Всемирный потоп легенда читать. Мифы о всемирном потопе у разных народов

Только одному человеку он сохранил жизнь.

Звали этого человека Ной. Он был трудолюбивый и добрый.

И сказал Бог Ною:

Люди стали жестоки и злы. Я затоплю их землю и уничтожу всякую тварь живую!

И велел Бог Ною построить огромный корабль - ковчег - из самого крепкого дерева. Чтобы в ковчеге этом было три палубы - три этажа: верхняя палуба, средним и нижняя. Чтобы дверь в ковчеге, была сбоку. Да хорошенько надо просмолить Ковчег изнутри и снаружи.

Когда построишь ковчег, - сказал Бог, - войдёшь в него со своей семьёй. Но сначала приведи в ковчег всех зверей и птиц по паре. Всех, какие есть на земле, даже летучих мышей и червей, земляных не забудь ваять с собою в ковчег! Да побольше напаси для всех корма! Собери семена деревьев и трав полевых.

Сделал Ной, как сказал Бог. Всех погрузил, даже пчёл и лягушек. Семена развесил по ковчегу в мешочках, кокосовые орехи и луковицы повесил стыками.

И когда, наконец, Ной поймал двух Воробьёв, он вошел в ковчег, и Бог затворил за ним дверь.

Как только Бог затворил за ним дверь, ударил гром, тьма накрыла землю, горы наклонились, небо разверзлось и хлынул дождь.

И шёл дождь сорок дней И сорок ночей.

И нельзя было понять, где небо и где земля, где верх где низ. Всё было - вода! Ночь была днём, а день ночью.

Когда хлынула вода, люди спасались на крышах, на деревьях, убегали в горы.

Медведи спасались вместе с оленями, волки в горах дрожали вместе с овцами, а вода всё прибывала!

Смыло волнами с горных вершин слонов. Они плавали и трубили хоботами, а львята карабкались к ним на спины.

И скрылись в пучине вершины гор, и потонули слоны и львы, и только огромный Ноев ковчег швыряло волнами как щипку.

Долго носился Ноев ковчег по волнам, и не было ни клочка земли, ни островка, только чёрная вода и чёрное небо. Иногда глухо стукнет в борт ковчега дерево, вырванное с корнем. Притихнет Ной с семейством, притихнут звери, закричит испуганная обезьянка, да корова перестанет жевать сено.

Наконец вспомнил Бог о Ное и обо всех тварях, которые были с ним в ковчеге. И послал Ною знамение, что потоп кончился: засияла над землёй радуга.

Слышит Ной: стукнулся ковчег, покачивает его и бьёт о камень. Ной открыл окно, видит - из воды торчит вершина горы Арарат.

Посмотрел Ной вокруг: вода и вода, конца ей не видно, всюду мутные воды блестят на солнце.

Прошло семь дней.

Выпустил Ной чёрного ворона. Возвратился ворон: нет берега, негде отдохнуть ворону.

Прошло ещё семь дней.

Выпустил Ной белого голубя. Долго летал голубь, возвратился, сел Ною на плечо, клюв раскрыл, отдышаться не может: нет берега, нет ветвей на деревьях, негде отдохнуть голубю.

Утром опять улетел голубь. Долго ждал его Нон. Солнце опустилось в красные воды. Видит Ной - летит к нему голубь и зеленый масличный лист держит в клюве. Понял Ной, что где-то есть сухая земля.

Отдохнул голубь и опять улетел. Долго ждал его Ной. Но на этот раз не вернулся голубь в ковчег. Стала вода убывать.

Горы обсохли, и холмы обсохли, в низинах лужи блестят на солнце. Потом вдруг схлынула вода - и земля обнажилась.

В нижеследующей статье я представлю вам сравнительное описание различных историй о потопе, существовавших у разных народов и мы попробуем понять откуда они берут свое происхождение.
Это отрывок из моей книги "Вера, Истина и Свобода."

По всему миру существует более 500 древних повествований о потопе, во многом схожих.
Существует древний шумеро-аккадский миф о потопе, где Бог Энки (Эа) предупреждает праведника Ут-напишти (аккадск., шумерск.-Зиусудра), мудрого и набожного правителя города Шуруппак, о том, что боги хотят наслать на землю потоп и тот спасается на построенном ковчеге с семьей, друзьями и животными от потопа, длящегося 7 дней и ночей. "Ты, человек из Шуруппака, сын Убар-Туту: брось свой дом и построй себе корабль! Откажись от имущества и спасай свою жизнь! Отрекись от добра и сохрани свою жизнь! Возьми с собой на корабль семя всех живых существ..."
По окончании потопа ковчег прибило к горам страны Урарту. (В библейском тексте то же самое слово - передано на русский в варианте Арарат. Урарту - древняя страна на указанной территории.) По окончании потопа богиня Иштар вознесла к небу дугу своего ожерелья (по видимому радугу) в знак того, что потоп больше никогда не повторится. Ему также было велено спрятать книги со знаниями в тайном месте. [Эпос о Гильгамеше.].

Схожая версия изложена и в Библии о Ное (Ноах евр.), где Бог насылает потоп за грехи человечества, но там дождь идет 40 дней, а всего усиление потопа простирается на 150 дней и еще потом несколько месяцев потоп сходит на нет.

В греческом сказании говорится о Девкалионе и его жене Пирре. Здесь Зевс, разгневанный на людей, решает утопить мир. На Земле находятся единственные праведники, правитель города Фтия Девкалион и его жена Пирра. По совету Прометея они строят деревянный ящик и спасаются от девятидневного потопа, уничтожившего все человечество. На десятый день они пристали к горе Парнас (или Этне), принесли жертвы Зевсу и стали родоначальниками послепотопного человечества. [Овидий, Аполлодор, Павсаний, Гигин, Гесиод].

Есть история о потопе у египтян

["Книга коровы"], а так как разливы Нила там постоянны, то здесь речь явно не об этом. Правда тут потоп не губит людей, а спасает от ярости богини Сехмет. Есть у египтян намек и на иной потоп. Вот что сказано в "Книге мертвых", слова произносит бог мудрости Тот: "Они воевали, они погрязли в раздорах, они причиняли зло, они возбуждали вражду, они совершали убийства, они творили горе и угнетение... Вот почему я собираюсь смыть все, что ни сотворил. Земля должна омыться в водной пучине яростью потопа и снова стать чистой, как в прежние времена".

В тайских и мон-кхмерских сказаниях люди спасаются от потопа в гигантской тыкве, на севере Таиланда и в Лаосе рассказывают о спасении от потопа на плоте с домиком, построенном для людей некими сверхсуществами.

Во Вьетнаме есть предание о спасении от потопа брата и сестры вместе с парами животных всех пород в деревянном сундуке. У народа мео, живущего во Вьетнаме, брат и сестра спасаются в деревянном барабане, взяв с собой зерна и животных. Очень интересно, что по их преданиям потоп наступил за строительство башни, полностью идентичной Вавилонской из Библии, вплоть до смешения языков (!) - то есть слегка наоборот, также у них есть предание о Рае, грехопадении, поразительно сходное с библейским. Память этого народа заслуживает большого доверия, так как они описывают свою прародину, как место где пол года день и пол года ночь, холодно и одежду шьют из меха, растения и животные низкорослы - трудно представить более точное описание полярных областей Сибири. И тем не менее гарантировать, что сходство местных легенд с библейскими не проистекает из привнесенных источников, я не могу.

О потопе повествуют древнеиндийские сказания о Ману-Вайвасвате. Ману пощадил и спас маленькую рыбку, которая обещала спасти его от потопа. Ману вырастил ее, выпустил в море и снарядил по ее совету корабль. Вскоре начался потоп, Ману привязал корабль к рогу приплывшей рыбы и она привела его к возвышающейся над водами горе. Затем потоп схлынул, уничтожив все живое на земле. Ману остался один, но, принеся богам жертву, получил от них себе жену. От Ману и пошли все люди. Рыбу считаю аватарой Брахмы или Вишну, которая (который), кстати, как и Эа Ут-напишти, велит Ману сохранить книги с древнем знанием. (Аватара - др.инд., дословно "нисхождение" - земное воплощение божества в смертном существе ради спасения мира, верующих, или научения законам и добродетелям) ["Шатапатха-брахман", "Махабхарата", "Матсья-пурана"].

Упоминания про "допотопные" знания есть и у Иосифа Флавия.

В древнекитайском мифе потоп произошел в результате сражения бога огня Чжу-жуна и демона вод Гун-гуна. Гун-гун проиграл и, решив покончить с собой от огорчения, стал биться головой о гору Бучжоушань. Самоубийство не удалось, но земля и небо изменили свою первоначальную форму, и мир оказался перед угрозой гибели, поскольку эта гора была той опорой, на которой покоилось небо. Последствиями этой битвы были огромные катаклизмы: горные леса охватил страшный пожар, а воды, хлынувшие из земли, затопили сушу. Люди, которые успевали уйти от настигавшей их воды в горы, подвергались там нападению хищных животных и птиц. ("Шай хань цзин" - "Книга гор и морей".), затем с наводнением многие годы боролся божественный Гунь, строя дамбы и проводя другие ирригационные работы, а затем его сын Юй успешно завершил работы отца, попутно победив породившего потоп Гунгуна и других чудовищ. ["Шуцзин", "Шицзин"].

Есть легенда о потопе у ненцев (север России). Люди спасались от потопа на плоту, взяв с собой животных, за потопом последовала засуха и голод. У селькупов люди спаслись от потопа на лодке.

Среди Североамериканских племен инуитов, луизенов, гуронов, алгонкинов, ирокезов, сиу и других также известен миф о потопе.
Племя индейцев чикасо утверждало, что мир был погублен водами потопа, "но спаслась одна семья и по паре животных каждого вида".
У индейцев Южной и Центральной Америки, как и у Североамериканских, потоп также упоминается во многих, очень отличных друг от друга, легендах ("Ватикано-Латинский кодекс"), иногда встречаются сюжеты, очень даже сходные с библейско-шумерским вариантом - племена юнка и чоко, где спасшиеся от потопа люди выпускают животных для проверки пригодности земли к жизни после потопа.

Ковчег упоминается у индейцев Карибских островов.

Вот что говорят о потопе легенды инков: "За некое прегрешение люди, жившие в древнейшие времена, были уничтожены Создателем. После потопа Создатель явился из озера Титикака, создал Солнце, луну и звезды и возродил человечество."
Вот другой вариант мифа о создании и потопе: "Великий бог-создатель Виракоча создал мир для людей. Вначале он сотворил небо и землю. После вырубил из камня гигантов и оживил их. Сначала все шло хорошо, но после гиганты передрались и перестали работать. Виракоча решил их уничтожить и превратил одних в камень, а других утопил в великом наводнении" {Сравните с мотивом гигантов из Библии (Быт. 6, 1-7.) и из апокрифических иудейских и христианских преданий, приписывающих Адаму, Еве и допотопным людям огромный рост. Допотопные гиганты - довольно распространенный мотив в мифологии.}

А вот какое предание инков записал католический священник Кристобаль де Молина: "В потопе погибли все расы людей и их создания, ибо воды поднялись над высочайшими горными вершинами. Никто из живых существ не уцелел, кроме мужчины и женщины, которые плавали в ящике {в русской Библии слово ковчег передает еврейское слово тэйва, что и означает буквально ящик} . Когда воды отступили, ветер отнес ящик в Тиауанако {древний город и культовый центр доинкской цивилизации возле озера Титикака}, где создатель начал расселять людей разных народностей. ("Описание сказаний и образов инков", о. Кристобаль де Молина.)

По одному из вариантов мифа ацтеков в потопе уцелели только два человеческих существа: мужчина Коскостли и его жена Шочикецаль. Предупредил их о потопе, конечно же, бог и надоумил построить большую лодку, в которой они и спаслись от потопа. По окончании потопа они причалили к большой горе и стали родоначальниками человечества.

У Центральноамериканских индейцев мечоаканесек бог Тескатлипока решил погубить человечество при помощи наводнения, оставив в живых лишь Теспи с женой и детьми. Тот погрузился на большой корабль со всеми домочадцами, с животными, птицами и семенами растений. По окончании потопа корабль пристал к горе. Повторяется также мотив поочередного выпускания птиц, как и в Ближневосточных версиях. Потом, конечно, их дети населили всю Землю.

В эпосе киче-майя (Гватемала) "Пополь-Вух" {не путать с Вини-Пухом - принципиально различные концепции)))))} с неба льется не просто вода, но черная вода, смола, которая уничтожает человечество. В книге майя Юкатана "Чилам-Балам" (книга пророка ягуара) говорится следующее:«Неожиданно налетел исполинский ливень, шел дождь, когда тринадцать богов лишились своих жезлов, обрушились небеса, пали на землю, когда четыре бога, четыре бакаба сокрушили ее». {Бакабы - боги, держащие небеса над землей с четырех сторон, подобно столбам, на манер греческого Атланта (Атласа).}

В мифе тевтонов, перекликающемся со скандинавскими эддическими сюжетами и имеющим общую с Эддами терминологию и героев, повествуется о потопе, последовавшим за другими бедствиями, и в результате которого осталось лишь малое число людей.

Есть упоминания о потопе и в мифах Африки, Австралии и Полинезии.
{Кстати, греческое слово катаклизм (kataklysmos), которым мы описываем любое глобальное бедствие, в дословном переводе означает потоп.}

А вот какой оригинальный миф существует у дагонов, африканского племени, создавшем некогда довольно интересную цивилизацию и мифологию: "Амма (демиург, в переводе - создатель материального мира) воскресил Номмо в человеческом облике (прежде тот был принесен в жертву на небе). Номмо спустился с неба на землю в ковчеге вместе с предками людей, животными, растениями, минералами, а сам принял свою первоначальную форму - рыбы, и стал жить в воде. Спуск ковчега совпал с появлением солнечного светила и пролитием очищающего и животворящего дождя. На земле, снова ставшей чистой и плодовитой, появилась жизнь. Люди размножились." Не смотря на то, что ковчег здесь спускается с "неба", наличие очищающего дождя, омовения земли, самого ковчега, рыбы и других сходств с мифами о потопе, дают возможность предположить, что речь идет именно о потопе, лишь история о нем подверглась большим искажениям, чем вышеупомянутые. Предполагать в ковчеге космический корабль, на основании его спуска с "неба", я не вижу никаких оснований, из-за столь сильного сходства с другими мифами о потопе. "Небом" могло быть нечто более высокое - возвышенности, горы, или водная поверхность времени потопа. (Правда, некоторые другие части мифологии дагонов, как, например их знание о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, Солнца вокруг своей оси, Луны вокруг Земли; о двойной (или даже тройной) природе звезды Сириус, вплоть до точного описания звезды-спутника и ее периода вращения, о четырех крупнейших спутниках Юпитера, кольцах Сатурна, о спиральных галактиках и многих других астрономических реальностях, которые стали известны современной науке лишь относительно недавно, так просто не объяснить, но это уже другая история. Они также верят в множественность населенных миров во вселенной, но это как раз не представляется чем-то особенным и непонятным.)

Но были ли все эти потопы одним Всемирным или многими локальными? Если судить только по данным раскопок, то все возможно.

О многократности Потопов свидетельствует в частности и Платон: "...За девять тысяч лет случилось много великих наводнений {а именно столько лет прошло с тех времен (со времен Атлантиды) до сего дня}, земля не накапливалась в виде сколько-нибудь значительной отмели, как в других местах, но смывалась волнами и потом исчезала в пучине. ...Прежде всего акрополь выглядел совсем не так, как теперь, ибо ныне его холм оголен и землю с него за одну необыкновенно дождливую ночь смыла вода, что произошло, когда одновременно с землетрясением разразился неимоверный потоп, третий по счету перед Девкалионовым бедствием." (Платон "Критий".)

В легендах ацтеков также упоминается несколько потопов, что косвенно свидетельствует о локальном характере описываемых потопов, хоть в мифах им придается всемирный характер.

Но откуда такое сходство многих версий, причем на разных концах планеты? Это заимствование образов через культурные контакты или независимые описания единого события? Одна ли группа людей спаслась или их было много в разных странах? Тут можно долго спорить, а вот произошел ли потоп по велению Бога (богов) или по естественным причинам - это уже вопрос более значимый. От чего же зависит принятие или не принятие той или иной точки зрения, если обе (или многие - с промежуточными), потенциально, имеют шанс на правоту? Ведь не от количества же фактов?! Да и как их считать - на вес или на штуки?))) Это зависит только от уже существующей веры.

А кто же были эти таинственные существа, предупреждавшие людей о потопе? Просто выдуманные личности? Возможно, это были сверхъестественные боги или единый Бог и его ангелы? Возможно, это были просто более развитые существа - или из древней и неизвестной нам цивилизации, если таковая была, или, как бы это не прозвучало фантастично, они были представителями инопланетной цивилизации.

Эта тема поднималась в огромном количестве публикаций - как серьезных, так и предвзятых и бездарных. Нижеследующий текст приводится полностью из работы А. Склярова "Миф о потопе: расчеты и реальность", так как в данном отрывке господин Скляров четко и сжато скомпоновал различные аспекты и взгляды на данную теорию, проработав исходные публикации, упоминаемые в тексте, за что выражаю ему глубокую признательность. Данная гипотеза является именно гипотезой и ни Скляров, ни я не утверждаем, что это правда, это лишь возможный вариант:

"Почти все версии мифа о Потопе указывают на участие в описываемых событиях неких разумных существ, резко отличающихся от людей, как по способностям, так и по уровню развития. Чаще всего они фигурируют под названием "боги", но надо учитывать, что за исключением более поздних версий истории Потопа (вроде Ветхого завета) под данным термином подразумевается иное содержание, нежели в наши дни. Боги древних мифов больше похожи на людей, чем на некое всепроникающее, всепорождающее и всеопределяющее непознаваемое существо современных религий. Конечно, можно остаться на позиции официальной истории, категорически отвергающей восприятие всерьез описаний существ, обладающих в том числе и "сверхъестественными" (с точки зрения современной науки) способностями, и продолжать считать таких существ лишь порождением религиозных фантазий наших предков. Это личное дело каждого читателя... Во множестве версий мифа о Потопе указывается на то, что перед самым катаклизмом боги предупреждают людей о надвигающейся беде и подсказывают им способы спасения. Как из самого этого факта, так и из деталей описания этих событий уже можно сделать несколько выводов. И, прежде всего: боги знали о катаклизме заранее. По одной из версий (довольно распространенной) боги сами сознательно вызвали Потоп, чтобы уничтожить провинившихся перед ними людей. Такой антигуманный поступок выставляет представителей высшего разума (т.е. богов) в весьма неприглядном виде, но в их "оправдание" можно сказать то, что данная версия преобладает лишь в более поздних вариантах мифов, в которых очень велика вероятность искажения событий, имевших место в столь отдаленной действительности. И хотя сам автор относится весьма скептически к данной версии причин катаклизма XI тысячелетия до н.э., следует отметить, что и она достаточно корректно может быть совместима с "метеоритной природой" Потопа. Ведь в качестве инструмента реализации недобрых намерений боги, будь они хоть сверхъестественными существами, хоть просто представителями высокоразвитой цивилизации, вполне могли выбрать астероид соответствующих размеров и подкорректировать его орбиту... По другой версии катаклизм явился лишь побочным результатом внутренних разборок самих богов между собой (что тоже не исключает метеоритной причины Потопа). Автору же больше всего импонирует одна из наиболее ранних версий: боги не имели никакого непосредственного отношения к причинам катастрофы. "...В эпической поэме "Атрахасис" говорится, что библейский "бог" был в действительности не "единым Богом", а "многими богами". Далее, в этом повествовании, подробно изложенном на табличках, говорится, что "они эти боги" не насылали Потоп намеренно. В действительности на совете богов было принято решение, что от людей следует держать в тайне приближение Потопа, который боги были не в состоянии предотвратить" (А.Элфорд, "Боги нового тысячелетия"). "В "Поэме о Гильгамеше" содержится живое и драматическое описание последних приготовлений, и герою велено наблюдать за отъездом самих богов [из-за Потопа]... После того как... воды успокоились, боги возвратились на Землю" (там же). Оказавшись невольными свидетелями встречи Земли с астероидом, боги по каким-то причинам не смогли (а может быть, и не захотели) предотвратить данное космическое событие. Но, будучи существами весьма образованными (на что указывают практически все мифы), они оказались способными предугадать или просчитать его последствия. Обращает на себя внимание факт практически полного соответствия "божественных" предупреждений тем последствиям, которые реально имели место. Так, скажем, для районов, расположенных поблизости от морского побережья или в низменностях, наибольшую угрозу представляла водная стихия (цунами и/или подъем уровня моря). Жители этих районов получили предупреждение от богов именно о "потопе" вместе с рекомендацией спасения на плавсредствах. В Индии "Вишну [бог] предупредил Ману [человека] о грядущем потопе. (То же самое и в других версиях потопа с постройкой плавсредства.) В некоторых предгорных районах Южной Америки, близких к морю, корабли и лодки были не нужны, и люди получали от богов совет спасаться от Потопа на высоких горах. Для регионов, расположенных в глубине материка или высоко над уровнем моря, водная стихия была не страшна; гораздо более опасные последствия могла иметь "ударная зима". Именно здесь (по мифам Южноамериканских Анд и Иранского плоскогорья) боги предупреждают людей о приближающихся холодах, рекомендуют построить теплые укрытия и запастись провизией. В районе же падения метеорита (регион вокруг Филиппинского моря - {по расчетам автора}) упоминаний о каких-либо предупреждениях людей со стороны богов в мифологии практически не встречается. Оно и понятно: шансов выжить здесь у кого-либо было очень и очень мало... Подобная "прозорливость" богов не требует наличия у них каких-либо сверхъестественных способностей, поскольку даже современные знания нашей цивилизации вполне позволяют рассчитать время и место падения метеорита при его (не дай Бог!) приближении к Земле на опасное расстояние, а также оценить возможные последствия подобного события. Боги же, судя по мифам, в целом ряде позиций намного превосходили наш уровень развития... Таким образом, наличие в мифологии о Потопе дополнительных действующих лиц не противоречит логике реалистичности исторической картины. Даже упоминание о том, что боги после катаклизма "вернули воды на место", "разогнали тучи", "поместили вновь на небо Солнце, Луну и звезды" не требует в обязательном порядке наличия у богов сверхъестественных способностей. Если обладать развитой системой наблюдения и прогнозирования геологических и климатических процессов, то, просчитывая заблаговременно какие-либо события (скажем, прекращение "проскальзывания" земной коры или наступление ясной погоды), можно представить их в глазах примитивных зрителей "результатом" собственных действий и использовать это в своих интересах. А факт того, что деяния богов в древних мифах зачастую весьма далеки от бескорыстных поступков, вряд ли возьмется кто-либо серьезно оспаривать."


К сожалению, табличка, на которой был записан миф , сохранилась не полностью, и начало мифа отбито. Мы можем восполнить смысл недостающих фрагментов по его более поздней вавилонской версии. Она вставлена, как рассказ, в эпос о Гильгамеше "О все видавшем…" . Первые читаемые строки повествуют о сотворении человека, о божественном происхождении царской власти и об основании пяти старейших городов.

Далее речь идет о том, что на совете богов было принято решение наслать на землю потоп и уничтожить все человечество, но многие боги огорчены этим. Зиусудра, правитель Шуруппака, представляется набожным и богобоязненным царем, который пребывает в постоянном ожидании божественных снов и откровений. Он слышит голос бога, скорее всего Энки, сообщающий ему о намерении богов "уничтожить людское семя".

Дальнейший текст не сохранился из-за большой трещины, но, судя по вавилонскому аналогу, в нем Зиусудра получает подробные наставления по строительству огромной лодки, чтобы спастись от неминуемого бедствия.

Текст возобновляется ярким описанием потопа. В течение семи дней и семи ночей на земле бушует буря такой силы, что даже боги боятся ее. Наконец на небе появился бог Солнца Уту, который осветил и обогрел землю. Зиусудра простерся перед ним ниц и принес в жертву волов и овец.

Последние строки мифа описывают обожествление Зиусудры. Он получил в дар "жизнь как у бога", то есть бессмертие и вместе с супругой был перенесен в божественную райскую страну Дильмун.

Вавилонская версия мифа о потопе существует в виде самостоятельной легенды об Атрахасисе и в виде, упомянутой выше вставки в эпос о Гильгамеше. В последнем рассказе имя героя звучит как Утнапишти. Оно является почти дословным переводом на аккадский язык имени Зиусудры - шум. "нашедший жизнь долгих дней". По-аккадски Утнапишти означает "нашел дыхание".

Миф о потопе сохранился и в виде всем известного библейского предания о Ное , и в трудах историка Бероса, писавшего на греческом языке. Только у Бероса Зиусудра зовется Ксисутросом, а богом, предупредившим его об опасности, был Кронос.

Первые 37 строк разбиты.

Истребление моих человеков...
Мной сотворенное богине Нинту...
Воистину я возвращу ей.
Я верну народ к местам их обиталищ.
Да будут их грады построены, да будут их беды рассеяны.
Кирпичи во всех своих градах на места священные
Воистину пусть они поставят.
На святых местах пусть собраны будут.
Святость воды - огня гашение - да будет
В праведности установлена.
Обряды, могучие Сути совершенными воистину будут,
Землю вода да оросит, благостный мир я им дам".

Когда Ан, Энлиль, Энки, Нинхурсаг
Черноголовый народ сотворили,
Живность в земле начала множиться буйно,
Всевозможные четвероногие твари
узором достойным покрыли долины.

Более 30 строк разрушено.

"Труды их усилий хочу я направить.
Строитель Страны да прокопает землю, да заложит основы".

Когда Сути царственности с небес спустились,
Могучий венец и царственности престол с небес спустили,
Он сотворил их обряды, он могучие Сути
Совершенными сделал.
Он основал селенья и грады.
Он имена им нарек, доли им он распределил.

Первый из них - Эредуг, вождю Нудиммуду его он дал.
Второй - жрице небес - Бадтибиру он ей дал.
Третий - Лараг, Пабильсагу его он дал.
Четвертый - Сиппар, герою Уту его он дал.
Пятый - Шуруппак, Суд он его дал.
Этим градам он дал имена, он столицами их назначил.
Он не прекратил разливы, он прокопал землю,
Он принес им воду.
Малые речки он очистил, провел оросительные протоки.

40 строк разрушено

В те дни Нинту... свои творенья...
Светлая Инанна за своих человеков плач заводит.
Энки сам с собою советуется.
Ан, Энлиль, Энки, Нинхурсаг,
Боги Вселенной именем Ана поклялись,
Именем Энлиля поклялись.
В те дни Зиусудра, помазанник божий...
Навес овальный себе построил...
В покорности, благоговейно, со смиренными,
Праведными словами...
Каждый день он стоял, склоняясь...
То не сон, то выход его речений...
Дабы заклясть небо и землю.

В Киуре бога... стена...
Зиусудра, у края встав, слышит...
"Край стенки слева, ну-ка, послушай!
Край стенки, скажу тебе слово, прими мое слово!
Будь внимателен к моим наставленьям!
Потоп пронесется надо всем миром,
Дабы семя человечества уничтожить.
Окончательное решенье, слово божьего собрания...
Решение, реченное Аном, Энлилем, Нинхурсаг,
Царственность, ее прерывание..."

Около 40 строк, разрушено

Все злобные бури, все ураганы, все они собрались вместе.
Потоп свирепствует надо всем миром.
Семь дней. Семь ночей.
Когда потоп отбушевал над Страною,
Злобный ветер высокой волною
Отшвырял огромное судно,
Солнце взошло, осветило небо и землю,
Зиусудра в огромном своем корабле отверстие сделал,
И солнечный луч проник в огромное судно.
Царь Зиусудра
Пал ниц перед солнцем-Уту.
Царь быков заколол, много овец зарезал.

Разрушено около 40 строк.

Жизнью небес и жизнью земли они поклялись,
Ан и Энлиль жизнью небес и земли поклялись о том.
Кто укрылся,
Дабы живое из земли поднялось,
Дабы оно для них вышло.
Царь Зиусудра
Пред Аном, Энлилем смиренно простерся.
Энлиль с Зиусудрою ласково заговорили.
Когда жизнь, словно богу, ему присудили,
Жизнь долгую, словно богу, ему изрекли,
Тогда они царя Зиусудру,
Кто имя жизни сберег, человечества семя спас,
Поселили его в стране перехода, в стране Дильмун, там,
Где солнце-Уту восходит...
"Ты..."

Конец разрушен.

Перевод В. К. Афанасьевой

Миф о потопе

Третий из наших основополагающих мифов – это миф о потопе. В рассматриваемом случае несколько фрагментарный шумерский миф был значительно расширен, и вавилонский вариант мифа о потопе стал частью «Эпоса о Гильгамеше». Непосредственно вавилонским вариантом «Эпоса о Гильгамеше» мы займемся несколько позже, однако миф о потопе связан с «Эпосом о Гильгамеше» как часть приключений героя.

Проблема смерти, болезней и поисков бессмертия практически отсутствовала в шумерской мифологии, но она очень заметна в семитских мифах. В «Эпосе о Гильгамеше» она возникает перед Гильгамешем, когда умирает его друг Энкиду, о котором мы еще поговорим при рассмотрении других частей эпоса. Сейчас нас больше интересует связь между эпосом и мифом о потопе. После описания смерти Энкиду и скорби Гильгамеша по другу миф рассказывает нам, что Гильгамеша потрясла мысль о том, что он тоже смертен. «Когда я умру, разве я не буду подобен Энкиду? Страх поселился во мне.

Страшась ее, я странствую по пустыне». Единственным смертным, которому удалось избежать смерти и найти тайну бессмертия, был предок Гильгамеша Утнапиштим. Это вавилонский аналог Зиусудры, шумерского героя сказания о потопе. Гильгамеш решает отправиться на поиски своего предка, чтобы раскрыть секрет бессмертия. Его предупреждают об опасностях, подстерегающих в пути. Ему говорят, что прежде, чем он доберется до цели, ему надо будет перейти горы Машу и реку смерти. Подобное оказалось под силу только богу Шамашу. Тем не менее, Гильгамеш преодолевает все препятствия и приходит к Утнапиштиму. Текст прерывается как раз в том месте, где описывается их встреча. Когда текст снова становится разборчивым, мы читаем, что Утнапиштим рассказывает Гильгамешу о том, что боги сохранили для себя секрет жизни и смерти. Гильгамеш спрашивает у него, как же ему удалось достичь бессмертия. В ответ Утнапиштим рассказывает ему историю о потопе. Она записана на одиннадцатой табличке «Эпоса о Гильгамеше». Это самая полная и хорошо сохранившаяся часть эпоса, который зафиксирован на двенадцати табличках. Этот миф был широко известен на Древнем Востоке. Подтверждают это недавно обнаруженные фрагменты хеттского и хурритского вариантов этого мифа.

Утнапиштим предупреждает Гильгамеша о том, что история, которую он собирается поведать ему, – это «тайна богов». Утнапиштим говорит о себе как о человеке из Шуруппака, древнейшего из городов Аккада. Эа тайно сообщает ему, что боги решили уничтожить все ростки жизни на земле, наслав на нее потоп. При этом о причинах такого решения ничего не говорится. Эа велит Утнапиштиму построить ковчег, на который он должен принести «потомство всего живого на земле». В мифе приводятся размеры и форма корабля. Судя по этому описанию, корабль имел форму куба. Утнапиштим спрашивает Эа, как ему объяснять жителям Шуруппака свои действия, и Эа говорит, что он должен сказать, якобы он прогневал Энлиля, и тот изгнал его со своей земли. Утнапиштим говорит им: «Теперь я отправлюсь вниз, на самое дно, где буду жить со своим повелителем Эа». Затем он говорит, что Энлиль ниспошлет на них изобилие. Таким образом, жители обмануты относительно намерений богов. Далее следует описание процесса строительства корабля и его погрузки:

‹Все, что я имел› погрузил я туда:

Все серебро сложил на корабль;

И золото все принес;

И всех божьих тварей согнал я туда.

А также семью и родных.

И с полей, и из степи

Всех букашек принес я туда;

И всех мастеровых привел на корабль.

Затем в красках дается описание бури. Адад гремит раскатами грома; Нергал сносит створы ворот, которые сдерживают напор вод верхнего океана; Ануннаки поднимают свои факелы, чтобы «воспламенить землю от их огня».

Сами боги встревожены происходящим и, как собаки, трусливо жмутся к стене небесного дома. Иштар, которая, очевидно, и подговорила богов погубить людей, сожалеет о содеянном, и боги вторят ей. Буря бушует шесть дней и ночей. На седьмой день она стихает. Утнапиштим выглядывает наружу и видит перед собой опустошенную равнину: «Все люди превратились в глину».

Корабль причаливает на горе Низир. Утнапиштим выжидает семь дней и посылает голубя, который возвращается, не найдя пристанища. Затем он отправляет в полет ласточку, но и она возвращается. Наконец, он высылает ворона, который находит пищу и не возвращается обратно. Утнапиштим выпускает с корабля всех собравшихся там и приносит жертву богам. Боги чувствуют аромат и, словно мухи, слетаются к месту жертвоприношения.

Приходит Иштар, дотрагивается до своего ожерелья, сделанного из ляпис-лазури, и клянется никогда не забывать случившегося. Она упрекает Энлиля за то, что он решил уничтожить ее людей. Затем появляется Энлиль. Он в ярости оттого, что кому-то из людей было позволено избежать смерти. Нинурта упрекает Эа в том, что он выдал секрет богов. Эа спорит с Энлилем, защищая Утнапиштима. Энлиль уступает и дарует Утнапиштиму и его жене бессмертие, которым обладают боги. Он повелевает, что отныне они будут жить далеко у устья рек. На этом заканчивается повествование о потопе. Оставшаяся часть этой таблички и вся двенадцатая табличка посвящены истории о Гильгамеше. Хотя раскопки в Месопотамии доказали, что в древности Ур, Киш и Урук не раз страдали от страшных наводнений, все же нет никаких оснований полагать, что какое-то из этих наводнений затопило всю страну, кроме того, наводнения случались в разное время и были различной силы. Тем не менее, этот миф основан на факте необычайно сильного наводнения, хотя он и был связан с погребальными ритуалами и идеей поиска бессмертия. Однако нет убедительных доказательств, что миф о потопе, подобно мифу о творении, стал обрядовым мифом. Сейчас мы перейдем к описанию других ассиро-вавилонских мифов, которые обнаружены в различных захоронениях, открытых археологами в последние годы.

«Почти во всех культурах мира существуют поразительно похожие друг на друга легенды о Вселенском потопе - их более пятисот.

Во всех этих легендах один и тот же сюжет: человечество погибает от Потопа, спасается только один человек со своей семьей.

В западных странах этот человек известен под именем Ной, ацтеки называют его Нене, на Ближнем Востоке его зовут «Атрахасис», Утнапишти или Зиусудра. Что касается спасательного средства, то в Библии оно называется “ковчег”, то есть корабль; в месопотамских сказаниях это подводное судно, а в легендах ацтеков речь идет о выдолбленном бревне» (А.Элфорд, «Боги нового тысячелетия»).

В частности: «...месопотамский миф о наводнении во многом перекликается со знаменитой библейской историей о Ное и потопе. ...при всем разнообразии вариантов предания потомству всегда передается главное, а именно: была глобальная катастрофа, которая почти полностью уничтожила человечество» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).

В Индии «...ученые обнаружили версии Великого Потопа! Ману - дравидийский Ной, а помогла ему спастись от гибели некая рыба джхаша (в которой воплотился творец мира Брахма, а по другим версиям - хранитель мира Вишну). «Шатапатха Брахмана», содержащая эту историю, тоже старше Библии! О Потопе же говорит и «Махабхарата»» (В.Бацалев, А.Варакин, «Тайны археологии»).

По индийской мифологии «Вишна [бог] предупредил Ману [человека] о грядущем потопе. Он прислал ему большой корабль и велел погрузить в него по паре всех живых существ и семена всех растений, а потом сесть туда самому» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).

А в греческом варианте «...люди были уничтожены Зевсом, царем богов.... Мстительное божество воспользовалось для очистки Земли всеобщим потопом... В этом потопе погибло все человечество, за исключением нескольких людей, бежавших на самые высокие горы» (там же).

«В мифах о потопе, существующих в Лаосе и северном Таиланде, рассказывается, что много веков тому назад в верхнем королевстве обитали существа тен... Однажды тены объявили, что, прежде чем съесть что-нибудь, люди должны в знак уважения делиться с ними своей едой. Люди отказались, а тены в ярости устроили наводнение, которое опустошило землю» (там же).

«Существуют японские предания, согласно которым острова Океании появились после того, как мир был уничтожен наводнением и потом воссоздан богом Тангалоа. Самоанцы верят в наводнение, которое некогда стерло с лица Земли все человечество» (там же).

В мексиканской мифологии «разрушение явилось в виде проливного дождя и наводнений. Горы исчезли, и люди превратились в рыб...» (там же).

«...в Эквадоре, индейское племя канаров хранит древнюю историю о наводнении, от которого два брата спаслись, взобравшись на высокую гору» (там же).

«В провинции Анкасмарка, что в пяти лигах от Куско, индейцы рассказывали следующую басню. За месяц до потопа их овцы (ламы) закручинились, днем они ничего не ели, а ночью следили за звездами. В конце концов пастух поинтересовался, что их беспокоило, и они ответили, что расположение звезд предсказывает гибель мира от воды. Услышав это, пастух посоветовался со своими шестью детьми, и вместе они приняли решение собрать сколько можно пищи и овец и подняться на вершину очень высокой горы под названием Анкасмарка.

Они говорят, что по мере подъема уровня воды, гора становилась все выше, и потому потоп так и не смог накрыть ее полностью, а когда вода спала, гора тоже уменьшилась. Таким образом, шесть детей того пастуха вновь заселили тот район...» (Кристобаль де Молина).

«В доколумбовом Чили арауканы сохранили предание о том, что некогда случилось наводнение, от которого спаслись лишь немногие индейцы. Они бежали на высокую гору под названием Тегтег, что означает «гремящая», или «сверкающая», которая имела три вершины и была способна плавать в воде» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).

«На крайнем юге континента легенда народа ямана с Огненной Земли повествует: «Потоп вызвала женщина-Луна. Это было время великого подъема... Луна была полна ненависти к человеческим существам... В то время утонули все, за исключением тех немногих, кто сумел бежать на пять горных вершин, которые вода не покрыла»» (там же).

«У луизенов из нижней Калифорнии есть легенда о наводнении, которое затопило горы и уничтожило большую часть человечества. Лишь немногие спаслись, сбежав на высочайшие пики, которые не скрылись, как все окружающее, под водой. ...Дальше к северу такие же мифы были записаны у гуронов. Легенда горцев из семьи алгонкинов рассказывает, как Великий Заяц Мичабо восстанавливал мир после потопа...» (там же).

«В «Истории индейцев дакота» Линда... излагается миф ирокезов о том, как «море и воды некогда нахлынули на землю, погубив всю жизнь человеческую». Индейцы чикасо утверждали, что мир был погублен водами, «но спаслась одна семья и по паре животных каждого вида». Сиу тоже говорили о времени, когда не оставалось сухой земли и все люди исчезли» (там же).

«Жители Огненной Земли... говорили, что Солнце и Луна «упали с неба», а китайцы - что «планеты изменили свой путь. Солнце, Луна и звезды стали двигаться по-новому»... У тарахумара в северной Мексике сохранились легенды о разрушении мира в результате того, что изменился путь Солнца.... Другое племя с Огненной Земли, пехуэнче, связывает наводнение с длительным периодом тьмы: «Солнце и Луна упали с неба, и мир оставался без света» .

«У ряда племен австралийских аборигенов... есть поверье, что своим происхождением они обязаны великому наводнению, которое смыло ранее существовавший ландшафт вместе с обитателями. Согласно мифам о происхождении ряда других племен, ответственность за потоп лежит на космическом змее Юрлунгуре, символом которого является радуга» (там же).

«В гимнах Виракоче, записанных Пачакути Ямки, встречается термин ананкоча, буквально - «море сверху», в прямом отношении к звездным небесам. Что бы еще ни означал данный миф, источники надвигавшегося потопа находились где-то снаружи, в астрономической сфере» (У.Салливан, «Тайны инков»).

«В другом мифе о Кецалькоатле, также записанном на науатле, мы узнаем, что смерть Четвертого Солнца (предшествующего Пятому Солнцу, которое ацтеки старались сохранить в живых) пришла от рук звезд. Этот миф, переработка несколько более старой (и, вероятно, уничтоженной) версии, имеет свой точный дубликат в Андах, в мифе о ламе и потопе. Для ацтеков звезды были врагами Солнца, Пятого Солнца» (там же).
«...древние, да и более поздние традиции неоднократно связывали предание о всемирном потопе с символикой комет...» (Н.Мамуна, «Зодиак мистерий»).

Подобное сходство мифов практически на всей Земле может иметь одну из двух причин.

Во-первых, сходство мифов могло было быть порождено их единым автором. Однако результаты различных достаточно глубоких исследований реально отметают подобную точку зрения.

«Всего в мире таких легенд [о потопе] известно более 500. Исследовав 86 из них (20 азиатских, 3 европейских, 7 африканских, 46 американских и 10 из Австралии и Океании), доктор Ришар Андре пришел к выводу, что 62 полностью независимы от месопотамского и еврейского вариантов» (там же).

Тогда остается признать, что за всеми этими древними преданиями стоит некий реальный катаклизм, следы которого неизбежно должны обнаруживаться и в наше время.

Похожие публикации