Обзор Rise of the Tomb Raider. Сильная и независимая женщина

Присягнув на верность корпорации , Лара Крофт заставила весь игровой мир опасливо поерзать: как это так, всю жизнь была общественным достоянием, а теперь вдруг стала эксклюзивом. Не стала. Строгая изоляция долго не продлилась, и уже спустя пару месяцев после визита на коробки различной свежести, посетила ПК. Причем не просто посетила, а разжилась по дороге более совершенными технологиями визуальной подачи.

Сибирь мон амур.

Игрок попрощался с перезапущенной Ларой, когда та собиралась наведаться на остров Кроатоан – не иначе, как раскрыть тайну потерянной колонии сэра Уолтера Райли. Не случилось: одна из главных дивчин всея игровой индустрии передумала и решила заняться поисками затерянного города Китеж, популяризированного в широких кругах под псевдонимом «русская Атлантида». По стопам засмеянного научным сообществом отца девушка отправляется в заснеженную Сибирь: себя показать да на волков посмотреть. Где-то в Китеже припрятан источник вечной молодости, за которым кроме протагониста охотятся и антагонисты – набожный Константин и его напарник, фигура которого вроде бы как выставляется авторами за неожиданный сюжетный поворот. Оба негодяя действуют от лица супер-злой конторы Троица.

Второстепенные персонажи, главный бич повествования прошлой , к сожалению, не прибавили и толики харизмы – повально никакие, их имена рискуют вылететь из головы не то, что после прохождения, но даже во время него. Ничего страшного в этом, в принципе, нет: несмотря на тот же неприятный симптом, игра 2013 года оказалась живой и здравствующей. В отличие от характеров персонажей, внешность Лары – вещь куда более переменчивая, и Rise of the Tomb Raider в этом плане решила не отставать от устоявшейся традиции марафета. Никогда еще градус красоты героини не шагал в столь дремучие дебри реалистичности: фирменный раскосый взгляд исчез, объем губ уменьшился, зато заметно округлился овал лица. Лара в новой своей ипостаси – это не нарочито знойная красотка, а совершенно обычная девушка очень даже на любителя. Восприятие сюжета через призму российской локализации рискует быть затуманенным: часть актеров озвучки от скуки едва ли не засыпает у микрофона, а некоторые неудачные дубли команда решила даже не переписывать. И так сойдет.

Лара Крафт. Хорошо, что основная игровая фабула не изменилась – Rise of the Tomb Raider продолжает начатое, заставляя игрока противостоять как врагам, так и природе. Места действий прибавили разнообразия: вместе с неприветливым сибирским холодом протеже то и дело оказывается в геотермальных долинах и прочих заброшенных городах. И это не считая пролога с визитом в Сирию. Конечно, по части разнообразия локаций до Натана новой Ларе еще далековато, но приятная тенденция очевидна. При разработке прошлой части игровое сообщество почему-то выказало недовольство планами компании по скрещению значительной доли сюжета с мистикой. в свою очередь к этому вою (опять же почему-то) прислушалась и выставила инфернальных воинов Они обычными ниндзя. В Rise of the Tomb Raider от столь неуклюжего перекроя сюжета авторы отказались, заселив древние города сверхъестественными воинами, и вместе с тем сделав повествование куда более подходящим жанру археологического приключения.


Зато другой общественный ропот авторы решили не игнорировать. Игроков смутил резкий старт Tomb Raider : робкая зеленая героиня извинялась перед бедным застреленным оленем, а через пять минут выкашивала целые группировки неприятелей. В этом ключе не только начало, но и вся Rise of предстает не столь безудержной. Вместе с расширенными возможностями по улучшению оружия, Лара-крафт должна облазить все мешки и ящики в округе – авось, шестеренка или тряпочка где завалялась. Все добро пойдет в дело прокачки оружия, а за некоторыми ингредиентами придется и поохотиться. Правда, все веточки и перышки, ровно как и местный торговец оружием, могут раскрыть свой потенциал лишь на высоких уровнях сложности – на предустановленной средней польза во всех апгрейдах, как и интеллектуальные подвиги врагов, достаточно сомнительны. Зато сдвинулась с мертвой точки значимость расследования гробниц. Мало того, что успешное расхищение усыпальниц дарует новую пассивную способность, так еще и дизайн внутренних убранств стал во всех отношениях лучше: как по части визуальной подачи, так и по качеству головоломок. Каждая пещера уникальна и предложит вполне сносный повод пошевелить извилинами, предлагая не сложные, но и не очевидные задачи с использованием физики и последовательной логики. Специально для самых тупых игроков героиня любит поразговаривать сама с собой, в праздных монологах порой выкладывая на тарелочке готовые решения.


Как ни хотели авторы навязать миру пресловутый онлайн, ничегошеньки из этого намерения не вышло: Tomb Raider так и осталась сугубо сольной игрой. Посему и ресурсы студия решила попросту не разбазаривать, сконцентрировавшись на качестве сюжетной кампании. Как результат – заметно раздавшийся в размерах проект, близкий к техническому совершенству. Спасибо Xbox One, работающей на той же небезызвестной операционной системе, что и большинство ПК – у Crystal Dynamics было достаточно времени, чтобы как следует отполировать все механизмы. Владельцы средних машин встретятся с прекрасной детализацией и оптимизацией, а хозяева топовых монстров во всей красе насладятся прелестями прогресса вроде анизотропной фильтрации, тесселяции и HBAO+. Технология TressFX, которая достаточно криво дебютировала на голове прошлой Лары, в новых приключениях доведена до ума – пусть волосы еще и позволяют себе легкие фривольности, выглядят по игровым меркам как никогда убедительно.

Больше игра – меньше динамики. В здоровом теле – здоровый дух. Команда разработчиков весьма трепетно подошла к передаче игровой атмосферы. Местный сбор археологического мусора в кой-то веки приковывает внимание: осматривая реликвии, иной раз Лара позволяет себе вполне исторические замечания, но еще больше впечатляет отношение авторов к наследию Союза. Найденное в заброшенной заснеженной тюрьме семейное фото далеко ушло от клюквенных плантаций, с которых обычно ведется повествование о Советах. Читая исторические заметки, героиня повышает свои языковые навыки, что позволяет ей искать схроны древних монет. Опять же, значимость оных на среднем уровне сложности стремится к нулю.


Пусть Rise of the Tomb Raider не развивает серию, она успешно справляется с ее продолжением. До конца не определившись с градусом экшена, Лара то неистовствует в роли Рэмбо, то совсем буксует, долгое время не видя ни единой живой души. Динамичных сцен заметно поубавилось, да и сама постановка стала достаточно сбивчивой – только бежала героиня, раздавая хэдшоты, а тут садится посреди боя у костра и давай приклады мастерить. Тем не менее, Tomb Raider в новом своем проявлении – пусть не идеальная, но весьма достойная игра, которая, несмотря на лютый Сибирский холод, умудряется тепло относиться к наследию СССР.

Вопреки своим ожиданиям получила должный, для издателей, финансовый выхлоп только с выходом на консоли теперь уже текущего поколения.

Сюжетная составляющая с драматическими эпизодами про первое убийство Ларой, сквозь реки слез, мамы Бэмби, и последующее безжалостное истребление населения небольшой страны на маленьком острове посреди великого ничего, считалась как минимум спорной. Однако злоключения вечно куда-то падающей госпожи Крофт, украшенной стонами Камиллы Ладдингтон (Camilla Luddington ), получили достаточно высокие оценки от публики и критиков. Все это обрекло игру на создание сиквела. Релиз которого недавно и случился, правда только на консолях от Microsoft .

Жизнь вне кухни

Спустя год после событий на острове Яматай, героиня успела побывать у психолога, подлечив свои нервишки и в очередной раз пережить пластическую операцию по смене лица.

Покой мисс Крофт лишь только снится. С одной стороны за ней охотится преступный орден «Троицы», а с другой — вездесущая пресса признает труды лорда Крофта (отца Лары), а в последствии и ее самой — настоящим бредом. Не успев толком отойти от неудачного кораблекрушения и последующих приключений, героиня загореться новой безумной идеей — очистить свое доброе имя.

Но путь этот долог и тернист, а также полон всяческих падений, перестрелок и решения головоломок, с перерывами на помощь в спасении какому-то мутному племени от секты культистов и нелогичных путешествий через пол планеты. И если вас это начнет чем-то смущать, то не забывайте, что отец Лары был прав всегда и во всем, но по каким-то причинам не смог закончить то, что начал. Об этом нам неоднократно будет напоминать сама Лара. Таким изящным образом была решена проблема с необходимостью объяснять что-либо.

А вот этот чувак в прошлой игре отчаянно пытался умереть. И вот он поперся в горы. Ничему его жизнь не учит

Да, из всех проблем перезапуска в сиквеле осталась и самая главная — сценарная. Увы и ах, сюжетом по прежнему занимается Рианна Пратчетт (Rhianna Pratchet ). Так что на крепкую приключенческую историю в духе Uncharted или Индианы Джонса, рассчитывать не приходится. Здесь все по-прежнему заварено на серьезных щах, которые не блещут не то что оригинальностью — порой здравым смыслом похвастаться не в состоянии. Даже неведомая антинаучная ересь выдалась не столь крутой, как в прошлый раз. Создается впечатление, что сами девелоперы в конец запутались в своих собственных колготках, и вообще не в курсе как должна выглядеть игра: веселым приключением, или серьезной драмой.

Так что не стоит удивляться тому, что вначале игры мисс Крофт ежится от холода, из последних сил старается собрать хворост дабы уберечься от метели, а спустя пару часов в ней просыпаются те самые гены Росомахи из прошлой части. И вот она уже без особых проблем разгуливает в одной майке, ныряет в ледяную воду, где спокойно плавает, а затем выныривает и вырезает половину небольшого городка.

Есть женщина в русском селении...

Стоит заметить, что обещанные игрокам две локации оказались лишь очередной уловкой маркетологов. Жаркая, пустынная Сирия по хронометражу наберет от силы полчаса. Все остальное время леди Крофт проведет в каких-то советских развалинах где-то в сибирской глубине, где нам и предстоит искать источник вечной жизни, на поиски которого ее отец положил всю жизнь. Да, локации очень живописны и со временем меняются, а порой в нас кидают флэшбэки, повествующие как Лара докатилась до жизни такой, но это не отменяет вышесказанного.

Поначалу все вокруг взрывается, ломается и всячески пытается убить главную героиню, правда безуспешно. Все по канонам приключенческих боевиков с Харрисоном Фордом (Harrison Ford ). Но затем атмосфера, в очередной раз бережно создаваемая разработчиками до релиза, рано или поздно улетучивается, превращая все действо в цирк с конями и фейерверком.

Лара, будучи верной себе, все также проверяет на прочность своим хребтом всевозможные стены, потолки, несколько сантиметровые льдины. При этом, понадеявшись на неразрушимый, по всей видимости адаматиевый скелет, а также общую несгибаемость и сумасшедшую регенерацию, мисс Крофт огненным шквалом проносится по полям разнообразных сражений, при этом тщательно размазывая человечность по полю брани.

Несчастные захватчики стервенело бросаются на расхитительницу, а она в ответ, не дрогнув сшибает им бошки ледорубом. Осознав свою недееспособность, злодеи стараются выбраться из того пекла, в которое они попали, но безрезультатно. Именно так дела обстоят на самом деле, и все это не то чтобы соответствует тему, что нам обещали разработчики. Но грех жаловаться, в конце концов сделано все ярко, красочно и динамично. Плюс ко всему все непотребство приправлено великолепной постановкой боев, где каждый сочный момент камера грамотно покажет с лучшего ракурса.

Немаленькие по размеру локации, в лучших традициях Ubisoft , плотно испещрены всевозможными сундуками, грибами, ягодами и прочими растениями. Из которых мы соответственно получаем детали, ингредиенты для ядовитых стрел. Помимо всего прочего на тропах часто виднеются ящики с патронами, так что боеприпасов всегда в избытке. То же самое обстоит и с аптечками: тряпок и подорожников для их создания разбросали с излишком. Впрочем, этот недуг лечится уровнем сложности на ступеньку выше. Тогда, к слову, пропадает и регенерация. И, на удивление, практически все механики, которыми так сильно хвастались разработчики, начинают работать. Но не сильно долго.

Корейские традиции про прокачку и раздевание персонажа почему-то все больше и больше переходят в западные игры

Спустя некоторое время героиня научится выпускать во врагов по две стрелы одновременно, а затем и три. Что превращает лук в самое грозное и имбалансное оружие во всем мире. Которое позволяет не выходя из скрытного режима выкашивать все живое с удвоенной силой.

С животными дела обстоят лучшим образом. За прошедшие два с половиной года они перестали быть бегающими банками с опытом. Теперь за искоренение очередного волка или медведя мы получаем их шкуры, которые можно применять для апгрейда снаряжения.

Весь менеджмент и процедура крафта у костра из предшественника переселилась в Rise of the Tomb Raider . Новенькие автоматы Калашникова и блочные луки, спокойно себе можно сварить в котле из собранного металлолома. Там же можно сменить одежду, прокачать себя и переместится от одного костра к другому.

По пути к заветной цели часто будут встречаться местные поселенцы, которые за скромную оплату в виде какого-то улучшения или обвеса попросят вас выполнить для них несложное задание. Задумка, конечно, хорошая, но просьбы уж слишком однотипны в виде «Пойди убей вон тех волков в пещере». Но никто не заставляет вас из выполнять. Хотя полученные улучшения не раз пригодятся в различных пещерах и гробницах.

Кстати о которых, на сей раз их имеется около дюжины. Все они, пускай, и выглядят в высшей степени великолепно, однако в системных требованиях для решения головоломок наличие извилин не указано. Все предельно просто и понятно. За правильное решение оных нам выдают очередные плюшки для прокачки. Помимо загадок в захоронениях и прочих пещерах с древними строениями часто будут встречаться колонны с непонятными письменами, которые предстоит расшифровать довольно странным образом. Для этого Ларе нужно всего-навсего поискать еще такие же надписи, после чего у леди Крофт внезапно просыпается скилл полиглота сотого уровня, и она без труда понимает что там было нацарапано.

Лара настолько отважна, что вот в таком виде спокойно может нырнуть в ледяную воду и проплыть метров 50

Не менее великолепно выглядит не только художественная, но и технологическая составляющая, причем независимо от платформы. Технологию тесселированых волос от AMD заметно подтянули, а внедренная из большого кино технология захвата лицевой анимации может посоперничать с кем угодно. Равно как впечатляет реализация правильно мнущегося под весом персонажа снега.

Crystal Dynamics соорудили стильный боевик, претендующий на важность всепланетного масштаба. Что при таком хилом сценарии и конечной неопределенности пошло только во вред. Вот так всегда, хотели сделать игру про становление легенды из не до конца окрепшего ума, а в итоге получается рассказ про юного Джека-потрошителя в юбке и с ледорубом. Но это нисколько не преуменьшает геймплейную сторону Rise of the Tomb Raider . Пускай Лара Крофт не далеко отошла от своего идейного прародителя в лице Uncharted и здесь имеются некоторые шероховатости, но как боевик — игра хороша. И если бы не горстка вышеперечисленных проблем, было бы вообще изумительно. Любители приключенческого жанра смело могут отправляться бороздить просторы Сибири, отчаянно пытаясь вытащить из «Красной книги»: рысь, медведей, волков и прочую живность, и постепенно переносить их в «черную».

началась ещё в девяностых и не очень хорошо. Квадратные сиськи Лары Крофт, с не менее парными и квадратными пистолетами, которые так радовали множество моих друзей, самого меня не впечатлили совершенно - даже когда друг включил nude-mode, я отреагировал в стиле «зачем вообще? У тебя вон на полке десяток VHS с познавательными фильмами». Время шло, Лара Крофт менялась, улучшалась графика и управление становилось более дружелюбным. Честно пробуя проникнуться головоломками и пострелушками от третьего лица, я пробовал играть в каждую новую часть, и более-менее успешно это получилось с появлением Tomb Raider Legend на PlayStation 2. С этой игры мой лёд по отношению к юной расхитительнице гробниц стал немного потрескивать. А совсем он растаял с выходом перезапуска Tomb Raider в 2013 году.


Тогда, будучи уже поклонником серии Uncharted и всем сердцем полюбив игры данного жанра, я был очень доволен тем, насколько новая Лара Крофт от Crystal Dynamics пытается успешно подражать произведению Naughty Dog. Да, в плане сценария она всё ещё не ловила звёзд с неба, хотя придуманной истории, вкупе с замечательными внутриигровыми дневниками, было достаточно для подогревания интереса. Но игровой процесс был отточен и предлагал игрокам то, что требуется от игры приключенческого жанра: крутой сеттинг, занимательные головоломки, постепенное открытие дополнительных навыков и удачно расположенные зоны схваток. Тогда Crystal Dynamics показали, что умеют брать лучшее из игр-конкурентов и реализовывать идеи по-своему. А актриса озвучки Камилла Ладдингтон доказала, что умеет вводить в экстаз своим приятным голосом и замечательным британским акцентом.

С выходом Rise of the Tomb Raider в прошлом году на Xbox One, владельцы данной консоли вновь смогли убедиться, что разработчики свой пыл не только не растеряли, но и прибавили в креативности, уверенно развивая идеи, заложенные в перезапуске Tomb Raider 2013 года, позднее вышедшем на консолях текущего поколения как Definitive Edition . Сегодня же самое время рассмотреть прибытие новой Лары Крофт на консоль PlayStation 4, которое состоялось на прошлой неделе, спустя год после основного релиза и со всеми дополнениями на борту. Что ещё добавляет повод для появления данного обзора!

Сразу признаюсь, что после установки Rise of the Tomb Raider на мою PlayStation 4, я фактически забросил все остальные игры и полностью погрузился в Сибирскую глушь. На данный момент, игра пройдена у меня на 95%, не считая отдельно завершённых сюжетных дополнений по 100% каждое, и ещё не завершённые дополнения типа «Выносливость». Чего я ожидал от игры моего коллеги Илии «OldGamer» Сванидзе, и что я в итоге получил? - Вот на этот вопрос я отвечу в сегодняшнем обзоре и расскажу вам, почему сибирское путешествие Лары Крофт достойно вашего внимания. Без особых сравнений с Uncharted.


В основу новой игры легла древняя русская легенда о граде Китеже, что существовал и якобы ушёл в воды озера Светлояр во время нашествия монгольского хана Батыя. Тогда в нём скрылся князь Юрий Долгорукий, а люди, обитавшие в городе, поняли свою физическую беспомощность перед надвигающейся ордой и отправились в храмы, чтобы направить свои молитвы к Господу. В результате, согласно летописям, в город ударила молния и он, став невидимым, погрузился в воды озера. Этой легенде уже порядка семи сотен лет, но всплывать наружу она начала не так чтобы давно, где-то в середине XIX века. Легенда «Русской Атлантиды» сама по себе любопытна не менее, чем любая другая подобная история, коих множество, поэтому павший на неё выбор разработчиков более чем понятен. И обыграли они эту легенду очень хорошо. Что, впрочем, не спасло сценарий от множества странных ляпов, которых здесь даже больше, чем в перезапуске 2013 года.


Проблема здешнего сценария не в выбранной для него легенде, а в подаче тех сегментов, что развиваются несколько за пределами исторических спекуляций. Одержимость отца Лары поиском источника бессмертия, жажду самой девушки отыскать гробницу Пророка и достичь таки Китежа, чтобы доказать всему миру, что её дорогой отец не идиот и посмешище - это всё понятные и адекватные столпы сценария. Но определённо портят его восприятие некоторые диалоговые сегменты с участием Лары и её современников, а также плот-твисты с отдельными персонажами. Я воздержусь от спойлеров, но у Crystal Dynamics всё ещё не получается попасть в грамотное использование твистов и недосказанностей. Очевидность сюжетных поворотов - не всегда порок сценария, но в случае Rise of the Tomb Raider эта очевидность настолько явно выпирает, что начинает раздражать.

Дизайнеры Crystal Dynamics не просто так едят свой хлеб, локации в игре очень красивые. Все до единой!


Если же не углубляться в отдельные диалоги и попытки сценариста «удивить игроков», поверхностно сценарий игры достаточный для того, чтобы удерживать у экрана. Где-то он наивный, где-то очень интересный, а где-то попросту провальный. Но здесь впору признаться: не ради сценария мы играем в игры про Лару Крофт. Или в любые другие приключенческие игры, которые черпают идеи и атмосферу у старика Инди. Мы играем в них как раз ради этих идей, ради атмосферы приключения, ради красот окружения, тайников, артефактов, налёта таинственности и… перестрелок с возможностью стелс-прохождения. Ну а куда же без них?!

И вот здесь, на ниве приключенческого игрового процесса, новому путешествию Лары Крофт - её собственному «крестовому походу» в Сибирь, ведь девушка происходит из рыцарского британского рода - есть что предложить даже самым искушённым поклонникам жанра. Я не просто так неделю почти не вылезал из Ла… кхм, этой игры, право дело.

Обойма вместительная...


По сравнению с предыдущим выпуском в серии, Rise of the Tomb Raider однозначно выросла. Качество и детализация окружения остались примерно на том же отличном уровне, но благодаря дизайну и изменённому месту действий, проект ощущается совсем иначе. Кроме того, здесь было переработано управление и расширен спектр внутриигровых механик - теперь у героини есть в распоряжении несколько типов патронов для разного оружия и стрел для лука, она умеет на ходу крафтить гренки из банок, коктейли Молотова из сибирской водки, мины-ловушки из раций и даже ВОГи! Последнее выглядит максимально забавно, учитывая, что из себя представляет ВОГ - граната для подствольного гранатомёта. Стало шире и разнообразнее дерево прокачки Лары, теперь разделённое на три ветви: сражение, выживание и охота. Стало больше разных диких животных, природа выглядит более живой, а схватки с противниками - насыщеннее.

Что ещё мне очень понравилось - в прошлом Tomb Raider разработчики слишком уж сильно издевались над героиней, из-за чего девушка выглядела менее естественной, чем могла бы. Она получала такие травмы во время роликов, падала с таких уступов и катилась по таким склонам, что, боюсь, даже очень тренированный альпинист бы, мягко говоря, склеил снегоступы. В Rise of the Tomb Raider к данному вопросу подошли гораздо более реалистично, и над госпожой Крофт перестали топтаться все игровые слоны. Да, она падает, травмируется и немного страдает, но всё это не выходит за рамки житейско-боевой адекватности. Отдельно радует и окружение - видавшие виды советские военные объекты, древние руины и шахты, прекрасная горная равнина, легендарный град Китеж. Каждая локация в игре вызывает положительные эмоции, она красива и интересна.


Игровой процесс стал разнообразнее, в сравнении с прошлым выпуском, благодаря большему количеству способностей и выросшему разнообразию инструментов ликвидации противников. Головоломок стало больше, и хотя их все нельзя назвать сложными, важно другое: все они интересные. Короткие, но увлекательные. А если кому-то мало адреналина - есть высокая сложность и режим экспедиций. Насколько интересно сражаться с противниками и исследовать мир? Примерно так же, как и во всех приключенческих экшенах, от Tomb Raider до Uncharted. Играя на высокой сложности, хотя бы «Выживании», от игрока потребуется продумывание действий, поиск тактических уловок и осторожность, поскольку Лара умирает от трёх попаданий. Это отличная сложность даже для первого прохождения - она на самом деле не сложная, она просто не даёт играть в Джона Рэмбо.


Ещё из общего игрового процесса основной кампании, мне хочется отметить собирательство. Оно здесь классическое для серии - мы ищем артефаты и документы, читаем манускрипты, слушаем записи. Всё озвучено. Ниже я ещё вернусь к озвучке и скажу, что в целом она здесь лучше, чем в Tomb Raider (2013), но вот стиль и качество озвучивания документов был лучше там. Он был более эмоциональным, что ли. Помимо собирательства, есть в игре испытания: уничтожение светильников, срезание советских флагов, сжигание плакатов с пропагандой советской космической программы (без Юрия Гагарина на них, к слову так), отстрел воки-токи, и прочие мелкие задачки, нередко длиной во всю локацию. Все их выполнить необходимо, если вы нацелены на получение платинового кубка. Который здесь прост и интересен, чего не сказать о платине в перезапуске, с его притянутым за уши сетевым режимом…


А теперь давайте рассмотрим дополнения в качестве таких отдельный обзорных фрагментов.

Дополнение «Баба Яга» - оно является ответвлением от основной сюжетной линии и напрямую вшито в однопользовательскую кампанию. Во время исследования советской военной базы, Лара встречает юную девчушку по имени Надя, которая просит нашу героиню помочь ей в поисках дедушки. Он ушёл в некую проклятую долину неподалёку, где согласно легенде обитает ведьма, живущая в избушке на курьих ножках. Для любого игрока, кто рос и воспитывался на народных русских сказках, данная история не будет диковинкой. Но она обыграна очень интересно! Не без очередного сценарного ляпа, конечно, но действительно интересно, а созданное для него окружение - отдельная локация, хоть и небольшая, но красивая, полная родных берёз и качественных кислотных глюков. Для кого-то тоже, быть может, родных. Все мы росли в разных условиях…


Дополнение «Кровные узы» - второе сюжетное дополнение, которое запускает из главного меню игры. Это отдельная, но связанная с оригинальным сюжетом история, с которой я рекомендую ознакомиться уже после полного прохождения оригинала. Здесь мы оказываемся в особняке Крофтов, где Лара получает уведомление от своего дяди, назначенного распорядителем имения. Этот, с позволения сказать, нехороший человек, пытается выселить свою племянницу, потому что его раздражает её увлечение - «Нечего тратить состояние семьи Крофт на всякие погони за мифами». Что-то в таком духе он заявляет Ларе в письме. Вместо того, чтобы ответить наглецу нечто вроде «Моё состояние, хочу храню, хочу на помойку выношу, не твоего ума дела», наша героиня решает поступить более «по-британски» - устраивает экспедицию по подвалам и комнатам особняка в поисках документов, которые могут помочь ей сохранить права на имени и состояние. В этой главе нет экшена, только исследование и масса интересной информации о семье Лары. Крутое дополнение.


Дополнение «Кошмар Лары» - оно является частью пакета «Имение Крофт», куда также входят «Кровные узы». Здесь события также происходят в особняке, уже после того, как Ларе удаётся самым неожиданным способом осадить своего «заботливого» дядюшку. И это дополнение сполна компенсирует недостаток экшена в «Кровных узах», поскольку полностью состоит из этого самого экшена. Ларе снится сон, что дядюшка разозлился и наслал на её особняк орды зомби, которые контролируются летающими черепами. Задача девушки: найти три черепа и уничтожить их, попутно отбиваясь от постоянно появляющихся пачек зомби, объёмом в 5-12 единиц. Данное дополнение можно запустить из режима «Экспедиции».


Дополнение «Холодная тьма» - ещё одно почти сюжетное DLC, которое также можно выбрать из режима «Экспедиций». Оно предлагает трём девушкам из основной истории: Ларе, Софье и Наде, спасти мир от вырвавшейся на волю чумы. Оказалось, что на территории советской военной базы, учёными под эгидой «Троицы» удалось создать некий вирус, превращающий людей в живое оружие - агрессивных и активно набирающих мышечную массу, но туповатых и почти слепых зомби. Что правда, слышат они как летучие мыши. Дополнение любопытное, но разработчики с ним несколько перемудрили, наломав собственную концепцию: заражённые слышат отлично, но не видят. А это значит, что в перспективе, игрок может всё пройти в идеальном стелсе, аккуратно перемещаясь и убивая только из лука или с использованием глушителей. Но не тут-то было!


Помимо неосторожного нарушения комендантского часа на советской военной базе, при помощи спринтерских пробежек и пальбы во все стороны, мы можем призвать на себя гнев «патрульных» ещё двумя способами: совершив ошибку во время отключения башни, вырабатывающей химикаты - крутая, кстати, головоломка и здравая идея! - и просто случайным образом, потому что дизайнеру дополнения так захотелось. Периодически, в среднем раз в пять-десять минут, сопровождающая нас на вертушке Надя сообщает по рации «Эй, Лара, там все заражённые ВНЕЗАПНО узнали, где ты находишься, и своими слепыми мордами ломятся к тебе, летят так, что аж падают!». И тут любому стелсу приходит конец, а удовольствие от дополнения немного прогибается. Особенно когда играешь на высоком уровне сложности. Зачем было делать эту случайную чушь с волнами? Вопрос открытый.


Вот так одним дурным решением можно ухудшить потенциально отличное дополнение, которое затрагивает действительно опасную проблему, существовавшую в милитаристических государствах прошлого века - Германия, СССР, США и Япония. Особенно тут отличались Германия и Япония, на ниве испытаний на людях - про концентрационные лагеря, общество «Туле» и «Отряд 731» не слышал только очень ленивый.


И последнее дополнение называется «Выносливость» , оно состоит из двух сегментов: одиночное или кооперативное выживание в сибирской глуши. Оба сегмента обладают собственным списком трофеев, к слову говоря! Но, как и в случае с другими дополнениями, кроме особняка Крофтов и Бабы Яги, для выпадения достижений необходимо перед началом сессии выбрать соответствующие трофеям внутриигровые испытания. Выполняется испытание - падает кубок. И никак иначе. «Выносливость» - это бесспорно крутое дополнение, которое предлагает игрокам оказаться на бескрайних просторах тайги, без запасов еды и тепла. Всё это придётся добывать, попутно, разумеется, расхищая гробницы и склепы, чтобы собрать как можно больше артефактов и опередить общество «Троицы». Чем дольше мы выживаем, тем сложнее становятся условия: появляется больше сильных врагов, медведи начинают ходить парами и тройками, выходят на охоту бессмертные - закованные в сталь древние воска Пророка из Китежа. Словом, становится всё интереснее и интереснее.

Сибирь, Лара, водка и три медведя. Всё как должно быть!

___________________________________________


Постепенно подходя к итогу, мне хочется отметить, что столь долгий путь Лары Крофт на PlayStation 4, возможно, оказался хорошим решением. Мы получили визуально красивую и технически отлично оптимизированную игру - что правда, она грешит зависаниями во время загрузок, за неделю я с ними столкнулся трижды - при этом запакованную контентом по самые… бездонные глаза нашей героини. Здесь не просто приключение, как было в Tomb Raider (2013) и Definitive Edition - здесь множество способов развлечь себя самому, проходя уровни на время, выживая в Сибири, сражаясь с заражёнными и просто наслаждаясь отточенным игровым процессом. Разнообразие уровней сложности и дополнительных настроек экспедиций, выраженных в виде карт, позволяет настроить игру под запросы абсолютно любого поклонника приключений.

На фоне всех этих достоинств, проседающий сценарий выглядит скромной ценой за получаемое удовольствие. Всё-таки игра оправдывает и год ожидания, и все обещания разработчиков - сохранить концепцию и направление, успешно позаимствованное у команды Naughty Dog при разработке Tomb Raider (2013). И это замечательное решение, ведь теперь Дрейку и поклонникам приключений на PlayStation не одиноко.

Отдельно скажу про локализацию. Игра полностью и достаточно хорошо переведена на русский язык, но от некоторых моментов у игроков может в определённой степени накаляться кресло. Например, когда магазины оружия называются обоймами. Голоса актёров подобраны неплохо, хотя упомянутый выше прелестный британский акцент Ладдингтон не затмить, да и реплики связаны достаточно качественно. Но в некоторых моментах присутствуют традиционные ляпы с эмоциями, а в иных случаях фразы героини не соответствуют происходящему. В основном это касается дополнительных режимов. По сравнению же с Tomb Raider: Definitive Edition, качество озвучки выросло. Как и качество графики, и масштаб мира. А вот интересность сеттинга - вопрос уже скорее личных предпочтений. Плюс, в Rise of the Tomb Raider ощущается вторичность некоторых сегментов. Если вы играли в перезапуск 2013 года, разумеется.

Такой вот вторично вторичный сиквел вышел у . И если неизменность игровой механики ещё можно списать на заповедь «не сломано - не чини», то кучу штампов в повествовании не оправдать ничем, кроме лени. Одно радует: Лара заматерела и перестала охать при виде каждого трупа. Коли крушишь черепа здоровым мужикам на счёт «раз», нечего давить на слезу.

Путешествие в невидимый град

Кое-какие пинки авторы приняли к сведению. Многие ругали за то, что факультативные походы по древним склепам хоть и вносили разнообразие, но не вознаграждали игроков за старания. Теперь же есть повод обчистить все 10 развалин. Там не только занятные пазлы, но и призы - уникальные пассивные навыки, здорово облегчающие жизнь. Например, автоматическая подсветка ловушек в режиме «сонара» или ускоренная стрельба из лука. Кстати, учтены и претензии к размерам гробниц - от некоторых тут аж дух захватывает.

Поиск артефактов и чтение документов тоже удачно ввели в оборот. Чем больше древностей вы обнаружили, тем лучше ваши познания в монгольском, русском или греческом языках. Без них Лара не сумеет изучить монолиты с особо сложными закорючками, открывающие на карте схроны с византийскими монетками. А их, в свою очередь, принимает торговец редкими гаджетами и «стволами». Кто не обыскал каждый уголок, тот не расстреливает врагов из модного дробовика и не может улучшать оружие выше 2 степени!

Старые элементы при этом остались на месте. Мисс Крофт получает опыт практически за любой чих и «прокачивает» навыки в трёх категориях (сражения, охота, выживание). Воюет с туповатыми наёмниками на службе зловещей организации «Trinity», всегда точно знающими, за каким ящиком мы притаились. Превращает деревья, волков и медведей в более чем дюжину ресурсов, из которых мастерит огненные стрелы, пули с полым наконечником и… снаряды для подствольного гранатомёта. Путешествует туда-сюда по трём большим уровням и вороху мелких в поисках новых «секреток» по мере поступления гаджетов. Выполняет незамысловатые задания местных жителей и «собирательские» испытания вроде «найди и срежь 7 советских флагов на заброшенной базе».

Экспедиция для одного

На перфекционистов рассчитан и режим Expedition, в котором мы проходим фрагменты разных этапов, самостоятельно выбирая задания и сложность: уложиться в отведённое время, собрать как можно больше «светляков», сбить все фонарики… Кто лучше справился, тот царствует на вершине глобальной таблицы рекордов. Покупателям «сезонного абонемента» предлагают более сложное развлечение - аркадный Endurance Mode: Лара исследует уровни, попутно сражаясь с голодом и холодом.

На финальный счёт влияют коллекционные карты с дополнительными условиями. Некоторые облегчают задачу и уменьшают количество заработанных баллов. Другие, например «First Aid», отключающая восстановление здоровья, удваивает результат. Несколько комплектов карт подарят по ходу сюжета, а дальше коллекцию придётся пополнять, затрачивая кредиты. Их, в свою очередь, выдают за испытания в кампании и по итогам забегов в Expedition Mode.

Иными словами, ничего особенного. Если вы ищете повод задержаться в Сибири, лучше возьмите дополнение с новой локацией, опасной паранормальщиной и интересным злодеем (а в развязке основной кампании, меж тем, порхает безмозглый «босс-вертолёт»).

* * *

Из впечатлительной девушки, выброшенной на берег японского острова Яматай, Лара Крофт превратилась в грозу сибирских медведей-шатунов. Формула с охотой и собирательством пока не успела набить оскомину в Tomb Raider , но к третьей части её необходимо встряхнуть. Ещё один Assassin’s Creed нам не нужен.

Главной проблемой перезапуска Tomb Raider был не бездарный сценарий и даже не переломный момент где-то на третьем-четвертом часу, когда игра на все плюнула и превратилась в тир. Главной проблемой было то, что разработчики из Crystal Dynamics будто бы пытались доказать всему миру и прежде всего себе, что они могут не хуже, чем Naughty Dog. Увы, получилось все-таки хуже.

Rise of the Tomb Raider , к счастью, не пытается никому ничего доказывать. На этот раз студия сделала именно Tomb Raider — современную, более зрелищную, но все-таки ту самую Tomb Raider.

They’ll know my name

В Rise of the Tomb Raider мы продолжаем наблюдать за превращением Лары в настоящую расхитительницу гробниц. Загадочные события на острове Яматай убедили Лару в правоте ее отца, отдавшего немалую часть жизни поискам легендарного Источника жизни, якобы дарующего владельцу бессмертие.

Не найдя убедительных доказательств существования Источника, Крофт-старший угодил под шквал насмешек со стороны прессы и научного сообщества, не выдержал позора и совершил самоубийство, когда его дочь была еще ребенком. Лара же поклялась завершить начатое и найти артефакт — по большому счету, чтобы искупить вину за то, что в свое время не верила в исследования отца.

Сценарий перестал выдавливать сочувствие показным драматизмом. Ларе все еще приходится нелегко (больно, холодно, грустно), но больше никаких слезливых сцен и фальшивого «становления сильной женщины» через попытки изнасиловать героиню и разбить о скалы.

Леди Крофт, оставаясь доброй, умной, честной и сострадательной, больно бьет, метко стреляет, грязно ругается с отчетливым британским акцентом и плюет в лицо главному злодею, будучи привязанной к стулу в темном подвале. Такой образ Лары удается сценаристам гораздо лучше, чем образ стенающей девчушки с арматуриной в животе.

Действие одного из вступительных уровней происходит в Сирии, но затем мы перемещаемся в Сибирь.

Диких зверей и патрульных можно отыскивать по следам на снегу.

Тем не менее в диалогах то и дело проскакивают клише, а герои часто с излишним пафосом заявляют совсем уж очевидные вещи. Сидя у костра, Лара вслух излагает «краткое содержание предыдущих серий» и, чересчур драматизируя, размышляет о жизни. Решая головоломки, она откровенно намекает на то, что тут следует сделать, а в какой-то момент вообще начинает командовать, когда прыгнуть, чтобы долететь до нужной платформы. Вот тут и правда захотелось взглянуть в глаза человеку, решившему, что это занятно — держать игрока за идиота.

Как бы то ни было, в Rise of the Tomb Raider по-настоящему важна не история, а места, где она развивается. Поиски приводят расхитительницу гробниц к легенде о Китеж-граде. По преданию владимирский князь Юрий Всеволодович построил город Китеж на берегу озера Светлояр в междуречье притоков Волги. Когда на город напали монголы во главе с ханом Батыем, жители стали не обороняться, а молиться. Внезапно земля содрогнулась, под ногами забили ключи, и город ушел под воду прямо на глазах у монгольской армии.

Именно сюда Crystal Dynamics и поместили Источник жизни, попутно перенеся Китеж из Нижегородской области, где находится озеро, в Сибирь — согласно здешней легенде, город не затонул, а был погребен глубоко под ледником. Но мы не в обиде. Хидэо Кодзиме простили уральские джунгли и это простим.

Одна из самых запоминающихся гробниц — вмерзший в ледник корпус фрегата.

Вольности с географией студия сполна возмещает потрясающими декорациями. На одном из этапов Rise of the Tomb Raider мы ходим по обширной территории горнодобывающего завода, куда партия ссылала неугодных: обязательный эпизод в ГУЛАГе, серпы и молоты, гранитный дедушка Ленин, ржавые ЗИЛы.

Но, когда Лара бережно крутит в руках серебряный портсигар времен войны и вглядывается в потрепанное семейное фото, с трудом разбирая на обратной стороне выведенное кусочком графита «Помни», желание бросить снобистское замечание о клюкве пропадает, потому что чем дальше, тем больше проникаешься тем, с каким вниманием Crystal Dynamics отнеслись к созданию атмосферы.

Лара с неподдельным интересом изучает православные фрески и хоругви, вчитывается в кириллицу, повышая навык владения греческим и русским (изучение рукописей прибавляет опыта и открывает особые навыки), а ты в этот момент сидишь перед экраном и полнишься гордостью за родину. Нет, правда, Rise of the Tomb Raider невероятно колоритна и красива.

Вторая часть в несколько раз больше предыдущей. На прохождение одной только сюжетной линии минус пятиминутные побочные квесты и необязательные гробницы может уйти больше двадцати часов. Притом там, где Tomb Raider 2013 года успела трижды надоесть, вывести из себя и в десятый раз довести до истерики смехотворным сценарием, RotTR только набирает обороты.

К середине игры действие перемещается из сибирских лесов в огромную приозерную долину, напоминающую не то Ревущий Фьорд из World of Warcraft , не то пейзажи Скайрима. Здесь картины суровой русской зимы соседствуют с распустившими листочки березками и мерзлыми ручьями, из труб землянок и изб валит дым, а ветхая деревянная церквушка стоит бок о бок с величественной крепостью. В записках упоминаются Кащей Бессмертный и Баба-Яга, но здесь стоит остановиться, потому что ну какая же Tomb Raider без мистики?

Некоторые животные выбираются из логовищ только в определенное время суток, но от медведя можно получить по башке и днем, и ночью.



В любом бою можно действовать скрытно... ...или по старинке.

After the storms are passing through

В таких условиях кровожадный боевик, в который со временем превратилась предыдущая Tomb Raider, смотрелся бы по меньшей мере нелепо. Поэтому перестрелки отходят на второй и даже на третий план, уступая место тому, что было важнее всего до перезапуска, — исследованию, задачкам и акробатике.

Головоломок, обязательных и второстепенных, стало больше, и ни одна из пары десятков гробниц не похожа на другие. Испытания основаны на использовании элементарных законов физики. Например, так: наполняем водой чан, привязываем его тросом к вагонетке, натягиваем трос, отодвигая вагонетку, перерубаем веревку — и утяжеленный чан улетает в обледенелую стену, открывая проход. Решения находятся быстро, но все равно чувствуешь себя очень умным каждый раз, когда твоя машина Голдберга все-таки срабатывает.

Над дизайном окружения работал Нэйт Уэллс, один из ведущих художников The Last of Us , System Shock 2 , первой Thief и BioShock .

Смещение акцентов не означает, что зрелищных моментов в игре не осталось, но загоняющей в рамки постановкой Rise of the Tomb Raider не злоупотребляет. Пару раз Лару сталкивают нос к носу с несколькими вражескими отрядами в заскриптованных коридорах, а ближе к финалу здорово повышают темп, иногда даже немного спеша к развязке. Но вписывается в игру это гораздо гармоничнее, чем в первой части.

То, что хорошо работало, разработчики не тронули. Мы по-прежнему мастерим все и вся, добывая на охоте звериные шкуры, хворост, грибы и всякий подножный корм, повышаем навыки и улучшаем экипировку у костра, лазаем по деревьям и кустам, вгрызаемся в грунт и лед киркой и с помощью лука протягиваем канатные дороги, подтаскиваем предметы и перемахиваем через пропасти на тросе. И прыгаем. Много прыгаем.

В RotTR Лара намного увереннее в себе, сильнее и просто круче.

Игра время от времени берет тайм-аут и позволяет насладиться красотой здешней природы.

У контрольных точек Лара может выбрать одежду. Только, ради бога, не выпускайте ее на мороз в одной футболке — шея и так не закрыта.

К этому добавляется крюк, позволяющий забираться на высокие уступы, а также особые стрелы, по которым можно карабкаться. Все оборудование, как и прежде, пускается в ход в строго определенных местах, и любой выбранный путь так или иначе приводит к цели, но разнообразие гаджетов и то обстоятельство, что к сюжетному моменту можно прийти несколькими путями, создают правдоподобную иллюзию свободы.

Прогрессия работает по законам «зельдоидов» — увеличивающийся арсенал со временем позволяет добираться до новых мест и секретов, а на старые уровни всегда можно вернуться, чтобы залезть туда, куда раньше было не добраться. На самом деле игра, конечно, полностью линейна, но ворчать из-за этого совершенно не хочется.

I shall rise

Когда дело доходит до сражений, выясняется, что многие перестрелки, по сути, те же головоломки. Так, в какой-то момент Лара сталкивается с отрядом бронированных спецназовцев на толстом льду. Леди Крофт утаскивает одного из солдат в прорубь, перерезает ему глотку и, пока остальные оборачиваются на крики, уплывает к другой проруби и снова оказывается в тылу.

В другой стычке Лара заманивает противников под масляные лампы, обрушивает их на вражьи головы, ловко перелетает на другую часть уровня и повторяет тот же трюк. Просто, но куда занятнее стандартного кукования за укрытиями.

Некоторые гробницы находятся фактически под носом, до других нужно добираться по подземным катакомбам.

Уровень сложности лучше с самого начала ставить повыше, поскольку на среднем делать попросту нечего, враги в боях ведут себя как дети. На высоком же нет регенерации здоровья в бою, уповать можно только на самодельные бинты (а их часто не хватает, как и патронов), противники наглеют, активно перекрикиваются, мол, «эта стерва перезаряжается», и убивают с трех-четырех попаданий. Появляется стимул играть скрытно и аккуратно, что при достаточной осторожности не так уж сложно. В мирное время AI удивительно глуп — враги часто не реагируют, если в двух шагах от них открыто режут брыкающегося патрульного.

Но зато в стелсе Rise of the Tomb Raider позволяет экспериментировать. Можно забраться повыше и снять часовых стрелами или расправиться с соперниками по одному, но гораздо интереснее импровизировать.

Лара на лету, почти как в The Last of Us , собирает метательное оружие из подручных средств: стеклянная бутылка превращается в коктейль Молотова, банка — в дымовую шашку или шрапнель, канистра с бензином — в зажигательную бомбу, вражеская рация — в мину. Когда на поле боя появляются противники разных типов — быстрые, бронированные, укрывающиеся щитом, огнеметчики, снайперы, — волей-неволей приходится пускать в ход все, что подворачивается под руку.

Похожие публикации