Мут - богиня-мать и жена Амона - Египетские пирамиды навсегда! Смотреть что такое "Мут" в других словарях.

Мут, госпожа Ишеру.
Один из моих самых любимых египетских памятников.

Луксор, Музей египетского искусства.
Алебастр, фрагменты росписи. Высота 248 см.
Новое царство, XIX династия. 13 в. до н. э

В 1989 году в процессе реставрации колоннад двора Аменхотепа III в Луксорском храме были подняты полы храма для укрепления фундамента сооружения. В северо-западном углу двора был обнаружен тайник с превосходными статуями божеств, которые некогда украшали храм и были спрятаны от вандалов в годы угасания древнеегипетской цивилизации. Среди памятников особое место по уровню исполнения занимает поврежденная диада Амона, владыки Луксора и его супруги Мут.


Божественная чета, в облике которой были запечатлены фараон Рамсес II с одной из своих супруг, выполнена из полупрозрачного алебастра, поверхность которого в нескольких местах сохранила элементы раскраски. К сожалению, фигура Амона была сильно повреждена еще в древности, - сохранилась лишь ее нижняя часть; к счастью фигура богини, наоборот, практически не пострадала и дошла до нашего времени в первозданном облике.

Мут, супруга Амона и мать лунного бога Хонсу, издревле почитавшаяся в Фивах, изображена в облике небесной царицы, облаченной в длинное узкое платье, в головном уборе в виде крыльев золотого грифа, увенчанного па-схемти - двойной короной Верхнего и Нижнего Египта. На груди Мут - широкое ожерелье усех, символизирующее собой солнечное сияние. Одна рука богини покоится на коленях, второй она нежно обнимает супруга. С непревзойденной тонкостью и изяществом выполнено поражающее своей красотой лицо богини, тонкие пальцы рук, детали головного убора; все это позволяет по праву считать памятник одним из шедевров египетского искусства.

Имя фараона Рамсеса II, по приказу которого была выполнена чета великих фиванских божеств, сохранилось в надписях на престолах Амона и Мут. Тексты называют Рамсеса возлюбленным «Амоном, владыкой неба, господином Фив» и «Мут, владычицей Ишеру». Поврежденная надпись около головы богини также именует ее «госпожой Ишеру» - ее священного озера в Карнаке и «владычицей неба и Обеих земель». Задняя часть скульптурной группы покрыта выписанной четыре раза титулатурой Рамсеса II.

Подобно Исиде и Хатхор, Мут почиталась, прежде всего, как небесная мать царя, кормящая его своим божественным молоком. Сохранилось большое количество амулетов, изображающей богиню сидящей на престоле и дающей грудь царственному младенцу. Но если Хатхор это созидательная энергия и основной принцип жизни вселенной, то Мут - вселенский порядок, установленный в предвечные времена и персонифицированный понятием царственности и законности. Хатхор вызывает желание жизни, а Мут хранит новую жизнь; обе богини являют собой нерасторжимое единство «двух матерей», которые стоят у истоков зачатия и рождения новой жизни, паводка Нила, вселенского благополучия, обновления созидательных сил вселенной, и, наконец, подносят новорожденного царя к вселенскому престолу его отца Амона-Ра.


Рамсес II, совершающий жертвоприношение перед Амоном и Мут. Карнак, рельеф на стене гипостильного зала храма Амона.

В эпоху Нового царства широкую известность имел оракул богини Мут в Ишеру (Карнак), к которому цари прибегали при решении важных государственных вопросов; в частности, именно согласно волеизъявлению оракула богини при XXI династии в Фивах были перезахоронены останки многих фараонов XVIII - XX династий, скрытые жрецами в тайнике в скалах Дейр эль-Бахри. В яростном облике Мут часто отождествлялась с львиноголовой богиней Сехмет, статуями которой был украшен во время правления фараона Аменхотепа III храм богини Мут в Ишеру, который был когда-то жемчужиной египетского храмового зодчества.

Карнак. Храм Мут и озеро Ишеру.

Как дочь солнечного божества, его Око, Мут также отождествлялась и с Тефнут и считалась одним из воплощений грозной и, одновременно, милостивой богини, поддерживающий вселенский миропорядок. В Гелиополе и Карнаке богиня Мут повелевала «великими печами», в которых сжигались магические статуэтки врагов и недоброжелателей Египта, а также, вероятно, люди, совершившие преступления сакрального толка. Иногда Мут изображалась в своей триумфальной андрогинной форме - в виде женщины с тремя головами - львицы в короне шути, женщины в короне па-схемти и самки коршуна в короне дешрет; при этом богиня имеет львиные лапы, крылья и фаллос.

Сопроводительные тексты именуют ее «Мут-Исида-Нехбет, мать великая, владычица» и говорят о ней как о великой защитнице. «Книга мертвых» (гл. 164) упоминает гимн-заклинание, с которым следовало обращаться к такой ипостаси богини: «Произносить слова (над образом) Мут с тремя ликами; первый (лик) - это Пахет в короне из перьев; второй лик - (это) Паит в двойной короне; третий лик - лик грифа в короне из перьев; (у нее) фаллос, два крыла и когти львиные; изображена краской из мирры и порошка уаджет, смешанными с охрой на льняной пелене. Перед ней стоит карлик, и другой - позади нее...»

Мут. Фрагмент скульптурной группы Хоремхеба и Мутноджемет в образах Амона и Мут. Из Карнака. Известняк. XVIII династия. Каир, Египетский музей.

Далее текст утверждает, что этот ритуал, посвященный Мут, поможет обрести умершему божественность и победить смерть. В каждом египетском храме были музыкальные ансамбли, в которые входили только жрицы высокого ранга, одновременно бывшие профессиональными певицами, допущенные к участию в богослужении внутри святилища. Источники Нового царства с особым почтением упоминают фиванский хор богини Мут, госпожи Ишеру, жрицы которого были известны по всему Египту своими голосами и благочестием.

Фараон в сопровождении жриц-музыкантш умиротворяющий Мут и Сехмет. Рельеф стены храма Мут. Птолемеи.

«Супруги бога» или верховные жрицы храма Амона в Карнаке в эпоху III Переходного периода считались земными воплощениями богини и носили эпитеты «явление красот Мут», «повелительница красотами Мут», «владычица красот Мут, око Ра».

Литература по культу богини:

Fazzini R., Peck W. The Precinct of Mut during Dynasty XXV and early XXVI. // JSSEA 11 (1981), pp. 120-125.
Naguib S.-A. Le Clergé Féminin d’Amon Thébain à la 21e Dynastie. – Leuven, 1990.
Te Velde H. Mut, the eye of Re. // Akten München 1985, III. – Hambourg, 1989, pp. 395-403.
Te Velde H. The cat as sacred animal of the goddess Mut. // Studies in Egyptian religion dedicated to Professor Jan Zandee. – Leiden, 1982, pp. 127-37.
Te Velde H. Towards a minimal definition of the goddess Mut. // JEOL, 8/26 (1979-1980), pp. 3-9.
Troy L. Patterns of Queenship in ancient Egyptian myth and history. – Uppsala, 1986.

Маргарет Бенсон, археолог, первая начавшая систематические раскопки храма Мут -

Мут, египетская богиня (собственно «мать») - древнеегипетская богиня, царица неба, второй член фиванской триады (Амон-Мут-Хонсу), богиня-мать и покровительница материнства.

Первоначально Мут считалась эпитетом вод Наунет , женской пары первоначального океана Нун, в системе мифологических воззрений, связанных с гермапольской Огдоадой. Со временем Мут сама стала выступать в образе богини-творца. В период возвышения Фив, ставших столицей Египта Среднего царства, соответственно возросло и значение местного бога Амона , провозглашённого царём богов, поэтому место его жены Амаунет (Амонет), бывшей всего лишь женским эквивалентом Амона, заняла более колоритная богиня Мут.

Мут считалась матерью, супругой и дочерью Амона, «матерью своего создателя и дочерью своего сына» - выражение божественной предвечности. Среди её имен также «богиня-мать», «царица богинь», «владычица (царица) неба», «матерь богов». Постоянный эпитет Мут - «владычица озера Ишру», по имени священного озера при её храме, выстроенном Аменхотепом III к северо-востоку от главного Карнакского храма Амона-Ра и соединенном с ним аллеей сфинксов.

Мут изображалась в виде женщины, с коронами и грифом - её иероглифом - на голове. Имея собственного сына Хонсу, Мут усыновила также Монту , включив его в состав фиванского пантеона, что подтверждало её статус как богини материнства.

Напишите отзыв о статье "Мут"

Отрывок, характеризующий Мут

До половины дороги, как это всегда бывает, от Кременчуга до Киева, все мысли Ростова были еще назади – в эскадроне; но перевалившись за половину, он уже начал забывать тройку саврасых, своего вахмистра Дожойвейку, и беспокойно начал спрашивать себя о том, что и как он найдет в Отрадном. Чем ближе он подъезжал, тем сильнее, гораздо сильнее (как будто нравственное чувство было подчинено тому же закону скорости падения тел в квадратах расстояний), он думал о своем доме; на последней перед Отрадным станции, дал ямщику три рубля на водку, и как мальчик задыхаясь вбежал на крыльцо дома.
После восторгов встречи, и после того странного чувства неудовлетворения в сравнении с тем, чего ожидаешь – всё то же, к чему же я так торопился! – Николай стал вживаться в свой старый мир дома. Отец и мать были те же, они только немного постарели. Новое в них било какое то беспокойство и иногда несогласие, которого не бывало прежде и которое, как скоро узнал Николай, происходило от дурного положения дел. Соне был уже двадцатый год. Она уже остановилась хорошеть, ничего не обещала больше того, что в ней было; но и этого было достаточно. Она вся дышала счастьем и любовью с тех пор как приехал Николай, и верная, непоколебимая любовь этой девушки радостно действовала на него. Петя и Наташа больше всех удивили Николая. Петя был уже большой, тринадцатилетний, красивый, весело и умно шаловливый мальчик, у которого уже ломался голос. На Наташу Николай долго удивлялся, и смеялся, глядя на нее.
– Совсем не та, – говорил он.
– Что ж, подурнела?
– Напротив, но важность какая то. Княгиня! – сказал он ей шопотом.

В период Нового царства Мут становится женой Амона и матерью Хонсу. Ее изображения часто хоть и антропоморфные, но отличаются некоторым своеобразием. Присущие им характерные особенности свидетельствуют о том, что ее личность была, по меньшей мере, многогранной.

Жезл уадж

Этот жезл в форме стебля папируса — атрибут богинь Уадж означает «святой», или же «восстановивший силы». По своему рангу Мут может также иногда держать жезл у ас, типичный для богов.

Пшент

Пшент (от древнеегип. пасехемти, т. е. «обе могущественные») — это двойная корона Египта. Он действительно представлял собой объединенную белую корону Верхнего Египта и красную корону Нижнего Египта. Богини редко носили столь престижное украшение (символ Атума и фараонов). Мут увенчана им по праву жены Амона, царя богов!

Урей

Эта змея олицетворяет одновременно защиту и око на лбу Ра. Действительно, Мут считалась глазом Ра, подобно Тефнут или Сехмет.

Чучело грифа

Мут можно узнать по чучелу грифа, которое она носит на голове. Будучи женой Амона, она считается царицей неба, также как и гриф, который неизменно в нем парит.

Браслеты и периселиды

Браслеты — очень распространенное египетское украшение, их носили на запястье и на верхней части предплечья. Периселиды, или ножные браслеты, украшают щиколотку. Они были в моде в Египте, а затем и в Греции. «Периселиды» — слово греческого происхождения.

Если бы можно было объединить в одном образе все портреты Мут, мы бы увидели некое синкретическое существо, объединяющее в себе одновременно богиню, бога и фараона. Во всяком случае, их специфические черты мы можем найти во многих изображениях Мут.

Ее изображения

Самые древние изображения богини датируются приблизительно 1700 годом до н. э. На них Мут предстает в образе женщины с головой львицы, увенчанной солнечным диском и уреем. Вместо традиционного жезла в руках она может держать пальмовую ветвь или побег пальмы. Именно в этом виде Мут появляется перед нами на чуть более позднем барельефе храма в Луксоре. Несколько позже облик Мут меняется с львиного на полностью антропоморфный. На ее голове появляется чучело грифа, увенчанного, в свою очередь, короной пшент, двойной короной Египта.

Таким образом, она является единственной богиней, которая носит это королевское украшение! В обличье человека Мут может изображаться как стоя, так и сидя: например, в своей лодке или кормящей ребенка, которого она держит на коленях. Подобный образ кормящей матери повторяется в виде многочисленных амулетов. На великолепном браслете из Мероэ (в настоящее время он находится в Мюнхене) мы видим уже совсем иной образ Мут: женщина, руки которой украшены двумя парами крыльев грифа.

Такой образ не может не напомнить нам Исиду и ее крылья коршуна. Однако сходство этим не ограничивается. На голове у Мут, как и у Исиды, могут быть «хаторические» коровьи рога, между которыми сияет солнечный диск. Еще более удивительное изображение Мут мы находим в «Книге мертвых» (в частности, в экземплярах XXI династии): Мут, полуженщина, полугриф, изображается трехглавой (одна голова грифа, другая -льва, третья — женщины); но самое удивительное, что эта богиня иногда изображается … итифаллической! Такой ее образ мы находим в храме Хонсу в Карнаке. Можно сказать, что это уникальный случай среди египетских богинь.

Богиня Мут - "мать матерей" Мут - египетская богиня , член триады Фив, в которой она - жена бога Aмона и мать лунного бога Хонсу. Первоначально была местной богиней, вероятно, из области Дельты; стала общенациональной богиней в Древнем Египте в период Нового царства.

Ей был посвящен один из самых популярных религиозных праздников-фестивалей того времени - фестиваль Мут. Ее самым важным культовым центром был храм на берегу озера Ашеру, напоминающего своей формой лунный полумесяц, в Карнаке.Нередко поэтому Мут называется «Леди Ашеру».

Великая мать богов

Роль Мут – это, прежде всего, роль божественной матери, сопоставимая с ролями Исиды и Хатхор. Правящий фараон часто считался ее сыном. Поэтому существует много изображений, особенно в форме амулетов, которые показывают богиню, кормящей грудью своего сына - фараона.

Мут – по представлениям древних египтян – «великая мать богов» , «мать матерей» . Она родила всех, не будучи рожденной никем. В качестве всеобщей матери она сближалась и нередко отождествлялась с другими египетскими богинями-матерями: Нехбет , Уто, Нут и другими.

Однако помимо такой мирной стороны у Мут, как и многих других египетских богов и богинь, была и другая сторона – агрессивная, жестокая и воинственная.

В этом качестве Мут имеет много общих черт с богинями Сехмет , Тефнут, Мехит и отчасти Бастет , с которыми часто отождествляется. Все эти богини могут выступать в облике кровожадных львиц и связаны с глазом бога солнца Ра – «глазом Ра», изрыгающего огонь, который пожирает врагов.

«Огонь Мут» был не только страшным оружием из мира мифических образов – «врагов Ра» (предателей, преступников и т.д.) иногда реально сжигали заживо на жаровнях в ее храмах.

У древних египтян была ипостась богини в облике чудища Mут-Сехмет-Бастет , у которого были два крыла, львиные когти, половой член и три головы: женщины, львицы и стервятника. Души мертвых могли призвать это ужасное божество, чтобы оно спасло их от мучительной смерти, когда они подвергались осуждению за неправедную земную жизнь.

Вернувшаяся в Египет из Ливийской пустыни

В одном из мифов Мут отождествляется с дочерью Ра, принимающей вместе с отцом облик кошек, чтобы убить извечного врага бога солнца – гигантскую змею Апопа . В этом же облике Мут бродила по Ливийской пустыне, куда убежала после ссоры с отцом.

Понадобились настоятельные просьбы, чтобы Мут – кошка - вернулась в Египет. Ее возвращение приветствовали с огромной радостью боги, люди и животные. Этот сюжет был воспроизведен в храмах, посвященных Мут.

В храме Мут на озере Ашеру регулярно проводился важный ритуал умиротворения. Смысл ритуала заключался в том, чтобы преобразовать Мут в облике богини-воительницы и разрушительницы Сехмет в одну из ее более добрых ипостасей – Мут в облике женщины, Леди Ашеру, Хатхор или Баст. Только в этом случае богиня могла согласиться зачать от мужа и родить божественного ребенка.

Богине Мут в форме Мут-Сехмет приписали возможности как по предотвращению, так и ниспосланию на людей чумы и других инфекционных заболеваний.

Ряд исследователей полагает, что сотни статуй богини с головой львицы из храма Мут в Карнаке были созданы и установлены для того, чтобы защитить Египет от эпидемий, которые периодически опустошали Древний Восток.

Мут заменила Амаунет , первую жену Амона, став его главной женой в Фивах.

Иконография Мут

Мут изображается обычно в виде женщины в красном или синем льняном облегающем платье с головным убором стервятника и часто с двойной короной Верхнего и Нижнего Египта (иногда только белая корона Верхнего Египта).

В руках она часто держит свиток папируса или анх – символ жизни. Иногда Мут изображается с руками, вытянутыми под прямым углом друг к другу, с приложенными к ним крыльями.

Кроме того, есть изображения богини Мут с головой львицы.

Священным животным Мут являлась корова.

Похожие публикации