Древние цивилизации Месопотамии. Города Месопотамии

Древняя Месопотамия - одна из великих цивилизаций Древнего мира, существовавшая на Ближнем Востоке, в долине рек Тигр и Евфрат . Условные хронологические рамки - c середины IV тыс до н. э. (эпоха Урук) по 12 октября 539 г. до н. э. («падение Вавилона»). В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    С IV тыс. до н. э. и до XIII в. н. э. в Междуречье находились крупнейшие [ ] города с наибольшим числом прилегающих населенных пунктов. В Древнем Мире Вавилон был синонимом Мирового Города. Месопотамия процветала при ассирийском и вавилонском владычестве, затем и при арабском господстве. Со времен появления шумеров и до падения Нововавилонского царства на территории месопотамской низменности проживало 10 % населения всей Земли. Междуречье относят к одному из древнейших очагов цивилизации в 4-м - 3-м тыс. до н. э., сформировавшему древние города-государства , среди которых шумерские города Киш , Урук (библейский Эрех), Ур , Лагаш , Умма , семитский город Акшак , аморейский/шумерский город Ларса , а также государства Аккад , Ассирия и в начале 2-го тыс. до н. э. - Вавилония . В дальнейшем территория Месопотамии входила в состав Ассирии (IX-VII вв. до н. э.), Нововавилонского царства (VII-VI вв. до н. э.).

    Возможно, самым знаменательным в истории Месопотамии является то, что её начало совпадает с началом мировой истории. Первые письменные документы принадлежат шумерам . Из этого следует, что история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами.

    Однако письменность не стала единственным определяющим фактором начала новой эпохи. Важнейшим достижением было развитие металлургии до того уровня, когда общество для продолжения своего существования должно было создавать новые технологии. Залежи медных руд находились далеко, поэтому потребность в получении этого ставшего жизненно необходимым металла привела к расширению географических горизонтов и изменению самого темпа жизни.

    Историческая Месопотамия существовала почти двадцать пять столетий, от возникновения письменности до завоевания Вавилонии персами. Но и после этого чужеземное господство не смогло уничтожить культурную независимость страны. Греческим по происхождению словом «Месопотамия» именуется междуречье Тигра и Евфрата. Как раз существование двух рек - Тигра и Евфрата - следует полагать основной топографической чертой Месопотамии. Поздний разлив рек заставлял людей возводить плотины, дамбы , с тем чтобы спасти всходы. Кроме того, в условиях стоявшей жары вода быстро испарялась, ведя к засолению почвы. Заметим, что ил Евфрата далеко уступал по своей плодородности нильскому, засоряя к тому же каналы. Южная часть междуречья, ставшая колыбелью месопотамской цивилизации, являла место, где почву лучи палящего солнца делали твердой, словно камень, или же она скрывалась под песками пустыни. От болот, огромных луж стоячей воды исходила опасность эпидемий. Лев Мечников , которому принадлежит авторство книги «Цивилизация и великие исторические реки», вышедшей в свет в Париже в 1889 г., считал необходимым подчеркнуть, «что и здесь история отвернулась от плодородных стран…, а избрала местом зарождения цивилизации обнаженную местность, обитатели которой под страхом угрозы самых ужасных несчастий принуждались к сложному и мудрому координированию своих индивидуальных усилий». В отличие от регулярных нильских разливов половодья Евфрата и Тигра не отличались периодичностью, что детерминировало более значительный и постоянный характер человеческого труда в создании ирригации.

    Вообще, с точки зрения Л. Мечникова, исторические реки являлись великими воспитателями человечества. «Все эти реки обладают одной замечательной характерной чертой, способной объяснить секрет их выдающейся исторической роли. Все они обращают орошаемые ими области то в плодородные житницы, то в заразные болота….Специфическая географическая среда этих рек могла быть обращена на пользу человека лишь коллективным, сурово дисциплинированным трудом больших народных масс…». Л. Мечников считал значимой ту мысль, что причину возникновения, характера первобытных учреждений, их последующей эволюции должно усматривать не в самой среде, а в соотношениях между средой и способностью населявших данную среду людей к кооперации и солидарности.

    Массовые археологические исследования следов древнейших поселений Нижней Месопотамии свидетельствуют о том, что в процессе совершенствования местных ирригационных систем происходило перемещение жителей из более чем мелких посёлков большесемейных общин к центру номов, где располагались основные храмы. В начале второй четверти III тысячелетия до н. э. городские стены становятся атрибутом плотно заселённых пространств вокруг главных храмов.

    В соответствии с ещё одной точкой зрения подъём цивилизации обуславливался взаимодействием оседлого населения деревень и кочевников месопотамского региона. Несмотря на взаимную подозрительность, а то и враждебность, свойственные отношениям между оседлыми общинами и кочевниками, последние ввиду своей мобильности, пастушеского образа жизни занимали важное место в жизни жителей земледельческих поселений, будучи необходимы для общения, торговли, разведения домашнего скота, располагая ценной информацией. Постоянные миграции позволяли кочевникам быть в курсе политических событий в разных местах, располагать сведениями о наличии тех или иных ресурсов, выступать посредниками в обмене товарами и идеями между оседлыми жителями горных районов и Месопотамской равнины.

    Хронология событий

    • Середина IV тыс. до н. э. - Урукская эпоха в Южной Месопотамии, начало эпохи бронзы. Складывание основ шумерской цивилизации, формирование номов, первые архивы хозяйственных документов, написанных пиктографическими знаками (напр. Табличка из Киша), углубление социального неравенства, развитие храмовых хозяйств, протогорода, урбанистическая революция, шумерские колонии в Верхней Месопотамии (Хабуба Кабира, Джебель Аруда), монументальные храмовые постройки, цилиндрические печати и др. В Верхней Месопотами - начало эпохи бронзы, формирование на местной основе протогородов (Телль Брак), шумерские колонии.
    • Конец IV - начало III тыс. до н. э. - период Джемдет Наср в Южной Месопотамии. Завершение формирования номовой системы, углубление социальной дифференциации, изображения лидеров; к концу периода - возникновение ранних государств и династий Шумера.
    • XXVIII - XXIV вв. до н. э. - Раннединастический период (сокращённо: РД) в Месопотамии. Расцвет шумерской цивилизации - города, государства, письменность, монументальные сооружения, ирригационные системы, ремесло, торговля, наука, литература и т. д. Подразделяется на три этапа: РД I, РДII и РД III.
    • XXVIII - XXVII вв. до н. э. - первый этап Раннединастического периода (сокращённо: РД I). Расцвет архаического Ура. Гегемония Киша в Шумере. Выдающиеся цари (лугали) I династии Киша - Этана , Эн-Мебарагеси . Легендарные правители I династии Урука - Мескианггашер (сын бога Уту), Лугальбанда , Думузи .
    • XXVII-XXVI вв. до н. э. - второй этап Раннединастического периода (сокращённо: РД II). Поражение войск кишского царя Агги под стенами Урука (правитель - Гильгамеш), падение гегемонии Киша. Вторжение эламитов в Ки-Ури и разорение ими Киша и воцарение там новой (II) династии. Урук - сильнейшее государство Шумера.
    • XXVI-XXIV вв. до н. э. - третий этап Раннединастического периода (сокращённо: РД III). Усугубление политической нестабильности в Шумере. Возвышение и расцвет Ура; гробницы I династии. Цари Ура - сильнейшие правители Шумера. Обособление Лагаша от кишской зависимости, укрепление этого государства при Ур-Нанше . Возвышение Лагаша при Эаннатуме . Череда пограничных войн между Лагашем и Уммой из-за плодородной равнины Гуэдинну. Объединение Ура и Урука в единое государство. Реформы лагашского правителя Уруинимгины и создание им древнейших законов. Лугальзагеси - единый правитель шумерских городов-государств. Война Лугальзагеси с Уруинимгиной. Восстание восточных семитов в Ки-Ури.
    • XXIV - XXII вв. до н. э. - Аккадская держава в Месопотамии. Восстание восточных семитов в Ки-Ури увенчалось успехом; руководитель восстания под именем «Истинный царь» (Саргон) нанёс поражение коалиции шумерских городов-государств и впервые в истории полностью объединил Шумер. Столица Саргона из Киша перенесена в Аккад, по названию которого новое государство и сама область Ки-Ури стали называться Аккадом. Укрепление государственности, борьба с сепаратизмом при преемниках Саргона - Римуше и Маништушу ; расцвет завоевательной политики при Нарам-Суэне . Засуха, сепаратизм, экономический спад и передвижения горных племен кутиев приводят к ослаблению Аккада. В XXII в. - междоусобица, потеря самостоятельности и уничтожение Аккадского царства кутиями.
    • XXII в. до н. э. - владычество кутиев в Месопотамии. Возвышение II династии Лагаша; правление Гудеа и его потомков. Восстание Утухенгаля в Уруке; свержение власти кутиев.
    • XXII - XXI вв. до н. э. - Шумеро-Аккадское царство (Держава III династии Ура) - крупнейшее государство Западной Азии. После смерти Утухенгаля власть переходит к Ур-Намму , столицей становится Ур. «Шумерское Возрождение». Правление Шульги - расцвет Шумеро-Аккадского царства. Расцвет шумерской литературы, архитектуры, искусства на фоне вытеснения шумерского языка аккадским в разговорной речи. В конце периода - экономический кризис, борьба с кочевниками-амореями . Набег эламитов в правление Ибби-Суэна и крушение державы.
    • XX - XVI вв. до н. э. - Старовавилонский период в Нижней Месопотамии. На осколках державы III династии Ура возникает несколько государств, правители которых сохраняют титул «Царь Шумера и Аккада» : это Иссин и Ларса (оба в Шумере). Захват амореями месопотамских городов-государств, установление там аморейских династий. Сильнейшие аморейские царства - Ларса (в Шумере), Вавилон (в Аккаде), Мари (в Северной Месопотамии). Возвышение Вавилона, подчинение им Аккада. Борьба вавилонских царей с Ларсой за влияние в Шумере. Разгром Ларсы и объединение Месопотамских государств при Хаммурапи . Начало формирования народности вавилонян (из шумеров, аккадцев и амореев). Бурное развитие Вавилона, превращение его в крупнейший город Месопотамии. Расцвет экономики и культуры. Законы Хаммурапи . Ослабление Вавилонского царства при последующих царях. Возникновение Приморского царства на юге. Разгром Вавилонского царства хеттами и касситами в XVI в.
    • XX - XVI вв. до н. э. - Староассирийский период в Верхней Месопотамии. После падения Шумеро-Аккадского царства независимость получили древние номы - Ниневия , Ашшур , Арбелы и др. Международная торговля через степи верховьев Хабура и будущей Ассирии. Попытки ранних правителей из Ашшура закрепиться на торговых путях - формирование ассирийского государства. Возвышение Мари, влияние Хеттского царства, расселение хурритов и амореев - кризис верхнемесопотамской торговли. Создание аморейским вождём Шамши-Ададом I обширной державы со столицей в Шубат-Энлиле (так называемая «Староассирийская держава»); подчинение им значительной части Верхней Месопотамии. Ослабление державы при преемниках Шамши-Адада и подчинение этих земель Вавилоном. Формирование народности древних ассирийцев на основе аккадоязычного населения и других семитов Верхней Месопотамии.
    • XVI - XI вв. до н. э. - Средневавилонский или касситский период в истории Нижней Месопотамии. Захват Вавилонии касситами и возрождение ими царства Хаммурапи в пределах Нижней Месопотамии. Разгром Приморья. Расцвет при Бурна-Буриаше II . Дипломатические отношения с Египтом и Хеттским царством. Ослабление централизации Вавилонии. Переселение новой волны семитоязычных кочевников - арамеев . Упадок Вавилонии.
    • XVI - XI вв. до н. э. - Среднеассирийский период в истории Верхней Месопотамии. Консолидация хурритского мира, возвышение государства Митанни . Противоборство Митанни, Хеттского царства, Вавилонии и Египта на Ближнем востоке. Ослабление Митанни. Первое возвышение Ассирии; превращение её в крупную региональную державу (при Тиглатпаласаре I). Внезапный упадок Ассирии в результате вторжения арамеев .
    • Рубеж II-I тыс. до н. э. - Катастрофа бронзового века на Ближнем Востоке. Упадок всех значимых государств, передвижения многочисленных племен - арамеев, халдеев, «народов моря» и т. д. Окончание эпохи бронзы и начало железного века. Начало арамеизации Месопотамии; арамейский язык и его диалекты начинают вытеснять аккадский из разговорной речи.
    • X - VII вв. до н. э. - Новоассирийский период в Верхней Месопотамии. Экономический и военно-политический подъём Ассирии на фоне упадка её соседей (второе возвышение Ассирии). Завоевательная политика Ашшурнацирапала II и Салманасара III . Временный упадок Ассирии (конец IX - первая половина VIII). Реформы Тиглатпаласара III и начало третьего возвышения Ассирии; разгром северосирийских государств, объединение Месопотамии, присоединение части Мидии. Саргон II , Синаххериб , Асархаддон : Ассирия - первая «мировая империя»; присоединение Египта. Ашшурбанапал : подавление восстаний, гражданская война и распад Ассирийского государства. После смерти Ашшурбанапала: война с Вавилоном, Мидией и скифскими племенами; уничтожение Ассирийского государства. Коренная территория Ассирии входит в состав Мидийской державы .
    • X - VI вв. до н. э. - Нововавилонский период в Нижней Месопотамии. Проникновение арамеев и халдеев в страну; кризис вавилонской государственности. Уния с Ассирией (Тиглатпаласар III - первый единый царь Ассирии и Вавилона). Укрепление халдеев в Нижней Месопотамии, халдейские правители в Вавилоне. Синаххериб и ужесточение политики по отношению к Вавилонии. Восстания против Ассирии и разрушение Вавилона. Восстановление Вавилона Асархаддоном. Мятеж Шамаш-шум-укина . Возобновление борьбы Вавилонии за независимость. Распад и гибель Ассирийского государства. Набопаласар - первый царь нового независимого Вавилона. Создание Нововавилонской державы. Навуходоносор II . Экономический, политический и культурный расцвет державы. Вавилон - крупнейший город мира; первый мегаполис. Внутриполитическая борьба после смерти Навуходоносора II. Набонид и борьба со жречеством. Война с Персидским государством и переход оппозиции Набонида на сторону врага. Битва при Описе. Войска Кира II без боя вступают в Вавилон.
    • 12 октября 539 г. до н. э. - персидские войска занимают Вавилон. Конец истории Древней Месопотамии как политически самостоятельного региона.

    Создание ирригации

    Эта страна, отделенная от всей остальной Передней Азии едва проходимыми пустынями, начала заселяться ещё примерно в VI тысячелетии до н. э. В течение VI-IV тысячелетий поселившиеся здесь племена жили крайне бедно: ячмень, высеваемый на узкой полосе земли между болотами и выжженной пустыней и орошаемый нерегулируемыми и неравномерными разливами, приносил небольшие и неустойчивые урожаи. Лучше удавались посевы на землях, которые орошались каналами, отведенными от небольшой реки Диялы , притока Тигра . Лишь в середине IV тысячелетия до н. э. отдельные группы общин справились с созданием рациональных осушительно-оросительных систем в бассейне Евфрата .

    Бассейн нижнего Евфрата - обширная плоская равнина, ограниченная с востока рекой Тигр, за которой тянутся отроги Иранских гор , а с запада - обрывами Сирийско-Аравийской полупустыни. Без надлежащих ирригационных и мелиорационных работ эта равнина местами представляет собой пустыню, местами - болотистые мелководные озера, окаймленные зарослями огромных тростников, кишащих насекомыми. В настоящее время пустынная часть равнины пересечена валами выбросов от копки каналов, и если канал - действующий, то вдоль этих валов растут финиковые пальмы. Кое-где над плоской поверхностью возвышаются глинистые холмы - телли и зольные - ишаны. Это развалины городов, точнее, сотен сосуществовавших последовательно на одном и том же месте сырцовых кирпичных домов и храмовых башен, тростниковых хижин и глинобитных стен. Однако в древности здесь ещё не было ни холмов, ни валов. Болотистые лагуны занимали гораздо больше пространства, чем ныне, протянувшись поперек всего нынешнего Южного Ирака, и лишь на крайнем юге попадались низменные безлюдные острова. Постепенно ил Евфрата, Тигра и бегущих с северо-востока эламских рек (Керхе , Карун и Диз ; в древности они тоже впадали в Персидский залив , как и Тигр с Евфратом, но под углом в 90 градусов к последним) создал наносный барьер, расширивший к югу территорию равнины километров на 120. Там, где раньше болотистые лиманы свободно сообщались с Персидским заливом (это место называлось в древности «Горьким морем»), теперь протекает река Шатт-эль-Араб , в которой ныне сливаются Евфрат и Тигр, имевшие ранее каждый своё устье и свои лагуны.

    Евфрат в пределах Нижней Месопотамии разделялся на несколько русел. Из них важнейшими были западное, или собственно Евфрат, и более восточное - Итурунгаль; от последнего к лагуне на юго-востоке отходил канал И-Нина-гена. Ещё восточнее протекала река Тигр, но берега её были пустынны, кроме того места, где в неё впадал приток Дияла .

    От каждого из главных русел в IV тысячелетии до н. э. было отведено несколько меньших каналов, причём с помощью системы плотин и водохранилищ удавалось на каждом задерживать воду для регулярного орошения полей в течение всего вегетационного периода. Благодаря этому сразу возросли урожаи и стало возможно накопление продуктов. Это, в свою очередь, привело ко второму великому разделению труда, то есть к выделению специализированных ремёсел, а затем и к возможности классового расслоения, а именно к выделению класса рабовладельцев, с одной стороны, и к широкой эксплуатации подневольных людей рабского типа и рабов - с другой.

    При этом надо заметить, что чрезвычайно тяжёлый труд по строительству и расчистке каналов (как и другие земляные работы) выполнялся в основном не рабами, а общинниками в порядке повинности; каждый свободный взрослый тратил на это в среднем месяц-два в год, и так было в течение всей истории древней Месопотамии. Основные земледельческие работы - пахоту и сев - также вели свободные общинники. Лишь знатные люди, облечённые властью и исполнявшие должности, считавшиеся общественно важными, лично в повинностях не участвовали, землю не пахали.

    Массовое обследование археологами следов древнейших поселений Нижней Месопотамии показывает, что процесс улучшения местных мелиоративно-ирригационных систем сопровождался сселением жителей из разрозненных мельчайших поселков большесемейных общин к центру номов (единицы административного деления), где находились главные храмы с их богатыми зернохранилищами и мастерскими. Храмы являлись центрами сбора номовых запасных фондов; отсюда же по поручению управления храмов в далекие страны отправлялись торговые агенты - тамкары - обменивать хлеб и ткани Нижней Месопотамии на лес, металлы, рабынь и рабов. В начале второй четверти III тысячелетия до н. э. плотно заселённые пространства вокруг главных храмов обносят городскими стенами. Около 3000 - 2900 гг. до н. э. храмовые хозяйства становятся настолько сложными и обширными, что понадобился учёт их хозяйственной деятельности. В связи с этим зарождается письменность.

    Возникновение письменности

    Шумеры создали первую систему письменности в обозримой истории человечества. Она называется клинопись . История создания клинописи документально прослеживается в Месопотамии от значков-рисунков до знаков, обозначающих слоги речи и абстрактные понятия. Сначала письмо в Нижней Месопотамии возникало как система объемных фишек или рисунков. Рисовали на пластичных плитках из глины концом тростниковой палочки. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображённый предмет, либо любое понятие, связывавшееся с этим предметом. Например, небосвод, зачерченный штрихами, означал «ночь» и тем самым также «чёрный», «тёмный», «больной», «болезнь», «темнота» и т. д. Знак ноги означал «идти», «ходить», «стоять», «приносить» и т. д. Грамматические формы слов не выражались, да это было и не нужно, так как обыкновенно в документ заносились только цифры и знаки исчисляемых объектов. Правда, сложнее было передавать имена получателей предметов, но и тут на первых порах можно было обойтись наименованием их профессий: горн обозначал медника, гора (как знак чужой страны) - раба, терраса (?) (может быть, род трибуны) - вождя-жреца и т. п. Но скоро стали прибегать к ребусу: если на означало «камень», «гиря», то знак гири рядом со знаком ноги подсказывал чтение гена - «идущий», а знак кучи - ба - рядом с тем же знаком подсказывал чтение губа - «стоящий» и т. п. Иногда ребусным способом писали и целые слова, если соответствующее понятие трудно было передать рисунком; так, га («возвращать, добавлять») обозначалось знаком «тростника» ги. Процесс создания письменности происходил примерно с 4000 до 3200 гг. до н. э. Миновало не менее 400 лет, пока письмо из системы чисто напоминательных знаков превратилось в упорядоченную систему передачи информации во времени и на расстоянии. Это произошло около 2400 г. до н. э.

    К этому времени из-за невозможности быстро проводить по глине криволинейные фигуры без заусенцев и т. п. знаки превратились уже просто в комбинации прямых черточек, в которых трудно было узнать первоначальный рисунок. При этом каждая черточка из-за нажима на глину углом прямоугольной палочки получала клиновидный характер; вследствие этого такое письмо называется клинописью. Каждый знак в клинописи может иметь несколько словесных значений и несколько чисто звуковых (обычно говорят о слоговых значениях знаков, но это неверно: звуковые значения могут обозначать и полслога, например, слог боб можно написать двумя «слоговыми» знаками: бааб; значение будет то же, что и при одном знаке баб, разница - в удобстве заучивания и в экономии места при написании знаков, но не в чтении). Некоторые знаки могли быть также и «детерминативами», то есть нечитаемыми знаками, которые только указывают, к какой категории понятий относится соседний знак (деревянные или металлические предметы, рыбы, птицы, профессии и т. д.); таким образом облегчался правильный выбор чтения из нескольких возможных.

    Изучение языка некоторых более поздних клинописных надписей (примерно с 2500 г. до н. э.) и упоминающихся в надписях (примерно с 2700 г. до н. э.) собственных имен показало ученым, что уже в то время в Нижней Месопотамии жило население, говорившее (а позже и писавшее) на двух совершенно разных языках - шумерском и восточносемитском. Шумерский язык с его причудливой грамматикой не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Восточносемитский язык, который позже назывался аккадским или вавилоно-ассирийским , относится к семитской ветке афразийской семьи языков . Как и ряд других семитских языков , он вымер до начала нашей эры. К афразийской семье (но не к семитской её ветви) принадлежал также древнеегипетский язык , в неё и поныне входит ряд языков Северной Африки , вплоть до Танганьики , Нигерии и Атлантического океана .

    Ранее IV тысячелетия до н. э., в долине Тигра и Евфрата ещё жило население, говорившее на сино-кавказских языках. После опустынивания саванн Сахары и Аравийского полуострова в IV тысячелетии до н. э. кочевые народы, говорившие на афроазиатских языках, заселяют дельту Нила, а позднее - Левант и Междуречье. До среднего течения Тигра осваивают одновременно семиты и шумеры. Верхнее течение неоднократно заселяли среднеазиатские кочевники. Большинство современных жителей Месопотамии генетически происходят с Армянского нагорья. Хурриты и хетты оставили многочисленные письменные памятники на севере Месопотамии. Хурриты, предположительно, являлись носителями сино-кавказских наречий, хеттский - древнейший письменный индоарийский язык, позаимствовал шумерскую клинопись.

    Что касается наиболее древних месопотамских письменных текстов (примерно с 2900 до 2500 г. до н. э.), то они, несомненно, написаны исключительно на шумерском языке. Это видно из характера ребусного употребления знаков: очевидно, что если слово «тростник» - ги совпадает со словом «возвращать, добавлять» - ги, то перед нами именно тот язык, в котором существует такое звуковое совпадение, то есть шумерский. Все же, по-видимому, население южной части Месопотамии примерно до 2350 г. говорило в основном по-шумерски, в то время как в центральной и северной части Нижней Месопотамии наряду с шумерским звучал также и восточносемитский язык, в Верхней Месопотамии преобладал хурритский.

    Между людьми, говорившими на этих столь различных между собой языках, судя по наличным данным, этнической вражды не было. Очевидно, в то время люди ещё не мыслили такими большими категориями, как одноязычные этнические массивы: и дружили между собой, и враждовали более мелкие единицы - племена, номы, территориальные общины. Все жители Нижней Месопотамии называли себя одинаково - «черноголовыми» (по-шумерски санг-нгига, по-аккадски цальмат-каккади), независимо от языка, на котором каждый говорил. Поскольку исторические события столь древнего времени нам неизвестны, историки пользуются для подразделения древнейшей истории Нижней Месопотамии археологической периодизацией. Археологи различают Протописьменный период (2900-2750 гг. до н. э., с двумя подпериодами) и Раннединастический период (2750-2310 гг. до н. э., с тремя подпериодами).

    От Протописьменного периода, если не считать отдельных случайных документов, до нас дошли три архива: два (один старше, другой моложе) - из г. Урук (ныне Варка) на юге Нижней Месопотамии и один, современный более позднему из урукских, - с городища Джемдет-Наср на севере (древнее название города неизвестно).

    Заметим, что письменная система, применявшаяся в Протописьменный период, была, несмотря на свою громоздкость, совершенно тождественной на юге и на севере Нижней Месопотамии. Это говорит в пользу того, что она была создана в одном центре, достаточно авторитетном, чтобы тамошнее изобретение было заимствовано разными номовыми общинами Нижней Месопотамии, хотя между ними не было ни экономического, ни политического единства и их магистральные каналы были отделены друг от друга полосами пустыни. Этим центром, по-видимому, был город Ниппур , расположенный между югом и севером нижнеевфратской равнины. Здесь находился храм бога Энлиля , которому поклонялись все «черноголовые», хотя каждый ном имел и собственную мифологию и пантеон. Вероятно, здесь был когда-то ритуальный центр шумерского племенного союза ещё в догосударственный период. Политическим центром Ниппур не был никогда, но важным культовым центром он оставался долго.

    Храмовое хозяйство

    Все документы происходят из хозяйственного архива храма Эанна , принадлежавшего богине Инанне , вокруг которого консолидировался город Урук, и из аналогичного храмового архива, найденного на городище Джемдет-Наср. Из документов видно, что в храмовом хозяйстве было множество специализированных ремесленников и немало пленных рабов и рабынь, однако рабы-мужчины, вероятно, сливались с общей массой зависимых от храма людей - во всяком случае, так, бесспорно, обстояло дело двумя столетиями позже. Выясняется также, что община выделяла большие участки земли своим главным должностным лицам - жрецу-прорицателю, главному судье, старшей жрице, старшине торговых агентов. Но львиная доля доставалась жрецу, носившему звание эн .

    Эн был верховным жрецом в тех общинах, где верховным божеством почиталась богиня; он представлял общину перед внешним миром и возглавлял её совет; он же участвовал в обряде «священного брака», например с богиней Инанной Урукской - обряде, по-видимому считавшемся необходимым для плодородия всей урукской земли. В общинах, где верховным божеством был бог, существовала жрица-эн (иногда известная и под другими титулами), также участвовавшая в обряде священного брака с соответствующим божеством.

    Земля, выделенная эну, - ашаг-эн, или ниг-эн, - постепенно стала специально храмовой землей; урожай с неё шел в запасный страховой фонд общины, на обмен с другими общинами и странами, на жертвы богам и на содержание персонала храма - его ремесленников, воинов, земледельцев, рыбаков и др. (жрецы обычно имели свою личную землю в общинах помимо храмовой). Кто обрабатывал землю ниг-эна в Протописьменный период, нам пока не совсем ясно; позже её возделывали илоты разного рода. Об этом нам рассказывает архив из соседнего с Уруком города - архаического

    В переводе с древнегреческого языка название «Месопотамия» означает Междуречье. Именно на территории Месопотамии были рождены такие древние цивилизации, как Шумер.

    Это огромная земля между двумя реками – устья Тигра и Евфрата перед тем, как впадают в Персидский залив, образовывают широкую долину. Но эта территория была сильно заболочена и представляла собой пустыню.

    Появление первых поселенцев: особенности местности

    Людям понадобилось много усилий и времени для того, чтобы сделать эту землю пригодной для жизни. Они научились осушать места, где есть болота, при помощи дамб и каналов и орошать пустыню. Но именно вода была главным кормильцем людей, которые населяли Месопотамию.

    Единственное, чего в Месопотамии остро не хватало – это руд металлов. Но все же известно, что они использовали орудия из меди, поэтому считаются, что они доставали металлы с других территорий или обменивали их у других цивилизаций.

    Проблемой также была засоленность почвы, с которым часто связывают и последующий упадок цивилизаций Междуречья. В Месопотамии был недостаток дождевой влаги и постоянные сухие, песчаные ветра.

    Появление цивиллизации

    Цивилизация шумеров поселилась в нижнем течении Тигра и Евфрата. До сих пор неизвестно, с какой земли пришли шумеры в Месопотамию, и неизвестно, как появился их язык. Именно они научились обрабатывать землю так, чтобы она была пригодной для хозяйства и продолжения жизни.

    Шумеры построили каналы, которые осушали территорию, залитую реками, а воду хранили в специально построенных водохранилищах. Ее они могли использовать в том случае, если наступала засуха.

    Таким образом, на территории Междуречья возникла первая искусственная система орошения. Она была придумана около 6 тыс. лет тому назад. Также шумеры известны тем, что именно им мы обязаны возникновению письменности – эта цивилизация первая, кто придумал ее.

    Особенности цивилизации Междуречья

    Поселения древних шумеров представляли собой города-государства, которые располагались на холмах, а вокруг были обнесены защитными стенами.

    Примечательно, что вначале во главе городов стояли жрецы – они обладали большей властью, множественными видам собственности, обширными землями и богатством. Только впоследствии правителями стали считать царей. Это были целые династии царей, которые передавали власть по наследству.

    Цивилизация Междуречья отличается от других первых цивилизаций. Например, Древний Египет был значительно изолированной страной. Но в Междуречье все было совсем не так, при первых очагах возникшей цивилизации на этой территории стали селиться Аккадские племена с севера.

    Вскоре рядом с цивилизацией Месопотамии образовалось другое государство – Элам, которое постоянно использовало территорию и урожай Междуречья.

    К 4 тысячелетию до н.э. относят образование полноценных городов-государств, их названиями были Ур, Ниппур и Лагаш. Это первый пример поселений, у которых была структура власти, определенная территория и границы, армия и даже законы.

    Лекция 3. Древние цивилизации

    План:

    1. Цивилизация Месопотамии

    2. Египетская цивилизация

    3. Индийская цивилизация

    4. Китайская цивилизация

    В IV-II тыс. до н.э. на территории от Средиземного моря до Тихого океана появляются первые в истории человечества цивилизации. Возникло несколько центров формирования древних цивилизаций, четыре из которых связаны с бассейнами крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхе. Независимо друг от друга шло зарождение цивилизационных структур и образование четырех речных цивилизаций Месопотамской, Египетской, Индийской и Китайской.

    Одна из самых древних цивилизаций в мире возникла на территории Месопотамии в плодородной низменности между Тигром и Евфратом. Уже в IV тыс. до н.э. здесь начала развиваться ирригация. В Месопотамии имелись глина и природный асфальт, на севере встречались месторождения свинца, олова, железа, меди, в гористых районах много камня. В III тыс. до н.э. шумеры открыли бронзу. Финиковая пальма давала питательные плоды, но невысокую по качеству древесину. Здесь росли и другие фруктовые деревья, инжир, виноград, по берегам рек ива, камыш и тростник.

    Основы цивилизации в Месопотамии заложили шумеры. К концу III тыс. до н.э. шумерское и пришлое семитское население смешалось, а аккадский язык постепенно вытеснил язык шумеров. В IV тыс. до н.э. большие поселения превращаются в города-государства. Большую роль в развитии Шумерской цивилизации сыграл город Урук, расположенный на Евфрате. В IV тыс. до н.э. он являлся самым крупным городом Месопотамии.

    Главное занятие шумеров - земледелие, основанное на развитой оросительной системе. В городских центрах набирало силу ремесло, специализация которого стремительно развивалась. Во всех городах Шумера существовали монументальные храмовые комплексы, имевшие важное общественное и экономическое значение. На рубеже IV - III тыс. до н.э. появляется письменность. Письмо в Шумере возникло сначала как пиктограмма. Затем широкое распространение получила клинопись, которая содержала около 800 знаков, каждый из которых изображал слово или слог.

    Шумерская цивилизация создала ранние формы государственности. В первой половине III тыс. до н.э. в Шумере сложилось несколько политических центров, которые соперничали друг с другом.

    В 2312 году до н.э. правителю Уммы Лугальзагеси удалось на некоторое время объединить весь Шумер. Затем последовали две попытки создания объединенного государства Двуречья при Саргоне Аккадском (2316-2361 гг. до н.э.) и при III династии Ура (около 2112- 2003 гг. до н.э.).

    Объединив Аккад и Шумер, Саргон укрепил государственную власть. Саргону удалось создать единую ирригационную систему, которая регулировалась в общегосударственном масштабе. Саргоном впервые в мировой истории было создано постоянное профессиональное войско. Деспотически-бюрократическое правление Саргона создало целую армию чиновников, новую служилую знать, ряды которой не пополнялись. Деспотическая форма правления установилась в Месопотамии на тысячелетия, определяя специфику развивающейся здесь цивилизации.



    Деспотия стала особой формой государственной власти во всех древних восточных государствах. Суть деспотии заключалась в том, что стоящий во главе государства правитель обладал неограниченной властью. Стабильность деспотий основывалась на вере в божественность царя. Свою власть деспот реализовывал через разветвленную административно-бюрократическую систему.

    Аккадское государство, ослабленное социальными противоречиями, рухнуло около 2200 г. до н.э. под ударами внешнего врага кутиев. Господство кутиев было недолговечным. На смену им в 2112 г. до н.э. пришла власть над Двуречьем города Ура, его III династии, наиболее заметный представителем которой был Шульги. Новое государство получило название «Царство Шумера и Аккада». III династия Ура пала под ударами внешних врагов, в первую очередь семитов-амореев. Воспользовавшись ситуацией, с востока вторглись племена эламитов. В 2003 г. до н.э. был уничтожен город Ур.

    В Месопотамии выдвинулся и постепенно добился преобладания город Вавилон. Первый период - Старовавилонский охватывает время от конца правления III династии Ура до 1595 г. до н.э., когда Вавилонию покорили касситы. Второй период Средневавилонский (касситский) занимал более 400 лет касситского господства (1595-1158 гг. до н.э.). Третий период Нововавилонский связан с правлением халдейской династии, которое завершилось завоеванием Вавилона персами (626-538 гг. до н.э.).

    В 1792 г. до н.э. шестым царем Вавилона стал Хаммурапи, который правил до 1750 г. до н.э. Политика Хаммурапи способствовала превращению Вавилона в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье. Государственная власть Вавилонии являлась одним из классических образцов древневосточной деспотии. Управление страной было строго централизовано. В период правления Хаммурапи процветало земледелие, скотоводство, а также ремесло и торговля. Особое значение имела внешняя торговля, которую вели тамкары.

    Население Вавилонии делилось на два класса свободных и рабов. Свободные люди делились на две категории, обладавшие различными юридическими правами: полноправные свободные граждане авилум и лица с ограниченными юридическими и политическими правами мушкенум, они не были членами общины, не имели недвижимой собственности и использовались для работ на царской земле. Подлинными рабами вардум в старовавилонском обществе были рабы-чужеземцы.

    Хаммурапи создал первую в истории цивилизации законодательную систему. Законы Хаммурапи один из первых, наиболее детализированных сводов законов. Кодекс Хаммурапи включал 282 статьи законов. При наказании закон требовал следовать основному принципу назначения наказания таллиону, т.е. воздаянию равным за равное.

    В 538 г. до н.э. царь персов Кир присоединил Вавилонию к могущественной Персидской державе, и она навсегда утратила свою независимость.

    Итак, именно в Шумере в конце IV тыс. до н.э. человечество вышло из первобытности и вступило в эпоху цивилизации. Переход к цивилизации сформировал новое специфическое мировоззрение. Люди Месопотамии боялись смерти и стремились к полноте своего земного существования. В мировоззрении шумеров, а затем и аккадских семитов важную роль играло обожествление тех сил природы, значение которых было особенно велико для земледелия, - неба, земли и воды. Единая система религиозных верований сложилась примерно ко времени III династии Ура. На небе правил Ану, на земле Энлиль, в мировом океане Энки. Верховным богом и творцом Вселенной считался Мардук. Каждый город и поселение почитали своего бога-покровителя.

    Месопотамская цивилизация дала первый опыт подготовки образованных людей. Обучение строилось на копировании текстов самого разного назначения. В крупных храмах, дворцах правителей, в школах, а также у частных лиц создавались целые собрания глиняных книг своеобразные библиотеки. Большую роль в этом сыграла шумерская школа - эдуба, которая готовила писцов и землемеров.

    В сокровищницу мировой литературы вошли Сказания и Гильгамеше, Поэма о страдающем праведнике, мифы древних шумеров и многие другие произведения.

    Месопотамская архитектура создала оригинальные храмовые ступенчатые башни-зиккураты, воспоминания о которых сохранили библейские легенды. Население Месопотамии жило по лунному календарю, который имел свои отличия у каждого города-государства. После возвышения Вавилона вся страна перешла на календарь города Ниппура.

    Основы научной мысли древности также были заложены в Месопотамии. Источником развития науки являлась хозяйственная практика царских и храмовых хозяйств. Значительны достижения Месопотамской цивилизации в области медицины. Символ месопотамской медицины змей (бог Нингишзида), обвивающий жезл, - сохранился в качестве эмблемы медицины и в наше время.

    У Месопотамской цивилизации не было непосредственных преемников, хотя ее достижениями и ученостью воспользовались многие цивилизации мира.

    Цивилизация Междуречья

    Древнее Двуречье. Культура цивилизаций между Тигром и Евфратом. Географические особенности региона. Пестрота этнического состава населения долины.

    В долине рек Тигра и Евфрата на рубеже V и IV тыс. до н.э. зародилась древнейшая цивилизация шумеров. Города, расположенные в низовьях рек, были мало зависимы друг от друга, поэтому шумерам так и не удалось объединиться в единое государство, но на основе однотипной культуры городов - государств (Ур, Урк, Умм, Лагаш, Сиппар, Ниппур) возникло единое культурное пространство.

    Истоки Месопотамской цивилизации.

    Экономика Месопотамии определялась природными условиями региона. Плодородные почвы долины давали богатые урожаи. Юг специализировался на разведении финиковой пальмы. Обширные пастбища близлежащих гор позволяли содержать большие стада овец и коз. С другой стороны, страна ощущала нехватку камня, металла, дерева, сырья для изготовления красящих веществ и других жизненно необходимых материалов. Избыток одних товаров и недостаток других привел к развитию торговых связей.


    Месопотамия - страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

    Первые сведения европейцев о Месопотамии восходят к таким классическим авторам древности, как историк Геродот (5 в. до н.э.) и географ Страбон (рубеж н.э.). Позднее Библия способствовала интересу к местонахождению райского сада, к Вавилонской башне и самым знаменитым городам Месопотамии.

    Шумерская цивилизация. Урукская культура. Изобретение письменности. Клинопись. Глиняные книги. Формирование многоступенчатого храма – зиккурата. Образование городов - государств.

    Во второй половине 4-го тыс. до н.э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города - государства, которые к 3-му тыс. до н.э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города Шумера. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла.

    Каждый город чтил своих богов. Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города - государства. В шумере окончательно утвердились и основные черты храмового зодчества.

    В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу - подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н.э. были, так называемые, "Белый храм" и "Красное здание" в Уруке. Даже по сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания.

    В 3-м тыс. до н.э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные разработанные типы зодчества. Города, беспрерывно воюющие друг с другом, ограждали себя оборонительными сооружениями. До сих пор видны остатки этих мощных и суровых крепостных стен с башнями и укрепленными воротами. Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы.

    На протяжении многих веков постепенно сложились и разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах каменных стел были запечатлены их деяния и победы. При проведении параллели с развитием скульптуры Египта, несомненно, можно увидеть сочетание наивности приемов с уверенным мастерством, грубоватости с утонченностью.

    Шумерское общество и более поздние общества Месопотамии считали себя подобием самоуправляемого сообщества богов, власть не могла носить характер абсолютизма. Царские решения должны были одобряться коллективными органами, собранием старейшин и воинов. Кроме того, смертный правитель был слугой богов и отвечал за отправление их законов.

    Первые значительные свидетельства проникновения достижений культуры Месопотамии в другие районы относятся к III тыс. до н.э., ко времени возникновения аккадской империи.

    Аккакдский этап Шумерской цивилизации. Первые деспотии Двуречья. Деспотическая монархия Саргона Древнего. Усиление централизации при III династии Ура.

    Достижения Шумерской цивилизации. Религия Шумера. Представления о смерти и загробном мире. Идея обожествления царей. Мифы о золотом веке и потопе. Эпос о Гильгамеше. Систематизация научных знаний: календарь, математика, астрономия, медицина, география, начала филологии.Библиотеки. Архивы. Эдуба школа подготовки писцов.

    Вавилонская цивилизация эпохи Хаммурапи. Возвышение Вавилона.

    Хаммурапи (правил в 1848-1806 до н.э., в соответствии с одной из систем хронологии), самый знаменитый из царей 1 Вавилонской династии. Кроме знаменитого свода законов, сохранилось множество частных и официальных писем, а также деловых и юридических документов. Надписи содержат сведения о политических событиях и военных действиях. Из них мы узнаем, что на седьмом году правления Хаммурапи отобрал Урук и Иссин у Рим-Сина, своего главного соперника и правителя мощного города Ларса. Между одиннадцатым и тринадцатым годами правления власть Хаммурапи окончательно укрепилась. В дальнейшем он совершал завоевательные походы на восток, запад, север и юг и разбил всех противников. В результате к сороковому году правления он возглавлял империю, простиравшуюся от Персидского залива до верховьев Евфрата.

    Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

    Географическое положение. «Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией.

    Большая часть вытянутой долины, особенно вся Нижняя Месопотамия, в течение длительного времени покрывалась отложениями, приносимыми обеими реками с Армянского нагорья. С течением времени плодородные аллювиальные почвы стали привлекать население других регионов. С давних времен землепашцы научились компенсировать скудные осадки созданием ирригационных сооружений. Отсутствие камня и дерева дали толчок развитию торговли с землями, богатыми этими природными ресурсами. Тигр и Евфрат оказались удобными водными путями, связывавшими район Персидского залива с Анатолией и Средиземноморьем. Географическое положение и природные условия позволили долине стать центром притяжения народов и районом развития торговли. См. также ИРАК.

    Археологические памятники. Первые сведения европейцев о Месопотамии восходят к таким классическим авторам древности, как историк Геродот (5 в. до н.э.) и географ Страбон (рубеж н.э.). Позднее Библия способствовала интересу к местонахождению райского сада, к Вавилонской башне и самым знаменитым городам Месопотамии. В средние века появились записки о путешествии Беньямина Тудельского (12 в.), содержащие описание местонахождения древней Ниневии на берегу Тигра напротив процветавшего в те времена Мосула. В 17 в. предпринимаются первые попытки скопировать таблички с текстами (как позднее выяснилось, из Ура и Вавилона), написанными клинообразными знаками, которые впоследствии получили название клинописи. Но систематические широкомасштабные исследования с тщательными измерениями и описаниями сохранившихся фрагментов памятников приходятся на начало 19 в.; в частности, такие работы были предприняты английским путешественником и политиком Клодисом Джеймсом Ричем. Вскоре визуальное обследование поверхности памятников уступило место раскопкам городов.

    Во время раскопок, проведенных в середине 19 в. неподалеку от Мосула, были обнаружены изумительные ассирийские памятники. Французская экспедиция под руководством Поля Эмиля Ботта после неудачных раскопок в 1842 на холме Куюнджик (часть древней Ниневии) в 1843 продолжала работы в Хорсабаде (древний Дур-Шаррукин), величественной, но недолговечной столице Ассирии при Саргоне II. Большие успехи были достигнуты британской экспедицией под руководством сэра Остина Генри Лейарда, раскапывавшей с 1845 две другие ассирийские столицы – Ниневию и Калаха (современный Нимруд).

    Раскопки вызвали рост интереса к археологии Месопотамии и, что особенно важно, привели к окончательной расшифровке аккадской (вавилонской и ассирийской) клинописи. Начало было положено в 1802 немецким ученым Георгом Фридрихом Гротефендом, пытавшимся прочесть древнеиранский текст на трехъязычной надписи из Ирана. Это было алфавитное клинописное письмо с относительно небольшим числом знаков, а язык был диалектом хорошо известного древнеперсидского языка. Вторая колонка текста была написана на эламском языке слоговым письмом, содержавшим 111 знаков. Система письма в третьей колонке, была еще более трудной для понимания, поскольку содержала несколько сотен знаков, обозначавших как слоги, так и слова. Язык совпадал с языком надписей, обнаруженных в Месопотамии, т.е. с ассиро-вавилонским (аккадским). Многочисленные трудности, возникавшие при попытках прочесть эти надписи, не остановили британского дипломата сэра Генри Роулинсона, пытавшегося расшифровать знаки. Находки новых надписей в Дур-Шаррукине, Ниневии и других местах обеспечили успех его исследований. В 1857 четыре ассириолога, собравшиеся в Лондоне (среди них был и Роулинсон), получили копии недавно найденного аккадского текста. Когда сравнили их переводы, оказалось, что они совпадали во всех основных позициях.

    Первый успех в расшифровке аккадской системы письма – самой распространенной, просуществовавшей многие века и сложной из всех клинописных систем, – вызвал к жизни предположение, что эти тексты могут удостоверить правдивость библейских текстов. Из-за этого сильно возрос интерес к табличкам. Главной целью стало не обнаружение вещей, художественных или письменных памятников, а восстановление облика ушедших цивилизаций во всех их связях и деталях. Многое в этом отношении сделано немецкой археологической школой, главными достижениями которой были раскопки под руководством Роберта Кольдевея в Вавилоне (1899–1917) и Вальтера Андре в Ашшуре (1903–1914). Тем временем французы вели аналогичные работы на юге, в первую очередь в Телло (древний Лагаш), в сердце древнего Шумера, а американцы – в Ниппуре.

    В 20 в., в период между мировыми войнами, было исследовано множество новых памятников. Среди главных открытий этого периода – англо-американские раскопки в Уре, получившие, вероятно, особую известность благодаря находкам в так называемом Царском некрополе, с его невероятно богатыми, хотя зачастую жестокими свидетельствами жизни шумеров в III тыс. до н.э.; немецкие раскопки в Варке (древний Урук, библейский Эрех); начало французских раскопок в Мари на Среднем Евфрате; работы Восточного института Чикагского университета в Телль Асмаре (древняя Эшнунна), а также в Хафадже и Хорсабаде, где почти столетием раньше французы начали раскопки; раскопки Американской школы восточных исследований (Багдад) в Нузи (совместно с Гарвардским университетом), а также в Тепе Гавре (совместно с Пенсильванским университетом). После Второй мировой войны правительство Ирака приступило к самостоятельным раскопкам, в основном на юге страны.
    Этнические группы. Месопотамия с глубокой древности должна была привлекать как временных, так и постоянных поселенцев – с гор на северо-востоке и севере, из степей на западе и юге, с моря на юго-востоке.

    До появления письменности ок. 3000 до н.э. об этнической карте района судить трудно, хотя археология дает многочисленные свидетельства того, что вся Месопотамия, включая аллювиальную долину юга, была заселена задолго до того, как возникла письменность. Свидетельства о более ранних культурных этапах являются отрывочными, а и их доказательность по мере погружения в древность становится все более сомнительной. Археологические находки не позволяют определить их принадлежность той или иной этнической группе. Костные останки, скульптурные или живописные изображения не могут служить надежными источниками идентификации населения Месопотамии в дописьменную эпоху.

    Мы знаем, что в историческое время вся Месопотамия была заселена народами, говорившими на языках семитской семьи. На этих языках говорили аккадцы в III тыс. до н.э., наследовавшие им вавилоняне (две группы, обитавшие первоначально в Нижней Месопотамии), а также ассирийцы Центральной Месопотамии. Все эти три народа объединяются по лингвистическому принципу (который оказался наиболее приемлемым) под названием «аккадцы». Аккадский элемент играл важную роль на протяжении всей долгой истории Месопотамии.

    Другим семитским народом, оставившим заметный след в этой стране, были амориты, которые стали постепенно проникать в Месопотамию в начале III тыс. до н.э. Вскоре они создали несколько сильных династий, среди них – I Вавилонская, наиболее знаменитым правителем которой был Хаммурапи. В конце II тыс. до н.э. появился другой семитский народ, арамеи, которые в течение пяти веков представляли постоянную угрозу для западных границ Ассирии. Одна из ветвей арамеев, халдеи, стали играть столь важную роль на юге, что Халдея стала синонимом поздней Вавилонии. В конце концов арамейский язык в качестве общеупотребительного распространился по всему древнему Ближнему Востоку, от Персии и Анатолии до Сирии, Палестины и даже Египта. Именно арамейский стал языком администрации и торговли.

    Арамеи, подобно аморитам, пришли в Месопотамию через Сирию, происходили же они, по всей вероятности, из Северной Аравии. Возможно также, что этот путь прежде использовали аккадцы, первый из известных народов Месопотамии. Среди автохтонного населения долины семитов не было, что установлено для Нижней Месопотамии, где предшественниками аккадцев были шумеры. За пределами Шумера, в Центральной Месопотамии и далее к северу, обнаружены следы других этнических групп.

    Шумеры представляют во многих отношениях один из самых значительных и одновременно таинственных народов в истории человечества. Они заложили фундамент цивилизации Месопотамии. Шумеры оставили важнейший след в культуре Междуречья – в религии и литературе, законодательстве и управлении, науке и технике. Именно шумерам мир обязан изобретением письменности. К концу III тыс. до н.э. шумеры потеряли свое этническое и политическое значение.

    Среди наиболее известных народов, игравших важную роль в древней истории Месопотамии, самыми древними и в то же время постоянными соседями шумеров были эламитяне. Они обитали на юго-западе Ирана, главным их городом были Сузы. Со времен ранних шумеров и до падения Ассирии эламитяне занимали видное политическое и экономическое место в месопотамской истории. На их языке написана средняя колонка трехъязычной надписи из Персии. Однако маловероятно, что они смогли проникнуть далеко в Междуречье, поскольку признаки их обитания не обнаружены даже в Центральной Месопотамии.

    Касситы – следующая важная этническая группа, выходцы из Ирана, основатели династии, сменившей I Вавилонскую. Они обитали на юге до последней четверти II тыс. до н.э., но в текстах III тыс. до н.э. не упоминаются. Классические авторы упоминают их под именем коссеев, в то время они уже проживали в Иране, откуда когда-то, по-видимому, пришли в Вавилонию. Сохранившиеся следы касситского языка слишком скудны для того, чтобы его можно было отнести к какой-либо языковой семье.

    Важную роль в межрегиональных отношениях сыграли хурриты. Упоминания об их появлении на севере Центральной Месопотамии относятся к концу III тыс. до н.э. К середине II тыс. до н.э. они густо заселили район современного Киркука (здесь сведения о них обнаружены в городах Аррапха и Нузи), долину Среднего Евфрата и восточную часть Анатолии; хурритские колонии возникали в Сирии и Палестине. Первоначально эта этническая группа, вероятно, обитала в районе озера Ван рядом с доиндоевропейским населением Армении, родственными хурритам урартами. Из центральной части Верхней Месопотамии хурриты в глубокой древности легко могли проникнуть в соседние области долины. Возможно, хурриты – главный, и не исключено, что и первоначальный этнический элемент досемитской Ассирии.

    Далее к западу проживали различные анатолийские этносы; некоторые из них, такие как хатты, вероятно, были автохтонным населением, другие, в частности лувийцы и хетты, представляли собой остатки миграционной волны индоевропейцев. См. также АККАДСКИЙ ЯЗЫК; АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК; ШУМЕРЫ.

    Доисторические культуры. Наиболее важная особенность сведений о доисторической Месопотамии и окружающих ее землях заключается в том, что они основываются на непрерывной последовательности свидетельств, которые, слой за слоем, приводят к началу письменной истории. Месопотамия демонстрирует не только то, как и почему возникает собственно исторический период, но и то, что происходило в переломный предшествующий период. Человек обнаружил прямую связь между посевом и жатвой ок. 12 тыс. лет назад. На смену периоду охоты и собирательства пришло регулярное производство продуктов питания. На смену временным поселениям, особенно в плодородных долинах, пришли долговременные поселения, в которых их обитатели жили поколениями. Такие поселения, которые можно раскапывать слой за слоем, позволяют реконструировать динамику развития в доисторическое время и шаг за шагом проследить прогресс в области материальной культуры.

    Ближний Восток усеян следами раннеземледельческих поселений. Одна из древнейших деревень обнаружена в предгорьях Курдистана. Поселение Джармо к востоку от Киркука – пример применения методов примитивного земледелия. Следующий этап представлен в Хассуне близ Мосула архитектурными сооружениями и глиняной посудой.

    На смену хассунанскому этапу пришел быстро развившийся халафский, получивший название от поселения на Кабуре, одном из крупнейших притоков Евфрата. Искусство производства глиняной посуды достигло высокого уровня развития по разнообразию форм, качеству обжига сосудов, тщательности отделки и изощренности многоцветного орнамента. Техника строительства также сделала шаг вперед. Из глины и камня изготавливали фигурки людей и животных. Люди носили не только бусы и подвески, но и печати-штампы. Халафская культура представляет особый интерес в связи с обширностью территории, на которой она была распространена, – от озера Ван и севера Сирии до центральной части Месопотамии, окрестностей современного Киркука.

    К концу халафского этапа, вероятно с востока появились носители другой культуры, которая с течением времени распространилась по западной части Азии от глубинных районов Ирана до средиземноморского побережья. Эта культура – обейдская (убейдская), получила свое название по небольшому холму в Нижней Месопотамии близ древнего города Ура. В этот период происходят существенные изменения во многих областях, особенно в архитектуре, о чем свидетельствуют постройки в Эриду на юге Месопотамии и в Тепе Гавре на севере. С этого времени юг стал центром развития металлургии, возникновения и развития цилиндрических печатей, возникновения рынков и создания письменности. Все это были провозвестники начала новой исторической эпохи.

    Традиционный словарь исторической Месопотамии в части географических названий и культурных терминов сложился на основе различных языков. Многие топонимы дожили до нашего времени. Среди них – названия Тигра и Евфрата и большинства древних городов. Слова «плотник» и «стул», употреблявшиеся в шумерском и аккадском языках, по сей день функционируют в семитских языках. Названия некоторых растений – кассия, тмин, крокус, иссоп, мирт, нард, шафран и других – восходят к доисторическому этапу и демонстрируют поразительную преемственность культуры.

    Исторический период. Возможно, самым знаменательным в истории Месопотамии является то, что ее начало совпадает с началом мировой истории. Первые письменные документы принадлежат шумерам. Из этого следует, что история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами.

    Однако письменность не стала единственным определяющим фактором начала новой эпохи. Важнейшим достижением было развитие металлургии до того уровня, когда общество для продолжения своего существования должно было создавать новые технологии. Залежи медных руд находились далеко, поэтому потребность в получении этого ставшего жизненно необходимым металла привела к расширению географических горизонтов и изменению самого темпа жизни.

    Историческая Месопотамия существовала почти двадцать пять столетий, от возникновения письменности до завоевания Вавилонии персами. Но и после этого чужеземное господство не смогло уничтожить культурную независимость страны.
    Эпоха преобладания шумеров. В течение первых трех четвертей III тыс. до н.э. ведущее место в истории Месопотамии занимал Юг. В самой молодой в геологическом отношении части долины, на побережье Персидского залива и в примыкающих районах доминировали шумеры, а выше по течению, в позднейшем Аккаде, преобладали семиты, хотя здесь находят следы и более ранних поселенцев. Главными городами Шумера были Эриду, Ур, Урук, Лагаш, Умма и Ниппур. Центром Аккада стал город Киш. Борьба за господство приобрела форму соперничества между Кишем и другими шумерскими городами. Решающая победа Урука над Кишем, подвиг, приписываемый полулегендарному правителю Гильгамешу, знаменует становление шумеров как главной политической силы и решающего культурного фактора в регионе.

    Позже центр власти перемещался в Ур, Лагаш и другие места. В этот период, называемый Раннединастическим, сформировались основные элементы цивилизации Месопотамии.

    Династия Аккада. Хотя прежде Киш подчинился экспансии шумерской культуры, его политическое сопротивление положило конец преобладанию в стране шумеров. Этническое ядро противодействия составили местные семиты под предводительством Саргона (ок. 2300 до н.э.), тронное имя которого, Шаррукин, по-аккадски означало «законный царь». Чтобы порвать с прошлым, Саргон перенес свою столицу из Киша в Аккад. Вся страна с тех пор стала именоваться Аккадом, а язык победителей получил название аккадского; он продолжал существовать в форме вавилонского и ассирийского диалектов как государственный на протяжении всей дальнейшей истории Месопотамии.

    Упрочив свою власть над Шумером и Аккадом, новые правители обратились к соседним регионам. Были подчинены Элам, Ашшур, Ниневия и даже области в соседней Сирии и Восточной Анатолии. Старая система конфедерации самостоятельных государств уступила место империи, имевшей систему центральной власти. С армиями Саргона и его знаменитого внука Нарам-Суэна распространялись клинопись, аккадский язык и другие элементы шумеро-аккадской цивилизации.

    Роль аморитов. Аккадская империя прекратила существование к концу III тыс. до н.э., став жертвой безудержной экспансии и вторжений варваров с севера и запада. Примерно через столетие вакуум был заполнен, и при Гудеа Лагашском и правителях III династии Ура наступила эпоха возрождения. Но попытка восстановления былого величия Шумера была обречена на неудачу. Тем временем на горизонте появились новые группы, которые вскоре смешались с местным населением, чтобы создать на месте Шумера и Аккада Вавилонию, а на севере – новое государственное образование, Ассирию. Эти широко распространившиеся пришельцы известны под именем аморитов.

    Где бы ни поселялись амориты, они становились преданными последователями и защитниками местных традиций. После того, как эламитяне положили конец III династии Ура (20 в. до н.э.), амориты постепенно стали набирать силу в государствах Исcина, Ларса, Эшнунна. Они смогли основать собственную династию в центральной части Аккада со столицей в прежде малоизвестном городе Вавилоне. Эта столица стала культурным центром региона на все время существования месопотамской цивилизации. Первая династия Вавилона, определяемая с достаточными основаниями как Аморитская, правила ровно триста лет, с 19 по 16 вв. до н.э. Шестым царем был знаменитый Хаммурапи, постепенно завоевавший контроль над всей территорией Месопотамии. См. также ВАВИЛОН И АССИРИЯ.

    Вторжение чужеземцев. Аморитская династия потеряла власть над Вавилонией, которую она удерживала в течение длительного времени, после того как столица около середины II тыс. до н.э. была разграблена хеттским царем Мурсилисом I. Это послужило сигналом для других захватчиков, касситов. В это время Ассирия подпала под власть Митанни, государства, основанного арийцами, но населенного в основном хурритами. Вторжения чужеземцев были следствием обширных этнических перемещений, возникших в Анатолии, Сирии и Палестине. Месопотамия пострадала от них в наименьшей степени. Касситы сохраняли власть в течение нескольких столетий, но вскоре восприняли вавилонский язык и традиции. Возрождение Ассирии было еще более стремительным и полным. С 14 в. до н.э. Ассирия переживала спад. Уже давно Ашшур чувствовал в себе силы вступить в соперничество с Вавилоном. Ярчайшим событием в драматическом правлении ассирийского царя Тукульти-Нинурты I (конец 13 в. до н.э.) стало завоевание им южной столицы.

    Это означало начало жестокой и долгой борьбы между двумя мощными государствами Месопотамии. Вавилония не могла соперничать с Ассирией в военной области, но чувствовала свое культурное превосходство над «северными выскочками». Ассирия, со своей стороны, глубоко возмущалась этими обвинениями в варварстве. Нет сомнений, что исторические и культурные традиции Вавилонии всегда были мощным резервом в борьбе, которую вело это государство. Так, захватив Вавилон, Тукульти-Нинурта незамедлительно принял древний титул царя Шумера и Аккада – через тысячу лет после того, как он был учрежден. В этом был свой расчет – добавить блеска традиционному титулу царя Ассирии.

    Взлет и падение Ассирии. Центр тяжести дальнейшего исторического развития Месопотамии, за исключением последних десятилетий ее самостоятельной истории, находился в Ассирии. Самым первым знаком этого процесса была экспансия, сначала в Иран и Армению, затем в Анатолию, Сирию и Палестину и наконец в Египет. Ассирийская столица переместилась из Ашура в Калах, затем в Дур-Шаррукин (современный Хорсабад), и, наконец, в Ниневию. Среди выдающихся правителей Ассирии – Ашурнацирапал II (ок. 883–859 до н.э.), Тиглапаласар III (ок. 745–727 до н.э.), возможно, самый могущественный из них, и славные сменявшие друг друга правители – Саргон II (ок. 721–705 до н.э.), Синахериб (ок. 704–681 до н.э.), Ассаргадон (ок. 680–669 до н.э.) и Ашшурбанипал (ок. 668–626 до н.э.). На жизнь трех последних царей большое влияние оказала жена Синахериба – Накийя-Закуту, вероятно, одна из самых влиятельных цариц в истории.

    Могучее политическое и военное государство возникло в результате военных походов в отдаленные горные районы Ирана и Армении и в результате борьбы против упорно сопротивлявшихся городов арамеев, финикийцев, израильтян, иудеев, египтян и многих других народов. Все это требовало не только больших военных усилий, но и экономической и политической организации, наконец, способности контролировать постоянно растущее число разнородных подданных. С этой целью ассирийцы практиковали депортацию завоеванного населения. Так, после завоевания израильского города Самарии в 722–721 до н.э. его население было переселено в самые отдаленные провинции Ассирии, а его место заняли люди, также пригнанные из различных областей и не имеющие здесь этнических корней.

    Вавилония долго изнывала под ассирийским игом, не в силах сбросить его, но никогда не теряла надежды на освобождение. В таком же положении находился соседний Элам. В это время мидийцы после долгого периода формирования своего государства покорили Элам и установили власть над Ираном. Они предложили помощь Вавилонии в борьбе с Ассирией, ослабленной постоянными нападениями с севера. Ниневия пала в 612 до н.э., и победители поделили поверженную империю. Северные провинции отошли к мидийцам, южные – к вавилонянам, которых к тому времени стали называли халдеями.

    Халдеи, наследники традиций юга, достигли кратковременного процветания, особенно при Навуходоносоре II (ок. 605–562 до н.э.). Главная же опасность исходила от Египта, видевшего в халдеях, укрепившихся в Сирии и Палестине, постоянную угрозу для своих границ. В ходе соперничества двух мощных империй независимая крошечная Иудея (южное царство евреев) неожиданно приобрела важное стратегическое значение. Исход схватки оказался благоприятным для Навуходоносора, который вторично взял Иерусалим в 587 до н.э.

    Однако царству халдеев не суждена была долгая жизнь. Персидские армии Кира Великого в это время вырвали власть над Ираном у мидийцев, захватили Вавилон в 539 до н.э. и тем самым открыли новую главу мировой истории. Сам Кир остро ощущал неоплатный долг, которым была обязана Месопотамии его страна. Позже, когда на смену эпохе господства персов пришла эпоха эллинизма, Александр Великий, вождь македонских завоевателей, хотел сделать Вавилон столицей своей новой империи.

Похожие публикации