Грузовые автомобили газ 53


из "За рулём" №7 1962 года:

ГАЗ-53Ф - это первый автомобиль серии "53" завода ГАЗ. По сути он представлял собой шасси ГАЗ 51A с удлиненной до 3700 мм колесной базой и с кабиной грузовика ГАЗ 52 - этакий гибрид старого и нового, логичный переход от 2,5-тонного ГАЗ 51A к 4-тонному ГАЗ 53A.



Предысторию появления ГАЗ 53Ф неофициально связывают с проходившим в 1961 году ХХII-му съездом КПСС, к открытию которого завод обязывался начать выпуск нового грузовика ГАЗ 53. Однако, в силу того, что к тому времени не был освоен в производстве V-образный 8-цилиндровый двигатель, пришлось ставить "шестёрку", форсированную до 82 л.с. благодаря увеличению степени сжатия до 6,7 (видимо поэтому появилась буква "Ф" в название - "форсированный"). Также не был освоен гипоидный задний мост, поэтому применили обычный от ГАЗ 51A, но с главной парой от ГАЗ 63 (i=7,6; у ГАЗ 51A i=6,67). Это позволило в какой-то мере сохранить динамику автомобиля с увеличенной до 3500кг грузоподъемностью. В связи с возросшей грузоподъемностью были установлены шины размерностью 8,25-20 и диски колес с тремя отверстиями. Первый производственный образец ГАЗ 53Ф был собран 23 сентября 1961 года, а 14 октября того же года главный конвейер покинула опытно-промышленная партия из 25 автомобилей. До марта 1962 года ГАЗ 53Ф собирался небольшими партиями - и только потом выпуск машин приобрел организованный характер одновременно с увеличением выпуска.



Интересно, что грузоподъёмность ГАЗ 53Ф определялась заводом в 3500 кг до декабря 1964 г, но потом была снижена до 3000 кг.
ГАЗ 53Ф не имел успеха у эксплуатационных организаций и выпускался лишь из-за отсутствия достаточного количества моторов ЗМЗ-53. Выпуск ГАЗ 53Ф был прекращен январе 1967 года, когда выпуск ЗМЗ-53 был освоен в запланированных объемах.

Моделька же - одна из модификаций 53-х бортовых, что выпустил ДиП.


Цвет у модельки производитель обозвал "морской волной". Форумные эксперды вроде как подтвердили, что такой цвет, или близкий имел место быть:





Цвет модельки для фотографирования очень сложный. Видимо плохо с этим справлялись и фотографы магазинов. Ибо во многих он получился разным))
Что подтверждает коллаж форумчанина steppenwolf74 с синего места:


У меня с моим Nikon P7700 получилось более-менее, только когда я увёл ББ в желтизну. Никакие автоматические и запрограмированные настройки, а также выставление ББ в ручную не помогали - моделька всё время получалась излишне синей.






Имеющий отличные для своего времени технические характеристики ГАЗ 53 производился на Горьковском автомобильном заводе свыше 30 лет, сумев за это время снискать небывалую популярность среди жителей СССР, а затем и РФ. В течение всего срока существования автомобиля в него постоянно вносились усовершенствования и выпускались новые модификации. Последней из них является ГАЗ 53 12, производимый с 1983 года.

История автомобиля и его внешний вид

Грузовик ГАЗ 53 представляет собой один из наиболее известных и популярных автомобилей советского производства, относящийся к третьему поколению грузовиков среднего тоннажа. Выпуск и первый тест-драйв ГАЗ 53 состоялся на Горьковском автомобильном заводе еще в 1959 году (серийное производство началось двумя годами позже), а завершился выпуск лишь в начале 1993 года. ГАЗ 53, с учетом всех выпущенных модификаций, можно считать наиболее массовым грузовиком в Советском Союзе: в общей сложности было выпущено свыше четырех миллионов автомобилей данной марки.

С октября 1961 года началось производство грузовика ГАЗ-53Ф с мотором на 82 л. с. и грузоподъемностью в 3,5 т. Непосредственно модель ГАЗ 53 была выпущена в июле 1964 года: это был 4-тонный грузовик с восьмицилиндровым V-образным двигателем ЗМЗ-53 мощностью 115 л. с. С 1965 году марка автомашины была изменена на ГАЗ 53А.

Различные модификации автомобиля выпускались на протяжении нескольких десятилетий, вплоть до 1983 года. При этом самосвалы производились на базе шасси ГАЗ 53 02, автобусы - 53 40, базой для спецавтомобилей служило шасси модели ГАЗ 53 11. В 1983 увидела свет модель 53 12, в которой были внесены изменения в облицовку радиатора, головку цилиндра и ходовую часть. Грузоподъемность была повышена до 4,5 тонн. В 1990 году с выпуском модели 3307 производство ГАЗ 53 было прекращено, хотя эти автомашины и по сей день в больших количествах эксплуатируются в самых различных отраслях деятельности.

Грузовой автомобиль ГАЗ 53 имел очень современный для своей эпохи внешний вид. Радиатор имел цельную облицовку, выполненную заподлицо с передними фарами. Рама обладает высокой прочностью и надежностью. Топливный бак ГАЗ 53 располагается под водительским сиденьем, а его заливная горловина - рядом с двери водителя, позади кабины. Этот фактор оказался очень удобным в процессе перевода грузовика на газ, позволив выполнять установку газового баллона под кузовом, где у многих других грузовых автомашин располагается бензобак.

Машина ГАЗ 53 оснащена цельнометаллической двухдверной кабиной с одним сплошным сиденьем, позволяющим разместить водителя и двух пассажиров. Сиденье имеет цельную конструкцию, без разделения по количеству мест.

Характеристики и особенности кузова

Собственная масса снаряженного ГАЗ 53 составляет 3200 кг, полный вес - 7,85 тонны. Расчетная грузоподъемность последних модификаций автомобиля равна 4500 кг. Но на практике нередко встречается перегрузка, вызывающая различные неисправности, требующие ремонта или замены рессор.

Грузовик имеет следующие габаритные размеры.

Предельно допустимая скорость движения автомобиля составляет 90 км/ч, хотя на практике ненагруженная машина способна достигать и 110 км/ч. Промежуток между задней и передней колесными осями составляет 370 см, колея задних и передних колес - 169 и 163 см соответственно. Величина клиренса составляет 26,5 см, руководство по эксплуатации регламентирует допустимые размеры покрышек от 8,25 до 20 дюймов.

Шасси предусматривает рамную конструкцию, на которой закреплены кузов и кабина. ГАЗ 53а может оснащаться различными типами кузова:

  • бортовой автомобиль;
  • самосвал;
  • фургон ГАЗ 53;
  • бензовозный автомобиль с цистерной;
  • грузовик спецназначения.

Рама выступает в качестве связующего звена между всеми агрегатами и системами автомашины, поэтому в случае необходимости возможна самостоятельная эксплуатация «голого» шасси, с которого можно демонтировать даже кабину и кузов. Устройство автомобиля предусматривало наиболее современную для того времени технологию пуска - электростартер с втягивающим реле. Грузовик также оснащен эффективной системой отопления и стеклоочистителями. Несмотря на цельную конструкцию водительского и пассажирского сиденья, размещение в кабине является достаточно удобным даже в теплой зимней одежде.

За все время своего существования машина оснащалась лишь двумя моделями бензиновых двигателей. Изначально и вплоть до 1967 года на модель 53Ф устанавливалась 6-цилиндровая силовая установка, но впоследствии она была заменена восьмицилиндровым мотором, объем которого составляет 4,25 литра.

В дальнейшем двигатель подвергался незначительным модификациям и доработкам, в результате чего изменялся его индекс, тогда как конструкция в целом оставалась той же.

ГАЗ-53 - советский среднетоннажный грузовой автомобиль третьего поколения ГАЗ.

Грузовик ГАЗ-53 выпускался серийно с октября 1961 года по 1967-й под индексом ГАЗ-53Ф, с 1965-го по 1983-й под индексом ГАЗ-53А и с 1983-го до января 1993 года под индексом ГАЗ-53-12 «Горьковским автозаводом».

ГАЗ-53 с последующими модификациями - самый массовый грузовик на территории бывшего СССР. Общий выпуск ГАЗ-53 составил свыше 4 млн. автомобилей.

ГАЗ-52 - советский среднетоннажный грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т.

Гибридная модель, спроектированная с двигателем наиболее массового советского грузовика ГАЗ-51 и с использованием узлов и деталей автомобиля с бо́льшей грузоподъёмностью ГАЗ-53.

С модификациями выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1966 по 1989 год.

Тем не менее, ГАЗ-51 выпускался параллельно с ГАЗ-52 до 1975 года.

Автомобилей ГАЗ-52 выпущено 1.006.330 ед.

Прежде всего следует отметить, что первым в по-настоящему серийное производство в 1964 году был запущен четырехтонный грузовик ГАЗ-53А, оснащенный V-образным верхнеклапанным 8-цилиндровым бензиновым двигателем. Через два года, в 1966 году, в серийное производство было запущено семейство ГАЗ-52 — машина была унифицирована с ГАЗ-53А по базе (3700 мм), новый автомобиль имел унифицированные с грузовиком ГАЗ-53А кабину и оперение, а также раму, элементы подвески и тормозной системы. Однако силовой агрегат у ГАЗ-52 был рядным нижнеклапанным 6-цилиндровым — взамен 115-сильного ЗМЗ-53 (как у «53-го» семейства) на данную модель устанавливался 75-сильный ГАЗ-52-01. Различия имелись и в главной передаче — она была не гипоидной, как у ГАЗ-53А, а конической.

Установка на семейство ГАЗ-52 менее мощного двигателя повлекла за собой значительное снижение грузоподъемности, которая ограничивалась величиной 2,5 тонны. Однако в те годы существовало мнение, что именно грузовики подобного класса должны играть наиболее важную роль в народном хозяйстве страны. Действительно, «52-е», предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети, весьма широко использовались в колхозах и совхозах, а на их шасси монтировалось значительное количество специальных надстроек.

Достаточно важная роль в производственной программе ГАЗа отводилась бортовому ГАЗ-52-03, который внешне почти ничем не отличался от ГАЗ-53А. Разве что, приглядевшись, можно было заметить, что высота деревянной платформы у первого примерно на 15 сантиметров меньше (543 мм против 680). Для безошибочной идентификации, кстати, завод поначалу наносил на боковые борта ГАЗ-52-03 краской обозначение «2,5 т».

Теперь о внешних отличиях ГАЗ-52 и ГАЗ-53.

Так как, на ГАЗ-52 устанавливалась кабина от ГАЗ-53, что в ряде случаев затрудняет их идентификацию. И хотя кабина на автомобилях 52-го и 53-го семейств одинаковая, имелись некоторые различия в её окраске на заводе - облицовка радиатора на кабинах ГАЗ-52 всегда была одного цвета с кабиной, а на кабинах ГАЗ-53 облицовка была белого цвета независимо от основного цвета кабины.

Ещё одним внешним отличием ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является различная ширина радиатора - с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-52 устанавливался более узкий радиатор, что хорошо видно через решётку облицовки, если смотреть на автомобиль прямо спереди. На автомобилях ГАЗ-53 с восьмицилиндровыми двигателями радиатор более широкий, визуально занимающий почти весь просвет решётки.

Также отличительным признаком автомобилей семейства ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является расположенный с правой стороны автомобиля глушитель, однако известны переделанные варианты выхлопной системы ГАЗ-52 с левосторонним глушителем.

Кроме того, внешне отличить ГАЗ-52 от ГАЗ-53 можно было и по колесным дискам: ГАЗ-52 и модификации имели диски с 6 вентиляционными отверстиями и более узкой резиной, ну а ГАЗ-53 вскоре после начала выпуска получил более широкие (и соответственно более «грузоподъемные») с тремя отверстиями, размещенными под углом 120 градусов. Следует отметить при этом, что колесные диски на семействах 52/53 являются взаимозаменяемыми и единственным достоверным различием между семействами является модель установленного двигателя.













Похожие публикации