Как защищать растения родного края. "Растения родного края" презентация к уроку по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему


МОУ «Осташёвская средняя общеобразовательная школа»

Классный час по теме:

«Лекарственные растения
родного края»,
посвящённый 535-летию
села Осташёва

Подготовила: учитель начальных классов
Стадникова Валентина Ивановна

с. Осташёво
2012 г.
Осташёво- край изумрудный и сказочный.
Классный час: «Лекарственные растения родного края»

Цели: развитие элементов научного мировоззрения,
-общего кругозора, внутренней культуры и познавательной активности учащихся;
-формировать понятие «лекарственные растения», учить распознавать
местные лекарственные растения;
-воспитывать любовь к родному краю, к его природе.
Оборудование: гербарий: «Лекарственные растения родного края», слайды, иллюстрации лекарственных трав, рисунки детей, сказки, сочиненные детьми.
Ведущий. В сентябре 2012 года нашему селу Осташёво исполняется 535 лет.
Село примечательно именами своих бывших владельцев. Сначала – это князья Урусовы, потом – Муравьевы, а затем князь К. Романов. Дядя последнего императора Николая
·
·, президент Российской академии наук,
талантливый поэт Константин Романов очень любил свое Осташёво:
(Слайды 1 и 2).
Люблю тебя, приют уединенный!
Старинный дом над тихою рекой.
И бело – розовый, в нем отраженный
Напротив сельский храм над крутизной
Богато и красиво наше село лесами, полями, речками. А сколько удивительных растений растет всюду! Но они не только привлекают нас своим внешним видом, но они являются лекарями, помогают человеку и животным бороться с многочисленными болезнями. (Слайды 3,4)
Сегодня на классном часе мы подведем итог, проделанной нами исследовательской работе по теме: «Лекарственные растения». Старт этой
работе был дан в сентябре, финиш будет в мае. За это время мы побывали экскурсиях, с целью выявления произрастания лекарственных растений, степени запыленности растений. Провели сбор и сушку лекарственных растений с последующим изготовлением гербария. Изучали литературу о лесной аптеке, написали небольшие сообщения о растениях, сочинения, сказки, придуманы ребусы и кроссворды. Итак, начинаем.
1-ученик.
Лекарственные растения – это группа растений, используемых для лечения болезней человека и животных, а также для предотвращения (профилактики) заболеваний.
2-ученик.
Вещества, обладающие лекарственным действием могут содержатся в любом органе растений: листьях (мать-и-мачеха), стеблях и коре (дуб, облепиха), почках (береза, сосна), корнях (валериана), и конечно, в цветках, плодах и семенах.
3 ученик.
Лекарственные растения используются человеком очень давно: в Индии, в Древнем Египте, Китае целебные травы применяли еще 5 – 6 тыс. лет назад
Одни лекарственные растения – травы (зверобой, ландыш, клевер),
другие – кустарники (малина, бузина), третьи – деревья (береза, сосна, дуб)
Звучит музыка Грига «Шествие гномов». Появляется Лесовик. (Ученик в костюме Лесовика)
Лесовик.
Лес, как сказочное царство:
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура и таблетки.
Ну а чем, как, что лечить,
Я могу вас научить.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья,Что пригодны для леченья.
Лекарственные свойства различных растений.
Ведущий. Вот это растение – лекарь знакомо всем с детства. Когда у ребят появляются ссадины на локтях или коленях, мы сразу ищем это растение.
Вопрос: Какое растение поможет нам в походе при ранении? (Слайд 5).
Подорожник. (Слайд 6)
Путника друг – подорожник,
Скромный, невзрачный листок
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Многим из вас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Вопрос: Каким растением можно остановить кровотечение? (Слайд 7).
Тысячелистник. (Слайд 8)
Тысячелистник собери в цветенье,
Ускорит раны заживленье -
А растертый стебелек
И отвара внутрь глоток
Успокоит кровоток.
Вопрос: Какое растение может заменить вату? (Слайд 9).

Мох. (Слайд 10).
Меж клюквы и морошки
Жилец лесных болот,
На кочке мох без ножки,
Куда не глянь растет.
Он снизу седоватый,
Повыше зеленей.
Коль нужно будет ваты
Нарви его скорей
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной.
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
Это мох-сфагнум.
Вопрос: Какое растение помогает при простуде? (Слайд 11).
Липа. (Слайд 12)
Липа – средство от простуды
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
Вопрос: А чем лечить кашель, высокую температуру? (Слайд 13).
Ромашка аптечная. (Слайд 14)
Если случится тебе простудится
Привяжется кашель,
Поднимется жар,
Придвинь к себе кружку,
В которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Ученица: А мне веснушки мешают!

Земляника. (Слайд 15)
Землянику знают все
И калину тоже.
Соком этим ты намажь
Веснушчатую кожу.

Исполнение русской народной песни «То березка, то рябина». (Слайд16).
Ученик. Наши русские красавицы, стройные белые березки известны во всем мире. Нет дерева милее и роднее березы! Чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Береза – это символ Родины.
Березка. (Ученица в костюме берёзки). Русские врачи более 100 лет назад установили мочегонное действие березовых почек.
Много веков служит береза верой и правдой, принося пользу не только душе,
но и телу. Это знаменитый березовый веник в бане, и деготь, одна ложка которого портит бочку меда, но врачует кожные заболевания, раны, язвы,
ожоги (мазь Вишневского).
Появляется сосна. (Ученица в костюме сосны)
Сосна.
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке.
Кто я, ребята? Что вы знаете обо мне? (Слайд 17).
1 - ученик. Отвар из сосновых почек рекомендуется как отхаркивающее, дезинфицирующее и мочегонное средство; хвойные ванны как общеукрепляющее и успокаивающее средство. «Сосна – душистый лекарь».
2 –ученик. В тяжелые дни блокады Ленинграда было организовано массовое
производство витаминизированного напитка из хвои сосны, который многим спас жизни!
Стихотворение «Бабушкина аптека» - инсценирование.
-Пойду – ка я в аптеку.
-Куда же ты пешком?
-За реку, внук, за реку,
Березовым мостом.
Там есть сыра поляна
Отсюда не видна.
Мне, внучек, валерьяна
Сердешная нужна
Пойдем, милок, со мною,
Старухе подсобишь
И хворь лечить травою
Научишься, глядишь.
Калган отыщешь в поле,
Душицу на чаек
Всем травам в поле воля-
Пойдем со мной, милок!
Ведущий. Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу, в поле
или на даче.
Иван-чай. Вам приходилось видеть вот такие (Слайд 18) лесные розовые поляны? С таких полян доносится запах меда. Это цветет с июня по август иван - чай (кипрей). Очень полезно это растение! Корневище сладкое, его едят сырым и варёным. Молодые листья кладут в салат, а из высушенных заваривают вкусный чай.
Лесовик. А вот загадка из кузовка.
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова
Спрячу- ка в карманчик
Бывший (Одуванчик). (Слайд 19).
Одуванчик. (Ученик в костюме одуванчика). Народная мудрость издавна приписывает отвару из листьев одуванчика способность придавать силы и бодрость, снимает усталость.А настой и препараты из его корней применяют для лечения болезней печени, желчного пузыря. Соком молодых листьев выводят веснушки и темные пятна на коже.
Появляется Белка. (Ученица в костюме белки).
Здравствуйте, ребята!Видеть я вас рада!
Ведь вопросов у меня тьма
Разболелась голова.
Вы вопросы разберите
И ответы мне скажите.
Ведущий. Поможем Белке ответить на вопросы. Игра «Найди меня»
Участникам раздаются воздушные шарики. Надо достать записку из шара, ответить на заданный вопрос и найти ответ на «поляне».
1Что за трава, которую знают слепые? (Крапива)
2. Очень жарко. Я взяла и зонтик сорвала.
И под зонтиком зеленым в лес по ягоды пошла.(Лопух)
3.Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
4.В сенокос горька, а в мороз – сладка. Что за ягода? (Рябина).
5. Эти ягоды найдете на большом лесном болоте.
Словно там набросаны красные горошины.(Клюква)
6.Головка голубая
И длинный стебелек
Ну кто его не знает? Это (Василек).
7 Лекарственное растение, получившее название за форму плодов, сходных с заплечной сумкой. (Пастушья сумка).
8.Местами еще лежит снег, а там где пригревает солнце, на окраинах полей, по берегам оврагов и рек, в начале апреля появляются золотые головки
этого растения. (Мат ь - и- мачеха).
Ведущий: Какие правила сбора лекарственных растений вы знаете?
(Слайды 20 – 25).
Собирать растения в лесу, в поле, на лугу, но не вдоль крупных магистралей, не около промышленных предприятий, ферм.
Часть растений оставлять для их воспроизводства.
Листья и цветки собирают чаще всего до и во время цветения растений, т.е. весной и летом.
Корни и корневища – ранней весной, осенью.
Кору в апреле – мае.
Лекарственные растения собирают утром, как только сойдет роса, потому что днем, на ярком солнце количество полезных веществ уменьшается.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Сушат лекарственное сырье в тени, на воздухе.
Лесовик. А вот и весёлая полянка, ребята подготовили весёлые частушки.
Веселые частушки.
1.Я природный материал
летом собирала,
И теперь квартира наша
Стала сеновалом!
2.Не болеем больше гриппом,
Не боимся сквозняка.
Все таблетки заменяет
Нам головка чеснока!

3.На себе всегда ловлю
Восхищенья взоры!
Красоту мне и здоровье
Дарят помидоры.
4.Я секрет румян достала
У прабабки Фёклы –
Лучше всех румян заморских
Сок от нашей свеклы!

5.Летом каждая полянка,
Словно скатерть-самобранка.
Вкусной ягодой лесной
В раз накормит нас с тобой.
6.Все полянки и кусты
Мы в лесу облазили.
Витамины все, что есть
Запасли мы на зиму.
Лесовик. Вы, ребята, должны помнить:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ведущий: Вот и закончился наш классный час. Много полезных лекарственных растений растёт в лесах, на полях, на лугах нашего края.
Давайте бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но и к тем, которые повсюду окружают нас.
Закончился классный час чаепитием с душистыми травами и мёдом.

1.А.А Плешаков. Атлас – определитель «От земли до неба»//
Москва, «Просвещение», 2007 год.
2.Е.А.Постникова «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» //Москва,«Владос», 2001 год.
3.С.Алиева «Лесная аптека»//Йошкар-Ола, 1999 год.
4.Н.И. Панфилова, В.В. Садовникова «35 суббот плюс каникулы»//
Москва, «Новая школа», 2001 год.
5.И.Д.Агеева «500 новых детских частушек»//Москва, «ТЦ Сфера», 2001 г.
6.О.Журба «Травник»//Москва «Арнадия», 1998 год.
7.А.Ю.Нестеровская, Т.Д. Рендюк «Целебные растения вашей звезды»//Москва «Армада», 1995 год.
8. Интернет – ресурсы.

Осташевская средняя общеобразовательная школа. Стадникова В.И.

13PAGE 14615

Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 815


Приложенные файлы

Стадия проекта:

Проект в стадии реализации

Цель проекта:

Создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений родного поселка, сформировать представления о значении растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека. Изучить возможность использовать растения взамен химических препаратов. Воспитание у детей основ здорового образа жизни. Активизировать у детей инициативу, внимание, память, обогащение словарного запаса.

Задачи проекта:

Образовательные задачи. Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, об их истории и ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Узнать, какие лекарственные растения находятся в ближайшем окружении: на территории детского сада и родного посёлка. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

Достигнутые результаты за последний год:

Осознано правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

Сформировались знания о лекарственных растениях.

Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.

Сформировано уважительное отношение к родной природе и бережное к ней отношение.

Изучены правила поведения в лесу.

Развит интерес к природе.

Социальная значимость проекта:

Обычно мы не задумываемся, откуда берутся лекарства. Всё просто: если человек заболел - идем в аптеку и покупаем. Известно, что существуют спе­циальные заводы, которые выпускают различные лекарственные препараты. Но оказывается, растения тоже можно использовать как аптеку. Лекарственные растения были известны человеку практически с момента его появления на Земле. Древние люди знали о целебных свойствах многих растений и умело использовали их для лечения различных заболеваний. Лечение травами было известно в России с давних времен и было настолько популярно, что возделыванию лекарственных растений уделяли большое внимание даже цари. Петр I приказал создать аптекарские школы и «аптекарские огороды» - первые плантации лекарственных растений в России. Многое изменилось с той поры в России, но интерес к целебным травам не угас, наоборот, сейчас он особенно велик.
С наступлением зимы мы стали чаще болеть: появился кашель, насморк, боли в горле. Лекарства пить не любим. И у нас возникла идея: выздороветь нам помогут лекарственные растения. Мы поняли, что нам необходимы дополнительные теоретические сведения, и решили заняться поиском нужной информации. На нашей планете произрастает множество видов растений: дикорастущих, культурных, полезных и ядовитых, травянистых и древовидных. Мы же хотим рассказать про те растения, которые называют полезными, лекарственными. Это растения, растущие чаще всего дико в природе, они являются полезными для человека, поскольку обладают целебными свойствами, поэтому их называют лекарственными травами или кустарниками. Благодаря своим целебным свойствам эти растения широко применяются в народной медицине, для лечения и профилактики самых разных заболеваний, многие из растений используют даже в фармацевтической промышленности, для изготовления лекарств.Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, мы решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками был разработан экологический проект «Лекарственные растения родного поселка».

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Мероприятия, проведенные с октября 2017-март 2018 (участвовали воспитатель и дети подготовительной к школе группы):
- Беседы о лекарственных растениях: «О чем рассказал цветок мать-и-мачехи?», «Душистая мята от всех болезней приятна!», «Подорожник – великий путешественник!», «Обыкновенная календула», «Скромный одуванчик», «Полезная крапива», «Ромашка – «белая рубашка», «Как хорош сегодня наш лопух!».
- НОД «Растения вокруг нас. Лекарственные растения», «Аптека на подоконнике: лекарственные растения». - Дидактические игры: «Что лечит это растение?», «Какая часть растения целебная?», «Математические пазлы», «Зеленая аптека», лото «Растения», «Вершки-корешки», «Узнай по описанию», «Угадай, какое ты растение».
- Чтение художественной литературы: загадок, стихов, пословиц, произведений - Т.Крюкова «Лесная аптека», М.А.Кузнецова, А.С.Резникова «Сказания о лекарственных растениях», М.М. Пришвин «Золотой луг»;
Н. Павлова «Хитрый одуванчик»;
Г. В. Лебедева «Одуванчик»;
«Легенды об одуванчике»; В.Бианки «О травах»; А.Стрижов «Огород на опушке». - --Наблюдение за лекарственными растениями.
- Выращивание и высадка рассады на участок детского сада, уход за ней. - Ведение дневника наблюдений за растениями.
- Рисование лекарственных растений.
- Аппликация «Одуванчик», «Ромашковое поле»
Мероприятия, проведенные в апреле 2018 (участвовали воспитатель, дети подготовительной к школе группы и их родители):
- Создание альбома лекарственных растений, составленный из детских рисунков, «Здоровье в лукошке».
- Картотека «Аптека на подоконнике: лекарственные комнатные растения».
- Книжки-малышки «Лекарственные растения», сделанные родителями с детьми.
- Викторина «Знатоки лекарственных растений».
- Театрализованное представление «Путешествие в сказочный лес».

Охват проекта:

Проект направлен на детей старшего дошкольного возраста, возраст 6-7 лет

Организация: ГБОУ ЛНР «Дошкольное учебное учреждение «Ивушка»

Населенный пункт: Луганская Народная Республика, г. Ровеньки

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы.

Лекарственные растения родного края. Калина.

Программное содержание занятия: углубить знания детей о калине, и ее целебных свойствах.

Познакомить дошкольников с традициями народа. Обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями. Развивать наблюдательность и желание познавать мир. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к родной природе. Развивать творческие способности и аккуратность во время выполнения работы - наклеивания материала (веточки калины) на альбомные листы бумаги.

Материал и оборудование к занятию: игрушка зайчика, веточка калины с ягодами, иллюстрации с изображением куста калины, калиновое варенье, чайная посуда, салфетки, гуашь, альбомные листы бумаги.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости я пригласила зайчика, но его почему-то нет. По-видимому, с ним что-то случилось… Может он заболел? Нужно пойти к нему в гости, вдруг ему нужна помощь?

А где живет маленький зайчонок, как вы думаете?

(Предположительные ответы детей).

Воспитатель: Давайте дорогой будем петь об этом песню.

Ох, ты маленький, зайчонок!

Где живешь ты? Где твой домик?

А мой домик за бугром,

Рядом с елкой и дубком.

(Дети отправляются на поиски зайчонка и находят его. Он заболел и лежит в кроватке.)

Воспитатель: Вот мы и добрались в гости к зайчику. А вот и наш зайчик-попрыгайчик. Дети, что нужно сделать, когда мы приходим в гости?

Дети : Поздороваться!

Воспитатель: Правильно. Давайте поздороваемся с зайчонком. Здравствуй, Зайчик! Какой хороший день сегодня! Мы ждали тебя в гости! Почему ты не пришел? Что с тобой случилось?

Зайчик: Добрый день, друзья! Мне очень плохо. Вчера на прогулке я увидел снег. Он был такой белый и пушистый, словно сладкая вата. А сосульки такие красивые и прозрачные, словно леденцы. Мне очень захотелось их попробовать. Я попробовал снег и сосульки на вкус. А сегодня утром понял, что заболел. У меня очень болит голова, болит горло, я кашляю и чихаю.

(Зайчик чихает, закрывает лапкой нос.)

Воспитатель: (к детям) Дети, посмотрите, зайчик закрывает нос лапкой.

(к зайчику) Зайчик, есть ли у тебя носовой платок?

Зайчик: Нет.

Воспитатель: Это очень плохо, потому что когда чихаешь и кашляешь – нужно пользоваться носовым платочком. Это предмет, который нужен для личной гигиены. Он должен быть в кармане всегда. А еще его можно протянуть как помощь своему ближнему. У наших детей есть носовые платочки, и у каждого свой. Понял, зайчонок?

Зайчик: А что же мне делать?

Воспитатель: А мы тебе подарим платочек. Вот, держи (дарят носовой платочек зайчику). Теперь и у тебя есть свой носовой платочек.

(Зайчик берет платочек, благодарит, и продолжает чихать и кашлять.)

Воспитатель: Да, зайчонок, действительно ты простудился. Нужно тебя лечить.

Воспитатель: Ребята, с чего начнем лечение? Как вас лечат мамы, когда вы болеете, что они делают?

Ответы детей: Дают лекарства;

Вызывают доктора;

Меряют температуру;

Поят горячим чаем;

Ставят горчичники;

Делают компрессы.

Воспитатель: Хорошо! Сначала поставим градусник и измерим температуру, а пока зайчик будет лежать, заварим лечебный чай, и накроем стол. Дети, а давайте вспомним, как нужно сервировать стол?

(Дети накрывают стол скатертью, ставят чайный сервиз)

Воспитатель: А теперь, давайте вспомним, как называются предметы, которые мы будем ставить на стол, чтобы напоить зайчонка чаем?

(Дети сервируют стол, уточняя названия предметов и чайной посуды.)

Чайная ложечка;

Салфетки;

Скатерть.

Воспитатель: Итак, стол готов. Давай, зайчонок, посмотрим, высокая ли у тебя температура? Температура в норме. Можно обойтись без врача.

Наступило время рассказать вам, дети, и тебе, зайчонок, кое-что интересное. Когда я была маленькой и часто болела, то мама лечила меня необычными лекарствами, которые дарит нам природа. Их очень много. Но сегодня я расскажу вам об одном из них - это ягоды калины. Вот ее я и взяла сегодня к зайчику, потому что догадалась, что он больной.

Вот посмотрите, как выглядит калина. Ее красивые кусты можно встретить везде: вдоль рек, озер, на опушках, в оврагах. Давайте вспомним, где мы могли уже видеть похожий куст калины?

Дети: В саду. Во дворе детского сада.

Воспитатель: Правильно. Куст калины растет во дворе нашего детского сада. Калина хорошо очищает воздух от пыли.

А я знаю загадку о ней. Вот послушайте:

Кто ж эти ягоды не знает?

От простуды помогают.

На кустах они висят,

И, как маков цвет, горят.

Только это не малина.

Что за ягода?

Дети: Калина!

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим внимательно куст калины. Смотрите, какой он яркий, пышный, красивый. Калина цветет весной. Она увенчана белыми соцветиями. А когда начинает падать первый снег, на кусте калины появляются красные ягоды. Как вы думаете, кто может питаться этими ягодами?

Дети: Ягодами зимой питаются птицы.

Воспитатель: Правильно.

Куст калины очень красив.

Какой куст калины? (пышный, красивый)

Какого цвета листочки? (зеленого)

Какие листья калины (широкие)

Посмотрите, как ягодки собрались в гроздь. На что они похожи? (на маленькие бусины, на гроздья рябины)

Люди очень ценят и любят калину не только за то, что она красивая, а еще и за то, что она обладает целебными свойствами и имеет особенный вкус. Попробуйте ягоды калины. Какие они на вкус?

А что вы нашли в середине ягоды?

На что похожее зернышко?

Давайте соберем зернышки калины на блюдце и подсушим их. Как вы думаете, для чего они нам могут пригодиться?

(Предположительные ответы детей: сделать аппликацию, украсить рамку картины и т.д)

Воспитатель: А еще из них можно сделать бусы для ваших мам.

В давние времена, каждая хозяйка готовила лекарства из калины на долгую зиму:

Сушили ее цвет, ягоды, листья;

Перетирали с медом и сахаром.

Калиновый чай - это первый помощник при простуде. Свежие ягоды употребляют при кашле. Калина - лекарственное растение, потому что содержит много витаминов.

Теперь вы знаете, что калина может вылечить любого от простуды. А давайте зайку будем лечить калиновым чаем. Заварим лечебный чай. Возьмите ягоды калины и положите в этот чайник. А я возьму другой чайник с горячей водой, и налью воду туда, куда вы положили ягоды. Накрою салфеткой - пусть настаивается.

А пока наш калиновый чай настаивается, давайте сделаем зайчонку подарок – нарисуем для него веточку калины.

(Дети дорисовывают ягоды калины на альбомных листах, используя нестандартную технику рисования).

Воспитатель: Посмотрите, какие пышные и красивые гроздья калины вы нарисовали. В народе говорят: «Как была молода – была бела, а как повзрослела – так и покраснела».

(Воспитатель предлагает детям выучить эту пословицу).

Воспитатель: Эти калиновые гроздья, которые так старались рисовать дети, мы подарим тебе, зайчонок. Будь здоровый всегда! (Дарят свои рисунки, зайчик благодарит каждого ребенка по имени.)

Воспитатель: А вот и наш лечебный калиновый чай готов. Садитесь все к столу.

(Дети рассаживаются за столом)

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, сколько вкусных сладостей можно приготовить из ягод калины? Из калины варят сок, кисель, готовят мармелад, варенье, пекут пироги с ягодами калины. (Берет варенье). Попробуйте калиновое варение. Оно очень вкусное и полезное. Какое варенье на вкус?

(Дети угощаются чаем и калиновым вареньем).

Зайчик : Благодарю вас, мои друзья, за помощь! Мне уже намного лучше. Голова не болит, горло тоже не болит. Мне так хорошо, что хочется поиграть с вами.

Воспитатель: Зайчонок, мы охотно с тобой поиграем. Наши дети очень любят игру «Заинька серый умывается».

Ход игры.

Дети становятся в круг, у одного ребенка – зайчик. Он «зайчик» и становится в середину круга. Дети, которые стоят в кругу, вместе с воспитателем проговаривают:

Зайчик серый умывается,

Видно в гости собирается,

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо!

«Зайчик» имитирует движения в соответствии с текстом (моет и вытирает нос, уши, хвост). Потом прыгает на обеих ногах – идет в гости к кому-либо из детей, и тот становится «зайчиком», берет игрушку и игра повторяется.

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо играли с зайчиком. Давайте весело попрыгаем с ним?

Воспитатель: Ну что, зайчик-попрыгайчик, вижу я, что тебе уже намного лучше. И запомни, что кушать снег и сосульки нельзя, а то можно заболеть. Надевай теплую шубку. А если вдруг заболеешь, то теперь знаешь чем нужно лечиться.

А вы, ребята, запомнили, чем нужно лечить простуду?

Дети: Да! Калиновым чаем, вареньем.

Воспитатель: Как быстро пролетело время. Нам очень понравилось у тебя, зайчонок, но ребятам нужно возвращаться в детский сад. А ты ложись в теплую кровать и отдыхай. А когда будешь здоровым, приходи к нам в гости, мы тебя будем очень ждать. До свидания!

(Дети прощаются с зайчиком и уходят).

Конспект коллективного занятия по изобразительной деятельности

для детей средней группы. Лепка.

Тема : Гроздья калины.

Программное содержание занятия : Закреплять умение детей передавать форму предметов круглой формы и разной величины. Учить предавать в лепке впечатления от окружающего (поспели ягоды калины). Развивать воображение. Воспитывать правильное отношение к результатам.

Материалы и оборудование к занятию : Веточки с гроздьями калины для рассматривания, пластилин, доски для лепки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кому мы вчера помогали лечиться?

Дети: Зайчику!

Воспитатель: А как мы это делали? Чем мы помогали ему лечиться? Лекарствами?

Дети: Нет! Мы лечили его калиновым чаем!

Воспитатель: А кто помнит, где растет калина?

Дети: Ее можно встретить везде: вдоль рек, озер, на опушках, в оврагах. А еще она растет во дворе нашего детского сада.

Воспитатель: Посмотрите, я сегодня принесла вам веточку калины. Давайте рассмотрим ее. Какие у нее ягоды в гроздьях?

Дети: Маленькие, красные, округлой формы.

Воспитатель: На что они похожи?

Дети: На маленькие бусины.

Воспитатель: А на ягоды какого дерева они похожи?

Дети: На ягоды рябины.

Воспитатель:

Красавица лесная у оврага:

Кустом густа, широкий лист

И гроздья ягод-бус, как будто

Красный дождь пучком повис.

Калину молодую из леса принесу

И дома у окошка с любовью посажу,

Пусть зимой калина бусами краснеет,

А пурга зимою злится и седеет.

Воспитатель: Давайте сейчас устроим конкурс на лучшую работу. Сегодня мы будем лепить гроздья калины. Поделимся на две команды. А чья команда победит – ту работу и отправим в посылке нашему другу Зайчику.

Рассмотрите еще раз внимательно гроздья калины. Какие они?

(Ответы детей)

Какими приемами вы будете пользоваться, выполняя работу?

(Ответы детей)

Приступайте к работе. Работать будем энергично, не отвлекаясь.

(Дети приступают к работе)

Воспитатель: А теперь давайте разместим на стенде ваши работы и рассмотрим, как справилась с заданием первая команда и вторая.

(Обсуждение проводится живо и эмоционально. Важно найти образные, яркие слова для характеристики, подчеркнуть выразительность. Например: пышные гроздья калины, сочные ягоды и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Обе команды справились с заданием. Даже не знаю, чья работа лучше. Давайте отправим в посылке нашему другу Зайчику гроздья калины, которые старательно лепили обе команды.

Список используемой литературы:

  1. Э.С. Вильчковский. Подвижные игры в детском саду. – К.: Рад. шк., 1989. – 176 с. - На укр. яз.;
  2. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.;
  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с., и.л.;
  4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 198 – 223 с., ил.
  5. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
  6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.: ил. – ISBN 5-09-001634-8.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа

п. Октябрьский»

«Лекарственные растения родного края»
Исследовательская работа.

Роженцев Вова - ученик 4 класса
Бохан Зинаида Александровна - учитель начальных классов

2010 – 2011г.

План исследования .

1.Введение.

2.Сведения о лекарственных растениях.

2.1.История применения лекарственных растений.

2.2.Правильный сбор растений.

2.3.Гербарий.

3.Лекарственные растения нашего края.

4.Изготовление коллекции:

Сбор растений;

Оформление.

5.Заключение.

Цель исследования :

Познакомиться с многообразием лекарственных растений родного края.

Задачи исследования :

Выяснить особенности внешнего строения, полезные свойства лекарственных растений;

Научиться распознавать растения на гербарных образцах, фотографиях;

Сделать вывод по проделанной работе.

Введение.

Я живу в сельской местности. Вокруг нашей деревни очень красивые места. Мне нравится бывать в сосновом лесу. Он такой чистый, кажется, что там кто-то делает уборку. В этом лесу много грибов и ягод. И есть в лесу белый мох-лишайник, он растет прямо на земле, отчего кажется, что кто-то разлил молоко. Моя бабушка шутит: «Это лесные человечки». А еще около нашей деревни есть моховое болото. На нем растет мох совсем другой, не такой, как в сосновом лесу, он всегда мокрый.

Наша деревня стоит на берегу реки Обь и за рекой видны луга, на них пасется скот, там косят траву на сено. Каждое лето я с родственниками бываю на покосе. Там я обратил внимание, что на заливных лугах около больших рек, растут одни только травы: клевер, мышиный горошек, тимофеевка, хвощ, осока. Очень редко встретишь на лугу кустарники, а деревьев и вовсе нет. Мама нарвала некоторые травы. Они приятно пахли. Она пояснила, что эти травы целебные, помогают от разных болезней. Их следовало правильно засушить и сохранить. Так я впервые услышал, что есть лекарственные растения. Пришло время, я пошел в школу. Часто со всем классом мы ходим на экскурсии в лес, в походы, па прогулки. Однажды на уроке «Окружающий мир» учительница сказала, что мы отправляемся на экскурсию, надо взять блокнот и ручку, будем записывать и зарисовывать растения. А для этого ходить далеко не надо. Растения растут прямо у крыльца нашей школы. Они были прямо у нас под ногами. Мы ходим по ним, машины проезжают, а они растут, как ни в чем не бывало.

Сколько же здесь, вокруг нас, разных растений! Многие из них очень полезны. Их называют лекарственными: например, подорожник, одуванчик, спорыш. Учительница предложила просмотреть «Школьный Атлас-определитель высших растений». В нем даны красочные рисунки, по которым можно определять вид растения и их описание. Мне захотелось узнать о них как можно больше. Моя бабушка, большой любитель природы, знает многие растения, которые относятся к лекарственным. Многие из них она применяет при лечении разных болезней. Я и сам не раз пил разные настои из трав, приготовленные ею, когда болел простудными заболеваниями. Вот так я и решил исследовать проблему, связанную с лекарственными растениями нашего края, в своей работе. Трудно встретить человека, который бы не видели и не знал лекарственные растения, например, подорожник, одуванчик, но мало знают, от каких болезней они помогают. Результатом моей исследовательской работы станет собранная коллекция лекарственных трав нашего края.

Свою работу я начал с теоретической части, прочтения научно-популярной и художественной литературы о лекарственных растениях. Сначала познакомился с историей применения их в давние времена.

История применения лекарственных растений.

«Медицина есть искусство подражать целебному воздействию природы»

Гиппократ.

Лекарственные растения использовались в лечебных целях с глубокой древности. Не одно тысячелетие травы служат человеку. На собственном опыте первобытные люди постигали их целебные знания из поколения в поколение. Врачевание с древних времен было таинством, поэтому лекари очень придирчиво выбирали себе учеников. Сбор, изготовления лекарств и лечение сопровождались магическими приемами и заклинаниями. Уже выдающийся древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ описал 236 растений, которые применялись в медицине того времени. Среди них белена, бузина, мята, миндаль и другие.

Гиппократ считал, что в соках лекарственных растений оптимально сочетаются биологически активные, органические и минеральные вещества, чудодейственно влияющие на организм человека. Поэтому он рекомендовал употреблять растения в том виде, в каком создала их природа. В России лечение травами известно и популярно. Издавна возделыванием и применением лекарственных растений интересовались даже цари и князья. В начале ХVII при Алексее Михайловиче был создан Аптекарский приказ, снабжавший двор и армию травами.

Петр I приказал создать аптекарские школы и огороды – первые плантации лекарственных растений в России.

Многое изменилось с тех пор, но интерес к целебным травам не угас – наоборот, сейчас он особенно велик. В наше время люди все чаще прибегают и к помощи фототерапии – научнообоснованному лечению лекарственными растениями, и к народному снадобьям. Соки, отвары, настои принятые внутрь, наружные примочки и ополаскивания помогают больному организму справиться со многими недугами, избавиться от страданий. Лекарства лесной аптеки ускорят заживания ран, останавливают кровотечения, исцеляют больное сердце, восстанавливают утраченный аппетит, улучшают пищеварение, излечивают язву желудка, повышают тонус жизни. Порой они помогают в тех случаях, когда даже медицина оказывается бессильной.

Сбор лекарственных растений.

После знакомства с историей применения лекарственных растений, я решил познакомиться с правильным сбором растений, так как они являются важным сырьем для многих медицинских препаратов. Для того чтобы препарат оказывал наилучшее воздействие на организм, очень важно собирать растения в определенные сроки, правильно высушить их и хранить.

Собирать траву, листья, цветы нужно только в сухую погоду, лучше с утра, как только спадет роса. Если собрать сырые растения, пораженные грибами, объеденные насекомыми, то они испортятся. У высоких растений обрывают только цветущие верхушки, не длиннее 20-40 см, или обламывают цветущие веточки. Собирают только распустившиеся цветки, увядшие брать не следует.

Так, корни выкапывают осенью после опадания листьев или ранней весной, очищают холодной водой.

Надземную часть растений, содержащих летучие ароматические вещества, собирают в начале лета, когда полностью распустились листья и завязались бутоны.

Зеленые листья и траву можно собирать все лето, но лучше весной.

Цветки рвут полностью распустившиеся и только в ясную погоду.

Плоды и семена – только зрелые.

Собранные растения сушат в хорошо проветриваемом помещении, а особенно сочные – в слегка протопленной печи или специальной сушилке при температуре 40 – 50 градусов. Хранить высушенные растения лучше в стеклянной посуде.

В ходе работы я узнал, что собранные по определенному плану, аккуратно высушенные и снабженные этикетками растения называются гербарием.

Гербарий.

«Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

Где цвел? Когда? Какой весною?

И долго ль цвел? И сорван кем…»

А. С. Пушкин.

Гербарий собирают для изучения внешнего облика растения; для сравнения образцов, найденных в разных районах; узнают, что росло в какой-либо местности в прошлом; изменении во флоре.

С давних времен путешественники стремились привезти из дальних стран неизвестные на их родине растения. Но легко ли было доставить растение, когда до дома месяцы, а иногда и годы тяжелого пути? Уже тогда стали высушивать найденные образцы флоры, чтобы сохранить их надолго. Коллекции засушенных растений стали называть «гербарием». Слово «гербарий» появилось в средние века в Европе и тогда обозначало книги о растениях, их полезных свойствах (в России они назывались травниками).

Самый старинный гербарий был собран в начале ХVI столетия и поныне хранится в Риме. В те же времена создавали коллекцию засушенных лекарственных растений, которые наклеивали на бумагу и переплетали в тома большого формата. В России первый научный гербарий появился в начале 18 столетия, в период царствования Петра I.

Лекарственные растения нашего края.

Следующим шагом моего исследования стало знакомство с растениями нашего края. Богат и разнообразен растительный мир нашего края! Выйдешь за околицу поселка, окунешься в зеленую чащу леса, вдохнешь аромат лугов и полей, и еще сильнее становится чувство любви к своему краю. Еще сильнее почувствуешь красоту сибирской природы. На просторах нашего края растет более 40 видов лекарственных растений. По лечебному применению они делятся на ряд групп. Например, пустырник обладает действием на сердечно – сосудистую систему, багульник – как отхаркивающее средство; кровохлебка, сфагновый мох – кровоостанавливающее средства; ромашка аптечная, тмин, подорожник, зверобой – при заболевании желудочно-кишечного тракта; шиповник, рябина, смородина, брусника, клюква – ценные витаминные средства.

Изготовление коллекции.

После того, как я прочитал нужную литературу, перешел к практической части. Прежде чем приступить к изготовлению коллекции, мы стали собирать нужные нам растения. Работу выполнял под руководством учителя. На это ушло немало времени, так как растения начинали расти, зацветать, плодоносить в разное время. Собирали мы их в окрестностях поселка: в лесу, на берегу реки Оби, около жилья человека, на полянах.

Во время сбора я обязательно фотографировал нужное мне растение, делал зарисовки и записи.

Придя домой переносил зарисовки на альбомный лист.

Ландыш Багульник. Шиповник.

Затем приступил к подготовке материалов к хранению. Растения выкапывали с корнями, осторожно удаляя с них землю, и помещали между листами бумаги, при этом аккуратно расправляя листья, цветки, стебли. Листы с образцами чередовали с пустыми. Крупные растения разрезали на части и засушивали отдельно. С деревьев и кустарников срезали веточки с цветами.

В период высыхания экземпляров наводил порядок в своих записях. Вместе с учителем указывал правильное название растений, описывал внешний вид; например, какой была окраска лепестков венчика цветка, так как после высыхания цвет меняется. Указывали когда, кем, где было срезано растение, как его используют в научной и народной медицине.

Но вот растения высохли, и я приступил к оформлению своей коллекции. Фоном для всех экземпляров я выбрал белый лист форматом А4. На листах я располагал, засохшие растения и приклеивал.

На следующем листе записывал все данные об этом растении, опираясь на научную литературу и свои собственные наблюдения, приклеивал фотографию. На 3 листе рисунок, выполненный цветными карандашами. Все листы я вложил во вкладыши с перфорацией и вставил в одну папку.

Заключение.

Многие дикорастущие лекарственные растения еще не изучены, и поэтому не познаны их полезные для человека свойства и качества. Научные исследования, которые проводят ученые, позволят в будущем ввести в культуру новые растения, которые сегодня можно встретить только в качестве дикорастущих. Лесная кладовая здоровья открыта для всех. Однако обращаться с ее многообразными дарами надо осторожно. Ведь среди безобидных и привлекательных с виду растений немало ядовитых, хотя они при правильном использовании являются целебными. Их нужно хорошо узнать, чтобы избежать отравления. Наиболее опасны в этом отношении белена, волчье лыко, вех ядовитый . Заготовка лекарственного сырья, производится еще в небольших размерах.

Но человек, все глубже вторгаясь в природные процессы, вызывает подчас необратимые изменения. В результате деятельности человека уничтожаются места обитания лекарственных растений и они сами. Поэтому охрана природы в настоящее время должна стать задачей всенародной. Хочется верить, что люди опомнятся, и будут жить с природой в гармонии, не нанося ей вред. И тогда не будет Красных книг!

Вывод.

Но вот работа завершена. Самым главным результатом всей проделанной работы является коллекция, выполненная мною под руководством старших наставников. Во время исследования я научился наблюдать; задавать вопросы по теме работы; выявить проблему. От своей работы я получил большое удовольствие. Ценно то, что знания и умения добывались в результате собственного труда. Своим опытом организации исследовательской работы я поделился с товарищами. Коллекция находится в нашем классе и любой желающий может познакомиться с ней.

Прилагаю некоторые виды экземпляров из моей коллекции.
Полынь горькая.

Описание внешнего вида.

Многолетнее травянистое растение с толстым ветвистым стержнем. Стебель стоячий, высотой до 120 см, толстый, развлетвенный. Листья очередные, цветки мелкие, желтые, трубчатые, собраны в почти шаровидные корзинки, образующие на верхушке стебля метельчатое соцветие. Плоды – мелкие бурые продолговатые семянки. Растет как сорняк на пастбищах, пустырях, вдоль дорог, около жилья. Называется по-другому – нехворощ, быльник. Как сорняк распространен почти по всей территории страны. Трава имеет своеобразный запах и горьковатый вкус. Собирают ее до конца лета, а корни осенью.

И

Полынь усиливает деятельность пищеварительных органов, возбуждает и улучшает аппетит, поэтому его давно уже назначают при вялом пищеварении и пониженном аппетите. В медицине его применяют как успокаивающее средство. Препараты назначают при бессоннице и невралгиях, а также бронхиальной астме и сахарном диабете, гипертонии. Корни полыни применяют при эпилепсии, судорогах, конвульсиях, расстройстве нервной системы. При камнях почек и мочевого пузыря полынь применяют в смеси с листьями толокнянки, травой хвоща и семенами моркови и огородного укропа. Наружно применяют в виде настоев при воспалении слизистой оболочки, для лечения ран и язв.

Наши наблюдения.

Полынь цветет в июне – августе, плодоносит в сентябре – октябре. Растет как сорняк на пастбищах, пустырях, вдоль дорог, около жилья. Ранней весной появляется заросток растения, а цветение начинается с середины июля, и в это же время полынь была сорвана и засушена на гербарий.

Горькая травка И сама душиста,

И животу поправка, И метет быстро.

Звездчатка.

Описание внешнего вида.

Наши нежные цветки Вдруг, среди букашек

Распускают лепестки. Поднялся переполох:

Ветерок чуть дышит, Оттеснил семью звездчаток

Лепестки колышет. Великан чертополох.

В сыром лесном понизовье, среди тенистой густели и на закустаренном лугу обязательно отыщутся эти травы. Белые пятилепестковые венчики на тоненьких невысоких стеблях, зеленые мелкие листочки напоминают звездочки. Отсюда и название - звездчатка. В народе ее называют мокрицей. Их насчитывают более 50 видов.

Растение находит применение при кровотечении, геморрое, авитаминозе, при заболевании сердца и при грыжах. Распаренную траву прикладывают к больным суставам, к болевым точкам при радикулите, ревматизме. Соком растения промывают воспаленные глаза. Отвар травы употребляют при ломоте в костях и при кашле. Применяют мокрицу при болезни печени и легких, при эндемическом зобе и геморрое. Наружные ванны из крепкого отвара травы мокрицы принимают при опухоли ног; общие ванны, примочки, компрессы делают при различных кожных болезнях, при угрях, сыпях, ранах и язвах. В пищу применяются все свежее растение без корней, готовят салаты.

Растение добавляют в борщи, винегреты. Мокрица считается как лекарственное растение, так и медоносное. Есть и просто надоедливые сорняки, беззастенчиво нахлебничающее в полях и на огороде.

Звездчатка распространена по всей стране.

Брусника.

Описание внешнего вида.

Собирали ягоды Две ягоды в рот.

И вели мы счет Ягод множество в лесу!

Ягоду – в кружку, Их я маме отнесу…

Осеннюю порою в лесу горят багряные кисточки на моховом ковре. Это брусника. Иной раз красно вокруг. Брусника – небольшой кустарничек, высотой от 7 до 25 см. листочки кожистые, загнутые по краям, блестящие, величиной с ноготок. В верхушках веточек располагаются в начале июня бледно-розовые цветочки, собранные в небольшие гроздочки. Ягоды созревают во второй половине лета, августовским днем, при недостаточном тепле даже в сентябре. Ареал произрастания достаточно велик.

Препараты брусники действуют вяжуще, дезинфицирующе и желчегонно. Листья и ягоды брусники содержат много полезных веществ и применяются в народной медицине при гастритах, диабете, подагре, ревматизме. Настой листьев пьют при воспалении почек и мочевого пузыря. Ягоды брусники – ценный диетический продукт и лечебное средство. Назначают внутрь с сахаром или медом, а также сушеными или мочеными. Сушеные ягоды входят в состав витаминных чаев. Моченая, толченая и вареная брусника подается к различным кушаньям с тушеным мясом, пищей. Хороши из брусники морсы, кисели, добавляют ее и при квашении капусты.

Наши наблюдения.

Обильно плодоносит брусника в хвойных и хвойно-лиственных лесах. Наблюдение за растением проводилось за околицей поселка. В медицинских целях используют листья брусники, которые заготавливают весной в период после таяния снега и до цветения. Кустарник зацветает в конце июня, а уже к середине июля начинается коллективное цветение. В это время было сорвано растение и засушено на гербарий. Но вот прошло цветение, и появились плоды, сначала зеленые, кислые. К концу августа плоды созревают и становятся красно – бордовые, сочные.

Валериана.

Описание внешнего вида.

«Кошачья травка» - больным поправка:

Корешок в аптечку, чтоб помочь сердечку.

Наиболее широко представлена и имеет большое значение валериана аптечная. Это многолетнее растение имеет вертикальное короткое корневище, от которого отходят многочисленные тонкие корни. Корень имеет горький вкус, который вызывает жжение во рту. Стебель прямой полный, бороздчатый. Цветы белые или бело-розовые, мелкие, собраны на верхушке стебля в пышную метелку. Запах сильный, своеобразный. Вкус сладковато-горький.

Использование в научной и народной медицине.

В корневищах валерианы содержатся эфирное масло, эфиры уксусной, муравьиной и масляной кислоты, сахар. Препараты валерианы применяются в качестве успокаивающего средства при нервном возбуждении, бессоннице, они снимают спазмы гладкомышечных органов, расширяет сосуды при неврозах, стенокардии, учащенных сердцебиениях, спазмах желудочно-кишечного тракта. Препараты валерианы повышают свертываемость крови. Длительное применение высоких доз вызывает головные боли, чувство тревоги и нарушает функции желудочно-кишечного тракта. Применение валерианы надо под присмотром врача.

в лечебных целях используют различные препараты валерианы: водный настой, спиртовую настойку, в виде таблеток, покрытые твердой оболочкой. Растение сорвано 5 июля 2010года.

Наши наблюдения.

Корни растений выкапывают осенью, когда побуреет надземная часть и предварительно подвялить на открытом воздухе. Запах сильный, своеобразный. Вкус сладковато- горький, пряный. Цветет валериана с середины июня до середины августа. Растение встречается на влажных и заболоченных почвах: на сырых лугах, в долинах рек.

Калина.

Описание внешнего вида.

Будто снежный шар бела, А когда пора настала,

По весне она цвела, Разом сделалась она

Нежный запах источала, Вся от ягоды красна.

Калина является одной из самых любимых ягод из сибиряков. В нашей стране встречается около 80 видов калины. Это кустарник до 4 метров высотой с серовато-бурой корой. Цветки белые, расположены на концах ветвей. Издавна калина исправно служила человеку – давала пищу и лекарство, находила применение в быту. Сок плодов с медом пьют при повышенном давлении крови, применяют его и как профилактическое средство, предотвращает появления злокачественной опухали. Калина помогает при простудных заболеваниях верхних дыхательных путей, в том числе при кашле, осиплости голоса и бронхиальной астме.

Свежие плоды слабят и помогают при головных болях. Настой ягод пьют при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, при болях в области сердца, нарушения обмена веществ, при экземе и язвах кожи. Ягоды калины исследовали фармакологи, которые установили, что они сокращают биение сердца и считаются витаминозным, общеукрепляющим и мочегонным средством. В медицине препараты из коры калины применяются как хорошее кровоостанавливающее средство. Настой цветов пьют при хрипоте и кашле, воспалении дыхательных путей, а также при желчекаменной и почечнокаменной болезнях. Отвар из молодых побегов применяют при золотухе у детей. Настой из цветков и плодов – отличное косметическое средство.

Наши наблюдения.

Наблюдение за калиной проводилось, как на пришкольном участке, так и на частном приусадебном участке. Калина зацвела намного позднее обычного, так как была поздняя весна. Цветение кустарника было обильное. Первоцвет появился в середине июня, а ягоды появились в середине июля. К середине августа плоды приобрели оранжевую окраску. В период цветения было взяты листья, цветы на гербарий и были засушены по всем правилам.
Смородина.

Описание внешнего вида.

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я.

И вот теперь я спелая.

Жарким летним днем на берегу ручья благоухает черная смородина. Свисают многочисленные кисти черных плодов сочных, ароматных. Далеко чувствуется запах. Тянутся к смородине рыбаки, охотники, туристы. Кто ягод нарвет, кто бросит в чудесный напиток – лесной чай – душистый смородиновый листок. В нашей стране встречается 36 видов, но самая ценная черная смородина.

черная смородина кустарник высотой до 1,5 метра высотой, с буроватыми ветвями и очень душистыми листьями.

Применение в научной и народной медицине.

Богатый химический состав плодов определяет их благотворное действие на организм человека при лечении самых разнообразных заболеваний. В медицине плоды смородины в свежем виде или их сок принимаются при авитаминозе, а также в качестве общеукрепляющего средства после перенесенных хронических заболеваний. В народе используются при лечении гипертонии, сильной головной боли, почечной - и мочекаменной болезни, туберкулезе лимфатических желез, малокровия и других недугов. Ягоды смородины широко применяются в пищу в свежем виде, из них приготовляют сок, компот, морс, варенье, повидло, маринады.

Наши наблюдения.

Наблюдение за растением велось на частном участке приусадебного хозяйства. Этот куст культивирован человеком. Первые листочки на смородине появились в середине мая. Цветение было обильное, достигло в последних числах июня. Сбор плодов проводился в начале августа, в период их полной зрелости. Растет она по берегам рек и ручьев, по влажным лугам и берегам озер и стариц, среди кустов ивы и калины. Для гербария растение взято 25 июня 2010года, в сухую, ясную, солнечную погоду.

Хвощ.

Описание внешнего вида.

На лугу растет ромашка,

Лютик едкий, клевер – кашка!

Что еще? Гвоздика, смолка,

Колокольчик, хвощ – как елка.

Великолепное зрелище представляет собой зеленый покров из хвощей в лесу. Их тонкие, изящные, часто поникающие или вверх направленные веточки, покрытые каплями росы, сверкающие на солнце разноцветной радугой, живописны необыкновенно. Народные названия сосенка полевая, толкачник. Хвощ имеет 2 побега, высотой до 20 см. Корневища у полевого хвоща горизонтальные. Это растение похоже на конский хвост. Старые русские названия «хвощ», «хвощник», «хвошник», «хвошник» также означают «хвост».

И

В траве содержится много полезных веществ и витаминов. Действует кровоостанавливающе, выводит соли, оказывает вяжущее, противоспалительное, ранозаживляющее действие, входит в состав мочегонного чая. При почечных болезнях настой применяют вместе с жидким экстрактом пастушьей сумки, кроме того препарат хвоща назначают как сильное мочегонное средство при отеках и застойных явлениях, особенно больным пороком сердца, при заболеваниях легких, плевритах, подагре, ревматизме, почечное - и желчнокаменной болезнях. Наружно отваром хвоща промывают раны и язвы, полощут полость рта при воспалительных процессах. В стоматологической практике применяют настой травы растения, который используют для полоскания полости рта при пародонтозе.

Наши наблюдения.

Наблюдение велось за растением на лесной полянке, около поселка. Первые заростки появились в начале июня. Хвощ растет на песчаных откосах, обрывах, мелях. В сухую погоду с июля по сентябрь собирают только летние зеленые ветвистые стебли. Запах отсутствует. Вкус немного кисловатый. Хвощ распространен по всей стране в равнинной и горной частях. Растение было сорвано 30 июня 2010 года в 12 часов дня, в солнечную теплую погоду.

Калужница болотная.

Описание внешнего вида.

На земле исчезают цветы, Откровенье цветов луговых.

С каждым годом заметнее это. Нами понято было едва ли.

Меньше радости и красоты Беззаботно топтали мы их

Оставляет нам каждое лето. И безумно, безжалостно рвали

Калужница болотная – это обычное многолетнее растение с ползучим стеблем и мочковатым стеблем. Стебель гладкий, полый, слегка ветвящийся. Листья темно-зеленые, сердцевидной формы. Цветки ярко – желтые.

Использование в народной и научной медицине.

Для приготовления лекарственных препаратов используется все растение, заготовленное в период цветения. Калужница, как и все лютиковые, ядовита. Прием ее внутрь вызывает тошноту, рвоту и боли в животе, а при наружном использовании раздражает кожу и слизисты оболочки. Тем не менее, препараты калужницы используются научной и народной медицине. Отвары и настои принимаются внутрь при нарушении обмена веществ, лихорадке, простуде, малокровии, противоопухолевого. Сок свежих листьев применяют в качестве ранозаживляющего, листья прикладывают к обожженным местам. Иногда настой принимают в качестве болеутоляющего и противопростудного средства. Самостоятельно применять калужницу нельзя.

Наши наблюдение.

Наблюдение за калужницей проводилось на небольшой заболоченной местности, около поселка. Цветение растения началось в первых числах июня, это значительно позже обычного. Связано это с тем, что была затяжная весна. Обильное цветение началось в третьей декаде июня и длилось до начала июля. Растение было сорвано 23 июня в 12 часов дня. Калужница встречается по влажным и заболоченным лесам и лугам, мелководьям и берегам водоемов.

Пижма.

Описание внешнего вида.

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Народ пижму называет дикой рябиной. Это многолетнее растение. Листья пижмы напоминают рябиновые, стебель одревесневавший с желто – золотистыми корзинками цветов. Плод – продолговатая семянка. Пижма имеет своеобразный запах, напоминающий камфорный. Вкус горько-пряный.

Использование в научной и народной медицине.

Для медицинских целей используют цветочные корзинки пижмы. Препараты пижмы оказывают антисептическое, спазмолитическое желчегонное действие. Благоприятно их влияние на организм при острых кишечных заболеваниях, болезни печени, желчного пузыря, при лечении лямбиоза, гепатита, а также улучшает аппетит, пищеварение. Настои и отвары соцветий оказывают противоглистное действие. Сухой экстракт употребляют при гипертонии. В народной медицине пижму используют при желтухе, как жаропонижающее средство, при язвенной болезни. В народной фототерапии пижма употребляется при сердечно – сосудистых и нервных заболеваниях (при головной боли, как успокаивающее и снотворное средство, при истерии, от шума в голове, при эпилепсии, водянке, сердцебиениях.

Наши наблюдения.

Наблюдение за растением проводили на пришкольном участке. Первые листочки появились в середине мая. Листья пижмы растут довольно быстро. В начале июля растение стало набирать бутоны, которые расцвели во второй декаде июля и цвели до середины августа, образуя плод, в виде продолговатой семянки. Растение было срезано 22 июня в 12 часов дня. Погода была пасмурная, температура воздуха + 17 градусов. Растет пижма по лесным опушкам, полянкам, лугам, у жилищ. Встречается в России повсеместно.
Подорожник.

Описание внешнего вида.

Подорожник – санитар испытанный,

Врачеватель ног, в пути пораненных, -

Подошел к дороге, приготовился,

Может, думает, кому понадоблюсь.

Удивительно точное название у этого растения: вдоль дороги встречаются его распластанные по земле широкие яйцевидные листья. Они собраны в розетку, из центра которой вырастает безлистый стебель с колосовидным соцветием мелких буроватых цветков. Плоды – зеленоватые орешки размером 1-2 мм – выделяют клейкое вещество, позволяющее им прилипать к одежде и обуви проходящих мимо людей или к шерсти животных.

Использование в научной и народной медицине.

Ранозаживляющее действие листьев подорожника было известно еще тысячу лет назад. Кашицу из листьев прикладывают к потертостям на ногах, к ранкам, нарывам, ожогам, отекам после укусов пчел и ос. Настой и отвар листьев рекомендуется в качестве отхаркивающего средства, но с успехом используется при лечении язвы желудка, двенадцатиперстной кишки и хронических гастритов с пониженной кислотностью. Отваром же листьев поласкают полость рта при воспалении. Сок свежих листьев также усиливает секретную деятельность желудка, а экстракт оказывает успокаивающее действие. Ценили его и врачеватели Древней Греции и Рима. По достоинству оценен подорожник и в косметике. Он улучшает процессы регенерации кожи, повышает ее тонус, снимает воспаление. Подорожник имеет большое значение в диетическом питании. Он также входит в состав разных сборов.

Наши наблюдения.

Наблюдение за растение велось вдоль дорог поселка. Первые листочки появились в последних числах мая. В конце июня появились цветочные стрелки. Цветет он в течение всего лета. Плоды дал в августе. Растение сорвано на гербарий 23 июня 2010 года. День был пасмурный, температура воздуха 15 градусов. Подорожник растет в поселке и вдоль дорог, и около жилья. Насчитывается более двухсот видов подорожника. В нашей стране растет около тридцати видов.

Лютик.

Описание внешнего вида.

Ядовитое растение с ярко – желтыми цветками, прозванное в народе «куриной слепотой». Народ давно подметил это качество цветка и назвал его «лютик». В первой половине лета то и дело попадаются на глаза масляно – желтые цветки на тонких прямых стебельках. Лютик – многолетнее травянистое растение с мочковатыми корнями и ветвистым стеблем высотой до 70 см.

Использование в народной и научной медицине.

В народной медицине используется сухая и свежая трава, в которой имеется: каротин, аскорбиновая кислота, анемонол. Все лютики ядовиты. Отвар лютика применяется при миозитах, невралгических и головных болях, отеках, подагре и ревматизме, в качестве средства, тонизирующего нервную систему и повышающего кровяное давление. Наружно – для лечения ран, ожогов, заболеваний кожи. Свежими листьями сводят бородавки. Без консультации врача препараты лютика, а особенно внутрь применять нельзя. Особенно ядовит во время цветения. В старину соком лютика растирают ноги от ломоты, а отваром пользовались вместо горчичников.

Наши наблюдения.

В первой половине лета то и дело попадаются на глаза масляно – желтые цветки на тонких прямых стебельках. Встречаются они повсюду: вдоль дорог, в огородах, на лесных тропинках. Это лютики. Расцвели они в начале лета, 10 июня. Растение было сорвано на гербарий 20 июня в 12 часов дня. Был ясный солнечный день, 22 градуса тепла. Растение росло на пришкольном участке. Растение распространено почти по всей территории России.

Использованная литература.

Н.С. Евсеева, Л. Н. Окишева. География Томской области. Природа, природные ресурсы. Томск – 2005.№3.

Рудский В.Г. Экология. Мир вокруг нас. 1,3класс. Томск – 1998.

В.С. Новиков, И.А. Губанов. «Школьный Атлас – определитель высших растений». Москва «Просвещение» 1991. №3.

Л.И. Баринова. Лесная аптека. В мире лекарственных трав. Харьков – 1991.

Г. Свиридов. Лесной огород. Томск – 1987.

В.В. Петров. Растительный мир нашей Родины. Москва «Просвещение» 1991.

А.А. Лагерь. Зеленая аптека. Лекарственные растения Сибири. Томск – 1991.

Похожие публикации