Уроки русского: что это такое страдательное причастие. Краткие и полные причастия: отличия

Если Вы не знаете, что такое причастие, то первым делом советуем ознакомиться со статьёй « » на данном сайте.

Действительные причастия

Действительное причастие – это причастие, которое обозначает признак, производимый предметом/объектом. Пример : Девочка, прыгающая через скакалку. Действие совершает объект «девочка» - она прыгает через скакалку.

Действительные причастия бывают настоящего и прошедшего времени. Рассмотрим на примерах:

  • Человек, пишущий новость. Пишущий – действительное причастие настоящего времени . Человек пишет новость в данный момент. Образуются такие причастия от глаголов в настоящем времени при помощи суффиксов -ущ-, -ющ- (для первого спряжения глаголов) и -ащ-, -ящ- (для второго спряжения глаголов).
  • Мужчина, сделавший комплимент. Сделавший – действительное причастие прошедшего времени . Мужчина уже сделал комплимент. Образуются такие причастия от глаголов в прошедшем времени при помощи суффиксов -вш-, -ш-.

Страдательные причастия

Страдательное причастие – это причастие, которое обозначает признак, производимый над одним предметом или объектом действиями другого. Пример : корабль, построенный жителями деревни. Жители деревни совершили действие над кораблём – построили его.

Страдательные причастия бывают настоящего и прошедшего времени. Рассмотрим на примерах:

  • Стул, ломаемый учеником. Ломаемый – страдательное причастие настоящего времени . Ученик производит действие над стулом – ломает его. Образуются такие причастия от глаголов в настоящем времени при помощи суффиксов -ом-, -ем- (для глаголов первого спряжения) и -им- (для глаголов второго спряжения).
  • Собака, побитая хозяином. Побитая – страдательное причастие прошедшего времени . Хозяин произвёл действие над собакой – побил её. Образуются такие причастия от глаголов в прошедшем при помощи суффиксов -нн-, -енн-, -т-, -от-.

Русский язык считается одним из самых сложных для изучения. И этот факт очень легко объяснить лишь количеством в нем частей речи, не говоря уже об их особых формах. В школьном курсе русского языка с причастием детей знакомят именно как с особой глагольной формой, однако многие лингвисты утверждают, что оно является самостоятельной частью речи, у которой есть свои грамматические признаки.

Причастие в русском языке

Определение в учебнике для 7 класса звучит примерно так: причастие - это особая форма слов, обозначающих действие с явно выраженными признаками имени прилагательного, которые отвечают на вопросы какой? что делающий? и что сделавший? По сути, это глаголы, которые описывают действие предмета и одновременно определяют его признаки в определенном отрезке времени. Именно такая особенность данной части речи является не только камнем преткновения в определении ее самостоятельности, но и частой ошибкой в обозначении функции слов в предложении, которые к ней относятся. Достаточно часто школьники путают причастие с глаголами или прилагательными. Такие ошибки приводят к неправильному написанию слов и неверной расстановке знаков препинания в предложении. Как же отличить причастие от глагола или имени прилагательного, как понять, полное это или краткое причастие? Примеры, с помощью которых наглядно будет показано, как образуются причастия от глаголов в разных спряжениях, можно найти в этой статье. Также здесь можно найти описание действительных, страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Сходства причастий с глаголом и прилагательным

Причастие включает в себя грамматические признаки двух частей речи: глагола и имени прилагательного. Как и глагол, оно бывает совершенного и несовершенного вида, или, другими словами, может означать законченное или незаконченное действие. Может иметь форму возвратности и может быть действительным или страдательным. Как и у имен прилагательных, бывает полное и краткое причастие. Помимо этого, данная форма глагола изменяется по родам, падежам и числам, что вполне может означать ее самостоятельность. Следует также отметить, что причастие может иметь только настоящее и прошедшее время. Формы будущего времени у него нет. Например: прыгающий - несовершенный вид в настоящем времени и спрыгнувший - совершенный вид в прошедшем времени.

Особенности причастий

Все причастия, в зависимости о того, на какой признак они показывают, делятся на два типа: страдательные (указывающие на признак предмета, к которому направлено действие) и действительные (указывающие на признак предмета, совершившего действие). Например: направляемый - направляющий, открываемый - открывающий . В зависимости от того, какой глагол берется для образования причастия, выходит разная временная форма. Например: смотреть - смотрящий, смотревший, смотренный; просмотреть - просмотревший, просмотренный . На примере видно, что от глагола несовершенной формы, где нет указания на то, что действие будет закончено, образуется причастия прошедшего и настоящего времени, а от совершенного вида только прошедшего. Отсюда также можно сделать вывод, что образование причастие напрямую связано с видом и переходностью глагола, форму которого оно представляет. В свою очередь, страдательные причастия также делятся на два вида: краткое причастие и полное. Еще одной особенностью причастия является то, что оно вместе с зависимыми от него словами достаточно часто образует оборот, который на письме выделяется запятыми.

Действительные причастия

Для образования действительных причастий в настоящем времени за основу берется начальная форма глагола и к первому спряжению добавляется суффикс -ущ-, -ющ- , а ко второму -ащ-, -ящ- . Например: скачут - скачущий, лечат - лечащий . Для образования действительного причастия в прошедшем времени суффиксы -ть- и -ти- заменяют на -ш- и -вш- . Например: ехать - ехавший, нести - несший .

Страдательные причастия

Страдательные причастия также образуются в результате замены суффиксов. Для образования настоящего времени для первого спряжения глаголов употребляются суффиксы -ем- , а для второго -им- . Например: любим - любимый, храним - хранимый . Для того чтобы получить страдательное причастие прошедшего времени, в качестве основы берут инфинитив с окончанием -ать или -еть и добавляет к глаголу суффикс -нн- . Например: нарисовать - нарисованный, наклеить - наклеенный . Для глаголов, заканчивающихся на -ить, при образовании причастий используют суффикс -енн -. Например: красить - крашенный, белить - беленный . Если же окончание глагола -оть, -уть или -ыть , то для получения причастия используют суффикс -т- . Например: надуть - надутый, пороть - отпоротый.

Краткое и полное причастие

Страдательные причастия имеют две формы: краткую и полную. Краткое причастие обладает теми же грамматическими признаками, что и краткое имя прилагательное. Образуются они от полной формы причастия и могут изменяться по числам и родам, однако не склоняются по падежам. В предложении краткое причастие зачастую выступает как именная часть составного сказуемого. Например: я не любима никем . Однако бывают исключения, в которых краткое причастие употребляется в качестве обособленного определения, связанного с подлежащим. Например: бледна как поганка . В полных причастиях заключены грамматические признаки как прилагательного, так и глагола, а в предложении они всегда являются определением.

Причастия и отглагольные прилагательные

Причастия характеризуются не только наличием морфологических признаков глагола, особенно важно их значение в предложении. Они обладают способностью подчинять себе слова, образуя при этом обороты, о которых уже упоминалось. Однако если теряются временные признаки, которые привязывают к себе действие, то признак предмета становится постоянным. А это может означать только то, что причастие потеряло все свои глагольные признаки и стало прилагательным, которое зависит от имени существительного. Например: сдержанный характер, натянутые струны, приподнятое настроение. Учитывая такую возможность перехода причастия в имя прилагательное, следует очень тщательно проводить анализ слова, чтобы не перепутать эти две похожие, но в то же время разные части речи.

Схема морфологического разбора причастия

Хоть причастие и не выделяют в отдельную самостоятельную часть речи, а лишь говорят, что это особая глагольная форма с элементами прилагательного, но все же морфологический анализ проводят по той же схеме, что и разбор самостоятельных частей речи. В первую очередь определяют название, в данном случае это причастие. Далее описывают его морфологические признаки: определяют начальную форму. То есть ставят слово в именительном падеже в мужском роде и единственном числе; описывают постоянные признаки, к которым относятся следующие показатели: действительное причастие или страдательное, указывают время, в котором слово употребляется в предложении и вид причастия; следующий пункт - описание непостоянных признаков: число, род и падеж (для полных причастий). В завершении разбора описывают синтаксическую функцию причастия в предложении (является ли оно определением или выступает именной частью сказуемого).

Следует остановить внимание учащихся на том, что страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида и почти не образуются от глаголов несовершенного вида (исключениями являются причастия читанный, писанный, виденный, слышанный, надеванный, несенный, тертый, колотый и некоторые другие).

Это полезно показать на парных глаголах, например: встретить и встречать; от глагола совершенного вида встретить образуется форма встреченный, а от глагола несовершенного вида встречать страдательное причастие прошедшего времени не образуется (учащиеся часто образуют несуществующую форму «встречанный»).

Полученные знания закрепляются в процессе выполнения упражнения.

Обозначить вид и переходность каждого глагола. Где возможно, образовать страдательные причастия прошедшего времени, где невозможно, объяснить почему: бросить (с. в., перех.) - брошенный; бросать (н. в., перех.) - не образуется; броситься (с. в., неперех.) - не образуется.

а) Выявить, выявлять; решить, решать; доставить, доставлять; повысить, повышать; расчистить, расчищать; полить, поливать; сеять, посеять; выключить, выключать.

б) Повторить, повторять, повториться; встречать, встретить, встретиться; назвать, называть, назваться; возвратить, возвратиться, возвращать; ходить, исходить; убежать, пробежать; гулять, прогуляться; занять, занимать, заняться, заниматься.

При образовании страдательных причастий прошедшего времени учащиеся чаще всего ошибаются в написании гласной перед суффиксом -нн- или неправильно употребляют суффикс -енн-. Очень важно научить их различать эти суффиксы. Для этого учащиеся должны запомнить, что суффикс -нн- прибавляется к основе прошедшего времени, оканчивающейся на а, я.

Во всех остальных случаях прибавляется суффикс -енн-. Перед суффиксом -нн- сохраняется та же гласная, что стояла в глаголе прошедшего времени. Учащимся полезно напомнить, что действительные и страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени, к которой прибавляются суффиксы причастий.

Тренировку можно провести на следующем материале.

1. Образовать страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами -нн- и -енн- от данных глаголов.

Закончить, потерять, оскорбить, схватить, зажечь, распахать, выслушать, потревожить, обидеть, осветить, услышать, успокоить, осмеять, испечь, претворить.

2. Образовать действительные и страдательные причастия прошедшего времени от глаголов.

Почистить, расплавить, выдержать, взлелеять, отворить, смутить, разложить, доставить, укусить, обещать, прострочить, рассказать, разрушить, наградить, овеять, преобразить.

3. Данные причастия разобрать по составу; указать глаголы, от которых они образованы.

Увенчанный славой, отвинченная гайка, сломанный стул, сломленная воля, разбросанные вещи, заброшенные поля, настоянные травы, удостоенный награды, выкаченная из погребабочка, выкачанная вода, взвешенные товары, развешанные ковры, замешенное тесто, размешанный раствор, припаянная труба, вспоенный молоком, затаенная обида, затеянная игра, вываленный из машины торф, вывалянная в муке рыба.

4. Образовать страдательные причастия прошедшего времени и составить с ними словосочетания: потерять - потерянное время.

а) Заклеить, напечатать, одержать, ограничить, засеять, накормить, исказить, выучить, затратить, удержать, вылечить, разбудить, раскрасить, перемножить, вымазать.

б) Сшить, разбить, понять, согнуть, забыть, выбить, прополоть, свернуть, скрыть, снять, развернуть, принять, покинуть, открыть, обмануть, вынуть.

5. К данным глаголам подобрать видовые пары и, где возможно, образовать действительные и страдательные причастия прошедшего времени: оставить - оставивший - оставленный; оставлять - оставлявший.

Возвратить, продолжить, сохранять, исправлять, запретить, удивить, озлоблять, возглавить, объяснить, уточнить, стеснять.

После соответствующей тренировки учащиеся довольно успешно овладевают написанием этой орфограммы. Однако трудности возникают тогда, когда появляется необходимость отличать причастие от сходных форм прилагательного. Так, школьники смешивают написание однокоренных слов разменянный (рубль), замененная (деталь), разменная (монета) потому, что не могут правильно разобрать их по составу и найти слова, от которых они образованы. Или еще пример: слово медленный учащиеся считают причастием, образованным от глагола медлить.

Однако глагол медлить непереходный, и страдательные причастия от него не образуются. Значит, медленный - прилагательное (от него можно образовать форму сравнительной степени медленнее, что характерно для качественных прилагательных) слово же замедленный (шаг) - причастие, оно образовано от переходного глагола совершенного вида замедлить.

Таким образом, учащиеся должны понять, что, если к данному слову невозможно подобрать глагол, от которого оно образовано, значит, это прилагательное.

На уроке вы подробнее познакомитесь с понятием «залог причастия», рассмотрите различия между действительным и страдательным залогом (смысловые и грамматические). Особое внимание во время урока обратите на суффиксы, с помощью которых образуются причастия.

Тема: Причастие

Урок: Действительные и страдательные причастия

Рис. 2. Спряжение глаголов

Домашнее задание

Упражнения № 83 - 84. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы причастий, определите залог причастий.

1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека 3. Возвышающаяся постройка 4. Охраняемый собор 5. Охраняемый законом 6. Остающийся в памяти 7. Устрашающий вид 8. Заставляющий трепетать 9. Вызывающий уважение 10. Увлеченные туристы 11. Архитектурный стиль 12. Застывшая музыка

Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

3. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Правописание причастий.

4. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.


Страдательные причастия имеют полную и краткую форму: Лодка была точно приклеена к черной воде, густо украшенной жёлтыми листьями (М. Горький); Льняные волосы лежали на черепе, точно приклеенные (М. Горький); Грудь его накрахмаленной рубашки была украшена дьявольски пёстрым галстуком (М. Горький). Накрахмаленной, украшенной, приклеенные - страдательные причастия в полной форме. Приклеена, украшена - страдательные причастия в краткой форме.
Как и краткие прилагательные, краткие причастия изменяются п о числам: Окончен мой труд многолетний (А. Пушкин); Все приготовления были окончены (Н. Островский); в единственном числе - по родам: Великий революционный путь пройден нашей Родиной (газета «Правда»); Здесь столько было пройдено! Вот и пройдена половина пути.
В предложении причастия в краткой форме являются сказуемыми: Врага отбросила Москва, и спасена Россия (А. Твардовский); Человек рождён для счастья, как птица для полёта (В. Короленко).
Примечание. Суффиксам -нн- и -енн-(-ённ-) полных страдательных причастий соответствуют суффиксы -н- и -ен-(-ён-) кратких: Там, в поднебесье, идут облака, через туман озарённые (А. Блок) - Вся комната янтарным блеском озарена (А. Пушкин). Я ехал по земле, везде засеянной хлебом (А. Пушкин) - Половина тёмно-синего неба была густо засеяна звёздами (М. Горький).
Следует правильно произносить:
взять - взятый - взят - взята - взЛто - взАты, внести - внесённый - внесён - внесенй - внесено - внесенії добыть -

Обобщающая таблица образования причастий


Действительные причастия

Страдательные причастия
От каких глаголов образуются Спряже
ние
Суффик
сы
Примеры От каких глаголов образуются Спряже
ние
Суффик
сы
Примеры
} несовершенного вида (переходных и непереходных)
.несут
I -ущ- несущий несовершенного вида (переходных)
читают
I -ея- читаемый
1 работают I -ющ- работающий ведут I -олс- ведомый
I дышат II -ащ- дышащий гонят II -цле- гонимый
красят II -ящ- красящий
совершенного и несовершенного вида (переходных и непереходных)
строить
-вш- строивший совершенного я несовершенного вида (переходных)
прочитать
-кн- прочитанный
і засеять засеявший сеять сеянный
1 расколоться; расколовшийся растереть (растёр) -г- растёртый
I сжать сжатый
8 рыть
і і
рывший увидеть увиденный
нести
1 - 1
* -ш- нёсший построить построенный
стереть (стёр) стёрший принести -енн- А
принесённый

124

добйтый - доббіт - доббіта -- доббіто - добыты, загнуть - зй- гнутый - загнут - загнута - зйгнуто - зamp;гнуты, задать - заданный - задан - заданй - задано - заданы, занкть - занятый - зйнят - занятй - зamp;нято - зйняты, издать - Изданный - Издан - изданй - Издано - Изданы, набрать - набранный - нй- бран - набрана - нйбрано - нйбраны, начamp;ть - начатый - нйчаг - начата - начато - нamp;чаты, освёдомить - осведомлённый - осведомлён - осведомлена - осведомлено - осведомлены, отдать - Ьтданный - Ьтдан - отданИ - Ьтдано - отданы.

Еще по теме КРАТКИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ:

  1. § 160. Образование кратких форм страдательных причастий и их особенности
  2. Предложения с кратким страдательным причастием в роли главного члена. Их своеобразие состоит в том, что их главный член сочетает в
  3. §23.Процессы изменения страдательных причастий и их распадения на омонимы-причастия и прилагательные
Похожие публикации