Материки и океаны на глобусе. Материки и океаны на глобусе Материки и океаны презентации окружающий мир















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет: Урок окружающего мира (урок изучение нового материала).

Продолжительность: 45 минут

Класс: 3 класс

Технология: личностно-ориентированного обучения, ИКТ

Текст работы: конспект урока по программе УМК "Перспективная начальная школа" (в соответствии с ФГОС)

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами предмета "окружающий мир".

Задачи урока:

1. Вывести новые понятия "океан", "материк".

2. На основе работы с текстом формировать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.

3. Продолжить формирование умений работы с глобусом и картой и навыка устного составления рассказа.

4. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.

5. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.

Планируемые результаты

Предметные:

  • уметь объяснять значение терминов "материк", "океан", освоить знания о материках и водных пространствах нашей планеты, умение находить на глобусе и карте материки, океаны.

Метапредметные:

Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умение договариваться, принимая более аргументированную версию при коллективном обсуждении.

Регулятивные:

  • Рефлексивные умения : осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
  • Оценочные умения : сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:

  • Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
  • Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, текст из хрестоматии, карта полушарий, ИТКпрограмма для создания презентаций и работы с интерактивной доской ElitePanaboard (Panasonic), раздаточный материал: набор для создания карты полушарий; наборы путешественника, карточки – настроения.

Структура презентации:

  1. Титульный слайд.
  2. Организационный момент. Стихотворение.
  3. Этап актуализации знаний. Иллюстрация к задаче.
  4. Тема урока.
  5. Задачи урока.
  6. Иллюстрация к задаче.
  7. Задание: “Собери сумку путешественника”.
  8. Карта полушарий.
  9. Иллюстрированное понятие океана.
  10. Океаны на карте. Путешествие по океанам.
  11. Таблица происхождения названий океанов - эталон проверки.
  12. Физминутка для глаз.
  13. Понятие материка.
  14. Итог урока. Стихотворение.
  15. Спасибо за урок.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  • Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
  • Быстрая включаемость в урок;
  • Эффективность наглядной и быстрой проверки по итогам групповой работы;
  • Повышение эффективности закрепления изученного материала за счет творческого выполнения задания и их наглядной проверки;
  • Воспитание эстетического вкуса у учащихся за счет оформления урока в виде презентации.

Ход урока

1. Организационный момент (слайд 2).

Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Вы готовы разгадать?

2. Актуализация знаний и погружение в тему.

На столе у учителя стоит откупоренная бутылка с пробкой и записка (слайд 3).

Учитель:В открытом море выловлена бутылка, в которой содержится послание экипажа корабля, потерпевшего крушение. Вода, попавшая в бутылку, испортила текст, необходимо определить, где находятся потерпевшие кораблекрушение, чтобы отправиться им на помощь.

Поможете понять её и помочь с поиском людей?

Дети: Да.

Учитель читает текст записки.

На партах тексты записки (подмочены и затёрты специально)

Команда и капитан отправились в кругосветное путешествие от берегов материка Австралии к берегам Северной Америки. Пересекая экватор и находясь в водах Атлантического океана, мы попали в шторм. Нас вынесло к берегам А......

Учитель:Что нам поможет понять, где находятся путешественники и как им помочь? Вспомните понятия, изученные ранее, и выберите самые необходимые сейчас.

Дети: Экватор, карта

У. Что они обозначают?

Дети объясняют

На магнитной доска открывается запись:

Дети: Материк и океан.

Учитель прикрепляет названные понятия во второй столбик.

Знаю Не знаю
Карта Материк
Экватор Океан

3. Определение темы урока.

Учитель : Исходя из нашей таблицы, определите тему урока (слайд 4, 5)

Дети : Материки и океаны. Учимся различать их и находить на глобусе и карте.

Учитель : Выберите вид транспорта для путешествия.

Дети : Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода (слайд 6).

Учитель : Впутешествие мы отправимся на 4 кораблях. (Класс заранее разделен на 4 группы четырёх цветов по цвету маркеров: синий, зелёный, красный, чёрный)

На столе у меня сумка путешественника. Давайте её наполним. Выберите в группе из предложенного набора необходимые вещи.

У детей на парте разрезные наборы путешественника:

Группа 1
  • Бутылка воды
  • Компас
  • Глобус
  • Карта
  • Канат
Группа 2

Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:

  • Пирожные
  • Сухари
  • Компас
  • Подушка
  • Конструктор
  • Сигнальная ракета
Группа 3

Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:

  • Аптечка
  • Ноутбук
  • Глобус
  • Сухофрукты
  • Персики
Группа 4

Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:

  • Чипсы
  • Сухари
  • Спички
  • Орехи
  • Радио
  • Глобус

Итог задания: капитаны выходят к доске, называют выбранные вещи, аргументируя свой выбор (слайд 7). Затем перемещают выбранную картинку на доске в “чемодан”.

Учитель : Почему не взяли с собой глобус?

Дети : Глобус неудобно брать в дорогу, занимает много места.

Учитель : А что же тогда берется? (Карта). А что она из себя представляет?

Правильно. Посмотрите сюда. Что можете сказать об этом? Для удобства решили условно разделить земной шар вдоль меридиана на западное и восточное полушария. Затем нанесли на карту изображения сразу двух полушарий. Такая карта получила название карта полушарий. Именно онапоможет нам в поиске людей (форзац №1).

4. Изучение нового материала.

Работа с интерактивной доской (включаем режим доски)

Учитель : Обратимся к карте полушарий (слайд 8).Какой цвет преобладает на карте?

Дети : Голубой

Учитель : Почему на карте синего и голубого цвета больше всего?

Дети : Голубым и синим цветом обозначают водные просторы - океаны, моря, реки, озёра.

Учитель : Как можете объяснить понятие “ океан”?

Объяснения детей.

Учитель : Сравните своё понимание с научным объяснением С. 13 (Слайд 9)

Итак, мы начинаем путешествие с Северного Ледовитого океана (слайд 10).

Отправляясь на юго-восток, попадаем... Посмотрите на карте. В Тихий океан

Направляясь к Южному полюсу, мы попадаем в: Южный океан , который открыт совсем недавно.

Атлантический океан .

Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Индийский океан.

Двигаясь на север, мы попадаем в Северный Ледовитый океан.

Организация работы в группах

Учитель: Прочитайте текст “Тайны пяти океанов” и заполните таблицу

Подведение итогов по эталону на доске (слайд 11).

Команды сигналом показывают, что справились.

Физминутка для глаз (слайд 12)

Учитель : Обращаемся к следующему понятию. Как можете объяснить понятие “материк”?

Объяснения детей.

Учитель : Сравните своё понимание с научным объяснением С. 13 (Слайд 13). Сколько материков на карте полушарий?

Дети в группе находят на карте в учебнике все материки.

Работа с интерактивной доской (включаем режим доски).

На интерактивную доску выводится контурная карта полушарий.Дети соотносят материк и его название.

5. Закрепление первичное.

Учитель : А для чего мы проделали эту работу? (найти потерпевший корабль) Мы готовы? Обратимся к сумке путешественника.

Учитель : Все взяли в путешествие? Теперь мы можем найти потерявшееся судно?

Дети : у нас есть просто карта, без маршрута поиска судна.

Учитель : Что же нам тогда делать?

Дети : нанести на карту маршрут и тогда можно будет отправляться на поиски.

(У каждого капитана команды должна быть своя карта для поиска пропавших людей)

Задание “Собери карту” (пазлы)и на основании записки отметь маршрут корабля и дальнейший путь поиска.

Ребята работают в группах, затем капитанпрезентуетсозданные карты у интерактивной доски, отмечая на ней маршрут поиска.

Учитель : На что обратили внимание?

Дети : Маршруты на карте не совпадают.

Учитель . Как вы думаете, почему маршруты не совпадают?

Дети : В записке сказано, что название материка начинается с буквы А, а таких материков несколько: Африка, Антарктида, Австралия, Америка Северная и Южная Америка.

Учитель . Что же делать? Отступить? (Дети:“Если на поиски отправятся все наши команды, то есть шанс найти и спасти команду судна, потерпевшего крушение”)

Учитель : Тогда - вперед.

6. Итог урока.

Учитель : Итак, наше кругосветное путешествие подошло к концу. Что помогло нам его совершить?

Дети : Карта полушарий.

Учитель : Чем карта отличается от глобуса? Что у них общего?Какие материки увидели во время плавания?Какие океаны пересекли?Мы достигли своей цели? (обращение к картам, прикреплённым к магнитной доске и интерактивной доске, на которой изображена карта и маршруты для поиска).

Учитель : Оцените свою работу: раскрасьте карточку оценки. Зелёный - работал активно, со всеми заданиями справился, жёлтый работал активно, но были затруднения, которые в ходе урока объяснились, красный - не все задания были понятны, возникли затруднения, ещё необходима помощь.

Учитель : Закончить наше путешествие я хочу стихотворением (слайд 14).А вы подумайте, почему именно им?

Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги нас, береги”.
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река, свои теряя берега.
И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.

Учитель : Ребята, берегите нашу Землю.Урок окончен. Спасибо (слайд 15).

Используемая литература.

Учебник "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова., "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова

Хрестоматия "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова., "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова

Методическое пособие 3-е издание "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова, Л.А.Царевой, Москва Академкнига/учебник 2010

"Окружающий мир" 3 кл. Поурочные планы по учебнику "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова, Автор-составитель Н.В. Лободина, Издательство “Учитель" Волгоград 2010

Материалы участников фестиваля педагогических идей "Открытый урок", "Первое сентября"

Мало просто знать, что такое глобус. Нужно научиться правильно читать его, чтобы узнать много нового и интересного. На этом уроке мы узнаем, что означают цвета на глобусе. Выучим названия океанов и материков, поговорим об их особенностях и отличиях. Познакомимся с удивительными чудесами природы, растительного и животного миров.

Почему синего и голубого цвета на глобусе больше всего? Большая часть земной поверхности покрыта водой. На фотографии, сделанной из космоса, все водные пространства кажутся синими. Этим цветом на глобусе обозначены океаны и моря, реки и озера.

Рис. 2. Земля из космоса ()

Но если присмотреться, можно заметить, что в разных местах океан обозначен разными оттенками. Это сделано, чтобы показать глубину: чем глубже океан, тем темнее синий цвет, а чем глубина меньше, тем краска на глобусе светлее. - это огромные пространства горько-соленой воды, которые окружают материки и острова.

Тихий океан -самый большой на Земле.

Рис. 4. Физическая карта Тихого океана ()

Такое имя дал ему мореплаватель Фернан Магеллан, потому что во время его путешествия на парусных кораблях этот океан был спокойным. Хотя на самом деле Тихий океан вовсе не тихий, особенно в западной своей части, где он поднимает и гонит огромные волны - цунами , приносящие много бед жителям японских островов.

Марианская впадина - самое глубокое место в мире. Она находится в Тихом океане, ее глубина одиннадцать километров тридцать четыре метра.

Рис. 6. Марианская впадина ()

Раньше европейцы даже не подозревали о существовании Тихого океана. Им был известен только один океан - Атлантический , который казался беспредельным, поэтому его назвали в честь самого сильного героя греческих мифов Атланта.

Рис. 7. Физическая карта Атлантического океана ()

На самом деле Атлантический океан второй по величине после Тихого, наибольшая глубина океана 5 километров. В Атлантическом океане бывают огромные волны высотой с трехэтажный дом.

Индийский океан особенно неспокоен в южной своей части. Он теплее других, даже в северной части воды Индийского океана прогреваются до + 35 градусов.

Рис. 8. Физическая карта Индийского океана ()

Арктика - самая северная область, зимой и летом покрытая толстым слоем льда и снега. У Северного полюса находится четвертый океан, почти вся его поверхность покрыта толстыми крепкими льдами, а вокруг многометровые сугробы снега. Вот почему этот океан назвали Северный Ледовитый .

Рис. 9. Физическая карта Северного Ледовитого океана

Относительно недавно ученные океанографы стали выделять пятый, Южный океан .

Рис. 10. Физическая карта Антарктиды ()

Ранее этот океан рассматривали как южные части Индийского, Атлантического и Тихого океанов. Все океаны вместе: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый и Южный - сливаются вместе в единый мировой океан , который омывает весь земной шар.

На глобусе зеленым, желтым, коричневым и белым цветами изображены большие участки суши, которые называют материками. На Земле шесть материков : Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.

Евразия - самый большой материк, в его пределах лежат две части света: Европа и Азия.

Рис. 11. Физическая карта Евразии ()

Это единственный континент на Земле, омываемый четырьмя океанами: Северным Ледовитым на севере, Индийским на юге, Атлантическим на западе и Тихим на востоке. На этом материке находится наша родина Россия .

Рис. 12. Россия на карте Евразии ()

Поверхность материка очень разнообразна. Горы и равнины - это основные формы земной поверхности. Коричневый цвет указывает месторасположение гор, а зеленый и желтый - равнин. Наиболее крупные из них Западно-Сибирская (плоская равнина), Восточно-Европейская (холмистая равнина).

Рис. 13. Западно-Сибирская равнина ()

Рис. 14. Физическая карта Восточно-Европейской равнины ()

Неровными линиями голубого цвета, проведенными по поверхности материков, на глобусе обозначены реки. По Восточно-Европейской равнине текут реки Волга, Дон, Днепр , по Западно- Сибирской равнине течет река Обь . Над поверхностью равнин возвышаются горы. Чем выше горы, тем темнее их цвет на глобусе. Гималаи являются самыми высокими горами мира.

Рис. 15. Горы Гималаи ()

Джамалунгма (Эверест) - самая высокая гора в мире (8 км 708 м).

Рис. 16. Гора Джамалунгма ()

В Евразии расположен Байкал - самое глубокое озеро,

Рис. 17. Озеро Байкал ()

Самое крупное озеро,

Рис. 18. Каспийское море ()

самый большой полуостров - Аравийский ,

Рис. 19. Побережье Аравийского полуострова ()

самая низкая точка суши в мире - впадина Мертвого моря .

Рис. 20. Мертвое море ()

Рис. 21. Полюс холода Оймякон ()

Африка - это второй по величине материк, который расположен по обе стороны от экватора, омывается Атлантическим океаном с запада и Индийским с востока и юга.

Рис. 22. Физическая карта Африки ()

Африка известна разнообразием природы: непроходимые тропические леса с орхидеями,

Рис. 23. Тропический лес ()

травянистые равнины с баобабами (громадными деревьями до сорока метров в окружности),

огромные пространства пустынь.

Рис. 25. Пустыня в Африке ()

Африка - самый жаркий материк планеты. Здесь находится пустыня Сахара .

Рис. 26. Пустыня Сахара ()

Это самая большая пустыня в мире и самое жаркое место на Земле (максимальная зафиксированная температура +58 градусов). На этом материке протекает Нил - вторая по протяженности река в мире.

Рис. 27. Река Нил ()

Вулкан Килиманджаро - самая высокая точка Африки.

Рис. 28. Вулкан Килиманджаро ()

Виктория, Танганьика, Чад - крупнейшие озера на этом материке.

Рис. 29. Озеро Виктория ()

Рис. 30. Озеро Танганьика ()

Рис. 31. Озеро Чад ()

В западном полушарии находятся Северная Америка и Южная Америка , они омываются с запада Тихим океаном, с востока - Атлантическим, а Северная Америка ещё и Северным Ледовитым океаном с севера.

Рис. 32. Физическая карта Северной Америки

Рис. 33. Физическая карта Южной Америки

В состав Северной Америки также входит самый крупный остров на Земле, он называется Гренландия .

Рис. 34. Побережье Гренландии ()

Эти материки богаты и реками и озерами. В Северной Америке протекает одна из величайших рек мира Миссисипи ,

Рис. 35. Река Миссисипи ()

а в Южной Америке расположена река , крупнейшая в мире по полноводности и длине.

Рис. 36. Амазонка ()

На побережье Северной Америки расположен залив Фанди , который, кроме своей невероятной красоты, знаменит самыми большими приливами в мире, более семнадцати метров.

Рис. 37. Залив Фанди ()

Только представьте себе, миллионы тонн воды за двенадцать часов подходят к берегу, а затем отходят от него. В Южной Америке находится самый высокий в мире водопад - Анхель , его общая высота 979 метров.

Рис. 38. Водопад Анхель ()

Кажется, будто он окутан туманом - это завеса из мельчайших частичек воды, которая распыляется, падая с такой огромной высоты. На этом же материке расположен самый мощный водопад в мире Игуасу .

Рис. 39. Водопад Игуасу ()

Хотя на самом деле это целый комплекс из 270 отдельных водопадов, который имеет ширину около 2,7 км. В Южной Америке находится самое сухое место в мире - пустыня Атакама .

Рис. 40. Пустыня Атакама ()

В некоторых местах этой пустыни дождь выпадает один раз в несколько десятков лет.

Австралия - пятый материк, который меньше всех остальных. Тихий океан омывает северное и восточное побережья, Индийский океан - западное и южное.

Рис. 41. Физическая карта Австралии

Большую часть материка занимают пустыни и полупустыни, рек очень мало, из-за чего Австралия считается самым засушливым континентом на Земле. Здесь распространены крики (англ. creek - речушка) - реки, которые существуют только в период дождей и полностью пересыхают на большую часть года.


Совместное открытие знаний На поверхности Земли больше …. воды или суши Она разделяет сушу на крупные участки – материки – и множество мелких островов. Крупные водные пространства между материками называются океанами. Крупные водные пространства между материками называются океанами.












Совместное открытие знаний Найдите два материка в Западном полушарии. Северная Америка Южная Америка На каком материке находится самый мощный водопад? Самый знаменитый водопад – Ниагарский. Самый знаменитый водопад – Ниагарский. Самая большая река – Амазонка. Самая большая река – Амазонка.


Совместное открытие знаний Меньше двух столетий назад стало известно, что есть на свете ещё один, самый южный материк. Меньше двух столетий назад стало известно, что есть на свете ещё один, самый южный материк. Антарктида Материк был назван Антарктида, что в переводе с греческого означает «противоположная северной земле». Толщина льда в Антарктиде – несколько километров.


Совместное открытие знаний Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу? Они располагаются в Южном полушарии. Какое животное нельзя встретить в Антарктиде? Какое животное нельзя встретить в Антарктиде? Где обитает белый медведь? На Северном полюсе, в Арктике.


Совместное открытие знаний Вечными льдами окружён также и Северный полюс. Но эти льды покрывают не материк, а океан. Вечными льдами окружён также и Северный полюс. Но эти льды покрывают не материк, а океан. Почему его называют самым необычным океаном, вы можете узнать на с. 101.




БЛИЦ - ОПРОС: Кто быстрее? 1. В каком полушарии можно встретить все океаны сразу? 2. Какой океан омывает сразу четыре материка? 3.Какой океан омывает 5 материков? 4.Сколько материков омывает Индийский океан? 5.Сколько материков омывает Северный – Ледовитый океан? 6.Чем похожи Евразия и Северная Америка? 7. Можно объединить в одну группу Южную Америку и Африку? 8. Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу? 9.На каком материке много равнин? 10. Какая вода в океанах?


«3» - Прочитать стр ответить на вопросы по содержанию «4» - Оформить доклад об 1 объекте (материке, океане, животном) «5» - Письменно развёрнуто ответить на вопрос, что такое «части света» Домашнее задание:

Похожие публикации