Невербальные способы общения. Невербальное общение: понятие, виды, составляющие, особенности

Люди имеют неоспоримое преимущество перед другими формами жизни: они умеют общаться. Воспитание, обучение, работа, отношения с друзьями и семьей – все это осуществляется посредством общения. Кто-то может получать удовольствие от общения, кто-то – нет, но наличия такого позитивного во всех смыслах процесса коммуникации мы отрицать не можем. Общение считается одной из главных форм социальной активности человека. В процессе общения то, что раньше знал и умел один человек, становится достоянием множества людей. Общение в научном понимании представляет собой взаимодействие людей (воздействие людей друг на друга и их ответные реакции на это воздействие) и обмен информацией при этом взаимодействии.

Выделяют две группы способов, которыми может осуществляться взаимодействие между людьми: вербальные и невербальные средства общения. Считается, что вербальное общение дает меньше информации о целях, правдивости информации и других аспектах общения, в то время как по невербальным проявлениям можно установить многие моменты, которые афишировать в разговоре не принято. Но применимы и значимы разные средства общения в зависимости от ситуации. Так, в деловом мире важно в основном вербальное общение, поскольку вряд ли руководитель будет следить за своими жестами или эмоционально реагировать на очередное поручение сотруднику. В общении же с друзьями, новыми знакомыми или родными людьми невербальные проявления более важны, поскольку дают представление о чувствах и эмоциях собеседников.

Вербальное общение.

Осуществляется вербальное общение с помощью слов. Вербальным средством общения считается речь. Общаться мы можем с помощью письменной или устной речи. Речевую деятельность разделяют на несколько видов: говорение – слушание и письмо – чтение. Выражается и письменная, и устная речь посредством языка – специальной системы знаков.

Чтобы научиться эффективно общаться и использовать вербальные средства общения, нужно не только совершенствовать свою речь, знать правила русского языка или изучать иностранные языки, хотя это, безусловно, очень важно. В этом плане одним из главных моментов является умение разговаривать еще и в психологическом смысле. Слишком часто у людей возникают различные психологические барьеры или боязнь устанавливать контакты с другими людьми. Для успешного взаимодействия с обществом их нужно вовремя выявлять и преодолевать.

Язык и его функции.

Язык выступает в качестве орудия выражения мыслей и чувств людей. Необходим он для многих аспектов человеческой жизни в обществе, что выражается в следующих его функциях:

  • Коммуникативная (взаимодействие между людьми). Язык – это основная форма полноценного общения человека с себе подобными.
  • Аккумулятивная . С помощью языка мы можем хранить и накапливать знания. Если рассматривать определенного человека, то это его записные книжки, конспекты, творческие произведения. В контексте же глобальном – это художественная литература и памятники письменности.
  • Познавательная . С помощью языка человек может приобретать знания, содержащиеся в книгах, фильмах или сознании других людей.
  • Конструктивная . При помощи языка легко формировать мысли, облекать их в материальную, ясную и конкретную форму (либо в виде устного словесного выражения, либо в виде письменного).
  • Этническая . Язык позволяет объединять народы, общности и другие группы людей.
  • Эмоциональная . С помощью языка можно выражать эмоции и чувства, причем здесь рассматривается именно их прямое выражение с помощью слов. Но в основном эта функция, конечно, выполняется невербальными средствами общения.

Невербальное общение.

Невербальные средства общения необходимы людям для ясности в понимании друг друга. Естественно, невербальные проявления касаются только устного общения. Поскольку внешнее невербальное выражение эмоций и чувств, выполняемое телом, тоже является неким набором символов и знаков, его нередко называют «языком тела».

«Язык тела» и его функции.

Невербальные проявления очень важны во взаимодействии людей. Основные их функции состоят в следующем:

  • Дополнение произнесенного сообщения. Если человек сообщает о победе в каком-то деле, он может дополнительно победно вскинуть руки над головой или даже подпрыгнуть от радости.
  • Повторение сказанного. Это усиливает устное сообщение и его эмоциональную составляющую. Так, можно при ответе «Да, это так» или «Нет, не согласен» повторить смысл сообщения еще и в жесте: кивком головы или, наоборот, мотанием из стороны в сторону в знак отрицания.
  • Выражение противоречия между словом и делом. Человек может говорить одно, а чувствовать при этом совершенно другое, например, шутить вслух и грустить в душе. Именно невербальные средства общения позволяют понять это.
  • Акцент на чем-то. Вместо слов «внимание», «заметьте» и т.д. можно показать жест, привлекающий внимание. Так, жест с вытянутым указательным пальцем на поднятой руке показывает важность произнесенного при этом текста.
  • Замена слов. Иногда некоторые жесты или проявления мимики могут полностью заменять собой некий текст. Когда человек пожал плечами или указал рукой направление, уже не обязательно говорить «я не знаю» или «направо-налево».

Разнообразие невербальных средств общения.

В невербальном общении можно выделить некоторые элементы:

  • Жесты и поза . Люди оценивают друг друга еще до того, как заговорят. Так, одной только позой или походкой можно создать впечатление уверенного в себе или, наоборот, суетливого человека. Жесты позволяют подчеркнуть смысл сказанного, расставить акценты, выразить эмоции, но нужно помнить, что, например, в деловом общении их не должно быть слишком много. Также важно то, что разные народы могут иметь одни и те же жесты, которые означают совсем разные вещи.
  • Мимика , взгляд и выражение лица. Лицо человека – основной передатчик информации о настроении, эмоциях и чувствах человека. Глаза так вообще называют зеркалом души. Не зря многие занятия на развитие понимания эмоции у детей начинаются с распознавания основных чувств (гнев, страх, радость, удивление, печаль, и т.д.) по лицам на фотографиях.
  • Дистанция между собеседниками и прикосновения. То расстояние, на котором человеку комфортно общаться с окружающими, и возможность прикосновений люди определяют для себя сами в зависимости от степени близости того или иного собеседника.
  • Интонация и характеристики голоса. Этот элемент общения словно объединяет вербальные и невербальные средства общения. С помощью различной интонации, громкости, тембра, тона и ритмики голоса одну и ту же фразу можно произносить настолько по-разному, что смысл сообщения изменится прямо на противоположный.

Важно уравновешивать в своей речи вербальные и невербальные формы общения. Это позволит максимально полно доносить свою информацию до собеседника и понимать его послания. Если человек говорит безэмоционально и монотонно, его речь быстро утомляет. И наоборот, когда человек активно жестикулирует, часто вставляет междометия и только изредка произносит слова, это может перегружать восприятие собеседника, что оттолкнет его от такого экспрессивного партнера по общению.

Сегодня хотелось бы поговорить о так называемом body language. Напомню, что люди передают информацию по двум каналам. Не только с помощью слов, но и с помощью тела:

  1. Речевой, или вербальный канал (от лат. «устный, словесный)»
  2. Неречевой, или невербальный канал.

Исследования показывают, что передача информации проходит в следующем процентном соотношении:

  • Речь составляет лишь 7%. Сюда входит культура речи: значение и смысл произносимых человеком фраз, его уровень грамотности;
  • На невербальное общение приходится 93%. Из которых,
    38% — это звуковые средства . Включают в себя: темп речи (быстрый, средний, замедленный); тон голоса (низкий, высокий); тембр голоса (писклявый, хриплый), интонацию.
    55% — жесты . Отвечают за внешние проявления наших чувств. К нему относятся позы человека, его расположение в пространстве при общении, походка, осанка, мимика, жесты.

Хотим мы того или нет, наше тело транслирует окружающему миру наше истинное эмоциональное состояние на данный момент.

Представьте себе оратора, вышедшего на трибуну со словами: «Дорогие друзья, сегодня мы с вами поговорим об оптимизме, об умении радоваться жизни». Теоретически, что должен представлять собой человек, собирающийся говорить на такую тему? Расправленные плечи, доброжелательная или даже обворожительная улыбка, уверенные движения. Ведь подобным образом должен выглядеть жизнелюб?

Однако, я предлагаю вам нарисовать в своем воображении иную картину. Дорогой костюм. Начищенные туфли. Роскошные часы. И еле уловимый запах хорошего парфюма. Но этот мужчина (пусть это будет мужчина, с вашего позволения) -сутулый. Его голова опущена, а дрожащие руки теребят измятые листы с написанным на них текстом. Периодически он кусает пальцы. Именно он, такой вот человек хочет вам рассказать о том, как надо радоваться жизни. Вы ему поверите? Вы станете прислушиваться к его словам? Вам захочется воплотить в жизнь его рекомендации? К слову, данный персонаж — не плод моего воображения, а вполне себе реальный человек.

Пришли ли мы на собеседование по приему на работу, разговариваем ли с начальником или, наоборот, со своими подчиненными — несмотря на ситуацию, в которой мы находимся в данный момент, у нас есть чувства. Может быть, в присутствии незнакомого человека мы пришли в смущение. Встречи со строгим руководителем приводят в замешательство. В любом случае, мы хотим показать себя с хорошей стороны. Мы хотим обратить внимание на наши профессиональные навыки и знания. Мы хотим, чтобы нас оценили по достоинству.

И первый шаг на этом пути – умение держать себя в руках.

Сигналы языка телодвижений

Существует множество различных движений, совершаемых нашим телом. Каждый из них несет в себе определенную информацию.

Считается, что скрещенные руки или ноги обозначают закрытую позицию. Такое положение показывает, что человек неохотно идет на контакт.

Или такой жест: раскрытая ладонь. Он означает, что человек открыт и говорит правду. Именно так присягают. Левая рука лежит на Библии, а вторая поднята вверх и развернута ладонью к людям: «Я клянусь говорить правду и только правду».

Или говорят, если человек чешет нос или мочку уха, то он врет.

Но ведь может быть и так, что у человека болит спина и ему удобно сидеть, скрестив ноги. И нос может зачесаться даже тогда, когда он говорит от чистого сердца. Да и лгать можно с открытыми ладонями.

Помимо бросающихся в глаза жестов, существуют еще т.н. микросигналы, движение которых происходит за доли секунды. Сжатые на мгновение губы, суженные зрачки, искривленный уголок рта… Нужно быть большим профессионалом, чтобы научиться контролировать каждое движение мышц своего тела.

Оставляя знатокам данной науки право рассказывать о столь сложном предмете, автор статьи подойдет к данному вопросу со своей колокольни. А именно — с позиции хороших манер.

  • Бедная речь = богатая жестикуляция. «Научные исследования в области лингвистики показали , что существует прямая зависимость между социальным статусом , властью и престижем человека и его словарным запасом . Чем выше социальное или профессиональное положение человека , тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз . Человек , находящийся на вершине социальной лестницы или профессиональной карьеры , может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации , в то время как менее образованный или менее профессиональный человек будет чаще полагаться на жесты , а не на слова в процессе общения » (психолог Алан Пиз).

Этикет также считает, что активная жестикуляция считается дурным тоном.

Однако, следует отметить, что данное «правило» распространяется на жителей Америки и т.н. средней полосы. Те народы, богатая жестикуляция которых является характерной чертой их менталитета, не могут рассматриваться в данном контексте.

  • Сутулость . С давних времен стремление уменьшить или же увеличить свой рост перед другими является инструментом для установления границы в отношениях. Судья возвышается над участниками судебного процесса в зале. Оратор встает, выходит вперед перед публикой. Королевский трон стоит на возвышении. Приветствуя монарха, женщина присядет в книксене, а мужчина склонит голову и снимет шляпу, чтобы представить себя ниже ростом.

Вышеперечисленные приемы по визуальному уменьшению/ увеличению роста – это инструменты, которыми люди умело пользуются для того, чтобы выразить свое превосходство или почтение. Однако, хронически опущенные плечи – это нездоровый признак. Прямая спина – это не роскошь. Она важна не только для здоровья или красоты. Она важна также и для здоровых отношений с окружающими. Прямая осанка – это некий показатель чувства собственного достоинства в человеке. Насколько этот стержень в нем присутствует. Или отсутствует. Чем ниже, никчемнее ощущает себя человек по отношению к другим (пусть и неосознанно), тем сильнее он сгибает свою спину.

  • Когда вы не на своей территории. В чужом офисе, квартире некоторые люди имеют привычку неосознанно «хозяйничать» там, где этого делать не следует. Под этим термином подразумеваются такие действия, как:
  • Опираться на косяк двери, стену. Или о стол, стул или другой предмет мебели, находящийся в помещении;
  • Трогать, брать в руки без разрешения какие-либо предметы;
  • Сесть без разрешения;
  • Без разрешения сидеть за хозяйским столом;
  • Прохаживаться;
  • Раскрепощенно сидеть. Покачиваться или «ездить» на стуле на колесах;
  • Громко разговаривать, громко смеяться.

Когда человек находится у себя дома или в собственном кабинете, в его поведении можно проследить чувство т.н. территориальной собственности, превосходство над остальными. Проявляя свои претензии на место, он может развалиться в кресле, даже положить на стол ноги.Совершая все вышеперечисленные действия, человек как бы «помечает» свою территорию. Прикасаясь к вещам, он заявляет свои права на них.

Тот, кто желает создать о себе благоприятное впечатление и выразить хозяину данного помещения свое почтение, не должен вести себя так, как будто бы посягает на его собственность. Поскольку, подсознательно, такое поведение будет воспринято именно так. Как вторжение. Тут же и последует соответствующий вывод о бестактном госте. Следовательно, скромное поведение и сдержанные жесты помогут завоевать желаемое расположение.

Однажды моя преподаватель по церковнославянскому языку сделала весьма верное замечание одному студенту, имевшему привычку трясти ногой. Она сказала: «Владей собой». Язык телодвижений работает помимо нашей воли. Вопрос лишь в одном: владеем ли мы им? Владеем ли мы собой?

Продолжение следует…

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

6 Comment threads

1 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

Прочитано - 26936 раз

Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они “переполнены” счастьем или “сияют” от счастья. Про людей, испытывающих страх, мы говорим, что они “замерли” или “окаменели”. Гнев или злость описываются такими словами, как “лопнуть” от злости или “дрожать” от ярости. Нервничающие люди “кусают губы”, т. е. чувства выражаются средствами невербального общения. И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Слушать собеседника поэтому означает также понимать язык невербального общения.

Язык невербального общения

Невербальное общение, широко известное как “язык жестов”, включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим: “Я не знаю, как выразить это словами”, имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходящих слов. Тем не менее чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. Собеседник, который указывает пальцем, смотрит пристально и постоянно перебивает, испытывает совершенно другие чувства, чем человек, который улыбается, ведет себя непринужденно и (главное!) нас слушает. Наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна “утечка” скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и окраску голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в правильности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказанное под сомнение.

Хорошо известно, что невербальный язык понимается всеми людьми одинаково. Например, скрещенные на груди руки соответствуют защитной реакции. Но это не всегда так. Конкретные невербальные выражения, как, например, те же скрещенные руки, понимаются по-разному: значение зависит от конкретной ситуации, в которой эта поза возникает естественно.

Писатель Юлиус Фаст рассказывает о пятнадцатилетней пуэрториканской девочке, которую застали в группе курящих девочек. Большинство курильщиц отличались недисциплинированностью, но за Ливией не наблюдалось нарушений школьного порядка. Тем не менее директор школы, поговорив с Ливией, решил наказать ее. Директор ссылался на ее подозрительное поведение, выразившееся в том, что она не смотрела ему в глаза: он принял это за выражение виновности. Этот инцидент вызвал протест матери. К счастью, школьный учитель испанского языка объяснил директору, что в Пуэрто-Рико вежливая девочка никогда не смотрит взрослым прямо в глаза, что является знаком уважения и послушания. Этот случай показывает, что “слова” невербального языка у разных народов имеют разное значение. Обычно в общении мы добиваемся точного понимания невербального языка, когда связываем его с конкретной ситуацией, а также с социальным положением и культурным уровнем конкретного собеседника.

В то же самое время одни люди понимают невербальный язык лучше других. Результаты ряда исследований показывают, что женщины более точны как в передаче своих чувств, так и в восприятии чувств других, выражаемых невербальным языком. Способности мужчин, работающих с людьми, например, психологов, преподавателей, актеров, оцениваются так же высоко. Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. Однако следует помнить, что люди очень отличаются друг от друга в этом плане. Как правило, чуткость в невербальном общении повышается с возрастом и опытом.

Выражение лица (мимика)

Выражение лица — главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции — счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев и отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

Удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
. страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;
. гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;
. отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;
. печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;
. счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-разному. Недавние исследования объясняют это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются так, что работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения. Особенно экспрессивны губы человека. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые губы — сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же самое время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Поскольку улыбка может отражать разные мотивы, следует быть осторожным в истолковании улыбки собеседника. Однако чрезмерная улыбчивость, например, часто выражает потребность в одобрении или почтение перед начальством. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиняться, в то время как улыбка с опущенными бровями выражает превосходство.

Лицо экспрессивно отражает чувства, поэтому говорящий обычно пытается контролировать или маскировать выражение своего лица. Например, когда кто-либо случайно сталкивается с Вами или допускает ошибку, он обычно испытывает такое же неприятное чувство, как и Вы, и инстинктивно улыбается, как бы выражая тем самым вежливое извинение. В этом случае улыбка может быть в определенном смысле “заготовленной” и поэтому натянутой, выдавая смесь беспокойства и извинения.

Визуальный контакт

Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят друг другу в глаза не более 10 секунд. Это, вероятнее всего, происходит перед началом разговора или после нескольких слов одного из собеседников. Время от времени глаза собеседников встречаются, но это продолжается значительно меньше времени, чем задерживает взгляд каждый собеседник друг на друге.

Нам значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, однако мы избегаем его, обсуждая неприятные или запутанные вопросы. В последнем случае отказ от прямого визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. Настойчивый или пристальный взгляд в таких случаях вызывает возмущение и воспринимается как вмешательство в личные переживания. Более того, настойчивый или пристальный взгляд обычно воспринимается как признак враждебности.

Необходимо знать, что отдельные аспекты взаимоотношений выражаются в том, как люди смотрят друг на друга. Например, мы склонны смотреть больше на тех, кем восхищаемся или с кем у нас близкие отношения. Женщины к тому же склонны на больший визуальный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражение враждебности. Кроме того, мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта. Обычно визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что он общается с Вами, и произвести благоприятное впечатление. Но пристальный взгляд обычно создает о нас неблагоприятное впечатление.
Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, от отводит глаза в сторону, это значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: “Я все сказал, теперь Ваша очередь”.

Умеющий слушать, как и тот, кто читает между строк, понимает больше, чем значат слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает отклонения в построении фраз, как, например, незаконченность предложений, отмечает частые паузы. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица полезны для понимания сообщения.

Тон голоса — особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Один известный психиатр часто спрашивает себя: “Что говорит голос, когда я кончаю слушать слова и слушаю только тон?” Чувства находят свое выражение независимо от значения слов. Можно ясно выразить чувства даже при чтении алфавита. Легко распознаются обычно гнев и печаль, нервозность и ревность относятся к тем чувствам, которые распознаются труднее.
Сила и высота голоса также полезные сигналы для расшифровки сообщения говорящего. Некоторые чувства, например, энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как печаль, горе и усталость, обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.
Скорость речи также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, как, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается удивить нас. Обычно речевые недостатки более выражены в состоянии волнения или когда собеседник пытается нас обмануть.
Важно также понимать значение междометий, вздохов, нервного кашля, фырканья и т. п. Этот ряд бесконечен. Ведь звуки могут означать больше, чем слова. Это также верно для языка жестов.

Позы и жесты

Установку и чувства человека можно определить по моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.
Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. (Такую позу могут принимать и люди с более высоким положением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в момент общения и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а откинувшись назад или склонившись набок.)

Наклон, при котором сидящие или стоящие собеседники чувствуют себя удобно, зависит от характера ситуации или от различий в их положении и культурном уровне. Люди, хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят боком друг возле друга. Когда они встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать, несколько склонясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают положение лицом друг к другу, кроме ситуаций соперничества. Американцы и англичане располагаются сбоку от собеседника, тогда как шведы склонны избегать такого положения. Арабы наклоняют голову вперед.
Когда Вы не знаете, в каком положении Ваш собеседник чувствует себя наиболее удобно, понаблюдайте, как он стоит, сидит, передвигает стул или как движется, когда думает, что на него не смотрят.

Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно. Например, скрещенные руки (или ноги) обычно указывают на скептическую, защитную установку, тогда как нескрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоять, подбоченившись, —. признак неповиновения или, наоборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении. Хотя кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в групповой беседе, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывает на то, что слушающий хочет высказаться.

Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика.
Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.

Межличностное пространство

Другим важным фактором в общении является межличностное пространство — как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, “держаться подальше” от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или “держаться поближе” к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг к другу. Однако существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками (по крайней мере в Соединенных Штатах), он зависит от вида взаимодействия и определяется следующим образом:

Интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует интимным отношениям. Может встречаться в спорте — в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;
. межличностное расстояние (0,5—1,2м) —для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;
. социальное расстояние (1,2-3,7 м) — для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;
. публичное расстояние (3,7 м и более) — на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное положение, отрицательно сказывается на общении.
Кроме того, чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они друг на друга смотрят как бы в знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.

Эти правила значительно варьируют в зависимости от возраста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики держатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди средних лет предпочитают более отдаленное положение. Обычно женщины стоят или сидят ближе к собеседнику (независимо от его пола), чем мужчины. Личностные свойства также определяют расстояние между собеседниками: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся от собеседника подальше. Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии.

Традиция — также важный фактор. Жители стран Латинской Америки и Средиземноморья склонны подходить к собеседнику ближе, чем жители стран Северной Европы.
На расстояние между собеседниками может повлиять стол. Стол обычно ассоциируется с высоким положением и властью, поэтому когда слушающий садится сбоку от стола, то отношения принимают вид ролевого общения. По этой причине некоторые администраторы и руководители предпочитают проводить личные беседы, сидя не за своим столом, а рядом с собеседником — на стульях, стоящих под углом друг к другу.

Ответ на невербальное общение

Интересно, что, отвечая на невербальное поведение говорящего, мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение лица. Таким образом мы как бы говорим собеседнику: “Я вас слушаю. Продолжайте”.

Как же реагировать на невербальное общение собеседника? "Обычно следует отвечать на невербальное “сообщение” с учетом всего контекста общения. Это значит, что если мимика, тон голоса и поза говорящего соответствуют его словам, то проблем никаких нет. В этом случае невербальное общение помогает точнее понять сказанное. Когда, однако, невербальные “сообщения” противоречат словам говорящего, мы склонны отдавать предпочтение первому, поскольку, как гласит популярная пословица, осудят не по словам, а по делам”.

Когда несоответствие между словами и невербальными “сообщениями” невелико, как это имеет место, когда кто-либо неуверенно приглашает нас несколько раз куда-либо, мы можем отвечать или не отвечать словами на эти противоречивые выражения. Многое зависит от участников общения, характера их отношений и конкретной ситуации. Но мы редко игнорируем жесты и мимику. Они часто заставляют нас отложить выполнение, например, высказанной просьбы. Другими словами, понимание нами невербального языка имеет тенденцию опаздывать. Следовательно, когда мы получаем от говорящего “противоречивые сигналы”, то можем выразить ответ примерно в такой форме: “Я подумаю” или “Мы вернемся с Вами к этому вопросу”, оставляя себе время для оценки всех сторон общения до принятия твердого решения.

Когда несоответствие между словами и невербальными сигналами говорящего выражено ярко, на “противоречивые сигналы” вполне уместен и вербальный ответ. На противоречивые жесты и слова собеседника следует отвечать подчеркнуто тактично. Например, если говорящий соглашается что-либо сделать для Вас, но проявляет при этом признаки сомнения, например, делает частые паузы, задает вопросы или его лицо выражает удивление, возможно такое замечание: “Мне кажется, что Вы к этому относитесь скептически. Не объясните ли, почему?” Это замечание показывает, что Вы внимательны ко всему, что говорит и делает собеседник, и таким образом не вызовете у него беспокойства или защитной реакции. Вы всего лишь предоставляете ему возможность выразить себя более полно.
Итак, эффективность слушания зависит не только от точного понимания слов говорящего, но и в неменьшей степени от понимания невербальных сигналов. Общение включает также невербальные сигналы, которые могут подтверждать, а иногда и опровергать устное сообщение. Понимание этих невербальных сигналов — жестов и мимики говорящего — поможет слушающему правильно интерпретировать и слова собеседника, что позволит повысить результативность общения.

Каждый из нас при общении использует вербальное и невербальное поведение. Мы передаем информацию не только с помощью речи, но и с помощью самых разных средств. В этой статье мы подробно рассмотрим вербальное и невербальное поведение. Вы узнаете много интересных фактов об общении, а также получите ряд ценных советов.

Вербальное поведение

Вербальное поведение предполагает общение с помощью слов. С раннего детства нас учат излагать свои мысли логически, поэтому у взрослого человека обычно не возникает проблем с их выражением. Витиеватость речи и красноречие приобретаются с опытом. Однако лишь 7 % того, что мы говорим, воспринимается другими через смысл, который заключен в словах. Остальная часть - через невербальные реакции и интонацию. В деловом общении, как это ни странно, наиболее важным фактором считается умение слушать, а не говорить. К сожалению, не многие из нас научились внимательно относиться к тому, что говорит собеседник.

Выслушивание эмоций и фактов - это выслушивание сообщения в полной мере. Поступая так, человек увеличивает вероятность того, что информация, доносимая до него, будет понята. Кроме того, этим он показывает, что уважительно относится к сообщению, передаваемому говорящим.

Правила эффективного общения, предложенные Китом Дэвисом

Профессор Кит Дэвис выделил следующие 10 правил эффективного слушания.

  1. Невозможно воспринимать информацию, когда вы говорите, поэтому перестаньте говорить.
  2. Помогите вашему собеседнику раскрепоститься. Нужно сделать так, чтобы человек ощущал свободу, то есть создать непринужденную атмосферу.
  3. Говорящему следует показать вашу готовность слушать. Следует действовать и выглядеть заинтересованно. Слушая другого, пытайтесь понять его, а не выискивать причины для возражений.
  4. Раздражающие моменты необходимо устранить. Избегайте постукиваний по столу, рисования, перекладывания бумаг во время общения. Возможно, при закрытой двери информация будет восприниматься лучше?
  5. Говорящему следует сопереживать. Для этого постарайтесь представить себя на его месте.
  6. Проявляйте терпение. Не прерывайте собеседника, не экономьте время.
  7. Сдерживайте характер. Если человек рассержен, он придает неверный смысл своим словам.
  8. Не допускайте критики и споров. Это заставляет того, кто говорит, занять оборонительную позицию. Также он может рассердиться или замолчать. Не нужно спорить. На самом деле вы проиграете, если победите в споре.
  9. Задавайте собеседнику вопросы. Это его подбодрит и покажет ему, что его слушают.
  10. И, наконец, перестаньте говорить. Этот совет идет первым и последним, так как от него зависят все остальные.

Кроме умения эффективно слушать своего собеседника, существуют иные способы улучшения искусства общения. Перед передачей идей необходимо прояснить их, то есть следует систематически анализировать и обдумывать вопросы, идеи или проблемы, которые вы планируете сообщить другому. Если вы хотите достичь успеха в карьере или личной жизни, очень важно учитывать различные особенности межличностного взаимодействия. Исследователи говорят о том, что, наряду с вербальным (словесным) общением, нужно принимать во внимание и невербальный язык, который используют люди.

Невербальный язык

Следует отметить, что это понятие предполагает не только контроль своего поведения, умение интерпретировать мимику и жесты партнера, но и зону личной территории человека, ее психическую сущность. Кроме того, в это понятие включаются национальные особенности поведения собеседников, их взаимное расположение в процессе коммуникации, умение партнеров дешифровать значение использования таких вспомогательных средств, как сигареты, очки, губная помада, зонтик, зеркальце и др.

Невербальное поведение

Думая об общении, мы имеем в виду в первую очередь язык. Однако он является только частью средств коммуникации, причем, возможно, не главной в таком процессе, как общение. Невербальное поведение зачастую играет даже большую роль. Мы используем при общении множество способов, чтобы передать свои чувства, мысли, стремления и желания окружающим людям. Такие средства коммуникации именуются невербальными. Это означает, что слова или предложения не используются в них. Общение, рассматриваемое в широком смысле, происходит не только вербально.

Невербальные каналы коммуникации

Их можно разделить на две категории. Первая - это невербальное поведение, а вторая - характеристики, не относящиеся к нему.

Поведение "невербальное" включает в себя все виды поведения (кроме произнесения слов), имеющие место в процессе общения. К нему относятся:

  • поза, ориентация и наклон тела;
  • жесты и движения ног;
  • высота, тон голоса и иные его вокальные характеристики, интонация и паузы, скорость речи;
  • прикосновения;
  • дистанция при общении;
  • взгляд, а также визуальное внимание.

Таким образом, невербальное поведение включает в себя как то, что обычно ассоциируется у нас с активным самовыражением, так и то, что относится к более трудноуловимым и менее ярким проявлениям.

Что касается неповеденческой она охватывает множество сигналов и источников сообщений, которые нельзя вывести непосредственно из поведения. Интересно, что на межличностное общение оказывают влияние такие мелочи, как использование типа одежды, времени, архитектурных сооружений, где мы работаем и живем, косметические поправки, вносимые нами в свою внешность. Все это определяется как скрытые Подобные неповеденческие моменты в процессе общения передают информацию собеседнику наряду с невербальным поведением и языком. Вербальное и невербальное общение при восприятии нами человека составляют единое целое.

Невербальное поведение - это в психологии достаточно сложная и глубокая тема. Однако некоторые моменты вовсе не сложно запомнить и учитывать в повседневной жизни. Ниже представлены некоторые особенности невербального поведения, умение интерпретировать которые очень важно для

Жесты и позы

Движения тела и рук передают множество сведений о человеке. В частности, в них проявляются непосредственные эмоциональные реакции индивида и состояние его организма. Они позволяют собеседнику судить о том, каким темпераментом обладает человек, какие у него реакции (сильные или слабые, инертные или подвижные, замедленные или быстрые). Кроме того, движения тела и различные позы отражают множество черт характера, степень уверенности человека в себе, порывистость или осторожность, раскованность или зажатость. Социальный статус индивида также проявляется в них.

Такие выражения или "стоять на полусогнутых" - это не просто описания поз. Они определяют, в каком психологическом состоянии находится индивид. Также нужно отметить, что жесты и поза - невербальное поведение человека, в котором проявляются усвоенные индивидом культурные нормы. К примеру, если мужчина воспитан, он не станет разговаривать сидя, если его собеседником является женщина и она стоит. Это правило действует вне зависимости от того, как мужчина оценивает личные достоинства данной женщины.

Знаки, которые передаются телом, очень важны при первой встрече, так как аспекты личности характера собеседника проявляются не сразу. Например, если вы устраиваетесь на работу, во время собеседования следует сидеть прямо. Этим вы продемонстрируете свою заинтересованность. Также следует смотреть собеседнику в глаза, но не чересчур настойчиво.

Как агрессивное положение тела расценивается следующее: человек находится в напряжении, он готов к движению. Тело такого человека подано несколько вперед, как будто он готовится к броску. Данная поза будто сигнализирует о том, что с его стороны возможна агрессия.

Очень большую роль в общении играют жесты. Привлекая внимание, можно призывно махать рукой. Можно сделать отмахивающийся раздражительный жест, покрутить рукой у виска. Аплодисменты означают благодарность или приветствие. Один или два хлопка в ладоши - это способ привлечь внимание. Интересно, что хлопки использовались для привлечения внимания богов в целом ряде языческих религий (перед жертвоприношением или молитвой). Собственно, современные аплодисменты пошли именно оттуда. Арсенал значений, которые передавались и передаются хлопками в ладони, очень широк. Это и понятно, ведь данный жест является одним из немногих, которые производят звук, причем достаточно громкий.

Мимика

Мимика - это невербальное поведение личности, заключающееся в использовании человеком своего лица. Мы способны выделять и интерпретировать самые тонкие движения лицевых мышц. Знаковые функции имеют положение или движения различных деталей лица. К примеру, брови мы приподнимаем в удивлении, страхе, гневе или приветствии. Известно, что еще Аристотель занимался физиогномикой.

Мимика у животных и первобытных людей

Следует отметить, что не только у человека, но и у высших животных присутствует мимика как невербальное коммуникативное поведение. Гримасы человекообразных обезьян хотя и бывают похожи на человеческие, однако зачастую выражают другие смыслы. В частности, оскал, который люди могли бы принять за улыбку, выражает угрозу у обезьян. Животное поднимает десны, чтобы продемонстрировать свои клыки. Многие млекопитающие (волки, тигры, собаки и др.) поступают точно так же.

Кстати, этот знак угрозы, по всей видимости, когда-то был свойствен и человеку. Это подтверждает то, что оскал у ряда первобытных народов является не только улыбкой, но также и знаком ожесточения или угрозы. Для данных народов клыки подсознательно все еще служат боевым оружием. Кстати, и в современной культуре сохранилась память об этом значении такой гримасы: существует фразеологизм "показать зубы", значение которого - "продемонстрировать угрозу или сопротивление".

Сигналы, посылаемые глазами

Сигналы, посылаемые глазами, тоже относятся к мимике. Известно, что женщины стреляют глазками, кокетничая. Можно сказать "да", моргнув ресницами. Открытый, прямой взгляд в глаза собеседника считается признаком свободного и сильного человека. Этот взгляд имеет свои биологические корни. У первобытных народов, а также в животном мире он часто является вызовом. Гориллы, к примеру, терпят возле себя людей, однако человек при этом не должен глядеть в глаза вожаку, так как последний расценит это как посягательство на его лидерство в стаде. Известны случаи, когда телеоператор подвергался нападению самца гориллы, так как животное подумало, что блеснувший объектив камеры - это вызов, прямой взгляд в глаза. И в наши дни в человеческом обществе такое невербальное поведение считается смелым. Известно, что когда люди не уверены в себе, когда они робеют, они отводят глаза.

Тактильная коммуникация

К ней относятся похлопывания, прикосновения и т. п. Использование таких элементов коммуникации свидетельствует о статусе, о взаимных отношениях, а также о степени дружбы между собеседниками. Взаимоотношения между близкими людьми выражаются в поглаживаниях, объятиях, поцелуях. Отношения между товарищами часто предполагают похлопывания по плечу, рукопожатия. Подростки, подобно детенышам животных, порой имитируют потасовки. Так они борются за лидерство в игровой форме. Подобные отношения между подростками выражаются в пинках, тычках или захватах.

Следует отметить, что знаки, которые передают невербальные средства коммуникации (прикосновения, поза, мимика и др.) являются не такими однозначными, как слова, которые мы произносим. Чаще всего они интерпретируются с учетом ситуации, то есть тех условий, в которых наблюдаются.

Одежда как способ невербальной коммуникации

В общении между людьми известны и некоторые другие способы невербальной коммуникации. Например, к ним относятся украшения и одежда. Допустим, если сотрудник пришел на работу в нарядной одежде, мы можем предположить по этому знаку, что сегодня у него день рождения или ему предстоит важная встреча. Использование одежды в качестве средства сообщения часто практикуется в политике. К примеру, кепка Лужкова, бывшего мэра Москвы, сообщала о том, что он мэр "из народа", мэр-"работяга".

Таким образом, невербальное поведение личности в психологии можно рассматривать во множестве аспектов. Это явление представляет интерес не только для ученых, но и для обычных людей. Неудивительно, ведь культура невербального поведения, как и культура речи, используется в повседневной жизни. Умение правильно интерпретировать слова и жесты пригодится каждому. Глубокое понимание смысла вербального/невербального поведения людей способствует эффективному общению.

  1. Введение.
  2. Общее представление о языке телодвижений.
  3. Восприимчивость, интуиция и предчувствия.
  4. Врожденные, генетически приобретенные и культурно обусловленные сигналы.
  5. Основные коммуникативные жесты и их происхождение.
  • Пальцы колечком, или «о’кей!»
  • Большой палец, поднятый вверх.
  • Знак «V».
  • «Жизненные» примеры.
    • Как понять девушек?
    • Трогать или не трогать?
    • Молодая пара.
    • На конференции.
  • Пространственные зоны у горожан и местных жителей.
  • Общее представление об языке те лодвижений.
  • Совокупность жестов.
  • Конгруэнтность – совпадение слов и жестов.
  • Другие факторы, влияющие на интерпретацию жестов.
    • Влияние профессии и т.п. факторов.

    · Влияние социального статуса и власти.

    1. Можно ли подделать язык телодвижений?
    2. Заключение.
    3. Список литературы.

    Введение.

    В структуре общения можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (обмен информацией между общающимися индивидами), интерактивную (организация общения между общающимися индивидами) и перцептивную (процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания).

    Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, представлениями, чувствами, установками и т.д. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

    Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

    Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.

    Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:

    · оптико-кинетическую, которая включает в себя жесты, мимику и пантомимику;

    · паралингвистику и экстралингвистику (паралингвистическая – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапозон, тональность. Экстралингвистическая – включение в речь пауз, плача, смеха);

    · организация пространства и времени коммуникативного процесса (также выступает особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации);

    · визуальный контакт («контакт глаз», имеющий место в визуальном общении).

    В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Чарльзом Дарвином, который считал, что выражения лица, которые служат для передачи различных эмоций, едины для всех человеческих существ вне зависимости от культурной среды. При этом он исходил из своей теории об эволюции человеческого рода. Однако уже в начале 50-х гг. два исследователя Брюнер и Тагири опубликовали исследование, явившееся плодом тридцатилетней работы, в котором доказывалось, что единых и неизменных образцов для выражения эмоций не существует.

    И все же через 14 лет три исследователя: Экман, Фризен (из Нейропсихиатрического института Лэнгли Портера в штате Калифорния) и Соренсон (из Национального института неврологических заболеваний и слепоты) обнаружили свидетельства, которые подтвердили положение Дарвина.

    Они провели свои исследования в Новой Гвинее, на Борнео, в Соединенных Штатах, Бразилии и Японии, среди представителей культур сильно отличающихся друг от друга на трех различных континентах и пришли к выводу о том, что: "Показ одного набора фотографий человеческих лиц, на которых были запечатлены различные эмоциональные выражения, вызвал среди представителей всех исследуемых культур одинаковые оценки".

    По мнению этих трех исследователей, их вывод противоречит теории, исходящей из того, что выражения лица являются результатом заученного поведения. Исследователи считали, что мозг человека запрограммирован таким образом, чтобы поднимать уголки губ вверх, когда он испытывает удовлетворение, опускать уголки вниз, когда он чем-то недоволен и так далее – в зависимости от эмоций, которые генерируются в мозгу.

    Помимо этих способов для выражения эмоций исследователи перечислили "обусловленные культурой поведенческие правила, которые усваиваются в начале жизни".

    "Эти правила, - писали они, - предписывают как выражать то или иное эмоциональное состояние в различных ситуациях в обществе; они зависят от социальной роли человека и его демографических характеристик; они отличаются друг от друга в зависимости от типа культуры".

    В ходе проведения своего исследования его организаторы старались свести к минимуму посторонние влияния. В настоящее время это нелегко сделать из-за повсеместного распространения телевидения, кино и печатных материалов. Однако исследователи старались проводить работу в изолированных регионах и там, где преобладает неграмотное население. Кажется, эта работа доказала, что мы можем с помощью генетического кода получать и передавать по наследству некоторые основополагающие реакции. Мы рождены с элементами бессловесной связи. Мы можем сделать так, что ненависть, страх, веселое настроение, печаль и другие наши эмоции благодаря нашей мимике, становятся известны другим людям, хотя нас не обучают этому.

    Разумеется, это не противоречит тому, что мы должны также научиться многим жестам, которые означают одно в одном обществе и нечто иное - в другом обществе. В западном мире мы привыкли покачивать головой из стороны в сторону для того, чтобы сказать "нет" и кивать головой сверху вниз, чтобы сказать "да", но в ряде общин в Индии смысл этих жестов будет противоположным. Движение головой сверху вниз будет означать отрицательный ответ, а покачивание головой из стороны в сторону - положительный.

    Вообще, именно общая моторика различных частей тела вызывает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Причем, как я уже сказала выше, эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах.

    Общее представление о языке телодвижений.

    Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков, мы изучали родной язык, иностранный, многие изучают языки программирования, другие изучают международный язык эсперанто. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык - это язык жестов, мимики и телодвижений человека – «боди лэнгвидж».

    Впервые серьезным исследованием этого языка занялся в конце 70х годов Аллан Пиз, который является признанным знатоком психологии человеческого общения и автором методики обучения основам коммуникации.

    Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

    Эти данные заставляют нас задуматься о значении «невербалики» для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка – языка телодвижений, на котором все мы с вами разговариваем, даже не осознавая это.

    Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

    Восприимчивость, интуиция и предчувствия.

    Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что «шестое чувство» подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами. Опытные лекторы называют это «чувством аудитории». Представьте, что ваши слушатели все как один откинулись на спинки кресел и скрестили на груди руки. Восприимчивый оратор сразу же почувствует, что его слова не достигают цели. Он поймет, что нужно изменить подход, и попытается изменить настроение аудитории. А если лектор не обладает восприимчивостью, он будет продолжать в том же духе, и его постигнет неизбежный провал.

    Женщины обычно более чувствительны, чем мужчины, и этим объясняется существование такого понятия, как женская интуиция. Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. Вот почему очень немногим мужьям удается обманывать своих жен, тогда как женщины способны запудрить мозги любому мужчине, да еще так, что он сам об этом никогда не догадается.

    Врожденные, генетически приобретенные и культурно обусловленные сигналы.

    Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или обусловлены культурной средой. Разрешить эту проблему помогли наблюдения за слепыми, глухими и глухонемыми людьми, которые не могли научиться невербальным сигналам у окружающих или визуально. Проводились также исследования жестов, существующих в различных странах мира, а также поведения наших ближайших родственников, человекообразных обезьян и мартышек.

    Похожие публикации