Военные истории атака на перл харбор. Нападение на Перл‑Харбор (1941)

ПЁРЛ-ХАРБОР (Pearl Har-bor, в переводе с англ. Жем-чуж-ная га-вань) - бух-та (за-лив) Ти-хо-го океана на южном по-бе-ре-жье о. Оа-ху в со-ста-ве Га-вай-ских островов (штат Га-вайи, США), при-мер-но в 10 км к за-па-ду от г. Го-но-лу-лу.

Име-ет слож-ную раз-ветв-лён-ную фор-му, раз-де-ле-на дву-мя по-лу-ост-ро-ва-ми и о. Форд на бо-лее мел-кие бух-ты (Уэст-Лох, Мидл-Лох, Ист-Лох), дос-ти-гая в са-мом ши-ро-ком мес-те около 9,5 км. В южной час-ти уз-ким про-ли-вом (ши-ри-на около 400 м) со-об-ща-ет-ся с ти-хо-оке-ан-ским заливом Ма-ма-ла.

Впер-вые описа-на британсокй экс-пе-ди-ци-ей Н. Порт-ло-ка в 1786 году, под-роб-но ис-сле-до-ва-на эк-спе-ди-ци-ей Ч. Мол-де-на в 1824 году. В 1887 году ко-роль Га-вай-ско-го ко-ро-лев-ст-ва Ка-ла-ка-уа I пе-ре-дал ис-клю-чительные пра-ва на ис-поль-зо-ва-ние бух-ты Со-еди-нён-ным Шта-там. В 1908 году Кон-грес-сом США при-ня-то ре-ше-ние о строи-тель-ст-ве в Пёрл-Харборе во-енно-морской ба-зы (от-кры-та в 1911 году). С ию-ля 1941 года ме-сто раз-ме-ще-ния шта-ба Ти-хо-оке-ан-ско-го фло-та США.

7 декабря 1941 года на-па-де-ни-ем на Пёрл-Харбор Япо-ния на-ча-ла вой-ну на Ти-хом океане (см. Ти-хо-оке-ан-ские кам-па-нии 1941-1945 годов). К это-му вре-ме-ни в Пёрл-Харборе на-хо-ди-лись главные си-лы Ти-хо-оке-ан-ско-го фло-та США, в том числе 8 лин-ко-ров, 8 крей-се-ров, 29 эс-мин-цев (все-го бо-лее 160 су-дов). ВВС ба-зы на-счи-ты-ва-ли 394 са-мо-лё-та. Японский план на-па-де-ния на Пёрл-Харбор ак-тив-но раз-ра-ба-ты-вал-ся под руководством адмирале И. Яма-мо-то с 7 января 1941 года, ут-вер-ждён пра-ви-тель-ст-вом Япо-нии и им-пе-ра-то-ром 5 ноября 1941 года. Его главная стра-те-гическая цель со-стоя-ла в том, что-бы ли-к-ви-ди-ро-вать американский флот как пре-гра-ду на пу-ти экс-пан-сии Япо-нии в Юго-Восточной Азии. 26 но-ября японское авиа-нос-ное со-еди-не-ние [ко-мандующий - ви-це-адмирал Т. На-гу-мо; все-го 33 ко-раб-ля, в том числе 2 лин-ко-ра, 6 авиа-нос-цев с 423 са-мо-лё-та-ми, 3 крей-се-ра, 11 эс-мин-цев, 3 ПЛ;] по-ки-ну-ло бух-ту Би-до-кап (Хи-то-кап-пу; о. Иту-руп). Об-щее ру-ко-во-дство Объ-е-ди-нён-ным фло-том осу-ще-ст-в-лял адмирал Яма-мо-то. На рас-све-те 7 декабря (при-хо-ди-лось на вос-кре-се-нье; по то-кий-ско-му вре-ме-ни в ночь на 8 декабря) авиа-нос-ное со-еди-не-ние вы-шло на ру-беж в 275 миль (около 450 км) к се-ве-ру от о. Оа-ху. Кро-ме то-го, близ Пёрл-Харбора бы-ло раз-вёр-нуто свыге 20 японских ПЛ (име-ли на бор-ту 5 сверх-ма-лых ПЛ). Под-ня-тые с японских авиа-нос-цев са-мо-лё-ты дву-мя эше-ло-на-ми ме-нее чем за 2 часа [с 7.50 (по другим дан-ным, 7.55) до 9.45 (по другим дан-ным, 9.30) ме-ст-но-го вре-ме-ни] на-нес-ли ряд по-сле-до-вательных уда-ров по американским ко-раб-лям, аэ-ро-дро-мам и бе-ре-го-вым ба-та-ре-ям. Бое-вая го-тов-ность Пёрл-Харбора ока-за-лась низ-кой (даль-няя воздушная раз-вед-ка и ПВО сла-бо ор-га-ни-зо-ва-ны, ко-раб-ли и са-мо-лё-ты не рас-сре-до-то-че-ны, часть лич-но-го со-ста-ва на-хо-ди-лась на бе-ре-гу и т.д.). В ре-зуль-та-те был по-то-п-лен и по-вре-ж-дён 21 американский ко-рабль [в том числе 8 лин-ко-ров (4 из них по-те-ря-ны без-воз-врат-но), 3 крей-се-ра (1 - без-воз-врат-но), 4 эс-мин-ца (2 - без-воз-врат-но)], унич-то-же-но 188, по-вре-ж-де-но 159 са-мо-лё-тов, по-гиб-ло 2403 человек (в том числе 68 гражданских лиц), ране-но 1178 человек. По-те-ри японского фло-та со-ста-ви-ли 29 са-мо-лё-тов (свыше 70 по-лу-чи-ли по-вре-ж-де-ния), 6 ПЛ (в том числе 5 сверх-ма-лых), 6 ка-те-ров, по-гиб-ло 64 человек (1 по-пал в плен). В свя-зи с ата-кой на Пёрл-Харбор 8 декабря 1941 года США и Ве-ли-ко-бри-та-ния объ-я-ви-ли вой-ну Япо-нии.

На-па-де-ние на Пёрл-Харбор - круп-ней-шая на тот мо-мент опе-ра-ция с ис-поль-зо-ва-ни-ем авиа-нос-цев - при-нес-ло Япо-нии важ-ную по-бе-ду, обес-пе-чи-ло ей на не-ко-то-рое вре-мя сво-бо-ду дей-ст-вий в ак-ва-то-рии Ти-хо-го океана, по-зво-ли-ло в конце 1941 - первой половине 1942 года дос-тичь круп-ных ус-пе-хов в Ма-лайе, на Фи-лип-пи-нах, в Бир-ме, Ни-дерл. Ин-дии, Но-вой Гви-нее и др. Вме-сте с тем ей не уда-лось сло-мить во-енно-морскую мощь США и до-бить-ся стра-те-гического ус-пе-ха в вой-не; при про-ве-де-нии воздушного на-лё-та японским ко-ман-до-ва-ни-ем был до-пу-щен ряд про-счё-тов (не бы-ли под-верг-ну-ты бом-бар-ди-ров-ке су-до-ре-монт-ные мас-тер-ские, то-п-лив-ные за-па-сы), свою роль сыг-рал фак-тор слу-чай-но-сти (американские авиа-нос-цы на-хо-ди-лись в декабре 1941 года вне Пёрл-Харбора и не бы-ли по-вре-ж-де-ны).

Содержит немало ярких страниц, оказавших решающее значение на ход военных действий и стали предметом детального изучения. Нападение Японии на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор 7 декабря 1941 года по праву можно назвать одним из таких событий, ставшим знаковым для истории и определившим последующий ход военной кампании на Тихом океане.

Предыстория атаки

Комбинированная атака Японии на американский военно-морской флот непосредственно в базе его дислокации стала результатом долгой и кропотливой работы Императорского Генерального Штаба. Ответов на вопрос, почему объектом нападения стала американская военно-морская база, существует немало. Основная причина внезапного нападения кроется в желании японцев одним мощным ударом вывести из строя американский Тихоокеанский флот. Удачная атака позволила бы японским вооруженным силам свободно осуществлять последующую экспансию на Азиатско-Тихоокеанском военном театре.

После падения Франции Япония воспользовалась удобным моментом и оккупировала Южный Индокитай. В ответ на японскую экспансию США и Великобритания ввели нефтяное эмбарго на экспортные поставки нефти в Страну Восходящего Солнца. Эти экономические санкции серьезно подорвали экономический и промышленный потенциал Японии. Военно-морской флот этой страны целиком и полностью зависел от экспорта нефти и подобные меры со стороны Америки и их европейских союзников сильно ударили по боеспособности Японской Империи. Японцы стали лихорадочно искать выход из создавшегося положения. Решение пришло само собой. Японский флот должен был вместе с армией захватить богатые нефтяными месторождениями острова Индонезийского архипелага. Естественно, на такой шаг можно было решиться только с учетом вероятной реакции американцев на подобные действия. Присутствие американского линейного флота в Перл-Харборе ставило тыловые японские коммуникации под угрозу.

Был принят вариант, который предусматривал первоначально уничтожение потенциальной угрозы в виде морской силы США на Тихом океане. Далее при благоприятном результате можно было приступать к планомерной оккупации островов Голландской Индии. Императорский Штаб хотел перехватить инициативу, чтобы в дальнейшем диктовать свою стратегию войны и мира на этом театре военных действий.

Вывести американцев из игры и лишить их военно-морского флота можно было либо в результате генерального морского сражения, либо внезапным ударом. Такой позиции придерживался генеральный штаб Страны Восходящего Солнца, однако военно-морское командование считало собственные военно-морские силы недостаточно сильными для достижения успеха в прямом единоборстве с американским линейным флотом. Предпочтение отдавалось нанесению превентивного удара по силам американцев непосредственно в местах дислокации флота. Весной 1941 года весь Тихоокеанский флот США был перебазирован на Гавайские острова, тем самым взяв под контроль всю центральную часть Тихого океана, поэтому Япония напала на Перл-Харбор не случайно. Этому предшествовал ряд военных и политических событий, которые прямо или косвенно влияли на расстановку сил в этом регионе земного шара.

Удар японцев по Перл-Харбору

Основная задача, которая ставилась перед военно-морским командованием Императорского флота, заключалась в нанесении комбинированного удара по стоянке военно-морского флота США на Тихом океане в бухте Перл-Харбор. Атаковать американские корабли планировалось двумя способами:

  • ударом из-под воды, используя для этого мини-подлодки;
  • ударом морской авиации, базирующейся на авианосцах.

Главной целью японских военных являлись американские авианосцы. На подводные силы возлагалась задача тайком пробраться на внутренний рейд американской базы и суметь поразить торпедами наиболее важные с военной точки зрения американские корабли. Авиация первоначально должна была наносить отвлекающий маневр, атакуя силы ПВО военно-морской базы. При необходимости акцент мог сместиться на действия морской авиации, которая должна была повредить корабли противника на местах якорной стоянки. Удар должен был не только снизить боеспособность американского флота, но и надолго закупорить выход из базы, лишив тем самым американцев возможности вывести свой флот на оперативный простор. Для того, что бы понять всю важность принятого японцами решения и почему была выбрана база на Гавайских островах, достаточно оценить место расположения ВМБ Перл-Харбор на карте.

Силы сторон перед началом боя

Видная роль в подготовке нападения на Перл-Харбор отводится адмиралу Ямамото, который выстроил всю тихоокеанскую стратегию Императорского флота. Именно Ямамото был приверженцем идеи, что японцы должны напасть первыми. Японский адмирал стал вдохновителем идеи внезапной атаки силами авиации военно-морского флота США на его главной базе. Исполнителем и командующим операцией был назначен адмирал Нагумо. По подсчетам японских военных, основной силой, которая способна была выполнить поставленные задачи, являлись японские авианосцы. Для участия в операции планировалось использовать все 6 имеющихся на тот момент в Императорском флоте авианосцев.

В операции задействовали лучших пилотов, собранных со всех авиационных подразделений военно-морского флота. Количество самолетов, отведенных для участия в налете, составляло громадную цифру — почти 400 единиц. В состав ударных соединений морской авиации входили пикирующие бомбардировщики Aichi D3A1 (тип «99»), самолеты-торпедоносцы Nakajima B5N2 (тип «97»). Прикрывать атакующие самолеты должны были японские истребители Mitsubishi A6M2 (тип «0»), известные всему миру как «Zero».

Морская компонента будущей операции состояла из кораблей прикрытия и 30 подводных лодок. Пять из этих субмарин представляли собой миниатюрные мини-подлодки, управляемые экипажем из 2-3 человек. К месту атаки лодки должны были быть доставлены японскими эсминцами, после чего подводные аппараты должны были самостоятельно проникнуть в бухту.

Большая роль в успехи операции отводилась режиму секретности. Для ударного соединения к месту проведения операции был проложен обходной маршрут. Перед тем как с палуб японских авианосцев взлетели первые самолеты, японская эскадра прошла не одну тысячу миль. За все 10 дней похода американцам так и не удалось обнаружить столь крупное соединение кораблей в океане, и они совершенно потеряли японцев из виду. Японские авианосцы прикрывали в море два линейных крейсера, два тяжелых и один легкий крейсер. Эскорт соединения обеспечивался 9 эсминцами.

Командование Тихоокеанским флотом США, адмирал Киммель и высшее командование вплоть до Комитета начальников штабов находились в полном неведении о готовящемся нападении. На тот момент в бухте Перл-Харбор находились все основные силы Тихоокеанского флота, включая:

  • 8 линейных кораблей;
  • 2 тяжелых крейсера;
  • 6 легких крейсеров;
  • 30 эсминцев и миноносцев;
  • 5 субмарин различного класса.

Авиационное прикрытие базы осуществляли почти 400 самолетов.

Имея такое крупное и мощное соединение морских и воздушных сил, американское командование даже не предполагало вероятность атаки базы с моря. Спасло американцев от катастрофических последствий и полного разгрома отсутствие на базе авианосцев. Три из находящихся в составе флота авианосца — «Саратога», «Лексингтон» и «Энтерпрайз» находились кто в море, кто проходил ремонт на Западном побережье США. Информацию о том, сколько в гавани Перл-Харбора находится авианосцев, японцы упустили. Бой проходил в основном между американскими кораблями, силами ПВО военно-морской базы и японской морской авиацией.

Начало атаки на Перл-Харбор

Полученный адмиралом Нагумо шифрованный приказ, содержащий фразу «Взойдите гору Ниитака» означал, что атака на военно-морскую базу Тихоокеанского флота Перл-Харбор должна состояться 7 декабря. Этот дата стала знаковой, определив весь дальнейший ход Второй Мировой войны.

Японские корабли находились в 230 милях к северу от острова Оаху, когда в воздух поднялись самолеты первой волны. Основной ударной силой были 40 торпедоносцев, вооруженные торпедами, способными поражать корабли противника на мелководье. Вместе с торпедоносцами в воздух были подняты еще 49 самолетов, каждый из которых был вооружен одной 800 килограммовой торпедой

В качестве поддержки торпедоносцев вместе с ними в воздух поднялся 51 пикирующий бомбардировщик, оснащенный 250 кг бомбами. Прикрытие осуществляли 43 истребителя «Zero».

Вся эта воздушная армада появилась над островом Оаху в 7-50. Через пять минут в гавани военно-морской базы раздались первые взрывы. В 8:00 адмирал Киммель передал открытым текстом экстренное сообщение всем командирам судов, командующим Азиатским и Атлантическим флотом: «Воздушная атака на корабли – это не учения». Желаемый для японцев эффект внезапности был достигнут, хотя еще на подходе к главной базе американского флота японские авианосцы были замечены американскими военными судами.

Американские корабли были сосредоточены на небольшом замкнутом пространстве внутреннего рейда. Линкоры выстроились как на параде, друг за другом. Крейсера и эсминцы стояли, прижавшись друг другу у причальной стенки. Большая скученность кораблей, отсутствие на многих судах половины команды и раннее время атаки превратили бой в полномасштабное побоище. Японские летчики заходили в атаку как на учениях, поражая американские корабли торпедами и бомбами. Те суда, которые сумели избежать попадания торпед пытались выйти из гавани, чтобы не погибнуть на внутреннем рейде. Основная боевая сила американского Тихоокеанского флота, линкоры «Оклахома», «Калифорния», «Западная Вирджиния» и «Аризона» были потоплены. Сильно повреждены линейные корабли «Теннесси» и «Невада», которую американцам пришлось посадить на мель при выходе из бухты Перл-Харбора.

Помимо линейного флота, американцы потеряли 4 эсминца и одно госпитальное судно. Сильные повреждения получили два крейсера. В ходе первой атаки японским летчикам удалось парализовать ПВО американской базы, уничтожив на земле 188 самолетов. Только вторая волна японских самолетов, прилетевшая добивать остатки разгромленного флота, натолкнулась на организованное сопротивление американских пилотов.

Результат атаки на Перл-Харбор

В итоге бой закончился практически полным уничтожением большей части линейных кораблей Тихоокеанского флота и сильными повреждениями других военных судов. На воде и на суше в ходе внезапного нападения Японии американцы потеряли 2403 человек. Почти третья часть из всех погибших составляла экипаж погибшего линкора «Аризона». Сегодня о былой трагедии напоминает мемориал в бухте Перл-Харбор, установленный на месте гибели «Аризоны». После японской атаки, которая стоила японскому флоту 29 сбитых самолетов и четырех потопленных мини-подлодки, американский флот вынужден был на полгода перейти к обороне на всем Тихоокеанском морском театре.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

", я бы хотел расказать об еще одном мифе, а именно что якобы США внезапно прекратили поставки нефтепродуктов в Японию чтобы спровоцировать японцев, и что именно по этой причине Япония решила атаковать Перл-Харбор.

Эта статья написана в основном на основании "статьи в Википедии ", а также на основе других статей, ссылки на которые я даю в тексте.

Задолго до нападения на Перл-Харбор, еще в ноябре - декабре 1937, во время японо-китайской войны, японская армия повела наступление на Нанкин по реке Янцзы, а 12 декабря 1937 японская авиация совершила неспровоцированный налёт на американские корабли, стоявшие близ Нанкина, которые находились в составе так называемого "патруля Янцзы " (Yangtze Patrol или сокращенно YangPat).

YangPat был первоначально частью азиатской эскадрильи ВМС Соединенных Штатов в Восточной Индии, которая существовала под разными названиями с 1854 по 1945 год. В 1922 году YangPat был создан в качестве формального компонента Азиатского флота. Согласно договоров подписанных США, Японией, и различными европейскими державами YangPat было разрешено плавать по рекам Китая и участвовать в "дипломатии канонерок ". Они также патрулировали прибрежные воды, защищая своих граждан, их собственность, и их религиозные миссии.

Итак, японская авиация совершила неспровоцированный налёт на YangPat, в результате чего была потоплена американская канонерская лодка "Панай" (Panay), однако несмотря на это США не только не объявили Японии войну, но даже поставки нефтепродуктов в Японию не были прекращены. Более того, после этого YangPat прекратила свою миссию и была выведена из Китая, что доказывает что США воевать не очень то и хотели.

После этого Япония в 1940 году вторглась в тогда еще французский Индокитай , перерезав Китайско-вьетнамскую железную дорогу, по которой Китай импортировал вооружение, топливо, а также по 10000 тонн материалов от западных союзников ежемесячно. Но даже после этого США не прекратили поставки нефти, а только запретили экспорт в Японию самолетов, запчастей, станков и авиационного горючего.

И только после того как в июле 1941 г. японцы полностью оккупировали Индокитай, США с 1 августа заморозили японские финансовые активы и ввели всеобъемлющее торговое эмбарго.

После введения эмбарго посол Японии в Вашингтоне, и государственный секретарь Корделл Халл провели многочисленные встречи, чтобы обсудить решение японо-американских проблем, но ни одно решение не могло быть согласовано по трем основным причинам:

  1. Альянс Японии с гитлеровской Германией и Италией
  2. Япония хотела установить экономический контроль и над всей юго-восточной Азией.
  3. Японии отказались покинуть материковый Китай.
И это называется внезапное эмбарго? При этом получается японцы решили атаковать Перл-Харбор только в августе 1941 года, после того как американцы ввели эмбарго, и на подготовку всей операции ушло около 4 месяцев?

На самом деле, предварительное планирование атаки на Перл-Харбор началось в самом начале 1941 года под эгидой адмирала Исороку Ямамото, котоый тогда командовал Японским Объединенным флотом. Полномасштабное планирование операции началось ранней весной 1941 года. В течение следующих нескольких месяцев шла тренировка пилотов, проводилась адаптация оборудования и разведка. Несмотря на эти приготовления, план нападения был утвержден императором Хирохито 5 ноября, после третьей из четырех Императорских конференций созванных чтобы рассмотреть этот вопрос. Окончательное решение было принято императором только 1 декабря.

Хотя к концу 1941 года многие наблюдатели считали, что военные действия между США и Японией были неизбежны, а Тихоокеанские базы и объекты США приводились в состояние боевой готовности по нескольку раз, американские чиновники сомневались что Перл-Харбор будет первой мишенью. Они ожидали что будут атакованы базы на Филиппиннах, так как именно через них шли поставки на юг, которые были основной целью Японии. Наиболее вероятной целью японцев, по мнению американцев, должна была стать военно-морская база США в Маниле. Американцы также ошибочно считали, что Япония не способна проводить более одной крупной военно-морской операции одновременно.

Итак, американцы ожидали нападения японцев на Филлипинах, а японцы атаковали Перл-Харбор. Почему именно Перл-Харбор? На то было 3 основных причины:

  1. Разгромив тихоокеанский американский флот, японцы надеялись предотвратить его вмешательство в завоевание Голландской Ост-Индии и Малайи.
  2. Японцы надеялись выиграть время для того чтобы Японии могла укрепить свои позиции и увеличить свои военно-морские силы до того как закон Винсон-Уолша (Vinson-Walsh) 1940 года вступит в силу (Закон предусматривал увеличение военно-морских сил США на 70%), так как шансы японцев на победу после этого, сильно уменьшались.
  3. Наконец, эта атака должна была нанести тяжелый удар по моральному духу американнцев, что должно было удержать американцев от участия в войне в западной части Тихого океана и Голландской Ост-Индии. Для достиженя максимального эффекта в качестве основных целей были выбраны линкоры, так как это были самые престижные суда в любом флоте мира в то время.
Кроме этого еще в ноябре 1940 года, англичане провели успешную атаку на итальянский флот в итальянском порту Таранто . Японское командование тщательно изучило опыт англичан, что не в последнюю очередь повлияло на решение атаковать именно Перл-Харбор.

Вот как выглядит краткая предыстория атаки японцев на Перл-Харбор.

Оаху, Гавайские острова

Противники

Командующие силами сторон

Силы сторон

Атака Пёрл-Харбора - внезапное комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и японских сверхмалых подводных лодок, доставленных к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота , на американские военно-морскую и воздушные базы, расположенные в окрестностях Пёрл-Харбора на острове Оаху (Гавайские острова), произошедшее воскресным утром 7 декабря 1941 года.

Предпосылки войны

В 1932 году в США были проведены широкомасштабные учения , в ходе которых отрабатывалась защита Гавайских островов от нападения с моря и воздуха. Вопреки ожиданиям «обороняющихся», адмирал Ярмут оставил позади крейсера и линкоры и двинулся к Гавайям только с двумя быстроходными авианосцами – USS Saratoga и USS Lexington . Находясь в 40 милях от цели, он поднял 152 самолёта, которые «уничтожили» всю авиацию на базе и завоевали полное господство в воздухе. Однако главный посредник заключил, что «нанесение мощного удара с воздуха по Оаху перед лицом сильной авиации, защищающей остров, весьма сомнительно. Авианосцы будут поражены, а нападающие самолёты понесут большие потери». Американское командование не переубедили и результаты подобных учений в 1937 и 1938 годах, когда палубная авиация условно уничтожила верфи, аэродромы и корабли.

Дело в том, что в 30-е годы главным оружием на море (и даже на политической арене) считался линкор. Страна, располагавшая этим классом кораблей, заставляла считаться с собой даже такие крупные державы, как США и Великобритания. И в США, и даже в Японии, уступавшей потенциальному противнику в линкорах, господствовала идея, что судьба войны решится в генеральном сражении, где этому классу отводится главная роль. Авианосцы уже появились в составе флотов этих стран, однако обе стороны отводили им хотя и важную, но второстепенную роль. Их задачей было свести на нет преимущество линейного флота противника.

11 ноября 1940 года самолёты с английского авианосца HMS Illustrious нанесли , находившемуся в гавани Таранто. Результатом стало уничтожение одного и выведение двух линкоров из строя.

Точно неизвестно, когда японцам пришла идея нанести удар по Пёрл-Харбору. Так, в 1927-1928 годах тогда ещё капитан 2-ого ранга, только что окончивший колледж морского штаба, Кусака Рьюносуке, в будущем начальник штаба 1-ого авианосного флота, начал прорабатывать атаку по базе на Гавайских островах. Вскоре он должен был вести курс по авиации у группы из 10 важных лиц, среди которых был Нагано Осами , для чего и написал документ, в котором утверждал, что основой стратегии войны с США до сих пор было генеральное сражение со всем американским флотом. Но в случае, если враг откажется выйти в открытое море, Японии нужно перехватить инициативу, поэтому необходим удар по Пёрл-Харбору, а осуществить его можно только силами авиации. Этот документ был напечатан тиражом в 30 экземпляров и после исключения прямых ссылок на Америку его разослали командному составу . Вполне может быть, что Ямамото увидел этот документ, и в его голове идея обрела более чёткие формы, результаты американских учений убедили его, а атака Таранто убедила даже заклятых противников

И хотя Ямамото был против войны в целом, и заключения Тройственного пакта в частности, он понимал, что судьба Японии зависит от того, как она вступит в войну, и как будет её вести. Поэтому как командующий, он максимально подготовил флот, в особенности авианосный, к боевым действиям, а когда война стала неизбежной, претворил в жизнь план атаки Тихоокеанского флота США в гавани Пёрл-Харбор.

Но стоит понимать, что ни один Ямамото «приложил руку» к этому плану. Когда война с США стала почти очевидной, он обратился к контр-адмиралу Каидзиро Ониси, начальнику штаба 11-ого воздушного флота. Однако в его распоряжении находились самолёты наземного базирования, в основном, истребители «Зеро» и средние бомбардировщики-торпедоносцы G3M и G4M, чьей дальности не хватало для действия даже с Маршалловых островов. Ониси посоветовал обратиться к своему заместителю – Минору Гэнде .

Кроме того, что он был великолепным лётчиком-истребителем, чьё подразделение получило широкую известность как «фокусники Гэнды», Гэнда был великолепным тактиком и большим специалистом по применению авианосцев в бою. Он всесторонне изучил возможности нападения на флот в гавани и пришёл к выводу, что для уничтожения Тихоокеанского флота США в его главной базе необходимо задействовать все 6 тяжёлых авианосцев, отобрать лучших авиаторов и обеспечить полную секретность для обеспечения внезапности, от которой во многом зависел успех операции.

Детальной проработкой плана занялся один из ведущих офицеров штаба Объединённого флота – Куросима Камето. Он был, пожалуй, самым эксцентричным штабистом: как только на него находило вдохновение, он запирался в своей каюте, задраивал иллюминаторы и усаживался совершенно голым за стол , жёг ладан и непрерывно курил. Именно Куросима Камето разработал план на тактическом уровне, учтя малейшие нюансы.

Затем план был представлен в морской генеральный штаб, где встретил сильную оппозицию. Это объясняется тем, что морской генеральный штаб предполагал использовать авианосцы на юге, т.к. немногие верили в то, что базовая авиация сможет столь же эффективно поддерживать операции по захвату южных районов. К тому же, многие сомневались в успехе предлагаемой атаки, ведь многое здесь зависело от факторов, повлиять на которые японцы не могли: от внезапности, от того, сколько кораблей будет в базе и т.п. Тут стоит обратиться к личности самого главнокомандующего – Ямамото был известен тем, что любил азартные игры, и готов был принять этот риск, надеясь выиграть. Поэтому он был непоколебим, и пригрозил отставкой, При такой постановке вопроса начальнику морского генерального штаба Нагано пришлось согласиться с планом Ямамото. Но поскольку и адмирал Нагумо сомневался в успехе, то Ямамото сказал, что готов лично повести авианосное соединение в бой, если Нагумо не решится на эту операцию .

Что же вынудило Японию вступить в войну с такой мощной индустриальной страной, как Соединённые Штаты Америки? В 1937 году началась японо-китайская война. Военные действия перемещались на юг, пока в сентябре 1940 года японские войска не утвердились в северной части Индокитая. Тогда же Япония заключила военный союз с Германией и Италией, что сильно повлияло на её отношения с США. А когда в июле 1941 года Япония вторглась в южную часть Индокитая, США, Великобритания и Голландия нанесли сокрушительный экономический удар – эмбарго на экспорт нефти в Японию. Не составляет труда понять, насколько важным была нефть для Японии: топливные запасы флота составляли 6 450 000 тонн, при самом экономном использовании их хватило бы на 3-4 года , после чего страна вынуждена была бы выполнить любое требование вышеупомянутых держав. Поэтому было решено – захватить богатые нефтью районы Юго-Восточной Азии. Но встал вопрос: как к этому отнесутся Соединённые Штаты? Приходилось учитывать и тот факт, что в начале 1941 года Тихоокеанский флот был переведён в Пёрл-Харбор. Адмиралы обсуждали 2 варианта развития событий – сначала начать захват районов Юго-Восточной Азии, а затем, когда американский флот выйдет в море, уничтожить его в генеральном сражении; либо превентивно уничтожить потенциальную угрозу, а затем уже сосредоточить все силы на оккупации. Был выбран второй вариант.

Силы сторон

США

Группа огневой поддержки (контр-адмирал Д. Микава): третья бригада линкоров: линейные корабли IJN Hiei и IJN Kirishima ; восьмая бригада крейсеров: тяжелые крейсера IJN Tone и IJN Chikuma .

Патрульный отряд (капитан 1 ранга К. Имаидзуми):

Подводные лодки I-19 , I-21 , I-23 .

Вспомогательные корабли при Ударном соединении:

8 танкеров и транспортов. Отряд нейтрализации атолла Мидуэй (капитан 1 ранга К. Кониси):

Эскадренные миноносцы IJN Akebono и IJN Ushio .

Нападение

Ударное соединение последовательно группами вышло из военно-морской базы Курэ и прошло Внутренним Японским морем в промежутке между 10 и 18 ноября 1941 года. 22 ноября оперативное соединение собралось в бухте Хитокаппу (Курильские острова). На корабли погрузили брезентовые чехлы, предохраняющие орудия в штормовую погоду, авианосцы приняли тысячи бочек с горючим, а людям было выдано тёплое обмундирование. 26 ноября в - 06:00 корабли вышли из залива и разными маршрутами направились к точке сбора, где они должны были получить последние указания, зависящие от того, следовало начинать войну или нет. 1 декабря было решено начать войну, о чём на следующий день было сообщено адмиралу Нагумо: Ямамото с флагманского корабля, стоящего во Внутреннем море, передал шифрованный приказ: «Взойдите на гору Нийтака», это значило, что атаку назначили на 7 декабря (по местному времени).

Также в районе Пёрл-Харбора действовали 30 подводных лодок различных типов, из которых 16 были субмаринами с большим радиусом действия. 11 из них несли по одному гидросамолёту, а 5 – «карликовые» подводные лодки.

В 00:50 7 декабря, находясь лишь в нескольких часах хода от точки подъёма самолётов, соединение приняло сообщение о том, что американских авианосцев в гавани нет. В сообщении, однако, говорилось, что линейные корабли находятся в Пёрл-Харборе, в связи с чем вице-адмирал Нагумо и его штаб решили действовать согласно плану.

В 06:00 авианосцы, будучи всего в 230 милях к северу от Гавайских островов, начали поднимать самолёты. Взлёт каждого самолёта был точно синхронизирован с продольной качкой авианосцев, которая достигала 15°.

Первая волна включала в себя: 40 палубных бомбардировщиков-торпедоносцев Nakajima B5N2 (тип «97»), вооружённых торпедами, которые специально для атаки в мелководной гавани были оснащены деревянными стабилизаторами; 49 самолётов этого типа несли 800-кг бронебойную бомбу, специально разработанную путём глубокой модернизации снаряда линкора; 51 пикирующий бомбардировщик Aichi D3A1 (тип «99»), нёсший 250-кг бомбу; 43 истребителя Mitsubishi A6M2 (тип «0»).

В то время как японская авиация приближалась к островам, около входа в гавань была потоплена одна из пяти японских мини-субмарин. В 03:42 командир одного из минных тральщиков ВМС США заметил перископ подводной лодки приблизительно в двух милях от входа в гавань. Об этом он сообщил на эсминец USS Aaron Ward , который безуспешно её разыскивал до тех пор, пока эта или другая мини-субмарина не была обнаружена с борта летающей лодки «Каталина». Подводная лодка пыталась пробраться в гавань, следуя за ремонтным судном «Антарес». В 06:45 USS Aaron Ward потопил её артиллерийским огнём и глубинными бомбами. В 06:54 с борта эсминца командующему 14 военно-морским районом передали: «Мы атаковали, обстреляли и сбросили глубинные бомбы на подводную лодку, крейсировавшую в пределах наших территориальных вод». Из-за задержки при расшифровке дежурному офицеру это сообщение попало только в 07:12. Он передал его адмиралу Блоку, который приказал эсминцу USS Monaghan выйти на помощь USS Aaron Ward .

В 07:02 с помощью радарной станции приближающиеся самолёты были обнаружены, о чём рядовые Джозеф Локард и Джордж Эллиотт доложили в информационный центр. Дежурный Джозеф МакДоналд передал информацию 1-ому лейтенанту К. Тайлеру. Он, в свою очередь, успокоил рядовых, сказав, что к ним идёт подкрепление. Об этом говорила и радиостанция, передававшая музыку, которую обычно пилоты использовали в качестве пеленга. Бомбардировщики B-17 действительно должны были вот-вот прибыть, однако радар заметил именно японцев. По иронии судьбы, многочисленные сигналы о нападении оказались если не проигнорированы, то оставлены без должного внимания.

Футида в своих мемуарах довольно неточен, описывая сигнал к началу атаки. Он действительно подал его в 07:49, но ещё в 07:40 он выпустил одну чёрную сигнальную ракету, которая означала, что атака идёт согласно плану (т.е. нападение внезапное). Однако капитан-лейтенант Итая, ведущий истребители, не заметил сигнала, поэтому Футида выпустил вторую ракету, тоже чёрную. Её заметил и командир пикировщиков, который понял это как потерю внезапности, а в этом случае пикировщики должны идти в атаку сразу. Но дым от попаданий бомб мог помешать торпедированию, поэтому торпедоносцы вынуждены были также поторопиться.

Несмотря на взрывы и начавшийся хаос, ровно в 08:00 на линкоре USS Nevada военные музыканты под руководством дирижёра Одена Макмиллана начали исполнять гимн США. Они немного сбились лишь единожды, когда рядом с кораблём упала бомба.

Главной целью японцев, несомненно, были американские авианосцы. Но во время нападения их не было в гавани. Поэтому лётчики сосредоточили усилия на линейных кораблях, поскольку они были также значимой целью.

Главной ударной силой были 40 торпедоносцев. Т.к. авианосцев не было, 16 самолётов остались без главной цели и действовали по своему усмотрению, что также внесло некоторый беспорядок в действия японцев. Первыми подверглись торпедной атаке лёгкий крейсер USS Raleigh (CL-7) и корабль-мишень USS Utah (старый линкор, однако некоторые лётчики принимали его за авианосец). Следующим пострадал собрат USS Raleigh , лёгкий крейсер «Детройт» (CL-8).

В это время командор Винсент Мёрфи беседовал по телефону с адмиралом Киммелем о рапорте эсминца USS Aaron Ward . Вошедший к командору связной сообщил о нападении на Пёрл-Харбор («это не учения»), после чего тот сообщил адмиралу об этом. Киммель передал известие командующему Морским флотом, Атлантическим флотом и Азиатским флотом, а также всем силам в открытом море Сообщение было отправлено в 08:00 и гласило: «Воздушный налёт на Пёрл-Харбор, это не учения».

Контр-адмирал У. Ферлонг, находившийся на борту минного заградителя USS Oglala (CM-4), увидев самолёты над гаванью, сразу сообразил, что происходит, и приказал подать сигнал, который взвился на мачте заградителя в 07:55 и содержал следующее: «Всем кораблям покинуть залив». Почти в это же время одна из торпед прошла под днищем USS Oglala и взорвалась в борту лёгкого крейсера USS Helena (CL-50). Казалось бы, заградителю повезло, но, по иронии судьбы, от взрыва обшивку правого борта минзага буквально снесло, отчего он затонул.

USS Oklahoma была пришвартована к линкору USS Maryland и приняла на себя мощный удар. Линкор поразили 9 торпед, отчего он перевернулся.

Почти одновременно атаке подвергся линкор USS West Virginia , пришвартованный к USS Tennessee . Несмотря на то, что он также как и USS Oklahoma получил 9 торпедных попаданий, а дополнительно ещё 2 бомбовых, благодаря стараниям 1-ого лейтенанта Клода В. Рикетса и его первого помощника энсина Биллингслейя, которые выполнили контрзатопление, линкор не перевернулся, что дало возможность восстановить его.

В 08:06 первое торпедное попадание получил линкор USS California . Всего линкор получил 3 торпедных и одно бомбовое попадание.

Линкор USS Nevada был единственным линкором, который дал ход. Поэтому японцы сосредоточили огонь на нём, надеясь затопить его на фарватере и перекрыть гавань на многие месяцы. В итоге корабль получил одно торпедное и 5 бомбовых попаданий. Надежда американцев вывести линкор в открытое море не оправдалась, и его посадили на мель.

Госпитальное судно USS Vestal , пришвартованное к USS Arizona , сообщило о попадании торпеды в линкор. После нападения корабль был обследован, и следов торпедных попаданий не было обнаружено, однако ветеран Дональд Стрэттон, служивший на USS Arizona , и после войны продолжает утверждать, что попадание было.

Этот линкор в 08:11 подвергся атаке бомбардировщиков, и одна из бомб вызвала подрыв носовых погребов главного калибра, который и уничтожил корабль.

Атаке бомбардировщиков и истребителей подверглись: аэродром на острове Форд, базы ВВС США Хикем и Уилер, база гидросамолётов.

Японские истребители атаковали B-17, которые были не в силах дать отпор. Затем они атаковали «Донтлессы» (американские палубные пикирующие бомбардировщики) с авианосца USS Enterprise . Несколько американских самолётов были сбиты после атаки своими зенитками.

Второй эшелон состоял из 167 самолётов: 54 B5N2 , несших 250-кг и 6-60-кг бомб; 78 D3A1 с 250-кг бомбой; 35 истребителей A6M2 . Нетрудно заметить, что во второй волне не было торпедоносцев, т.к. ставка делалась на первую волну, а истребительное прикрытие было также уменьшено.

Однако именно в это время американские пилоты смогли оказать сколь-нибудь достойное сопротивление. Большинство самолетов были уничтожены, но нескольким пилотам удалось подняться в воздух и даже сбить часть самолётов противника. Между 8 ч. 15 мин. и 10 ч. с неатакованного аэродрома Халейва было совершено два вылета, в которых участвовало по 4 самолета Р-40 и по одному Р-36. Ими было сбито 7 японских самолетов ценой потери одного самолета. С аэродрома Беллоуз до 9 ч. 50 мин. не смог подняться ни один самолет, а с аэродрома Хикэм первый самолет поднялся только в 11 ч. 27 мин.

Среди многочисленных трагических и героических эпизодов, были и курьёзные. Это история про эсминец USS Dale . Эрнест Шнабель рассказывал после войны, что молодой боцман по имени Фуллер во время передышки между первой и второй волнами занимался расчисткой палубы от деревянных предметов. Он наткнулся на ящик с мороженым и решил выкинуть его за борт. Однако его остановили, ящик вскрыли и мороженое распределили между всем экипажем. Если бы в тот день кто-то мог беспристрастно наблюдать события, он бы увидел, как эсминец идёт в канал, а экипаж сидит на боевых постах и ест мороженое!

Итог

Япония была вынуждена атаковать США, т.к. переговоры, несмотря на старания японских дипломатов, ни к чему не привели, а позволить себе тянуть время она не могла, т.к. ресурсы были весьма и весьма ограничены.

Нападение планировали лучшие специалисты японского флота, были подготовлены высококлассные авиаторы.

Япония ждала того, что американский флот будет уничтожен, а американская нация падёт духом. Если первая задача была хоть и не до конца, но выполнена, то вторая была провалена. Всю войну американцы прошли под лозунгом: «Помни Пёрл-Харбор!», а линкор USS Arizona стал для них символом «Дня позора».

Но и сказать, что весь американский, да даже Тихоокеанский флот США пошёл ко дну, неверно. Отсутствие авианосцев в гавани помогло Америке выиграть битву за Мидуэй , которая считается коренным переломом в войне на тихом океане. После него Япония потеряла возможность вести крупные наступательные действия.

Нагумо проявил осторожность и не нанёс удара по инфраструктуре базы, а ведь даже американцы не отрицают, что это сыграло бы не меньшую, а возможно и большую роль, чем уничтожение флота. Он оставил целыми нефтехранилища, доки.

Успех можно было развить. Но авианосцы решили использовать для завоевания в Юго-Восточной Азии, где они должны были подавлять аэродромы и бороться с авиацией противника, на порядок уступающей японской. Лишь рейд Дулиттла побудил их перейти к активным действиям, которые, в конечном счёте, привели Японию к поражению.

Примечания

  1. Grand Joint Exercise No. 4
  2. Так, когда в состав бразильского флота вошли дредноуты Minas Geraes и São Paulo , американские дипломаты сразу вспомнили об «американском единстве».
  3. Примерно так протекали войны в век паруса, что говорит о «новизне» данной идеи.
Похожие публикации