Культура сибири на начальных этапах истории. История сибири

Заселение Сибири было намного позже, чем заселение территорий Европы и Азии из за суровых климатических условий. Этот период назывался Ледниковой эпохой то есть период глобально похолодания и оледенения. За последние 3 миллиарда лет таких ледниковых эпох было много. На земном шаре происходит вечное движение, суть которого в том, что поверхностные океанические течения в связи с изменением оси и угла вращения Земли переносят огромные массы холодной и тёплой воды между разными частями света, поэтому в разных его частях происходит оледенение то есть накопление льда в виде ледников, возникающих при уплотнении не тающего долгие годы снега.

В плейстоцене полярные и горные ледники наступали и отступали, как минимум четырежды, захватывая обширные территории Европы и Америки, покрывали до 30% земной поверхности. В настоящее время обширные ледниковые покровы сохранились только в Антарктиде и Гренландии. Примерно 11 тысяч лет назад началось разледенение суши и продолжается до сих пор. В эпохи оледенений вода связывалась в толще материкового льда и уровень воды падал, поэтому в своё время образовался перешеек между Сибирью и Аляской, по которому мигрировали люди и животные. Только после окончательного таяния последнего ледника, формируется климат всей обширной территории.

Дети ледника, охотники на мамонтов и длинношёрстных носорогов бродили по этой территории. На берегах многочисленных благодатных ледниковых озёр жили первобытные люди, которые занимались рыболовством и собирательством. На этом этапе развития, человек ничем не отличался от остального животного мира и можно полагать, что определённого периода, человека разумного (HomoSapiens) здесь действительно не было. Но растаяли ледники, высохли озёра, вымерли мамонты и носороги, зато появились стада травоядных животных: оленя, диких быков, лошадей и т.д. О далёком прошлом жителей Сибири позволяют судить сделанные археологические находки, которые были сделаны на берегах реки Китой.

Это были жилища древнего человек и несколько захоранений. Чуть позже были находки в районе населённых пунктов Мальта и Буреть, расположенных на реке Белой (настояший Усольский район, Иркутской области). Обнаруженные находки 14-15 тысячалетней давности. Были обнаружены жилища древнего человека, сделанные из звериных костей: опора жилища – из бивней мамонта, его черепа, черепов и бедренных костей других крупных животных, а крыша сделана из рогов северного оленя, что давало возможность иметь вверху отверстие для выхода дыма. Жилище напоминало чум. Захоронений здесь не обнаружено. Находки на реках Китой и Белая это остатки культуры древнего человека и получила название Китойской культуры. Другой необычной и уникальной находкой являются захоронения древних людей в областном городе Иркутске, получившем название Глазковский некрополь.

В самой же Иркутской области имеется более 700 интереснейших археологических памятников (некоторые мы рассмотрим так как они находятся на территоририи нашего Нижнеудинского района). Иркутские находки примерно на 2 тысячи лет старше египетских пирамид. Это единственный в мире сохранившейся в центре большого города уникальный памятник освещающий жизнь и смерть древнего человека. Находки были сделаны в районе Кайской горы и парка Парижской коммуны. Первые остатки захоранений и предметов быта были обнаружены в 1887году при строительстве детского приюта в Глазковском предместье в районе Кайской горы на левом берегу реки Ангары, другая часть захоранений была обнаружена в районе парка Парижской коммуны, а это уж на другом берегу, Свердловский район Иркутска. Здесь нашли стоянку и захоронения людей живших 7 – 8 тысяч лет назад (неолит) и даже более 30 – 35 тысяч лет т.е. в поздний период древнего каменного века (верхний полеолит).

Можно считать эти погребения двух культур – китойской и глазковской почти идентичными, так как практически древние люди жили недалеко по местности и были схожести предметов быта. В настоящее время не до конца ещё изучены места поселения и тип людей живших на этой территории. Только известно, что это был кочевой народ, их жилища представляли собой строение похожее на чум. Основным занятием людей было рыболовство. Они изготовляли орудия труда и украшения. Одежда древних людей изготавливалась из кожи. Люди жившие в этой местности были азиаты особой байкальской расы, физически очень сильные. Лица этих людей были более округлы и глаза более раскосы, чем у современных представителей монголоидной расы. Умершие были в среднем в возрасте примерно 30 лет, рост 145 – 170 см. По имеющимся сведениям и гипотезе учёных в этот период наступил из за каких то причин демографический кризис, из за которого во всём регионе на длительный период люди вообще выродились.

По исследованию одиночных и групповых захоронений, тела умерших были обильно смазаны охрой и располагались на спине головой на северо – восток. Захоронения сопровождались инвентарём – каменными топорами, ножами, рыболовными крючками, костяными иголками, наконечниками копий, украшениями из клыков кабана, морала, зелёного и белого нефрита. Встречались изображения голов лосей и рыб. До настоящего времени нет ответа, почему так массово хоронили именно здесь и что это захоронения китойской культур открытой в 1881г., хотя погребений там не обнаружено.

Уникально Глазковское захоронение, или как его называют Глазковский некропль, тем, что все захоронения, в том числе и костный материал и черепа, благодаря особому ландшафту и составу почвы подверглись минимальной деформации. В районе Мальты и Бурети было обнаружено 4-5 захоронений, но черепа не сохранились, что не дало установить расовую принадлежность захоранённых. Глазковское захоронение лишь частично прояснило расовую приналежность захоронённых. В 1954г. в долине реки Чарыш, Красноярского края, была обнаружена Усть- Канская пещера, в которой были найдены кости вымерших животных и орудия труда неандентальцев и это полагает, что человек здесь жил от 50 до 100 тысяч лет назад в эпоху плейстоцена (четвертичный период).

Каменные орудия труда найденные на реке Урлинке в Горном Алтае дают основании полагать, что человек здесь присутствовал 100 и даже 200 тысяч лет назад. Тогда рас определенного типа не было, но можно предположить, что Алтай был центром расселения человека по всей Северо – Восточной части Азии. В 1937г. француз Ш. Фромаже, знакомясь с древнейшим памятником каменного века (полеалит) Афонтова гора поднял обломок черепа (лобную часть с переносьем), который обладал чертами монголоидной расы. Это позволяет предположить, что обезьянолюди (сикатропы) попали сюда из Центральной Азии. По заключению антрополога Г. Ф. Дебеца, что на территории нынешного Прибайкалья и Забайкалья обитали люди монголоидного типа, в отличии от населении Западной Сибири, где хозяйничал Европаидный тип. Одинадцать тысяч лет назад происходит переселение людей из Юго – Восточной Азии в Северную Азию. В период перехода от полеолита к неолиту (новокаменному веку) люди занимают новые пространства Сибири и что охотник мезолита (переходная пора), уже жил на берегах рек Енисея и Ангары.

В силу своих природных качеств и быстрой естественной обучаемости, человек стал занимать главенствующую роль в животном мире и высшую ступень в эволюционной цепи. Тогда это был рай для первобытного охотника. Охота на животных давала ему пищу, из шкур шил одежду. Человек научился изготовлять орудия труда и охоты. Осознанная необходимость и способность людей защитить себя от окружающего животного мира, который нёс угрозу его существованию, дало толчок к размножению человека. По мере роста населения и очевидности с этим ограничению ресурсов охоты, вынуждены человека заниматься скотоводством, а это требовало уже усилий коллектива и человек начинает объединяться по родам и отдельным группам (племенам).

Появляются первые одомашненные животные, которые первоначально находились в местах обитания людей. Постепенно, в связи с увеличением численности людей, среда обитания сужалась и человеку приходилось искать новые места обитания, где были бы благоприятные условия для увеличения численности, жизни и размножению животных. В результате стало развиваться кочевое и полукочевое животноводство. По мере увеличения численности скота, быстро истощаются угодья для пастьбы, а это ведёт к экологическому кризису, который приводит к сокращению особей, что ведёт к голоду и вымиранию, либо надо было расширять экологическое пространство. И такой кризис разразился примерно 10-12 тыс.лет назад. (пример – Глазковские захоронения). Многие популяции Homosapiens оказались на грани исчезновения. И вот тогда человек изобрёл земледелие. Начинался новый этап развития, но и ему мог бы наступить предел. Все эти причины и послужили ускорению расселения человека на планете. Более интенсивно заселялись более благоприятные местности Европы, Азии, Америки, а уж потом стали заселяться более непригодные для жизни местности, на которых человек одаптировался к более суровым условиям.

Имеются археологические находки и на территориях Нижнеудинского района и города Нижнеудинска – это в основном стоянки древнего человека, предметы быта и охоты. Правда ни на одной из стоянок не обнаружено ни одного захоронения или цель была не искать этих захоронений.

Наиболее известной ранней стоянкой древнего человека, является стоянка «Коблукская гора». Расположена она у уступа правого берега реки Уда, около деревни Коблук. При зачистке обнажений, здесь были обнаружены четыре культурных горизонта, один из которых датируется эпохой позднего полеолита – древнего каменного века. Он содержал останки древних животных, отщепы – отходы, которые оставались при изготовлении каменных орудий. В трёх других горизонтах, обнаружена масса отщепов, обломков каменных орудий, кострище. Их относят к переходному периоду от древнекаменного к новокаменному векам (неолиту).

Особого внимания заслуживает стоянка, которую посетил едва ли не каждый житель нашего города Нижнеудинска и вряд ли подозревал о том, что ступает по земле наших древнейших предков. Это берег озера, носящего мрачное название «мёртвого» на северной окраине города. Озеро – ничто иное, как старое русло реки Уда. Поэтому и стоянка получило официальное название «старица». Это название она получила в 1976г., когда здесь проводились разведочные работы в долине реки Уды комплексной экспедицией Иркутского Госуниверситета. В то время были зафиксированы фрагменты девяти керамических сосудов. Хотя ещё в 1972г. студентами того же университета здесь были обнаружены 50 фрагментов различных сосудов. Наиболее интересные находятся в Иркутском краеведческом музее. Есть экспонаты и в нашем Нижнеудинском музее – это более десяти фрагментов с различным орнаментом – налепным валиком, наклонным вдавлением, «ёлочкой», растительным орнаментом, кольцевыми вдавливаниями. Найдены наконечники стрел и множество отщепов. Названная стоянка частично уже разрушена в результате выветривания почв, хотя из года в год на песчаном склоне появляются всё новые и новые находки.

В 62 км от г. Нижнеудинска вверх по реке Уде находятся почти всем Нижнеудинцам и гостям города известные Нижнеудинские (Богатырские) пещеры. В пещерах исследователями были найдены останки древних ископаемых животных, обитавших десятки тысяч лет назад в позднеледниковый или послеледниковый периоды. Останков первобытного человека или орудий его труда там не обнаружено, но в 20-х годах 20 столетия там был найден деревянный наконечник гарпуна с привязанным к нему иглами ежа, обёрнутых берёзовой корой. (Более полная информация о Богатырских пещерах будет дана в другой статье). Переходной период от древнекаменного к новокаменному веку носит название – мезолит и это интереснейший период в истории человечества. Именно в этот период 10-12 тысяч лет назад древний охотник приручает собаку, изобрёл лук и стрелы, рыболовные крючки, изобретена острога – два или три костяных острия привязанных к палке. Именно человек мезолита на некотором расстоянии от жилища рыл «хозяйственную яму» для свалки мусора, которые заполняли битыми костями, отщепами, различными обломками.

Люди неолита – нового каменного века рисовали на скалах фигуры животных, сцен охоты. Рисунки древних охотников, обнаружил Нижнеудинский исследователь М. И. Пугачёв в нашем районе, в устье речки Ярмы, впадающий в реку Уду, так называемы петроглифы, а на против находится пещера состоящая из трёх комнат. В феврале 1979г. их исследовала группа учёных под руководством профессора А. П. Окладникова. Так он описывал петроглифы: «Рисунки расположены в 70 км выше от Нижнеудинска в долине реки Уда. Наскальные рисунки находятся на правом берегу реки Уды на невысокой скале. Они располагаются группами на широких плоскостях. Основная масса рисунков изображает животных – лосей. Все рисунки выполнены по одной технике: выбиты мелкой точечной ретушью, образующей узкие желобки шириной 1-1,5 мм. На скалистом невысоком обрыве – рисунок лося. За первым зверем следует целая группа таких же изображений на соседней ярминской скале. За ними – вторая ещё более многочисленная, но более древняя. Вся эта серия была произведением не одного мастера, а к этой скале раз за разом, поколение за поколением приходили древние охотники и оставляли на ней знаки своего пребывания, свои рисунки. Неолитический человек постиг однажды тайну обожженной глины. С появлением глиняных сосудов, появилась и новая сваренная пища.

На территории современного города Нижнеудинска имеется ещё ряд находок, свидетельствующих, что здесь жил древний человек. В 1990г. в районе асфальтового завода, восточная часть города, рабочие копавшие котлован выкопали 2 ножа и бронзовый топор. Бывший ученик школы №10 А. Литяев находясь на своей даче (районе нефтепровода) нашел отщепы, которые остались при изготовлении орудий труда и каменный топор с ушками. По словам исследователей эти находки относятся к эпохе полеалита. Находка передана в Иркутский Краеведческий музей, по отзыву научного сотрудника музея, такой тонкой работы у них ещё не было. В 3 км от Нижнеудинска в районе места называемого Стрелкой, обнаружены остатки керамики и отщепы (экспедиция ЦНС в 1993г. под руководством Дзюбаса).

Богатая по своему содержанию, обнаружена стоянка древнего человека в устье реки Кара-Бурени, в 2км ниже пос. Алыгджер (Тофолария) геологом Молотковым. Беря образцы породы он в шурфе на глубине 30-40 см от поверхности в нём он нашёл обожжённые кости, отщепы, обломки орудий труда. Всё найденное передано в Иркутский краеведческий музей в 1956г. В 1966г. эту стоянку посетил Нижнеудинский исследователь М. И. Пугачёв, где он вновь находит наконечники стрел, отщепы, сосуды, кости. Этнолог академик С. И. Ванштейн определяет эту стоянку как эпохи неолита (5-7 тыс.лет назад). В 1966г. в районе озера Кастарма М. И. Пугачёвым обнаружены отщепы и каменный топор с ушками, датируется эпохами мезолита и неолита. В районе Лисовского озера обнаружены отщепы периода мезолита.

На речках Ипсит и Хангарка – предметы быта, остатки керамики бронзового века. В 2 км. от села Чехово в сторону Нижнеудинска у моста через речку Ут обнаружены отщепы и пластины экспедициями Генералова и Абдулова в 1995г. Этой же экспедицией в этом же году в 8 км. от села Худаелань у моста через речку Мут подтверждены находки керамики и бронзового топора обнаруженные местными жителями (бронзовый век), в 1960г. это было удостоверено экспедицией Свинина. За селом Солонцы в гроте расположенном вниз по течению реки Уды Экспедицией Генералова и Абдулова в этом же 1995г. обнаружены керамика, отщепы, обработанные кости, бронзовая трубка, наконечники стел, а ранее там местные жители обнаружили бронзовый топор. Ими же в районе села Порог в 3 км от него обнаружены керамика, отщепы, кострище периода неолита и бронзового века. В 1 км. от устья речки Ут рядом с мостом на Промысловик обнаружены керамика и отщепы. В 1 км от бывшей деревни Муксут керамика, отщепы, пластины бронзового века. В пос. Камышет обнаружена стоянка древнего человека не исследована и при строительстве моста через реку Замзорка обнаружена такая же стоянка, специалистами осмотрена, но результатов осмотра нет.

Так же мы не располагаем данными о стоянке древнего человека в пос. Геологическом около кафе Фоворит и районе села Шеберта. В устье реки Ипсит стоянка древнего челоека, обнаружены наконечники стрел, костяные фигурки, а в рядом расположенной пещере волосяная сеть и берестяной листок с молитвами на старославянском языке. По реке Уде ближе к Тофаларии в гроте найдены наконечники стрел и стрелы. В городе Алзамае найден каменный топор. На реке Сарыг-Ой в 1984г. при раскопках при снятии верхнего слоя была обнаружена стоянка бронзового века.

Палеолит (древний каменный век) получил свое название от греческого слова "палео" - древний и "литос" - камень. Это первый и самый длительный период истории человечества, начавшийся около двух миллионов лет назад.

В природе шли ритмические изменения, вызванные наступлением ледников. Западно-Сибирская равнина, где мы с вами проживаем, стала осваиваться человеком в конце палеолита, примерно 15-20 тыс. лет назад в самом конце ледникового периода. Наука, которая изучает этот древнейший период, называется археологией. Она изучает историческое прошлое человечества по вещественным памятникам (орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, укреплениям, местам погребения), основным способом открытия которых являются раскопки.

На территории нашей области сохранилось большое количество костей мамонтов, шерстистых носорогов и других животных, которые обитали вблизи ледников.

Начальные этапы прошлого сибирских племен протекают на фоне грандиозных событий ледниковой эпохи -- плейстоцена.

200--300 тысяч лет назад -- время первого покровного оледенения Сибири. Как полагают исследователи ледников гляциологи, около половины нынешней Европы оказалось покрытой сплошным покровом. Рядом с европейским ледяным щитом, который простирался до Урала, лежал второй, таймырский.

Мертвая ледяная пустыня, расстилавшаяся на сотни и тысячи квадратных километров, была страшнее самых ужасных жарких пустынь нашего времени.

Однако по окраинам великого ледника ключом била своеобразная жизнь приледниковых областей. У самой кромки льда начиналась бескрайняя тундра, страна болот и бесконечных озер.

В лесотундре и тундре приледниковой области находили обильную пищу водоплавающие птицы и табуны копытных зверей. Уже по самой кромке бродили группами мускусные быки. Уходя от гнуса, в летнее время шли навстречу ледяным обрывам, от которых струился спасительный холод, тысячные стада северных оленей. На первом месте в этом комплексе животных, существовавшем от Северного Китая до Испании, от моря Лаптевых до Монголии, находились два гигантских вымерших зверя -- мамонт и носорог. Но грозным властителем древних животных был зверь, чей облик до сих пор восстановить не удалось: его называли «пещерным львом». По нраву и по повадкам это было нечто среднее между нынешним львом и тигром.

Рядом с мамонтами и носорогами в степях и тундрах мирно паслись не только табуны северных оленей, но и стада диких лошадей и диких быков, песец, антилопа-сайга, снежный баран и благородный олень -- марал. Было бы удивительно, если в этой стране, которую природа так щедро наделила животными, не появился издавна и человек.

Заселение Сибири человеком было длительным и очень сложным процессом. Но как давно и как широко расселились люди в Сибири, пока неизвестно. Даже в разгаре ледниковой эпохи существовали пути, по которым могли расселяться древние люди. Ученые называют 3 пути заселения Сибири:

Кроме того, А. П. Окладников выдвигает гипотезу, что Южная Сибирь была сама среди очагов становления человека.

Подвеска с изображением египетского бога Гарпоктрата и ожерелье (Тюринский могильник). По материалам, из которых изготавливались орудия труда, выделяют следующие этапы начальной истории человечества:

древний каменный век (палеолит) -- 2,6 млн. -- 10 тыс. лет до н. э.;

средний каменный век (мезолит) -- 10 тыс. -- 6 тыс. лет до н. э.;

новый каменный век (неолит) -- 6 тыс. -- 3 тыс. лет до н.э.;

медно-каменный век (энеолит) -- 4 тыс. -- 3 тыс. лет до н. э.;

бронзовый век -- 2 тыс. -- 1 тыс. лет до н. э.;

железный век начался примерно 1 тыс. лет до н. э.

В Сибири археологи находят стоянки людей палеолита. Территория современной Тюменской области стала заселяться людьми много тысяч лет назад. Самая древняя стоянка людей неолита обнаружена у озера Андреевского. Ученые нашли на месте стоянки скребки, ножевидные пластинки, кремниевые наконечники копий, костяной нож, предназначенный для разделки рыбы, глиняные грузила для сетей и т. п. Люди вели оседлый образ жизни, занимались рыбной ловлей и охотой.

Стоянки более позднего периода -- эпохи бронзы -- обнаружены в местечке Сузгун на Чувашском мысу (окрестности Тобольска) на реке Полуй и в других местах.

Стоянок железного века найдено еще больше. В это время на территории Ялуторовского района в VI--IV в. до н. э. жили саргаты -- объединение кочевых племен (аланы, роксоланы, савроматы, языги и др.). Эти племена кочевали от реки Тобола до Волги.

Количество археологических исследований в Тюменской области и в Западной Сибири вообще памятников саргатского времени невелико. Но Западная Сибирь с петровских времен была основным поставщиком древних золотых предметов для музейных собраний.

Глиняная посуда саргатской культуры. На территории современного Ялуторовского района археологическими экспедициями института археологии Академии наук России, Уральского и Тюменского госуниверситетов открыто около ста археологических памятников: остатков поселений, погребальных комплексов различных эпох -- от эпохи неолита до позднего средневековья. Эти памятники мало подвергались раскопкам: в 1893 году финский археолог А. Гейкель исследовалкурганный могильник у д. Томилово. Историк И. Я. Словцов в его составе отмечал 44 кургана. В наши дни из них сохранилось только три. Остальные разрушены при строительстве, либо распаханы. В 1984--85 гг. научный сотрудник Тюменского госуниверситета В. А. Зах исследовал поселение эпохи развитого бронзового века «Черемуховый куст-1» в 4 км от Старого Кавдыка и 3 курганчика раннего железного века у д. Озерной.

В 1959 году П.М. Кожин -- московский археолог раскопал 2 кургана у с. Памятное. При раскопках у с. Памятное была обследована группа из пяти курганов, расположенных в широкой пойме при слиянии рек Тобола и Исети близ дороги Ялуторовск -- Памятное.

На стоянке Памятное III, расположенной на песчаной террасе над курганом I, обнаружены на небольшой площади обломки саргатских мелких сосудиков: один из них с треугольниками на плечиках, другой --с ямками, выдавленными изнутри шейки. Здесь же найден бронзовый втульчатый трехгранный наконечник стрелы. Возможно, что наряду со стоянкой эпохи бронзы здесь находился могильник саргатского времени.

В 1995 году археологи института проблем освоения Севера приступили к планомерному изучению Ингальской долины, на территории Ялуторовского района между Тоболом и Исетью у слияния названных рек находится эта долина. Здесь сосредоточено несколько сотен поселений, городищ, курганных и грунтовых могильников, относящихся к каменному, бронзовому и железному векам.

Оружие и конская упряжь саргатской культуры. Раскопки Тютринского, Савиновского и других могильников, относящихся к первым векам нашей эры, нарисовали яркую картину расслоения саргатского общества: Малоимущих хоронили с минимальным набором вещей, под небольшими курганами; над могилами родословной аристократии сооружали монументальные земляные пирамиды, достигавшие нескольких десятков метров в поперечнике. Захоронения знати, особенно женские, изобиловали наборами привозных бус, ювелирными изделиями. Эти находки позволяют сделать вывод, что саргатские племена торговали с государствами Средней Азии, а через них -- с Индией.

При раскопках других археологических памятников найдены тончайшие золотые нити -- остатки богато вышитой одежды. Десятками и сотнями исчисляются изготовленные из кремня, яшмы и сланца орудия, собранные на поселениях, относящихся к новокаменному веку и энеолиту.

Недалеко от слияния Тобола и Исети археологи приступили к исследованию площади Бузана, составляющей около 5,5 гектаров. Эта территория покрыта культурными слоями разновременных памятников.

Здесь был найден богатый некрополь, относящийся к периоду энеолита. Земля подарила археологам два десятка прекрасно отшлифованных и аккуратно просверленных каплевидных каменных подвесок, видимо, входивших в состав нагрудного украшения, а также редкий по изяществу исполнения нож из черного кремнистого сланца с навершием, оформленным в виде головки хищной птицы. Недалеко от захоронения был расчищен целый комплекс предметов. В него входили семь наконечников стрел, более 250 ножевидных пластин и орнаментированное по всему периметру круглое каменное изделие с отверстием в центре.

В одном из захоронений найдена была лодка периода энеолита длиной 5 метров. Рядом с ней видны были следы другой лодки, размерами поменьше. Наши предки свято верили в то, что человек не умирает, а лишь меняет форму жизни. А в иной жизни предметы, необходимые в этой, также будут нужны.

Так археологические раскопки позволяют воссоздать историю древней жизни Сибири, заселение ее человеком.


В географическом плане Сибирь часто рассматривается без Дальнего Востока, то есть только Западная и Восточная Сибирь, с границей от Уральских гор до водораздела рек, текущих в Северный Ледовитый и Тихий океаны.Дальнего Востока ЗападнаяВосточная Сибирь УральскихводоразделаСеверный Ледовитый Тихий океаны С исторической точки зрения Дальний Восток включается в состав Сибири; ]. ] Имея площадь в км² (исключая Дальний Восток около км²), Сибирь составляет около 73,56 % территории России, её площадь даже без Дальнего Востока больше территории второго по площади после России государства мира Канады.Канады Основные природные области Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Средняя Сибирь, Прибайкалье, Забайкалье, Северо-Восточная Сибирь и горы Южной Сибири (Алтай, Саяны).Западная Сибирь Восточная Сибирь Средняя Сибирь ПрибайкальеЗабайкалье Северо-Восточная Сибирь Южной Сибири АлтайСаяны Крупнейшие реки Сибири Ангара, Енисей, Обь, Иртыш, Лена, Амур. Крупнейшие озёра Байкал, Таймыр и Убсу-Нур.Ангара ЕнисейОбь ИртышЛена АмурБайкал ТаймырУбсу-Нур Крупнейшие города: Новосибирск, Омск, Красноярск, Иркутск, Барнаул, Новокузнецк, Улан-Удэ, Чита, Томск, Кемерово.Новосибирск ОмскКрасноярск ИркутскБарнаул Новокузнецк Улан-Удэ ЧитаТомск Кемерово География


: Версии, связанные с происхождением от какого-либо языка 1. «Сибирь» (сэбэр) дословно можно перевести с тюркского как «мети», «подметай». Возможно, это связано с многочисленными сибирскими метелями и буранами. [ [ 2. «Сибирмак» татарское слово, означающее «очищать». 3. Совмещение татарских слов «сиб» (засыпать) и «ир» (земля) спящая земля. 4. «Шибир» монгольское слово, означающее болотистую местность, поросшую березами, лесную чащу. Предполагается, что так во времена Чингис- хана монголы называли пограничную с лесостепью часть тайги.Чингис- хана 5. Искаженное русское слово «север»


Версии, связанные с какой-либо этнической группой 1. От названия этнической группы «сипыр», языковая принадлежность которой носит спорный характер. Позднее она стало относиться к тюркоязычной группе, жившей по р. Иртыш в районе современного Тобольска.«сипыр»Иртыш Тобольска 2. От тюркоязычной этнической группы, сейчас известной как сибирские татары, самоназвание которых (сыбыр) "рассеяные [живущие] тут люди").сибирские татары 3. «Сыпыр» название одного из племен древних угров. 4. Помимо этого, происхождение слова «Сибирь» также может быть связано с одним из древних названий чабреца «самбер». В Сибири это растение очень распространеночабреца


Сибирь в каменном веке. Климат В ледниковую эпоху климат Сибири был холодным и сухим.климат Недостаток влажности препятствовал накоплению мощных снежных и ледяных толщ. Поэтому ледники здесь не имели таких огромных размеров, как в Европе. По окраинам ледника на сотни километров, простирались обширные тундростепи,Европеледникатундростепи переходящие южнее в лесостепь. В межледниковое время климат значительно теплел и увлажнялся. Таяли ледники, тундра перемещалась на север.лесостепь








Первые люди в Сибири Неандертальский человек Неандертальский человек Homo neandertalensis, первым стал заселять Сибирь более 30 тысяч лет назад. Восстановление облика неандертальца по черепу из грота Фельдгофер (художник Филиппарт по описанию Г. Шафгаузена, 1888 г.


Хозяйство неандертальцев Основой его хозяйства являлась охота, ставшая надежным и главным источником существования. Относительное несовершенство охотничьего вооружения во многом компенсировалось коллективными формами охоты. Охотились преимущественно на мамонтов, носорогов, лошадей, оленей. Наряду с охотой широко распространено было собирательство. Растительная пища занимала немалое место в рационе древних людей.охота


Палеолитические памятники Сибири Мальта́ одна из наиболее известных позднепалеолитических стоянок Сиб ири, находилась у нынешнего села Мальта Усольского района Иркутской области на реке Белой неподалёку от озера Байкал. Стоянка была открыта, когда крестьянин Савельцев откопал из земли огромную кость. 7 февраля 1928 года сотрудник краеведческого музея М. М. Герасимов прибыл в Мальту и летом начал раскопки. Им была изучена территория около м². Она существовала примерно лет назад (XIII тысячелетие до н. э.).палеолитических Сиб ири МальтаУсольского района Иркутской области БелойБайкал 7 февраля 1928 годаМ. Герасимов Изображение мамонта со стоянки в Мальте (хранится в Эрмитаже)


Палеолитические памятники Сибири Буреть - в 1936 году на правом берегу реки Ангары, у села Нижняя Буреть, археологом А.П.Окладниковым открыта стоянка первобытного человека древнекаменного века. Селение у Бурети имеют возраст тысяч лет. В Бурети хорошо сохранились жилища полуземляного типа. Все жилища покрывалось шкурами. Посреди жилища находился очаг. Жители Буретской стоянки занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством. Резная шкатулка из бивня мамонта


Неолит (новый каменный век) Новая историческая эпоха неолит (новокаменный век), начавшаяся в Сибири 7-6 тыс. лет назад, совпадает с так называемым климатическим оптимумом голоцена. На большей части территории Сибири широко распространились леса, богатые зверем и птицей. Полноводные реки изобиловали рыбой. Климат был значительно теплее и мягче современного. Сибирская природа в эпоху новокаменного века благоприятствовала жизнедеятельности первобытных охотников и рыболовов. И не случайно именно в это время человек осваивает самые отдаленные уголки Северной Азии.неолит


Неолит (новый каменный век) Население самых отдаленных сибирских регионов осваивает новые приемы обработки камня: шлифовку, сверление, пиление. Одним из основных орудий становится шлифованный каменный топор для освоения лесных территорий, появляется глиняная посуда. Именно эти хозяйственные и технологические достижения составляют историческое содержание сибирского неолита.сверлениепилениетопор


Неолит (новый каменный век) Хронологические рамки неолитической эпохи различны для отдельных регионов Сибири. Начавшись 7-6 тыс. лет назад, неолит в IIIII тысячелетиях до н. э. почти везде сменяется эпохой раннего металла, но на Чукотке и Камчатке продолжа ется вплоть до I тысячелетия до н. э.Чукотке Камчатке За три тысячелетия неолитической эпохи человек полностью освоил всю территорию Северной Азии. Неолитические поселения обнаружены даже на Арктическом побережье. Арктическомпобережье

КАМЕННЫЙ ВЕК
Палеолит 2,6 млн.- 14 тыс. лет назад
Мезолит ХII-VII тыс. до н.э.
Неолит и переходное к бронзовому веку время VII-III тыс. до н.э.
БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Эпоха ранней бронзы

Афанасьевская культура.

III-II тыс до н.э.

Эпоха развитой бронзы

Сейминско-турбинская культура. Окуневская культура. Кротовская культура. Андроновская культура

XVI-XI вв. до н.э.

Эпоха поздней бронзы и переходное к раннему железному веку время

Карасукская культура. Ирменская культура. Культура оленных камней

Х-VIII вв. до н.э.
ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

Ранний железный век (эпоха ранних кочевников)

Пазырыкская культура. Тагарская культура. Саргатская культура. Большереченская культура. Кулайская культура

VII-III вв. до н.э.

Гунно-сарматское время

Саргатская культура. Кулайская культура. Таштыкская культура

II в. до н.э.- V в. н.э

Эпоха раннего средневековья (древнетюркское время)

Древние тюрки. Енисейские кыргызы. Релкинская культра. Усть-ишимская культура

VI-XII вв.
Эпоха развитого средневековья (монгольское время) XIII-XV вв.
Эпоха позднего средневековья (новое время) XVI-XVII вв.

Александр Соловьев - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук. Автор и соавтор свыше пятидесяти научных статей и восьми монографий.

В область научных интересов входит изучение традиционных представлений коренного населения Западной Сибири: верований, искусства, культовой и погребальной практики, этно- и культурогенеза. Александр Соловьев около 20 лет занимался археологическими исследованиями древних памятников на Алтае, в степях Минусинской котловины, в западно-сибирской тайге и лесостепи.

Работы А. Соловьева отличает стремление к комплексному подходу в решении научных проблем, когда археологические материалы сочетаются с этнографическими наблюдениями, дополняются фольклорными источниками и данными естественных наук.

Научный редактор академик В.И. Молодин
Художник М.А. Лобырев

Слово к читателям

Писать о древнем оружии непросто. Тому есть множество причин. Несмотря на то, что войны в Сибирской тайге, степях и горах бушевали почти непрерывно, сохранилось лишь весьма ограниченное количество предметов вооружения. Оружие здесь, как, впрочем, и везде, высоко ценилось. Оно было желанным трофеем, лучшие его образцы передавались из поколения в поколение, и, хотя оно должно было сопровождать своих хозяев в жизни и в смерти, настоящие средства ведения боя, за исключением лука и стрел, нечасто помещались под курганы воителей эпохи бронзы и железа. Довольно рано вместо реальных боевых образцов в погребения стали опускать различного рода модели, отлитые из бронзы или даже выструганные из дерева. Многие предметы вооружения, по представлениям древних, были «живыми» и обладали способностью самостоятельно находить себе хозяина, а, следовательно, не могли быть захоронены. Свою роль сыграл также распространенный вплоть до эпохи позднего средневековья принцип «pars pro toto» (часть вместо целого), который позволял обходиться в подобных случаях лишь некоторыми элементами или частями оружия - например, отдельными панцирными пластинами вместо целых лат. Немало затруднений исследователям доставила и «курганная лихорадка» - тотальное разграбление погребальных памятников в поисках могильного золота, - с особой силой вспыхнувшая в XVIII в. В это время бесследно исчезла, надо полагать, не одна тысяча единиц разнообразного оружия.

Почти каждый древний предмет вооружения являлся штучным изделием, кроме, пожалуй, наконечников стрел, которые быстро приобретали стандартные, характерные для каждой исторической эпохи формы. Существует немалый соблазн ограничиться работой с несколькими наиболее яркими образцами, позволяющими судить об эпохе. Можно, конечно, пойти проверенным путем - составить подробные типологические схемы, определить хронологию, эволюцию основных видов оружия и найти для каждого исторического периода ведущие формы. Можно проанализировать погребальный обряд и попытаться на его основании выделить дружинную прослойку и т. д. Такой подход к анализу археологического материала нашел отражение в целой серии тематических монографий и сборников статей. Они, безусловно, представляют интерес для специалистов, но вряд ли будут интересны широкому кругу читателей. Тем более что за строгой логикой научного исследования остаются без ответа сотни вопросов, которых специалисты не в со-стоянии пока разрешить, не вступив на скользкий путь домыслов.

Но можно также, опираясь на факты, основываясь на археологическом материале, разбросанном по Северо-, Центрально- и Среднеазиатской ойкумене, попытаться собрать некое целое, дорисовывая недостающие части так, чтобы из фрагментов исторической действительности получилась картина, хронологически непротиворечивая и при этом отражающая колорит времени. Она, следует добавить, будет неполной без реконструкции облика древнего воина, то есть того,кто непосредственно влиял на создание истории.

Нашего современника не меньше, чем само оружие и особенности его применения, интересуют те, кто его носил. Для стран с развитой изобразительной и письменной традицией вопрос воссоздания образа древнего воина решается довольно просто. Тут достаточно взглянуть на барельефы Месопотамии или фрески Египта, росписи на сосудах античной Греции или фигурки на триумфальных арках Древнего Рима. Но как быть с регионом, где таких материалов нет? Конечно, среди вышеупомянутых изображений есть и фигурки варваров, но варваров, если так можно выразиться, местных, обитавших слишком далеко от просторов Сибири. Не может помочь исследователю и конструкция доспехов, которая у сибирских солдат не образует, как в рыцарской Европе, цельной металлической оболочки, определяющей облик витязя. Иные традиции, иные культуры.

Разумеется, нельзя отрицать существования изобразительной традиции на территории Сибири. Но, к сожалению, она дошла до нас только на «вечных материалах» - в виде наскальных рисунков и редких стилизованных фигурок, отлитых из бронзы. В таких изоб-ражениях многие важные для современного ученого детали отсутствуют, ведь они были столь очевидны для той эпохи, что подразумевались сами собой. Часто на петроглифах эпохи бронзы и раннего железного века мы только по оружию в руках можем распознать воинов среди многих силуэтных изображений обнаженных фигур с выделенными признаками пола. Сложно представить, что бойцы были снабжены лишь копьями и щитами и воевали голыми меж отрогов Саяно-Алтая и в глубинах западно-сибирской тайги. Жарким летом такая картина еще имела право на существование, но как быть с ранней весной или поздней осенью? Тем не менее, согласно древним силуэтным рисункам, лучники на лыжах тоже часто лишены одежды. И если здесь можно допустить наличие плотно облегающего костюма, то на прекрасно выполненной из бронзы фигурке мужчины с навершия ножа, обнаруженного близ Омска у с. Ростовка, кроме круглой шапочки и лыж никаких признаков иного одеяния не просматривается. Головной убор (либо замысловатая прическа) и оружие - основные элементы, на которых акцентировали внимание художники той эпохи. В древних изображениях не было ничего случайного. Головной убор и оружие были символичны, более важны для понимания образа, чем одежда. Именно по ним узнавался персонаж. Но для нас эти рисунки остаются во многом загадочными и, порой, фантастическими. Что, например, представляют собой так называемые «грибообразные» головные уборы, столь часто встречаемые среди петроглифов эпохи бронзы Горного Алтая, Тывы, Монголии? Быть может, это плетеные шляпы с огромными обвислыми полями или сжатые с боков, уплощенные головные уборы наподобие тех, что украшали головы офицеров европейских армий времени наполеоновских войн? Силуэтная техника рисунка не дает ответа на этот вопрос. И, конечно же, интерпретируя древние изображения, мы невольно допускаем ряд условностей и субъективных трактовок.

Однако, ситуация не столь безнадежна, как это может показаться на первый взгляд. Гигантская страна, которая лежит за Уральскими горами и зовется ныне Сибирью, никогда не была культурным изолятом. Здесь, на необъятных просторах Северной Азии, скакали по степи, пробирались в тайге, стояли на горных кручах столь же прекрасно экипированные воины, что и в соседних регионах. Ход истории здесь можно сравнить с колебаниями гигантского маятника. Следуя его движению, потоки вооруженных людей то шли на восток - в Сибирь, то двигались в обратном направлении - в Европу. Медленно брели в глубины Азии со стадами и семьями мигранты эпохи бронзы, отступали сюда перед македонскими копьями отряды кочевников раннего железного века. На рубеже эр в Европу катились неисчислимые полчища гуннского союза, а вслед за ними, столетия спустя, - воинственные племена тюркоязычных кочевников эпохи раннего средневековья. И, наконец, в XIII в. этим путем прошли закаленные в боях тумены Чингизидов. В создании военного потенциала каждый народ проявлял недюжинную изобретательность, не только создавая новые виды вооружения, но и заимствуя наиболее совершенные и удачные у соседних племен. Поэтому неудивительно, что на огромных территориях оружие имеет целый ряд поразительно сходных черт. Так, бронзовые наконечники стрел с музейных стендов городов Сибири оказываются «родными братьями» скифских, летевших в воинов Александра Великого или мелькавших над стенами урартской крепости Тешейбаини.

Рынок оружия сложился очень давно. В процессе мирных и немирных контактов предметы вооружения совершали поистине «вселенскую одиссею», попадая в весьма отдаленные от места своего производства регионы. А вместе с оружием распространялись способы его ношения и приемы владения им. Многие виды вооружения становились, таким образом, «интернациональными». Они в равной степени свидетельствуют о военном потенциале народа, который их создал, и народа, который их использовал. Примером этому служит почти повсеместное распространение лука так называемого «скифского», а потом и «хуннского» типа, коротких мечей-акинаков, палашей, сабель, различного вида наборных панцирей. Проследив направления культурных связей, можно с определенной степенью достоверности восполнить недостатки знания о местном оружии за счет данных о нем со смежных земель.

Территория Сибири в исторической перспективе всегда отличалась значительным пестроцветьем археологических культур. Многие из них, будучи в родстве, образовывали довольно обширные историко-культурные общности с единым мировоззрением и очень близкими хозяйственными структурами. Такие общности, как правило, занимали одну и ту же природную зону. Последняя, с военной точки зрения, - не что иное, как театр военных действий, ландшафт которого определяет особенности ведения войн и арсенал применяемого оружия. И если в рамках отдельно взятой археологической культуры набор вооружения может быть и не столь уж представительным, то в масштабах большой историко-культурной общности он выглядит вполне репрезентативно.

С ландшафтных позиций территория Сибири имеет выраженную зональность, которая варьирует от тундры, лесотундры, тайги на севере до лесостепи, степи и горных массивов на юге. Население каждого такого обширного природно-географического ареала создавало свой собственный мир, с единой экономикой, идеологией, материальной культурой. Со своими средствами и способами вооруженной борьбы. В соответствии с этими экологическими зонами мы и пытались рассмотреть, если так можно выразиться, «культуру войны». К сожалению, многие из интересующих нас территорий до сих пор остаются слабо изученными в археологическом отношении провинциями. Таковы, например, многие районы Забайкалья, восточно-сибирская тайга и предтаежье, тундра и лесотундра Западной и Восточной Сибири. Находки предметов вооружения на этих территориях, как правило, случайны и пока не позволяют воссоздать более или менее целостной исторической картины. По этой причине мы исключили их из нашего обзора.

Предлагаемая читателю работа во многом строится на реконструкциях. Проще всего их было делать на таежных материалах. Именно здесь на протяжении очень долгого времени - как минимум, от раннего железного века до самого средневековья - сохранялись старые формы материальной культуры, бытового уклада и верований. Поэтому можно возместить пробелы в источниках за счет данных этнографии и фольклора. Воссоздавая облик воинов распространенной здесь в эпоху раннего железного века кулайской историко-культурной общности, мы использовали этнографические материалы, касающиеся кроя одежды, обуви, фасона причесок аборигенного населения Нижнего Приобья. Декор одежды и воинской экипировки из органических материалов был восстановлен при помощи орнаментов с глиняной посуды, составленных кулайским населением. Рисунки на щитах южно-сибирских воинов эпохи бронзы были воссозданы аналогичным образом и представляют собой развертки орнаментальных поясов сосудов.

Конечно, невозможно ни доказать, ни опровергнуть, что щиты в этот период были именно круглыми. Но, реконструируя облик воинов, мы прежде всего хотели передать дух времени. Поэтому мы использовали подлинные орнаменты с характерной для данного периода и народа семантикой. Учитывалось также и то, что сакральное значение круга для памятников эпохи развитой и поздней бронзы у специалистов практически не вызывает сомнения. Разумеется, щиты могли быть иной - например, прямоугольной или пятиугольной - формы. Такие изображения мы также можем найти на некоторых оленных камнях и тоже представляем их на реконструкциях. Что касается цветовой гаммы, то для ее воссоздания, за отсутствием дополнительных данных, мы использовали только те оттенки, которые человек мог получить из природных материалов.

Облик горно-алтайского вождя эпохи раннего железного века был воспроизведен с помощью данных «царских» курганов пазырыкской культуры. Хотя штаны и головные уборы, судя по находкам, сделанным в мерзлотных курганах плато Укок, у местного населения были красного цвета, на нашей реконструкции они синие. Этому есть свои причины. Синий цвет ассоциировался у пазырыкцев с небом и считался принадлежностью высшей знати. Погребенные на плато Укок пазырыкцы, по всей видимости, являлись представителями знати среднего звена. В их одежде синий цвет представлен лишь небольшими фрагментами, как знак родства с главным домом. Разумеется, это лишь предположения, но мы можем найти множество аналогичных случаев использования цвета как символа статуса в древнем мире, - например, в не столь уж отдаленном Китае.

Для реконструкции воинской одежды эпохи великого переселения народов мы обратились к покрою одежд, найденных в глубоких штольнях могильника Ноин-Ула в Северной Монголии. Китайские ткани, судя по находкам на Алтае и в Западной Сибири, имели здесь хождение вплоть до позднего Средневековья.

В основе всех предложенных реконструкций лежат подлинные археологические материалы, которые имеют одну и ту же культурную и хронологическую принадлежность. В тех случаях, когда имелись выполненные антропологами портреты людей интересующих нас исторических эпох, мы использовали их для воссоздания облика воинов.

Обращаясь к оружию, мы должны помнить, что боевое и охотничье оружие в Северной, Центральной и Юго-Западной Азии не всегда можно различить. Зверовая охота здесь всегда была школой войны. На иранских миниатюрах XVI в. можно увидеть, что охотники использовали даже такое сугубо боевое оружие, как сабля, а в Бурятии еще в начале XIX в. выходили на загонную охоту в латах. Можно сказать, что история всего оружия начинается в каменном веке, когда охота на крупных животных составляла основное занятие племени.

Появление этой книги было бы невозможно, если бы не труды коллег-археологов, этнографов, оружиеведов. Низкий поклон всем известным и безымянным ученым, краеведам и подвижникам - тем, кто столетие назад начал воздвигать здание современной исторической науки.

Особые слова признательности хотелось бы сказать своему бессменному научному руководителю - академику В.И. Молодину. Его добрые советы и рекомендации помогали мне в работе еще со студенческих лет. Собранный им археологический материал оказал мне неоценимую помощь.

В работе над образами воинов мы пользовались консультациями и дружеской поддержкой антропологов ИАЭТ СО РАН к.б.н. Т.А. Чикишевой и Д.В. Позднякова. Искренняя им благодарность. Хотелось бы также выразить Д.В. Позднякову особую признательность за критические замечания и тонкие наблюдения, высказанные при обсуждении спорных вопросов, касающихся устройства защитного вооружения.

Слова глубокой благодарности хочу сказать директору МА ИАЭТ СО РАН к.и.н. А.П. Бородовскому за целый ряд очень полезных советов и консультаций относительно модельных реконструкций, а также за разрешение использовать в книге его авторские наработки.

Постоянную поддержку и дружеское внимание в процессе работы над позднесредневековыми материалами этой книги я ощущал со стороны этнографов ИАЭТ СО РАН д.и.н. И.Н. Гемуева, д.и.и. А.В. Бауло и профессора ТПГУ д.и.н. А.М. Сагалаева - талантливого ученого и прекрасного мастера научного слова, к сожалению, слишком рано ушедшего из жизни. Долгие беседы с этими выдающимися специалистами помогли мне почувствовать пульс и обаяние культуры коренных народов Сибири.

Глубокую признательность мне хотелось бы высказать д.и.н. В.И. Матющенко, д. и. н. Н.В. Полосьмак, д.и.н. Т.Н. Троицкой, д.и.н. Л.А. Чиндиной, д.и.н. Н.В. Дроздову и к.и.н. Б.А. Коникову, чьи материалы с их любезного разрешения были использованы в работе.

Работая над книгой, я не раз пользовался подробными консультациями моих друзей и коллег - востоковедов к.и.и. А.В. Варенова и С.В. Комисарова. Большое им спасибо.

Данное издание едва ли могло быть иллюстрировано должным образом без содействи директора Томского краеведческого музея к.и.н. Черняка и хранителя коллекций, прекрасного археолога и специалиста по культовому литью Я.А. Яковлева. Огромную помощь также оказали директор старейшего и богатейшего в Западной Сибири Музея археологии и этнографии Томского университета Ю.И. Ожередов и хранители отдела археологии И.В. Ходакова и И.В. Сальникова.

Нельзя не сказать о художниках, чей труд во многом определил книги. Искреннюю признательность хотелось бы выразить М. А. Лобыреву, которого можно назвать соавтором этого издания. Его мастерство помогло увидеть воочию древних воинов, а жизненный оптимизм - преодолеть неизбежные в работе трудности. Следует отметить также вклад, внесенный в дело В. П. Мочаловым, который изобразил батальные сцены, целый ряд археологических предметов и реконструкций. Процесс работы над иллюстрациями можно назвать полноценным научным исследованием, поскольку, являясь методом графической реконструкции, он не только помогал разрешить многие неясные вопросы, но и позволял ставить новые.

В книге использованы фотоиллюстрации, предоставленные А.В. Бауло, А. П. Бородовским, А.В. Вареновым, К. Инуком, В. Курносовым, А.М. Павловым, А.М. Сагалаевым. Без них работа многое бы потеряла. Хотелось бы особо поблагодарить их.

Александр Соловьев. 2003 г.

В ледниковую эру климат Сибири был холодным и сухим. Недостаток влажности препятствовал накоплению мощных снежных и ледяных толщ. Поэтому ледники здесь не имели таких огромных размеров, как в Европе. По окраинам ледника на сотни километров простирались обширные тундростепи, переходящие южнее в лесостепь. В межледниковое время климат значительно теплел и увлажнялся. Таяли ледники, тундра перемещалась на север. Господствующее положение в растительном покрове занимали темнохвойные и широколиственные леса. На бескрайних сибирских просторах паслись многочисленные стада травоядных животных: мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей, бизонов, диких лошадей. В таких природных условиях начиналось освоение первобытным человеком Сибири. Но природа - не просто фон, на котором развертывалась древнейшая история сибирских племен, а необходимая материальная основа их существования, из которой человек черпал все необходимые жизненные ресурсы - пищу, одежду, жилища, тепло, свет.

Было бы удивительно, если бы в этой стране, которую природа так щедро наделила животными, не появился издавна и человек.

Заселение Сибири человеком было длительным и очень сложным процессом, оно должно было происходить из различных областей Азии и Европы, где давно уже проходила эволюция человека и его культуры.

Один путь пролегал из Средней Азии вдоль горных цепей Памира и Тянь-Шаня. В Средней Азии рано сложились благоприятные условия для жизни древнейших людей - именно здесь, в Прикаспийской низменности, у подножия Копет-Дага и Иранского плато, в бассейне Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, были издавна широко распространены группы неандертальцев.

Второй путь пролегал с юга, из монгольских степей. За ними находилась Восточная и Юго-Восточная Азия - родина питекантропа и синантропа. Из Монголии, Гоби и Монгольского Алтая открывалась дорога на Тибетское нагорье, к снежным вершинам Гималаев, за которыми лежала Северная Индия. Не удивительно поэтому, что на памятниках культуры древнейших, верхнепалеолитических, обитателей Сибири, известных нам в настоящее время, прослеживается связь с востоком и югом Азии. Не менее определенно о связи с южными областями Азии, конкретно со Средней Азией, а через нее с Ближним Востоком и Средиземноморьем свидетельствуют и другие элементы позднепалеолитической культуры Сибири, особенно на Алтае и Енисее.

К началу четвертичного европейского оледенения, сложились условия, благоприятные для проникновения палеолитического человека в Сибирь и с запада, из областей Западного Приуралья и Русской равнины.

Отсюда следует, что заселение Сибири палеолитическими людьми происходило не из одного центра и не в одном направлении, а по крайней мере из трех центров, по трем направлениям: из Центральной и Юго-Восточной Азии, из Восточной Европы и Средней Азии.

Время первоначального заселения южных районов Сибири, по последним данным, определяется ранним палеолитом (160-130 тыс. лет до н.э.).

Это был неандертальский человек - Homo neandertalensis. Основой его хозяйства являлась охота, ставшая надежным и главным источником существования. Охотились преимущественно на мамонтов, носорогов, лошадей, оленей. Относительное несовершенство охотничьего вооружения во многом компенсировалось как коллективными формами охоты, так и обилием фауны. Наряду с охотой широко распространено было собирательство. Растительная пища занимала немалое место в рационе древних людей. Ведение коллективного охотничье-собирательского хозяйства, совместное проживание в пещерных убежищах требовали от палеоантропов достаточно развитой социальной организации, существования естественного разделения труда по полу и возрасту, определенных норм распределения продуктов питания, упорядоченного полового общения.

Интереснейшими позднепалеолитическими памятниками Сибири являются стоянки Мальта и Буреть в Приангарье. Это связанные единством культуры долговременные поселения с прочными жилищами-полуземлянками, сооруженными при помощи костей крупных животных, дерева и каменных плит. Отличительной чертой мальтинско-буретской культуры является высокоразвитое палеолитическое искусство: вырезанные из бивня мамонта и кости женские статуэтки с подчеркнутыми признаками пола (часть из них изображена одетыми в меховую одежду типа комбинезона), фигурки летящих и плывущих птиц, различные орнаментированные украшения.

Не менее интересные следы древнего человека обнаружены на Алтае в Усть-Канской пещере и на стоянке в Горно-Алтайске - древнейшей из известных в настоящее время на территории Сибири.

Новая историческая эпоха - неолит (новокаменный век) начался в Сибири 7-6 тыс. лет назад. На большей части территории Сибири широко распространились леса, богатые зверем и птицей. Полноводные реки изобиловали рыбой. Климат был значительно теплее и мягче современного. Сибирская природа в эпоху новокаменного века благоприятствовала жизнедеятельности первобытных охотников и рыболовов. Именно в это время человек осваивает самые отдаленные уголки Северной Азии.

Эпоха неолита ознаменована прогрессом охоты и рыболовства. Повсеместное распространение получило эффективное охотничье оружие - лук и стрелы. Продуктивное сетевое рыболовство во многих районах становилось ведущей отраслью хозяйства, позволившей перейти к относительно оседлому образу жизни. Население самых отдаленных сибирских регионов осваивает новые приемы обработки камня: шлифовку, сверление, пиление.

Одним из основных орудий становится шлифованный каменный топор для освоения лесных территорий, появляется глиняная посуда. Именно эти хозяйственные и технологические достижения составляют историческое содержание сибирского неолита.

Хронологические рамки неолитической эпохи различны для отдельных регионов Сибири. Начавшись 7-6 тыс. лет назад, неолит в III-II тысячелетиях до н. э. почти везде сменяется эпохой раннего металла, но на Чукотке и Камчатке продолжается вплоть до I тысячелетия до н. э.

За три тысячелетия неолитической эпохи человек полностью освоил всю территорию Северной Азии. Неолитические поселения обнаружены даже на Арктическом побережье. Многообразие природных условий от Урала до Чукотки во многом предопределило сложение различных культурно-хозяйственных комплексов, соответствовавших конкретным ландшафтно-климатическим условиям таких регионов, как Западная, Восточная и Северо-Восточная Сибирь, Дальний Восток. В рамках этих своеобразных историко-этнографических областей археологи выделяют несколько культур: восточноуральскую - в лесном Зауралье и прилегающих районах Западной Сибири, среднеиртышскую - в среднем течении Иртыша, верхнеобскую - в лесостепном Приобье.

Наличие в Западной Сибири долговременных поселений с полуземлянками свидетельствует об оседлости неолитического населения. Большое количество орудий охоты и обработки добычи говорит о значительной ее роли в местной экономике. Основным объектом охоты был лось, и это нашло свое отражение в изобразительном искусстве. Образ лося воплощен и в мелкой пластике Зауралья, и в каменных гравюрах Томской писаницы. По всей видимости, в основе этих изображений лежала первобытная охотничья магия.

Во второй половине III тысячелетия до н. э. в южных районах Сибири появляются первые металлические изделия, ознаменовавшие конец каменного века. Первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда, была медь. Период распространения орудий из меди и ее сплавов (различных видов бронзы) получил в археологической периодизации название эпохи раннего металла.

В статье использованы материалы с сайта irkipedia.ru и protown.ru

Похожие публикации