Обучение по очно заочной форме в школе. Очно заочная форма обучения в школе по новому закону об образовании

Почти никто из родителей не знает, что в принятом три года назад Законе «Об образовании в Российской Федерации», предусмотрена не только очная, но и заочная, а также и очно-заочная форма получения среднего образования. При этом право выбора принадлежит родителям ученика с учётом его пожеланий, и школьная администрация не имеет права отказывать в этом.

Почти никто из родителей не знает, что в принятом три года назад Законе «Об образовании в Российской Федерации», предусмотрена не только очная, но и заочная, а также и очно-заочная форма получения среднего образования. При этом право выбора принадлежит родителям ученика с учётом его пожеланий, и школьная администрация не имеет права отказывать в этом.

Однако в реальности не все учебные организации готовы к реализации обеих форм образования. Причина кроется в учредительной документации, которая в большинстве школ ещё не соответствует новому закону и требованиям ФГОС.

Почему этот процесс движется так медленно? Все очень просто: в виду отсутствия заявок от желающих выбирать заочную или очно-заочную форму обучения, так как большинство родителей не владеют информацией о подобной возможности. Кроме того, заочная форма образования в уме россиян, как правило, связана с вузами, а не со школами. В школах также не спешат с анонсированием подобных прав, чтобы избежать лишней головной боли.

Ранее учащихся, которые не хотели или не могли учиться очно, направляли в вечерние школы, имевшие лицензии на заочную форму образования. Однако теперь в приложении к лицензии указывают исключительно уровень образования, а не его форму. В основном, вечерние, или сменные, школы на сегодняшний день стали частью (структурным подразделением) средних общеобразовательных организаций, став центрами образования, которые первыми и внесли поправки в свои учредительные документы и стали предлагать обучение по трём формам.

Но к успеху подобная смена статуса вечерних школ привела не везде. Особенно если учесть сокращение учебных планов и финансирования по коэффициенту в 0,65 от нормы дневных школ.

Кроме центров образования, изменили внутришкольную документацию, согласно новому законодательству и ФГОС, и в некоторых школах сельской местности, где заочная форма имеет большее значение, так как зачастую детей приходится возить на большие расстояния, что занимает немало времени и изматывает учащихся.

Для очно-заочной формы в школе должна открываться группа, если набирается, по меньшей мере, девять человек. Если в группе 16 человек, то для них выделяется 72 часа на консультации индивидуального характера, куда входят лабораторные и практические занятия, а также и промежуточная аттестация. При организации процесса обучения на весь учебный год часы распределяются равномерно – 2-3 учебных дня еженедельно, согласно действующим СанПиН.

Весь процесс организации очно-заочного и заочного обучения утверждается приказом руководителя образовательного учреждения на основе учебного плана и при учёте способностей и потребностей обучающихся, претендующих на подобную форму получения образования.

Итоговая госаттестация проходит, как и у всех выпускников образовательных учреждений РФ, на основании действующего Положения о ней. А вот формы организации обучения (дистанционные, групповые или индивидуальные) могут варьироваться в зависимости от обоюдного согласия участников процесса образования.

В целом же, руководство школ не стремится предлагать упомянутые формы обучения, за исключением единичных случаев, поскольку попытка реализации заочной формы в массовом характере может привести к серьёзным трудностям в системе образования.

Фото взято с сайта http://lh4.googleusercontent.com.

Как бы ни ругали новый закон об образовании, но он дал детям и родителям фантастические возможности в выборе форм обучения. Сейчас можно не посещать уроки учителей, которые не нравятся, или просто нелюбимые предметы. Далее ссылка на мое интервью порталу телеканала «МИР-24»

http://mir24.tv/news/lifestyle/11125114

И собственно, текст.

Как грамотно выстроить отношения со школой и пользоваться всеми преимуществами нового закона рассказала корреспонденту «Мира 24» адепт семейного образования, автор некоммерческого проекта «Альтернативное обучение в Москве» Светлана Домрачева.

Сейчас можно выбрать абсолютно любую удобную форму образования своего ребенка и меня очень удивляет то, что родители так мало об этом знают и так нерешительно используют свои возможности! - так начался наш разговор со Светланой, которая выбрала для своей дочери образование вне школы. Вот уже четвертый год они приходят туда только для того, чтобы сдать аттестацию.

- Какие же возможности, не замеченные широкими массами, дал нам закон об образовании?

В Федеральном законе об образовании, который вступил в силу еще в сентябре прошлого года, прописаны и очная, и очно-заочная, и дистанционная формы обучения. Это значит, что любой ребенок имеет право выбрать те предметы, которые он хочет посещать в школе. А остальные изучать дома. Для этого не надо никаких аргументов, никаких медицинских и прочих справок, достаточно заявления родителей с формулировкой «прошу перевести моего ребенка на очно-заочную форму обучения».

Раньше добиться от школы разрешения не присутствовать на отдельных уроках было очень сложно, сразу ставили ультиматум: либо ходишь на все, либо уходишь на семейное обучение, то есть, полностью учишься вне школы. Хотя некоторым удавалось частичное посещение, ведь возможность обучаться по индивидуальным учебным планам, в соответствии с личными особенностями и темпом, законом предоставлялась и раньше, другое дело, что администрация школ редко соглашалась с таким правом учеников.

Сейчас существует такая практика, что дети, которые занимаются спортом, отказываются от посещения физкультуры, а дети, занимающиеся в музыкальной или в художественной школе - соответственно от посещения рисования и музыки в общеобразовательной школе. Но отказаться можно и от посещения любых других уроков. Конечно, на деле есть законы, а есть правоприменительная практика. Учеников, которые по решению родителей посещают занятия в школе только частично, в столице становится все больше, поскольку здесь эти формы активно стали применяться с сентября прошлого года и добиться этого стало гораздо проще. В других городах России пока таких семей совсем мало.

В старом законе было прописано только две формы внешкольного обучения: экстернат и семейное образование. Теперь экстернат остался только как форма аттестации, а от семейного образования школы пытаются отговорить родителей всеми способами. В том числе, предоставив им широкий выбор форм и способов обучения.

- Насколько легко школы идут на альтернативные формы обучения детей?

Пока такой выбор родителей социально не одобряется, хотя по закону это решение ни в коем случае не отдается на усмотрение школы. Любая школа, если родитель напишет заявление о том, что он просит перевести его ребенка на семейную, заочную или очно-заочную форму обучения, обязана предоставить ему эту возможность. В уставе государственной школы она закреплена обязательно. Однако на практике школы реагируют на это сперва негативно. Чаще всего родителям, которые впервые обратились к администрации школы с такой просьбой, говорят: у нас такой формы нет.

Как можно в этом случае добиться взаимопонимания со школой, или хотя бы соблюдения наших прав?

После того, как вам отказали, не надо сдаваться. Прежде всего нужно потребовать у администрации школы письменный отказ принять ваше заявление. После этого в 99 % случаев школа идет на попятную. Письменный отказ вам, конечно, не дадут, но скажут: ну ладно, мы сделаем для вас исключение, вы будете у нас первым.

Однако бывают случаи, что школа все же продолжает упираться. Например, не соглашается ни принять заявление, ни отказать вам письменно. В этом случае надо обращаться в районный Департамент образования. Обычно бывает достаточно телефонного звонка. В любом Управлении образования есть отдельный человек, который занимается теми детьми, которые обучаются альтернативными способами. Обычно достаточно донести до него информацию о том, что конкретная школа отказывается принять заявление родителей, чтобы этот вопрос был решен в вашу пользу.

- А на практике это не выливается в травлю таких детей?

В школах тоже есть адекватные люди, и их больше, чем принято думать. Ко мне стекается много информации об «альтернативщиках», но ни разу не попадались случаи, чтобы вопрос нельзя было решить путем переговоров. Мне неизвестны случаи, чтобы детям стали сознательно вредить. Да и как это сделать, если ребенок не ходит в школу, а с учителем общается только в присутствии родителей?

А если это очно-заочная форма, то ты отказываешься от одного или двух предметов и с этими конкретными учителями ребенок больше не взаимодействует. Он с ними встречается только на аттестации, на которой имеет право присутствовать родитель.

Кроме того, если учитель в принципе способен травить ребенка, стоит ли ему вообще ребенка доверять? Чему он может научить? Тогда, тем более, надо не уходить, а бежать от такого педагога.

- Как проходит аттестация?

Это на усмотрение родителей. Если руководствоваться законом, то есть промежуточные аттестации, а есть итоговые. То есть, де юре у нас обязательны только ГИА и ЕГЭ. Но де факто у нас родители и их дети все же предпочитают ежегодно или раз в полгода сдавать аттестации по тем предметам, которые не посещает ребенок. Во-первых, чтобы быть уверенными, что он благополучно осваивает программу, а во-вторых, чтобы иметь на руках документы, это подтверждающие.

Есть ли опасность, что дети не сдадут аттестацию не потому, что не знают предмета, а по субъективным причинам, из-за принципиальной позиции учителя?

Наткнуться на совсем уж неадекватное оценивание они не смогут, все-таки есть учебная программа. Другое дело, что у составителей тестов и контрольных работ для начальной школы случаются такие аберрации мышления, что объективная оценка в принципе не представляется возможной. Особенно в этом смысле я «люблю» тесты Московского Центра качества образования (МЦКО). В итоговой работе по чтению за третий класс, например, детям дали текст, где говорилось, что стилос – это тростниковая палочка. Далее следовал вопрос: «Что такое стилос?» Дочь ответила «Палочка» — так вот, этот ответ неверный. Следующий вопрос был таким: Из чего делали стилосы? Ее ответ: «Из тростника» был уже оценен как верный. До сих пор думаю, что же это такое из тростника, если не палочка? Не теряю надежды лично познакомиться с авторами этих тестов, у них на каждом шагу такие ляпы – может, узнаю, наконец, что же такое стилос.

Были и случаи, когда детям задавали вопросы, скажем так, избыточные. Например, когда дочь и ее подруги сдавали физкультуру во втором классе, учительница их спрашивала, кто основал олимпийские игры. Действительно, информация о том, что это Пьер де Кубертен содержалась в учебнике по физкультуре. Но скажите, кто из второклашек, обучающихся очно, сможет ответить на такой вопрос? Да они вообще не имеют понятия о том, что такой учебник существует! Приходилось присутствовать на всех контрольных работах и аттестациях, где у меня были сомнения в объективности педагогов. Потом ребенок стал старше и сам решил, что моральная поддержка в лице мамы ему больше не нужна.

- Кто решает, как именно сдавать аттестацию?

Предусмотренных законом форм сдачи промежуточных аттестаций нет, и это администрация школы обычно решает по договоренности с родителями. Есть дети, теряющиеся при необходимости сдавать экзамен устно, им лучше предложить тесты. Есть такие, кто тесты наоборот не любит. Родители могут настаивать на какой-то форме. Есть, конечно, предметы, формы сдачи которых закреплены традицией. Например, русский язык, на котором обычно пишут диктант, контрольное списывание или изложение. Математика также требует контрольной работы, решения задач и примеров. А остальные предметы - на усмотрение родителей. Лучше письменно, прямо в заявлении, зафиксировать, что вы хотели бы сдавать такой-то предмет в таком-то виде. А также желаемые сроки его сдачи. Если готовых тестов по предмету нет, школа обязана их разработать. Это возможно, если ребенок обучается заочно. Нам, например, по некоторым предметам было удобно просто приходить в класс на все обязательные контрольные работы и писать их вместе со всеми ребятами.

- А как обстоят дела с семейной формой обучения? Почему ее не любят школы?

Те родители, дети которых до нового закона были на семейном обучении, в прошлом учебном году в большинстве своем выбрали заочную и очно-заочную формы, поскольку к ним намного лояльнее относятся школы. Так, например, специально для семейной формы были разработали тесты МЦКО, с множеством вопросов, не имеющих никакого отношения к госпрограмме. Причем, их сдача была рассчитана на несколько часов, что вообще противоречило нормам СанПина.

Дело, как всегда, в финансировании. Семейная форма обучения предполагает, что родители таких детей получают небольшую ежемесячную денежную компенсацию, как и при оформлении семейного детского сада. Это было очень удобно, поскольку позволяло родителям, например, объединиться и на пять-шесть детей нанять учительницу или несколько предметников, которые занимались с их детьми всеми теми же уроками, но на выбранной родителями территории, в удобной для детей форме и в подходящее для них время.

Сейчас, если заявить, что ты пришел на семейную форму обучения, администрация школы приложит максимум усилий, чтобы уговорить вас выбрать какую угодно другую форму. Чтобы не иметь проблем с Департаментом образования, где уверены, что школы, имеющие много детей на СО, не умеют работать с родителями. Ведь из хорошей школы родитель ребенка не заберет. А при заочной и очно-заочной форме обучения деньги за образование такого ребенка поступают в школу, а не в семью. И многие родители идут на это, чтобы создать ребенку комфортные условия для аттестаций.

Таким образом, семейная форма образования постепенно вытесняется, как экономически невыгодная государству и школам.Родителей, которых в столице не смогли «выжать» с семейной формы обучения сейчас осталось немного, но даже они никаких компенсаций после принятия нового закона об образовании до сих пор не получили.

Дело в том, что в ноябре прошлого года было отменено Постановления Правительства Москвы № 827-ПП от 25 сентября 2007 года «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в различных формах получения образования», которым регулировался порядок выплат. Отменено вполне логично, поскольку нужен был новый порядок выплат, с учетом нового закона об образовании. И должно было быть принято новое постановление об этом. Но в Москве до сих пор оно не принято, то есть нет механизма выплат, предусмотренных действующими законами, как федеральным, так и региональным.

Приостановка выплат «семейникам», тем не менее, не основана на законе, об этом не так давно говорил министр образования Дмитрий Ливанов. Рано или поздно, но правительству столицы придется озаботиться этим вопросом, поскольку выплата компенсаций родителям при семейном образовании в Москве установлена законом ст. 6 п. 3.1 Закона г. Москвы от 20.06.2001 № 25 (в ред. От 04.07.2012). Так что, надо либо этот закон отменить, либо разработать уже, наконец, схему выплат.

С отказом от одного или всех предметов более-менее понятно, а как на практике можно отказаться от посещения первых, или, скажем, последних уроков?

Это тоже возможно. У многих детей, серьезно занимающихся спортом, есть утренние тренировки. А другие занимаются в это время с репетитором по скайпу. Родители не обязаны оправдываться и аргументировать как-то свое решение. Они просто должны написать в заявлении, что их ребенок будет учиться по индивидуальному учебному плану. Это возможно и при очной форме обучения.

Есть учителя, очень лояльные к этой форме. Но даже если школа пытается отказать вам, вы просто настаиваете на своем праве, предусмотренном законом. Сейчас много говорится о том, как важно дать детям возможность проходишь программу в соответствии со своим темпом. Есть дети, которые осваивают, скажем, математику быстрее, чем одноклассники, а освободившиеся часы им целесообразнее отвести на гуманитарные предметы, которые даются им, например, труднее.

Индивидуальный план позволяет ребенку выборочно ходить на отдельные уроки, чтобы проверить свои знания или доучить тему, которую он не вполне понял при самостоятельном изучении. А на другие уроки он может не ходить, убедившись, что все знает. Право на индивидуальные учебные планы было прописано еще в старом законе об образовании, но этой формой очень мало пользовались и мало кто о ней вообще знал. А сейчас она начала использоваться гораздо шире в связи с новым законом. Во всяком случае, теперь возможностей учиться с пользой и интересом стало больше и это радует.

Татьяна Рублева

Атрибуты детства в виде первых и последних звонков, парт, суровых и справедливых преподавателей, одноклассников не всех привлекают. Причем это решают родители, для которых еще недавно не было альтернатив обязательному школьному образованию и кто обязан был посещать классы. Свой график был устроен для небольшой группы детей - юных циркачей и спортсменов, актеров, музыкантов или чьи рjдители были дипломатами. Остальным приходилось высиживать определенное количество времени на уроках.

24 года назад Борис Ельцин своей властью дал возможность российским детям учиться в домашних условиях, а экзамены сдавать экзамены. Очень быстро семейное образование (как его еще называют хоумскулинг) нашло прописку в нашем обществе. Кто выбирает его? В основном те, кто по разным причинам не может отдавать своих детей в школу. Вот только несколько категорий:

  1. Йоги,
  2. Веганы,
  3. Адепты смешанного или светского обучения из религиозных побуждений,
  4. Фрилансеры, то есть люди, работающие в интернете,
  5. Те, кто путешествует постоянно,
  6. Люди, чьи дети имеют глубоко ограниченные возможности. Просто родители, которые со школьных дней испытывают неприязнь к традиционной школе.

Другой вопрос - хорошо это или плохо, и кому плохо или хорошо?

Ура, на уроки ходить не надо!

Так могут возрадоваться те, кто испытал на себе все прелести традиционной школы. Потому что сами отучились, а их дети теперь не будут ходить на ненавистные уроки. Оказывается, это можно делать. И никто не проставит ребенку прогул. Потому что особая форма обучения оформлена грамотно.

Раньше, еще до ныне существующего Закона об образовании, многие выбирали такую форму обучения как экстернат. То есть эта программа существовала в школах и центрах образования. Дети посещают школу раз в неделю, получая консультации по выбранным предметам, и после сдают экзамен. Более того, ребенок мог даже не получать таких консультаций. Просто сдавал экзамен. Экстернат предусмотрен в сегодняшнем варианте закона об образовании экстернат лишь в виде сдачи экзаменов.

Дети могут числиться в школе на очно-заочной форме или заочной. Как и что тут?

Заочники

Что это за категория учеников? Это дети, занимающиеся в домашних условиях на семейном обучении по гос.программе, когда они нуждаются в консультациях специалистов. Они, будучи в данный момент в любом месте планеты, числятся за одной из российских школ. Это очень удобно семьям, которые проживают за рубежом и стремятся к тому, чтобы их чадо получило аттестат российской школы.

Есть школы, активно работающие с так называемыми заочниками. Открываются спеццентры, которые оказывают помощь тем, кто учит дома своего ребенка. Например, мальчик из Подмосковья учился на экстерн-офисе в Новосибирске. Будучи прикрепленным к местной, так называемой традиционной, школе, ребенок задания получал по интернету, а экзамены и тесты сдавал по скайпу. Другой учился в Центре семейного образования, но числиться продолжал за своей, московской школой. Этот ученик бывал в Центре раз в неделю, посещая только некоторые уроки. Все остальное изучалось им дома.

Почему эти семьи выбрали такую форму обучения? Потому что их дети не могли физически высиживать нужное количество времени в школе. После многочасового сидения они не просто устают, а и не могут усваивать весь объем информации. В итоге, домашнюю работу сделать самостоятельно не могут.

Очно-заочники

Эта форма обучения предполагает составление индивидуального учебного плана. В нем указано - какие предметы он ходит учить в класс, а что сам учит, а также как и в какое время будет по ним сдавать зачеты. Благодаря такому плану можно предусмотреть углубленное и ускоренное изучение. Если договориться с администрацией школы, дети могут ходить только отдельные уроки, проводить тут день-два, а остальные дни работать дома, в центр образования, семейном клубе, посещая репетитора. То есть так, как решат родители.

Вот пример. Мама преподает заочные предметы. Оценки ставятся по сделанным дома работам, заданным учителем (мама приносит в школу тетради). В школе ребенок пишет диктанты и тесты. Когда одноклассники идут на физкультуру или ОРКСЭ, или во время переменок ребенок пишет небольшие тесты и диктанты. В чем выгода? В том, что дети учатся, а не высиживают в классе, ничего не делая. И тут ребенку очень тяжело.

Или другой пример. Родители перевели ребенка на очно-заочное обучение, потому что их ребенок часто болел и его недолюбливали дети. Увидев, что он потерял интерес к учебе, папа с мамой изменили форму. В итоге, ребенок высыпается, не мучается из-за травли одноклассниками, не нервничает, что огромное домашнее задание не выполнено. Этот способ получения образования больше подходит для детей, которые утомляются и часто заболевают.

Однако тут надо приготовиться к составлению четкого распорядка дня, гибкого графика (ежедневные уроки, но если вдруг погода не та или ребенок устал, все это можно сделать завтра).

Тут родители должны донести до ребенка информацию о том, что он на “домашнем обучении”, а не просто отдыхает дома, потому что так хочется.

Надомники

Надомное обучение подходит детям, которые не могут ходить в школу по состоянию здоровья. Надо подтвердить это справкой от врача. Учитель, если ребенок не в состоянии посещать уроки, занимается с ним дома. В каждом классе есть своя норма часов - 8-12, в зависимости от класса.

Увы, домой приходить может не каждый учитель. И тогда дети не получают знаний по этому предмету. Не слыша ответов ребят, с которыми они могли бы учиться, эти ученики не имеют возможности учиться на чужих ошибках. Кроме того, они зависят от уровня профессионализма преподавателя и того, какие сложатся личные отношения с ним. Но в принципе, родители считают систему гибкой, позволяющей учитывать возможности детей и проч.

Дистанционщики

При дистанционной форме обучения дети не посещают школу, получая задания и отправляя их по электронной почте, встречаясь с преподавателями по скайпу. Кому эта форма выгодна? Детям-инвалидам, в особенности из глубинки, где они не могут обратиться к квалифицированной помощи, включая психолога, логопеда, дефектолога.

Не очень приятно то, что дети абсолютно изолированы от своих сверстников.

Резюме

Что ж, рамки закона распространились на многие формы альтернативного обучения. Какой выбрать? Это зависит от особенностей каждого ребенка и семьи. Выбрав правильный подход, вы получаете однозначно выгоду. Ребенок учится, не посещая школу, при этом набирается знаний и реализовывает себя шире!

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья называет формы получения образования и формы обучения. Следует, сказать, что отчасти положения комментируемой статьи 17 Закона Об образовании России не являются новыми, поскольку Закон N 3266-1 закрепил в своих положениях самостоятельную ст. 10, именуемую как "Формы получения образования". Между тем, отдельных положений о формах обучения ранее действующее законодательство не содержало.

Комментируемой статьей вводятся формы получения образования и формы обучения.

Форм получения образования две:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Формы обучения разделяются по формам получения образования:

в организациях осуществляющих образовательную деятельность - в очной, очно-заочной или заочной форме;

вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность - в форме семейного образования и самообразования.

При системном анализе норм Закона, однако, можно выделить также надомное обучение, как форму обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования ().

Обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, возможно в научных организациях, в иных юридических лицах, где создается подразделение, осуществляющее образовательную деятельность, на производстве, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организациях социального обслуживания ( , ). Если речь идет о нахождении ребенка в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или организациях, осуществляющих социальное обслуживание, то получение им начального общего, основного общего, среднего общего образования в указанных организациях обеспечивается в том случае, если получение образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно) ().

В Законе N 3266-1 формой обучения являлся и экстернат. С принятием Закона N 279-ФЗ он более перестал быть формой обучения и трансформировался в институт, обеспечивающий государственную итоговую аттестацию в аккредитованных образовательных организациях обучавшихся в форме семейного образования или самообразования, либо в неаккредитованных образовательных организациях.

По-прежнему существует надомное обучение - для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В Законе оно нашло отражение, между тем как ранее, до его принятия, существовало только на уровне подзаконного регулирования. Соответствующие подзаконные акты и инструктивные письма сохранили свою значимость и сегодня: постановление Правительства РФ от 18.07.1996 г. N 861 (ред. от 04.09.2012 г.) "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях", письмо Минобразования РФ от 28.02.2003 г. N 27/2643-6, письмо Минобразования РФ от 30.03.2001 г. N 29/1470-6, письмо Минобразования РСФСР от 14.11.1988 г. N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому".

Указанные акты касаются вопросов функционирования школ надомного обучения.

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по-прежнему осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Выбор формы обучения предусматривается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретной специальности и направлению подготовки и обусловливается возможностью получения образования по такой специальности в очно-заочной или заочной форме.

До момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 "Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается" и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 N 1473 "Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается".

Образовательная организация реализует образовательную программу в дозволенной форме, а выбор формы обучения осуществляется обучающимся (его родителями). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

Поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, то данные органы должны вести и учет форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Итогом обучения в форме самообразования или семейного образования является итоговая аттестация в порядке экстерна в аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Закон устанавливает бесплатность такой аттестации по школьным программам, поскольку государство в соответствии со статьёй 43 Конституции Российской Федерации гарантирует бесплатность и общедоступность основного общего образования. В форме самообразования возможно профессиональное обучение. Получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования ребенком возможно в семье.

Помимо права на итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающиеся в форме самообразования и семейного образования вправе проходить и промежуточную аттестацию.

Однако в соответствии со прохождение промежуточной аттестации обязательно для обучающихся в форме семейного образования. Если промежуточный контроль не пройден, ученик приобретает академическую задолженность, которую должен ликвидировать. В свою очередь, образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования, обязаны создать ему условия для ликвидации академической задолженности и проконтролировать своевременность ее ликвидации.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Порядок прохождения аттестации указанными обучающимися устанавливается самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. По вопросу итоговой аттестации до момента принятия нового акта действует приказ Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) "Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната", который определяет, что государственная (итоговая) аттестация экстернов проводится в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. На данный момент взамен указанного уже действует Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденное приказом Минобрнауки РФ от 28.11.2008 г. N 362.

Экстерны пользуются теми же правами, что и лица, проходящие итоговую аттестацию в результате обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Это означает, в том числе, предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации.

Если обучающийся получает дошкольное образование в форме семейного образования, то родители (законные представители) таких обучающихся, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) "Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната" экстерн имеет право:

получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом);

брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;

посещать лабораторные и практические занятия;

принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

Законом предусматривается возможность сочетания различных форм получения образования и форм обучения. Сочетание может быть обусловлено образовательной программой, по которой обучается лицо, либо переходом с одной формы образования или обучения на другую, например, при непрохождении аттестации обучающимся и появлении, тем самым, академической задолженности.

Формы получения образования и формы обучения по некоторым уровням образования определяются Законом. Так, Закон об образовании предусматривает, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. А среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Такое выделение среднего образования объясняется возрастом обучающихся, который уже позволяет осуществлять обучение самостоятельно, без родительского "вмешательства". До этого момента обучение вне образовательной организации осуществляется с родительским "участием" (семейное образование). Получение школьного образования возможно и на дому (см. комментарий к п. 1 данной статьи), в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющей лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющей социальное обслуживание.

Помимо этого формы образования и обучения определяются по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. При этом ориентиром до момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 "Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается" и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 г. N 1473 "Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается".

Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. конкретизирует это положение, указывая, что профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно).

Похожие публикации