Черта оседлости в российской империи существовала для. За чертой

Сегодня принято считать, что черта оседлости — это чуть ли не законодательная репрессивная мера, направленная против иудеев в Российской империи в период с XVIII века и вплоть до революции 1917 года. Якобы иудеи были выделены в отдельную касту людей «низшего сорта» и против них законодательно была закреплена запретительная мера по проживанию в ряде регионов империи. Чуть ли не резервации были созданы для них. Термин «черта оседлости» сегодня принято воспринимать, как синоним политики антисемитизма в царской России. Но это абсолютная неправда!

Начнём с того, что законодательное ограничение в праве передвижения и свободного избрания места жительства в XVIII веке существовало абсолютно для всех сословий, проживающих в России, включая дворян, вне зависимости от их вероисповедания. Таким образом обеспечивалась стабильность империи на всех её территориях. Наличие на них представителей всех сословий позволяло иметь относительную равнораспределённость людских ресурсов, что, в свою очередь, создавало устойчивый социально-экономический фундамент благополучия страны. Таким образом, скажем, купцы имели право записываться в гильдии лишь в пределах тех территориальных образований, жителями которых они являлись.

После раздела Речи Посполитой в конце XVIII века, к России были присоединены территории современной Белоруссии до линии Динабург-Пинск-Збруч, восточная часть Полесья, Подолье и Волынь. На тот момент население этих территорий включало в себя около 2 млн. иудеев. Россия вышла на первое место среди европейских государств по численности еврейского населения, проживающего на территории страны. В отличие от того социально-правового состояния, в котором иудейские кагалы находились при польском протекторате, в России евреи получили все права граждан империи, что было ознаменовано указом «о правах евреев» от 1786 года.

Начиная с этого периода последовали массовые нарушения новыми гражданами империи российского законодательства. Так иудеи, вопреки закону, начали переселяться в крупные города, особенно в Москву и Перербург, где стали записываться в местное купечество. Это вызвало широкое недовольство коренного одноимённого сословия, представители которого искали поддержку у властей и получали её.

Однако, еврейская элита, непонятным образом сочла правомерными свои претензии на права и привилегии, приближавшие её статус к статусу дворянства. Так в 1788 году витебский еврейский купец Цалко Файбишович подал прошение на имя Екатерины II в котором высказывал недовольство политикой местных властей. Как и многие другие представители еврейской элиты, он просил исключительных прав для еврейского населения, формально ставящих их выше остальных граждан империи. Такие прошения поступали ко двору всякий раз, когда в крупных городах пришлых иудеев местные власти принуждали к соблюдению закона.

Сложившаяся ситуация послужила поводом для того, чтобы 23 декабря 1791 года (3 января 1792) Екатериной II был издан указ, в котором декларировалось о том, что императрица не считает нужным делать исключение для евреев в ограничении права передвижения и свободного избрания места жительства, действующего для всех граждан страны. Указом также были определены территории, где дозволялось селиться и торговать евреям, в которые включались места их прежнего проживания в значительной части Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, а также дозволялось селиться на территории Новороссии, недавно присоединённой к империи. То есть, фактически данный указ расширял права исключительно евреев по отношению к остальным гражданам, позволяя им по желанию переселяться в южные губернии. Эти территории общей площадью 1,2 млн. км 2 и стали известны, как «черта оседлости». Таким образом, законодательное закрепление мест расселения евреев на территории Российской империи, стало вынужденной итоговой реакцией правительства на массовые нарушения действующего законодательства исключительно еврейским населением.

Расхожее мнение о том, что черта оседлости была отменена коммунистами после революции 1917 года, также не соответствует действительности. Фактически черта оседлости была отменена 19 августа 1915 года Министерством внутренних дел России, а формально — Временным правительством после февральской революции.

В связи с недавним высказыванием вице-спикера Госдумы Петра Толстого о черте оседлости тема, давно уже ставшая достоянием пыльных архивов, неожиданно вновь стала актуальной. В социальных сетях с жаром обсуждают черту оседлости и пытаются понять,что конкретно подразумевал Толстой. При этом немногие представляют себе, чем она являлась в реальности и в чём заключалась её суть.

Появление

До екатерининских времён никакой черты оседлости в Российской империи не было, хотя евреи, несомненно, были, правда в незначительном количестве. Черта оседлости была введена в 1791 году и была связана с тем, что по итогам нескольких разделов Польши в составе России оказалась значительная часть польских земель. А Польша к тому моменту была страной с наибольшим количеством еврейского населения. И после раздела Посполитой всё её население превратилось в подданных российского монарха.

Екатерина II решила, что многочисленное еврейское население, доставшееся от Польши, следует ограничить специальной чертой проживания. Согласно указу императрицы, евреи должны были жить там же, где они жили до включениях их земель в состав России. Проще говоря, им было запрещено перебираться в русские города, за редким исключением.

Позднее указ был более детально регламентирован последующими монархами, и уже в XIX веке были чётко ограничены территории, на которых в Российской империи дозволялось жить еврейскому населению. В число этих территорий входили 15 губерний, все они располагались на территории нынешних Польши, Украины, Литвы и Белоруссии.

Чем было вызвано появление черты оседлости

Считается, что введение черты оседлости было пролоббировано влиятельными купцами. К концу XVIII века, когда Польша вошла в состав России, евреи уже имели славу выдающихся торговцев и банкиров. Более того, многие европейские правители имели при себе гоф-фактора - нечто вроде финансового помощника, чаще всего еврея. Ценилось именно еврейское происхождение, поскольку только они имели организованные диаспоры во всех европейских странах, что позволяло прокручивать деньги почти так же быстро, как в современных банках.

Купцы, разумеется, опасались, что хлынувшие в города евреи, как и другие инородцы, создадут диаспоры, быстро завладеют всей торговлей и разорят их. Духовенство также опасалось появления в городах больших масс лиц нехристианского вероисповедания. Нации в те времена ещё не изобрели, поэтому основным мобилизующим и объединяющим фактором была религия. И представители отличающихся от доминирующих в регионе религиозных групп повсеместно сталкивались с подозрительностью и недоверием. А власти стремились ограничить контакты между различными религиозными течениями, в Европе в те времена практически повсеместно считалось, что иудеи нелояльны власти.

Исключения из правил

Хотя формально евреям запрещалось проживать вне губерний, отведённых им под место жительства императорским указом, на деле всегда было немало лазеек и исключений. Самым простым способом снять любые дискриминирующие ограничения была смена веры. В том случае, если еврей принимал православие или лютеранство, все ограничения с него моментально снимались, поскольку они касались не евреев, а иудеев, т.е. лиц, придерживающихся иудаизма. Однако в те времена к вопросам веры относились серьёзно и далеко не каждый мог себе позволить сменить веру предков, тем более что и в еврейской общине т.н. выкресты подвергались очень суровому осуждению вплоть до конца XIX века.

Второй способ - получить высшее образование. На лиц с высшим образованием не распространялись ограничения, связанные с чертой оседлости, и они могли свободно жить где угодно. Однако университетов в стране было не так уж много, и, кроме того, были опасения, что многие пожелают воспользоваться этой лазейкой, поэтому в университетах была введена процентная квота на число учащихся-евреев, соответствующая их пропорции от общей численности населения (если университет находился в черте оседлости, квота повышалась).

Третий способ - получить нужную профессию. В число нужных городских профессий входили аптекари, фельдшеры, повитухи, врачи, стоматологи. Кроме того, разрешалось жить вне черты оседлости бывшим кантонистам (рекрутам из числа евреев, набираемых по спецнабору), отслужившим в армии. Также в числе тех, кто мог жить в любом городе, были ремесленники, но с обязательным условием быть записанными в ремесленный цех. Вместе с этими людьми разрешалось жить и их семьям.

Четвёртый способ - самый сложный. Стать купцом первой гильдии. Всего было три купеческих гильдии, и в первую входили самые богатые и крупные купцы, сейчас их назвали бы миллионерами.

Пятый способ - пригодный только для женщин. Можно было самовольно уехать из черты оседлости и записаться в проститутки. Тогда вместо паспорта женщине выдавался т.н. заменительный билет, более известный как "жёлтый билет", который разрешал ей заниматься проституцией при условии постановки на учёт в полиции. Способ малопригодный, поскольку, получив однажды жёлтый билет, в дальнейшем было очень трудно устроиться на какую-либо другую работу.

Шестой способ - эмигрировать в другую страну. Желающим уехать не чинилось никаких препятствий. По понятной причине, способ не пригоден для тех, кто переезжать в другую страну не планировал.

Всем остальным черту оседлости разрешалось покидать, но только на время. В частности, срок, на который житель покидал черту оседлости, не должен был превышать шести недель. Кроме того, он обязательно должен был иметь паспорт, выданный губернатором. Получить такой паспорт можно было, только внятно объяснив свою цель путешествия за пределы черты.

Правила проживания евреев в специально отведённых им местах постоянно изменялись на протяжении XIX века, постепенно смягчаясь. В общей сложности черта оседлости просуществовала в России около 120 лет. Де-факто она была отменена в годы Первой мировой войны в 1915 году, когда евреям в условиях угрозы наступления немецких войск было разрешено селиться где угодно, за исключением Петербурга и его пригорода. Официально же черта оседлости была отменена уже Временным правительством весной 1917 года.

20 марта 1917 года на заседании Временного правительства по представлению министра юстиции А.Ф. Керенского было принято Постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений». Это и было тем актом, который де-юре дезавуировал 126-летний позор императорской России, — черту еврейской оседлости, или просто черту. Но ни выражение «черта оседлости», ни слово «евреи», по просьбе представителей «Союза для достижения полноправия еврейского народа в России», в тексте даже не назывались.

Черта оседлостиэта своего рода клетка для российского еврейства — была главным символом государственного антисемитизма и дискриминационной антиеврейской политики царской России. Самой последней среди европейских стран полиэтническая Россия разомкнула наконец наручники на запястьях пятого по численности своего народа и признала элементарное — достоинство и равноправие своих еврейских сограждан.

«Черта постоянной еврейской оседлости» — это ареал, открытый для легального и постоянного проживания в Российской империи тех, кто исповедует иудаизм, то есть евреев как конфессии. За пределами ее периметра проживание евреев строго воспрещалось и преследовалось, за исключением «выкрестов» (крещеных евреев) и тех категорий конфессиональных евреев, для которых делались целесообразные исключения. Как институт власти черта оседлости неотделима от репрессий против нарушителей ее режима, причем главной формой наказания являлась высылка.

Ограничения имелись и внутри самой черты, например, на проживание евреев в сельской местности.

Как таковая черта в России была введена в царствование Екатерины II, на которое пришлись все три раздела Польши (1772, 1793 и 1795), каждый из которых добавлял империи на Западе обширные земли, плотно заселенные евреями или, по-польски, «жидами».

Де-юре это произошло в конце 1791 года, а де-факто — существенно раньше: по одной версии — в 1780 году, когда в Могилевской и Полоцкой губерниях купцов-евреев уравняли в правах с неевреями, а по другой — в 1790-м по инициативе московских купцов, всерьез напуганных еврейской конкуренцией. 72 купца-еврея с семьями были тогда обвинены в демпинге и контрабанде, изгнаны из Москвы и Смоленска с ограничением их правожительства Белоруссией и Новороссией: по сути, это была первая внутрироссийская депортация евреев.

В 1795 года Екатерина приказала выселить евреев из деревень. Тогда же, в 1795 году, был забит и первый «внутриеврейский» клин в России — между евреями-ашкеназами как дискриминированным контингентом, для которого, собственно, и вводилась черта оседлости, и горскими евреями и караимами как полноправными и свободными гражданами страны.

После 1818 года в России оказалось сосредоточено около половины всего мирового еврейства, причем всех их империя чистосердечно потчевала традиционными еврейскими кушаньями: удвоенным налогообложением например.

Периодами относительной либерализации в еврейском вопросе были царствования Павла I и Александра II.

Именно Александр II с первых дней своего царствования, пусть и не всегда последовательно, взял курс на либерализацию статуса вверенных ему евреев. При нем правомочие на постоянное пребывание вне черты получили купцы I и II гильдии, выпускники вузов, лица со степенью доктора или магистра, мастеровые и ремесленники, в т.ч. механики, винокуры и пивовары, отставные рекруты, помощники аптекарей, дантисты, фельдшеры и повивальные бабки.

Престолонаследник же, Алек-сандр III, став царем, зарекомендовал себя убежденным контрреформатором и, пожалуй, самым яростным антисемитом во всей династии Романовых. С его воцарением по России прокатилась первая из трех больших волн еврейских погромов — в 1881—1884 годах (две другие — 1903—1906 и 1917—1921 годов — выпадут на властвование Николая II и на безвластие Гражданской войны). Нет, он не давал указаний погромщикам, но его отношение превосходно характеризует пассаж из письма варшавскому генерал-губернатору И.В. Гурко: «Сердце мое радуется, когда били евреев, но допускать этого ни в коем случае нельзя, так как от них богатеет земля русская ». (Впрочем, любой цинизм лучше фанатизма, и даже такое отношение — прогресс на фоне максимы Елизаветы I: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли»!).

Быть может, самым страшным для евреев при Александре III оказалось даже не изменение правового поля, а устрожение правоприменения. В 1891-1892 годах из Москвы, например, было выселено около 40 тысяч евреев. Излюбленной мишенью стали жены евреев, имевшие не личное, а косвенное, то есть замкнутое на их мужей, правожительство: стоило мужу выехать по делам хотя бы на короткое время, как жена оказывалась в зоне риска.

Толерантности позднего Александра III едва-едва хватало на то, чтобы прощать С.Ю. Витте, своему министру финансов, свободное от антисемитизма и сугубо прагматичное отношение к евреям. Вот сценка из воспоминаний Витте, относящаяся ориентировочно к 1893 году: «В первые годы моего министерства при Императоре Александре III, Государь как-то раз меня спросил:«Правда ли, что вы стоите за евреев?» Я сказал Его Величеству, что мне трудно ответить на этот вопрос, и просил позволения Государя задать Ему вопрос в ответ на этот. Получив разрешение, я спросил Государя, может ли Он потопить всех русских евреев в Черном море? Если может, то я понимаю такое решение вопроса, если же не может, то единственное решение еврейского вопроса заключается в том, чтобы дать им возможность жить, а это возможно лишь при постепенном уничтожении специальных законов, созданных для евреев, так как в конце концов не существует другого решения еврейского вопроса, как предоставление евреям равноправия с другими подданными Государя.

Его Величество на это мне ничего не ответил и остался ко мне благосклонным и верил мне до последнего дня своей жизни ».

Царствование Николая II явилось продолжением отцовской, а не дедовской, линии. Этот последний русский царь, этот будущий православный святой с якобы мироточащим в сегодняшнем Симферополе бюстом, — верил не только в Распутина и его байки, но и в «Протоколы сионских мудрецов», а когда выяснилось, что «Протоколы» — фальшивка, не постеснялся сожалеть об этом. Открыто симпатизируя «Союзу русского народа», он искренне, как и все черносотенцы, полагал, что в погромах сами жиды и виноваты.

Не забудем и введенную в 1886 году при министре народного просвещения И.Д. Делянове и обер-прокуроре Священного Синода К.К. Победоносцеве numerus clausus для государственных гимназий и университетов, более известную как «трехпроцентная норма». На самом деле норма эта заново устанавливалась ежегодно и фактически колебалась вокруг следующих квот: в черте оседлости — не более 10%, на остальной территории России — не более 5%, а в Москве и Санкт-Петербурге — не более 3%. «Нормы» эти, как правило, полностью выбирались медалистами, что фактически закрывало остальным дорогу к отечественному высшему образованию и толкало их или в заграничные университеты, или к вынужденно-циничному крещению.

Как писал Бенедикт Лившиц, «университетский диплом в руках еврея был, кроме того, овеществленным оскорблением, нанесенным государственному строю, символом победы, одержанной над сводом законов, над рогатками черты оседлости и, свидетельствуя об особенном упорстве и настойчивости обладателя документа, становился волчьим паспортом ».

Не случайно в царствие Николая II по России с грохотом прокатился новый вал погромов, начавшийся в апреле 1903 года с кишиневского. После чего погромы и черта оседлости сделались предметом не только внутренней, но и внешней политики, став камнем прет-кновения на переговорах с иностранными державами о новых займах России. Так, в 1904—1905 годах президент США Рузвельт несколько раз делал представления России, жестко требуя от нее изменений в еврейском вопросе и строгого соблюдения Русско-Американского соглашения о торговле и навигации 1832 года. Но пароксизмы и миазмы антисемитизма были царю дороже, в его голове жила такая сюрреалистическая схема: коль скоро договор подразумевает подчинение американских граждан в России российскому законодательству, то, стало быть, к американским евреям применим… режим черты оседлости! Он как бы мысленно расширил черту, включив в нее и США! Штаты подождали немного — и денонсировали в 1911 году соглашение 1832 года.

Еврейские погромы в Кишиневе, 1903 год. Фото: РИА Новости

Политическое бесправие и депортации привели к тому, что началась массовая эмиграция евреев из России, а погромы ее многократно усилили: в 1881—1914 годах только в США из России эмигрировало более 1,5 млн человек, причем экономически и творчески наиболее активных и продвинутых. Эта мощная волна еврейской эмиграции из России привела к тому, что ее возможности и шансы богатеть благодаря своим еврейским согражданам ощутимо сузились, тогда как у стран их принимавших, — прежде всего у США и Палестины, — ощутимо расширились.

Еврейская же молодежь из числа остающихся изо всех сил рвалась сквозь бастионы черты оседлости и столь же массово уходила «в революцию», во все ее ответвления и рукава. Власть привыкла к покорным и трусливым евреям, а тут — такая борьба, такая самоотверженность, такая готовность к самопожертвованию, такое презрение к собственной смерти! Это напугало власть, заставило ее подумать не только о кнуте, но и о прянике, по возможности небольшом.

Общее бесправие, униженность, запертость в черте оседлости большей части еврейского населения, крупнейшей в мире, в том числе и по численности еврейских граждан, державы — державы, претендующей на свой высокий пюпитр в европейском «квартете» и глобальном «оркестре», — смотрелись вопиющим атавизмом, одновременно бельмом и бревном в российском глазу. Упрямое — вопреки всему — отстаивание черты оседлости подрывало международный авторитет Российской империи, тянуло ее вниз и назад, осложняло экономические связи с другими странами.

Неудивительно, что призывы к царям и правительствам об отмене черты оседлости и об уравнении евреев в правах звучали постоянно, и не только из еврейских кругов, но и от высокопоставленных российских чиновников и выдающихся гуманитариев: таких как Сперанский, А.Г. Строганов, Витте, Столыпин, Милюков и Лев Толстой. На стыке XIX—XX веков отмена черты оседлости стала частью программ большинства общероссийских партий, кроме черносотенных. Между левыми и центристами был консенсус, неплохо сформулированный Витте: «Я был бессилен заставить пересмотреть все существующие законы против евреев, из которых многие крайне несправедливы, а в общем законы эти принципиально вредны для русских, для России, так как я всегда смотрел и смотрю на еврейский вопрос не с точки зрения, что приятно для евреев, а с точки зрения, что полезно для нас, русских, и для Российской Империи ».

Витте улавливал и провиденциальную связь между еврейской политикой царя, революцией и судьбой монархии: «Я убежден в том, что, покуда еврейский вопрос не получит правильного, неозлобленного, гуманного и государственного течения, Россия окончательно не успокоится ».

Но при всех царях, не исключая и Александра II, российское правительство упорно отказывалось от ликвидации черты, обещая взамен лишь медленное и постепенное расширение прав евреев — по мере прогресса их ассимиляции, без которой никакая их интеграция в российскую державу невозможна. 31 мая 1910 года евреи-депутаты Госдумы Н. Фридман и Л. Нисcелович при поддержке кадетов все же вынесли законопроект об отмене Черты на рассмотрение Думы. Их поддержали 166 депутатов, в том числе 26 от партии октябристов. Но правые добились передачи законопроекта в комиссию о неприкосновенности личности, где его благополучно замылили.

Развязка, однако, наступила иначе и как бы сама собой — во время и благодаря Первой мировой войне — этому геополитическому суициду Империи. Тупость ее развязывания и бездарность ведения — ровно того же происхождения, что бездарность и тупость в еврейской политике.

Так, в 1914—1916 годах по причине якобы их поголовной нелояльности, из западных прифронтовых губерний во внутренние губернии России было выселено 250—350 тыс. евреев, причем на сборы им давались всего лишь 24 часа.

Однако все отдельные выселения, как отмечал С. Вермель, посвятивший им серию обобщающих статей, «бледнеют перед грандиозным массовым выселением из Ковенской и Курляндской губернии» . Ввиду быстрого наступления немецкой армии 30 апреля 1915 года для Курляндской и 3 мая для Ковенской и, частично, Сувалкской и Гродненской губерний последовали распоряжения русской военной администрации о немедленной и поголовной депортации всех местных евреев. Всего из Курляндии тогда было выселено около 40 тыс. чел., а из Ковенской — 150—160 тысяч. Местами их нового поселения были назначены отдельные уезды Полтавской, Екатеринославской и Таврической губерний. В июне 1915 года выселение евреев продолжилось, захватив теперь уже Юго-Западный край — Подольскую и Волынскую губернии. И все это — невзирая на то, что почти в каждой еврейской семье кто-нибудь да воевал и что еврейскую молодежь, в том числе и из числа выселенцев, продолжали призывать в действующую армию! Приходится констатировать, что подход царского правительства к т.н. «враждебно-подданным интернированным» во многом предвосхитил страшные и бесчеловечные черты депортационной политики советского государства.

Едва лишь подув на черту оседлости, война фактически сдула, уничтожила ее: еврейские беженцы, эвакуированные и интернированные, расселились по внутренним губерниям далеко и широко. Признанием этого факта стал циркуляр очередного министра внутренних дел Н.Б. Щербатова от 15 августа 1915 года, изданный под давлением еврейских организаций и межпартийного Прогрессивного блока в Думе. Формально он не упразднял черту оседлости, но разрешал евреям жить (разумеется, временно!) во всех городских поселениях страны, кроме столиц и местностей, находившихся в ведении министерств Императорского двора (Москва, Петербург, Ялта, Царское Село, области казачьих войск, а также — по-прежнему — сельская местность). При обсуждении самой проблемы в правительстве министр иностранных дел С. Сазонов настаивал на принятии демонстративного акта по еврейскому вопросу, так как союзники крайне недовольны преследованиями евреев, о которых так много (и, очевидно, верно) говорит немецкая пропаганда.

Но Николай II так и не пошел на юридическое упразднение черты. Это сделало низложившее его Временное правительство.

Просуществовав де-юре 126 долгих и унизительных для евреев лет, черта навсегда осталась в российской истории несмываемым и дурно пахнущим пятном.

Впрочем, российский государственный антисемитизм вовсе не умер 20 марта 1917 года. На какое-то время он просто перестал быть державно-имперским. А с последовавшим затем крахом материка российской государственности, с распадом его на десятки постоянно перекраиваемых и воюющих друг с другом островов — эфемерных республик, гетьманств, директорий, эмиратов, ханств и прочих гуляй-полей — государственный антисемитизм растекся и возродился в большинстве из них, что вновь привело к погромам периода Гражданской войны, неслыханным до этого по своей жестокости в российско-еврейской истории.

С укреплением советской государственности, с ее постепенным переводом стрелок с де-юре классовых на де-факто национальные рельсы, антисемитизм вернулся и в государственную политику СССР. Еще бы! Как удобно иметь под рукой пассионарный контингент, на который всегда можно переложить ответственность за то или другое. Максимум доморощенного антисемитского энтузиазма в 1920-е и 1930-е годы наблюдался там, где евреев было особенно много, — в пределах бывшей черты, и в особенности на Украине. Заигрывание с «Джойнтом» 1 и ОЗЕТом 2 обернулось созданием в 1934 году Еврейской автономной области на Дальнем Востоке, в Биробиджане, на приамурских черноземах, такой карикатуры на Палестину и мечтательной заготовки Кремля для новой черты на востоке.

А война с фашизмом и Холокост обернулись вовсе не скорбью и солидарностью с евреями, а главпуровским их отрицанием в качестве главных жертв национал-социалистического этноцида, плавно перетекшим в «безродный космополитизм» уцелевшего еврейства. Миф же о гневе народном и о несостоявшейся депортации евреев в Биробиджан — это пик позднесталинского антисемитизма, отдаленно напоминающего антисемитизм поздней Екатерины II. При Хрущеве и Брежневе государственный антисемитизм напоминал скорее эпоху Александра III: все опустилось на уровень карьерной и образовательной дискриминации (та же numerus clausus, только гораздо худшая, потому что негласная и произвольная), а также борьбы с эмиграцией и правом на эмиграцию. При Горбачеве государственный российский антисемитизм сходил на нет, зато расцвел антисемитизм корпоративный и частный (общество «Память» и иже с ним). При Ельцине уже начали бороться и с корпоративным антисемитизмом, но тем не менее генералу Альберту Макашову с рук сходили любые высказывания, даже такое: «Евреи так нахальны потому — позвольте я по-своему, по-солдатски скажу, — потому, что из нас еще никто к ним в дверь не постучал, еще никто окошко не обоссал. Потому они так, гады, и смелы!» (сказано в феврале 1999 года на съезде казаков в Новочеркасске).

При Путине антисемитизм практически сошел на нет, и только на 18-м году его правления, после нескольких лет активной клерикализации государства и общества и агрессивной защиты даже не прав, а чувств и рефлексов условных «верующих» что-то, похоже, изменилось.

Традиционным запашком снова повеяло из Охотного Ряда — из думских уст. 23 января 2017 года вице-спикер от правящей партии Петр Толстой произнес: «Наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах — на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедушек и прадедушек».

Еще немного, и кто-то из нынешних охотнорядцев поведает нам о пархатых христопродавцах, об авторизованных протоколах закулисных мудрецов и о вкуснейшей маце на крови христианских младенцев.

Павел Полян —
для «Новой»

1 Международная еврейская благотвори-тельная организация.
2 Общество землеустройства еврейских трудящихся (1925—1938).

Черта оседлости - так назывались территории Российской империи, за границами которых евреям было запрещено постоянное проживание (полное название - «Черта постоянной еврейской оседлости» или «черта постоянного жительства евреев» ). Сегодня большая часть этих земель находится в пределах современных Украины, Беларуси, Литвы, Польши. Запрет евреям проживать за чертой оседлости был введен в конце XVIII в. Екатериной II и официально действовал вплоть до Февральской революции 1917 г. Исключение в разное время делалось для нескольких категорий граждан, как то: купцы I-ой гильдии (с 1859 г.); приписанные к ремесленным цехам; горские и бухарские евреи; некоторые другие категории.

Именно в границах черты оседлости окончательно оформилась та уникальная еврейская культура быта, непременные символы которой - язык идиш , клезмерская музыка и еврейское местечко , и которую воспели в своих произведениях выходцы из черты оседлости Ю.Пэн, М. Шагал, Шолом-Алейхем и другие. Но самое главное - именно здесь находились духовные центры еврейского народа - центры Торы, как, например, знаменитые ешивы Воложина и Мира ; именно в черте оседлости родились и возмужали многие духовные лидеры еврейского народа, такие, как Хафец Хаим , Альтер ребе , раби Й.-Д. Соловейчик из Бриска , раби Нахман из Браслава и многие другие.

История черты оседлости

Уже несколько веков евреи проживали в Речи Посполитой. Во второй половине XVIII в. Польско-Литовское государство в три этапа было разделено между Пруссией, Австро-Венгрией и Россией. Обширные земли, на которых проживали сотни тысяч евреев, отошли к Российской империи. В 1791 году Екатерина II выпустила указ, который определял те области и города, в которых евреям было дозволено проживать и торговать.

В черту оседлости входили мелкие города и поселки городского типа - т.н. «местечки», а проживание в сельской местности и владение землей, даже в границах оседлости, запрещалось. Некоторые крупные города в разное время также исключались из черты оседлости. В большинстве районов Киева, например, селиться было запрещено.

Неприкрытая юдофобская политика как центральных, так и местных властей, частые погромы , всяческие ограничения в правах, увеличенные чуть ли не вдвое по сравнению с обычными гражданами налоги и подати - вот примерная картина тех ущемлений, которые претерпевали евреи в черте оседлости. Через некоторое время к этому добавилась рекрутская повинность - юных еврейских мальчиков забирали в кантонисты , отрывая из от семьи, от общины и от иудаизма. Повсеместная нищета среди евреев стала привычным делом.

В эпоху Александра II, стали приниматься законы, постепенно облегчающие жизнь еврейских городов и местечек. Не сразу, шаг за шагом, было дозволено селиться за чертой крупным купцам, евреям с высшим образованием, врачам. Однако после убийства императора его сын, Александр III, прекратил либерализацию. Во-первых, в числе революционных движений уже тогда было немало евреев, а во-вторых, сам император и его окружение придерживались антиеврейских взглядов.

Революция 1905-1907 гг. коренным образом ситуацию не изменила. С одной стороны, с переменным успехом стали приниматься чуть более либеральные законы, с другой стороны - набирали силу «черносотенцы» и подобные им партии, в обществе обострился антисемитизм, участились погромы, которые иногда - при попустительстве властей - принимали просто ужасающий масштаб. В 1911 году началось знаменитое дело Бейлиса. С началом Первой мировой войны не редки стали бездоказательные обвинения евреев в шпионаже и измене, что опять-таки приводило к погромам и казням.

Лишь в 1917 году, после Февральской революции в России, Временное правительство отменило все ограничения.

Местечко и духовная жизнь народа

Несмотря на нищету и погромы, этот период дал огромный импульс развитию еврейской общины и духовной жизни. Феномен местечка способствовал сплоченности людей и взаимопомощи среди евреев.

В Торе есть повеление - «кдошим тихйу» , что можно перевести как «Святы будьте» . Это повеление трактуется в широком смысле как запрет «несвятых» удовольствий. В основном это относится к отношениям между полами и еде. Но, и в том, что касается мира идей, с одной стороны, и простого времяпровождения, с другой, также существуют ограничения. Эти ограничения создают в душе еврея кдуша у-тахара - правильную пропорцию в «потреблении» материального мира и духовную чистоту, а нарушение этих ограничений ведет к излишней привязанности к этому миру и духовной нечистоте.

Евреи испокон веков стремились ограничить «несвятое» влияние на себя и своё потомство. Ведь, как опыт показывал, везде, где эти границы не были установлены, влияние внешней среды, народов мира, у которых этих ограничений нет, постепенно нарастало и через определённое время еврейская жизнь там исчезала.

Так же и в нашу эпоху, когда большая часть еврейского народа стала жить по законам народов мира, никак не соблюдая и даже не подозревая об ограничениях кдуша у-тахара , существует большая опасность их влияния на еврейскую жизнь. Поэтому религиозные евреи стараются всему путями отгородиться от этого влияния.

К сожалению, в последнее время высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации , так что проёмов стало больше, чем забора. Духовная нечистота и излишняя приземлённость стали то тут, то там ощутимы.

Еврейское местечко несло в себе идею обособления, защищённости от внешнего нееврейского влияния. Вот сейчас этого крайне и не хватает. Высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации.

И хотя с точки зрения количества евреев, которые посвящают себя изучению Торы - сейчас наблюдается расцвет, но с точки зрения качества - ситуация оставляет желать лучшего.

В былые времена артели сапожников и портных заканчивали изучение всего Талмуда и знали его. Сейчас даже те, кто учится целый день в ешиве, не могут похвастаться такими успехами.

Раньше простым работникам-евреям было ясно и очевидно, что должен у них быть раввин и что надо принимать его постановления и его содержать. Поэтому избранный комитет в каждом местечке искал наиболее знающего раввина, и без него не видели возможности еврейской жизни, как частной, так и общинной. Естественно, тут и там были люди, которые не вписывались в общие рамки и не принимали раввинские требования, но в целом в прошлом у раввинов был непререкаемый авторитет.

Как правило, внутри общины царили тёплые отношения и взаимопомощь. Так было хотя бы потому, что животный антисемитизм объединял судьбы всех евреев.

Так называемая «галутная» реальность обязывала жить общинной жизнью, а это создавало больше возможностей для людей исполнять «заповеди между человеком и человеком» - свои обязанности по отношению к ближним. И это стоит помнить…

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ЧЕРТЫ ОСЕДЛОСТИ

Временные границы Черты оседлости

Указом 1791 года Екатерина II очертила территорию, где отныне позволялось жить евреям. В нее вошли земли, отошедшие к империи после разделов Польши (на тот момент Первого, позже к ней были присоединены территории, влившиеся после Второго и Третьего разделов), и также недавно завоёванная (у турок и крымских татар) Новороссия. Поначалу, образование Черты (само название официально появилось много позже, в XIX веке) не было дискриминационной мерой - христиане, включая даже дворян, также имели ограничения в перемещении по империи. Впоследствии, год за годом устрожая правила, царское правительство сделало жизнь евреев в Черте настолько непростой, что Черта Оседлости стала ассоциироваться с дискриминационной политикой по отношению к евреям. Черта была отменена Временным Правительством в 1917 году. В настоящей статье, в соответствии с названием, мы рассмотрим только географические границы Черты в разные эпохи.

Разделы Польши

Историю современных евреев России следует вести с разделов Польши. Были евреи и при Ярославе Мудром, и при Петре Первом, но ко второй половине 18 века евреев в России не было - им попросту не позволялось там жить. По контрасту, в Польско-Литовском содружестве (Речи Посполитой) в 17-18 веке жило больше евреев, чем во всём остальном мире. Причину этому следует искать в известной народной мудрости - рыба ищет, где глубже. По сравнению с другими странами Европы, в Польше евреям жилось комфортнее всего. Имеются многочисленные примеры дружеских отношений между евреями и польскими аристократами. Евреи добивались для себя таких привилегий, которыми порою не обладали и коренные жители страны.

В середине 17 века начался постепенный упадок Польши. Некогда могущественное и крупнейшее в Европе государство задыхалось в клубке политических и экономических проблем. Никакие важные решения не могли пройти через сейм без согласия всех его членов. Жестокие восстания на востоке страны вымывали человеческие и экономические ресурсы.

К концу 18 века Речь Посполитая настолько ослабла, что её соседи - Россия, Австрия и Пруссия, приступили к постепенному её разделу между собой. В 1773 году войска трёх держав вошли на территорию Польши и аннексировали значительную её часть. России досталась Восточная Белоруссия и так называемая Польская Ливония. На этих землях впоследствии были образованы Могилёвская и Витебская губернии. То был Первый раздел Польши.

Несмотря на отчаянные попытки польских патриотов изменить законы и сохранить свою страну, в 90-е годы отъём польской территории её соседями продолжился. По Второму разделу Польши в 1793 году Россия получила значительные территории Белоруссии и Украины, впоследствии вошедшие в Минскую, Киевскую, Волынскую и Подольскую губернии. В 1795 году раздел Польши завершился. Страна перестала существовать, а к России отошли Литва, остатки Белоруссии и Волыни. Кроме того, в состав России вошло полунезависимое Курляндское герцогство. Когда-то высокоразвитое государство, владевшее даже колониями в Вест-Индии, к 18 веку ослабло и попало в политическую зависимость от Польши и России. С крушением Польши, Курляндия перестала существовать как независимое государство и превратилась в губернию России, с сохранием, впрочем, её жителями многих привилегий, например, отсутствия крепостного права.

Таким образом, Россия, где прежде не было евреев, неожиданно стала обладать чуть ли не крупнейшим в мире еврейским населением. Все земли, полученные при разделах Польши, вошли в состав Черты Оседлости. На них были образованы Витебская, Могилёвская, Минская, Киевская, Волынская, Подольская, Виленская и Гродненская губернии. Кроме того, евреи Курляндии, не вошедшей в Черту Оседлости, получили особый статус - им разрешалось жить в Курляндии, если они там уже жили, но заселять её, в том числе через женитьбу, или даже возвращаться после проживания в другом месте было запрещено.

Наполеоновские войны и Царство Польское

В 1807 году Наполеон, победивший Австрию и Пруссию, образовал на покорённых им территориях полунезависимое государство - Варшавское герцогство, чем заслужил благодарность поляков. В 1815 году, когда делили империю Наполеона, Варшавское герцогство перешло к России. На этой территории было образовано Царство Польское. Белостокская область, однако, вошла в состав «коронной» России. Первоначально предполагалось, что Царство Польское будет квазинезависимым образованием под патронажем российского императора, вроде Финляндии. Однако в результате непрерывных восстаний поляков царское правительство отбирало у Польши привилегии, и к 1870 году 10 губерний Царства Польского были уже обычными губерниями Российской империи. Тем не менее, эти губернии (Варшавская, Калишская, Келецкая, Ломжинская, Люблинская, Петроковская, Плоцкая, Радомская, Сувалкская и Седлецкая) официально частью Черты Оседлости не считались. Евреям позволено было жить там без ограничений, но перемещаться в губернии коронной России или обратно им не разрешалось.

Новороссия

Так назвали земли, перешедшие под контроль России во второй половине 18 века в результате войн с Оттоманской империей и крымскими татарами. Территории эти были мало заселены. Их активное развитие началось в конце 18 века. Были образованы Екатенинославская, Таврическая, Херсонская и Бессарабская губернии. Эти губернии, а также Черниговская и Полтавская, перешедшие к России ещё в 17 веке, вошли в составЧерты Оседлости. Евреев из бывших польских губерний, так же, как и представителей других народов (греков, болгар, немцев, сербов) заинтересовывали в перемещении в Новороссийские губернии, как в города, так и в сельскохозяйственные колонии. Процесс, однако, шёл неравномерно. Если Херсонская и Бессарабская губернии оказались в 19 веке довольно плотно заселены евреями, то в Черниговской, Полтавской, Екатеринославской и Таврической губернияхпроцент еврейского населения оставался незначительным.

Середина 19 века

В 1842 году произошло значительное изменение административных границ Северо-Западного края. Белостокская область влилась в состав Гдодненской губернии, а из Виленской выделилась Ковенская губерния. В Виленскую губернию были добавлены несколько белорусских уездов. Если Ковенская губерния была в основном заселена литовцами, то в Виленской преобладали славянские народы - поляки и белорусы. Обе губернии, при этом, были плотно заселены евреями. Самое же значительное в процентном отношении еврейское население было в Гродненской губерии.

В 1868 году на месте Августовской губернии было образовано две - Сувалкская и Ломжинская. На положении евреев, впрочем, эта реорганизация не сказалась. В Сувалкской губернии проживало довольно много литовцев, особенно в северной половине. Характерно, что подобные решения принимались в Петербурге в интересах русской администрации, без участия поляков, чьё активное сопротивление было к тому времени сломлено.

Первая Мировая война и конец Черты Оседлости

К началу 20 века всё громче звучали голоса о необходимости отмены Черты Оседлости, но Николай I не мог решиться на этот шаг. Официально Черта Оседлости была отменена с крушением царизма, Временным правительством. Однако уже в начале Первой Мировой войны она фактически перестала существовать. Многие тысячи беженцев из западных губерний хлынули в центральные губернии, где им, соответственно, было разрешено проживать.

Между Мировыми войнами

Послевоенное мирное устройство поделило бывшую Черту Оседлости между многими странами. К Латвии отошла Латгалия, или бывшая Польская Ливония, три уезда Витебской губернии, заселённые латышским большинством. Кроме того, в Латвию вошла бывшая Курляндия, кроме Паланги. Литва была образована на месте Ковенской губернии, за исключением части Ново-Александровского уезда, а также северной половины Сувалкской губернии (Волковышский, Марьямпольский, Калварийский и Владиславовский уезды) и небольших участков Балтийского побережья (Паланга от Курляндии и Клайпеда от Восточной Пруссии). Румынии досталась Бессарабия, а также Буковина, принадлежавшая прежде Австрии. Польша получила бывшие Гродненскую, Виленскую, частично Волынскую и Минскую губернии и небольшой участок Ковенской. На этих территориях были образованы пять воеводств: Волынское, Полесское с центром в Бресте (южная часть Гродненской губернии и Пинский уезд Минской), Белостоцкое (северная часть Гродненской губернии), Новогрудское (из частей Гродненской, Виленской и Минской губерний) и Виленское (в основном, из Виленской губернии).

Остальные территории бывшей Черты Оседлости вошли в состав республик СССР - Белоруссии, Украины и РСФСР.

Вторая Мировая война

К началу 1940-х годов вся бывшая Черта Оседлости оказалась в составе СССР. В 1939 году Румынии пришлось оставить Бессарабию, так же, как и Северную Буковину. Затем нацистская Германия и Советский Союз разгромили Польшу, в результате чего были присоединены Волынь, Галиция (территория, входившая в Австрию после Первого раздела Польши), Белостокское, Полесское, Новогрудское и Виленское воеводства. Южная часть Виленского воеводства, так же, как Полесское, Новогрудское и Белостоцкое, перешла к Белоруссии, а северная была передана независимой на тот момент Литве. Наконец, в 1940 году были оккупированы прибалтийские государства.

С нападением нацистской Германии на СССР, вся территория бывшей Черты Оседлости, где по-прежнему плотно проживало еврейское население, оказалась оккупирована нацистами. В результате, был полностью разрушен мир, известный нам по работам Шолом-Алейхема, Агнона и Шагала. Ныне на территории бывшей Черты Оседлости евреи проживают почти исключительно в крупных городах, и в куда меньших количествах.

В современных границах

На сегодня, территория Бывшей Черты Оседлости поделена между семью государствами: Украина, Беларусь, Литва, Польша, Молдова, Латвия и Россия.

В состав Украины входят бывшие Екатеринославская, большая часть Черниговской, Полтавская, Таврическая, Киевская, Херсонская, Волынская и Подольская губернии, а также 3 уезда Бессарабии - Измаильский, Аккерманский и частично Хотинский. Кроме того, Украине принадлежат бывшие территории Австро-Венгрии - Галиция (Львов, Тернополь, Ивано-Франковск), Северная Буковина (Черновцы) и Закарпатье.

Молдова стоит на месте большей части бывшей Бессарабии. Также, непризнанная Приднепровская Молдавская республика образована на месте бывшей Молдавской АССР - территориальной единицы 30-х годов из участков бывших Херсонской и Подольской губерний.

К Польше вернулась бывшая Белостокская область - Белостокский, Бельский и Сокольский уезды Гродненской губернии. Если говорить о бывшем Царстве Польском, то всё оно, за исключением северной половины Сувалкской губернии, сейчас в составе Польши.

Литва сохранила за собой бывшие Ковенскую и частично Виленскую и Сувалкскую губернии, а также кусок Восточной Пруссии с Клайпедой и клочок Курляндии с Палангой.

В Латвию по-прежнему входят Курляндия, называемая ныне Курземе, и Латгалия - 3 бывших уезда Витебской губернии, Двинский, Режицкий и Люцинский.

Вся сегодняшняя Беларусь стоит на месте бывшей Черты Оседлости. Витебская область включает в себя бывшую Витебскую губернию кроме шести уездов, перешедших к России и Латвии, а также Оршанский, Горецкий и Сенненский уезды Могилёвской губернии, Дисненский уезд Виленской и частично Свенцянский уезд Виленской и Ново-Александровский уезд Ковенской губернии. Могилёвская область включает несколько северных уездов бывшей Могилёвской губернии, а также Бобруйский уезд Минской губернии. В Гомельскую область вошли южные уезды Могилёвской губернии и Мозырский и Речицкий уезды Минской губернии. Брестская область - это Брестский, Кобринский и Пружанский уезды Гродненской губернии и Пинский уезд Минской. Гродненская область включает Гродненский, Слонимский и Волковысский уезды Гродненской губернии, Лидский и Ошмянский уезды Виленской и Новогрудский уезд Минской губернии. Наконец, в Минскую область вошли неупомянутые уезды Минской губернии и Вилейский уезд Виленской.

Немногие знают, но в составе Российской Федерации имеется несколько уездов бывшей Черты Оседлости. Невельский и Себежский уезды Витебской области ныне входят в Псковсую область, а Велижский уезд - в Смоленскую. Кроме того, в Смоленскую область попали большая часть Мстиславского (без Мстиславля, впрочем) и меньшая часть Климовичского уезда Могилёвской губернии. Знаменитые Любавичи находятся именно в России, в Смоленской области. Ну, а в Брянскую область попали 4 уезда Черниговской губернии - Новозыбковский, Мглинский, Стародубский и Суражский. Кроме того, до 1887 года в состав Екатеринославской губернии, а, следовательно, и Черты Оседлости, входили Ростовский-на-Дону уезд и город Таганрог.

Игорь Гинзбург

Сан Диего, США

Похожие публикации