Александр Мишарин - первый вице-президент ОАО «РЖД». Биография, личная жизнь

Президент РЖД Олег Белозеров, как и полагается руководителю госкомпании, раскрыл сведения о своих доходах. Выяснилось, что за прошлый год он заработал больше 170 миллионов рублей. Причем его доход увеличился вдвое по сравнению с годом позапрошлым. В корпорации сообщили, что рост вознаграждения связан с успехами компании. Однако, если присмотреться, то достижения РЖД, а, значит, и Белозерова, оставляют желать лучшего.

Ежемесячный миллионер

Главу РЖД Олега Белозерова от его предшественника Владимира Якунина выгодно отличает одно обстоятельство. Нынешний топ-менеджер данные о своих доходах и собственности. Вполне возможно, что это было одним из условий его назначения. Якунин, как мы помним, вызывал гнев общественности тем, что отказывался раскрывать зарплату, не смотря даже на просьбу президента. Поэтому преемнику можно поаплодировать за публичность. Хотя, как сказал Дартаньян перед дуэлью с Атосом: «Но только за это!», ибо других особых поводов для похвал не видно.

Теперь к деталям. За прошлый год глава РЖД заработал почти 173 миллиона рублей. И это в два раза больше, чем в 2015-м. При этом Белозеров, судя по декларации, какой-то имущественный бессребреник. У него ничего нет. Ни машин, ни жилья. Разве что квартира в 193 метра, но она не его, а находится в безвозмездном бессрочном пользовании. Да, еще у жены, которая заработала какие-то «смешные» 22 миллиона рублей, есть две раритетные «Волги» 60-х годов и внедорожник «Лэнд Ровер».

Впрочем, зарплаты руководителя монополии хватит, чтобы обеспечить достойную жизнь семье. Итак, 173 миллиона рублей за год. Путем простейшей математической операции, то есть деления на количество рабочих дней, можно выяснить, что Олег Белозеров в день зарабатывает около 700 тысяч рублей. Для подавляющего большинства россиян – сумма просто невероятная. В столице нашей Родины найдется немало мечтателей, которые бы сочли за счастье получать столько хотя бы в месяц. На остальной территории страны это предел желаний в виде годовой зарплаты. В отдаленных уголках на эти деньги можно купить одну, а то и двухкомнатную квартиру. Кстати, что касается жилья, то, даже не смотря на безумные цены на московскую недвижимость, Олег Белозеров может каждый месяц приобретать себе хорошую «трешку» в столице. За 14-то миллионов. С такими деньгами можно и особо не заботиться об имуществе.

Мистер «эффективность»

Впрочем, не будем играть на чувстве социальной справедливости. Все-таки Олег Валентинович не простой трудяга, а человек, способный руководить такой махиной как РЖД. И, судя по сообщению корпорации, руководить успешно. В госкомпании отметили , что вознаграждение топ-менеджеру обусловлено успехами за прошлый год. Российские железные дороги обошлись без государственных субсидий, сбалансировали финансовый результат, оптимизировали расходы, сократили неэффективные траты и в 20 раз увеличили прибыль. Звучит очень красиво. Правда, на деле красота эта несколько смазывается.

По пунктам.

РЖД действительно обходятся без госсубсидий, что для времен Владимира Якунина было бы нонсенсом. Но давайте вспомним, что стало с тарифами монополии на грузоперевозки в прошлом году. А они выросли на 9%. При этом инфляция в стране была всего 5,4%. Железные дороги – это кровеносная система российской экономики. Тарифы на перевозку грузов напрямую влияют на стоимость товаров. По большому счету, это косвенный налог, который платят россияне, а его бенефициар – РЖД. Так может быть причина эффективности госкомпании не в удивительных менеджерских способностях Белозерова, а в том, что на эту эффективность скинулись граждане и бизнес?

Идем дальше. Прибыль. Она действительно значительно выросла в прошлом году. По отчетности с использованием российской бухгалтерской системы, компания заработала 6 с половиной миллиардов рублей. И это действительно в 20 раз больше прибыли по РСБУ в 2015-м, когда Олег Валентинович только пришел на свой пост. Но есть ведь еще и международная система отчетности, которую РЖД, как публичная компания, тоже использует. Эти данные были опубликованы практически одновременно со сведениями о зарплате главы РЖД. Так вот, монополия в 2016-м по МСФО заработала около 10 миллиардов рублей, и это лишь на четверть больше, чем годом ранее. Не слишком ли большое расхождение – 26% и 1900%? Считать, конечно, можно по-разному. Но не будем забывать и про эффект базы. Если при Якунине корпорация ничего не зарабатывала, то любой, самый минимальный успех на калькуляторе будет выглядеть очень впечатляющим. Так что прежде чем судить о выдающихся менеджерских качествах Олега Белозерова и платить ему огромную зарплату, по идее, стоит подождать еще хотя бы год.

Жить стало лучше?

Впрочем, кое-какие выводы можно сделать уже и сейчас. Во-первых, известно, что в этом году тарифы монополии выросли на 6%. И это на 2% больше , чем прогнозируемая инфляция. А, во-вторых, топ-менеджер, который совсем недавно казался, по сравнению со своим предшественником, довольно скромным человеком, уже ставит власти ультиматум: либо пусть госкомпании продлят налоговые льготы, либо она поднимет тарифы. Речь идет о налоге на имущество. Кстати, простые россияне недавно уже познали его прелесть, заплатив ощутимые поборы за недвижимость. А вот РЖД, как выясняется, платит по льготной ставке, экономя на этом огромные средства. А еще у оператора жд-перевозок есть преференция по НДС – 10% вместо традиционных 18%. И только это послабление приносит корпорации дополнительные 10 миллиардов рублей. Получается, что госкомпания живет в самых выгодных для себя условиях, имеет возможность поднимать тарифы, а получаемые на этом сверхдоходы приписывает в заслуги руководителя. Поправьте, если не так.

Но, возможно, что-то резко поменялось к лучшему для пассажиров? Быть может поезда стали ходить быстрее, модернизированы платформы, благодаря новым развязкам исчезли пробки на бесчисленных переездах, убраны старые пропитанные мерзким запахом вагоны? Такой уверенности . А, может, что-то поменялось с точки зрения коррупции? Ведь именно ее называли главной причиной отставки Владимира Якунина. Недавно одна из самых крупных в мире аудиторских фирм «КПМГ» проанализировала контракты пассажирской дочки корпорации и выяснила, что схемы, созданные при бывшем руководителе, до сих пор действуют. То есть компания по-прежнему обращается к одним и тем же поставщикам, серьезно переплачивая за их товары, услуги и работы.

Точно можно сказать, что к лучшему изменилась жизнь руководителя госкорпорации. Он за последние полтора года сделал карьерный рывок, стал зарабатывать вдвое больше, можно сказать, уверенно идет своей жизненной дорогой. Но, все-таки, за что президент РЖД Олег Белозеров получает 700 тысяч рублей в день? Есть, правда, универсальный ответ: «за то». И, учитывая все вышеизложенное, сюда можно подставлять любой факт.

Общеизвестно, что определяющими факторами состояния российского общества являются коррупция, пронизывающая ее снизу до самого верха, и отсутствие свободы слова и печати. «По большому счету» здесь добавить нечего, а вот в частностях - вполне можно.

Наиболее закрытыми и, естественно, наиболее коррумпированными сегментами российского общества являются государственные корпорации, которые сплошь, без исключения возглавляются «друзьями Путина». Что знают россияне об их деятельности? В сущности, ничего. За исключением того, что эти «друзья Путина» платят сами себе - естественно, из государственных денег - многомиллионные, естественно, в долларах - зарплаты и бонусы. Просто потому, что по закону они были обязаны публиковать декларации о своих доходах. Но недавно Путин разрешил этим своим дружбанам даже в этом не отчитываться перед обществом - мол, надо соблюдать тайну частной жизни «Ну как не порадеть родному человечку!»

Впрочем, эти официальные гигантские доходы руководителей госкорпораций - не более чем надводная часть айсберга их реальных доходов. Ведь бесконтрольность позволяет им брать гигантские взятки. В этом плане даже среди госкорпораций выделяется ОАО «РЖД» со своим недавним руководителем Якуниным, знаменитым «хозяином шубохранилища». Но оказывается, его ближайшее окружение не слишком отличается от своего бывшего хозяина.

В нашу редакцию обратился россиянин - назовем его Рашид. Это, конечно, не настоящее его имя, но легко догадаться, что с ним сделает путинская система, если мы предадим огласке его подлинное имя. Вот его история.

Рашид - предприниматель средней руки, таких в России десятки тысяч, специализируется в области торговли. Решил он организовать торговлю на вокзалах - а все торговые площади на российских вокзалах принадлежат ОАО «Российские железные дороги», которое до недавнего времени возглавлял Якунин. Будучи реалистичным и прагматичным российским бизнесменом, который отлично понимает, что весь бизнес в России делается не иначе как через взятки, он начал «искать концы» к руководству РЖД, и с этой целью обратился к «авторитетному» предпринимателю Али Висаеву (начиная отсюда - все фамилии подлинные). Тот сказал ему, что может «решить вопрос» через генерального директора торгового центра «Казанский» (расположен в Москве, вблизи Казанского вокзала) Александра Ульянова.

Ульянов действительно может очень многое - ведь он является ставленником руководителя департамента имущества РЖД Игоря Пачосика, а тот, в свою очередь, является человеком одного из «самых-самых» топов РЖД - старшего вице-президента по корпоративному управлению и стратегическому развития Валерия Решетникова.

И Рашид заплатил 130 миллионов рублей (это было больше года назад, по тогдашнему курсу - более 3 миллионов долларов), которые, по пути немного худея, дошли на самый верх - до Решетникова.

Только вот торговых площадей он не получил. Прошло более года - а воз и ныне там. Попытался вернуть деньги - получил отказ. В общем, стопроцентный «кидок».

В отчаянии Рашид решил обратиться в российские СМИ, чтобы они рассказали о его истории. В крупнейших СМИ над ним только посмеялись - мол, такой прожженный безнесмен, и не знает, что есть области, закрытые для критики. Все же жестко контролируется с самого верха. Тогда он рассудил, что есть интернет, и в каждое интернет-издание Кремль своего цензора посадить не может. Прошелся по паре десятков хорошо известным россиянам порталов, которые, пусть и не слишком часто, но все же что-то публикуют по коррупции в высших эшелонах власти. И выяснил интересную вещь.

Оказывается, все эти порталы «заблокированы» РЖД. Проще говоря - они регулярно получают от РЖД немаленькие деньги - десятки тысяч долларов в месяц - за то, что не публикуют негатив по РЖД. И вот тогда-то он решил обратиться в наши, украинские СМИ, справедливо рассудив, что, они, пожалуй, остались единственным источником, из которого нормальные россияне (не все же там ватники) могут получить реальную информацию о том, что же у них творится. И пришел к нам - и не с пустыми руками, собрал интересную информацию по ряду делишек руководства РЖД, в особенности Решетникова.

На Курском вокзале по указанию Решетникова парковки переданы в управление ООО «АПС-Мастер» - очень прибыльный бизнес сам по себе. Но Решетникову и его команде этого мало - расчеты, на которых базируется арендная плата за парковки, сделана самой компанией-арендатором, в результате чего она занижена по сравнению с рыночной в несколько раз. Возникающие таким образом огромные теневые доходы идут в карман людей Решетникова - конечно, львиная доля ему самому.

То же самое ООО «АПС-Мастер» получило от людей Решетникова парковку по адресу ул.Земляной вал, владение 29. Заплатило за это всего 1 миллион рублей - государству, РЖД. Разница с рыночной ценой составила 30-35 миллионов рублей, которые пополнили карманы команды Решетникова.

Рашиду удалось также выяснить схему функционирования парковок на Курском, Павелецком, Киевском, Казанском, Ярославском, Рижском и Ленинградском вокзалах в Москве - везде ими заправляет ООО «АПС-Мастер». А ООО «АПС-Сервис» является в ней финансовым агентом. Именно ему принадлежат кассовые аппараты, обслуживающие парковки. Реальными хозяевами «АПС-Сервиса» являются нефтяной магнат Вячеслав Лейбман и первый заместитель начальника Дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Максим Золотарев, а функции коммерческого директора исполняет их ставленник Сергей Усов. «Крышей» этой преступной схемы являются недавно назначенный руководитель указанной Дирекции железнодорожных вокзалов Виталий Вотолевский и его помощник по безопасности Георгий Шпортун.

Схема работает так. Официально деньги, которые получает в кассу фирма, полностью переводятся в ДЖВ, которой руководит Вотолевский. Через 45 дней ДЖВ назад переводит фирме понесенные затраты и доход, который согласован с ДЖВ. Кассы принадлежат ООО «АПС-Сервис», который и осуществляет инкассацию, поэтому финансовые потоки находятся под конечным контролем Решетникова. Деньги после инкассации переводятся на счет фирмы через банк «Верхневолжский» и потом фирма их отправляет в ДЖВ.

На самом деле сумма по Z-отчетам кассовых аппаратов (это отчеты, которые делает кассир в конце рабочего дня перед инкассацией) значительно больше суммы, которую фирма отправляет в ДЖВ. При пересчете часть денег сразу забирается фирмой. Чтобы никто не мог это сопоставить, они часто меняются кассовые аппараты. Информацию на серверах управления парковки меняется вручную, так как это не память кассового аппарата, а обычный компьютер.

Бесперебойность работы схемы обеспечивается сговором всех указанных лиц. Если бы его не было, она просто не смогла бы существовать. Так и определяется круг лиц, на который делится доход, недополученный государством.

Помимо «АПС-Мастера», есть еще интересная фирмочка под название «Бекар-Эксплуатация». Договоры с ней тоже заключаются по ценам, которые в десятки раз ниже рыночных. В частности, за эксплуатацию санитарных комнат «Бекар-Эксплуатация» платит РЖД 45 миллионов рублей за полгода, а вот выручает от них в десятки раз больше. Служба безопасности РЖД этого в упор не видит, что неудивительно - ведь «Бекар-Эксплуатация» — это карманная фирма вице-президента по корпоративной безопасности РЖД Александра Бобрешова.

Все эти контракты в конечных интересах Решетникова и Бобрешова подписывал Виталий Вотолевский, игнорируя требование обязательного проведения конкурсов и не проверяя предоставленную этими компаниями информацию. В результате РЖД и, естественно, государство, недополучило гигантские суммы.

Все это накопал обычный предприниматель средней руки, который, в общем, и заниматься этим особо не умеет, да и ресурсы которого более чем ограниченны. Можно себе представить, что там творится на самом деле.

Хотя, может быть, Решетников с Ульяновым и хотели бы вернуть нашему Рашиду деньги, но - не могут. Ульянов отдален - за чрезмерно длинный язык. Болтал направо и налево, что с Якуниным суть ли не в бане вместе парится, это дошло до вице-президента РЖД Михаила Акулова, и с тех пор он никуда не вхож. А за увольнением Якунина поползли слухи о скорой отставке Решетникова и Бобрешова - об этом написала весьма информированная российская газета Ведомости . Пока они не уволены, но, поговаривают, уже отстранены от дел. А деньги-то, полученные от Рашида, уже давно потрачены - а новые в сложившейся ситуации взять неоткуда. Все-таки не 3 копейки.

Но как бы там ни было, что для России плохо - хорошо для Украины. Конечно, жаль, что уволили Якунина, который и был отцом всего этого коррупционного механизма. Но это, думается, все же не приведет к ликвидации коррупции в РЖД - просто новый руководитель Олег Белозеров уберет слабо подконтрольных ему людей Якунина и поставит на их место своих.

И как там разворовывали государственные деньги, так и будут продолжать разворовывать. Ну и кидать бизнесменов, которые, подобно нашему Рашиду, имеют глупость доверять таким людям.

Вместо Владимира Якунина Дмитрий Медведев назначил новым главой «Российских железных дорог» 45-летнего Олега Белозерова, бывшего заместителя министра транспорта.

Премьер-министр России сообщил о том, что Якунин, возглавлявший ОАО “Российские железные дороги” последние 10 лет, в настоящее время находится в отпуске, однако, он написал заявление об отставке и по завершению отпуска займет место в Совете Федерации.

Тем временем СМИ сообщили о том, что Олег Белозеров является соратником небезызвестных братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов.

Биография нового президента РЖД Олега Белозерова вкратце выглядит так:

Родился в латвийском портовом городе Вентспилс 26 сентября 1969 года. Окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов по специальности “экономист, планирование промышленности”. В студенческие годы дружил с Андреем Лихачевым, руководителем «Ленэнерго», МОЭК и других крупных энергетических компаний России.

С 1998 года работал в «Ленэнерго», где отвечал за топливообеспечение, в дальнейшем стал коммерческим директором крупнейшей организации. Там Белозеров работал с 1998 года. при этом никому неизвестно, что же он делал первые шесть лет после того, как окончил университет в 1992 году.

В дальнейшем Белозеров побывал учредителем десятков компаний самого разного профиля, включая сбор лекарственных трав и производство фарфора.

В 2000 году Белозеров начал работать в аппарате Виктора Черкесова – полпреда в Северо-Западном федеральном округе и соратника Владимира Путина.

В 2002 году Белозеров получил пост гендиректора Российской топливной компании, которая добывала и продавала уголь.

В 2004 году назначен замруководителем, а затем стал и главой Федерального дорожного агентства (Росавтодора).

В 2009 году он стал заместителем министра транспорта, занимался транспортным обеспечением зимней Олимпиады в Сочи.

В марте 2015-го года правительство РФ выдвинуло Олега Белозерова в совет директоров РЖД, а в мае председатель правительства повысил чиновника до первого заместителя главы Минтранса, теперь же он стал главой РЖД.

При этом чиновник имеет в своем арсенале орден “За заслуги перед Отечеством” I степени (2006), орден Почета (2010), орден “За заслуги перед Отечеством” IV степени (2014), а также всевозможные юбилейные медали и знаки отличия.

У Белозерова также есть благодарность президента Российской Федерации (2006), почетные грамоты президента РФ (2014), аппарата правительства РФ (2011), Счетной палаты РФ (2013).

В 2014-м годе задекларировал доход - свыше 10,5 миллиона рублей.

Олег Белозеров – российский государственный и общественный деятель, действительный госсоветник первого класса, молодой чиновник и руководитель дорожно-транспортных предприятий. За свой профессионализм в мае 2009 года был назначен на должность замминистра транспорта РФ, а 20 августа 2015 года получил повышение и указом премьер-министра РФ был назначен на должность главы ОАО «Российские железные дороги».

Родился Белозеров Олег Валентинович 26 сентября 1969 года в латвийском городе Вентспилсе. Родители работали врачами в местной поликлинике: отец – рентгенологом, мать – невропатологом. С ранних лет серьезным увлечением мальчика стала легкая атлетика – прыжки в длину и спринт. В беге на дистанцию 400 м Олег добился поразительных результатов. Его школьный рекорд до сих пор официально остается непобитым.

Ещё в детстве на мальчика произвела впечатление железная дорога. Олег любил с родителями путешествовать по Латвии, а затем совершал небольшие вояжи самостоятельно. Романтичную натуру удивляли средневековые замки, мимо которых проносился поезд. Такие путешествия оставили неизгладимые воспоминания в памяти Белозерова.

Олег был примерным учеником в школе, стремился к получению знаний, что позволило ему в 1992 году с успехом окончить Санкт-Петербургский университет экономики и финансов и получить диплом экономиста в сфере планирования промышленности. Помимо получения высшего образования Олег Белозеров отдал долг Родине, прослужив год на границе с Норвегией, в Мурманске. Завершал службу молодой человек в спортроте.


После окончания вуза Белозеров решил продолжить учебу, поэтому поступил в аспирантуру, чтобы получить степень кандидата наук. И здесь его ожидал успех: Олег защитил диссертацию на тему «Организация логистики поставок в вертикально интегрированных структурах корпоративного типа» и стал кандидатом экономических наук.

Получив высшее образование, Олег Валентинович первое время работал по специальности и получал драгоценный опыт в выбранной сфере деятельности. В результате биография Олега Белозерова вышла на другой уровень. Благодаря трудолюбию и упорству будущий глава ОАО «РЖД» попал в мир энергетики, заняв руководящую должность в компании ОАО «Ленэнерго».

Карьера

С 2000 года карьера Олега Белозерова была непрерывно связана с дорожно-транспортным направлением. Первой должностью на новой ступени биографии стало «Грузовое автотранспортное предприятие № 21», в котором он занимал должность заместителя директора. Проработав немного на занимаемом посту, Олег Валентинович попал в аппарат полномочного представителя президента РФ на территории Северо-Западного федерального округа, где возглавлял финансово-экономический отдел.


В 2002 году будущий глава РЖД Олег Белозеров был приглашен в ОАО «ЛОМО» на должность главы управления корпоративным имуществом, в конце этого же года был назначен гендиректором ОАО «Российская топливная компания». Через два года Олег Валентинович получил повышение и стал замруководителя Федерального дорожного агентства, которое буквально через полгода возглавил. На протяжении следующих пяти лет, до 2009 года включительно Белозеров руководил дорожным агентством и доказывал свой профессионализм на данном поприще.

В 2009 году его заметили в правительстве Российской Федерации, куда в результате он попал в качестве заместителя министра транспорта страны. В Минтрансе будущий глава РЖД занимался вопросами развития автомобильных и железных дорог, зарекомендовав себя как ответственный сотрудник, который, несмотря на трудности с бюджетом и инвестированием, много сделал для страны в данном направлении.


За время трудовой деятельности достижения Олега Белозерова были неоднократно отмечены почетными званиями и наградами. В 2004 году он удостоился знака «Почетный работник топливно-энергетического комплекса», в 2006 году получил орден «За заслуги перед Отечеством» I степени, а в 2014 году стал обладателем ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

20 августа 2015 года заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров был назначен на должность главы РЖД. Указ о назначении был подписан премьер-министром страны Дмитрием Медведевым, который поручил Олегу Валентиновичу без «раскачки» приступать к выполнению обязанностей на новой должности. Получить этот пост Белозерову удалось после того, как предшественник Владимир Якунин добровольно уволился, оставив кресло руководителя российской государственной вертикально интегрированной компании, входящей в тройку самых крупных в мире.


Смена руководства произошла по причине того, что прежний руководитель РЖД не смог наладить работу монопольной организации без постоянных преференций со стороны госбюджета. Перед Белозеровым была поставлена задача оптимизировать расходы отрасли.

На новой должности главы РЖД Олегу Белозерову предстояло развивать перспективные проекты, запланированные бывшим руководством, в число которых входили реконструкция железных дорог в Сербии, строительство Транскорейской магистрали, продолжение строительства высокоскоростных магистралей в России по направлению Москва-Казань. При этом перед новым руководителем РЖД поставили задачи «соединить подходы» в пассажирских перевозках, снизить процент неудовлетворенности пассажиров от предоставляемых транспортной компанией услуг и поддержать экономический уровень РЖД, не допустив убыточности предприятия.


У Белозерова высока конкуренция с бывшим главой РЖД Владимиром Якуниным, сделавшим многое для развития крупнейшей инфраструктурной монополии, но он незамедлительно приступил к выполнению обязанностей. Новый глава РЖД Олег Белозеров сосредоточил внимание на повышении скорости движения в России, а также приложил усилия к инвестированию капитала в эту отрасль РФ.

Прежде всего компания избавилась от убыточных активов, но при этом продолжила финансирование железнодорожных больниц, поликлиник, а также футбольного и хоккейного клубов «Локомотив». Новый глава РЖД произвел кадровые перестановки, увеличил поток контейнерных перевозок. РЖД отказалась от покупки импортных рельсов, вместо этого были заключены договоры с российскими металлургическими компаниями «Евраз» и «Мечел».


Были подняты цены на грузоперевозки на 9%, отменены некоторые льготы, что позволило увеличить прибыль РЖД. С одной стороны, такая мера позволила компании полностью обходиться без финансовых вливаний со стороны государства, с другой стороны, стала косвенным налогом для граждан России, так как цены на перевозимые грузы возросли. Но уже в 2016 году корпорация впервые за последние годы достигла максимальных показателей по грузоперевозкам.

Личная жизнь

Личная жизнь Олега Белозерова также стабильна, как и трудовая деятельность. Глава РЖД с 1994 года женат на Ольге Александровне и воспитывает двоих детей. Сын Матвей родился в 1996 году, получает диплом журналиста. Дочь Вероника, 2001 года рождения, определяется с выбором вуза. Семейные фото руководителя РЖД не появляются в СМИ.


Олег Валентинович не фигурировал в скандалах ни по карьерным вопросам, ни по личным. Друзья и близкие считают его отличным семьянином, заботливым отцом и любящим мужем.

Доходы Олега Белозерова в 2014 году, согласно информации из официальных источников, составили чуть больше 12 млн рублей, причем такую же сумму заработала и жена. Также у главы РЖД в собственности имеется квартира площадью почти 220 кв. метров, дача и земельный участок.

Олег Белозеров сейчас

В 2017 году компания РЖД под руководством Белозерова достигла рекордных показателей прибыли, которая составила 139,7 млрд руб, что повлияло на рост зарплаты руководителя холдинга. Если в 2015 году Белозеров заработал за год 86,2 млн руб, то в 2016 году сумма годовых доходов составила 172,9 млн руб. В отличие от предшественника, Белозеров подает налоговую декларацию открыто. Такой рост обусловлен высокой эффективностью работы Олега Валентиновича.

В этом же году Белозеров обратился к руководству страны с просьбой поменять название его должности с «президент» на «генеральный директор», так как второе наименование принято в международной практике.


В мае 2017 года на встрече с китайскими коллегами в Пекине Олегу Белозерову стало плохо, и гендиректор российской компании был госпитализирован с диагнозом «Воспаление аппендицита». В больнице Олега Белозерова благополучно прооперировали.

Сейчас Белозеров продолжает улучшать работу холдинга РЖД, но в 2018 году ему не удалось повысить тарифы на места в плацкарте из-за вмешательства антимонопольной службы.

РЖД без конкурса отдает контракт на строительство трассы «Адлер-Красная поляна» стоимостью 29 млрд рублей компании «Трансюжстрой», с которой, видимо, тесно связан Олег Тони (вице-президент по строительному комплексу РЖД). Компания «Мост», которая может быть аффилирована с Тони, выигрывает тендеры РЖД, конкурируя дочерними компаниями. Уже упоминавшийся «Трансюжстрой» забирает контракт на реконструкцию малого кольца московской железной дороги на которую предполагалось потратить 263 млрд и, проводя несогласованные с метрополитеном работы, едва не губит жизни пассажиров московской «подземки». Впечатляющий список «заслуг» господина Тони делает его одним из первых кандидатов «на вылет» с приходом нового главы РЖД Олега Белозерова.

Скажи мне кто твой друг

Инженер-строитель по образованию Олег Тони в своей карьере прошел путь от начальника производственного отдела в Строительном управлении до гендиректора «Балтийской строительной компании» и соучредителя «Трансстройбанка» и других. Близкими партнерами Олега Тони, похоже, были и остаются бизнесмены Игорь Найвальт, Анатолий Антипов и Александр Шевелев.

Деятельность партнеров господина Тони говорит за себя. Например, Игорь Найвальт основал в 1994 году известную «Балтийскую строительную компанию», которая долгое время была основным подрядчиком МПС. Широкую известность компания получила благодаря «стройкам века», среди которых реконструкция ж/д сообщения Москва-Петербург, строительство подъездных путей к Эльгинскому месторождению стоимостью $300млн. У проектов есть еще одна общая характеристика, кроме звания «строек века», - ни один из них не был завершен. Анатолий Антипов и Александр Шевелев также являются известными на инфраструктурой рынке персонажами. Анатолия Антипова журнал Forbes включил в список «королей госзказа».

Но обо всем по порядку. Дороги Тони, Антипова и Найвальта сошлись в начале нового тысячелетия, когда в 2002 году партнеры создали ООО «БСК» (не путать с «Балтийской строительной компанией», основанной Найвальтом в 1994). Похоже, что до сих пор доли в компании не менялись. По всей видимости Олег Тони, владеет 3% уставного капитала компании, Антипову принадлежит скромный 1%, Найвальту - все 76%. Помимо «БСК» некоторые из партнеров совместно владеют «Трансстройбанком», обслуживающим интересы строительных активов, а также имеют отношение к компании «Трансюжстрой». На последней нужно остановиться подробнее.

Олимпийские рекорды

История «Трансюжстроя» начинается в далеком 1974, когда был создан трест «Нижнеангарсктрансстрой» для строительства участков БАМа. Впоследствии трест с непроизносимым названием стал компанией «Трансюжстрой», которая вплоть до конца 90-х перебивалась непрофильными подрядами. Портфель компании включал даже проекты по строительству храмов - впрочем, опыт подобного строительства пригодится ей в будущем.

«Золотой век» для «Трансюжстроя» наступил после 2005 года, ровно после того, как Олег Тони поступил на госслужбу заняв кресло вице-президента по строительству «РЖД». Одновременно «Трансюжстрой» начал получать невероятные заказы вроде строительства к сочинской Олимпиаде совмещенной автомобильной и железнодорожной дороги «Адлер-Красная поляна» стоимостью 29 млрд рублей. Контракт этот компания получила без конкурса, о нем стало известно только после раскрытия монополией отчетности. Тогда представители РЖД оправдывали свои действия тем, что «Трансюжстрой» является давним партнером холдинга и тем, что Градостроительный кодекс якобы позволяет отдавать контракты вне конкурса. Комментируя этот проект газете «Ведомости» близкий к совету директоров РЖД источник сказал, что «на совете директоров выбор подрядчиков не обсуждался, это прерогатива менеджмента». Получается, господин Тони как вице-президент по строительству «отдал» заказ на своей же компании без конкурса?

По теме

Но этот заказ не был единственным - еще контракт на 13 млрд рублей на выполнение строительных работ на той же трассе «Адлер-Красная поляна» компания выиграла в конкурсе, в котором была единственным участником. Кроме многомиллиардных контрактов компании перепало от РЖД множество заказов поменьше. Например, в пресловутом Адлере «Трансюжстрой» возводила здание вокзала, перед Универсиадой в Казани компания строила линию «Аэроэкспресса». Сваливались на компанию и совсем непрофильные работы - в рамках поддержки господином Якуниным русской православной церкви «Трансюжстрою» отдали строительство храма Св. Александра Невского в Роттердаме.

Сегодня компанией «Трансюжстрой» официально владеет кипрский оффшор, след бенефициаров уходит на Британские Виргинские острова. Но до смены собственника доли друзей Олега Тони - Анатолия Антипова и Александра Шевелев - прослеживались очень хорошо. Первому принадлежала доля в 73%, второй владел долей в 18%. Всем известно, что Антипов и Шевелев имеют отношение к компании.

Скандальный мост

Еще одной компанией, получающей значительные заказы от РЖД, является «СК Мост». Она была основана в 1991 году предпринимателями Евгением Суром и Владимиром Костылевым, которые сегодня занимают не последние места в списках богатейших россиян. В 2012 году компанией заинтересовался и Геннадий Тимченко, прикупивший долю в 25%.

История с крупнейшим заказом «Моста» еще скандальнее, чем истории с подрядами «Трансюжстроя» - и сумма контракта выше в разы, и условия получения этого заказа совсем вопиющие. В 2008 году без всякого тендера по указу бывшего тогда президентом Дмитрия Медведева «Мост» получил подряд на строительство моста на остров Русский к саммиту АТЭС. Цена контракта превышала $1 млрд. Текст указа, кстати, официально опубликован так и не был.

Основные владельцы «Моста» Сур и Коростылев решили ковать железо пока горячо и после саммита АТЭС отправились за другими, не менее впечатляющими контрактами. Бизнесмены закружились с тогдашним главой РЖД Владимиром Якуниным. По всей видимости, тогда они и получили часть банка «Миллениум», в совет директоров которого входила жена Якунина Наталья и председателем совета директоров которого до сих пор является Олег Тони. Новые связи превратились в новые контакты для «Моста» - многие подряды РЖД были отданы «Мосту». Как-то журнал Forbes проанализировал тендеры РЖД и выявил интересную особенность - претендентами на одни и те же контракты зачастую являются разные подразделения «СК Мост». Например, контракт на реконструкцию Облученского тоннеля на Дальнем Востоке летом 2011 года оспаривали две компании. Группа «Строй-трест» (входит в «СК Мост») заявляла срок работы в 49 месяцев и просила за контракт 3.9млрд рублей. Конкурент «Строй-треста» - ОАО «УСК Мост» - обещала уложиться в 4,2 млрд рублей и 53 месяца.

История с «Мостом» является еще одним ярким примером, иллюстрирующим все ту же тенденцию - заказы РЖД, похоже, раздавались компаниям с учетом не опыта или технических возможностей подрядчиков, а наличия у них связей с топ-менеджментом монополии.

Халатность за 263 млрд рублей

Скандальные проекты преследуют партнеров Олега Тони постоянно - в январе прошлого года халатность «Трансюжстроя» едва не привела к гибели пассажиров метро.

Реконструкцию малого кольца МЖД под пассажирские перевозки РЖД решила отдать, разумеется, «Трансюжстрою» на которую предполагалось потратить 263 млрд рублей. Проектная компания «Трансюжстроя» представила руководству московского метрополитена проектную документацию, которая метрополитен не устроила. Переделав документы пару раз «Трансюжстрой» просто плюнула на согласования. В итоге при проведении работ вбиваемый столб едва не обрушился на головы пассажиров метро.

Но этот инцидент ничем не обернулся для «Трансюжстроя». Да, московский мэр грозно потребовал перед телекамерами найти и наказать виновных, но потом все было спущено на тормозах. Уголовное дело бы грозило компании Олега Тони только в случае, если размер ущерба превысил бы 500 тысяч рублей. «Подземка» в этот раз оценила ущерб в 356 тысяч рублей. Что по меньшей мере странно, так как похожий инцидент, случившийся в 2006 на станции «Войковская», метрополитен оценил в 70 млн рублей.

Случай с московской «поздемкой» может показывать размах вседозволенности и безнаказанности, царивших в РЖД. Но открытая передача миллиардных заказов без конкурсов своим же компаниям - это одна история, а вот случай едва не обернувшейся трагедией - совсем другое дело. Но ситуация для Олега Тони и «Трансюжстроя» может измениться в самое ближайшее время - слухи говорят, что новый глава РЖД Олег Белозеров в первую очередь произведет чистку рядов топ-менеджмента монополии. Вероятно с подобной историей работы Олег Тони не усидит долго в своем кресле.

Похожие публикации