Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Осень. Лексическая тема осень
Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Осень».
Тема: «Осень»
Цель:
- развить фонематическое восприятие,
- отработать лексико-грамматические конструкции на материале темы «Осень».
Задачи:
Образовательные:
- Активизация пассивного и уточнение активного словаря по теме: «Осень».
- Развитие словесно-логического мышления.
Коррекционные:
- Развитие связной речи.
- Развитие навыков словообразования и словоизменения.
- Развитие абстрактного мышления.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие темпо-ритмической стороны речи.
Воспитательные:
- Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование :
- мяч, картинки с изображением осени и со звуковым сопровождением (звук ветра, дождя), тематические картинки времен года и природных явлений, символы времен года (снежинка, бабочка, ландыш, желтый лист).
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
- Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
- Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет и т.д.
- Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
- Птицы осенью - Птицы осенью улетают.
- Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья.
- Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
II. Основной этап.
2. «Что каким может быть?»
Логопед: Вот мы с вами теперь все признаки осени. И сегодня мы с вами пойдем в осенний лес
Что мы в нем увидим? Я буду говорить слово, а вы придумайте, что таким бывает. Кому останется мяч, тот называет первым, другие после него говорят, как они думают.
Итак, что каким может быть?
- ОСЕННИЙ – ДЕНЬ, ВЕЧЕР, ДОЖДЬ, ВЕТЕР, ЛЕС…
- ОСЕННЯЯ – ПОГОДА, НОЧЬ, НЕПОГОДА, ОДЕЖДА, СЫРОСТЬ…
- ОСЕННЕЕ – НЕБО, ПАЛЬТО, ДЕРЕВО, НЕНАСТЬЕ…
- ОСЕННИЕ – КАНИКУЛЫ, ЛИСТЬЯ, ПЕРЧАТКИ, ЗАМОРОЗКИ…
Золотая- осень, цепочка, голова, мама.
Физкультминутка «Дождик».
Дети разделяются на тех, кто щелкает пальцами, бьет кистью о ладонь, об стол рукой. Создается эффект дождя. Тише (слабый дождь) – громче (сильный).
3. Описание примет осени.
Логопед: Давайте теперь расскажем все вместе какая такая наша осень. (по схеме Ткаченко)
4. Отгадайте загадки!
Тучи нагоняет,
Воет, завывает.
По свету рыщет,
Поёт да свищет.
(Ветер)
Висят на ветках
Золотые монетки.
(Осенние листья)
6. Игра «Время года, найдись!»
Четыре ребенка получают символы времен года. Называют свое время года. Другие дети получают картинки с природными явлениями или тематическими картинками каждого времени года, они должны подойти к соответствующему ребенку и объяснить почему было выбрано именно это время года. Анализ, обсуждение.
7. Работа с текстом.
Ребята, послушайте внимательно текст. О чем он? Какое время года описывает автор? Что произошло?
«Кленушка»
Однажды, гуляя по лесу, мне на плечо опустился листочек клена. От неожиданности я вздрогнула, и он медленно полетел мне прямо под ноги. Листочек был ярко красного цвета, а капельки дождя на нем переливались всеми цветами радуги. Чтобы капельки дождя не соскользнули с листочка, я аккуратно подняла его с земли. Листочек задрожал в моих ладошках, но капельки все остались на месте. А в капельках дождя, как в зеркальном отражении, я увидела осенний лес. Да, да осенний лес. Лето пролетело как всегда очень быстро, оставив мне на память: теплое море, шоколадный загар и сладкий вкус клубники. Впереди меня ждет длительная осень… Прекрасная осень. Осень — это радость для моих глаз. Просыпаясь в осеннее утро, я распахиваю окно, и теплый влажный воздух после ночного дождя врывается в мою комнату. Вместе со свежестью нового дня, комната наполняется и птичьими голосами. Они поют, о том, что природа еще не спит. Что есть время еще насладиться всеми прелестями осени, всеми красками этого прекрасного времени года. Желтый, бежевый, оранжевый, красный, коричневый – как хороший художник, пишет осень свою историю… И восхищаясь мастерством художника, я понимаю, что осень не только радость моих глаз, но и услада моей души. А листочек клена я взяла домой, высушила и в рамку под стекло. И теперь, когда за окном крепчают морозы, мне греет душу маленький красный огонек…мой листочек клена… мой Кленушка.
В. Н. Савкина
8. Чего не бывает осенью?
Выполняется на индивидуальных листах. «Нелепицы» обводим красным цветом.
III. Итог занятия.
Ребята, вы сегодня замечательно занимались! И у меня есть для вас сюрприз — переверните лист с «нелепицей» — там для каждого своя раскраска припрятана. До новых встреч!
Раздаточный материал
(Я печатала на 20 детей первый лист 10 раз, а на другой стороне оставшиеся листы, получилось, что у каждого ребенка лист с заданием и раскраска на оборотной стороне фактически без повторов, если в каждой группе по 10 человек.)
Использованные источники:
- Чохонелидзе Т.А. Осень. Задания по развитию речи детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 32 с.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ"
Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью
Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.
Ветер северный подул:
«С-с-сс», все листья
С липы сдул... (Пошевелить пальцами и подуть на них.)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед -назад.)
Одеялом их накрыл.(Ладони крепко прижать к столу.)
Е. Карельская
Мимические упражнения
Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.
Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании - почти закрываются.
Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»
Упражнения для мышц шеи
Повернись и приглядись. Что мы увидели в осеннем лесу? Исходная позиция: сидеть на стуле, спина и шея прямые. При повороте головы в сторону - вдох носом, при возвращении в исходную позицию - выдох ртом.
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.
Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.
Упражнение для губ и щёк
Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).
Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.
Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.
Упражнения для языка
Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.
Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке - это тропинки в лесу.
Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.
Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.
Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.
Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.
Развитие физиологического дыхания
Статическое упражнение. Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.
Дует осенний легкий всторок: «У-у-у-у-у-у у», (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Модул сильным потер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мм и.носу, закричали мм: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)
Источник: Пожиленко Е.А.
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Сосчитай до пяти
Один осенний день – два осенних дня,...
Одна чёрная туча – ...
Одна маленькая лужа –...
Один красивый зонт –...
Что лишнее?
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Зима, весна, осень, февраль.
Ранняя, золотая, поздняя, летняя.
Хитрые вопросы
Чего больше – осенних месяцев или дней?
Чего больше – осенних месяцев или летних?
Что не так?
Сентябрь, октябрь, ноябрь – это летние месяцы.
Если начинают опадать листья – наступает весна.
Дети идут в школу первого октября.
Какое слово отличается от других?
Осень, осень, восемь, осень.
Сентябрь, сентябрь, октябрь, сентябрь.
Ненастье, ненастье, Настя, ненастье.
Хмуриться, хмуриться, жмуриться, хмуриться.
Назови листья
У клёна – кленовые,
у берёзы –... у ивы – ... у тополя –... у рябины –... у дуба –... у липы –...
Угадай по признаку / действию
Льет, моросит, крапает –...
Краснеют, желтеют, опадают –...
Дубовые, кленовые, липовые – ..
Сильный, пронизывающий, холодный –...
Дуб, липа, ива, береза – это...
Сентябрь, октябрь, ноябрь – это».
Как можно закончить предложение?
Пошел дождь, и...
Наступила осень, поэтому...
Деревья качаются потому, что…
Скажи наоборот
Ясный – пасмурный.
Погода –...
Дождливый –...
Тёплая –...
Поздняя –...
Собери предложение
На, осенью, полях, урожай, убирают.
Собирают, в, дети, лесу, осеннем, грибы.
Отгадай загадки
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Доскажи словечко
По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой... (тучи)
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я... (осень)
Летом вырастают,
Осенью опадают. (Листья)
Измени по образцу
Осень – осенний.
Холод –... Сентябрь –... Дождь –... Ветер –... Октябрь –... Грязь –...
Какое слово самое короткое?
Туча, погода, непогода, ненастье.
Сентябрь, грязь, деревья, слякоть.
Ноябрь, листва, зонт, похолодание.
Объясни словечко
Разноцветные; листопад; проливной.
Какое слово не подходит?
Осень, осенний, ясень, по-осеннему.
Лить, проливной, линять, ливень.
Дождь, дождливый, подожди, дождик.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Р ебёнок прослушивает сказку. Отвечает на вопросы. Пересказывает текст. Придумывает продолжение. Рисует иллюстрацию.
Букет для мамы.
В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня - и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев.
«Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой наберу маленьких берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе. ёВопросы к тексту:
Где было очень красиво?
Какие были листья на деревьях?
Из каких листьев Зайчонок собрал букет?
Кому он подарил букет?
Любое время года дарит свои подарки, и осень не исключение. Это яркая, роскошная пора, пора урожая, пора дождей и листопада. Для тех, кто дышит этой осенью полной грудью, в первую очередь для детей, их родителей, воспитателей и учителей, и написаны статьи этого раздела нашего сайта. Будут и умные уроки, и веселые поделки для внеклассной работы.
© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)
Цель: формирование элементарных математических представлений; развитие логического мышления, внимания, памяти.
Задачи:
- Совершенствовать навыки порядкового счета, отсчета и пересчета предметов,
- Упражнять в сравнении по количеству на основе счета,
- Упражнять в умении составлять из части целое,
- Формировать умение находить закономерности и продолжать смысловые ряды,
- Формировать умение ориентироваться на листе бумаги относительно себя.
Карточки нужно разрезать, можно наклеить на картон или заламинировать.
Примерные задания детям:
1). Найди закономерность и продолжи ряд:
2). Составь из части целое: (надо предварительно разрезать карточки на несколько частей).
3). Ориентировка в пространстве (графический диктант):
- Положи красный кленовый лист в верхний левый угол, зеленый дубовый лист - в нижний правый угол, в правый верхний угол положи желтый кленовый лист, в левый нижний угол - желтый дубовый листочек, в центр - мухомор.
4). Слева, справа:
- Найди кленовый листочек красный слева и желтый справа; желтый слева, красный справа.
Найди дубовый листочек, который с левой стороны зеленого цвета, а с правой стороны желтый. Найди дубовый листочек, который с левой стороны желтого цвета, а с правой стороны зеленый.
5) Порядковый счет:
- Сосчитай, сколько мухоморов (белых грибов)? Сосчитай, сколько всего грибов? Сосчитай, сколько всего листочков? Сколько кленовых (дубовых, желтых, зеленых, красных) листочков?
6) Который по счету (кленовый лист? Дубовый лист? Мухомор? Белый гриб?).
Существительные:
осень, туча, дождь, лужа, погода, непогода, листопад, сырость, зонт, сентябрь, октябрь,
ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница,
ольха, ива, каштан, орешник, ель, сосна.
Глаголы:
наступать, желтеть, краснеть, опадать, дуть, лить, вянуть, моросить, срывать (листья),
пожухнуть, расписать, хмуриться
(небо), облетать, накрапывать.
Прилагательные:
жёлтый, красный, оранжевый, разноцветный, дождливая (погода, осень), сухой, холодный,
Мокрый, хмурый, осенний,
унылый, пасмурный, золотая (осень), серые (дни), проливной, моросящий .
Наречия :
мокро, сыро, холодно, серо, ненастно, хмуро, пасмурно.
Пальчиковая гимнастика
Разбросала осень листья, Разукрасила их кистью. Мы в осенний парк пойдём, В букеты листья соберём. Лист кленовый, лист с осинки, Лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист На дорожку спрыгнул вниз. И. Михеева |
(Делают волнообразные движения ладонями.) (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.) («Шагают» пальцами обеих рук.) (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.) (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого, На обеих руках одновременно на каждый лист.) (Звонко хлопают в ладони.) |
Пальчиковая гимнастика
Координация речи с движением « Леса - чудеса »
Цели: учить координировать речь с движением, развивать мелкую моторику, творческое воображение,
Закреплять в речи названия деревьев.
В леса-чудеса Мы поедем, Там встретимся С умным медведем. Рассядемся Я, и ты, и медведь И будем песню Лесную петь: Про ель, про берёзу, Про дуб, про сосну, Про солнце и звёзды И про луну. Про дуб, про сосну, Про берёзу и ель, Про солнце и дождик И про метель. Г.Сати |
(Идут по кругу, держась за руки.) (Усаживаются на колени на ковёр.) (Ритмично соединяют дый палец с большим пальцем на правой руке.) (То же на левой руке.) |
Диалог
Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной
выразительностью речи.
Солнце, солнце, Ты откуда?
Я из тучки золотой.
Дождик, дождик, Ты откуда?
Я из тучи грозовой.
Ветер, ветер,
Ты откуда?
Я из дальней стороны.
Из пособия Г.
Быстровой, Э.
Сизовой, Т. Шуйской
Закличка
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
ОСЕННЯЯ
Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.
Игра «Какие листья спрятались на картинке?»
Цели: развивать зрительное внимание, учить узнавать изображения, наложенные друг на друга, развивать
грамматический
строй речи (образование относительных прилагательных от существительных ).
Игра « Четвёртый лишний »
Цели: учить отличать признаки осени от признаков других времён года, развивать связную речь (употребление
сложноподчинённых предложений), развивать зрительное внимание.
Ход игры. Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки, на трёх из
Которых изображено одно время года, а на четвёртой -другое. Дети рассматривают картинки и составляют предложения.
Например:
Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисовано лето, а на остальных картинках
Изображена осень. И т. п.
Игра «Три листа»
Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формировать грамматический строй речи (образование
относительных прилагательных, согласование существительных с предлогом).
Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением трёх разных листьев.
Ребёнок должен их назвать и сказать, как они лежат.
Например:
Дубовый лист - между кленовым и берёзовым.
Или: Кленовый лист - справа от рябинового и слева от дубового и т. д.
За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.
Повторение названий осенних месяцев
Цели: закрепить в речи названия осенних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.
Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение «Двенадцать месяцев».
Проводит беседу по стихотворению,
разучивает его с детьми.
На тёплый юг летит журавль,
Позолотил листву сентябрь,
Сорвал листву с ветвей октябрь,
Укрыл листву снежком ноябрь.
Вопросы и задания:
Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре)?
Назовите первый (второй, третий) осенний месяц.
Перечислите осенние месяцы по порядку.
Игра «Какое слово не подходит?»
Цели: развивать речевой слух, слуховую память, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные
слова).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти.
После этого дети должны назвать,
какое слово лишнее и почему.
Например:
осень, осенний, сено;
листья, лиса, листопад, лиственный;
ветер, ветреный, веретено.
Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.
Игра «Поймай и раздели»
Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов. Деление на слоги слов - названий деревьев.
Ход игры. Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося
название дерева. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово
по слогам и называет количество слогов в слове.
Слова: и-ва, то-поль, я-сень, сос-на, ель, клён, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-рё-за.
Игра «Назови первый звук»
Цели: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ
выдаётся фишка. В конце игры подводится итог.
Слова: осень, погода, дождь, ива, тополь, сосна, дуб, клён, туча, облако, гроза, солнце, ноябрь.
Игра «Сколько звуков?»
Цели: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза,
Учить определять количество и последовательность звуков в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:
Назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;
Назвать звук перед или после заданного;
Назвать звук между заданными.
Слова: ива, дуб, липа, лист, туча, тополь, погода, гроза, гром.
Игра «О чём плачет тучка?»
Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дисграфии.
Ход игры. Воспитатель помещает на фланелеграфе изображения тучки и капелек,
на которых написаны буквы. Дети составляют слово из заданных букв.
Например: дуб.
Материалы для чтения и заучивания наизусть
* * *
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, - только дуб зелёный.
Утешает осень: «Не жалейте лета.
Посмотрите - роща золотом одета».
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Наша осень правда золотая,
Как её иначе назову?
Листья, помаленьку облетая,
Устилают золотом траву.
Солнышко то спрячется за тучей,
То раскинет жёлтые лучи.
И сидит поджаристый, пахучий,
С золотистой коркой хлеб в печи.
Яблоки, скуластые, крутые,
То и дело шлёпаются вниз,
И зерна потоки золотые
Из колхоза морем разлились.
Е. Благинина
КЛЁН
Листву рассыпает метель золотая,
Я в парке сижу и о чём-то мечтаю.
Над лавочкой старой лист клёна кружится
И медленно мне на ладошку ложится.
Такой разноцветный, нарядный, весёлый -
Чудесно, что клёны растут возле школы!
Осенние клёны - цветов хороводы,
И жёлтый, и красный среди непогоды.
Найду я зелёного капельку цвета
Как отблеск последний ушедшего лета.
С. Васильева
Загадки
Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию
(толкование загадки ).
Ход игры . Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают.
Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
(Осень)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
(Сентябрь)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(Дождь)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
Тексты для пересказа
* * *
Лето кончилось. Всё чаще дул сильный осенний ветер. Старая липа дрожала под его порывами.
Из дупла липы
Пришла осень. Всё перелётное население улетело на юг. Остался кукушонок один. Ночью поднялась буря.
Дождь
хлестал в дупло. Утром луч солнца проскользнул в дупло и согрел кукушонка.
По В. Бианки
Вопросы:
Какое время года наступило после лета?
Какие приметы осени описываются в рассказе ?
Почему кукушонок остался один?
Как жилось кукушонку в дупле?
ОСЕНЬ
Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.
По опушкам лесов ещё растут подосиновики, сыроежки и душистые рыжики. На старых больших пнях
жмутся друг к
дружке тонконогие опёнки...
В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи...
В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы...
По И. Соколову-Микитову
Вопросы:
О каком времени года говорится в рассказе?
Какие грибы можно встретить в осеннем лесу?
Какие птицы улетели первыми?
Какие ещё птицы готовятся к отлёту?
Текст для пересказа
ЛИСТОПАД
Вот из густых ёлок вышел под берёзу заяц и остановился, увидев большую поляну. Не посмел прямо идти
на ту сторону и пошёл кругом поляны, от берёзки к берёзке.
Вот он остановился, прислушался... Кажется зайцу, будто кто-то сзади крадётся. А на самом деле
это листья с деревьев падают, шелестят. Можно, конечно, набраться зайцу храбрости и не
оглядываться. Но может случиться так: не поддастся заяц обману падающих листьев,
А в это время кто-то воспользуется их шелестом и схватит его в зубы.
По М. Пришвину
Вопросы:
О каком времени года рассказ?
Кто вышел из густых ёлок?
Почему заяц прислушался?
Правильно ли заяц осторожничает ?