Исследовательская работа вулкан чудо природы. Вулканы (проект)

Вулкан – самое грозное и опасное явление природы. Древние люди связывали эти явления с богами и их деятельностью. Например, индейцы ацтеки были уверены, что в лаве живут их боги. И чтобы умилостивить богов, они приносили им в жертву молодых красивых девушек.

Извержение вулкана в древней Греции

Во времена Средневековья люди верили, что вулканы – это двери в саму преисподнюю.

За последние 300 лет, по мнению учёных, не менее 250 тысяч человек погибло от извержений вулканов в различных уголках нашей планеты. Очень часто близлежащие к вулканам территории подвергались полному или частичному уничтожению домов и сельскохозяйственных посевов. Это приводило к голоду среди населения и, как следствие, к дополнительным многочисленным жертвам.

Лава может вытекать из жерла вулканов со скоростью до 90 км/ч. Эта скорость сравнима со скоростью автомобиля, движущегося по прямой дороге, свободной от других машин.

Катастрофические извержения вулканов

Самое страшное извержение прошлого века произошло в 1902 году на острове Мартиника (Вест Индия). Вулкан Мон-Пеле уничтожил всё население острова (30 121 человек), кроме двух – сапожника, чей дом находился на краю острова и заключённый, пребывавший в камере местной тюрьмы с очень толстыми каменными стенами.

А извержение вулкана в Индонезии (озеро Тоба), примерно, 75 000 лет назад привело к резкому изменению климать на всей планете Земля. Эта эпоха известна под названием Ледниковый период.

Почти 80 % вулканов находятся на суше, а около 20 % — под водой.

Вулканы опасны не только раскалённой лавой, но и отравляющими газами. В 1986 году в Камеруне (Западная Африка) из озера Ньос на дне которого расположен действующий вулкан, поднялось облако из воды и углекислого газа. Оно опустилось в долину и вызвало смертельное удушье у 1700 человек и 3500 домашних животных, проживавших в близлежащих к вулкану деревнях.

Что представляет собой вулкан

Вулкан представляет собой геологическое образование, находящееся на поверхности всей земной коры, где раскалённая магма вышла на поверхность, при этом образуя жидкую раскалённую лаву, а также пирокластические потоки, вулканические газы и камни – так называемые вулканические бомбы.

Классификация вулканов

Учёные классифицируют вулканы по их форме, они бывают: щитовидные, шлаковые конусы, купольные и стратовулканы. Кроме этого, вулканы различаются в зависимости от степени их активности: спящие, дремлющие, потухшие и действующие, а также по их местонахождению: подводные, наземные, подледниковые и некоторые другие.

Исследователи-учёные считают действующим вулканом тот, который извергался в давний исторический период того времени или в голоцене, то есть оледенении, относящегося к эпохе четвертичного периода, которая длится на протяжении последних 12 000 лет вплоть до настоящего времени. Однако, понятие «активный» вулкан достаточно неточное, поскольку сам вулкан, который имеет действующие фумаролы, часть учёных относит к потухшим, а некоторые учёные – к активным. Спящими вулканами принято считать ныне недействующие вулканы, на которых, всё же возможны небольшие извержения, а потухшими вулканами считаются те вулканы, на которых извержения маловероятны. Наряду с этим, среди учёных вулканологов до сих пор не имеется конкретного понятия, о том как определить активный вулкан, поскольку период активности вулкана может длиться от нескольких месяцев и даже до нескольких миллионов лет. Примечательно, что многие вулканы проявляли свою активность 10 000 лет тому назад, однако, в наше время они не считаются действующими.

Районы вулканической активности. Красный цвет на карте.

На сегодняшний день основными регионами вулканической активности являются следующие: Центральная Америка, Южная Америка, Меланезия, Ява, Японские острова, Полуостров Камчатка, Курильские острова, северо-западная часть США, Гавайские острова, Аляска, Алеутские острова, Атлантический океан, Исландия.

Извержения вулканов иногда бывают очень катастрофическими. Так, например, в январе 1951 года в результате извержения вулкан Ламингтон, расположенного на территории государства Новая Гвинея, погибло почти 3 000 человек.

Интересным фактом является то, что вулканы представляют собой возвышенность часто значительной высоты, например, вулкан Мауна-Лоа, достигает отметки примерно 4170 метров. А вулкан Руапеху, расположенный на территории государства Новая Зеландия, достигает отметки высоты 2796 метров.

Наука, которая изучает вулканы, называется вулканология или геоморфология.

Бужинская Екатерина и Фролов Никита

Однажды мы смотрели телевизионную программу о вулканах, о том, где находится больше всего вулканов, как они извергаются. Нас заинтересовала эта тема, мы решили провести исследование этого природного явления. У нас появилась гипотеза : если вулканы часто извергаются там, где живут люди, то, может быть, люди и вызывают извержения вулканов?

Поэтому цели нашей работы: изучить особенности вулканов как природного явления, узнать, почему люди живут в опасных местах возле вулканов, познакомить одноклассников с результатами работы.

Исследовав информацию о вулканах, мы сделали вывод, что вулканы - это природное явление. Извержение вулканов происходит из-за сталкивания и смещения тектонических плит. Эти плиты наезжают одна на другую, их нижние слои опускаются глубже, тают и формируют магму. Извержения вызывает магма. Также мы исследовали виды вулканов и извержений, познакомились с самыми красивыми вулканами на земле и в космосе. В ходе исследования нами была выполнена модель вулкана, которая необходима для наблюдения процесса извержения. Данная работа вызвала у нас интерес и в дальнейшем мы планируем продолжить работу по данному проекту.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательский проект «Вулканы» Работу выполнили обучающиеся 4 класса МБОУ «Козинская СОШ» Фролов Никита, Бужинская Екатерина Руководитель: Шматко Е.В.

«…Молчат потухшие вулканы, на дно их падает зола. Там отдыхают великаны после содеянного зла…»

Миф из древней Греции По одной из легенд, в Древней Греции, жили злые, страшные великаны. Давным - давно их удалось загнать под землю, но однажды они восстали. Их предводитель Тифон вылетел из недр с яростным воем и оглушающим свистом. Темное пламя клубилось вокруг него, земля под его тяжестью стонала. Следом за ними выползли и иные чудовища. Смело атаковали их с высот Олимпа Зевс и его божественные дети. И тут началась такая битва, какой еще не бывало! Ходили ходуном земля, моря, небо!Зевс пускал в своих врагов смертоносные молнии, Артемида и Аполлон разили чудовищ стрелами, а Геракл бил их своей дубиной. Но боги и великаны были бессмертны, и потому убить друг друга они были не в силах. В конце концов Тифон обессилел и упал. Зевс схватил его и бросил в подземную дыру. Туда же убрались и израненные чудовища… В самом центре планеты, среди темного пламени, они готовятся к последней битве и время от времени пробуют свои силы. Вот тогда неожиданно взрывается какая-нибудь гора, летят с ее вершины вниз огромные камни, бежит расплавленная лава, обращающая в пепел все живое на своем пути.

Вулкан - это отверстие в земной коре, через которое наружу вырывается магма, вулканические газы и пепел.Появление вулканов вызвано движением вулканических плит. Вулкан-что это?

Мы решили узнать, что известно о вулканах нашим одноклассникам. В классе провели опрос, ребятам были заданы вопросы, ответы на них отражены в таблице. № Вопрос + - ? 1. Что такое вулкан? 8 1 1 2. Отличие вулкана от горы 8 2 3. Какие бывают вулканы? 2 6 2 4. Есть ли вулканы в космосе? 4 4 2 5. Почему люди живут рядом с вулканами? 2 6 2

Виды вулканов Щитовые вулканы возникают, когда жидкая лава растекается на большие расстояния, образуя широкие и пологие склоны. Лавовые пики - незначительные по размерам, но самые распространенные на Земле. Они образуются на склонах других вулканов в виде боковых конусов. Они прорываются только один раз. Стратовулканы - это высокие конусообразные вулканы, и их извержение часто сопровождается пирокластическим потоком - мчащейся с огромной скоростью смесью горячего газа, пепла, камней.

Типы извержений Гавайский тип -извержение протекает спокойно. 1.Пепельный шлейф 2.Фонтан лавы 3.Кратер4.Лавовое озеро 5.Фумаролы 6.Поток лавы 7.Слои лавы и пепла 8.Слой породы 9.Силл 10.Магматический канал 11.Магматическая камера 12.Дайка Вулканический тип -извержения сопровождаются большими объемами газа и пепла. 1.Пепельный шлейф 2. Магматический канал 3.Дождь вулканического пепла 4.Слои лавы и пепла 5.Слой породы 6.Магматическая камера

На нашей планете более 600 активных вулканов. Полуостров Камчатки характеризуется самым большим сосредоточением вулканов в мире. На нем находятся примерно 160 вулканов, активными из которых являются 29. Самые известные вулканы здесь: Ключевская сопка, Кропотский. Самый красивый вулкан находится в Японии – Фудзияма. В Африке находится вулкан, который будто покрыт снегом. На его вершине расположена сода, которая входит в состав лавы. Азербайджан и Крым могут похвастаться грязевыми вулканами. В пустыне можно встретить гидровулканы – холм с водным источником наверху. В Ирландии можно увидеть вулканы, выбрасывающие песок. Самое интересное

Вулканы есть и в космосе - на Луне, Венере. Гора Олимп на Марсе- самый большой вулкан в Солнечной системе. Венера - самая вулканическая активная планета. Гора Олимп – потухший вулкан на Марсе. Вид космического вулкана в Космосе. Вид космического вулкана с Земли.

Почему люди живут рядом с вулканами? Ученые подсчитали, что возле вулканов живут около 500 миллионов человек. Почва вокруг вулканов обогащена питательными веществами и очень плодородна. Энергию из вулканов используют, перерабатывая,в энергию электрическую. Многие полагают, что вулканическая грязь, пепел, вода гидротермальных источников обладает целебными свойствами, а в Исландии посещают грязевые водоемы. Люди строят искусственные дамбы, чтобы отклонить потоки лавы.Вулканологи изучают поведение вулканов,стремясь защитить людей. Для предсказания извержений они используют наблюдения за изменением сейсмичности района, составом выделяющегося газа и деформацией поверхности земли.

Изготовление макета вулкана (пластилин,стеклянная бутылочка,картон) В подкрашенную воду добавили лимонную кислоту Тщательно перемешали деревянной палочкой. Наш эксперимент

Вывод: Исследовав данную информацию можно сделать вывод, что вулканы это явление природы, очень опасное и непредсказуемое. Но человек учится с этим жить и извлекать для себя пользу.

Спасибо за внимание!!!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45

Проектная работа

ученик 6»а» класса

МОУ СОШ №45 Евдокимов Вадим

Руководитель проекта:

учитель географии Шаминова В.Г.

Карталы

    Цель проекта.

    Обоснование выбора темы.

    История, возникновение.

    Понятие.

    Строение.

    Виды.

    Группы.

    Типы извержения вулканов.

Самые большие вулканы.

    Последствия. Защита населения.

    Польза.

    Самооценка.

Введение

1 Цель проекта: изучить особенности вулканов как природного явления, причины их возникновения, узнать, почему люди живут в опасных местах возле вулканов.

    Обоснование выбора темы.

Во все времена люди пытались понять природу вулканов, чтоб можно было предугадать его извержение. Вулканы с древнейших времен несли угрозу человеку, разрушали цветущие города, вызывали голод, влияли на климат планеты. Они во все времена зачаровывали людей своей удивительной мощью и ужасали непредсказуемыми извержениями. Научились люди использовать вулканы и себе во благо. Поэтому наблюдение и изучение вулканических процессов остаются актуальными и в наши дни. В последние десятилетия вулканологами сделан ряд важных открытий. А современные средства наблюдения за вулканической деятельностью, высокочувствительные приборы и спутники способны предсказывать грядущие катастрофы, тем самым спасая жизни многих людей.

    История. Возникновение. Вулкан - от латинского vulcanus – бог огня и кузнечного дела.

Сверху Земля покрыта корой, сравнительно тонкой, твердой. Внутри Земли – раскаленное вещество, магма. Магма очень горячая, её температура – выше нескольких тысяч градусов. Это не совсем жидкость, магма – густая. Благодаря своей температуре иногда она может плавить некоторые твердые породы. Когда под действием высокой температуры магма кипит и бурлит, она подымает некоторые участки земной коры, прорывает их, выливается на поверхность Земли. То место, где магма вырвалась на поверхность, и будет вулканом.

    Понятие. Вулкан - геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.

    Строение вулкана.

Кратер – (большая чаша) – углубление диаметром от нескольких десятков метров до нескольких километров. Обычно располагается на вершине.
Жерло – вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава.
Конус – вулканическая гора, образовавшегося застывшей лавой. При извержении жидкой лавы образуются пологие склоны, а вязкой – куполообразные.
Магма –(от греч. – густая мазь) – расплавленная масса глубинных зон Земли.
Лава – (от лат. – обвал, падение) – магма, излившаяся на поверхность.

    Виды.

На форму вулкана влияет температура лавы.

В зависимости от формы вулканов различают:

Конические - классические «огненные горы» или вулканы центрального типа конусообразной формы с кратером на вершине.

Щитовые – Лава с очень большой температурой не успевает остыть и растекается по поверхности земли, протекая на многие километры широкими потоками, образует подобие щита. Так образуются щитовые вулканы.

    Вулканические расщелины или трещины – разломы в земной коре, через которые выходит на поверхность лава.

    Вулкан далеко не всегда является горой, дышащей огнем и жаром. Даже действующие вулканы могут выглядеть как прямолинейные трещины на поверхности планеты. Особенно много таких «плоских» вулканов в Исландии (самый известный из них, Эльдгья, имеет длину 30 км).

Помимо наземных лавовых вулканов существуют подводные и грязевые (извергают жидкую грязь, а не магму) вулканы. Вулканы могут находиться на дне океанов. Подводные вулканы более активны, нежели наземные, через них происходит выброс 75% извергаемой из недр Земли лавы.

    Группы.

    Типы извержения вулканов

В зависимости от вязкости лав, состава и количества продуктов извержения выделяют 4 основных типа извержения вулканов.

Эффузивный или гавайский тип – относительно спокойное извержение лавы, образовавшейся в кратерах. Выходящие при извержении газы образуют лавовые фонтаны из капель, нитей и комков жидкой лавы.

Экструзивный или купольный тип – сопровождается выделением газов в больших количествах, приводящих к взрывам и выбросам черных туч из пепла и обломков лавы.

Смешанный или стромболианский тип – обильный выход лавы, сопровождающийся небольшими взрывами с выбросами кусков шлака и вулканических бомб.

Гидроэксплазивный тип – характерен для подводных вулканов на мелководье, сопровождается большим количеством пара, выделяющегося при контакте магмы с водой.

Районы вулканической активности.

Вулканов на Земле около 500. Примерно 370 из них находятся на берегах и островных дугах Тихого океана (Алеутские, Курильские, Японские, Филиппинские, Зондские острова) и на окраинах материков Северной Америки, Центральной Америки, в Андах на западе Южной Америки. 9 действующих вулканов находятся в Антарктиде. Несколько вулканических островов находятся в Индийском океане. В Атлантическом океане их только 45.

Кроме Тихоокеанской зоны, на Земле есть две области вулканизма. Одна из них находится в Африке, где есть действующие вулканы Килиманджаро в Кении и Камерун в Центральной Африке. Известны действующие вулканы в Эфиопии, Уганде, Танзании. Другая область включает Средиземноморье и Малую Азию, а также Восточную Турцию и Иран.

На территории России деятельность вулканов наблюдается в районах Камчатки и Курильских островов. Так, например вулкан Авачинский, расположенный недалеко от города Петропавловска - Камчатского, за последние 200 лет извергался 16 раз.

Самые большие вулканы

Самым высоким в мире является вулкан Охос-дель-Саладо , расположенный на границе Чили с Аргентиной. Его высота составляет 6891 м, вулкан считается потухшим. Среди активных «огненных гор» самым высоким является Льюльяйльяко – вулкан Чилийско-Аргентинских Анд высотой 6 723 м.

Самым большим (среди наземных) по занимаемой площади является вулкан Мауна-Лоа на острове Гавайи (высота – 4 169 м, объем – 75 000 км 3). Мауна-Лоа также один из самых мощных и активных вулканов мира: с момента своего «пробуждения» в 1843 году вулкан извергался 33 раза. Самым большим вулканом на планете является огромный вулканический массив Таму (площадь 260 000 км 2) , расположенный на дне Тихого океана.

А вот самое сильное извержение за весь исторический период произвел «невысокий» Кракатау (813 м) в 1883 году на Малайском архипелаге в Индонезии. Везувий (1281) – один из самых опасных вулканов мира, единственный действующий вулкан континентальной Европы – расположен на юге Италии близ Неаполя. Именно Везувий уничтожил Помпеи в 79 году.

В Африке самым высоким вулканом является Килиманджаро (5895), а в России – двухвершинный стратовулкан Эльбрус (Северный Кавказ) (5642 м – западная вершина, 5621 м – восточная).

    Последствия извержения вулканов.

Наиболее опасными явлениями для человека и окружающей среды при извержении вулканов являются образующиеся при этом продукты извержения вулканов .

Извержение вулкана часто сопровождается землетрясением, усиливающим вулканическую активность. Слышится подземный гул, усиливается выделение газов и паров, повышается их температура, сгущаются облака над вершиной вулкана, его склоны начинают вспучиваться. Потом под давлением газов, вырывающихся из недр Земли, происходит извержение. На тысячи метров выбрасываются вверх густые черные тучи газов и паров воды, смешанных с пеплом, покрывая мраком окрестности. С грохотом из кратера летят куски раскаленных докрасна камней. Из черных густых туч на землю сыплется пепел. Если в это время идет дождь, вниз льются потоки грязи, скатываясь со склонов горы с большой скоростью и затопляя окрестности.

Проживание людей вблизи вулканов иногда приводит к страшным катастрофам, примером которой может стать гибель знаменитой Помпеи при извержении Везувия в 79 г.

Защита населения.

Для обеспечения защиты населения от последствий извержения вулканов организуется постоянное наблюдение за предвестниками этого явления.

Предвестниками извержения являются вулканические землетрясения, которые связаны с пульсацией магмы, продвигающейся вверх по подводящему каналу. Специальные приборы регистрируют изменения наклона земной поверхности вблизи вулканов. Перед извержением меняется местное магнитное поле и состав вулканических газов, из мест выхода на поверхность Земли.

В районах активного вулканизма созданы специальные станции и пункты, в которых ведется непрерывное наблюдение за вулканами.

Организуется надежная система оповещения органов управления промышленных предприятий и населения об угрозе извержения вулкана.

У подножия вулканов запрещается строительство предприятий, жилых зданий, автомобильных и железных дорог, запрещается производить взрывные работы.

Наиболее надёжным способом защиты населения от последствий извержения вулкана является эвакуация. При поступлении сигнала об угрозе извержения вулкана необходимо немедленно покинуть здание и прибыть в пункт эвакуации.

    Польза.

Вступать в соседские отношения с вулканами люди стали очень давно - дело в том, что вулканические породы формируют весьма хорошие почвы, на которых потом отлично растут и плодоносят деревья и кустарники. Обычно происходило так - после извержения вулкана долгое время там никто не селился, поскольку боялись повторения. Но вулкан мирно молчал, не показывая своего горячего нрава, на нем буйно цвела растительность, что привлекало людей, которые медленно, постепенно вновь заселяли подножие вулкана - до следующего извержения.

Как человек может использовать энергию внутреннего тепла Земли?
Вулканический пепел – удобрение для растений.
Вулканический туф (горная порода, образованная из рыхлых продуктов вулканических извержений) – возводят здания.
Горячая вода источников и гейзеров – для отопления теплиц и домов.
Пар горячих источников – для вращения турбин электростанций.
Минерализованная горячая вода источников лечит заболевания.
Грязи из вулканических кратеров используют в медицине.

    Самооценка.

Работа над проектом научила меня находить необходимую информацию, отбирать материал по определенной теме и выделять главное.

Исследовав информацию о вулканах, я сделал вывод, что вулканы - это природное явление. Извержение вулканов вызывает магма. Также я исследовал виды вулканов, группы и типы извержений. Узнал, какую пользу человек может извлечь из данного природного явления и как защититься от нежелательных последствий.

Цель достигнута. Я доволен результатом.

Введение……………………………………………………………………………... 3

Глава I. Что такое вулкан?.................................................................................... 4

      Понятие вулкана, их расположение……………………………………...….. 4

      Схема извергающегося вулкана………………………………………………. 5

      Извержение вулкана Везувий и его последствия………………………...…. 8

      Влияние вулканов на жизнь людей……………………………………..……. 11

Глава II. Вулканы в нашей жизни…………………………………………………… 13

2.1. Знают ли учащиеся 4 «Г» и 4 «А» о вулканах и их последствиях………….. 13

2.2. Проектирование вулкана в домашних условиях………………………………. 15

Заключение……………………………………………………………………………. 17

Список литературы………………………………………………………………….… 18

Приложение

Введение

На уроке «Окружающего мира» мы проходили тему «Археология, древние раскопки». Выполняя индивидуальное домашнее задание, я встретил в Интернете информацию о раскопках города Помпеи. Выяснилось, что город пострадал от извержения вулкана Везувий 24 августа 79 года н.э. Археологические раскопки города ведутся до сих пор.

Цель исследования: изучить влияние вулканов на жизнь людей.

Задачи исследования:

    Изучить что такое вулкан и узнать где они расположены;

    Исследовать схему извергающегося вулкана и классификацию вулканов;

    Извержение вулкана Везувий и его последствия;

    Узнать есть ли положительные последствия от вулканов;

    Опросить ребят, чтобы выяснить знают ли они о вулканах и их последствиях;

    Создать макет извержения вулкана на основе эксперимента;

Объект исследования: вулканы;

Предмет : влияние вулканов на жизнь людей;

Гипотеза исследования : вулканы – это опасное явление и приносят только вред людям.

Методы исследования:

Анализ литературы; изучение различных источников; работа с фотоматериалами и документами; подбор текстов; работа в сети Интернет.

Эксперимент;

Опрос, анкетирование.

Глава I . Что такое вулкан?

      Понятие вулкана, их расположение

Познакомившись с материалами энциклопедий «Планета Земля», «Большая книга для любознательных», «География» мы выяснили для себя много нового и интересного о вулканах.

ВУЛКАН (в греческой мифологии ГЕФЕСТ) бог огня и кузнечного дела, покровитель металлургии. Почитался как бог подземного огня.

Слово «Вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.

Наука, изучающая вулканы - вулканология.

ВУЛКАН – геологическое образование, возникшее над каналом или трещиной в земной коре, по которым извергается на земную поверхность огненно-жидкая масса – лава, а так же газы, водяные пары, обломки горных пород. Их температура может быть от 50 до 1000 С.

В мире насчитывается около одной тысяч трехсот действующих вулканов, хотя в течение года, как правило, происходит лишь 20 – 30 извержений. Большинство вулканов распложено неподалёку от краёв гигантских плит, составляющих в своей совокупности внешние слои Земли.

      Схема извергающегося вулкана

Строение извергающегося вулкана

ОЧАГ МАГМЫ – расплавленная огненно – жидкая масса преимущественно силикатного сплава – возникает в земной коре или верхней мантии.

ЖЕРЛО ВУЛКАНА - канал, по которому магма поднимается к кратеру.

КРАТЕР- углубление в виде чаши или воронки, образовавшееся на вершине или склоне вулкана в результате его активной деятельности. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких километров, глубина - от десятков до нескольких сотен метров.

ЛАВА - раскалённая, огненно-жидкая или очень вязкая силикатная масса, изливающаяся на земную поверхность при извержении вулканов.

ВУЛКАНИЧЕСКИЕ ГАЗЫ И ПЕПЕЛ, мелкие брызги магмы, с силой выбрасываемые из жерла вулкана застывая, образуют, пепел, газы на 95-98% состоят из воды, а так же из различных примесей, пыли, хлопьев вулканического пепла.

Формы вулканов

Форма вулкана зависит от типа лавы, от того, как далеко она растекается, а также от силы взрыва. Вязкая лава – очень густая; она быстро застывает вокруг жерла, образуя крутой конус. Так возникают конические вулканы.

Жидкая лава течёт очень быстро и может растекаться на несколько километров от кратера, прежде чем начнёт остывать. Так образуются щитовидные вулканы. Они бывают невысокими и плоскими.

Классификация вулканов по их активности

Вулканы делятся в зависимости от степени вулканической активности на действующие, спящие и потухшие.

Спящими считаются недействующие вулканы, на которых возможны извержения.

Потухшими - на которых они маловероятны.

Вместе с тем, среди вулканологов нет единого мнения, как определить активный вулкан. Период активности вулкана может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких миллионов лет. Многие вулканы проявляли вулканическую активность несколько десятков тысяч лет назад, но в настоящее время не считается действующими.

      Извержение вулкана Везувий и его последствия

Везувий (итал. Vesuvio ) - Действующий вулкан на юге Италии, примерно в 15 км от Неаполя. Расположен на берегу Неаполитанского залива в провинции Неаполь, регион Кампания. Входит в Апеннинскую горную систему, имеет высоту 1281 м.

Везувий является одним из трёх действующих вулканов Италии - вулкан Этна находится на острове Сицилия, а Стромболи - на Липарских островах. Везувий - единственный действующий вулкан континентальной Европы, считается одним из наиболее опасных вулканов.

В исторических источниках имеются сведения о более чем 80 значительных извержениях, наиболее известное из которых произошло 24 августа 79 года, когда были уничтожены древнеримские города Помпеи, Геркуланум, Оплонтис и виллы Стабий. Было описано древнеримскими авторами (в том числе Плинием Младшим) и долгое время считалось легендарным событием, пока не было подтверждено в результате археологических раскопок. Последнее историческое извержение Везувия произошло в 1944 году.

Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке до н. э. приблизилось к устью. Новое поселение - Помпеи - было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe - пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом, тот, победив великана Гериона - торжественно прошествовал по городу.

Картина К. Брюллова. Последний день Помпеи (1833)

Предвестником извержения стало сильное землетрясение, произошедшее 5 февраля 62 года н. э. и описанное, в частности, в «Анналах» Тацита. Бедствие нанесло большой урон городу, практически все постройки в той или иной степени были повреждены. Большая часть зданий была отремонтирована, однако некоторые сохранили повреждения до самой гибели города в 79 году.

Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего. Оно привело к гибели трёх городов - Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии.

Архитектор Доменико Фонтана, прокладывая в 1592 году канал от реки Сарно, обнаружил часть городской стены. В1689 при постройке колодца нашли руины древнего здания, содержащие надпись со словом «Помпеи». Тогда, однако, посчитали, что это вилла Помпея Великого.

Раскопки начались лишь в 1748 году под руководством Р. Дж. Алькубьерре, который был уверен, что найденный им город - Стабии. Основные работы в то время проводились в Геркулануме, в Помпеях были раскопаны только три не связанных друг с другом участка. Алькубьерре интересовали лишь представляющие художественную ценность находки, которые он отправлял в королевский музей в Портичи. Прочие находки уничтожались. Подобная практика была прекращена после протеста ряда учёных.

При управляющем Ф. ле Вега в 1760-1804 раскопки приобрели иной характер. Исследованные здания перестали засыпаться вынутым грунтом, его начали вывозить за пределы города. Открытые памятники реставрировались, находки, не отправившиеся в музей, оставлялись на месте для всеобщего обозрения. Был разработан план экскурсионных маршрутов. В 1763 с обнаружением надписи на пьедестале статуи стало ясно, что погребённый под пеплом город - не Стабии, а Помпеи. Особенно активно раскопки велись в 1808-1814 при Мюрате. Важную роль в них играла Каролина Бонапарт.

С 1863 года раскопками руководил Джузеппе Фиорелли. В 1870 он обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребённых под слоем вулканического пепла, образовались пустоты. Заливая эти пустоты гипсом, удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения. При нём раскопки впервые приобрели систематический характер.

Начиная с 1961, а особенно после землетрясения 1980 года, в городе ведутся практически одни реставрационные работы. В настоящее время около 20-23 % территории Помпей не раскопано.

      Влияние вулканов на жизнь людей

Для того чтобы проверить гипотезу исследования мы проанализировали литературу и выделили причины опасности извержения вулканов:

    При извержении вулканов погибает много людей;

    Огромные города превращаются в груды пепла;

    Происходит загрязнение питьевой воды, водоемов, рек;

    Из-за загрязнения окружающего воздуха люди начинают болеть

    Затрудняются авиасообщения между городами, странами;

    Происходит похолодание климата, так как солнечная радиация не проходит в полном объёме к поверхности земли;

    Большинство мощных извержений сопровождается землетрясениями.

Но, помимо отрицательного влияния в литературе обозначены положительные моменты влияния вулканов на жизнь людей.

Положительные моменты:

    Многие крестьяне селятся на вулканах, потому что почва, образующаяся на лаве или вулканическом пепле, очень плодородна;

    Продукты извержений: пемза, обсидиан, базальт – используются в строительстве.

    Вблизи вулканов образуются месторождения полезных ископаемых- серы, алмазов. Серу применяют для производства серной кислоты. Также сера применяется для получения сероасфальта и серобетона. Алмазы имеют особую ценность. Требуется много сил, чтобы их добыть. Необработанные алмазы не блестят и выглядят невзрачными. Алмазы состоят из углерода и являются самым твердым минералом, который мы знаем.

    Зоны вулканизма сопровождают такие необычные явления, как термальные источники и гейзеры.

Таким образом, гипотеза исследования не подтвердилась. Вулканы, действительно, опасны и при извержении наносят большой вред людям. Но также есть и польза от вулканов.

Меня заинтересовал вопрос: возможно ли извержение вулкана на территории нашего Пермского края? Территория Пермского края расположена на одной плите на северо-востоке Восточно-Европейской платформы. Поэтому извержение вулкана в Пермском крае не может быть.

Глава II . Вулканы в нашей жизни

2.1. Знают ли учащиеся 4 «Г» и 4 «А» о вулканах и их последствиях?

Изучив литературу, я узнал много нового о вулканах и у меня возник вопрос «Знают ли учащиеся моего класса о последствиях вулканов?». Для этого был проведен опрос, результаты получились следующие.

Всего было опрошено 18 учащихся из 4 «А» и 4 «Г» класса.

На первый вопрос «Что такое вулкан» 13 человек написали, что это «гора»; 3 человека не знают, что такое вулкан, 1 человек считает, что это «движение плит», 1 – «камни с лавой».

Таким образом, большинство учащихся знают, что такое вулкан.

2 вопрос «Опасны ли вулканы для людей?». Все учащиеся ответили, что «да» опасны.

3 вопрос «Как Вы думаете, есть ли какая-нибудь польза от вулкана?». 14 человек ответили «нет пользы», 2 человека написал, что «лава делает почву плодородной», 1 человек отметил «образование полезных ископаемых», 1 написал, что «появляются острова после застывшей магмы».

Таким образом, несмотря на то, что все учащиеся отметили опасность вулканов для людей, некоторые учащиеся знают о том, что вулканы приносят пользу: полезные ископаемые и плодородная почва.

4 вопрос «Как вы думаете, возможно ли извержение вулкана на территории Пермского края?». 14 человек ответили «нет», 4 – «да».

Таким образом, не все учащиеся знают, что территория Пермского края расположена на одной плите на северо-востоке Восточно-Европейской платформы. Поэтому извержение вулкана в Пермском крае не может быть.

2.2. Проектирование вулкана в домашних условиях

Мы сами попробовали сделать модель вулкана. Для этого нам потребовалось модель вулкана, сделанная из картона и пластилина, сода, уксусная кислота, красная краска, моющая пена, ложка.

    Мы насыпали чайную ложку соды, красителя и несколько капель моющей жидкости в отверстие модели вулкана.

2. Затем сверху в отверстие налили немного уксусной кислоты.

3. Из вулкана полилась лава. Извержение вулкана началось.

Таким образом, в результате проделанного опыта, мы увидели, как происходит извержение вулкана. Такой опыт может сделать каждый дома или в классе с ребятами.

Заключение

Итак, познакомившись с материалами о вулканах, мы узнали много интересного. Мы знаем, что предсказать извержение вулкана очень трудно, так как всякий раз это происходит по-разному.

В старину, например, определяли это по различным признакам, таким, как появление новых выпуклостей на склонах вулкана. В наши дни разработаны более точные методы прогнозирования. Ученые могут теперь с помощью спутников определять местоположение «горячих точек» глубоко в недрах Земли.

Мы узнали, что вулканы приносят не только разрушения, но и пользу. В породах, которые образуются при извержении вулкана, содержатся руды ценных металлов, золото и медь, минералы, например алмазы.

Несмотря на постоянную угрозу новых извержений, люди ближайших селений трудятся на полях, используяплодородный вулканический пепел в качестве удобрения.

Мы сделали для себя вывод, что вулканы – это чудо природы, построили модель вулкана.

Список литературы

1.Джон Купер. Большая книга для любознательных.- Москва «РОСМЭН», 2001

2.Страун Рейд, Фелиса Эверетт. География. Энциклопедия. – Москва «РОСМЭН», 1998

3.Фиона Уотт. Планета Земля. Энциклопедия окружающего мира. – Москва «РОСМЭН», 1998

4. Любка. М. Энциклопедия для детей. Обо всем на свете. – Ростов/Д:Владис,2013. – 272с.

Приложение 1

    Что такое вулкан?_________________________________________

    Опасны ли вулканы для людей?

А)да б)нет

3. Как Вы думаете, есть ли какая-нибудь польза от вулканов?

а)да (напишите какая) ____________________________________

б)нет пользы

4. Как Вы думаете возможно ли извержение вулкана на территории Пермского края?

Похожие публикации