Веды. Славянские Боги

— Владыка воздушного пространства, Повелитель ветров и бурь, рожденный из дыхания Рода. Удел Стрибога – меж Землёй и Небесами, меж обителью людей и Обителью Богов.

Наши Предки почитали его, не менее иных Сварожичей. Ведь он, как повелитель стихий, посылает живительную влагу и несущие жизнь облака, но, в тоже время, он насылает на землю ураганы и засуху. Стрибог посылает в мир Яви свои ветры-стрелы и помогает солнечным лучам-стрелам оплодотворять землю, он может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим.
Ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря–океяна, либо летящего на воздушном корабле над Землёй (плывущего на ладье по синим Хлябям Небесным), он держит в руках копье и трубит в рог. Согласно другому описанию, Стрибог изображается в облике Разящего Лучника, держащего в руках лук со стрелами. Вот одно из описаний Стрибога:

«Стрибог – Бог грозный, над полями битв реющий, копьём разящий. В смерчах и ураганах – битвах воздушных – ярится Стрибог, вержет наземь дивей облачных, стрит — разит инших остриём копейным на Световидов Крест – на все четыре стороны Света. И Стезями Вещего Бога – спиралями Небесных зарений – восходит незримо во Свет, что сего Света светлей…»

Во Вселенной Стрибог – Космический Ветер, Дуновение Изначального, олицетворение Дыхания Всебога Рода, Вечной Пульсации Миров. Выдох Рода – рождение бесчисленных Вселенных, Его Вдох – Великое Возвращение всего сущего к Истоку Бытия.
Стрибожьи ветры, дующие в Поднебесной, суть земное отображение Вселенского Дыхания Рода.
В Глубиной Книге сказано:

«Оттого зачались Буйны Ветрушки – От Самого-то от Дыхания Родова… Дыхания Вечности гул в песнях ветров услышь, Древнюю Веду Древних Богов прочти – узри Вещим Оком, Мудрости Вышней отверстым. И вмиг Дуновеньем незримым сметёт Старый Бог с пробуждающейся души твоей всё наносное, всё иншее – всю маяту слепую, невежества твоего мёртвые пелены»

Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег» что означает «старший», «дядя по отцу». Другие исследователи объясняют происхождение имя Бога от иранского stri-boga «Возвышенный Бог» или индоевропейского «Отец-Бог».
Стрибог, Стрибо, Стриба — Бог-Отец, Старый Бог, дед ветров (соотносимый с Рудрой) является верховным царем ветров. Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений. Стрибог — посредник между Вышним и Нижним мирами… Его упоминали и почитали вместе с Даждьбогом.
Ветер, как дождь и солнце считались важнейшими для земледельца потому и почитали Стрибога земледельцы. Мореплаватели так же молили Стрибога, чтобы он дал «ветра в парус». Не удивительно, что идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств. Главные храмы Стрибогу находились на морских островах, близ устьев рек, где часто останавливались купеческие корабли (например, на острове Березань близ устья Днепра). К нему перед выходом в открытое море подходили корабли русов, и купцы приносили Стрибогу богатые дары.

Символ Стрибога

Данный символ помогал людям оберегать свои жилища и поля от непогоды. Морякам и рыбакам даровал спокойную водную гладь. Мельники строили ветряки, напоминающие знак Стрибога, дабы мельницы не стояли.
В году выделяют четыре дня, посвящённых Стрибогу особливо:
1)Стрибог Вешний – в апреле, когда начинают дуть тёплые ветры;
2)Стрибог Летний или Ветрогон – в августе, когда ветры приносят первые вести о грядущей осени;
3)Стрибог Осенний или Листобой – в сентябре, когда ветры приносят осенние холода;
4)Стрибог Зимний или Весновей – в феврале, когда ветры приносят первые вести о грядущей весне.
В «Слове о полку Игореве» ветры названы Стрибожьими внуками:

«Вот Стрибожьи вылетели внуки —
Зашумели ветры у реки,
И взметнули вражеские луки
Тучу стрел на русские полки»

У Могучего Стрибога есть дети — четыре Ветра четырёх Сторон Света:
Посвист-Хладовей – ледянящий души Серверный Ветер, в черных одеждах;
Догода-Тепловей (Погода) – тёплый Южный Ветер, облаченный в красные одежды;
Сумрачный Западный Ветер – посланец Смерти, одетый в белые одежды;
Светлокрылый Восточный Ветер – вестник Рассвета, в зеленых одеждах.
От сих четырёх сынов Стрибога народились все остальные ветры – Стрибожьи внуки.

Сиверко (Северный ветер) — несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет;
Восточный ветер — как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный;
Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.
Ураган – воплощение Гнева Могучего Бога (Стрибога в Его Карающем Проявлении), наводящего ужас и страх на всех тех, кто живёт не по Прави;
Эти ветра выпускали из своих открытых ртов вихри, вьюги и метели. В других сказаниях ветры трубят в огромные рога, выдувая бури и шторма.
Вот такие дети и внуки у Стрибога.
На все четыре Стороны – на все четыре Ветра – Белый Свет окрест расстилается, путями-дорогами сопрядается, дивами дивными полнится. Как от Алатыря-Камня четыре Стези расходятся – от Рода Самого четыре Сословия ведутся:
1) Оратайское – Сословие землепашцев – честных тружеников (Стихия – Земля);
2) Купеческое – Сословие людей, честный торг ведущих (Стихия – Вода);
3) Ратайское – Сословие воинов хоробрых (Стихия – Огонь);
4) Волховское – Сословие людей, Богам Родным паче маяты мирской преданных (Стихия – Воздух).
И ждут честны оратаи Даров Стрибожьих – ветров, тепло и влагу животворящую приносящих.
И ждут сметливые купцы Даров Стрибожьих – ветров, надувающих паруса их ладей быстроходных.
И ждут хоробрые воины Даров Стрибожьих – ветров, распаляющих пламя сторожевых костров.
И ждут Мудрые волхвы Даров Стрибожьих – Ветров Тайных, возносящих их помыслы выше птиц летучих и туч идучих, – Ветров, летящих незримо сквозь пространство и время – за Кромку этого Мира, за виднокрай, куда проникает один лишь взгляд Ока Мудрости Вещего Бога, в рассветающую Самосиянным Светом Всебога Рода дальнюю даль…
По преданию, Стрибог ярился по земле ветрами, а также вместе с Перуном повелевал громами и молниями. Он вместе со Сварогом и Сварожичами победил Черного Змея. Он помогал Перуну в его борьбе со Скипером-зверем, а Хорсу — в борьбе с Месяцем.
Во многих источниках упоминается Стрибог:

«И славили мы… Перуна и Стрибога, которые громами и молниями повелевают. А Стрибог также ветрами ярится по земле».
«Книга Велеса», Род 1, 2:7

«…Стрибы свищут в степях, и бури гудят до полуночи».
«Книга велеса», Трели IV, 5:3

«Се ветри, Стрибожи внуци, веют съ моря стрелами на храбрые плъкы Игоревы».
«Слово о полку Игореве»

«Живет Стратим-птица на Окиане-море,
Стратим-птица вострепенится,
Окиян-море восколыхнется,
Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными».
«Голубиная книга» Стрибог

Даже в XIX веке на Дону мельники призывали Стрибога, которого они называли Стрыбом. Старикам помогали дети такой песней:
«Повей, Стрыбу, нам из неба,
Треба нам на завтра хлеба!»
Проходило совсем немного времени - налетал ветер, начинали вращаться крылья ветряной мельницы, а вслед за ними и жернова, перемалывающие зерна в муку.
Есть ветры земные – токи воздуха в пространстве, и есть ветры иные – токи Силы в тонком теле человека, струящиеся втайне под покровами нашей плоти, раскручивающие ветряные колёса, кои расположены вдоль оста (позвоночника) человека.
И как ветры земные доносят до Богов рекомые нами славы и воскладаемые на Огонь требы, так ветры иные доносят до Богов наши внутренние требы, приносимые нами на сокровенном внутреннем Огне.

Заповеди Родных Богов.
Заповеди Стрибога.

1.Одухотворенный Семейный Союз, да освященный всеми стихиями и Богами Небесными.
2.Мужчина, не имеющий детей, не исполняет долга перед Родом своим и Расой Великой, ибо чада его есть продолжение Рода древнего его
3.Да не погаснет огонь сердец и очагов ваших ежели жить будете по Совести своей, а не по наущению чужеродному.
4.Да не оскверните вы тленом Святу землю ваших Предков, коя полита потом и кровью дедов ваших.
5.Облегчайте уход близким вашим через кроды великие и лоды просторные, дабы могли Души близких ваших с дымом кродным подняться во Сваргу Пречистую к Предкам вашим.
6.Почитайте память Предков своих жертвоприношениями бескровными, ибо что пожертвуете вы им, то и возымеют они.
7.Не губите Души своя, стремясь за благами земными, ибо все блага Мира Яви не создадут мельчайшего блага Мира Прави.
8.Не выполнение Заповедей многих лишает человека помощи Богов и Предков его, ибо только тем, кто соблюдает заповеди и два Великих Принципа помогают Боги.
9.Завершайте все споры меж Родами вашими братским миром, а победы над ворогом -победным пиром.
10.До создания союза семейного, пусть сердце ваше всегда будет покорно родительской воле, ибо жизнь без родительского благословления — хуже неволи.
11.Не ходите, люди Родов Расы Великой, супротив чистой Совести своей, и древних законов Родов ваших, ибо на окольных путях жизни вашей, нет покоя для Души вашей.
12.Берегите, люди Расы Великой родителей своих и старцев Родов ваших. Ибо нет никого роднее и мудрее для вас, чем родители и старцы Родов ваших.
13.Не сотворяйте, люди Родов Расы Великой, вольный ветер в головах своих, громовые тучи в речах своих, и грозовую бурю в сердцах своих.
14.Помните, люди Родов Расы Великой, что богатство и процветание Родов ваших изначально заключено в малых чадах ваших, коих вам надлежит воспитать в любви, благости и трудолюбии.
15.Ведайте, люди Родов Расы Великой, что смысл жизни и процветание Родов ваших покоится на четырех древних основах, кои есть: Вера, Совесть, Любовь и Воля.
16.Созидайте, люди Родов Расы Великой, по велению сердца своего, ибо сердце ваше неиссякаемый источник вдохновения и Божественной силы.

И конечно же о Стрибоге рассказывались легенды. Вот одна из них:

Hа Свистун-горе.
Однажды ночью налетел на деревню бурный ветер с восточной стороны, крыши с домов снес, хлеба желтеющие побил, мельницу порушил ветряную. Утром подсчитали мужики убыток, почесали затылки, покряхтели… Делать нечего - надо урон восполнять. Засучили рукава - и за работу. А один - шорник Вавила, он по части упряжи большой был мастак, - до того обиделся на ветер, что решил найти на него управу. И нигде иначе, как у верховного владыки всех ветров.
В тот же день выковал Вавила у кузница башмаки железные, вырезал клюку дубовую - от зверей отбиваться, положил в котомку нехитрую снедь и пустился в путь-дорогу. Старик-мелыник (все они, мельники, говорят, колдуны!) подсказал ему, где искать Стрибога: за горами, за долами, на Свистун-горе.
Целый год шел Вавила уж и башмаки железные поизносил! - пока не изошел на Свистун-гору. Видит, сидит на камне седой крылатый старец-исполин, дует в рог золоченый, а над головой старца орел парит. Вот он, Стрибог!
Поклонился Вавила в ноги Стибогу, о своей беде поведал.
Выслушал Бог, брови нахмурил и трижды протрубил в рог. Тотчас предстал пред ним крылатый великан в зеленых одеждах и с гуслями в руках.
- А ну-ка повтори свою жалобу на ветра Восточного! - приказал Стрибог Вавиле.
Тот все повторил слово в слово.
- Что скажешь? Чем оправдаешься? - гpoзнo поглядел Верховный Бог на бесчинника.
- Разве я учил тебя деревни разорять? Ответствуй, буян!
- Вина моя невелика, о Стрибоже, - молвил тот. - Рассуди сам. В других деревнях меня и в песнях славят, и Ветром-Ветрилою, и Ветром Вегровичем величают, кашку и блины выставляют мне на крыши, бросают с мельницы горстями муку, дабы я крылья мельничные вздымал. А в их деревне, — он указал перстом на Вавилу, — и плют встречь меня, и злые наговоры по мне пускают, портя людей и скотину, а народ клянет меня, безвинного, на чем свет стоит: дескать, это я нанес ветром хворь-поветрие. Рыбаки там, на воде свистят по ветер и накликают бурю. Долго терпел я всяческие обиды, но наконец, терпенье мое лопнуло, когда разорили юнцы муравейник, палками его разметали по ветру, а вечером принялись старый веник жечь да искрами на ветру любоваться. А ведь этакое бесчинство старыми людьми от веку заповедано. И я не вынес обиды… Прости меня, Стрибог!
Помолчал, поразмыслил крылатый старец-исполин, да и говорит:
- Слышал, человече? Ступай назад, перескажи ответ Восточного ветра своим неразумным собратьям. Впрочем, нет: ноги в долгом пути собьешь, вон, башмаки то железные уж продырявил. Сей же час обидчик вашей деревни отнесет тебя в родные края. Надеюсь, впредь вы с ним поладите. Прощай!
…На восходе солнечном косари в Ярилиной долине увидали диво дивное: мужик по небу летит! Пригляделись - да ведь это шорник Вавила к ним спускается, словно бы на невидимом ковре-самолете!
Стал Вавила на траву, поклонился в пояс кому-то незримому, а потом рассказал мужикам о своем хождении к Свистун-горе и о справедливом Стрибоге.
С той поры в деревне все крыши целы, хлеба ветром не сбиваемы, а мельница мелет исправно. И такой почет ветрам, как здесь, вряд ли где еще оказывается!

Стрибог — один из верховных славянских богов. Значение этого бога для современных исследователей остаётся загадкой. Несмотря на то, что Стрибог был явно очень почитаем в Древней Руси, до сих пор достоверно не выяснено, чему покровительствовал или чем заведовал данный бог. Долгое время Стрибога считали богом ветров , однако в последнее время эта версия постепенно уходит в прошлое. Богом ветров Стрибога посчитали из-за упоминания в «Слове о Полку Игореве», где говорится: «Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы». На самом же деле, в этой фразе не указано, что Стрибог является богом ветров, а только то, что ветры являются его внуками. Скорее всего, и к этому склоняется большинство современных исследователей, Стрибог был богом неба, старшим богом.

Помимо того, что Стрибог может являться богом неба, некоторые историки-славянисты также склоняются к версии, что Стрибог — это не отдельный бог, а лишь эпитет бога неба, который указывает на старость и старшинство верховного божества (др.сл. стрый — старый ). Эпитетом какого именно бога является имя «Стрибог», остаётся только гадать. Вполне возможно им мог быть или . Стоит отметить, что идол Стрибога был поставлен Владимиром Красно Солнышко в числе самых почитаемых, однако ни Рода, ни Сварога среди них не было: «Начал княжить Владимир в Киеве единолично. И поставил идолы на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а глава его серебряна, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили сыновей своих и дочерей, и молились». Вполне можно предположить, что Стрибог и был Сварогом или Родом, и ставить им отельные идолы просто не имело смысла. Отождествлял Стрибога с Родом и Сварогом и знаменитый учёный, историк-славянист Борис Рыбаков.

Какие ещё факты говорят в пользу этой версии? По версии учёного-индоевропеиста Тамаза Валериановича Гамкрелидзе, а также лингвиста Вячеслава Всеволодовича Иванова этимология имени этого бога восходит к индоевропейскому «dievas-pater», что означает — «Небо-Отец». Поначалу может показаться, что dievas-pater и Стрибог — совершенно разные и непохожие друг на друга слова, однако исследователи изучили всю хронологию превращения (предположительную). Судя по этой теории, dievas (небо) заменилось на иранское «baga» или «бог», а pater (отец) заменилось на старославянское «стрый», то есть «старый». Также есть предположения, что имя этого божества произошло от слова «стрег» — «старший по отцу» или просто «старший», а добавление «бог» произошло гораздо позже и только для того, чтобы показать высшее значение этого бога. Без добавления же, в древности его могли называть просто «Стрый». Таким образом получается, что Стрибог — это Отец Небо, Старый бог, Старший Бог, Бог-Отец.

В пользу того, что Стрибог всё-таки мог быть богом ветров, говорит первая часть имени «стри». «Стри» на старославянском означает — воздух, ветер, быстрый, стремительный, быстрый поток воды. От этого слова произошли такие слова, как: стремиться, стремглав, стригнуть, стрекануть, дать стрекача, струя, стрижень (быстрина реки) и другие. От какого же слова произошло имя данного божества — «стрый» (старый) или стри (ветер) — остаётся загадкой.

В связи с тем, что долгое время Стрибога считали богом ветров, до сих пор большинство изображений с этим божеством представляют его исполняющим именно эти функции, хотя, повторюсь, скорее всего, никакого отношения к ветру он не имел, а был именно богом Неба, верховным Божеством, возможно даже вторым именем Сварога или Рода. Настоящими богами ветров считались Посвист — покровитель сильных, холодных ветров, бурь и ураганов; Подага — жаркий ветер; Погода — умеренный, приятный ветер.

Как завязать науз Стрибог «Попутный ветер» (Северная сказка)

Праздник «Стрибог Летний»

Не знаете, как оформить праздник или вечеринку? Большой выбор воздушных шариков вы сможете найти . Гелевые и светящиеся шарики, шары из фольги, фигуры и букеты.

Слово «стрибог» происходит от «стрег» что означает старший. Повелитель воздушного пространства участвовал во многих значимых битвах за мир прави и яви. Согласно древним легендам и летописям является повелителем всех ветров и создан из дыхания Рода - демиурга нашей вселенной, является братом Семарглаи Даждьбога.

Имеет второе имя - Стрый, также его называли «рассеивателем богатства».

Упоминание о внуках стрибога встречается в произведении «слово о полку Игореве».

Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами

на храбрые полки Игоря.

Помимо управления всеми ветрами может повелевать молниями наряду с Перуном – громовержцем.

Благодаря ветру может работать ветряная мельница, поэтому одной из главных треб была мука и изделия из нее.

Дети и внуки бога ветра

У повелителя воздушного пространства да птиц и эфирных духов ветра было много детей и внуков.

  • Посвист - бог бури известен своим грозным нравом и огромной мощью. Непредсказуемый и своенравный. Совладать с Посвистом под силу лишь сильным духом и физически людям.
  • Буревой также относится к сыновьям бога воздушной стихии.

    Погода - легкий приятный ветерок радующий своей прохладой в знойный день.

    Пдага - пустынный ветер несущий с собой засуху и иссушение, его вотчиной считается пустыня.

    Немиза - бог воздуха который также может повелевать ветрами.

    Братья северный, восточный, южный да западный ветра названные по месту зарождения на разных концах света.

    Полуденик – легкий ветерок да полуночник - ветер прохлады.

Сила бога ветров

Бог Стрибог имел огромную власть над воздушным пространством, вызвать или успокоить бурю, послать суховей или легкий ветерок, управлять молниями - всё ему под стать. Способен оборачиваться птицей Стратим. Доносит другим богам вести.

Бог ветра у славян Стрибог участвует во всех важных сражениях: сражался со Сварогом да другими Сварожичами против Черного змея, помогал Перуну и Хорсу в различных битвах против сил зла.

Место в пантеоне славянских богов

Кумир Стрибога изготавливался из дерева. Помимо капищ ставили на берегах рек да в портах.

Занимал место в славянском пантеоне главных богов:

Существовали отдельные храмы посвященные богу ветра в портах, где моряки приносили дары повелителю воздушной стихии перед отправлением в дальнее плавоние и по прибытию. Именно Стрыя моряки просили о покровительстве в море.

Наибольшей популярностью среди купцов мореходов пользовался храм на острове Березань что расположился в устье реки Днепр. Приносили они в дар богатства разные чтобы ветер попутным был.

Молитва Стрибогу на удачный поход морской.

Образ Срибога

До нас дошел образ могучего седовласого старика носящего лазуревые одежды, в руках золотой лук. Живет повелитель ветров в дали ото всех на краю Прави (света), с другими богами общаться не любит.

Также его изображали плывущем по небу на ладье или корабле состоящим из воздуха. Если нужна помощь в борьбе со злом, всегда вступает в битву наравне с другими богами.

Заповеди Стрибога

З аповеди повелителя ветров учат правильной жизни по законам Прави

Атрибуты

    день недели - суббота;

    птицы, особенно Стратим;

    треба (жертва):зерно, разноцветные ленты и колокольчики, хлеб, мука.

Оберег-символ бога ветра

Оберег с символом вихрь может выполняться из любого материала.

Обережный символ Стрибога встречается на резьбе по дому, вышивке да украшениях.

Символ повелителя воздушного пространства называется стрибожичь напоминает ветрянную мельницу или вихрь - закручивающиеся потоки воздуха.

Сила оберега Стрибога:

  • защита от плохой погоды, стихийных бедствий, несчастных случаев вне дома;
  • помогает в работе;
  • дает ощущение радости.

Кроме знака «вихрь» и «стрибожич» оберегом бога ветра считается изображение птицы.

Праздники славянского бога

Поклонялись Стрибогу на у ровне с повелителями других стихий: солнца, воды и земли. Чествование проходило 4 раза в год, по 1 разу в каждый сезон.

От ветра во многом з ависит плодородие земли, принесет ли он достаточно влаги на поля или выворотит все да разметает при разгуле.

  • 5 апреля - Стрибог Вешний день весеннего ветра .
  • 22 августа день Стрибога летнего , называется ветродуй. После ветродуя в силу вступает осенний ветер.
  • 20 сентября обозначается праздник листобой - чествование осеннего Стрибога. Одновременно считался днем водянных мельниц.
  • 21 февраля - весновей - зимний праздник. В этот день Стрибожьи внуки несут вести о весеннем тепле. Считается переломным днем в смене зимнего ветра на весенний. При установлении двоеверия на эту дату приходился день Темофея Весновея.

А в заключение небольшую сказку про справедливость Стрибога, да его сына ветра восточного.

Было то в давние времена. В одну ночь налетел буйный восточный ветер на деревню. Снес с домов крыши, побил хлеба на поле, мельницу ветряную разрушил. Утром посмотрели мужики, одни убытки кругом… да что же поделаешь? Нужно убытки возмещать. Засучили рукава и пуще прежнего за работу принялись.

А Вавила - шорник местный большую обиду на ветер затаил и решил управу на него найти у главного владыки воздушного пространства.

Выковал Вавила башмаки железные у кузнеца местного, вырезал дубовую клюку от зверей защищаться, положил немного снеди в котомку дорожную и отправился в путь.

А Стрибога искать ему мельник посоветовал на свистун-горе, что на краю света расположена.

Долго ли коротко шел Вавила, все сапоги железные износил пока на гору взошел. Глядь, а на камне сидит седой старец - исполин, в золоченный рог дует а над ним орел парит. Вот и дошел до повелителя ветров шорник. Поклонился Вавила старцу да поведал про беду его деревню постигшую.

Послушал Бог Вавилу. Нахмурился и трижды в рог свой золоченный протрубил. Тут же возник перед ним великан крылатый с гуслями в руках да зеленную одежду облаченный.

Повтори свою жалобу на ветер восточный, сказал Стрибог бог. Вавила повторно рассказал о беде деревни ветром причиненной.

– Что скажешь? – грозно обратился Стрибог к обидчику.

– Разве деревни разорять я тебя учил?

Не велика вина моя, – молвит ветер восточный. – Посуди сам. Во всех селения мне славление в песнях воспевают, Ветром-Ветрилою величают, муку горстями с мельниц бросают, блины да пироги на крышах оставляют чтобы мельницы вращал. А в их деревне что? Плюют в меня. Злые наговоры по ветру пускают, скот и людей изводят, а народ меня во всем обвиняет да клянет.

Обвиняют что я принес хворь-поветрие. Рыбаки сами свистят по ветру, бурю кличут. Долго терпел я обиду да не выдержал когда юнцы их муравейник палками по ветру разметали да вечером веник старый приняли жечь да искрами на ветру любоваться. Вот я и не стал терпеть обиды, разгневался. Прости, Стрибог.

Помолчал повелитель ветра и говорит.

– Слышал? Ступай обратно да перескажи ответ восточного ветра сородичам своим неразумным. Впрочем, нет: башмаки то железные ты уже износил, все ноги в пути собьешь. Сейчас тебя ветер восточный до родного края доставит, а вы уж с ним дальше поладите. Прощай!

.утром раннем косари в долине Ярилы увидали как мужик по небу летит, ну не диво ли?… присмотрелись, а это Вавила их в путь год назад ушедший, будто на ковре самолете к сельчанам спускается.

Стал Вавила на землю, поклонился незримому кому- то в пояс, а после рассказал жителям деревни о походе на Свистун-гору, да о справедливом Боге Стрибоге.

Много лет минуло с той поры, однако в деревне все крыши целы, мельница исправно работает, хлеба под ветром колосятся. И такого почета ветрам, как здесь. Вряд ли где встретить еще возможно. И по сей день уважение сохраняется.

Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств. Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом.

Стрибог, Сергей Коненков, 1910 год

Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус». У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:
Посвист – старший ветер, считается богом бури;
Подага – жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;
Погода – теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;
Южный ветер – имеет горячий, южный нрав, несет с собой тепло и запах Юга;
Западный ветер – немного суховат, бывает сердит, но большей частью добрый;
Сиверко(Северный ветер) – несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет;
Восточный ветер – как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный;
Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.
Древние русы почитали бога ветров – Стрибога не менее иных Сварожичей. Русы в глубокой древности покорили морскую стихию. Русы придумали лодку, руль, якорь и парус. Будучи моряками, русы, конечно, почитали Стрибога, который, обратившись в птицу Стратим, может вызвать или укротить бурю.

Главные храмы Стрибогу находились на морских островах, близ устьев рек, где часто останавливались купеческие корабли (например, на острове Березань близ устья Днепра). К нему перед выходом в открытое море подходили корабли русев, и купцы приносили Стрибогу богатые дары.
По преданию, Стрибог ярился по земле ветрами, а также вместе с Перунам повелевал громами и молниями. Он вместе со Сварогом и Сварожичами победил Черного Змея. Он помогал Перуну в его борьбе со Скипером-зверем, а Хорсу – в борьбе с Месяцем.

И славили мы... Перуна и Стрибогя, которые громами и молниями повелевают. А Стрибог также ветрами ярится по земле.
«Книга Велеса», Род 1, 2:7

. ..Стрибы свищут в степях, и бури гудят до полуночи.
«Книга велеса», Трели IV, 5:3

Се ветри, Стрибожи внуци, веют съ моря стрелами на храбрые плъкы Игоревы.
«Слово о полку Игореве»

Живет Стратим-птица на Окиане-море,
Стратим-птица вострепенится,
Окиан-море восколыхнется,
Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными.

«Голубиная книга»

«На востоке, не в восточной стороне, есть Окиан-море, на том Окиане-море лежит колода дубовая, на той на колоде, на той на дубовой, сидит Страх-Рах. Я тому Страху-Раху покорюсь и помолюсь: « Создай мне, Страх-Рах, семьдесят семь ветров, семьдесят семь вихорев; ветер полуденный, ветер полуночный, ветер суходушный, которые леса сушили, крошили темные леса, зеленые травы, быстрые реки; итак бы сушилась, крушилась обо мне (имя рек) раба...»
Из русских заговоров.

СТРИБОГ – Бог Ветров и Пространства.

У современных исследователей Славянства, Родноверов, Новоиспечённых Волхвов, НьюИнглингов и прочих Скальдовистов в особом почёте Боги – Один, Тор, Перун, Велес, Ярило, Даждьбог и т.д.

А что мы знаем о Стрибоге?

Например у самых Вятших, Знатных и Родовитых Русо-Ариев, Вятичей, одним из самых основных культов было поклонение Богу Ветра – Стрибогу. Считается что от «Огненного дыхания» Сварога родился Властелин Ветров Стрибог. А Великий Сварог – это Бог небесной тверди, Владыка времени и пространства, Создатель и Опора Вселенной, Созидатель Совести (Солнечной Вести внутреннего Духа), Бог Огня и Звёздного Света.

«И поднимает Он меч свой до небес, и рассекает облака, и гром гремит, и течёт вода живая на нас, и мы пьём её, ибо всё то, что от Сварога – то к нам жизнью течёт, и это мы будем пить, ибо это – источник жизни Божьей на Земле». (Книга Велеса).

Так почему же именно Вятшие Мужи Рода Расы Великой так сильно почитали Бога Ветров?

Для того чтобы понять это, давайте рассмотрим древнейший Арийский корень «СТР», который обозначает – Космическое Пространство, Пространство всех «Отражённых Миров», а так же – Простор и Ветер (гуляющий по этому Простору). Все эти понятия в полной мере ассоциируются со словом «СТРИБОГ». Ведь именно у Ветра, во всех Русских сказках, Герои повествования спрашивают о тех или иных событиях, ибо – «Ветер, Ветер – ты Могуч… Ты гоняешь стаи Туч».

От корня «СТР» происходят многие слова Древнерусского языка, что говорит о древности и значимости в Словяно-Ариской мифологии этого Божества. И это именно так, ведь Стрибог следил за Порядком Рода Расы, определяя СТРойность хода жизни на Земле-Матушке. От того и ходили его воины СТРоем. Отсюда слова: Страна, Странник, Структура, Стрела, Страда, Стречи, Струмень, Стрига, Стремя, Стремительный, Струна, Старый (Star – Звезда, Астра). А чего только стоит фраза: «ПроСТРеливая проСТРанство своими СТРелами (Stralа – луч), Солнце СТРУктурирует его…».

В общем, наши Мудрые Предки знали к кому обращаться за помощью если что не так. Вот Вятичи и обращались, если им была нужна та или иная Погода, когда нужно было немного «притормозить время» или наоборот – «ускорить какое-либо событие»…

Не зря Вятших Расенов-Резанцев звали – Волхвами-Кудесниками, а потом и весь Рязанский край – колдовским краем…

Однако вернёмся к Сути определения Стрибога…

СТРИБОГ – это Бог Ветров и Пространства, сын Сварога, брат Даждьбога и Симаргла. В буквальном смысле слово «СТР-И-БОГ» определяет – Хозяина Пространства, в виде Стремительного Ветра.

Стрибогу приносили жертвы и молились не только Вятичи, но и Мореплаватели, просящие у него «Попутного ветра в парус», СТРоители и СТРанники (в смысле – Путешественники). Хотя тут как раз всё и связано именно с «Вятшими Мужами», которые были лучшими Мореплавателями-Путешественниками (Кадаши из Мещеры торгаши) и Строителями (Косопузые Резанцы).

С каждым Божеством у Словяно-Ариев было связано своё представление о Звёздном Небе. Стрибога связывали с созвездием Стрельца, а его земным зооморфным символом был – Козёл. Так Древнегреческий философ Платон и Римский историк Тит Ливий писали, что Фракийцы (юго-восточные Словяне) раз в год, когда Новолуние приходилось как раз на созвездие Стрельца, устраивали празднество, с выводом символического животного, олицетворявшего собой Стрибога. Таким животным был – Козёл. Подобные обрядовые действа были и у Этруссков-Расенов.

В Словяно-Арийской мифологии присутствуют и дети Бога Ветров – Стрибожичи. А в некоторых преданиях так же говориться, что у Стрибога есть сын – Вихрь Стрибоговичь, он и не добрый, и не злой, он просто Есть (Бысть). А вот у Вихра-Ветра есть семь детей, внуков Стрибоговых, о которых говорят – Семь Ветров Вихровичей.

У каждого Ветра свой характер:

«Дядька Стрибог, помоги, позови Ветров Ветровичей, Ветров Вихровичей. Дай мне в помощь внуков Божиих, Ветров Стрибожих:

Ветра Полуночника (1 ветер – северо–восточный), Ветра Восходника (2 ветер – восточный), Ветра Полдничного (3 ветер – южный, третяк, середняк), Ветра Шелонника (4 ветер – юго–западный, четвертак), Ветра Заходника (5 ветер – западный), Ветра Побережника (6 ветер – северо–западный, шостый), Ветра Зимника (7 ветер – северный, сеемый).

Летите Ветры летите, найдите его найдите (имя рёк). Стою на восточной стороне, на каменном столпе.

Соберу 7 Ветров буйных...».

Стрибог является свидетельством глубоких многовековых родственных связей Словяно-Арийских народов, разошедшихся некогда по всему Миру из Родового гнезда Арты.

Согласно Древнерусской Ведической традиции, Солнце рождается в период зимнего Солнцестояния, именно в созвездии Стрельца. У древних Греков мифологический титан Гиперион является отцом Бога Солнца (Аполлона), и в тоже время, он титан зимнего Солнцестояния, то есть – Стрибог. Солнце Стрибог, рождающееся в созвездии Стрельца, представлялось Русичам в виде младенца, сидящего на голове Богини Лады (иногда в виде символического яблока или солнечного диска). У этого младенца было и другое имя – Посвист. Этот Образ нашёл своё отражение в Египетских культах.

Днём Стрибога является – Вторник.

Стрибог упоминается в «Слове о Полку Игореве»:

«О, Русьская земле! Уже зашьла за шеломень ми еси. Се ветьри, Стрибожи вънуци, веють съ моря стрелами на хробьрые Пълкы Игоревы. Земля тутьнеть, рекы мутьно текуть. Пороси поля прикрывають, стязи глаголють. Половци идутъ отъ Дона и отъ моря и отъ вьсехъ сторонъ…».

В Чёрном море, при входе в Днепровский лиман, есть остров Березань, на котором когда-то возвышалась гора Березань, у подножия которой в древности находились храмы Стрибогу и Перуну.

(Ульянов Ю.А. «Культурное Наследие Руси»)

Похожие публикации