Первую экспериментально психологическую лабораторию создал. Деятельность первых экспериментальных психологических лабораторий в россии


ЛЕКЦИЯ № 6. Отечественные работы в области психологической диагностики

1. Материалистическая основа в русской экспериментальной психологии. Труды И. М. Сеченова и И. П. Павлова. «Рефлексология» В. М. Бехтерева

Особенностью развития психологии в последней четверти XIX в. было внесение в нее экспериментальных методов исследования. Эта черта характерна и для русской психологии того времени. Обычно в психологии период развития экспериментальных методов определяется работами Вильгельм Вундта и его школы. Между тем изучение истории русской психологии показывает, что и в ней развивались экспериментальные работы, причем шли преимущественно в материалистическом направлении. Этим отечественные исследования по экспериментальной психологии отличались от работ школы Вильгельм Вундта. Как уже говорилось, в этой школе собственно психические явления предлагалось изучать при помощи самонаблюдения, а объективный экспериментальный метод применять только к физиологическим и низшим психическим процессам.

В противоположность вундтовской психологии многие экспериментальные исследования в русской психологии проводились под знаком материалистических идей . У истоков этого направления находились два величайших корифея науки – И. М. Сеченов (1829–1905) и И. П. Павлов (1849–1936) .

В трудах Сеченова начиная с 1863 г. последовательно формируется материалистическое понимание психической деятельности. Изучая материальный субстрат психических процессов – мозг, Сеченов предложил рефлекторную теорию психической деятельности. Продолжателем его дела был И. П. Павлов, создавший теорию условных рефлексов и проложивший путь от объективных исследований по функциональной физиологии центральной нервной системы к изучению материальных основ психических явлений.

Взгляды Сеченова и Павлова оказали решающее воздействие на мировоззрение видного представителя естественнонаучного направления в психологии В. М. Бехтерева . Вся рефлексология В. М. Бехтерева была реализацией рефлекторной теории Сеченова. Бехтерев стремился выявить связь психической деятельности с мозгом, нервными процессами, называл психические процессы невропсихикой. По его мнению, изучение психики не может быть ограничено одной ее субъективной стороной. Бехтерев утверждал, что «нет вообще ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно объективными проявлениями» (Бехтерев В. М. Объективная психология и ее предмет // Вестник психологии. 1904. № 9-10. С. 730). Он утверждал, что объективная психология должна пользоваться только объективным методом и характеризовать психический процесс только с его объективной стороны.

Сочетая в себе талант психолога, физиолога, психиатра и невролога-клинициста, Бехтерев был вместе с тем и выдающимся организатором психологической науки, одним из руководителей ее прогрессивного крыла. Возглавив Психоневрологический институт в Петербурге, он собрал в нем коллектив исследователей, выполнивших ряд работ экспериментального характера.

Вместе с тем при всей прогрессивности борьбы Бехтерева за объективные методы исследования против субъективистской психологии он не мог преодолеть отношения к психическим процессам как к эпифеноменам (побочным, сопутствующим явлениям, не оказывающим влияния на основной процесс) актов поведения и, протестуя против метафизических понятий («память», «чувства», «внимание»), неправомерно игнорировал те реальные процессы, которые находят отражение в них.

2. Первые в России лаборатории экспериментальной психологии. Работа Г. И. Россолимо «Психологический профиль личности». «Научная характерология» А. Ф. Лазурского

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета; были устроены лаборатории опытной психологии в Петербурге, Дерпте. В 1895 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Заведовать ею стал ближайший помощник Корсакова – А. А. Токарский . Во всех этих лабораториях работали врачи-невропатологи и психиатры, совмещавшие свои психологические исследования с врачебной практикой в клинике, а также студенты-медики. Исключение составляла психологическая лаборатория в Новороссийском университете (в Одессе). В отличие от других она была создана на историко-филологическом факультете профессором философии Н. Н. Ланге .

Центральной в экспериментальных исследованиях, проводившихся в психологических лабораториях, была проблема зависимости психики от мозга и внешнего мира. Исследовательская работа была тесно связана с медицинской практикой и служила целям диагностики психических и нервных заболеваний.

В этих исследованиях изучались объективные признаки тех или иных психических явлений (например, изменение пульса и дыхания как отражение эмоций), доказывалась предметность, объективность наших восприятий, выяснялась зависимость памяти и внимания от условий опыта и т. д. Кроме того, во всех экспериментальных лабораториях проводились исследования скорости протекания психических процессов.

Итак, во второй половине XIX в. в отечественную психологию был введен эксперимент . Но для возникновения психологической диагностики необходимо было, кроме того, чтобы практике потребовалось знание об индивидуально-психологических особенностях человека. Первые отечественные работы по психологической диагностике выполнялись в первые десятилетия XX в.

Вероятно, одна из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию, представляющая законченное самостоятельное исследование, была выполнена Г. И. Россолимо в 1909 г. в Московском университете. Г. И. Россолимо, крупнейший невропатолог и психиатр, поставил своей целью найти метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. По существу этот метод, получивший широкую известность как в России, так и за рубежом, был одной из ранних оригинальных систем тестов для измерения умственной одаренности. Эта система обследования, названная методикой индивидуального психологического профиля, сводилась к определению одиннадцати психических процессов, которые оценивались по десятибалльной системе на основании ответов на 10 достаточно произвольно подобранных вопросов. Устанавливалась сила прирожденного ума («первичного ума»), который как некое устойчивое качество противопоставлялся «вторичному уму», непрерывно совершенствующемуся под влиянием внешних воздействий. Психические процессы, измеряемые методикой Россолимо, в целом составляли также три группы, как внимание и воля, точность и прочность восприятия, ассоциативная деятельность. Он предложил графическую форму представления измерений психических процессов – вычерчивание психологического профиля, который наглядно демонстрировал соотношение указанных процессов. Отличительная особенность метода психологического профиля – его независимость от возраста испытуемого. Форма профиля оказалась надежным критерием для диагностики умственной отсталости.

Труды Россолимо были с интересом встречены как психологами, так и психиатрами, специализировавшимися на проблемах умственной отсталости. Подобные профили с того времени прочно вошли в психологическую диагностику.

Интересно мнение П. П. Блонского , высказанное по поводу методики определения психологического профиля: высоко оценивая эту методику, он признает работу Г. И. Россолимо наиболее удачной среди всех отечественных работ, так как в ней отобраны очень показательные для умственного развития тесты. Положительным в исследованиях Россолимо было, считает П. П. Блонский, также и то, что в отличие от западного тестирования он стремился к целостной оценке личности, синтетическому способу изображения ее сильных и слабых сторон. Лишь впоследствии синтетический способ исследования личности, к которому стремился Россолимо, начал укрепляться в психологической диагностике на Западе и в США.

Еще один русский психолог, придерживавшийся сходных взглядов на изучение личности, А. Ф. Лазурский , примерно в то же время создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию. Строго придерживаясь опыта и эксперимента как основных методов исследования, он в то же время стоял за создание научной теории индивидуальных различий. Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно более полной естественной классификации характеров.

Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами побудила Лазурского искать другие методы. Он выступает за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство исследователя в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому, по мнению Лазурского, удается исследовать не отдельные психические процессы, как это обычно делается, а психические функции и личность в целом.

Важным в теории Лазурского было положение о теснейшей связи свойств характера с нервными процессами. Причем это было не воскрешение галлевской френологии (локализация способностей в виде внешне выраженного развития отдельных обособленных участков больших полушарий), а объяснение свойств личности нейродинамикой корковых процессов. Итак, научная характерология Лазурского строилась как опытная наука, опирающаяся на естественный эксперимент и изучение нейродинамики корковых процессов. Не придавая вначале значения количественным методам оценки психических процессов, используя только качественные методы, он позднее ощутил недостаточность последних и попытался использовать графические схемы для определения способностей ребенка. Но работы в этом направлении были не закончены им, помешала преждевременная кончина исследователя (1917).

3. Развитие психодиагностики и психотехники в советский период (20-30-е гг. ХХ в). «Измерительная шкала ума» А. П. Болтунова. Работы М. Ю. Сыркина. Педология. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов»

С развитием дифференциально-психологических исследований психология в целом обогатилась рядом новых методов и подходов. Стали вполне осуществимы ее связи с практикой. Все это послужило основой для возникновения психологической диагностики. Собственно психодиагностические работы в России за малым исключением начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 1920-1930-е гг. в области педагогики, медицины, педологии. Подавляющее большинство методик были копированием западных психологических тестов. Незначительные отличия проявлялись в формах проведения тестовых испытаний, обработке и интерпретации экспериментального материала.

Определенный интерес с точки зрения развития новых форм тестирования представляет «Измерительная шкала ума» Болтунова (1928), положившего в основу своей работы шкалу Бине – Симона, переведенную и адаптированную П. П. Соколовым для испытания умственной одаренности русских школьников. По сути дела, шкала Болтунова представляет собой самостоятельную разработку нового набора тестов. Несмотря на известную аналогию со шкалой Бине – Симона, шкала Болтунова имеет специфические особенности: в ней модифицировано большинство заданий, введены совершенно новые задания, предложена новая инструкция и форма ее использования, определено время решения тестовых заданий, разработаны показатели возрастных ступеней. Принципиальное отличие шкалы Болтунова от шкалы Бине – Симона состоит в возможности проводить групповые испытания. И тем не менее данная работа типична для традиционного психологического тестирования. В ней сильно сказывается утилитарный механистический подход к использованию диагностических методик.

Этот подход характеризовался стремлением внедрить в обработку тестов методы вариационной статистики и вместе с тем тщательно отработать приемы формализации в обработке результатов. Изучению же содержательной стороны диагностируемых психологических процессов не уделялось сколько-нибудь серьезного внимания. В этом отношении психодиагностические исследования в России были определенным отступлением от традиций русской психологии, всегда стремившейся к теоретической и методологической проработке своей экспериментатики.

Работы по тестированию детей, по сути дела заменили поиск теоретических установок и перспектив совершенствования техники эксперимента и математического анализа. Вместо изучения содержательной стороны психологического тестирования тестологи лишь тщательно отрабатывали приемы формализации и обработки результатов.

Особое место в отечественных тестологических исследованиях занимают работы М. Ю. Сыркина , специально изучавшего проблему сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения (факт, установленный еще в первых работах Бине). Связь между особенностями речевого развития и результатами тестирования к тому времени была доказана экспериментально (уже самые первые работы тестологов фиксировали эту зависимость). Однако с течением времени социальный аспект существования интеллектуальных различий между слоями и классами общества для тестологии становился все более острым и значимым.

В этом отношении чрезвычайно важны работы Сыркина, поскольку в отечественных исследованиях по психологическому тестированию он первый доказал, сколь противоречивой является тестовая диагностика индивидуальных различий, допускающая прямо противоположную интерпретацию результатов исследования. Самостоятельные экспериментальные работы Сыркина показывают, что между тестовыми оценками и социальными признаками испытуемых имеется линейная форма связи, в некоторых случаях достаточно тесная, к тому же обладающая высокой временной стабильностью.

В 1920-е гг. в нашей стране значительное развитие получила психология труда и психотехника (труды И. Н. Шпильрейна , С. Г. Геллерштейна , Н. Д. Левитова , А. А. Толчинского и др.). В рамках этих отраслей психологии развивалась психодиагностика, результаты которой нашли применение в ряде направлений народного хозяйства, прежде всего в промышленности, транспорте, в системе профессионального обучения.

Во многих городах страны работали психотехнические лаборатории, готовились кадры психотехников, было создано Всесоюзное общество по психотехнике и прикладной психофизиологии, издавался журнал «Советская психотехника» (1928–1934), проводились психотехнические конференции и съезды.

Как особая отрасль отечественной психологии психотехника организационно оформляется к 1927–1928 гг. Ею много сделано в области поисков рациональных методов психотехнического и профессионального обучения, организации трудового процесса, формирования профессиональных навыков и умений.

Вместе с тем психотехника подвергалась критике, в особенности за формальное использование некоторых теоретически не обоснованных тестов. Результатом этого стало свертывание работ по психотехнике к середине 1930-х гг.

Отрицательное отношение к психотехнике усилилось в период повсеместно развернувшейся критики педологии, с которой у нее было много общего.

Педология была задумана как комплексная наука, занимающаяся целостным, синтетическим изучением детей. Но научный синтез данных психологии, физиологии, анатомии и педагогики не был осуществлен в рамках педологии.

Претендуя на роль единственной «марксистской науки о детях», педология механистически понимала влияние двух факторов (среды и наследственности), определяющих процесс развития психики, сводила качественные особенности развивающегося человека к биологической характеристике, увлекалась применением тестов, рассматривая их как средство измерения умственной одаренности и метод отбора умственно отсталых детей.

В этой связи в начале 1930-х гг. началась принципиальная критика многих положений педологии, завершившаяся постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов».

Развернувшаяся в этот период резкая критика педологии сопровождалась отрицанием всего положительного, что было сделано учеными, так или иначе связанными с педологией, в области психологии и психологической диагностики.

Постановлением был наложен запрет на применение тестов в школе. По сути дела этим были прекращены все психодиагностические исследования. Понадобилось около 40 лет, чтобы это направление исследований было полностью восстановлено в своих правах. Лишь в конце 1960-х гг. вновь начинают появляться работы по психологической диагностике.

Подводя итог рассмотрению отечественных работ в области психодиагностики, следует отметить, что, несмотря на большое количество вторичных исследований, копирующих западные, в истории имелись и интересные самостоятельные работы, пытающиеся решить научно-методологические проблемы диагностики.

Формирование экспериментально-психологического подхода

История развития русской клинической психодиагностики

В настоящее время

Развитие клинической психодиагностики за рубежом

Формирование когнитивного и психосемантического подхода

В 1970-е годы большое внимание стало уделяться исследованиям личности с точки зрения когнитивной психологии и психосемантики.

Благодаря работам Дж. Келли , создавшего теорию индивидуальных конструктов, начали бы­стро развиваться психосемантические методы исследования личности. Среди базовых методик, определивших развитие данных подходов следует отметить «Тест личностных конструктов» Дж. Келли и «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда .

В настоящее время зарубежная клиническая психодиагностика характеризуется стремительным развитием всех ее основных направлений: диагностики когнитивных процессов, интеллекта, отдельных личностных характеристик и личности в целом, проективной психодиагностики. Модифицируются ранее созданные и хорошо зарекомендовавшие себя методики (например, тест интеллекта Векслера, MMPI, тест Роршаха), а также постоянно создаются новые психодиагностические методы. Совершенствуется и развивается теоретический аппарат клинической психодиагностики.

Как самостоятельная дисциплина клиническая психодиагностика в России начала образовываться на рубеже 19-20 веков на основе экспериментально-психологического подхода.

В российской психологии эксперимент появился в конце 19 века, когда отмечалось усиливающееся влияние естествознания на гуманитарные науки.

С одной стороны экспериментальная психология в России была связана с исследованиями в области физиологии высшей нервной деятельности Сеченова-Павлова, с другой стороны - с физиологической психологией В. Вундта, основателя первой в мире лаборатории экспериментальной психологии в Лейпциге. В этой лаборатории проходили стажировку первые русские психологи-экспериментаторы, в частности, выдаю­щийся русский ученый невролог, психиатр и психолог В. М. Бехтерев .

Становление клинической психодиагностики в России было связано с созданием ряда экспериментальных психологических лабораторий, где совмещали практическую деятельность и научные экспериментальные исследования русские неврологи, психиатры и физиологи. Укажем основные вехи в развитии русского экспериментально-психологического направления.

· Основателем первой в России экспериментальной психологической лабораторииявилсяВ.М. Бехтерев . Эта лаборатория была создана в 1885 году при клинике душевных и нервных болезней Казанского университета.

· В конце 1880-х годов экспериментальные исследования начались в пси­хологической лаборатории при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета под руководством П.И. Ковалевского .



· В 1895 году была создана психологическая лаборатория при психиатриче­ской клинике Московского университета. Инициатором ее создания выступил всемирно известный русский психиатр С.С. Кор­саков .

· Вскоре создается психологическая лаборатория под ру­ководством известного русского психолога А.Н. Бернштейна в психиатрической клинике В.П. Серб­ского в Москве.

· В 1897 годуB.М. Бехтеревым открыта психологическая лаборатория в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге.

В экспериментально-психологических лабораториях изучались следующие психологические аспекты:

· объективные признаки психических явлений;

· предметность, объек­тивность восприятия;

· зависимость таких когнитивных процессов как память и внима­ние от условий проведения опыта;

· скорость протекания психических про­цессов.

Создание Санкт-Петербургского Психоневрологического

института

Важным историческим этапом в развитии русской экспериментальной клинической психодиагностики и медицинской психологии стало открытие Психоневрологического ин­ститута в Санкт-Петербурге. Этот институт был основан в 1907 году В. М. Бехтеревым и впоследствии назван его именем.

В нем были созданы экспериментально-психологическая лаборатория, психиатрические и нервные клиники, первая в России нейрохирургическая клиника, а также некоторые внебольничные психиатрические учреждения.

В лаборатории и клиниках Психоневрологического института проводились первые психодиагностические исследования:

· разра­батывались базовые принципы клинической психодиагностики;

· вырабатывались основные требования к диагностическим методикам;

· создавались такие экспериментально-психологические проб как бук­венная корректурная проба В. Я. Анфимова, таблицы В. М. Бехтерева и С. Д. Владычко для исследования активного внимания и умственной работоспособно­сти.

Организатором первой психологической лаборатории бал В. Вундт . Открыта она была в 1879-1880 годах германском городе Лейпциге при университете. В. Вундт при переезде в Лейпциг, добился от министерства при королевском дворе выделения ему специальной аудитории для выполнения работ по исследованию и проведению экспериментов. В 1879 г исследователь со своими учениками поставил там первый эксперимент. Психологическая лаборатория была фактически создана. За четыре года после открытия лаборатории, Вундт вместе со студентами написал десять исследовательских диссертаций. Во всех исследованиях кроме одного затрагивались чисто философские вопросы.

Первые лаборатории для исследований психологии в США.

Несколькими годами ранее, в 1872-1873 годах в Америке в Гарвардский университет был принят на работу преподавателя У. Джеймс . В 1875-1876 годах он предложил руководству чтение лекций по теме «Отношения между физиологией и психологией». Этот предмет предполагал не только теорию, но и практические занятия. Помещение для лаборатории руководство выделило в цокольном этаже. Состояло оно из двух комнат.

У Джеймса учился талантливый студент по имени Г. С. Холл . Научную степень он получил за лабораторное исследование, куратором которого кроме Джеймса был и Г. П. Боудич , известный физиолог. Работа проводилась в лабораторных помещениях на территории медицинского факультета. После этого Холл едет в столицу Германии – Берлин. А после стажируется у Вундта , в Лейпцигском университете. В Америку Холл приехал в 1880 году, а на следующий год он устроился преподавателем в Университет Джона Хопкинса . В этом учебном заведении он и работал до 1888 года. В своей статье от 1883 г, которая была напечатана «Американским антикварным обществом», он присвоил себе заслугу по открытию первой психологической лаборатории.

Читайте также: Свойства бессознательного по Фрейду

Джеймс не мог смириться с такой несправедливостью. Он опубликовал статью в журнале «Наука» в 1895 году. Там он приводил аргументы, что первенство создания лаборатории для проведения исследований в области психологии принадлежит ему. Остаётся открытым вопрос, действительно ли в лаборатории, открытой Джеймсом , ставились опыты. Некоторые предполагают, что в помещениях просто демонстрировались разные явления.

Утверждение Холла , что первая лаборатория по проведению опытов для исследования психических явлений, создана именно им, не получило официального доказательства. Руководство Университета Джона Хопкинса не подтвердило его заявления.

Висконсинский университет, напротив, подтвердил, что работавший в нём Дж. Ястроу , в 1888 году основал там свою психологическую лабораторию. Это было сделано на год позже, чем открытие аналогичной лаборатории в университете в Пенсильвании по инициативе Дж. М. Кэттелла . Сам Ястроу признавал приоритет этого основания. В 1888 году в Индианском университете так же открылась подобная лаборатория. Создал её для своих экспериментов У. Л. Брайан .

Рост популярности лабораторий по изучению психологии.

В 1898 году в различных странах мира было открыто, самое мало, 48 подобных лабораторий. 26 из них принадлежали американским университетам. И это число увеличивалось с каждым годом. Лидером по количеству основанных психологических лабораторий по прежнему оставалась Америка. Но, строго говоря, большое число из них было не психологическими, а «тестологическими». Это было связано с тем, что по окончанию Первой мировой войны, стала широко развиваться новая отрасль психологии – психометрия.

Вильгельм. Вундт (1832-1920), бесспорно, основателем современной психологии и в частности отцом экспериментальной психологии

Родился ученый в городке. Некарау в. Германии в дружной семье лютеранского пастора. Старший брат. Вундта учился далеко от дома в закрытой школе, поэтому. Вундт мог наслаждаться положением единой де заборы. Воспоминания о детстве однако не были полностью безоблачными и лишенными травматических переживаний. Вундт вспоминал, что однажды получил от отца пощечину за то, что не заметил своего учителя. Май щем психолог чувствовал себя одиноким и стать знаменитым писателемиком.

В детстве с. Вундтом произошла примечательное событие. Во втором классе его воспитателем был молодой священник, родителей помощник. Когда его перевели в другой приход, мальчик настолько переживал, что родители были с вынуждены разрешить ему поехать со своим наставником. В его доме. Вундт прожил до 13 рокиків.

Семья. Вундта была достаточно образованным, его родственники прославились в различных областях деятельности. Парень довольно рано начал разочаровывать своих родителей, он значительно отставал от сверстников, часто проваливал е экзамены. Впоследствии начал учиться лучше и в 19 лет смог поступить в университет, где в то же время учились. Иоганнес. Мюллер и. Дюбуа-Раймоон.

Ученый получил медицинское образование в четырех немецких университетах, в частности, в знаменитых. Тюбингене и. Берлине, однако практической медициной не занимался никогда. Научную деятельность. Вундт начал в. Гейдельбе ерзькому университете, где получил докторские степени по философии и медицины, а в 1858 г стал ассистентом профессора. Г. Гельмгольца и был привлечен к исследованию проблем различных естественных наук, интересоваться выли этого удивительного вченогого.

В 1864 г он получает должность адъюнкт-профессора и работает в. Гейдельберге еще 10 лет. В 1867 г. Вундт читает в университете первый на то время курс лекций по физиологической психологии

Вундт работал продуктивно. Первые его научные работы были посвящены физиологии человека. В 1863 г вышла в свет книга"Лекции о душе человека и животных", которая неоднократно переиздавалась еще при жизни. Вундта а. Она посвящена вопросам психофизики и главным образом проблеме определения времени реакции, ученый описывает свои эксперименты, проведенные в домашней плохо оборудованной лаборатории. В своих работах. Вундт впервые е высказывает мнение о необходимости создания экспериментальной психологии и ставит вопрос о разработке ее методетодів.

В 1874 г. Вундт получил приглашение преподавать логику в. Цюрихском университете (Швейцария), однако уже через год вернулся в. Германию, и в дальнейшем его научная деятельность полностью связана с. Лейп пцизьким университетом. Понаад

40 лет он преподавал в этом заведении философию и даже занимал должность ректора

В 1879 г. Вундт на собственные средства создает свою знаменитую первую в мире психологическую лабораторию, которая впоследствии превращается в. Институт экспериментальной психологии, прообраз современных исследовательских инстит ституциюй.

Лаборатория сначала сплотила всех желающих изучать философию и психологию в немецких университетах, а вскоре стала центром для выпускников американских и английских университетов, которые заинтересовали лись изучением психологии. Лаборатория. Вундта стала именно тем образцом, по которому создавались подобные заведения в других университетах миру.

Некоторое время шла дискуссия, кто же -. Вундт или. Джеймс был основателем первой психологической лаборатории. Ведь в 1875 г в. Гарварде у. Уильяма. Джеймса уже был маленький кабинет, где был расположен где емонстрацийне оборудования. Если считать, что лаборатория - это помещение, где хранится принадлежности, то все равно первенство остается за. Вильгельмом. Вундтом, поскольку еще в 1865 г у него в. Гейдельберге уже был маленький кабинет для хранения физиологической и психофизической аппаратуры. Стэнли. Холл также утверждал, что первой психологической лабораторией в мире была создана им в 1881 г лаборатория в. Унив рситети. Джона. Хопкинса. Все же круг учредителей весьма небольшое, и проблема определения первенства не представляется сложнокладною.

Еще до создания лаборатории. Вундт написал в 1873 г книгу"Основы психофизиологической психологии", в которой обосновывал значение психологического исследования. Эта работа по-настоящему заложила основы экспериментальной иментальнои психологии как отдельной науки с определенным кругом проблем и методами исследования. Она выдержала шесть изданий, постоянно дополнялась результатами экспериментальных исследований. Психофизиологич на психологию. Вундт понимал как изучение психофизического процесса, т.е. органической реакции, опосредованная как физиологически, так и психологически, и служит адаптированности организма. При воздействии раздражителей в органах чувств возникает процесс возбуждения, которое по сенсорным нервным путям достигает низших и высших мозговых центров, а оттуда передается мышцам. Этот процесс сопровождается внутренним психическим процесс ом, о котором можно получить информацию через интроспекципекцію.

В своей лаборатории. Вундт открыл процесс экспериментальных психологических исследований по общей схеме. Испытуемым презентовали контролируемые стимулы, после чего они сообщали о своем психическом ни процессы, сопровождающие восприятие. Участниками экспериментов были взрослые люди, которых. Вундт специально готуваав.

В основе таких исследований лежали определенные теоретические представления о психических процессах и интроспекции. Психическое опыт человека является комбинацией трех элементов: ощущений, образов и чувств. Ощущение - это первым инни элементы психического опыта, существенные его формы, которые являются воплощением непосредственной связи между возбуждением коры головного мозга и чувственными переживаниями. Согласно их модальности ощущения м ожна классифицировать на зрительные, слуховые, а также по таким параметрам, как интенсивность и продолжительностьсть.

Образы принципиально не отличаются от ощущений и соответствуют локальным возбуждением коры. Чувство содержат все качества опыта, полученного не из органов чувств и не из воспоминаний о чувственные переживания

Подход. Вундта получил название структуралистского. Ученый предполагал, что в психической жизни разворачиваются кумулятивные процессы: ощущения объединяются и формируют более сложные состояния (определенные качества чувств), чувства, соединяясь, тоже могут образовывать временные структуры соответствии с этим, эмоции - это характерные последовательности чувств с временной структурой. Воля тоже является временным актом, однако она су проводжуеться мыслямами.

Вундт считал, что психологи имеют дело с такими видами опыта субъекта: опосредованный опыт, дает нам знание или информацию, которые не содержатся в непосредственном переживании; непосредственный опыт д визуального восприятия, который не зависит от предыдущего опыта субъекта (защищен от интерпретаций, ученый рассматривал его как наиболее важный). Вундт считал, что работать над разработкой сист еми периодической таблицы мышлениемя.

По мнению ученого, психология должна была стать наукой об опыте сознания. Метод интроспекции предусматривает наблюдение за собственным сознанием, и если человек хочет изучать себя, он должен научиться проводить такие наблюдения за своим собственным мышлением и сознанием. Вундт использовал для исследования психических процессов те методы, которые сформировались на тот момент в физиологии. Фактически, как мы уже знаем, метод интроспекции использовал. Фехнер: он применял раздражители и спрашивал исследуемых об их ощущенияхття.

Вундт для проведения экспериментальных исследований разработал следующие правила:

1) наблюдатели должны правильно определять момент начала эксперимента;

2) наблюдатели никогда не должны снижать уровень своего внимания;

3) эксперимент всегда должен быть организован таким образом, чтобы его можно было провести несколько раз;

4) условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменений и контроля раздражителей

Вундт проводил сеансы качественной интроспекции, во время которых необходимо было описывать свой внутренний опыт. Однако чаще он пытался побудить участников эксперимента использовать интроспекции, когда дос слиджував их представления о величине, интенсивность и диапазон различных физических раздражителей. Исследуемые должны были вести за собой наблюдение и описывать восприятия различных раздражителейів.

В большинстве своих исследований. Вундт пытался провести объективные измерения, например, определение времени реакции. Вундт стремился сделать выводы о процессах сознания на основе объективных оценок

В процессе самонаблюдения. Вундт разработал трехмерную теорию чувств: удовольствие - неудовольствие, напряжение - расслабление, подъем - спад. Каждое чувство является комбинацией этих параметров. Проводя к ослидження с метрономом,. Вундт заметил, что определенные ритмические композиции является для него приятными, а другие - нет. Ученый определил, что приятное удовольствие просыпался одновременно с физическими ощущениями, которые возникают ли при восприятии ударов. Также. Вундт заметил, что ожидания следующего удара метронома сопровождается возникновением определенного напряжения, а когда удар прозвучит, - возникает расслабление, когда ритм ударов растет, он переживает нарастания возбуждения, и успокаивается, когда ритм замедляетсяться.

Таким образом ученый, изменяя раздражители и занимаясь самонаблюдением, исследовал свой непосредственный опыт и определил, что чувство характеризуются измерениями, как удовлетворение недовольство, н напряжения расслабления, подъем спад (затухание). Поэтому любое чувство находится в определенном диапазоне внутри определенного трехмерного пространства. Трехмерная теория чувств способствовала экспериментальным опыт изображением, однако со временем стало понятно, что она имеет значение для понимания психических процессеів.

Вундт также обращался к понятию стерцепции для того, чтобы объяснить, как один из элементов сознания возникает единый опыт. Этот термин ввел в научный оборот. Г. В. Лейбниц, который понимал апперцепция как осознанное е восприятия. Философы. И. Кант и. И. Ф. Гербарт определяли апперцепция как ассимиляцию и интерпретацию новых впечатлений. Вундт предоставил новые оттенки этому понятию. Он утверждал, что апперцепция - это активный. Мысли енневий процесс, с помощью которого происходит отбор, структурирование и осознание внутренних переживаний; наше сознание - это набор элементов ощущений и чувств, она действует творчески и творит с электронной ементив целое. Организация базовых элементов в единое целое обеспечивается процессам творческого синтеза, из комбинации элементов возникает новое качество, а характеристики любого психического процесса не определяется ются теми характеристиками, которые его образуют. Синтез элементов опыта приводит к образованию нового. В дальнейшем гештальтпсихологии в своих манифестах 1912 г заявили: целое не сводится к сумме время тыо суми частин.

В основном, хотя. Вундт провел работу по систематизации и определения психологических проблем, в его лаборатории изучали психологию и физиологию зрения и слуха. Проводились экспериментальные исследования ч времени реакции, поскольку ученый намеревался показать три этапа реакции человека на раздражители (восприятие, апперцепция и волю), последовательно воплощаются в моторные акти.

Вундт также изучал ассоциации: разработал метод единого предъявления словесного раздражителя в зрительной и слуховой форме и измерял время реакции между словом-раздражителем и ответом на него. При этом асоц циации он рассматривал как внутренние (когда смысл слова-ответа идентичен похож со словом-раздражителем) и внешние (когда между словом-раздражителем и словом-от-паводком оказываются случайные или поверх е связи). Вундт отмечал, что аперцептивни структуры являются образованиями высшего порядка по сравнению с автоматическими ассоциациями, поскольку в аперцентивних процессах участвует сознание, они являются"высшим классом ментальной функцииї".

Психологический закон, сформулированный. Вундтом - это закон творческого синтеза, который отвечает за осознанное (аперцептивне восприятия), что противопоставлялось ассоциативном перцептивного восприятию

В 1874 г. Вундт публикует свою разведку"Принципы психофизиологической психологии", а. Ф. Брентано труд"Психология с эмпирической точки зрения", в которой вступает в спор с. Вундтом

В 1881 г. Вундт начал издание журнала"Философские студии", который в 1906 г был переименован в"Психологические студии"

Лаборатория. Вундта стала центром для всех психологов мира. Сегодня в каждом университете действуют кафедры психологии, лаборатории, однако лаборатория. Вундта свое время вызвала неслыханный интерес ее от двидалы много студентов и молодых людей, которых привлекала новая наука. Впоследствии они сделали серьезный вклад в развитие психологии (в частности,. Стэнли. Холл,. Джеймс. Кеттел,. Эдвард. Титченер). Лаборатория. Ву ндта стала образцом для создания ячеек развития экспериментальной психологии в. Америке,. России,. Японии,. Италиалії.

В университетах. Германии вскоре стали возникать новые лаборатории. Ученые, которые развернули в них свои исследования, не разделяли полностью взгляды. Вундта, однако тоже стремились развивать психологию. Германий на конец XIX - начале XX в оставалась центром мировой психологиигії.

Большую популярность имели лекции. Вундта. На каждую из них в аудитории собиралось более 600 студентов. Е. Титченер так описал свое первое посещение лекции. Вундта:

"Вошел работник, распахнул дверь, и вошел. Вундт. Конечно, во всем черном, от ботинок до галстука, узкоплечий, худой, немного сутулится, он производит впечатление высокого человека, однако на рост т ему не больше 5 футов 9 дюймов. Он прогремел - по-другому и не скажешь - по боковому проходу: тук-тук - будто его подошвы были сделаны из дерева. Мне показалось, что в этом гриманни есть что-то недостойное, в днако кроме меня, кажется, на это никто не обратил вниманияаги.

Когда он прошел на кафедру, я мог его хорошо разглядеть. У него довольно густая шевелюра, только макушку скрывают аккуратно подняты со стороны пряди

На возвышении стоит длинный стол, наверное для демонстрации экспериментов, на нем переносная книжная полка. Вундт сделал пару чопорных движений - задумчиво поднес ко лбу указательный палец, выбрал мел а потом стал лицом к аудитории, опираясь на книжную полку. Такая поза усиливает впечатление, что это человек высокого возрту.

начал говорить тихим голосом, как бы извиняясь, однако уже после первых двух предложений в помещении воцарилась полная тишина, в которой раздавался только уверенный голос лектора - он прочитал лекцию на одном дых. Ханне. У него оказался густой баритон, не очень выразительный, порой будто лающий: однако слушать его было легко, в голосе чувствовалась убедительность, иногда даже пламенность, однако скорее напус. КНА для поддержания интереса слушателей. Ни в какие бумаги. Вундт не заглядывал; насколько я мог судить,. Вундт вообще не опускал взгляд, разве что раз ресниц посмотрел на полку, когда перебирал бумаги, там лежал и. Руки. Вундта ни минуты не лежали спокойно: локти были неподвижны, а плечи и кисти все время двигались, будто волны эти движения завораживали и каким-то таинственным образом иллюстрировали его речь. Он завершил лекцию в точно назначенное время и, все так же сутулясь, прогремел ботинками к выходу. И если бы не этот противный шум, я бы остался в полном восторгему захопленні".

О личной жизни. Вундта известно мало. Из опубликованных материалов можно составить впечатление, что в быту он был достаточно скромным и непритязательным человеком. Не так давно найдены дневники его жены. Софи свидетельствуют, что он вел упорядоченная жизнь: утром работал над своими рукописями, знакомился с публикациями, редактировал журнал; полдень шел в университет, где работал в лаборатории, однако дов го там не задерживался. Он воодушевлял своих последователей и учеников к экспериментальным исследованиям, однако не углублялся в экспериментальную работу. Американский исследователь. Дж.. Кеттел отмечал, что"не ввиду свою непоколебимую веру в экспериментальные исследования, сам он не был создан для работы в лаборатории"Во второй половине дня. Вундт совершал прогулку, в 16-часов он читал лекцию. Фин. Ансова положение. Вундта и его семьи было довольно приличным, в его доме была прислуга и происходили светские приемы вечерам в семье. Вундта любили поговорить, слушали музыку, вели дискуссии о правах рабочих и студентетудентів.

Исследователь много времени посвящал изучению философии, искусства, языка, пытался понять социально-психологические явления, антропологию и историю. Он охватил своим вниманием процессы гипноза, спиритуализма, психологию животн.

Вундт работал ученый в последний день успел завершить книгу воспоминаний

Общий объем научного наследия. Вундта поражает. За период своей научной работы (с 1853 по 1920 гг) он написал более 54 тысяч страниц. Американский ученый. Боринг, изучавший историю психологии, пи идрахував, что он писал по 2,2 страницы ежедневно, или каждые две минуты - по слову. Так в своеобразной форме воплотилась детская мечта. Вундта стать знаменитым писателем. Вундт, как свидетельствуют его биографы, мин ювався по поводу того, что его как ученого могут"не понять или понять неправильнольно".

выдающимся произведением стала его работа в 10-ти томах"Психология народов", изданная в 1900-1920 гг. В ней ученый определил две линии развития психологии - экспериментальную и социальную. Вундт считал, что эк кспериментальному изучению подлежат простые психические процессы (ощущения, восприятия), а не процессы высшего порядка (память, способность к обучению, овладению языком). Хотя он был основателем ветеринарная ентальнои психологии, однако рассматривал эксперимент лишь как способ улучшить интроспекции, не видел за ним будущего и считал, что использование эксперимента в психологии иметь ограниченное значение. С раз витком экспериментальной психологии эту мысль ученого было опровергнуто: высшие познавательные процессы начали исследовать экспериментальными методамдами.

При жизни заслуги. Вундта признавались научным обществом, его избирали членом многих европейских академий, в частности. Петербурзьськои академии наук в 1902 г. Вундта считают кабинетным ученым, однако у его трудах поднимались важные вопросы не только академического характера, в частности, в 1915 г он опубликовал книгу, которая была посвящена анализу причин. Первой мировой войнни.

Вундт имел определенные сомнения относительно экспериментального метода. Он считал, что такие феномены, как речь, мышление, воля находятся за пределами его досягаемости, однако чрезвычайно способствовал утверждению эмпиризма в пси ихологии. Вундт видел психологию как науку, изучал феномены сознания интроспективными и экспериментальными методами. Содержание произведений. Вундта ныне известный лишь специалистам, которые в последнее время вновь заинтересованным ились его научным наследием, однако он относится к тем психологов, о которых знают все, кто прослушал хотя бы один из университетских курсов по психологии. Вундт ставил вопрос о фундаментальных"зако ни психологической причинности", он стремился определить и объяснить закономерности психических явлений и показать необходимость психологии как отдельной науки. Вундт приобщился к возникновения психологии в ис. Торические момент: он упорядочил работу предшественников и предоставил сил последователяникам.

Исследовательская программа, которую сформулировал. Вундт для себя лично и для своих учеников, определялась теми взглядами, которые он разделял. Прежде всего он считал, что психология должна вести исследования в тех вопросах х, где уже есть эмпирические результаты. Вундт сам не обращался к исследованию новых проблеем.

В лаборатории. Вундта изучались психологические и физиологические проблемы зрения, слуха, тактильные ощущения, психофизика цвета, периферическое зрение, цветовой контраст, оптические иллюзии, восприятие объема, обр раза последействия, чувство времени, восприятия различных оттенков времени. Особое внимание уделялось экспериментам, направленным на исследования времени реакции. Эту тему разрабатывали также предшественники. Вундта. Г фон. Гельмгол ьц и. Ф. К. Дондерандерс.

Вундт стремился убедить, что в реакции на раздражитель проявляются три этапа: восприятие, апперцепция, проявления воли. Он стремился установить стандартные значения времени для человеческой мысли, анализируя, какое время нужен для различных психических процессов (познания, умение различать, желание). Сам замысел с современных позиций представляется бесперспективным, поскольку понятно, что такие процессы имеют индивидуальные отлично ости. А стремление. Вундта побудить испытуемых к тому, чтобы различить каждый из трех этапов реакции, не дали результатату.

в. Лейпцигской лаборатории проводились исследования внимания, продолжительности и устойчивости внимания. Внимание. Вундт рассматривал как яркое восприятие небольшого, однако целостного фрагмента сознания в определенный момент времени

Стремясь развить свою теорию трехмерности чувств,. Вундт использовал тоже достаточно конструктивный экспериментальный прием - попарное сравнение: испытуемым давали задание сравнить раздражители с то очки зрения тех чувств, которые эти раздражители у них вызывают. В отдельных экспериментах исследовалось, как физические показатели (частота пульса, скорость дыхания) связаны с соответствующими эмоциональными состояниями.

В лаборатории также исследовали вербальные ассоциации: участников просили дать ответ одним словом на слово-раздражитель. Вундт провел классификацию типов связи (ассоциаций), которые были установлены в проце. ЭСИ исследования реакций на раздражительи.

Ученый интересовался вопросами детской психологии и зоопсихологи, однако соответствующие исследования не проводил, поскольку понимал, что не сможет обеспечить контроль за чистотой эксперимента

Он писал:"Я всегда старался способствовать тому, чтобы психология заняла самостоятельное место как эмпирическая наука вне философией и чтобы при этом не потеряла помощь со стороны естественных методики, поскольку остальное ния к ней может использоваться, однако не менее я старался обычно и того, чтобы результаты, достигнутые подобным путем психологией, в свою очередь использовались философией.

Вундт создал новую психологию и оторвал ее от старой спекулятивной науки. Он показал тогдашним исследователям, что психология должна быть наукой, признает факты, что для проведения психологических иссл ень не нужно вести дискуссии о бессмертии души и ее связь с тленным телом.

Поэтому. Вундт развил новую сферу научной деятельности, создал лабораторию, проводил в ней исследования и публиковал в своем журнале полученные результаты. По примеру. Вундта другие исследователи пошли его дорогой, создали подобные лаборатории и достигли значительных результатов. Роль. Вундта как основоположника современной психологии является неоспоримым, он занимает особое, уникальное место в развитии современной науки. Для того, чтобы вывести психологию на путь современной науки,. Вундт проявил научный талант, самоотверженность и мужество настоящего вченогого.

Деятельность. Вундта была признанной, однако общая картина психологических исследований еще долгое время оставалась неизменной. У. Вундта были также и противники, поэтому психология не сразу заняла подобающее место в университетах как отдельная наука. Даже в. Германии в 1941 г ее рассматривали как раздел философии. Однако постепенно психология получила признание, особенно активно (создание факультетов, подготовка и привлечет ния специалистов) эта наука развивалась в. СШ. США.

Научная программа. Вундта не было также реализовано последовательно, поскольку в результате. Первой мировой войны немецкие университеты потеряли финансовую поддержку. Во времена. Второй мировой войны произошло трагическое на событие: во время бомбардировки. Лейпциге британской и американской авиацией, лабораторию. Вундта, в которой он учил первых психологов вести свои исследования, было уничтожениео.

Вундт, бесспорно, является выдающимся психологом, его слава как личности и основателя психологического экспериментирования не угасла. Большинство первых психологов. Америки училась у. Вундта в его лаборатории. Ученики и последователи усваивали не только взгляды. Вундта, но и его манеру вести себя как непререкаемый авторитет, деспотические манеры немецких профессоров, приемы чтения лекций и даже внешний вид. Психол оги и сегодня любят так вести себя и носить бородыоду.

Психологические лаборатории (psychological laboratories)

Принято считать, что первая П. л. была организована В. Вундтом в Лейпцигском университете в Германии в 1879-1880 гг. По прибытии Вундта в Лейпциг, Министерство королевского двора предоставило ему небольшую лекционную аудиторию для проведения личных эксперим. исслед. В 1879 г. студенты Вундта приступили к проведению первых экспериментов в этой аудитории, и почти наверняка, что именно это запечатлелось в сознании Вундта как возникновение Лейпцигской лаборатории. Из 10 диссертационных исслед., осуществленных под руководством Вундта за первые 4 года его пребывания в Лейпциге, лишь одно не яв-сь чисто филос. В 1872/1873 учебном году на преподавательскую работу в Гарвард был приглашен У. Джеймс. В 1875/1876 учебном году он предложил курс под названием «Отношения между физиологией и психологией» (The Relations Between Physiology and Psychology). Этот курс включал в себя лабораторные занятия, проводившиеся в двух комнатах цокольного этажа Lawrence Hall.

Г. С. Холл получил свою степень в Гарварде под совместным руководством Джеймса и физиолога Г. П. Боудича за эксперим. работу, проведенную в лаборатории Боудича на мед. факультете. В следующем году Холл отправился в Германию, сначала в Берлин, а затем в Лейпциг, к Вундту. Он возвратился в США в 1880 г., и в 1881 г. был приглашен прочесть курс лекций в Университете Джона Хопкинса, где он проработал до 1888 г. В 1883 г. Согласно заявлению, сделанному им в статье, опубликованной в выпуске American Antiquarian Society («Американское антикварное общество») за 1894 г., Холл «основал» первую лабораторию эксперим. психологии в США в Университете Джона Хопкинса.

Джеймс не оставил без ответа заявление Холла. В заметке, помещенной в журнале Science («Наука») за 1895 г., он написал: «Я сам «основал» курс обучения экспериментальной психологии в Гарварде в 1874/5 или 1876 году, не помню точно в каком именно. На протяжении ряда лет лабораторией являлись две комнаты здания естественного факультета (Лоуренс Холл), которые, наконец, оказались настолько загромождены оборудованием, что их потребовалось сменить». Не имеется свидетельств того, что эта лаборатория Джеймса, несмотря на ее несомненное существование с 1875 по 1876 учебный год, яв-сь чем-либо большим, нежели демонстрационной лабораторией.

Первая американская лаборатория. За исключением демонстрационной лаборатории Джеймса, остается неясным, когда и где появилась первая исследовательская П.л. в США. Холл утверждал, что она была организована им в Университете Джона Хопкинса в 1883 г., однако этот факт так и не получил официального подтверждения самого университета. В 1888 г. Дж. Ястроу пришел в Висконсинский ун-т, где он основал лабораторию, чему существует официальное подтверждение университета. Однако, это было на следующий год после того, как Дж. М. Кэттелл создал лабораторию в Пенсильванском университете (Ястроу признал первенство Кэттелла), и в том же самом году, когда У. Л. Брайан создал лабораторию в Индианском ун-те.

Первые психологические лаборатории в других странах. До конца XIX в. первые П. л. были открыты А. Леманом в Копенгагене (1886), Йосиро Мотора в Токио (1888), Серджи в Риме (1889), Дж. М. Болдуином в Торонто (1890), Дж. У. в Кембридже (1891), Т. Флурнуа в Женеве (1891), А. Мейнонгом в Граце (1894), А. А. Токарским в Москве (1895) и в Пекине (1897).

Рост числа психологических лабораторий. На 1898 г. в мире существовало по меньшей мере 48 П. л., 26 из к-рых находились в США. Число лабораторий продолжало неуклонно расти, особенно в США, хотя многие из лабораторий, возникавших в 1920-х и 1930-х гг., были «тестологическими лабораториями», явившимися следствием бурного развития психометрии после Первой мировой войны.

Лабораторное оборудование. Основное оборудование самых первых лабораторий состояло из хроноскопов для измерения времени реакции, камертонов и вертушки для смешения цветов. Многие из этих предметов яв-сь поистине произведениями иск-ва, выполненными из превосходно обработанной меди. В начальные годы, когда большая часть исслед. носила преимущественно психофизический характер, использовались также дополнительные приборы для увеличения точности предъявления сенсорных стимулов. С развитием исслед. памяти и научения в последние 15 лет XIX в. появились устройства, обеспечивающие стимульный контроль этих ситуаций - барабаны-мнемометры, лабиринты и проблемные камеры. Разработка в конце 1930-х г. Б. Ф. Скиннером «камеры Скиннера», в к-рой животное могло нажимать рычаг для получения подкрепления, послужило в последовавшие за Второй мировой войной годы толчком к созданию сложного электронного оборудования, предназначенного для предъявления и планирования разнообразных стимульных условий и для автоматической регистрации реакций. Дальнейшее развитие областей специализации в психологии сопровождалось ростом количества различных видов сложного специального оборудования в зависимости от исследовательских интересов конкретных лабораторий.

Похожие публикации