Курсы дополнительного образования при московской духовной академии.  Богословские курсы

«Ныне Русская Православная Церковь переживает свое второе рождение. Всюду возводятся новые храмы, открываются монастыри, возобновляется церковная жизнь. Поэтому мы смотрим на вас, как на будущих катехизаторов, преподавателей, проповедников, несущих Благое Слово в наше разделенное общество».

Из слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на встрече с учащимися Саввинских богословских курсов 16 декабря 2001 года.

Начало духовным школам в Саввинской обители положила еще императрица Екатерина II. В 1775 году именным указом она повелела быть семинарии в здании Дворца Алексея Михайловича Романова. И вплоть до трагических событий начала XX века при монастыре действовало Духовное училище.

Понимая потребность Русской Церкви в религиозно образованных мирянах и поддерживая желание многих прихожан не просто посещать храм Божий, но глубоко и всесторонне изучать веру отцов и учение Православной Церкви, Святейший Патриарх Алексий II в 1999 году благословил открытие при Саввино-Сторожевском монастыре Богословских курсов, носящих имя преподобного Саввы.

Занятия на Саввинских богословских курсах ведут выпускники Московской духовной академии и Московской духовной семинарии, преподаватели высших учебных заведений Москвы. В конце каждого семестра учащиеся сдают экзамены по пройденному материалу.

С учащимися встречаются ученые, профессора, академики и просто люди интересной судьбы. Они читают лекции, делятся воспоминаниями.

Предполагаются совместные паломничества по святым местам необъятной Руси как неотъемлемая часть духовного образования. Возможно, станет доброй традицией посещение храмов и музеев Московского Кремля, Церковно-археологического кабинета и Филаретовских вечеров в Московской духовной академии.

Требование к поступающим .

На курсы принимаются лица православного исповедания от 17 лет. От поступающих требуется искреннее желание получить и систематизировать духовное образование, навыки церковной жизни. Поступающие должны пройти собеседование. Желательно получить письменное или устное благословение на обучение от приходского священника или духовника. Собеседование будет проходить 6 и 7 октября 2014 года. Начало собеседования в 18:00, во Дворце Алексея Михайловича, в аудитории №1.

Начало занятий с 13 октября 2014 года. Обучение проводится по понедельникам, вторникам и средам с 18.00 до 20.25. Срок обучения — 3 года. Обучение бесплатное.

Обучение на курсах имеет целью дать верующим — в основной массе своей людям недавно воцерковленным — начальные знания о Православном вероучении, святоотеческих творениях, истории Церкви. Поэтому на курсах изучают основополагающие богословские дисциплины, программа преподавания которых ориентирована на курс Московской духовной семинарии.

При обучении в духовных учебных заведениях необходимо осознавать, что усвоение богословских дисциплин будет успешным, плодотворным и спасительным только в том случае, если человек регулярно посещает богослужения, приступает к церковным Таинствам, ведет благочестивый образ жизни.

На Саввинских курсах изучается 11 богословских дисциплин, среди которых, в том числе:

Священное Писание Нового и Ветхого Завета — центральный предмет для каждого христианина. Наряду с историей возникновения и развития Ветхозаветной и Новозаветной Церкви в рамках предмета слушатели знакомятся со святоотеческими толкованиями на Священные книги, с опытом осмысления Священных текстов предшествующими поколениями христиан. Подробное знание текстов Библии и святоотеческих комментариев к ней — необходимое условие для правильного понимания слов Спасителя и Его апостолов.

Догматическое богословие — предмет, знакомящий с основами догматического учения Церкви. Каждый догмат находит обоснование в Священном Писании, поэтому слушателей учат хорошо ориентироваться в текстах Библии, а наиболее важные цитаты заучиваются наизусть.

Патрология — наука, изучающая жизнь и творения святых Отцов — то, что в Православии именуется Священным Преданием. Церковь считает неблагоразумным закрывать глаза на те свидетельства жизни во Христе, которые дошли до нас в сочинениях христианских писателей. В них мы находим поучения, идущие от сердца, озаренного Божественной благодатию, тонкое знание психологии и слабости человека в борьбе за богозданную чистоту сердца, предостережения от возможных ошибок людей, на собственном опыте узнавших благость ига Христова.

Литургика . Богослужение в Христовой Церкви появилось тогда, когда Господь Иисус Христос на Тайной Вечери совершил первое Таинство Евхаристии. С тех пор прошло две тысячи лет, которые не могли не наложить отпечаток на чинопоследование как этого Таинства, так и прочих богослужений. Оскудело ли из-за этого православное богослужение? Безусловно, только обогатилось, стало более продолжительным, осмысленным, обращенным к конкретным нуждам человека. В рамках курса Литургики — история развития богослужения, чинопоследование служб, смысл и значение священнодействий.

Сравнительное богословие — освещает историю возникновения и вероучительные заблуждения христианских конфессий, в разное время отколовшихся от Апостольской Церкви. К сожалению, за 2000-летнюю историю христианский мир не сохранил единства. И важно понимать причины появления еретических учений и расколов, уметь на основе Священного Писания давать критический анализ сектантским заблуждениям.

Основное богословие, История Русской Церкви, Общецерковная история, Нравственное богословие, Катехизис.

ОБЪЯВЛЯЕТСЯ ПРИЕМ СЛУШАТЕЛЕЙ НА БОГОСЛОВСКИЕ КУРСЫ подворья монастыря «Оптина Пустынь» на учебные года 2017/2019 гг.

-​ Новый Завет

-​ Ветхий Завет

-​ Апостольские Послания

-​ Догматическое богословие

28 мая 2017 года в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе прошло торжественное мероприятие, посвященное семнадцатому выпуску слушателей Богословских курсов подворья.

Началось все с благодарственного молебна, который совершил иерей Александр Мишин, затем состоялось вручение выпускникам Свидетельств об окончании Богословских курсов.

По традиции выпускной вечер был проведен в паломнической поездке, в этот раз, 27 мая, в Саввино-Сторожевский монастырь. Монастырь представляет собой хорошо укрепленную крепость. Поэтому и называется Сторожевским. Стены и башни были возведены при царе Алексее Михайловиче. Экскурсия по монастырю была очень интересной, подробной.

Внимание!
1. Молебен на начало учебного года богословских курсов в храме свв.апп.Петра и Павла состоится 27 сентября в 15:30

Приглашаются все, кто идет учиться на первом курсе, также и второй курс.

2. Начало занятий богословских курсов – 30 сентября 2014 г. По расписанию, которое вывешано в Воскресной школе. (Расписание для 1-го и 2-го курсов).

Собеседование с первым курсом проводится после молебна в помещении Воскресной школы

9 ноября, по благословению начальника богословских курсов Оптинского подворья архимандрита Мелхиседека, состоялась традиционная поедка 1-го курса в Церковный Археологический Кабинет при Московской Духовной Академии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

9 ноября, рано утром, полный автобус отправился в Лавру. Помимо слушателей 1-го курса пожелали поехать и слушатели 2-го курса. По приезде в Лавру первым делом все приложились к мощам Преподобного Сергия. Затем - Литургия в Успенском храме, экскурсия в ЦАКе, по самой Лавре. Приложились к тремстам мощам в Серапионовой палате и только в 14:30, уже в автобусе, сотворили совместную трапезу со вкуснейшими домашними пирогами и пирожками. Все были радостны, удивлены экспонатами ЦАКа, насыщены атмосферой Лавры и преисполнены любовью Преподобного Сергия.

Объявляется прием слушателей на богословские курсы подворья монастыря «Оптина Пустынь» на учебные года 2014/2016 гг.

Обучение проводится в течение двух лет с преподаванием следующих предметов:
- Новый Завет
- Ветхий Завет
- Апостольские Послания
- Догматическое богословие
- История Церкви
- Введение в Литургическое Предание
- Нравственное богословие
- Церковно-славянский язык

Желающие могут обращаться в свечной ящик храма святых апостолов Петра и Павла и храма Покрова Пресвятой Богородицы за анкетами (в папке «Богословские курсы-пустые анкеты»).
Заполненные анкеты можно также оставлять в свечном ящике (в папке «Богословские курсы-заполненные анкеты»).

Начало XXI века ознаменовано бурным ростом дистанционного образования. Сегодня миллионы учащихся по всему миру получают образование или повышают свою квалификацию с помощью Интернета. Не осталось в стороне от этого процесса и православное образование. С каждым годом появляется всё больше возможностей изучить богословские дисциплины и даже получить диплом богослова дистанционно. Что же на данный момент может предложить русскоязычный сегмент Интернета любознательному православному верующему?

В общем смысле слово «дистанционное» означает только то, что учащий и учащийся разделены между собой определенным расстоянием (или временем), не позволяющим им общаться лицом к лицу. Вопросы, которые некогда христиане передавали своему наставнику, получая на них письменный ответ, также могут рассматриваться как дистанционное образование. Поэтому можно сказать, что дистанционное обучение существует в Церкви с апостольских времен.

Однако на сегодняшний день термин «дистанционное образование» подразумевает, как правило, учебный процесс, осуществляемый с помощью телекоммуникационных сетей, -прежде всего сети Интернет.
Образование в области православного богословия имеет две целевые аудитории - учащихся духовных школ (то есть будущих священнослужителей) и мирян, желающих повысить свой богословский уровень. Проекты для той и другой аудитории появились в России практически одновременно. В конце 2003 года был запущен проект дистанционного обучения для духовных школ на базе Сретенской семинарии, а в начале 2004-го набор на первые дистанционные курсы организовал Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ныне ПСТГУ). Поэтому можно сказать, что история православного дистанционного образования насчитывает уже десять лет. Как изменилась ситуация за эти годы?

Знакомство с представленными на сегодняшний день в сети Интернет проектами позволяет утверждать, что стабильно развиваются три основных направления. Это, во-первых, система дистанционного обучения для духовных школ. Во-вторых, систематическое долгосрочное и краткосрочное дистанционное обучение в области православного богословия для мирян. И, наконец, в-третьих, отдельные православные просветительские проекты, нацеленные преимущественно на самообразование.

Просвещение, но не образование

Последняя группа включает в себя несколько известных порталов, где выкладывается православная литература самого различного назначения - от богослужебных книг до художественной литературы, кален-дарей с житиями и чтениями из Священного Писания, программ, предлагающих цитаты «на каждый день», и т.п., а также мультимедийных материалов. В строгом смысле слова отнести подобные проекты к образовательным нельзя в связи с тем, что образование - и особенно духовное образование - предполагает взаимодействие между обучающим и обучающимся. Это взаимодействие должно быть обязательным (следовательно, организованным обучающей стороной), сис-темным и строиться по методически оправданным схемам. Когда же образовательный процесс сводится к форме «задать вопрос», то никакого образовательного взаимодействия не получается: ученик сам инициирует общение и, следовательно, не выходит за рамки уже имеющегося у него знания или незнания. Только преподаватель может поставить перед обучаемым еще неизвестную для него задачу или проблему и тем самым создать условия для его развития. Поэтому упомянутые выше порталы правильнее будет отнести к информационным ресурсам просветительской направленности.
В качестве хорошего примера можно привести известный портал «Азбука веры» (http://azbyka.ru), который помимо материалов для самообразования предлагает также и тестирования для самоконтроля. При Синодальном миссионерском отделе работает «Школа православного миссионера» (http://orthomission.ru). Также в прошлом году начал работу сайт электронных учебников Учебного комитета Русской Православной Церкви (http://mpda-dl.ru), который предлагает всем желающим электронные учебники по дисциплинам подготовительного отделения МДА с тестами по каждой теме.

Флагманы для семинаристов

Наибольший интерес представляют собой две другие категории дистанционных образовательных проектов, которые позволяют непос-редственно и целенаправленно влиять на развитие уровня духовного образования, расширять и углублять его. Наиболее масштабное образовательное начинание, нацеленное на повышение качества преподавания и обучения во всей сети семинарских учебных заведений Русской Православной Церкви, - это проект Учебного комитета. Он реализуется при участии ОАО «Ростелеком» (http://www.uchkomportal.ru). Его прообразом стали предпринятые еще в 2005 году попытки Сретенской семинарии транслировать лекции ведущих преподавателей и авторитетных специалистов в удаленные семинарии. Но это были отдельные лекции, не связанные единой образовательной программой. Теперь под эгидой Учебного комитета эта идея получила не только свое продолжение, но и развитие. Помимо трансляции лекций в прямом эфире по различным дисциплинам, изучаемым в семинариях, организаторами обеспечивается возможность для обучающихся «задать вопрос», на который лектор ответит или в ходе занятия, или после лекции; лекции записываются с возможностью доступа тех, кто по разным причинам не сумел «присутствовать» на занятии, организуется «обратная связь» и другого рода, позволяющая инспекторам из Москвы и Санкт-Петербурга наблюдать за проведением экзаменов и защит дипломных работ в любой семинарии Русской Православной Церкви.

В планах организаторов - развивать систему дальше и расширять используемые возможности применяемой платформы WebTutor (разработчик - компания WebSoft). Помимо трансляции и записи лекций она позволяет размещать электронные учебные материалы и тесты. Также можно подключить не только семинарии, но и отдельных пользователей, что в будущем может оказаться полезным для поддержки заочного обучения.

Другой проект применения дистанционного обучения для семинарий, на который необходимо обра-тить внимание, - это система поддержки учащихся, разработанная в Санкт-Петербургских академии и семинарии (http://learn.spbda.ru) и реализованная на популярной в российских вузах открытой платформе Moodle (эта платформа бесплатная, но требует наличия в учебном заведении собственных программистов для ее настройки).
Оба проекта, кроме того, что они непосредственно направлены на повышение качества подготовки будущих священнослужителей, объединяет их корпоративный характер. Обучаться с их помощью могут только учащиеся семинарий: одной (как в проекте СПДАиС) или сети семинарий (как в проекте Учебного комитета). Подобная закрытость, безусловно, и необходима, и оправданна. Оба проекта - своего рода флагманы в православном дистанционном обучении, на содержание и методику которых равняются все остальные.

Для мирян

Последняя составляющая православного дистанционного обучения - систематическое долгосрочное и краткосрочное дистанционное обучение для мирян. Пионером в этой области является Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, который практически одновременно со Сретенской семинарией открыл первые дистанционные образовательные программы для мирян (http://pstgu.elearn.ru). ПСТГУ разработал краткосрочную односеместровую катехизаторскую программу «Основы православия» и долгосрочную образовательную программу богословской подготовки «Теология», рассчитанную на несколько лет обучения, которая уже десять лет успешно реализуется полностью дистанционно (учащиеся приезжают в университет лично только для прохождения итоговой аттестации). Со временем образовательная программа была переведена с устаревшей платформы VirtualUniversity на более современную eLearningServer (разработчик «Гиперметод»). Теперь стали доступны такие инструменты, как вебинары, wiki-документы, блоги, взаимная оценка учащихся и другие. Помимо собственно богословских программ реализовывались курсы и общекультурной тематики.

Одновременно с обучением слушателей в ПСТГУ проводилась систематизация полученного опыта и целенаправленные исследования в области обучения взрослых в целом, духовного образования для взрослых мирян и самой возможности духовного образования с применением средств дистанционного обучения. Итогами стали статьи, методические наработки, пригодные для применения в духовных учебных заведениях, а также при реализации дистанционного обучения в области гуманитарных и прежде всего мировоззренческих дисциплин. Авторами этой статьи был также разработан курс подготовки «дистанционных» преподавателей (повышение квалификации), который уже неоднократно проводился, в том числе и для преподавателей духовных школ, причем полностью в дистанционном режиме.

Среди образовательных проектов богословского образования для мирян, следует назвать дистанционное отделение Высших богословских курсов Московской духовной академии (http://dist.kursmda.ru) и Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы (Киев) . Цель создания дистанционного отделения Высших богословских курсов МДА, заявленная на сайте, - «знакомство всех желающих с основами православной веры, с сутью православного христианства дистанционно посредством сети Интернет». Целевая аудитория проекта не вполне определена; предлагаемые образовательные программы - несколько краткосрочных курсов из разных областей и разного уровня.

Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы предлагают образовательную программу, состоящую, как заявлено, из «более чем 20 академических дисциплин, которые преподаются специалистами богословских и светских учебных заведений». В качестве аудитории обозначены «лица православного исповедания (с 15 лет) (независимо от их социального статуса, места житель-ства и гражданства)».

Миссия

Отдельного внимания заслуживают курсы при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи (http://pravkurs.ru) (Православные интернет-курсы, ПИК). На сайте проекта подробно изложены миссия, цели и задачи проекта, очерчена целевая аудитория. В отличие от предыдущих, этот проект основой всей деятельности видит общение тех, кто уже приобрел определенный опыт церковной жизни с теми, кто только подошел к порогу Церкви. Содержательная сторона обучения является вторичной по отношению к этой главной задаче. ПИК представляет собой курсы базового уровня, ориентированные не на систематическое богословское образование, а на миссионерско-катехизаторскую деятельность. Отличительная черта ПИКа - ориентация на вполне определенную аудиторию и подобающая проработка образовательной концепции.

В соответствии с миссией проекта в качестве платформы дистанционного обучения используется доступная бесплатная платформа Moodle. Можно с уверенностью утверждать, что ПИК - оригинальная разработка, которая полностью соответствует декларируемой миссии и охватывает определенную целевую аудиторию.
За последнее время еще несколько православных учебных заведений анонсировали старт проектов дистанционного обучения. РПУ Иоанна Богослова разработал курсы дистанционного обучения «по направлениям церковного служения» совместно с Якутской и Улан-Удэнской епархиями, а также дистанционный образовательный курс «Основы православного мировоззрения». С 2014/2015 учебного года дистанционное обучение для студентов-заочников планирует начать Полтавская духовная семинария (http://orth-mission.org.ua/today/distancyonnoe).

Таким образом, спустя десять лет после первых опытов православного дистанционного обучения накопился большой опыт использования образовательных и просветительских проектов разного уровня, предназначенных как для студентов духовных образовательных учреждений, так и для всех желающих приобщиться к опыту Церкви посредством образования. Можно сказать, что он достаточно широк - у каждого православного христианина теперь есть доступ к тому типу церковного образования, который ему необходим в данный момент, на конкретном этапе его духовной и церковной жизни.
Учитывая размеры и географию русскоговорящей аудитории, постоянное внимание к теме со стороны священноначалия, а также продолжающееся развитие информационных и коммуникационных технологий, вполне можно ожидать серьезного развития имеющихся и появления в недалеком будущем новых интересных проектов в области православного дистанционного обучения.

Справка. Протоиерей Геннадий Егоров - кандидат психологических наук, доцент. Окончил физический факультет МГУ, богословский факультет ПСТБИ. Основатель и первый декан факультета дополнительного образования, где была разработана и запущена система дистанционного обучения. В настоящее время - проректор по учебной работе ПСТГУ и заведующий кафедрой новых технологий в гуманитарном образовании того же вуза.

Меланина Татьяна Владимировна - кандидат технических наук, начальник Учебно-методического управления ПСТГУ. Выпускница одного из первых наборов дистанционной программы профессиональной переподготовки «Теология» на факультете дополнительного образования ПСТГУ. Будучи заместителем декана ФДО, стояла у истоков и принимала активное участие в организации, разработке и внедрении дистанционного обучения.

Татьяна Меланина
протоиерей Геннадий Егоров

ПОЛОЖЕНИЕ О БОГОСЛОВСКИХ КУРСАХ

I. Общие положения.

Богословские курсы имеют своей целью дать сумму необходимых знаний о Православии, христианской культуре и истории. Обучение на курсах открыто для старшеклассников (с 15-ти лет), студентов и взрослых без ограничения по возрасту.

Преподавание ведется в воскресные дни и в вечернее время будних дней. Срок обучения на курсах - 3 года.

Обучение бесплатное .

По окончании Богословских курсов выдаются свидетельства образца, установленного Руководством курсов.

II. Дисциплины.

На курсах ведется преподавание следующих дисциплин:

  • Основы вероучения Православной Церкви (1-3 год);
  • Введение в Ветхий Завет (1-3 год);
  • Введение в Новый Завет (1-3 год);
  • Литургика (Введение в Православное Богослужение) (1-3 год);
  • История Церкви (1-3 год);
  • История Русской Православной Церкви (1-3 год);
  • Церковно-славянский язык (1-2 год);
  • Церковное искусство (2-ой год);
  • Сектоведение и основы духовной безопасности (3 год);
  • Сравнительное богословие (3 год);
  • Православная Церковь и современный мир (1 год).

III. Руководство и преподаватели.

Директором Богословских курсов является Благочинный храмов Ступинского округа, настоятель храма Всех святых в земле Российской просиявших г. Ступино, который координирует всю учебную и творческую работу.

Преподавателями Богословских курсов являются священнослужители Ступинского благочиния, имеющие высшее богословское образование, а также приглашенные специалисты отдельных отраслей церковной науки.

На каждом курсе избирается староста, который является связующим звеном между слушателями и Директором курсов. Староста избирается из числа слушателей. В круг его обязанностей входит решение организационных вопросов, а также претворение в жизнь задач, поставленных перед слушателями Руководством курсов.

IV. Расписание занятий.

Расписание занятий составляется в начале учебного года Директором Богословских курсов по согласованию с преподавателями. Продолжительность одного занятия составляет 50 минут. Время перемены между занятиями составляет 10 минут.

В течение всех лет на каждом курсе изучается восемь дисциплин. В зависимости от обстоятельств, по решению Руководства курсов количество предметов, а также последовательность их изучения может изменяться.

ВНИМАНИЮ СЛУШАТЕЛЕЙ БОГОСЛОВСКИХ КУРСОВ

Объявляется восьмой набор на Богословские курсы при храме Всех святых в земле Российской просиявших г. Ступино. Прием будет осуществляться по итогам собеседования с Директором курсов.

Собеседование состоится 19 и 26 сентября в храме Всех святых в земле Российской просиявших г. Ступино (ул. Пушкина, д. 25) в 12.00. Занятия начнутся 4 октября.

Похожие публикации