Горница тайной вечери. Храм святителя чудотворца николая на водах - сионская горница

В Иерусалиме их, по меньшей мере, две. И вообще, в этом городе всего «по паре», а то и более: две Голгофы, два дома первосвященника Каиафы, куда Иисуса привели на допрос, две или более Претории, три тюрьмы Иисуса…

У христиан она считается местом Нового Завета между Богом и людьми, потому что великое таинство Евхаристии было провозглашено именно здесь, во время последней пасхальной трапезы Иисуса с учениками.

Где же могла происходить эта последняя трапеза Иисуса с учениками?
Евангелист Лука пишет (Лк.22:10):

«Он сказал им: «Вот, при входе вашем в город встретится с вами человек, несущий кувшин воды. Последуйте за ним в дом, в который войдет он».

Кувшин воды – это условный знак, известный лишь Иисусу да тому человеку, которого должны встретить ученики. Скорее всего, это был слуга, посланный за водой. Значит, дом, в котором должна произойти трапеза, находился неподалеку от городских ворот. А иначе зачем же слуге нести кувшин через весь город, ведя за собой по пятами подозрительную группу учеников-галилеян? Галилеяне в городе чужаки, их могли заметить, и тогда вся затея была бы обречена на провал.

Ворота, через которые ученики вошли в город, находились, скорее всего там, где расположены кварталы ремесленников и торговцев, а не дома знати, царские дворцы и и покои храмовых священников. В местах, где жили богачи, за водой ходить было не нужно: в каждом доме имелись свои водные цистерны. Значит, эти ворота вели в Нижний город, и назывались они в то время «воротами ессеев». Известный исследователь Евангелий, бенедиктинский монах Баргил Пикснер считает, что во времена Иисуса в этом районе жили ессеи - представители религиозного течения, во многом отличного от традиционного иудаизма.

О размерах комнаты можно судить по количеству людей, которых она вмещала (Деян.1:13-16):

«И, придя, взошли в Горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
(было же собрание человек около ста двадцати ): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса».

Еще один факт косвенно указывает на место Горницы Тайной Вечери. Это обращение апостола Петра к братьям по вере в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов (Деян.2:29):

«Мужи, братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня ».

Но причем здесь царь Давид, который умер давным-давно, и про какой гроб говорит апостол Петр?

Слово «гроб» не должно смущать вас. Более понятным было бы употребление слова «могила» или «гробница». И могила (гробница, склеп, мавзолей) царя Давида действительно существовал в древнем Иерусалиме. И место последней трапезы Иисуса с апостолами могло находиться рядом с ним.
Вот что повествует нам Библия: «И почил Давид с отцами своими, и погребен был в городе Давидовом» ((3 Цар. 2:10)
Историк Иосиф Флавий пишет, что эта могила действительно находилась в Иерусалиме до его разрушения римлянами в 70 году н.э..
А богатый испанский еврей из города Туделы по имени Беньямин рассказывает, что видел эту могилу на Сионской горе. И было это уже в 12 веке, когда в Иерусалиме вовсю хозяйничали крестоносцы.

Крестоносцы, как известно, отличались отменной изобретательностью! Не найдя настоящей могилы, которая вот уже почти 11 столетий лежала в руинах разрушенного города, они построили каменный саркофаг и поместили его на первом этаже церкви, а на втором выстроили большую залу и во всеуслышание заявили, что в ней-то и происходила Тайная Вечеря Иисуса. Поговаривают, что и орден "Приората Сиона" (тот самый, что у Дэна Брауна в "Коде Да Винчи") был основан именно здесь. И паломники, посещавшие Святой Город, истово молились как на могиле великого библейского царя и пророка, так и на месте, где Иисус омыл ноги Своим ученикам.

Но иерусалимский век крестоносцев бесславно окончился в 1187 году неподалеку от города Тверии. Проиграв битву у "Рогов Хиттина", они вскоре сдали Иерусалим великому Саллах ад-Дину, или попросту, Саладину. Этот монарх, в отличие от сегодняшних арабских правителей, отличался великодушием, а также неплохим отношением к изгнанным евреям, коренным жителям этих мест. И позволил некоторым из них поселиться в Иерусалиме.

Евреи же, прибыв в Иерусалим, решили заняться излюбленным своим промыслом - устройством синагоги. А поскольку к Храмовой горе, главной своей святыне, мусульмане их не подпускали, то выбор пал на другую святыню, пусть "пониже рангом", но тоже неплохую. С той поры на Сионской горе на этом самом месте стали возноситься молитвы Предвечному.

Все складывалось не так уж плохо для евреев, если бы завистливые мусульмане не "вспомнили" вдруг, что Давид - это не иудейский, а мусульманский пророк по имени Дауд, и пора вернуть его могилу в лоно ислама! И на долгие годы лишили бедных евреев права поклоняться праху великого царя. А богатым это право, естественно, предоставлялось, но за солидный "бакшиш". Вот и читали они Тору над древним саркофагом, установленным здесь их заклятыми врагами-крестоносцами. Затем место было продано ордену францисканцев.

Кенотаф на могиле царя Давида в Иерусалиме .

Но правда в конце концов восторжествовала, и овладев Иерусалимом, израильское правительство навечно отдало евреям право молиться у гроба, который вопреки обещаниям святого Петра, "до сего дня" уже не принадлежит его законным владельцам - францисканским монахам. Они все продолжают судиться с израильским истеблишментом, который объявил территорию гробницы Давида и Горницы Тайной Вечери собственностью государства Израиль.

А что же евреи, спросит меня догадливый читатель, они что, не знают, где молятся? Отвечу, что наиболее сообразительные из них пытались задать этот каверзный вопрос своим раввинам. Но беспредельная еврейская мудрость гласит, что хоть Давид реально не похоронен в этой комнате, но уже столько поколений евреев молились здесь, что дух его давно переселился в эти места. Вот и мы, следую советам раввинов и нашего Минтуризма, заводим туристов в синагогу, где стоит кенотаф, покрытый бархатным покрывалом с надписью «Царь Давид жив и существует». И говорим нашим наивным гостям, что находимся на могиле великого израильского царя. Кстати сказать, израильский историк Михаэль Ави-Йона, автор замечательного макета иродианского Иерусалима, что находится сейчас в государственном музее Израиля, не поверил ни раввинам, ни экскурсоводам. Он поместил мавзолей Давида в южную часть аристократического квартала в Верхнем городе. Макет мавзолея выглядит весьма внушительно и напоминает один из сохранившихмя древних некрополей Кидронской долины - так называемую «могилу Захарии».

Мавзолей царя Давида на макете иродианского Иерусалима (государственный музей Израиля)

Короче, все сводится к тому, что саму могилу никто не видел. А если и видел, то не факт, что в ней покоились останки великого царя. Поэтому верить «очевидцам» мы с вами не будем, примем как факт устоявшуюся многовековую традицию и поднимемся по лестнице на второй этаж в саму Горницу Тайной Вечери!
Перед нами просторная комната, выстроенная в стиле ранней готики. Никаких икон и распятий здесь нет. Зато колонны в центре Горницы явно свидетельствуют о своем византийском происхождении: когда-то на этом месте стояла церковь, построенная в пятом веке нашей эры.
Как и любой христианский храм на Свтой земле, церковь была разрушена, и ее руины дожидались прихода крестоносцев. Ну а что было потом - вы уже знаете.


Горница Тайной Вечери на Сионской горе

Обратите внимание на небольшую арку и мраморную колонну справа от выхода. На капители вы увидите барельеф – два пеликана терзают грудь третьего. Искупление через самопожертвование - типичный сюжет христианской символики того времени, характерный для крестоносцев, один из лучших образцов, найденных на территории Иерусалима.
О том, что тут когда-то была мечеть, свидетельствуют надписи, посвященные пророку Дауду и турецкому султану Сулейману Великолепному, правителю, возродившему к новой жизни древний, многострадальный Иерусалим.

Проходя мимо святых мест на Сионской горе, можно прочесть название Тайной Горницы на латинском – Coenaculum . Это слово означает в переводе «верхнюю комнату в римских домах». Его ввел в христианский обиход святой Иероним, который перевел на латинский язык Ветхий и Новый заветы. А жил он, как вы помните, еще в 4-м веке, во времена византийского присутствия на Святой Земле. И знал кое-то такое, о чем сейчас только догадываются. Например то, что дом Тайной Вечери был, оказывается, двухэтажным! Поэтому благодарное человечество не забыло блаженного старца и установило в его честь Всемирный день переводчика.
Кстати, будете в Вифлееме - не забудьте поклониться его келье, которая находится на территории Храма Рождества.

Сионская горница , по свидетельству Евангелия , была первым православным храмом . Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую (Мк. 14; 15) и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи .

В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками.

Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам совершил первую Евхаристию – Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. При этом Господь заповедал апостолам , а в их лице и всем христианам, совершать то же и так же в Его воспоминание.

Сионская горница – прообраз христианского храма, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и всего христианского богослужения.

В Сионской горнице в день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы , удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви.

Первые христиане продолжали почитать Ветхозаветный иудейский храм, куда ходили для молитвы и проповеди Евангелия еще не уверовавшим иудеям, но новозаветное Таинство Евхаристии совершали в других помещениях, какими в то время были обычные жилые дома. В них для молитвы отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков «икосом», а у римлян «экусом».

По внешнему виду икосы представляли собой продолговатые (изредка двухэтажные) комнаты, с колоннами по длине, делившими иногда икос на три части; причем среднее пространство икоса могло быть выше и шире боковых.

Гонения на христиан со стороны иудеев полностью прервали связь апостолов и их учеников с Ветхозаветным храмом, который был разрушен римлянами в 70 году н. э.

До Миланского Эдикта Константина Великого, изданного в 325 году, христианство в Римской империи было гонимо. Это не позволяло открыто строить храмовые здания. Но в связи с быстрым распространением христианства в Греции, Малой Азии и Италии такие попытки делались. В основном же для молитвенных собраний служили дома богатых верующих римлян и особые постройки в их имениях –

Сионская горница по праву считается четвертой по значимости христиан-ской святыней в Иерусалиме, где впервые совершилось таинство Причастия.

Гора Сион почиталась у иудеев святой и домом Божьим, а потому здесь располагался престижный район города. Здесь был и дом иудейского первосвященника. В дом на Сионе, который находился недалеко от дома апостола Иоанна, приходит в Великий Четверг Иисус Христос со своими двенадцатью учениками. Сюда вошел Он совершить иудейскую Пасху, здесь состоится знаменитая Тайная Вечеря. Мы не знаем имени человека, в доме которого произошло это великое событие, евангелия не сохранили его. Не сохранилось уже и первоначального здания, но великое событие, произошедшее здесь, положило основание главному таинству всей Церкви.

«И взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою... И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк. 22: 17-20).

Изображение Тайной Вечери является неотъемлемой частью росписи иконостаса любого православного храма. Оно традиционно помещается над Царскими Вратами, на первом плане, потому что на ней впервые было совершено таинство Святой Евхаристии. Причащение верующих специально приготовленными хлебом и вином стало центральным событием в литургии. Поэтому Тайная Вечеря называется так не только потому, что проводилась тайно от иудейских книжников, но и потому, что там была явлена тайна человеческого жительства и путь к спасению.

С древнейших времен в ритуалах многих народов существовало тождество понятия «вина и крови», которые были тесно связаны с мифологическими представлениями о смерти и возрождающейся жизнью. Чаша также всегда была носителем благодати и священного начала. Эта традиция воплотилась и в Новом Завете, данном Господом.

В доме, где состоялась Тайная Вечеря, произойдет еще немало священных событий. Здесь апостолы позднее будут оплакивать смерть Иисуса Христа, сюда они пришли после Его Вознесения. Здесь, вместо предателя Иуды, бу-дет избран в число Двенадцати учеников Матфий, а в день Пятидесятницы на апостолов здесь сойдет Святой Дух. В 50 г. в этом доме пройдет первый апостольский собор под председательством святого Иакова, брата Господня. Но здание, где произошли священные для христианства события, долго не просуществовало.

В IV в. на этом святом месте была воздвигнута Сионская церковь, или церковь Святого Сиона, именовавша-яся также византийцами Матерью всех Церквей. Огромную роль она играла в тот период, являясь местом прохож-дения всех процессий по городу. При строительстве новой городской стены гора Сион со всеми святынями была включена в городскую территорию. Храм был позднее разрушен персами, а в эпоху крестоносцев восстановлен заново. Еще в XII в. при строительстве повой церкви случайно была обна-ружена пещера и гробница, которую иудеи сразу же объявили гробницей Давида. Хотя подтверждений тогда найдено не было. Крестоносцы под-держали эту версию, и историческая сакральность Сионской горы навсегда переплелась с христианским наследием, подчеркнув и священную библейскую преемственность, ведь происхождение человеческой природы Иисуса ведется из царского рода Давидова.

В построенной крестоносцами 2-этажной Сионской церкви христиане стали почитать (на нижнем этаже) гробницу ветхозаветного Давида. Соору-жение крестоносцев было разрушено уже в начале XIII в. и лишь в XIV в. восстановлено францисканцами, обустроившими здесь свой монастырь, который просуществовал до 1551 г.

После турецкого завоевания христиан надолго изгнали с Сиона, а Горница Тайной Вечери, как называют ее православные, превратилась в мечеть Про-рока Давида, который почитается также и у мусульман. Доступ сюда иновер-цам, как христианам, так и иудеям, стал надолго закрыт. Позднее рядом была обустроена и гробница царя Соломона. Лишь в конце XIX в., с ослаблением Османской империи, частично, а с установлением английского мандата над Палестиной в 20-х гг. XX в. окончательно, христиане и иудеи получили доступ к сионским святыням.

Иногда паломникам, несмотря на категорические запреты, удавалось проникать в запретную святыню. Так, в 1830 г. русский путешественник Д.Н. Муравьев, оставивший воспоминания о Святой Земле, писал, что он, преодолев препоны, наблюдал посреди горницы большой стол, который выдавался за стол, где проходила Тайная Вечеря. Теперь трудно установить истину.

Сегодня Сионская Горница мало похожа на первоначальную евангельскую Горницу. Даже от древнего храма крестоносцев осталось лишь несколько величественных колонн, готические арки и свод с изображением пасхального агнца. Об эпохе крестоносцев говорит и маленькая деталь колонны у лестницы, на капители которой изображен пеликан, кормящий собственной плотью свое потомство. Этот распространенный образ Средневековья символически трактовал жертвенность самого Иисуса Христа. Другая древняя восточная легенда отождествляет пеликана с Воскресением, потому что считается, что эта птица спасает своих птенцов, ужаленных змеей, собственной кровью, в которой всегда имеется противоядие. Взрослый пеликан часто питается змея-ми и в его крови сохраняются крошечные доли яда. В критический момент пеликан с такой силой бьет крыльями себе в грудь, что сочится кровь. Эти капли крови, когда попадают в клювы птенцов, их оживляют, как бы вос-крешая от неизбежной смерти. Так говорят восточные легенды.

Предполагаемое место омовения ног ученикам ограждено деревянной решеткой, а место, где возлежал Спаситель, отмечено камнем в северной сте-не. Шесть истертых временем ступеней в юго-западном углу ведут в комнату сошествия Святого Духа на апостолов.

На южной стене зала расположен мусульманский михраб - ниша для молений. А на восточной стене мусульманская надпись сообщает о «великом деянии» турецкого султана Сулеймана Великолепного, повелевшего превра-тить церковь неверных в мечеть.

Церковь давно стала храмом трех религий, куда приходят поклониться святыням христиане, иудеи и мусульмане. В XX в. здание вновь сменило своих недолговечных владельцев: оно стало принадлежать теперь государству Изра-иль. Верхний этаж, где находится Сионская Горница, принадлежит иудейской общине, и христианские богослужения здесь, к сожалению, запрещены. А на нижнем этаже находится часовня царя Давида с каменным кенотафом, где у особо почитаемой иудеями святыни теперь проходят официальные государственные церемонии.

В Сионской Горнице Господь омыл ноги своим ученикам. «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал Вам». В память об этом собы-тии Патриарх Иерусалимский ежегодно, в Великий Четверг, совершает чин омовения ног двенадцати иерархам Церкви. Раньше он совершался в самой Горнице, а теперь перед храмом Воскресения Христова.

По преданию древневосточной православной сирийской церкви, Тайная Вечеря совершилась в доме Марии, матери святого евангелиста Марка. Сюда потом придет апостол Петр после освобождения из темницы ангелом (Деян. 12: 12). Сегодня на этом месте возведен сирийский храм Святого Марка, расположенный в Армянском квартале, где хранятся святыни: чудотворная икона Богоматери, написанная на коже, по преданию, евангелистом Лукой, и древняя купель, в которой, также по преданию, была крещена Богородица.

Необходимо отметить, что сегодня ведутся долгие переговоры о передаче помещения Сионской Горницы Ватикану, в обмен на предоставление еврей-ской общине в г. Толедо (Испания) древней синагоги, где сейчас находится католическая церковь. Это приветствует и РПЦ, во имя долгожданного возвращения христианских богослужений в древнюю намоленную святыню.

Продолжим наше путешествие по Старому городу Иерусалиму. Для новых пользователей, кого заинтерисует эта тема можно в разделе "НАШИ ПУТЕШЕСТВИЯ" найти все темы по прошлым прогулкам. Следующей остановкой нашей экскурсии была Горница Тайной Вечери...



Начну, пожалуй, с описания самого места. Так уж исторически сложилось, что одно здание принадлежит трем религиям. Первый этаж иудаизму, второй христианству, третий исламу. Начнем по порядку .
Гробница царя Давида.
Немного истории. Аутентичность могилы не доказана, возможно, Давид был похоронен в долине Кидрона, там же, где и все владыки Израиля. Споры о местонахождении могилы ведутся до сих пор. Традиционная библейская версия говорит нам о том, что великий царь был похоронен в созданном им городе - Иерусалиме, на территорию которого Сионская гора попадает лишь условно. По некоторым признакам можно считать, что в начале периода Второго Храма евреи помещали могилу Давида в Вифлеем - Бейт-Лехем, по крайней мере так пишет Иосиф Флавий, и лишь позже перенесли традицию сюда.
Первое письменное упоминание о нахождении здесь могилы царя Давида мы находим у Биньямина из Туделлы в 1123 г. Францисканцы в 14 в. вновь отстраивают здесь церковь, что вызывает серьезный конфликт между евреями и христианами. Этот конфликт послужил причиной мощной волны антисемитизма в Европе. В результате мусульмане забирают все здание под свою мечеть. Турецкие власти в 1524 г. построили здесь мечеть Эль Дауд, в честь Давида, которому мусульмане поклоняются как великому пророку. Мечеть существовала до 1948 г. При строительстве новой стены города турки специально оставляют Сионскую гору вне стен Иерусалима и делают ее «Вакф» - общественным местом, посвященным Аллаху. С таким статусом место уже никому нельзя передавать. Так же как и комната Тайной Вечери, сегодня могила принадлежит Министерству религий, и францисканский орден до сих пор ведет судебные тяжбы, требуя если не передачи ему всей Сионской горы, то хотя бы компенсации. Несмотря на все споры между концессиями на сегодняшний день в этом место находится синагога со стеной, якобы за которой и находится гробница.


На кенотафе установлены короны свитков Торы, символизирующие 22 царей Израиля, пришедших на смену Давиду. Везде видны надписи, глосящие: «Давид, царь Израиля, жив и существует», что является цитатой из красивой талмудической легенды о том, что когда царь Давид умер, на земле пропал свет. Его сын и преемник царь Соломон взмолился Всевышнему, говоря: «Что же нам делать без света, что же нам делать без царя Давида?» И Всевышний ответил ему именно этой фразой, после чего на землю вновь вернулся свет.



Как положено, в синагоге два отделения мужское и женское. Я естественно могу показать только женскую часть.
фото


Поднимаемся на второй этаж. Тут находится сама церковь Тайной вечери.



Этот зал находится на горе Сион в здании, построенном непосредственно над могилой царя Давида в эпоху крестоносцев.






Это место тайного ужина Иисуса с учениками, изображено на множестве картин и фресок. Сам ужин являлся, собственно говоря, первым пасхальным седером, на котором Иисус представил себя как пасхальную жертву. Также утверждается, что в этой комнате 7 неделями позже на Пятидесятницу (Шавуот) Святой Дух предстал перед Марией и апостолами в день, называемый Троицыным. С этого момента апостолы стали владеть множеством языков для миссионерской деятельности. Именно здесь было предсказано предательство Иисуса Иудой Искариотом - Иш-Крайот (Крайот - еврейское поселение того времени у южного подножия Хевронских гор), который был единственным не галилеянином из всех учеников Иисуса.


На самом деле здание сооружено (над древней гробницей) лишь в 12 в. крестоносцами в качестве церкви, называемой «Наша Госпожа». Позже, в 1335 г. церковь была перекуплена францисканским орденом. В 15 в. турки превратили (здание в мечеть. Постройка хорошо сохранила типичный для конца 11 - начала 12 в. архитектурный стиль, с готическими колоннами, перекрещивающимися перекрытиями, арками и окнами.
В зале находится деревце сивмолизирующее, по словам экскурсоводов, дары плодоносной земли. Честно говоря, мне показалось, что деревце не "вписывается в общий ансамбль". Судите сами.


Арка и камень тех времен .


На этом месте еще св. равноапостольной Еленой в IV в. была построена маленькая церковь, впоследствии разрушенная. Она была восстановлена королем Сицилии Робертом Анжуйским в XIV в. Существующее в настоящее время здание возведено в период крестовых походов и носит следы позднейших реконструкций. До XVI в. Сионская Горница находился во владении францисканцев, затем был превращен в мечеть.


В горнице имеются две часовни, располагающиеся одна над другой. Собственно горницей является верхняя. От средневековых строений сохранилось несколько колонн и свод с изображением пасхального агнца.



От времен мусульманского владычества в комнате второго этажа остался центральный михраб, купола и дополнительные лесенки.

Вот как раз тут вниз и спускаются ступеньки к гробшице царя Давида.


И о самой мечети. Турецкие власти в 1524 г. построили здесь мечеть Эль Дауд, в честь Давида, которому мусульмане поклоняются как великому пророку. Мечеть существовала до 1948 г. При строительстве новой стены города турки специально оставляют Сионскую гору вне стен Иерусалима и делают ее «Вакф» - общественным местом, посвященным Аллаху. С таким статусом место уже никому нельзя передавать. Мечеть ныне не действующая, но ее минарет вполне сохранившийся можно увидеть поднявшись на крышу.


Вообще только в Иерусалиме можно видеть настолько близкое переплетение "живых" легенд различных конфессий. И это здорово!

Это место знакомо практически каждому. Если и не само место, то событие, в нем произошедшее, – точно. Картина Леонардо «Тайная Вечеря», а точнее – ее репродукция встречается в экспозициях музеев разных городов, она украшает фойе различных офисов и гостиничные номера отелей. Она известна.

А сегодня я хочу вас немного познакомить с тем местом, где непосредственно происходило это событие – с Горницей Тайной Вечери.

Итак, начнем. И для начала вспомним Евангельское повествование.

Иисус Христос прибыл в Иерусалим за неделю до Пасхи. Это был главный иудейский праздник, и народ стремился его встретить в главном городе страны. Вошел Он в Иерусалим как Царь, как Избавитель. Народ постилал на Его пути пальмовые ветви и одежду, крича Ему: «Осанна!»

Обо всем этом мы вспоминаем в Лазареву Субботу и Вербным Воскресеньем за праздничными Литургиями.

Но к этому времени первосвященники и священники уже приняли свое окончательное и бесповоротное решение – расправиться со Спасителем.

Господь, как Тайноведец, безусловно, знал об этом готовящемся злодействе. И не просто знал, а знал, кто и когда его совершит. Поэтому Он и решил повечерять со своими апостолами тайно, в последний раз, рассказать им о грядущем злодействе и совершить первое таинство Причащения.

О том, как выбрано место тайной вечери, мы можем прочесть у апостола Марка:

«В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху ».

Итак, накануне Пасхи Иисус отправляет двух учеников (а из параллельного текста в Евангелии от Луки мы можем прочесть, что это были Петр и Иоанн) в некий дом, где они готовят пасхальную трапезу.

Сионская горница на спутниковой карте

Сионская горница оказалась самым удобным местом для собраний учеников Христа. Она находилась наверху, прямо под крышей дома, была довольно просторной и удачно расположенной – сюда не доносился шум городских улиц. Помещение делилось на две части: ближайшая от входа стала местом Тайной Вечери, а в соседней совершилось Сошествие Святого Духа. Кто был хозяином дома, который, рискуя навлечь на себя беду, в дни гонений на Спасителя предоставил Ему и Его ученикам кров, доподлинно неизвестно, но предполагают, что это был состоятельный человек, близкий кому-либо из апостолов или даже Учителю. Не иначе! Потому что случайный человек не захотел бы впустить в свой дом Христа с учениками, да и Христос-Сердцеведец не вошел бы в случайный дом для столь важного христианского события, которое в нем совершилось.

В двухэтажном здании, на верхнем этаже им была отдана большая, устланная горница. О размерах этой горницы можно говорить даже по тому, что она могла вместить в себя возлежавшими 13 человек: Иисуса и двенадцать апостолов.

И вот в этой горнице Иисус разделил со своими учениками последнюю трапезу Своей земной жизни. В ней же Он установил Таинство Евхаристии – вкушения Его плоти и крови, которые на Литургии заменяются хлебом и вином. Здесь же, в этой самой горнице Иисус омыл ноги своим ученикам, дав апостолам заповедь «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас». И здесь же, понимая, что это последние минуты его свободной земной жизни, Иисус установил таинство священства: «Как Ты послал меня в мир, так и Я послал их в мир».

Все эти события невероятно важны для христиан, они вспоминаются при чтении Евангелий, о них напоминает еженедельная Литургия.

Здесь же, в этой горнице, Иисус прямо указал на предателя.

Читаем у апостола Матфея в его Евангелии:

«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви’? Иисус говорит ему: ты сказал ».

Итак, Иуда был изобличен. Но это не остановило его. И злодейство было совершено.

Здесь же, в этой горнице, семью неделями спустя произошло Сошествие Святаго Духа на апостолов и Богородицу. Вследствие этого они заговорили на разных языках и отправились в разные точки этого мира проповедовать Новый Завет и Святое Евангелие, свидетелями событий которого были и сами. Теперь этот праздник именуется Троицей или Пятидесятницей.

В этот день Божественная литургия напоминает нам о нашем крещении и вместо «Трисвятого» поется крещальное песнопение из Послания к Галатам.

Ну, что же, мы вспомнили и даже еще раз прочли события, связанные с Горницей Тайной Вечери. Теперь самое время осмотреть ее саму и то место, где она находится. Итак, в путь!

Горница Тайной Вечери, или Сионская горница, как ее часто называют, находится на горе Сион, которая в свою очередь является одной из стен Иерусалима. Чтобы в нее попасть, надо подняться по большой лестнице, которая проходит мимо купальни Силоама. Она известна тем, что именно туда направил Иисус слепого от рождения человека: «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим».

Вот какое место есть на Сионе! Надо также сказать, что на этой же горе находился дом первосвященника Каиафы.

А само здание Горницы Тайной Вечери сооружено над гробницей царя Давида. Сооружено оно было крестоносцами и первоначально использовалось как церковь. Ее именовали «Наша Госпожа». Позже это здание было перекуплено францисканским орденом. А позднее вероломные турки превратили это помещение в мечеть. Но сегодня это здание вновь обретено нами.

«Несмотря на полуразрушенное состояние, Горница полна торжественности и величия»

Верхнее помещение Горницы безмолвное. От средневековых строений сохранилось лишь несколько колонн и свод с изображением пасхального агнца. Мраморные колонны поддеживают купол. На капителях мы видим изображение пеликана, который в христианском искусстве является символом милосердия и жертвенности. А с другой стороны – два пеликана, терзающие грудь третьего, – это уже мотив искупления грехов. Все изображения неслучайны. А в уступе по центру комнаты установлена инсталляция оливковой ветви. Всё нам напоминает о тех святых моментах, которые здесь произошли. Несмотря на полуразрушенное состояние, Горница полна торжественности и величия. Оно незримо, но наполняет человека, переступившего ее порог.

Сама Сионская горница сегодня не принадлежит ни одной из конфессий и находится в ведении израильского правительства, вход для всех посетителей свободный и бесплатный. Никаких сувенирных или иконных лавок на территории горницы вы не встретите.

И да, кстати. В 2014 году власти Израиля разрешили молиться в Сионской горнице только шепотом. Это прекрасное нововведение, потому что тогда, когда я посещала ее, нужно было соблюдать абсолютное молчание.

Горница открыта для посещения ежедневно, но в пятницу лишь до обеда. Потом в Израиле наступает шабат.

Да, наша виртуальная экскурсия получилась короткой. История, к великому сожалению, не сохранила для нас всего того, что было в этой комнате. Но история помнит и почитает те события, которые в ней совершились!

Здесь родилась Новозаветная Церковь. Здесь Спаситель на Тайной Вечере установил Таинство Причащения, здесь на апостолов сошел Дух Святой и была произнесена первая апостольская проповедь. А это очень и очень много! И если есть возможность хотя бы ступить в ту горницу, где свершилась вся христианская новозаветная история, этой возможностью надо обязательно воспользоваться!

Кстати, именно в этой горнице был избран апостол Матфий вместо лишившего себя жизни апостола-предателя Иуды.

Я желаю каждому, кто окажется с паломнической или любой другой целью в Израиле, найти время и посетить это святое место.

И конечно, благодарю всех за внимание и с нетерпением жду следующей встречи на страницах любимого издания!

Храни всех вас Господь!

Вконтакте

Похожие публикации