Описание сашки кондратьева. «Тема Великой Отечественной войны в повести В

Сочинение

Нет ничего страшнее войны. Она ломает и коверкает человеческие судьбы. Война проверяете людей на прочность. На войне жизнь течет по-другому: быстрее и стремительнее, она увлекает человека от одного кровавого водоворота к другому. На войне у человека почти нет выбора, а если и есть, то выбор этот сопряжен с риском для жизни своей или другого.

Фронт- это другая жизнь. Там все по-другому. Встречи мимолетны, потому что в любой момент можно расстаться навсегда.

На войне характер человека раскрывается более полно. Один поступок может раскрыть всю человеческую натуру, что невозможно при нормальных обстоятельствах и при многолетней дружбе. В экстремальных условиях человек ведет себя совсем иначе. Об этом - повесть В. Кондратьева «Сашка"

В своем произведении Кондратьев показывает нам движение жизни, которое подчиняет себе человека и несет его за собой. Несмотря на то, что есть возможность выбора, человек все равно подчинен этому потоку, называемому военной действительностью.

Если на минуту представить, что и Сашку, и тяжелораненого солдата, которого он перевязал, пощадила война, то стал бы главный герой вспоминать об этом? Вряд ли, ведь Сашка сделал то, что должен был, сделать. Для него в этом поступке нет ничего особенного.
Но для того раненого солдата это значит много, он вряд ли забудет человека, который спас ему жизнь, хотя он даже имени его не знает. Но дело не в этом, а в том, что этот поступок раскрыл для раненого натуру Сашки, самое главное.

Художественное пространство произведения небольшое: три деревни, где расположились немцы и редеющий батальон. Овсяниковое поле ничем не примечательно, но для героев повести Кондратьева оно имеет большое значение. Здесь основной центр событий, не все перейдут это поле, а те, кто перейдет, запомнят его навсегда. Для воюющих на этом поле важны все детали: «У края рощи прилеплен был к ели редкий шалашик для отдыха, а рядом наложено лапнику густо, чтобы и посидеть, когда ноги занемеют, но наблюдать надо было безотрывно. Сектор Сашкиного обзора не маленький: от подбитого танка, что чернеет на середке поля, и до Панова, деревеньки махонькой, разбитой вконец, но никак нашими не достигнутой. И плохо, что роща в этом месте обрывалась не сразу, а сползала вниз мелким подлеском да кустарником. А еще хуже метрах в ста поднимался взгорок с березняком, правда, не частым, но поле боя пригораживающим».

Все незначительное в повседневной жизни для солдата становится значимым. В этих мелочах заключена его жизнь. Даже смерть становится неотъемлемой и какой-то привычной частью военной жизни. События, разворачивающиеся на Овсяниковом поле, как в зеркале отражают судьбу большого мира, судьбу народа в период потрясений. В малом видится большое - такова особенность повести Кондратьева.

В «Сашке» внимание писателя ориентировано не только на боевые действия, но и на военный быт. Жизнь (в значении бытия) и быт у Кондратьева неотделимы друг от друга.
Поле Овсяниковое - это маленький кусочек большого фронта, где так же воюют и гибнут. Но не только к боевыми действиям приковано внимание писателя, а также к тылу, который нет-нет да и возникнет в повести. Ведь именно тыл обеспечивал фронт провизией и боеприпасами. Людям, которые остались в тылу, было не легче, чем на фронте. Герои повести хорошо понимали, что никто так не сопереживал: им, как одинокие женщины, проводйвщие своих мужей и сыновей на фронт. Именно они будут выхаживать и перевязывать раненых, прятать от фашистов.

Солдаты чувствуют свою вину за то, что те, кого они должны защищать, т. е. женщины, вынуждены выполнять всю тяжелую мужскую работу, за то, что война идет не так, как представлялась вначале.

Фашистская армия была хорошо вооруженной, уверенной в своей неуязвимости и победе. Армия, готовая проявить жестокость и бесчеловечность по отношению к врагу ради своей цели. Но как обращались наши воины с пленными немцами? Сашка, взяв в плен немца, не может проявить к нему бесчеловечность: «Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет- хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало... И немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться».

Если бы он расправился с безоружным, то утратил бы чувство собственной правоты, нравственного превосходства над фашистами. Любая жизнь значит для него очень много, даже жизнь пленного немца: «Много, очень много видал Сашка смертей за это время - проживи до ста лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании...»

Когда у него спросили, почему он не выполнил приказ о расстреле пленного, он ответил: «Люди же мы, а не фашисты». В этих его словах заключена вера в непоколебимость человеческого в человеке.

В Сашке боролись солдат, который обязан выполнять приказы командира, и человек, который не может лишить другого человека жизни: «Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И еще третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и все!» Это значит, что человеческое победило.

Учиться воевать тоже надо уметь, об этом говорит Кондратьев в своей повести. Уметь воевать - это не только способность преодолевать свой страх и не теряться в трудную минуту, но и уметь вести войну так, чтобы она была с минимальными потерями. Но мы учимся воевать, и за учебу эту заплачено немало жизней. Когда-нибудь мы научимся, ведь человек в любых условиях должен стремиться оставаться человеком.

Повесть Кондратьева - светлая повесть, в ней звучит вера в человечность, несмотря на то, что изображен в ней жуткий оскал войны. История жизни Сашки - это история человека, который, жертвуя собой и своей жизнью, продлевает жизнь другим, нам, мне, детям будущего, моим детям!!!

Всем воевавшим подо Ржевом

живым и мертвым

посвящена эта повесть

К вечеру, как отстрелялся немец, пришло время заступить Сашке на ночной пост. У края рощи прилеплен был к ели редкий шалашик для отдыха, а рядом наложено лапнику густо, чтобы и посидеть, когда ноги занемеют, но наблюдать надо было безотрывно.

Сектор Сашкиного обзора не маленький: от подбитого танка, что чернеет на середке поля, и до Панова, деревеньки махонькой, разбитой вконец, но никак нашими не достигнутой. И плохо, что роща в этом месте обрывалась не сразу, а сползала вниз мелким подлеском да кустарником. А еще хуже метрах в ста поднимался взгорок с березняком, правда, не частым, но поле боя пригораживающим.

По всем военным правилам надо бы пост на тот взгорок и выдвинуть, но побоязничали - от роты далековато. Если немец перехватит, помощи не докличешься, потому и сделали здесь. Прогляд, правда, неважный, ночью каждый пень или куст фрицем оборачивается, зато на этом посту никто во сне замечен не был. Про другие того не скажешь, там подремливали.

Напарник, с которым на посту чередоваться, достался Сашке никудышный: то у него там колет, то в другом месте свербит. Нет, не симулянт, видно, и вправду недужный, да и ослабший от голодухи, ну и возраст сказывается. Сашка-то молодой, держится, а кто из запаса, в летах, тем тяжко.

Отправив его в шалаш отдыхать, Сашка закурил осторожно, чтоб немцы огонек не заметили, и стал думать, как ему свое дело ловчее и безопаснее сделать сейчас ли, пока не затемнело совсем и ракеты не очень по небу шаркают, или на рассвете?

Когда наступали они днями на Паново, приметил он у того взгорка мертвого немца, и больно хороши на нем были валенки. Тогда не до того было, а валенки аккуратные и, главное, сухие (немца-то зимой убило и лежал он на верховине, водой не примоченной). Валенки эти самому Сашке не нужны, но с ротным его приключилась беда еще на подходе, когда Волгу перемахивали. Попал тот в полынью и начерпал сапоги доверху. Стал снимать - ни в какую! Голенища узкие стянулись на морозе, и, кто только ротному ни помогал, ничего не вышло. А так идти - сразу ноги поморозишь. Спустились они в землянку, и там боец один предложил ротному валенки на сменку. Пришлось согласиться, голенища порезать по шву, чтоб сапоги стащить и произвести обмен. С тех пор в этих валенках ротный и плавает. Конечно, можно было ботинки с убитых подобрать, но ротный либо брезгует, либо не хочет в ботинках, а сапог на складе или нету, или просто недосуг с этим возиться.

Место, где фриц лежит, Сашка заприметил, даже ориентир у него есть: два пальца влево от березки, что на краю взгорка. Березу эту пока видно, может, сейчас и подобраться? Жизнь такая - откладывать ничего нельзя.

Когда напарник Сашкин откряхтелся в шалаше, накашлялся вдосыть и вроде заснул, Сашка курнул наскоро два разка для храбрости - что ни говори, а вылезать на поле, холодком обдувает - и, оттянув затвор автомата на боевой взвод, стал было спускаться с пригорка, но что-то его остановило... Бывает на передке такое, словно предчувствие, словно голос какой говорит: не делай этого. Так было с Сашкой зимой, когда окопчики снежные еще не растаяли. Сидел он в одном, сжался, вмерзся в ожидании утреннего обстрела, и вдруг... елочка, что перед окопчиком росла, упала на него, подрезанная пулей. И стало Сашке не по себе, махнул он из этого окопа в другой. А при обстреле в это самое место мина! Останься Сашка там, хоронить было б нечего.

Вот и сейчас расхотелось Сашке ползти к немцу, и все! Отложу-ка на утро, подумал он и начал взбираться обратно.

А ночь плыла над передовой, как обычно... Всплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле... Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или отдаленная артиллерийская канонада... Как обычно... Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им на Дальнем Востоке, когда катила она свои волны по России, а они, сидя в глубоком тылу, переживали, что идет война пока мимо них, и как бы не прошло совсем, и не совершить им тогда ничего геройского, о чем мечталось вечерами в теплой курилке.

Да, скоро два месяца минет... И, терпя ежечасно от немцев, не видел еще Сашка вблизи живого врага. Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые, не видать в них было никакого движения. Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки, которые, контратакуя, перли на них, урча моторами и поливая их пулеметным огнем, а они метались на заснеженном тогда поле... Хорошо, наши сорокапятки затявкали, отогнали фрицев.

Сашка хоть и думал про все это, но глаз от поля не отрывал... Правда, немцы сейчас их не тревожили, отделывались утренними и вечерними минометными налетами, ну и снайперы постреливали, а так вроде наступать не собираются. Да и чего им тут, в этой болотной низинке? До сих пор вода из земли выжимается. Пока дороги не пообсохли, вряд ли попрет немец, а к тому времени сменить их должны. Сколько можно на передке находиться?

Часа через два пришел сержант с проверкой, угостил Сашку табачком. Посидели, покурили, побалакали о том о сем. Сержант все о выпивке мечтает разбаловался в разведке, там чаще подносили. А Сашкиной роте только после первого наступления богато досталось - граммов по триста. Не стали вычитать потери, по списочному составу выдали. Перед другими наступлениями тоже давали, но всего по сто - и не почувствуешь. Да не до водки сейчас... С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидни пшенки на двоих - и будь здоров. Распутица!

Когда сержант ушел, недолго и до конца Сашкиной смены. Вскоре разбудил он напарника, вывел его, сонного, на свое место, а сам в шалашик. На телогрейку шинелишку натянул, укрылся с головой и заснул...

Спали они тут без просыпу, но Сашка почему-то дважды ото сна уходил и один раз даже поднялся напарника проверить - ненадежный больно. Тот не спал, но носом клевал, и Сашка потрепал его немножко, встряхнул, потому как старший он на посту, но вернулся в шалаш какой-то неуспокоенный. С чего бы это? Подсасывало что-то. И был он даже рад, когда пришел конец его отдыху, когда на пост заступил, - на самого себя надежи-то больше.

Урок-конференция по повести В. Л. Кондратьева «Сашка»

Тема урока: «Человек на войне. Проблема нравственного выбора».

Цель урока: попытаться прикоснуться сердцем к живым истокам Великой Победы, прежде всего – нравственным, «примерить на себя» и героизм, и трагизм тех дней.

Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация; стенд, посвящённый произведению В. Кондратьева «Сашка» (на нем вопросы для обсуждения повести, высказывания о ней, иллюстрации); материалы, подготовленные к уроку учащимися (печатные тексты выступлений).

Методические приёмы: обмен информацией (выступления учащихся - биографа, литературоведа, историков); беседа; краткий пересказ; анализ эпизодов; сопоставление; решение проблемного вопроса.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока. (Слайды 1-3)

II. Вступительное слово учителя.

Всё дальше и дальше уходят от нас в прошлое годы Великой Отечественной войны. Все меньше остаётся среди нас её участников. Ушёл из жизни и писатель В. Л. Кондратьев. Но голос его продолжает звучать со страниц его произведений, «трепещет – как на ладони! – его израненное, но продолжающее болеть – за всех нас! – сердце…»

В одном интервью В.Л.Кондратьев сказал: «У каждого писателя должна быть сверхзадача. Для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана». (Слайд 4)

«Не за победными трофеями возвращается настоящая литература на поля давних сражений… и не славы она ищет, а хочет понять, каким он был, тот человек, спасший нашу землю от фашистского нашествия? Какими они вообще были, вставшие от края и до края? Ведь было в них, наверное, что-то, ЧТО НЕ ПОЗВОЛЯЕТ УГАСНУТЬ ВЕЧНОЙ НАДЕЖДЕ НА ЛУЧШИЕ И СВЕТЛЫЕ, ЧИСТЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА?» (И.Дедков) (См. стенд)

Что выше, что важнее: приказ, общее мнение, обстоятельства, воля кого-то, кто выше тебя, или ты сам со своим пониманием совести и добра? Старое и вечное испытание человека: переступить или не переступить?

III . Выступления учащихся: биографа, литературоведа, историков.

    Биография писателя В. Кондратьева. (Слайды 5-6,8, 9)

    Литературное творчество. (Слайды 6-7)

    История создания повести «Сашка». (Слайд 10)

    История города Ржева. (Слайды 11, 12, 14)

    Воспоминания маршалов Г.К. Жукова и К.К. Рокоссовского. (Слайд 13)

IV . Фоторяд под фонограмму песни М. Ножкина «Под Ржевом». (Слайд 15)

V . Обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка».

Мысленно перенесёмся в то время и на ту землю, о которых узнали по воспоминаниям военачальников и прочли в повести «Сашка».

1. Два месяца воюет Сашка. Много это или мало? Какие детали, картины помогают писателю воссоздать, а нам представить это время?

(Быт войны. Тот самый, про который писатель скажет: «…вся война из этого быта и состояла. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне. Остальное был быт, непомерно трудный, связанный с лишениями и с огромными физическими нагрузками»).

Как показан военный быт в повести? (Слайд 16)

(«Ни окопов, ни землянок у первой роты не было, ютилась битая-перебитая в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик».

«И со жратвой туго, и с боеприпасами… нету силёнок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах»

«Войско вроде зимой тут стояло, а может, и бои были, потому как валялись по сторонам каски простреленные, ящики цинковые от патронов, обмотки ржавые, обрывки бинтов окровавленных и даже труп один они приметили, но подходить не стали - хватит, на всю жизнь насмотрелись»

« - Сколько у вас в роте было человек?

Сто пятьдесят…

Сколько осталось?

Шестнадцать…»)

- Зачем Кондратьев так дотошно выписывает этот убогий быт войны?

(Мы понимаем, что эта правда детали, быта выводит к той самой главной истине, ради которой живёт наша литература, – к правде человека, решившегося остаться человеком в этой страшной войне).

Сашка добывает валенки для ротного.

Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять.

Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

Встреча с Зиной.

Сашка выручает лейтенанта Володю.

3. Один из критиков заметил, что В. Кондратьев провёл своего героя через испытания властью, любовью, дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания?

VI. Анализ отдельных эпизодов.

Эпизод пленения немца. Испытание властью. («И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет - хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало, и немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться.

Вспомнил Сашка: был у них в роте один больно злой на немцев, из белорусов вроде. Тот бы фрица не довёл. Сказал бы: «При попытке к бегству», - и спросу никакого.

И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».)

Каким мы видим Сашку в этом эпизоде? Какие чувства вызывает он у нас? Что мы ценим в нём? (+ обращение к иллюстрации. См. стенд)

(Сашка вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью. Гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения. Сашке не по себе от почти неограниченной власти над человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью. Мы ценим в Сашке и огромное чувство ответственности за всё. Даже за то, за что отвечать он не мог. Стыдно перед немцем за никудышную оборону. За ребят, которых не похоронили: он старался вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных ещё бойцов, а когда всё-таки натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чём-то виновен).

- Вспомните похожий эпизод романа «Война и мир» (Бой под Островной. Николай Ростов и француз. Состояние Николая).

Почему Сашка не выполнил приказ? Это ведь немыслимое в армии событие – неподчинение приказу старшего по званию.

(Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании»).

- Есть ли похожий эпизод в романе «Война и мир»? (Долохов и Денисов: спор о пленных).

- «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал: коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Почему? (Слайд 18)

(Сашка ходил в атаки, часто безнадёжные и поэтому смертельно опасные, отбивал нападения немецкой разведки, бился один на один с немцем, видел смерть, но самый памятный день – это тот, когда не убил немца. Не убил, чтобы остаться человеком.

Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким победоносным, с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше, духовно чище.)

Какой из этих поступков - пленение немца или спасение его - можно назвать подвигом? Какой из них достоин награды?

- Сопоставьте жизненные принципы Сашки и связного комбата Толика. На чьей стороне вы?

(Девиз Толика – «наше дело телячье». Но Сашка не хочет быть телёнком, он хочет оставаться человеком. Сашка и Толик противопоставлены, как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество).

- Не напоминает ли вам Толик Николая Ростова? В каких эпизодах? (Разговор Николая с Пьером о тайном обществе. Николай: «Ты лучший друг мой…, но…начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг –повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секунду не задумаюсь и пойду»)

- Что, по-вашему, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного немца?

- Какие качества Сашки проявляются в эпизодах:

1. Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

2. Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

(Ответственность, верность слову)

- Можно ли сказать, что Сашка – « рыцарь без страха и упрёка»?

(Сашка не раз испытывал страх, но умел его преодолевать).

Сопоставление с эпизодом: «На батарее Раевского.

Пьер: «А разве ты боишься?»

Солдат: «А то как же?.. Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться…».

Поэт-фронтовик Ю.Друнина писала: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»)

Эпизод «Встреча с Зиной». Испытание любовью.

-Что значит Зина в Сашкиной жизни? (+ Обращение к иллюстрации. См. стенд)

(Сашка и Зина. Как всё сложно складывается в их судьбе: любовь и ревность переплелись. И всё же после расставания Сашка говорит: «Неосудима Зина. Просто война... И нету у него зла на неё». Это равносильно пушкинскому «Как дай вам бог любимой быть другим».

Вот и опять мы увидели зрелость Сашки. А ведь ему - чуть-чуть за двадцать: отслужив срочную службу на Дальнем Востоке, попал на ржевскую землю, где принял боевое крещение.)

Противоречит ли поведение Сашки вашему мнению о его характере или, наоборот, подтверждает уже сложившееся мнение о нём?

(Сашка остаётся Сашкой: справедливость, доброта и здесь взяли верх. Сашка не ожесточился, не огрубел, сумел понять Зину и не осудить её, хотя горько ему и больно. «Неосудима Зина… Просто война… И нету у него зла на неё!..»

Раз у них любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он бы по-другому не мог).

Эпизод «Фронтовая дружба с Володей». Испытание дружбой.

- Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

-Осуждаем ли мы или оправдываем Сашку в эпизоде с утихомирива-нием солдат? А автор?

(Автор сочувствует Сашке: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказался сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи, выручает его из беды. «История эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке»)

VII. Решение нравственной проблемы

- Есть «надо» и «сверх надо». Сашка делает «сверх»? Или это командует совесть?

(С точки зрения Сашки, его поведение, поступки – это норма, ничего сверхъестественного. Он иначе не может. Нет двух совестей – совести и иной совести: совесть или есть, или её нет, как нет двух патриотизмов).

VIII. Выводы

- Чем привлекателен Сашка? Что хотел показать в нём автор? (Слайд 19)

Характер Сашки – открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства – всё это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской». «…Не прочитай я «Сашку», мне что-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился ещё один друг, полюбившийся мне человек», – писал К. Симонов.

- А что для вас значит Сашка, ведь по возрасту он близок вам?

Мы не случайно пытались сопоставлять эпизоды повести В. Кондратьева и романа Л.Н. Толстого. Какие толстовские традиции в изображении «войны» и «мира», человека на войне вы обнаружили?

IX. . Заключительное слово учителя.

Действительно, многие толстовские мысли о войне и мире нашли свое отражение в повести В. Кондратьева. И поэтому, наверное, уместно закончить урок обращением писателя В. Кондратьева к вам, ученикам-старшеклассникам (См. стенд):

«К ребятам: для нашего военного поколения самым главным было то, что мы с детства были пополнены великой русской литературой прошлого века. Она воспитала в нас гражданские и высокие нравственные понятия, которые позволили нам прожить в страшное время и остаться чистыми, не запятнать свою совесть ничем. Желаю всем вам того же, т.е. чтобы читать и читать святую русскую литературу».

X. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение: «Почему повесть «Сашка» - произведение, нужное сегодня?» или дать развёрнутый ответ на вопрос «Какое впечатление произвела на меня повесть «Сашка»? «Как вы понимаете слова «Сердца! Да это же высоты, которых отдавать нельзя»? (См. стенд)

Использованная литература

    В.Л. Кондратьев. Привет с фронта. Повести и рассказы – Москва, «Художественная литература», 1995.

    Произведение о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеклассной работе. – М., «Просвещение», 1985.

    Н. Крупина, Н. Соснина. «Я вам жизнь завещаю…» (Старшеклассники обсуждают повесть В. Кондратьева «Сашка») – «Литература в школе», №3 1989.

    А. Коган. …Жил и умер, как солдат. О Вячеславе Кондратьеве, его жизни и творчестве, его непростой судьбе. – «Литература в школе», №2 1995.

Писатель-фронтовик Вячеслав Леонидович Кондратьев с первого курса института в 1939 г. был призван в армию, служил срочную службу на Дальнем Востоке, в декабре 1941 г. был отправлен на фронт, воевал в пехоте подо Ржевом, был ранен, потом снова на фронте, снова ранение, на этот раз тяжелое, после которого Кондратьев был комиссован по инвалидности.

Кондратьев В. Л. Отпуск по ранению.- М.: Детская литература, 2013. - 288 с.
-(Школьная библиотека). - ISBN 978-5-08-005061-9.

Работал художником-оформителем, с начала 1950-х начал писать, но первая его повесть - «Сашка» - вышла в журнале «Дружба народов» только в 1979 году, когда автору было 59 лет. На вопрос, что побудило его к литературному творчеству, однажды ответил: «Стал писателем для того, чтобы сказать то, что должен был сказать, без чего моя жизнь просто не имела бы смысла».

После выхода «Сашки» последовали публикации рассказов и повестей, в основном про войну, и, в основном, вся проза Кондратьева автобиографична. Он наделял героев своим жизненным опытом, - и военным, и послевоенным, помещал их в знакомые места и ситуации. Поэтому произведения получались реалистичными, иногда даже во вред художественности. Впрочем, к первой повести Кондратьева это не относится.

Герой повести, рядовой Сашка - фамилии которого читатель так и не узнает - в 1942 году воевал подо Ржевом, служил срочную на Дальнем Востоке, и осенью 41-го должен был демобилизоваться - как и автор, но тут война… Сашка, наравне с миллионами ровесников, считал, что надо бы поскорее попасть на фронт, на войну, чтобы та не закончилась без него, чтобы успеть совершить подвиги, получить ордена, вернуться домой со славой…

Эта тема проходит через все творчество Кондратьева (как еще несколько лейтмотивов) - не то, чтобы такой порыв, естественный для людей, воспитанных патриотами, да еще и молодых, был плох, просто очень велик контраст между представлением и реальностью. Павший на войне поэт Михаил Кульчицкий написал: «Война ж совсем не фейерверк, / А просто - трудная работа, / Когда - черна от пота - вверх / Скользит по пахоте пехота».

Вот и Сашка, оказавшись на фронте, всего за два месяца боев превращается в опытного солдата-фронтовика, полностью утратившего прежние представления о войне.

Нарастающая усталость, обыденность ужаса, происходящего вокруг, когда тут и там лежат трупы, убрать которые нет возможности из-за регулярных обстрелов, и смрад от этих трупов, невозможность не то чтобы помыться или сменить белье, а просто раздеться для сна, постоянное недоедание - вот какой оказалась война для Сашки.

Сашка устал и ждет, когда остатки их роты сменят, но ему даже в голову не приходит, что можно как-то изменить происходящее, потому что так - «правильно». Это «правильно» и определяет сашкину суть. Он - правильный человек. Это проявляется во всех его поступках, хотя Сашка, скорее всего, об этом даже не думает, просто он такой есть.

Два месяца воюет Сашка, и за все это время не видел вблизи ни одного живого немца. От немцев живьем только мины и снаряды, только пули, немцы где-то там, это черные фигурки. А вот трупов немецких на нейтралке полно, и валенки на одном из них отличные. Сашка захотел эти валенки снять и подарить ротному, у которого обувь совсем худая. Пополз за валенками - а тут немцы внезапно в разведку боем - так и совершил свой первый подвиг на войне.

Кондратьев этого немца описывает нетипично для советской литературы. Немец не то что бы не боится, наверняка боится, но не угодничает, подобострастия и страха не выказывает. Более того, ротному ничего не сказал ценного. «Гитлер капут» повторять отказался. Фронтовик Кондратьев немца такими мазками рисует, чтобы стало понятно: правильный немец, как и Сашка. По-своему, по-немецки, но правильный.

Ведет Сашка в штаб немца, и пытается с ним потолковать, вылетело ненароком слово «шиссен», совсем по-другому поводу, но немец-то не знал, и его перекорежило. Сашка понял, какая у него власть над немцем, над человеком, практически неограниченная власть. И органически Сашке такая власть не по душе. Это для Кондратьева один из ключевых моментов.

В общем, Сашка шел с радостью в «тыл», чтобы немца сдать комбату, какое-то поощрение получить - махорки, например - и обратно, к своим. А вышло так, что комбат был в горе, и когда немец снова уперся и военные тайны выдавать не стал, приказал его расстрелять. Да не кому-то. А именно Сашке. А тот ведь немцу листовку показывал, что в советском плену хорошо кормят и жизнь гарантирована. Пытался Сашка комбату доказать, что пленных убивать нельзя, не по-советски и не по-русски, что жизнь немцу обещана, слово дано…

Но у комбата - тоже неограниченная власть над пленным. И не только над ним, и над Сашкой тоже. И горе. Поэтому приказал - и как бы Сашке было невмоготу, пришлось вести фрица убивать. И пошли. Немец, естественно, все понял, но просить не стал ничего. Только шагал все медленнее.

А Сашка его не подгоняет. Идет и думает: «Обещал я жизнь немцу… сроду никого не обманывал, а тут обманул. И в чем? В самом главном, чего уже не поправишь»… «Слово я ему давал»… Далеко ведет немца, потому что не знает, что делать. Знает только одно: «Есть у него в душе заслон какой или преграда, переступить которую он не в силах». Очень сильно рискует Сашка, уже переступил некую грань, все тянет… и отпустить немца не может, и убить его не может. Немец уже от этого предсмертного ожидания чуть не мертв.

Тут вдалеке появилась фигура комбата, и так долго он шел к ним через поле, что и Сашка чуть не умер от ожидания. Отменил комбат свое приказание. Переступил через боль и горе, через месть - благодаря правильному Сашке. И этим спас две жизни, и немца, и Сашки - ведь убей тот немца, пусть и по приказу, собой быть бы перестал…

Такая вот Сашке была награда за немца. Потом другая, уже от немцев - ранило его в руку, на пару месяцев лечения. Распутица, от ран на машине не поездишь, пришлось идти пешком, и долго. Попался попутчик - лейтенант Володька (в нем Кондратьев изобразил себя), и шли они с попутчиком по прифронтовым дорогам от деревни к деревни, в которых война повымела и мужиков, и еду. Разговаривали, конечно.

Рассказал Сашка про случай с немцем.

«- Мда... случай... Дай-ка лапу, Сашка, - лейтенант протянул руку и стиснул Сашкину в крепком рукопожатии. - Я бы не смог.

Ну да, - улыбнулся Сашка, - еще как смог бы. Непростое дело человека убить... да безоружного. И ты бы не стал... Люди же мы, не фашисты, - досказал Сашка просто, а лейтенант еще долго глядел ему в глаза с интересом, словно впервые видел, словно старался отыскать в них что-то особенное, пока Сашка не сказал: - Ну, чего на меня глаза пялишь, как на девку. Ничего во мне нету».

Повесть читается без отрыва, каждая деталь там на своем месте, плотно подогнана, и общий механизм работает именно так, как желал автор. Образ Сашки - безусловная удача Кондратьева, это «простой» русский человек, который не сломался ни от войны, ни от того, что она с собой приносит, который от войны очерствел душой, но не озверился, не потерял человеческий облик и остался правильным.

Характеристика героя

Сашка – главный герой повести, молодой солдат, оказавшийся на передовой, подо Ржевом. В повести показано несколько дней из жизни героя: сначала на фронте, после ранения – в поезде по дороге в госпиталь.
В этой жизни простого солдата смешалось высокое и будничное, героическое и повседневное. С. давно привык к реалиям войны: «оттерпелся и понял, что не похожа война на то, что представлялось им…». Герой уже не замечает ракет, рассекающих небо, трассирующих снарядов, пулеметных очередей. Он думает о самом простом, насущном: «С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидкой пшенки на двоих – и будь здоров. Распутица!»
И подвиги С. совершает также просто и естественно. Под огнем врага он ползет по простреливаемому полю к убитому немцу: «Сашка помедлил малость, обтер пот со лба. Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки. Но ротного жалко…Его пимы насквозь водой пропитались…а тут сухонькие наденет и походит в сухом…Ладно, была не была!»
Война поставит С. перед трудным выбором: нравственный закон или воинский долг? С. будет дан приказ расстрелять пленного немца. Этот немец не верит в правдивость советской листовки, обещающей военнопленным «хорошую жизнь». С., свято верящий в эту святую правду, начинает убеждать немца. Узнавший об этом споре командир в гневе приказывает расстрелять пленного фрица, чтобы не сомневался. А выполнить приказ поручено С., чтобы «не рассиропливался», «не входил в положение пленного. А ординарцу – проследить…» Но С. не может выстрелить в пленного, пусть и врага. Теперь то он безоружен, слаб. Ему обещали «хорошую жизнь», как же можно теперь его обмануть?! С. находится перед нравственным выбором. Героя спасает то, что одумавшийся командир отменяет свой приказ. С. удается не преступить нравственный закон, выполняя приказ командира.

Похожие публикации