаемого земледелия. Суточное потребление воды на хозяйственно-бытовые нужды в сельской местности составляет 50 л на одного человека, в городах – 150 л.

Огромное количество воды используется в промышленности. На выплавку 1 т стали необходимо 200 м 3 воды, а на изготовление 1 т синтетического волокна – от 2500 до 5000 м 3 . Промышленность поглощает 85 % всей воды, расходуемой в городах.

Еще больше воды необходимо для орошения. В течение года на 1 га поливных земель уходит 12-14 м 3 воды. В нашей стране ежегодно на орошение расходуется более 150 км 3 .

Постоянное увеличение водопотребления на планете ведет к опасности «водного голода», что обусловливает необходимость разработки мероприятий по рациональному использованию водных ресурсов. Кроме высокого уровня расхода нехватка воды вызывается ее растущим загрязнением вследствие сброса в реки отходов промышленного и особенно химического производства. Бактериальное загрязнение и ядовитые химические вещества (например, фенол) приводят к омертвлению водоемов. Вредные последствия имеет также молевой сплав леса по рекам, который часто сопровождается заторами. При длительно пребывании древесины в воде она теряет деловые качества, а вымываемые из нее вещества губительно действуют на рыб.

В реки и озера поступают и вымываемые из почвы дождями минеральные удобрения – нитраты и фосфаты, которые в больших концентрациях способны резко изменять видовой состав водоемов, а также различные ядохимикаты – пестициды, используемые в сельском хозяйстве для борьбы с насекомыми-вредителями. Для аэробных организмов, обитающих в пресных водах, неблагоприятным фактором служит и сброс предприятиями теплых вод. В теплой воде кислород плохо растворяется и его дефицит может приводить многие организмы к гибели.

Загрязнение Мирового океана. Значительному загрязнению подвергаются воды морей и океанов. С речным стоком, а также от морского транспорта в моря поступают болезнетворные отходы, нефтепродукты, соли тяжелых металлов, ядовитые органические соединения, в том числе пестициды. Загрязнения морей и океанов достигает таких масштабов, что в ряде случаев выловленные рыбы и моллюски оказываются непригодными для употребления в пищу.

Антропогенные изменения в почве. Плодородный слой почвы формируется очень долго. В тоже время ежегодно вместе с урожаем из почвы изымаются десятки миллионов тонн азота, калия, фосфора – главных компонентов питания растений. Перегной, основной фактор плодородия почвы, содержится в черноземах в количестве менее 5 % от массы пахотного слоя. На бедных почвах перегноя еще меньше. При отсутствии пополнения почв соединениями азота его запас может быть израсходован за 50-100 лет. Этого не происходит, поскольку культурное земледелие предусматривает внесение в почву органических и неорганических (минеральных) удобрений.

Внесенные в почву азотные удобрения используются растениями на 40-50%. Остальная часть восстанавливается микроорганизмами до газообразных веществ, улетучивается в атмосферу или вымывается из почвы. Таким образом, минеральные азотные удобрения быстро расходуются, поэтому их приходиться вносить ежегодно. При недостаточном применении органических и неорганических удобрений почва истощается и урожаи падают. Неблагоприятные изменения в почве наступают и в результате неправильных севооборотов, т. е. ежегодного посева одних и тех же культур, например картофеля.

К числу антропогенных изменений почвы относится эрозия (разъедание). Эрозия представляет собой разрушение и снос почвенного покрова потоками воды или ветром. Широко распространена и наиболее разрушительна водная эрозия. Она возникает на склонах и развивается при неправильной обработке земли. Вместе с талыми и дождевыми водами с полей ежегодно уносится в реки и моря миллионы тонн почвы. Если размыву ничто не препятствует, мелкие промоины превращаются в более глубокие и, наконец, в овраги.

Ветровая эрозия возникает в районах с сухой обнаженной почвой, с изреженным растительным покровом. Чрезмерный выпас скота в степях и полупустынях способствует ветровой эрозии и быстрому разрушению травяного покрова. Для восстановления слоя почвы толщиной 1 см в естественных условиях требуется 250-300 лет. Следовательно, пыльные бури приносят невосполнимые потери плодородного слоя почвы.

Значительные территории со сформированными почвами изымаются из сельскохозяйственного оборота вследствие открытого способа разработки полезных ископаемых, залегающих на небольшой глубине. Открытый способ добычи дешев, так как избавляет от сооружения дорогостоящих шахт и сложной системы коммуникаций, а также является более безопасным. Вырытые глубокие карьеры и отвалы грунта разрушают не только земли, подлежащие разработке, но и окружающие территории, при этом нарушается гидрологический режим местности, загрязняются воды, почва и атмосфера, снижается урожай сельскохозяйственных культур.

Влияние человека на растительный и животный мир. Воздействия человека на живую природу складывается из прямого влияния и косвенного изменения природной среды. Одна из форм прямого воздействия на растения и животных – рубка леса. Выборочные и санитарные рубки, регулирующие состав и качество леса и необходимые для удаления поврежденных и больных деревьев, существенно не влияют на видовой состав лесных биоценозов. Другое дело – сплошная вырубка древостоя. Оказавшись внезапно в условиях открытого местообитания, растения нижних ярусов леса испытывают неблагоприятное влияние прямого солнечного излучения. У тенелюбивых растений травянистого и кустарничкового ярусов разрушается хлорофилл, угнетается рост, некоторые виды исчезают. На месте вырубок поселяются светолюбивые растения, устойчивые к повышенной температуре и недостатку влаги. Меняется и животный мир: виды, связанные с древостоем, исчезают или мигрируют в другие места.

Ощутимое воздействие на состояние растительного покрова оказывает массовое посещение лесов отдыхающими и туристами. В этих случаях вредное влияние заключается в вытаптывании, уплотнения почвы и ее загрязнении. Прямое влияние человека на животный мир заключается в истреблении видов, представляющих для него пищевую или другую материальную пользу. Считается, что с 1600 г. человеком было истреблено более 160 видов и подвидов птиц и не менее 100 видов млекопитающих. В длинном списке исчезнувших видов значится тур – дикий бык, живший на территории всей Европы. В XVIII в. была истреблена описанная русским натуралистом Г.В. Стеллером морская корова (стеллерова корова) – водное млекопитающее, относящееся к отряду сиреновых. Немногим более ста лет назад исчезла дикая лошадь тарпан, обитавшая на юге России. Многие виды животных находятся на грани вымирания или сохранились только в заповедниках. Такова судьба бизонов, десятками миллионов населявших прерии Северной Америки, и зубров, прежде широко распространенных в лесах Европы. На Дальнем Востоке почти полностью истреблен пятнистый олень. Усиленный промысел китообразных привел на грань уничтожения несколько видов китов: серого, гренландского, голубого.

На численность животных оказывает влияние и хозяйственная деятельность человека, не связанная с промыслом. Резко снизилась численность уссурийского тигра. Это произошло в результате освоения территорий в пределах его ареала и сокращения кормовой базы. В Тихом океане ежегодно погибает несколько десятков тысяч дельфинов: в период лова рыбы они попадают в сети и не могут из них выбраться. Еще недавно, до принятия рыбаками специальных мер, число погибающих в сетях дельфинов достигало сотен тысяч. Для морских млекопитающих очень неблагоприятно влияние загрязнения воды. В таких случаях оказывается неэффективным запрет на отлов животных. Например, после запрета отлова дельфинов в Черном море их численность не восстанавливается. Причина заключается в том, что в Черное море с речной водой и через проливы из Средиземного моря поступает много ядовитых веществ. Эти вещества особенно вредны для детенышей дельфинов, высокая смертность которых предотвращает рост поголовья этих китообразных.

Исчезновение сравнительно небольшого числа видов животных и растений может показаться не очень существенным. Каждый вид занимает определенное место в биоценозе, в цепи и заменить его не может никто. Исчезновение того или иного вида ведет к уменьшению устойчивости биоценозов. Еще важнее то, что каждый вид обладает уникальными, присущими только ему свойствами. Утрата генов, определяющих эти свойства и отобранных в ходе длительной эволюции, лишает человека возможности в будущем воспользоваться ими для своих практических целей (например, для селекции).

Радиоактивное загрязнение биосферы. Проблема радиоактивного загрязнения возникла в 1945 г. после взрыва атомных бомб, сброшенных на японские города Хиросиму и Нагасаки. Испытания ядерного оружия, производимые до 1963 г. в атмосфере, вызывали глобальное радиоактивное загрязнение. При взрыве атомных бомб возникает очень сильное ионизирующее излучение, радиоактивные частицы рассеиваются на большие расстояния, заражая почву, водоемы, живые организмы. Многие радиоактивные изотопы имеют длительный период полураспада, оставаясь опасными в течение всего времени своего существования. Все эти изотопы включаются в круговорот веществ, попадают в живые организмы и оказывают губительное действие на клетки.

У испытаний ядерного оружия (а тем более при использовании этого оружия в военных целях) есть еще одна отрицательная сторона. При ядерном взрыве образуется громадное количество мелкой пыли, которая держится в атмосфере и поглощает значительную часть солнечной радиации. Расчеты ученых различных стран мира показывают, что даже при ограниченном, локальном применении ядерного оружия образовавшаяся пыль будет задерживать большую часть солнечного излучения. Наступит длительное похолодание («ядерная зима»), которое неизбежно приведет к гибели всего живого на Земле.

В настоящее время практически любая территория планеты от Арктики до Антарктиды подвержена многообразным антропогенным влияниям. Очень серьезный характер приобрели последствия разрушения природных биоценозов и загрязнения окружающей среды. Вся биосфера находится под все усиливающимся давлением деятельности человека, поэтому актуальной задачей становятся природоохранительные мероприятия.

Кислые атмосферные выпады на сушу. Одна из острейших глобальных проблем современности и обозримого будущего - это проблема возрастающей кислотности атмосферных осадков и почвенного покрова. Районы кислых почв не знают засух, но их естественное плодородие понижено и неустойчиво; они быстро истощаются и урожаи на них низкие. Кислотные дожди вызывают не только подкисление поверхностных вод и верхних горизонтов почв. Кислотность с нисходящими потоками воды распространяется на весь почвенный профиль и вызывает значительное подкисление грунтовых вод. Кислотные дожди возникают в результате хозяйственной деятельности человека, сопровождающейся эмиссией колоссальных количеств окислов серы, азота, углерода. Эти окислы, поступая в атмосферу, переносятся на большие расстояния, взаимодействуют с водой и превращаются в растворы смеси сернистой, серной, азотистой, азотной и угольной кислот, которые выпадают в виде "кислых дождей" на сушу, взаимодействуя с растениями, почвами, водами. Главными источниками в атмосфере является сжигание сланцев, нефти, углей, газа в индустрии, в сельском хозяйстве, в быту. Хозяйственная деятельность человека почти вдвое увеличила поступление в атмосферу окислов серы, азота, сероводорода и оксида углерода. Естественно, что это сказалось на повышении кислотности атмосферных осадков, наземных и грунтовых вод. Для решения этой проблемы необходимо увеличить объём систематических представительных измерений соединений загрязняющих атмосферу веществ на больших территориях.

Укажите особенности взаимодействия природы и человека.

Человек является частью природы, отличаясь от других представителей биосферы своим разумом и социальным опытом. Занимаясь хозяйством, человек вступает в противоречие с природой, нарушает уже сложившиеся и устойчивые связи в экосистемах.

На каком уровне следует решать экологические проблемы?

Экологические проблемы - от локальных до глобальных - должны решаться на разных уровнях: семьи, школы, трудового коллектива, политической партии, армии и государства в целом. Глобальные экологические проблемы могут быть решены только всем миром, всеми государствами вместе.

Что предлагает Организация Объединенных Наций для устойчивого развития природы и хозяйства?

ООН предлагает перейти на рациональное природопользование и ограничить безмерное потребление и использование природных богатств. Изъятие природных ресурсов должно быть сбалансировано их восстановлением. Тогда не будет нарушаться устойчивость экосистем, а в конечном итоге - и глобальной экосистемы Земли в целом.

Почему разумное использование природы и ее охрана должны носить международный характер?

Охрана природы требует огромных материальных затрат и скоординированной политики всех стран мира. Каждый житель Земли должен внести свой вклад в решение экологических проблем и стремиться развивать и передавать экологическую культуру поведения от одного поколения к другому. Тогда Земля станет нам самым настоящим домом, в котором всем ее жителям будет хорошо и удобно.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Изменение природы хозяйственной деятельностью человека уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Не зря говорят, что природа – наша мать. Она дает нам все необходимое для жизни, хоть мы и не всегда можем оценить ее подарки. Что может быть лучше теплого солнышка, величественных гор, игривого моря, цветущих деревьев весной? Чего стоят сотни тысяч видов животных, которых мы не видели никогда в жизни! А главное, что человек не просто пользуется тем, что природа дает ему, а и сам является ее неотъемлемой частью. Мы привыкли
    Тема природы в искусстве. (Тема природы всегда волновала поэтов, художников, композиторов. Одни воспевали ее красоту с помощью музыкальных звуков, другие - воплощали красками на холсте. Поэты - передавали звуки и краски природы в словах.) Воспоминания о прошедший грозе. ("Трава полна прозрачных слез"; еще слышны раскаты грома вдали, но небо уже полнится синевой. Невольно представляешь себя на месте хозяина комнаты, который чутко прислушивается к голосу грома, вдыхает с наслаждением ароматный, свежий
    Место и значение пейзажа в рассказе. (Описанию природы в рассказе Тургенева отводится много места; природа здесь - одно из действующих лиц, и это отмечено названием рассказа. "Бежин луг" начинается и заканчивается описанием природы, и центральная его часть - рассказы мальчиков - тоже изображена на фоне описания летней ночи.) Прекрасный июльский день. (В начале рассказа Тургенев описывает июльский день, когда он, отправившись на охоту, заблудился. Автор - человек наблюдательный, хорошо знающий
    Жизнь наших предков была неотделима от жизни природы. Поэтому все свое существование - внешние обстоятельства, отношения с другими людьми и даже собственные чувства - они осмысляли при помощи образов природы. Так, юная пора человеческой жизни соотносилась с весенним цветением, чувства радости и счастья - со "сладким" малинником или "сладким" пением соловья, а душевные страдания - с печальным кукованием одинокой кукушки, "плачем" осиновых ветвей, бушующей грозой. Эта особенность нашла отражение и
    1. Используя карты атласа, дайте сравнительную физико-географическую характеристику Черного и Азовского морей. В атласе для 9 класса есть физические карты, на них представлен рельеф дна, изображенный с помощью изобат - линий равной глубины. По этим картам можно определить, что Черное море расположено южнее и существенно глубже и больше. Обратите внимание на карту экологического состояния морей, схему строения вод Черного моря. Дополнительная информация содержится в тексте параграфа учебника и таблице 6 приложения. Азовское
    Вопрос 1. Почему мы не можем утверждать, что человеческое общество уже вступило в эпоху ноосферы? В эпоху ноосферы может вступить лишь высокообразованное общество, понимающее свои цели, способное соизмерять свои потребности с теми возможностями, которые дает ему природа. Мы пока этого не достигли. Вопрос 2. Почему наше общество можно отнести к "обществу одноразового потребления"? Для такого общества характерна нерациональная расточительная эксплуатация природных ресурсов. Для сохранения человеческой цивилизации необходимо построить природосберегающее общество, разумно использующее природные
    Описания природы в романе создают совершенно неповторимый колорит причастности к вечной, мудрой жизни, создают определённый ритм, напоминая о связи человеческих чувств с природными циклами и явлениями. Люди не замкнуты в своём крошечном мирке, полном ничем не обусловленных фантазий и произвольных мнений. Напротив, их жизнь укладывается в извечный ритм природы, частью которой люди являются со всеми своими надеждами, разочарованиями и победами. Повествование приобретает особую проникновенность и, как ни странно, человечность, смягчая психологические
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

      Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

Похожие публикации