Оперативная система linux подойдут ли игры. Игры под Linux: есть ли перспективы

Конфигурация железа, на котором тестировались игры:

Процессор: Intel Core i5-2310 2.90GHz (4 ядра)

Оперативки: 8Gb

Видео: GeForce GTX 460 SE (1024 MB)

Все игры тестировались на максимальных настройках, ранее во все эти игры я играл на Windows 7, на этом же железе.

Нормально работают:

Medieval 2: Total War

Empire: Total War

Shogun 2: Total War

Aliens vs Predator (2010)

Mount & Blade: Warband

The Elder Scrolls V: Skyrim (включая дополнения Dawnguard и Hearthfire)

ArmA 2 – modern war edition

Armageddon Riders

Mount & Blade. Огнём и мечом

Fallout 3. New Vegas

X3 Albion Prelude

Might & Magic Heroes VI

Port Royale 3 Pirates and Merchants

Risen 2. Dark Waters

Cities XL Platinum (2013)

Aliens.Colonial Marines.Limited Edition

Guild Wars 2 (работает через PlayOnLinux, доступный в центре приложений)

World Of Tanks (был запущен при помощи этой инструкции )

Не удалось запустить, либо запустились, но с ошибками:

таковых нет

Результат: Все 28 игр, при помощи Wine, работают так же хорошо как и в своей родной среде (windows).

Напомню, что сейчас проходит тестирование steam под Linux, в котором постоянно добавляются новые игры, портированные под Linux. Ранее компания Valve заявляла, что Linux более жизнеспособен как игровая платформа, нежели Windows 8 и для них Linux является приоритетным. А так же их поддержала компания Blizzard. Поэтому, вполне возможно, что в недалёком будущем потребность в Wine пропадёт.

В общем-то, после нескольких недель тестов Linux"a, а именно дистрибутива Kubuntu, я окончательно отказался от windows.

В Linux"е работает всё что мне нужно, работает он быстрее, более стабилен, бэкапы делаются всего-лишь одной командой, так же всего одной командой разворачиваются (за время тестов я 2-а раза убивал систему, всё легко удалось восстановить), нет надобности в антивирусе, возможность настроить под себя всё что угодно. Плюс ко всему этому - он бесплатен, распространяется по лицензии GNU/GPL, напомню, что эта лицензия подразумевает бесплатное распространение как самой системы так и исходных кодов, т.е. если вы грамотный программист - можете изменить её на свой вкус или вообще сделать новую операционную систему, но по условиям этой лицензии все продукты которые сделаны на основе продуктов с лицензией GNU/GPL должны быть тоже лицензированы по этой лицензии. В общем-то благодаря открытым исходным кодам эта операционная система быстро развивается, и развивается именно для удобства и стабильности, ведь участвуют в её развитии тысячи людей не преследующие экономической выгоды от своего вклада в эту ОС.

В общем - это значит, что Linux никогда не станет системой направленной «доить людей» и будет развиваться в направлении стабильности и удобства.

Недавно я стал владельцем мощного и практичного ноутбука Asus X550JK по очень привлекательной цене. В качестве одного из основных преимуществ этой модели можно подчеркнуть тот факт, что X550JK предлагается без предустановленной операционной системы (по крайней мере в модификации XO031D), что делает его хорошим приобретением для пользователей, предпочитающих самостоятельно выбирать подходящую для их специфичных нужд программную платформу – будь то популярная (но платная) Microsoft Windows или один из многочисленных (но бесплатных) дистрибутивов Linux.

Один из основных аргументов, которые обычно идут в пользу Windows в таких случаях, связан с видеоиграми. Современные версии Linux являются полностью жизнеспособными конкурентами Windows для большинства повседневных задач (просмотр интернета, мультимедийные развлечения, офисная работа и т.д.), но с точки зрения игр дела обстоят несколько иначе.

Не секрет, что большая часть (почти 90 процентов) современных игр для ПК опираются на программный интерфейс DirectX, разработанный Microsoft. В то же время подавляющее большинство компьютерных систем в мире работают под управлением Windows. Поэтому не удивительно, что компании в игровой индустрии создают свои продукты именно для этой операционной системы, а не Linux, которая представляет собой очень скромную нишу на рынке.

Однако Valve – компания-владелец сервиса цифровой дистрибуции игр Steam – последние два года прилагает целенаправленные усилия, чтобы разбить (или хотя бы пошатнуть) это статус-кво. Основной инструмент, на который рассчитывает компания для осуществления этой цели называется SteamOS – специально модифицированная версия Linux, которая доступна бесплатно и организована вокруг платформы Steam.

На первый взгляд попытка популяризации Linux в качестве среды для компьютерных игр не такая уж плохая идея. Более того, если судить более чем по 1000 наименований для SteamOS/Linux, предлагаемых в настоящее время в цифровом магазине от Valve, то можно заключить, что некоторых из поставленных целей компания уже достигла.

Такая цифра позволяет предположить, что внимание разработчиков привлечено, реальные игры присутствуют (включая первоклассные, высокобюджетные названия, а не только нишевые инди-проекты), а потеря Windows своей позиции доминирующей платформы для игр является лишь вопросом времени. Но так ли это? Я решил проверить это на практике. Для этой цели я воспользовался упомянутым в начале текста неплохим с геймерской точки зрения мобильным компьютером Asus X550JK, на который были установлены отличные от Windows операционные системы, причем с одной главной мыслью: игры! Вот результат.

Разумеется, сначала мой выбор пал SteamOS по двум простым причинам. Во-первых, ее создатели из Valve утверждают, что в лице этой операционной системы они предлагает альтернативу Windows, предназначенную специально для игр. Во-вторых, потому что (опять же, по словам Valve) SteamOS была разработана так, чтобы быть максимально простой в процессе установки, настройки и использования даже для пользователей без специальных знаний.

В настоящее время SteamOS доступна только в качестве бета-версии и может быть скачана бесплатно с сайта Valve . С первого взгляда становится очевидным, что разработчики позаботились о том, чтобы как можно больше энтузиастов дали шанс их продукту. Например, процесс установки и первоначальной настройки подробно описан и переведен на несколько десятков языков, в том числе русский.

Установка сама по себе не представляет особую проблему – все очень легко и быстро. Нужно просто извлечь системные файлы на USB-накопитель с файловой системой FAT32, а затем загрузить с него компьютер. Процесс установки у меня занял несколько минут, а после в моем распоряжении появилась готовая SteamOS-машина.

К сожалению, тут я столкнулся и с первой серьезной проблемой – система не обнаружила дискретную видеокарту ноутбука (NVIDIA GeForce GTX 850M) и вместо этого установила драйвер только для встроенного в процессор графического ядра, которого, как вы и сами прекрасно знаете, крайне недостаточно для комфортной игры. В интернете можно найти различные предложения по решению этой проблемы, в том числе скачать и установить драйвер вручную, но это, на мой взгляд, непосильная задача для неопытных пользователей. Все же речь идет о Linux – о работе в окне терминала, вводе сложных команд, разархивировании и перекомпиляции библиотеки – все это вещи, с которыми пользователю, привыкшему к простому, понятному и доступному графическому интерфейсу справиться будет крайне сложно.

Тем не менее, я решил довести эксперимент до конца и посмотреть (хотя и с помощью встроенного в процессор видеоядра) на две доступные для Linux/SteamOS игры: Civilization V и Metro: Last Light Redux.

Требовательный к ресурсам экшен от первого лица от 4A Games категорически отказался запускаться, ссылаясь на то, что системе не удалось найти совместимый с OpenGL 4.0 графический ускоритель. Тут уместно вспомнить, что большинство современных 3D-игр в Linux рассчитывают именно на интерфейс OpenGL, так как DirectX доступен только в среде Windows.

Стратегия Civilization V, в отличие от Metro, никак не стала возражать против наличия интегрированной графики и запустилась, но при минимальных графических настройках.

Подведем итог: на текущем этапе своего развития операционная система от Valve оставила смешанные впечатления. Очевидно, компании придется работать больше в плане поддержки драйверов, хотя на данном этапе я склонен считать, что проблемы, с которыми я столкнулся, вполне могут быть связаны с тем, что сейчас SteamOS доступна только в качестве беты. Не исключено, что финальная версия системы будет справляться с автоматическим обнаружением и конфигурацией основных аппаратных компонентов гораздо лучше.

Сейчас я не могу рекомендовать SteamOS в качестве альтернативы Windows, особенно для ноутбуков, которые нередко содержат очень специфичные аппаратные модули. Поиск Linux-совместимых (не говоря уже о SteamOS) драйверов для подобных компонентов будет чрезвычайно сложной задачей.

Есть и еще один серьезный аргумент против SteamOS относительно возможной роли этой платформы в качестве достойной замены Windows. Это узкоспециализированная модификация Linux с достаточно ограниченной функциональностью. Другими словами, SteamOS создана исключительно как среда, которая позволяет покупать, скачивать и запускать игры. Единственная другая возможность заключается в том, что система позволяет просматривать сайты через встроенный браузер, который также является весьма примитивным.

Выполнение других задач за пределами видеоигр просто не предусмотрено. В результате SteamOS эффективно превращает компьютер в игровую консоль, но не может использоваться ни для чего другого, кроме игровых развлечений.

Так как первоначальный выбор на основе Linux слегка разочаровал меня, я решил продолжить эксперимент с одним из самых популярных дистрибутивов бесплатной ОС – Ubuntu. Это не бета-версия, в отличие от SteamOS, а платформа с более чем 10-летней историей позади. Кроме того, компания-разработчик (Canonical) позиционирует ее как полноценный конкурент вездесущей Windows, который такой же простой в установке, настройке и использовании.

Я скачал самую последнюю версию (14.04.2 LTS) с официального сайта компании, записал на флэшку с помощью инструмента Universal USB Installer , а после загрузил с нее ноутбук.

Затем начался исключительно простой и быстрый процесс установки, по завершении которого я получил работающую систему вместе с интегрированным офисным пакетом (LibreOffice), браузером (Firefox), мультимедийным проигрывателем и кучей других полезных программ – все это совершенно бесплатно.

Проблемы начались, когда я перешел непосредственно к клиенту Steam. По какой-то необъяснимой причине модуль Steam категорически отказался запускаться, объясняя это таинственным отсутствием нескольких системных библиотек. В конце концов, после нескольких часов поиска в интернете и попыток преодолеть эту проблему я сдался.

Хотя внешне она выглядит и ведет себя (кое-где) как Windows, Ubuntu быстро показала, что под ее поверхностью скрывается довольно сложная и не очень дружелюбно настроенная к рядовому пользователю операционная среда. Несмотря на приятный интерфейс, переход на Ubuntu требует серьезного изменения сложившейся привычки и метода работы. Например, для каждого из возможных решений проблемы с клиентом Steam, которые я нашел на различных дискуссионных форумах, требуется вводить сложные команды в окне терминала. Это задача, которая испугает большинство пользователей без углубленных технических познаний.

Эта была моя третья (и последняя) попытка доказать, что гейминг на ПК с Linux является таким же простым и доступным начинанием, как утверждают почитатели и сторонники свободной операционной системы.

Я скачал дистрибутив , записал его на флэшку (опять с помощью Universal USB Installer) и приступил к установке операционной системы на ноутбук.

И снова, в третий раз, мой эксперимент провалился, так как по необъяснимым для меня причинам инсталлятор Mint отказался завершить процесс копирования системы на диск, а неоднократные попытки завершить установку неизменно заканчивались неясным сообщением об ошибке, которую мне так и не удалось устранить.

Заключение

Что показал мой практический эксперимент, связанный с поиском бесплатной альтернативы Windows для компьютерных игр? В настоящее время наиболее перспективным вариантом (что не удивительно) является дистрибутив SteamOS от Valve. Если компания постарается обеспечить действительно хорошую и беспроблемную поддержку достаточно широкого спектра компьютерного оборудования, вполне возможно, что в обозримом будущем еще больше рядовых пользователей (и геймеров) решатся попробовать SteamOS. Вопрос в том, будет ли это оправдано ввиду того, что мы говорим об узкоспециализированной операционной среде, организованной исключительно вокруг идеи игр и тесной связанной с конкретной службой – Steam.

Не стоит недооценивать и вопрос о количестве и качестве игровых заглавий – хотя популярность Linux в последнее время растет, операционная система все еще очень далека от определения «массовая платформа». Это четко проявляется и во все еще ограниченном ассортименте игр, которые доступны для этой операционной системы.

Что касается других, старших и популярных альтернатив, таких как Ubuntu и Mint, то они предлагают гораздо более функциональные возможности. Но, к сожалению, даже на фоне уже очень богатой истории, они по-прежнему не оставляют впечатления дружелюбной и удобной (в достаточной степени) для пользователя системы.

Разумеется, все выше сказанное – это мое личное мнение, основанное на практическом опыте, который связан с попыткой достижения конкретных целей с использованием конкретной модели ноутбука. Судя по тому, что Ubuntu и Mint, а теперь уже и SteamOS имеют свои постоянно растущие круги поклонников, мой опыт может быть не особенно показательным в этом отношении. Вот почему я не хочу, чтобы вы рассматривали этот материал как своего рода попытку принизить Linux или защитить Windows. Обе операционные системы имеют свои многочисленные плюсы и минусы, и каждый пользователь может решить сам за себя, что для него лучше.

Отличного Вам дня!

Одной из важных причин отставания Linux от операционных систем Windows и MacOS X была минимальная поддержка игр. До выхода на Linux ряда мощных/интересных сред рабочего стола, в те времена когда пользователям в основном приходилось работать с командной строкой, получалось баловать себя лишь текстовыми играми, которые не могли предложить большого разнообразия, если сравнивать с современными играми с графикой.

Так или иначе, с текущим скачком разработки и значительным развитием рабочих столов Linux, появилось несколько дистрибутивов, готовых предложить себя геймерам в качестве игровых платформ с надежными GUI приложениями и интересными возможностями.

В следствие этого в данной статье мы рассмотрим ряд лучших лучших Linux дистрибутивов для игр.

До того как начнется описание, стоит отметить, что у него нет какого-то определенного порядка. Поехали!

1.Steam OS

Steam OS, возможно, самый лучший, известный и кроссплатформенный игровой Linux дистрибутив, основанный на Debian Linux. Он представляет собой подборку огромного количества развлекательного софта и является полноценной игровой платформой на Linux.

После установки Steam OS у вас появится полный онлайн доступ к большому числу игр. К тому же вы сможете присоединиться к сообществу игроков со всего мира. Пользователи могут создавать контент и делиться им с другими членами сообщества.

Он может предоставить:

  • Кроссплатформенность
  • Поддержку бесчисленного количества игр из Steam store
  • Собственный рабочий стол на основе GNOME
  • Возможность выбрать между клавиатурой и джойстиком
  • Уйму малого игрового софта и еще много всего

2.Ubuntu GamePack

Ubuntu GamePack, как и заявлено в названии, - это современный дистрибутив на базе Ubuntu, поддерживающий 5840+ игр, включая игры с Windows.

Может предложить:

  • Платформу Steam и игровое приложение Lutris
  • Доступ к тысячам как в онлайн, так и в офлайн игр
  • Запуск Windows игр c помощью приложения Wine
  • Огромный репозиторий на более чем 390 игр
  • Поддержку Adobe flash и Oracle Java, что обеспечивает эффективный и надежный запуск онлайн игр и т.д.

3.Fedora Games Spin

Fedora Games Spin - еще один отличный игровой Linux дистрибутив. Он будет особенно интересен пользователям RedHat/CentOS/Fedora Linux, так как основная масса игровых дистрибутивов имеют в качестве основы Ubuntu или Debian.

Ее можно запускать прямо с флешки/DVD без установки. В качестве рабочего стола она использует Xfce, а также может предложить более 2100 Linux игр. Если вы находитесь в поиске единой платформы для игр под Fedora, тогда искать чего-то кроме Fedora Games Spin вам больше не придется.

4.Play Linux

Play Linux многообещающий игровой дистрибутив, основанный на популярном Ubuntu, снаряженный легковесным, но мощным десктопом Nebula. Последний предлагает ряд интересных возможностей типа поиска и закрепления любимых приложений, а затем открепления их по желанию.

Ко всему прочему в нем есть установщик AutoGP для более легкой установки игр и, что более важно, он поддерживает Nvidia и AMD.

Так же он предлагает мощный пользовательский интерфейс и общую гибкость настроек как внешнего, так и системного плана - все для удобства игрока.

5.Game Drift Linux

Game Drift Linux, основанный на Ubuntu, относительно новый и современный игровой дистрибутив. Он предлагает пользователям приятную платформу для запоминающегося, приятного игрового процесса. Имеет поддержку ряда игр как для Linux, так и для Windows (через платформу CrossOver Games).

Сыграйте в свои любимые Linux и Windows игры, установив Game Drift на Linux сегодня.

Подведем итоги

Linux десктопы быстро приспосабливаются под требования пользователей, предоставляя им приемлемую для игры производительность. И это очень радует.

Вот мы и описали лучшие игровые Linux дистрибутивы, и совершенно точно, что список мог бы быть обширнее.

А вы большой любитель поиграть на Linux? Если да, то дайте знать о своем любимом дистрибутиве. Напишите в комментариях о нем. Это может кому-нибудь помочь, да и нам очень интересно.


Не желаете сыграть в Unreal 2004 под Linux?

В нашей статье "Linux выходит на настольные ПК" мы упомянули, что игр на платформе Linux не слишком много. Теперь мы решили детально рассмотреть этот вопрос. Посмотрим, что можно ожидать от Linux, если вы захотите перекинуться в Unreal или Doom 3. Мы рассмотрим текущее положение вещей, выявим причины и сделаем некоторые прогнозы на будущее.

Почему же под Linux выходит мало игр? Или лучше спросить, зачем разработчикам игр нужно тратить деньги, чтобы добавлять поддержку игры под Linux для ограниченного числа пользователей? Ответ не такой простой, особенно если учесть, что Linux продолжает распространяться на рабочих столах пользователей.

Существует много причин, которые способны побудить перейти с Windows на Linux. Мы не будем детально на них останавливаться, лишь отметим, что пользователи постоянно жалуются на нестабильность Windows, высокие цены и много слоёв программного обеспечения, которые влияют на производительность. К тому же, ряд пользователей принципиально избегает Windows, не желая мириться с монополией Microsoft.

По информации аналитической компании IDC, Linux "больше не является нишевым феноменом". Прибыль на рынке Linux, включая аппаратное обеспечение серверов, ПК, а также наборы программного обеспечения, к 2008 году составит $35,7 млрд. - по данным IDC. А рынок наборов программного обеспечения демонстрирует впечатляющие темпы роста - 44% в год, в результате чего к 2008 году он составит $14 млрд.

Что касается настольных ПК, то, по прогнозу IDC, продажа ПК с Linux возрастёт почти в три раза - от шести миллионов компьютеров в 2004 году до 17 миллионов в 2008. Процент ПК, продаваемых с Linux, возрастёт где-то от 3,8% в 2004 году до приблизительно 7% - в 2008. Но в этих цифрах не учитываются компьютеры, поставляемые с Windows, на которые затем ставится Linux.

Как вы можете видеть, всё свидетельствует о росте числа настольных ПК с Linux, поэтому и геймеры тоже постепенно присматриваются к Linux. Если взять те же игровые приставки, то с помощью хакеров удалось перенести Linux даже на Microsoft Xbox и Sony Playstation II.

Если Linux действительно проникнет так широко, как прогнозирует IDC, то что делать игроку, желающему перекинуться в Halo под Linux? Почему переносить игры с одной платформы на другую сложно? Отбросив в сторону проблемы производительности, давайте проанализируем связь между драйверами графической карты и API, который разработчики используют в играх. Что из этого будет работать под Linux, а что - нет.


Doom 3 - хороший пример возможностей OpenGL.

Выбор разработчиком API Direct3D или OpenGL в значительной степени влияет на то, пойдёт ли игра под Linux или нет. Оба API позволяют создавать трёхмерные миры, включая геометрию, дым, тени и все прочие эффекты. Некоторые утверждают, что Direct3D превосходит OpenGL, но на самом деле это не так. Хотя Direct3D и доминирует в качестве игрового API, великолепная графика больше зависит от таланта и умений разработчика, а не от выбора API.

К сожалению, Direct3D подпадает под зонтик Microsoft, оставаясь преданным миру "только-Windows". Поскольку Windows является самой распространённой ОС в мире ПК, производители графических чипов работают только с одной операционной системой при разработке драйверов для игр Direct3D.

OpenGL, в то же время, распространён на многих платформах - этот API совместим с Linux, Windows, Unix и Mac OS. Но если OpenGL совместим с Windows, то Direct3D не совместим с Linux - и в этом и заключается основная проблема. Большинство разработчиков игр используют Direct3D и не беспокоятся по поводу выпуска OpenGL-версии, что позволило бы использовать игру под другими ОС, не имеющими отношения к Microsoft.

Существуют, конечно, и исключения. Самым ярким можно назвать Doom 3 - прекрасная свежая игра, с современными эффектами, которая использует OpenGL. Нравится вам Doom 3 или нет, но посмотрите на великолепную графику - она сравнима с любой игрой на рынке. Doom 3 также опровергает тезис, что "Direct3D является лучшим интерфейсом для программирования графики, чем OpenGL" . Doom 3 - действительно настоящая многоплатформенная игра, поддерживающая Windows и Linux.

Некоторые Direct3D-игры выпускаются и под Windows, и под Linux. Но в таком случае игра изначально создавалась под Direct3D, а затем переводилась под OpenGL для Linux. Некоторые разработчики выполняют такой перевод самостоятельно, другие используют дешёвое аутсорсинговое программирование. К сожалению, большинство игр не имеют такого выбора.

Когда в 2004 году вышел Doom 3, на многих форумах можно было встретить несчастных владельцев карт ATi, которые не могли запустить Doom 3 под Linux. Проблема ATi с Doom 3, по сути, является прекрасным примером ещё одной потенциальной проблемы для запуска игр под Linux. Doom 3 написан под OpenGL, и Linux прекрасно распознаёт эту игру. Но в чём же дело?

Изначально проблемы карт ATi под Linux заключались в отсутствии поддержки Doom 3 в драйвере. Дело в том, что будь игра написана под OpenGL или Direct3D, драйвер графической карты должен поддерживать эту игру. В случае Doom 3 и ATi команда разработчиков игры не передала финальный код Doom 3 до самого выхода игры. Как утверждает Мэтью Типпет (Matthew Tippett), глава отделения разработки под платформу Linux в ATi, "с нами не связывались примерно до того момента, когда до выпуска Doom 3 осталось 3 недели. Причём, нам сказали, что игра не работает. Чем раньше мы узнали бы о проблемах, тем быстрее выпустили бы Catalyst". В самом деле, сегодня карты ATi прекрасно работают с Doom 3 под Linux. Но проблема с драйверами, конечно, есть.

Так можно ли просто скачать драйвер для Doom 3, и заработает ли он на всех дистрибутивах Linux типа SuSe, Red Hat и т.д.? "Драйвер будет работать под большинством дистрибутивов, - утверждает Типпет. - Технология везде одинакова, но существуют различия в конфигурации, информации и т.д. И решать подобные проблемы не всегда легко, учитывая широкий рынок дистрибутивов".

Производителям GPU приходится выпускать драйвер не только под Linux (кроме версии под Windows), но и по драйверу для каждого варианта Linux. "Любая компания, собирающая дистрибутив Linux, следует пожеланиям пользователей, - сказал Типпет. - В результате возникают проблемы, но они вполне решаемы. В целом, сборщики дистрибутивов должны понимать их существование".

"Каждый дистрибутив Linux имеет свои внутренние проблемы, - сказал Ник Триантос (Nick Triantos), главный разработчик nVidia. - Приходится тратить немало усилий на разработку драйвера для каждого дистрибутива Linux. Причём, это бывает не всегда легко. Red Hat Enterprise Linux, к примеру, меняется редко. А вот Fedora, ещё один продукт Red Hat, меняется регулярно. В сообществе Linux существуют те, кого не интересует наш процесс разработки драйверов, а также и те, кто требует, чтобы везде использовался открытый исходный код, что часто усложняет выпуск драйверов. Ведь мы поставляем драйверы в двоичном коде, а для некоторых сборщиков очень трудно добавить двоичный код в систему, где остальной код открыт".

Конечно, создавать драйверы под Linux, в принципе, не сложнее, чем под Windows. Как подтвердят многие геймеры, подбор правильного драйвера для графической карты к определённой Direct3D-игры под Windows XP тоже не всегда бывает лёгким. Могут возникнуть конфликты и другие неожиданности. "На рынке есть определённое заблуждение, что разработка драйверов под Linux сложна", - утверждает Типпет.

По сути, создание драйвера для графической карты под Linux часто более прямолинейно и логично, чем под Windows. "Проблема заключается в том, что под Windows существует огромное количество программного обеспечения разного качества, и один кусочек "плохой" программы может "завалить" всю систему, - считает Триантос. - Драйверы принтеров, мультимедийных устройств и весь тот "мусор", что находится в правом нижнем углу экрана, увеличивают шанс чьей-либо ошибки. У Linux нет столько уровней, но опасности, конечно, тоже существуют".


Платформа Linux является ещё одним "полем боя", где производители графических карт должны выделиться среди конкурентов.

Мы не будем заниматься прогнозами или сравнивать производительность продуктов ATi, nVidia или других производителей в играх под Linux. Однако код драйвера графической карты очень важен, поскольку он влияет на многое, а не только на кадры в секунду. "Стабильность драйвера очень важна. Осуществить тестовый прогон несложно, но ведь нам нужен надёжный драйвер, который будет работать со всеми приложениями, - сказал Триантос. - Чтобы выделиться среди других компаний, мы опираемся на комбинацию стабильности, функций и качества".

nVidia любит Linux

Что касается nVidia, то в команду разработок драйверов под Linux входят около 400 программных инженеров. Они программируют на C и C++ и очень тесно работают с отделением тестирования. "Каждый раз, когда SuSe, Red Hat или Mandrake, а также другие компании, выпускают новую версию ОС, мы сразу же тестируем под ней свои драйверы", - утверждает Триантос.

Кстати, по информации nVidia, главным побуждением разработки драйверов под Linux являются усилия по поддержке high-end графических рабочих станций. Их используют кинематографические компании для создания мультфильмов типа "Шрека", инженерные компании - для визуализации САПР, разведывательные геологические компании - для симуляции 3D-мира. "Все эти применения требуют Linux", - сказал Триантос.

Однако точное число ресурсов, брошенных на разработку под Linux, nVidia не раскрывает. В то же время, у ATi интерес к Linux меньше, чем к Windows. "К сожалению, наша команда разработчиков под Linux меньше, чем под Windows, да и цели она преследует иные, - сообщил Типпет. - Linux остаётся маленьким и нишевым рынком, да и игры здесь ограничены только OpenGL".

То есть, официальный ответ ATi таков: хотя компания за последний год "существенно расширила" ресурсы, отведённые Linux, они (ресурсы) всё равно являются ограниченными по сравнению с разработкой под Windows. "Мы можем делать только то, что нам позволяют наши ресурсы, - сообщил представитель ATi. - Хотя мы существенно и расширили наши ресурсы, что неплохо для пользователей Linux, мы не должны упускать из внимания рынок".


Действительно ли 300 игр Direct3D готовы для Linux?

Хотя игры под Linux и ограничены OpenGL, существуют альтернативы, позволяющие геймерам не ждать, когда разработчики игр инвестируют средства в поддержку OpenGL. Канадская компания TransGaming может выполнить преобразование из Direct3D в OpenGL, используя хорошо известный в сообществе Linux продукт - Cedega. Изначально этот проект назывался WineX. Как обещает TransGaming, Cedega позволяет "быстро и прозрачно запускать игры Windows под Linux, сразу же достав их из коробки, - с великолепной производительностью и геймплеем". Сегодня Cedega поддерживает более 300 Direct3D-игр, включая Battlefield Vietnam, Eidos Hitman: Contracts и LucasArts Star WarsGalaxies.

Вы просто устанавливаете программу, после чего ваши любимые игры прекрасно работают на платформе SuSe - точно так же, как и под Windows XP. К сожалению, Cedega поддерживает на достаточно приемлемом уровне не все игры. Даже если опустить результаты производительности, могут возникнуть проблемы с установкой, временем загрузки и т.д. В общем, это решение пока далеко от идеала.

Заключение

Теперь настало время сказать горькую правду: под Linux вы не получите такого же игрового наслаждения, как под Windows XP. Здесь пока нет игр типа Halo и Half-Life 2. Так что, если вы хотите всегда получать самые свежие хиты вовремя, то придётся придерживаться курса Microsoft.

Да, исключения есть: в OpenGL-ориентированной Doom 3 вы можете и не заметить разницу между Linux- и Windows-версиями - по крайней мере, мы её не обнаружили. "К примеру, на моём ноутбуке с Radeon Mobility 9800 частота кадров выше 100. Различия в скорости не такие большие, чтобы помешать наслаждению игрой для большинства пользователей, - сказал Типпет. - Но вот экстремальным геймерам следует быть осторожными".

Люди, которые работают на Linux, очень странные ребята. Я не говорю сейчас о домохозяйках, сидящих в Одноклассниках и Инстаграме, они могут и на Chrome OS сидеть, а о людях, которые чувствуют себя намного комфортней, используя Linux как домашнюю и рабочую систему, и ловят кайф от всех этих консольных посиделках, болтовни на форумах и сборки ядра. Это странные люди и Linux очень странный, на первый взгляд. Он не создавался как ОС для домашнего пользователя, а как система для предприятий и рабочих станций, ведь сейчас большинство серверов и суперкомпьютеров работают на Linux-системах. И то, чем он становится в данный момент времени, очень забавно и закономерно выглядит.

Но давайте рассмотрим пару “жизненных” ситуаций.

Допустим ваш начальник решил сократить растраты компании и установил Linux вместо Windows, на всех рабочих компьютерах, а вы так любили на обеде разложить партийку в Hearthstone. Или вы так сильно умоляли купить компьютер “для учебы” за 120к, но родители оказались не так глупы и попросили Васю-хацкера установить “ОС для учебы”. А может вы устали от “заскоков” Windows и решили попробовать что-то новое, но на Mac денег не хватает.

Кажется, вышеперечисленные ситуации не реалистичны и в нашей вселенной такого не может быть. Может. За всю свою жизнь я встречался с героями каждой из этих истории(их на самом деле больше), а в последней сам стал действующим лицом. Я работаю на Linux-системах с 2009 года, я еще учился в 9 классе, и наблюдал, как дистрибутивы становились более понятные и доступные, и даже обычная домохозяйка могла работать на них. Так же я наблюдал, как начали появляться полноценные игры, а пошло это все с появления SteamOS и Steam Machine.

Но давайте отойдем от истории и посмотрим, что может предложить Linux современному геймеру и чего вам это будет стоить.

Для начала рассмотрим мое “железо”:

  • Процессор: AMD FX-8350
  • ОЗУ: 32Gb DDR3
  • Видеокарта: Radeon RX 480 8Gb

Не то, чтобы геймерский ПК за 120к, а всего лишь за 50к в 2016 году, но и собирался он не для игр, а для работы(и не для майнинга =)). Но давайте приступим.

Примечание: Я не буду полностью расписывать весь цикл установки и решения тех или иных проблем, а лишь самые важные моменты.

Выбор и установка ОС

В качестве тестового полигона я решил взять один из самых юзерфрендли дистрибутивов – Ubuntu 17.10. Конечно, существуют еще куча отличных дистрибутивов, но я выбрал самую простую и понятную для обычного пользователя.

После установки мне потребовалось только установить драйвера на видеокарту, и тут на меня обрушились “вьетнамские” флешбэки, как ты всю ночь пытаешься накатить драйвер, написанный не разработчиками, а комьюнити. Так получилось, что современные разработчики софта не очень жалуют Linux-дистрибутивы, из-за ее идеологии бесплатного программного обеспечения и неактуальности у рядового пользователя.

Но это все в прошлом. Сейчас, я зашел на сайт AMD и в один клик скачал установщик, во второй клик открыл инструкцию по установки и опять был удивлен в простоте. Да, установка через терминал, но ничего не надо конфигурировать и копаться с миллионами команд в терминале. Тут надо заметить, что большинство программ ставится через терминал(консоль), а не кликаньем мыши на УСТАНОВЩИК.EXE, но такое тоже возможно. Помимо установки через терминал и файлик, есть аналог Windows Store, хотя в Linux он появился намного раньше.

После приятной установки Ubuntu и драйвера на видеокарту, я начал планировать свои дальнейшие действия.

Установка игр

Отталкивался я от простоты установки и наибольшего количества игр.

И первым в моем списке должен был стать Steam по двум причинам – вся установка игр делается в один клик и у меня там больше всего игр. Но все оказалось не так просто, поэтому я отложил Steam на потом.

Немного раскинув мозгами, я вспомнил про замечательный сервис gog.com. Так получилось, что узнал я о нем не так давно, да и всё, что мне нужно, выходило в Steam. Но преимущество GOG в том, что можно из браузера скачать игру и установить. Быстренько зарегистрировавшись, я отправился за покупками. И опять мне повезло – распродажа. Закинув 250 рублей за Baldur’s Gate, Baldur’s Gate 2 и Witcher 2 и быстренько все скачав, я приступил к установке.

И опять (как много положительных “опять” я получил в этот день) я удивился сервису установки. Установка ничем не отличается от той же установки на Windows. Пока что…

После установки, я кинулся запускать мой свежекупленный Baldur’s Gate, но вот беда – не работает. И тут вскрываются самые критичные и отталкивающие вещи Linux – не найденные файлы, терминалы и форумы. В отличии от Windows, где вам ставится куча непонятного софта, который занимает всю вашу жизнь и место на жестком диске, Linux-программы ставят минимальный набор зависимостей, а если их нет, то пользователь сам должен их найти и установить или “подкинуть” в нужную папочку. Этим и пришлось мне заниматься. Но я быстро нашел на форуме gog-а решение, модераторы очень плотно работают со своим комьюнити и всячески помогают.

Примечание: Для того чтоб вы не подумали, что я делаю скриншоты с Windows и пытаюсь их “продать” вам как запуск игр на Linux, решил запускать все игры в окне, по возможности.

Игра запустилась и все пошло без лагов и тормозов. Единственное, что пришлось запустить в окне, т.к. из-за разрешения игры появились огромные черные полосы, а в окне все масштабируется и выглядит вполне играбельно.

Следующим был Ведьмак 2. Не то чтоб я хотел в него играть, но игра достаточно требовательная, а проводить тесты на играх конца 90-ых не интересно.

Процесс установки и решения проблемы мало чем отличалось от установки Baldur’s Gate. Я отключил все сглаживание и выкрутил на максимум все остальное и игра не лагает и выдает “на глаз” 30-40 FPS.

Почему “на глаз”? Программ для считывания FPS очень мало, да и не факт, что они будут работать, но не бойтесь, дальше будут тесты с FPS.

После чашки кофе, я вспомнил про замечательную программу Wine, который позволяет запускать Windows приложения на Linux и MacOS. Я быстренько залез в шкаф с барахлом и нашел пару дисков как пиратских, так и лицензионных.

Немного древности

Установив последнюю версию Wine, я начал устанавливать игры. Из всей моей скромной коллекции установилась только пиратская версия WarCraft 3 (но не запустилась), а у остальных даже не отобразились файлы установки игры. Но я не желал сдаваться и полез искать сборки от Васи-хацкера. Нашел Dark Messiah и Vampire: The Masquerade – Bloodlines у себя на внешнем HDD, они благо сохранились у меня из-за редкости сборки, которых ни в Steam, ни в GOG нет.

После успешной установки, запустилась лишь Vimpire, что забавно из-за кривизны самой игры. Я включил счетчик FPS, но запустить в окне не получилось, так что придется верить на слово.

Я так же решил установить Battle.net и это удалось. Пройти авторизацию очень сложно из-за кучи ошибок, но если привязать аккаунт к Facebook, то все проходит гладко. И первая на очереди была Hearthstone, т.к. очень давно я уже устанавливал первый StarCraft и играл в него. Но вот беда, игра запустилась, но идет лишь звук. Разбираться я не стал и пошел дальше.

Еще одним провалом стал запуск League of Legends. После успешной установки, она никак не хотела запускать лаунчер, но очень упорно пыталась решить проблемы, так упорно, что мне показалось, на миг, что у нее получится.

Вот я и добрался до Steam и его проблемам. Проблема та же, как и у всех – отсутствие некоторых файлов, но из-за того, что Valve не может написать некий FAQ для своих пользователей, в отличии от GOG, пришлось около часа запускать эту шарманку с танцами вокруг костра.

Моя скромная коллекция игр для Linux

Установив и залогинившись, я бросился в библиотеку, мое сердце растаяло и глаза заметались от выбора. Из всего списка купленных игр я уже играл в This is the police и Don’t Starv на своем стареньком ноутбуке, но сейчас у меня неплохое “железо” и можно погонять его от души.

Еще одним плюсом Steam - это наличие встроенного FPS счетчика, который был незамедлительно включен.

Первым я начал с Metro: Last Light. После успешной установки, игра попросила обновить OpenGL до 4-ой версии. Обновив и запустив игру, я окунулся в красоту и атмосферу московского постапокалиптического метро. Поиграв около часа и переключаясь между настройками, я отметил, что все не так плохо.

Примечание: Выключенная вертикальная синхронизация - это привычка, т.к. мой монитор и видеокарта поддерживает технологию AMD FreeSync, которая намного лучше справляется со сглаживанием кадров.

И под занавес Tomb Raider. Игра сразу запустилась и ничего не потребовала. Поиграв где-то часик на максимальных настройках, я не заметил критических проблем с FPS и вообще проблем. Еще в игре оказался тест на производительность, который я так же запустил.

Вывод

Как ни странно, жизнь с играми на Linux есть. Пусть странная, но дающий необычайный опыт и впечатления.

Похожие публикации