Занятие по речевому развитию. Вводная беседа с элементами театрализованного представления

НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Лесная посылка». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспект познавательного занятия для дошкольников 4-5 лет, направленный на обобщение и закрепление темы «Дикие животные».
Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников.
Задачи:
1. Закрепление в речи названий диких животных, и их детёнышей, частей тела, жилищ.
2. Развитие мышления на материале описательных загадок.
3. Закрепление умения составлять рассказ по мнемотаблицам.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Материалы для работы:
- посылка с замочками, письмо;
- карточки с изображением жилищ диких животных;
- дидактическая игра: “Чей хвост? ”;
- предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей.
Предварительная работа: Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных. Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок. Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня утром к нам в группу принесли посылку и письмо. Давайте прочитаем письмо.
Здравствуйте ребята!
Отправляем Вам посылку с гостинцами для Вас. Но чтобы открыть ее и узнать от кого она, надо пройти испытания. За каждое пройденное испытание, Вы будете получать ключик от замочка. Желаем Вам удачи!

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы к испытаниям? (ответы детей)
Воспитатель : Для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить, нам с Вами надо сделать разминку для язычка.
1. «Улыбка», «Заборчик»
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

2. «Трубочка»
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок,
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.

3. «Улыбка» / «Трубочка»
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.

4. «Часики»
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,

Как стрелки ходят, покажи.

5. «Маятник»
Ходит мятник в часах:
Влево - тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?

6. «Качели»
На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они хотели.

Воспитатель: Молодцы, хорошо делали разминку. Итак, 1-е испытание отгадывание загадок (при правильном ответе выставляется изображение животного).
Это что за зверь лесной.
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
Ответ: заяц
Кто осенью холодной.
Ходит хмурый и голодный? (Волк)

Эта славная рыжуха,
Пышный хвост, белое брюхо,
Очень страшная хитрюга,
Курей в клетке посчитает,
И хозяев испугает,
Вмиг сбежит и прямо в лес.
Ответ (лиса)

В яме спит зимою длинной,
Но, чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется …
Ответ (Медведь)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
Ответ (Белка)

Молодцы ребята. Все загадки отгадали. Вот и первый ключ от замочка. Скажите, а про каких животных мы с вами отгадывали загадки? (ответы детей). Почему они так называются? (ответы детей). Верно, дикие животные живут в лесу, и у каждого есть свой домик. Следующее испытание называется «Кто, где живет?»

На столах лежат карточки с изображением животного и жилища. Детям предлагается соединить линией животного и его жилище. При выполнении задания воспитатель задаёт сопутствующие вопросы:
Где живёт волк? (В логове)
Где живёт белка? (В дупле.)
Где живет лиса? (В норах.)
Где живёт заяц? (Под кустом.)

Воспитатель: Отлично, и с этим испытанием справились. Вот и второй ключ от замочка. А наше следующее испытание называется «Назови правильно».
Ребенок выбирает картинку из серии «животные и их детеныши» и называет:
Лис – лиса - лисенок (лисята)
Волк – волчица – волчонок (волчата)
Медведь – медведица – медвежонок (медвежата)
Заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата)
Белка – белка – бельчонок (бельчата)

Воспитатель : Хорошо поработали. И за это мы получаем еще один ключик. А теперь предлагаю немного отдохнуть. (физминутка)
Озорные зверята.

Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ежик. Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.

Прыгают, согнув руки перед грудью.

Идут вперевалку.

Двигаются в полу приседе, сделав круглые спинки.

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, но есть еще испытание, а называется оно “Составь рассказ”.
Ребенку предлагается выбрать изображение одного животного и с помощью мнемотаблицы составить рассказ. Заслушиваются ответы детей.

Воспитатель: Еще одно испытание позади, и еще один ключик у нас. Осталось последнее испытание «Чей хвост?»
На столах лежат картинки с изображением животных без хвостиков. Ребенку предлагается, найти нужный хвостик и приклеить его при этом назвав, чей хвост (лисий, волчий, беличий, заячий).
Воспитатель: Ребята, все испытания пройдены, давайте же посмотрим, что внутри посылки (открывают, там угощение).
Воспитатель: Как вы думаете, кто отправил вам посылку? (ответы детей). Правильно это лесные жители прислали вам гостинцы.
Детям раздаются угощенья.

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Вытегорского муниципального района

«Детский сад «Кораблик» общеразвивающего вида»

Конспект занятия

по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

«Кто всех нужней?»

Жильцова Евгения Викторовна

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

2017 год

г.Вытегра

Пояснительная записка:

Данный конспект занятия направлен на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Занятие может проводиться как с детьми с нарушением речи в рамках лексической темы: «Домашние животные», так и в массовых дошкольных группах. Конспект составлен с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (принцип комплексного интегративного подхода). В основе занятия лежит использование м етода наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью, внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Цель: актуализация и активизация словаря детей по теме «Домашние животные».

Задачи

Образовательные:

Совершенствовать грамматический строй речи: образовывать и употреблять в речи существительные множественного числа родительного падежа и притяжательные прилагательные.

Формировать навык анализа предложения.

Коррекционно-развивающие:

Развивать связную речь, творческое воображение, мышление, подражательность.

Развивать общие речевые навыки. Автоматизировать правильное произношение всех поставленных ранее звуков, в том числе, в пении, чистоту интонации, речевой слух, фонематические представления.

Развивать общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

Вызвать эмоциональный отклик у детей, инициативность, желание бережно относиться к животным.

Способствовать формированию навыков сотрудничества и взаимопонимания.

Предварительная работа с детьми: составление загадок-описания на индивидуальных занятиях, разучивание стихотворения «Подарок» М. Стремина, скороговорки, песни «Мой щенок». Подвижная игра «Тузик». Изготовление плоскостных фигурок домашних животных.

Оборудование и материалы : ковер, столы, коврограф и плоскостные фигурки для настольного театра, аудиозаписи сказочной мелодии, голосов домашних животных, слайд-изображения условных обозначений, мяч, схемы предложений по количеству детей, лист ватмана, гуашь, фигурки животных, клей-карандаши, картинки: месяц, плачущая девочка, черепаха, заяц -, дельфин, птичка, набор «солнышко и тучка» для каждого ребенка для рефлексии.

Ход занятия

1 часть. Организационный момент. Дети с логопедом встают в круг.

Речевое упражнение-разминка: «Назови домашнее животное или детеныша со звуком [Р]. (кролик, корова, баран, поросёнок, жеребёнок)

Дети садятся на ковёр по мере называния.

Звучит аудиозапись сказочной мелодии.

Логопед. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в сказку, где поговорим о домашних животных. Путешествие будет необычным - из игр и упражнений, которые загаданы условными обозначениями (показывает слайд).

2 часть. Игры и упражнения

Логопед. Наше путешествие начинается! Первое задание - загадать загадки-описания , которые мы с вами подготовили на индивидуальных занятиях (отвечает 2-3 ребенка).

Например, она большая, лохматая, черная. У нее острые уши, хвост колечком. Она охраняет своего хозяина. Кто это? (собака)

Логопед. А сейчас послушайте, стихотворение «Подарок» (рассказывает ребенок):

Раскрывается корзинка,

В ней подарок, да какой!

Не игрушка, не картинка -

Песик маленький, живой.

Уши мягкие, как тряпки,

Нос - как пуговка звонка,

Неуверенные лапки

Разъезжаются слегка.

Шелковистой теплой спинкой

Жмется ласково к ногам…

Не игрушку, не картинку -

Друга подарили нам.

Логопед. Дети, о ком это стихотворение? (о щенке). Вы хотите, чтобы вам подарили щенка? А может другого домашнего животного? Почему? Кто лучше? Кто нужнее? (ответы детей)

3. Логопед. Я вам предлагаю послушать сказку «Как щенок

узнал, кто всех важнее» . (иллюстрирует с помощью плоскостных фигурок для настольного театра).

«Летом Аришка поехала в деревню к бабушке. И вот, что она увидела и услышала однажды утром, выглянув из окна. Около будки сидела собака Черника и говорила своему щенку: (звучит запись лая собаки) «Я ухожу на работу, а ты будь послушным и никуда из дома не отлучайся.

А какая у тебя работа?- спросил щенок.

Самая важная, - ответила Черника. - Я охраняю дом, хозяйку и ее внучку, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я - самое нужное животное.

- (Звучит запись мяуканья кошки) Ничего подобного, - не согласилась толстая кошка, сидевшая на крыльце. - Самая важная работа у меня. Кто ловит мышей в подвале и на чердаке? Кто стережет хозяйкины припасы? Кто охраняет клубнику от галок? - Я - самое нужное домашнее животное.

- (Звучит запись мычания коровы)

Как бы не так, - высунула голову из хлева корова. - Что бы вы делали без моего молока? А хозяйкина внучка что бы ела, если не молоко, сливки, сметанка? Я - самое нужное домашнее животное.

- (Звучит запись меканья козы) Между прочим, мое молоко полезнее, и жирнее, а еще я даю шерсть и чудесный пух,- возмутилась коза. - Я - самое нужное животное.

- (Звучит запись фырканья кролика) Ну, уж если говорить про пух, то лучше нашего не сыскать, - засуетились кролики в клетке. - А еще я даю мясо, а из моей шкурки шьют шубы и шапки. - Я - самое нужное домашнее животное.

- (Звучит запись блеянья овцы и барана) Мы тоже мясо даем, и шкуру, и много шерсти, -заблеяли овца и баран. - Мы - самые нужные домашние животные.

- (Звучит запись хрюканья свиньи) Какое свинство! - послышалось хрюканье из глубины хлева. - Я даю больше всех мяса и сала. Я - самое нужное домашнее животное.

- (Звучит запись ржания коня) Из конюшни вышел красавец-конь.

Ну что, скажешь, что ты самое нужное домашнее животное? - спросила кошка.

Нет, потому что я думаю, что все мы нужны людям, все приносим им пользу. За это люди и держат нас, и кормят нас, и ухаживают за нами.

И то верно, - согласилась корова.

И все животные дружно закивали головами. Девочка обрадовалась, что спор так хорошо закончился и что щенок узнал, что все домашние животные нужны человеку. И как раз в это время бабушка позвала ее завтракать

4.Словесная игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» с мячом. Дети встают в круг.

Логопед. Рога быка - чьи рога? (бросает ребенку мяч) - бычьи

Голова собаки - чья голова? (собачья)

Вымя коровы - чье вымя? (коровье)

Хвост кошки - чей хвост? (кошачий)

Копыто коровы - чье копыто? (коровье)

Словесная игра «Есть - нет»

Логопед. У меня есть коровы. (бросает мяч ребенку, а он обратно: «У меня нет коров»)

У меня нет кроликов (У меня есть кролики)

У меня есть бараны (У меня нет баранов)

У меня нет коз (У меня есть козы).

Дети садятся за столы парами.

5 . Упражнение в парах «Составь схему предложения» : один ребёнок - составляет предложение с названием домашнего животного из прослушанной сказки, а другой - составляет схему. Затем наоборот. Дети друг другу задают вопросы: «Сколько слов в предложении?, «Назови третье или первое слово», «Есть ли предлог в твоем предложении?».

6. Подвижная игра «Тузик»

Вот он кружится волчком

Кружатся на месте. Руки на поясе.

Тузик, Тузик, хвост крючком.

Кружатся в противоположную сторону.

Вот летит во весь опор

То на речку, то во двор,

Двигаются по кругу, совершая подскоки

То дежурит у ворот -

Словом, дел невпроворот.

Снова двигаются по кругу, совершая подскоки.

7. Беседа по сказке . Выборочный пересказ по ролям.

Логопед. Давайте вспомним сказку, которую я вам рассказала. Что услышала однажды утром Ариша? (спор домашних животных)

О чем они спорили? (кто нужнее человеку?)

Кто же оказался самым важным домашним животным? (Все домашние животные нужны человеку, потому что все они приносят пользу.

Логопед распределяет роли. Дети разыгрывают спор животных.

8. Упражнение «Повтори за мной скороговорку».

Логопед. Давайте отрегулируем дыхание. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох. Теперь расскажем скороговорку про щенят:

У ищейки три щеночка:

Два щенка и крошка дочка.

У щенков как бочки щечки,

У сыночков и у дочки.

Повторение скороговорки по условным обозначениям: месяц - тихо, плачущая девочка - громко, черепаха - медленно, заяц - быстро, дельфин - громко-тихо, птичка - сначала тихо, а потом громко.

9. Создание коллажа «На зеленом на лугу».

Дети подходят к столу, на котором лежит лист ватмана, приготовлены гуашь, фигурки животных, клей-карандаши

Логопед. Я предлагаю вам создать коллаж «На зеленом на лугу», где разместим всех животных, про которых мы сегодня говорили. С чего начнем, как вы думаете? (изобразить луч, используя технику «набрызг» или «тычок», подсушить фон феном). И затем каждый из вас возьмет фигурку своего домашнего животного и найдет ему место на лугу (приклеивают фигурки).

10. Пение песни.

«Мой щенок»

В моей комнате с утра переполох,

Что случилось? Это кто же сделать мог?

Из коробки, вижу я, белеет шерсть.

Мама с папой объясните, кто там есть.

Припев: Мокрый нос, пушистый комочек.

Это он, любимый щеночек.

Здравствуй чудо лучший друг.

Изменил ты мир мой вдруг.

Целый день играли мы с ним во дворе,

Неуклюжий и смешной он лаял мне.

Молоком парным пушистика кормлю,

Очень, очень сильно я его люблю.

Припев.

Пятнышко за ухом, кисточка и хвост,

сегодня первый раз разгрыз он кость.

Будет он защитником, но, а пока

Подождать мне надо чуточку едва.

Припев.

3 часть. Окончание занятия.

Логопед. Спасибо щенку из сказки, который помог нам разобраться, что все животные нужны и важны!

Детям предлагается высказать свои впечатления от занятия, какое задание понравилось, какое - было сложным, каким было настроение? Дети выбирают условные обозначения: солнышко или тучка, соответственно.

Использованная литература:

М. Стремин, стихотворение «Подарок»;

Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие- Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Конспекты

занятий по развитию речи

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

занятие № 1

Подготовила:

воспитатель I квалификационной категории - С.Л. Ненашева

Нефтеюганск, 2017

Занятие 1
Пересказ сказки «Лиса и козел»

Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей;

Словарь и грамматика: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания;

звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму.

Материал. Картинки с изображением лисы.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку: «Хвост пушистый, мех золотистый - это про кого загадка?» (Про лису.) Показывает детям несколько картинок с изображением лисы: «Когда вы были в старшей группе, мы с вами рассматривали разные картинки. Сейчас вы можете взять любую картинку и сказать, какая у вас лиса. Если у одного лиса рыжая, то у другого еще... у кого-то лиса красивая, а у кого-то еще...»

Воспитатель выразительно рассказывает сказку «Лиса и козел». Задает вопросы:

- О чем рассказывается в этой сказке?

- Как она начинается? заканчивается?

- Какою показана лиса в сказке? Почему вы думаете, что она хитрая? Какою еще изображена лиса?

- А какой в сказке козел? Почему вы думаете, что он такой?

- Какие слова и выражения вам больше всего понравились?

- Послушайте сказку еще раз,- предлагает воспитатель,- потом вы будете ее рассказывать. Слушайте внимательно и запоминайте.

Заслушиваются 3-4 пересказа.

Можно предложить детям пересказать сказку по ролям (или группой - «командой»).

Дети дают оценку пересказам товарищей. Если они затрудняются, воспитатель делает это сам, обращая их внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций в диалоге, использование образных слов и выражений из текста.

- Вы интересно и выразительно рассказали сказку. Давайте еще раз подумаем, какой был козел. Какими словами можно о нем сказать? (Недогадливый, глупый, неумный, невнимательный и т. п.)

- Какою была лиса? (Рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, шустрая.)

- Какие слова, которые вы сказали о козле и лисе, можно использовать, говоря о человеке?

- Какой был колодец? (Глубокий, холодный, темный, мутный, грязный, узкий.)

- Что еще можно назвать «холодным»? (Снег, лед, воздух, ветер...)

- А что можно назвать «холодная»? (Зима, снежинка, сосулька, льдинка...)

- Послушайте внимательно и ответьте. Холодный, глубокий, прозрачный - это река или ручей?.. Голубая, стеклянная, хрупкая - это блюдце или чашка?

Проводя эти упражнения, воспитатель следит, чтобы дети четко произносили окончания, правильно согласовывали прилагательные с существительными.

Воспитатель предлагает выучить скороговорку о лисе: «Бежит лиса по шесточку. Лизни, лиса, песочку». Воспитатель, а затем дети произносят скороговорку громко, умеренно, тихо, шепотом.

Можно дать детям задание придумать рифму к словам «Ты, лисичка, где гуляла?» (На лужайке танцевала; под кусточком отдыхала и т. п.) Наиболее удачное двустишие все повторяют громко, тихо, шепотом.

Занятие 2

Рассказывание по картине «В школу»

Задачи. Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным;

словарь: активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, подбирать точно слова для обозначения явления;

грамматика: учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; упражнять в дифференциации звуков с и ш; Развивать интонационную выразительность речи: учить придавать высказыванию оттенки вопроса, радости.

Материал. Картина «В школу».

Ход занятия

Воспитатель помещает на стенд картину «В школу». Задает вопросы:

- Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название. Как вы считаете, чье название правильнее, интереснее? Почему?

- Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

- Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (Ученики, школьники, первоклассники.)

- Что находится у школьников в портфелях? (Пенал, тетради, учебники...) Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Школьные принадлежности.)

- В какое время года дети начинают учиться?

- Как мы отличаем осень от других времен года? Что бывает только осенью? (Листопад, сбор урожая, отлет птиц и др.)

- Осенью погода бывает разная. Если светит солнце, небо прозрачное, то какими словами можно сказать про осень? (Солнечная, золотая, ясная, ранняя.) Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами можно сказать про осень? (Поздняя, хмурая, пасмурная.)

- Послушайте слова - учить, учитель, учительница. Какая часть у этих слов-родственников общая? А у слова школа есть родственные слова? (Школьник, школьный, школьница.)

Дети придумывают рассказ по картине «Осень». Предварительно воспитатель поясняет: «Сначала расскажите, что произошло с этими детьми до того, как они подошли к школе, а затем - о том, что вы видите на картине».

Рассказы могут быть индивидуальными и коллективными (группа из нескольких человек).

Если дети затрудняются придумать события, предшествовавшие изображенным на картине, воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает. Начало рассказа может быть таким:

«В ясный солнечный сентябрьский день мальчики и девочки собирались в школу. Еще с вечера они приготовили портфели и учебники. Слава встал очень рано, все боялся опоздать. За ним зашел его друг Саша, и они пошли знакомой дорогой в школу...»

Воспитатель дает задание: «Скажите предложение Я пойду в школу так, чтобы было хорошо слышно, хорошо понятно, что вы рады этому, вам хочется идти в школу... А сейчас скажите это предложение так, чтобы было понятно, что вы спрашиваете».

Занятие 3

Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта

Задачи. Связная речь: учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта;

грамматика: учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий;

словарь: учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам;

звуковая культура речи: учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса.

Ход занятия

Воспитатель читает рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания».

Задает вопросы:

- О чем говорится в этом рассказе?

- Чем Мите понравилась зима?

- Что ему понравилось весной?

- Что запомнилось Мите летом?

- Какими словами мальчик сказал об осени?

- Почему рассказ называется «Четыре желания»?

Для пересказа можно вызвать четырех детей, каждый будет рассказывать об определенном времени года (рассказ следует повторить дважды).

Далее воспитатель предлагает новое задание: «Какое время года вам нравится и почему? Придумайте об этом рассказ, короткий и законченный» (рассказывание на тему из личного опыта). (Рассказов должно быть не менее четырех.)

«Каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего,- говорит воспитатель.- Лето было хорошее, а осень - лучше. Давайте сравнивать: весна теплая, а лето теплее или более теплое; трава зеленая, а после дождя она зеленее или более зеленая; поздней осенью холодно, а зимой холоднее или более холодно». Далее дети самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных: чистый (чище, более чистый), высокий (выше, более высокий), стройный (стройнее, более стройный), весело (веселее, более веселый), теплый (теплее, более теплый), сильный (сильнее, более сильный) и др.

В случае затруднений воспитатель обращает внимание детей на то, что степень сравнения можно образовать по-разному. Например, можно сказать сильнее, а можно более сильный.

«В рассказе говорится: «Пришла весна». А как можно сказать по-другому?» -спрашивает воспитатель. (Наступила.) Затем называет другие предложения и словосочетания: набегался вволю (вдоволь), нарвал цветов (набрал, насобирал) и т. п.

Далее дети упражняются в подборе антонимов. «Если я скажу слово большой, то какое слово будет противоположным по смыслу?» - спрашивает воспитатель (маленький). Затем дает еще ряд слов: хороший (плохой), холодный (теплый), идти (стоять), говорить (молчать) и др.

- Весна пришла! А что она принесла, назовите вы. Итак, весна пришла... (тепло, цветы, траву и т. п.) принесла. Скажем эту фразу громко, тихо и шепотом.

Занятие 4

Коллективное рассказывание

Задачи. Связная речь: упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений, в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова;

словарь: упражнять в подборе определений к заданным словам.

Материал: картинка с зайцем (зайцами).

Ход занятия

Воспитатель помещает на стенд картинку с зайцем. Задает вопросы:

- Как можно сказать про зайца, какой он? (Пугливый, трусливый, серый...)

- Если мы захотим рассказать о том, какая у зайца шубка, то какие слова подберем? (белая, пушистая, мягкая.)

- Какими словами можно сказать про то, какое у зайца настроение? (Веселое, хорошее, бодрое, грустное.)

Воспитатель следит, чтобы, отвечая на вопросы, дети правильно согласовывали прилагательные с существительными среднего рода. Например, если ребенок к существительному настроение подбирает прилагательное веселый, надо предложить ему послушать, как звучит это словосочетание. Следует добиваться, чтобы дети исправляли свои ошибки.

Воспитатель задает вопросы:

- Как называется детеныш зайца? (Зайчонок.) А как можно сказать по-другому? (Заинька, заюшка, зайчишка.) - Если дети затрудняются ответить на второй вопрос, подсказывает: «Как можно назвать зайчонка ласково?»

- Как называются детеныши зайца? (Зайчата.) А как сказать по-другому? (Заиньки, зайчата, заюшки.)

- Какие бывают зайчата? (Веселые, пушистые, быстрые, шустрые, длинноухие.)

Не следует добиваться, чтобы дети называли много слов. Главное - ответ должен быть правильным. Например, ребенок отвечает: «Длинные уши». Воспитатель подтверждает правильность ответа и спрашивает: «А как это можно сказать одним словом?» Если нужно, приходит на помощь: «Длинноухий». (Быстрые ноги - быстроногий, косые глаза - косоглазый и т. п.) Воспитатель задает еще ряд вопросов:

- Где живут зайцы? (В лесу.)

- Как называется маленький лес? (Лесок, лесочек.)

- Как можно сказать про тропинку в лесу? Какая она? (Лесная.)

- Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним? (Лесник, лесничий.)

Теперь повторим все слова, которые мы вспомнили и назвали. Вот сколько разных слов вы назвали,- обобщает воспитатель,- лесная, лесок, лесочек, лесник, лесовичок. Во всех этих словах слышится одинаковая часть -лес, и все они по смыслу как-то связаны с лесом.

- река! (Реченька, речка, речной.)

- Как можно сказать о маленькой реке? (Речка.)

- Как можно сказать о реке ласково? (Реченька.)

- Как называется песок на реке? (Речной.)

Воспитатель предлагает: «А сейчас я вам расскажу о том, как зайчик получил из леса письмо. Он очень обрадовался, но вот беда: письмо попало под дождь и размокло. Некоторые слова невозможно прочитать. Поможем зайчику прочитать письмо. Слушайте внимательно и в тех местах, где строчки размыты, подсказывайте, что там могло быть написано».

(Воспитателю нужно следить за тем, чтобы, выполняя задание, дети начинали свои высказывания союзным словом, на котором обрывается предложение в письме: «Мы сделали лодку, чтобы...» - «чтобы покататься».)

Примерный текст письма: «Здравствуй, Тепа. Расскажу тебе историю, которая случилась со мной и моим братом. Как-то раз мы долго играли на берегу реки. Потом мы сделали лодку, чтобы... Мы сели в лодку и поплыли. Вдруг подул сильный ветер. Поднялись большие волны, которые... Мы начали кричать так громко, что... На помощь приплыл медведь и вытащил нас на берег. Мы стали прыгать и скакать, чтобы... Мы быстро высохли и согрелись, потому что пришел Мишка и принес нам еду. Морковки и капусты мы съели столько... Скоро мы будем дома».

Воспитатель записывает под диктовку текст письма вместе с дополнениями. Сообща отбираются наиболее подходящие и правильные варианты.

В конце занятия письмо читается целиком с добавлениями, предложенными детьми. Нескольким детям воспитатель предлагает пересказать письмо.

Занятие 5

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

3адачи. Связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно;

словарь: упражнять в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам;

звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков з и ж, учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.

Ход занятия

Воспитатель читает рассказ В. Бианки «Купание медвежат». Задает вопросы:

- О чем рассказывает автор в этом произведении?

- Что вас заинтересовало в рассказе? Какие моменты вам понравились?

- Какие выражения и слова вам больше всего запомнились и понравились?

Повторное чтение рассказа.

Воспитатель предлагает одному из детей выбрать себе второго рассказчика и договориться с ним, кто будет пересказывать первую часть, а кто - вторую. Остальных детей просит внимательно слушать рассказчиков (для последующей оценки). Заслушиваются четыре пересказа.

Воспитатель обращается к детям:

«Вот выкупались медвежата и пошли гулять по лесу. Но какие они были разные! Первый медвежонок подвижный, веселый. Он очень любил играть. Залез на дерево и чует - медом запахло. Обрадовался, слез с дерева - и к маме! Какой был медвежонок, как можно сказать про него? (Веселый.) Подберите к слову веселый слова, близкие по смыслу (радостный, оживленный...).

- А если он был веселый, то он к маме не просто пошел, а... побежал, понесся, полетел, помчался сломя голову...

- Другой медвежонок тоже любил играть. Но уж очень он был медлительный. И вечно с ним что-нибудь случалось. Только он подошел к дереву, как его ужалила пчела. Совсем ему плохо стало. И он тоже пошел к маме. Какой был второй медвежонок? Подберите к слову веселый слова, противоположные по смыслу (грустный, скучный, печальный...).

- А если он был грустный, то он, наверное, к маме не просто пошел, а... поплелся, побрел...».

Воспитатель выделяет голосом в слове медвежонок звук ж и спрашивает, какой звук был выделен.

- В названиях каких животных еще есть звук з,с? (Журавль, жук, жаба...)

- В названиях каких животных есть звук з или з? (Заяц, змея, зебра, козел...)

Дети называют слова и говорят, какой звук з - твердый или мягкий.

Затем воспитатель произносит скороговорку: «Лежит ежик у елки, у ежа иголки».

Часть детей повторяют скороговорку быстро, несколько человек - в умеренном темпе; те, кто еще недостаточно отчетливо произносят звук ж,- в слегка замедленном темпе.

Занятие 6

Рассказывание по картинам из серии «Домашние животные»

Задачи. Связная речь: учить детей составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений;

грамматика и словарь: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа, учить образовывать относительные прилагательные; упражнять в подборе определений; развивать умение сравнивать;

звуковая культура речи: упражнять в подборе слов, сходных по звучанию и ритму, в произнесении их в разном темпе и с разной силой голоса.

Материал. Картины из серии «Домашние животные»; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком», «Коза с козленком», «Свинья с поросенком».

Ход занятия

Воспитатель выставляет на стенде четыре картины. Предлагает дать название каждой картине. Дети придумывают названия -и сообща отбирают наиболее удачные.

- Вспомни, как называются детеныши животных. У лошади... жеребенок. Много... жеребят. У коровы... теленок. Много... телят. У свиньи... У козы...

- Как можно назвать этих животных одним словом? Они дикие или...? (Домашние.) Каких еще домашних животных вы знаете? (Кошка, собака.)

- Как называют детеныша собаки? (Щенок.) Один - щенок. Несколько, много... (Щенков, щенят.)

Воспитатель объясняет, что одинаково правильно сказать: щенки, много щенков и щенята, много щенят.

- Если у теленка длинные ноги, то как можно назвать его одним словом? (Длинноногий.) Если у него большие глаза, он... большеглазый.

- Скажите, какая лошадь и какой жеребенок? Сравните их. (Лошадь большая, жеребенок маленький. Корова рогатая, теленок безрогий.)

Воспитатель дает задание составить рассказ по одной из картин. Дети не только рассказывают о том, что нарисовано, но и придумывают предшествовавшие и последующие события. Пока ребенок рассказывает, остальные внимательно следят за развитием сюжета, правильным его построением.

Затем организуется группа из четырех человек. Каждый выбирает себе картину, о которой будет рассказывать. Составляется общий рассказ по четырем картинам. Остальные дети оценивают рассказ и придумывают ему название.

Воспитатель предлагает детям вместе сочинять рифмовку. Говорит первую строчку, а дети придумывают вторую.

- Жеребенок, где гулял? (Я по улице скакал.)

- Ты, теленок, где гулял? (Я за мамою бежал.)

- Эй, козленок, где ты был? (Из ведра водичку пил.) Дети выбирают любые понравившиеся им двустишия и повторяют их медленно и быстро, громко и шепотом.

Занятие 7

Рассказывание на тему «Первый день Тани в детском саду»

Задачи. Связная речь: упражнять детей в составлении рассказа по плану, предложенному воспитателем, учить самостоятельно строить сюжет;

грамматика: упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных; упражнять в словообразовании;

звуковая культура речи: упражнять в дифференциации звуков ц и ч; отрабатывать отчетливую дикцию.

Материал. Картинки: заяц, волк, белка, кролик, галка.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает: «В детский сад пришла новая девочка Таня. Она ничего не знала о том, что надо делать, как себя вести. Стала Таня собираться на прогулку. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы...)

- А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, ботинок...)

- Таня была еще маленькая и не очень хорошо знача, куда что надо класть. Давайте ей поможем.

- Хлеб кладут... в хлебницу, сахар... в сахарницу, конфеты... в конфетницу, мыло... в мыльницу, салфетки... в салфетницу, яйцо... в подставку для яиц, масло... в масленку, соль насыпают... в солонку.

- Потом Тане показали картинки с изображениями зверей, но она не очень хорошо знала, как называют их детенышей. Давайте все вместе поможем ей правильно назвать малышей. Кто у яйца? (Зайчата.) У волка? (Волчата.) У кролика? (Крольчата.) У белки? (Бельчата.) У галки? (Галчата.)

- Давайте придумывать рассказ «Первый день Тани в детском саду». Сначала расскажите, как маленькая девочка Таня узнала, что будет ходить в детский сад, потом - как она пришла в детский сад, что нового и интересного она там увидела, какое у |нее настроение, чем закончился ее первый день».

Если задача составить рассказ оказывается для детей трудной, воспитатель начинает сам: описывает настроение девочки, внешний вид групповой комнаты. После двух-трех рассказов дается оценка. Воспитатель следит, чтобы, анализируя рассказы, дети правильно строили предложения, отмечали интересное содержание.

Затем составляется коллективный рассказ: несколько детей I по очереди рассказывают каждый свою часть, предварительно договорившись, кто начнет, кто продолжит и т. д.

В случае необходимости воспитатель дает план рассказа. Воспитатель предлагает детям повторить скороговорку: «Села Таня за стол и уронила блюдце». Давайте все вместе скажем: «Очень часто бьются у Танечки блюдца». Скажем так, чтобы четко слышался каждый звук».

Примечание. Упражняя детей в образовании формы родительного падежа существительных, следует добиваться, чтобы ребенок называл каждое слово в именительном падеже и неоднократно повторял в косвенном падеже. В упражнениях на словообразование простые, легкие для них формы дети сразу называют сами, а сложные - сначала воспитатель.

Занятие 8

Рассказывание на заданную тему

Задачи. Связная речь: учить составлять короткий рассказ па заданную тему,

звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков с и ш, научить детей дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы, насыщенные этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.

Материал. Парные предметные картинки на звуки с, ш, игрушки; картина «Луга и Луга» (пособие «Звучащее слово», автор Г. А. Тумакова).

X од занятия

Воспитатель показывает детям игрушки (собака, слон, лиса, кошка, мышка, лошадки и др.) и предлагает быстро ответить, в названиях каких животных есть звук сив названиях каких есть звук ш (т. е. ребенок должен выделить из слов эти звуки и произнести их протяжно).

Затем воспитатель раздает детям парные картинки: санки - шапка, шуба - самолет, шашки - сапоги, стол - душ, кошка -лиса, собака -лягушка и др. (одни и те же картинки могут повторяться у разных детей; не следует давать слова со звуком с" например, синичка и др.). Предлагает перевернуть обратной стороной вверх картинки, в названиях которых есть с. Проходит по рядам и проверяет правильность выполнения задания. Нескольких детей спрашивает, какие картинки они не перевернули, оставили открытыми, и просит назвать предметы, которые там изображены. Затем просит поднять руки тех, у кого названия картинок начинаются со звука ш. Дети по очереди называют картинки (шапка, шашки, шуба и др.). Остальные внимательно слушают, исправляют ошибки товарищей.

Далее педагог предлагает сначала поднять руки тем детям, у которых есть картинки со звуком ш в середине слова, а потом тем, у кого картинки со звуком ш в конце слова. То же с картинками на звук с. (Предварительно воспитатель предлагает перевернуть лицом вниз картинки со звуком ш и оставить открытыми картинки со звуком с.)

Воспитатель говорит загадки. Дети должны, не называя вслух отгадки, сказать, какой звук в этом слове - с или ш.

Рыжая, с пушистым хвостом.

Живет в лесу под кустом.

(Лиса.)

Стоят в поле сестрички:

Желтый глазок.

Белые реснички,

(Ромашки.)

Маленькая, серенькая

Под полом живет,

По ночам скребет.

(Мышка.)

Пыль увижу - заворчу,

Заворчу и проглочу.

(Пылесос.)

Воспитатель помогает детям заучить пословицу «Кошке смех, а мышке слезы», объяснив предварительно ее смысл. Просит выделить слова со звуками с и ш.

Далее дети выполняют задание придумать короткий рассказ на тему «Кошке смех, а мышке слезы».

Воспитатель предлагает послушать рассказ про двух зайчат г и помочь ему найти нужные слова. Рассказывает:

«Однажды утром зайчата Луга и Луга вышли из дома. Захотелось им по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть, нет ли поблизости речки, чтобы рыбу половить. Луга взял с собой то, что имеет в названии звук о (ведро), а Луга взял с собой то, что имеет в названии звук у (удочка),

- Зайчата шли-шли и вышли на тропинку. Видят, из-под кустов кто-то выползает, а название его короткое, звуков в нем мало, и среди них есть звук у. Кто же это? (Уж.) Поздоровались зайцы с ужом, пошли дальше. Вскоре вышли к речке и стали рыбу удить. Вначале вытащили большую рыбу, в названии которой есть звук с (сом), затем стала попадаться рыба помельче, в ее названии слышится звук щ. Кто отгадал? (Лещ, щука...)

- Дома зайчиха-мама и заяц-папа накормили малышей вкусным обедом. В названиях блюд слышались звуки с, щ. Какие это были блюда? А потом малыши получили игрушки: Луге досталась игрушка, в названии которой есть звук к. Что это за игрушка, дети? (Кукла.) А Луга получил игрушку со звуком ш в названии. Что это за игрушка?» (Машина.)

- А сейчас расскажите про зайчат, как они собирались на прогулку, кого встретили, как отдыхали дома,- говорит воспитатель.

Дети могут рассказать, объединяясь по трое.

Занятие 9

Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца»

Задачи. Связная речь: учить детей придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;

грамматика: учить подбирать однокоренные слова;

словарь: учить подбирать синонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; учить подбирать антонимы; помочь усвоить значения многозначных слов;

звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадки:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки - ни одной.

(Н. Артюхова.)

Дети отгадывают, что это заяц и еж. Воспитатель спрашивает, почему у ежа много иголок, зачем они ему, какие еще бывают иголки.

- Где живут еж и заяц? (В лесу.)

- Какие слова можно образовать от слова лес? (Лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок.) При затруднении воспитатель задает наводящие вопросы:

- Как называется тропинка в лесу? (Не в парке, не в саду, а в лесу.) (Лесная.)

- Как называют человека, который работает в лесу? (Лесник.)

- Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок.)

- А теперь повторите слова, которые вы вспомнили и назвали.

- Еж был смелый, а заяц - какой? (Трусливый.) Сейчас слу-| шайте внимательно, задание будет трудным.

- Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый (боязливый, пугливый...).

- Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый (храбрый, отважный...).

Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, | воспитатель спрашивает: «Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый? Да, похожи. Можно сказать, что заяц трусливый? Да. А что заяц пугливый? Да. Это слова, близкие по смыслу, слова-друзья».

- Сегодня мы будем придумывать сказку о том, как ежик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как еж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.

(Следует спросить не менее пяти детей - они могут рассказывать группами.) После двух-трех рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше и почему.

А сейчас я прочитаю вам стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра». Вы поможете мне найти в нем слова, противоположные по смыслу.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь... (низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь... (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты... (храбрец).

Теперь начало я скажу -

Ну, отвечай... (конец).

- Давайте все вместе скажем стихотворение еще раз,- предлагает воспитатель.

Занятие 10

Придумывание сказки на тему «День рождения зайца»

Задачи. Связная речь: учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности;

грамматика: упражнять в образовании формы винительного падежа множественного числа существительных;

звуковая культура речи: упражнять в отчетливом произнесении потешек, в различении ритма, темпа речи и силы голоса.

Ход занятия

Воспитатель обращается к детям:

- В прошлый раз вы придумали интересную сказку о ежике и зайце. Вчера у зайца был день рождения. На дне рождения у зайца лесные звери играли, танцевали, отгадывали загадки о том, что они видели в лесу, в поле. Ежик загадал такую загадку: «Я видел много ромашек, васильков, колокольчиков. Где я был?» (В поле.)

- Каждый из вас может на себя взять роль любого животного. Подумайте, что вы принесете в подарок зайцу и какие загадки ему и его гостям загадаете о том, что вы видели, чего не видели, чего видели много. А заяц и остальные звери будут отгадывать.

При выполнении детьми упражнения воспитатель подсказывает, что и кого они могут назвать, и формирует навык употребления правильных окончаний у одушевленных и неодушевленных существительных в винительном падеже.

Воспитатель дает новое задание: «Сейчас вы будете придумывать сказку на тему «День рождения зайца». Сначала расскажите, кто собирался в гости к зайцу, что каждый из зверей собирался подарить зайцу. Потом расскажите, как звери поздравляли зайца, как они праздновали день рождения, как играли, загадывали загадки. Сказка должна быть интересной, короткой и законченной».

В придумывании сказки участвует несколько человек. Предварительно они договариваются, о чем и в какой последовательности будут рассказывать. Перед тем как дети начнут рассказывать, воспитатель говорит, что лучшие (по оценке детей) сказки будут записаны в альбом.

Воспитатель предлагает детям договаривать за ним строчки потешки в том же ритме (выстукивает ритм).

Подготовительная к школе группа 315

Зайчик-зайчик, как гулял?.. Ежик-ежик, с кем плясал?.. Эй, зверята, где вы были?.. Ты, лисичка, где гуляла?.. Медвежонок, где ты был?..

Затем дети повторяют потешку, которая им больше всего понравилась, медленно и быстро, громко и шепотом.

Воспитатель читает скороговорку: «Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была». Вызывает нескольких детей и просит произнести скороговорку так, чтобы был отчетливо слышен каждый звук. Затем скороговорка произносится медленно, умеренно и быстро.

Конспект занятия по речевому развитию по теме
«Весна пришла»

Воспитатель Хорольская О.Н

(подготовительная группа)

Цель:

Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно - эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Образовательные задачи:

Расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие задачи:

Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитательные задачи:

Воспитание активности, инициативности, самостоятельности,

творческих способностей, воображение.

Оборудование:

Предметные картинки (солнышко, ручей, проталина, травка, почки, насекомые, птицы), картины из серии «Птицы» (кукушка, соловей, грач, скворец, ласточка, дятел, снегирь), «Первоцветы» (подснежник, мать-и-мачеха, крокус, прострел, медуница, ветреница), кукла Снеговичок, аудиозаписи: П. Чайковский «Времена года. Весна», «Голоса птиц», картина «Ранняя весна».

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. В это солнечное утро, я надеюсь, у вас хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и начнем занятие. А поговорим мы сегодня о прекрасном времени года – о весне.

(Звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Весна».)

2. Беседа.

Посмотрите, а у нас гость – Снеговичок. Ребята, он ни разу не видел весны. Расскажем ему, что же это такое?

Какая в наших краях весна? (Холодная и теплая, дождливая, солнечная, веселая и т.д.)

Весной хочется говорить только ласковые слова.

Игра «Скажи ласково».

Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка -…, дерево -…, лист -…, ручей - …, лужа - …, туча -…, трава -…. Молодцы!

А сейчас давайте отправимся в весеннее путешествие. На каком бы нам поехать транспорте, чтобы все хорошо рассмотреть? Ответы детей . Конечно же, на поезде.

Итак, отправляемся. И нашего гостя зовем с собой.

Пока мы едем с помощью язычка вспомним некоторые приметы весны.

Артикуляционная гимнастика:

солнышко пригревает все сильнее, на крышах домов вырастают длинные сосульки («иголочка»), всюду слышна звонкая весенняя капель (дэн-дэн-дэн), появились лужицы («блинчик»), лопаются почки на деревьях («лошадка»), птицы вьют гнезда («чашечка»).

Первая станция - «Хорошая погода».

Выйдем погулять. Нас встречает весеннее солнышко. А какое солнце весной? (Круглое, желтое, золотое, ласковое, теплое…)

Скажите, ребята, а кого солнышко весной разбудит? А помогут вам мои картинки. Разложите их по порядку.

Игра «Что за чем?»

Первая картинка - «солнышко».

Дети выкладывают на полу картинки: солнышко-проталина-травка- почки-насекомые-птицы . Дети составляют рассказ : Солнышко пригреет – снежок растает - побегут ручьи - появятся первые проталины - вырастет молодая травка - набухнут почки – появятся насекомые – прилетят птицы.

Вы хорошо справились, молодцы! А ты, Снеговичок, всё запомнил?

Весной природа пробуждается от зимнего сна. Что делаете вы, когда просыпаетесь? Правильно, умываетесь. Земля, растения, травка тоже хотят умыться. Но как? Они ждут теплого весеннего дождя. Он все вымоет и напоит всех.

Пальчиковая игра «Дождик» :

Кап-кап, кап-кап,

Кто по улице идет?

Кап-кап, кап-кап,

Эту песенку поет?

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей.

Умываются сады,

Улыбаются цветы.

Будем рады я и ты.

Спрячемся от дождика в вагончиках. Поехали дальше.

Следующая станция - «Лесная».

Мы, ребята, попали в весенний лес. А какие деревья растут в лесу? Дети перечисляют. На одной ножке покрутись и в любое дерево превратись.

Дети выполняют задание.

Я вижу стройные березки, могучие дубы, аккуратные елочки. Милые деревья, почувствуйте, как ласково греет солнышко, как вы просыпаетесь после долгой зимы, набираетесь весенних соков из матушки-земли, на ваших веточках набухают почки и появляются первые нежные листочки и молодые хвоинки. Чему вы порадовались? Что вы почувствовали? Ответы детей.

На одной ножке покрутись и в себя ты превратись.

А вот и первые цветы! (На доске – картинки с изображением первоцветов.) Назовите их. Ответы детей.

Дыхательная гимнастика:

Давайте с вами вдохнем аромат этих цветов. Посмотрите, как я это сделаю. Медленно вдохнуть воздух через нос, задержать дыхание, и на выдохе скажем: «Как вкусно пахнут цветы». (Повторить еще раз.)

Ребята, закройте глаза, прислушайтесь, что это за звуки? (Звучит аудиозапись «Голоса птиц».)

В лес прилетело много птиц. Как мы называем птиц, вернувшихся обратно из теплых краев? Ответы детей. Выберите картинки с изображением перелетных птиц.

Дети выбирают картинки – грач, кукушка, скворец, ласточка, соловей и объясняют свой выбор.

Сколько гнезд появилось! Давайте посчитаем.

Игра «Посчитай».

Одно – гнездо, два – гнезда, три – гнезда, четыре – гнезда, пять – гнезд.

Почему люди любят птиц? Как мы можем помочь птицам весной? Ответы детей.

А почему же не видно животных? Все они очень заняты. Как вы думаете, чем? Ответы детей.

Возвращаемся в город, садимся в поезд.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Давайте поиграем со словом «весенний»: например, месяц (какой?) весенний, день -…, солнце…, лучи-…, небо-…, ручьи-…, погода-…, дождь-…, цветы-…

Следующая станция «Детский сад».

Усаживайтесь на стульчики. Давайте расскажем о том, как все изменилось весной в городе.

Беседа по картине «Ранняя весна».

Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?

Что вы можете рассказать о деревьях, птицах?

Кого вы видите на картине? Куда пришли дети, чем они занимаются?

Какое настроение у детей?

Какое у вас вызывает настроение эта картина?

Заключение .

О каком времени года мы сегодня с вами говорили?

Давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались, где побывали?

Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями. Я думаю, наш гость Снеговичок доволен, он теперь знает, какое прекрасное время года – весна. А он для вас приготовил небольшой сюрприз – цветные льдинки – напоминание о его любимой зиме, но они такие яркие, как будто их раскрасила своими красками весна. Угощайтесь. А с нашим гостем мы прощаемся до будущей зимы.

Похожие публикации