Использование электричества для роста растений. Как растения реагируют на электричество

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Секция: Проблемы и перспективы АПК

Способ электростимуляции жизнедеятельности растений

Ларцев Вадим Викторович

Известно, что слабый электрический ток, пропускаемый через почву, благотворно влияет на жизнедеятельность растений. При этом опытов по электризации почвы и влиянии данного фактора на развитие растений произведено очень много как в нашей стране, так и за рубежом . Установлено, что это воздействие изменяет передвижение различных видов почвенной влаги, способствует разложению ряда трудноусвояемых для растений веществ, провоцирует самые разнообразные химические реакции, в свою очередь, изменяющие реакцию почвенного раствора. Определены и параметры электрического тока, оптимальные для разнообразных почв: от 0.02 до 0.6 мА/см2 для постоянного тока и от 0.25 до 0.50 мА/см2 для переменного.

Предлагается способ электростимуляции жизнедеятельности растений, описанный в патенте № RU2261588 . Способ включает внесение в почву, на глубину, удобную при дальнейших обработках, с определенным интервалом, в соответствующих пропорциях металлических частиц в виде порошка, стержней, пластин различной формы и конфигурации, выполненных из металлов различных типов и их сплавов, отличающихся своим отношением к водороду в электрохимическом ряду напряжений металлов, чередуя внесение металлических частиц одного типа металлов с внесением металлических частиц другого типа, учитывая состав почвы и тип растения. Основывается способ на свойстве воды изменять свой водородный показатель при соприкосновении ее с металлами. (Заявление на открытие № ОТ ОВ от 07.03.1997 г. под названием "Свойство изменения водородного показателя воды при соприкосновении её с металлами") , .

В качестве одного из способов увеличения токов электростимуляции растений при соответствующих помещенных в почву металлах предлагается перед поливом посыпать посевы сельскохозяйственных культур пищевой содой NaHCO3 (150-200 грамм и менее на метр квадратный) или непосредственно поливать сельскохозяйственные посевы водой с растворенной содой в пропорциях 25-30 грамм и менее на 1 литр воды. Внесение соды в почву позволит увеличить токи электростимуляции растений. При этом, распадаясь на составные части под действием электрического тока, компоненты соды сами могут использоваться в качестве элементов, необходимых для усвоения растениями.

Сода является полезным веществом для растений, так как содержит ионы натрия, которые необходимы растению - они принимают активное участие в энергетическом натрий-калиевом обмене клеток растений. Согласно гипотезе П. Митчела, являющейся на сегодняшний день фундаментом всей биоэнергетики, энергия пищи сначала преобразуется в электрическую энергию, которая затем уже затрачивается на производство АТФ. Ионы натрия, согласно последним исследованиям, совместно с ионами калия и ионами водорода как раз и участвуют в таком преобразовании. электростимуляция растение корень заряд

Выделяющийся при разложении соды углекислый газ также может быть усвоен растениями, так как является тем продуктом, который используют для питания растения. Для растений углекислый газ служит источником углерода и обогащение им воздуха в парниках и теплицах приводит к повышению урожая.

Отличие данного способа от существующего прототипа (метод Пилсудского) состоит в том, что получаемые токи электростимуляции можно для различных сортов растений подбирать соответствующим выбором вносимых металлов, а так же составом почвы, выбирая, таким образом, оптимальной величины токи электростимуляции.

Данный способ можно использовать для участков земляных угодий различной величины. Данный способ можно применять как для единичных растений (комнатные растения), так и для посевных площадей. Его можно применять в теплицах, на дачных участках. Он удобен для применения в космических оранжереях, применяемых на орбитальных станциях, так как не нуждается в подводе энергии от внешнего источника тока и не зависит от ЭДС, наводимой Землей (метод Пилсудского). Он прост для реализации, так как не нуждается в особом питании почвы, использовании каких-либо сложных компонентов, удобрений, специальных электродов.

В случае применения данного способа для посевных площадей количество вносимых металлических пластин рассчитывается от желаемого эффекта электростимуляции растений, от типа растения, от состава почвы.

Для применения на посевных площадях предлагается вносить 150-200 грамм медьсодержащих пластин и 400 грамм металлических пластин, содержащих сплавы цинка, алюминия, магния, железа, соединения натрия, кальция на 1 метр квадратный. Вносить в процентном состоянии металлов, находящихся в электрохимическом ряду напряжений металлов до водорода необходимо больше, так как они начнут восстанавливаться при соприкосновении с почвенным раствором и от действия эффекта взаимодействия с металлами, находящимися в электрохимическом ряду напряжений металлов после водорода. С течением времени (при измерении времени процесса восстановления данного типа металлов, находящихся до водорода, для данного состояния почвы) необходимо пополнять почвенный раствор такими металлами.

Применение данного способа позволит повысить урожайность сельскохозяйственных культур, морозо- и засухоустойчивость растений, сократить применение химических удобрений, ядохимикатов, использовать обычные сельскохозяйственные посевные материалы.

Влияние электростимуляции на жизнедеятельность растений было подтверждено многими исследователями как в нашей стране, так и за рубежом.

Имеются исследования , свидетельствующие, что искусственное повышение отрицательного заряда корня усиливает поступление в него катионов из почвенного раствора.

Известно, что "наземную часть травы, кустарников и деревьев можно считать потребителями атмосферных зарядов. Что же касается другого полюса растений - его корневой системы, то на нее благотворно влияют отрицательные аэроионы. Для доказательства исследователи между корнями томата положили положительно заряженный стержень - электрод, "вытягивающий" отрицательные аэроионы из почвы. Урожай томатов увеличился сразу в 1.5 раза. Кроме того, оказалось, что в почве с высоким содержанием органических веществ больше накапливается отрицательных зарядов. В этом также видят одну из причин роста урожаев.

Существенным стимулирующим действием обладают слабые постоянные токи, когда их непосредственно пропускают через растения, в зону корней которых помещен отрицательный электрод. Линейный рост стеблей при этом увеличивается на 5-30%. Такой способ очень эффективен с точки зрения энергозатрат, безопасности и экологии. Ведь мощные поля могут отрицательно влиять на микрофлору почвы. К сожалению, эффективность слабых полей исследована совершенно недостаточно" .

Создаваемые токи электростимуляции позволят повысить морозо- и засухоустойчивость растений . Как сказано в источнике , "Совсем недавно стало известно: электричество, подаваемое непосредственно в корнеобитаемую зону растений, способно облегчить их участь при засухе за счет пока не выясненного физиологического эффекта. В 1983 г. в США. Польсон и К. Верви опубликовали статью, посвященную транспорту воды у растений при стрессе. Тут же они описали опыт, когда к фасоли, подвергавшейся воздушной засухе, прикладывали градиент электрических потенциалов в 1 В/см. При этом, если положительный полюс находился на растении, а отрицательный на почве, то растения завядали, причем сильнее, чем в контроле. Если полярность была обратной, завядания не наблюдалось. Кроме того, растения, находившиеся в состоянии покоя, выходили из него быстрее, если их потенциал был отрицательным, а потенциал почвы положительным. При обратной полярности растения из покоя вообще не выходили, так как погибали от обезвоживания, ведь растения фасоли находились в условиях воздушной засухи.

Примерно в те же годы в Смоленском филиале ТСХА, в лаборатории, занимавшейся вопросами эффективности электростимуляции, обратили внимание, что при воздействии током растения лучше произрастают при дефиците влаги, но специальные опыты тогда не были поставлены, решались другие задачи.

В 1986 г. подобный эффект электростимуляции при низкой почвенной влажности обнаружили в Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева . При этом они использовали внешний источник питания постоянного тока.

В несколько иной модификации благодаря другому приему создания разности электрических потенциалов в питательном субстрате (без внешнего источника тока) опыт был проведен в Смоленском филиале Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева . Результат оказался поистине удивительным. Горох выращивали при оптимальном увлажнении (70% от полной влагоемкости) и экстремальном (35% от полной влагоемкости). Причем этот прием был гораздо эффективнее воздействия внешнего источника тока в аналогичных условиях. Что же выяснилось?

При вдвое меньшей влажности растения гороха долго не всходили и на 14-е сутки имели высоту лишь 8 см. Выглядели они весьма угнетенными. Когда же в таких экстремальных условиях растения находились под влиянием небольшой разности электрохимических потенциалов, наблюдалась совершенно иная картина. И всхожесть, и темпы роста, и общий вид их, несмотря на дефицит влаги, по существу, не отличались от контрольных, произраставших при оптимальной влажности, на 14-е сутки они имели высоту 24.6 см, что лишь на 0.5 см ниже, чем контрольные.

Далее в источнике говорится: "Естественно, напрашивается вопрос - в чем же кроется такой запас выносливости растений, какова здесь роль электричества? Ответа пока нет, есть только первые предположения. Отгадку "пристрастия" растений к электричеству помогут найти дальнейшие опыты.

Но данный факт имеет место, и его непременно надо использовать в практических целях. Ведь пока на орошение посевов затрачивают колоссальные количества воды и энергии для ее подачи на поля. А оказывается можно обойтись гораздо более экономичным способом. Это тоже не просто, но тем не менее, думается, недалеко то время, когда электричество поможет проводить орошение сельскохозяйственных культур без полива".

Эффект электростимуляции растений проверялся не только в нашей стране, но и во многих других странах. Так, в "одной канадской обзорной статье, опубликованной в 1960-е годы, отмечалось, что в конце минувшего столетия в условиях Арктики при электростимуляции ячменя наблюдали ускорение его роста на 37%. Картофель, морковь, сельдерей давали урожай на 30-70% выше обычного. Электростимуляция зерновых в полевых условиях подняла урожай на 45-55%, малины - на 95%". "Опыты повторяли в различных климатических зонах от Финляндии до юга Франции. При обильном увлажнении и хорошем удобрении урожайность моркови вырастала на 125%, гороха - на 75%, сахаристость свеклы увеличивалась на 15%".

Видный советский биолог, почетный член АН СССР И.В. Мичурин пропускал ток определенной силы через почву, в которой выращивал сеянцы. И убедился: это ускоряло их рост и улучшало качество посадочного материала. Подытоживая свою работу, он писал: "Солидную помощь при выращивании новых сортов яблонь дает введение в почву жидкого удобрения из птичьего помета в смеси с азотистыми и другими минеральными удобрениями, как, например, чилийская селитра и томасшлак. В особенности такое удобрение дает поразительные результаты, если подвергнуть гряды с растениями электризации, но при условии, чтобы напряжение тока не превышало бы двух вольт. Более высокого напряжения токи, по моим наблюдениям, скорее приносят вред в этом деле, чем пользу". И далее: "Особенно сильное действие к роскошному развитию молодых сеянцев винограда производит электризация гряд".

Многое сделал по совершенствованию способов электризации почвы и выяснению их результативности Г.М. Рамек, о чем он рассказал в книге "Влияние электричества на почву", вышедшей в Киеве в 1911 г. .

В другом случае описывается применение способа электризации, когда между электродами имелась разность потенциалов 23-35 мВ, и между ними через влажную почву возникала электрическая цепь, по которой тек постоянный ток плотностью от 4 до 6 мкА/см2 анода. Делая выводы авторы работы сообщают: "Проходя через почвенный раствор как через электролит, этот ток поддерживает в плодородном слое процессы электрофореза и электролиза, благодаря чему необходимые растениям химические вещества почвы переходят из трудноусвояемых в легкоусвояемые формы. Кроме того, под воздействием электрического тока все растительные остатки, семена сорняков, отмершие животные организмы быстрее гумифицируются, что ведет к росту плодородия почвы ".

В данном варианте электризации почвы (использовался метод Е. Пилсудского) была получена весьма высокая прибавка урожая зерна - до 7 ц/га .

Предлагаемый способ электростимуляции, описанный в патенте № RU2261588 , с положительным результатом был проверен на практике - использовался для электростимуляции "Узамбарской фиалки", толстянки, кактусов, дефинбахии, драцены, фасоли, помидора, ячменя, находящихся в комнатных условиях - инжира, лимона, финиковой пальмы.

На фиг.1 показаны типы вносимых металлических частиц.

При экспериментах с "Узамбарской фиалкой" использовались две "Узамбарские фиалки" одного типа, которые росли в одних условиях на подоконнике, в комнате. Затем в почву одной из них были помещены небольшие частицы металлов - стружки меди и алюминиевой фольги. Через полгода после этого, а именно через семь месяцев (эксперимент проводился с апреля по октябрь 1997 г.), различие в развитии этих растений, комнатных цветов, стало заметно. Если у контрольного образца структура листьев и стебля остались практически без изменения, то у опытного образца стебли листьев стали толще, сами листья стали крупнее и сочнее, они более стремились вверх, в то время как у контрольного образца такого ярко выраженного стремления листьев вверх не наблюдалось. Листья у опытного образца были упругие и приподняты над землей. Растение выглядело более здоровым. У контрольного растения листья были практически около земли. Разница в развитии этих растений наблюдалась уже в первые месяцы. При этом удобрения в почву опытного растения не добавлялись.

Электростимуляция применялась при выращивании плодоносящего комнатного инжира (смоковницы). Данное растение имело высоту около 70 см. Росло оно в пластмассовом ведре объемом 5 литров, на подоконнике, при температуре 18-20°С. После цветения, до применения методики электростимуляции, оно приносило плоды и эти плоды состояния зрелости не достигали, они опадали незрелыми - были они зеленоватого цвета.

В качестве эксперимента в почву произрастания данного растения были внесены алюминиевые пластины 200х10х0.5 мм (тип "А", фиг.1), 5 штук, располагаемые равномерно по всей длине окружности горшка на всю его глубину; медные, железные пластины (30?20 мм, 30?40 мм) (тип "Б", фиг.1), 5 штук, располагаемые недалеко от поверхности; медный порошок (форма "Д", фиг.1), около 6 грамм, равномерно внесенный в приповерхностный слой почвы.

После внесения в почву произрастания инжира перечисленных металлических частиц, пластин, данное дерево, находящееся в том же пластмассовом ведре, в той же почве, при плодоношении стало давать вполне спелые плоды зрелого бордового цвета, с определенными вкусовыми качествами. При этом удобрения в почву не вносились. Наблюдения проводились в течение 6 месяцев. Фотография плодоносящего инжира помещена на фиг.2.

Подобный эксперимент проводился также с саженцем лимона примерно в течение 2 лет с момента его высадки в почву (эксперимент проводился с лета 1999 года по осень 2001 года). В начале своего развития, когда лимон в виде черенка был посажен в глиняный горшок и развивался, в его почву не вносились металлические частицы, удобрения. Затем примерно через 9 месяцев после посадки в почву данного саженца помещались металлические частицы, медные пластины, алюминиевые, железные пластины типа "А", "Б" (фиг.1).

После этого, иногда - через 11 месяцев после его посадки в горшок, и регулярно - через 14 месяцев после посадки (то есть незадолго перед зарисовкой данного лимона, за месяц до подведения итогов эксперимента), в почву лимона при поливе добавлялась сода пищевая (с учетом 30 грамм соды на 1 литр воды). Кроме этого, сода вносилась непосредственно в почву. При этом в почве произрастания лимона по-прежнему находились металлические частицы: алюминиевые, железные, медные пластины. Находились они в самом различном порядке, равномерно заполняя весь объем почвы.

Подобные действия, эффект нахождения металлических частиц в почве и вызванный в этом случае эффект электростимуляции, получаемый в результате взаимодействия металлических частиц с почвенным раствором, а также внесение в почву соды и полив растения водой с растворенной содой, можно было наблюдать непосредственно по внешнему виду развивающегося лимона. Так листья, находящиеся на ветви лимона, соответствующей его начальному развитию (фиг. 3, правая ветвь лимона), когда в процессе его развитая и роста металлические частицы в почву не добавлялись, имели размеры от основания листа до его кончика 7.2, 10 см. Листья же, развивающиеся на другом конце ветви лимона, соответствующие его настоящему развитию, то есть такому периоду, когда в почве лимона находились металлические частицы и он поливался водой с растворенной содой, имели размеры от основания листа до его кончика 16.2 см (фиг. 3, крайний верхний лист на левой ветви), 15 см, 13 см (фиг. 3, предпоследние листы на левой ветви). Последние данные размеров листьев (15 и 13 см) соответствуют такому периоду его развития, когда лимон поливался обычной водой, а иногда, периодически, и водой с растворенной содой, с находящимися в почве металлическими пластинами. Отмеченные листья отличались от листьев первой правой ветви начального развития лимона размерами не только по длине - они были шире. Кроме этого, они имели своеобразный блеск, в то время как листья первой ветви, правой ветви начального развития лимона имели матовый оттенок. Особенно данный блеск был проявлен у листа с размером 16.2 см, то есть у того листа, соответствующего периоду развития лимона, когда он постоянно в течение месяца поливался водой с растворенной содой при содержащихся в почве металлических частицах. Изображение данного лимона помещено на фиг. 3.

Фиг. 2 Фиг. 3

Применение данной методики способствовало лучшему развитию ростков ячменя. Длина опытных образцов ростков ячменя после более 7 дней развития, находящихся в одних и тех же условиях с контрольными ростками, составляла 13.6-15.5-16.2 см от почвы до вершины, в то время, как длина контрольных ростков составляла в среднем 6 - 9.5 см. Таким образом, исходя из опытных наблюдений, выяснилось, что длина экспериментальных образцов оказалась в среднем на 7 см больше контрольных растений.

Предлагаемый способ показал свою эффективность при электростимуляции суккулентов - толстянки, кактуса. На фиг. 4, 5 показан вид комнатной пальмы, находящейся под действием электростимуляции в течение нескольких лет.

Фиг. 4 Фиг. 5

На фиг. 6, 7 показано фото драцены, находящейся под действием электростимуляции. В почву с ней добавлялись оцинкованные пластинки, медь в виде порошка, частиц, угольный порошок, алюминиевая фольга.

Фиг. 6 Фиг. 7

Снимки сделаны с интервалом в 2 месяца - 28.11.2011 г. /фото фиг. 6/ и 26.01.2012 г /фото фиг. 7/. На 9.02.2012 г длина трех стволов растения от поверхности почвы до вершины составляла 175 см, 179 см, 152 см соответственно, расстояние между оконечностью листьев 1-го слева ствола - 58 см. Для сравнения высота горшка - 20 см.

Данный способ позволит исключить внесение химических удобрений, различных ядохимикатов, так как возникающие токи позволят разлагать ряд трудноусвояемых для растений веществ, а, следовательно, позволят растению легче усваивать эти вещества.

Подобные наблюдения позволяют сделать вывод о возможном проявлении подобного эффекта электростимуляции в природных условиях. Так, по состоянию растительности, произрастающей на данном участке местности, можно определить состояние ближайших слоев почвы. Если в данной местности лес растет густой и более высокий, чем в остальных местах, или трава в данном месте более сочная и густая, то тогда в этом случае можно сделать вывод о том, что возможно на данном участке местности имеются залежи металлосодержащих руд, находящиеся недалеко от поверхности. Создаваемый ими электрический эффект благотворно сказывается на развитии растений в данном районе.

Используемая литература

1. Гордеев A.M., Шешнев В.Б. Электричество в жизни растений. - М.: Наука, 1991. - 160 с.

2. Патент № RU 2261588, заявка № 2002114960 от 05.06.2002 г - "Способ электростимуляции жизнедеятельности растений". Описание патента в интернете: http://www.ntpo.com/, http://www.ntpo.com/patents_harvest/harvest_1/

3. Заявление на открытие № ОТ ОВ 6 от 07.03.1997 г. "Свойство изменения водородного показателя воды при соприкосновении ее с металлами", - 31 л.

4. Дополнительные материалы к описанию открытия № ОТ 0В 6 от 07.03.1997 г., к разделу III "Область научного и практического использования открытия.", - март, 2001 г., 31 л.

5. Беркинблиг М.Б., Глаголева Е.Г. Электричество в живых организмах. - М.: Наука. Гл. ред - физ. - мат. лит., 1988. - 288 с. (Б-чка "Квант"; вып.69).

6. Скулачев В.П. Рассказы о биоэнергетике. - М.: Молодая гвардия, 1982.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация минеральных удобрений (простые и смешанные). Истощение сельскохозяйственной почвы. Органические и минеральные удобрения. Полноценное развитие растений при использовании комплексных удобрений. Влияние воды на жизнедеятельность растений.

    презентация , добавлен 14.05.2014

    Исследование физического и химического состава почв комнатных растений, виды минеральных удобрений. Признаки недостатка в почве минеральных веществ. Советы по выращиванию комнатных растений в условиях школы. Болезни и вредители растений, средства защиты.

    курсовая работа , добавлен 03.09.2014

    Применение химических мер борьбы с вредителями как способ вмешательства человека в сельскохозяйственный ландшафт. Определение токсичности и летальной дозы средств защиты растений, степень их действия на эдафон - совокупность почвенных организмов.

    реферат , добавлен 21.07.2011

    Понятие прививки растений, ее сущность и особенности, основные цели и задачи. Окулировка как самый распространенный способ размножения плодовых растений в питомниках, техника его выполнения и отличительные черты. Порядок обвязки и ухода за окулянтами.

    реферат , добавлен 30.03.2009

    Сведения о беспозвоночных вредителях культурных растений и их распространении на различных культурах. Анализ повреждаемости растений на агробиостанции. Средства борьбы: карантин растений, агротехнический, механический, биологический и химический методы.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2011

    Агрохимия – наука о взаимодействии растений, почвы и удобрений в процессе выращивания сельскохозяйственных культур. Цель агрономической химии – создание наилучших условий питания растений. Общие сведения о хозяйстве ЗАО "Бобравское" Рокитнянского р-на.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2009

    Минерализация почвы и потеря капиллярной влагоемкости на фоне отвальной вспашки. Механизм питания растений и влага. Психизм растений по И.Е. Овсинскому и способ посева. Совмещение критических фаз развития зерновых культур с осадками лета по прогнозу.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Особенности технологии силосования отдельных видов растений: кукурузы, подсолнечника, сорго, озимой ржи, рапса, злаково-бобовых смесей и трав, ботвы корнеплодов. Состав и питательность силоса. Применение химических препаратов при силосовании бобовых.

    реферат , добавлен 28.10.2009

    Инфекционные болезни и патофизиологические изменения растений. Грибы как возбудители болезней растений. Болезни, связанные с неблагоприятным условиям питания калием, кальцием, железом и микроэлементами. Основные методы защиты растений от болезней.

    реферат , добавлен 14.07.2010

    Важнейшие периоды в питании растений. Значение послойного внесения удобрений. Сырые калийные удобрения и их использование. Нитрофоска, ее производство и применение. Комплексное использование бобовых сидератов, их удобрение. Агрохимическая картограмма.

ЭЛЕКТРОКУЛЬТУРА СЕМЯН И РАСТЕНИЙ

Не правда ли, странное название - электрокультура? Что же это такое? Кратко говоря, наука, изучающая, как электрическое поле влияет на живые организмы. Теперь уже твердо установлено, что для них это поле имеет такое же значение, как, скажем, воздух, свет, тепло...

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Электрокультура как наука, видимо, зародилась в 1776 году, когда французский аббат, позже академик, П. Берталон заметил, что растения близ громоотводов растут, развиваются куда лучше, чем на некотором отдалении от них. Он предположил: в этом виноваты электрические разряды, проходящие через громоотвод во время грозы.

Итальянец Ф. Гардини решил проверить догадку аббата. В 1793 году он натянул над фруктовыми деревьями в своем саду несколько рядов громоотводов (попросту проволоки) и принялся ожидать хорошего урожая. Три года над его садом бушевали грозы, однако урожай не только не повысился, а, наоборот, часть растений завяла.

Причину этого нашли только в 1836 году, когда знаменитый М. Фарадей доказал на себе, что если живой организм поместить в металлическую сетку (ее потом назвали клеткой Фарадея), то ему не надо бояться гроз. Ведь металлическая сетка не пропускает электричества, а силовые линии буквально обходят ее.

Только теперь стало ясно, что ряды проволочных громоотводов в саду Гардини создали над растениями некоторое подобие клетки Фарадея.

И чтобы окончательно убедиться в этом, французский ученый А. Грандо в 1848 году прикрыл одно растение такой клеткой, а второе оставил открытым. И что же? Первое отстало по развитию от второго.

Вывод напрашивался сам собой: электричество крайне необходимо для растений.

Но этот вывод еще надо было точно доказать. Такое доказательство провели лишь через 122 года после открытия Берталона. В 1898 году немецкий ученый С. Леместр и, спустя четыре года, его соотечественник О. Принсгейм прикрыли растение клеткой Фарадея, создав в ней искусственное электростатическое поле. И после целой серии опытов убедились, что оно вполне компенсирует нехватку природного электричества.
Больше того, если создать поле мощнее естественного, то рост растений даже ускоряется. Следовательно, электричество может существенно нам помочь в выращивании сельскохозяйственных культур.

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ПЛАНЕТЫ

Еще древним было прекрасно известно, что натертый о шерсть янтарь притягивает кусочки материи и бумаги. Сейчас-то мы знаем, что вокруг него создается электрическое поле. Но интересно, что точно так же ведут себя в электрическом поле и другие предметы растительного происхождения - например, стебельки и семена. Если их положить за заземленный электрод 2, а на верхний, параллельный ему электрод 1 подать положительный потенциал, они, как по команде, поднимутся и замрут вдоль силовых линий (рис. 1).

Рис. 2. Так эквипотенциальные поверхности огибают высокие здания и другие возвышенности..
Рис. 3. Колебания напряженности электрического поля Земли (кривая 1) и активности Солнца (кривая 2) за двадцать лет. Буквой W обозначено число Вольфа, характеризующее интенсивность деятельности Солнца.
Рис. 4. Изменение напряженности электрического поля атмосферы над ровной местностью в течение суток, выраженное в процентах к среднему значению.
Рис. 5. Взаимосвязь урожайности сельскохозяйственных культур в США (верхняя кривая) с колебаниями солнечной активности (нижняя кривая) за пятьдесят лет. По данным А. Чижевского.

А как только мы уберем заряд, так наши стебельки и семена хаотически рассыплются: как видите, электрическое поле смогло победить даже силу земного притяжения.
Очевидно, нечто подобное происходит и в природе, только на сей раз роль «подопытных кроликов» играют настоящие растения - в вертикальном положении их поддерживает электрическое поле Земли, и с его помощью они растут, устремляются вверх.

Но мы начинали с опыта, и поэтому логично возникает вопрос: что же считать «верхним электродом» нашей планеты? Ответ в 1902 году дали англичанин С. Хевйсайд и американец А. Кеннели. Они предположили, что в атмосфере на высоте примерно 100 км находится какой-то слой положительно заряженных частиц.

Потом, когда эта гипотеза подтвердилась, его назвали ионосферой. Теперь совершенно точно установлено, что между нею и отрицательно заряженной Землей, как между пластинами гигантского сферического конденсатора, существует электрическое поле. Оно характеризуется напряженностью, потенциалом относительно Земли и эквипотенциальностью.

Первые две величины изменяются с высотой: напряженность снижается (у поверхности она составляет 130 В/м, а на 6 км падает до 10 В/м), потенциал же, наоборот, возрастает (в 500 м от поверхности он равен 50 кВ, а вблизи ионосферы достигает 212 кВ).

Что же касается третьей величины... Планету как бы охватывают эквипотенциальные оболочки, причем напряженность каждой из них относительно Земли строго постоянна. Эти свойства электрического поля планеты уже используют в технике.
Например, американец М. Хилл из университета Д. Гопкинса запатентовал недавно оригинальный вариант автопилота.

На крыльях и хвосте самолета устанавливаются датчики. Пока машина летит на определенной высоте, словно скользя по эквипотенциальной поверхности, они бездействуют. Но как только самолет немного опустится или поднимется, тем самым перейдя в другой эквипотенциальный слой, датчики мгновенно среагируют на изменение потенциала и выдадут управляющий сигнал на рули.

Интересно, что такой автопилот может вести машину и на малой высоте. Ей ничуть не грозит столкновение с каким либо препятствием - ведь эквипотенциальные оболочки плавно огибают даже малейшие возвышенности (рис. 2).

Правда, настройку аппаратуры придется все время корректировать: электрическое поле Земли только называется статическим, а на самом деле его потенциал постоянно меняется. Уже замечены 11-летние циклы его колебаний, совпадающие с периодами солнечной активности (рис. 3); есть изменения годичные и даже суточные (рис. 4), причем во второй половине дня напряженность поля Земли гораздо выше, чем утром.

Итак, жизнь растений зависит от электрического поля атмосферы, а его состояние, в свою очередь, неразрывно связано с деятельностью Солнца. И не случайно урожаи, собранные в период наибольшей активности нашего светила, превышают на 54% средние сборы и на 108% недороды (рис. 5).


ПОТОКИ АЭРОИОНОВ

Как удалось установить, заряды от ионосферы к поверхности переносят аэроионы - положительно и отрицательно заряженные атомы и молекулы газов.
Отрицательные поднимаются вместе с капельками воды к положительно заряженной ионосфере, образуя по пути разнообразные облака: обычные (на высоте 10 км), перламутровые (25-30 км) и таинственные серебристые (80- 90 км).

Рис. 6. Изменение количества положительных и отрицательных аэроионов в 1 куб. см воздуха на протяжении года.
Рис. 7. Зависимость всхожести семян сахарной свеклы сорта Ялтушковская односеменная от часа обработки их электростатическим полем одной и той же напряженности.

А положительные опускаются к отрицательно заряженной поверхности, где их первыми встречают растения. В одном кубическом сантиметре воздуха у самой земли обычно насчитывается до 750 положительных и 650 отрицательных аэроионов, причем эта диспропорция возрастает именно к лету, во время царствования флоры (рис. 6).

Любопытно, что в помещении положительных аэроионов очень мало - воздух, проходя через форточку, оставляет снаружи почти половину их, а большая часть остальных оседает на стенах и разных предметах. Восполнить дефицит нетрудно - стоит внести в помещение сильно заряженный отрицательный электрод, как к нему тут же через все щели потянутся положительные аэроионы.

Объяснение этому явлению нашли только после того, как А. Беккерель и В. Рентген создали искусственные аэроионизаторы, а, С. Аррениус использовал теорию электролитической диссоциации при описании воздушной среды. Электроны, оказывается, не стекают с заряженного электрода, как считали раньше, - около него концентрируются аэроионы противоположного знака, которые и нейтрализуют частично первоначальный заряд.

Тогда-то стала ясна и роль громоотвода - заряжаясь от земли отрицательно, он притягивал из атмосферы положительные аэроионы, благотворно влияющие на растения. Так громоотвод стал первым устройством для электрокультуры, хотя создавался он с совсем другой целью...

ЭЛЕКТРОКУЛЬТУРА СЕМЯН

Если уж и активизировать растения электрическим полем, то это надо делать в самой начальной стадии их развития. К такому выводу пришел профессор А. Чижевский, изучив все, что было написано у нас и за рубежом об электрокультуре. И в 1932 году в подмосковном селе Кузьминки под его руководством начались исследования влияния электрического поля на семена овощей.

Их проводили на установке, похожей на ту, что изображена на рисунке 1, только на электрод 1 для привлечения положительных аэроионов к семенам подавался отрицательный потенциал. А второй электрод поместили под столом с подопытными семенами.

Для усиления эффекта верхний электрод сделали в виде игольчатой «люстры» с торчащими во все стороны маленькими громоотводами. Опыты прошли успешно, и Чижевский мог с полным правом утверждать: если на семена огурцов от 5 до 20 мин воздействовать электричеством, их всхожесть возрастет сразу на 14-16% (см. таблицу 1).

Война приостановила работы, начатые А. Чижевским. И только через 20 лет их продолжили сотрудники Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства, правда, сосредоточив внимание уже на злаковых культурах.

Они доказали абсолютную правильность выводов основоположника электрокультуры в нашей стране (см. таблицу 2).

Таблица 2

Совхозы

Площадь

посева в га

Урожай
в ц/га

Контроль

в ц/га

Повышение
в ц/га

Увеличение
урожайности в %

Багарянский 57 17,4 15,5 2,1 15
Аргаяшский 81 22,5 18,6 3,9 21
Учхоз ЧИМЭСХ 15,1 33,6 30 3,6 11

К 1975 году было сделано немало.

Например, для семянзерновых подобрали самые выгодные режимы и дозы предпосевной обработки, при этом весьма эффективным оказалось поле коронного (большой интенсивности) разряда - оно привлекало к растениям больше всего положительных аэроионов.

А потом настала очередь и других культур. В 1973-1975 годах во Всероссийском НИИ сахарной свеклы и сахара после обработки семян этой культуры добились не только высоких урожаев - выход сахара из корней увеличился на 10-11%)
А вот на Талды-Курганской опытной сельскохозяйственной станции облучили полем семена кукурузы.
И что же? Урожай зеленой массы возрос на 11-12%

Использовали электрокультуру и сотрудники Украинского НИИ овощеводства и бахчеводства. После трехлетних опытов им удалось на 14-17% поднять урожаи столовой моркови.
Но все-таки почему же семена, недолго побывав под напряжением, так заметно изменили свои свойства?

Попробуем разобраться в этом.

Как известно, в природе семена формируются летом, в период максимальной напряженности атмосферного поля, когда в воздухе больше всего положительных аэроионов.

Приближается осень, постепенно уменьшается и напряженность поля Земли. Затихает обмен веществ в клетках растений. Но вот заканчивается долгая зима, с каждым днем нарастает напряженность поля, становится теплее, светлее. И тогда-то семена ненадолго вносят в искусственное электрическое поле, словно наполняя их энергией, подгоняя клеточный биопотенциал до летнего уровня.
Теперь «подзаряженные» семена быстрее приспособятся к электрическому полю Земли и прорастать, конечно, станут активнее.

Но почему-то при весенней обработке напряженность искусственного поля из года в год оставляют одинаковой. А ведь это неправильно - напряженность естественного поля зависит от состояния солнечной активности. Значит, и обработку семян нужно проводить дифференцированно, строго учитывая деятельность Солнца.

Больше того, при сеансах электрооблучения немалое значение имеет даже время суток. А секрет этого прост: на постоянный режим облучения накладывается естественный режим изменения напряженности поля атмосферы.
И вот, наконец, весной обработанные семена высевают, и прорастают они уже под непосредственным влияниемэлектрического поля Земли.

ЭЛЕКТРОКУЛЬТУРА РАСТЕНИЙ

Семя проросло. День за днем растение вытягивает стебель к положительно заряженной ионосфере и зарывает корни поглубже в почву (отрицательный потенциал!). Не правда ли, очень похоже на магнитную стрелку, только расположенную вертикально, вдоль силовых линий поля Земли?

Но вот пришло лето, стебельки начинают расти еще интенсивнее - ведь все время повышается напряженность поля атмосферы, а положительных аэроионов в воздухе становится все больше.

И так будет продолжаться до тех пор, пока силы, создаваемые разностью потенциалов ионосфера - Земля, не уравновесятся тяжестью самого стебля и движущихся по нему питательных соков. И молекулы питательных веществ, превратившись в соках в ионы и повинуясь законам электролитической диссоциации, направятся в противоположные стороны: отрицательные - вверх, к листьям, а положительные - вниз. Это внутри растений.

А снаружи их? Как установил канадский профессор Л. Мурр, с верхушек растений к ионосфере струится поток отрицательных электронов, а навстречу ему, на листья, дождем сыплются положительные аэроионы. Поэтому травы и деревья можно смело считать потребителями атмосферных зарядов, которые они поглощают, нейтрализуют и в таком виде накапливают.

Что же касается другого полюса растений, его корневой системы, то выяснилось - на нее благотворно влияют отрицательные аэроионы.
Исследователи проложили между корнями обычного томата положительно заряженный стержень - электрод, вытягивающий отрицательные аэроионы из почвы. Урожай томатов возрос сразу на 52%.

Кроме того, оказалось, что почве с высоким содержанием органических веществ свойствен катионообменный характер, то есть в удобрениях накапливается большой отрицательный заряд. В этом, кстати сказать, видят одну из причин повышения урожаев при применении удобрений.

Мы уже знаем, какую роль играет влага в электрокультуре семян. А о том, что она значит для электрокультуры растений, достаточно красноречиво свидетельствуют данные американского ученого М. Франца: при облучении полем увлажненных ростков моркови ее урожайность повысилась на 125%.

Электрокультурой растений занимался и А. Чижевский - в теплицах совхоза «Марфино» под Москвой он подвесил над грядками с огурцами отрицательно заряженную «люстру» (рис. 8). Результаты не замедлили сказаться - опытные огурцы сорта Клинские при трех сборах в два раза превзошли по урожайности контрольные экземпляры.

Итак, основываясь на опытах с электрокультурой семян и растений, можно смело утверждать, что она дает отличную возможность резко повысить производительность и рентабельность сельского хозяйства. Электрокультура может и должна помочь «зеленой революции» в решении продовольственной проблемы.

ТМ 1978 г.

ЛЕОНИД ШАПОВАЛОВ, кандидат технических наук,
научный сотрудник Украинского научно-исследовательского
института механизации и электрификации сельского хозяйства г. Киев

Цель градоотводов не ограничивалась предотвращением гроз. Они служили источниками электрического тока в опытах ученого по изучению влияния электричества на растения: в почве циркулировали токи, а в воздухе посредством тихих разрядов вблизи медного острия шло образование озона.

Признавая аналогию между градоотводом и молниеотводом, исследователь уточнял: «Не могу, однако, воздержаться, чтобы не отметить, что такой прибор чрезвычайно подобен тому, который бессмертный Франклин использовал в своих исследованиях атмосферного электричества, хотя, понятно, он менее всего имел в виду «электрокультуру»». Особенностью громоотводов Наркевича-Иодко была рассчитанная под электрокультуру разветвлённая под землёй в почве специальная сеть для «разводки» привлечённого из атмосферы электричества.

Градо- и молниеотводы были известны на Игуменщине и до изысканий Наркевича-Иодко, однако новым стало привлечение атмосферного электричества в почву для сельскохозяйственных целей и снижения вероятности возникновения гроз с выпадением града на «электрокультурных наднёманских землях».

Кроме того, на полях имения учёный проводил эксперименты с применением природного гальванического элемента по принципу действия элемента Грене. Электричество в почве образовывалось между заглублёнными в почву разнополярными медно-цинковыми или медно-графитовыми пластинами при замыкании над поверхностью почвы соединённых с ними проводников. Урожайность растений также повышалась.

Для Наркевича-Иодко, землевладельца и ученого-исследователя, изучение влияния электричества на растения представляло большой интерес. С целью проведения систематических исследований в этой области он оборудовал в имении Наднеман опытные участки электрокультивирования. Если в 1891 году под электрокультурой было занято 10 га, то в последующие годы площадь увеличилась в 20 раз. Таких масштабов опытных работ на то время нигде не было. Во время опытов под электричеством исследовались посевы ржи, овса, ячменя, кукурузы, гороха, боба, а также плодово-ягодных растений, хмеля. Электрокультивация проводилась и в парниках, и в оранжереях. Учёный особо заботился о чистоте, точности и корректности опытов.

Изучая влияние электричества на растения, ученый пришел к выводу, что электричество оказывает на растения благотворное влияние. Из отчётов следовало, что под воздействием электричества урожайность сельскохозяйственных культур повышалась в сравнении с контрольными замерами на 6-10 процентов. Электричество способствовало ускорению химических процессов, происходящих в почве.

С результатами работ исследователя ознакомились известные ученые А.И. Воейков и А.В. Советов, которые посетили имение Наднеман и дали положительную оценку результатам работ.

В январе 1892 г. на заседании Собрания сельских хозяев в Санкт-Петербурге Наркевич-Иодко сделал официальное сообщение о результатах опытов по использованию электричества в сельском хозяйстве. Было отмечено, что его опыты по электрокультуре не дублируют уже известные факты, потому что в схему эксперимента внесены существенные изменения: впервые гальванический элемент как источник тока был исключён из опыта. Как писал учёный: «Мои последние опыты 1891 года выполнены над атмосферным электричеством. Как выяснилось, пропускание тока определённой силы через почву не только улучшало качество посевного материала, но и ускоряло рост».

В настоящее время вопросам влияния электрических токов на растения посвящены многочисленные исследования учёных. Установлено, что при пропускании тока через стебель растения линейный рост побегов увеличивается на 5-10%, ускоряется срок созревания плодов томата. Отмечена зависимость между интенсивностью фотосинтеза и значением разности электрических потенциалов между землёй и атмосферой. Однако ещё не исследован механизм, лежащий в основе этих явлений.

Несмотря на столь убедительные и неоспоримые положительные результаты, электростимуляция растений так и не нашла широкого применения в сельскохозяйственной практике, хотя интерес к электрокультивированию растений сохраняется и в наше время.


Электрические явления играют важную роль в жизни растений. В ответ на внешние раздражения в них возникают очень слабые токи (биотоки). В связи с этим можно предположить, что внешнее электрическое поле может оказать заметное воздействие на темпы роста растительных организмов.
Еще в XIX веке ученые установили, что земной шар заряжен отрицательно по отношению к атмосфере. В начале XX столетия на расстоянии 100 Километров от поверхности земли была обнаружена положительно заряженная прослойка - ионосфера. В 1971 году космонавты увидели ее: она имеет вид светящейся прозрачной сферы. Таким образом, земная поверхность и ионосфера представляют" собой два гигантских электрода, создающих электрическое поле, в котором постоянно находятся живые организмы.
Заряды между Землей и ионосферой переносятся аэроионами. Носители отрицательных зарядов устремляются к ионосфере, а положительные аэроионы движутся к земной поверхности, где вступают в контакт с растениями. Чем выше отрицательный заряд растения, тем больше оно поглощает положительных ионов.
Можно предположить, что растения определенным образом реагируют на, изменение электрического потенциала окружающей среды. Более двухсот лет назад французский аббат П. Берталон заметил, что возле громоотвода растительность пышнее и сочнее, чем на некотором расстоянии от него. Позднее его соотечественник ученый Гран- до выращивал два совершенно одинаковых растения, но одно находилось в естественных условиях, а другое было накрыто проволочной сеткой, ограждавшей его от внешнего электрического поля. Второе растение развивалось медленно и выглядело хуже находящегося в естественном электрическом поле. Г рандо сделал заключение, что для нормального роста и развития растениям необходим постоянный контакт с внешним электрическим полем.
Однако до сих пор в действии электрического поля на растения много неясного. Давно замечено, что частые грозы благоприятствуют росту растений. Правда, это утверждение нуждается в тщательной детализации. Ведь грозовое лето отличается не только частотой молний, но и температурой, количеством осадков.
А это факторы, оказывающие на растения весьма сильное воздействие.
Противоречивы данные, касающиеся темпов роста растений вблизи высоковольтных линий. Одни наблюдатели отмечают усиление роста под ними, другие - угнетение. Некоторые японские исследователи считают, что высоковольтные линии негативно влияют на экологическое равновесие.
Более достоверным представляется тот факт, что у растении, произрастающих под высоковольтными линиями обнаруживаются различные аномалии роста. Так, под линией электропередач напряжением 500 киловольт у цветков гравилата увеличивается количество лепестков до 7-25 вместо привычных пяти. У девясила - растения из семейства сложноцветных - происходит срастание корзинок в крупное уродливое образование.
Не счесть опытов по влиянию электрического тока на растения. Еще И. В. Мичурин проводил эксперименты, в которых гибридные сеянцы выращивались в больших ящи* ках с почвой, через которую пропускался постоянный
электрический ток. Было установлено, что рост сеянцев при этом усиливается. В опытах, проведенных другими исследователями, были получены пестрые результаты. В некоторых случаях растения гибли, в других - давали небывалый урожай. Так, в одном из экспериментов вокруг делянки, где росла морковь, в почву вставили металлические электроды, через которые время от времени пропускали электрический ток. Урожай превзошел все ожидания - масса отдельных корней достигла пяти килограммов! Однако последующие опыты, к сожалению, дали иные результаты. По-видимому, исследователи упустили из виду какое-то условие, которое позволило в первом эксперименте с помощью электрического тока получить небывалый урожай.
Почему же растения лучше растут в электрическом поле? Ученые Института физиологии растений им. К- А. Тимирязева АН СССР установили, что фотосинтез идет тем быстрее, чем больше разность потенциалов между растениями и атмосферой. Так, например, если около растения держать отрицательный электрод и постепенно увеличивать напряжение (500, 1000, 1500,
2500 вольт), то интенсивность фотосинтеза будет возрастать. Если же потенциалы растения и атмосферы близки, то растение перестает поглощать углекислый газ.
Создается впечатление, что электризация растений активизирует процесс фотосинтеза. Действительно, у огурцов, помещенных в электрическом поле, фотосинтез протекал в два раза быстрее по сравнению с контрольными. В результате этого у них образовалось в четыре раза больше завязей, которые быстрее, чем у контрольных растений, превратились в зрелые плоды. Когда растениям овса сообщили электрический потенциал, равный 90 вольт, масса их семян увеличилась в конце опыта на 44 процента по сравнению с контролем.
Пропуская через растения электрический ток, можно регулировать не только фотосинтез, но и корневое питание; ведь нужные растению элементы поступают, как правило, в виде ионов. Американские исследователи установили, что каждый элемент усваивается растением при определенной силе тока.
Английские биологи добились существенной стимуляции роста растений табака, пропуская через них постоянный электрический ток силой всего в одну миллионную долю ампера. Разница между контрольными и опытными растениями становилась очевидной уже через 10 дней после начала эксперимента, а спустя 22 дня она была очень заметной. Выяснилось, что стимуляция роста возможна только в том случае, если к растению подключался отрицательный электрод. При перемене полярности электрический ток,

напротив, несколько тормозил рост растений.
В 1984 году в журнале «Цветоводство» была опубликована статья об использовании электрического тока для стимуляции корнеобразо- вания у черенков декоративных растений, особенно укореняющихся с трудом, например у черенков роз. С ними-то и были поставлены опыты в закрытом грунте. Черенки нескольких сортов роз высаживали в перлитовый песок. Дважды в день их поливали и не менее трех часов воздействовали электрическим током (15 В; до 60 мкА). При этом отрицательный электрод подсоединялся к растению, а положительный погружали в субстрат. За 45 дней прижилось 89 процентов черенков, причем у них появились хорошо развитые кор
ни. В контроле (без электростимуляции) за 70 дней выход укорененных черенков составил 75 процентов, однако корни у них были развиты значительно слабее. Таким образом, электростимуляция сократила срок выращивания черенков в 1,7 раза, в 1,2 раза увеличила выход продукции с единицы площади.
Как видим, стимуляция роста под воздействием электрического тока наблюдается в том случае, если к растению присоединяется отрицательный электрод. Это можно объяснить тем, что само растение обычно заряжено отрицательно. Подключение отрицательного электрода увеличивает разность потенциала между ним и атмосферой, а это, как уже отмечалось, положительно сказывается на фотосинтезе.

Благоприятное действие электрического тока на физиологическое состояние растений использовали американские исследователи для лечения поврежденной коры деревьев, раковых образований и т. д. Весной внутрь дерева вводили электроды, через которые пропускали элек- рический ток. Продолжительность обработки зависела от конкретной ситуации. После такого воздействия кора обновлялась.
Электрическое поле влияет не только на взрослые растения, но и на семена. Если их на некоторое время поместить в искусственно созданное электрическое поле, то они быстрее дадут и дружные всходы. В чем причина этого явления? Ученые предполагают, что внутри семян в результате воздействия электрическим полем разрывается часть химических связей, что приводит к возникновению осколков молекул, в том числе частиц с избыточной энергией - свободных радикалов. Чем больше активных частиц внутри семян, тем выше энергия их прорастания. По мнению ученых, подобные явления возникают при действии на семена и других излучений: рентгеновского, ультрафиолетового, ультразвукового, радиоактивного.
Возвратимся к результатам опыта Грандо. Растение, помещенное в металлическую клетку и тем самым изолированное от естественного электрического поля, плохо росло. Между тем в большинстве случаев собранные семена хранятся в железобетонных помещениях, которые, по существу, представляют собой точно такую же металлическую клетку. Не наносим ли мы тем самым ущерб семенам? И не потому ли хранившиеся таким образом семена столь активно реагируют на воздействие искусственного электрического поля?
В Физико-техническом институте АН УзССР разработана установка для предпосевной обработки семян хлопчатника. Семена движутся под электродами, между которыми возникает так называемый «коронный» разряд. Производительность установки - 50 килограммов семян в час. Обработка позволяет получить прибавку урожая в пять центнеров с гектара. Облучение повышает всхожесть семян более чем на 20 процентов, коробочки созревают на неделю раньше обычного, а волокно становится прочнее и длиннее. Растения лучше противостоят различным заболеваниям, особенно такому опасному, как вилт.
В настоящее время электрическая обработка семян различных культур осуществляется в хозяйствах Челябинской, Новосибирской и Курганской областей, Башкирской и Чувашской АССР, Краснодарского края.
Дальнейшее изучение влияния электрического тока на растения позволит еще более активно управлять их продуктивностью. Приведенные факты свидетельствуют о том, что в мире растений еще много непознанного.

Солнечные элементы действительно поражают воображение, как только вспоминаешь о необыкновенном множестве их применения. В этой книге были уже описаны как миниатюрные солнечные элементы, питающие часы, так и сравнительно мощная солнечная батарея для системы электроснабжения высокоинтенсивных ламп накаливания Действительно, область применения солнечных элементов достаточно широка

Ниже описывается применение, в которое трудно будет поверить. Речь идет о фотоэлектропреобразователях, стимулирующих рост растений . Звучит неправдоподобно?

Для начала лучше всего познакомиться с основами жизни растений Большинству читателей хорошо известно явление фотосинтеза, который является основной движущей силой в жизни растений. По существу фотосинтез представляет собой процесс, благодаря которому солнечный свет позволяет осуществить питание растений.

Хотя процесс фотосинтеза значительно сложнее объяснения, которое возможно и уместно в данной книге, этот процесс заключается в следующем Лист каждого зеленого растения состоит из тысяч отдельных клеток Они содержат вещество, называемое хлорофиллом, которое между прочим и придает зеленую окраску листьям. Каждая такая клеточка является химическим заводом в миниатюре. Когда частица света, называемая фотоном, попадает в клетку, она поглощается хлорофиллом. Высвобождаемая при этом энергия фотона активизирует хлорофилл и дает начало ряду превращений, приводящих в конечном итоге к образованию сахара и крахмала, которые усваиваются растениями и стимулируют рост.

Эти вещества хранятся в клетке, пока не понадобятся растению. С уверенностью можно предположить, что количество питательных веществ, которыми лист может обеспечить растение, прямо пропорционально количеству солнечного света, падающего на его поверхность. Это явление похоже на преобразование энергии солнечным элементом.

Однако растению одного солнечного света недостаточно. Чтобы вырабатывать питательные вещества, лист должен иметь исходное сырье. Поставщиком таких веществ является развитая корневая система, через которую они всасываются из почвы 1). Корни, представляющие собой сложную структуру, так же важны для развития растения, как и солнечный свет.

Обычно корневая система столь же обширна и разветвленна, как и растение, которое она питает. Например, может оказаться, что здоровое растение высотой 10 см имеет корневую систему, уходящую в землю на глубину 10 см. Конечно, так бывает не всегда и не у всех растений, но, как правило, это так. Следовательно, было бы логично ожидать, что если бы удалось каким-либо образом усилить рост корневой системы, то верхняя часть растения последовала бы ее примеру и на столько же выросла бы. В действительности так оно и происходит. Было обнаружено, что благодаря непонятному еще до конца действию слабый электрический ток действительно способствует развитию корневой системы, а следовательно, и росту растения. Предполагается, что подобная стимуляция электрическим током в самом деле дополняет энергию, получаемую обычным путем при фотосинтезе.

Солнечный элемент, как и клетки листа при фотосинтезе, поглощает фотон света и преобразует его энергию в электрическую. Однако солнечный элемент в отличие от листа растения выполняет функцию преобразования намного лучше. Так, обычный солнечный элемент преобразует в электрическую энергию по крайней мере 10 % падающего на него света. С другой стороны, при фотосинтезе в энергию преобразуется едва ли не 0,1 % падающего света.

Есть какая-либо польза от стимулятора кориевой системы? Это можно решить, взглянув на фотографию двух растений Оба они одного типа и возраста, росли в идентичных условиях. У растения слева располагался стимулятор кориевой системы.

Для эксперимента были выбраны саженцы длиной 10 см. Онн росли в помещении при слабом солнечном освещении, проникающем через окно, расположенное на значительном расстоянии. Никаких попыток отдать предпочтение какому-лнбо растению не делалось, кроме того, что лицевая паиель фотоэлектрического элемента была ориентирована в иаправ-ленин солнечного света.

Эксперимент продолжался около 1 мес. Эта фотография сделана на 35-й день Обращает вннмаине тот факт, что растение со стимулятором корневой системы более, чем в 2 раза крупнее контрольного растения. При подключении одного солнечного элемента к корневой системе растения имеет место стимуляция ее роста. Но здесь есть одна хитрость. Она заключается в том, что стимуляция роста корней дает лучшие результаты у затененных растений.

Исследования показали, что для растений, освещаемых ярким солнечным светом, пользы от стимуляции корневой системы мало или нет совсем. Вероятно, это потому, что таким растениям вполне достаточно энергии, получаемой при фотосинтезе. По-видимому, эффект стимуляции проявляется лишь тогда, когда единственным источником энергии для растения является фотоэлектрический преобразователь (солнечный элемент).

Однако следует помнить, что солнечный элемент преобразует? свет в энергию значительно эффективнее, чем лист при фотосинтезе. В частности, он может преобразовать в полезное количество электроэнергии свет, который для растения был бы просто бесполезен, например свет от люминесцентных ламп и ламп накаливания, ежедневно используемых для освещения помещений. Опыты также показывают, что у семян, подвергшихся воздействию слабого электрического тока, ускоряется прорастание и увеличивается число побегов и в конечном счете - урожайность.

Все, что необходимо для проверки теории,- это один-единствен-ный солнечный элемент. Однако еще потребуется пара электродов, которые можно было бы легко воткнуть в землю вблизи корней (рис. 2).

Можно быстро и просто испытать стимулятор корневой системы, воткнув в землю вблизи растения пару длинных гвоздей и соединив их проводами с каким либо солнечным элементом.

Размер солнечного элемента в принципе не имеет значения, поскольку сила тока, требуемая для стимуляции корневой системы, ничтожно мала. Однако для достижения наилучших результатов поверхность солнечного элемента должна быть достаточно большой, чтобы улавливать больше света. С учетом этих условий для стимулятора корневой системы был выбран элемент диаметром 6 см.

К диску элемента были подсоединены два стержня из нержавеющей стали. Один из них был припаян к тыльному контакту элемента, другой - к верхней токосъемной сетке (рис. 3). Однако использовать элемент в качестве крепления для стержней не рекомендуется, так как он слишком хрупок и тонок. Лучше всего солнечный элемент закрепить на металлической пластине (преимущественно из алюминия или нержавеющей стали) несколько больших размеров. Убедившись в надежности электрического контакта пластинки с тыльной стороны элемента, можно подсоединить один стержень к пластине, другой - к токосъемной решетке.

Можно собрать конструкцию и по-другому: поместить элемент, стержни и все остальное в пластмассовый защитный футляр. Для этой цели вполне подойдут коробочки из тонкой прозрачной пластмассы (используемые, например, для упаковки юбилейных монет), которые можно найти в галантерейном, хозяйственном магазине или магазине канцелярских товаров. Необходимо лишь так укрепить металлические стержни, чтобы они не прокручивались и не гнулись. Можно даже залить все изделие жидким отверждающимся полимерным составом.

Однако следует иметь в виду, что при отверждении жидких полимеров происходит усадка. Если элемент и присоединенные стержни надежно закреплены, то никаких осложнений не возникнет. Плохо закрепленный стержень при усадке полимерного компаунда может разрушить элемент и вывести его из строя.

Элемент также нуждается в защите от воздействия внешней среды. Кремниевые солнечные элементы слегка гигроскопичны, способны впитывать небольшое количество воды. Конечно, со временем вода немного проникает внутрь кристалла и разрушает наиболее подверженные воздействию атомные связи В результате ухудшаются электрические характеристики элемента, и в конце концов он полностью выходит из строя.

Если элемент залит подходящим полимерным составом, можно считать проблему решенной. Другие способы крепления элемента потребуют и других решений. Теперь, когда стимулятор готов, необходимо воткнуть два металлических стержня в землю вблизи корней. Все остальное сделает солнечный элемент.

Список деталей

Солнечный элемент диаметром 6 см

2 стержня из нержавеющей стали длиной около 20 см

Подходящая коробка из пластмассы (см. текст)

Проводим эксперимент

Можно поставить такой простой эксперимент. Взять два одинаковых растения, желательно выращенных в аналогичных условиях. Рассадить их в отдельные горшки. В один из горшков воткнуть электроды стимулятора корневой системы, а второе растение оставить для контроля. Теперь необходимо одинаково ухаживать за обоими растениями, одновременно поливая их и уделяя им равное внимание.

Примерно через 30 дней можно заметить поразительное различие между двумя растениями. Растение со стимулятором корневой системы будет явно выше контрольного растения и на нем будет больше листьев. Этот эксперимент лучше всего проводить в помещении, используя лишь искусственное освещение.

Стимулятор можно использовать для комнатных растений, поддерживая их в здоровом состоянии. Садовод или человек, занимающийся разведением цветов, может использовать его для ускоренного прорастания семян или улучшения корневой системы растений. Независимо от вида использования данного стимулятора можно хорошо поэкспериментировать в этой области.

Похожие публикации