О коневец. ​Коневец – какие достопримечательности посмотреть

Его ежегодно посещают сотни паломников и туристов со всех уголков России.

Общая информация

Остров Коневец имеет площадь чуть более 8 кв. км. Его максимальная протяженность в ширину составляет около 2 км, а в длину − 5 км. При этом западная оконечность вытянута узкой песчаной косой длиной около 1 км, а у юго-восточного побережья расположено несколько островков из гранитных валунов. В среднем Коневец возвышается над поверхностью на высоту в 3 метра.

Коневец - остров с умеренным климатом, на котором летом температура воздуха может достигать плюс тридцати градусов по Цельсию, а зимой - опускаться до минус сорока градусов. Что касается островной флоры и фауны, то из животных там водятся лягушки, ящерицы, мелкие грызуны, лисицы, зайцы и белки. Редко, но все же встречаются ондатры. Иногда у берегов острова или на прибрежных скалах можно увидеть нерп - единственных млекопитающих, живущих в водах Ладожского озера. Кроме того, есть большая колония чаек и много перелетных птиц. Восемьдесят процентов территории Коневца покрывают сосновые и еловые леса. Также на острове растут ольхи, березы, рябины, осины, липы, дубы, клены, тополя, каштаны и акации. В течение последних шести веков людьми завезены и посажены на крыжовник и смородина, малина, сливы, вишни, яблони и сирень.

Остров Коневец: достопримечательности

Рассматриваемый объект невероятно привлекателен как для любителей экотуризма, так и для тех, кто желает ознакомиться с его уникальными достопримечательностями. В частности, туристы приезжают на Коневец, чтобы увидеть так называемый Конь-камень, представляющий собой огромный валун диаметром 10 м, по форме напоминающий череп коня. В дохристианскую эпоху он являлся языческим алтарем, на котором совершали жертвоприношения финские племена. По легенде святой Арсений Коневский, поселившийся на острове в 14 веке, изгнал из Конь-камня нечестивых духов, которые превратились в воронов. В память об этом чуде в 1895 году на валуне построили небольшую часовню, которая существует и по сей день.

Коневец - остров, считающийся одним из центров православия на западе России, уже более 6 веков он вызывает огромный интерес у путешественников. Например, в свое время здесь побывал Александр Второй с семейством, Николай Лесков и Федор Тютчев. Туристы, которые последуют их примеру, смогут осмотреть роскошный собор Рождества Богородицы и несколько других построек 19 века.

Остров Коневец: как добраться

Чтобы попасть на Коневец, следует отправиться на Санкт-Петербурга и сесть на электричку, направляющуюся в Приозерск или на станцию "Кузнечное". Необходимо сойти на станции "Громово" и пересесть на автобус, следующий по маршруту "Сосново - Владимировка".

Отправляясь на остров Коневец (фото объекта представлены в статье) на собственном автомобиле, следует выехать из Санкт-Петербурга по Приозерскому шоссе и на 106 км свернуть направо. Затем, проехав 0,5 км, на развилке в поселке Плодовое сделать поворот налево, далее проследовать прямо через поселок Заостровье до перекрестка и повернуть направо. Через 4 км перед туристами окажется развилка, на которой следует свернуть по указателю "Бухта Владимирская", а через 1 км (рядом с автобусной остановкой) − налево, в сторону причала.

Если путешествие совершается летом, то нужно дождаться катера, курсирующего между поселком Владимировка и островом Коневец. Если же речь идет о зимней поездке, когда Ладога покрыта льдом, то туда можно добраться пешком по одной из троп. Не стоит бояться заблудиться, так как расстояние, которое придется пройти, составляет всего 5 км, а остров хорошо виден с берега.

Лучшее время для посещения

К сожалению, остров Коневец, отзывы о путешествии на который всегда восторженные, является довольно труднодоступным местом. Те, кто часто там бывал, не рекомендуют отправляться в подобную поездку в периоды с конца октября по начала декабря и с конца марта по начало апреля. Дело в том, что в противном случае турист может оказаться на берегу в такой момент, когда навигация затруднена, а передвигаться по льду опасно. Не стоит отправляться на Коневец и в июне, так как в этом месяце наблюдается повышенная активность комаров.

Где переночевать

Коневец - остров, где в летний период у туристов и паломников не возникнет проблем с организацией ночлега. Как вариант - просто поставить палатку в лесу. Кроме того, православные туристы могут переночевать в монастыре. Если же речь идет о посещении острова зимой, то единственный выход - занять койко-место в небольшом гостевом доме на берегу. Строение принадлежит Коневскому монастырю и предназначено специально для паломников.

Святое место

Как уже было сказано, несколько веков Коневец является местом регулярного паломничества православных христиан. Такая поездка имеет свои особенности и правила. В частности, желающие совершить хождение к Коневским святыням должны обратиться в монастырскую действующую при петербургском подворье по адресу Загородный пр., дом 7. Кроме того, паломничество - это не просто экскурсия. К нему надо очень тщательно и серьезно подготовиться, должным образом настроиться. Обязательно следует побеседовать с батюшкой, которому вы доверяете, чтобы получить благословение и выслушать советы мудрого и опытного человека.

Коневский монастырь расположен на острове Коневец, который находится в 7 км от берега. Остров небольшой – длина ~5км, ширина ~ 3 км, площадь ~ 10кв.км. В 1393 году на остров прибыл прп. Арсений. Родом он был из Новгорода, в юности принял постриг. Познакомился с афонскими монахами и отправился на Афон. Потом вернулся на родину. Он привез с собой икону Божией Матери, известной сейчас как икона Коневской Божией Матери (икона теперь принадлежит Финляндской православной церкви). Из Новгорода Арсений отправился по Волхову на север, чтобы найти уединенное место. Лодку его прибило к Коневцу. Здесь он прожил три года в одиночестве, затем вместе с единомышленниками основал монастырь.

III Новгородская летопись: «В лето 6908 поставлена бысть церковь камена Пресвятой Богородицы на Ладожском озере на Коневом острове и монастырь устроиша при архиепископе Иоанны Великого Новгорода и Пскова».

На монастырь несколько раз нападали шведы. В отличие от южных монастырей, обитель на Коневце не имела никаких укреплений. Это был как бы монашеский поселок на острове. Предполагаю, что так же как и на Валааме здешние монахи соблюдали все заповеди, в том числе «не убий». Так что шведам ничего не стоило захватывать остров. Всякий раз обитель возрождалась, деньги давали Василий III, Иоанн IV, Федор Иоаннович, Борис Федорович.
В 1610 году шведы окончательно захватили эти земли. Монахам пришлось уйти, так как православным в то время выжить при шведах было практически невозможно.
Петр Первый в 1718 году издал указ о восстановлении монастыря. В середине XIX – начале ХХ веков монастырь быстро разбогател, имел земли, хозяйство, сдавал в аренду места рыбной ловли. Всё что было построено в это время сохранилось до сих пор. В 1914 году братия насчитывала 321-го насельника.
После революции 1917 года эти земли отошли Финляндии. Остров посещал Маннергейм, были построены северные и южные оборонительные батареи, которые сохранились до сих пор. В 1940 году монахи эвакуировались вглубь Финляндии. Им удалось вывезти кое-что, в том числе икону Коневской Божией Матери.
В советское время на острове находилась военно-морская часть и испытательный полигон. Остров стерли со всех карт, огородили колючей проволокой, гражданским судам запрещалось ходить мимо острова. Здесь разрабатывали и испытывали химическое оружие и ракеты на твердом топливе. На полигоне испытывали торпедное и минное оружие. Что бы там сейчас не говорили о разорении монастыря, но если бы не военные, там погибло бы абсолютно всё. Местные жители растащили бы всё на кирпич, строительные материалы, сняли бы кровельное железо. Военные же ремонтировали, красили, поддерживали порядок. Поэтому все здания, даже деревянные избы XIX века сохранились.
В 1991 году на остров снова пришли монахи.

Часовня Николая Чудотворца (1815)
Каменная часовня в честь Святителя Николая была построена в 1815 году. Прибывавшие на остров паломники совершали здесь молебен о благополучном прибытии на остров.

Странноприимный дом
К югу от часовни здание, построенное предположительно в 1866 году при архимандрите Израиле. Это странноприимный дом (гостиница для бедных людей), которым монастырь давал приют на несколько дней.

Странноприимный дом и часовня Николая Чудотворца:

У развилки, стоит небольшой пирамидальный обелиск из путиловского камня, поставленный в память о посещении о. Коневец 28 июня 1858 года императором Александром II.

Белая гостиница
Гостиница построена в 1860-х по проекту архитектора И. Б. Слупского. Стены кирпичные, оштукатурены снаружи только с трёх сторон (задняя стена в целях экономии была оставлена кирпичной).
Конец XIX века:

В советское время кельи гостиницы использовались как квартиры для офицеров. Было проведено паровое отопление, а печи переделаны в стенные шкафы. Сейчас в Белой гостинице летом живут трудники монастыря.

Братия у Святых врат. Конец XIX века:

В арке колокольни сохранилась живопись. В советское время изображения были закрыты слоем известки. В отличие от фресковой живописи древних русских храмов, выполнявшейся минеральными красками по сырой штукатурке, эти изображения выполнены обычной масляной краской. В основу сюжета легло посещение Коневского монастыря Новгородским святителем Евфимием, другом и соратником преподобного Арсения.

Монастырское каре
К началу XIX в. все здания, кроме собора, всё ещё оставались деревянными. К 1812 году строительство западной части монастырского каре было завершено, началась постройка северной и южной сторон. В северо-западной башне находился хлебный запас, в юго-западной - кладовая для провизии, квасоварня с погребом. В средней части обеих линий застройки возвышаются 2-х этажные братские келейные корпуса, соединяющиеся с угловыми башнями одноэтажными зданиями, в которых размещались мастерские.

В юго-восточной части монастырского каре располагались братские кельи, монастырская библиотека, аптека и небольшой музей.

В двух угловых башнях монастырского каре были устроены церкви. В северо-восточной башне помещалась храм во имя преп. Арсения Коневского, а в юго-восточной башне - храм во имя свт. Николая Чудотворца.

Ряд захоронений, принадлежащих игуменам, настоятелям монастыря и членам старшей братии, находится за алтарём собора Рождества Пресвятой Богородицы. Одна из могил - место упокоения настоятеля Коневского монастыря о. Израиля. Коневской обителью о. Израиль управлял с 1859 года до самой своей кончины, последовавшей 27 января 1884 года на 92-м году жизни. Над его могилой был установлен металлический, а потом гранитный памятник с надписью: «Доброму пастырю благодарное братство» (сохранился только цоколь)

Библиотека
При о. Израиле монастырская библиотека значительно расширилась, к началу XIX века в ней насчитывалось около 8 тыс. экземпляров. Там находились: список жития преподобного Арсения, Евангелие 1524 года, творения святых отцов - святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, преподобного Паисия Величковского; старопечатные книги от 1626 до 1764 года.
Почти все книги и рукописи бесследно исчезли в 40-е годы XX века.

Монастырская библиотека. Конец XIX века

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1809)

Нижний храм был зимним. В нем размещались печи, что позволяло круглогодично вести в нем богослужение.

Нижний храм. Конец XIX века

До 1940 года главный придел храма сохранял резной с колоннами золоченый иконостас в три яруса: с левой стороны замечательных по резьбе царских врат находилась икона Коневской Божией матери, над ними - «Тайная Вечеря», во втором ярусе - иконы праздников, а в третьем - св. Апостолов. В 1830 году в храме освящен южный придел во имя Коневской иконы Божией Матери. Силами петербургских реставраторов иконостас оказалось возможным полностью восстановить.

В соборе хранятся две самые почитаемые святыни Коневского монастыря - рака с мощами преподобного Арсения и список с чудотворной Коневской иконы Божией Матери.

Верхний храм был устроен как летний. Он прекрасно освещен двумя рядами окон и представлял собой традиционную для России крестово-купольную церковь с восемью квадратными столбами. Окончательно отделан изнутри, украшен золоченым резным иконостасом он был уже при настоятеле Иларионе в 1809 году, при содействии христолюбивого петербургского купца Я. В. Кривоносова, пожертвовавшего 4 тыс. рублей ассигнациями.

Верхний храм. Конец XIX века

Верхний храм пострадал в годы советской власти. Здесь был склад боеприпасов, один снаряд взорвался, в результате появилась небольшая трещина:

Часовня Успения Божией Матери (1899)

За часовней, с ее восточной стороны, находится могила князя Манвелова. Князь Николай Иванович Манвелов был из старинного грузинского рода. В продолжение многих лет он приезжал на Коневец - нередко на всю осень. По мере сил он помогал обители, особенно престарелым инокам.
Рядом с крестом, на месте отдыха преподобного Арсения, князь и попросил похоронить себя. Николай Иванович умер в Петербурге, через два месяца после преставления о. Израиля. Завещание князя выполнили его родные. Надпись на надгробном памятнике, и сейчас частично уцелевшем, гласит: «Помяни меня, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Князь Николай Иванович Манвелов. Родился в 1780 г., а скончался в 1856 году, 3 мая».

Эта информация написана на сайте монастыря. Что на самом деле написано на могиле князя мне разобрать не удалось. Подойти к могиле о. Израиля невозможно. Но Лесков виделся и разговаривал с о. Израилем, было это в 1872 году. Поэтому когда на самом деле умер князь мне не известно, но понятно, что сведения на сайте ошибочны.

Казанский скит (1796)
Казанский скит находится в некотором отдалении от основных монастырских построек в глубине острова на вершине горы, которая называется Святой. Как повествует житие преп. Арсения, по прибытии на Коневец в 1393 году он поселился именно здесь, прожив на вершине Святой горы около 3-х лет в уединении, и лишь затем перешёл жить на берег Ладоги.

Казанский скит. Конец XIX века

Иконостас церкви Казанского скита. Конец XIX века:

В настоящий момент в скиту живет иеросхимонах о. Варахиил, прибывший на Коневец с Валаама. Чтобы не беспокоить его уединение, внутрь скита вход мирянам без специального благословения запрещён. Кстати, это единственный схимник во всей Ленинградской области.

Часовня явления Божией Матери
Часовня на Святой горе поставлена в память о явлении Божией Матери старцу Иоакиму. Часовня стоит у самого края Святой горы, в юго-западной её части, на месте, где до этого находился деревянный поклонный крест, воздвигнутый ещё при жизни самого Арсения. Ввиду своей древности, крест уже в XVIII веке пришёл в ветхость и в 1740 году, т.е. сразу по возобновлении монастыря от шведского разорения, на месте креста была поставлена небольшая деревянная часовенка, а остатки самого креста были перенесены внутрь часовни и сохранялись там вплоть до прихода на Коневец частей советской армии. Часовня, таким образом, является самой старой по времени постройкой на Коневце. Впоследствии, во второй половине XIX в., часовня перестраивалась. В годы советской власти она была перенесена со Святой горы к причалу и использовалась как контрольно-пропускной пункт. На крыше бывшей часовни был установлен небольшой маяк.

Чтобы перенести часовню обратно на своё место нужны были деньги. Три финки, Паула Кохо, Ирма Вуокко и Паула Вуорела, несколько лет к рождеству пекли калитки на продажу. Таким образом, в начале 2000-х собрали деньги, теперь часовня снова на Святой горе.

Братское кладбище
На кладбище некогда стояла шестиугольная деревянная часовня высотой 4 метра, уничтоженная, как и большинство надгробий, в советское время (кладбище было снесено, и на его месте первоначально расположился автопарк, а затем оно было переделано под спортивную площадку).

Братия у ограды братского кладбища. Конец XIX века:

Конь-камень
Конь-камень - огромный валун серого гранита с прожилками кварца размером 9 на 6 и высотой чуть более 4 метров - бесспорно является одной из самых ярких достопримечательностей острова Коневец. Это единственный камень на Коневце таких больших размеров, вес его - более 750 тонн; на вершине камня стоит небольшая деревянная часовня. Достоверных сведений о том, когда именно была построена первая часовня на Конь-камне, нет. Скорее всего, в самом начале основания обители.
Можно оценить масштаб и при хорошем воображении увидеть лошадиную морду:

Коневский скит (1876)
Построен по проекту И. Б. Слупского.

Мы не подходили к этому скиту, но его можно рассмотреть с катера

Иконостас церкви Коневского скита. Конец XIX века

Крестный ход на Коневском скиту. Конец XIX века

Хозяйственные постройки

Двухэтажное с мезонинами здание Работного дома, построенное в 1874 году архитектором И. Б. Слупским.

Каменное двухэтажное здание, построенное в 1861 году также для рабочих (сгорело весной 2003 года), каменный скотный двор (построен в 1826 году)

Деревянная конюшня с двором посередине и двумя избами для конюхов

Крестьяне у избы для садового инвентаря. Конец XIX века

У Святого источнка. Конец XIX века

Крестный ход. Конец XIX века

Нашим гидом на острове была Анна, рассказывала она живо и бойко только то, что можно прочитать на

Катер на Коневец отчалил без нас. Мы опоздали буквально на две-три минуты. Мужик на берегу сказал, что сегодня будет еще один рейс на остров. Надо ждать. Что ж, я купил во Владимировском сельпо бутылку карельской водки "Русский гарант" и расположился на берегу. Водка оказалась прекрасной - с чесноком и перчиком. На этикетке было написано, что сам товарищ Сталин пил эту водку и рекомендовал пить соратникам. Ну, раз сам... Я опрокидывал в себя стопку за стопкой, стопку за стопкой... Погода стремительно портилась, волна становилась все круче. К двум часам дня катер вернулся. На пассажирах не было нитки сухой. Капитан сказал, что в ближайшие три дня никуда не пойдет - шторм.

Ну, не обидно ли так облажаться? С пьяных глаз я отчетливо понял, что Коневецкие бесы не хотят пускать меня на остров. Или - не бесы? Когда в 1393 году новгородский монах Арсений возвратился в Россию с Афона, он намеревался поселиться на одном из отдаленных островов Ладожского озера. Не на Коневце. Буря прибила его лодку к этому острову. Арсений пытался плыть дальше, но волны дважды возвращали его назад. Он понял, что это неспроста, и остался. Так возник Коневецкий монастырь Рождества Богородицы, в котором на протяжении шестисотлетней истории подвизалось много замечательных иноков. Некоторые из них помянуты на страницах «Мест силы». Например, выходец из Адриан (основавший на Коневце Казанский скит) и его ученик Зосима, в честь которого Достоевский назвал своего старца из «Братьев Карамазовых». На Коневце же жил старец Исайя, который потом ушел восстанавливать . Это были люди, поднявшие русский пустыннический дух в начале 19-го века.

Но сейчас не о них, об Арсении. В его времена Коневец был безлюден. Туземцы боялись селиться на острове, потому что там водились духи. Обитали они в огромном камне высотой более четырех метров и весом где-то 750 тонн. У этого камня каждый год приносили в жертву коня. Отсюда и название камня - Конь-камень (я знаю и описал еще и с этим названием). Отсюда же и название острова - Коневец. В общем, Арсений увидел, что место было "пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным". Нечто вроде того острова, к которому прибило Просперо из Шекспировской "Бури". Но только Просперо был магом, а Арсений - православным монахом. Он не стал подчинять себе бесов, но взял образ Богородицы, принесенный им с Афона, и совершил вокруг Коня-камня крестный ход. А потом окропил камень святой водой. Тут бесы, жившие в нем, обратились в ворон и со зловещим карканьем улетели.

Говорят, что отправились они в сторону Сортан-лахты, то есть Чертовой ("сорт" - просто испорченное русское "черт") бухты, где бросились в воду. И потому теперь на Ладожском озере часто случаются внезапные бури. Это метеорологический факт. Но где же та бухта? На сайте Коневецкого монастыря сказано, что теперь она называется бухта Владимирская. То есть - та самая, на берегу которой, кляня непогоду и собственную нерасторопность, я допивал свою водку? Но, может быть, это еще какое-то место на Ладоге. Например, Сортавала, центр финского алкогольного туризма в Карелии и пристань, откуда ходят кораблики на Валаам, еще один знаменитый остров силы на Ладожском озере.

Допив водку, я решил объехать озеро по кругу, поискать другие места, где фонтанирует сила. Не ждать же у моря погоды три дня в этой Чертовой бухте. Валентина, моя подруга и водительница, села за руль, и мы двинулись. Настроение было паршивое, мы ехали медленно. Лил страшный дождь, и дорога за ним была почти что не видна. Но вот что забавно: уже под Шлиссельбургом дождь вдруг прекратился. И ветер утих. А наутро выглянуло солнце, как бы подтверждая, что на Коневце меня просто не хотят видеть. Ну, не хотят и не надо. Обогнув Ладожское озеро с юга и востока, найдя много мест, о которых еще буду рассказывать (см. , и ), на третий день пути я оказался на пристани в Сортавале (в прошлом - Сердоболе), где ожидал корабля на Валаам.

Волнение на озере еще не до конца утихло, так что было неясно, удастся ль уплыть. Муторное ожидание. Вдруг из Москвы позвонил мой приятель по "Независимой газете" Миша Карпов и сообщил, что при странных обстоятельствах погиб наш общий друг Женя Александров. Вроде - убит. Мне стало совсем плохо. Да тут еще подошел какой-то придурок с газетой и поинтересовался: "А ваш кобель вас еще не кусал?" Я объяснил, что скорей небо упадет на землю и Нева потечет вспять, чем мой благородный кобель укусит меня. На что человек заметил, что ни в чем нельзя быть уверенным. Вот, он показал газету, тут пишут, что совершенно домашняя собака ни с того ни с сего загрызла хозяина. Я поспешил отойти от безумца.

Побывав на Валааме, я все-таки решил попытаться добраться до Коневца. Приехал во Владимировку. Погода отличная, у пирса корабль, готовый отплыть через час. Все складывалось прекрасно. Только возникла проблема с собакой. Ее не хотели сажать на пароход. Я предложил заплатить за животное как за взрослого туриста. "Да не в том дело, - сказала девушка, пропуская нас, - просто там есть пес, который дерет приезжих собак. Смотрите, под вашу ответственность". Я не придал ее предупреждению никакого значения, поскольку мой Осман (см. его фото и ), даром что лабрадор, умеет за себя постоять. Но первый же встретившийся на острове монах, сказал, чтобы мы оставили собаку на корабле. Почему? "Потому что наш Тютя не выносит чужих", - был ответ. А кто такой Тютя? "Увидите, но лучше оставьте собаку". Я не послушался.

Когда мы увидели Тютю, никаких опасений он у нас не вызвал: нормальная дворняга, даже - не из самых крупных. Рядом с ним была Марта, его жена, как объяснили паломницы. Осман с Тютей сблизились, встали в боевые позиции, порычали и вдруг бросились друг на друга. Мой действовал четче: ему удалось схватить Тютю за ухо и оказаться сверху. Сказался большой опыт драк с московскими стаффордширами. Добить дворнягу было теперь делом техники. Но я решил, что гость не должен так поступать, и стал оттаскивать своего пса за ошейник. Это было грубейшей ошибкой. Как только хватка ослабла, Тютя вывернулся, вцепился в шею Османа и уже подбирался к сонной артерии. Что было - смотреть? Нет, надо их разнимать. На Тюте не было ошейника, так что пришлось голыми руками лезть к нему в пасть, раздвигать его челюсти. Но чуть я раздвинул их, мой боевой лабрадор вскочил на ноги и - о, бля! Он целил в Тютину шею, но в сутолоке промахнулся. Его зубы со стуком сомкнулись на запястье моей левой руки, все еще пытавшейся удерживать Тютю.

Так я оказался покусан собственной собакой. Сбылось пророчество, бывшее мне через безумца из Сортавалы. Сейчас, когда я смотрю на шрамы, оставленные моим верным песиком, я думаю, что все могло обернуться значительно хуже. Зубы наткнулись на кость, не задев никаких важных сосудов. Подоспевшие монастырские рабочие помогли разнять собак. Хорошо еще, что у Тюти в душе оказался строгий запрет на покус человека, а иначе бы - что осталось от моих рук, побывавших в его пасти? Не знаю. Монах, исполнявший послушание лекаря, осмотрев мои раны, сказал: "Ничего". И помазал их каким-то снадобьем. Я было завел разговор, что надо бы промыть раны и, может быть, сделать укол. Но он возразил: "У вас ведь собака здоровая? И наш Тютя здоров. Не беспокойтесь. Вот, если бы вас укусил человек, тогда было бы плохо. Я в прежние времена встречал человеческие покусы, вот это долго не заживает. А у вас все пройдет моментально". Действительно, раны зарубцевались стремительно. Преподобный Арсений помог. Уже назавтра моя опухшая рука зажелтела и пошла на поправку.

Позже рабочие, помогавшие мне растащить собак, объяснили, что Тютина бабушка была волчицей. Когда Тютя взматерел, он загрыз всех кобелей, живших на острове. Впоследствии он загрызал всех своих сыновей, как только они вырастали и становились ему конкурентами. Естественно, он всегда готов загрызть и любых кобелей, привозимых на Коневец. В какой-то момент монахи, как ни любили этого славного пса, поняли, что Тютя слишком много себе позволяет. И решили отправить его на материк, поскольку - ну, действительно, нехорошо держать в святом месте прирожденного убийцу. Но в той деревне, куда его привезли, неистовый Тютя загрыз не то 11, не то 13 собак (сколько точно, не помню, но - всех), и его вернули на остров.

Допускаю, что все эти подвиги Тюти только легенда, но все же - возникшая не на пустом месте. Вообще, волк - одна из самых таинственных тварей на свете. Его создал черт, но - не смог оживить. Бог вдохнул в волка жизнь, и волк сразу вцепился зубами в ногу создателя (черта). Отсюда амбивалентность преданий о волке: он и враг, и помощник. Он друг и святых, и нечистых. Местные видят в Тюте скорей прирученного волка: дикого зверя, живущего среди людей под видом доброй собаки. После нашей отчаянной схватки, я увидел в нем воплощение духа этого острова, нечто вроде тех бесов, которых когда-то изгнал из камня Арсений. Они утонули? Да полноте, духи не тонут. Они вернулись сюда в виде внука волчицы. И если раньше жертвами духа этого места были кони, то теперь вот - собаки. А потом еще кто-то будет. В конце концов, со времен Антония Великого известно, что бесы - побочный продукт аскетического производства святости. Были б подвижники, бесы найдутся.

Поверьте, я не держу зуб на Тютю. Я его хорошо понимаю. Когда через час после драки мы встретились (моего кобеля уже приютили сердечные люди из психбольницы, расположенной рядом с монастырем), он явно был недоволен мной. Еще бы - какой-то пришелец не позволил ему исполнить свое предназначение. Привез собаку на остров, но не дал ее в жертву. Зачем же тогда привозил? Тютя ворчал. Потом он поднял глаза, говорящие: "Ну, что с вами делать, с профанами". Скорбно вздохнул. Принял кусок сыра, предложенный мною в знак примирения (и компенсации: агнец за искомого Исаака), и заковылял к своей Марте. Шерсть на его шее была совершенно пропитана кровью.

Что же касается мистической топографии Коневца, то без собаки, натасканной на поиски мест силы, мое обследование острова оказалось неполным. Тем не менее, из того, что случилось со мною на острове и по дороге к нему, явственно следует: дух Коня-камня продолжает морочить приближающихся к нему странников. Вот я был многократно предупрежден о том, что на Коневце должно что-то случится, но - продолжал маниакально стремиться туда. Как будто бы пелена затмила мой глаз, натренированный схватывать всякого рода приметы и знаки. Как будто меня погрузили в сон, ход которого я не мог контролировать. Сделали бессознательным участником странной мистерии. И таким методом кое-что показали.

Сдается мне, что блазнить - в характере камня Коня (в этом смысле схожего с Коньком-Горбунком). Когда-то он пленил преподобного Арсения, не позволил ему уплыть. Почему? Может, Арсений должен был сыграть роль Одиссея, развязавшего Эолов мех на Ладоге? А может, камню надо было очиститься от бесов, обитавших в нем? Кто знает. Люди считают, что это они, а вовсе не камень, определяют течение жизни на острове. И в знак мнимой власти над камнем оставляют на нем следы. В результате деяний Арсения Конь-камень оказался оседлан часовней. Приглядевшись, можно различить на нем и петроглифы. Изображение бесов? Похоже. Хотя кто-то мог просто нагадить. Как один из великих князей, посетивший священное место и оставивший в память об этом на камне табличку (теперь, правда, снятую). Выглядит это, как "Здесь был Коля". Тупой вандализм. Собаки куда деликатней.

КАРТА МЕСТ СИЛЫ ОЛЕГА ДАВЫДОВА - АРХИВ МЕСТ СИЛЫ -

Карелия, Ладожское озеро, Карельский перешеек издревле были окружены легендами и преданиями. Одно из них гласит, что преподобный Арсений, бурей вынесенный на остров Коневец в 1393 году, поставил здесь крест. И изгнал инок злых духов, поселившихся под Конь-камнем. С тех пор не живут на острове Коневец змеи, которые у православных всегда ассоциируются со злыми духами.

Родом из ледникового периода

Доисторический ледник, спускаясь со Скандинавских гор, принес не только глыбы льда, но и огромные валуны. Задержавшись в западной части Ладожского озера, эти гигантские камни со временем заросли наносным песком, покрылись слоем почвы. В настоящее время остров Коневец имеет длину около 5 км, а ширину - примерно 2 км. Но процесс намыва ладожского песка продолжается, и участок суши медленно, но верно разрастается. Задержке песчаных масс способствует и расположение рядом еще нескольких небольших островов, представляющих собой скопление гранитных валунов.

В центральной части острова располагается несколько возвышенностей: горы Змеиная и Святая. Песчаные отмели тут чередуются с каменистыми берегами, пологие равнины - с огромными гранитными валунами. Одним из таких гигантом является Конь-камень. Именно от него остров получил свое название - Коневец. Размеры валуна потрясают воображение 9х6 метров при высоте 4 метра. Весит этот гигант 750 тонн. Согласно финской легенде, когда-то рядом с Конь- камнем, по форме напоминающем лошадиную голову, языческие финно-угорские племена совершали ритуальные приношения своим богам.

Климат на острове умеренный. Морской воздух часто зимой приносит оттепели, а летом - дождливую погоду. Когда над Ладогой веют континентальные воздушные массы, то воздух может прогреться до +30 градусов. Но при этом холодный арктический воздух с севера может принести заморозки до -40 градусов.

Почему же этот небольшой каменистый остров, со скудной флорой и фауной и неустойчивой погодой, пользуется такой популярностью у туристов?

Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь

Много времени провел преподобный Арсений в поисках спокойного места для иноческой жизни и, наконец, выбрал остров Коневец. Построив на возвышенности, в дальнейшем получившей название Святая гора, небольшую келью, инок три года проводит в молитвах. В 1396 году преподобный спускается жить на берег Ладожского озера. Здесь к нему присоединяются ученики и последователи.

И возводят братья в 1398 году на пустынном берегу храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. А в 1421 году, после разлива Ладожского озера, затопившего и разрушившего монастырь, преподобный Арсений с братией перенес постройки на другое место. В дальнейшем храм неоднократно перестраивался. Тем не менее, многие исследователи считают, что Коневский монастырь являлся первой на русском Севере храмовой постройкой из камня.

После кончины своего первого настоятеля, монастырь процветал еще долгие годы, пока в 1577 году не был полностью разорен шведами. В 1594 году, после заключения мира со Швецией, Карельский край возвращается России. Но в 1610 году шведы опять отвоевывают земли по берегам Ладожского озера. Коневский монастырь был разорен, каменные постройки разобраны, камни вывезены в Кексгольм (современный Приозерск) и использованы для строительства крепостных укреплений. Однако, мощи святого Арсения, скрытые под фундаментом храма, остались нетронутыми.

В 1716 году, в ходе Северной войны, Карелия, а с ней и Коневец, и Валаам, возвращаются России. С этого времени наступает период расцвета Коневского Рождество-Богородичного монастыря.

В составе молодой Финляндии

После событий 1917 года монастырь отходит Финляндии. Монахи с трудом привыкают к новому укладу жизни, новому языку. В эти годы в Финляндии стали проявлять интерес к монастырю туристы и паломники. Летом приезжали семинаристы старших классов. Однако, новые иноки не приходили в монастырь, и количество послушников быстро сокращалось.

Зимняя война

Результатом военных действий в 1939-1940 годах стал уход монастырской братии из храма и переселение ее на материк. На острове разместились военные части Советской армии. Имущество, которое монахи не успели вывезти, было разграблено

Во время Великой отечественной войны монастырь очень пострадал. Разрушению подверглись многие церковные постройки.

После окончания войны территория острова Коневец стала закрытой на долгие годы - здесь разместились испытательный полигон и военно-морская база. Остров по периметру был огражден колючей проволокой, подход к нему гражданских судов запрещен. В сохранившихся помещениях поселились семьи офицеров. Собор Рождества Богородицы при советской власти превратился в склад, а помещение трапезной - в клуб.

Со временем активность военных снизилась, но полигон и военно-морская база действуют до сих пор. Покинутые помещения монастыря стремительно ветшали и разрушались. Так продолжалось до 1990 года.

Новая история монастыря

В 1991 году территория острова Коневец и сохранившиеся постройки были переданы монастырю. В этом же году были обретены мощи святого Арсения, долгие годы хранившиеся под полом.

К сожалению, старинных построек с многовековой историей на острове не сохранилось. Но братия с любовью и старанием занимаются реставрацией и восстановлением. Сейчас туристы и паломники могут полюбоваться каменной часовней и храмом в честь Святителя Николая, построенными в 1815 году, Собором Рождества Пресвятой Богородицы 1809 года постройки, храм во имя преподобного Арсения, датируемый 1849 годом. Кроме этого на территории монастыря существует каменная гостиница 1860-хх годов постройки, часовня Успения Божией Матери, братское кладбище, Казанский и Коневский скиты и другие постройки.

И, конечно, жемчужина острова Коневец - Конь-камень с полностью отреставрированной часовней, построенной в 1895 году.

С островом нет регулярного сообщения. Добраться до него можно на пароме или частной лодке. Зимой можно доехать на машине по льду Ладожского озера.

Остров Коневец расположен в юго-западной части Ладожского озера; от берега его отделяет водное пространство (около 6 км), которое корабль в тихую погоду преодолевает за 40 минут. Наибольшая длина острова не превышает 8 км, а ширина равна в среднем 3 км. Название острова происходит от Конь-камня, валуна весом более 750 тонн, до конца XIV века служившего жителям побережья местом языческих жертвоприношений. Время основания Коневского Рождество-Богородичного Монастыря - конец XIV века.

Всю информацию про монастырь и остров можно найти на официальном сайте монастыря - www.konevets.spb.ru

Как добраться самостоятельно:
1. Электричкой от Финляндского вокзала: электричка должна быть до Кузнечного и ехать на ней надо до платформы Громово. От платформы Громово далее на автобусе, который якобы идет от Громово до бухты Владимирская около 10:00. Вечером автобус отправляется в обратном направлении из бухты около 18:00. Однако на личном опыте информация об автобусе не проверена.
2. На автомобиле: следуем по Приозерскому шоссе до поворота направо на поселок Плодовое и сворачиваем в этот поворот. В поселке Плодовое главная дорога будет уходить влево – по ней и надо ехать. Далее проезжаем через Уральское, Солнечное на Заостровье. В Заостровье – свернуть направо на грунтовку. И последний отрезок пути - примерно 5 километров по мерзкой ребристой грунтовке до Владимировки, где и находится причал с катерами. От пристани регулярно (по крайней мере в течение всего лета по субботам и воскресеньям) ходят катера до Коневца. Время в пути на катере - примерно 35 минут. Есть большой катер (на нем, наверное, плавают те, кто заказывает экскурсии), еще одна какая-то ржавая баржа, пара местных жителей на частных маленьких катерах. Баржа идет медленнее катеров, но стоит дешевле. Оптимально быть на причале не позднее 10:00 (но ленивые и заспанные могут подъезжать и к 12:00, все равно, скорее всего, уплывут).


Маяк на выходе из Владимирской бухты


Коневский Рождество-Богородичный монастырь


собор Рождества Пресвятой Богородицы


он же


Монастырское каре


собор Рождества Пресвятой Богородицы. Верхний храм, реставрация


Башенка монастырского каре


В нижнем храме


Монастырские постройки


Успенская часовня по дороге на Святую гору


Коневский скит


Коневский скит. Детали


На острове - почти кристальной чистоты пляжи и лес, что очень большая редкость в наше время. Так что товарищи туристы и им сочувствующие - остров не загаживаем и все бытовые отходы уносим с собой!


Конь-камень


Казанский скит


Он же


гора Святая


бухта Владычная


Побережье западной части острова

Похожие публикации