Презентация на тему сказка снежная королева. Презентация к уроку по сказке Г.Х

План-конспект открытого урока по сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева».

Урок 1.

Тема урока:

«Великий сказочник Г.Х.Андерсен. Сказка «Снежная королева».

Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами!

Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом!

Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени

и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость

И доброту!

Г.Х.Андерсен.

Цель урока: познакомить детей с датским сказочником Г.Х.Андерсеном и первыми сказками «Снежной королевы», на основе прочитанного учить выделять черты характера героев, анализировать их поступки, развивать устную речь учащихся.

Метод: беседа, комментированное чтение отрывков, инсценирование эпизодов, рассказ учителя, различные виды пересказа (художественный, пересказ с изменением лица).

Наглядные пособия: презентация к уроку, пейзажи (лето и осень); муз. записи звуков природы.

К уроку ученики получают индивидуальные задания:

Пересказ эпизода«Снежная королева увозит Кая»

от лица Снежной королевы, Кая.

План урока.

1. Рассказ учителя о жизни Г.Х.Андерсена с использованием воспоминаний сказочника о своем детстве.

2. Комментированное чтение «Сказки первой».

Индивидуальное задание: художественный пересказ сказки.

3. Беседа по содержанию «Сказки второй». Выборочное чтение, инсценирование эпизодов.

4. Комментированное чтение «Сказки третьей».

5. Домашнее задание.

Ход урока.

I .Вводное слово учителя о Г.Х.Андерсене.

«В цветущей Дании, где свет увидел я, Берет мой мир свое начало,»- писал Г.Х.Андерсен.

Дания- прекрасная страна, подарившая миру великого сказочника. Рассмотрим портреты писателя, прочитаем строки его воспоминаний о детстве (Смотри автобиографию сказочника)

Слайды 1,2.

«Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!» -утверждал Г.Х.Андерсен.

«Я обязан своим положением только самому себе», -говорил мудрый сказочник, оглядываясь на пройденный путь. Пятьдесят лет писал Андерсен сказки для детей (Андерсен-автор 170 сказок). Одной из самых поэтичных и красивых явилась сказка «Снежная королева».

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с первыми сказками «Снежной королевы», с ее героями.

II . Комментированное чтение «Сказки первой».

Слайд 3.

Запись в тетради: « Г.Х. Андерсен. «Снежная королева».

Обратите внимание на начало сказки, то, как Андерсен приглашает читателя войти в сказочный мир. (См. «Ну, начнем! Вот…)

Беседа после прочтения сказки.

«Жил-был тролль…» -так начинается сказка Андерсена.

Слайды 4,5.

Дания, скандинавская страна, расположенная на севере, в сознании народа бытовали представления о мифических существах, населявших леса, горы и реки. Таков тролль.

Каким вы представляете тролля?

В сказке «Лесной холм» Андерсен пишет о тролле: «Старый тролль был в короне из ледяных сосулек и полированных лесных шишек, в медвежьей шубе и меховых сапогах» (См. изображение тролля на слайдах)

Какие слова передают отношение Андерсена к троллю?

Какие свойства имело волшебное зеркало?

Почему осколки «наделали несравненно больше вреда, чем само зеркало»?

Перескажите «Сказку первую», включив в пересказ действия тролля, его учеников, рассказ о свойствах зеркала.

Как связана «История первая» с событиями, рассказанными в других главах?

III . Работа над «Сказкой второй».

1.«Как жили и дружили Герда и Кай».

Слайд 7.

Кто являются героями второй сказки?

Расскажите о жизни Герды и Кая, их садике. Как жили обе семьи?

Для чего две семьи устроили «сад» в деревянных ящиках? Что это был за сад?

Какими были отношения между детьми?

Словарная работа: доверительный, теплый, дружеский, нежный, заботливый, доброжелательный.

«Инсценировка» эпизодов: «Как жили и дружили Герда и Кай», «Осколок волшебного зеркала попадает Каю в глаза».

2. Снежная королева.

Как начинается рассказ о Снежной королеве? Что рассказала бабушка детям о Снежной королеве?

Почему бабушка после слов Кая о королеве завела речь о другом?

Почему и в первый раз Снежная королева пришла к Каю, а не к Герде: ведь осколок еще не попал в его сердце?

Какой увидел Кай Снежную королеву в первый раз? (Обратите внимание на глаза: «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! И, однако, живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира»).

Слайды 8,9.

Как изменился Кай после того, как осколок волшебного зеркала попал ему в глаз и сердце? Какими стали забавы мальчика? Что говорит об этом автор?

Представим, что нужно проинсценировать еще один эпизод: «Снежная королева увозит Кая» . Изобразите декорации площади, на которой происходит главное событие, определить цвет красок, которые нужно использовать для декораций.

Как описывается в сказке второе появление Снежной королевы и ее свиты?

Какой ее теперь видит Кай? Что сказал Кай, когда Снежная королева его поцеловала?

Слайды10, 11.

Пересказ эпизода от лица Снежной королевы, Кая (Индивидуальное задание)

Обобщающий вопрос.

Почему именно Кай стал пленником Снежной королевы?

IV . Комментированное чтение «Сказки третьей».

«Что же было с маленькой Гердой после того, как исчез Кай»? –так продолжает свой рассказ автор.

Слайд 12.

Герда попадает в прекрасный цветник женщины, умевшей колдовать. Каким вы видите это место? Чем вдруг оказалась похожа старуха-волшебница на Снежную королеву?

Слайды 13,14.

«А волосы у Герды вились, и кудри золотым сиянием окружали ее милое, приветливое личико, кругленькое и румяное, словно роза» (обращаем внимание на отношение автора к Герде)

«Доброму сердцу чуждо высокомерие», -считал мудрый сказочник. Как вы думаете, можно эти слова отнести к Герде?

Найдите слова, которые особенно ярко характеризуют отважную девочку?

Какие встречи и какие испытания ждут Герду впереди?

Слайды 15,16.

V . Домашнее задание.

VI . Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с героями сказки «Снежная королева», Гердой и Каем.

Какими словами можно охарактеризовать Герду, Кая?

(Герда: самоотверженная, милая, ласковая, заботливая, тревожится за Кая, любит природу, мечтательная. Кай: злой, жесткий, грубый, резкий, эгоистичный)

Герои сказки Г.Х.Андерсена добиваются счастья благодаря мужеству, мудрости, доброте, а не с помощью волшебных сил. Нам всем остается терпеливо учиться у них.

В скандинавском фольклоре встречается образ ледяной девы, повелительницы снегов и метелей, которая уводит в свое царство жениха девушки. Снежная королева в сказке Андерсена уносит в свои владения мальчика Кая. Однако грозную Снежную королеву побеждает маленькая хрупкая девочка Герда, ее доброта и самоотверженность помогают Каю вернуться к людям. В этом мудрость сказки Андерсена.

Использованная литература:

    Н.Я. Мещерякова. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы. М.»просвещение»,1975.

    С.Е. Шамаева. Классная и внеклассная работа по зарубежной литературе в 5-8 классах: Кн. для учителя: Из опыта работы/ Под ред. С.В.Тураева.-М.: Просвещение,1989.-128 с.

    Е.С.Барова. Уроки литературы в 6-м классе по учебнику-хрестоматии «год после детства». Методические рекомендации для учителя. Под научной редакцией Е.В.т Бунеевой. // Серия «Свободный ум».-М.: «Баллас», 1999.-256 с.

    Андерсен Г.Х. Снежная королева.

Сказка в семи историях. Пер. с дат. А.Ганзен.

Худ. Э. Левандовская. Орджоникидзе, «Ир», 1978.

Слайд 2

В мире много сказок Грустных и смешных. И прожить на свете Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят нам тепло. Пусть добро навеки Побеждает зло. (Ю.Энтин)

Слайд 3

“Пусть добро навеки побеждает зло”– к этому стремятся авторы сказок, этого ждут те, кто читает сказки. Эпиграфом к уроку будут слова “Добро побеждает зло”:

Слайд 4

Слайд 5

Знает все четыре действия арифметики, да ещё с дробями, знает, сколько в каждой стране квадратных километров и жителей. Кай Угадай героя по описанию:

Слайд 6

2. В большом городе жили двое бедных детей. Мальчик и девочка ходили друг к другу по крыше в гости и сидели на скамеечке под розами. Там они весело играли. Кай и Герда

Слайд 7

3. Они рассказывали о зеркале как о каком-то чуде. Они бегали с зеркалом повсюду. Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы отразились в нем в искаженном виде. Напоследок им захотелось добраться до неба. Ученики тролля

Слайд 8

4. Кай взглянул на неё. Она была так хороша! Более умного, прелестного лица он себе представить не мог. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему головой. Снежная королева

Слайд 9

5. Снежная королева улетела, а он остался один, смотрел на льдины и все думал, думал, так что в голове у него трещало. Он сидел на одном месте – такой бледный, неподвижный, словно неживой. Можно было подумать, что он замерз. Кай

Слайд 10

6. Она была ужасно избалованна и упряма. Ростом с Герду, но сильнее. Глаза у нее были совсем черные, но печальные. Она обняла Герду и сказала: – Они тебя не убьют, пока я не рассержусь на тебя. Маленькая разбойница

Слайд 11

7. Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами. Колдунья

Слайд 12

8. Он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все негодное и безобразное, напротив, так и бросалось в глаза и казалось еще хуже. Тролль

Слайд 13

9. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина; шуба и шапка на ней были из снега. Снежная королева

Слайд 14

10. Она прочла все газеты на свете и позабыла все, что прочла, – вот какая умница! Раз как-то сидела она на троне, а веселья-то в этом не слишком много, – и напевала песенку: “Отчего бы мне не выйти замуж?” “А ведь в самом деле!” – подумала она, и ей захотелось выйти замуж. Принцесса

Слайд 15

Тролль Кому из героев принадлежат эти вещи:

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Старая разбойница

Слайд 19

Кай и Герда

Слайд 20

Старушка

Слайд 21

Маленькая разбойница

Слайд 22

Кто такие Герда и Кай и где они жили? Как изменился после того, как осколок зеркала попал в его глаза

Слайд 23

Почему Герда, увидев розы на шляпе доброй волшебницы, вспомнила о Кае? - Как и почему Герда убежала от старушки-волшебницы, окружившей ее такой заботой?

Слайд 24

Как начинается рассказ о Снежной королеве? Объясните, почему в первый раз Снежная королева пришла к Каю, а не к Герде: ведь осколок еще не попал в его сердце. Напомним, что Кай почти ничего еще не знает о Снежной королеве, добра она или зла, но он уже говорит: «Я посажу ее на теплую печку, она и растает». Какие слова характеризуют Кая? Мстит ли Снежная королева Каю за его дерзкие слова или она относится к нему как к своему? Можно ли представить, что осколок зеркала попал бы в сердце Герды? Почему вы так думаете? О чем вспоминает Кай после поцелуя Снежной королевы, а о чем он не вспоминает?

Слайд 25

Как ведет себя Герда, услышав рассказ Ворона о принцессе и мальчике, которого она считает Каем? Почему Герда отказалась жить во дворце припеваючи? - Как вы относитесь к маленькой разбойнице? Изменяется ли она по ходу действия? Чем вы объясняете перемены в ее поведении и характере?

Борис Михайлович Кустодиев. Портретный очерк. Репин. Тип речи. Напряжение. Творческая работа. Микротема. Познакомить учащихся с особенностями портретного очерка. Герой. Композиция очерка. Упражнение. Ярмарка. Очерк. Упражнение. Мой Серёжа. Федор Иванович Шаляпин. Составные части. Образец. Автор. Сущность. Содержание текста. Приёмы сжатия текста. Представление о жанре. Значимый факт. Прочитайте отрывок.

««Песнь о собаке» Есенин» - Ответьте на вопросы: От востока в парче из светил Проходили ночные цари. Учеба. "Наша горница хоть и мала, но чиста. Прочитайте третью строфу. Как и ты, я, отовсюду гонимый, Средь железных врагов прохожу. Успех. Сравните первые две строфы стихотворений Г. Анфилова и С. Есенина. В стихах о животных поэт преисполнен нежности и сострадания. Кто-то справа на небе чертил Бледно-желтые знаки зари. 1913.

«Мотив одиночества в лирике Лермонтова» - Поэтическая разминка. Стихотворение «Утёс». Мотив одиночества. Анализ стихотворения. Литературная гостиная. Энциклопедическая страничка. Основные мотивы лирики. Ребята. Краткий анализ поэтического текста. Словарная работа. Кончаловский. Время. Цвет неба и моря. Эпиграф. Художник. Лермонтов. Учим термины. Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

«Тема одиночества в лирике Лермонтова» - Художник П.П.Кончаловский. Стихотворение «Листок». Эпиграф. Стихотворение «Утёс». Ключ. Краткий анализ поэтического текста. Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. Литературная гостиная. Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Словарная работа. Энциклопедическая страничка. О цвете. Обобщение информации. Поэтическая разминка. Какова композиция произведения. Терминологический диктант. М.Ю.Лермонтов.

«Возникновение древнерусской литературы» - Сказание о Кожемяке. Как создавалась культура Древней Руси. Основные термины. «Повесть временных лет». Что представлял собой Киев. Летописец- монах, составитель летописи. Д.С.Лихачев. Сказание о Белгородском киселе. Нестор. Древнерусская литература. Летописание началось на Руси в XI веке. Столица древнерусского государства. Возникновение письменности на Руси. Древняя русская литература наполняет нас гордостью.

«Анализ стихов» - Настроение поэта. Прокомментировать картины. «Рожь» А.К. Саврасова. Сформировать навыки анализа лирического произведения. Строчки. Необычное выражение. Чувства. Какие звуки повторяются в первой строке. Пейзажная лирика. Советский энциклопедический словарь. Тест. Настрой на восприятие стихотворения. Ночь. Слова и выражения. День. Работа с текстом. Солнце. «Рожь» Шишкина.

Урок литературы в 5 классе

по сказке Г.Х Андерсена «Снежная королева»

Учитель русского языка и литературы Краюшкина И.В.


«Короли считали за честь пожать его худощавую руку»

К. Г. Паустовский



памятник

Андерсену

в Оденсе




памятник

Андерсену

в Копенгагене

«Воздвигнут датским народом»





Задание 1 (в рабочих листах)


Задание 1.

«…в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами».

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

«Необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительно сверкающего льда! И, однако, живая!»

ТРОЛЛЬ

«Злой-презлой, сущий дьявол».

ПРИНЦ

«…держался он вообще непринужденно и мило».

ГЕРДА

«Ах, как ныли её бедные, усталые ножки!»

ПРИНЦЕССА

«Умница, каких свет не видывал!»

«Он сидел на одном месте, бледный, неподвижно, словно неживой!

МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА

«Глаза у неё были совсем черные, но какие-то печальные»


Критерии оценок:

0 ошибок – «5»,

1-2 ошибки – «4»



«Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! И, однако, живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира!»

(история вторая)



Домашнее задание:

написать сочинение



Задание 2 (для всей группы)

На пути у Герды встречаются как препятствия, так и помощники. Расположите их по порядку.

  • Река
  • Старушка, которая умела колдовать
  • Ворон и Ворона
  • Принц и принцесса
  • Маленькая разбойница
  • Лапландка и финка
  • Путь к чертогам Снежной королевы
  • В чертогах Снежной королевы

3 задание.


3 задание. Вспомните, пожалуйста, кто из персонажей

помогал девочке, а кто враждовал с ней?

ПЕРСОНАЖИ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЛИ ГЕРДЕ

ПЕРСОНАЖИ, КОТОРЫЕ ВРАЖДОВАЛИ С ГЕРДОЙ

Река

Розы

Ворон и Ворона

Принцесса и Принц

Маленькая разбойница

Голуби

Олень

Лапландка

Финка

Старушка, которая умела колдовать

Разбойники

Полк снежных хлопьев

Вечно воющие свирепые ветры



4 задание.

...

эпизод

«На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили ей гостить во дворце, сколько душе угодно. девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки…»

«И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в чёрную землю…»

«Сани дважды объехали площадь, а Кай живо прицепил к ним свои салазки и покатил».

«…но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги».

«За окном порхали снежинки: одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти».

«- Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно! Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу точит червь. Какие гадкие розы!»


4 задание. Расположите в правильной последовательности

события из сказки «Снежная королева»

эпизод

«На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили ей гостить во дворце, сколько душе угодно. девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки…»

«И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в чёрную землю…»

«Сани дважды объехали площадь, а Кай живо прицепил к ним свои салазки и покатил».

«…но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги».

«За окном порхали снежинки: одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти».

«- Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно! Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу точит червь. Какие гадкие розы!»


Критерии оценок:

0 ошибок – «5»,

1-2 ошибки – «4»


Задание 5.

Перед вами кусочки мозаики.

Соберите мозаику и кратко расскажите эпизод, которому она соответствует.




Почему же Герда победила Снежную королеву?

Головоломка

4.3.6.1 –

10 2.5 8.3.6.9.8,

7.2.10.3.7.7.9.8 11.2.13.4.12.9.8 4.2.14.11.2.15.12.2

1 – а 6 - л 11 – д

2 – е 7 – н 12 – к

3 – и 8 – м 13 – т

4 – с 9 – о 14 – р

5 – ё 10 – в 15 – ч



Похожие публикации