Дидактическая игра что перепутал художник цель. Дидактическая игра «Что перепутал художник

Наталья Копотиенко

Дидактическая игра «Что перепутал художник

Игра вызывает у детей огромный интерес : Красочное оформление, веселые картинки. Побуждает к речевой активности, размышлениям, высказываниям. Снимает чувство скованности, напряжения. Преодолевается застенчивость, развивается инициатива.

Цель игры : Обогащать и закреплять словарь детей; развивать у детей внимание, логическое мышление, связную речь, творческие способности, воображение, сообразительность, чувство юмора; воспитывать любовь к чтению.

Правила : Предложить детям узнать произведение, назвать героев; определить, что на картинке изображено неправильно, обосновать свой выбор.



Публикации по теме:

Совсем недавно я посетила выставку, которая поразила и восхитила меня. На ней демонстрировались работы единственного в мире художника,.

Дидактическая игра «Что нарисовал художник?» Дидактическая игра «Что нарисовал художник». Цель: развивать художественно – эстетическое восприятие детей. Задачи: Обучающие: учить детей.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Художник и сказка» Образовательные задачи: 1. познакомить с картиной В. М. Васнецова «Алёнушка»; 2. познакомить с эмоциональными характеристиками цвета и его.

Конспект занятия по изодеятельности в рамках кружка «Юный художник» Тема: «Портрет Бабы – Яги»»Возраст детей: 6 лет.

Консультация для родителей «Каждый ребенок - художник» Консультация для родителей "Каждый ребенок-художник"(Особенности рисования детей до 3 лет)В начале жизни рисование развивает зрение и умение.

Организованная образовательная деятельность с детьми 6–7 лет «Нам художник о многом рассказал» «Нам художник о многом рассказал» Группа общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет. Воспитатель: Насонова Зинаида Ивановна..

18.03.2014 В условиях жизни Сибирского края, вопросы развития физической культуры и ведения здорового образа жизни особенно актуальны. Значимость.

Наступило лето – радостная пора! Хочется отдыхать, веселиться, запасаться энергией солнца! А самое главное - дарить позитив детям! 1 июня.

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался... (колобок).

Предложите детям рассмотреть рисунок и найти ошибку художника. (В сказке колобок встречал зверей в другом по­рядке: сначала зайку, потом волка, потом медведя и после­дней - лису.)

  • Закрась сначала того, кого колобок встретил первым (зайку).
  • Закрась того, кого колобок встретил третьим (медведя).
  • Кого колобок встретил вторым? (Волка.) Закрась его.
  • Кого колобок встретил четвертым? (Лису.) Закрась ее.
  • Сколько всего зверей встретил колобок в лесу? (Четыре.)

3. Физкультминутка «Зайка». См. занятие 16.

4. Игра «Соедини правильно». Соединить линией ленты одинаковой ширины.Как они соединили ленты? (Широкую с широкой, ленту поуже с лентой поуже, ленту еще поуже с лентой такой же ширины, ленту еще поуже с лентой такой же ширины и са­мую узкую ленту с самой узкой лентой.)

5. Игра «Закончи предложение». Попросите детей закончить предложения:

  • Завтракаем мы утром, а ужинаем... (вечером).
  • Спим мы ночью, а делаем зарядку... (утром).
  • Днем мы обедаем, а завтракаем... (утром).
  • Солнце светит днем, а луна... (ночью).
  • Ужинаем мы вечером, а обедаем... (днем).

Игра «Когда это бывает».

Доброе утро - птицы запели,

Добрые люди, вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам,

Солнце встает и идет по делам!

Спросите, о какой части суток это стихотворение. (Утро.) Какие части суток есть еще? (День, вечер, ночь.) Уточните, что части суток, идут друг за другом по порядку, который никогда не нарушается. Дайте задание обвести под каждой картинкой по точкам цифру, которая соответствует порядку следования части су­ток. Спросите, под какой картинкой они обвели цифру 1 (утро), цифру 2 (день), цифру 3 (вечер), цифру 4 (ночь).

Итог занятия.

Занятие 22

Цель: Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5, соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Шар, куб, цилиндр.

§ упражнять в сравнении двух групп предметов;

§ учить различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», правильно пользоваться этими словами;

§ закрепить знания о геометрических фигурах круг, овал,
прямоугольник, квадрат;

§ познакомить с геометрическими телами шар, куб, ци­линдр;

Ход занятия.

1. Игра «Сосчитай и нарисуй». Предложите детям посчитать белочек и дорисовать столькогрибочков, чтобы грибочков и белочек стало поровну. Спросите, сколько грибочков они дорисуют? (Четыре) Почему? (Потому что один грибок уже нарисован.) Что можно сказать про количество белочек и грибочков? (Их поровну, по пять, белочек столько же, сколько грибочков, а грибочков столько же, сколько белочек.)

2. Игра «Число и цифра». Предложите детям вспомнить и повторить стихи про циф­ры 1-5 (см. занятия 5, 7, 9, 13, 17). Дайте задание соединить цифру с карточкой, на которой такое же количество кружков.

3. Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь».Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

4. Игра «Что сначала, что потом». Предложите детям вспомнить:

Что они делали вчера? (Занимались, ходили в театр, гу­ляли, смотрели мультфильмы и т. д.). Что они будут делать сегодня? (Заниматься, играть, гулять и т.д.) Чем они будут заниматься завтра (Пойдут в цирк, музей, зоопарк и т. д.) Предложите детям посмотреть на картинку и послушать рассказ: «Вчера выпало много снега, а сегодня дети построили из него большую снежную горку и полили ее водой. Завтра горка замерзнет, и дети будут с нее кататься на санках». Задайте детям вопросы по содержанию рассказа.

  • Когда шел снег? (Вчера.)
  • Когда дети построили горку? (Сегодня.)
  • Когда они будут кататься на санках с горки? (Завтра.)

5. Игра «Найди и закрась». Покажите детям объемные тела: шар, куб, цилиндр. Скажите, как они называются.

  • Назвать геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник).
  • Раскрасить шар - красным карандашом, куб - синим, цилиндр - зеленым.
  • Что закрасили дети красным цветом (шар), синим (куб), зеленым (цилиндр).

Итог занятия.

Занятие 23

Цель: Закрепление знаний о порядковых числительных. Установ­ление соответствия между количеством предметов и цифрой. Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике.

Задачи:

§ продолжать учить порядковому счету (в пределах 5), раз­личать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;

§ учить соотносить цифру с числовой карточкой и коли­чеством предметов;

§ закреплять знания о геометрических фигурах круг, квад­рат, треугольник, прямоугольник, овал;

§ формировать умение понимать учебную задачу и выпол­нять ее самостоятельно;

§ формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ход занятия.

1. Игра «Слушай, считай». Раскрасить четвертую игрушку - желтым карандашом, первую - красным, вторую - синим, третью - зеленым.

Подарили Маше шар,

А Танюше - самовар,

Ване - барабан,

Милочке - банан.

Вопросы и задание детям.

  • Сколько игрушек подарили детям? (Четыре.)
  • Какой по счету барабан на картинке? (Третий.) –
  • Какой по счету самовар? (Второй.)
  • Какой по счету шар? (Первый.)
  • Какой по счету банан? (Четвертый.)

2. Игра «Загадки и отгадки». Для этой игры детям понадобятся цифры от 1 до 5.Загадайте детям математические загадки.Отгадав загадку, дети должны найти цифру и показать ее.

Карандаш один у Миши,

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей? (Два)

Чтобы кошка ножки не промочила,

Сколько бы сапожек она купила? (Четыре)

У стены стоят кадушки,

В каждой по одной лягушке.

Если б было пять кадушек,

Сколько было б в них лягушек? (Пять)

3. Игра «Подбери заплатку» . Прочитайте детям стихотворение «Сапожник».

Мастер, мастер, помоги

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди,

Мы пойдем сегодня в гости! Б. Заходер

Скажите детям, что сапоги прохудились, и надо подобрать каждому сапогу свою заплатку. Для этого надо провести линию от заплатки к сапогу, на котором дырка такой же формы. У какого сапога, какой формы заплатка? (У первого - круг­лая, у второго - квадратная, у третьего - треугольная, у чет­вертого - прямоугольная, у пятого - овальная.)

4. Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь» См. занятие 22.

Игра «Соедини правильно».

Дайте задание детям соединить линией квадратик с циф­рой и карточки с тем количеством предметов, кружков, кото­рое обозначает данная цифра.

  • С какими карточками соединили цифру 2? (С самолетами и с карточкой, в которой два кружка).
  • Цифру 3? (С рыбками и с карточкой, на которой четыре кружка).
  • Цифру 4? (С кубиками и с карточкой, на которой четыре кружка).
  • Цифру 5? (С мячами и с карточкой, на которой пять кружков).

Итог занятия.

Занятие 24

Цель: Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Слева, посередине, справа. Развитие внимания.

Задачи:

§ учить соотносить цифру с количеством предметов;

§ обозначать словами положение предмета на листе (слева, справа, в середине);

§ способствовать развитию зрительного внимания;

§ формировать умение понимать учебную задачу и выпол­нять ее самостоятельно;

§ формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: две сюжетные картинки, на которых изображены следующие ситуации: на первой - светит яркое сол­нце, кругом зелень и цветы, девочка прыгает через скакалку; на второй - те же природные явления, только вместо девочки -мальчик, одетый в шубу, лепит снеговика (рис. 91 а, б).

Ход занятия. Педагог предлагает ребенку рассмотреть вначале первую картинку, затем кладет рядом вторую картин­ку и просит их сравнить. Затем спрашивает: «Что художник перепутал, нарисовал так, как в жизни не бывает? Почему?» В случае затруднения он задает вопросы: «Какое время года на­рисовал художник на первой картинке? А на второй? Так бы­вает? Почему? »

ИГРА «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ!»

Оборудование: две сюжетные картинки: на первой -водолаз управляет самолетом; на другой - моряк сидит в танке; внизу стоит веселый Незнайка с красками (см. прилож. № 9).

Ход занятия. Ребенок рассматривает картинки по оче­реди. Его спрашивают: «Как ты думаешь, что Незнайка тут перепутал?» В случае затруднения уточняют: «Кого надо на­рисовать в самолете? Кто управляет танком? А где бывает во­долаз? А где моряк? А теперь расскажи Незнайке, что надо ] тут исправить».

Словесные игры

ИГРА «БЫВАЕТ - НЕ БЫВАЕТ»

Ход занятия. Ребенок должен наглядно представить себе ситуацию, выраженную в слове, и решить, бывает данная ситуация в жизни или нет: «Собака на крыше гуляет» - так бывает? («Собака у конуры сидит», «Кошка на цепи сидит», «Цыплята в аквариуме плавают», «Кошка мышей ловит», «Мыши кошку ловят», «Трактор землю пашет», «Трактор по небу летит», «Мальчик по снегу плывет», «Собака под дверью мяукает») и т.д.

ИГРА «НАОБОРОТ»

Оборудование: мяч.

Ход занятия. Педагог приглашает детей в круг и объяс­няет правила игры: «Я буду называть слово, а вы подбирайте слово, противоположное по смыслу. Кто догадался, тот протя­гивает руки, и я ему бросаю мяч. Поймав мяч, он называет сло­во и бросает мяч мне». Педагог говорит: «Вверх». Ребенок от­вечает: «Вниз» (вперед-назад, дальше-ближе, горячо-холодно, быстро-медленно; завязать-развязать, приехать-уехать, завер­нуть-развернуть, намочить-высушить, связать-распустить, зак­рутить-раскрутить, открыть-закрыть, упаковать-распаковать, подняться-опуститься). В случае затруднения дети могут про­износить нужное слово хором.

ИГРА «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!»

Ход занятия. Педагог говорит детям несколько слов из предложения, а дети дополняют его новыми словами, чтобы по­лучилось законченное предложение, например: «Я надела теп­лую шубу, чтобы..» Дети говорят: «чтобы не замерзнуть, что­бы пойти гулять, ...чтобы было тепло». Педагог заранее готовит предложения, например: «Мы зажгли свет, потому что...», «Дети надели панамки, потому что...», «Мы полили цветы, чтобы...», «Сегодня Маше подарили подарок, потому что...» и т.д.

ИГРА «КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ?»

Оборудование: стакан, палочка, скамейка, веревка, строительный набор.

Ход занятия. Дети вместе с педагогом садятся на стуль­чики в кружок. Педагог говорит: «У меня в руке стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?» Дети отвеча­ют: «Из него можно пить чай, поливать цветы, измерять кру­пу, накрывать рассаду, ставить карандаши». Далее педагог по­казывает и называет детям различные предметы, а дети вспоминают, для чего они нужны и что с ними можно делать.

ИГРА «ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Оборудование: камешек.

Ход занятия. Педагог и дети садятся в круг. Педагог объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу слово, а вы придумываете с этим сло­вом предложение. Например, я скажу слово «близко» и пере­дам Саше камешек. Он возьмет камешек и ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и пере­даст камешек рядом сидящему». Так по очереди (по кругу) ка­мешек переходит от одного играющего к другому. Если дети зат­рудняются с ответом, педагог помогает им.

ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВО»

Ход занятия. Педагог предлагает детям подобрать сло­ва по смыслу. Предлагает детям вопросы: «Что можно шить?» (платье, юбку, костюм, шубу, рубашку, сарафан и т.д.). «Что можно штопать?» (носки, варежки, свитер, шарф). «Что мож­но завязывать?» (шнурки, веревку, шарф, ленту). «Что можно строить?» (дом, мост, дорогу, лестницу, гараж, башню) и т.д.

ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ!»

Оборудование: камешек.

Ход занятия. Педагог проводит с детьми беседу, зак­репляя знания детей о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью. Затем педагог предлагает игру: «Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспоминайте, что вы в это время делаете. Например, я ска­жу слово «утро». Что вы назовете?» Дети отвечают: «Просыпа­емся, здороваемся, чистим зубы, причесываемся, идем в детс­кий сад». Педагог говорит: «Отвечать будет тот, кому я положу в руку камешек. После того как он ответит, камешек надо пе­редать другому. Если же ребенок не знает ответа, он должен стукнуть камешком об стол и передать его другому». Педагог называет разное время суток, дети отвечают. Эта же игра мо­жет проводиться по-другому. Педагог называет различные дей­ствия детей, а они отвечают лишь одним словом: день, утро, ночь, вечер. Например, «завтракаю» и передает камешек иг­рающему. Тот быстро отвечает: «Утром».

ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ!»

Ход занятия. Педагог говорит: «Я буду рассказывать вам какую-нибудь историю. В моем рассказе, когда я останов­люсь, можно добавлять к предложению только два слова - «и я», если эти слова подходят по смыслу. Если же они не подхо­дят, произносить ничего не надо (кто ошибается, заплатит фант). Педагог начинает: «Иду я однажды к реке». Дети про­должают: «И я». Далее: «Рву цветы, ягоды». - «И я». «По до­роге попадается мне наседка с цыплятами. Они клюют зерныш­ки», (Дети молчат.) «Гуляют на зеленой полянке», «И я». «Вдруг налетел коршун». (Дети молчат.) «Цыплята и наседка испугались». (Дети молчат.) «И убежали». - «И я». Если кто-нибудь не вовремя произносит «и я», это вызывает смех у де­тей, а ребенок платит фант. Когда дети хорошо поймут прави­ла игры, они сами будут придумывать короткие рассказы и выполнять роль ведущего.

ЗАДАНИЕ «КТО БОЛЬШЕ ЗАМЕТИТ НЕБЫЛИЦ?»

Оборудование: набор фишек для каждого играющего.

Ход занятия. Педагог сообщает детям, что он расска­жет им небылицу, а дети должны поставить по одной фишке и запомнить эту небылицу.


Сначала педагог читает небольшую часть стихотворения, медленно, выразительно, акцентируя внимание на небылицах.


Замяукали котята: Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, Хрюкать!

А за ними и утята:

Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,


После этого педагог спрашивает детей, почему стихотворе­ние называется «Путаница». Детей, которые поставили фиш­ки, просит назвать замеченные небылицы. Затем педагог чита­ет следующую часть стихотворения; обязательно следит за тем, чтобы дети не утомлялись, так как игра требует большого ум­ственного напряжения. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

В дальнейшем можно использовать и другие небылицы, на­пример стихотворение К. Чуковского «Радость».















Заключение

Представленная система занятий по развитию мыслитель­ной деятельности детей с отклонениями в развитии позволит сформировать у них взаимосвязь между наглядными и словес­но-логическими формами мышления.

По нашему глубокому убеждению, для последующего эф­фективного школьного обучения необходимо заложить полно­ценную основу наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Начиная с развития наглядно-действенного и про­должая формировать наглядно-образное мышление, педагог создает условия для становления воссоздающего воображения, т.е. у ребенка появляется возможность мысленно воспроизве­сти наглядную ситуацию на основе слова. Ведь многие школь­ные предметы основываются на способности ребенка предста­вить ситуацию по словесному описанию учителя.

Многолетние исследования свидетельствуют о коррекционной значимости выбранного пути в обучении проблемных детей и положительных сдвигах в их мыслительной деятель­ности, развитии личностных качеств, а в сущности, их социа­лизации.

Предисловие.......................................................................3

Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО

МЫШЛЕНИЯ...............................................................................5

Раздел 1 . Игры-упражнения на формирование

представлений об использовании предметов,

имеющих фиксированное назначение..............................12

Раздел 2 . Игры-упражнения на формирование представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации..................17

Раздел 3. Игры-упражнения на формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач..........................................24

Раздел 4 . Игры -упражнения на определение причинно-следственных зависимостей.............................32

Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО

МЫШЛЕНИЯ............................................................................ 39

Раздел 1. Формирование целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках...........................39

Раздел 2 . Формирование обобщенных представлений

о свойствах и качествах предметов, овладение

действиями замещения и моделирования.........................94

Раздел 3. Формирование соотношения между словом

и образом...................................................................116

Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.......................................................................... 143

Раздел 1 . Задания на формирование умений

выполнять классификацию.......................................... 143

Раздел 2 . Задания на формирование умений

выполнять систематизацию.......................................... 151

Раздел 3. Задания на формирование количественных представлений............................................................157

Раздел 4 . Задания на формирование умений

устанавливать причинно-следственные связи

и зависимости............................................................. 159

Раздел 5. Задания на формирование понимания

скрытого смысла, понимания юмора, развития

адекватных реакций на юмор........................................ 163

Приложения................................................................... 169

Заключение.................................................................... 177

Вондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. -М., 1985.

Будницкая И.И., Катаева А. А. Ребенок идет в школу. - М., 1985.

Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у де­тей 6-7 лет. - М., 1996.

Катаева А.А., Стребеяева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. -М., 1998.

Колесникова Е.В. Развитие математического мыш­ления у детей 5-7 лет. - М., 1998.

Слово и образ в решении познавательных задач дошколь­никами / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1996.

Цикото Г.В. Понимание устного рассказа умственно от­сталыми детьми дошкольного возраста и коррекционная рабо­та над ним / В сб. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Т.Н. Головиной, Ж.И. Шиф. - АПН СССР НИИ дефектологии, 1978.

Учебное издание

Стребелева Елена Антоновна

ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Книга для педагога-дефектолога

Редактор Л.П. Савельева Зав. художественной редакцией ИЛ. Пшеничников Художник обложки М.Л. Уранова Компьютерная верстка Е.В. Васильевская Корректор Т.С. Кудинова

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».

Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000. Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.005490.08.04 от 26.08.2004. Сдано в набор 11.03.01. Подписано в печать 16.05.01. Формат 60x88/16. Печать офсетная. Бумага газетная Усл. печ. л. 11,27. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 2138

Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 119571, Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет. Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25. Е-таП: у1ааоз@с1о1.ги \\Ир://ч/чг9/МаАо&.ти

ГП Псковской области «Великолукская городская типография» 182100, Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12 Тел./факс (811-53)3-62-95 Е-гпаП: УТЬ@МАКТ.К11

Похожие публикации