Зачем нужно крещение ребенка. Когда крестить малыша

Зачем крестить ребенка вопрос веры. Действие распространенных в обществе понятий сглаз, порча пытаются устранять либо походом к всевозможным знахарям, что заканчивается простой потерей денег, либо посещением храма. Считается, что и сглаз и порча больше всего воздействуют на ребенка. Это стойкое утверждение привело к тому, что возникли традиции крещения ребенка в малолетнем возрасте как средство от пагубных воздействий “дурного взгляда”. Однако не все так просто.

Зачем крестить ребенка

На самом деле все начинается с Веры, передаваемой из поколения в поколение . Вера непосредственно связана с религией. Не имеет значения, какая религия, лишь бы она была классической. Только классические религии дают правильное понимание мира.

А я не верю, скажете вы. Ну, что же, Вера это очень личное и не должно выноситься на обсуждение. Кто-то скажет, что Бог ему (или ей) не помог. А вы знаете, как он должен был помочь? Возможно, вам дан урок жизни для укрепления духа. В любом случае только Вера в самых сложных жизненных ситуациях может помочь с ними справиться.

А как приобщиться к Вере ? В православии такое приобщение называется “крещение ребенка”, которое имеет свои традиции, поддерживаемые на протяжении всей истории христианства. Хотя Святое Писание говорит о нескольких вариантах крещения, для большинства православных в России этот ритуал достаточно знаком.

Зачем крестить ребенка. Ответ священника

Стоит обратить внимание на то, что в Православной Церкви служители говорят о таинстве крещения не как об обязательном действии, а только как о возможности . И эта возможность не юридическая процедура, а духовное единение с Господом.

Служители Церкви говорят о том, что смысл крещения не состоит в оставлении грехов. Новорожденные еще не успели нагрешить, тем не менее, отвечая на вопрос когда можно крестить ребенка, священник порекомендует девятый или сороковой день после рождения.

Конечно же, с Богом можно общаться и не проходя таинство крещения . Однако, по общему мнению святых отцов считается, что именно крещение дает возможность причаститься к Вере и приблизиться к Богу .

Когда можно проводить обряд крещения

Православная Церковь не утверждает, что креститься следует только в младенческом возрасте . В связи с этим многие говорят о необходимости переноса времени крещения на более старший возраст, чтобы приобщение к Вере происходило осознанно.

Да, такой подход имеет место. Однако существует деликатный момент, о котором родители в большинстве своем не знают и откладывают крещение ребенка до его взросления. Момент связан с тем, что час своей смерти никто не знает. Иногда и ребенок может уйти из жизни не достигнув момента, когда предполагалось провести обряд крещения. Оставив без обряда крещения умершего до срока ребенка, родители лишают его душу присоединения к вечной жизни.

Можно смеяться и не верить, тем не менее, существуют множество интересных фактов, связанных с феноменом крещения. Только приобщение к Вере через крещение позволяет ожидать высшей помощи от Бога. И не стоит думать, что Он не думает о нас. Думает и дает каждому по необходимости. Кому испытания, кому избавление от проблем.

Традиции крещения ребенка

Народная молва вывела крещение ребенка приметы и традиции на высокий уровень восприятия. Можно верить, можно не верить, однако существует множество примеров, когда приметы претворяются в жизнь. И это не приметы типа “черная кошка перебежала дорогу”, а более глубокие вещи, которые трудно объяснить научными терминами.

“Бабушкины” приметы можно свести к тем, что несут позитивный (или нейтральный) характер и к тем, которых нужно избегать (негативные).

Позитивные приметы

Негативные приметы

  1. Уже запланированное крещение нельзя откладывать.
  2. Не стоит вносить некрещеного ребенка в чужое жилье.
  3. Крестным при их первом участии в крещении ребенка нельзя крестить девочек.
  4. Ни в коем случае на крестильной одежде ребенка не должно быть красных лент.
  5. Следует попросить священника заменить воду после предыдущего крещения. Одна и та же вода для нескольких младенцев – плохая примета.
  6. Очень плохо, если священник при выполнении обряда путает слова, у него падают предметы, он ошибается в ходе обряда.
  7. Чихание ребенка во время обряда крестин не к добру.
  8. Проследите, чтобы обряд крещения не следовал за отпеванием покойника.
  9. Церковь категорически не одобряет женитьбу на куме. Это большой грех.
  10. Не приглашайте крестными тех, у кого была зафиксирована смерть крестника.
  11. Не пригашайте крестной беременную женщину. Мало того, что ее неродившийся ребенок будет болеть, так еще будет болеть и крестник.
  12. Никому не сообщайте имя, данное при крещении (если было дано другое имя). Вы убережете ребенка от порчи.
  13. Крестные не должны даже присаживаться в церкви, что приведет к несчастливой жизни ребенка.

Все эти приметы и традиции появились не сразу, и были сформулированы исходя из жизненного опыта многих поколений, то есть, основаны на повторяемости.

Можно верить или не верить, но экспериментировать на благополучии собственного ребенка не стоит . Тем более что правила крещения ребенка достаточно просты для исполнения.

И не обращайте внимания на “косые” взгляды соседей и родственников (если такие будут). Не им жить с проблемами, которые могут случиться в противном случае.

Вот что говорит священник по поводу обряда крещения:

Меня крестили в младенчестве, я приняла это как должное - всех так крестили. Своего ребенка я тоже крестила в младенчестве, но в 16 лет при разговоре о вере и Крещении мой ребёнок сказал, что его крестили невольно, а он хотел бы сам дойти до этого, чтобы принять крещение. (И, как я понимаю, принять эту радость крещения). Конечно, я возражала как могла, мол, это вера наших предков и тебе дается ангел, который тебя с младенчества хранит. Но потом мне самой стало интересно все это, и я начала читать и искать ответ. Люди верующие отвечали однозначно - крестить после 40 дня. Но если я правильно понимаю Крещение - это еще и снятие грехов? А какие грехи у младенца? И вот только в проповеди одного священника я нашла ответ - человек может креститься только тогда, когда принимает и понимает Символ веры. Так ли это? Если нет, то как действительно надо креститься, если это в младенчестве, то может от этого у нас столько неверующих верующих?

Светлана

Уважаемая Светлана, во-первых, радуюсь о Вашем ребенке, пришедшем к осознанному желанию ответственно подойти к Таинствам Церковным. Однако, должен напомнить Вам о том, что мы веруем «во едино Крещение во оставление грехов ». Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз в жизни (равно как человек только один раз рождается на свет). Повторное совершение Таинства было бы кощунством по отношению к вере Церкви. Так что заново креститься в сознательном возрасте Ваш ребенок уже не может. В Крещении человеку действительно даётся ангел-хранитель и святой покровитель, имя которого он носит.

Что касается Вашего вопроса, нужно ли крестить младенцев, тут надо сказать следующее: да, конечно, младенец личных грехов не имеет, однако, как Вам, должно быть, известно, после грехопадения первых людей в их жизнь и в жизнь их потомков вошли болезнь, смерть, поврежденность. Грехом первородным все мы поражены и ослаблены и без воплощения Сына Божия возвращение к благобытию в Боге для человека невозможно, Он приносит нам спасение, только став причастниками которого мы и можем надеяться наследовать жизнь вечную. Мы уже не расплачиваемся за этот грех Адама и Евы — за него расплатился на Кресте Господь наш Иисус Христос. Но плоды этого искупления мы разделяем именно в Таинстве Крещения. В Крещении человек очищается от всех прежде совершенных личных грехов (если это человек сознательного возраста) и от первородного греха. В Православии нет догматизированного учения, да и никто здесь на земле не даст Вам окончательного ответа об участи младенцев, умерших некрещеными. Мы знаем о душах таковых, что они на Волю Божию оставляются. Но помним мы и слова, сказанные Господом: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5).

Мы не лишаем младенцев Таинства Крещения, так как веруем в то, что человек спасается не сам по себе, не как индивидуум, единолично решающий, как ему быть и действовать в этой жизни, а как член Церкви, сообщества, в котором все друг за друга отвечают. Поэтому взрослый человек может поручиться за младенца и сказать: я постараюсь сделать так, чтобы он вырос добрым православным христианином. И пока он не может сам за себя ответить, за него залогом дают свою веру его крестный отец и крестная мать. И эта ответственность перед Богом чрезвычайно велика: на крестных лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой. Вовсе ведь не потому так много у нас сейчас «неверующих верующих», что мы допускаем младенцев к Таинствам Церковным, а скорее потому, что взрослые, крестив ребёнка «на всякий случай» не заботятся о том, чтобы этот свой долг выполнять.

Вы правы в том отношении, что взрослый человек, безусловно, не может подойти к Таинству Крещения, не веря в Бога, не желая стать христианином, не понимая Символа веры. То есть, может-то он может, но только какой в этом смысл? Бога-то не обманешь. В духовном смысле этот человек покушается на свою духовную жизнь: он, как самоубийца, которого врачи спасли после попытки вскрыть себе вены, а он ищет окошко, чтобы из него выпрыгнуть. Примерно то же самое получается, если человек крестится с твердым намерением не быть христианином и лучше предостеречь его от этого, также как и предостеречь человека, собирающегося стать крестным, но не имеющим намерения воспитать ребенка христианином. Такие люди возьмут на себя обязательства, которых не думают исполнять, но за которые отвечать придется.

Не можем мы лишить наших детей и соединения с Господом в Таинстве Причастия, к которому они допускаются после Крещения. Младенцев хорошо причащать часто, так как мы веруем, что принятие Святых Христовых Таин преподается нам во здравие души и тела. И младенец освящается как грехов неимущий, телесным своим естеством соединяясь со Христом. Укрепляться же в вере ребенку будет проще, если он будет действительно жить церковной жизнью, а не смотреть на нее со стороны.

Какого-то церковного установления Крещения на сороковой день нет, это скорее практика нового времени, ХХ века, связанная с тем, что до сорокового дня Церковь удерживает женщину-родительницу от вхождения в храм по причине ее естественной женской слабости и послеродовых немощей и истечений, которые в это время у нее бывают. И первое после перерыва вхождение матери в храм сопровождается чтением особых очистительных молитв, до прочтения которых она не должна присутствовать на богослужениях. Эти молитвы напоминают нам о ветхозаветных установлениях, по которым младенец приносился в Иерусалимский храм на сороковой день. Как мы знаем, Сретение Господне также произошло именно в этот день, в соответствии с законодательством Моисея. Но непосредственно ко дню крещения не нужно относиться буквально, можно крестить младенца чуть позже, чуть раньше. Прежде, когда храмов было много и они были близко от дома, крестные могли дойти до ближайшего прихода и без присутствия матери крестить младенца. И сейчас иногда по желанию родителей мы крестим ребенка до сорокового дня. Особенно, когда есть хоть какая-то опасность здоровью ребенка. А если есть угроза его жизни, то можно крестить и в первый, и во второй, и в третий день по рождении.

Всё сказанное выше не означает, однако, что человек, крещенный в младенчестве, воспитывавшийся вне ограды Церковный и по достижении сознательного возраста стремящийся стать воцерковленным Православным Христианином не может ощутить радость вхождения в Церковь. Этим вхождением должно для него стать первое участие в таинствах Исповеди и Причастия. Ведь взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, — на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство. А затем будет также и радость от посещения богослужений и от первой Пасхальной ночи.

Как некий обязательный обряд. Раз малыш живет в православной стране, то он должен быть крещен сразу после рождения. При этом они не задумываются, для чего нужно крещение ребенка на самом деле.

Немного истории

Крещение, то есть погружение желающего в воду - очень древний ритуал. Он известен еще с дохристианских времен. Иоанн Креститель проповедовал и крестил на берегу Иордана, и жители Израиля этому совершенно не удивлялись. Они приходили и исповедовали свои грехи, каялись, хотели стать лучше и в знак этого омывались в водах Иордана. При этом погружение в воду было лишь символом. После Воскресения Христова и основания христианской Церкви в праздник Пятидесятницы все изменилось. Теперь это не просто формальность, а таинство, во время которого происходит вступление нового христианина в Церковь. В древности всем было совершенно понятно, для чего нужно крещение ребенка. Ведь все общество было религиозным, все ходили в храм, молились, участвовали в таинствах. Можно сказать, что церковная жизнь, ритм религиозных праздников были стержнем всей жизни общества. После революции к любым церковным таинствам стали относиться совершенно по-другому.

Теперь, совершая таинство и обряд крещения младенца, родители сильно рисковали своим общественным положением и даже свободой. Церкви закрывали, а детей в школе активно учили безбожию. Сейчас ходить в храм не опасно, но не все понимают, зачем это нужно. Большинству не ясно, для чего нужно крещение ребенка, для чего приходить в Воскресенье на службу, зачем молиться, нужно ли венчаться.

Есть ли дети, которых лучше не крестить?

(мнение диакона Андрея Кураева, прот. Дмитрия Смирнова и некоторых других священников)

Оказывается, такие дети есть. Младенец - существо безгрешное, но по мере роста грех будет к ребенку все ближе. Верующие папа и мама научат своего ребенка, что такое грех и как его победить. А неверующие родители этого сделать не смогут и не захотят. Они не будут водить его в храм, в воскресную школу (скорее предпочтут бассейн), не объяснят, кто такой Бог и как Ему надо молиться. После крещения малышу предоставляются огромные возможности духовного роста, но он не может их использовать самостоятельно, без помощи взрослых. Если же родители не понимают, для чего нужно крещение ребенка, вообще не знакомы с основами веры, если у крохи нет православных крестных, которые готовы взять на себя его воспитание, эти возможности останутся неиспользованными. Поэтому детей атеистов лучше не крестить. Не все священники придерживаются такого мнения, но оно достаточно распространено.

Так ли все серьезно?

Во время крещения человек напрямую взаимодействует с ангелами и бесами. От бесов он отрекается, к ангелам присоединяется в своем желании служить Богу. Молитвы для крещения, в которых происходит отречение от дьявола, священник читает от лица крещаемого, в данном случае ребенка. Любой православный понимает, что малыш, который отрекся от бесов, должен регулярно причащаться, за него должны молиться родители и крестные. На ребенке должен быть крест, а в комнате, где он живет, необходимо иметь иконы. Все это защитит малыша. Но люди, которые не понимают, для чего нужно крещение ребенка и что происходит во время него, оставляют малыша без защиты. Он крещен, но убежденным христианином, возможно, так никогда и не станет, а за все грехи, которые совершит, он будет давать отчет. Поэтому, возможно, родителям стоит осторожней подходить к вопросу крещения своих детей. Может быть, разумным и честным станет решение не крестить?

Еще задолго до рождения малыша некоторые родители задумываются об имени ребенка, выбирая имя согласно святцам – дням, посвященным святым. И зачастую называют ребенка именем святого, в чей день он родился. Даже спрашивали раньше не «как назовете малыша», а «как его окрестите». Именно во время проведения обряда таинства крещения человек получал свое имя. А сегодня мы задаемся вопросом – нужно ли крестить ребенка вообще.

Зачем крестят детей?

Итак, зачем крестить ребенка и почему вообще крестят детей. Многие родители даже не представляют себе иного, даже если сами регулярно не посещают церковь, толком не знают ни одной молитвы. Смысл крещения ребенка в том, что он этим таинством примыкает к народу Божию, становится ближе к самому Богу. С него снимаются все грехи. Казалось бы, какие грехи могут быть у новорожденного человечка и зачем нужно крестить неразумного ребенка? Может он повзрослеет и сделает сам свой выбор? Здесь речь идет не о совершенном грехе. Нужно трактовать так – человек умер во грехе и воскрес во Христе. Он принимает тело Господне во время причастия, мажется миром, проходят обряд воцерковления. Все это переводит духовный статус младенца на другой уровень. Вот что дает ребенку крещение.

Перед малышу выбираются крестные родители. Необходимо серьезно подойти к выбору кандидатов, ведь теперь всю его жизнь они будут духовными наставниками вновь окрещенного. В любой момент жизни они должны быть готовы оказать поддержку, наставить и подсказать в сложной ситуации, не давая сойти с верного жизненного пути.

Можно ли отказаться крестить ребенка, спрашивают некоторые люди. Если выбранный восприемник не чувствует в себе силы и не готов нести ответственность за духовное воспитание ребенка, то тут даже лучше отказаться. Ведь в течение всей последующей жизни вы будете связаны духовными узами. Нельзя отменить эту связь или передумать уже после обряда. Канонические правила этого не предусматривают. Ведь согласитесь, родители у нас одни, нельзя заново родиться в физическом смысле. То же самое и с духовной стороной жизни. Правда тут родителей выбрать можно и даже необходимо.

Может и священник отказаться провести обряд крещения, если крестными родителями окажутся законные супруги. Или же выбранный восприемник будет иного вероисповедания. По канонам православия, восприемниками обязательно должны быть люди, обращенные в православную веру. Иначе, как он его научит духовным законам именно этого вероисповедания.

Каждый сам вершит свою судьбу и своего ребенка. Но все же сразу лучше привести своего малыша в церковь. Ведь недаром мы православные христиане соблюдаем эти традиции не один десяток веков.

Таинство крещения — это очень важный обряд в православной традиции. Крещение – это приобщение человека к Богу, покрестившийся человек становится сыном (дочерью) Божьим, он принимает веру, как завещал нам Христос Спаситель. Некоторые задаются вопросом, зачем крестить ребенка в младенчестве, может лучше обождать, когда он будет понимать, зачем это нужно. В некоторых протестантских церквях не приемлется крещение маленьких детей, человек принимает крещение только в сознательном возрасте. Православные священники говорят, что обязательно, так как оно снимает с ребенка первородный грех, а также приобщает к Господу, это сродни перерождению человека, каждый должен «родиться в вере», чтобы принять любовь Бога и жизнь Вечную. Некоторые спорят о том, что младенец еще не осознает сущности веры, но ведь и взрослый до конца не сознает сути бытия, потому и идет к Господу и читает Священные Писания, чтобы познать истину, почему же мы должны лишать ребенка этого.

Таинство крещения осуществляется трехкратным погружением в воду , это олицетворяет смерть во грехе и воскрешение во Христе. Через обряд крещения мы искупляем свои грехи перед Господом, принимаем жизнь вечную с Богом. Иисус принял смерть и воскрес за наши грехи на кресте, и крещеный человек принимает обет быть верным Господу, исполнять Его Заповеди. Поэтому родители и будущие крестные должны понимать, что теперь на них ложится ответственность за духовное воспитание дитя. Ребенок должен приобщаться к молитве, к церкви, к священному причастию. Господь отрывает себя нам только в своей Церкви, потому мы должны приходить в церковь и впускать Бога к себе в душу. Происходит это тогда, когда мы причащаемся Тела Господа и Крови Господа. Не причащаясь, мы отлучаем себя от жизни Вечной. Не исповедуясь и не соблюдая заповеди Божьи, мы забираем у себя ту благодать, которая снизошла на нас во время крещения. Именно поэтому так важно официально зарегистрировать брак и венчаться в церкви, так как, живя в незаконном супружестве, человек лишается права причастия, а ведь каковы родители таковы и дети. Искупляя свои грехи, очищаясь, мы обретаем духовную силу воспитывать наших детей в вере в Господа. Восприемники (крестные) берут на себя большую ответственность за нравственное воспитание их крестников, поэтому они должны быть сами чисты перед Богом, и до обряда крещения исповедаться, причаститься и 3-4 дня поститься.

Обряд крещения в древности проводили на 8-й день после рождения , сейчас обычно крестят позже. Матери же нельзя заходить в церковь 40 дней после родов. Обряд крещения взят из Библии, где описывается крещение Иисуса Христа Ионом-крестителем. Человек (ребенок) трижды погружается в воду или обливается ею, при невозможности погружения, а священник в это время читает необходимые молитвы. Во время крещения совершается еще обряд миропомазания, когда батюшка смазывает крестообразно младенца святым миром, это символизирует «Печать Духа Святого». После того как крестный (крестная) наденут на малыша нательный крестик и белую одежду, священник совершает постриг, который символизирует жертву Господу за начало духовной жизни. В знак воссоединения крестившегося и церкви младенца обносят трижды вокруг купели. Потом совершается обряд воцерковление, которые символизирует посвящение ребенка Богу: мальчиков заносят в алтарь, а девочку прикладывают к иконе Божьей Матери. Крещение может совершаться в любой день, и в праздник, и в пост, но у каждой церкви есть свой распорядок, поэтому заранее оговорите со священнослужителем дату крестин.

Похожие публикации