Проблемы школьников: стандартные ситуации и выходы из них.

Причины трудностей обучения в начальной школе.
В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе.

Мнение родителей часто сводится к следующему: особенности обучения в современной школе связаны с всё нарастающим объёмом информации, значительной интенсификацией прохождения материала, с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Подобные условия обучения предъявляют к организму младшего школьника самые высокие требования.

Учителя должны знать, что п ричины, по которым дети не успевают в начальной школе, чрезвычайно многообразны, плавно перетекают одна в другую, да еще и встречаются, как правило, не изолированно, а в совокупности. Учителей в первую очередь волнует вопрос, каким образом в условиях общеобразовательной школы создать предпосылки для оптимального развития каждого ребёнка, в частности для тех, кто испытывает те или иные трудности в обучении? Это тем более важно, что пробелы в знаниях, образовавшиеся в начальном периоде обучения чтению, письму, математике, как правило, приводят к серьёзным проблемам на последующих этапах обучения. Очень важно, чтобы дети прошли этот тяжёлый путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учёбе, не потеряв веру в себя, в свои силы.


Причины школьных трудностей очень условно можно разделить на биологические , социальные и эмоциональные .

Биологические:
1.
Часть детей приходит в первый класс, не достигнув уровня школьной зрелости .

Если, вопреки рекомендациям специалистов, такие дети все-таки попадают в первый класс раньше, чем достигнут уровня школьной зрелости, они просто обречены на отставание. Как правило, подержав таких детей еще год дома, внимательно занимаясь с ними, удается существенно снизить риск, а то и вовсе предотвратить их неуспеваемость в начальной школе.

2. Соматически ослабленные дети.

Их школьная зрелость несомненна, уровень интеллекта достаточно высок, календарный возраст соответствует обучению в первом классе, но они часто болеют и пропускают занятия, быстро устают и к третьему-четвертому уроку уже не способны ни на чем сосредоточиться, а следовательно, вторая половина школьного дня проходит для них впустую. Такие дети, разумеется, должны посещать школу, но нуждаются в специальном режиме и системе реабилитационно-закаливающих мероприятий.

3. Леворукостъ ребенка .

Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой. Леворукость - не болезнь. Не из-за леворукости как таковой, а от того, что у этих детей есть неблагоприятные факторы в развитии, которые могут определять повышенную возбудимость, трудности концентрации внимания, более позднее созревание познавательных функций (речи, моторики, восприятия, мышления, памяти). Все эти особенности проявляются и у праворуких детей, имеющих факторы риска в развитии.

В чём причина проблем леворуких детей и насколько велико значение леворукости в возникновении этих поблеем?

Первое, на что следует обратить внимание: неправильный (очень напряженный и неэффективный) способ держания ручки. В результате формируется очень напряженный и очень медленный способ письма с неровными, неправильными буквами, больше похожими на каракули. Из-за постоянного напряжения и невозможности успеть за темпом работы в классе накапливаются и другие проблемы. К трудностям чисто технического навыка письма быстро прибавляются пропуски, замены, недописывания, а осложняет ситуацию волнение, тревожность, страх неудачи, негативное отношение окружающих взрослых к леворукости – все то, что ребенок не в силах изменить сам. Естественно, это приводит к ухудшению психического здоровья, что, в свою очередь, становится причиной резкого снижения работоспособности, повышенной утомляемости, нарушению концентрации внимания. А результат – ухудшение почерка, ошибки, пропуски, недописывания, проблемы на контрольных (не успевает, плюс волнуется, плюс быстро утомляется).

Итак, леворукость ни при чем, точно такие же проблемы могли бы при тех же условиях возникнуть и у праворукого ребенка.

4. Н еврологический диагноз .

Задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, гипер- или гиподинамический синдром, последствия ММД. Здесь все коррекционные и лечебные мероприятия производятся в тесном контакте с лечащим специалистом, а ребенку по мере возможности внушают уверенность в том, что его проблемы решаемы, а отставание - преодолимо. Как правило, так оно и есть.

Социальные и эмоциональные:
1.
Педагогическая запущенность ребенка .

Причем надо отметить, что вовсе не обязательно речь здесь идет об опустившихся родителях-алкоголиках или детях, выросших в наркоманских притонах (случается, к сожалению, и такое, но эти дети, как правило, вообще не посещают школу. Их судьба - наша общая боль и тревога, но сейчас мы говорим не о них.). Педагогически запущенные дети встречаются в совершенно нормальных, очень приличных и даже в очень обеспеченных семьях.
2.
Конфликт между педагогом и родителями.

3. Конфликты ребенка с одноклассниками.

4. Личный конфликт или просто непонимание между учителем и учеником .

Нарушения успеваемости, вызываемые перечисленными причинами, мы сегодня рассматривать не будем. Они могут выглядеть как угодно, от (якобы) снижения памяти ребенка до категорического отказа идти в школу. Каждый такой случай должен быть рассмотрен индивидуально с участием родителей, школьного психолога и педагога, который непосредственно учит ребенка.

Рассмотрим специфические расстройства развития школьных навыков (СРРШН), с которыми чаще всего мы встречаемся, т.к. эта группа расстройств проявляет себя специфической и значительной недостаточностью в обучении школьным навыкам. Хотя они часто наблюдается в сочетании с другими клиническими синдромами, такими как расстройство внимания или расстройство поведения или другими расстройствами развития, такими как расстройство развития моторных функций или специфические расстройства развития речи.

Среди расстройств группы СРРШН выделяют: 1. Дислексия - специфическое нарушение навыков чтения. Основной признак этого расстройства - специфическое и значительное нарушение в развитии навыков чтения, которое нельзя объяснить исключительно умственным возрастом, проблемами остроты зрения или неадекватного обучения в школе. Могут быть нарушены навыки понимания текста, техники чтения или выполнения заданий, требующих чтения. С трудностями в чтении часто сочетаются трудности в приобретении навыков правильного письма. При чтении наблюдаются: - медленный темп чтения; - пропуски, замены, искажения или дополнения слов или частей слова; - попытки начать чтение заново, длительные запинки или "потеря места" в тексте и неточности в выражениях; - перестановка слов в предложении или букв в словах. Может быть также недостаточность в понимании читаемого, выражающаяся: - в неспособности вспомнить факты из прочитанного; - в неспособности сделать заключение или выводы из сущности прочитанного; - в том, что для ответов на вопросы о прочитанной истории используются скорее общие знания, чем информация из конкретного рассказа. 2. Дисграфия - специфическое нарушение навыков письма. При этом расстройстве нарушается как способность устно произносить слова по буквам, так и писать слова правильно. Наблюдается замена букв, пропуск букв и слогов. Очень часто сочетается с нарушениями навыков чтения или следует за ними, то есть навыки чтения постепенно становятся удовлетворительными или даже хорошими, а в тетрадках по-прежнему "полный бардак". 3. Акалькулия - специфическое нарушение арифметических навыков. Здесь дефект касается основных вычислительных навыков сложения, вычитания, умножения и деления или решения задач. Трудности, которые отмечаются в этом случае, могут включать недостаточность в понимании понятий, лежащих в основе арифметических операций, отсутствие понимания математических терминов или знаков, нераспознавание числовых знаков, трудность в усвоении порядкового выстраивания чисел или в усвоении десятичных дробей или знаков во время вычислений, плохая пространственная организация арифметических вычислений. 4. Смешанное расстройство школьных навыков. Здесь отмечается сочетание действия двух или трех вышеописанных расстройств, часто сочетающееся с нарушениями внимания, памяти и низкой умственной работоспособностью.

Особенно часто специфические расстройства щкольных навыков наблюдается у детей с той или иной степенью выраженности гипердинамического синдрома.

Чрезмерно возбудимые, порой агрессивные, раздражительные, они с трудом переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, неспособны фиксировать своё внимание на работе, не могут установить нормальные отношения со сверстниками. Такие дети резко реагируют на отказ в чём-либо, не владеют собой, тотчас забывают хорошие намерения и предпочитают делать только то, что им нравится, доставляет удовольствие.

Нарушение поведения, как правило, сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении и математике.

Другая категория детей, у которых тоже часто отмечаются трудности обучения - это медлительные дети. Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.

Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе. Медлительных детей примерно 10–20%. Это дети, у которых в 1,5–2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения. Однако качество выполнения всех действий в своем темпе может быть очень высоким.

Можно ли заставить ребенка работать быстрее?

Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза) скорость письма и чтения увеличится (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов скорость письма и чтения всегда будет ниже, чем у обычных. На начальном этапе обучения нельзя форсировать скорость работы. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но и вредно. Отрицательно сказывается на состоянии медлительного ребенка ограничение времени на отдых. Это, в свою очередь, снижает работоспособность, повышает утомляемость, что сразу же сказывается и на письме (ухудшается почерк, появляются ошибки – пропуски, замены, недописывания, исправления), и на чтении – «теряется строка», появляются ошибки чтения, возможен эффект «угадывающего» чтения, возникают проблемы понимания текста, трудности пересказа. Медлительный ребенок с трудом воспринимает информацию в очень быстром темпе. Следует обратить внимание на состояние ребенка, его жалобы. Для медлительного ребенка все школьные нагрузки утомительны. Поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке. Продленка – не для медлительных детей.

При работе с такими детьми главный залог успеха заключается в том, чтобы создать такую обстановку в школе и дома, которая позволила бы ребёнку работать в доступном для него темпе, не торопить, успокаивать, поддерживать и не забывать хвалить его, создавать все условия для спокойной работы и занятий, обращать внимание на каждое успешно выполненное задание.

Основные принципы помощи детям, имеющим трудности в обучении:

1) любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное начальное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.

2) для коррекции комплексных трудностей необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы.

3) помощь детям со школьными проблемами - это помощь, при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их.

4) системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая меры неспецифической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе и т.п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии познавательных функций.

5) организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.

Условия эффективной коррекции школьных трудностей

    ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ – наличие современных методов психофизиологической и психологической диагностики трудностей, их причин, выделения их особенностей.

    ВТОРОЕ УСЛОВИЕ – знание педагогами причин и механизмов школьных трудностей, умение выделить эти причины, владение методиками и технологиями организации помощи.

    ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ – возможность получения необходимой консультативной помощи специалистов – психолога, логопеда, врача – и разработки комплексной программы помощи.

    ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ – совместная работа и единая тактика работы и семьи при организации помощи ребенку, имеющему школьные проблемы.

    ПЯТОЕ УСЛОВИЕ – наличие специалистов, помещений, материальных средств и т.п. для организации комплексной системной помощи учащимся.

Индивидуальный образовательный маршрут - это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения.

Два аспекта значения технологии индивидуального образовательного маршрута:

1) учет индивидуальных особенностей детей с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка;

2) оказание каждому ребенку индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его индивидуальных психологических ресурсов.

Этапы конструирования
индивидуальных образовательных маршрутов

1. Этап наблюдения

Цель этапа: выявить группу младших школьников, испытывающих трудности в обучении.

На этом этапе учитель проводит наблюдение за учебной деятельностью учащихся, попавших в группу неготовых или условно готовых к обучению в школе (диагностика по уровню готовности учащихся к обучению) или это младшие школьники, испытывающие трудности в обучении по результатам педагогических диагностик.

2. Диагностический этап

На данном этапе проводится ряд диагностик.

Цель данного этапа - выявление причин трудностей в обучении ребёнка.

Необходимо это сделать для того, чтобы знать истинную причину трудностей в обучении младшего школьника.

Анкеты, тесты

Критерии выявления гиперактивного ребёнка

Утверждение

Да

Нет

Высокая

двигательная

активность

Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо)

Ёрзает на месте.

Находится в постоянном движении.

Очень говорлив.

Спит намного меньше.

Дефицит активного

внимания

Непоследователен в поведении.

Имеет трудности в организации.

Имеет много незаконченных проектов.

Не слышит, когда к нему обращаются.

С большим энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его.

Теряет вещи.

Избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий.

Часто бывает забывчив.

Импульсивность

Не может регулировать свои действия.

Не умеет подчиняться правилам.

Отвечает до того, как его спросят.

Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях.

Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего.

Плохо сосредотачивает внимание.

Не может отложить вознаграждение.

Вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных признаков, можно предположить, что ребёнок, является гиперактивным.

Скорость действий у медлительных детей в 1,5-2 раза ниже обычной.

Это достаточно просто проверить. Положите перед ребенком лист бумаги в клетку и попросите в каждую клетку (на любой строчке) ставить точку и громко считать до десяти. В среднем, обычные шестилетки выполняют это задание за 10-12 секунд, семилетки - за 6-8 секунд; а у медлительных это время в 1,5-2 раза больше.

Определение ведущей руки, глаза – поза Наполеона, скрещенные пальцы и др.

3. Этап построения

Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении на основе выявленных причин.

Таблица, составленная по информации из книги А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костроминой «Как преодолеть трудности в обучении детей».

Типичные трудности в обучении младшего школьника: виды, причины, рекомендации

Виды трудностей

Возможные причины

В письменных работах пропускает буквы

1. Низкий уровень фонематического слуха

Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа

3.Несформированность приемов самоконтроля

Упражнения для развития самоконтроля

Неразвитость орфографической зоркости

2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроль, умение действовать по правилу)

3.Низкий уровень объема и распределения внимания

Упражнения для развития объема и распределения внимания

4.Низкий уровень развития кратковременной памяти

5. Слабое развитие фонематического слуха

Упражнения для развития звуко-буквенного анализа

Невнимателен и рассеян

1. Низкий уровень развития произвольности

Упражнения для развития произвольности

2. Низкий уровень объема внимания

4. Преобладающая мотивация учения - игровая

Испытывает трудности при решении математических задач

1. Низкий уровень развития общего интеллекта

Необходимо дополнительное обследование у психоневролога

2. Слабое понимание грамматических конструкций

Упражнения для осмысления на основе слухового восприятия

3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков

Упражнения для развития умения ориентироваться на систему знаков

4. Низкий уровень образного мышления

Упражнения для развития образного внимания

Испытывает трудности при пересказывании текста

1. Несформированность умения планировать свои действия

Упражнения для развития умения планировать свои действия

2. Слабое развитие логического запоминания

Упражнения для развития логического запоминания

3. Низкий уровень речевого развития

Упражнения для развития речи

4. Низкий уровень развития образного мышления

Упражнения для развития образного мышления

5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации)

Упражнения для развития операций мышления

6. Заниженная самооценка

Неусидчив

1.Низвий уровень развития произвольности

Упражнения для развития произвольности

2. Индивидуальные типологические особенности личности

Щадящий режим, учет при обучении индивидуальных особенностей

3. Низкий уровень развития волевой сферы

Упражнения для развития волевой сферы

Трудно понимает объяснения с первого раза (12,7%)

Упражнения для развития приемов учебной деятельности

2. Слабая концентрация внимания

Упражнения для развития концентрации внимания

3. Низкий уровень развития восприятия

Упражнения для развития восприятия

Упражнения для развития произвольности

5. Низкий уровень развития общего интеллекта

Постоянная небрежность в тетрадях (11,5%)

1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев руки

Упражнения для развития тонкой моторики руки

Упражнения для развития приемов учебной деятельности

3. Недостаточный объем внимания

Упражнения для развития объема внимания

4. Низкий уровень развития кратковременной памяти

Упражнения для развития кратковременной памяти

Плохое знание таблицы сложения(умножения) (10,2)

1. Низкий уровень развития механической памяти

Упражнения для развития механической памяти

2.Низкий уровень развития долговременной памяти

Упражнения для развития долговременной памяти

3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы

Обследование психоневролога

4. Низкий уровень развития произвольности

Упражнения для развития произвольности

5. Слабая концентрация внимания

Упражнения для развития концентрации внимания

Упражнения для развития приемов учебной деятельности

Не справляется с заданиями для самостоятельной работы (9,6%)

1. Несформированность приемов учебной деятельности

Упражнения для развития приемов учебной деятельности

Упражнения для развития произвольности

Постоянно забывает дома учебные принадлежности (9,5%)

1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность

2. Низкий уровень развития произвольности

Упражнения для развития произвольности

3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

Упражнения для развития концентрации и устойчивости внимания

Плохо списывает с доски (8,7%)

1. Несформированность предпосылок учебной деятельности

Упражнения для развития приемов учебной деятельности

2. Низкий уровень развития произвольности

Упражнения для развития произвольности

4. Недостаточный объем внимания

Упражнения для развития объема внимания

5. Низкий уровень развития кратковременной памяти

Упражнения для развития кратковременной памяти

Домашнее задание выполняет качественно, а в классе справляется плохо (8,5%)

1. Низкая скорость протекания психических процессов

Учет при обучении индивидуально-типологических особенностей

2. Несформированность приемов учебной деятельности

Упражнения для развития приемов учебной деятельности

Упражнения для развития произвольности

Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять (6,9%)

1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

Упражнения для развития концентрации и устойчивости внимания

2. Низкий уровень развития произвольности

Упражнения для развития произвольности

3. Несформированность умения выполнять задание по устной инструкции взрослого

Упражнения для развития умения действовать по инструкции

4. Несформированность предпосылок учебной деятельности

Упражнения для развития приемов учебной деятельности

Постоянно переспрашивает учителя (6,4%)

1. Низкий уровень объема внимания

Упражнения для развития объема внимания

2. Слабая концентрация и устойчивость внимания

Упражнения для развития концентрации и устойчивости внимания

3. Низкий уровень переключения внимания

Упражнения для развития переключения внимания

4. Низкий уровень кратковременной памяти

Упражнения для развития кратковременной памяти

Упражнения для развития произвольности

6. Несформированность умения принять учебную задачу

Упражнения для формирования умения принимать учебную задачу

Плохо ориентируется в тетради (5,5%)

1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве

Упражнения для развития внимания и ориентировки в пространстве

2. Низкий уровень развития произвольности

Упражнения для развития произвольности

3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук

Упражнения для развития мелкой моторики

Поднимает руку, а при ответе молчит (4,9%)

Стимуляция познавательной активности

2. Заниженная самооценка

Коррекция личностно-мотивационной сферы

Упражнения для развития произвольности

Опаздывает на уроки (4,8%)

1. Несформированность приемов самоконтроля

Упражнения для формирования приемов самоконтроля

2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания

Упражнения для развития концентрации и устойчивости внимания

3. Низкий уровень развития произвольности

Упражнения для развития произвольности

4. Возможные трудности в семье

Изучение межличностных отношений в семье, работа с родителями

5. Причины вторичной выгоды

Коррекция межличностных отношений

Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест (4,7%)

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику

Стимуляция познавательной активности

2. Преобладание мотивации учения - игровая

Коррекция личностно-мотивационной сферы

3. Индивидуально-типологические особенности личности

Учет индивидуальных особенностей

4. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

Упражнения для развития устойчивости и концентрации внимания

5. Низкий уровень развития произвольности

Упражнения для развития произвольности

6. Несформированность приемов учебной деятельности

Испытывает страх перед опросом учителя (4,7%)

1. Заниженная самооценка

Коррекция личностно-мотивационной сферы

2. Возможные трудности в семье

Работа с родителями

3. Внутренне стрессовое состояние

4. Индивидуальные типологические особенности личности

Учет индивидуальных особенностей в учебной работе

При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует (2,6%)

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику

2. Преобладающая мотивация учения - игровая

Стимуляция познавательной активности

3. Низкий уровень произвольности

Упражнения для развития произвольности

4. Несформированность приемов учебной деятельности

Упражнения для формирования приемов учебной деятельности

Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время (1,0%)

1.Отсутствует учебная мотивация

Стимуляция познавательной активности

2.Несформированность отношения к себе как к школьнику

Коррекция личностной направленности

3. Заниженная самооценка

Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие

4. Внутреннее стрессовое состояние

Необходимо дополнительное обследование психоневролога

5.Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР

Необходимо дополнительное обследование психоневролога

  • . Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение средняя Образовательная школа.№ 2
  • Цель: формирование у родителей представлений о причинах возникновения школьных трудностей обучения в начальной школе
  • Задачи:
  • 1.Познакомить родителей с причинами возникновения трудностей при обучении детей письму и чтению в начальной школе.
  • 2.Проанализировать школьные трудности у леворуких, медлительных и гиперактивных учеников.
  • 3.Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям со школьными трудностями.
  • Понятие «Школьные трудности»
  • Условия эффективного формирования навыков письма и чтения у обучающихся 1 класса
  • Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Обучение тактике письма и технике чтения не имеют самостоятельной ценности, если не приводят к письменной речи, не создают потребность в ней, не дают навыки именно письменной речи.
  • От того, как относятся взрослые (и учитель, и родители) к возникающим у ребенка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребенку, зависит успех любой помощи. Таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причём помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.
  • Виды помощи:
  • помощь, при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их;
  • системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая меры не специфической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе и т.п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии познавательных функций;
  • И, самое главное, - организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении.
  • Это системная работа и системное взаимодействие педагога и родителей.
  • Успешность обучения каждого ученика зависит от свойственного ему уровня развития, а недостатки и достоинства могут явиться причиной временных трудностей и одновременно определят пути их преодоления.
  • Анализ школьных трудностей у леворуких детей
  • Современные знания позволяют выделить два основных вида леворукости – генетическую и компенсаторную (или патологическую) леворукость.
  • Дети с генетически закрепленной леворукостью могут ничем особенным не отличаться от своих сверстников. А вот ребята с «компенсаторным» вариантом чаще всего требуют повышенного внимания родителей.
  • Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.
  • В чём причина проблем леворуких детей и насколько велико значение леворукости в возникновении этих проблем?
  • Первое, на что следует обратить внимание: неправильный (очень напряженный и неэффективный) способ держания ручки.
  • К трудностям чисто технического навыка письма быстро прибавляются пропуски, замены, не дописывания, а это осложняет ситуацию: волнение, тревожность, страх неудачи, негативное отношение окружающих взрослых к леворукости – все то, что ребенок не в силах изменить сам.
  • Это приводит к ухудшению психического здоровья, что, в свою очередь, становится причиной резкого снижения работоспособности, повышенной утомляемости, нарушению концентрации внимания.
  • А результат – ухудшение почерка, ошибки, пропуски, недописывания, проблемы на контрольных (не успевает, плюс волнуется, плюс быстро утомляется).
  • Особенности учебной деятельности медлительных детей
  • Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмечается резкое ухудшение психического здоровья, возникают выраженные трудности письма и чтения. Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.
  • Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза) скорость письма и чтения увеличится (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов скорость письма и чтения всегда будет ниже, чем у обычных. На начальном этапе обучения нельзя форсировать скорость работы. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но и вредно.
  • Медлительный ребенок с трудом воспринимает информацию в очень быстром темпе. Следует обратить внимание на состояние ребенка, его жалобы. Для медлительного ребенка все школьные нагрузки утомительны. Поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке.
  • Продленка – не для медлительных детей.
  • Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению гиперактивных учеников
  • Трудности обучения наиболее часто отмечаются и у детей, которые имеют те или иные виды нарушенного поведения. Среди них значительную группу представляют так называемые расторможенные, двигательно-беспокойные, гиперактивные дети.
  • Гиперактивность (повышенная, чрезмерная активность) детей и связанные с ней нарушения поведения - совсем не редкая причина не только недовольства учителей и родителей, но и серьезных школьных проблем, возникающих у этих детей с первых дней обучения. Чрезмерно возбудимые, порой агрессивные, раздражительные, они с трудом переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, неспособны фиксировать своё внимание на работе, не могут установить нормальные отношения со сверстниками.
  • Нарушение поведения, как правило, сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме и чтении. Помочь такому ребёнку можно только при совместной работе учителя и родителей.
  • Во-первых, стоит разобраться, действительно ли ребенок гиперактивный, по возможности обратиться к специалисту – педиатру, неврологу, психологу.
  • Во-вторых, необходимо научиться общаться со своим непоседой: это поможет и учителю во время уроков, и родителям при выполнении домашних заданий.
  • В-третьих, постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей в процессе учебных занятий в школе и дома.
  • Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий леворукими детьми
  • 3. Нельзя укорять за неудачи и заставлять часами «тренироваться»;
  • 4. Не используйте в речи слова типа «опять грязно», «какие корявые буквы» и т.п.
  • 5. Поощряйте любой успех ребенка, даже самый малый;
  • 6. Требуйте от ребенка не спешить при выполнении письменных заданий или чтении;
  • 7. Будьте сдержанным со своим ребенком;
  • 8. Перед выполнением домашнего задания поиграйте в пальчиковую игру;
  • 9. Домашнее задание можно выполнять под тихую классическую мелодию, что поможет ребенку снять напряжение;
  • 10. Следите за правильным держанием ручки во время письма;
  • 11. Домашние задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня;
  • 12. Будьте снисходительным к почерку.
  • Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий медлительными детьми
  • 1. Создайте ситуацию комфорта и успешности;
  • 2. Не создавайте эмоциональных проблем;
  • 3. Будьте сдержанным со своим ребенком;
  • 4. Не требуйте от ребенка быстрого темпа выполнения задания, как при письме, так и при чтении;
  • 5. Предъявляйте информацию ребенку в том темпе, который ему присущ;
  • 6. Не используйте в речи слова типа «Быстрее», «Не делай мне назло» и т.п.
  • 7. Чаще используйте в речи слова типа «Не спеши, работай спокойно»;
  • 8. Не показывайте ребенку свое раздражение за его медленный темп работы, проявляйте такт и терпение;
  • 9. Поощряйте любой успех ребенка, даже самый малый;
  • 10. Не наказывайте за медленный темп работы;
  • 11. Чаще проводите динамические паузы, на которых поиграйте в подвижную игру или игру на развитие общей моторики;
  • 12. Домашние задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня, эффективно организовывая деятельность;
  • 13. Детально планируйте вместе с ребенком выполнение любого задания.
  • Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий гиперактивными детьми:
  • 1.Создайте ситуацию комфорта и успешности;
  • 2.Не создавайте эмоциональных проблем;
  • 3.Рабочее место ребёнка должно быть тихим и спокойным, где ребёнок мог бы заниматься без помех;
  • 4.Тщательно планируйте выполнение домашних заданий: «Сначала сделать это, потом...»;
  • 5.При выполнении ребенком графических заданий (копирование, списывание букв, цифр) следите за правильной посадкой, положением ручки и тетради;
  • 6.Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однозначной;
  • 7.Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен;
  • 8.Домашние задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня, эффективно организовывая деятельность;
  • 9.Поощряйте любой успех ребенка, даже самый малый;
  • 10.Детально планируйте вместе с ребенком выполнение любого задания.
  • Результаты работы родителей с детьми, имеющими трудности обучения, при систематичной и целенаправленной коррекции могут быть очень эффективны. Главные условия – наличие времени, терпение и вера в успех. Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем над выполнением домашних заданий (что чаще всего бывает). Родители должны знать, как нужно организовать занятия, как взаимодействовать с ребенком.
  • Успехи ребёнка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.
  • Правила для родителей по организации помощи детям,
  • имеющим «школьные трудности»
  • успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются;
    • работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах;
  • начинать занятия следует с 20 минут (в начальной школе – с 10–15 минут);
  • необходимо делать исключения, не заниматься, если ребенок очень устал и утомлен или произошли какие-то особые события;
  • во время занятий через 15-20 минут обязательно должны быть паузы, физкультминутки, упражнения на расслабление;
  • начинать занятия следует с игровых упражнений;
  • в занятия должны быть включены задания, которые ребенок обязательно сможет выполнить, или достаточно легкие, не вызывающие серьезного напряжения. Это позволит ему настроиться на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо все получилось!», «У тебя сегодня все хорошо получается», – и т.п.
  • Примерно раз в неделю
  • (в 10 дней) родители должны встречаться с учителем и обсуждать тактику работы на следующий период.
  • Работа родителей с ребенком, имеющим школьные проблемы, особенно эффективна в тех случаях, когда он вынужден какое-то время не ходить в школу (например, из-за болезни или после нее).
  • Помощь при школьных трудностях эффективна лишь в том случае, если школьные успехи не будут достигнуты ценой чрезмерного напряжения и ухудшения состояния здоровья, поэтому рекомендуется не реже двух раз в год проводить консультативное обследование ребенка у врача педиатра или психоневролога (особенно в тех случаях, когда отмечены неврозоподобные или невротические расстройства).
  • Самый эффективный путь помощи детям с трудностями обучения в начальной школе – внимание, доброжелательность и терпение, желание понять причины и умение найти особый подход к таким детям.
  • Успех этой работы во многом зависит от того, сможет ли ребенок поверить в свой успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители.
  • Желаю успехов!

Школьная пора – самое тяжелое время у детей. Появляется очень много проблем и забот, начиная от успеваемости и заканчивая неподходящей компанией для вашего ребенка. В этот период особое внимание нужно уделять подросткам переходного возраста и направлять их в нужное русло, показывая будущие и помогая определиться с профессией. Начинать заниматься нужно с начальной школы, чтобы потом ребенку не было странно, почему вдруг родители им сильно заинтересовались. Хотите, чтобы сын или дочь получали хорошие отметки? Проявляйте внимание и участие!

Будьте рядом

Похвалите!

Даже если у вашего ребенка что-то не получается, не позволяйте ему думать о себе плохо. Объясните ребенку, что уверенность в себе и стремление к знаниям важнее его отметок. Поощряйте даже маленькие победы, например, что вышел отвечать у доски или сделал в диктанте 2 ошибки. Все успехи начинаются с малых, главное, направлять ребенка на совершение этих побед и достижения сами начнут расти.

Правильная мотивация

Ребенок должен знать и осознавать к чему он стремится и для чего все изучает. Ставьте перед чадом для начала небольшие цели и мотивируйте его на их достижение. Например, нужно исправить «3» по физике, чтобы закончить год без «3». В течение школьного времени цели будут расти до поступления в университет. Ребенок будет знать, зачем ему получать хорошие отметки, и сам себя будет мотивировать этой целью.

Любимые науки

Надо понимать, что учиться по всем предметам на «5» дано не каждому ребенку. Определите, к каким предметам склонность у вашего школьника. Не надо от него требовать «5» по химии, если ребенок любит английский язык или литературу. К этим предметам и проявляйте наибольшее внимание. Возможно, именно эти дисциплины сформируют в вашем чаде сильную и уверенную в себе личность, помогут определиться с будущей профессией. Что касается остальных предметов, то просто следите, чтобы ребенок их не запускал.

Составьте распорядок дня и четко пропишите в нем время для выполнения домашнего задания:

1-3 класс - 1,5 часа;

4-8 класс - 2-2,5 часа;

9-11 класс - примерно 3,5 часа.

Ограничение времени заставит ребенка сосредоточиться и не тянуть с уроками до позднего вечера.

Если же все-таки возникли проблемы в школе, и вас вызвали к классному руководителю или даже к директору, то в первую очередь поговорите с ребенком! Попытайтесь выяснить, что произошло (драка, неуспеваемость и др.), поговорите о причинах такого поведения. Выслушайте сначала точку зрения «виновника» о случившимся. Плохая успеваемость? Узнайте причину ее снижения (трудная тема, большая загруженность или личная драма). Если вы будете знать, о чем пойдет речь, разговор получится намного разумнее и полезнее. Ваше чадо молчит, а вы и не догадываетесь, о чем пойдет речь? В этом случае продумайте вопросы к учителю, которые волнуют вас.

При встрече с преподавателем настройте разговор на дружелюбное начало. Поблагодарите педагога за готовность встретиться и обсудить проблему. Выразите сожаления, о случившимся инциденте. Если есть проблемы в семье, не скрывайте их, в этом случае педагогу будет проще скорректировать разговор с учеником, учитывая возможные проблемы.

Услышали неприятные вещи о сыне или дочери? Не грубите! Подождите, пока поток обвинений закончится, а затем вернитесь к исходной позиции и своей точки зрения.

В процессе беседы убедитесь, что ребенок действительно вел себя неподобающе. Убедите учителя, что такого больше не повторится. Если у ребенка проблемы с успеваемостью, попросите педагога помочь или посоветовать хорошего репетитора.

Если вам не удается найти общий язык с преподавателем и вы не согласны с его точкой зрения, можно поговорить с завучем или директором. Кроме вас вашего ребенка защищать никто не будет!

Проблемы с компанией ребенка

В детском возрасте неподходящие друзья появляются у робких ребятишек. Хулиганы привлекают к себе внимание уверенностью и напористостью. Чтобы повысить самооценку своему ребенку и сделать его более уверенным в себе, подберите подходящее занятие. Сына запишите на хоккей, а дочку – на танцы. Занимаясь в этих секциях, ребенок сможет найти новых друзей с общими интересами. А общение с трудными детьми само собой сойдет на нет.

С подростками все обстоит сложнее. В этом возрасте очень сильно развито чувство протеста. Когда ребенку что-либо запрещаешь, он будет еще больше к этому стремиться. Для начала определите, что конкретно не нравится вам в друге вашего чада.

Если друг вашего чада плохо воспитан, ругается матом, пытается обхитрить или выманить что-то у вашего ребенка нечестным путем, то первое возникшее чувство – «немедленно прекратить такую дружбу». НО не стоит торопиться. В благоприятной обстановке заведите с чадом разговор о его новом друге, поймите, что его привлекает в этом ребенке, как они проводят время. Если заметили в плохом поступке, приведите доказательства. Можно описать пример из своего детства и пояснить негативные последствия. Возможно, ребенок сделает правильные выводы.

Из неблагополучной семьи? Поймите сначала сами, что это значит? Вам хочется, чтобы ваш ребенок общался только с детьми из благополучных семей? Не спешите с выводами. Присмотритесь к другу вашего чада. Если по моральным качествам он заслуживает к себе внимание и доброе отношение, то не следует мешать детской дружбе, ведь и в идеальной семье может вырасти хам и подлец, а в неблагополучной – порядочный и умный человек.

Проводите как можно больше времени с вашими детьми – такой возможности больше не будет. Если в детском возрасте вы будете внимательны к ребенку, то он ответит взаимностью и никогда не забудет навестить вас, когда вырастет. Очень страшно упустить воспитательные моменты в школьные годы и не помочь ребенку в выборе правильного пути.

Игнорирование психофизиологических причин возникновения школьных проблем (школьных трудностей) обязательно приводит к формированию такого психолого-педагогического явления как школьная неуспешность . Проблема школьной неуспешности гораздо шире проблемы школьной (учебной, академической) неуспеваемости. Если школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень (степень, показатель) усвоения знаний, то школьная неуспешность отражает определенное свойство личности, содержащее немало компонентов, имеющее свои характеристики...


Откуда же берутся трудности в обучении, каковы причины школьной неуспешности?

По глубокому убеждению М.М.Безруких, директора Института возрастной физиологии РАО, школьные трудности создают сами взрослые, работающие с детьми. По причине незнания и непонимания закономерностей развития психических и физиологических процессов организма детей разных возрастных периодов они не только не умеют вовремя заметить школьные проблемы, но и не знают, как помочь их преодолеть. И у педагогов, и у родителей часто наблюдается низкая компетентность в вопросах функционального развития и здоровья детей. М.М.Безруких предостерегает: «Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и социальная, и психологическая, и медицинская, и педагогическая... Необходимо понимать, что если ребенок 6-7 лет имеет плохую произвольную регуляцию деятельности, то это естественно, с этим нельзя бороться, это нужно только учитывать... Незнание и непонимание физиологических или психофизиологических основ формирования базовых учебных навыков не позволяет понять механизмы возникновения школьных проблем» (http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600304).

Итак, к школьным проблемам в первую очередь приводит психофизиологическая и валеологическая некомпетентность взрослых, воздействующих на ребенка как в школе, так и дома. Если школьная неуспеваемость психически здорового школьника является, как правило, «браком» в работе образовательного учреждения, то школьная неуспешность - не только школы, но и семьи. Школьная успешность включает в себя некий уровень успеваемости, но он часто оказывается не на первом месте. Окружение учащегося, без сомнения, оказывает серьезное влияние на его школьную успешность. Среди факторов, влияющих на появление школьных трудностей, а в результате и школьной неуспешности, М.М.Безруких выделяет факторы внешней среды и факторы роста и развития ребенка. К неуспешности всегда приводит нарушение социально-психологической адаптации .

Некоторые школьники уже с первого класса попадают в разряд неуспешных и остаются таковыми долгие учебные годы. Успешность младшего школьника определяется наличием высокого адаптивного ресурса . Чем слабее функционально развит организм, тем меньше его адаптивный ресурс. Как же помочь ребенку с низким ресурсом, обусловливающим школьную неуспешность? Каковы истинные причины, факторы и критерии школьной неуспешности?

Возможными причинами школьной неуспешности могут быть не только слабая концентрация внимания; низкий уровень развития таких познавательных способностей, как восприятие, мышление, память, речь; несформированность рефлексивных способностей; но и отсутствие учебной мотивации; неадекватность самооценки; определенные черты характера, например, чрезмерная импульсивность; отрицательные психические состояния; негативные факторы окружающей среды и многое-многое другое. Естественно, что многие эти явления тоже имеют свои причины. И эти причины кроются и в семье, и в школе. Например, многие дети страдают оттого, что не соответствуют требованиям родителей. Нежелание учиться часто возникает, во всяком случае - в первом классе, например, оттого, что ребенок в силу своего психофизиологического развития многого просто еще не может! Дети все хотят учиться до тех пор, пока не поймут, что не могут делать это так, как хотят от них взрослые .

А иной раз причиной длительной неуспешности может быть и несоответствие формы подачи учебного материала учителем (учителями) индивидуальному стилю учебной деятельности ребенка, что может привести не только к устойчивой академической неуспеваемости, негативному отношению к учению, учителю, школе, но и к неврозам, стрессам и затяжным депрессиям. Школьная неуспешность часто вызывает агрессию, чувство противоречия, приводит к грубым нарушениям дисциплины, сопровождается страхами, отрицательно сказывается на формировании личности и здоровье ребенка. Школьная неуспешность конкретного ребенка может быть обусловлена различными причинами, иметь разные последствия, и поэтому требует тщательного обследования как самого ребенка, так и его ближайшего окружения .

Итак, школьная неуспешность может являться как следствием, так и причиной нарушения психофизиологического развития, социальной адаптации школьника, и фундамент «школьного благополучия » должен закладываться еще в дошкольном возрасте. Родителям следует задолго до определения ребенка в школу позаботиться о том, чтобы период адаптации в первом классе не стал для их чада болезненным. А по мере возникновения у ребенка школьных трудностей во время обучения родителям следует тщательно разбираться в их причинах и делать все возможное, чтобы помочь ему эти трудности преодолеть. Своевременное обращение к грамотному детскому психологу позволит по результатам диагностики трудностей в обучении и других школьных трудностей подобрать для ребенка необходимые развивающие игры и упражнения, провести тренинги успешности, что позволит избежать в дальнейшем многих проблем. В задачу психолога входит определение готовности детей к школе, выявление причин школьных трудностей.

С «проблемным» ребенком, безусловно, необходимо заниматься. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с его сверстниками! Разница между физиологическим и паспортным возрастом бывает чрезвычайно велика. Поэтому работу с детьми надо выстраивать очень грамотно, с учетом их индивидуальных особенностей.

Часто родителям не удается завладеть вниманием ребенка, заставить вникнуть в смысл обращенных к нему слов, побудить к выполнению какого-либо задания, качественно подготовить упражнения, нацеленные на выработку учебных навыков, не затратив при этом много времени и сил - своих и ребенка. Здесь надо понимать, что причиной такого поведения детей является часто не лень, а возрастная несформированность познавательных функций, медленный темп созревания моторики и т.п. Дошкольника и ребенка младшего школьного возраста не следует торопить . Именно это физиологически самый вредный фактор, приводящий к нарушению физического и психического здоровья. Стресс ограничения во времени — один из самых сильных стрессов, влияющих на функциональное состояние ребенка. Механизм формирования многих базовых учебных навыков таков, что скорость только тормозит их формирование.

Как же помочь ребенку научиться слушать (а не просто слышать), концентрировать внимание на существенном, осмысленно воспринимать информацию, выделять главное, делать выводы, контролировать и анализировать свои действия, нести за них ответственность? Как помочь научиться осмысленно читать, понимать содержание прочитанного? Проверяя с секундомером скорость чтения, вряд ли можно сформировать эффективные механизмы чтения. Как помочь научиться писать разборчиво буквы и цифры? То есть помочь выработать все те умения, которые являются предпосылками учебной деятельности и способствуют предупреждению, а часто и преодолению, школьной неуспешности. И в каких условиях развивать эти способности? На все эти вопросы можно найти ответы на страницах нащего сайта в статьях, приведенных ниже.

Известно, что способности развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке, без нажима и в системе. Очень важно ребенку постоянно чувствовать психологическую поддержку родителей, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими особенностями и недостатками.
Часто неуспешность учащихся связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, проявлять свои способности и возможности. Многие школьники испытывают страх перед опросом учителя. В доброжелательной обстановке, в атмосфере творчества и сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются. Растет самооценка, формируется чувство уверенности в своих силах и желание проявить себя. Дома необходимо моделировать школьные ситуации, проигрывать их, тем самым «закаляя» ребенка. Тренинги школьной успешности «расковывают» детей, вырабатывают механизмы предупреждения неврозов.

Школьная успешность имеет свои критерии и характеризуется умением учащегося с наименьшими энергетическими затратами достигать наибольших результатов . Это связано с проявлением многих способностей, например, таких: все делать вовремя, чувствовать ситуацию, применять рациональные средства для достижения поставленной цели, притягивать к себе людей, испытывать чувство радости, удовлетворения, уверенности в собственных силах, не унывать, не пасовать перед трудностями, бережно относиться к своему здоровью и т.д.

Важнейшими составляющими школьной успешности являются: здоровье, творческая самореализация, позитивность мышления, активность, адекватная самооценка, осведомленность, произвольность психических процессов, сформированность базовых учебных навыков, высокий адаптивный ресурс (возможность адаптироваться в сложной ситуации), мотивационные факторы и т.д.

Как было сказано ранее, неуспешным школьник становится только тогда, когда вовремя не были преодолены "школьные трудности" , под которыми понимается весь комплекс проблем, возникших у ребенка при систематическом обучении и постепенно приводящих к ухудшению состояния здоровья, к нарушению социально-психологической адаптации и только в последнюю очередь — к снижению успешности обучения» (М.М.Безруких).

О том, какие упражнения помогут предупредить и преодолеть школьную неуспешность, можно почитать на страницах нашего сайта в следующих статьях.

Проблемы школьников - достаточно серьезное испытание, как для наших детей, так и для нас, их родителей, ведь каждый из нас хочет видеть своего ребенка веселым и счастливым . Одно дело если проблемным вопросом становится «домашка» по английскому и уже совсем другое, если ребенок вообще не хочет идти в школу, которая становится для него символом испытаний, унижений и синонимом плохого настроения. Что делать, если родители понимают, что посещение ребенком учебного заведения превратилось в пытку? Давайте обсудим и попробуем в нашем сегодняшнем материале найти решение самых главных школьных проблем.

Ребенка обижают одноклассники

К сожалению, почти в каждом детском коллективе есть ребенок, который по той или иной причине исполняет роль «изгоя». Его обижают, над ним смеются, издеваются, в лучшем случае - просто не дружат или коллективно не обращают внимания.

Часто причиной такого отношения одноклассников становится какая-то весьма заметная внешняя особенность ребенка .

Да и зачастую не все ребята в классе настроены против ребенка. В таких группировках стоит только лидеру невзлюбить кого-то по той или иной причине (даже если ребенок просто гораздо умнее признанного обществом гения), и тот становится аутсайдером.

Согласитесь, чувствовать себя в такой роли не очень приятно и понимание, что каждый день несет тебе очередную порцию издевательств не вызывает ни малейшего желания переступать порог класса.

Часто ребенок даже сам себе боится признаться в том, что он оказался в такой, тупиковой с его точки зрения, ситуации.

Из-за этого он активно игнорирует проблему, и как правило если и жалуется, то не на неприятие одноклассниками, а на то, что у него не получается найти общий язык с или говорит, что в школе просто скучно.

Однако с каждым днем уговорить ребенка встать утром с постели становится все труднее и труднее. Нередко в работу включается и : буквально «на ровном месте» у ребенка может начат болеть голова, живот, повышается температура.

Что делать, если ребенка обижают одноклассники

  1. Заподозрили неладное - главное, не вмешиваться «напрямую».
    Если вы, в пылу эмоций, влетите в класс с целью разобраться с обидчиками сына или дочери раз и навсегда, ситуация только ухудшится.
    Ведь вы не сможете находиться с ним всегда рядом, а как только уйдете, его начнут дразнить с удвоенной силой, теперь еще и потому, что он «маменькин сыночек» и «ябеда».
  2. Конечно, мы все любим давать друг другу советы, но ребенку от наших «умностей» легче не станет. Взрослые советы пока совсем неэффективны по той просто причине, что у 10-ти летнего человека пока еще нет нашей 30-ти летней уверенности и силы, а также нашего, отточенного с годами, умения отгораживаться от проблем монолитной стеной или игнорировать обидчиков ледяным молчанием.
    Если бы он мог так поступать - проблем с переживаниями из-за отношения одноклассников у него бы вообще не возникало.
  3. Самое верное - оказывать ребенку максимальную поддержку. Выслушивайте его, когда он будет жаловаться, говорите, что вы его понимаете и любите.
    Возможно, такая ситуация - явление временное. В роли изгоя, согласно психологическим исследованиям, в той или иной степени побывал каждый четвертый ребенок. И благополучно из нее вышел!
    Поэтому не лишайте сына или дочь уникального шанса получить ценный опыт преодоления недоброжелательного отношения окружающих. Такое в жизни точно пригодится.
  4. Параллельно с родительским пониманием старайтесь повысить самооценку ребенка. Для этого ему необходимо почувствовать себя признанным и популярным.
    Причем не только родителями, а такими же детьми, как он сам. Необходимо найти детское общество, в котором его индивидуальность будут ценить, а не отторгать.
    Театральная студия поможет разговорить молчуна и найти применение слишком болтуну, секция баскетбола покажет, что рост это круто ребенку, который на голову выше своих сверстников, а заучка и ботан, над любовью которого к энциклопедиям смеются в обычной школе, будет незаменимым кадром в команде юных интеллектуалов во время турнира «Что? Где? Когда?».
  5. Увидев, что его особенностью можно гордиться, его будут гораздо меньше задевать насмешки одноклассников, чего, собственно, и необходимо было достигнуть.
  6. Если же ситуация развивается не так радужно, а отношения с одноклассниками становятся все хуже и даже доходят до рукоприкладства, стоит подумать о том, чтобы перевести ребенка в другую школу.
    Чтобы еще раз не наступить на те же «грабли», лучше предварительно уточнить, занято ли в новом классе место изгоя, а также понять, насколько в новом детском коллективе сильна группировка, направленная на учебу, а не на травлю неугодных ребят.

Ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок

Как давно ваш ребенок приходил из школы в слезах или прятал от вас дневник, в страхе, что родители увидят его плохую оценку? Его вообще не волнует успеваемость? Конечно, разгильдяйство - тоже форма защиты от внешнего мира, но и слишком сильные переживания по поводу собственной успеваемости также являются сигналом, что далеко не все идет так, как надо.

Что делать, если ребенок слишком переживает из-за плохих оценок

В 99% из 100, такое отношение ребенка - отзеркаливание вашего, взрослого, субъективизма. Ведь это мы, родители, безапелляционно говорим своим детям, что учиться необходимо только на «отлично», намекаем, что вот «Леночка уже давно освоила задачи по физике» или пугаем, что в случае плохих оценок ребенка ожидает будущее дворника.

Но, согласитесь, выполнять учебные задания на высший бал получается не всегда. Ведь мы с вами тоже не всегда пребываем в «полной боевой готовности» на работе.

Иногда хочется расслабиться, поболтать с коллегой, чуть дольше погулять в обеденный перерыв или заглянуть в интернет вместо заполнения злополучного отчета для начальства.

Правда, ведь, мы позволяем себе такие вольности хотя бы время от времени? А вот наши дети, как стойкие оловянные солдатики, должны всегда быть «на высоте».

Да что там оловянные - олово ведь достаточно плавкий металл, скорее титан.. Наши дети должны быть титанами в мире знаний. Не отвлекаться, не шалить, не расслабляться, задания выполнять только на «отлично»! А за невыполнение - суровое наказание…

Как думаете, уютно ли ребенку в таких условиях? Может ли он полюбить сам процесс обучения, если в его голове невыносимой занозой сидят родительские слова «и только попробуй мне принести другую оценку». Оценка…

Именно на ней сфокусировано все внимание ребенка. Она должна быть самая максимальная, ведь иначе его ждет суровое разбирательство дома, холодное презрение от перфекционистки-мамы или скандал от вспыльчивого отца.

А разве так должно быть? Родители обязаны транслировать ребенку мысль, что да, хорошие оценки это замечательно и очень важно, но гораздо важнее - интерес к предмету и учебе в целом. Хвалите ребенка за приложенные усилия и сравнивайте не с отличницей Катенькой, а с ним самим только год, месяц, день, неделю назад. Подчеркивайте, что его почерк стал лучше, что ему уже удается прочитать стихотворение с выражением, решить такую сложную задачку (а ведь в прошлой четверти не получалось!).

Психолог Наталья Карабута рассказывает :

«Часто именно такие, принципиально бескомпромиссные в отношении оценок ребенка родители, вырастают из тех самых детей, которые сами в детстве регулярно получали нагоняй за успеваемость. Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок также боялся вашего праведного гнева, а потом, 30 лет спустя, все также сотрясал дневником над головой неразумного чада, зачастую не понимая, зачем он это делает? Вряд ли… Ведь именно так мы лишаем ребенка самого главного - понимания, что родители любят их не за что-то, а просто так. Что родительскую любовь ненужно заслуживать - она безусловна. А оценки - это, конечно, важно, но ведь теплые отношения между дочкой и мамой, сыном и папой - гораздо важнее. Стоит только вам, родителям, самим в это поверить».

У ребенка нет друзей в школе

Проблемы с отношениями в школе не всегда связаны с тем, что ребенка кто-то обижает - иногда окружающие ребята его просто игнорируют. Чаще всего с такой проблемой сталкиваются в двух случаях:

  • ребенок достаточно скромный, с трудом вступает в разговор, не инициирует общение, говоря современным языком - интроверт;
  • когда ребенок был вынужден поменять школьный коллектив и перейти в другой класс или школу.

Если в новый коллектив приходит бойкий и общительный новый ученик, для него часто не составляет труда найти новых друзей. Он просто начинает разговаривать сразу и со всеми. На различные темы. Постоянно. Это срабатывает!

А если новенький стоит и жмется тихонько в уголочке или стеснительно проходит мимо играющей кутерьмы одноклассников, хотя в его глазах и читается искренняя заинтересованность процессом - его вряд ли позовут. В таких случаях важно самому проявлять инициативу. И если сложно сразу входить в самую гущу событий, то, по крайней мере, дружелюбно заговорить с парой таких же тихонь, как и он - ребенок может. Его просто необходимо на это настроить.


Что делать, если у ребенка нет друзей в школе

Для начала удостоверится в том, что ребенок вообще хочет заводить новых друзей. Конечно, необщительные дети - это исключение из правил, но такое бывает.

Однако большинство детей испытывают необходимость быть частью коллектива и свободно общаться с одноклассниками. И родители могут ему в этом помочь. Несколько простых ситуаций помогут растопить лед между вашим ребенком и одноклассниками.

Курс на детей .

Устройте какое-нибудь небольшое веселое мероприятие - вылазку на природу, мастер-класс, пикник, небольшой поход, экскурсию. Пригласите ребят из класса своего ребенка. За стенами школы в ситуации, когда все расслаблены и отдыхают, дети более расположены к контактам, поэтому наладить общение ребенку удастся немного проще.

Желаем вам поменьше проблем и побольше счастливых школьных дней!

Похожие публикации