Живопись киевской руси. Киевской руси искусство

Изобразительное искусство и живопись Древней Руси формировалось в период сложения и укрепления феодальных социально — экономических отношений и своими истоками связано с художественной культурой восточно — славянских племен X — XII веков. Еще задолго до образования Киевского государства славяне создали самобытную художественную культуру.

Христианское вероучение рассматривает храмы как место приобщения человека к божеству. Поэтому архитектура стала ведущим видом искусства. , формируясь в иконостасы, выступала в качестве непосредственного слагаемого архитектурного сооружения, ибо служебное назначение иконостаса — служить стенкой — преградой, отделяющей алтарь от остальной части помещения.

Плоскость стены как один из основных элементов образа в , оказывающих свое влияние и на художественное представление иконописца и резчика по камню.

Будучи живописным произведением, икона резко отличается от такой формы творческого выражения, как . В догматическом церковном представлении икона понимается как соединительное звено между верующими и богом.

Искусство Киевской Руси достигло своего наивысшего расцвета в конце X — первой половине XI века. В XI столетии был создан первый из выдающихся памятников русского изобразительного искусства — это мозаики и фрески Софийского собора.

Софийский собор был заложен в 1037 году, и строился в качестве — главы Киевской Руси. В главном куполе на золоченом фоне был представлен Христос — Вседержитель, строго взирающий на землю. Ниже помещались на таком же золоченом фоне небесные стражи — архангелы. Под ними и в простенках между окнами барабана купола — апостолы, ученики Христа. Ниже, на ярусах, поддерживающих купол — четыре евангелиста, которые были биографами Христа.


В куполе храма расположено изображение Христа — Вседержителя и архангелов

Для выполнения мозаик и росписей были приглашены византийские мастера. Все сюжеты были религиозными. Фрески воссоздают сцены охоты, игры скоморохов, потеху князей. Киевская художественная школа — единственная и определяющая развитие древнерусского искусства.


Мозаики Софии Киевской

Но в XII веке в связи в раздроблением Руси на отдельные княжества привело к появлению местных школ изобразительного искусства. Наиболее крупными из них были Новгородская и Владимиро — Суздальская.


Икона Божией Матери Владимирской (фрагмент).

Новгородское искусство.

Искусство Новгорода в XII — XIV веках получило значительный расцвет. Общеизвестна роль Новгорода в качестве международного торгового центра Средневековья. Определенная демократичность общественной жизни Новгорода наложила отпечаток и на его культуру.

Икона » Спас Нерукотворный». XII век, Новгород. В настоящий момент икона находится в Третьяковской галерее

Росписи Георгиевского собора с Старой Ладоге, построенного в 60 — е годы XII века, храмы Благовещенья в Аркажах (построен в 1189 году), Спаса — Нередицы (1199 год), затем более поздней эпохи — Успенья на Волотовом поле (1363 год), Спаса на Ильине (1378 год) и многие другие церкви, а также иконопись — все это выражало особенности новгородской школы.

Простонародность облика святых, контрастный смелый колорит Новгородской школы разительно отличается от Киевской школы, которая использует преимущественно тональной колорит.

Новгородская фресковая живопись достигла своего расцвета во второй половине XIV века. В это время прибыл из Византии и связал свою творческую судьбу с Новгородская школой Феофан Грек (1350 — 1410 годы жизни).

Проникновение острых проблем социальной действительности в религиозную живопись Новгорода определило ее значение для последующего развития русской художественной культуры.

Владимиро — Суздальская школа.

Соперником Новгородской художественной школы могло выступать лишь искусство Владимиро — Суздальской земли. Его высшие достижения относятся ко второй половине XII — XIII веков.

Владимирская икона Божьей Матери, привезенная в 1130 году из Византии.

В число лучших памятников входят церковь Покрова на Нерли (1165 год), Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве — Польском, построен в 1230 — 1234 годах. Огромное значение имела декоративная скульптура.


Владимиро — Суздальские мастера щедро покрывали скульптурным декором наружные стены хамов. Одним из наиболее популярных персонажей выступал библейский царь Давид, создатель единого древнего еврейского государства. Рельефные изображения характеризовались плоскостным характером. Резчики по камню изображали Давида играющим на арфе и чарующим своим искусством все сущее, включая зверей и птиц.


В рельефах владимирских церквей помещены также персонажи старинных античных преданий. Можно видеть кентавра — полулошадь — получеловека и грифона — животное с телом льва и крыльями орла. Наличие подобных мотивов показывало, как далеко распространилось на Руси античное влияние, и на какой богатейшей почве вырастала древняя русская художественная культура.


После монгольских завоеваний началось объединение северо — восточных земель вокруг Москвы. Такая дальновидность правителей, и прежде всего, Ивана Калиты, способствовала преаращению Москвы в крупнейший политический центр. Именно Москва в дальнейшем стала важнейшим культурным центром Руси.

Древнерусское искусство - одно из самых замечательных явлений народного творчества. Созданные древнерусскими художниками произведения по праву получили в наше время мировую известность.

Древнерусская живопись привлекает яркостью красок, удивительной выразительностью образа, ясностью композиций. Тонкий вкус и понимание цвета, глубина, сдержанность и благородство в выражении чувств, терпение и любовное отношение к творческому труду были свойственны древнерусским художникам. Русские мастера овладели техникой живописи и приемами, шедшими из глубины веков, из Византии, откуда с введением христианской веры пришел к нам культ святых и способы их изображения. В условиях феодализма, стесненные церковными правилами, древнерусские художники сумели, тем не менее, создать шедевры в области живописи, архитектуры и скульптуры. Первый расцвет древнерусского искусства падает на XI-XII века - эпоху Киевского государства. Утонченность и совершенство, с которыми выполнены наиболее ранние из дошедших до нас памятников древней живописи (мозаики и росписи Софийского собора в Киеве, собора Михайловского монастыря, иконы, предметы ювелирного искусства), говорят о существовании в то время крупных художников. Вздорнов Г.И. Византия и Русь. - М., 2006, С - 214

Первоначальный период нашей живописи очень сложен, образы в иконах лишены того примитивного характера, который свойствен начинающему искусству.

В Киеве создается своя иконописная школа с художником Алимпием во главе. Киев - столица большого государства - привлекает к себе художников из других стран. Сюда привозятся предметы искусства. Так, согласно летописям, из Византии в начале XII века в Вышгород, под Киевом, привезена была икона Владимирской богоматери, написанная в Константинополе в конце XI - начале XII века. После разделения Киевского государства на отдельные княжества в русских городах образуется много местных школ живописи, получающих свой ясно выраженный, глубоко народный характер: новгородская, псковская, ростовская, тверская, позднее - московская. После нашествия татар, в трудные и тяжелые годы их долгого владычества русский народ медленно собирается с силами. В живописи сохраняются строгость и монументальность образа. В XIII веке произведения получают чрезвычайно суровое содержание.

С середины XIV века появляется большое количество художников, работающих самостоятельно на местах, иногда в отдаленных углах Древней Руси (северная иконопись). Это время, когда русская икона получила свой подлинно национальный народный стиль. Одной из ведущих школ живописи была новгородская.

Новгородская живопись отличается особой декоративностью и силой цвета, лаконизмом, простотой, крайней выразительностью силуэта, мужественным и суровым характером образа. Красочная гамма строилась в основном на ярких, контрастных цветах: красная киноварь, празелень (зеленая), желтая, охра всех оттенков, черное и белое, золото.

Московская живопись получила свое развитие в XIV - начале XV века. В эту пору работает целая плеяда выдающихся мастеров: Андрей Рублев, Феофан Грек (византиец по происхождению), Прохор с Городца, Даниил Черный и другие. Для произведений живописи, созданных Феофаном Греком, характерен глубокий психологизм, часто драматичность образа (фрески церкви Спаса на Ильине в Новгороде). Андрей Рублев расписывал соборы в Московском Кремле и в городе Владимире. Он сумел вложить в них столь большое содержание и философскую глубину, выполнить их с таким мастерством, что стал считаться лучшим художником на Руси.

Московская живопись в значительной мере пошла по стопам гениального мастера Андрея Рублева. Ему подражали, на его произведениях учились. Отличительными чертами московской живописи XV века стали: мягкость и задушевность образа, исключительная выразительность силуэта, певучесть линий, совершенство ритмического построения, более сложная и тонкая, чем ранее, красочная гамма. Во второй половине XV столетия Москва, объединившая многие княжества, становится мощным государством. Московский царь Иван III именует себя «великим государем всея Руси». Московская живопись получает ведущую роль, и другие школы постепенно сливаются с нею, но в Москве в течение долгих лет очень ценят «новгородские иконы», «суздальские письма», «псковских мастеров» и стараются приобрести эти произведения. Русская икона в эту эпоху (конец XV века) отличается особой красотой. Живопись сияет тонкими оттенками яркого и нежного цвета. Изображение становится более светским, нарядным и изящным. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. - М., ВЛАДОС, 2009, С - 168

В живописи появляется повествовательность. Художники окружают основное изображение в иконе клеймами, или маленькими картинами с изображением жизни святого, или «жития», в котором реальное оказывается смешанным с «чудесами».

Это время жизни известного художника второй половины XV - начала XVI века - Дионисия. В Москве в эту пору шло грандиозное строительство. Большие, вновь отстроенные соборы пышно украшаются живописью. Так же как Андрей Рублев, Дионисий расписывал соборы в Московском Кремле, но работал совместно со своими сыновьями Владимиром и Феодосием. В конце XVI - начале XVII века работают художники «строгановцы» (купцы Строгановы - меценаты того времени, заказывавшие им иконы), стремившиеся к предельной миниатюрности и тщательной отделке произведений, большие мастера цвета, создававшие произведения тонкие и изысканные по колориту. Для XVII века характерно, с одной стороны, безудержное стремление к реализму, изучению природы, к передаче жизни, с другой стороны - требование сохранения строгих правил и писание по старой, еще византийской традиции. Сохраняя в основном иконописные особенности письма, русские художники XVII века стали изображать огромное количество подробностей, взятых из жизни, их окружающей: таковы в их картинах детали архитектуры, виды городов и храмов, изображения холмистых гор, долин, рек, озер, цветов, всевозможных зверей и т. д. Тела людей стали писать объемнее, лица светлее и реальнее. Ведущими художниками в XVII веке были Симон Ушаков, Иосиф Владимиров, Никита Павловец - так называемые «царские изографы». Они сильно способствовали введению в изобразительное искусство реалистических приемов.

В конце XVII века собственно завершается история древнерусской живописи. В XVIII веке ее сменяет реалистическая картина.

Переход к реалистическим формам в русском искусстве совершался постепенно. Древнерусская живопись, перерождаясь, изживает самое себя. Теряя свои особенности, она уступает место новому, реалистическому искусству.

Техника икон своеобразна. Это так называемая «живопись по дереву». Иконописцы сами изготавливали доски для своих произведений, вырезая их преимущественно из липового и соснового дерева. Краски они растирали на сыром яичном желтке, прибавляя меду для их сохранения. Перед употреблением доску по нескольку лет выдерживали, пока она совершенно не высыхала. Доски для больших икон соединялись шпонками, свободно вогнанными в пазы на обороте, движущимися при расширении или сужении досок при переходе от одной влажности к другой. На доски наклеивался «холст» на который накладывался толстый слой левкаса-алебастра или гипса с клеем. Он выглаживался до почти зеркальной поверхности, а затем накладывались краски, сначала - все темные цвета, потом все светлее и светлее, до белого. Масляные краски, известные в Европе в XVI веке, не употреблялись русскими иконописцами, на полотне стали писать не раньше конца XVII века.

Древняя живопись дошла до нас под записями, нанесенными на нее за многие века ее существования. Когда живопись темнела, ее «поновляли», часто все переписывая заново. В реставрационных мастерских, существующих в Москве и в других городах Советского Союза, опытные реставраторы снимают слои позднейших записей и укрепляют древнюю живопись. Без такого «раскрытия» древнерусская икона предстала бы перед нами темной и грязной, часто совершенно искаженной. В течение долгих лет, вплоть до конца XIX - начала XX века любители живописи не имели понятия об исключительной красоте, а подчас и яркости цвета древних икон. Только теперь, когда реставрационное дело в Советском Союзе получило большое развитие, мы можем получить правильное представление об исключительной художественной ценности древнерусской живописи.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Церковное искусство, пришедшее на Русь из Византии, сразу же попало под влияние отечественных культурных традиций. Русское искусство эпохи Средневековья (IX - XVII вв.) неразрывно связано с христианской верой, библейскими образами и сюжетами. Древнерусские зодчие при строительстве храмов быстро усваивали архитектурные приемы византийцев. Архитектура объединила фрески, иконопись, скульптуру и другие виды искусства в единый ансамбль. Древнерусские зодчие руководствовались золотым правилом: вписывать архитектуру храма в окружающий ландшафт, стремясь к гармонии рукотворных форм и природы.

3 слайд

Описание слайда:

Внешний вид храма, как правило, соответствовал его внутренней структуре. Ритму ярусов ЗАКОМАР (полукруглых или килевидной формы завершений верхней части наружной стены здания) вторили КОКОШНИКИ (ложные закомары) аналогичной формы, что создавало дополнительный декоративный эффект. Полукруглая закомара Килевидные закомары

4 слайд

Описание слайда:

КУПОЛА храма могли иметь различную форму: яйцевидную, шлемовидную и луковичную, напоминавшую пламя свечи. Количество куполов тоже было разным: два купола символизировали проявление божественного и человеческого начал в Христе, три - Святую Троицу, единство Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа, пять - Христа в окружении четырех евангелистов (Луки, Марка, Иоанна и Матфея), тринадцать куполов означали взаимосвязь Христа с двенадцатью апостолами - его учениками.

5 слайд

Описание слайда:

В восточной части храма располагался алтарь. В его глубине находился престол. Снаружи алтарную часть храма легко определить по апсидам - полуцилиндрическим выступам. С западной стороны в древних храмах устраивали притвор - помещение в виде закрытой галереи или открытого портика. В нем во время службы стояли те, кому не дозволялось входить в главное помещение храма. Гульбище - галерея снаружи храма - связывало здание с окружающим пространством.

6 слайд

Описание слайда:

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (XII в.) Он представляет собой крестово-купольное сооружение с одной главой. Ширина храма больше, чем его высота, поэтому он производит впечатление мощного и приземистого. Отличительной чертой храма является почти полное отсутствие декора. Могучий шлем главы похож на воинский, а зубчатые треугольные украшения (городки) под главой - на декор парадного шлема полководца.

7 слайд

Описание слайда:

Храмы из дерева выполнялись четырехугольными или многоугольными в плане. Почти все деревянные храмы имели одинаковую композицию: на нижней кубической части (четверике), служившей основанием, строился восьмигранный сруб (восьмерик), который венчали главы на цилиндрических шеях, криволинейные бочки, а также четырех-, шести- или восьмигранный шатер. Однако зодчие, следуя этой общей схеме, добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой. Каждый из них имел свой собственный силуэт, а дополнительные украшения и пристройки еще больше подчеркивали своеобразие того или иного памятника. пример Тринадцатиглавый Софийский собор в Новгороде (X в.) сгорел в начале XI века

8 слайд

Описание слайда:

Один из самых древних памятников деревянного зодчества, относящийся к концу XIV в., - церковь Воскресения Лазаря из Муромского монастыря - находится на острове КИЖИ (Карелия). Недалеко от этой церкви возвышаются девятиглавая Покровская церковь типа восьмерик на четверике (1764), шатровая колокольня (1874) и деревянное чудо - Преображенская церковь с 22 луковичными главами (внутри сохранился четырехъярусный иконостас), построенная без единого гвоздя неизвестным мастером в начале XVIII в.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Начало православному искусству на русской земле было положено в конце X в. В то время мастера-греки (так называли всех византийцев, потому что они говорили на греческом языке) приезжали на Русь целыми артелями. Они возвели много великолепных храмов, украшенных мозаиками, фресками, иконами. Первым городом на Руси, принявшим крещение, был Киев. Архитектура Киевской Руси впитывала в себя все лучшее, что создавали византийские мастера. Все храмы Киева XI в. были возведены из ПЛИНФЫ (плоского квадратного кирпича) в традициях византийского зодчества. Здесь использовали особую плинфу - светло-желтую и необычайно тонкую (2,5-3 см).

11 слайд

Описание слайда:

Одной из первых значительных храмовых построек Киева была многоглавая церковь Успения Богоматери (Десятинная). В ее богатом внутреннем убранстве широко применялась мозаика. Церковь была разрушена во время взятия Киева монголо-татарами и стояла в руинах до XIX века. Десятинная церковь на многие столетия определила облик русского храмового зодчества. По данным археологических раскопок, по ее образцу возводились на Руси главные храмы городов и монастырей.

12 слайд

Описание слайда:

Софийский собор (София - Премудрость Божья) (построен во время правления Ярослава Мудрого, в конце 30-х - начале 50-х годов XI в.) Его архитектуре присущи триумфальность и праздничность. Огромный пятинефный собор соответствовал византийской конструкции крестово-купольного храма. В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным, но позднее подвергся серьезной перестройке, и число куполов уменьшилось.

13 слайд

Описание слайда:

ДРЕВНЕРУССКАЯ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Складывалась на основе византийских традиций. Мастера, оформляя соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику и фреску. Все пространство храма мысленно делится на две зоны: «небесную» (купол и апсида) и «земную» (стены и западные столбы). Персонажи Священной истории в росписи собора размещаются в строгом порядке, обусловленном ходом литургии (богослужения).

14 слайд

Описание слайда:

В «небесной» зоне царит изображение Христа. Христос Пантократор (Вседержитель) с Евангелием в руках располагается в центральном куполе Софии Киевской. Суровый Пантократор, создатель и властитель мира, словно обозревает землю с небес. Мощная полуфигура его заключена в медальон, который окружают архангелы - небесное воинство. В барабане центрального купола собора изображены апостолы. На столбах, поддерживающих купол, представлены фигуры четырех евангелистов - авторов Нового Завета.

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с архитектурными памятниками Древней Руси.

Новый этап в истории архитектуры Киевской Руси связан с правлением Ярослава Мудрого. Между 1017 и 1037 гг. по его указанию был возведен самый величественный и знаменитый из всех русских храмов — собор Святой Софии (Премудрости Божьей) в Киеве. Для его архитектуры характерны триумфальность и праздничность, связанные с утверждением авторитета князя и могущества молодого государства.

Огромный собор соответствовал византийской конструкции крестово-купольного храма. В середине храма — крестообразное свободное пространство, увенчанное куполом. Обширные хоры опирались на мощные столбы, делившие храм на пять частей (нефов) с запада на восток. В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным, но позднее подвергся серьезной перестройке, и число куполов уменьшилось. Древние фрески едва заметны на стенах собора, но мозаики так же ярки, как и много веков назад. Ими украшены главные части храма: купол — символ Церкви небесной и алтарь — символ Церкви земной.

Рис. 2. Софийский собор в Киеве(реконструкция) ()

Еще одним памятником эпохи Ярослава Мудрого стали Золотые Ворота. Ворота были каменными в силу того, что этому сооружению придавалось особенное значение. Строили их в технике смешанной кладки, известной еще со времен Древнего Рима: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы. Венчала Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. В ходе археологических исследований Золотых Ворот были обнаружены кубики смальты, фрагменты фресковой штукатурки, что свидетельствует о том, что древняя церковь была украшена фресковой росписью и мозаиками. Ворота предназначались для церемониального въезда в столицу и располагались в южной части города. Это главные ворота города, одни из трех крупных городских ворот, сооруженных при Ярославе Мудром. Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров. Следы этого рва читаются сейчас в перепаде уровня Золотоворотского проезда. Строительство ворот вместе с Софийским собором упоминается в летописи под 1037 годом. В 1240 году ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя.

Рис. 3. Золотые ворота в Киеве ()

В XII веке начинается строительство храмов в Полоцке, Чернигове, Вышгороде и Новгороде. Самым замечательным является Софийский собор в Новгороде. Этот храм строже киевского, здесь всего лишь пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Мощные стены сложены из известняка. Внутри храма нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески. Софийский собор стал символом Великого Новгорода.

Рис. 4. Софийский собор в Новгороде ()

В древнерусском искусстве были творчески переработаны культурные достижения Византии и других стран, сформированы свои самобытные культурные традиции.

  1. Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля. М., 1986.
  2. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984
  1. История архитектуры ().
  2. Софийский кафедральный собор ().
  1. Как изменилась архитектура Древней Руси после принятия христианства?
  2. Какие памятники архитектуры были построены в Киеве и Новгороде?
  3. Какие традиции византийского зодчества применялись в русской архитектуре?

Культура Киевской Руси – совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе развития русских княжеств с момента зарождения государства в 10 веке и до 13 века включительно.

Культура и быт Киевской Руси складываются из дохристианских традиций и язычества, преобразовавшихся после крещения Руси .

Письменность

Одним из главных показателей наличия собственной культуры является письменность. На Руси письменность в её современном понимании появилась в 10 веке, однако ещё в 9 веке монахами Кириллом и Мифодием был создал алфавит, который потом преобразовался в кириллицу (которая используется поныне). Активное развитие культуры Киевской Руси, в том числе письменности, началось после принятия христианства.

Первыми свидетельствами наличия письменности стали берестяные грамоты – кусочки бересты с выдавленными или начертанными записками о повседневной жизни. Первыми книгами стали летописи государства, а также Библия. До появления технологии книгопечатания книги переписывались вручную монахами, которые часто добавляли к тексту свои комментарии и замечания, в результате чего переписанные книги могли сильно отличаться от оригинала.

Развитие письменности привело к появлению первых учебных заведений, а также зарождению литературы. Важным этапом в становлении культуры Киевской Руси стало написание и приятие первого свода законом – «Русской правды».

Зодчество

Особенностью культуры Киевской Руси была её религиозная направленность. На смену деревянному зодчеству пришло каменное строительство. Активно начали возводиться каменные храмы взамен деревянным церквям. Архитектурные традиции каменного строительства на Руси сформировались под воздействием Византийской архитектуры, ведь именно на основе проектов византийских архитекторов строились первые каменные церкви.

989 г. – построена первая каменная церковь в Киеве.

1037 г. – основание Софийского собора в Киеве, одного из ярчайших представителей каменного зодчества Киевской Руси.

Живопись

На развитие живописи огромное влияние оказало Крещение Руси, которое дало толчок к развитию духовной и материальной культуры Киевской Руси. Появились такие виды изобразительного искусства как фреска и мозаика, которыми стали украшать церкви. Также на Руси появилась иконопись, которая стала занимать одно из самых заметных мест в культуре.

Стандарт иконописи пришёл из Византии и первыми мастерами-иконописцами на Руси были приезжие греки, от которых русские мастера переняли мастерство. Также греки привезли с собой искусство росписи, которой украшались стены храмов. Фрески, а зависимости от их расположения, изображали библейские сюжеты или сюжеты из обыденной жизни.

К концу 12 века живопись развилась настолько, что стали выделять несколько живописных центров на Руси, у каждого из которых были свои собственные традиции и особенности.

Декоративно-прикладное искусство

Помимо живописи на Руси было сильно развито декоративно-прикладное искусство – создавались уникальные вещи из эмали, игрушки из глины с особенной росписью, ювелирные украшения и многое другое. Многие из существовавших тогда стилей росписи и ремесленничества остались и по сей день. Основными сюжетами для росписи ДПИ были былины, сказания и сюжеты из фольклора.

Фольклор

Фольклор на Руси был очень развит и имел огромное значение для культуры Киевской Руси. С древних времён из уст в уста передавались различные сказания и легенды. Особое место занимала обрядовая поэзия – заговоры, песни, заклинания. Активно развивались частушки, присказки, пестушки и многое другое.

В середине девятого века появился новый жанр – эпос, который рассказывал о похождениях великих героев, о битвах и завоеваниях. Гораздо позже народный устный эпос и былины легли в основу первых литературных произведений, в том числе знаменитого «Слова о полку Игореве».

С развитием письменности и литературы фольклор не только не исчез, но продолжал активно развиваться.

В целом, на культуру Киевской Руси огромное влияние оказали следующие события:

  • Появление письменности;
  • Зарождение государственности;
  • Становление христианства.
Похожие публикации