Разновидности, формы и особенности православных крестов. Православные кресты: виды и значение

Черников В.А.
(Херсон)

Крест - символ христианской веры, им увенчаны храмы, одежды священнослужителей, его носят на груди верующие, без креста не обходится ни один христианский обряд. Этот символ принят церковью в память мученической смерти Иисуса Христа, распятого на кресте. Образ распятого Христа Спасителя изображался художниками и иконописцами на многочисленных фресках, картинах, гравюрах и иконах. С развитием на Руси техники литых рельефных изображений священного содержания, на литые кресты был перенесен и иконографический сюжет Распятия. Литые кресты с изображением Распятия по своему назначению делятся на тельные, нагрудные, киотные и напрестольные .

Тельные кресты даются каждому православному христианину как знак крещения; с помощью шнурка или цепочки они надеваются на шею и носятся под одеждой на теле. По народному поверию эти кресты должны быть обязательно медными; отличаются небольшими размерами от 2,5 см до 5 см.

Нагрудные (наперсные, воротные) кресты (на рисунке 6, 7) носятся на груди поверх одежды священниками, монахами, паломниками, благочестивыми мирянами; в церковной жизни нагрудные кресты применялись и как награда для священнослужителей.

Киотные кресты (на рисунке 2, 3, 4) помещались на специальных полочках (киотах, кивотах) среди святых икон в красном углу; ими венчали домашние иконостасы, прикрепляли на косяки дверей жилища; брали с собой в странствия, походы, поездки для устроения временных алтарей. Отличаются от нагрудных крестов большими размерами и не имеют ушка для шейного шнура.

Часто встречаются киотные кресты украшенные дополнительными элементами: шестикрылыми серафимами, квадратными клеймами с сюжетами праздников, прямоугольными вертикальными пластинами с фигурами предстоящих.

Напрестольные кресты (на рисунке 1, 5) входят в состав необходимых принадлежностей христианского храма; располагаются на престоле алтаря рядом с Евангелием, Дарохранительницей, Дароносицей и др., применяются при проведении церковных служб. Отличаются от нагрудных и киотных крестов большими размерами - от 30 см и выше, дополнительных украшений, как правило, не имеют.

К середине XVII века окончательно сложились строго установленные правила изображения сюжета Распятия на восьмиконечных меднолитых крестах, иными словами, четко определились их иконография и общий облик. В настоящей статье мы рассмотрим иконографию вышеуказанных крестов, исключая кресты тельные, т.к. сравнительно небольшие размеры не позволяли разместить на их поверхности полную композицию Распятия. Если не принимать во внимание различие в размерах, пропорциях, отсутствие или наличие эмали, дополнительные элементы и др., а рассматривать только сюжет изображения Распятия, то значительную часть нагрудных, киотных и напрестольных крестов можно условно разделить на два основных типа композиции .

К первому типу относятся кресты, в верхней части которых изображены Господь Саваоф (Бог Отец), голубь (Бог Дух Святой) и аббревиатура: I Н Ц И на титле Голгофского креста.

Ко второму типу относятся кресты, в верхней части которых изображен Нерукотворный Образ Христа (Спас Нерукотворный) и на титле Голгофского креста сокращенная надпись: I С X С . Изображение голубя (Духа Святого) отсутствует. Как видим, в первом случае изображен Бог Отец, во втором - Бог Сын. Это основное принципиальное отличие между вышеуказанными типами композиции Распятия, оно наблюдается в верхней части восьмиконечных литых крестов, в остальном характер изображения в группах первого и второго типов совпадает практически полностью.

Кратко перечислим, что изображено иа восьмиконечном, без дополнительных украшений, кресте, относящемуся к первому типу композиции. В верхней части дана поясная фигура Господа Саваофа в анфас, голова в звездчатом нимбе, в левой руке он держит сферу с крестом (символ власти), правой, согнутой перед грудью, благословляет. Чуть ниже Саваофа - две фигуры, парящих над вершиной Голгофского креста, ангелов с убрусами (платками) в руках, чтобы вытирать кровь с лица Распятого. Между ангелами на квадрате (иногда на круге) - изображение голубя (Духа Святого). В центральной части - рельефное изображение Голгофского, тоже восьмиконечного, креста с пригвожденным к нему Христом. Глаза его закрыты, он мертв и обнажен, голова в крестчатом нимбе склонена к правому плечу, руки распростерты почти горизонтально, на чреслах набедренная повязка, ноги прибиты каждая отдельно. На средней перекладине но правую и левую руку Христа круглые личины небесных светил солнца и луны, по евангельскому преданию померкших в момент казни. На поле нижней (скошенной) перекладины)], как бы за Голгофским крестом, изображены архитектурные строения, символизирующие город Иерусалим, в окрестностях которого происходила казнь. Внизу, у основания Голгофского креста, череп - голова Адама, т.к. по преданию Адам был погребен на горе Голгофа (Лобное место). Слева и справа от Голгофского креста изображены копье и трость с губкой, символы орудий страстей Христовых; с помощью трости с влажной губкой римские воины смачивали губы, мучаемого жаждой, Христа, а когда он испустил дух, копьем пронзили ему ребра, чтобы убедиться в смерти. Нижняя перекладина Голгофского креста изображается наклонной, что символизирует связь Христа и с обитателями земли, и с небом.

Следует заметить, что на ряде нагрудных и киотных крестов первого типа изображение Господа Саваофа (Бога Отца) дано в ином виде, а именно: поясная фигура в анфас, благословляющая обеими руками, снизу окружена облаками. Архитектурные строения Иерусалима па этих крестах могут отсутствовать.

В верхней части восьмиконечного литого креста, относящегося ко второму типу композиции, дан Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа или Спас Нерукотворный. Согласно преданию это прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом, когда Христос приложил убрус (платок) к лицу и на убрусе отобразился его облик. Этот платок был отослан в город Едессу больному царю Авгарю, который исцелился и принял христианство вместе со своими подданными, образ же был помещен над городскими воротами. На убрусе одно только лицо с прядями волос, расходящимися вправо и влево, глаза смотрят прямо на зрителя. Голова окружена крестчатым нимбом, т.е. круглым диском с начертанным внутри равноконечным крестом, нижний конец которого скрывается за головою, на нимбе церковнославянские буквы. Образ Спаса Нерукотворного часто рисовался на боевых знаменах русских воинов со времен Киевской Руси, изображался над городскими и крепостными воротами.

Значительную смысловую нагрузку несут размещенные на кресте сопроводительные надписи, аббревиатуры и отдельные буквы. Надписи даны на церковнославянском языке, многие слова намеренно сокращены или пишутся с пропуском букв, поэтому их перевод будет дан в современной орфографии.

По обе стороны нимба Саваофа - Господь Саваоф ; между ангелами - Ангелы Господни ; около голубя - Дух Святой ; над Голгофским крестом - Царь Славы ; аббревиатура: I Н Ц И на титле Голгофского креста - Иисус Назарей , Царь Иудейский (согласно Евангелию эта надпись на дощечке была написана Понтием Пилатом, как указание вины Христа); на крестах второго типа на титле надпись: I С X С - сокращенное именование Спасителя; по сторонам головы Христа — Сын Божий ; на нимбе Христа буквы - это написанное славянскими буквами греческое слово, что переводится как сущий, вечно существующий , т.е. тот, кто был, есть и будет - постоянный эпитет Иисуса Христа. Надпись под большой перекладиной Голгофского креста - Кресту Твоему поклоняемся , Владыко, и святое Воскресение Твое славим ; буквы К и Т в средней части креста - Копье, Трость ; надпись: НИКА — Победитель , в данном случае Христос - Победитель ада и смерти; аббревиатура: М Л Р Б - Место лобное, распят бысть (эта надпись имеет еще два прочтения: Место лобное, раб (рай) бысть); буквы Г Г в подножье Голгофского креста - Гора Голгофа; буквы Г А около черепа - Глава Адама .

На некоторых крестах, как правило нагрудных, на большой перекладине к надписи: Кресту Твоему покланяемся, Владыко и святое Воскресение Твое славим добавляется еще одна: Распятие Господа нашего Иисуса Христа .

Выше мы упоминали о том, что встречаются кресты с дополнительными элементами: серафимами, изображениями праздников и фигурами предстоящих. Шестикрылые серафимы окружают верхнюю часть креста, на небольших нагрудных их обычно два по краям верхней и средней перекладины, на киотных бывает от 4 до 20. Серафимы (огненные, пламенеющие) - высшие духовные существа, относятся к одному из чинов небесной иерархии; они имеют человеческий образ, при этом у каждого из них по шести крыльев; двумя они закрывают свои лица, как недостойные взирать на Господа Саваофа, двумя - ноги, как недостойные того, чтобы Господь взирал на них, и двумя летают, чтобы исполнять повеления Господа.

На квадратных клеймах изображаются великие Двунадесятые праздники, установленные Христианской церковью в память о событиях из жизни Иисуса Христа, Богоматери и некоторых преданий церковной истории.

Наиболее часто на клеймах помещаются сюжеты следующих праздников: Сретенье Господне, Вход в Иерусалим (Вербное воскресенье), Вознесение Господне, Сошествие во ад (Воскресение), Благовещение, Рождество Богородицы, Ветхозаветная Троица. Кроме этого могут быть даны изображения отдельных святых: Николая Чудотворца, Георгия Победоносца и др. Согласно иконографической традиции около Распятия изображались Богоматерь, Мария Магдалина (вариант — Марфа), юный Иоанн Богослов и Логгин Сотник. Эти фигуры даны на двух прямоугольных вертикальных пластинах, так называемых «полотенцах», прикрепленных к нижнему краю большой перекладины креста. Св. Мария Магдалина, одна из жен мироносиц, преданнейшая последовательница Христа, некогда исцеленная им от страшного недуга. Св. Марфа - одна из сестер Лазаря, воскрешенного Спасителем, ученица и последовательница Христа. Апостол Иоанн Богослов - любимый ученик, присутствовал при казни Спасителя, а после его смерти заботился о Пресвятой Деве Марии; апостолом Иоанном написано одно из четырех Евангелий. Логгин (Лонгин) Сотник, римский воин, возглавлявший стражу при кресте во время казни; под впечатлением бывших в момент смерти Христа знамений - солнечного затмения, землетрясения и пр. - он уверовал в Спасителя и принял крещение.

Существует группа крестов, в основном нагрудных, на которых вышеописанный сюжет Распятия дается в значительном упрощении, очень кратким иконографическом вариантом. На этих крестах изображены Христос, два ангела (вариант: шестикрылый серафим), гора Голгофа (условно) и череп Адама.

До сих пор мы рассматривали лицевую сторону крестов, между тем, значительный интерес представляют надписи, рисунки и орнамент на их оборотной стороне. Эти изображения встречаются не на всех крестах, на небольших по размеру нагрудных они могут отсутствовать, но на киотных и, тем более, на напрестольных оборотная сторона обязательно украшена.

Можно выделить два вида оформления оборота крестов: первый, когда даны текст (похвала кресту) и рисунок Голгофского креста с соответствующими надписями; второй, когда все поле оборота креста заполнено плотным растительным орнаментом в виде побегов с листьями, цветами, виноградными кистями и т.п. Следует отметить устойчивое сочетание иконографии лицевой стороны крестов с оформлением их оборота.

Так, на крестах первого типа композиции (Господь Саваоф и голубь) оборот заполнен текстом - похвалой кресту и рисунком Голгофского креста; на крестах второго типа композиции (Спас Нерукотворный) - только растительным орнаментом. На обороте небольших крестов первого типа композиции может размещаться лишь текст похвалы кресту:

Крест хранитель всей вселенной;

Крест красота церковная;

Крест царям держава;

Крест верным утверждение;

Крест ангелам слава;

Крест бесам язва.

Встречаются кресты первого типа композиции, у которых вышеприведенная молитва является началом другой, значительно большей; текст такой расширенной молитвы - похвалы заполняет все поле оборотной стороны креста.

Меднолитые кресты, для придания им особой декоративности, праздничности и нарядности нередко покрывались цветной эмалью, особенно ярко искусство эмалирования проявилось в произведениях XVIII — XIX веков.

Во время Крещения каждому человеку одевается нательный крест. Всю оставшуюся жизнь его необходимо носить на груди. Верующие люди отмечают, что крестик не является талисманом или крашением. Это символ приверженности к православной вере и Богу. Он помогает в трудностях и бедах, укрепляет дух. При ношении крестика главное - поминать его смысл. Надевая его, человек обещает стойко переносить все испытания и жить по Божьим заповедям.

Стоит отметить, что нательный крестик считается признаком того, что человек верующий. Те, кто к церкви не присоединились, то есть, не были крещенными, носить его не должны. Также, согласно церковной традиции, поверх одежды носить его могут только священники (одевают поверх рясы). Все остальным верующим это не позволяется и считается, что те, кто носит его поверх одежды, хвастаются своей верой и выставляют ее напоказ. А христианину не подобает такое проявление гордыни. Также верующим не позволяется носить крестик в ухе, на браслете, в кармане или на сумке. Некоторые люди утверждают, что четырехконечные кресты могут носить только католики, якобы православным это запрещено. На самом деле данное утверждение ложное. Православная церковь признает сегодня разные виды крестов (фото 1).

Это означает, что православные могут носить крестик четырехконечный, восьмиконечный. На нем может быть изображено распятие Спасителя, а может и не быть. Но, чего стоит избегать православному христианину, так это изображение распятия с очень предельным реализмом. То есть, подробностями крестных страданий, провисающим телом Христа. Такое изображение характерно именно для католицизма (фото 2).

Также стоит отметить, что материал, из которого изготавливается крестик может быть абсолютно любым. Все зависит от пожелания человека. Например, некоторым людям не подходит серебро, поскольку оно не теле сразу чернеет. Им тогда от такого материала лучше отказать и сделать выбор в пользу, например, золота. Кроме того, церковь не запрещает носить крестики больших размеров, инкрустированных дорогими камнями. Но, обратно же, некоторые верующие считают, что такая демонстрация роскоши совсем не совместима с верой (фото 3).

Крестик нужно освятить в церкви, если он был куплен в ювелирном магазине. Обычно освящение занимает пару минут. Если же он покупается в лавке, которая работает при церкви, то об этом беспокоиться не стоит, он будет уже освященным. Также церковь не запрещает носить крестики, которые достались в наследство от умершего родственника. Не нужно боятся того, что таким образом он "унаследует" судьбу своего родственника. В христианской вере нет представления о неотвратимой судьбе (фото 4).

Итак, как уже сказано, католическая церковь признает только четырехконечную форму креста. Православная, в свою очередь, более снисходительная и признает шестиконечную, четырехконечную и восьмиконечную формы. При этом считается, что более правильная форма, все же восьмиконечная, с двумя дополнительными перегородками. Одна должна быть в изголовье, а вторая для ног (фото 5).

Маленьким детям лучше не покупать крестики нательные с камнями. В таком возрасте они все пытаются попробовать, могут откусить камешек и глотнуть его. Мы уже отметили, что не обязательно на крестике должен быть Спаситель. Также православный крестик от католического отличается количеством гвоздей для ног и рук. Так, в символе веры католическом их три, а в православном - четыре (фото 6).

Отметим, на крестике помимо распятого Спасителя может изображаться лик Богородицы, образ Христа Вседержителя. Также могут изображаться различные орнаменты. Все это не противоречит вере (фото 7).

Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.

Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней.

Распятие Христа – Верхнерейнский мастер

Даже исполнители казни, – обыкновенно, люди жестокие, – не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питие, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: “Отче! прости им, потому что они не знают, что делают”.

Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: “и к злодеям причтен был” (Ис. 53 , 12).

По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головою Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: “Иисус Назорей Царь иудейский “, и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: “не пиши: Царь иудейский, но напиши, что Он говорил: Я Царь Иудейский”.

Но Пилат ответил: “что я написал, то написал”.

Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собою. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: “не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется”. И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: “разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий” (Псал. 21 , 19).

Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: “Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста”.

Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: “Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын”.

По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: “если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого”.

Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: “если Ты Христос, спаси Себя и нас”.

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: “Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т. е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал”. Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвою: “Помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем !”

Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: “истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю “.

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: “Жено! вот, сын Твой “. Потом говорит Иоанну: “вот, Матерь твоя “. С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до девятого часа (по нашему счету до третьего часа дня), т. е. до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: “или Творец-страждет, или мир разрушается”. Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: “Или, Или! лима савахфани !” то есть “Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?” Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира.

Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: “вот, Илию зовет Он”. А другие говорили: “посмотрим, придет ли Илия спасти Его”.

Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: “Жажду”. Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.

Вкусив уксуса, Спаситель сказал: “Совершилось”, то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода. После этого Он громким голосом произнес: “Отче! в руки Твои предаю дух Мой”. И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим.

Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: “истинно, человек этот был Сын Божий”. А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам. Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода.

Текст: Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий».

Похожие публикации