Варианты включения детей с ограниченными возможностями здоровья в деятельность в сфере дополнительного образования и модели специальных условий. Выступление: "Инклюзия и работа с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании " Ресурсы дополнительного образова

Система дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в российской федерации: состояние и развитие

УДК 376(470+571):303.448

В. С. Садовская, М. В. Карпычева

московский государственный университет культуры и искусств

Б статье анализируется материал всероссийского мониторинга состояния региональных систем дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Российской федерации, проведённого коллективом московского государственного университета культуры и искусств. в статье обобщены данные о формах, средствах и методах работы с детьми данной категории в системе дополнительного образования. отмечаются тенденции и перспективы развития системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дополнительное образование, инклюзивное образование, психологическое заболевание, формы и направления дополнительного образования, технологии дополнительного образования, образовательное пространство, индивидуально-личностный подход к обучению детей, содержание и формы образования.

V. S. Sadovskaya, M. V. Karpicheva

Moscow State University of Culture and Arts

SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION: STATE AND DEVELOPMENT

The article presents the results of Russia - wide monitoring of trends and conditions in the system of further education of children with disabilities. It analyses data about forms, means and methods of education used for this group of children under the programs of further education. It highlights trends, problems and discusses opportunities for further development in this area of education.

Keywords: children with disabilities, inclusive education, further education for children, content and forms of inclusive further education, regional educational policy, child-based methods of education.

С целью проведения анализа региональных систем дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья был проведён Всероссийский мониторинг состояния региональных систем дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на территории

Российской Федерации. Приглашение к участию в мониторинге были разосланы всем руководителям субъектов Российской Федерации. Информация была представлена 58 субъектами Российской Федерации из 8 федеральных округов России (не участвовали в мониторинге 25 субъектов РФ).

декабрь 2013 94 - 99

Участники временного научного коллектива МГУКИ считают определяющим объективным фактором в понимании состояния системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья социально-экономическое и финансово-экономическое положение субъектов РФ, которое остаётся одной из актуальных проблем России. Так, например, в Ханты-Мансийском АО ведётся разработка залежей нефти. Небольшая численность населения и высокие доходы в данном автономном округе позволяют успешно решать социальные проблемы. В других регионах нет сырьевых ресурсов, отсутствует развитая промышленность или сельское хозяйство, а численность населения высокая. Экономическое неравенство регионов влечёт и социальное неравенство. С целью выравнивания возможностей, согласно информации Минэкономразвития РФ, в данной ситуации работают механизмы компенсации через межбюджетные трансферты, через расщепление налогов между уровнями бюджетной системы, через делегирование полномочий.

Указы Президента Российской Федерации по увеличению зарплат в бюджетной сфере увеличили нагрузку на региональные бюджеты. Регионы вынуждены переориентировать часть средств на решение данных задач. И это хорошая новость для системы дополнительного образования, поскольку привлечёт в исследуемую сферу более молодых специалистов-педагогов дополнительного образования.

Вторая сторона указанной проблемы состоит в том, что, возможно, регион свои бюджетные средства частично выводит из строительства новых объектов социальной или образовательной сферы.

Здесь следует говорить о «субъективной» роли губернатора (руководителя) региона и о качестве бизнес-элиты региона. Наглядный пример - Калужская область, которая стала депрессивной в постсоветском пространстве, а в настоящее время создаёт промышленный кластер. Здесь появляются современные производства и растут доходы.

К сожалению, прогноза относительно того, когда произойдёт сокращение показателей неравенства регионов, на сегодняшний день нет. Можно предположить, что ещё длительное время в России будут сохраняться дотационные регионы.

Среди 58 регионов РФ на первое место по количеству детей с ограниченными возможностями здоровья вышла Чеченская республика. В рейтинге по объёму доходов эта республика занимает одно из последних мест. Наибольшее количество детей с ограниченными возможностями здоровья в этой республике молено объяснить последствиями военных действий на её территории.

Следующими регионами идут крупные мегаполисы: Санкт-Петербург и Москва; за ними следуют республики Башкортостан и Дагестан.

Однако если количество детей с ограниченными возможностями здоровья отнести к общему количеству населения в этих регионах, то в рейтинге на первом месте останется только Чеченская республика, а последующие места займут республика Марий Эл, Костромская и Калужская области, а также Забайкальский край.

Следует отметить тот факт, что во всех регионах среди детей с ограниченными возможностями здоровья лидируют дети с психическими заболеваниями. В некоторых регионах их процент составляет до 50 процентов от общего количества больных детей. В этом случае говорить о полной социальной адаптации таких детей не приходится, и дополнительное образование только частично может компенсировать социализацию ребёнка в обществе. Данная ситуация является отражением общей картины с психическими заболеваниями в стране. Так, в 1990 году, например, за помощью к психиатрам в России обратились 628 тысяч человек, а через десять лет уже 1,6 миллиона, то есть в два с половиной раза больше .

Наиболее точные данные приводит директор Центра социальной судебной психиатрии имени Сербского. По его данным, помощь психиатров получает ежегодно более

7,5 миллиона россиян.

Речь идёт только о тех, кто обратился в специализированные медицинские учреждения, лечился или наблюдался там. Однако многие пациенты идут в поликлиники общего типа и получают там рецепты на успокаивающие препараты. В результате у нас 75-80% больных с психическими расстройствами оказываются вне официальной статистики.

В 13 регионах России, и в сельской местности, и у городских жителей, заболеваемость психозом существенно превосходит общероссийский уровень. В связи с этим необходимо акцентировать внимание на важном моменте: в 11 регионах достоверно установлена связь между алкоголизмом и психозами, а также умственной отсталостью (хотя, конечно, не только беспробудное пьянство вызывает психические расстройства). Так, показатели заболеваемости психозами, а также численности умственно отсталых (в расчёте на 100 тысяч населения) превышали в 2000 годы средние данные по России в следующих субъектах Российской Федерации: Владимирская, Ивановская, Тульская, Липецкая, Кемеровская, Омская, Сахалинская области, Марийская и Чувашская республики, Алтайский и Хабаровский края1.

По данным научного Центра здоровья детей РАМН, доля совершенно здоровых ребятишек в различных регионах России составляет только от 4 до 10 процентов. То, что наши дети от года к году не здоровеют, не является новостью, об этом последние лет десять неустанно и на всех уровнях твердят педиатры.

Около 40% российских детей рождаются больными и требуют лечения, подчас дорогостоящего. Около 10 миллионов россиян - инвалиды от рождения, которым нужно выплачивать пожизненные пособия . Исследования показали, что при вступлении в брак больные шизофренией, не подозревающие о своём недуге, в 60-70% случаев интуитивно ищут невесту (жениха) с та-

кой же психикой. Если один родитель болен, то вероятность шизофрении у будущего ребёнка 40-60%, но если оба, то она превышает 80%. Так появляются дети с «плохой» наследственностью. Но с уровня 30% рождаемости детей в обществе с генетическими нарушениями начинается необратимое генетическое вырождение нации .

Другой важный показатель в нашем мониторинге - количество детей с ограниченными возможностями здоровья, охваченных дополнительным образованием.

Сразу оговоримся, что данные, представленные некоторыми регионами, вызывают сомнения. Например, в Вологодской области на общее количество больных детей - 4403 - приходится 5133 ребёнка, занимающихся дополнительным образованием. Далее если кто-то занимается по двум направлениям, в этом регионе 1344 имеют психические нарушения. Среди них есть тяжёлые больные, которые вряд ли способны освоить те направления дополнительного образования, которые представили специалисты: естественнонаучное, математическое, художественно-эстетическое, филологическое, общеинтеллектуальное и другие.

Высокий процент (100%) показала и Липецкая область.

Не полные сведения по данному показателю представили Ненецкий АО, республика Ингушетия, Смоленская область, Удмуртская республика и Ханты-Мансийский АО.

Среди направлений дополнительного образования по количеству охваченных обучением детей с ограниченными возможностями здоровья явным преимуществом пользуются: художественно-эстетическое (в том числе декоративно-прикладное творчество) и спортивно-оздоровительное направления. Последнее весьма показательно .

Молено предположить, что победы на Па-раолимпийских играх наших спортсменов способствовали привлечению и развитию спортивно-оздоровительного направления среди детей с ограниченными возможностями здоровья.

Примерно одинаковое количество детей

распределяется по следующим направлениям: социально-педагогическое, естественнонаучное, филологическое, научно-техническое, в том числе информационное.

3,6% детей с ограниченными возможностями здоровья охвачены дополнительным образованием по общепринятому направлению. Эта работа с детьми, отстающими в интеллектуальном развитии.

Более 3% детей с ограниченными возможностями здоровья занимаются по направлениям: физико-математическое, туристско-краеведческое (в том числе историческое).

Менее 2% детей с ограниченными воз-

можностями здоровья охвачены обучением по направлениям: эколого-биологическое, культурологическое, военно-патриотическое.

Следующим показателем состояния дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья являются применяемые формы, способы, технологии в работе с ними.

В приведённых ниже таблицах систематизируются содержание программ дополнительного образования детей с ограниченными возможностями и формы такой работы.

Таблица 1

НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Художественно -эстетическое Музыкальная информация. Декоративно-прикладное творчество: Весёлый карандаш; Чудеса из солёного теста. Живая кисть (китайская живопись)

Научно-техническое Робототехника на основе конструктора Перворобот МХТ. Я исследователь

Информационно-технологическое Информатика и ИКТ. Мир мультимедийных технологий. Б^Ь-дизайн. Цифровое видео. SD-графика и анимация. А^еЬ-мастерская. Компьютерная графика. Музыкальная лаборатория «Тараж-бэнд»

Лингвистическое Русский язык в вопросах и ответах. Волшебные страницы. Занимательный русский язык. Русская письменная речь (проекты) Служба консультаций по русскому языку. Уроки сочинительства. Английский язык с нуля. Литературный перевод с английского языка. Служба консультаций по английскому языку. Немецкий язык

Физико-математическое Служба консультаций по математике. Занимательная математика. Математика - проекты. физика для любознательных: Оптика, Молекулярная физика. Коллекция физических опытов - Механика. Я - исследователь

Эколого-биологическое Биология. Служба консультаций по биологии. География: Планета Земля и земляне; Природа и население России. Естествознание. В удивительном мире химии. Служба консультаций по химии

Туристско-краеведческое Историческое краеведение: История западной России; Древнерусское государство; Средневековье; Древний мир

Направление Содержание направления: дистанционные курсы

Социально-педагогическое В мире профессий. Психология. Основы медицинских знаний. основы обществознания. Подготовка к школе: Азбука; Класс Малышей

Культурологическое История мировых религий. История русской культуры. Мировая художественная культура

Таблица 2

ФОРМЫ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В образовательных учреждениях Игры, конкурсы, викторины, тренинги, индивидуальные творческие задания, комплексы общеукрепляющих упражнений, разработанные с учётом групп здоровья, спортивные клубы, секции, превентивные программы, кружки, занятия по программам объединений дополнительного образования, проектная деятельность, участие в выставках, фестивалях, конкурсах, экскурсии, акции, декады, внеурочная деятельность индивидуальная и групповая формы работы, работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания и другое.

В учреждениях дополнительного образования Творческие объединения, секции, кружки, игры, конкурсы, викторины, экскурсии, акции, декады самостоятельная работа, пленэр, тренинг, лекция, учебные игры, ролевые игры, деловые игры, репетиция, тренировка, практическая работа, зачёт и др.

В учреждениях социальной поддержки Творческие объединения, кружки.

В учреждениях культуры Клубная деятельность, класс ремесла, творческие объединения, кружки школа искусств, музыкальное, художественное, хоровое отделения, творческие коллективы, Театр «Жест» и другое.

На дому Превентивные программы.

С помощью моделей дистанционного образования Проектная деятельность, занятия по программам мультипликации и робототехники, участие в конкурсах, виртуальные экскурсии, выставки, дистанционные курсы и другое.

Подводя итоги состояния системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, можно отметить, что важнейшей составляющей образовательного пространства Российской Федерации является именно дополнительное образование детей и молодёжи, которое сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одарённых детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.

Во многих регионах реализуются долгосрочные целевые программы по поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация этих мероприятий направлена на обеспечение занятости обучающихся через формирование государственных и муниципальных заданий на реализацию досу-говых и образовательных программ по месту жительства, формирование модели республиканских и межшкольных муниципальных ресурсных центров дополнительного образования, разработку модельных программ по социализации обучающихся средствами программ дополнительного образования, повышение квалификации работников дополнительного образования, а также на расширение спектра конкурсов продуктивного образования и иных мероприятий всероссийского, регионального, муниципального и школьного уровней для выявления одарён-

ных и талантливых детей в различных сферах деятельности.

Реализуются также программы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, укрепляющие межпредметные связи, которые одновременно являются коррекционными, так как способствуют развитию личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Программы составлены таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для обучающихся уровне.

С учётом индивидуально-личностного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья каждому ребёнку предоставляется право выбора вида и содержания творческой деятельности .

В течение последних нескольких лет в Российской Федерации делается ставка на развитие адаптационного потенциала и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья посредством иппо-канис, эко-терапии. В целом региональная образовательная политика в Российской Федерации в области дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на удовлетворение потребности обучающихся в изучении программ дополнительного образования различных направленностей; воспитание качеств личности, востребованных в условиях современной социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране.

Примечания

1. Авдеев Р. Ф. философия информационной цивилизации. Москва, 2004.

2. Китов Ю. В., Смирнов А. Н. Стандартизация деятельности руководителя организации культуры: основные подходы к решению проблемы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. - № 4 (54). - С. 192-195.

3. Ковальчук А. С. Социально-культурная деятельность: педагогические ресурсы. Ростов-на-Дону, 2011.

4. Молодёжь 07: Надежды и разочарования. Москва, 2008.

5. ремизов в. а. Социальная экология личности. Москва, 2004.

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое?

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим.

Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.

Трехзвенная шкала ограниченных возможностей

Это - британский ее вариант. Шкала была принята в восьмидесятых годах прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения. Она включает в себя следующие ступени.

Первая - носит название "недуг". Речь идет о любой утрате или аномалии (психологической/физиологической, анатомической структуры или функции).

Вторая ступень подразумевает пациентов с дефектами и потерей способности исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных людей.

Третья ступень - недееспособность (инвалидность).

Виды овз

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов. Остановимся на них более подробно.

1. Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2. Нарушения в сенсорных функциях. Это - зрение, слух, обоняние и осязание.

3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4. Изменения статодинамической функции.

Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества. Их отличают те или иные отклонения и нарушения развития. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания.

Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

Дети, с нарушениями:

  • слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речи (разные степени);
    интеллекта;
  • задержкой психоречевого развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Четыре степени нарушения здоровья

В зависимости от того, какова степень нарушения функций и возможностей адаптации, можно определить степень нарушения здоровья.

Традиционно выделяют четыре степени.

Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.

Вторая степень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.

Третья степень нарушения здоровья. Она соответствует второй группе инвалидности у взрослого. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.

Четвертая степень нарушения здоровья. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и, зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Это первая группа инвалидности у взрослого. Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.

Проблемы развития детей с ОВЗ

Это особая категория. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно.

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении.

Социальная политика государства в области инклюзивного образования

В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Что это такое и какие проблемы решаются, рассмотрим немного позднее. Пока же отметим следующее.

Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения. Рассмотрим это более подробно.

Инклюзивное образование

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.

Создание «безбарьерной» образовательной среды

Базовая проблема инклюзивного образования - создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило - доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации.

В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности.

Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.

Проблемы и трудности инклюзивного образования

Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям.

Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за "своего".

Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.

В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с "особенным" ребенком.

В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в школе

Приоритетная задача современного инклюзивного образования - усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.

С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития.

Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога.

Поэтому дети с ОВЗ в школе не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий.

Основные направления работы в системе инклюзивного образования

Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо работать по следующим направлениям.

Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это - индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания.

В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ.

В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик.

В-пятых, одна из необходимых форм работы - работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:

  • активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение;
  • проводить консультирование родителей;
  • обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи;
  • организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.

В целом, необходимо отметить, что инклюзивное образование в России только начинает развиваться.

Социально-позитивная деятельность организация

дополнительного образования детей с детьми с ОВЗ.

В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов министерства образовании Российской Федерации.

Законодательное закрепление вопросов, связанных с обеспечением надлежащих условий для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, нашло отражение в Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании».

Закон «Об образовании» утверждает государственные гарантии на получение образования лицам с отклонениями в развитии и гарантирует им:

  • воспитание и обучение;
  • социальную адаптацию и интеграцию в общество.

В решении коллегии Министерства образования РФ от 18.01.2000г . №1-2

«О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья » говорится, что основная задача , стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей данной категории, - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, к подготовке к полноценной жизни в обществе.

Коллегия, в частности, решила обратить особое внимание на:

  • интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников;
  • допрофессиональную подготовку детей с ОВЗ в целях обеспечения их социальной незащищенности;
  • разработать систему мер по активизации работы с детьми с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования детей;
  • усилить взаимодействие образовательных учреждений с семьями детей с ОВЗ;
  • активнее вовлекать детей с ОВЗ в подготовку и проведение массовых мероприятий с учащимися, участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах и других формах дополнительного образования на муниципальном, федеральном и международном уровнях.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.

Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В самом деле, обучение и воспитания такого ребенка во многом затрудняется по причине того, что с ранних лет он воспринимает окружающий мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду, что порождает его стремление «спрятаться», уйти в сторону. Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто. Проект инклюзивного образования, активно развивающийся в наши дни, характеризуется слишком стремительным «вхождением» ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в мир более здоровых сверстников. И часто к такому взаимодействию обе стороны оказываются в равной степени не готовы. И причина не в отсутствии специальных условий или организации средового пространства образовательного учреждения. Эту проблему решить можно и нужно.

Для детей, которые по состоянию здоровья, не могут посещать ДОУ и обучаться в общеобразовательных учреждениях и спец. учреждениях (т.к. отсутствует на территории нашего района) на базе ЦДОД «ЮНИТЭР» с согласованием Зам. главного врача по детству и родовспоможению Рузаевской ЦРБ, была создана группа детей кратковременного пребывания с ограниченными возможностями здоровья и развития «Надежда. Прием осуществляется на основе личного заявления родителей, занятия проводятся в первой половине дня и в присуствии родителей. Причиной отказа в приеме может служить отсутствие вакантных мест и противопоказания медицинских работников.

Группа осуществляет свою деятельность на основе плана работы, утвержденного администрацией Центра по согласованию с директором ЮНИТЭР.

Занятия осуществляется по расписанию, утвержденному директором Центра. Начало учебного года - 1 сентября. Окончание учебного года - 31 мая.

Обучение проводится по следующим направлениям:

Дефектология

Развитие речи;

Занятия по формированию ЗОЖ.

Занятия проходят на основе разработанных программ.

  1. «Учимся говорить»
  2. «Человек и его здоровье»
  3. «Доброе слово»

Реализация образовательных программ в группе предполагает использование следующих приемов коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии:

Игровая деятельность (способствующая развитию умения общаться друг с другом);

Физическое воспитание (развития общей и мелкой моторики, коррегировать физическое развитие и двигательный аппарат);

Изобразительная деятельность (лепка, аппликация);

Психогимнастика и релаксация (позволяющих снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук).

Формирование элементарных математических представлений (дочисловой период)

Работа ведётся в течение 3 лет.

Основные проблемы возникают при попытке преодолеть барьер между ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, членами его семьи и обществом, лишенным конкретного недуга. Система школьного образования при этом является более жесткой системой, так как сама организация школьного обучения предполагает следования обязательному ряду правил, помогающих педагогу выстроить отношения по принципу «учитель – класс». Но процесс объединения одноклассников, в числе которых находятся дети с ОВЗ в единую, цельную общность детей происходит иначе. Дети остро и непосредственно реагируют на «непохожесть» другого, и при малейшем изменении отношения взрослого к такому ребенку, начинается изоляция и отторжение «гадкого утенка». В системе внешкольной работы эта проблема решается двумя способами. Во- первых, сама организация дополнительного образования предполагает иное, индивидуальное взаимодействие педагога и воспитанника. Во-вторых, в процессе занятий допускается и активно приветствуется присутствие любого из членов семьи детей с ОВЗ. Ощущая реальную поддержку взрослого, у ребенка возникает комфортное восприятие окружающего пространства, снижается тревожность и страх. Это в большей степени способствует максимальному раскрытию возможностей воспитанника, так как преодолевать барьер социализации в процессе занятий уже не требуется

В Центре дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»» накопился небольшой опыт работы с детьми с ОВЗ. Но прежде чем появился реальный результат, коллективу образовательного учреждения пришлось немало потрудиться.

Вначале были намечены задачи работы с данной категорией детей, определившие впоследствии приоритетные направления деятельности.

Особый вопрос - расширение социального партнерства. При эффективном сотрудничестве с другими учреждениями, в том числе медицинскими, происходит формирование контингента детей. Осуществляется тесное сотрудничество с настоятелем Храма Николая Чудотворца о. Григорием (проведение праздников, бесед, оказание спонсорской помощи)

В настоящее время в нашем Центре занимаются 16 обучающихся. Это -дети с задержкой психического развития, дети с различными отклонениями в развитии, дети с ослабленным здоровьем. Для детей создаются все необходимые условия для развития личности. К формам занятий, применяемым Центром «ЮНИТЭР» в работе с детьми, относятся интегрированные формы, индивидуальные встречи, групповые специализированные занятии: «Птицы вестники весны», «Как хлеб на стол пришёл». Также обеспечивается психологическая поддержка и членов его семьи. Стало уже традиционным на Пасху посещение воспитанниками «Надежды» Рузаевского храма Николая Чудотворца. На занятиях дети приобретают опыт социализации, адаптируются в обществе сверстников, пробуют определить собственное место и роль в окружающем мире. Снова касаясь темы создания ситуации успеха для детей данной категории, следует подчеркнуть острую необходимость предоставления им возможности демонстрации окружающему миру собственных умений и способностей. Для этого проводятся праздники, творческие конкурсы, фестивали:.«Рождественские посиделки», «День матери», «Масленница» и др.. Организована экскурсия на хлебокомбинат.

Воспитанники «Надежды» активно участвует во Всероссийских, республиканских и муниципальных фестивалях, конкурсах и выставках и награждаются грамотами и дипломами различного уровня.. За 3 года работы решением медицинской комиссии разрешено посещение МБОУ Рузаевки и Рузаевского района-12 обучающимся «Надежды, двум- решением медицинской комиссии разрешено посещение вспомогательной школы в г. Саранск. Это и есть результат той социально-позитивной деятельности организация дополнительного образования детей с детьми с ОВЗ, в процессе которой они социализировались и адаптировались в обществе сверстников.

Хотелось бы, чтобы для более полной работы с детьми данной категории была оказана помощь в:

  1. Оформлении и оказании нормативно - правовой базы
  2. Разработке образовательных программ.
  3. Осуществлении финансирования в достаточном объеме.

  • 5. Научные основы специальной педагогики: философские и социокультурные.
  • 6. Научные основы специальной педагогики: экономические и правовые.
  • 7. Научные основы специальной педагогики: клинические и психологические.
  • 8. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний.
  • 9. Выдающиеся ученые-дефектологи – научная деятельность и вклад в развитие дефектологической науки.
  • 10. Личность педагога системы специального образования.
  • 11. Основы дидактики специальной педагогики.
  • 12. Понятие особых образовательных потребностей.
  • 13. Содержание специального образования.
  • 14. Принципы специального образования.
  • 8. Принцип необходимости специального педагогического руководства.
  • 15. Технологии специального образования.
  • 16. Методы специального образования.
  • 17. Формы организации обучения.
  • 18. Формы организации коррекционно-педагогической помощи.
  • 19. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
  • 20. Современная система специальных образовательных услуг.
  • 21. Психолого-медико-педагогическая комиссия как диагностико-консультативный орган: нормативно-правовая база, цели, задачи, состав.
  • 22. Медико-социальная профилактика нарушений в развитии.
  • 23. Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
  • 24. Медико-педагогический патронаж детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
  • 25. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
  • 26. Школьная система специального образования.
  • 27. Профессиональная ориентация лиц с ограниченной трудоспособностью.
  • 28. Система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью.
  • 29. Система начального, среднего и высшего профессионального образования для лиц с отклонениями в развитии.
  • 30. Дополнительное образование лиц с нарушениями в развитии.
  • 31. Социально-трудовая реабилитация лиц с ограниченной трудоспособностью.
  • 32. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья.
  • 33. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии.
  • 34. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.
  • 35. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики.
  • 36. Интегрированное и инклюзивное образование.
  • 30. Дополнительное образование лиц с нарушениями в развитии.

    Система дополнительного образования, получила развитие в 90-е годы 20 века. Учреждения дополнительного образования разделяют детей по их индивидуальным способностям и интересам. Для большинства детей создаются оптимальные условия обучения, в которых они реализуют свои способности, осваивают новые программы.

    Деятельность учреждений дополнительного образования, детей строится на принципах: дифференциация, индивидуализация, вариативность образования; развитие творческих способностей детей; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при включении их в различные виды деятельности; ориентация на потребности общества и личности обучающегося; возможная корректировка учебной программы с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образования личности, возможности адаптации ее к современной социокультурной среде.

    Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей характеризуется особенностями: занятия проводятся в свободное от учебы время; нарушения слуха не является причиной для отказа от приема в учреждение дополнительного образования; обучение организуется на добровольных началах всех сторон; психологическая атмосфера носит неформальный характер, не регламентируется стандартами; допускается переход уч-ся из одной группы в другую.

    Таким образом, образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования имеет развивающий характер , направлен на развитие природных задатков, реализацию интересов детей и развитие у них общих, творческих и специальных способностей.

    Основная задача педагога дополнительного образования - воспитать веру ребёнка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.

    В учреждениях дополнительного образования возможно применение вариантов дифференциации: комплектование учебных групп однородного состава; внутригрупповая дифференциация (делят по уровням познавательного интереса); профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций для детей.

    Главная цель дополнительного образования – персонифицировать стандартизированную государством и обществом образовательную деятельность, придать ей личностный смысл. При этом часто используют технологию проблемного обучения, которая предполагает следующую организацию: педагог создает проблемную ситуацию, организует поиск путей ее решения; ученик ставится в позицию субъекта обучения, разрешает проблемную ситуацию, приобретая новые знания, способы действия. Главное в технологии- направленность обучения на речевое общение. Основной метод обучения – диалог, речевое общение. Главная методическая особенность - субъектная позиция личности.

    Лицо с ОВЗ - лицо, имеющее физический и/ или психический недостаток, который препятствует освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

    Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

    Система дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ направлена на воспитание и социализацию личности ребенка, коррекцию его психических и физических функций, выявление, развитие и поддержание творческих способностей. Программы дополнительного образования решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

    Формирование и развитие творческих способностей учащихся;

    Удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

    Обеспечение духовно-нравственного воспитания учащихся;

    Выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

    Профессиональную ориентацию учащихся;

    Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

    Подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

    Социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

    формирование общей культуры учащихся.

    Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся.

    Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями учащихся. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются по следующим направленностям (профилям):

      естественнонаучное, включая эколого-биологическое

      техническое творчество, включая робототехнику

      туристско-краеведческое

      художественное (танцы, изо, музыка, литература и др.)

      физкультурно-спортивное (массовый спорт, общая физическая подготовка, школьный спорт)

    Программы дополнительного образования нуждаются в адаптации для детей с ОВЗ.

    Задачи адаптации программы связаны с решением проблем:

    Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в оценке их личностных характеристик, формировании адекватного представления о социальных ограничениях и возможностях их преодоления;

    Организация индивидуального маршрута в детско-взрослых сообществах по программам дополнительного образования, ориентированным на интересы и возможности ребёнка;

    Развитие клубных форм обучения и взаимодействия со сверстниками;

    Помощь детям и родителям в преодолении стереотипов мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых инвалидностью;

    Выявление творческого потенциала обучающихся-инвалидов, путём включения в разнообразные виды деятельности совместно со здоровыми детьми (экскурсии, посещение зрелищных мероприятий, викторины, тренинги, беседы);

    Оказание психологической помощи детям, их родителям в развитии навыков общения для психологической ориентации инвалидов на выход из пассивного социального состояния.

    Основные направления реализации адаптации программ дополнительного образования детей

    Важнейшей задачей участия ребёнка инвалида в программах дополнительного образования является расширение сферы его самостоятельности, под которой понимается преодоление им обособленности за счёт снятия комплекса неполноценности, приобретение навыков коммуникации и умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач. Основным направлением адаптации программы дополнительного образования детей является обеспечение и сопровождение развития творческого потенциала детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

    Включение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в программы дополнительного образования оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации, расширяет коммуникативные связи, возможности их интеллектуального и физического развития, в связи с чем, возможности их принятия здоровыми сверстниками в едином детско-взрослом сообществе возрастает.

    Методы, используемые для адаптации программы дополнительного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:

    Проведение опросов, бесед, тестирования для определения особенностей психической деятельности и личностных характеристик детей-инвалидов и детей с ОВЗ для занятий по программам дополнительного образования;

    Беседы с детьми и их родителями о здоровом образе жизни, о возможностях сохранения и самовосстановления здоровья, о направленностях программ дополнительного образования;

    Проведение педагогом дополнительного образования консультаций детей и родителей о направленностях и особенностях программ дополнительного образования;

    Организация знакомства представителей детско-взрослого сообщества, в том числе в дистанционном режиме;

    Проведение психолого-педагогических тренингов на повышение самооценки, функциональная тренировка поведения;

    Проведение занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения в стандартных ситуациях: проведение игровых программ и массовых игр: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях;

    Организация экскурсий, в том числе имеющих образовательную направленность;

    Дистанционные формы участия в программе и взаимодействия с детско-взрослым сообществом.

    Никитина Наталья Васильевна

    Сфера-не имеющая границ !

    На базе Центра детского творчества с 2011по2013 год функционировал семейный клуб «Росток» для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями . Мне довелось поработать с особыми детьми с их семьями. В обществе бытует мнение, что если ребёнок инвалид значит он ненормальный, но столкнувшись один на один с особыми детьми, я поняла, что так думают невоспитанные люди, не умеющие ставить себя на место других. Дети занимались с разными диагнозами заболеваний : ДЦП, аутисты, дауны, с нарушением речи, слуха, зрения, был мальчик, у которого на руке частично отсутствовали пальцы, да может быть такие дети не сильны в математике, физике, в гуманитарных науках, но творчество для особых детей это огромная доступная сфера деятельности , где не существует никаких ограничений .

    Ежемесячно проводились заседания семейного клуба «Росток» , где оказывалась информационно - консультативная, психологическая поддержка семьям. Тематика была разнообразная : «Коммуникативное развитие детей » , «Моя семья - моя радость» , Воспитание в христианских традициях», «Сюжетно-ролевые игры в воспитании детей » . В работе клуба обсуждали темы : «Иппотерапия-путь к здоровью» , «Как проводить массаж в домашних условиях» , «Познаю себя и других» где выступали специалисты ГУЗ «Николаевская ЦРБ» , знакомили с новыми методами и приёмами в технике массажа, показывали лечебную оздоровительную гимнастику.

    В ходе занятий по развитию творческих способностей дети учились через средства художественной выразительности контролировать и выражать своё эмоциональное состояние, создавать самим себе положительное настроение. Наблюдалась положительная динамика в развитии детей , дети преодолевали психологические барьеры замкнутости и отчуждённости, учились быть более самостоятельными, организованными.

    С детьми проводились игры на знакомство, на снятие эмоционального напряжения, конкурсы, викторины. Дети получали интеллектуальное, культурное, эстетическое и физическое развитие, преодолевали социальное отчуждение через взаимопомощь и взаимовыручку.

    Творчески дети развивались, делая различные поделки из природного и бросового материала, принимали участие в культурно – досуговых социальнозначимых мероприятиях : «День матери» , «Осенние посиделки» , «Новогоднее представление» , «Рождественские посиделки» , «Рождественская ёлка» . Интересно и разнообразно проходила декада инвалидов с 1 по 10 декабря, дети вместе с родителями участвовали в праздничных, спортивно - развлекательных мероприятиях : «Пожелаем друг другу добра » , «Если хочешь быть здоров – с нами занимайся» , «День именинника» , «Игротека» в викторинах «Волшебный мир сказок» . Дети участвовали в конкурсе рисунков : «Природа и мы» «Птицы наши друзья» , мастер – классах, по изготовлению поделок из солёного теста, где были отмечены грамотами Куркин Илья, Буртаев Данил, Ларина Наталья, Аширов Ильдар.

    Проводились районные и областные агитпоезда «За здоровый образ жизни » , для участия приглашали специалистов с ГУЗ «Николаевская ЦРБ» , на которых проводились тренинги с родителями, конкурсно - познавательные мероприятия, благодаря которым, дети получали положительные эмоции, чувство сплочённости.

    Сенсорная комната представляет собой помещение, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами , самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее.

    Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки» , создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат.

    Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) в сенсорной комнате оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека : как расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.

    Большое внимание уделялось проведению социокультурных мероприятий : «День защитника Отечества» , «Международный женский день» , «Международный день семьи» , «День защиты детей » , «День знаний» , «Осенние посиделки» , «День матери» , «Декада инвалидов» , «Новогоднее представление» , «Масленица» , «День именинника» .

    Дети посещали цирк, кукольные спектакли.

    В летний период с июня по август проходило оздоровление детей в лагере дневного пребывания под названием «Парус надежды» . Лагерь посещали дети с ограниченными возможностями , дети из малообеспеченных и многодетных семей.

    Направление смен :

    Культурно - досуговое;

    Художественно - эстетическое;

    Эколого-краеведческое;

    С детьми проводились конкурсы на лучшую отрядную газету, игры на знакомство и снятие эмоционального напряжения. В течение всех смен дети получали интеллектуальное, культурное, эстетическое и физическое развитие. С целью изучения и сохранения природы родного края проводились экскурсии в лес, в сквер, к реке в парковую зону, где дети сочетали отдых с трудом, очищая территории от мусора. Дети посещали местный краеведческий музей, изучая историю Николаевского района, историю образования села Николаевка .

    В целях повышения культуры воспитания, дети посещали детскую библиотеку, культурно - досуговый центр МКДЦ. С детьми проводились познавательные викторины о природе, животном мире, о птицах, об истории родного края. Дети принимали активное участие в конкурсных программах и праздниках «Гинес- шоу» , «Уроки вежливости» , «Судари и сударыни» , «Праздник русской берёзки» , «Русский сувенир» , «Прощальный карнавал» . Забавляли ребят игры- эстафеты «Там на неведомых дорожках» , игры- путешествия «Земля наш общий дом» , игры на внимание «Весёлые мартышки» , «Бананы» , «Скачки» , «Рыбки» и др. Для развития двигательной активности проводились подвижные игры «Северные олени» , «Гусеница» , «Карусель» , «Кошки- мышки» и др.

    Педагоги центра детского творчества проводили с детьми мастер-классы по изготовлению объёмных поделок из природного и бросового материала, аппликаций из цветной и гофрированной бумаги, рисовали рисунки в разных техниках исполнения : «монотипия» , «по мокрому листу, цветными мелками на асфальте, пальцами руки по листу, благодаря которым развивается мышление, память, мелкая моторика пальцев рук.

    В дополнительном образовании могут найти себя как обычные дети, так и дети особые с ограниченными возможностями , а также их родители, бабушки и даже дедушки. Особые дети очень способные, у них доброе сердце и большая открытая душа, надо только почувствовать это, увидеть, и соприкоснуться. Надо научиться видеть в каждом человеке божественную сущность, тогда мнение о ненормальных детях, людях раствориться.














    Мы можем факелом гореть тепло и свет, даруя, людям,а можем пнем трухлявым тлеть,если себе служить лишь будем.

    В. Николаева

    Похожие публикации