Руководитель федеральной налоговой службы м в мишустин. Двойные стандарты ведомства михаила мишустина

Российская экономика напряглась в ожидании очередной порции американских санкций. Банковские аналитики гадают, каким будет курс национальной валюты по отношению к доллару США этой осенью, а правительство придумывает все новые способы, как переложить финансовое бремя на плечи бизнеса и населения, чтобы сбалансировать бюджет. Самое очевидное в их представлении - повысить возраст выхода на пенсию и усилить налоговую нагрузку, которая, на самом деле, и так предельно высока. Как справедливо декан экономического факультета МГУ Александр Аузан: "Вся наша система налогообложения построена на... эффекте трамвайного вора. Она практически вся косвенная, она вся действует, как радиация: человек не понимает, что у него вынули деньги, он думает, что это бизнес поднимает цены, в то время как это налоги государства, например, и это формирует отношение к бизнесу. Он не понимает, откуда государство берет деньги. Он думает, что берет из нефти, газа, металла, чем-то делится с людьми, а что он отдает 48 копеек с рубля дохода… Это наш официальный расчет, как мы сделали при разработке стратегии ещё в 2011 году. 48 копеек с рубля, больше, чем отдает американец, и примерно столько, сколько отдает средний европеец".

Руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. Фото: Артем Сизов/«Газета.Ru»

В начале августа Путин окончательно утвердил повышение ставки НДС до 20%. Завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин это решение следующим образом: "Рост НДС на 2% фиксирует идеи повышения налогового бремени, которое и так избыточно высоко в нашей стране. И, стоит отметить, при фискальной нагрузке в 35-37% от ВВП экономика России быстро расти не сможет. ... Такой рост налогов должен вести за собой рост цен. Во всяком случае, в этом году рост цен промышленных производителей уже больше 16%, по статистике Росстата".

9 августа стало известно, что помощник президента РФ и бывший министр экономического развития РФ Андрей Белоусов предложил изъять у 14 нефтехимических, химических и металлургических компаний более 500 миллиардов рублей. Это лишь усилило панические настроения в предпринимательской среде. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в письме президенту Путину предупредил , что в случае реализации предложения Белоусова потери российского фондового рынка могут составить три триллиона рублей.

Даже близкие к высшему руководству страны аналитики понимают, что нынешняя налоговая политика, мягко говоря, недальновидна и чревата серьезными рисками в будущем. Например, многолетний советник нынешнего первого заместителя руководителя Администрации президента РФ Сергея Кириенко - методолог Петр Щедровицкий : "Подлинная цель "чиновничества" как класса: превратить все остальное население страны в "налоговую ферму" для сохранения своих социальных привилегий".


Встреча президента РФ Владимира Путина с руководителем Федеральной налоговой службы Михаилом Мишустиным. Фото: www.kremlin.ru

Всё это заставляет получше присмотреться к фигуре главного налоговика страны Михаила Мишустина, который возглавляет Федеральную налоговую службу уже более 8 лет. Один из его предшественников на этом посту Анатолий Сердюков, занимавший также с 2007 по 2012 годы должность министра обороны РФ, наглядно продемонстрировал, какие изворотливые топ-менеджеры руководят этой структурой. Нынешняя налоговая служба России - мегакорпорация из почти 150 тысяч сотрудников и около 1000 подразделений, расположенных в каждом регионе России.

Выступая в июле в Госдуме, Михаил Мишустин радостно отчитался , что поступления налогов в консолидированный бюджет России за первое полугодие 2018 года составили 9,8 трлн рублей, что "на 16,5 процентных пунктов больше, чем за аналогичный период прошлого года". На самом деле, это означает, что у населения денег становится меньше, а у неэффективного и пораженного коррупцией государства - больше. Недаром Татьяна Голикова, до недавнего времени занимавшая должность главы Счетной палаты РФ, еще два года назад назвала близким к исчерпанию резерв экономии за счет населения. При ней же Счетная палата выявила в 2017 году нарушения на 1,9 триллиона рублей. По сути это деньги, отнятые у граждан через налоги, которыми государственные чиновники привыкли сорить направо и налево.

Но вернемся к Михаилу Мишустину. Сейчас ему 52 года, он имеет ученую степень доктора экономических наук. До назначения главой ФНС Мишустин успел поработать руководителем Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), руководителем Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), заместителем руководителя Госналогслужбы. В связи с его назначением главным российским налоговиком в апреле 2008 года, газета "Ведомости" писала , что "бизнес ждет от него снижения административного давления и стимулирования инноваций". Видимо, ждет до сих пор...


Российский бизнес ждет от главы ФНС Михаила Мишустина снижения административного давления уже более 8 лет

В ноябре 2010 года в интервью корреспонденту газеты "Коммерсант" Мишустин так ответил на реплику о том, что его считают "человеком Алексея Кудрина": "Вообще-то крепостное право отменили в 1861 году. Так что рассуждать, кто чей человек, некорректно". Вместе с тем, ему удалось сохранить свой пост после ухода Кудрина из правительства в сентябре 2011 года. По всей видимости, решение оставить его во главе ФНС, было принято, не в последнюю очередь, из-за готовности Мишустина использовать налоговые рычаги для давления на тех, на кого ему укажут. Напомню, что в 2011 году ряд независимых СМИ Санкт-Петербурга пожаловался на подозрительно пристальное внимание к ним налоговых органов. Проверки, которые в течение нескольких месяцев устраивали налоговики явно выходили за рамки обычных инспекций и наносили ущерб повседневной работе журналистов. Как заявил тогда в эфире радиостанции "Эхо Санкт-Петербурга" заместитель директора Агентства журналистских расследований (АЖУР) Евгений Вышенков: "И исполнители, и наши товарищи, и источники из других правоохранительных органов в ГУВД, в ФСБ... говорят о том, что ни для кого не секрет, что это указание главы всей налоговой службы федеральной Мишустина (глава ФСН РФ Михаил Мишустин), все на него кивают, что мы здесь ни при чем, мы маленькие люди".

Об уровне инноваций в работе ФНС при Мишустине свидетельствует симптоматичный скандал, произошедший в 2011 году - тогда умершего двумя годами ранее известного писателя Василия Аксенова пытались вызвать на допрос повесткой из налоговой инспекции. Мишустин даже был вынужден извиниться за нервотрепку, устроенную семье покойного. Произошедшее он объяснил тем, что "данные, которые приходят на обработку в налоговую службу, часто содержат ошибки".

Несмотря на подобные "ошибки", Мишустин не раз заявлял , что "налоговая система РФ является очень либеральной". В качестве одного из ярких примеров людей, оценивших «предсказуемость и прозрачность» российской налоговой системы, Мишустин указал актера Жерара Депардье, принявшего в 2013 году российское гражданство, чтобы платить меньше налогов на своей родине. На Гайдаровском форуме-2013 Мишустин вместе с Анатолием Чубайсом и вовсе назвали Депардье "победой российской налоговой системы". Между тем, в июле этого года СМИ сообщили , что судебные приставы не смогли взыскать с Депардье долги по налогам в Саранске, где он формально прописан.

"Предсказуемое и прозрачное" ведомство Мишустина оказалось втянуто и в дело юриста Сергея Магнитского, умершего в ноябре 2009 года в изоляторе «Матросская тишина». На Западе арест и смерть Магнитского связывают с тем, что он разоблачил коррупционные схемы по возврату налогов, организованные российскими чиновниками и силовиками и использовавшиеся для масштабного хищения бюджетных средств. В т.н. "Список Магнитского", в числе прочих, вошли несколько влиятельных руководителей ФНС. В марте 2012 года бывший начальник антикоррупционного отдела ФНС Сергей Василенко заявил Business FM, что выявленные Магнитским злоупотребления в налоговой так и не расследуются. Он также рассказал о серых схемах в 28-й налоговой инспекции, в результате которых российский бюджет теряет 5-10 млрд рублей в год. Эта же инспекция упоминалась юристом Сергеем Магнитским в связи с аферами с НДС.

Подробнее об особенностях функционирования ФНС при Мишустине можно прочесть в публикации издания "Устав" - "О реальной обстановке в налоговых органах, или до чего довёл ФНС Михаил Мишустин" . Насколько достоверна приведенная в ней информация судить не берусь, поэтому здесь ее и не цитирую. Но даже из публикаций вполне лоялистских СМИ видно, что налоговая политика при Мишустине способна серьезно подорвать российскую экономику. Чего, например, стоит выпад главы ФНС в адрес фрилансеров, не требующих поддержки от государства и с трудом зарабатывающих себе на жизнь. В ноябре прошлого года он причислил их к теневому сектору экономики, с которым, как известно, надо всячески бороться.

Сам Мишустин при этом зарабатывает на своем посту очень неплохие деньги. Так, в июне 2010 года он вошел в тройку самых богатых чиновников. Личный доход Мишустина по итогам 2009 года составил 78,6 миллиона рублей, а вместе с женой они заработали 96,5 миллиона рублей. С тех пор его состояние значительно увеличилось, ведь каждый год он зарабатывал еще по 18-30 миллионов (см. данные сайта "Декларатор"). Наверное, можно было бы лишь порадоваться такому талантливому и успешному руководителю налоговой службы, если бы российская экономика росла внушительными темпами, а отечественный бизнес процветал. Но на деле мы видим многолетнюю стагнацию, жесткий прессинг предпринимателей и рост налогового бремени, которое разоряет граждан. Все-таки, чтобы "трамвай" под названием Российская Федерация не развалился на ходу и успешно функционировал, в нем должно быть достаточно обеспеченных людей с толстыми кошельками, способными удовлетворить аппетиты "трамвайного вора", иначе тот оберет до последней нитки каждого пассажира, доведя всех, кто с ним не в доле, до крайней нищеты.

Руководитель Федеральной налоговой службы РФ

Руководитель Федеральной налоговой службы РФ с апреля 2010 года. Ранее с 2008 года был президентом группы компаний UFG ("ОФГ инвест"). Бывший руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (2007-2008), руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (2004-2006), заместитель министра Российской Федерации по налогам и сборам (1999-2004), заместитель руководителя Государственной налоговой службы России (1998-1999). Кандидат экономических наук, действительный государственный советник налоговой службы 2 ранга.

Михаил Владимирович Мишустин родился 3 марта 1966 года в Москве , (по другим данным - в городе Лобня Московской области ).

В 1989 году Мишустин окончил Московский станкоинструментальный институт ("Станкин"), получив специальность инженера-системотехника, после чего поступил в аспирантуру, которую окончил в 1992 году , , .

В 1992 году Мишустин начал работать директором тестовой лаборатории Международного компьютерного клуба (МКК) - общественной некоммерческой организации, ставившей своей целью "интеграцию российских и иностранных компьютерных технологий, а точнее - привлечение западных передовых информационных технологий" (первым президентом МКК стал член-корреспондент АН СССР Сергей Курдюмов, а генеральным директором - главный инициатор создания клуба Левон Амдилян ). Отмечалось, что достаточно скоро в число членов МКК вошли многие фирмы, в том числе и такие крупные, как Hewlett-Packard, Lotus, Borland, Symantec, ZEOS , , , .

В октябре 1993 года Мишустин и Амдилян вошли в число учредителей ЗАО "Международный компьютерный клуб", а в декабре того же года он и Амдилян учредили АО "Интеллектуальные системы". Тогда же, по сведениям "Коммерсанта", Мишустин занял должности заместителя Амдиляна как генерального директора и председателя правления ЗАО МКК , . По другим сведениям, в частности, по данным официальной биографии, заместителем генерального директора МКК Мишустин стал в 1995 году, а в 1998 году возглавил правление Международного компьютерного клуба ,,, . МКК получил известность как организатор Международного компьютерного форума (МКФ) - выставки, именуемой "компьютерной тусовкой". Между тем, эти мероприятия "для узкого круга" охотно посещали представители государственных структур, которые, как писал в 1994 году журнал "Коммерсант-Власть", "как правило, не любят шума и больших скоплений" и при этом были готовы покупать программное обеспечение и компьютерную технику "много, охотно и у всех" .

В 1998 году Мишустин стал сначала помощником по информационным системам учета и контроля за поступлением налоговых платежей руководителя Государственной налоговой службы России Бориса Федорова (в этом качестве "компьютерщик" возглавил осуществляемый при поддержке Всемирного банка проект модернизации налоговой службы РФ) , . Уже в августе того же 1998 года Мишустин был назначен заместителем главы Госналогслужбы. В ранге замминистра Мишустин продолжил заниматься модернизацией ведомства , , , .

"Коммерсант" отмечал, что в постановлении правительства о назначении Мишустина замминистра "было указано: на срок до 1 октября 1998 года". При этом чиновник сохранил свой пост и в сентябре 1998 года, после ухода Федорова и назначения Георгия Бооса главой Госналогслужбы, и в декабре 1998 года, когда ведомство было реформировано в Министерство по налогам и сборам , . В мае 1999 года после отставки премьер-министра Евгения Примакова Боос покинул пост министра, уступив его Александру Починку , , (тот стал членом правительства Сергея Степашина и впоследствии остался министром в кабинете Владимира Путина) , . Сохранил свой пост и Мишустин . Не покинул он его в мае 2000 года, когда на место Починка в правительстве Михаила Касьянова был назначен Геннадий Букаев .

В ранге замминистра по налогам и сборам Мишустин продолжал заниматься развитием информационно-технологический комплекса МНС. Рассказывая о планах министерства, Мишустин в 2000 году заявлял о намерении ведомства "создать сервис, позволяющий добропорядочным гражданам без лишних хлопот реализовывать установленную законом обязанность платить налоги". Имя Мишустина СМИ связывали с подготовкой закона "Об электронной цифровой подписи", а также с разработкой и внедрением принципа "одного окна", упростившего процедуры регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Одним из главных этапов модернизации ведомства Мишустина, предшествовавших запланированному созданию единой электронной базы данных налогоплательщиков, стала закупка министерством новой техники (по данным на 2000 год, лишь 20 процентов налоговых инспекций были оснащены ею в достаточной степени, а в 2001 году более 20 процентов инспекций не имели доступа в интернет) , , , , , . Тем не менее, уже в конце 2002 года МНС называлось в прессе "одним из самых прогрессивных (если не самым прогрессивным) с точки зрения использования современных информационных технологий ведомством страны" .

В 2003 году Мишустин защитил диссертацию "Механизм государственного налогового администрирования в России", став кандидатом экономических наук , .

В марте 2004 года распоряжением возглавляемого Михаилом Фрадковым правительства РФ Мишустин был назначен руководителем Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), входящего в структуру Минэкономразвития РФ (глава ведомства - Герман Греф ) , , . Впоследствии в биографиях чиновника подчеркивалось, что под его руководством начала формироваться единая система учета объектов недвижимости - в частности, сообщалось, что Роснедвижимость "закончила массовую оценку по земле, сформировала оценочные описи по всем земельным участкам в стране". Передача этой информации в Федеральную налоговую службу сделала "возможным введение на всей территории страны в 2006 году нового земельного налога" .

В декабре 2006 года по распоряжению кабинета министров Мишустин занял пост руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). Назначение чиновника на эту должность аналитики склонны были рассматривать как повышение , , . Впоследствии среди успехов Мишустина называли, в частности, открытие двух первых в России ОЭЗ промышленно-производственного типа, семи туристско-рекреационных ОЭЗ и начало строительства объектов инновационной инфраструктуры в ОЭЗ технико-внедренческого типа .

В апреле 2010 года Мишустин распоряжением премьер-министра Владимира Путина был назначен руководителем Федеральной налоговой службы (ФНС) , . Сообщалось, что должность главы ФНС Мишустин рекомендовал министр финансов РФ Алексей Кудрин , ,,, . После назначения нового главы ведомства предприниматели выразили надежду, что Мишустину, как пришедшему из бизнеса чиновнику, удастся "сделать ФНС "более дружелюбной" к российским предпринимателям

Мишустин - действительный государственный советник налоговой службы 2 ранга , автор монографии об информационно-технологических механизмах государственного налогового администрирования и монографии об информационно-технологических основах администрирования имущественных налогов .

В числе хобби Мишустина, "помимо работы и компьютеров", СМИ называли хоккей, в который чиновник регулярно играет сам , . Известен он и как болельщик: сообщалось, что его "часто видели на хоккейных матчах с высокопоставленными чинами из ФСБ и МВД" .

Мишустин женат, он воспитывает двоих сыновей. В 2010 году была опубликована информация о доходах семьи Мишустиных. Сам Мишустин за 2009 год заработал 78,6 миллиона рублей (заработная плата президента группы компаний UFG и доход, полученный им от "консультационной деятельности в этой же компании"). Его супруга, согласно декларации, работала в одной из компаний холдинга UFG, ее совокупный доход составил 17 миллионов рублей и состоял из зарплаты и дохода от средств, находившихся в доверительном управлении в ЗАО "ОФГ инвест". Недвижимость семьи (квартира, жилой дом и четыре земельных участка), согласно данным декларации, принадлежала двум несовершеннолетним сыновьям Мишустиных .

Использованные материалы

Дмитрий Казьмин, Елена Мязина . Богачей прибыло. - Ведомости , 24.06.2010. - №114 (2632)

Дмитрий Казьмин . Обязан донести. - Ведомости , 08.06.2010. - №103 (2621)

Филипп Стеркин, Евгения Письменная, Алексей Никольский, Анастасия Ермакова . Чистки в ФНС. - Ведомости , 07.05.2010

Вадим Вислогузов . ФНС завершает петербургские сезоны. - Коммерсант , 07.05.2010. - № 80 (4380)

Дата и место рождения: 3 марта 1966 года, г. Москва
Образование: Высшее. В 1989 году окончил Московский станкоинструментальный институт (СТАНКИН) по специальности «системы автоматизированного проектирования».
Специальность, ученая степень, звание: Инженер - системотехник, инженер-исследователь. Доктор экономических наук.
Действительный государственный советник Российской Федерации I класса.

Трудовой путь:

С 1989 г. по 1992 г. – аспирант Московского станкоинструментального института.

В 1992 – 1995 гг. – директор тестовой лаборатории Международного компьютерного клуба, в 1995-1996 годах - заместитель генерального директора Международного компьютерного клуба, председатель правления Международного компьютерного клуба.
В августе 1998 года назначен на должность заместителя руководителя Государственной налоговой службы России. С марта 1999 года по март 2004 года являлся заместителем Министра Российской Федерации по налогам и сборам.
С марта 2004 года по декабрь 2006 года возглавлял Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
С января 2007 по март 2008 года руководил Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами.
В марте 2008 года М.В. Мишустин стал президентом группы компаний UFG («ОФГ Инвест») - одной из крупнейших работающих в России компаний в сфере управления активами, прямыми инвестициями, а также паевыми инвестиционными фондами совместно с Deutsche Bank.
6 апреля 2010 года Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина № 507-р "О руководителе Федеральной налоговой службы" Мишустин Михаил Владимирович назначен руководителем Федеральной налоговой службы.
М.В. Мишустин – автор монографии об информационно-технологических механизмах государственного налогового администрирования и монографии об информационно-технологических основах администрирования имущественных налогов.

Непосредственно координирует и контролирует деятельность:

  • Управления кадров
Ведёт вопросы:
  • Осуществляет руководство Федеральной налоговой службой, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Федеральную налоговую службу задач и функций, распределяет обязанности и координирует деятельность заместителей руководителя Федеральной налоговой службы.
  • Организует работу по реформированию системы налоговых органов на основе современных методологических подходов и информационных технологий.
  • Решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе.
  • Непосредственно рассматривает вопросы структур центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы, их соответствия решаемым задачам, кадровой политики и государственной гражданской службы, внутренней безопасности.
  • На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной налоговой службы.
  • Учреждает и награждает в установленном порядке ведомственными наградами, нагрудными знаками и почетными грамотами работников налоговых органов, а также граждан, оказавших им содействие.
  • Координирует вопросы организации обеспечения мероприятий и работ по комплексной защите информации на всех этапах технологических циклов ее создания, переноса на носитель, обработки и передачи в соответствии с единой политикой обеспечения информационной безопасности, контроля за эффективностью предусмотренных мер защиты конфиденциальной информации в налоговых органах.
  • Координирует работу по осуществлению контроля за эффективностью предусмотренных мер защиты налоговой тайны и конфиденциальной информации в налоговых органах.
  • Координирует вопросы защиты сведений, составляющих государственную тайну, организации и контроля безопасности деятельности налоговых органов, осуществлению мероприятий по профилактике правонарушений и проявлений коррупции среди работников налоговых органов, по обеспечению мобилизационной подготовки и гражданской обороны налоговых органов.

Наше издание часто пишет о Михаиле Мишустине – всё-таки федеральная налоговая служба одно из ключевых ведомств в системе гос.управления любого государства. Недавно телеграм-канал «Устинов троллит » опубликовал информацию о том, что якобы по словам злых языков руководство ФНС оплачивает стоп-листы ряду изданий (подробности в канале) – так о чём же именно хотят замолчать в ФНС? Текст получился большой, объёмный, и, самое главное, вдумчивый и рекомендован к внимательному прочтению всем неравнодушным лицам так или иначе связанным с налоговыми органами в России…

О чём не говорят вслух в ФНС

Налоговая служба России – это почти 150 тысяч сотрудников и около 1000 подразделений, расположенные в каждом регионе России. Последние 8 лет ФНС постоянно на слуху: электронная регистрация, сервисная компания, модернизация, открытые сведения, АСК НДС, блокчейн, биг дата, современные программные средства, онлайн кассы, дата-центр в Дубне, облачный «кулак». Если кратко – победы, радость налогоплательщиков, несмолкаемые аплодисменты…

Чем же живут налоговики в регионах, что ждут, о чем мечтают?

Последним их ожиданиям не суждено было сбыться. Мишустин на повышение не ушел. Дело в том, что, начиная с 2016 года руководитель ФНС сидел на чемоданах и ждал «вице-премьерства». Как высказывали мнение ряд источников, Мишустин планировал подсидеть» финансового вице-премьера. Якобы такие слухи распространяло его окружение, у руководителя ФНС появилась уверенность в завтрашнем дне… Его ближайшее окружение было уверено, к лету 2018 года повышение точно случится.

Действительно, живой, эмоциональный (иногда до возбуждения) руководитель, умеющий выступать перед широкой аудиторией, прекрасный пиарщик должен иметь карьерный рост…

Но есть и другой Мишустин (для внутреннего пользования). Его ухода желают из-за отсутствия профессиональных знаний, маскируемого хорошей краткосрочной памятью, из-за неумения работать с кадрами, подобострастным отношением к руководству, хамством и матом в отношении равных себе и подчиненных.

Налоговая служба рассматривается им как место «кормления себя и своих дворовых», как трамплин для будущих карьерных высот. Сотрудники налоговых органов – это инструмент для достижения личных целей. Постоянно требуя от ближайшего окружения новых идей, которые могут понравиться первым лицам страны, Мишустину безразлично как это будет исполняться «на земле». Надо быть сервисной компанией – налоговый инспектор будет работать в субботу; надо протолкнуть онлайн кассы за 50 тысяч рублей – инспекции должны пропагандировать их в местных СМИ и не допускать негатива в адрес ФНС.

Любые публичные выступления Мишустина сопровождаются длительными репетициями не хуже подготовки к Параду Победы, что тоже не вызывает восторга у сотрудников ФНС. Ожидая приема у руководства страны он направляет сотни смс подчиненным, восполняя как отсутствующие знания, так и нежелание погружаться в профессиональную тематику (одни и те же вопросы задаются с разницей в несколько дней).

Конечно, можно возразить – что такого уж необычного в Мишустине?! Сейчас большинство руководителей ведомств такие. Главное, чтобы не мешал работать, платил нормальную зарплату. Москва далеко и высоко, трудись помаленьку…

Но как раз работать сотрудникам налоговых органов не дают.

Информацизация, модернизация и другие умные слова в ФНС

а) Придя в ФНС Мишустин по заведенной им традиции закупил «железо» для территориальных налоговых органов. Но договор на обслуживание этого «железа» был заключен с одной московской компанией. Если в любой инспекции (как в далёком сибирском городке, так и в самой Москве) ломался компьютер, починить его могла только эта компания.

На практике – инспекции (в том числе и столичные) находили местного специалиста для ремонта, оплачивая его услуги «криво». А выбранная ФНС компания только присылала на подпись акты о проведенных работах по техническому обслуживанию, которые само собой не проводились. Вопрос «Куда же ушли деньги?» региональные налоговики не задают. Себе дороже…

Стоит напомнить, что интерес к «кормлению на Айти» у Мишустина появился еще в те времена, когда в гос.службу его лоббировал его .

АИС Налог — 2 и 3

На модернизацию программных средств налоговых органов потрачены миллиарды бюджетных средств. Эти информационных системы должны были совершить прорыв в контрольной работе фискалов. Однако, поступления по проверкам нисколько не увеличились по сравнению с 2008-2009 годами, когда в ФНС под руководством Мокрецова курировала контрольный блок Т. Шевцова.

Внедрение АИС Налог-3 для юридических лиц до сих пор не завершено, Мишустин отложил его до лета 2018 года, в надежде, что этот «долгострой» будет доделывать его преемник. Отчитываясь перед Путиным Мишустин откровенно вводил первое лицо в заблуждение…

Для региональных налоговиков перенос срока только в радость. Вся страна испытала на себе ужас ввода в эксплуатацию АИС Налог-3 для физических лиц – бесконечные ошибки в начислениях имущественных налогов. Третий год налоговые инспекции расхлебывают вал жалоб на неправильно исчисленный налог (за давно проданный или никогда не приобретавшийся автомобиль, земельный участок, квартиру). Сколько сил, нервов и средств потратили миллионы россиян, чтобы доказать истину. Всё это лишний раз бьет по авторитету российской власти.

И если 5 лет назад можно было ссылаться на ошибки в базах данных других ведомств (к чему Мишустин активно прибегал и «топил» своих коллег чиновников), то сегодня ошибки выявляются внутри налоговой биг дата. Это последствия сырой и недоработанной АИС Налог-3.

Автоматизированная система контроля НДС (АСК НДС)

Администрирование налога на добавленную стоимость – «ахиллесова пята» налоговых органов. Возмещение НДС из бюджета или принятие его к зачету – наиболее коррупционноемкая процедура среди налоговиков. Решить проблему с НДС пытались многие руководители, начиная с Г. Букаева. По большей части, безуспешно. Однако, Мишустин пошел дальше всех. Он не только крайне формально отнесся к решению данной проблемы, но и смог освоить на этом миллиардный бюджет. Но обо всем по порядку.

В рамках программы совершенствования налогового администрирования было принято решение о разработке программного комплекса АСК НДС и выделены значительные денежные средства. Результатом применения АСК НДС должен был стать значительный рост поступлений налога на добавленную стоимость.

Однако, АСК НДС – это не самостоятельная информационная система, это только лишь поисковая система в базе данных налоговых органов, позволяющая формировать списки компаний, у которых имеются расхождения по сравнению с счет-фактурами их контрагентов (так называемые «разрывы»). Далее каждая налоговая инспекция должна отработать свои «разрывы» — вызвать директора каждой компании, проверить находится ли организация по месту своего нахождения и, в конце концов, убедить подать уточненную декларацию по НДС (без зачета или возврата). Также требуется найти бенефициара каждой мошеннической схемы по НДС (крупный завод, фабрику, комбинат и т.д.) и доначислить ему неуплаченный налог.

Учитывая отсутствие правовой базы (данные АСК НДС не являются доказательством), судебные перспективы по таким доначислениям в 90% случаев будут неблагоприятными для налоговых органов. Это тяжелый, кропотливый и, к сожалению, бесполезный труд. Поскольку значительное количество «разрывов», а также отрицательная судебная практика влияют на рейтинг каждого налогового органа, а следовательно, и на оплату труда, налоговики стараются под надуманным предлогам отказывать в приеме деклараций НДС по проблемным компаниям.

Тем самым, опять создается «узкое горлышко», которое позволяет мошенникам воровать бюджетные средства, а нечистым на руку налоговикам получать незаконное вознаграждение только лишь за прием декларации НДС.

Результат АСК НДС печален – на разработку якобы программного средства потрачены огромные бюджетные средства, а эффективность администрирования НДС стала еще хуже. Вот она – работа Михаила Мишустина на результат!

Кадровая работа Михаила Мишустина

Мишустин, действительно, не умеет работать с кадрами (есть прошлый негативный опыт). В 2010 году он пришел в ФНС с «футбольной» командой близких и лично ему преданных людей, собранных из Министерства по налогам и сборам и Федеральной службы кадастра недвижимости. Выстраивать отношения с подчиненными без личной преданности он не умеет. Но надо как-то работать. И здесь возникает фигура Игоря Шевченко – главного кадровика ФНС (бывшего прокурора), входящего в ближайший круг Мишустина, его доверенное лицо. Для налоговиков наступает другая жизнь…

Контракт на полгода и на 1 год

С момента образования в 2004 году Федеральной налоговой службы контракты с руководителями региональных управлений заключались на срок до 3 лет. Все остальные сотрудники региональных управлений и инспекций работали на бессрочных контрактах. С приходом Мишустина с помощью Шевченко стали предусмотрены только контракты сроком на 1 год для всего руководящего состава региональных управлений и инспекций (исключение — М. Третьякова из Москвы, Е. Макарова из Подмосковья и некоторые другие близкие и «надежные» люди). Об этих людях читатели телеграм-канала «Устинов троллит» прекрасно знают все подробности… в том числе и об их «схемах» на НДС…

Можно представить сколько ненужной бумажной волокиты появилось у региональных кадровиков. Годичный контракт позволяет Шевченко без объяснения причин, без дисциплинарных взысканий, по своей личной прихоти или корыстной заинтересованности уволить любого из руководителей управлений, их замов, начальников инспекций в связи с истечением срока контракта.

Можно предположить, что это Минфин установил для ФНС годичные сроки контрактов. Но Минфин – крайне консервативное ведомство, и в нём и в Федеральном казначействе контракты с руководящим составом либо бессрочные либо 5-летние. Минфин старается дистанцироваться от кадровой работы ФНС, тем более что Антон Силуанов явно пасует под напором Мишустина. В ФНС даже удивляются тому, что сам Мишустин часто подмечает, что это скорее «Силуанов на подхвате» а не его формальный подчинённый Мишустин.

В последнее время появилась усовершенствованная версия: контракт на 3 месяца или на полгода. Возникает вопрос: если есть сомнения в какой-то кандидатуре, зачем назначать на должность?

Внедрение суперсрочных служебных контрактов можно объяснить борьбой с коррупцией. Но исторический опыт показывает, что отсутствие стабильности государственной службы, наоборот, влечет взрывной рост коррупции. Неуверенный в завтрашнем дне человек воспринимает должность исключительно как место для зарабатывания денег, при этом не гнушаясь противозаконным доходом.

Между тем, только в 2018 году годичные контракты не уберегли от совершения противозаконных действий руководителей Управлений по Курганской, Нижегородской и Тюменской областям. Об этих историях мы в подробностях писали.

Всего с момента прихода Мишустина в ФНС были возбуждены уголовные дела в отношении 9 из 85 руководителей региональных управлений, противоправная деятельность которых была пресечена ФСБ России. Внутренний контроль службы безопасности ФНС, курируемый Шевченко, не сработал. Видимо, не для этой цели вводились срочные контракты…

Близкие люди Михаила Мишустина

Вот что пишет об окружении Михаила Мишустина телеграм-канал «Устинов троллит» :

— из Федеральной службы кадастра недвижимости – В. Морозов из Рязанской области (кум С. Бондарчук – зама Мишустина); М. Третьякова из Москвы, как нуждающаяся получила субсидию на жильё (от покровителя А. Сердюкова перебежала к перспективному Мишустину, присматривается к С. Собянину); М. Вахитов из Башкирии, В. Суханов из Тулы (долго ждал своего часа, но Шевченко обещание сдержал);

— устроены благодаря связям и возможности отблагодарить Шевченко (или его правую руку Сахарука) – А. Гнедых из Карелии (выгнали с должности главы администрации Старого Оскола, давно занимается бизнесом, оформленным на подставных лиц); Д. Бураков — руководитель — долгожитель из Красноярска (должны были убрать еще в 2009 года за незадекларированную зарубежную недвижимость); Е. Макарова из Подмосковья (привезла с собой команду замов из Липецка, по поручению Шевченко назначает на должности контрольных отделов Управления, начальников инспекций и их замов выходцев из Кавказа, отличающихся повышенной договороспособностью и желанием помочь друзьям и родственникам); Л. Аршинцева из Кемерово (подруга С. Андрющенко – зама Мишустина); В. Репин из Омска (никогда не работал в налоговых органах, пришел в должности директора радиозавода); И. Понкратов из Белгорода, Воронежа (якобы «запойный, имеет оформленные на подставных лиц банковские счета и недвижимость за границей, которые часто посещает»); К. Зайцев из Иркутска (без опыта работа в налоговых органах, пришел из Государственной Думы); В. Шелепов из Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону (крупный латифундист, его отец — известный в Ростовской области арбитражный управляющий, большая личная поддержка Мишустина и Шевченко, 5 лет был и.о. в Ростове-на-Дону, но не было согласия на должность губернатора Ростовской области. В 2015 году назначен на Нижегородскую области, разогнал всех местных замов, оставил одного зама — своего человека из Ростова. Мог стать замом Мишустина по банкротству или начальником управления банкротства ФНС. Арестован в марте 2018 года); В. Колесников из Орла (получил субсидию на жилье, фиктивно продав имеющуюся недвижимость, хвастается связями с силовиками, служившими в Орловской области – Колокольцев из МВД, Ядыкин из ФСБ. Устроен замом в Воронеж, имеет амбиции первого лица); В. Вороненков из Ставрополя (череда скандалов от убийства начальника инспекции до незаконного возмещения НДС, в командировки возил любовницу – тихо убрали в 2016 г. и перевели на должность замначальника инспекции в Московской области).

Близкие отношения у Шевченко сложились с руководителями Управлений из Северо-Кавказского округа, в том числе с недавно ушедшим в отставку У. Джабраиловым из Дагестана, где сейчас идет активная зачистка.

Молодая поросль Мишустина

Новые лица – это молодые амбициозные руководители Управлений — назначенцы Шевченко. Их стремительный карьерный рост сопровождается скандалами, зато они умеют достойно отблагодарить старших товарищей. Для 90% населения России сумма, озвученная для назначения на руководящую должность в налоговых органах (от 2 до 8 млн. евро) является космической. Но такова жизнь…

Итак, новые лица: М. Гаджиев из Астрахани (возглавлял отдел по контрольной работе в Управлении по г. Москве, хотел занять место М. Третьяковой, пока отправлен руководить управлением на малую родину); В. Рыжук из Кургана (был замом руководителя в Тюмени, стал руководителем в 31 год, уволил 70% руководящего состава налоговых органов Курганской области, в рабочее время ездил на служебном авто домой в Тюмень. Арестован в феврале 2016 года); А. Шаурин из Владимира (был начальником ИФНС № 36 по г. Москве, привез из Москвы замом девушку Е. Никулину (1987 г.р.), также отличающуюся стремительным карьерным ростом. Считает Владимирскую область стартом для последующего роста до руководителя по г. Москве); С. Гусев (был начальником ИФНС № 51 по г. Москве, привез из Москвы своего зама А. Мирзоева. Зачищает коллектив, использует труд сотрудников Управления для домашней работы в своей квартире. Публично заявляет, что Липецкая область – это временный этап большой карьеры).

Кадровая чехарда федеральной налоговой службы

У Мишустина-Шевченко отсутствует системная кадровая работа. Резерв кадров ФНС – это профанация, которая не имеет никакого отношения к реальным назначениям. Шевченко отказался от утверждения порядка ротации налоговиков, ссылаясь на отсутствие средств. Однако, регулярно за месяц до окончания контракта может предложить руководителю управления просто переехать поработать в другой регион сроком на 1 год (с возможным продлением). Естественно, без предусмотренных федеральным законом выплат.

Ротация по-Шевченко – это ситуация, при которой можно отказаться и остаться без работы, а можно согласиться, ведь будущий коррупционный доход, к которому фактически принуждают, с лихвой окупит затраты на переезд.

Наиболее часто ротируемые руководители региональных управлений: Д. Фотинов (Волгоград – Нижний Новгород – Ростов-на-Дону); Д. Яковицкий (Москва – Тверь – Ярославль); А. Гнедых (Сочи – Коми – Карелия — Ленинградская область – Карелия после неудачного опыта муниципального управления в Белгородской области); А. Легостаев(Алтайский край – Владимир – Новосибирск); Ю. Куриленко (Красноярск – Бурятия – Алтайский край).

Отсутствие какой-либо кадровой политики приводит к тому, что длительное время (более 1 года) не были назначены руководители управлений во Владимире и в Оренбурге. Комичная ситуация сложилась в Марий Эл – за 1 год там поменялось 4 и.о. руководителя. В итоге – назначили на должность руководителя управления начальника инспекции из соседнего Татарстана.

Слабые и непродуманные назначения на такие серьезные должности приводят к тому, что в регионах руководитель работает не более 2 лет, а потом уходит на улицу: С. Бабаеваиз Тамбова, С. Чарушина из Кирова, Б. Хижняков из Липецка.

Полный провал – именно так можно охарактеризовать организацию Шевченко кадровой работы ФНС России. Безысходность, отсутствие мотивации и справедливых кадровых лифтов не способствуют укреплению системы налоговых органов. И показушническим кадровым конкурсом ФНС «Сделай карьеру сам» ситуацию уже не исправить.

Заработная плата налоговиков в регионах.

Третья причина недовольства Мишустиным – это низкая зарплата. Оплата труда сотрудников ФНС состоит из оклада (4-5 тыс. рублей у начальников инспекций), надбавок (стаж, чин, выслуга лет) и системы материального стимулирования (СМС – квартальная премия).

Впервые СМС была выплачена налоговикам при А. Сердюкове, именно он смог выбить и обосновать дополнительное финансирование.

Сейчас средний годовой доход начальника инспекции в регионе около 700 тыс. рублей, включая СМС.

Размер СМС для каждого региона свой и определяется по результатам работы за каждый квартал в соответствии с рейтингами оценки, в которых начисляются баллы. Однако, здоровое соперничество между региональными управлениями превратилось в поощрение особенно близких регионов из-за внедрения аналитического балла. Стабильно первые места в рейтинге у Москвы и Московской области, Башкирии и Татарстана, поэтому и зарплата в регионах может отличаться в разы. СМС у М. Третьяковой составляет не менее 1 млн.рублей в квартал. Среди регионов за место в рейтинге разворачивается настоящая борьба. В ход идет всё – завышение показателей работы, подкуп начальников управлений центрального аппарата ФНС, которые имеют возможность добавить аналитический балл, и конечно, обращение к Шевченко.

К сожалению, регионы не понимают, что львиную долю СМС забирают даже не «богатые» регионы, а центральный аппарат ФНС (ЦА). При М. Мокрецове ЦА ФНС был сокращен до 9 управлений, а зарплаты оставшимся сотрудникам были подняты. За 8 лет руководства Мишустиным ЦА разросся до 21 управления. Соответственно, увеличилась численность центрального аппарата, увеличился фонд оплаты труда и «кусок пирога» от СМС. Поэтому-то и регионы, всегда получавшие в 3-4 раза меньше сотрудников центрального аппарата, стали еще беднее. Парадокс, но сейчас на 1 отдел инспекции приходится 3-4 управления ЦА, прямо как у Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил».

Вот чем живут региональные налоговики, подавляющее большинство которых честно и добросовестно выполняют свою работу.

Они еще надеются на лучшее… Уберите Мишустина…

Мишустин Михаил Владимирович является государственным советником Российской Федерации первого класса, руководителем Федеральной налоговой службы, предпринимателем. Появился на свет в марте 1966 года в Москве . В свои 23 закончил Московский государственный технологический университет "СТАНКИН" . Специализация - инженер-систематический техник. Через три года там же закончил обучение по программе аспирантуры. В 2003 успешно защищает диссертацию и получает статус кандидата экономических наук. Еще через семь лет защищает диссертацию и становится доктором экономических наук. Затем оседает в сфере государственной службы, ведет государственное налоговое администрирование.

Работа в бизнесе

В 1992 Михаил Владимирович начинает работу в некоммерческой испытательной лаборатории Международного Компьютерного Клуба и через год назначается ее управляющим. В 1995 деятель переходит на пост заместителя директора и председателя правления уже не отдельного тестового филиала, а всей организации Международного Компьютерного Клуба. Под его началом к Международному Компьютерному Клубу стали присоединяться крупнейшие иностранные организации, внеслись западные ведущие технологии в сфере информационных технологий, проводилась широко известная выставка Международный Компьютерный Клуб. Международный Компьютерный Клуб ведет свою деятельность вплоть до 2016 года, однако закрывается по причине отсутствия прибыли от организации и сплошных убытках за ее последнее время.

Выступение на пленарном заседании

В 2004-2006 стоит во главе Федерального агентства по недвижимости.

Встреча М.В. Мишустина с лучшими выпускниками факультета

С декабря 2006 по январь 2008 года, Мишустин работает руководителем Федерального агентства по управлению Особыми Экономическими Зонами. Затем в течении двух лет работает директором в независимой управляющей компании по инвестициям, занимаясь фондовым недвижимым имуществом и отвечая за развитие регионального бизнеса.

Встреча с Мишустиным Михаилом

Государственная служба

В 1998 году Мишустин назначается работать в Государственную налоговую службу на должность помощника руководителя по информационным системам. Требования выполнения его задач состояли в контролировании и учете поступления платежных средств. Затем руководитель Государственной службы назначается заместителем министра Российской Федерации по налогам и сборам, где деятель продолжает модернизировать госведомство и вносить технологические изменения. Внедряет цифровые электронные подписи, идентификационные номера налогоплательщиков, технологию "одного окна" и центры, в которых происходила обработка персональных данных. Технология "одного окна" представляет проведение услуг для граждан, касающихся работы налоговых органов, в одном определенном месте (в электронном формате) с минимализированной тратой времени и количеством документов. Деятель объединил местные налоговые службы в единую слаженно работающую систему. Организация стала передовой в пользовании информационными технологиями в РФ, благодаря техническому оснащению и налаженному электронному обмену данных.

В 2004 году Михаила Владимировича назначают руководителем Федерального агентства Роснедвижимости . Находясь на этом посту, он разрабатывает реестр недвижимого имущества и проводит оценочную опись земельных владений на территории РФ, что позволяет Федеральной налоговой службе начать сбор платежей на недвижимость с земельных участков через два года. В этом же году Мишустин по назначению Кабинета Министров становится руководителем РосОЭЗ , открывает особые промышленно-производственные и экономические туристско-рекреационные зоны в Елабуге, Зеленограде, Дубне, Липецке, Зеленограде. Через два года чиновник увольняется с должности руководящего Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами по собственному желанию, подмечено, что это решение обговорено заранее, и руководитель федерального агентства собирался покинуть место сразу после выполнения определенных условий договоренности.

В 2008-ом снова подается в предпринимательское дело и становится партнером крупнейшей российском организации, управляющей инвестициями и активами - UFG Asset Management , работу в сфере бизнеса ведет в течении двух лет. Здесь Михаил Владимирович отвечает за деятельность венчурного фонда.

Начиная с февраля следующего года, Мишустин попадает в резерв управленческих кадров, находящийся под патронированием президента РФ .

Руководитель федеральной налоговой службы

Руководитель Федеральной налоговой службы-Михаил Мишустин

Руководителем федеральной налоговой службы Мишустин становится в апреле 2010 года по рекомендации министра финансов . Он упрощает взаимодействие налоговых служб и предпринимательства. Много занимается информатизацией и технологическим развитием организации. С повышением Михаила Владимировича предприниматели начинают надеяться, что налоговые органы станут лояльнее относится к людям, ведущим бизнес. В это время налоговые службы сокращают частоту проверок в 10 раз, однако эффективность их деятельности повышается за счет аналитической работы и оптимизации сервиса.

В 2014 году Мишустина избрали председателем в области налогового администрирования Организации Экономического Сотрудничества и Развития. Под его руководством Федеральная Налоговая Служба принялась за разработки облачного хранилища данных и сбору актуальной информации о налогоплательщиках. Через 2 года в Дубне и Городце открылись два Центра Обработки Данных, обеспечивающие не прекращаемую работу Федеральной Налоговой Службы .

Михаил Мишустин и

Научная деятельность

Руководитель налоговых органов имеет степени кандидата и доктора экономических наук, диссертации на которые он защищал в 2003 и 2010 годах. Его кандидатская работа посвящена тематике "Механизм налогового администрирования в России ", докторская - "Стратегии формирования имущественного налогообложения в России". В 2008 стал научным руководителем открытого им Института экономики недвижимости при Высшей Школе Экономике. Причем это учреждение предназначалось не только для образовательной деятельности, оно занималось исследовательскими разработками. Через пять лет Мишустин становится научным руководителем факультета налогов и налогообложения Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации .

Семья и хобби

Мишустин воспитывает трёх сыновей.

Михаил любит заниматься спортом, в особенности хоккеем - вместе с Александром Удодовым руководитель по налоговому администрированию играет за команду "Спортима" , иногда приглашающей на частные матчи игроков из Национальной Хоккейной Лиги. Входит в состав наблюдательного совета российского профессионального хоккейного клуба ЦСК , часто посещает матчи.

Публикации

Руководитель Федеральной Налоговой Службы занимается написанием научной литературы. На его счету три монографии на тему информационно-технического администрирования и сорок научных статей на тематику управления кадастра недвижимости, электронных налоговых деклараций, регистрации юридических лиц, информатизации и других нюансах управления налоговой системой.

В Гостях у

Михаил Владимирович Мишустин внес коренные изменения в систему налогообложения и налоговую экономику Российской Федерации, переведя организационную работу на новый современный уровень. Под его руководством над государственной налоговой службой был произведен учет земельных участков и произошло объединение местных инспекций в единую государственную структуру. Руководитель налоговых органов с успехом провел информатизацию и модернизацию налоговой службы, внедрил новейшие технологии, составил реестр недвижимого имущества и усовершенствовал работу системы, создав автоматизированное обслуживание и усовершенствованную организацию.

Окончил Московский станкоинструментальный институт по специальности `инженер системотехник`, аспирантуру этого института, кандидат экономических наук; младший научный сотрудник, аспирант Московского станкоинструментального института.

Похожие публикации