Чем различаются переходные и непереходные глаголы. Что такое переходный и непереходный глагол? Определение, признаки, различия
Все глаголы в русском языке по этой категории делятся на две большие группы – переходные и непереходные .
К переходным относят глаголы, способные управлять винительным падежом без предлога. Такие глаголы обозначают действие, которое непосредственно направлено на объект.
В предложении переходные глаголы имеют или могут иметь при себе прямое дополнение .
Например:
1. Я пишу письмо.
2. Вчера я весь день читал
Во втором примере прямого дополнения нет, но оно потенциально возможно (интересную книгу ).
Следует помнить, что переходные глаголы возвратными быть не могут.
Задание:
Сравните:
1. По дороге в университет я встретил своего друга.
2. Моего друга дома не оказалось
Кроме формы винительного падежа, переходные глаголы в двух случаях могут управлять также и формами родительного падежа.
Первый случай: когда родительный падеж имеет значение части целого.
Например:
Я выпил молока. (Ср.: выпил молоко )
Второй случай : когда при переходном глаголе стоит отрицательная частица не.
Например:
Я долго не получал от брата письма
Такие дополнения также являются прямыми .
К непереходным относятся глаголы, не способные управлять формой винительного падежа без предлога. Такие глаголы обозначают действие, которое непосредственно на объект не направлено. При непереходных глаголах нет и не может быть прямого дополнения (после них нельзя поставить вопрос кого? или что?)
Например:
сидеть, спать, идти, мечтать, беседовать
Непереходные глаголы могут управлять всеми косвенными падежами, кроме винительного без предлога. Могут они также управлять и винительным падежом, но только с предлогом.
Например:
наступить на камень, споткнуться о камень
Следует помнить о том, что непереходные глаголы в предложении имеют при себе косвенное дополнение .
Например:
Я разговариваю по телефону с другом
Следует также помнить, что если к переходному глаголу присоединяется возвратный постфикс -ся-, то он становится непереходным.
Задание:
Сравните:
учить – учиться, купать – купаться, строить – строиться, одевать – одеваться
Залог – это постоянная лексико-грамматическая категория глагола, которая выражает отношение действия к субъекту (т.е. производителю действия). Существует два залога – действительный и страдательный .
Глаголы действительного залога обозначают действие, не направленное на субъект (т.е. производителя действия).
Например:
1. Рабочие строят дом.
2. Снег покрыл землю
В таких конструкциях субъект действия выражен подлежащим (в И.п.), а объект прямым дополнением (в В.п. без предлога).
Глаголы страдательного залога обозначают действие, направленное на субъект.
Например:
1. Дом строится рабочими.
2. Земля покрылась снегом
В таких конструкциях субъект действия выражен косвенным дополнением (в Т.п. без предлога), а объект стал подлежащим (в И.п.).
При этом следует помнить, что глаголы страдательного залога всегда являются возвратными, т.е. имеют постфикс -ся-, (-сь-) , и глаголы действительного залога могут быть как невозвратными, так и возвратными.
Например:
Ребёнок спит.
Дети резвятся.
На улице вечереет
Во всех этих примерах глаголы – действительного залога.
Категории вида – это тоже постоянная грамматическая категория глагола. Вид глагола выражает отношение действия к его внутреннему пределу. Различают глаголы несовершенного и совершенного вида.
Глаголы несовершенного вида обозначают действие, не достигшее своего внутреннего предела, т.е. своего конечного результата. Они отвечают на вопрос что делать? (В вопросе нет приставки -с-).
Например:
Я вчера решил эту математическую задачу
Эта глагольная форма содержит указание на то, что я с этой задачей справился.
1) глаголы, соотносительные по виду;
2) одновидовые глаголы;
3) двувидовые глаголы .
Глаголы, соотносительные по виду – это глаголы, имеющие соотносительные видовые пары.
Например:
1) писать – написать, делать – сделать, нести – принести, будить – разбудить и др. (различаются наличием и отсутствием приставки);
2) решать – решить, толкать – толкнуть, заказывать – заказать, закусывать – закусить и др. (различаются суффиксами);
3) вырывать – вырвать, кричать – крикнуть, прощать – простить и др. (различаются чередованием в корне, а также суффиксами);
4) разрезать – разрезать, рассыпать – рассыпать и др. (различаются только ударением);
5) ловить – поймать, брать – взять (это супплетивные формы).
Одновидовые глаголы – это такиеглаголы, которые соотносительных видовых пар не имеют. В свою очередь, эта группа имеет две разновидности :
1) одновидовые глаголы только несовершенного вида ;
Например:
1. хаживать, сиживать (обозначают действия, которые имели место в далёком прошлом);
2. подглядывать, покашливать (со значением прерывистости действия);
3. приплясывать, приговаривать и др. (со значением сопровождающего действия).
2) одновидовые глаголы только совершенного вида .
Например:
1. запеть (начать петь), зашагать (начать зашагать), побежать (начать бежать) (со значением начала действия);
2. отшуметь, отговорить, перепортить и др.(со значением завершённости действия);
3. хлынуть, грянуть и др. (со значением интенсивности действия).
Двувидовые глаголы - это глаголы, которые совмещают с себе значения несовершенного и совершенного вида одновременно.
Например:
атаковать, телеграфировать, обещать, велеть, ранить, женить и др.
Вид таких глаголов конкретизируется только в предложении или в связанном тексте.
Например:
1. Люди женятся; гляжу, не женат лишь я хожу.
(Пушкин. Сказка о царе Солтане)
2. А он между тем женится на Марии Ивановне.
(Пушкин. Капитанская дочка)
Глаголы совершенного вида могут иметь такие оттенки значений :
1. Они называют действие, которое было единичным (случилось один раз): Я подбежал к берегу, и бросился в воду, быстро подплыл к мальчику, обхватил его рукой и, гребя другой, направился снова к берегу.
2. Они называют результативное действие, т.е. такое, результат которого налицо: Мы повесили стенгазету в коридоре. (Так мог бы сказать член редколлегии этой газеты, если бы его спросили: «Ну, как газета? Готова?» Ответ означал бы: Эта газета готова, можете читать - результат работы налицо). Николай за лето вырос, загорел, окреп и немного похудел. (Встретив его, вы можете убедиться в этом). Слова, которые здесь поставлены в скобках, подчеркивают тот смысл, который позволяют подразумевать в этих высказываниях глаголы совершенного вида.
3. Они называют однократное действие: Я вспрыгнул на подоконник.
Глаголы несовершенного вида могут иметь такие оттенки значений :
1. Они называют действие, которое совершалось (совершается, будет совершаться) многократно, обычно или всегда: Летом мы бегали на реку и купались в еще холодной утренней воде. Гепард обгоняет даже барса.
2. Они называют действия, которые протекают, еще не исчерпаны, длятся (в прошедшем, настоящем и будущем времени): Утром я писал письмо и думал о том, что ответит на него Наташа. На улице шумит дождь, водяные капли и струи звенят о стекла моей комнаты. Эти розы будут цвести и благоухать еще много дней.
3. Они называют действие, состоящее из ряда актов; при этом, хотя каждый акт закончен, исчерпан, сам ряд не исчерпан, изображен как длящийся: Каждый день мы выучивали по пять новых слов. Мы много раз пропалывали обе эти грядки.
Похожая информация.
Переходность/непереходность является категорией, на основании которой можно выделить отношение между субъектом и объектом действия. Смысл этой категории заключается в том, что субъект совершает определенное действие, а его результат может «оказаться» (перейти) или не «оказаться» (не перейти) на субъекта. Поэтому глаголы в русском языке разделяют на переходные и непереходные.
Переходные и непереходные глаголы. Лексическое значение
Чтобы определить переходность, необходимо выявить ключевой признак, который выступает дополнением при глаголе и имеет определенное падежное маркирование.
Переходный глагол - это глагол, имеющий значение действия, которое направлено на предмет и изменяет или производит его (проверить работу, вырыть яму).
Непереходной глагол - обозначает движение или положение в пространстве, или нравственное состояние, или физическое.
Также выделяют так называемые лабильные глаголы. Они могут выступать как переходными, так и непереходными (редактор правит рукопись - миром правит сам человек).
Синтаксическое различие
Синтаксическое различие переходных и непереходных глаголов связано с лексическим значением. Переходные и непереходные глаголы обычно сочетаются:
Кроме этого, объект действия при переходных глаголах может выражаться и в родительном падеже, но только в таких случаях:
- при обозначении части объекта: купить воды, выпить чаю;
- если при глаголе есть отрицание: не имею права, не читал книгу.
Переходные и непереходные глаголы (таблица) имеют такие основные различия.
Морфологические признаки
Как правило, эти глаголы не обладают особыми Но все-таки, определенные типы словообразования выступают показателями переходности или непереходности глагола. Итак, переходный глагол - это:
- все глаголы, имеющие аффикс -ся (убедиться);
- отыменные глаголы, в которых выделяется суффикс -е- или -нича-(-ича-): привередничать, обессилеть, жадничать.
К переходным можно отнести глаголы, которые образовались от прилагательных с помощью суффикса -и-: озеленить, чернить.
Существуют отдельные случаи, когда, присоединив приставку к непереходным бесприставочным глаголам, образовывают переходные глаголы. Примеры: вредить и обезвредить.
Если в предложении нет дополнения, то переходный глагол выполняет функцию непереходного: Ученик хорошо пишет (указывается свойство присущее данному лицу).
Непереходные глаголы содержат особую группу возвратных глаголов, их формальный признак - это суффикс -ся (помыться, возвращаться).
Возвратные глаголы. Особенности
Возвратные глаголы изучаются в школьной программе, так же, как и переходные глаголы (6 класс).
Возвратный глагол обозначает действие, обращенное на себя. Он образуется с помощью частицы (постфикса) -ся (-сь).
Можно выделить такие основные черты этих глаголов:
- Во-первых, они могут походить как от переходных глаголов (одевать - одеваться), так и от непереходных (стучать - стучаться). Но все-таки возвратные (переходные глаголы после добавления постфикса -сь (-ся)) в любом случае становятся непереходными (одевать - одеваться).
- Во-вторых, эти постфиксы прибавляются: -ся - после согласных (моются, мылся, мыться), -сь - после гласных (одевались, одевалась). Стоит обратить внимание, что причастия всегда пишутся с постфиксом -ся (одевающийся, моющийся).
- В-третьих, возвратные глаголы образовываются тремя способами: суффиксально-постфиксальным - прибавлением суффикса и постфикса к основе (рез+ви(ть)ся), приставочно-постфиксальным (на+пить_ся), постфиксальным (мыть+ся).
Образование деривативов на -ся и страдательных причастий
Поскольку основные морфологические свойства переходных глаголов - образование деривативов на -ся и которое нехарактерно для непереходных глаголов, ознакомимся с этим процессом подробнее.
В большинстве случаев переходный глагол - это тот, который образует пассивное причастие или же деревативы с окончанием -ся, которые могут иметь возвратное (торопиться), пассивное значение (создаваться), декаузативное (разбиться).
Исключениями выступают глаголы прибавить (в весе), стоить, весить и большинство семельфактивов на -ну (ковырнуть). К тому же эти глаголы не образуют пассивные и возвратные деривативы.
Но все-таки существуют непереходные глаголы, способные образовывать пассивные конструкции. К примеру, глагол ожидать. У него образуется пассив от непереходной конструкции с дополнением в я ожидаю прихода Василия - ожидается приход Василия.
Корреляция переходности глагола
Несмотря на то что переходность не имеет единого формального выражения, все-таки существуют тенденции, которые связывают категорию переходность с формальными свойствами глагола, например, с глагольными префиксами:
- Преобладающее большинство невозвратных глаголов, имеющих префикс раз-, являются переходными (размыть, растолкать). Исключениями выступают: глаголы обозначающие движение с суффиксом -ва-/ -ива- / -а- (размахивать, разъезжать); глаголы, выражающие спонтанные изменения свойств предмета, в частности содержащие суффикс -ну-, образованные от непереходных глаголов (размокнуть, растаять, разбухнуть); глаголы, содержащие тематические гласные -е-, которые обозначают изменение свойств (раздобреть, разбогатеть); в том числе - раззвонить, раздумать.
- Почти все содержащие префикс из-, являются переходными (исключения: измокнуть, иссякнуть, изволить и другие).
Семантические свойства переходных глаголов
Русский язык имеет большой класс Кроме тех, которые существенно затронуты ситуацией, глагол может иметь прямое дополнение, играющее другую семантическую роль (например, видеть, иметь, создавать - при этих переходных глаголах с объектом ничего не происходит, он не уничтожается, не меняется).
Вот и получается, что противопоставление по переходности не должно быть жестко связано со смысловым классом глагола. Это значит, что переходный глагол не должен обязательно обозначать агентивно-пациентивную ситуацию. Но все-таки можно отметить некоторые тенденции.
Итак, переходный глагол - это:
Смысловые свойства непереходных глаголов
Выделив семантические свойства переходных глаголов, можно определить свойства всех остальных, то есть непереходных:
- Глаголы одноместные, не имеющие дополнений, то есть характеризующие изменение состояния пациенса (прямого дополнения, существенно затронутого ситуацией), которое не было вызвано агенсом. Или возможен случай когда агенс играет несущественную роль: умереть, сгнить, упасть, промокнуть.
- Двухместные, имеющие косвенное дополнение. То есть глаголы помощи (исключение поддерживать): способствовать, помогать, потворствовать, вспомоществовать.
- Глаголы, которые употребляются с объектом, выступающим составной частью агентивного участника глагола (шевелить, двигать, махать).
- Глаголы восприятия вымышленной ситуации (рассчитывать на, ожидать (чего), уповать на, надеяться на).
Неканоничные типы прямых дополнений
Не раз уже было сказано, что ключевое свойство переходных глаголов - способность взаимодействовать с прямым дополнением в винительном падеже. Но существуют такие классы глаголов, которые употребляются не только с существительными и местоимениями в винительном падеже, а и со словом или оборотом другой части речи, семантически тождественным ему в той или иной степени. Это могут быть:
- предложная группа (я почесал ему за ухом);
- генитивная группа (дедушка не читал этой газеты);
- наречная группа (он много пьет, я так решил);
- сентенциальный актант (инфинитивный оборот - я люблю ходить в театр; придаточное предложение использующиеся вместе с союзом -чтобы или -что - я понял, что он поедет на море; придаточное предложение совместно с союзом -когда - я не люблю, когда идет дождь).
Некоторые перечисленные конструкции могут не только заменить прямое дополнение, использующееся при переходных глаголах, а и использоваться для выражения сходной функции с непереходными глаголами. А именно:
Аналоги вышеперечисленных дополнений в винительном падеже обладают в разной степени прототипными свойствами прямых дополнений.
Подведем итоги
Несмотря на то что тема эта одна из нелегких, мы смогли определить, что значит переходный глагол. А также научились отличать его от непереходного и выделять среди последних возратные. И чтобы это доказать, приведем для примера словосочетания с переходными глаголами, с непереходными и возвратными:
- переходные: красить стены, лечить пациента, читать книгу, сшить костюм, расширить рукав, купить чаю, выпить воды, не имеет права, качать ребенка;
- непереходные: ходить по улицам, верить в добро, гулять в парке, обессилеть от усталости;
- возвратные: добиться цели, расходиться во мнениях, приблизиться к друг другу, подчиняться боссу, задуматься над бытием, поручиться за брата, коснуться вопроса.
Традиционно глагол как часть речи изучают в конце 4 класса, а повторение и углубление темы продолжается в 5-6 классах.
Эта тема имеет практическое значение, так как помогает учащимся различать формы именительного и винительного падежей, не смешивать прямые дополнения с подлежащими, правильно образовывать причастия и деепричастия.
Попробуем доступно объяснить ученикам, что такое переходный или непереходный глагол.
Обычно устанавливается: сочетается ли глагол с существительным в винительном падеже без предлога. Переходные глаголы требуют винительного падежа (кого? что?) для выражения прямого объекта в утвердительных предложениях: А мне что-то стало жалко и воробья, и муху. Мама сама укоротила брюки.
Но ученики, когда встречают один и тот же глагол в разных предложениях, часто спрашивают: «Какой это глагол – переходный или непереходный?»
Рассмотрим, к примеру, глагол ПИСАТЬ: Иван хорошо пишет. Иван пишет письмо. В первом предложении глагол «пишет» отнесён к субъекту, во втором предложении глагол актуализирует объект. В первом предложении имеется в виду сочетаемость потенциальная , а во втором предложении реальная . Вывод: глагол ПИСАТЬ в данных предложениях переходный. Не забываем, что глагольная категория переходности/непереходности является постоянным признаком и определяется при морфологическом разборе всегда.
Вернёмся к вопросу: можно ли считать переходным глагол, если при нём нет в предложении прямого дополнения без предлога? Конечно, здесь всё зависит от контекста. В контексте переходный глагол может приобретать такие оттенки значения, которые превращают его в непереходный: Я хорошо слышу (то есть имею хороший слух). Петя хорошо рисует, играет на гитаре (то есть умеет рисовать картины, воспроизводить музыку).
В подобных случаях глаголы имеют значение «уметь делать то, что выражено глаголом», то есть обозначают не конкретные действия, а свойства (характеристики, способности) объектов в отношении тех или иных действий. При таких глаголах нет и не может быть дополнения, иначе указанный оттенок исчезнет.
Если условия контекста позволяют не называть предмет, на который переходит действие, то возможна подстановка существительного в винительном падеже без изменения смысла: Я слушал (его, отца, рассказ) и не понимал ничего . Запоминаем, что в контексте переходный глагол может быть употреблён и без прямого дополнения .
Переходный глагол участвует в создании, преобразовании, перемещении или разрушении какого-то объекта (строить дом, жарить мясо, жечь солому ). Это предполагает наличие «инструмента», обеспечивающего контакт и повышающего эффективность действия. В качестве инструмента может выступать тело, активная часть тела, изготовленное человеком орудие: рою землю лопатой, чищу зубы щёткой .
Небольшая группа переходных глаголов имеет значения узнавания, чувствования, восприятия, наделения объекта признаком, открытия/закрытия, установления контактов, обладания, приобщения (узнать новости, любить музыку, слышать пение, одевать брата, распахнуть пальто, склеить листы, украсть деньги, сорвать яблоко ).
Переходным будет глагол и в родительном падеже при указании на часть предмета или при отрицании самого действия: выпить сока, купить хлеба; не читал газет, не получал денег .
Обратимся теперь к непереходным глаголам. Они требуют дополнения только в косвенных падежах с предлогами или без них: идти в школу, помогать другу . Обычно непереходные глаголы обозначают движение и положение в пространстве, физическое или нравственное состояние: лететь, болеть, страдать . Отличительный признак непереходных глаголов суффиксы -СЯ, -Е-, -НИЧА-(-ИЧА-): убедиться, обессилеть, жадничать.
Будут ли глаголы ВЕСИТЬ, ЛЕЖАТЬ, ЖИТЬ переходными в примерах: весит тонну, полежал минуту, живёт неделю ? Рассуждаем так: существительные находятся в Винительном падеже без предлога, но являются не прямыми дополнениями, а обстоятельствами меры и времени. Вывод: эти глаголы непереходные.
Некоторые приставки (пере-, про-, от-, обез-/обес-) способны превращать непереходные глаголы в переходные: работать в офисе - обработать деталь, вредить соседу - обезвредить соседа .
Чтобы проверить, как понята тема, попробуйте выполнить несколько заданий.
Задание 1.
Подберите к глаголам зависимые существительные и определите их падеж:
Разливать ______, узнавать ______, наслаждаться ______, разбавлять ______, раздаваться ______, умалять ______, увлекаться ______, содрогнуться ______, раздражаться ______, преподавать ______, подвергать ______, поглощать ______, объединить ______, благословлять ______, полететь ______, спрыгнуть ______, выглянуть ______.
Какие из этих глаголов сочетаются с существительным в Вин.п. без предлога?
Задание 2.
Определите переходные или непереходные глаголы. Над переходными глаголами ставьте букву П, над непереходными - букву Н.
Видеть волка - бояться волка; отрезать хлеба - есть без хлеба; узнать у товарища - встретить товарища; побаиваться соперника - победить соперника - выиграть у соперника; знать правила - не знать правил - придерживаться правил; хотеть воды - попить воды; насобирать грибов - не заметить гриба - любить грибы - прочитать про грибы; измерить глубину - остерегаться глубины - нырнуть в глубину.
Задание 3.
Превратите словосочетания непереходных глаголов с косвенными дополнениями в словосочетания переходных глаголов с прямыми дополнениями по образцу: подниматься на лифте - использовать лифт.
Заниматься физикой, увлекаться спортом, владеть языком, обзавестись голубями, рассказать о путешествии, беседовать о книге.
Каким образом вам удалось это сделать?
Задание 4.
Исправьте ошибки в употреблении существительных:
настоять о пересмотре дела, призывать о помощи, смириться перед неудачей, разъяснить о вреде курения, отдать все силы для работы, преклоняться его авторитету.
Задание 5.
Исправьте ошибки в употреблении глаголов:
Я одел пальто, шапку и пошёл гулять. Ученики познакомилися с новым учителем только во время занятий. Мама убралася в комнате, постиралась. Малыши игрались на детской площадке.
Литература
1. Ильченко О.С. Аспекты изучения темы "Глаголы переходные и непереходные" в VI классе / Русский язык в школе. - 2011. - №12.
2. Шелякин М.А. Справочник по русской грамматике. - М.: Русский язык, 1993.
Показатель, который мы хотим представить в статье, является одним из самых сложных для понимания глагольных отличий в русском языке. Поэтому постараемся разобрать его разносторонне. Что такое переходный и непереходный глагол - это главная тема нашего материала. Начнем с определения основного понятия.
Что такое переходность?
В данном контексте переходность - это одна из грамматических особенностей глаголов, которая отражает способность последних присоединять прямые дополнения. Другими словами, именно она указывает на возможность управлять существительными без предлога. Теми, что обозначают действующий объект, - человека, животное, неодушевленный предмет и проч.
Отсюда вычленяется переходный и непереходный вид глагола. Подробно познакомимся с каждой группой.
Переходные глаголы
Начинаем определяться, что такое переходный и непереходный глагол. Разберем первую категорию.
Переходный глагол обозначает действие или отношение, которое направлено на конкретный объект, переходит на него. Главный признак - такие глаголы управляют беспредложным существительным, местоимением, находящимся в винительном падеже. Но это не абсолютное правило.
Если форма глагола отрицательна, то существительное, местоимение будет в родительном падеже. Такое положение дел также характерно и для случая, когда глагол управляет не всем объектом, а только его частью.
Переходные глаголы обычно образуются от прилагательных путем прибавления суффикса -и- и приставки: озеленить, забелить и проч.
Чтобы было понятнее, что такое непереходный и переходный глагол, давайте посмотрим на примеры последнего:
- Приглашать родственников.
- Испытывать радость.
- Читать газету.
- Получить оплату.
- Выпить сока.
Особенности переходных глаголов
Говоря про переходные и непереходные глаголы, правила их определения, отметим, что именно от первых можно образовать страдательные причастия.
Посмотрим на лексические особенности. В этом плане переходные глаголы имеют следующие значения:
- Создание, изменение, уничтожение чего-либо, материального и нематериального, перемещение (написать книгу, перекрасить стену, разорвать договор ).
- Чувственное восприятие (услышать шаги, увидеть мир, ощутить холод ).
- Воздействие на что-либо, не приводящее к изменению этого объекта (поблагодарить маму, пожурить ученика, приласкать щенка ).
- Высказывание своего эмоционального отношения, ощущения либо восприятия (ненавидеть предательство, любить Родину, предпочитать фрукты ).
Непереходные глаголы
Продолжаем выяснять, что такое переходный и непереходный глагол. По логике, во вторую группу мы отнесем то, что не входит в первую.
Непереходный глагол обозначает какое-либо действие, которое не переходит на объект и вовсе не нуждается в последнем. Отсюда с существительными винительного падежа без предлога он не сочетается.
Приведем несколько примеров непереходных глаголов:
- Сидеть на стуле.
- Идти в магазин.
- Жить с вами.
- Радоваться новому дню.
Особенности непереходных глаголов
В лексическом плане у непереходных глаголов может быть такое значение:
- Повествование о психическом, физическом состоянии, положении в пространстве (лечь на кушетку, грустить по дому, заболеть ангиной ).
- Существование, движение (идти по дороге, быть собой, являться в офис ).
- Описание какого-либо занятия, свойства человека, предмета (учительствовать в школе, бездельничать в саду ).
- Появление, изменение каких-либо качеств, становление определенного признака (краснеть до ушей, уменьшаться в весе ).
Непереходные глаголы также выделяет следующее:
- Многие имеют суффиксы -сь, -ся (встретиться, увлечься, загореться ).
- Характерны для них также суффиксы -ича-, -нича-, -е- (обессилеть, жадничать, капризничать ).
- Немалая их часть - возвратные (
, «ответственная» за обозначение действий. У него есть не только изменяемые признаки, но и постоянные – те, которые не исчезают при словоизменении. Переходные и непереходные глаголы в русском языке различаются по наличию или отсутствию одного из таких постоянных признаков – переходности.
Вконтакте
Понятие переходности глагола
Под переходностью понимается грамматическая категория, указывающая на способность глагольной формы управлять прямым дополнением , то есть присоединять существительные (объекты) в винительном и, реже, родительном падеже, не имеющем предлога.
Это формальная сторона определения. Но что такое переход с семантической стороны?
Смысл переходных глагольных форм в том, что они обозначают «несамостоятельные» действия, которые невозможно совершить без управляемого объекта. Вот примеры:
- Написать (что?) пьесу, обслужить (кого?) клиента, не заработал (чего?) денег – переходные глаголы (просто «написать» или «обслужить» невозможно, а «заработать» без управляемого объекта – глагол с другим значением).
- Сидеть (на чём?) на стуле, умываться, страдать (от чего?) от болезни – непереходные глаголы (можно просто «сидеть» или «страдать»).
Переход – это и есть перенесение действия с субъекта (подлежащего) на объект (именуемый прямым дополнением).
В какие падежи ставить существительные
Переходные глаголы способны управлять дополнением как в форме винительного падежа, так и в форме родительного, — в обоих случаях без предлога. Но как понять, какой из двух падежей употреблять в каждом конкретном случае?
Винительный является основным. Форму родительного дополнение приобретает в следующих случаях:
- Если обозначает «некоторое количество чего-то»: «выпил воды» (род. п.) – то есть какую-то часть налитой жидкости; но «выпил воду» (вин. п.) – то есть всю воду в данном сосуде или водоёме.
- В отрицательных предложениях, если подразумевается значение «совсем»: «я не ел твою морковь» (просто не ел) – «я не ел твоей моркови» (совсем не ел, ни кусочка).
- В отрицательных предложениях, если имеется усилительная частица «ни»: «Мы не имеем ни малейшего понятия».
Винительный падеж в отрицательных предложениях ослабляет отрицание, а родительный, наоборот, усиливает.
Важно! Некоторые существительные при переходных глагольных формах приобретают форму родительного падежа, отличающуюся от основной: «Возьму сахару», «не зная броду, не суйся в воду» (вместо «сахара», «брода»).
Как определить переходность конкретного глагола
Как определить переходность ? С этим нередко возникают проблемы. О наличии или отсутствии переходности можно узнать с помощью следующего способа.
Сначала нужно найти в предложении глагольную форму. Затем отыскать существительные или , к которым можно задать вопрос «кто?» или «что?».
Если такое слово имеется и при нём нет предлога, значит, это и есть прямое дополнение; перед нами переходный.
Если предложение неполное, то прямого дополнения может не быть в наличии, но оно подразумевается; в таком случае тоже нужно задавать вопрос винительного падежа от глагола: «Ты меня понимаешь? – Понимаю (кого? что?)». Если такой вопрос задать не получается, то это непереходный : «Где ты был целую неделю? – Болел» (спросить «кого?» или «что?» невозможно).
Важно! Не являются переходными все возвратные, и глагольные формы в страдательном залоге, то есть те, которые имеют суффикс «-сь» или «-ся»: кажется, умывается, находится.
Соблюдая указанное правило, нужно иметь ввиду и смысл существительного – оно должно обозначать объект действия. Бывают ситуации, когда существительное в форме винительного падежа без предлога стоит возле глагола и имеет к нему отношение, однако он не может быть переходным: «Ехать час», «жить неделю».
Переходность многозначных глаголов
Глагольные формы слова могут иметь несколько значений. При этом в первом значении имеет место переходный тип, а во втором значении это же слово – непереходный тип. «Он говорит (что?) неправду» — переходный, но «ребёнок уже говорит (разговаривает)» — непереходный. «Оркестр играет (что?) марш» — переходный, но «ребёнок играет (занят игрой)» — непереходный.
В юмористических текстах возможна ситуация, когда в норме непереходный приобретает переходность: «Водку пьянствовать и дисциплину хулиганить».
На этом строится комический эффект; глаголы при этом как бы приобретают значения тех, вместо которых они поставлены – «хулиганить» вместо «нарушать» и т. д.
Устаревшие значения непереходных глагольных форм могут иметь переходность.
«Торговать» — в современном русском языке непереходный глагол, однако ранее, имея значение «прицениваться», он был переходным: «Торговать лошадь». Такое употребление осталось в фольклоре.
Различия переходных и непереходных
Теперь нужно узнать, чем отличается переходный от непереходного . Прежде всего это его значение. Переходные обычно обозначают.