В какие дни можно исповедоваться перед пасхой. Я диабетик

Православная церковь не признает причастие на Пасху без покаяния в грехах. Однако это не говорит о том, что пасхальное причащение должны посещать случайные прихожане храма. Многие священники опасаются встретить неподготовленных к нему людей. Ведь прежде чем идти причащаться, человек должен подготовиться: пройти Великий пост (центральный пост во всех исторических церквях) и исповедоваться. О лицах, не принадлежащих к Православной церкви, речь и вовсе не идет.

О недопустимости к причастию неподготовленных людей было известно еще с давних времен. Вопрос сводился к решению духовником того, является ли человек вообще достойным соединиться с Христом. Однако, согласно историческим данным, исповедование было привязано к причащению не так давно и скорее стало вынужденной мерой. Это произошло из-за того, что охладел христианский дух: люди прежде причащались каждый выходной, а затем стали делать это всего лишь по 4 раза в год во время многодневных постов.

Чтобы причащаться могли и редко посещающие храм люди, в православной религии решили в обязательном порядке сначала исповедовать человека. На данный момент эта мера все еще себя оправдывает, однако, не всегда. Это происходит по причине того, что люди идут исповедоваться не с целью покаяния, а скорее как на необходимое мероприятие, без прохождения которого священник не допустит их к церковному таинству.

Многие духовные наставники категорически против причащения без исповеди.

Приводит в храм не только крещенных, но и некрещеных людей. Также в церкви можно встретить и тех, кто понятия не имеет о церковных канонах, но при этом хочет причаститься. На светлый праздник приходится ужесточать контроль, чтобы не допустить неподготовленных людей к Чаше (сосуду для христианского богослужения, используемому при принятии Святого Причастия). Часто на этот великий праздник происходит неприятное зрелище, когда находящиеся в алкогольном опьянении прихожане приходят освящать куличи во время ночной службы.

Как готовиться к исповеди накануне Пасхи

Под исповедью понимается покаяние человека в совершенных грехах, где проводником между кающимся и Богом выступает священник в роли свидетеля. Важно уметь отличать это таинство от доверительного разговора с духовным наставником. Во время него, конечно, тоже можно получить ответы на волнующие вопросы, однако это займет много времени. Именно поэтому лучше будет обратиться к священнику с просьбой назначить другое время для длительной беседы.

Для подготовки к исповедованию нужно знать следующее.

Подготовка

Разъяснение

Покаяние начинается с осознания грехов. Человек, задумывающийся об исповедании, признает, что что-то не так делал или продолжает делать в своей жизни.
Не нужно заранее подготавливать «список грехов». Общение с Господом должно идти от сердца.
Нужно говорить только о своих собственных поступках, а не о том, что они были совершены из-за родственника или соседа. Каждый грех - результат личного выбора человека.
При обращении к Богу не следует беспокоиться о правильности выбранных слов. Нужно говорить простым доступным языком, а не придумывать сложные термины.
Не говорить о таких мелочах, как «смотрел телевизор» или «носил не ту одежду». Темы разговора должна быть серьезными: о Господе и ближних (речь идет не только о семье, родственниках, но и людях, встречающихся на протяжении жизни).
Покаяние не должно быть просто рассказом о своих поступках. Оно должно изменить разум человека и не возвращать его к прошлым поступкам.
Нужно научиться прощать людей. А не только просить прощения у Бога.
Для выражения «покаянного» состояния нужно читать Покаянный Канон Господу Иисусу Христу. Один из величайших богослужебных текстов, который можно найти почти в каждом молитвослове.

Священник может на некоторое время попросить воздержаться от чтения особых молитв или от причащения. Этот процесс называется епитимией и осуществляется не с целью наказания, а для изжития греха и его полного прощения. После исповедования верующим необходимо причащаться.

Как подготовиться к пасхальному причащению

Несмотря на то, что исповедь и причастие являются разными таинствами церкви, всё же готовиться к ним следует одновременно. Причащение в Пасху предполагает, что на таинство пришел верующий человек, покаявшийся в своих грехах. Прихожане, пришедшие после исповеди на причастие, в первую очередь должны осознать смысл таинства: исполняется не просто религиозный обряд, а причастник воссоединяется с Богом.

Помимо этого, важны следующие моменты:

  • человек должен без лицемерия искренне идти на соединение с Богом;
  • душевный мир человека должен быть чист (никакой злобы, ненависти, вражды);
  • недопустимо нарушение свода церковных правил (Канона Церкви);
  • обязательное исповедование перед причастием;
  • причащаться можно только после литургического поста;
  • говение (пост) в течение нескольких дней, воздержание от молочной и мясной пищи;
  • молитвы на богослужении и дома.

Неотъемлемой частью праздничной утрени является пение молитвы Иоанна Дамаскина (). Помимо обычных утренних и вечерних молитв, верующим необходимо читать «Последования ко Святому Причастию». Также, согласно древним церковным традициям, на таинство следует идти натощак (накануне причащения на Пасху с полуночи не пьют и не едят). Однако больным, к примеру, людям с сахарным диабетом, пост запрещен: больному человеку необходимо принимать лекарства и питаться по повседневному рациону.

При причащении перед Пасхой нужно помнить, что достойное таинство всегда связано с состоянием души и сердца верующего человека. При этом пост и исповедь являются подготовкой к причастию, а не препятствием на пути к нему.

По графику выпал рабочий день, будет ли это означать, что человек согрешил?

Для нас очень важна Пасхальная радость, почитание Господа. Поэтому нужно в суете будней найти для этого время, как бы ни было сложно. Посвятить какое-то жизненное пространство Творцу. Если человек будет правильно планировать дела, то найдет для этого время в Светлое Воскресение. Хотя, безусловно, если профессия сопряжена с ответственностью (как у врача, медсестры, пожарного, милиционера), то такая работа не будет грехом, поскольку она для общего блага, ради поддержки, помощи ближнему.

Фото: orthodox-church.kiev.ua

Если человек не придерживался правил , но в Страстную седмицу хочет покаяться и попоститься, в этом будет смысл?

Господь принимает всех в любое время, если есть чувство покаяния. Есть такое высказывание: когда человек делает шаг навстречу Богу, то Бог делает десять шагов навстречу человеку. Если есть желание покаяться, попоститься в последнюю неделю перед Пасхой, это приветствуется. Человек должен прийти к празднику со своими плодами, со своим усердием, со своим подвигом.

Можно ли в Страстную седмицу заниматься любовью с мужем?

Интимные отношения между супругами - это их сокровенная тайна. Если люди истинно верующие, то есть воцерковленные, то для них время Великого поста - это время воздержания не только от пищи, но и от интимных отношений.

Но эти вопросы всегда регулируют только муж и жена. Если с воздержанием не согласен один из пары, им надо искать компромисс. И не во вред, конечно же, семье. Хотя, в принципе, церковь призывает к воздержанию.

Какие службы обязательно нужно посетить за неделю перед Пасхой?

Время Страстной седмицы - это время особого периода духовного созерцания тайн Божиих, когда каждый православный христианин размышляет над библейской историей, над жизнью Христа Спасителя, над его искупительным подвигом во имя людей. Самые важные службы во время Страстной седмицы - это службы в Чистый четверг, Великую пятницу, Благословенную субботу, когда церковь воспоминает, как Господь своею силою сокрушил оковы ада. Для каждого верующего очень важна служба в четверг, когда проходят чтения 12 отрывков из Евангелия. Люди стоят с зажженными свечами и думают о страданиях Христа, о том, что он для рода человеческого сделал.

Правда ли, что в Чистый четверг обязательно нужно убрать в квартире и постирать вещи?

Самое главное - всегда помнить о чистоте сердца. Для человека нет ничего более важного в духовной жизни, как принимать Таинство причащения. В эти минуты мы очищаемся духовно, а духовная чистота символизирует и телесную. Очень многие святые отцы говорили: если у человека чистые помыслы, если у него порядок в душе и сердце, то тот порядок выражается и во внешнем облике, убранстве квартиры. Но если не успеете сделать всю работу, это не будет грехом. Нужно в первую очередь прилагать усилия для очищения сердца и разума от греха, беззакония, от порочных страстей, от ненависти. Библия гласит: "Блаженны чистые сердцем. Ибо они узрят Бога".

Что можно освящать, кроме куличей и яиц, и когда это лучше делать?

Как правило, мы освящаем то, что указано в церковных молитвах. В них священник призывает благодать на творожные куличи, яйца и мясо. Вино не обязательно, молитву на него в этот день не произносят. Можно принести в церковь и другую еду, греха в этом не будет - мы трапезу благословляем. Но молитва читается только на куличи, мясо и яйца.


Фото: thinkstockphotos

Можно ли на Пасху посетить могилу родного человека?

Это отчасти наследие советского периода, когда люди хотели почтить память усопших, засвидетельствовать перед ними, что Христос Воскрес. Но если человек верующий, православный, то в пасхальный день он пойдет в храм Божий, будет делиться радостью Воскресения Христова с родными и близкими. А для усопших через неделю после Страстной седмицы есть Радоница - день поминовения.

Если выпадает семейный праздник (день рождения, приезд старого друга), можно ли выпить алкоголь?

Если мы люди истинно верующие, для нас день ангела, именины - это не застолье, а молитва в первую очередь. Но я бы сказал так: всего должно быть в меру. Есть хорошие слова святителя Иоанна Златоуста: "Вино - дело божье. Пьянство - бесовское". Если человек выпьет 50 грамм за встречу, а потом посидит с родными и близкими, побеседует по душам, в этом ничего плохого нет. А если повод используют для услады, для чревоугодия, зло­употребления алкоголем, то это грех.

Как правильно исповедоваться перед Пасхой? Когда это лучше делать?

Правильно посещать богослужения в понедельник, вторник, среду. А в четверг утром исповедоваться и причаститься.

Говорят, что пасхальный стол должен ломиться от яств. Если у человека скромный достаток и он не может позволить себе излишества, какие блюда нужно приготовить обязательно?

Пасхальный стол не должен ломиться от лакомств. Когда церковь говорит, что надо накрывать стол, - предполагается, что люди будут делиться друг с другом радостью, делить свою трапезу с нуждающимися, неимущими. Друзьями и родными. Но трапеза не самое важное. Главное - получить духовное просветление, благодать от молитвы и общения с ближними. А накрывать на стол принято то, от чего отказывались во время поста и что святили в церкви - мясо, творожные куличи, пасхи, яйца. Ни к чему большему, чем эта простая пища, праздник не обязывает.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Экологи призывают не носить на могилы пластиковые цветы

Ближе к Пасхе грекокатолическая церковь планирует установить щиты, с которых будет призывать не нести в поминальные дни на могилы пластиковые цветы. А только живые.

Этой темой мы активно начали заниматься два года назад, и это долгосрочная акция. Были обращения нашего Бюро, обращения епархиальных владык, - передает Религиозно-информационная служба слова руководителя Бюро УГКЦ по вопросам экологии, доктора богословских наук Владимира Шеремета.

Возложение пластиковых венков и цветов, по словам Шеремета, это традиция, которая распространилась в советские времена. В Европе подобной нет. Большая часть пластиковых цветов не попадает на мусорные полигоны. Зато их жгут, они выделяют токсичные вещества, в частности диоксины, что загрязняет природу.

В первую очередь стоит понимать, что больше всего души умерших родных, близких, друзей требуют от нас молитвы, - подчеркнул Шеремета.

Надо сказать, что в советские времена значимость Великой Субботы во многим подчёркивалась для многих людей тем, что это была последняя возможность причаститься перед Пасхой, потому, что на саму Пасху часто не причащали. И многие люди, если в Великий четверг были на работе, шли на субботнюю литургию ради причастия.

Сейчас этот мотив уже не столь значим, потому что Святейший патриарх Кирилл благословил причащать в Пасхальную ночь без исповеди.

Поясню в чём дело. Многие люди, я знаю, обижаются, что во некоторых храмах нет Пасхального причастия. Я и сам, когда был семинаристом, тоже готов был этим скорее возмутиться. Но затем, когда я стал клириком, я понял в чем дело. Все-таки для священника Великий Пост – это очень тяжелое время, в том числе и время исповеди. А у нас, в русской церковной традиции, очень тесная связь исповеди и причастия. На Пасху приходит множество людей. И если в этот день причащать, то надо их исповедовать. Это означает, что священник должен выйти из собственного радостного, уже пасхального настроя и вновь погрузиться в мир человеческих страстей и выступить в роли этакого «пылесборника». И, в общем, я понимаю тех батюшек, которые как бы говорят прихожанам: «Дорогие люди, ну мы весь год с вами, готовы выслушать вас, что-то посоветовать, ответить. Ну, можно, ну раз в году, можно мы попробуем просто молиться причаститься к Христу, не погружаясь в подробности ваших семейных дрязг? Сделайте нам такой подарок, если можно».

Есть же у священника право на переживание литургии без разрыва на исповедальные эпизоды.

Плюс к этому, если священник служит один, он должен будет постоянно отрываться и выбегать на исповедь или невероятно затягивать службу, чтобы исповедовать всех желающих в эту праздничную ночь. А если священников несколько, то кто-то из них окажется лишен пасхальной радости и должен стоять вне алтаря где-то в притворе и выслушивать откровения тех, кто почему-то не сумел в Великий Пост найти возможность дойти до храма исповедаться и причаститься.

Мне кажется, в этом есть своя правда и своя логика.

Но два года назад Патриарх Кирилл в письме к московским настоятелям сказал, что прихожан, особенно тех, которые священникам известны, допускается причащать в пасхальную ночь без исповеди в надежде на то, что те, кто достоят до четырех утра вряд ли будут какими-то любопытствующими или хулиганствующими элементами. Останутся только люди уже достаточно церковные. А раз так, то можно и не прятать от них святыню. Можно заранее на службах Страстной седмицы объявить, что тот, кто причащался хотя бы раз Великим постом, может прийти к Причастию в пасхальную ночь без исповеди. Такое объявление сможет снять многие проблемы.

Мне уже неоднократно задавали следующий вопрос:

Можно ли нам причащаться на Пасху? А в Светлую седмицу? Чтобы причаститься, нам надо продолжать пост?

Вопрос хороший. Однако он выдает отсутствие четкого понимания вещей. На Пасху не просто можно, но даже нужно причащаться. В пользу этого утверждения мне бы хотелось привести в обобщенном виде ряд аргументов:

1. В первые века истории Церкви, как мы видим в канонах и святоотеческих трудах, участие в Литургии без причащения Святых Тайн было просто немыслимо. (Об этом советую прочитать статью: " Когда и как нам следует причащаться " .) Однако со временем, особенно в наших краях, уровень благочестия и понимания среди христиан стал падать, и правила подготовки к причастию стали строже, местами даже чрезмерно (в том числе двойные стандарты для духовенства и мирян). Несмотря на это, причащение на Пасху было общей практикой, сохраняясь по сей день во всех православных странах. Однако некоторые откладывают причастие до самой Пасхи, словно им кто-то мешает приступать к Чаше каждое воскресенье Великого поста и всего года. Таким образом, в идеале нам следовало бы причащаться на каждой литургии, особенно в Великий Четверг, когда была установлена Евхаристия, на Пасху и на Пятидесятницу, когда родилась Церковь.

2. Тем, на кого возложена епитимья по причине какого-либо тяжелого греха, некоторые духовники разрешают причаститься (только) на Пасху, после чего, еще некоторое время, они продолжают нести свою епитимию. Эта практика, которая, тем не менее, не является и не должна быть общепринятой, имела место еще в древние времена, в помощь кающимся, чтобы укрепить их духовно, позволив и им приобщиться к радости праздника. С другой стороны, позволение кающимся причаститься на Пасху указывает на то, что простого течения времени и даже личных усилий кающегося недостаточно, чтобы избавить человека от греха и смерти. Ведь для этого необходимо, чтобы Сам воскресший Христос послал свет и укрепление душе кающегося (подобно тому, как преподобная Мария Египетская, которая вела распутный образ жизни до самого последнего дня своего пребывания в миру, смогла встать на путь покаяния в пустыне только после причащения Христу). Отсюда появилось и распространилось в некоторых местах ошибочное представление о том, будто на Пасху причащаются только разбойники и блудники. Но разве у Церкви есть отдельное причастие для разбойников и блудников, а другое - для тех, кто ведет христианскую жизнь? Разве Христос не Один и Тот же на каждой литургии в течение года? Разве Ему не причащаются все - и священники, и цари, и нищие, и разбойники, и дети? Кстати, слово свт. Иоанна Златоуста (в конце пасхальной утрени) призывает всех без разделения к причащению Христу. Его призыв « Постившиеся и непостившиеся — возвеселитесь ныне! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Телец велик и упитан: никто не уйдет голодным! » явным образом относится к причастию Святых Тайн. Удивительно, что некоторые читают или слушают это слово, не понимая, что нас призывают не к трапезе с мясными блюдами, но к причащению Христу.

3. Также крайне важен догматический аспект этой проблемы. Народ толкается в очередях, чтобы купить и отведать на Пасху ягнятины – для некоторых это единственная "библейская заповедь", которую они соблюдают в своей жизни (так как остальные заповеди их не устраивают!). Однако когда в книге Исхода говорится о заклании пасхального агнца, это относится к еврейской Пасхе, где ягненок был прообразом Христа-Агнца, закланного за нас. Поэтому вкушение пасхального агнца без причащения Христу означает возвращение к Ветхому Завету и отказ признать Христа " Агнцем Божьим, Который берет на Себя грех мира " (Ин 1:29). Кроме того, люди пекут всевозможные куличи или другие блюда, называемые у нас "пасхой". Но разве мы не знаем, что " Пасха наша – Христос " (1 Кор 5:7)? Поэтому все эти пасхальные яства должны быть продолжением, но не заменой причастию Святых Таин. Об этом не особо говорится в храмах, но мы все должны знать, что Пасха это во первых Литургия и причащение Христу Воскресшему .

4. Некоторые также говорят, что на Пасху нельзя причащаться, потому что потом ты будешь вкушать скоромное. Но разве священник не делает то же самое? Зачем тогда совершается Пасхальная Литургия, и после нее благословляется вкушать молочное и мясное? Разве не ясно, что после причастия можно вкушать все? Или, может быть, кто-то воспринимает Литургию как театральный спектакль, а не как призыв к причащению Христу? Если бы вкушение скоромного было несовместимо с причащением, тогда на Пасху и Рождество не совершалась бы Литургия, либо не было бы разговления. Причем, это касается всего литургического года.

5. А теперь о причастии на Светлой Седмице . 66-ое правило Трулльского собора (691 год) предписывает, чтобы христиане " наслаждались Святыми Тайнами " в течение всей Светлой Седмицы , несмотря на то, что она является сплошной. Таким образом, к причастию приступают без поста. Иначе не было бы литургии, либо пост продолжался бы. Представление о необходимости поститься перед причастием касается, прежде всего, евхаристического поста перед принятием Святых Тайн. Такой строгий евхаристический пост предписан в течение не менее шести, а то и девяти часов (не так, как католики, которые причащаются спустя час после трапезы). Если же мы говорим о многодневном посте, то вполне достаточно семинедельного поста, который мы держали, и нет нужды - более того, даже запрещено - продолжать поститься. По окончании Светлой Седмицы мы будем поститься по средам и пятницам, а также в течение трех других многодневных постов. В конце концов, священники не постятся на Светлой Седмице перед причастием, и тогда непонятно, откуда взялось представление о том, что в эти дни должны поститься миряне! Тем не менее, на мой взгляд, к причастию в дни Светлой седмицы могут подходить только те, кто соблюдал весь Великий пост, кто ведет цельную, уравновешенную христианскую жизнь, всегда стремится ко Христу (а не только постами) и причастие воспринимает не как награду за свои труды, но как лекарство от духовных болезней.

Таким образом, каждый христианин призван готовиться к причастию и просить его у священника, особенно на Пасху. Если же священник отказывает безо всяких оснований (в том случае, если у человека нет таких грехов, за которые положена епитимья), но пускает в ход разного рода отговорки, то, на мой взгляд, верующий может пойти в другом храм, к другому священнику (только если причина ухода в другой приход уважительная и не является лукавством). Такое положение дел, которое особенно распространено в Республике Молдова, необходимо как можно скорее исправить, тем более что высшая иерархия Русской Православной Церкви дала четкие предписания священникам не отказывать верующим в причастии без очевидных канонических оснований (см. Постановления Архиерейских соборов 2011 и 2013 гг. ). Таким образом, следует искать мудрых духовников, и если мы таковых нашли, надо им послушаться и под их руководством причащаться как можно чаще. Не стоит вверять свою душу кому попало.

Бывали такие случаи, когда некоторые христиане на Пасху приступали к причастию, а священник поднимал их на смех перед всем церковным собранием, говоря: "Разве тебе не было достаточно семи недель, чтобы причаститься? Почему ты нарушаешь обычаи села?". Хотелось бы спросить у такого священника: "А тебе разве не хватило четырех-пяти лет учебы в духовном заведении, чтобы определиться: либо ты станешь серьезным священником, либо пойдешь пасти коров, потому что "домостроители тайн Божиих " (1 Кор 4:1) не могут говорить такие глупости…". И об этом надо говорить не ради насмешки, но с болью о Церкви Христовой, в которой служат и такие некомпетентные люди. Настоящий священник не только не запрещает людям причащаться, но и призывает их к этому и учит жить так, чтобы они могли приступать к Чаше на каждой литургии. И тогда уже сам священник радуется тому, насколько иной становится христианская жизнь его паствы. " Имеющий уши слышать да слышит !".

Поэтому "со страхом Божьим, верой и любовью приступим" ко Христу, чтобы лучше понять, что значит "Христос воскрес!" и "Воистину воскрес!". Ведь Он Сам говорит: " истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день " (Ин 6:53-54).

Перевод Елены-Алины Патраковой

А не пора ли нам всем научиться правильно исповедоваться? На вопросы отвечает архимандрит Маркелл (Павук).

Большое количество людей не знает, в чем каяться. Многие идут на исповедь и молчат, ждут наводящих вопросов от священников. Почему так происходит и в чем нужно каяться православному христианину?

– Обычно люди не знают, в чем каяться, по нескольким причинам:

1. Они ведут рассеянную жизнь (заняты тысячами дел), и им некогда заниматься собой, посмотреть в свою душу и увидеть, что там не так. Таких людей в наше время 90%, если не больше.

2. Многие болеют завышенной самооценкой, то есть горды, а потому больше склонны замечать и осуждать чужие грехи и недостатки, нежели свои.

3. Их ни родители, ни учителя, ни священники не научили, в чем и как нужно каяться.

А каяться православному христианину следует прежде всего в том, в чем обличает его совесть. Лучше всего исповедь строить по Десяти заповедям Божиим. То есть во время Исповеди вначале надо говорить о том, чем мы согрешили против Бога (это могут быть грехи неверия, маловерия, суеверия, божбы, клятвы), затем каяться в грехах против ближних (непочитание, невнимание к родителям, непослушание им, обман, хитрость, осуждение, гнев против ближних, неприязнь, заносчивость, гордость, тщеславие, скупость, воровство, соблазнение других на грех, блуд и др.). Советую ознакомиться с книгой «В помощь кающемуся», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым). В труде старца Иоанна Крестьянкина представлен образец исповеди по Десяти заповедям Божиим. Ориентируясь на эти работы, можно составить свою неформальную исповедь.

– Насколько подробно нужно рассказывать о своих грехах на исповеди?

– Все зависит от степени вашего раскаяния в грехах. Если человек в своем сердце обрел решимость больше к тому или иному греху не возвращаться, то он старается его вырвать с корнем и поэтому описывает все до мельчайших подробностей. А если человек кается формально, то у него получается что-то вроде: «Согрешил делом, словом, помышлением». Исключение из этого правила – грехи блуда. В данном случае подробностей описывать не надо. Если священник почувствует, что человек равнодушно относится даже к таким грехам, то может задать дополнительные вопросы, чтобы хоть немного такого человека устыдить и подвигнуть на истинное покаяние.

– Если не испытываешь легкости после исповеди, что это значит?

– Это может говорить о том, что не было подлинного покаяния, исповедь совершалась без сокрушения сердечного, а лишь формальным перечислением грехов с нежеланием изменить свою жизнь и больше не грешить. Правда, иногда Господь не дает ощущения легкости немедленно, чтобы человек не возгордился и тут же не впал снова в те же самые грехи. Легкость также не сразу приходит, если человек исповедует застарелые, глубоко укоренившиеся в нем грехи. Чтобы пришла легкость, надо пролить очень много слез покаяния.

– Если на вечерне были на исповеди, а после службы успели согрешить, нужно ли идти утром опять на исповедь?

– Если это блудные грехи, гнев или пьянство, то обязательно нужно еще раз в них покаяться и даже попросить у священника епитимию, дабы так быстро не совершать прежние грехи. Если же допущены грехи другого рода (осуждение, лень, многословие), то следует во время вечернего или утреннего молитвенного правила искренне попросить прощения у Господа за допущенные провины, а при очередной исповеди исповедовать их.

– Если на исповеди забыл упомянуть какой-то грех, а потом спустя время вспомнил его, нужно ли опять подходить к священнику и говорить об этом?

– Если есть такая возможность и священник не очень занят, то он даже возрадуется за ваше усердие, а если такой возможности нет, то надо записать этот грех, чтобы вновь его не забыть, и во время очередной исповеди раскаяться в нем.

– Как научиться видеть свои грехи?

– Свои прегрешения человек начинает видеть, когда перестает осуждать других людей. Кроме того, видеть свою немощь, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, научает тщательное исполнение заповедей Божиих. Пока человек одно исполняет, а другим пренебрегает, он не сможет почувствовать, какую рану наносят грехи его душе.

– Что делать с чувством стыда на исповеди, с желанием затенить, спрятать свой грех? Будет ли этот скрытый грех прощен Богом?

– Стыд на исповеди – естественное чувство, которое свидетельствует о том, что у человека жива его совесть. Хуже, когда нет никакого стыда. Но главное, чтобы стыд не сводил к формальности нашу исповедь, когда мы одно исповедуем, а другое прячем. Вряд ли Господу будет угодна такая исповедь. Да и каждый священник всегда чувствует, когда человек что-то прячет и формализует свою исповедь. Для него это чадо перестает быть дорогим, таким, за которое он всегда усердно готов молиться. И, наоборот, вне зависимости от тяжести греха, чем глубже покаяние, тем больше священник радуется за кающегося. Не только священник, но и Ангелы на небе радуются за искренне кающегося человека.

– Нужно ли исповедовать грех, который вы стопроцентно совершите в ближайшее время? Как возненавидеть грех?

– Святые отцы учат, что самый большой грех – это грех нераскаянный. Даже если мы не чувствуем в себе сил для борьбы с грехом, все равно надо прибегать к Таинству Покаяния. С Божией помощью, если не сразу, то постепенно мы сможем победить укоренившийся в нас грех. Но не надо себя слишком переоценивать. Если мы ведем правильную духовную жизнь, то никогда не сможем ощутить себя полностью безгрешными. Дело в том, что все мы удобопреклонны, то есть очень легко впадаем во всевозможные грехи, сколько бы раз мы в них ни каялись. Каждая наша исповедь – это своеобразный душ (баня) для души. Если мы постоянно заботимся о чистоте своего тела, то тем более надо заботиться о чистоте своей души, которая намного дороже тела. Итак, сколько бы раз мы не согрешали, надо не медля бежать на исповедь. А если человек не кается в повторяющихся грехах, то они повлекут за собой другие, более тяжкие провины. Например, кто-то привык по мелочам все время обманывать. Если он в этом не будет каяться, то в конце концов может не только обмануть, но и предать других людей. Вспомните, что случилось с Иудой. Он вначале незаметно воровал деньги с ящика для пожертвований, а затем предал Самого Христа.

Человек может возненавидеть грех, лишь ощутив в полноте сладость благодати Божией. Пока ощущение благодати у человека слабое, ему трудно не впасть в грех, в котором он недавно раскаялся. Сладость греха в таком человеке оказывается сильнее сладости благодати. Потому святые отцы и особенно преподобный Серафим Саровский так настаивают на том, что главной целью христианской жизни должно быть стяжание благодати Святого Духа.

– Если священник разорвал записку с грехами, не заглядывая в нее, эти грехи считаются прощенными?

– Если священник прозорлив и умеет читать, что написано в записке, не заглядывая в нее, то, слава Богу, все грехи прощаются. Если же батюшка так делает из-за своей торопливости, равнодушия и невнимательности, то лучше подойти на исповедь к другому или, если такой возможности нет, исповедовать свои грехи вслух, без записи их.

– Существует ли в Православной Церкви общая исповедь? Как относиться к этой практике?

– Общая исповедь, во время которой читаются специальные молитвы из Требника, обычно проводится перед индивидуальной исповедью. Святой праведный Иоанн Кронштадтский практиковал общую исповедь без индивидуальной, но это он делал вынужденно из-за множества народа, который приходил к нему за утешением. Чисто физически, по немощи человеческой, ему не хватало сил, чтобы выслушать каждого. В советское время тоже иногда практиковались такие исповеди, когда один храм был на целый город или район. Ныне, когда количество храмов и духовенства значительно увеличилось, нет нужды обходиться одной общей исповедью без индивидуальной. Мы готовы выслушать каждого, лишь бы было искреннее покаяние.

Архимандрита Маркелл (Павук)
Беседовала Наталья Горошкова
Православная Жизнь

Просмотрено (3388) раз

Похожие публикации