Final Fantasy XV отзывы и обзоры. Обзор Final Fantasy XV: Royal Edition — сказка, ставшая еще масштабнее

Полноценной сюжетной номерной Final Fantasy нам пришлось ждать долгие годы. За это время много воды утекло - была выпущена замечательная Final Fantasy XIII-2, вышла взрослая и мрачная Final Fantasy Type-0 (версия для PS4 в приоритете), появилась уникальная и атмосферная MMORPG Final Fantasy XIV (в итерации A Relam Reborn ), совсем недавно Square Enix поделилась с нами теплой, акварельной World of Final Fantasy в ретро-стилистике.

Фанатам главного сериала Square Enix было чем заняться. Но основные надежды возлагались, разумеется, на первую, истинную Next-Gen Final Fantasy, в которую за декаду превратилась некогда амбициозная Final Fantasy Versus XIII от Тетсуи Номуры.

Вот она в наших руках, диск с Day One Edition (судя по всему, такое издание будет продаваться долго), мечом Masamune и некоторыми другими бонусами. Перед тем, как преступить к ознакомлению с главной JRPG поколения (таковой она будет оставаться до выхода Final Fantasy XVI, никаких вариантов нет), порекомендую вам посмотреть Kingsglaive и Brotherhood.

Дело в том, что в дорогом CG- фильме и в дешевом короткометражном мультипликационном сериале мир и мотивации персонажей «пятнадцатой» раскрываются куда полнее, чем в самой игре. Без них Final Fantasy XV кажется еще более пустой, незавершенной, недосказанной, чем есть на самом деле (а именно таковой она, увы, и является). Так что будем воспринимать весь фан-набор, как часть единого целого.

А теперь непосредственно об игре, которая наверняка успела разочаровать большинство поклонников серии, которые знакомы с сериалом с 1990-х (а некоторые, так и вовсе с 1980-х). Так или иначе. И сначала о плохом, недостатках.

Недостатки Final Fantasy XV

Первая и самая главная проблема Final Fantasy XV кроется в ее сюжете. Нельзя сказать, что слабом. Все дело в рваном повествовании, недосказанности, преступно-коротком сценарии. Сцен на движке (и вне его, они есть в количестве полутора штук), важных для продвижения по сюжетной линии недостаточно. Я не считал, но не удивлюсь, если важных постановочных моментов, работающих на продвижение истории и развитие персонажей, не наберется и на два часа.

Сюжет Final Fantasy XV

Множество важнейших событий происходит за кадром. Хорошо, с падением Инсомнии худо-бедно разобрались в Kingsglaive. Но реакция Ноктиса на смерть горячо любимого папы удивляет - пару строк диалогов, чуть-чуть высокопарных фраз от друзей приятелей и всё; дальше побежали хохотать, отпускать колкости и весело колесить по просторам.

Будут спойлеры, да . Читайте с осторожностью . Мотивация брата Лунафрейи так и остается до конца непонятной. Нет, по контексту всё ясно, но в игре этого совершенно не раскрывается. Вроде бы один из центральных персонажей, а уделяют ему всего пару экранных минут. То же и с королем империи. Удивительно, но, если пропустите пару фраз в диалоге, брошенных в битве с одним из рядовых врагов (даже не боссов, нет), вы даже не поймете, что расквитались именно с ним, одним из знаковых злодеев!

Игнис, ваш собрат по оружию, теряет зрение за кадром, становление Ноктиса, его взросление, превращение из тинэйджера в 30-летнего мужика, там же; а после он просто гибнет нелепо и камерно. Гладио, играющий тут роль взрослого и сурового охранителя царственного покоя, неожиданно начинает кричать на главного героя, хотя две минуты назад все было прекрасно. Нет последовательности, нет сильных моментов, за исключением разве что большой и центральной сцены с Лунафреей, где последняя гибнет в духе Айрис из Final Fantasy VII.

Да и дополнительных пластов, подоплеки, второго дна нет ни у одной из рассказанных в игре историй, обрывочно-клиповый «монтаж» совершенно не подходит монументальному сериалу. Отказываюсь верить, что Final Fantasy впредь будут такими; ориентированными исключительно на массового пользователя, желательно западного, эдакий попкорн не самого высокого качества. Катастрофически низкие продажи игры в Японии доказывают, что я не одинок в своем мнении.

Игровой процесс Final Fantasy XV

А дальше? Дальше - хуже. К «ужасам» Final Fantasy XV относятся отвратительные дополнительные задания. Читал тут у западных рецензентов, что они хвалят некоторые, называют их интересными. Врут же, не краснея. Ни одного достойного, сколько-нибудь увлекательного сайд-квеста здесь нет. Вообще! Даже самые простые «посыльные» квесты из того же «Ведьмака 3» на голову выше всего, что может предложить дополнительного Final Fantasy XV. Мы либо «приносим», либо «относим», либо ловим, допустим, лягушек, а иногда убиваем какого-нибудь монстра. Не интересно, не изобретательно, занудно. И мало! В игре всего 14 NPC, которые дают вам эти самые однотипные и унылые задания. Добавим сюда охоту на местную фауну (при этом, взять можно лишь одну «охоту» за раз; архаика запредельная). Всё. И весь этот кошмар призван «удлинить» слишком короткую сюжетную драму с 15 в среднем часов до 35-40, а то и вовсе до 70-80, если кому-то попросту делать нечего.

Где-то с 9 главы приключение превращается в линейный скоростной забег, где локации и города сменяются со скоростью где-то от пяти до четырех в тридцать-сорок минут, главные персонажи мрут еще быстрее, преимущественно за кадром.

13 глава Final Fantasy XV

А потом наступает злополучная 13 глава, которую Square Enix уже грозиться исправить. Бесконечный забег по унылым и узким лабиринтам на пару-тройку часов - это собственно то самое плохое и самое гадкое, что есть в Final Fantasy XV. А после вас ждет быстрый финал…

Недостатки можно перечислять и дальше. Унылая система магии (урезанный вариант из Final Fantasy VIII), которой большинство вовсе не станет пользоваться, примитивная боевая система с возможностью контролировать исключительно главного персонажа, недостаток городов на карте (их, это, всего два, да). Есть от чего расстраиваться. Вы боялись за судьбу серии после трилогии Final Fantasy XIII? Что же, теперь будет еще страшнее…

Что в Final Fantasy XV хорошего?

Косяк на косяке сидит и косяком погоняет? А вот и не совсем так. В Final Fantasy XV есть много хорошего.

Главное и уникальное достоинство игры в том, что она идеальна передает дух так называемого дорожного приключения. Ваш автомобиль является центральным, краеугольным камнем всего повествования. Регалия наше всё и великолепная находка для жанра в целом. Еще бы управление было нормальным, а не линейным… Передвижение по карте мира занимает время, но именно эти поездки под музыку из всех серий Final Fantasy (правда, вокальные композиции остались за бортом; почему!? крик души, не вопрос) вы запомните больше всего.

Кроме того, дружба четверых героев передана на удивление хорошо. Вы будете им сопереживать, слушать бесконечные и невероятно разнообразные диалоги вне сюжетной линии, а именно во время хождений по карте, прогулок по улицам городов, поездок на авто. Собственно, более четко обозначенных дружеских мужских отношений (без всякой романтики, замечу; никакой голубизны тут нет, не нужно нагнетать) вы не найдете ни в одной другой игре. Гладио, Игнис и Промпто со своими умениями (один находит предметы, другой умеет готовить, третий фотографирует) не только лучшие друзья Ноктиса, но и наверняка станут вашими. А сцена уже после финальных титров добавит глубины всему происходящему.

Мир Final Fantasy XV

Наконец, мир игры, та, часть которая открыта, действительно впечатляет. И визуально, и с точки зрения разнообразия ландшафтов. Изучать мир интересно, приятно, натыкаться постоянно на что-то новое, отгородившись от сюжета. Ехать в ночи в поисках близлежащего отеля, дабы спастись от демонов, когда бензина очень мало - всё это дорогого стоит. Final Fantasy XV умеет впечатлять.

Кроме того, удачной находкой являются фото, которыми вы можете делиться в социальных сетях, система приготовления блюд, рыбалка, отлично-реализованная система Чокобо, на спине которых вы проведете не мало веселых часов, да и распределение уровней по ночам в отелях, на свежем воздухе, в трейлерах - всё это достоинства мира игры, добавляющие самобытности.

Впечатлила и местная Венеция, Альтиссия, город гондол - правда, тут уже исключительно визуально. Заданий тут нет, есть лишь с десяток охотничьих заданий.

Графика Final Fantasy XV

Анимация персонажей, внимание к деталям исключительное. Призывные существа грандиозные и могучие, чуть ли не лучшие Summon’ы со времен Final Fantasy IX, подземелья могут быть увлекательными. Женские персонажи, включая Синди, Аранею, саму Лунафрейю получились на редкость правдоподобными, харизматичными.

И от всего этого становится еще грустнее. Потенциал у игры был. Сдается мне, что все хорошее, что в ней было как раз от талантливого Тетсуи Номуры (в том числе и открытый мир), а все остальное уже от Табаты, которому проект такого уровня доверили впервые.

Final Fantasy Versus XIII

Заметили, насколько многое в Final Fantasy XV отсутствует? Помните видео-ролик с E3 2013? Ничего из того, что там показано, в финальную версию так и не вошло. Нет и многого из планировавшегося для Versus XIII (та игра должна была стать жестокой, даже кровавой, реалистичной; Final Fantasy XV в основном мила и совершенно не шокирует).

Вся эта история напоминает случившееся с Xenogears с ее великолепным первым диском и куцым, урезанным вторым, выполненным виде картинок с текстом… Долгострой нужно было как-то заканчивать, бюджет раздувать боссы не желали; проект провалился в development hell, и в итоге вылился в то, что мы имеем сегодня. Жаль.

p.s.: Табата пообещал улучшить сюжетную линию, разобраться с 13-ой главой, добавить много нового в DLC. Ну, ну.

GoHa.Ru

Final Fantasy XV - настоящий хит. Для меня она полностью оправдала все возложенные на нее ожидания. Тут есть небольшие огрехи и недоработки, но на фоне всей игры они так незначительны, что о них вспоминаешь только тогда, когда пытаешься анализировать игру после финальных титров. А пока сюжетная линия бежит вперед, четверка главных персонажей идет навстречу новым испытаниям, и где-то там маячит тень новых открытий...

Читать обзор полностью

VGTimes

По какой-то причине Final Fantasy XV вобрала в себя худшие сценарные наработки японского игропрома, в результате чего повествование получилось слишком скомканным, разработчики часто делают акцент на необязательных моментах, пропуская необязательные, а страдает от этого всего конечный покупатель. Ему-то очень хочется узнать больше о мире, о злодеях и их мотивации, об оружии, но творцы из Square Enix решили, что без этого можно обойтись....

Читать обзор полностью

Игромания

Все это подводит к мысли, что самые запоминающиеся моменты новой «Финалки» не в сюжетных кат-сценах, а в геймплейных сторонних ситуациях: радость от победы над секретным боссом, двухчасовое шастание по подземельям, язвительные комментарии и милые издевки товарищей. В этом вся магия FF XV. На первый план выходит не псевдоэпичный сюжет, а дружба четырех ребят, ее становление и расцвет на фоне дикого, невообразимо красивого мира.

Читать обзор полностью

Котонавты

Десять лет ожидания не прошли зря. Square Enix подарила нам ещё одно грандиозное приключение, ещё одну интересную историю на вечно актуальную тему дружбы, предательства и любви. Огромный, живописнейший мир (впервые попав в Альтиссию, город на воде, я не мог поднять свою челюсть), атмосферу дорожного приключения и продуманную боевую систему. И пусть это уже не та Final Fantasy, которую мы когда-то знали...

Читать обзор полностью

Игры@mail.ru

Final Fantasy XV - хороший способ познакомить современных игроков с эстетикой японских ролевых игр, не заставляя их осваивать пошаговую боевую систему или терпеть устаревшую графику на платформах Nintendo. Давним поклонникам серии тоже стоит дать новинке шанс: дух приключений тут передан отлично. Другое дело, что знакомство лучше ограничить открытым миром: не спеша катайтесь на ездовых чокобо, выполняйте квесты...

Читать обзор полностью

Playpress

Как-то интересно в конце этого года звёзды сошлись: то Sony ёжика родит (The Last Guardian, в смысле), то вот еще и Square Enix вытащила из производственного ада Final Fantasy Versus XIII, отполировала её под железо консолей нынешнего поколения, окрестила Final Fantasy XV и отправила на золото. В разработке FF XV находилась десять лет. Завтра, того и гляди, Гейб Ньюэлл выкинет в Steam финальную версию Half-Life 3.

Читать обзор полностью

IGN Russia

От JRPG тут осталось крайне мало. Это японская игра с открытым миром, к концу зачем-то превращающаяся в один отвратительный узкий коридор, стены которого представляют собой кладбище нереализованных идей. Мир красивый и интригующий, но на поверку он оказывается пустым и скучным. Геймплей - зрелищный и впечатляющий визуально, при том ограниченный и примитивный. Внимание к мельчайшим деталям во взаимодействиях между персонажами...

Читать обзор полностью

3DNews

Final Fantasy XV, наоборот, решила не идти своим путем, а оказалась просто еще одной игрой с бессмысленным открытым миром и парочкой занятных особенностей вроде перемещения на машине. Здесь есть очень много отсылок к предыдущим частям: от пиксельных героев на экране покупки оружия и напевания победной мелодии до «воинов света» и музыки из старых «финалок». Это приятно и в какой-то мере трогательно для давнего поклонника серии. 6

GameMAG

Final Fantasy XV - это игра упущенных возможностей, которая в очередной раз доказывает, что в Square Enix давно пора что-то кардинально менять. Ни один из элементов проекта, кроме музыки, так и не был доработан до конца, а игру выпустили в сыром недоделанном виде, что особенно заметно после девятой главы. Если вы готовы остановить свое прохождение на десятом эпизоде, терпеть однообразные поручения в красивом открытом мире,

Дата публикации: 09.12.2016 14:27:57

Огромный красивый и детализированный мир Динамичная боевая система Сражения с огромными врагами Внимание разработчиков к деталям Реализация компании четырех главных героев Наличие музыки из прошлых частей серии

Долгие загрузки Реализация использования магии в бою Работа камеры в сражениях Однообразные побочные задания

Оценка игре: 4.0 /5

Вам также может быть интересно

Следующий розыгрыш состоится 1 марта. Успей испытать удачу! Resident Evil 2 (Remake) получает Первопечатник. Компания Sony опубликовала новый список игр в рамках подписки PlayStation Plus. Пользователи, подключившие услуги данного сервиса, смогут опробовать в этот раз лишь два проекта и только...

Опытный геймер

Сообщение отредактировано пользователем 21.01.2017 08:38:15

Dimas8071 писал(а):

в этом и парадокс, она меня бесит как ФФ, хотя прошел я ее с удовольствием, но буду ли я ее перепроходить как проходил 7,8,9 раз за разом? нет. как то не зацепило. нет ни одного момента который по настоящему запал бы в душу (даже в деревне черных магов в 9й ФФ было больше философии и смысла чем во всей 15Й)
ЭТО ТАК ЛОГИЧНО! ЭТО ТАК ЛОГИЧНО! и тд

Согласен, плеваться можно долго. Придраться можно вообще ко всему, кроме, пожалуй, боевой системы.

Я в начале думал: "эх, а в 8-ке то трава зеленей была", и перепрошел еще и ее после 15-й... Не так уж там зелено, как было в первые 2 прохождения... вот уж чего чего, а боевая система в 8-ке просто кошмарно несбалансированная. Вообще в final fantasy частенько со сложностью проблемы. Часто ее просто нет. FF 8 - халява, ff XIII и XIII-2 - press x to win (ну ладно, с черепашками в XIII придется пожамкать на кнопки на скорость), ff x - есть несколько совсем НЕ халявных гонок на чокобо и вообще имеются мозгодробительные квесты типа "увернись от молнии 100 раз подряд без сохранений". В 15-ой сложность как раз оптимальная - есть данж для хардкорщиков (чепойнты и без предметов) в остальных случаях тоже можно встрять на постоянной использование воскрешений и беготню с долблением магией украдкой с большой дистанции.

Саундтрек в начале меня не зацепил... Но потом я распробовал, теперь слушаю и даже ностальгирую.

Игра хорошая, просто ее не доделали.

P.S. из ff VIII, X, XIII и XV мне больше всего понравилась XIII-я часть)

Сообщение отредактировано пользователем 09.01.2017 04:16:34

Platton24 писал(а):

А что вы говорите? Все вами сказанное и есть сплошная критика игры без всяких но - после чего вы говорите, что как игре готовы поставить 4?)

В этом и парадокс, она меня бесит как ФФ, хотя прошел я ее с удовольствием, но буду ли я ее перепроходить как проходил 7,8,9 раз за разом? нет. как то не зацепило. нет ни одного момента который по настоящему запал бы в душу (даже в деревне черных магов в 9й ФФ было больше философии и смысла чем во всей 15Й)
с красивым миром соглашусь на 20%, остальные 80 это: вот вам вулкан, но в радиусе километра ничего не растет ЭТО ТАК ЛОГИЧНО! а вот здесь у нас метеор но в радиусе километра ничего не растет ЭТО ТАК ЛОГИЧНО! и тд
вспомни 9ю(если играл (или посмотри арты) сколько городов: Александрия(город рыцырей), Трено(город вечной ночи и бродяг), Линдблюм (стимпанк), бурмеция (город вечного дождя) таких разных друг на друга непохожих но западающих в душу локаций. есть хоть что то реально запоминающиеся оригинальное в 15й? НЕТ. тунель-пустыня, тунель-лес, тунель-болото и тд

Dimas8071 писал(а):

нам кидают ни рыбу ни мясо, без внятного сюжета и убогим миром. в игре раздражает все (кроме музыкального сопровождения). Я не говорю что игра плохая!
Вспомните что говорили разработчики про сюжет 7й: "мы решили пересмотреть свое виденье рпг, Почему вечно рыцарь должен спасать принцессу?" НЕТ блин, вот вам ИЗБРАННЫЙ БОГАМИ принц, Вот вам СЦЕНА С АЙРИС, вот вам ЧУДО КРИСТАЛ, итд.

А что вы говорите? Все вами сказанное и есть сплошная критика игры без всяких но - после чего вы говорите, что как игре готовы поставить 4?)

Что касается Final Fantasy XV я соглашусь с автором... незримая сказка Final Fantasy 15 из противоречий все равно увлекает и погружает в себя! Лично мне игра очень понравилась, это все та же сказка в невероятно красивом мире которую хочется запомнить!!!

Сообщение отредактировано пользователем 08.01.2017 16:54:35

Наконец увидел нормальную оценку. я честно не пойму откуда западные издания берут "превосходно", "изумительно" 99 баллов и тд. я бы согласился выйди она в 2011 но после эталонного ведьмака (да, да, знаю снова ведьмак) который разрабатывался три года и с гораздо меньшим бюджетом, который подарил огромный живой мир, нам кидают ни рыбу ни мясо, без внятного сюжета и убогим миром. в игре раздражает все (кроме музыкального сопровождения)
я не говорю что игра плохая но это шаг назад по сравнению с 7,8,9,10 и 12 FF. Вспомните что говорили разработчики про сюжет 7й: "мы решили пересмотреть свое виденье рпг, Почему вечно рыцарь должен спасать принцессу?" НЕТ блин, вот вам ИЗБРАННЫЙ БОГАМИ принц, Вот вам СЦЕНА С АЙРИС, вот вам ЧУДО КРИСТАЛ, итд.Вся FF15 это одно сплошное заимствование. ИМХО.
как игра: 4 балла
как FF: 3 балла
Средний балл: 3,5

Добавлено позже:

1NGIBITOR писал(а):

Я прошел почти все в сабже, кроме Pitious Ruins

Сомневаюсь что его кто то прошел(если только на ютубе)) лично я выклюбчил его на 3м часу, думал еще чуть чуть и геймпадом в монитор запущю

Опытный геймер

tunight писал(а):

Если платить фиг знает сколько денег на это, но не ради графики и 50 часов игры))) А ради нормального геймплея сиюжета и открытого мира чтобы можно было пройти игру точно не за 50 часов а за 300.

Я прошел почти все в сабже, кроме Pitious Ruins (там данж с лабиринтами без мобов, скучно для меня), за 130 часов. За 50 часов даже и левел капа не достигнешь, я уже молчу про набор очков способностей, за 130 часов я был еще достаточно далек от полной прокачки персонажей. Еще бы часов 30-50... Но постгейм контент уже, увы, закончился.

Сделали бы все пост-гейм данжи с отключением возможности использовать предметы... И получилось бы еще часиков 20, а то и 50 с матюками и сломаными джойстиками, если уж совсем хардкор устраивать, а, как показала практика, хардкор из сабжа сделать проще пареной репы.

А вот сюжет конечно слаб для final fantasy. В 13-й части было лучше. Песочница простовата. Но с такой боевой системой, можно бесконечно бегать долбить мобов)) Она прекрасна и весьма зрелищна.
Эх, плюшек бы побольше, да мобов понажеристей))

sanAsan писал(а):

Хотите сказать по просмотру на Ютубе нельзя оценить, что из себя представляет игра?

Никогда просмотр игры кого-то где-либо не даст возможности полноценно оценить геймплей. Личный опыт ничем не заменить. Но это уход в оффтоп. Если хотите продолжить тему - лучше в ЛС напишите.

Сообщение отредактировано пользователем 16.12.2016 12:09:23

Дюка писал(а):

Хотите сказать по просмотру на Ютубе нельзя оценить, что из себя представляет игра?

Сообщение отредактировано пользователем 16.12.2016 11:59:59

Дюка писал(а):

Так зачем говорить, что игра скучная и короткая? В Ютубе так сказали?

В сторону 15 части я не смотрю, как увидел сразу понял что игра будет не годной, как я ниже писал, чем дальше делают тем хуже. Будь у меня пс4 я бы её не стал брать даже из за графики. В данной игре плюсов не наблюдается. Если платить фиг знает сколько денег на это, но не ради графики и 50 часов игры))) А ради нормального геймплея сиюжета и открытого мира чтобы можно было пройти игру точно не за 50 часов а за 300.

tunight писал(а):

Дружище, да мир финальной фантазии я бы поиграл, но у меня нет нужных консолей для таких игр, и ни когда не будет, пройду на ютубе.

Так зачем говорить, что игра скучная и короткая? В Ютубе так сказали?

NeoFlash писал(а):

Для ярых фанатов FF не так давно вышла World of Final Fantasy. Очень годная.

Дружище, да мир финальной фантазии я бы поиграл, но у меня нет нужных консолей для таких игр, и ни когда не будет, пройду на ютубе.

Сериал Final Fantasy определенно не нуждается в представлении. За почти тридцать лет его существования под этим названием вышло множество игр, и вряд ли найдется человек, которому пришлись по душе все без исключения номерные выпуски. Не связанные общим сюжетом, они порой разительно отличаются друг от друга сеттингом, настроем и даже геймплеем. И ситуация с пятнадцатой частью сложна и неоднозначна.

Зародилась она как экшн-ориентированный спинофф для PlayStation 3 под названием Final Fantasy Versus XIII за авторством Тэцуи Номуры. Несмотря на многообещающие трейлеры и интерес со стороны общественности, разработка затянулась на долгие годы, и уже мало кто верил, что «Версус» вообще появится на свет. Тем не менее, в 2013 году было объявлено о преображении проекта в полноценную номерную часть, переходе на консоли следующего поколения и смене состава разработчиков, включая даже самого Номуру, которого с поста руководителя сместил Хадзимэ Табата. Невообразимо представить, чтобы изначальная концепция игры после подобных выкрутасов осталась нетронутой, и не совсем ясно было, чего вообще от нее ждать.

Первое же, что мы видим после запуска FF XV, это сообщение, утверждающее, что она предназначена как для поклонников сериала, так и для новичков. Попробуем разобраться, насколько правдиво это чрезвычайно смелое заявление.

Как ни парадоксально, сюжет вы из самой игры едва ли сможете узнать и осмыслить. Начинается все со сцены из самого финала, и того кто посчитал это хорошей идеей, стоило бы сразу уволить. Бессмысленный и беспощадный спойлер, ничего не дающий повествованию, длится всего пару минут и вызывает только лишь недоумение. Практически никакой информации вы не получите и впоследствии просто расслабьтесь и смиритесь с тем, что вам отведена роль Ноктиса, принца королевства Люцис. По наказанию отца вы в сопровождении трех друзей на шикарной машине отправляетесь на собственную свадьбу.

Собственно, это все. На самом деле, существует масса нюансов, например, магический барьер, который король вынужден поддерживать ценой своих жизненных сил, то, что в мире зверствует злая-презлая империя Нифльхейм, тот факт, что невеста Ноктиса - оракул, и так далее. Однако игра не считает нужным все это доходчиво рассказывать. Конечно, зачем вам это, ведь Square Enix выпустила примерно восемь сотен трейлеров, показав чуть ли не всю игру целиком и заспойлив все что только можно, от тонкостей сюжета до основ рыбалки. Искренне надеюсь, что вы их не смотрели.

Ответы на некоторые возникшие вопросы можно найти в полнометражном фильме Kingsglaive, повествующем о важнейших событиях в столице, во время которых наши герои мирно спят в мотеле, а также, в мини-сериале Brotherhood, из которого можно узнать о взаимоотношениях четырех закадычных друзей больше, чем за всю игру. И это при том, что неразлучные товарищи на протяжении путешествия только и делают, что болтают по поводу и без. А вообще, привыкайте, абсолютно все самые важные и интересные события здесь происходят за кадром, а о некоторых судьбоносных происшествиях вообще можно узнать лишь из неприметного газетного заголовка или выпуска новостей по радио. Подача сюжета - одна из главных проблем FF XV, и мы к этому еще вернемся.


Путешествие начинается на обширных просторах королевства. Машина некстати ломается, но на помощь приходит Сидни, бойкая внучка пожилого механика Сида, давнего друга короля Региса. Переняв у деда страсть к механизмам, она с радостью исправит неполадки, а наши герои, тем временем, освоятся в охоте и исследовании местности. Как только ремонт будет завершен, откроется возможность путешествовать на колесах, правда, только в рамках шоссе. Впрочем, притормозить и обследовать любую заинтересовавшую достопримечательность можно в любой момент. Если вздумаете ездить ночью, лучше сразу оставьте эту затею и переночуйте в придорожном мотеле или даже палатке под открытым небом. Ну а если все же отважитесь сесть за руль в кромешной тьме, у вас на пути через каждые 100 метров будут прямо из асфальта вылезать железные гиганты, сражаться с которыми на ранних стадиях смертельно.

Еще абсурднее, что Нокт почему-то автоматически тормозит и вылезает из автомобиля, едва завидев в небе воздушный корабль имперцев, которые еще даже не десантировались и никак не мешают проезду. В любом случае, даже если опасные ночные враги вам по зубам, комфортной поездки не ждите.

На протяжении всей первой половины игры перед нами простираются красивые локации, каждый уголок которых при желании можно изучить. Команда постоянно переговаривается, комментируя встреченные диковинки или происходящие события.

Суровый Гладио не только пополам разрубает врагов мечом, но и знает, где можно добыть полезные предметы. Чопорный Игнис не позволит друзьям голодать, приготовив вкуснейшие блюда, которые вдобавок еще и повысят характеристики после отдыха на природе. Также он всегда готов сесть за руль, если принцу лень будет следить за дорогой. Взбалмошный Промпто, хоть и не очень силен в бою, зато готов увековечить любой понравившийся ему момент на камеру, чтобы потом показать товарищам свои лучшие снимки. Ну а его высочество пристрастился к рыбалке и готов часами сидеть на берегу озера с удочкой в руках, отмахиваясь от комаров и ехидных комментариев зевающих соратников.


Бродить пешком по лесам и полям утомительно, поэтому стоит арендовать чокобо, на спине которого передвигаться вне трассы гораздо удобнее. Птичка с радостью прибежит, едва заслышав звук свистка, и даже может отвесить недругам пару пинков и помочь молниеносно скрыться с поля боя.

Все это действительно ощущается как приключенческая поездка в кругу близких друзей и может доставить массу удовольствия. Ехать по дороге, любуясь на проносящиеся мимо пейзажи под доносящуюся из динамиков автомобиля музыку карты мира FF II (предварительно купив диск, конечно), сломя голову скакать по равнине на чокобо, наслаждаться треском костра на фоне звездного неба и посмеиваться над сделанными за день фотографиями приключений - все это оставляет теплые и радостные воспоминания.


Проблема здесь в том, что, четверо героев давным-давно друг друга знают, но игрок-то не посвящен в подробности их знакомства и должен воспринимать их отношения как данность. Ни одного флешбэка, ни одного квеста, хоть как-то раскрывающего характеры персонажей или дающего более полную картину о них, вы не встретите. Короткие сцены из анимационного Brotherhood дают лишь минимальную информацию, да и почему, спрашивается, нельзя было показать их в самой игре? Из повседневной болтовни можно уловить крупицы информации, да и той крайне мало. В результате, наблюдать за Ноктисом и его спутниками, конечно, интересно, но не покидает ощущение, что вас пригласили на вечеринку в кругу лучших друзей, где вы никого не знаете. Не хватает привычного для JRPG пополнения партии новыми героями, способными разнообразить привычный ансамбль, ведь, помимо закадычной четверки, будут лишь три эпизодических гостя, которые исчезают преступно быстро.

Осознание еще одной проблемы придет позже. Выполняя задания и колеся из одного крохотного поселения в другое, вы рано или поздно поймете, что квесты до ужаса однообразны, а NPC скучны и безлики. Грустный охотник будет дюжину раз посылать вас искать опознавательные знаки павших соратников, пугливый владелец ресторанчика все время не досчитывается каких-то ингредиентов, а эксцентричная дама заставит, проклиная все на свете, выискивать неприметных лягушек. Абсолютное большинство заданий требует лишь принести нужный предмет, и даже старина Сид, вместо того чтобы просто апгрейдить оружие, предлагает по отдельному квесту на каждое улучшение, к тому же еще заставляя ждать результатов.


С охотой все еще хуже. Помните интересные ханты из FF XII, где флан Ультрос появлялся только в том случае, если команда состояла целиком из девушек, Гильгамеш встречал нас на большом мосту, а сумасшедший чокобо Трикстер, стремглав носился по снежным просторам, не давая себя поймать? Так вот, ничего подобного тут и в помине нет. Мало того, что больше чем за одну охоту одновременно браться нельзя (спасибо, господин Табата, что хотя бы на квесты это не распространяется, как в Type-0), так еще и почти все цели представляют собой самых обычных монстров.Словом, открытый мир впечатляет, однако, все то, чем предлагается там заниматься, однообразно, безлико и быстро наскучивает.

Впрочем, то же самое никак нельзя сказать про подземелья. Они радуют нелинейностью, и, что самое главное, уникальными диалогами между персонажами, которые комментируют буквально каждый поворот и тупик. На пути встретятся ловушки, засады и прочие неожиданности, а обилие спрятанной по углам добычи гарантирует, что с пустыми руками вы на поверхность не вернетесь. Расстраивает только однообразие врагов в рамках данженов - сорок минут дубасить одинаковых гоблинов в шахте все-таки утомительно.

Боевую систему стоит похвалить разве что за впечатляющую визуализацию. Анимация атак плавная, разнообразная и зрелищная, а эффекты магии и вовсе великолепны, но привыкнув ко всей этой красоте и немного разобравшись в системах и механиках, замечаешь, насколько же сражения здесь примитивны. В трейлерах Versus XIII было отчетливо видно, что Номура пытался сделать action-RPG схожую с Kingdom Hearts, а то, что получилось в итоге у команды Табаты, походит скорее на миниигру «зажми одну кнопку и нажимай вторую, когда иконка щита на экране появится».

Ноктис может экипировать четыре любых вида оружия, в то время как его компаньоны ограничены лишь двумя - уникальным для каждого из них основным и вспомогательным. Зажав кнопку атаки, можно наблюдать за тем как принц выполняет всяческие трюки и полосует противника мечом, тычет в них копьем, или, на худой конец, опустошает в них обойму из пистолета. Надавив на кнопку защиты, получаем условную неуязвимость, во время которой, ценой MP автоматически игнорируются любые нападки, но это только в теории. Некоторых атак избежать невозможно, поэтому рассчитывать ни на что не приходится. Если враг вознамерился сокрушить вас мощным ударом, появится пиктограмма щита, но таймить ничего не нужно, зажатой кнопки опять же достаточно, после чего можно совершить контрудар. Атаки со спины наносят увеличенный урон, а некоторые части врагов порой можно сломать, но толку от этого не очень много. Вот, в общем-то, и все.

Ах да, еще есть магия. Она не кастуется за ману, а применяется поштучно на манер гранат. Обладая неким количеством специальных флаконов, которые при использовании не исчезают, можно в любой пропорции смешивать эссенцию трех основных элементов - огня, льда и молнии, опционально добавив какой-нибудь предмет. На выходе получаем условно кастомное заклинание, принадлежность и сила которого зависит от вложенной эссенции, а благодаря дополнительному эффекту от предмета может, например, отравлять или лечить. Не стоит забывать о том, что урон получит любой, кто попал в радиус заклятья, так что не удивляйтесь, если по итогам боя с волками, уязвимыми к огню, ваш чокобо резко изменит цвет оперения на черный, а незнакомый негр в темных очках сообщит, что придумал новый рецепт.


Теоретически можно выучить полезные боевые способности, но почти все они пассивные, за исключением разве что так называемого «перфект блока», позволяющего при должной сноровке избегать атак без затрат MP. Оружие стоит переключать в зависимости от того, к чему уязвим конкретный монстр, а для этого его даже не придется его сканировать, достаточно сделать пару ударов и посмотреть на цвет цифр наносимого урона. В конце игры вы будете сражаться абсолютно так же, как и в начале, разве что выучите пару комбинированных атак с союзниками (активировать их можно по желанию ценой некоторой доли автоматически накапливающейся шкалы), но и это необязательно. Все самое полезное все равно получается рано, как например бесценное умение Игниса созывать всю команду в одну точку, полностью восстанавливая здоровье. Wait mode доступный в меню вносит в геймплей достаточно спорный элемент. Если вы остановитесь во время боя, окружающий мир замрет, а вы сможете осмотреться и оценить ситуацию. Возникает резонный вопрос: почему нельзя было повесить эту функцию на отдельную кнопку и не привязывать ее к бездействию? Ничего умнее сканирования супостатов на предмет уязвимостей все равно совершить не удастся, зато бездействие по любому поводу повлечет остановку времени вне зависимости от вашего желания.

Самое же печальное, что напарники неимоверно тупы. Они делают что-то полезное только с вашей подачи, либо включаясь в особо деструктивные атаки, либо выполняя заказанные вами спецприемы. Нет абсолютно никаких настроек поведения, невозможно отдать приказ сконцентрироваться на одной цели или убегать с поля боя. В любом мало-мальски сложном бою они упорно лезут на рожон и дохнут как мухи, вынуждая расходовать на них лечащие и воскрешающие предметы, ведь без пушечного мяса босс тут же переключится на принца и, скорее всего, казнит его каким-нибудь неблокируемым приемом. А ведь после отправления персонажа в нокаут его максимальное здоровье начинает стремительно таять, и для его восстановления приходится либо искать ночлег, либо тратить потерявшие свой эндгеймовый статус эликсиры. При этом хороших, по-честному сложных боев в игре практически нет, они либо до невозможного просты, либо фрустрируют обстоятельствами, на которые вы не в силах повлиять.

Но, предположим, что боевая система вас не расстроила, и исследовать открытый мир вам в радость. Что ж, замечательно, но спешу предостеречь, что продвижение по сюжету лишь неминуемо приблизит вас к разочарованию гигантских масштабов. Исследуйте доступные территории Люциса пока можете, потому что как только вы покинете королевство, открытый мир исчезнет, а повествование окончательно превратится в набор несвязных фрагментов. Обиднее всего, что во время путешествия по новым местам, можно открыть карту и увидеть все те просторы, на которые героям не суждено попасть.

В потрясающе красивой Альтиссии, которой Square Enix посвящали целые трейлеры, вам доступен малюсенький пятачок с магазином и баром, и делать там решительно нечего. Тенебрае лишь пощеголяет величественной панорамой и тут же попрощается с героями. Вся вторая половина игры – это, без преувеличения, мерзкий и узкий коридор, по которому остается идти, обхватив голову руками и сокрушаясь обо всем том, что мы потеряли. Тем временем, за кадром будут происходить важнейшие и грандиознейшие события, о которых нам лишь вскользь упомянут NPC.


Некоторые эпизоды явно были едва доделаны и включены в игру просто потому, что были в трейлерах, при этом эмоции они вызывают совсем иные. Кульминацией же безысходности станет огромный коридорный данжен в тринадцатой главе длинной в несколько часов со стелсом, без напарников и экипировки. Странно, что он не лимитирован по времени, не заполнен водой и не включает эскорт-миссию. Проходя этот сегмент, всерьез начинаешь сомневаться, что все еще играешь в FF XV. О концовке без спойлеров можно сказать лишь то, что Табата опять все сделал по-своему, ведь он так любит выжимать из игроков слезу. Беда в том, что делать он этого абсолютно не умеет, и жалкие потуги на драму на пустом месте смотрятся едва ли естественнее, чем в никчемной Type-0.

Единственное что осталось нетронутым и безболезненно преодолело десятилетний период разработки - божественный саундтрек от Ёко Симомуры. Особенно бодрыми получились боевые мелодии, но и лиричные мотивы во время путешествия и отдыха в городах тоже очень атмосферны. Знаменитый Somnus прекрасен как никогда, но обстоятельства, при которых он звучит, превращают его в реквием по мечтам и надеждам. Долгие поездки поможет скрасить магнитола, для которой можно за символическую плату докупать паки мелодий из большинства номерных частей и даже некоторых спиноффов. Все это можно слушать и на бегу, всего лишь купив портативный MP3 плеер.

Русскую локализацию ругать особенно не за что, но и хвалить, впрочем, тоже. Текст переведен грамотно и в основном выглядит естественно, однако местами проскакивают неверно переведенные из-за явного отсутствия контекста фразы. Встречается и отсебятина, вроде «Наваристого борща со сметаной», и тут уж все зависит от вашего отношения к подобным вольностям, но вот слово «КАЛЕЧЕНИЕ», появляющееся при уничтожении конечностей монстров все же вызывает тоску.


Из материалов отмененной Final Fantasy Versus XIII. Директор разработки Хадзимэ Табата утверждал во многих интервью, что разработку начали с нуля, оставив только основы.

Но складывается впечатление, будто в Final Fantasy XV попало чуть больше, чем ключевые образы и идеи. Она состоит из множества удачных и не очень удачных ситуаций, будто бы собранных из совершенно разных игр.

Две истории вместо одной

Final Fantasy XV можно разделить на две большие и очень разные линии. Во-первых, это история про дорожный мальчишник - четверку друзей, затерявшихся в открытом мире. Мудрый Игнис, могучий Гладио и раздолбаистый Промпто сопровождают принца Ноктиса на свадьбу. По пути глохнет машина - и теперь они без денег, посреди пустыни, вынужденные толкать свою «Регалию« до ближайшей заправки.

Так начинается одна Final Fantasy XV - та, в которой вы путешествуете по интересным местам на карте и выполняете побочные квесты. Квесты по большей части сводятся к охоте на монстров или почтовым поручениям, но открытый мир все равно умудряется затянуть, потому что по пути нет-нет да попадется какая-то неожиданная мелочь.

Тут есть отдельная мини-игра про рыбалку, например. Или ставки на битвы монстров в городском колизее. Даже для сбора ингредиентов на полях, умеренно бесполезного занятия самого по себе, есть неожиданная причина: Игнис готовит из них самую красивую еду в видеоиграх, на которую просто приятно посмотреть.

Но на фоне путевой истории в открытом мире происходит основной сюжет. Именно на фоне - это отдельная сущность, драматический эпос про войну, судьбы людей, легенды мира, пророчества и чуть-чуть про геополитику.

Две истории - причем совершенно разные

Основной сюжет и открытый мир - это два совершенно разных настроения. Из них легко можно было бы составить две раздельные игры, и тем не менее они всегда рядом, хотя сочетаются друг с другом очень странно. Даже главный герой в них воспринимается по-разному.

Со стороны сюжета - принц Ноктис как вершитель судеб. Последний наследник, герой, выступающий при поддержке отважных сподвижников. Его Final Fantasy XV темная, трагичная, но пафосная и возвышенная.

Со стороны открытого мира - легкомысленный принц-нищеброд и троица разнотемпераментных раздолбаев, побирающиеся подработками и ночующие в трейлерах. Эта Final Fantasy XV легкая беззаботная, часто - наивная и абсолютно житейская.

И игра попросту не успевает органично перестраиваться между этими двумя настроениями. Она создает ложное впечатление спешки в основном сюжете, но тут же позволяет отвлечься и заняться какой-нибудь ерундой как ни в чем не бывало.

Разворачиваются войны, гибнут люди. А я? А я останавливаюсь покормить кису. Эта киса очень привередливая, её нельзя так просто взять и покормить. Сперва я ловлю рыбу - сам, ведь тут можно рыбачить. Потом иду к шеф-повару дорогого ресторана с морепродуктами, чтобы тот приготовил из рыбы корм для кисы. А пока тот готовит, я иду ловить еще одну рыбину, чтобы расплатиться ею с шефом.

Войны разворачиваются. Люди гибнут. А мы? Мы развлекаемся как можем.

В основном сюжете полно пробелов

Даже если не брать в расчет диссонанс между центральной историей и открытым миром, сюжет Final Fantasy XV - это великолепный, роскошный, но все-таки бардак.

Многим ключевым персонажам явно не хватает экранного времени. Куда оно делось - становится ясно, если посмотреть аниме-сериал Brotherhood, фильм Kingsglaive и -пролога. Эти истории позиционировали как расширение вселенной для тех, кто хочет знать больше. На деле расширяет контекст разве что Brotherhood, а все остальное его формирует . Это необходимые части истории, которые показывают, почему происходящее действительно важно.

Если не знать про дидактический материал, получится, что практически все ключевые события происходят за кадром. «Ноктис, пока вы проходили подземелье, кое-где произошло кое-что важное, поэтому срочно собирайте вещи и едем еще куда-нибудь», - это самый используемый сценарный инструмент в первые десять-двадцать часов.

Пятнадцатая Final Fantasy дает поразительно мало поводов начать о ком-то заботиться.

Почему гибель Айрис в Final Fantasy VII в свое время так задела многих? Потому что вы проводите с ней целую четверть игры. Первый акт полон интересных сцен и взаимодействий между героями, Айрис и окружающим миром. В итоге к критическому моменту вы многое испытали вместе , и воспринимать происходящее близко к сердцу становится намного проще.

Здесь же похожую связь пытаются наладить не через личное взаимодействие, а через флэшбеки. Они - будто бы чьи-то рассказы о ком-то, кого вы никогда не видели. Почему все расстраиваются после гибели персонажа, ясно. Но ясно лишь потому, что причину расстройства объясняют прямым текстом, вместо того, чтобы помочь прочувствовать её самому.

На полпути игра меняется

При этом то, что начинается часу на пятнадцатом-двадцатом (или намного позже, если вы наседаете на побочные квесты), показывает совсем другую игру. Открытый мир заканчивается, побочные миссии практически исчезают - начинается быстрый путь к развязке, с чередой линейных, эпичных постановочных сцен.

И тогда Final Fantasy XV будто бы собирается воедино. Контраст двух настроений наконец-то начинает работать, потому что вместо беспорядочных переходов туда-обратно, сценарий четко фокусируется на конкретной цели. Лапша не связанных друг с другом ситуаций находит структуру и получает реальное развитие. Впервые отчетливо проявляется разница в характерах главных героев и сталкивает их друг с другом. Первый за долгое время ощутимый внутренний конфликт наконец-то заставляет переживать .

И самое интересное: долгий, неровный период в открытом мире после линейной части начинает казаться по-настоящему необходимым. Он создал эмоциональную связь между игроком и героями, которую не удавалось наладить с другими персонажами. Поэтому события последних актов ударяют намного, намного сильнее.

Отлично в отдельности - странно в сочетании

В Final Fantasy XV многое отлично сделано само по себе, но слабо сочетается или вообще конфликтует с общей картиной.

К примеру, один из самых эффектных и интересных злодеев для серии в принципе. У него есть мотивация, есть стиль, его история заставляет подвергнуть сомнению устройство всего мира. Но вплоть до последних актов он играет роль deus ex machina: появляется из ниоткуда и волшебным образом решает проблемы, мешающие развитию сюжета. Ему дают считанные часы, чтобы как следует поиграть с восприятием игрока и действительно себя проявить.

Другой пример - боевая система. Летать по полю боя, чередуя быстрые сабли и тяжелые железные рельсы, легко шагать по воздуху, растворяться в одном месте и возникать в другом приятно всегда. Магия - дефицит, но она дает ощущение огромной мощи и губит всё на пути, включая подвернувшихся в зону взрыва союзников. И в то же время, хотя механика поддерживает свободное перемещение, тонкое позиционирование и быстрые маневры на большие расстояния, сражаться часто приходится в совсем небольших помещениях. Теснота превращает приятную, воздушную, то напряженную, то расслабляющую боевку в обыкновенный трудночитаемый хаос.

Или поездки на чокобо. Эти грузные, но ловкие страусы кричат, роняют перья, артачатся, отвлекаются на свои дела - они кажутся живыми . Но насколько уместно смотрится Промпто, радостно тянущий команду покататься на птицах, «потому что всегда об этом мечтал», когда пять минут назад произошла одна из главных трагедий в игре?

И так далее. Final Fantasy XV создает яркие, волшебные ситуации - но они чаще существуют в вакууме, чем поддерживают друг друга. Только что ты был в восторге, сейчас возмущаешься и не понимаешь, как такое можно делать в 2016-м, а через десять часов рыдаешь от того, как всё красиво, и делаешь скриншоты раз в три секунды.

Похожие публикации