Именные иконы. Именины анны по православному календарю

Родилась в Риме от благочестивых родителей и была воспитана в христианской вере. В 13 лет она отказала в замужестве сыну начальника области и, не принеся жертву богине Весте, была нагой отправлена в непотребный дом. Но по Божию изволению у нее выросли такие длинные волосы на голове, что покрыли все ее тело как одежда, а в доме встретил ее Ангел Божий и покрыл таким блистающим сиянием, что от этого блеска нечестивые юноши не могли смотреть на нее. Когда св. Агния начала молиться, то увидела перед собой белую одежду, сотканную ангельскими руками. Юноша, виновник зла, вошел к Агнии и хотел совершить над ней насилие, но пал бездыханным, преданный Ангелом Божиим сатане. По просьбе отца юноши святая дева воскресила своей молитвой умершего, который стал прославлять Бога. И от этого 160 человек уверовали во Христа, крестились, а спустя некоторое время язычники отсекли головы им и воскрешенному юноше.
Тогда св. мученица Агния была предана жестоким мучениям, после которых ей воткнули в гортань меч, от чего она и предала свой дух Господу.
Молясь у гроба св. Агнии, от рук язычников пострадала сверстница ее Эмерентиана, которую похоронили вблизи св. Агнии. Спустя много лет дочь Константина Великого Констанция исцелилась от тяжкой болезни на гробе св. Агнии, устроив в благодарность на месте погребения ее церковь во имя св. мученицы, а затем и девичий монастырь.

В нашей рубрике “Святые новомученицы Сольбинского иконостаса” мы продолжаем беседу о святых Ярославской епархии. Ранее мы писали о тайной женской обители, существовавшей под видом сельхозартели и о её насельницах. Но были и те, кто не состоял в тайном сестричестве и не принимал ангельского чина, но чья вера во Христа оставалась твердой и незыблемой в самые лютые годы гонений. Сегодня речь пойдёт о новомученице Анне Шашкиной, простой крестьянской женщине из деревни близ Пошехонья, вся недолгая и нелёгкая жизнь которой являет нам истинный подвиг мужества и подлинной веры Христовой.

Анна Васильевна Шашкина появилась на свет в феврале 1888-го года, в простой крестьянской семье деревни Пегаскино, и во святом крещении была наречена в честь пророчицы Анны. Живя с рождения на селе и ведя с родителями хозяйство, она окончила сельскую школу, получив начальное образование, и со временем собиралась поступить в монастырь, предав себя на служение Господу.

Но пришло иное, страшное время, все русские обители были закрыты, разорены, преобразованы в сельхозартели и коммуны. Анна Васильевна, также, как и Мария Благовещенская, впоследствии – тайная монахиня и преподобномученица являлась духовной дочерью архимандрита Никона(Чулкова), настоятеля Павло-Обнорского монастыря. Пока монастырь ещё действовал, Анна Васильевна приезжала туда, под Вологодский городок Грязовец, для духовного окормления. Когда монастырь был закрыт и появилась тайная женская обитель, Анна Васильевна стала посещать её, не оставляя духовного окормления у отца Никона и временами трудничая в тайной обители. Это впоследствии стоило ей свободы, а затем и жизни.

Наступили 30-е годы. Террор против верующих не ослабевал, но тогда, в начале 30-х, многие священники ненадолго возвращаются в родные места, к своим храмам и пастве, чтобы через короткое время вновь оказаться во узах и в большинстве своём стяжать венец мученической кончины. Но многие храмы на рубеже 20-х-30-х годов оказываются захваченными обновленцами. Встаёт вопрос об их возвращении. Анна Васильевна берётся за нелегкое и небезопасное дело сбора подписей по окрестным деревням о возвращении храмов сторонникам патриарха Тихона. От обновленцев же в местные органы ОГПУ идёт донос за доносом. В это время уже подвергается разгрому (но не уничтожению) тайный женский монастырь под водительством архимандрита Никона, а сам он уходит на нелегальное положение, скрываясь в глухих деревнях и поддерживая тайную связь лишь с самыми верными духовным чадами. Одним из них является Анна Васильевна Шашкина. Она трудится в совхозе, не переставая жить в этих страшных условиях насыщенной духовной жизнью, открыто защищать от обновленцев местные храмы и тайно поддерживать своего гонимого духовника.

Наступает 37-й год. Число “врагов народа” ещё более возрастает. Анну Васильевну начинают вызывать на допросы, интересуясь местонахождением отца Никона (Чулкова), его тайной обителью, вопросами защиты православных храмов. Один из допросов ранней весной 37-го года заканчивается арестом Анны Васильевны. Допросы продолжаются теперь уже на новом, страшном этапе. Анна Шашкина пребывает во узах. И тут поражают бесконечные стойкость и мужество этой простой русской крестьянки, которая нисколько не убоялась своих мучителей и ни в чем не поддались им. На ряд вопросов она могла бы ответить уклончиво, уйти от прямого ответа отвести от себя удар палачей, но дух этой ярославской крестьянки парит слишком высоко, она не считает возможным и нужным для себя искать оправдания и земного спасения. Ей задают вопросы, с какой целью посещала она тайную обитель, какие беседы вела с духовником и что ей известно о его местонахождении, а она заявляет, что отказывается отвечать. Идёт страшный 37-й, массово выносятся расстрельные приговоры, по отношению к подследственным “врагам народа” официально разрешено применять “особые методы дознания”. А Анна Васильевна Шашкина говорит палачам, что не станет отвечать им. Суд следует очень скоро. Уже в апреле её приговаривают к пяти годам северных лагерей.

Спустя ровно три года, в мае 40-го, не выдержав ужасающих условий советской каторги, Анна Васильевна умирает в лагерной больнице. Ей 52. Она уходит в мир иной, не предав никого, кто шёл с ней её тяжёлым, но прямым путем глубокой и преданной веры Христовой. В начале нашего столетия мирянка Анна Васильевна Шашкина была прославлена в лике новомучеников и исповедников российских для общецерковного почитания.

Кобленц-Никифорова Анна Александровна , искусствовед,

постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря,

Святая мученица Анна Готфская - раннехристианская святая, жившая в 4-ом веке в Готфии (территория современного Крыма) во времена правления короля-язычника Атанариха - ярого гонителя христиан. Несмотря на опасность Анна исповедовала христианство и регулярно посещала тайные богослужения. За свое вероисповедание святая была сожжена в 375 году вместе с другими 308 христианами во время службы в храме. Истории известны имена только 26 мучеников, погибших вместе с Анной Готфской. Наиболее известна из них королева Алла Готфская .

Святая Анна Готфская почитается в православии как небесная покровительница всех женщин, носящих ее имя.

Чтимые иконы Анны Готфской, день памяти и мощи святой

Празднование в честь святой Анны Готфской совершается один раз в год - 8 апреля (26 марта по старому стилю). Дата эта приурочена к дню смерти Анны и других мучеников погибших с ней во время службы в храме.

Иконы мученицы Анны Готфской

На сегодняшний день в России нет храмов, освященных в честь святой Анны Готфской, а храмовая икона святой Анны Готфской является большой редкостью. Поэтому, если вы хотите помолиться этой святой перед ее образом лучше всего будет сделать ее икону на заказ в иконописной мастерской.

Мощи Анны Готфской

О местонахождении мощей святой Анны Готфской доподлинно нам ничего не известно. Мы знаем только, что после сожжения мучеников в храме, их было запрещено хоронить по христианской традиции. Однако вдова готского короля Гаата и ее дочь Дуклида тайно собрали их мощи в сожжённом храме и перенесли их куда-то в Сирию. А чуть позднее часть мощей готских мучеников Дуклида привезла из Сирии в один храм, находящийся в ныне разрушенном городе Кизик в Малой Азии (территория современного Крыма).

В чём помогает и о чем молиться перед иконой святой Анны Готфской?

Святой мученице Анне Готфской молятся о помощи в выборе праведного пути в жизни, об укреплении христианской веры, а также о даровании душевных сил перед лицом трудностей. К ней также обращаются с молитвами о разрешении материальных трудностей, защите от недоброжелателей и других жизненных невзгод.

Молитва

Краткая молитва святой Анне на каждый день

Моли Бога о мне, святая угодница Божия Анна, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвеннице о душе моей.

Житие мученицы Анны Готфской

До нас дошло очень мало сведений о жизни Анны Готфской. Главным образом они были написаны в древнем синаксарии Готфской церкви. Известно, что Святая Анна родилась и жила в 4-ом века в Готфии на территории современного Крыма. В это время Римской империей правили императоры Валенс, Валентиниан, а затем Грациан. Все они были язычники и жестокими гонителями христиан.

На территорию Готфии христианское учение пришло в 341 году, вместе с первым христианским священником, принесшим его сюда и начавшим свои проповеди. В те времена многие люди, жившие в этих краях, были обращены в христианскую веру, но часто проповедовали ее в тайне, чтобы не навлечь на себя ярость правителей.

Готфией, представлявшей из себя множество родовых кланов, в те годы управлял языческий король Атанарих. Его ненависть к христианам была безмерной. По его приказам постоянно устраивались облавы в храмах и местах возможных христианских служб. Святая Анна, несмотря на свой юный возраст (ей тогда было всего 17 лет) и поджидающие ее опасности, проповедовала христианскую веру открыто, постоянно общаясь со своими братьями и сестрами во Христе и посещая христианские богослужения. Главным проповедником христианства среди них был арианский епископ Ульфила. Арианство было одним из самых ранних христианских течений, в котором утверждалась сотворённая природа Бога Сына и его неединосущность с Богом Отцом.

Однажды во время одной из тайных служб, на которой присутствовали более 300 человек, в храм явились воины Атанариха. По приказу своего короля воины закрыли храм со всех сторон снаружи, так чтобы никто не смог покинуть его, и подожгли. В результате почти все христиане погибли в огне. До нас же дошли сведения только о 26 человеках, присутствовавших в тот страшный день на службе. Одной из них была святая Анна Готфская.

Других 26 святых мучеников звали пресвитеры Вафусий и Верк, монах Арпила, царица Готфская Гаафа и ее дочь царевна Дуклида, царевич Агафон, прихожане храма Игафракс, Сила, Авив, Констанс, Ферм, Сонирил, Суимвл, Агн, Реас, Иской, Сигиц, Филл, а также мученицы Анна, Уирко, Мамика, Лариса, Моико, Анимаиса и Алла.

Также Атанарих под страхом смертной казни запретил людям хоронить останки сожжённых мучеников по христианским обычаям. Однако чудом спасшаяся во время пожара королева Алла Готфская и ее дочь Дуклида, втайне смогли собрать останки мощей христиан и перевезти их в Сирию. Спустя какое-то время Дуклида часть этих мощей перевезла в ныне разрушенный город Кизлик и отдала их на освящение одного христианского храма, устроенного в пещере.

В середине 1930-х годов из ссылок и заключения стали возвращаться священники, арестованные в конце 1920-х годов. Обновленцы, захватившие за это время при поддержке властей многие православные храмы, хотя и с трудом удерживали их, не имея паствы, но не хотели и не могли уступить - на борьбу с православием их науськивало ОГПУ. Среди жертв этой борьбы оказалась и Анна Шашкина, простая крестьянка, с детства хотевшая стать монахиней.

***
Мученица Анна родилась 13 февраля 1888 года в деревне Пигаскино Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Василия Шашкина. Окончив сельс­кую школу, Анна жила вместе с родителями и со временем намеревалась поступить в монастырь. Она часто ездила в Павло-Обнорский монастырь, находившийся в Вологодской губернии, к его настоятелю и своему духовному отцу архимандриту Никону (Чулкову), к которому многие тогда обращались за советом и молитвенной помощью. Среди них было много женщин и девиц, и отец Никон впоследствии основал для желающих подвизаться монашескую общину в селе Захарьево Ярославской губернии. Это был последний образованный в 1918 году в советской России монастырь, просуществовавший под разными видами почти до окончания советской власти. Здесь люди стремились к спасению своей души и к совершенству. Здесь можно было въяве ощутить присутствие Божие среди собравшихся сюда людей, которые и в условиях жестоких гонений исполняли заповеди и оставались верными Христу. Монастырь-община существовал сначала под видом сельскохозяйственной артели, а затем коммуны. Как раньше Павло-Обнорский монастырь, так после его закрытия монашеская община в Захарьеве активно посещалась верующими, приезжавшими за советами и наставлениями к поселившемуся здесь архимандриту Никону.

В 1936 году обновленцы города Пошехонье-Володарска написали властям жалобу, прося передать им Успенскую церковь: «В силу крайне осложнившихся обстоятельств <…> со стороны тихоновской общины при Успенской церкви города Пошехонье-Володарска, каковые выражаются <…> в открытой борьбе с обновленческой ориентацией. <…> Они <…> открыто порицают храм, как еретический <…>

У тихоновцев очень часто бывают нелегальные собрания. 7 января 1936 года Смирнов Алексей Евграфович, как главный руководитель тихоновской общины, вечером собрал у себя гостей, около двадцати пяти человек, в том числе был священник Петр Богородский, игуменья Леонида, много бывших монашек и другие лица, и окончился этот пир далеко за полночь. А почему это не может быть нелегальным собранием? Ведь это неизвестно нам, о чем они вели беседу.

Кроме этого, пользуясь приливом святочных празднеств, клевета и наушничество пошли во все села данного района с призывом к бойкотированию всеми силами всех обновленческих служителей культа, совращая темные силы верой в святость Бога лишь тихоновщины. <…> Близко все это видя, как гнездо вражды и нелегальности, просим вас передать нам храм, во избежание последствий, а равно нежелание иметь таковых соседей, где, кроме религиозных целей, преследуются остатки прежних царских привычек <…>

А посему еще раз убедительно просим вас <…> во избежание всех последствий не только за наш храм, а и район, пресечь в корне развитие этого гнезда нелегальности и передать храм нам, обновленцам».

В конце 1936 года сотрудники Ярославского НКВД приступили к арестам духовенства и верующих в области. 10 января 1937 года Анну Васильевну Шашкину вызвали на допрос, и следователь спросил ее, правда ли, что она собирала подписи жителей, желавших принадлежать к тихоновской общине. Анна Васильевна объяснила, что в 1935 году умер сын ее брата, и приходской их священник Петр Богородский отказался участвовать в его погребении, указав, что жители этой деревни не принадлежат к православной общине, и пусть они сначала определятся: в православный ли они будут ходить храм или к обновленцам; тогда она взялась собрать подписи жителей - тех, кто считает себя православными.

А вы к какой ориентации принадлежите? - спросил ее следователь.
- Я лично принадлежу к тихоновской ориентации, - ответила Анна Васильевна.
- Почему же тогда Богородский требовал подписей за тихоновскую общину от всей вашей деревни?
- Я этого пояснить не могу.
- В связи с переписью населения СССР, среди населения города распространялись контрреволюционные провокационные слухи, исходящие из содержания книги «Протоколы сионских мудрецов» и ваших рассуждений о приходе антихриста, о печати и так далее. Эти слухи распространяли вы с целью срыва мероприятий советской власти по переписи. Подтверждаете вы это?

Нет, это я отрицаю, никаких контрреволюционных провокационных слухов я не распространяла и об этих слухах ничего не слышала.

Вызвав в следующий раз на допрос Анну Васильевну, следователь стал добиваться от нее, чтобы она рассказала, как давно она слышала об архимандрите Никоне и от кого, но на этот вопрос она отвечать отказалась.
4 марта 1937 года следователь снова вызвал ее на допрос и снова стал спрашивать об отце Никоне: как давно и как близко она была с ним знакома, но и на этот раз она ничего не ответила; и в тот же день следователь объявил ей, что она арестована как подозреваемая.

18 марта следователь, вызвав Анну Васильевну на допрос, спросил:
- Сколько времени вы жили в Никоновской «коммуне»?
- Я членом Никоновской «коммуны» не состояла, но в «коммуне» была несколько раз.
- А зачем вы «коммуну» посещали?
На этот вопрос Анна Васильевна отвечать отказалась.
- Вы знали, что Никоновская «коммуна», по существу, была нелегальным монастырем, организованным для борьбы с советской властью?
Анна Васильевна и на этот вопрос отвечать отказалась.
- Кого вы посещали из членов «коммуны»?
- В «коммуне» я останавливалась у заведующей, Анны Александровны Соловьевой.
- Откуда вам известна Соловьева?
- Соловьеву я знала через ее тетку, монахиню Таисию. Кроме того, Соловьева, когда бывала в городе, останавливалась у меня.
- Имея связь с руководительницей «коммуны», вы не могли не знать целей и задач этой «коммуны». Следствие требует от вас откровенных показаний.

Анна Васильевна отказалась отвечать на этот вопрос. 3 апреля состоялся последний допрос, во время которого следователь снова попытался узнать у Анны Васильевны, что она знает о местопребывании архимандрита Никона.

Связи с архимандритом Никоном я не имею, и где он находится в настоящее время, не знаю, - ответила Анна Васильевна.
- А зачем и к кому вы ездили осенью 1936 года в Тутаевский район?
- Осенью 1936 года я действительно ездила в гости к своей знакомой по имени Евдокия… фамилию ее я не знаю. Была у нее три дня.
- А как вы знакомы с Евдокией?
- Я с Евдокией знакома давно. Когда раньше ходила в Тутаев, то останавливалась у нее ночевать, и она, когда бывала в городе, тоже ночевала у меня.
- Как же вы не знаете ее фамилии?
- Фамилии ее я действительно не знаю, и не знаю, чем она занимается.
- Вы явно лжете. Вы в Тутаевский район ездили с целью посещения архимандрита Никона, скрывающегося от наказания и проводящего активную контрреволюционную работу. Требую от вас откровенных показаний.
- Нет, у архимандрита Никона я не была, и где он скрывается, не знаю.
- За что был расстрелян ваш дядя, Александр Федорович Шашкин, и сидел его сын, Василий Александрович Шашкин?

Мой дядя, действительно, в 1918 году был расстрелян, но за что, я не знаю. Также не знаю, за что сидел его сын.
15 августа 1937 года Особое Совещание при НКВД приговорило Анну Васильевну к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена в Северо-Восточные лагеря. Анна Васильевна Шашкина скончалась 11 мая 1940 года в отдельном лагерном пункте Мылга в Северо-Восточных лагерях НКВД и была погребена в безвестной могиле.

Похожие публикации