Вера православная - предопределение-алф. Представление о судьбе в христианстве

Очень часто приходится слышать фразы "от судьбы не уйдешь", "чему бывать - того не миновать". Есть ли понятие судьбы в Православии? Действительно ли все предопределено? Или судьбу можно изменить? Если нельзя, то зачем же столько молитв?

экономист

Уважаемая Анна, соотношение свободной воли человека и промысла Божия - тема, которая издревле обсуждалась в святоотеческих творениях, стояла перед христианским сознанием. Принципиально самый общий ответ можно найти в словах преподобного Иоанна Дамаскина о том, что Бог все предвидит, но не все предопределяет, и в учении Церкви, исходящем из евангельских слов, что Бог послал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ммы все условно предопределены ко спасению, то есть спасение нам всем дается предопределением Божиим как возможность, но не как принудительность. Да, Господь в каждый момент нашего бытия ведет человека ко благу и дает ему возможность выбора - самоопределения с добром или со злом. И даже если мы постоянно коснеем во зле, у нас эта возможность до конца нашей земной жизни остается. И это есть предопределение Божие о нашем спасении. Но, действительно, оно не связывает нашей воли. Господь иной раз напоминает нам о Себе решительно. Человеку, который не слышит Его слов тихих, напоминает когда-то через болезни, когда-то через скорби, когда-то через тяжелые жизненные обстоятельства. Это то, что люди называют наказанием. По этимологии славянское слово «наказание» сходно с «поучением» — напоминанием, свидетельством о том, что нельзя замкнуться в земной жизни, жить иллюзиями о том, что ты здесь только можешь устроится, и все у тебя может образоваться само по себе. Это напоминание, что ты создан для вечности. И это совершается в нашей жизни. Ну а дальше уже наша свободная воля.

Если же говорить о соотношении свободной воли и благодати, то можно припомнить образ, приведенный протоиереем Валентином Свенцицким. Он говорит, что свобода и благодать соотносится так: Господь дает тебе поручение поднять камень, который ты явно не способен поднять, это выше твоих сил. Но ты слушаешься и начинаешь это делать, ты прилагаешь все силы для того, чтобы камень этот поднять, не задумываясь о том, почему это тебе поручено. И вот когда ты употребил все свои усилия, то в какой-то момент невидимая десница начинает вместе с тобой поднимать этот камень. Он начинает сдвигаться. Но это еще не все: в какой-то момент, когда он достигнет такой высоты, когда твоих рук уже не хватает, эта десница уже без всяких твоих усилий поднимет его и поместит туда, куда тебе было поручено. Вот соотношение свободы и благодати. Человек должен делать все, что в его силах, но, на самом деле, всегда рядом с ним любящая рука Божия, которая поддержит, укрепит, а потом сделает и то, что выше нашей меры.

В.А. Пустоваров в своей статье говорит, что идеология христианства является более свободной, чем античное мировоззрение. Концепция судьбы в христианстве приобретает совершенно иной смысл и значение. Она вообще приобрела смысл, и этот смысл носил характер нравственного закона, который необходимо соблюдать, чтобы не понести наказание. В христианстве, а отличие от язычества - нет хаоса, где все неясно .

Строго говоря, сами понятия «судьба» и «христианство» несколько чужды друг другу. Само это слово в Библии встречается крайне редко, да и то в таких контекстах, что, скорее его употребление напоминает метафору. Только в одном месте его использование близко к тому смыслу, который в него вкладывает обыденное сознание. «Многие ищут благосклонности лица правителя, но судьба человека от Господа» (Притчи 29, 26).

Иоанн Златоуст заявляет, что рок, судьба, связывает человека, и делают его жизнь пустой и бессмысленной. А сама идея судьбы как таковая, объявляется происками сатаны, который хочет сковать волю людей. То есть, православием проводится отчетливая мысль, что человек свободен в своем выборе. Но как всякая свобода, она может быть основана только на ответственности за свой поступок.

Согласно христианству, свобода воли человека не может быть безграничной, ведь в таком случае в этом мире не остается места для Бога. Воля человека начинает конкурировать с волей Бога. Поэтому в двух крупнейших христианских церквях на смену языческой судьбы появились «Провидение» в католичестве и «Промысел Божий» в православии. Под этими терминами понимается забота Бога о своих творениях. Но Промысел Божий также имеет и управляющий аспект. Мир движется благодаря Божьему Промыслу. Он настраивает на Божественный лад бесчисленное количество человеческих воль, которые движутся в русле Промысла .

Причем, от Бога не может исходить ничего плохого, все, что дает Бог - это хорошо, оно принесет пользу. Все несчастья, все плохое исходит не от Бога, а от дьявола.

Христианское мировоззрение резко отличается от античной детерминированности, когда человек не имел своей воли. Античный рок перечеркивает личность, но Промысел Божий проявляет ее, хотя он и скрыт от человека. Причем цель Промысла Божьего - личное спасение, а не земное счастье на которое направлена человеческая воля. Это путь человека к Богу.

Современный православный мыслитель Александр Мень говорил, что есть множество факторов, которые влияют на жизнь человека и составляют сумму того, что мы называем судьбой. Но судьба -- это не есть жесткая необходимость, детерминированность. Напротив, дух бросает вызов судьбе. И дух человеческий с помощью Духа Небесного, он может взять судьбу в свои руки. Судьба -- это не хозяйка наша, это только наши выходные данные, исходная позиция, а во что все это выльется, зависит во многом от нашей духовной развитости и доброй воли, веры, надежды и любви .

Итак, можно сказать, что в христианской религии как такового понятия судьбы нет. В данном контексте судьбой можно назвать «Божий Промысел» и воздействие злых сил, называющихся в христианстве дьяволом. Человек живет относительно свободно, его ограничивают только эти два начала. Он постоянно выбирает между грехом и добродетелью и строит свою жизнь исходя из сделанного выбора.

В современном мире религия занимает незначительное место в жизни людей, веры в мифических богов давно уже нет. Многие люди считают, что они сами управляют и руководят своей жизнью, что нет никакой предопределенности и обусловленности. Людей не интересуют все те мощные силы, которые формируют их личность и жизненный путь. Если в сказках и мифах судьба является внешней и высшей силой, которую и надо «обойти», то сейчас все, в конце концов, уступает место тому, «что задумал по отношению к нам наш собственный мозг», т.е. все происходит внутри человека. В наше время многие люди считают, что живут собственной жизнью, действуют самостоятельно, в соответствии со своей волей, и не о какой высшей, руководящей силе под названием «судьба» не существует. Но вместе с тем, многие аспекты мифологического и религиозного мышления еще живут внутри нас (об этом говорит К.Юнг в своей концепции об архетипах и коллективном бессознательном; З.Фрейд сводил многие элементы жизненной истории к древнегреческому мифу об Эдипе; Э.Берн отмечает, что частично жизненный путь человека формируется под влиянием сказок и мифов). Поэтому, для некоторых людей судьба остается силой, детерминирующей их (представления о судьбе как о необходимости). Но иногда, в житейском сознании, судьба обозначается просто как жизненный путь или часть жизненного пути человека. В энциклопедии мифов народов мира говорится о том что, судьба осталась действующим элементом народных верований и представлений (рус. пословицы: «Господня воля - наша доля», «Всякую долю Бог посылает», «Воля, неволя - такая наша доля», «Не в воле счастье, а в доле»). Отражением веры в судьбу является и увлечение астрологией, магией, эзотерикой, многочисленные фольклорные о добрых, злых духах, феях, устойчивая традиция рождественских, масленичных и пр.гаданий (в частности, гаданий девушек о будущем супруге - суженом, т.е. предназначенном судьбой) и др. Впрочем, и в официально признанной вере в ангелов в христианстве и джиннов в исламе, многие исследователи склонны видеть отражение ранних представлений о демонах, гениях и др. носителях судьбы. В обыденных представлениях ислама сохраняется в существование особого, несводимого к предопределению и неотвратимого, фатального начала, определяющего личные судьбы людей. На обыденном уровне, понятие судьба используется для обозначения непредвиденного стечения обстоятельств, стихийного хода событий (представления о судьбе как о случайности) .

Мы проанализировали концепцию судьбы в западном мире, далее мы рассмотрим восточный взгляд на этот вопрос, который значительно отличается от западного, но мне он кажется интересным и заслуживающим внимания, кроме того, его отдельные аспекты и вообще восточная философия являются достаточно распространенными в нашем обществе.

Бог сотворил человека свободным… Верно понять этот постулат поможет священник Владимир Долгих, преподаватель КДАиС.

Вопрос о судьбе и предопределенности жизни всегда в той или иной мере беспокоил человечество. XXI век – не исключение, так как, кроме классических религиозных и философских течений, различные материалистические направления мысли современного мира часто придерживаются детерминистских (1) взглядов. Данную проблему мы, безусловно, будем рассматривать с позиции православного христианского богословия.

Образ Божий в человеке

Прежде всего необходимо обратиться к понятию образа Божия в человеке. В начале Книги Бытие мы читаем: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26–27). Толкования образа Божия святыми отцами могут отличаться, однако все они не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга. Одним из таких разъяснений является понимание «образа» в смысле свободы воли, которой Господь наделил человека. Вот как об этом пишет святитель Григорий Богослов: «Сотворивший человека в начале сделал его свободным, ограничив его только одной заповедью. Сделал и богатым среди сладостей рая, а вместе с ним благоволил даровать эти преимущества и всему человеческому роду в одном первом семени. Тогда свобода и богатство заключались в соблюдении заповеди, а истинная бедность и рабство – в преступлении ее» (2).

Злоупотребление свободой

В самом начале истории человечеству предстояло реализовать Божественный дар и через осуществление своей доброй воли, через исполнение заложенного в него нравственного закона шествовать от земного к Небесному, от чувственного мира к своему Творцу: «Он [Бог] запечатлел в его сердце добрые наклонности и поставил среди рая, хотя в таком равновесии между добром и злом, что он [человек] мог по собственному выбору склониться к тому или другому, однако же чистым от греха и чуждым всякой двуличности» (3).

Однако все пошло не так, и реализация данной Богом свободы в негативном смысле как раз и позволила нашим прародителям впасть в грех, который хоть и усугубил причинно-следственную связь в жизни человека, однако не стал последним и бесповоротным клеймом, ведущим всех к предопределенной погибели. Даже сам факт грехопадения является более чем ясным доказательством свободы человека, ведь в данном событии воля последнего пошла вразрез с Божественной, при этом Господь не предпринял насильственных мер по отношению к Своему творению.

И Бог не оставил нас на произвол греха и на попрание демонам, а продолжил промышлять и заботиться о человеке. Образно можно сказать, что достижение цели человеческой жизни, выражающееся в обожении, получило свою отсрочку. То, что человечеству предстояло реализовать в Адаме, теперь становиться достижимым через Христа, через Искупительный подвиг Спасителя. Человек подпал под власть греха, отразившуюся в словах апостола Петра: «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петра 2:19), но освобождение от этого рабства связано как раз с реализацией дарованной свободы, осуществление которой мы видим в Господнем возгласе: «Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Призыв Христа предполагает выбор, а значит предпочтение добра злу лежит в сфере свободного произволения человека. Нужно также отметить, что нельзя познать Истины, не познав Откровения. Освобождение от власти греха невозможно для тех, кто не примет Духа Святого, это ясно дает нам понять апостол Павел: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). Владимир Лосский, известный богослов русского зарубежья, пишет: «Эта свобода детей Божиих, противопоставленная рабству сынов века сего, выражается в том “дерзновенииˮ (parresia), с которым могут обращаться к Богу те, кто знает, Кому поклоняются, ибо поклоняются они Отцу “в Духе и Истинеˮ (Ин. 4, 23. 24)» (4).

Свобода является условием высочайшего достоинства человека

Свобода является условием высочайшего достоинства человека как Божьего творения. Ведь создание Господом последних имеет возвышенный смысл и цель только лишь в том случае, если сотворенные Им существа будут не биороботами, не автоматами, а свободными. Каждому, кто рождается в этот мир, предстоит творить, прежде всего, свою собственную жизнь через осуществление и раскрытие заложенной в нас «линии судьбы». Человеку никоим образом не навязан свыше какой-либо рок или фатум из эллинской философии (5). Продолжая тему возвышенного творения человека как свободного существа русский философ-интуитивист Николай Лосский восклицает: «Только свободные существа могут быть носителями нравственного добра и других абсолютных ценностей. Только свободные существа, добровольно вступающие на путь единения с Богом, как живым идеалом совершенства, заслуживают имени сынов Божьих. Только свободное существо способно самостоятельно участвовать в действии Божьем, или входить в живой совет с Богом» (6).

Даже падшего человека Господь насильственно не тянет в Царство Небесное, бесконечно уважая выбор, который он делает, реализуя дарованную ему свободу. Можно сказать, что Бог всегда определяет возможности человека. Благодать или энергия Творца действует в соответствии с нашим стремлением. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «А когда действует рука Его [Бога], невозможна безуспешность в чем бы то ни было, или лучше, невозможно не дойти даже до блеска и славы, только бы при этом было и должное [стремление] с нашей стороны» (7). Приведем еще и слова преподобного Макария Египетского: «Божественная благодать, которая в одно мгновение может человека очистить и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение» (8).

Бог сотворил человека свободным существом, относительно независимым от Него Самого

Целесообразно также обратить внимание на проблему соотношения человеческой свободы и Божественного всемогущества. Ведь если Господь ничем не ограничен, то Он не может не знать будущего всей вселенной и каждого человека в отдельности, а значит и свобода представляется эфемерной. Но если человек действительно свободен, то значит и Бог не всемогущ и заведомо не знает, как поступит человек. Этот вопрос сразу представляется нам со всей своей выраженной антиномичностью. Для того чтобы не особо углубляться в данный предмет размышлений, следует обратиться к труду православного русского философа Сергея Левицкого «Трагедия свободы».

Сергей Александрович пишет, что все мыслители, задаваясь данным вопросом, часто были раздираемы возникающими противоречиями. В любом случае рационально эту проблему не решить и приводимые доводы все-таки должны оставаться предметом веры, а не рассудочного размышления. К примеру, средневековый францисканский схоласт Бонавентура говорил о том, что оба полюса этой антиномии должны сохраняться: «Мы не должны жертвовать не всемогуществом Божьим, ибо это нечестиво и уничтожает идею Божества, ни человеческой свободой, ибо без нее нельзя обосновать нравственной ответственности» (9). Этот вопрос интересовал и русского религиозного философа Николая Бердяева, который пришел к выводу о том, что Бог не имеет власти над человеческой свободой, так как Он не творил ее, и последняя находится в сфере небытия (10). Левицкий утверждает, что причиной «ереси» Бердяева была метафизическая абсолютизация человеческой свободы, и предлагает собственное решение, не противоречащее православной догматике: «Разрешение этой мучительной проблемы может быть намечено одним лишь только путем: признанием, что Бог сотворил человека свободным существом, относительно независимым от Него Самого. Ибо всемогущий Бог, по определению Своего всемогущества, имел полную власть сотворить существо, обладающее непосредственно Ему Самому неподвластной свободой» (11).

Таким образом, Бог сотворил человека свободным. И это не просто слова, а постулат, содержащий в себе глубокую истину, которую невозможно понять, руководствуясь лишь рациональными суждениями. Свобода ощущается каждым христианином как внутренняя константа, постигается сердцем как дар Божий и реализуется на протяжении всей жизни человека.

Протоиерей Владимир Долгих

Примечания:

1. «Детерминизм – (от лат. determino – определяю), филос. учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определ. условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие)» (Философский энциклопедический словарь. Главная редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: «Советская энциклопедия», 1983. С. 149).
2. Григорий Богослов, святитель. Слово 15, говоренное в присутствии отца, который безмолствовал от скорби, после того как град опустошил поля // Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Часть II. М.: Московская Духовная Академия, в типографии Августа Семена при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1843. С. 29.
3. Григорий Богослов, святитель. Слово 7, о душе // Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Часть IV. М.: Московская Духовная Академия, в типографии Августа Семена при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1844. С. 244.
4. Лосский В. Н. По образу и подобию (pdf-версия). М.: Свято-Владимирское братство, 1995. С. 53.
5. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы (pdf-версия). Париж: YMCA-Press, 1950. С. 250.
6. Лосский Н. О. Свобода воли. Париж: YMCA-Press. 1927. С. 132.
7. Иоанн Златоуст, святитель. Слово третье: к верующему отцу // Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста в двенадцати томах. СПб.: Издание С.П.Б. Духовной Академии, 1895. С. 117.
8. Макарий Египетский, преподобный. Беседа 41. Весьма глубоки тайники души, постепенно возрастающей в благодати и в пороках // Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Православие и современность. Электронная библиотека, 1994. С. 103.
9. Левицкий С. А. Трагедия свободы. Минск: Издательство Белорусского Экзархата Московского Патриархата, 2011. С. 44.
10. Подробнее см.: Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж: Современные записки, 1931. 320 с.
11. Левицкий С. А. Трагедия свободы. Минск: Издательство Белорусского Экзархата Московского Патриархата, 2011. С. 45.

(Предведение Божие )


Предопределение есть предведение Божие и предуготовление благодеяний Божиих , которыми непреложно спасаются все спасаемые, избрание к благодати и славе, предопределение есть сочетание воедино божественной благодати и человеческой воли, благодати Божией, которая призывает, и воли человеческой, которая следует призыванию
(Св. Илия Минятий ).

Св. Феофан Затворник:

Сими двумя действиями - предведением и предопределением, сходящимися воедино, исчерпывается предвечное предначертание Божие о спасаемых.

Православное исповедание:

"Предведение, предопределение и промысл различаются в Боге по своим действиям . Промысл относится к творению. Но предведение и предопределение были в Боге прежде бытия мира, хотя и различны между собой. Предведение есть одно ведение будущего , без определения его в частности, то есть оно не определяет существования той или другой вещи. А предопределение есть определение частное, то есть оно и определяет, что должно быть. Но определяет только добро, а не зло , ибо если бы оно определяло и зло, то это было бы противно естественному свойству Божию - благости.

Итак, справедливо можно сказать, по нашему представлению, что предведение в Боге предшествует, за ним следует предопределение , а после творения возникает и промысл о сотворенном. Этому учит апостол: "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего... А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим. 8, 29-30). Впрочем, эти слова должно относить только к человеку, поскольку прочие творения (кроме ангелов, находящихся в твердом и неизменном состоянии) не подлежат предопределению, так как не имеют свободы, а потому в них не может быть никакого греха. И все, что они делают, делают по природе, и потому ни наказываются, ни награждаются".

Преп. Иоанн Дамаскин:

Следует иметь в виду, что Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели. Таким образом, предопределение есть дело Божественного повеления, основанного на предведении. Бог, по Своему предведению, предопределяет то, что не находится в нашей власти; ибо Бог уже предопределил по Своему предведению все так, как того требует Его благость и справедливость.


Ни для кого не секрет, что Бог все видит и все знает! Когда умер отец Шмелева в книге «Лето Господне» и Ваня начинает говорить что-то вроде: «Как Господь мог забрать моего отца, ведь он был таким хорошим человеком и он так нам нужен», то Горкин четко ставит его на место словами типа: «Ты, что думаешь, что Бог не знает, что делает!? Ты, что думаешь, что ты лучше Бога знаешь как должно быть!?». То есть кому суждено умереть, тот умрет, а кому суждено жить, будет жить. На мой взгляд это правильный религиозный подход. Христос знал свою судьбу! В 138-ом псалме Давида сказано: «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было».

Но оказывается, что в Православии считается, что человеку дана судьба, но он (человек) может ее изменить, т.к. создан по образу и подобию (или еще по каким-то причинам)!

Объяснение от Святителя Николая.

Тут четко написано, что все что существует — это промысел божий, другими словами Бог все знает, поэтому судьба есть. Вся статья говорит о том, что судьба есть, хотя вроде бы в ней должно это отрицаться. Как вам нравится следующие противоречивые предложения представленные как взаимодополняющие:

По словам Спасителя, и птица малая не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же волосы на голове все сочтены (ср.: Мф. 10, 29–30) . Таким образом, ничья судьба не случайна и не слепа, но разумна и промыслительна.

Статья «Против веры в судьбу»

В этой статье есть такой кусок:

Что может быть нечестивее этого суеверного мнения о Боге, как о неумолимой судьбе, как о слепой силе, властвующей над миром? Правда, без воли Божией и волос с головы не падает. Каждый из нас зависит от всевластной воли Божией: Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит, Господь убожит и богатит, смиряет и высит (1 Цар. 2:6-7). От Господа исправляются стопы мужу (Притч. 20:24).

Это противоречие.

Святой Иоанн Златоуст: О судьбе и проведении

Этот человек с первых предложений начинает «крыть матерком» учение о судьбе в свойственном ему стиле (кто не знает, он учил бить богохульников по лицу). Конечно хочется ему сказать: «Нет, не это говорит судьба.». Он судя по всему просто не понимал (возможно, в то время люди просто не смогли бы принять то, что они во власти причинно-следственного закона, поэтому он и преподносил «вещи» так) того, что если все предопределено, то это не означает, что не нужно стремиться к лучшему (к добру, к чему-то хорошему). Наоборот судьбой предопределено стремиться к чему-то светлому и все к этому и идет (я постараюсь объяснить потом, почему я так думаю).

Иоанн Златоуст (как и все мы) ни одного действия, ни одного помысла, ничего не совершил сам в своей жизни. Он просто был определенной частью причин и следствий, которые представляют собой этот мир.

___________________________________

Нет похожих статей.

Похожие публикации