Телесное воскресение: как это будет? Воскресение мёртвых.

ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ

с изложением обстоятельств предшествующих всеобщему воскресению мертвых и последующих за ним, на основании учения Священного Писания, Святого Предания, толкований святых отцов и рассуждений здравого разума, с описанием случаев воскресения мертвых тел, изложенных в Священном Писании и совершившихся в более позднее время


Разрешено к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви


Полное или частичное воспроизведение настоящего издания каким-либо способом, включая электронные, механические или магнитные носители, в т. ч. фотокопирование, допускается только с письменного разрешения ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ».


Все права на издание и название защищены.

Переиздание возможно только с письменного разрешения ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ».

Предисловие

Тайна воскресения мертвых велика и непостижима для нас. И именно неподвластность воскресения уму человеческому делает верование в него столь затруднительным для многих. Трудно представить, что не одна какая-нибудь часть рода человеческого воскреснет, но вообще все люди. Гораздо легче верить тому, что пророк Илья воскресил мертвого или же тому, что при жизни Своей Господь наш воскресил сына Наинской вдовы, дочь начальника синагоги и брата двух сестер – Лазаря; но тяжело для разума учение о воскресении всех людей, праведных и неправедных. Подумать только: многомиллионные страны кишат народом и почва земли буквально удобряется человеческими телами в продолжение целых тысячелетий, когда люди гибли, помимо естественной смерти и от других причин – в многочисленных войнах, от наводнений и пожаров, от голода и мора, на море и на суше, от человеческих рук и от звериных зубов – и все эти множества, без исключения восстанут из могил своих, – ни один из рожденных женою не будет почивать сном смерти навеки, то невольно возникает вопрос: «возможно ли это?»

Кроме того, вспомним, в каких страшных местах могут находиться человеческие тела!.. Многие погибли в копях на глубине сотен метров; многие смыты морскими проливами и занесены в глубокие пещеры древнего океана; многие погребены под горами, павшими от вулканических переворотов и замурованы в граните скал… И где только нет остатков от человека? Они везде!.. И в земле, по которой мы ступаем, и в траве, которую мы топчем, и в деревьях, которые мы срубаем, и в источниках воды, которую мы пьем, и в злаках полевых, которые мы едим, и в воздухе, которым мы дышим. Никто не может указать хоть на одно место на земном шаре, где не было бы праха сынов Адама, или сказать хоть об одном ветре, в котором не содержалось бы неуловимых частиц того, что некогда называлось человеком, и показать хоть одну волну, которая не могла бы назваться раствором из остатков человека. Но как бы то ни было, как бы разбросаны ни были отдельные части разобранных машин в великой мастерской вселенной, всемогущий Механик соберет их и составит вновь в первобытные машины, из которых некоторые получат не только что первобытный вид, но также обновленный позлащенный вид.

«Он обновит уничиженное тело наше так, что оно сообразно будет Его славному Телу».

А значит, в воскресении мертвых нельзя видеть ничего противного природе, ничего неестественного, хотя ни одна из сил, ныне действующих на наши тела, не способна произвести в нас такого действия, это возможно лишь для силы еще не проявившейся, для силы пребывающей во власти Бога.

Предстоящее всеобщее воскресение мертвых надо отличать от временных воскрешений усопших, которые совершали Христос и его ученики (воскрешения дочери Иаира, Лазаря, четыре дня лежавшего во гробе, и других). То было возвращением к жизни, после которой все-таки неизбежна смерть. Но всеобщее воскресение из мертвых будет вечным воскресением, в котором души людей навсегда соединятся с их нетленными телами. Тогда праведники восстанут преображенными и просветленными.

Славное учение о воскресении мертвых удаляет скорбь нашу о близких нам умерших верующих. Мы знаем, что тот телесный бренный состав, который мы кладем в гроб и засыпаем могильным прахом в темной обители смерти, при возвещении архангельской трубы, в светлое утро воскресения восстанет нетленным, в чудной, неувядающей красоте, дарованной Творцом для небесной славы. То, что сеем мы в немощи, восстанет в силе; сеем в уничижении, восстанет в славе; сеем «тело душевное, восстанет тело духовное»… Вещественность тела нашего потеряет грубость свою и стремление свое к тлению и само тело наше из «душевного перейдет в духовное», т. е. будет повиноваться не низким желаниям животной души, но высшей воле свободного духа. На настоящей стадии земного существования нашего мы кругом обложены немощью: часто чего желаем, того не можем совершить, – и это подтверждает изречение Господа нашего: «дух бодр, а плоть немощна»… В воскресшем же состоянии нашем такое разногласие между телом и духом исчезнет: тело будет так же бодро и свободно, как и дух, выполняя всякое желание его безусловно во всем. Ныне тело наше, по природе своей, подпадает под различные ограничения и неспособности, от которых чистый дух изъят… Например, оно может двигаться лишь при тех же условиях, при которых движутся и все прочие животные, с той лишь разницей, что оно не может двигаться так же быстро и легко, как многие из них. Тогда же оно получит способность, без всяких препятствий, по одному только внушению духа, с неимоверной быстротой молнии переноситься чрез громадные надзвездные пространства в неизмеримой вселенной Божьей. Планеты будут служить ему лишь ступеньками лестницы, для восхождения к Престолу предвечного Отца. Это будет «тело духовное» – во всем покорное орудие духа, подобное славному Телу воскресшего Господа.

В сердце каждого религиозного человека живет уверенность увидаться снова со своими кровными родными, старыми друзьями, дорогими знакомыми и вообще добрыми ближними, – теми, которые, по неисповедимой воле Провидения, отошли в мир загробный. Приятна эта счастливая уверенность и дорога она для человека, как существа общественного. Утверждению этой уверенности и ее оживлению способствует Богооткровенное учение о воскресении мертвых.

Восстановить в памяти учение Иисуса Христа и апостолов о воскресении мертвых, провести его сквозь призму сознания может и должно быть достаточным оправданием настоящего издания.

Глава 1
Непостижимая тайна воскресения

«Тело будущее»

Есть одна дума в душе человеческой, которая залегла в ней глубже всех других дум – это мысль о своей смерти и смерти близких. «Смерть, – говорил один французский историк, – была первой тайной, представшей пред человеком; она поставила его на путь других тайн». Но, если по отношению ко всякой иной тайне допустим скептический вопрос: к чему тебе знать ее? Живи, не мудрствуя, и бери от жизни что можешь и хочешь взять; то перед лицом этой первой тайны такой совет неуместен.

– Живи, – учит философия земного благополучия.

– Но именно этого я и хочу, – отвечает душа. – Я хочу жизни, а получаю смерть.

– Хорошо, хорошо, я не буду думать о своей смерти, но вот еще при моей жизни умирает близкий мне человек: его смерть лишает меня лучшей радости жизни, неужели и на ней мне не нужно останавливаться?

– Да, старайся не думать и об этом.

Но для этого душе нужно перестать быть тем, что она есть – душой человеческой. Это, значит, сказать душе: умри, умри прежде смерти тела, чтобы дать возможность этому телу жить безмятежной, «естественной» жизнью, пока и ему не пробьет урочный час. Здесь безумие совета достигает своего апогея, и душа вырывается из когтей этой смерти, второй, а смерть первая и первая тайна снова становится перед ней неподвижным призраком. Вырваться из этого круга невозможно, и человек давно это понял. Как же он жил все эти долгие тысячелетия, чем жил, и что заслоняло от него этот призрак, мешавший ему жить?

Существует чудный рассказ у многих диких племен Африки и островов Великого Океана. Месяц посылает к человеку гонца (по одним версиям – зайца, по другим – хамелеона) и велит ему сказать человеку: как я (месяц) умираю и вновь возрождаюсь, так и ты (человек) умрешь и снова возродишься. Но эта весть не дошла до места назначения, – хамелеон полз слишком медленно, а заяц исказил ее, передав: как умирает месяц, так умрет и человек и больше уже не воскреснет. Вместе с тем и сам месяц, пославший первое радостное известие, не захотел уже больше подтвердить его. Так человек и остался с дурным известием в руках и со смутной надеждой в сердце на новое, лучшее посольство.

Кажется, трудно в образной форме передать лучше те чувства, какими жила и в массе живет еще и ныне человеческая душа. Смерть и рождение проходят перед ней как звенья бесконечной цепи. «Ты вернулся», – говорят дикари при виде сына, родившегося по смерти отца, но мысль рано подсказывает, что этот потомок – не воскресший родитель, а другая, самостоятельная, личность, претендующая на личное же бессмертие. Бессмертие рода, как ни высоко стоит оно в культовом отношении, все же не способно утолить жажду бессмертия индивидуального, не приносит вести о том, что не умрет человек. Один лишь месяц сполна владеет этой тайной личного бессмертия. Его пепельная душа недолго парит без своего световидного тела, – проходит немного времени и он снова облекается в него, вновь и вновь воскресает для жизни, воскресает не в сыне, не в потомке, а в собственной обновленной плоти. Вот весть о личном воскресении, непрерывно струящаяся с небесной высоты, но по лицу земли она ползет холодным, обманчивым сиянием, точно ленивый хамелеон, на земных предметах она играет неверными беглыми зайчиками, и не жизнь, а смерть глядит отовсюду впадинами черных, глубоких теней. Посланцы дурно передали завет месяца.

Но напрасно они со всех сторон кричат человеку: ты умрешь. Взором полным надежды смотрит он прямо в лицо пославшему, ловит лучи его прежде, чем они разбились о землю, и чует, что они несут ему иную весть, она не доходит до его сердца в ясном виде, она заглушена враждебным шумом, раздающимся вокруг, но он знает, что если этот шум смолкнет, голос истины скажет ему правду, он знает даже, что скажет ему этот голос.

Смерть, между тем, ясно торжествовала: проходили века и тысячелетия, люди рождались и умирали, но каждая новая могила не только не вливала в душу новые капли отчаяния, грозившие переполнить меру ее терпения и веры, напротив, чем дальше, тем все пышнее справлялись погребальные обряды, тем больше забот прилагалось к тому, чтобы обеспечить телу загробный покой. Тризны сменялись тризнами, дни поминовения включались в годовой круг праздников, ширились и украшались гробницы, искусство сохраняло для потомства черты дорогих покойников; уже в самом конце древнего периода и в самых скептически настроенных шумных центрах просвещения возникли знаменитые «collegia funeratica», товарищества гробокопателей, обеспечивавшие достойное погребение всем, даже самым бедным. Даже когда люди гибли массами, как, например, на войне. И тогда было святотатством оставить тела не погребенными, и мы помним историю с победителями при Аргенузских островах, которых соотечественники едва не казнили за то, что в пылу битвы оставили в море тела павших братьев. Земное благосостояние, обеспеченное победой, было оставшимся родным менее необходимо, чем загробный покой мертвых, неразлучный с покоем их тел. Эти тела тлели и распадались в прах еще на глазах живых, – люди пошли на помощь смерти и тлению, они стали сжигать тела или давали их на съедение птицам, но пепел и кости, собранные в урны, хранились так же заботливо, как и набальзамированные трупы. Если тело пропадало на чужбине, и его невозможно было достать, – родные на родной стороне хоронили призрак, ставили гробницы без праха и знали, что и это доставляло почившему вечный покой. Нужна была вечная память, она обеспечивала реальность за гробом, но для этого нужна была хотя бы крупица осязаемого, хотя бы одно имя, написанное или благоговейно передаваемое из рода в род. Это было семя, из которого вырастала вся посмертная жизнь души, эта крупинка праха облекала плотью эту душу. Но как же тонка должна была быть эта плоть! В самом деле, душа по смерти и была только тенью, и лишь пища приносимая на могилу, на время оживляла и оплотяняла ее. Одиссей в преисподней нашел душу матери, но бледная тень сидит немая и в забытьи. Голос прорицателя учит Одиссея, как пробудить ее:


«Легкое средство на это в немногих словах я открою:
Та из безжизненных теней, которой приблизиться к крови
Дашь ты, разумно с тобою начнет говорить; но безмолвно
Та от тебя удалится, которой ты к крови не пустишь…
К крови приблизилась мать, напилась и сына узнала»1
Одиссея 11, 146–149, 153.

Тайна неба теперь достигла земли: как я (месяц) умираю и вновь возрождаюсь, так и ты (человек) умрешь и вновь возродишься, воскреснешь в том же лице и в прежней плоти, только преображенной, облагоуханной, царственной, подобной световидному телу месяца.

Когда небо увидело, что многие сердца уже готовы принять весть о ценности и бессмертии тела, и только гордость перед этим телом мешает принять ее и остальным, оно оставило гордых бродить по распутьям и послало нового верного вестника к тем, кто готов был благоговейно приблизиться к плоти и праху, с чистым сердцем стать на утренней страже их воскресения… Месяц и солнце приготовили эти сердца к принятию радостной вести, и теперь их поучала маленькая звезда.

«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя в дом, увидели младенца с Мариею Матерью Его и, падши, поклонились Ему, и открыв сокровища свои. Принесли Ему дары, золото, ладан и смирну», – дары, которыми и при жизни и по смерти украшались, цвели и благоухали царственные тела.

Но младенец этот был и великий избранник, он был отобран из четырнадцати тысяч новорожденных жизней: такого отбора никогда не видало и римское озеро. Египет укрыл его от смерти под сень своих гробниц и хранил его живое юное тело так же заботливо, как и своих тысячелетних мертвецов. Это тело было сосудом благодатных даров: оно чудотворило своим брением, дыханием, одеждами, его голос будил усопших, от него исходил ослепительный свет. Его лицо дышало любовью ко всем скорбящим и уничиженным, но, когда любовь уничиженных омывала Его ноги драгоценным миром, Он ставил эту трату мира выше других дел любви. Это было начало его погребения. Но сперва это тело еще долго страдало, было изъязвлено, лишено вида и величия. В те дни полный, воскресший месяц стоял над землей, весеннее солнце становилось все ярче, но и оно померкло в предчувствии славы грядущего воскресения. Смерть его была бессловесна, но его гроб был с богатыми, – чистая плащаница и сто литров смирны и алоя, – это было только преддверием его погребения: по миновании субботнего покоя новые благовония готовы были излиться на него… Оно могло долго оставаться нетленным и благоуханным, – оно стало таким навсегда. Напрасно в то памятное утро людская любовь искала его «между мертвыми» – там оставались лишь пелены и сударь. Само оно стояло пред учениками живое, как прежде, они осязали его кости и плоть, которых «дух не имеет», вкладывали персты свои в раны, которых боится гордая языческая красота; оно принимало пищу, его язык учил тайнам Царствия Божия, но все это – и кости и плоть – проходили сквозь запертые двери, исчезали и вновь появлялись и, наконец, поднялись на небо, чтобы тем же образом явиться снова в конце дней… Это было также новое, славное тело, и, свободное над пространством и временем, оно и вознесшись на небо не покидало земли. Земной хлеб и вино – пища и жизнь человеческого тела – силою Его победного Имени, становились истинной плотью и кровью Его и питая тела веривших Его воскресению, делали их причастными Его вечной славе… Это было тело Церкви, которого главой был Первенец из мертвых, а членами – сыны воскресения.

Кончилась борьба весен и зим: вечная весна цветет в сердце верующих в воскресение первое и чающих воскресения грядущего. Печатью этой веры и этой надежды запечатлена вся жизнь Церкви за все долгие века ее земного существования.

Эта весть о вечной весне достигает и до нас и достигает новым, дивным путем. В Риме, в том самом Риме, где некогда люди так строго отбирали тела, достойные жизни, теперь открываются другие тела, избранные для новой лучшей жизни. Из глубины катакомб, из подземных могил, куда много веков не заглядывал человеческий глаз, выходит на дневной свет наших будней вечно-праздничная Церковь апостольских дней. Изумленно смотрит на нее протестантство: религия чистого духа и непосредственного богообщения, считающая себя прямой наследницей апостольских заветов, она видит перед собою не протестантский приход, объединенный общностью веры в Распятого и чуждый всяких следов религиозного «материализма», – перед нею Церковь икон, мощей, святых, Церковь Божией Матери Заступницы, как называет Ее св. Ириней, царственной Оранты катакомб. Церковь пресущественного тела и крови, – Божественных членов («coelestia membra»), Церковь молитв за усопших, живая Церковь живых… Но взором дочери смотрит на нее соборная вселенская Церковь. Ведь она – плоть от плоти и кость от костей этой катакомбной апостольской Церкви, она только приподнялась над землей, из земли, когда кончились дни гонений. Как остроконечная травка из посеянных семян, пробуравившая землю, поднялись ее купола и колокольни золотистой Божией пшеницей; теплым ветром, волнующим нивы, стелется по ней праздничный благовест, но корни ее неподвижно крепнут в земле…

Ее алтари стоят над мощами, лики святых глядят отовсюду, храм полон ладана, ликует в песнопениях… Водою крещения омывает Церковь своих чад, мажет тела их миром и елеем, благодатным таинством зовет их брачный союз, подводит их к святой чаше, питает истинным телом и истинною кровью Господа, – продолжает и на земле то же делание, которое некогда совершала в подземельях, над гробами мучеников, чему научилась у первого, благоуханного гроба, где лишь на недолгое время забылся сном смерти Начальник ее жизни и ее Глава.

Как Я умер и воскрес, так и ты, человек, умрешь и вновь возродишься, – этим новым заветом Солнца и правды живет ныне человек, некогда веривший месяцу.

(из книги Ф. Андреева «Тело будущее». Сергиев Посад, 1914)

Представление древнего мира о воскресении тел

История представляет нам человека везде и всегда в заботах, в беспокойстве о своем будущем. Человечество всегда задумывалось и над колыбелью дитяти и над гробом старца и всегда устремляло свой взор за пределы этого тесного пространства.

Везде ставился и ставится вопрос о будущем, везде слышался и слышится ответ на него; только ответ этот бывает различным в зависимости от степени развития мысли и образованности.

Из всех предметов, которые познает человек, нет ничего сокровеннее для его ума, как будущая жизнь; из всех вопросов о будущей жизни никакой не смущает человеческого разума настолько, как вопрос о воскресении тела.

Как же решал и решает человек этот трудный вопрос?

Вот что представляет нам на этот раз древний языческий мир.

В поэтических представлениях народной фантазии Греции мы видим мрачный взгляд на тело человеческое. Улисс – герой поэм Гомера, желает беседовать с умершими.

Своим мечом копает он ров и наполняет его жертвенною кровью. Повинуясь силе таинственного заклинания, приходят одни с другими бледные тени и, отведавши черной крови, начинают говорить. Между ними Улисс узнает свою мать.


«Увлеченный (говорит герой) сердцем, обнять захотел
Я отшедшую матери душу;
Три раза руки свои к ней, любовью стремимый, простер я,
Три раза между руками моими она проскользнула
Тенью или сонной мечтой, из меня вырывая стенанье».
И потом на вопрос Улисса тень отвечает:
«Милый мой сын, злополучнейший между людьми…
Такова уж судьбина всех мертвых, расставшихся с жизнью.
Крепкие жилы уже не связуют ни мышц, ни костей их;
Вдруг истребляет пронзительной силой огонь погребальный
Все, лишь горячая жизнь охладелые кости покинет:
Вовсе тогда, улетевши как сон, их душа исчезает».

В поэмах Гомера, в мысли древних греков есть будущее для человека; но это будущее состоит в том, что тело истребляется огнем, а душа, делаясь тенью, блуждает в вечном мраке. Впрочем, такой мрачный взгляд на будущее мало-помалу скрашивается греческим воображением, но и у самых лучших философов греческих мы находим самый мрачный взгляд на человеческое тело.

Так, например, Сократ, определяя, что такое смерть, согласно с общим убеждением, почитает ее лишь отрешением души от тела, на которое смотрит, как на преходящую оболочку души.

Показывая отличительные черты истинного философа, он говорит, что «достойный своего имени мудрец, стараясь понять истину, во всю свою жизнь более и более отрешается от тела, потому что тело своими чувствами закрывает от него истину и, требуя заботливости о себе, отвлекает его от понимания. Не это ли отрешение души от тела называется смертью?.. Занятие философа в том и состоит, чтобы отрешать душу от тела; поэтому ему понятно, что такое смерть».

Если перенесемся мыслью в обширные пространства Индии, Тибета, Китая, прислушаемся к голосу браминов, ученых буддистов и ученых китайцев, отсюда мы вынесем еще более грустные впечатления. «Жизнь есть долгая ткань скорбей и бедствий, учили там; спасение состоит в том, чтобы не жить; глубокий, непробудный сон лучше всякого здешнего счастья. Самое лучшее желание – как можно скорее прекратить отправления человеческого тела, уничтожиться, заснуть, потерять чувство своих бедствий, лишившись самопознания».

Истина всеобщего воскресения мертвых ясно и определённо раскрыта в Священном Писании. Она вытекает также из основных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогущем и все праведном. Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мёртвых:”Истино, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут” (Иоан.5,25)

“Не дивитесь сему; ибо наступает время в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения”(Иоан.5,28-29). Спаситель подтверждал проповедь о воскресении Таинством Причащения:” Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную.

Я воскрешу его в последний день”(6,54). Апостол Павел говорит:”Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут”(1Кор.15, 20, 21, 22).

После открытия врат Ада Иисусом Христом и своим Воскресением из мёртвых в первый вторник после пасхальной недели святая Церковь разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения. В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел – они будут духовны- нетленны и бессмертны.

Апостол Павел говорит: “сеется тело душевное, восстанет тело духовное… не все мы умрём, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся”(1Кор.15, 44, 51, 52). В этот день полагается творить поминание усопших, и этот день в христианстве называется “Радоницей”.

В церкви продолжаются пасхальные песнопения и после проведения литургии в этот день в храме совершается вселенская панихида. Издревле в этот день посещают могилы своих ближних родных, поминают их и вкушают. Учение о поминовении умерших основано как на Священном Писании, так особенно на Священном Предании. Вся тайна воскресения мертвых всегда перед глазами нашими но мы не всегда видим. Она видимо нам представляется в природе и утверждает нашу веру, и обличает наше маловерие.

Воскресение мёртвых последует одновременно со вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа и состоит в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут. Пророк Исайя говорил: ”Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!

Воспрянете и торжествуйте, поверженные в прах: ибо роса Твоя-роса растений, и земля извергнет мертвецов” (Исайя 26,19.) Пророк Изекель созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, человеческими. Из этих костей, по Божьему слову, изрекаемому Сыном человеческим, образовались суставы человеческие и, может быть, тем же самым способом, как было при первобытном сотворении человека, потом оживотворит их Дух.

По слову Господню, изреченному пророком, сначала произошло движение в костях, стали соединяться кость с костью, каждая в свое место; потом связались жилами, облеклись плотью и покрылись кожей; наконец, по вторичному таковому же гласу Божию, произнесённому Сыном человеческим, вошел в них дух жизни, – и все ожили, стали на ногах своих, и составили великое множество народа (глава 37, 1-10. Изекеля).

Неверующим на их вопрос о воскресении мертвы, Иисус Христос сказал: “заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мёртвых не читали ли вы речённого вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мёртвых, но живых”(Матвея.22,29,31,32). Сам Господь Иисус Христос сказал:”Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы” (Лук. 20, 38).

О цели своего пришествия на землю Иисус Христос указывает так:”Так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” (Иоан. 3, 15-16). Изменения последуют в телесном, духовном плане и весь видимый мир изменится, из тленного обратится в нетленный. О состоянии душ людей после смерти описывается в Евангелии от Луки глава 16 стих 19-31. Так, души праведных находятся в ожидании вечного блаженства, а души грешников находятся в ожидании вечных мук. Состоянии души умершего определяется на частном суде, который совершается после смерти каждого человека.

Смерть имеет важное значение в жизни каждого человека, она есть предел, которым оканчивается время подвигов земных и начинается время воздаяния. Но так как частный суд есть не окончательный, то и души грешных людей, которые умерли с верою во Христа и раскаянием, могут получить облегчение в страданиях загробных и даже.

А некоторые могут быть избавлены от страданий при помощи молитвы Церкви, и принесения за них безкровной жертвы Тела и Крови Христовой. Для этой цели и установлено в Православной Церкви поминовение усопших, которое всегда совершалось с самых времён апостольских.

Святой апостол Иоан говорит:”Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь”(Иоан. 5, 16) О необходимости развития духовного пространства и молитве за грешное начальство которое нас угнетает пишет в своем послании к епископу Тимофею Святой апостол Павел:”

И так, преждевсего прошу совершать молитвы, прощения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, который хочет чтобы все люди спаслись и достигли познания истины”(Тим. 2, 1-4).

О праведниках Святой апостол Иаков говорит:”признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная молитва праведника”(Иак. 5, 16). О цели жизни на земле писал в своем послании христианам Святой апостол Павел:” а живём ли- для Господа живём, умираем ли – для господа умираем, и потому живём ли или умираем, всегда Господнии” (послание к Рим. 14, 8).

Через пророка Осию Господь сказал:”От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твое жало? Адъ! где твоя победа? раскаяния в том не будет у меня” (ос. 13, 14). Иисус Христос в Евангелии от Иоана говорит:” Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода” (Иоан. 12, 24). Так, праведным определением Божьим, и нашему бренному телу, как семени, суждено сначала умереть и истлеть, а потом опять воскреснуть. Для написания статьи использовался материал из Закона Божьего.

Раздаются победные возгласы: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Но рядом с ними временами тихо звучит коварный вопрос: Христос воскрес, а мы? Что Его воскресение дало человечеству? Если Он воскрес, то почему умирают и не воскресают люди, в том числе — глубоко верующие христиане?

Знатоки церковной истории немедленно ринутся в атаку. Они напомнят о телесном вознесении Матери Божией, о воскресении Иоанна Богослова. Они вспомнят и о воскресении дочери святого Спиридона Тримифунтского и о семи спящих отроках Эфесских. Но совопросникам века сего этого мало. Они скажут: «Это было давным-давно, если было. А почему сейчас не воскресают люди?»

О первом рассказала мне моя мама, Галина Георгиевна Василик, заслуженный врач, ветеран труда. В детстве, в далекие сороковые годы, она слышала этот рассказ от своей соседки по коммунальной квартире Нины Ивановны Гнездиловой. В свою очередь Нине Ивановне его поведала ее тетушка Анна.

Дело было еще до революции. У тетушки Анны был дед, звали его, кажется, Николай. Жил он в деревне, был добрым работником, домовитым хозяином, человеком благочестивым. Пришло время отправляться деду Николаю путем всея земли — по болезни и старости. Он поболел немного и скончался. Его омыли, переодели, сняли с чердака гроб, лично им сделанный и положили покойника во гробу в чулан. Закрывать гроб не стали.

Вдруг родственники слышат голос из чулана: «Выпустите меня. Я живой». Заходят они в чулан, а дед в гробу сидит. Обомлела родня от ужаса и удивления, а дед и говорит им: «Живее зовите батюшку. Есть у меня один грех неисповеданный. Для исповеди меня с того света и отпустили». Позвали местного священника, а он был человек скептический и несколько вольнодумный. Время было такое — , когда даже зажиточные хозяева временами на чердаках «Искру» прятали, а семинаристы в своих ректоров стреляли.

Итак, приходит священник, а дед Николай ему и говорит: «Батюшка, исповедай меня. Я на том свете был. Мне там об одном забытом грехе напомнили». А священник ему: «Брось сказки рассказывать». А тот ему: «Поверь мне. Я там взаправду был». А священник ему и говорит: «Да брось ты, сочиняешь». А дед Николай ему в ответ: «Хочешь, докажу? Давай я тебе все твои тайные молитвы перескажу, которые ты в алтаре втайне от нас читаешь». И начал ему по порядку излагать все, начиная от молитв проскомидии: «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею кровию». Батюшка обомлел. Дед Николай был неграмотным. В алтарь допущен не был. Молитвы священник всегда читал про себя так, что даже пономарь ничего не знал и не слышал. А если бы дед и знал грамоту, то никто бы ему служебник не продал. Неоткуда ему было это все знать.

Батюшкин скептицизм рухнул в одночасье. Он внимательно исповедал деда Николая, отпустил ему все грехи, а тот после этого почти сразу преставился. С чистою душою к Богу пошел.

И второй случай, еще более удивительный. Я слышал о нем в 1987 году от иеромонаха Феофилакта, в миру Константина Ивановича Белянина, насельника Псково-Печерского монастыря в 1986-1991 гг. Он рано потерял сына, которого звали Константин. Константин был человеком чистым, верующим. По сыну о. Феофилакт тосковал. И вот произошло чудо. В Псково-Печерском монастыре ему явился... воскресший сын. Причем не призрак, а во плоти. О. Феофилакт показывал мне фотографию, на которой был запечатлен Константин Константинович недалеко от иконы Божией Матери во время крестного хода 28 августа 1986 года. Более того, его воскресший сын участвовал в трапезе. С отцом он беседовал и говорил с ним о том, как важно хранить заповеди Христовы для того, чтобы войти в Царствие Божие.

В Псково-Печерском монастыре могут остаться письменные свидетельства об этом чуде.

Но остается вопрос: а почему тогда все не воскресают немедленно по ? Ответ прост: требование этого всеобщего чуда означало бы немедленное общее и Страшный Суд. А готовы ли мы к нему? Все человечество вообще и каждый из нас конкретно? Еще не кончилась мировая история, не достроена великая башня Церкви (или колокольня, если хотите). Еще открыты для многих и многих врата покаяния. Парадоксально, но Господь попускает пока всем умирать телесно для того, чтобы многие и многие ожили духовно. Всеобщее воскресение наступит лишь тогда, когда определятся все, когда не останется ни одного нечестивца среди праведников, ни одного праведника среди нечестивцев. А пока отдельные воскресения усопших подобны Преображению Христа на горе Фавор: они лишь знаки и предвестия будущей славы Царствия Божия. Будем же к ним внимательны, братия и сестры, чтобы войти в эту славу.

НЕ ВСЕ, КТО ГОВОРИТ НА ПАСХУ «ХРИСТОС ВОСКРЕС!» И «ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!», ДОГАДЫВАЮТСЯ О ТОМ, ЧТО ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНО С ВЕЛИКОЙ НАДЕЖДОЙ – ГРЯДУЩИМ ВОСКРЕСЕНИЕМ УМЕРШИХ.

"Оживут мертвецы Твои,

восстанут мертвые тела!

Воспряните и торжествуйте,

поверженные в прахе:

ибо роса Твоя - роса растений,

и земля извергнет мертвецов"

Библия. Исаия 26:19

Далеко не все, заявляющие на Пасху «Христос воскрес!» и «Воистину воскрес!», догадываются, что воскресение Иисуса Христа напрямую связано с великой надеждой – намерениями Всевышнего совершить однажды воскресение абсолютно всех людей, кто когда-либо умер с верой и надеждой на Спасителя. Об этом неоднократно говорил и сам Христос, и Его апостолы.

Надежда христианина на будущую вечную жизнь основана на вере в воскресение Иисуса Христа и тесно взаимосвязана с грандиозным событием, которое ожидает наш мир – воскресение мертвых. Сам Иисус говорит о Себе, что Он есть «воскресение и жизнь» (Библия. От Иоанна 11:25) . Это не пустые слова. Он демонстрирует Свою власть над смертью, публично воскрешая из мертвых Лазаря. Но не это потрясающее чудо стало залогом вечной победы над смертью. Только воскресение Иисуса стало гарантией того, что смерть будет поглощена победой. В этом смысле воскресение Христа – это гарантия массового обещанного Словом Божьим воскресения верующих в момент приближающего Второго пришествия Спасителя: «…Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (Библия. 1-е Фессалоникийцам 4:16).

Смысл веры

Всякая надежда искреннего христианина основана не так на благовременной помощи Божьей в этой грешной жизни, как на будущем воскресении, когда он получит венец вечной жизни. Так и апостол Павел писал верующим собратьям о величайшей надежде христианина на свое воскресение: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков». Следовательно, если не будет «воскресения мертвых, то и Христос не воскрес… А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна... Поэтому и умершие во Христе погибли. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших», – убеждает Павел (Библия. 1-е Коринфянам 15:13–20).

Пробуждение от смертного сна

Люди не имеют естественного бессмертия. Бессмертен один лишь Бог: «Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие» (Библия. 1-е Тимофею 6:15–16).

Что касается смерти, то Библия называет ее временным состоянием небытия: «Ибо в смерти нет памятования о Тебе (Боге. – Прим авт.) : во гробе кто будет славить Тебя?» (Библия. Псалтирь 6:6. См. также Псалтирь 113:25; 145:3, 4; Екклесиаст 9:5, 6, 10). Сам Иисус, равно как и Его последователи, образно называли ее сном, бессознательным сном. А тот, кто спит, имеет шанс быть пробужденным. Так было и с умершим, а затем с воскрешенным (пробужденным) Лазарем. Вот что Иисус сказал Своим ученикам о его смерти: «Лазарь, друг наш, УСНУЛ; но Я иду РАЗБУДИТЬ его… Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер» (Библия. От Иоанна 11:11–14) . Стоит отметить, что в данном случае нет никаких сомнений, что Лазарь именно умер, а не уснул летаргическим сном, так как его тело уже начало стремительно разлагаться после четырех дней в гробнице (См. От Иоанна 11:39) .

Смерть не является переходом к иному бытию, как полагают некоторые. Смерть – это враг, отрицающий всякую жизнь, которого люди сами по себе победить не могут. Однако Бог обещает, что как Христос воскрес, так и искренние христиане, которые умерли или умрут, воскреснут: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (Библия. 1-е Коринфянам 15:22–23) .

Совершенные тела

Как уже упоминалось, согласно Библии, воскресение умерших произойдет при Втором пришествии Иисуса Христа. Это будет видимое событие для всех жителей земного шара. В этот момент умершие во Христе воскрешаются, а те верующие, которые будут живы, преобразятся в нетленные совершенные тела. Всем им будет возвращено утраченное в Едеме бессмертие, чтобы уже никогда не разлучаться друг с другом и со своим Творцом, и Спасителем.

В этом новом состоянии бессмертия верующие не лишатся возможности иметь физические тела. Они будут наслаждаться тем телесным существованием, которое Бог планировал изначально – еще до того, как грех вошел в мир, когда Он сотворил совершенных Адама и Еву. Апостол Павел подтверждает, что после воскресения новое прославленное или духовное тело спасенных людей не будет нематериальным, но вполне узнаваемым телом, сохраняющим преемственность и сходство с тем телом, которое человек имел в своей земной жизни. Вот что он писал: «Как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?.. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении… сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное…» (Библия. 1-е Коринфянам 15:35–46) . Тело воскресших Павел называет «духовным» не потому, что оно не будет физическим, но потому, что оно не будет больше подвержено смерти. Оно отличается от нынешнего лишь своим совершенством: на нем не останется следов греха.

В другом своем послании апостол Павел утверждает, что духовные тела воскресших верующих при Втором пришествии будут подобны прославленному телу воскресшего Спасителя: «Мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что ОНО будет СООБРАЗНО СЛАВНОМУ ТЕЛУ Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Библия. Филиппийцам 3:20–21) . То, каким было тело Иисуса после воскресения, можно понять из повествования евангелиста Луки. Явившийся ученикам воскресший Христос сказал: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» (Библия. От Луки 24:38–43) . Как видно, воскресший Иисус пытался заверить Своих учеников, что Он не дух. Потому, что дух не имеет тела с костями. А Спаситель имел. Чтобы окончательно развеять все сомнения, Господь предложил Его потрогать и даже попросил дать Ему поесть. Это лишний раз доказывает, что верующие будут воскрешены в нетленных прославленных, не подверженных старению духовных телах, которые можно будет потрогать. В этих телах будут и руки, и ноги. В них также можно будет наслаждаться пищей. Эти тела будут красивы, совершенны и наделены колоссальными способностями и потенциалом, в отличие от сегодняшних тленных тел.

Второе воскресение

Однако будущее воскресение истинно верующих в Бога умерших людей не является единственным воскресением, о котором говорит Библия. В ней также ясно говорится о другом – втором воскресении. Это воскресение нечестивых, которое Иисус назвал воскресением осуждения: «Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Библия. От Иоанна 5:28–29) . Также апостол Павел, однажды обращаясь к правителю Феликсу, сказал, «что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Библия. Деяния 24:15) .

Согласно библейской книге Откровение (20:5, 7–10) , второе воскресение или воскресение нечестивых произойдет не при Втором пришествии Христа, а спустя тысячу лет. По окончании тысячелетнего царства нечестивые воскреснут, чтобы выслушать приговор и получить должное возмездие за свои беззакония от милостивого, но в то же время справедливого Верховного Судьи. Тогда грех будет окончательно истреблен с лица земли вместе с нечестивыми, которые не раскаялись в злых своих деяниях.

Новая жизнь


Благая весть о первом воскресении мертвых во время Второго пришествия Христа – это нечто несравненно большее, чем только интересные сведения о будущем. Это живая надежда, которая становится реальной благодаря присутствию Иисуса. Она преобразует нынешнюю жизнь искренне верующих людей, придавая ей больше смысла и надежды. Благодаря уверенности в своей судьбе христиане уже живут новой практической жизнью для блага окружающих. Иисус учил: «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Библия. От Луки 14:13, 14) .

Те, кто живет надеждой на участие в славном воскресении, становятся другими людьми. Они могут радоваться даже в страданиях, потому что мотивом их жизни является надежда: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Библия. Римлянам 5:1–5).

Без страха смерти

Благодаря воскресению Иисуса Христа христианин верит в грядущее воскресение мертвых. Эта живая вера делает нынешнюю смерть чем-то малозначительным. Она освобождает верующего от страха перед смертью, потому что также гарантирует ему будущую надежду. Вот почему Иисус мог сказать, что даже если верующий человек умрет, он имеет уверенность в том, что будет возвращен к жизни.

Даже когда смерть разлучает близких и родных среди христиан, их скорбь не наполнена безнадежностью. Они знают, что однажды в радостном воскресении мертвых они вновь увидятся. Тем, кто этого не знал, апостол Павел писал: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним… потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (Библия. 1-е Фессалоникийцам 4:13–16) . Павел не утешает своих братьев по вере тем, что их близкие умершие христиане живы или где-то находятся в сознательном состоянии, но характеризует их текущее состояние как сон, от которого они будут пробуждены, когда Господь сойдет с небес.

«Блаженны невидевшие и уверовавшие»

Обрести уверенность в надежде на собственное воскресение светскому человеку, который привык все ставить под сомнение, непросто. Но это не означает, что он лишен способности верить, потому что у него нет очевидных доказательств воскресения Иисуса Христа. Сам Иисус говорил, что люди, не видевшие воочию воскресшего Христа, не находятся в менее выгодном положении, чем те, кто Его видел. Апостол Фома выразил свою веру в воскресшего Спасителя только тогда, когда увидел Его живым, а Иисус на это сказал: «Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны невидевшие и уверовавшие» (Библия. От Иоанна 20:29) .

Почему могут уверовать невидевшие? Потому что настоящая вера приходит не от видения, но от действия Святого Духа на сердце и совесть человека.

В итоге стоит еще раз отметить, что вера христианина в то, что Христос воскрес, имеет смысл только тогда, когда он обретает надежду от Бога на свое личное участие в грядущем славном воскресении.

Имеет ли это значение лично для Вас?

Воскреснуть - значит ожить или восстать из мёртвых.

В Библии описываются три типа воскресения:

1. Чудотворное исцеление - оживление
Такого рода воскресение является оживлением, то есть возвращением умершего человека к жизни в этом мире. Примеры такого воскрешения:

  • Илия воскрешает сына вдовы из Сарепты: 3 Царств 17:17-24 ;
  • Елисей воскрешает сына Сонамитянки: 4 Царств 4:32-37 ;
  • Умерший воскрес от прикосновения к костям Елисея: 4 Царств 13:20-21 ;
  • Иисус воскрешает дочь Иаира: Марк 5:41-43 ;
  • Иисус воскрешает Лазаря: Иоанна 11:43-44 ;
  • Пётр воскрешает Тавифу: Деяния 9:36-41 ;
  • Павел воскрешает Евтиха: Деяния 20:9-12 .

Данная разновидность воскресения является временным воскрешением. Люди, испытавшие такое воскресение, позднее опять ушли из жизни.

2. Воскресение нашего Господа Иисуса Христа
Это воскресение является победой нашего Господа над силами греха и смерти, царящими в нашем мире.

3. Воскресение мёртвых, ожидающееся в конце света.

Давайте же поговорим о воскресении мёртвых, которое ожидается в конце света.

I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ О ВОСКРЕСЕНИИ МЁРТВЫХ

В Ветхом Завете нет слова «воскресение». Но идея воскресения выражается следующими словами:
- «chayah » - жить, ожить,
- «kum » - встать, восстать и
- «kic » - воспрянуть, проснуться, пробудиться.

Все три слова в указанной последовательности употреблены в Книге пророка Исаии: Исаия 26:19 «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов ».
Псалтирь 48:8-20 . Ключевым в этом отрывке является стих 16 : «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня ».
Псалтирь 72:23-24 «Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу ».
Иов 19:25-27а «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога . Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его ».
Даниил 12:2 «И многие из спящих в прахе земли пробудятся , одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ».
II. НОВЫЙ ЗАВЕТ О ВОСКРЕСЕНИИ МЁРТВЫХ

В Новом завете слово, переведённое как «воскресение» - существительное «anastasis » и образованный от него глагол «anistemi » - «встать», «восстать», «восстановить», а также глагол «egeiro » - «просыпаться», «подниматься».

Большинство Евреев верило в воскресение мёртвых.

 Примером являются слова Марфы (сестры Лазаря) в Иоанна 11:20-26 «Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день . Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? »

 Другим примером является свидетельство апостола Павла на суде: Деяния 26:6-8 «И ныне я стою перед судом за надежду на обетование , данное от Бога нашим отцам, которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь. За сию-то надежду , царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи. Что же? Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых ? »

Однако Саддукеи не верили в воскресение мёртвых: Деяния 23:8 «Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения , ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое ». Матфея 22:23 «В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения ». Обратите внимание на то, что саддукеи были единственной группировкой евреев, которые не верили в воскресение мёртвых. Фарисеи же, в отличие от саддукеев, верили в воскресение мёртвых.


1. Учение Иисуса Христа о воскресении мёртвых:
А. Обещание воскресения
Иоанна 6:39-40 «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день ».
Иоанна 6:44 «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день». Иоанна 6:54 «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день ».

Обещание, которое дал Иисус: «Я воскрешу его в последний день »:
- Воскресение будет происходить в последний день , то есть в конце света;
- Воскрешать мёртвых будет Иисус Христос.
Сравните слова Иисуса Христа в Иоанна 6:44 и 6:54 («Я воскрешу его в последний день») со словами апостола Павла во 2-м Коринфянам 1:8-9 «Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых ». Павел написал, что Бог воскрешает мёртвых; Иисус сказал, что Он будет воскрешать мёртвых. Кому-то может показаться, что это противоречие. Но это не так. Эти два места Священного Писания свидетельствуют о том, что Иисус Христос есть Бог.

Б. Детали воскресения :
Матфея 24:30-31 «…тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их ».
Матфея 22:23-32 «В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж , но пребывают, как Ангелы Божии на небесах . А о воскресении мертвых не читали ли вы речённого вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ». То же самое описано в Марке 12:18-27 и Луке 20:27-38.

В. Условие воскресения:
Иоанна 11:25 «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь ; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт ». Главным условием нашего воскресения является - вера в Господа Иисуса Христа.
Именно поэтому залогом нашего воскресения является Святой Дух, который Отец обещал дать и дарует всем верующим в Христа: Римлянам 8:9-11 «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас ». Обратите внимание на то, что в этом отрывке Дух Христов назван Духом Божьим. Это ещё одно доказательство того, что Иисус Христос есть Бог.
Ефесянам 1:13-14 «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего , для искупления удела Его, в похвалу славы Его ».
Залог - это гарантия чего-либо. Вопрос: Гарантией чего является Святой Дух, исходя из данного отрывка? Ответ: Святой Дух является залогом наследия, то есть гарантией воскресения. Иными словами, те верующие в Христа, которые запечатлены Святым Духом (в которых живёт Святой Дух) имеют гарантию воскресения.

Итак, мы видим, что Иисус учил о воскресении. Ученики Иисуса Христа тоже проповедовали о воскресении: Деяния 4:1-2 «Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых ».
Что именно апостолы проповедовали о воскресении мёртвых мы узнаём из их посланий церквам. А из Деяния 4:1-2 мы видим, что апостолы проповедовали о том, что воскресение из мёртвых возможно только в Иисусе Христе. Это перекликается со словами Иисуса Христа в Иоанна 6:44,54 «Я воскрешу его в последний день ».

А теперь давайте подробнее рассмотрим учение апостолов о воскресении:


2. Учение апостолов о воскресении:
Учение о воскресении мёртвых относится к базовым основам христианства: Евреям 6:1-2 «Посему, оставив начатки учения Христова , поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном ».
Ученики Христа предупреждали верующих, что учение о том, что воскресение мёртвых уже было, является ересью: 2 Тимофею 2:16-18 «А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было , и разрушают в некоторых веру ».
2 Тимофею 2:11-12 «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем ; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас ».
Римлянам 6:3-8 «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения , зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним ». Это очень интересный стих, который говорит о том, что наше водное крещение является подобием смерти Христа, а наша обновлённая жизнь является подобием воскресения.
3. Взаимосвязь между воскресением Иисуса Христа и воскресением мёртвых
Воскресение Господа Иисуса Христа является базисом для нашей веры и надежды на воскресение:

1 Коринфянам 15:12-19 «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых , то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых ? Если нет воскресения мертвых , то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают , то и Христос не воскрес . А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков ».
Иисус Христос назван первенцем из мёртвых: Колоссянам 1:18 «И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток , первенец из мертвых , дабы иметь Ему во всем первенство ».
Бог обладает силой воскресения. Таким же образом, как воскрес Господь Иисус, воскреснет и верующий в Него: 1 Коринфянам 6:14 «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею ». 2 Коринфянам 4:13-14 «Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами ».
1 Коринфянам 15 - вся глава говорит о воскресении.

III. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ МЁРТВЫХ?

1. Три определения воскресения мёртвых:
А. Воскресение - это жизнь в новом теле после смерти.
Когда человек умирает, то на самом деле умирает только его тело, а дух возвращается к Творцу. Екклесиаст 12:7 «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу , Который дал его ». Таким образом, понятие о воскресении относится не к нашему духу, а к телу!
Филиппийцам 3:8-11 «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых » + Филиппийцам 3:20-21 «Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его , силою, которою Он действует и покоряет Себе всё ». Вывод, который следует из этих двух отрывков, - Воскресение - это получение человеком прославленного тела.
2 Коринфянам 5:1-5 «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах , дом нерукотворенный , вечный . Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище ; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью . На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа ».
Во-первых, обратите внимание на то, как названо наше земное тело, и как названо наше новое тело, которое мы получим после смерти: Земное тело названо земным домом; хижиной, которая разрушится; смертным. Новое тело названо жилищем на небесах, домом нерукотворным, вечным, небесным жилищем, жизнью.
Во-вторых, обратите внимание на фразу: «На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа ». Она проливает свет на предназначение человека. Господь создал нас для воскресения и жизни вечной!!!

Б. Спасение нашего тела
В Библии воскресение мёртвых также названо спасением: 1 Петра 1:3-5 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время ».

В. Искупление нашего тела
В Библии воскресение мёртвых также названо оживлением тела: Римлянам 8:11 «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас »;
Воскресение мёртвых также названо освобождением от рабства тлению, усыновлением и искуплением тела: Римлянам 8:17-23 «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего ».

У тех, кто доживёт до второго пришествия Христа, земное физическое тело преобразится в прославленное тело. А те, кто умер в Господе, получат новое прославленное тело:
1 Фессалоникийцам 4:13-18 «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес , то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним . Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем . Итак утешайте друг друга сими словами ».

2. Два воскресения мёртвых:
Как Ветхий, так и Новый Заветы предупреждают нас о двух воскресениях: о воскресении праведных и воскресении неправедных:
Даниил 12:2 «И многие из спящих в прахе земли пробудятся , одни для жизни вечной , другие на вечное поругание и посрамление ».
Иоанна 5:28-29 «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни , а делавшие зло - в воскресение осуждения ». Практически то же самое сказал Иисус в Матфея 25:31-46 .
Деяния 24:14-16 «Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках, имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых : праведных и неправедных , чего и сами они ожидают. Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми ».

А. Воскресение праведных - это воскресение жизни .
Лука 14:13-14 «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных ».
Откровение 20:4-6 «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти , но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет ».
Обратите внимание на фразу: «над ними смерть вторая не имеет власти ». Именно поэтому, апостол Павел в послании Ефесской церкви написал, что Господь нас (христиан) уже спас, воскресил и посадил на небесах: Ефесянам 2:4-7 «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним , и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе ».

Б. Воскресение неправедных - это воскресение осуждения .
Откровение 20:11-15 «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая . И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное ».

В какое воскресение воскреснете Вы: в воскресение жизни или в воскресение осуждения? Задумайтесь над этим вопросом. Сегодня ещё не поздно позаботиться о том, чтобы воскреснуть в воскресение праведных.

Похожие публикации