Строитель все о Строительстве, Архитектуре, Ремонте, Дизайне! Стройка от А до Я! От идеи до объекта! Башни-близнецы. Всемирный торговый центр

Башни близнецы: история, гордость и трагедия Америки

У зданий, как и у людей, есть нечто общее. Одни проживают простые и незаметные большинству жизни и, умирая, остаются в памяти только ближайших родственников. Другие же - на виду, ими восхищаются или ненавидят; по крайней мере, их знают многие. Погибая, они пребывают частью истории, живя в умах миллионов, даже после ухода в вечность оказывая влияние на живущих.

Именно второй вариант выбрала судьба для знаменитых небоскрёбов, башен-близнецов в Нью-Йорке . Взорванные в результате террористической атаки 11 сентября 2001 года, эти здания словно бы продолжают своё существование: их все знают, о них помнят, они продолжают тиражироваться в тысячах снимков. Они, в конце концов, неуловимым образом до сих пор влияют на жизнь огромнейшего мегаполиса, да и США в целом.

Строительство Башен-близнецов

Построить легко, трудно договориться. Любое здание мира, даже дачный домик, рождается не на строительной площадке, а в умах его творцов. Не стал исключением и Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, архитектурной и визуальной доминантой которого явились два небоскрёба, сразу же названые башнями: Северная и Южная.

Идея возведения грандиозного комплекса родилась в США ещё во время Второй мировой войны . К 1944 году стало понятно, что в её результате в Западном мире осталось одно государство, которому удалось не только сохранить своё экономическое могущество, но существенно его укрепить, особенно на фоне разрушенных Европы и Японии. Этим государством стала Америка. Не нужно было обладать большим умом, чтобы понять простую истину: в ближайшие десятилетия страна станет сверхдержавой, будет стремительно развиваться. И ей понадобится большой финансово-торговый комплекс.

Но прошло ещё немало времени, пока идея начала превращаться в реальность. Основных причин было две.

Первая - разгоревшаяся гонка вооружений, холодная война, требовавшие колоссальных финансовых вливаний.

Вторая - столкновение экономических интересов нескольких влиятельных групп США, а также двух штатов, Нью-Джерси и Нью-Йорка . К тому же строительство Центра предполагало возникновение новых небоскрёбов, превышающих по высоте Эмпайр Стейт Билдинг , гордость города, высочайшее сооружение мира. Финансовые группы, контролировавшие это здание, вовсе не жаждали возникновения грозного конкурента.

И только к началу 60-х годов все коммерческие, имиджевые и финансовые вопросы удалось утрясти. Не последнюю роль в этом сыграли братья Рокфеллеры, Дэвид и Нельсон. Используя своё влияние, связи и деньги, братья начали строить ВТЦ в Нижнем Манхэттене .

Весь комплекс, включая башни близнецы, проектировали несколько мощных дизайнерских компаний, но ведущим архитектором, отцом проекта, избрали американца японского происхождения Минору Ямасаки.

Ямасаки до начала работы над этим проектом выполнил несколько серьёзных работ в разных городах США, хотя и не входил в число самых маститых профессионалов страны. Приверженец готического модернизма, испытывающий сильное влияние архитектуры Ле Корбюзье, японец обратил внимание на небольшие старинные башни близнецы в итальянском городке Сан-Джиминьяно, взяв их в качестве образца для выполнения своей задачи.

А задача у мастера была незамысловата: сделать нечто, где было бы в 5 раз больше офисных площадей, чем в Эмпайр Стейт Билдинге. Перебрав несколько возможных вариантов, Ямасаки пришёл к окончательному: две стройные башни с квадратным сечением, имеющие форму параллелепипедов.

Весь ход строительства можно разделить на следующие этапы:

  • проектирование: 1962 - 1965 годы;
  • очистка и подготовка площади под строительство - с марта по август 1966 года;
  • август 1966 - начало земляных работ, выемка грунта под основание башен;
  • установка последнего несущего элемента зданий - декабрь 1970 года (Северная башня), июль 1971 года (Южная башня);
  • торжественное открытие комплекса - 4 апреля 1974 года.

По окончанию строительства башни оказались самыми высокими зданиями мира, каждая насчитывала по 110 этажей. Верхняя отметка Южной составляла 415 метров, Северная была на 2 метра выше, к тому же её украшала антенна с отметкой 526,3 метра.

Помимо всего прочего, появление башен дало старт настоящей гонке небоскрёбов, начавшейся в мире. Забегая чуть вперёд, можно сказать, что на месте упавших «свечек» американцы построили новый ВТЦ, венчает который самое высокое здание Западного полушария. Тем не менее, сейчас оно - лишь четвёртое в когорте зданий-великанов.

Необычное лицо Башен-близнецов

Продолжая начатую аналогию, можно сказать, что подобно людям, выдающиеся здания тоже обладают своими рекордами и уникальными событиями жизни. Есть они и у башен Ямасаки. Вот некоторые из них:

  • При строительстве зданий вырыли глубокие 20-метровые котлованы, чтобы добраться до «коренной» скальной породы. Земля из котлованов использовалась для искусственной насыпи, на которой впоследствии построили несколько зданий Всемирного финансового центра.
  • В основе конструкции башен - сотни больших и малых стальных труб, создающих особый каркас, устойчивый к воздействию ветров и сейсмических колебаний.
  • Фасад зданий изобилует огромным количеством узких окон шириной всего 56 см. Ямасаки страдал боязнью высоты, и спроектировал окна так, чтобы любой человек, подойдя к подоконнику, мог без труда упереться в откосы оконного проёма, что создавало бы у него особое ощущение надёжности.
  • Каждая из башен имела по 103 лифта, из них 6 грузовых. Часть пассажирских лифтов были скоростными, часть - обычными. Для перехода из первых во вторые использовались площадки на 44-м и 78-м этажах.
  • Сразу после возведения башен они получили уничижительную критику от ведущих архитекторов мира. Не очень понравились здания и жителям города. Но постепенно к ним привыкли и даже стали гордиться. Приблизительно такая же судьба была у Эйфелевой башни в Париже.
  • Первая попытка уничтожить здания предпринималась в 1993 году. Тогда в гараже Северной башни, под землёй, взорвали грузовик с более чем полутонной взрывчатки.

В конце концов, террористам удалось взорвать необычные здания. Но, уничтожив их, разве уничтожили они саму идею, стремление человека покорять, создавать что-то необычное? Ведь она заложена в самой природе человека.

И, возможно, очень хорошо сказал об этом дерзкий француз Филипп Пети, который в августе 1974 года сумел 8 раз подряд (!) пройти по канату, натянутому между двумя башнями, при этом танцуя и даже ложась: «Лёжа на канате, я увидел очень близко над собой чайку. И мне вспомнился миф о Прометее. Здесь, на этой высоте, я вторгся в её пространство, доказывая, что человек может сравниться и с птицей…»

История ВТЦ (Всемирного Торгового Центра) началась в 1946 году. Шел первый послевоенный год - Европа лежала в руинах, Япония отходила от последствий атомной бомбардировки, Китай находился в предчувствии гражданской войны. Единственной страной, обошедшейся малой кровью, могучим ударом , были США - на очень короткое время мир стал Pax Americana .

Pax americana et sovietica

Лучше быть мертвым, чем красным
(антикоммунистический лозунг)
Мы вас похороним
(Н.С.Хрущев)

Доллар был признан международным платежным средством, начал осуществляться план Маршалла, были созданы Международный Валютный Фонд, Международный Банк и, конечно же, ООН.

Штаб-квартира ООН разместилась в космополитичном Нью-Йорке.

В 1946 году нью-йоркские отцы города, предвидя расцвет международной торговли в послевоенном мире, предложили построить в Нижнем Манхэттена "всемирный торговый центр".

Идея оказалась преждевременной. Советский Союз, имея самую сильную сухопутную армию, обзавелся атомной бомбой. Над Европой Советы опустили железный занавес, в Азии же, подружившись навеки с Китаем, развязали Корейскую войну.

Мир из Pax americana превратился в Pax americana et sovietica (мир по-американски и мир по-советски)

Холодная война не очень способствовала расцвету международной торговли - к идее постройки ВТЦ американцы вернулись только в конце пятидесятых. Слово "всемирный" теперь касалось исключительно капиталистического мира.

Центр предполагалось строить в Нижнем Манхэттене, находившемся в глубоком кризисе. После 1929 года здесь не было построено ни одного нового небоскреба, а сам район постепенно превращался в город-призрак. Остановить этот процесс довелось братьям Рокфеллерам - Дэвиду и Нельсону.

Рокфеллеры. "Барон", филантроп, политик, банкир

Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем
"Капиталистические акулы. Биография американских миллионеров" ...
Как человек умный, он поймет, что часть меньше целого, и отдаст мне эту часть из опасения потерять все
(Золотой Теленок)

Братья принадлежали к не самой последней в капиталистическом мире династии - их дедом был тот самый Robber Baron (барон-разбойник) Джон Рокфеллер-старший , который Стандарт Ойл, а отцом - филантроп Джон Рокфеллер-младший (Рокфеллер-центр).

Джон Рокфеллер-старший

Джон Рокфеллер-младший и его сыновья - Дэвид, Нельсон, Уинтроп, Лоренс и Джон Рокфеллер III-ий, ожидающие прибытия гроба с телом Джона Рокфеллера-старшего (1937)

Если на основателе династии, первом "долларовом" миллиардере мира, навсегда осталось клеймо барона-разбойника, то его наследники прославились как филантропы и политические деятели - деньги не пахнут.

Самыми заметными фигурами из пяти братьев были Нельсон и Дэвид.

Спасти Нижний Манхэттен!

Небоскребы ВТЦ собирались назвать "Нельсон" и "Дэвид"
(Нью-йоркский фольклор)

Нельсон Рокфеллер , вице-президент в администрации Джеральда Форда, 14 лет был губернатором штата Нью-Йорк.

Дэвид Рокфеллер с 1961 года являлся президентом Чейз-Манхэттен Банка.

Именно с постройки 60-этажного небоскреба Чейз-Манхэттен Банк началось возрождение Нижнего Манхэттена как делового центра.

В 1960 году "Ассоциация Даунтаун-Нижний Манхэттен", возглавляемая Дэвидом Рокфеллером, разработала план создания Всемирного Торгового Центра - комплекса офисных зданий и отелей. При поддержке губернатора штата Нью-Йорк Нельсона Рокфеллера план начал претворяться в жизнь.

Такой грандиозный проект могла осилить только Port Authority - могущественная организация, ответственная за инфраструктуру внутри кольца радиусом 40 км и центром - Статуей Свободы.

Через тернии - к звездам

Возведение ВТЦ, конечно, не могло обойтись без конфликтов. Столкнулись интересы двух штатов (Нью-Йорка и Нью-Джерси), города Нью-Йорка, владельцев Эмпайр Стэйт Билдинга и организации Port Authority . Сторонам пришлось идти на компромиссы, делать уступки и получать сдачу.

Почти всех примирил перенос места ВТЦ с восточного побережья Манхэттена (Ист-Ривер) на западное (Гудзон). При этом ВТЦ планировали строить как раз над железнодорожными туннелями, соединяющими Манхэттен с нью-джерсийским побережьем.

1 - первоначальное место для ВТЦ, 2 - ВТЦ

В результате штат Нью-Джерси получал модернизацию железной дороги, а штат Нью-Йорк и Port Authority - прибыль от эксплуатации терминала этой дороги, который планировалось построить под ВТЦ.

Разрешались противоречия в коридорах власти, на площади вышла только последняя битва - с владельцами маленьких магазинов, расположенных на месте будущего ВТЦ. Это были в основном магазины электроники - место так и называлось Radio Row (Радиоряд).

Бизнесмены, за спинами которых маячили владельцы Эмпайр Стейт Билдинга, не желавшие появления такого конкурента, устраивали демонстрации и пытались действовать через суд.

Все их усилия оказались напрасными - 21 марта 1966 года было снесено первое из краснокирпичных зданий Radio Row.

Что же планировали строить под таким громким названием - Всемирный Центр?

Еще в 1962 году в конкурсе, в котором участвовали архитекторы первого ранга, победил малоизвестный архитектор из Детройта - 49-летний американец японского происхождения Минору Ямасаки .

Тихий японо-американец

Биография Минору Ямасаки - классическая иллюстрация успеха по-американски. Родившийся в Сиэтле в семье японских иммигрантов (его отец работал на местной обувной фабрике, а мать была пианистка), он рано столкнулся с расизмом, сильно развитым тогда в тех местах. Чтобы заработать на учебу в колледже, он ездил на Аляску, где работал по 14 часов в день на рыбопромысловых судах.

Минору Ямасаки показывает на макете Нижнего Манхэттена место под ВТЦ

Два по сто десять

Перед Ямасаки была поставлена скромная задача - спроектировать здание, в котором офисного пространства будет в пять раз больше, чем в Эмпайр Стэйт Билдинге. Перебрав десятки вариантов - одинокий небоскреб в 150 этажей, четыре небоскреба, комплекс невысоких зданий и другие, архитектор остановился на двух одинаковых небоскребах-параллелепипедах с квадратным сечением.

В работах американского архитектора японского происхождения очевидно итальянское влияние.

Форма и расположение небоскребов - как у башен средневекового итальянского города Сан-Джиминьяно

Башни-близнецы Сан-Джиминьяно

Башни-близнецы Всемирного Торгового Центра

Готические арки - как у Дворца Дожей в Венеции

Дворец Дожей

Плаза Всемирного Торгового Центра

В первоначальном варианте небоскребы состояли из 80 этажей, что делало их ниже Эмпайр Стэйт Билдинга.

Гай Тоззоли, отвечающий за проект от организации Port Authority , заявил:
Яма, президент собирается высадить человека на Луну. Я хочу, чтобы наши небоскребы были самыми высокими в мире

Ямасаки добавил по 30 этажей. Теперь 110-этажные небоскребы обошли Эмпайр Стэйт Билдинг... и начали вторую высотную гонку. Как известно, завершилась в 1931 году, и победитель, Эмпайр Стейт Билдинг, 40 лет оставался самым высоким зданием мира. Вторая гонка продолжается до сих пор:

Всемирный Торговый Центр (1973)
Сирс Тауэр (1974)
Башни Петронас (1998)
Тайбэй 101 (2004)
Шанхайский всемирный финансовый центр (2008)
Новый ВТЦ-1 (2013, строится)
Бурдж-Халифа (2010)


6 августа 1966, двадцать лет спустя после рождения идеи комплекса, строительство Всемирного Торгового Центра началось.

Стройка века

Мы строили, строили и наконец построили

Возведение небоскреба - неординарная задача сама по себе, но постройка ВТЦ была беспрецедентна по масштабам и по трудностям.

Проблемы начались с фундамента. Небоскреб должен стоять на bedrock (твердой породе). До нее в выбранном для Центра месте оказалось более 20 метров. Просто копать было опасно из-за близости океанских вод, поэтому до начала рытья по всему периметру будущей стройки была сооружена подземная "стена". Конструкция получила название bathtub (корыто) .

Bathtub (указана стрелками). Туннели: 1 - в Нью-Джерси, 2 - из Нью-Джерси

А что было делать с таким количеством выкопанной земли? Нью-Йорк вспомнил про свои голландские корни - жители Нидерландов (Нижних Земель) славились умением отвоевывать у моря пространство. Голландские колонисты принесли это ноу-хау в Новый мир, а англичане воспользовались их знаниями - за столетия колонизации очертания Манхэттена сильно изменились.

Эти изменения демонстрирует фотография 30-х годов - проходит по границе

1 - место под ВТЦ, 2 - район будущей насыпи

Строящиеся башни ВТЦ и насыпь

Позже на насыпи были построены жилой комплекс Battery Park City и Всемирный Финансовый Центр . Четыре приземистых небоскреба Финансового Центра, похожие на Телепузиков, радуют глаз разнообразием верхушек - египетская пирамида, пирамида майя, купол и мастаба

Синие точки - очертания Манхэттена в год его "покупки" у индейцев (1626), серая область - рукотворные районы.

Глубины bathtub хватило на семь подземных этажей, над которыми началось возведение 110-этажных башен.

При строительстве были использованы выписанные из Австралии краны Kangaroo , способные самонаращиваться

Необычную конструкцию небоскребов ВТЦ демонстрирует уникальная фотография, на которой, как на рентгеновском снимке, виден "скелет" Северной Башни.

Вес небоскреба несли две группы колонн - центральная и внешняя.

Лестницы и лифты располагались в центре, а для офисов предназначалось пространство между центральными и внешними колоннами. Такая конструкция давала будущим арендаторам свободу перепланировки офисов.

У типичных небоскребов того времени фасады были сплошь из стекла, у Близнецов окна находились в глубине, за колоннами.

В темное время суток окна было прекрасно видно

Днем же небоскребы становились слепыми монолитами

Так выглядели небоскребы к концу строительства, в 1970 году.

Последний этаж Северной Башни был возведен в конце 1970 года, Южной - в середине 1971-го. Открытие Центра состоялось 4 апреля 1973 года .

Ножками огромного камертона казались Близнецы по завершению строительства.

Возможность увидеть их во весь рост исчезла после постройки в 1988 году Всемирного Финанасового Центра.

Стоимость строительства вышла за 1,5 милларда долларов, строили ВТЦ 7,5 тысяч человек, погибло 8 человек.

Перпендикулярный город

Как принято, США разделены на районы, которым присвоены почтовые индексы (zipcode ).

Необычным является назначение индекса отдельному зданию. В Нью-Йорке 44 небоскреба достаточны крупны, чтобы иметь собственный почтовый индекс. Например, почтовый индекс Эмпайр Стэйт Билдинга - 10118 , Крайслер Билдинга - 10174 , Сиграм Билдинга - 10152 .

Индексом ВТЦ являлись цифры 10048 .

Всемирный Торговый Центр был настоящим городом - в зданиях комплекса в будний день находилось до 50 тысяч работающих и от 50 до 100 тысяч посетителей. Это позволяло считать его шестым по населению "городом" штата Нью-Йорк.

ВТЦ - это шесть зданий, уместившихся на Плазе (площади) в 16 акров, и одно здание - вне площади.


1 WTC - Северная Башня
2 WTC - Южная Башня
3 WTC - отель Марриот
4 WTC - товарно-сырьевая биржа
5 WTC - Dean Witter Building
6 WTC - Таможня США
7 WTC - Salomon Brothers Bank

Часто весь комплекс называли просто Близнецы - остальные здания меркли рядом с 110-этажными башнями:

Высота Северной Башни (без антенны) - 417 метров
Высота Южной Башни - 415 метров
Высота антенны - 104 метра

Доставка людей и грузов производилась лифтами - их в каждой башне было 103 (97 пассажирских и 6 грузовых). Лифты-экспрессы останавливались только на 44-ом, 78-ом и самом верхнем этажах (так называемых skylobbies - небесных вестибюлях). Для промежуточных этажей надо было пересаживаться на локальные лифты.

В центре Плазы находился фонтан с вращающейся сферой

Под плазой располагался молл, ниже молла - подземный гараж на 2000 мест. На уровне седьмого этажа проходил железнодорожный туннель.

Стерпится - слюбится

Первоначальная реакция нью-йоркцев и гостей столицы мира на творение Ямасаки была весьма прохладная:

Близнецы - это коробки, в которых были доставлены Крайслер-билдинг и Эмпайр Стэйт Билдинг
(Hью-йоркский фольклор)

Самыми безжалостными критиками были профессионалы:

Ада Хакстэйбл , архитектурный критик:
Башни - голая технология, вестибюли - слезливая сентиментальность, влияние на Нью-Йорк - чистая фантазия... Двадцати-двух дюймовые (56 см) окна так узки, что одна из чудесных возможностей, предоставляемых высотными зданиями - захватывающий вид сверху, полностью отсутствует. ... Башни - большие здания, но они - не великая архитектура.

Пол Голдбергер , архитектурный критик:
Он [Центр] большой. Он больше любого строения. Он еще раз показал, что человек может приспособиться к чему угодно... Его влияние на город, касается ли это скайлайн, среды даунтауна и цен на недвижимость, невозможно переоценить. Но сами здания Центра так скучны и банальны, что их не стоило бы возводить даже для банка в Омахе.

В конечном итоге Близнецы повторили судьбу Эйфелевой башни - к ним привыкли, затем перестали замечать, потом начали гордиться.

На фоне событий 11-го сентября 2001-го года в совокупности с менталитетом патриотизма жителей Соединённых Штатов стоило в скором времени ожидать выпуска на экраны фильмов, которые расскажут о тех ужасных событиях и поднимут дух американцев. Я не буду рассказывать своё отношение к тем событиям, лучше скажу о фильме, ведь КП — это ресурс о кино, а не о политических дебатах и интересах.

Известнейший режиссёр Оливер Стоун , который подарил миллионам зрителей грандиозные и многими любимые фильмы, такие как «Прирождённые убийцы» (1994) и «Каждое воскресенье» (1999), но его самый значимый фильм до сих пор — (1991). В нём он сумел обойти всё, что мог, смог настроить против себя множество людей, но и армия его поклонников прибыла во много раз. Фильм был противоречивым, но в тоже время он указывал на все самые слабые стороны расследования. В общем-то, таким образом понятно, что именно Оливер Стоун взялся за постановку фильма с шокирующим названием для воспоминаний «Башни-близнецы» .

Главную роль отдали Николасу Кэйджу . Актёр он, конечно же, высочайшего полёта, но именно с ним начинается вереница больших ошибок, допущенных в картине, которые меня отвернули к ней спиной. Я понимаю, что фильм снят на реальных событиях и все стремились максимально близко передать то время, тех персонажей, но, извините меня, Николас Кэйдж выглядел не как герой с этими усиками, а как неуместно втесавшаяся деревенщина, ему только широкополой шляпы не хватало и широкой рубахи с вилами в руках, чтобы столь отчетливо сходить на фермера. Кэйдж играет хорошо, этого я не отрицаю, но внешний облик — это большая ошибка гримёров. Быть может даже нужен был другой актёр (да простят меня поклонники таланта Николаса Кэйджа , но «Башни-близнецы» — это не его кино).

Дальше — больше. Последующие главные роли после главной звезды картины — Николаса Кэйджа — играют актёры с явно латиноамериканскими корнями: Майкл Пенья и Джей Эрнандес . Я прекрасно осознаю то, что многие выходцы из этой страны стали неотделимым кусочком населения США, что они работают и служат этой стране, благодаря таким сегрегация уходит на убыль, но вот как актёрское мастерство у Пеньи и Эрнандеса в фильме «Башни-близнецы» оказалось слабым. Они то ли испугались того, в каком резонансном кино играют, у какого режиссёра и подле какого актёра, но даже у Пеньи с его монологами самопожертвования не получилось вызвать безумное чувство переживания, я не скажу, что его вообще не было, я не каменное сердце, но вот безумного этого чувства он не вызвал, а сам фильм и его подоплёка настраивали именно на это.

Женская часть актёрского коллектива фильма «Башни-близнецы» должны были, подчёркиваю, должны были нести самую драматическую линию картины, но я ничего не прочитал в их глазах, ни у Мэгги Джилленхол , ни у Марии Белло ; они словно отбывали номер второразрядных персонажей в любительской театре, они и рвали и метали, но самого главного — достоверной передачи эмоций, накала, внутреннего напряжения в них не было, лишь вспыльчивость и мельтешение, попытка сыграть на движущейся линии: а какой смысл напрягаться, если сама картина говорит сама за себя, снимает сам Оливер Стоун ? Честно говоря, отвратная игра, на мой взгляд, от Джилленхол и Белло .

Единственный кто для меня стал хоть какой-то более-менее значимой фигурой — это Майкл Шэннон . Небольшая роль, но серьёзная и я бы даже сказал честная. И всё же, когда он бродит по развалинам Всемирного Торгового Центра и называет своё имя и звание, то кажется, что он чего-то опасается, а вдруг он увидит обнажённую даму, спасёт его, а она затем подаст в суд на него.

«Башни-близнецы» разочаровали. Ничего чрезмерно глубокого: ни захватывающего, ни драматургии, а особенно разочаровала игра актёров. Это не «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» от того же Оливера Стоуна .

5 из 10

P.S.: Честно, оценку завысил из-за уважения к предшествующим заслугам культовых фигур в кинематографе.


Эмери Рот и сыновья
Новый комплекс:
David Childs (1 ВТЦ)
Lord Norman Foster (2 ВТЦ)
Rogers Stirk Harbour

Partners (3 ВТЦ)

Всеми́рный торго́вый центр (сокр. ВТЦ , правильное название - Центр международной торговли , англ. World Trade Center ) - комплекс из семи зданий, спроектированный Минору Ямасаки и официально открытый 4 апреля 1973 года в Нью-Йорке (США). Архитектурной доминантой комплекса были две башни, каждая по 110 этажей - Северная (высотой 417 м, а с учётом установленной на крыше антенны - 526,3 м) и Южная (высотой 415 м). 11 сентября 2001 года комплекс ВТЦ был разрушен в результате террористической атаки . Некоторое время после окончания строительства башни были высочайшими небоскрёбами в мире (до этого высочайшим зданием было здание Эмпайр-стейт-билдинг , которое после разрушения ВТЦ вновь стало самым высоким зданием Нью-Йорка и считалось таковым до открытия Всемирного торгового центра 1 в ноябре 2014 года).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Нью-Йорк. Всемирный торговый центр.New York. World Trade Center.

    ✪ Суперсооружения. Всемирный торговый центр в Бахрейне.

    ✪ Всемирный торговый центр один. Обзорная площадка. Нью-Йорк. Ольга Рохас.World Trade Center One.

    ✪ Америка.Всемирный торговый центр Freedom tower.

    Субтитры

Оригинальный комплекс

История и строительство

Идея создания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке впервые была предложена в 1943 году. Законодательное собрание штата Нью-Йорк приняло законопроект, позволяющий губернатору Нью-Йорка Томасу Дьюи начать планирование строительства, но разработки были приостановлены в 1949 году. В конце 1940-х и начале 1950-х годов экономический рост в Нью-Йорке был сосредоточен в центре Манхэттена. Чтобы стимулировать реконструкцию других районов Манхэттена, Дэвид Рокфеллер предложил Управлению Портов построить торговый центр в Нижнем Манхэттене.

Первоначальные планы, обнародованные в 1961 году, предлагали использовать побережье Ист-Ривер для строительства Всемирного торгового центра. Будучи агентством, представляющим два штата, Управление Портов должно было получить одобрение новых проектов от двух губернаторов: Нью-Йорка и Нью-Джерси. Губернатор Нью-Джерси Роберт Б. Мейнер возражал против строительства проекта стоимостью 335 млн долларов в Нью-Йорке. Ближе к концу 1961 года переговоры с губернатором Нью-Джерси Мейнером зашли в тупик.

В то время пассажиропоток по Гудзон-Манхэттенской железной дороге (H & M Railroads), принадлежащей Нью-Джерси, существенно снизился, с 113 млн пассажиров в 1927 году до 26 миллионов в 1958 году, после того, как открыли новые автомобильные туннели и мосты через реку Гудзон. В декабре 1961 года, на встрече директора Управления Портов Остина Дж. Тобина и вновь избранного губернатора Нью-Джерси Ричарда Дж. Хьюза, было предложено построить через Гудзон транспортный хаб Port Authoruty Transit Hub (PATH) и выкупить H & M Railroads у Нью-Джерси. Управление портов также решило перенести проект Всемирного торгового центра на строительную площадку Хадсон Терминал на западной стороне Нижнего Манхэттена, более удобную для пассажиров Нью-Джерси, прибывающих через PATH. В связи с новым расположением и приобретением Управлением Портов Н & М Railroads, Нью-Джерси согласился поддержать проект Всемирного торгового центра.

Также было необходимо одобрение мэра Нью-Йорка Джона Линдсея и Нью-Йоркского городского совета. Разногласия с городом касались в основном налоговых вопросов. 3 августа 1966 года была достигнута договоренность о том, что Управление Портов будет делать ежегодные платежи городу, взамен налогов за использование площадей Всемирного Торгового Центра частными арендаторами. В последующие годы, выплаты будут расти как и ставка налога на недвижимость.

Архитектурный дизайн

20 сентября 1962 Управление Порта объявило о выборе Минору Ямасаки в качестве ведущего архитектора и Emery Roth & Sons в качестве содействующих архитекторов. Ямасаки разработал план, включающий башни-близнецы; первоначальный план Ямасаки включал две башни по 80 этажей, но для удовлетворения требований администрации Управления Портов требовалось 10 млн квадратных футов (930 тыс. м 2) офисных площадей, тогда здания были увеличены до 110 этажей. Основным фактором сдерживания высоты зданий была прокладка лифтов - чем выше здание, тем больше лифтов требовалось для его обслуживания, требовались более громоздкие лифтовые шахты. Ямасаки с инженерами решили использовать новую систему с двумя «небесными лобби» (skylobby), где люди могли перейти от крупного скоростного лифта к местным лифтам, которые ходили до нужных этажей в своей секции. Эта система, вдохновленная системой метро Нью-Йорка , позволила создать местные лифты в пределах одной шахты лифта. Расположенные на 44-м и 78-м этажах каждой башни, «небесные лобби» позволили эффективно использовать пространство под лифтовые шахты, увеличивая количество полезного пространства на каждом этаже от 62 до 75 % за счет уменьшения количества тех самых лифтовых шахт. В целом, во Всемирном Торговом Центре было 95 скоростных и местных лифтов.

В январе 1967 года Port Authority представило 74-миллионный контракт на поставку стали для строительства различным поставщикам, в результате чего главным поставщиком был выбран «Карл Кох». Фирма Tishman Realty & Construction была нанята в феврале 1967 года для контроля над строительством проекта. Строительство началось с Северной башни в августе 1968 года; к строительству Южной башни приступили в январе 1969 года. Линия метрополитена под Гудзоном (Hudson Tubes), по которой поезда PATH приходили на станцию Hudson Terminal, оставалась в работе всё время строительства, вплоть до того момента, пока в 1971 году не открыли новую станцию PATH (PATH station).

Северная и Южная башни

Первый Всемирный Торговый Центр (1WTC) и Второй Всемирный Торговый Центр (2WTC), чаще просто «Башни-близнецы», идею которых выносил Минору Ямасаки, были разработаны в качестве каркасной трубы, обеспечивающие арендаторов открытыми этажными площадями, не прерывающимися колоннами или стенами. Были главными зданиями Всемирного Торгового Центра. Северная башня (1WTC) стала на момент своего завершения самым высоким зданием в мире, высотой в 1368 футов (417 метров), раньше Южной Башни (2WTC), строительство которой и началось раньше - в 1966 году. Широкое использование сборных компонентов помогло ускорить процесс строительства, и первые арендаторы заехали в Северную башню в декабре 1970 года, в то время как Южная была ещё в стадии строительства. После завершения строительства в 1973 году, Южная башня стала вторым по высоте зданием в мире, высотой в 1362 футов (415 м); обзорная площадка на крыше Южной башни расположилась на высоте 1362 футов (415 м), а также на 107 этаже башни на высоте 1,310 футов (400 м). Каждая башня стояла на 1350 футов (410 м) в высоту, и занимала около 1 акра (4000 м 2) от общего объёма комплекса в 16 акров (65000 м 2). Во время пресс-конференции в 1973 году Ямасаки спросили: «Почему два 110-этажных здания? Почему не одно 220-этажное?» Он ответил: «Я не хочу потерять человеческий масштаб».

После завершения строительства в 1972 году 1WTC был самым высоким зданием в мире в течение двух лет, обогнав Empire State Building после 40-летнего царствования. В 1978 году на Северной башне установили телекоммуникационную мачту (антенну), которая была добавлена в верхней части крыши, высотой в 362 футов (110 м). Вместе с ней высочайшая точка Северной башни располагалась на высоте 1,730 футов (530 м). Башни Всемирного Торгового Центра удерживали звание самых высоких непродолжительное время, до мая 1973 года, когда в Чикаго открылся Сирс-тауэр высотой по уровню крыши в 1,450 футов (440 м.) На протяжении своего существования в башнях ВТЦ было больше этажей (110), чем в любом другом здании. Это число не было превзойдено до появления Бурдж-Халифа , который был открыт в 2010 году (163 этажа).

Пожар 13 февраля 1975

13 февраля 1975 г. раздались три сигнала пожарной тревоги на 11-м этаже Северной Башни. Огонь распространился по центральным пустым трубам до 9-го и 14-го этажа из-за возгорания телефонных проводов в шахте, расположенной вертикально между этажами. Те области, куда огонь проник по проводам, удалось потушить практически сразу же, с очагом возгорания справились через несколько часов. Большая часть причиненного ущерба пришлась на 11-й этаж, где началось возгорание в кабинете, наполненном бумагой, жидкостью для печатных машин и другим офисным оборудованием. Противопожарная обработка стали против плавления спасла сам остов, и башне не было причинено никакого структурного вреда. На втором месте по причиненному ущербу оказались нижние этажи, пострадавшие не столько от огня, сколько от пожарной пены. На тот момент во Всемирном Торговом Центре не было системы для тушения пожара.

Террористический акт 26 февраля 1993 года

26 февраля 1993 г. в 12:17 на территорию подземной парковки Всемирного торгового центра заехал грузовик с 680 кг взрывчатки, за рулем которого был Исмаил Айяд, рядом сидел организатор теракта - Рамзи Юзеф . Грузовик взорвался в подземном гараже Северной башни. Шесть человек было убито и более 1000 - ранено.

Юзеф бежал в Пакистан вскоре после взрыва, но был арестован в Исламабаде в феврале 1995 г. и экстрадирован в США для судебного процесса. Шейх Омар Абдел Раман в 1996 г. был обвинён в участии в организации взрыва и в других заговорах. Юзеф и Эйяд Исмоил были приговорены к пожизненному заключению в 1997 г. за причастность к взрыву. Ещё четверым также за участие во взрыве был вынесен приговор в мае 1994 г. Согласно данным суда, целью заговорщиков была полная дестабилизация Северной башни, которая должна была упасть на Южную - то есть полное уничтожение обеих башен.

После теракта портовые власти установили фотолюминесцентные указатели на стенах. Система извещения о пожаре была полностью заменена из-за того, что проводка и система сигнализации оригинальной системы вышли из строя.

В память о жертвах был создан зеркальный пруд с именами погибших в результате взрыва. В результате теракта 11 сентября мемориал был разрушен. Новый мемориал, общий для жертв взрыва и теракта, появится в новом мемориальном комплексе, открытом на месте бывшего Всемирного торгового центра.

Разрушение 11 сентября 2001

11 сентября 2001 г. террористы захватили рейс 11 авиакомпании American Airlines и устроили преднамеренное столкновение его с Северной башней в 08:46 (со стороны северного фасада, между 93 и 99 этажами). Спустя семнадцать минут вторая группа террористов врезалась на таком же похищенном самолёте рейса 175 (United Airlines Flight 175) авиакомпании United Airlines в Южную башню (этажи 77-85). Вследствие разрушений, причинённых Северной башне корпусом самолёта , были полностью перекрыты все выходы из здания выше места столкновения, в результате чего в ловушке оказались 1 344 человека. Удар второго самолёта , в отличие от первого , пришёлся ближе к углу небоскрёба, и один лестничный колодец остался неповреждённым. Однако немногим людям удалось беспрепятственно спуститься по нему до момента обрушения строения. Но всё же, несмотря на то, что удар самолёта по Южной башне пришёлся ниже, здесь оказались заблокированными между этажами или погибли сразу менее 700 человек - гораздо меньше, чем в Северной. В 9:59 Южная башня рухнула из-за пожара, повредившего стальные элементы конструкции, уже и без того ослабленные столкновением с самолётом. Северная башня обрушилась в 10:28 утра, после пожара, длившегося 102 минуты.

В 17:20 11 сентября 2001 г. развалился восточный пентхаус седьмого корпуса Всемирного торгового центра (ВТЦ-7) , а в 17:21 рухнуло всё здание из-за того, что стихийно возникшие пожары необратимо разрушили его конструкцию. Третий корпус Всемирного торгового центра, отель Марриотт (ВТЦ-3), был задет падающими башнями-близнецами. Три оставшихся здания комплекса серьёзно пострадали от упавших обломков и в конце концов были снесены, поскольку не подлежали восстановлению.
Здание Дойче банка на другой стороне Либерти-Стрит, напротив комплекса Всемирного торгового центра, позже было признано непригодным для нахождения в нём людей из-за высокого содержания токсичных соединений в помещениях; сейчас это строение разобрано. Фитерман-Холл Общественного Колледжа Манхеттена на Западном Бродвее, 30, также предназначен к сносу из-за обширных повреждений, полученных во время теракта.

Уже после теракта СМИ сообщили, что могли пострадать десятки тысяч человек, так как в обычные рабочие часы в комплексе могло находиться свыше 50 000 человек. В результате теракта 9/11 были выписаны 2 752 свидетельства о смерти, в том числе, на имя Фелиции Данн-Джонс, чья смерть была зарегистрирована только в феврале 2002 г.; Данн-Джонс умерла спустя пять месяцев после теракта из-за ужасного состояния лёгких, вызванного тучами летающей пыли во время обрушения зданий Всемирного торгового центра. Ещё две жертвы были позднее добавлены в официальный список погибших: врач Снэа Анна Филип (Sneha Anne Philip), которую в последний раз видели за день до теракта, и Леон Хейуорд, умерший в 2008 г. от лимфомы, спровоцированной вдыханием воздуха, насыщенного пылью, поднявшейся при обрушении Башен-близнецов. Инвестиционный банк Кантор Фицджеральд Л. П., размещавшийся на 101-105 этажах Всемирного торгового центра, потерял 658 сотрудников - больше, чем любое другое учреждение, даже Компании Марш и МакЛеннан, расположенные непосредственно под помещениями банка на 93-101 этажах (куда врезался самолет террористов) и потерявшие 295 человек. На третьем месте по людским потерям (175 человек) - Корпорация Аон (Aon Corporation). Ещё погибли 343 пожарных Нью-Йорк Сити, 84 служащих Портового управления - Port Authority of New York and New Jersey , в том числе 37 сотрудников Департамента полиции Портового управления - Port Authority Police Department (PAPD) и 23 офицера Департамента полиции Нью-Йорка . Из всех тех людей, которые находились в башнях в момент их обрушения, живыми были извлечены только 20 человек, в том числе полицейские PAPD - Уилл Джимено и Джон МакЛафлин (восемнадцатый и девятнадцатый выжившие). Также по данным официальных властей из окон верхних этажей обеих башен, охваченных пожаром и густым дымом, выбросилось 200 человек. Один пожарный погиб, когда на него упал выбросившийся человек.

Последствия

В результате террористического акта три здания комплекса были обрушены: два самых высоких строения (Северная Башня, Южная Башня) и также ВТЦ-7 . Отель «Марриотт» был почти полностью уничтожен обломками ВТЦ-1 и ВТЦ-2, ещё трём строениям был причинён такой ущерб, что они были признаны непригодными к восстановлению и позже снесены. Также в результате обрушения ВТЦ-2 был нанесён непоправимый урон 40-этажному зданию Дойче Банка , которое в настоящее время демонтировано.

Новый комплекс

Музыка

  • I Can’t See New York (песня Tori Amos , альбом Scarlet"s Walk , 2002)
  • Free (альбом группы Bonfire, 2003)
  • New New York (песня группы The Cranberries , альбом Stars, 2002)
  • Façade of Reality (песня группы Epica , альбом The Phantom Agony, 2003)
  • The Evil Has Landed (песня группы
Похожие публикации