Саморазвитие: программа развития личности. Как составить план личного развития

План личного развития – план, включающий в себя процессы, касающиеся личного развития человека, его духовный и интеллектуальный рост.

Выделите пять-восемь сфер жизни, которые вы считаете важными. Возможные варианты: работа, дом, дети, отношения с мужем, хобби, уход за собой или другое. Изобразите каждое направление в виде радиуса, расходящееся от общего центра. Дальше оцените по баллам, насколько вы довольны успехами в этой сфере: на 2, 5 или на 10 баллов? Пройдясь по всем аспектам, отложите отрезки, соответствующие бальным отметкам. Замкните отрезки в кривую, похожую на круг. Так, вы получили «кривое» колесо жизненного баланса.

С помощью этого упражнения вам более наглядно видно, где самая проблемная зона, и что требует немедленного вмешательства и развития.

2. Определение формата работы с планом

  • структурный план, использующий планирование с бизнес-органайзером
  • дневниковые заметки по типу «дневник успеха » или «дневник достижений»
  • графическое исполнение в виде карты желаний , интеллект-карты
  • настенный календарь или доска с записями и краткосрочными шагами.

3. Написание детального плана

  • задание общего вектора развития на долгосрочный период
  • описание краткосрочных шагов на1-1,5 месяца
  • выписывание дел на неделю

Такой метод решения задачи от желаемого результата к описанию шагов, способствующих его достижению, называют методом Франклина , по имени его создателя.

В отличие от традиционного планирования, предполагающего шаг за шагом продвигаться к цели, предложенный метод более эффективен и деятелен. Т.к. в этом случае он задействует не только планируемые усилия, но и использует все ресурсы для достижения желаемого. Видя перед собой конечный результат, вы используете и личные таланты , и сложившуюся ситуацию, и создаете дополнительные условия по реализации даже при неблагоприятных условиях.

Если же вы ставите себе целью просто «личное развитие по возможности» и пишите в плане маленький шаг каждый день, типа «позаниматься немецким 15 минут», вы не достигаете результата. Т.к. используете время и ресурсы по остаточному принципу.

Подготовка к выполнению плана личного развития

  • Составьте двухнедельный план по приведению в порядок «хвостов» и нерешенных проблем
  • Подведите итоги за предыдущий период.

Вспомните свой главный успех прошлого года и полный провал. Здесь же полезно выполнить поиск ресурсов: «что хорошее вытаскивает меня вверх» и анализ ошибок: «что надо изменить».

  • Напишите две-три важных цели, расставьте приоритеты. Начните воплощение самой важной

Работа по плану

  • Для целей (что достигать) включите обучение в данной области.

Раз вы еще не достигли желаемого, значит, вам чего-то не хватает для реализации. Возможно, у вас недостаточно знаний или практических навыков. Восполните пробелы с помощью книг, видео, других мультимедиа ресурсов. Пройдите курсы, запишитесь на консультацию к хорошему специалисту.

  • Для бодрости включите ресурсные вещи: аффирмации , диск с музыкой, настраивающей на работу.

Создайте специальные ритуалы для хорошего рабочего настроя. Заведите себе музыкальное сопровождение или почитайте свой дневник успеха, или выполните другое настраивающее действие. Поставьте таймер на 5-10 минут, вдохновляйтесь и действуйте!

  • Для движения вперед вычеркивайте выполненное. Пишите новые цели.

Хорошо мотивирует список выполненных задач. Посмотрите, как много вы уже сделали. Поверьте в силу планирования. Без этого шага невозможно добиться успеха в личном развитии.

  • Вырабатывайте привычки.

Согласно главного принципа системы домашнего менеджмента флай-леди , на формирование одной привычки уходит месяц ежедневных повторений. Вводите по одной новой полезной привычке каждый месяц.

  • Найдите единомышленников.

Поищите на тематических форумах группу поддержки. Тех, кто коллективно проходит задания тематического тренинга. Или заведите онлайн сервис с напоминаниями и выдачей заданий.

Хороший метод реализации задуманного – календарик-пинарик . Возможно, вам подойдет такой способ планирования личного развития. Он представляет собой разлинованный календарь с обратным отсчетом времени. Показывает, сколько еще времени осталось до конца срока. Можно вести в часах или днях.

Способ хорошо отрезвляет от пустых мечтаний. Показывает, как скоротечна наша жизнь, как много времени потрачено впустую и как мало его осталось для действий.

  • Десять способов саморазвития , социальная сеть Diets.ru
  • Индивидуальный план развития, пример которого мы рассмотрим далее, представляет собой инструмент, с помощью которого сотрудник целенаправленно и планомерно занимается развитием у себя нужных качеств и навыков. Сам по себе ИПР - это определенный документ, в котором указываются конкретные цели развития и определенные действия, с помощью которых можно их достигнуть.

    Польза компании

    Именно поэтому в большинстве современных компаний каждому сотруднику составляется индивидуальный план развития. Пример такого документа будет представлен ниже. С его помощью можно реализовать сразу несколько задач:

    • сотрудник начинает более планомерно и целенаправленно заниматься своим развитием;
    • обеспечивается координирование рабочих целей и целей развития;
    • появляются возможности контроля и самоконтроля;
    • конкретные и общие идеи саморазвития переводятся на уровень выполнения конкретных действий;
    • проводится анализ своих слабых и сильных сторон.

    В преимущественном большинстве случаев ИПР используется крупными компаниями в качестве инструмента саморазвития менеджеров, работающих в кадровом резерве. Но это не говорит о том, что он является неэффективным в качестве самостоятельной методики, так как при правильном использовании отыгрывает очень важную роль в улучшении работы персонала.

    Польза сотрудникам

    Для сотрудника пример которого он получает на руки, выгоден следующим:

    • он позволяет своевременно провести подготовку к каким-либо новым проектам, должности или предстоящим переменам в организации;
    • обеспечивается самоорганизация, так как при наличии ИПР гораздо легче вносить в свои рабочие или жизненные планы какие-либо действия и события, помогающие достичь конкретных целей;
    • выделяются приоритеты и расставляются акценты, на которые нужно обратить внимание в процессе развития и обучения.

    За счет системного использования ИПР обеспечивается возможность определения менеджерского потенциала компании, а также прогнозирования основных возможностей ее дальнейшего развития. Также более опытные сотрудники занимаются контролированием процессов развития и обучения. Зная индивидуальный план развития, пример которого выдается каждому менеджеру, компания может заниматься более точным проведением кадровой политики.

    Помимо всего прочего, с помощью ИПР обеспечивается направленность усилий, использующихся в пределах стратегии компании. Принимая участие в составлении ИПР с использованием внутренних и внешних консультантов, компания обеспечивает помощь менеджерам в выделении приоритетов и расставлении акцентов во время обучения и развития в соответствии с выбранной тактикой.

    Как его составить?

    Чтобы обеспечить реальный эффект, используя план индивидуального развития, пример его должен составлять грамотный специалист, имеющий опыт и навыки проведения подобных работ. В основном составление включает в себя три основных этапа.

    Подготовка

    Сотрудник занимается изучением отчета по результатам оценки (если она проводилась), после чего получает и изучает основные рекомендации, связанные с развитием, от руководителя, проводит самостоятельное определение приоритетов развития, а в случае необходимости советуется с внутренними или внешними консультантами. Что делать, если не получается самостоятельно составить план индивидуального развития? Пример такого документа может подсказать специалист по развитию и обучению, который присутствует в штате большинства крупных организаций.

    Составление

    Сотрудник занимается заполнением таблицы, указывая там приоритеты собственного развития, а также составляет карту развивающих действий, на которой четко указывает, когда и каким образом он будет заниматься развитием нужных навыков.

    Согласование

    Консультант или руководитель рассматривает каждый индивидуальный план развития сотрудника. Примеры такого документа находятся в широком доступе, поэтому работнику несложно будет его составить самостоятельно. После этого уполномоченное лицо при необходимости вносит нужные изменения.

    Утверждение

    Готовый индивидуальный план развития сотрудника, примеры которого можно найти в специализированных печатных изданиях, прошедший согласование с консультантами, отправляется руководителям или представителям HR-отдела для окончательного утверждения.

    Сферы развития

    Среди основных сфер развития в ИПР зачастую указываются следующие:

    • Развитие навыков на рабочем месте. Сотрудник занимается различными изменениями в процессе работы, которые могут поспособствовать улучшению его компетенции.
    • Выполнение специальных заданий или проектов. После того как был составлен индивидуальный план развития работника (пример выше), сотруднику поручается выполнение какого-либо проекта, требующего от него повышенного уровня компетенции.
    • Обучение на опыте других людей. Проводится наблюдение за более компетентными сотрудниками, после чего заполняется новый индивидуальный план развития специалиста. Пример заполнения также могут подсказать более опытные коллеги.
    • Поиск обратной связи. Сотрудник обсуждает с подчиненными и коллегами собственную работу, рассматривая ее с точки зрения своей компетенции.
    • Самообучение. Проводится глубокий анализ своей работы, после чего сотрудник самостоятельно ищет какие-то более эффективные решения, которые могли бы улучшить его работу в компании.
    • Тренинги. Человек принимает участие в различных тренинговых программах.

    Таким образом, данный инструмент является универсальным. Некоторые люди даже составляют индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка. Пример такого документа подскажут психологи, врачи и многие другие специалисты.

    Что должен содержать в себе пример?

    ИПР зачастую включает в себя определенный перечень мероприятий, необходимых для развития конкретных навыков у специалиста. В зависимости от сферы деятельности конкретной организации и ее масштаба, такой перечень может быть крайне разнообразным и, помимо остальных данных, включать в себя следующее:

    • непосредственное обучение новым навыкам в своей организации, а также получение их за ее пределами;
    • участие в каких-либо проектах, где сотрудник может обрести ценный для себя опыт;
    • ротацию персонала;
    • проведение стажировки;
    • менторинг, наставничество и коучинг;
    • выполнение каких-либо дополнительных поручений, задач и ролей;
    • прохождение необязательной или обязательной сертификации.

    В преимущественном большинстве случаев планы развития не включают в себя какие-либо задачи, которые относятся к достижению конкретных KPI или определенных целевых показателей.

    Сроки

    Для новичков в преимущественном большинстве случаев принято устанавливать планы сроком приблизительно на полгода, а для уже работающих сотрудников этот временной отрезок может достигать года. Для HiPO или сотрудников с повышенным потенциалом такой план может составляться сразу на срок от трех до пяти лет.

    В лучшем случае положение об обучении персонала или какой-либо другой документ должен включать в себя не только ступени карьерной лестницы, но еще и критерии, по которым проводится оценка профессиональных навыков и знаний специалиста. Таким образом, работники вместе с руководителем могут провести оценку текущей компетенции и определить, что нужно развивать для достижения очередной карьерной ступени.

    Развитие государственных служащих

    На практике неоднократно было доказано, что использование ИПР в государственных структурах является неотъемлемым элементом управления и улучшения работы персонала. С помощью данного инструмента обеспечивается значительное повышение профессиональной планки специалиста, что является важным не только для самого сотрудника, но и для того государственного ведомства, в котором он работает.

    Индивидуальный план развития специалиста, пример которого вы можете видеть в статье, представляет собой документ, в котором описываются основные цели развития и определенный перечень действий, необходимых для выполнения госслужащим. При этом согласование и утверждение таких документов несколько отличается от указанной выше процедуры.

    Как они составляются?

    Для начала составляется пример индивидуального плана развития руководителя или сотрудника. В соответствии с должностным регламентом он должен разрабатываться приблизительно на три года.

    Если человек то указанный им план индивидуального развития проходит утверждение. Эту процедуру проводит руководство организации на протяжении трех месяцев после того, как чиновник был назначен на свою должность.

    Когда составляется индивидуальный план госслужащего (пример документа имеется на любом предприятии), он должен включать в себя следующие характеристики человека:

    • образование;
    • опыт работы по своей профессии;
    • качество знаний, навыков и умений;
    • личные устремления.

    Это только основной перечень сведений, которые учитываются при составлении данного документа. Индивидуальные планы развития госслужащих, пример одного из которых приведен в статье, включает в себя указание и продолжительности получения дополнительного образования, а также основного его направления и ожидаемого эффекта.

    Как они утверждаются?

    Утверждением таких документов занимаются руководители органов или отдельных подразделений в зависимости от того, к какой категории относится тот или иной государственный служащий.

    Составление ИПР осуществляется в двух экземплярах, при этом один из бланков отправляется в личное дело сотрудника, в то время как второй выдается ему на руки. Именно поэтому, когда составляется план индивидуального развития, пример заполнения должен быть обязательно, чтобы вы не допустили никаких ошибок, и испорченный документ не был занесен в ваше личное дело.

    Чтобы мечты сотрудника о каких-либо званиях, научных степенях или стажировках за границей стали более реальными, он должен под чутким руководством своего непосредственного начальника составить собственный план развития на ближайшие три года. Поэтому вы можете всегда мотивировать своих сотрудников потенциальным развитием внутри компании, постоянно показывая, что им еще есть куда расти.

    Что он в себя включает?

    Пример индивидуального плана профессионального развития госслужащего в первую очередь представляет собой конкретный перечень мероприятий, направленных на управленческие и профессиональные качества сотрудника. Основными типами таких мероприятий являются следующие:

    • Обучающие. Направлены на то, чтобы сотрудник получал какие-то новые знания, которые могут пригодиться ему при исполнении его непосредственных обязанностей.
    • Развивающие. Используются для совершенствования человека в его профессиональной области и обретения им новых навыков. Благодаря таким мероприятиям сотрудник охватывает новые горизонты своей работы и может выполнять более широкий спектр задач.
    • Закрепляющие. Мероприятия, предназначенные для отработки навыков, которые сотрудник уже имеет или недавно получил.

    Сразу стоит отметить, что примеры индивидуального плана развития сотрудника по компетенциям должны отдельно составляться под каждого специалиста, так как основной задачей этого документа является определение личных расхождений между тем, какой уровень чиновник имеет на данный момент, и тем, который нужен от него на вышестоящих должностях.

    В основу составления ИПР включен целый ряд оценочных процедур, в число которых также входит личное собеседование начальника с самим служащим. В каждом отдельном случае свой отпечаток накладывается еще и спецификой деятельности госслужащего, а также занимаемой им должностью.

    Что нужно знать?

    В стандартном варианте заполнения план индивидуального развития включает в себя три основных элемента, которые будут развиваться у госслужащего: умения, знания и навыки. Инструментарий, который будет использоваться в процессе реализации составленного плана индивидуального развития, может иметь крайне широкий спектр, и его перечень непосредственно зависит от результатов проведенной оценки способностей конкретного специалиста.

    Достаточно часто индивидуальные планы профессионального развития включают в себя посещение различных внешних или внутренних тренингов, направленных на повышение квалификации, а также всевозможные задания, которые в основном имеют управленческий характер. В качестве отдельного пункта указываются основные элементы стажировок, а также уровень сложности служебных задач, делегируемых данному чиновнику. В основном они гораздо сложнее по сравнению с теми, которые встречались им при выполнении стандартных обязанностей.

    Основные аспекты составления

    В процессе составления индивидуального плана учитывается не только образование сотрудника и его личные цели, но еще и задачи соответствующего структурного подразделения. Другими словами, те знания, которые собирается получить сотрудник, должны иметь отношение к его служебной деятельности. Стоит отметить, что у государственного служащего есть возможность получения дополнительного профессионального образования не только с частичным отрывом на протяжении до трех рабочих дней в неделю, но и даже с определенным полным отрывом от выполнения своих непосредственных обязанностей.

    В качестве основных направлений дополнительного профессионального образования можно указывать такие:

    • правовое;
    • управленческое;
    • планово-финансовое;
    • организационно-экономическое;
    • языковое;
    • информационно-аналитическое.

    И все это - только основной перечень направлений, которые можно включать в индивидуальный план чиновника. К примеру, некоторые специалисты могут указывать в своем плане необходимость изучения иностранного языка, и это действительно требуется большинству из них. Предусматривается еще целый ряд других мероприятий, направленных на профессиональное развитие государственных служащих, среди которых можно отметить следующее:

    • обучение в аспирантуре;
    • получение высшего образования;
    • участие в симпозиумах, научно-практических конференциях, круглых столах и других мероприятиях.

    Помимо всего прочего, сегодня крайне приветствуется стремление к саморазвитию, что тоже нужно учитывать.

    Служба по персоналу конкретного ведомства разрабатывает пример индивидуального плана развития руководителя. Она должна каждый год заниматься формированием заявок на обучение для гражданских служащих в пределах доступного государственного заказа на проведение повышения квалификации, стажировки или профессиональной переподготовки. При этом может указывать, что, например, на весну у него назначены курсы изучения английского языка, летом он будет проводить доклад на специализированной научной конференции по праву, а осенью ему нужно отправиться в Туманный Альбион на посещение тренинга, связанного с эффективным управлением персоналом. Стоит отметить, что в данном случае государственный служащий ничего не тратит для получения нужных знаний, и посещение подобных мероприятий полностью оплачивается из государственной казны.

    В работе на любой должности неизбежно наступает момент, когда привычные обязанности выполняются с закрытыми глазами или, наоборот, появляются функции, требующие получения новых знаний. Это значительно снижает мотивацию работников и отрицательно сказывается на эффективности их труда. Для того чтобы этого избежать, предусмотрительные руководители составляют для каждого сотрудника план профессионального развития. Для обеих сторон это удобный инструмент развития профессиональных качеств и, как следствие, бизнеса.

    Проблема развития персонала во многих компаниях сегодня стоит очень остро, так как обусловлена кадровым голодом и ценностью финансовых сотрудников на рынке труда. Для того чтобы удержать квалифицированный персонал, работодатели пытаются решить этот вопрос путем профессионального развития работников, построения плана карьерного роста, включения в кадровый резерв.

    План профессионального развития сотрудников

    План индивидуального профессионального развития представляет собой документ , в котором фиксируется планируемое продвижение сотрудника по служебной лестнице на период один - три года (возможно, пять) и квалификационные требования, удовлетворяющие каждой позиции. План профессионального развития, как правило, включает:

    Компетенции, которыми сотрудник обладает сейчас;
    компетенции, требующие дополнительного развития;
    перечень мероприятий, позволяющих развивать необходимые компетенции;
    стажировки, которые позволят ознакомиться с функциями должности, в резерв которой включен данный сотрудник;
    результат, который должен быть достигнут в процессе стажировки;
    план делегирования обязанностей, предусмотренных должностью, на которую резервируется данный сотрудник;
    сроки развития компетенции;
    факт исполнения индивидуального плана развития и комментарии.

    В индивидуальном плане развития устанавливаются конкретные реальные сроки для развития навыка до требуемого уровня.

    Процедура работы с таким видом документа в организации может быть централизованной, строго регламентированной и распределенной по ответственным исполнителям: служба управления персоналом, руководители организации, руководители структурных подразделений, сотрудники. А может быть неформальной, вынесенной только на уровень, например, руководителя финансово-экономической службы.

    Организатором централизованного процесса составления планов профессионального развития, как правило, является служба по управлению персоналом. В этом процессе должны принимать участие как минимум руководитель и его подчиненный. Самое сложное при формировании такого плана заключается в идентификации проблемных зон сотрудника, то есть оценки его сильных и слабых сторон в профессиональных знаниях, опыте и поведении. Эти зоны правильнее называть зонами развития, поскольку они могут лечь в основу достижения еще большей эффективности и результативности деятельности сотрудника. Поэтому план профессионального развития сотрудника составляется, как правило, по результатам оценки или аттестации по компетенциям.

    План индивидуального развития является довольно гибким инструментом удержания ключевого персонала, он может ежегодно уточняться и корректироваться по желанию обеих сторон. Планирование карьеры сотрудников, как правило, происходит в определенном направлении, удовлетворяющем также обе стороны, в зависимости от того, какие задачи предстоит решать сотруднику в будущем и в каких проектах он будет участвовать. Обе стороны должны найти компромисс, чтобы развитие сотрудника планировалось в соответствии с целями компании для обеспечения решения стоящих перед ней стратегических задач и одновременно удовлетворялись его личные потребности.

    Порядок составления плана профессионального развития

    Работа по развитию компетенций сотрудников включает несколько этапов, основные из которых: собственно составление плана профразвития на основании имеющегося бюджета и задач, решаемых конкретным подразделением, проведение оценки знаний персонала и корректировка плана с учетом полученных результатов.

    Наиболее трудоемким и важным является второй этап, а именно - оценка знаний работников. Это основа всей системы управления персоналом, поскольку без нее практически невозможно получить объективную информацию о сотрудниках, а следовательно, сложно принимать обоснованные управленческие решения. Наличие объективной системы оценки в компании является также сильным мотивирующим фактором для сотрудников, поскольку, если оценка регулярна и неизбежна, а ее критерии известны сотрудникам, то есть им понятно, как результаты оценки повлияют на уровень дохода, каковы карьерные перспективы и возможности развития, это является стимулом для сотрудника повысить свою результативность.

    Виды развивающих мероприятий могут быть следующими:

    1. Развитие на рабочем месте.
    2. Специальные проекты/задания/ временные назначения.
    3. Обучение на опыте других.
    4. Поиск обратной связи.
    5. Самообучение.
    6. Тренинги и семинары.

    Для оценки выполнения плана профессионального развития разрабатывается форма специального отчета. Но в некоторых случаях допустимо, чтобы в структуру плана профессионального развития включался пункт "Статус исполнения целей", где по окончании запланированного срока вносятся самооценка сотрудника и оценка руководителем достигнутых результатов.

    Преимущества работы по плану профессионального развития очевидны:

    Профессиональное развитие сотрудника становится организованным и целенаправленным, а не стихийным;
    план позволяет соотнести направления профессионального развития сотрудника с актуальными и перспективными потребностями подразделения;
    он позволяет учесть интересы сотрудника в его профессиональном развитии;
    по результатам оценки выполнения такого плана сотрудник регулярно получает обратную связь по развитию своих профессиональных компетенций и лучше понимает требования организации к занимаемой или перспективной должности;
    грамотно выстроенная работа по планам профессионального развития мотивирует сотрудника на дальнейшую работу в организации. Но имеются и недостатки работы с такими документами:
    планировать в ситуации нестабильности и зависимости от большого количества внешних факторов нелегко, тем более профессиональное развитие сотрудников;
    план профессионального развития - достаточно сложный в работе инструмент: на его составление, контроль и оценку выполнения надо выделять достаточно много временного и личностного ресурса руководителя, поскольку все процедуры проводятся в форме личной беседы;
    план профразвития может легко превратиться в формальный документ, которому в организации или подразделении не придают большого значения - в этом случае организация получает инструмент демотивации сотрудников.

    Методы оценки персонала

    Существует несколько видов оценки, которые зависят от цели ее проведения. Имеются в виду количественная или качественная оценка сотрудника либо комплексная оценка его как члена организации.

    Количественная оценка применяется для определения результативности труда сотрудника. К ее методам относят использование заданной балльной оценки достижений и ошибок сотрудника, экспертную и коэффициентную оценку его деятельности, всевозможные профессиональные и психологические тесты. Этот вид оценки больше подходит для сотрудников сферы материального производства. Если говорить о людях, которые заняты в основном интеллектуальным трудом, то одной только количественной оценки будет недостаточно. Впрочем, как и качественной, поскольку они дают весьма условное представление о том, насколько сотрудник эффективен. Качественная оценка позволяет оценить личностные качества работника, например его кругозор, навыки ведения деловых переговоров и коммуникаций. Для этого используют оценочные интервью, дискуссии группы экспертов с оцениваемым сотрудником, произвольное (письменное или устное) изложение сотрудником видения его работы и функций, систематическое наблюдение и оценка.

    Поскольку упомянутые выше цели оценки персонала весьма разнообразны, то использование только одной группы методов оценки может привести к нежелательным и заведомо неверным результатам. Следовательно, комплексная оценка помогает снизить риск получения случайного результата.

    Существует также несколько видов комплексной оценки:

    Оценка по принципу 360 градусов, то есть оценка непосредственным руководителем, подчиненными, а также коллегами, стоящими на одном иерархическом уровне с оцениваемым сотрудником и тесно с ним взаимодействующими. Этот метод включает также самооценку сотрудника. В ходе оценки аттестуемые получают обратную связь, позволяющую понять, насколько оценка окружающих соответствует самооценке работника;
    метод МВО (Management by Objectives), то есть управление посредством постановки целей. Сотрудник вместе с непосредственным руководителем формулирует свои основные цели на предстоящий период (как правило, календарный год);
    система грейдирования (уровней). Это система позиционирования должностей в соответствии с политикой компании. Грейд должности определяется исходя из анализа и оценки ключевых факторов (критериев). Оценка персонала по системе грейдов - оценка способностей и качеств сотрудников по ключевым факторам на предмет соответствия должности.

    Наиболее полной формой оценки является оценка, проводимая ассесмент-центром (assessment-center), то есть центром оценки персонала. Однако самым распространенным и удобным способом оценки является аттестация.

    Аттестация персонала.

    Аттестация отвечает на вопросы о том, насколько полно тот или иной человек соответствует занимаемой должности, насколько эффективно применяет на практике свои знания и навыки. Регулярное проведение аттестации сотрудников позволяет решить следующие цели: информирование сотрудников о требованиях, предъявляемых компанией к занимаемым ими должностям; определение потребности в обучении и развитии персонала; обеспечение соответствия квалификации сотрудников занимаемым ими должностям; приведения в соответствие уровня оплаты сотрудников уровню их квалификации. Аттестация дает возможность ответить на вопросы: "чему учить?", "как учить?", "кого учить?", спланировать обучение для определенных категорий сотрудников, выявить наиболее перспективных работников, в развитие которых будет рентабельно вкладывать средства компании.

    Следует понимать, что аттестация всегда проводится в соответствии с заранее заданными критериями и охватывает определенный период. Поэтому необходимо выявить эти критерии и установить периодичность проведения аттестации, например ежегодно или два раза в год.

    Затем нужно создать аттестационный комитет в составе трех - пяти человек, которым доверить разработку и утверждение процедуры аттестации. Комитет определяет ключевые принципы проведения аттестации в компании, перечень компетенций для сотрудников и руководителей. Все ключевые принципы проведения аттестации сотрудников компании находят отражение в положении об аттестации, которое и является результатом работы комитета. После утверждения положения об аттестации проводится информирование и обучение менеджеров и сотрудников компании. Аттестация должна проводиться во всей компании, начиная с топ-менеджеров и заканчивая рядовыми сотрудниками.

    При определении экспертов для проведения оценки сотрудника нужно исходить из следующего: во-первых, оценка непосредственного руководителя сотрудника - самый важный момент аттестации. В качестве других экспертов могут выступать сотрудники как того же подразделения, в котором работает оцениваемый, так и других подразделений, взаимодействующих с сотрудником. Это необходимо для того, чтобы некоторая важная часть производственного поведения была оценена "со стороны". Как правило, речь идет о функциональных руководителях или о руководителях проектов. Например, бухгалтер филиала будет оцениваться не только директором филиала, но и главным бухгалтером из штаб-квартиры. Однако экспертом может выступать лишь тот, кто являлся внутренним клиентом сотрудника и мог непосредственно наблюдать его производственное поведение. Важный момент при использовании нескольких экспертов - это согласование оценки.
    Руководитель выступает перед сотрудником с единой оценкой и рекомендациями по развитию. В идеале согласование оценок должно происходить следующим образом. Руководитель сотрудника и каждый из экспертов выставляет свою оценку. Затем они собираются и обсуждают каждую компетенцию, по которой оценки экспертов отличаются от оценки руководителя сотрудника. Результатом данного обсуждения является итоговая оценка по данной компетенции, принятая всеми экспертами.

    Еще один важный момент - это обязательная самооценка сотрудника, которая позволяет ему еще раз проанализировать свою деятельность за отчетный период, подобрать факты, продумать шаги по саморазвитию. Для руководителя самооценка сотрудника - прекрасный способ сэкономить время и сконцентрироваться на анализе расхождений в оценках и обосновании своей точки зрения.

    Аттестация работников бухгалтерских служб может осуществляться в порядке, установленном для всей компании. По мнению автора, не имеет смысла оценивать профессионализм сотрудников бухгалтерии и финансовой службы по каким-либо количественным показателям. Их достаточно сложно определить для данного вида работы и вряд ли они дадут реальную оценку профессионализму сотрудника.

    Для работников финансовой службы могут оцениваться следующие компетенции:

    1. Профессиональные знания и степень их применения при выполнении порученных заданий. Здесь должна оцениваться и профессиональная квалификация, и качество выполняемых работ: существует ли необходимость в доработке заданий, наличие ошибок, самостоятельность выполняемых заданий и их своевременность, возможность использования сотрудника по усмотрению компании, то есть его мобильность.
    2. Деловые и личностные качества. Здесь оценивается работоспособность сотрудника, его ответственность, внимательность, умение расставлять приоритеты и принимать в необходимых ситуациях самостоятельные решения, аналитические способности, инициативность, способность и желание обучаться, а также умение устанавливать хорошие рабочие взаимоотношения с коллегами, понимание и соблюдение интересов "внутренних и внешних" клиентов.
    3. Социальные характеристики . Оценивается соблюдение сотрудником установленных в компании правил, лояльность к компании.
    4. Для руководителей служб важны управленческие навыки. Здесь могут оцениваться административные способности, умение планировать, распределять и организовывать работу подчиненных. Умение обеспечивать контроль качества работы на всех этапах, выслушивать и общаться с подчиненными.

    Корректировка плана по результатам аттестации

    Последний этап составления плана профессионального развития - его корректировка. Обычно на этой стадии проводится постаттестационное собеседование непосредственного руководителя с сотрудником. Руководитель рассказывает, что общего и чем различаются самооценка сотрудника и оценка экспертов, намечаются шаги по улучшению производственного поведения в проблемных зонах.

    Рекомендации

    Многие руководители опасаются, что, после того как сотрудники пройдут необходимое обучение, в ряде случаев подтвердят свою квалификацию соответствующими сертификатами, они непременно покинут компанию. Безусловно, такой риск существует всегда, поскольку, повышая квалификацию, сотрудник увеличивает свою рыночную стоимость. Но следует учитывать, что сотрудник также понимает, что компания, которая вкладывает ресурсы в его развитие, - это очень привлекательная компания. Если ему прозрачны его перспективы в финансовом и карьерном плане в компании, которая предоставляет ему возможность развития, он понимает, что ценен для компании, и также будет прилагать усилия для того, чтобы вернуть вложенные в него ресурсы за счет качественной работы и лояльности к компании.

    Чтобы минимизировать возможную негативную реакцию сотрудников на аттестацию, необходимо уделить достаточно времени на подготовку аттестационных мероприятий. Как правило, волнение у сотрудников возникает в связи с недостатком информации и непониманием целей данных мероприятий. Поэтому перед началом аттестации необходимо проинформировать персонал о предстоящем мероприятии, его целях, порядке проведения и ожидаемых результатах.

    При грамотной подготовке персонала к аттестации сотрудники поймут, что им не следует опасаться увольнений или каких-либо других негативных последствий аттестации. Наоборот, они могут увидеть хорошие перспективы и возможности. Сотрудники смогут заранее подготовиться к аттестации, если заблаговременно задумаются о том, чего они хотят достичь в компании, и, соответственно, чему им необходимо учиться и какие навыки и компетенции развивать.

    Каждый работодатель заинтересован в развитии сотрудника, особенно если лицо работает на руководящей должности. Повышение квалификации работника увеличивает общую эффективность предприятия. Совершенствованию сотрудника способствует составление индивидуального плана развития (ИПР).

    Что представляет собой индивидуальный план развития

    План развития – это совокупность обучающих мер, способствующих улучшению компетенции, профессиональному росту. Индивидуальный он потому, что составляется в соответствии с особенностями работы конкретного сотрудника.

    При разработке плана нужно учитывать потребности специалиста, а также потребности фирмы. По этой причине индивидуальный план развития выгоден как фирме, так и специалисту.

    Исполнение плана сотрудником можно поощрять материально. В индивидуальном плане развития указываются стратегии развития, приводятся рекомендации. В плане может быть указан перечень книг, которые нужно прочитать, ряд семинаров и лекций, положенных для прослушивания.

    Цели составления плана

    Индивидуальный план развития составляется со следующими целями:

    • Увеличение лояльности штата.
    • Повышение профессиональной квалификации.
    • Повышение конкурентоспособности товаров, которые выпускает предприятие.
    • Увеличение эффективности труда.
    • Планомерное развитие специалиста.
    • Координация трудовых целей.
    • Повышение эффективности контроля.
    • Превращение гипотетических целей в действия.
    • Упрощение анализа сильных и слабых сторон специалиста.
    • Своевременная подготовка к модернизации предприятия.
    • Обеспечение самоорганизации.
    • Расстановка приоритетов.

    Без плана сотрудник также может развиваться, но это будет хаотичным. Кроме того, работодатель не сможет отслеживать результаты развития.

    Кто создает индивидуальный план развития и для кого

    Для кого формируется план развития? Однозначно дать ответ на этот вопрос нельзя. Компания может выбрать одну из следующих стратегий:

    • Индивидуальный план развития разрабатывается для каждого работника. Данная модель базируется на том, что каждый сотрудник, вне зависимости от своей должности, может повысить эффективность фирмы.
    • План оформляется только для сотрудников, претендующих на высокие должности. Модель основана на том, что разработка индивидуального плана – процесс сложный и дорогостоящий. Поэтому лучше разрабатывать план только для лиц с высоким потенциалом.
    • План оформляется только для руководящего состава. Модель базируется на мнении, что эффективность компании определяется эффективностью действий руководства.

    Выбор модели зависит от того, какие именно сотрудники способствуют повышению продуктивности работы фирмы. Развитие этих специалистов позволит с минимальными затратами увеличить эффективность. Именно в этих сотрудников имеет смысл вкладывать наибольшее количество сил.

    Формированием плана должен заниматься руководитель совместно с сотрудником. Однако для качественного составления плана руководитель должен обладать всеми соответствующими знаниями. Не у каждого управленца есть эти знания. Поэтому в помощь себе следует привлечь профессионального коуча.

    Этапы разработки плана развития

    Рассмотрим основные шаги по разработке индивидуального плана развития:

    1. Подготовка. Разрабатываются рекомендации по развитию, а затем они изучаются сотрудником. Работник формирует приоритеты развития лица. Заказывается консультация по составлению плана, если она требуется.
    2. Составление плана. Составляется таблица, в которой указываются приоритеты, развивающие мероприятия.
    3. Согласование плана. Сформированный план нужно согласовать с руководителем. Если нужно, вносятся коррективы.
    4. Утверждение плана. Утверждением плана также занимается руководитель.

    Составленный план развития анализируется на предмет соответствия критериям:

    • Наличие логики, разумная последовательность. Предполагается, что сначала сотрудник будет решать простые задачи, а только потом сложные.
    • Соответствие основной цели. В плане указывается навык, который должен развить сотрудник. Поставленные задачи должны способствовать формированию этого навыка.
    • Установление сроков. Развивающие мероприятия должны исполняться в определенный срок. Это облегчит контроль их выполнения.

    Важно, чтобы план был реалистичным. То есть сотрудник должен успеть исполнить все развивающие задачи. По этой причине нужно учитывать его стандартную трудовую нагрузку.

    Элементы, составляющие план развития

    Структура индивидуального плана развития зависит от потребностей фирмы и сотрудника. Как правило, план включает в себя эти элементы:

    1. Сведения о работнике. Это ФИО, должность, отдел, в котором работает сотрудник, период планирования.
    2. Задачи. Нужно перечислить актуальные профессиональные задачи.
    3. Рекомендации. Нужно перечислить рекомендации по развитию профессиональных компетенций.
    4. Цели. Нужно перечислить цели исполнения тех или иных мероприятий, а также указать сроки достижения этих целей.
    5. Результаты исполнения плана. Прописываются результаты. В этот раздел могут быть включены комментарии.

    Если требуется, план может включать в себя дополнительные пункты.

    При разработке индивидуального плана развития имеет смысл руководствоваться этими рекомендациями:

    1. В год устанавливается не больше двух направлений развития. Только в этом случае можно добиться должной эффективности.
    2. Каждое направление должно включать полный комплекс мероприятий: теория, обучение под присмотром опытных специалистов, практика.
    3. Обеспечение равномерной нагрузки в течение всего года.
    4. Нельзя группировать в одном периоде один и тот же развивающий метод. Важно их правильное сочетание. К примеру, не следует давать сотруднику задание весь месяц читать книги. Теорию нужно обязательно сочетать с практикой.

    Руководители должны оценить ресурсы для исполнения плана. Это материальные затраты, время.

    ВАЖНО! Для того чтобы план был еще более эффективным, к его созданию имеет смысл привлекать несколько специалистов: сотрудников, представителей отделов управления персоналом, консультантов, коучей.

    Пример плана развития

    План развития оформляется в форме таблицы. Рассмотрим пример. Сначала нужно указать личную информацию: ФИО сотрудника, дату его рождения, должность, период, в течение которого план будет актуальным. Затем прописывается эта информация:

    Задачи Формирование и введение на предприятии системы менеджмента качества
    Рекомендации Сотруднику следует:
    1. Развить аналитическое мышление.
    2. Особое внимание обратить на планирование.
    3. Совершенствовать навыки управления.
    4. При постановке задач ориентироваться на анализ экономической составляющей.
    5. Развивать большую инициативность.
    Цели развития Приобретение навыка распределения ответственности
    Методы развития В рамках плана используются следующие методы:
    • Самостоятельное обучение (прочитать не менее 3 глав из книги «Искусство менеджмента». Составление конспекта по самым значимым моментам.
    • Тренинги и семинары. Запись и принятие участия в семинаре «Как повысить эффективность работы».
    Дата создания плана 28.09.2018
    Подписи (сотрудника и руководителя)

    Вторая часть плана – результаты. Они включают в себя самостоятельную оценку своего развития сотрудником, оценку со стороны руководителя. Управленец также может дать определенные комментарии.

    ВАЖНО! Каждая задача должна иметь свои сроки. К примеру, сотруднику нужно прочитать указанную книгу до 1 июня, посетить тренинг до 1 августа.

    ПРИМЕР: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ (ИПР) СОТРУДНИКА

    ПРИМЕР: ^ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ


    Рекомендации руководителя

    (по результатам работы)

    ^

    (по результатам Ассессмент центра)

    Другие качества, профессиональные навыки, которые нуждаются в развитии с Вашей точки зрения


    Повысить лидерские навыки: сотрудники недостаточно вовлечены в работу над проектом

    Управление и развитие подчиненных – 1,5

    В ситуациях постановки задач большее внимание уделять личной мотивации сотрудников.


    Навыки вовлечения сотрудников в решение общей задачи

    ^ КОМПЕТЕНЦИИ, требующие развития \ Цели развития на этот год: Развить до конца этого года навык мотивации других на решение поставленных задач: уметь мотивировать каждого из своих непосредственных подчиненных, опираясь на знание их ведущих потребностей, уметь проводить мотивирующие беседы.

    Другие цели развития:


    ПРИМЕР: КАРТа РАЗВИВАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ

    ^ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

    КОНКРЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

    КОНТРОЛЬНЫЕ СРОКИ

    ОТМЕТКА о выполнении и комментарии

    ^ Развитие на рабочем месте

    1. Написать мини-портреты своих коллег, с которыми приходится часто взаимодействовать (особенности характера, в чем успешен, что им движет в работе, что он ждет от меня).

    2. Относительно каждого из этих людей понять: как сейчас происходит взаимодействие, какие проблемы существуют во взаимодействии, расписать возможные варианты мотивирования этих людей.

    3. После каждой встречи с кем-либо из них делать дополнения в свои записи (что нового узнал об этом человеке).

    15/03/06

    в течение года


    ^ Специальные задания (проекты)

    Возглавить реализацию 2-х «межфункциональных» проектов, в которых, не обладая административными полномочиями, мне придется организовывать и мотивировать сотрудников смежных направлений на решение поставленной задачи.

    До конца марта и далее до конца года

    ^ Обучение на опыте других

    Выбрать руководителя, который обладает развитыми навыками мотивирования. Наблюдать за его стилем работы с подчиненными. Анализировать и брать на вооружение наиболее удачные «приемы», которые он использует для мотивирования разных людей.

    01/03/06 и далее до конца года

    ^ Поиск обратной связи

    Выбрать из своего окружения человека, который бы мог регулярно давать обратную связь о том, насколько успешно проходит мое взаимодействие с подчиненными, а также о том, насколько развиваются мои навыки мотивирования в целом.

    С 15/03/06, не реже 2-х раз в месяц

    Самообучение

    Прочесть:

    «Мотивация на 100%: а где же у него кнопка?», С. Иванова

    «Мотивация в стиле ЭКШН. Восторг заразителен», Клаус Кобьел


    В течение года

    ^ Тренинги и семинары

    Ситуационное руководство

    Мастер управления


    3-й квартал 2006 года

    Дата заполнения 15 ФЕВРАЛЯ 2006 года Подпись сотрудника __________________
    ^ ПРИМЕРЫ РАЗВИВАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ
    УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ

    Эффективно организует рабочее время, планирует свою работу, предпринимает последовательные действия для того, чтобы обеспечить достижение целей компании

    ^ Развитие на рабочем месте:


      • Изучить SWOT анализ и определить сферы его применения в своей работе

      • Провести аудит собственных целей на этот год. Оценить значимость их достижения для всей Компании в целом.

      • При составлении плана на следующие полгода выделить те цели, которые проявляют Ваше стремление к выдающимся результатам.

      • Прописать планируемые результаты работы сегодняшнего дня, этой и следующей недели, этого и следующего месяца, этого и следующего квартала, этого и следующего года.

      • Прописать критерии достижения целей стоящих на сегодня перед подразделением.

      • Сформулировать результат, ожидаемый от работы подчиненного……

      • Определить задачи, которые способны выполнять Ваши подчиненные. С понедельника начать делегировать те задачи, которые выделены в списке.

      • Концентрироваться на действиях, которые приведут к необходимому результату

      • Точно прогнозировать временные затраты на каждый этап работы (предварительно 2 недели делать записи временных затрат на выполнение заданий)
    ^ Поиск обратной связи:

      • Обсудить с непосредственным руководителем ____________ собственный стиль решения профессиональных задач. Выяснить, на сколько улучшились Ваши результаты связанные с делегированием и планированием своей работы.

      • Обсудить с непосредственным руководителем __________ планы на будущее (индивидуальные, своего подразделения и т.п.). Корректировать их с учетом рекомендаций.
    Специальные задания (проекты):

      • К 15 февраля, разработать и с 1 марта внедрить у себя в подразделении систему ……

      • Проанализировать свое участие в последнем успешно завершенном проекте и выделить свой вклад.
    Самообучение (литература):

      • Изучить окно Ейзенхауэра принцип «важно-срочно»

      • Полли Берд «Тайм-менеджемент. Планирование и контроль времени».

      • Дж.К.Смарт «Делегирование», Джули-Энн-Амос «Делегирование пономочий»

      • Ф. Ж. Гуияр, Д.Н.Келли «Преобразование организации».
    Тренинги и семинары:

      • Управление временем.

      • Делегирование полномочий, эффективное управление командой

      • Мастер Управления.

      • Финансы для нефинансистов
    Похожие публикации