Что происходит с камнями при нагревании. Об абсурде в научном подходе

Учитель начальных классов, Баранова Ирина Алексеевна.

Слайд 2

Слайд 3

Повторение

1. Что происходит с газами при нагревании и охлаждении?
2. Что происходит с жидкостью при нагревании и охлаждении?
3. Что происходит с водой при превращении в лёд?

Слайд 4

«Этот человек твёрд, как скала»

О ком так говорят?
- Почему его сравнивают со скалой?

Слайд 5

Из словаря Ожегова

« – это твёрдая горная порода кусками или сплошной массой, а так же кусок, обломок такой породы.»

Слайд 6

Проблемный вопрос

Могут ли скалы разрушаться?

Слайд 7

Опыт

Как ведут себя твёрдые тела при нагревании и охлаждении?

Слайд 8

Вывод:

Твёрдые тела при нагревании, а при охлаждении расширяются, сжимаются.

Слайд 9

Задание: Р.т. с.26 №1

  • Опираясь на данные опыта, нарисуйте, как располагаются частицы твёрдого тела при нагревании и при охлаждении.
  • Проверка
  • Слайд 10

    Физминутка

    Ветер дует нам в лицо,
    Закачалось деревцо.
    Ветер тише, тише, тише.
    Деревцо все выше, выше.

    Слайд 11

    Разрушение камней

    В тёплые солнечные дни скалы нагреваются.

    По ночам скалы остывают.

    Слайд 12

    Какая сила влияет на разрушение камней?

    Температура. Тепло солнца.
    Ну-ка, кто из вас ответит:
    не огонь, а больно жжёт,
    не фонарь, а ярко светит,
    и не пекарь, а печёт?

    Слайд 13

    Вода, замерзая, превращается в лёд.

    Я и тучка, и туман,
    Я река и океан.
    Я летаю и бегу
    И стеклянной быть могу.

    Слайд 14

    Растения.

    Слайд 15

    Неизвестно, где живёт,
    Налетит – деревья гнёт,
    Засвистит – по речке дрожь,
    Озорник, а не уймёшь.

    Слайд 16

    Вода. Реки, талые потоки воды.

    Слайд 17

    Камни постепенно превращаются в песок и глину.

    Слайд 18

    Работа по учебнику стр. 62 – 63

    • Найдите в тексте причины разрушения камней.
    • Заполните схему разрушения камней (гор).
  • Слайд 19

    Схема разрушения камней (гор)

  • Слайд 20

    Проверь себя!

    1. Что происходит с водой при превращении её в лёд?

    в) расширяется;
    п) сжимается;
    к) ничего не происходит.

    Слайд 21

    2. Что происходит с камнями при нагревании?

    о) расширяются;
    у) сжимаются;
    е) ничего не происходит.

    Слайд 22

    3. За счёт чего в скалах и камнях образуются трещины?

    н) за счёт нагревания скал и камней в тёплые солнечные дни;
    д) за счёт остывания скал и камней по ночам;
    ч) за счёт неравномерного расширения и сжатия скал, камней.

    Слайд 23

    4. Какие представители живой природы ускоряют разрушения скал?

    р) животные;
    в) растения;
    м) грибы и микробы.

    Слайд 24

    5. Что образуется при разрушении скал и камней?

    и) вода и газ;
    ы) мрамор и гранит;
    а) песок и глина.

    Природа - это удивительный, загадочный внешний мир, подчиняющийся законам, сформировавшимся на протяжении многих миллионов лет. Определение слова «природа» трактуется учеными по-разному, но его суть первична. Не человеком создана природа, и ее следует воспринимать как данность. А еще короче, природа - это удивительный и многогранный окружающий мир.

    Как разрушаются камни и почему это происходит? Ответы на эти вопросы можно найти, ознакомившись с данной статьей.

    Общая информация

    Большая часть изменений окружающего ландшафта заметна не сразу. Процесс разрушения в естественных условиях происходит очень медленно, но он обязательно существует. Что только не происходит в природе! Процессы самые удивительные и разнообразные, среди которых есть и необъяснимые.

    В природе со временем буквально все разрушается, в том числе и камни, являющиеся, казалось бы, такими твердынями. В результате все превращается в совершенное иное состояние и в другие формы.

    О камнях

    Прежде чем будет дан ответ на вопрос, почему разрушаются камни, следует знать, что такое камень и какими свойствами он обладает.

    Камни - это твёрдые тела. Они раскиданы повсюду, их можно видеть везде. Причем есть камни маленькие и большие, правильной формы и неопределенной, гладкие и с грубой поверхностью. Покрывают они практически всю в том числе и подводную часть.

    Влияние на камни окружающей среды

    1. В солнечные теплые дни камни нагреваются, а ночью они остывают. Соответственно, периодически расширяются и сжимаются. Причём в некоторых местах нагрев происходит сильный, в других - слабее. Выходит, что и расширение, и сужение неравномерное. По этим причинам в камнях появляются трещины, куда попадает вода, которая в морозы замерзает, и еще больше расширяется. Лёд давит на стенки трещин с огромной силой, и камни раскалываются на более мелкие куски, в которых тот же самый процесс повторяется. Под воздействием этого фактора чаще всего происходит разрушение камня.
    2. Как разрушаются камни под воздействием ветра? Ветер, особенно сильный, способен выдувать с поверхности твердых камней мелкие частички. В период сильных бурь ветер с собой несет огромное множество мелких частичек песка, которые, ударяясь о камни, обрабатывают их поверхность наподобие наждачной бумаги. Также в трещины могут попадать семена растений, вырастающие в итоге прямо в них. Разрастающиеся корни еще больше расширяют существующие трещины и разламывают камни. Через многие сотни и тысячи лет и у самого подножия огромных скал возникают россыпи более мелких камней. Все это результат ветровой эрозии. Воздействие ветра - самый слабый фактор, влияющий на разрушение камня.
    3. Как разрушаются камни водой? После дождей и таяния снега, да и в реках и речках, потоки воды подхватывают камни и перекатывают их, перенося на разные расстояния. Камни перетираются между собой и о землю и измельчаются. Они могут превратиться постепенно и в глину, и в песок.

    Прочие процессы, влияющие на разрушение камней

    Как разрушаются камни под воздействием прочих природных явлений? Существует в природе и химическое выветривание - реакции, возникающие между химическими элементами, которые могут повредить камни. Основной силой является вода и кислород, образующиеся при взаимодействии щелочи и кислоты.

    Существует и биологическое выветривание. Оно обусловлено действием животных и растений. Они либо личным участием (например, едят росток, пробивающийся сквозь камень), либо благодаря участию продуктов их метаболизма (добавляются химические активные вещества, и их последующее действие подпадает под другое определение - химическое выветривание) оказывают воздействие на скорость разрушения камней.

    Заключение

    Как разрушаются камни? Все это происходит благодаря действию воды, солнца, ветра, перепада температур, растений и прочим биологическим и химическим веществам.

    Абсолютно все в природе подвергается воздействию вышеперечисленных явлений. Горы, скалы, утесы, глыбы, камни и даже пески со временем меняют формы и размеры. Но самым разрушительным в природе является все же время. Лишь оно властно над всем этим, а силы природы - только инструмент. Конечно, нельзя исключать и хозяйственную деятельность человека, что является основной искусственной причиной разрушения горных пород, в том числе и камней.

    Достаточно вникнуть в суть научных определений или задать очевидные вопросы у учёных, чтобы понять насколько воображаемой и противоречивой является сегодняшняя научная картина мира…

    Почему я решил написать эту статью? И есть ли в этом какая-либо актуальность? - Да, есть. И заключается она прежде всего в том, что выявление и даже простое обычное обращение внимания на противоречия в научной картине мира - важно само по себе. Это нужно, в первую очередь, для того, чтобы пойти по правильной дороге познания.

    Правильные представления о природе вещей и явлений - дают возможность управлять ими. Неправильные же представления о природе - неизбежно приведут к экологической катастрофе (в которой мы сейчас и находимся). А постоянное дальнейшее игнорирование очевидных ошибок науки - и к гибели самой цивилизации.

    Один из главных «камней преткновения», который тянет науку и познание в пропасть - является сам существующий принцип познания. Разберём немного детальнее.

    1) Чрезмерное постулирование. По мере развития науки вводятся постулаты (понятия, принимаемые без доказательств). Естественно, что человек раньше не мог объяснить то или иное природное явление - для этого он вводил то один постулат, то другой, чтобы подняться на ступеньку понимания выше и с новой, с более высокой точки зрения уже закрыть старые постулаты. Соответственно, по мере развития науки, число постулатов должно уменьшаться. Но на данный момент их сотни, и это число даже не уменьшается, а наоборот растёт - что, само по себе, уже должно насторожить. В итоге, мы имеем много незакрытых белых пятен в самом фундаменте.

    2) Следующая неверный подход самого познания - это абсолютизация наших органов чувств. Органы восприятия, которые человек использует при своём познании природы, не дают ему такой возможности по одной простой причине. Природа создала органы чувств человека не для того, чтобы он смог познать её. Органы чувств человека, да и впрочем, и всех животных, возникли и развивались как механизм адаптации и приспособления каждого вида живых существ к экологическим нишам, которые они занимают (и которые состоят из физически плотной материи. А всё остальное - 90% материи Вселенной - «тёмная материя» («dark matter»). И ТОЛЬКО 10% от всей материи - физически плотная, в принципе, являющаяся верхушкой айсберга…)

    Органы чувств фиксируют только то, к чему адаптированы. И дают представления о четырёх агрегатных состояниях физически плотной материи - твёрдом, жидком, газообразном и плазменном, а также об оптическом диапазоне продольно-поперечных волн и об акустическом диапазоне продольных волн.

    Глаза реагируют только на оптический диапазон электромагнитных излучений [(4…10)10-8 м]. Что составляет МЕНЕЕ 1% от всех видов электромагнитных волн, которые на данный момент известны науке!

    Поэтому располагая только пятью органами чувств, даже расширенными с помощью приборов, просто невозможно описать и создать полноценную картину мироздания. Для того чтобы создать полноценную картину, необходимо иметь возможность одновременного наблюдения, как надводной, так и подводной частей «айсберга» мироздания, что возможно только при появлении дополнительных органов чувств к пяти существующим.

    3) На очереди другая проблема - это использование математики - абстрактной науки, для объяснения природных явлений. Ведь нельзя просто так взять природное явление, перемножить его на другое природное явление, и получить закономерность и формулу. В основе понимания мироздания должно лежать именно философское переосмысление, а не абстрактная, числовая наука.

    Нам всегда говорили, что, например, биология стоит на химии, химия стоит на физике, но а физика - на математике. Но, когда задумываешься над такой странной иерархией и разбираешь физические формулы, невольно возникает вопрос: какое отношение цифры и абстрактные законы математики имеют отношение к реальным явлениям природы, в которой функция математики лежит лишь в количественных подсчётах? И то, надо учитывать, что за числами стоят реальные предметы - а не просто цифры. В качестве подсчёта возьмём, например, количество яблок. Всего было 6, разделили поровну на 3 человека - следовательно, каждому достанется по 2 яблока. Ни у кого не возникнет сомнений, что математически это будет выглядеть так: 6: 3 = 2 или 6 - 2 - 2 - 2 = 0. Но надо понимать, что яблоки отличаются и по весу, вкусу, качеству... Это отбрасывается. Или же, если мы сложим банан и яблоко - математически будет только подсчёт категории самих фруктов и будет записываться, как 1 + 1 = 2. Но банан - это одно, яблоко - совершенно другое. Это единицы разных качеств. Приведу следующий случай... Простой пример: 2 х 0 = 0. Теперь вдумаемся - как это может быть? Если мы спроецируем на реальность, то, умножив один автомобиль на ничто - разве получим 0 автомобилей? Но это лишь то ещё... Вы можете себе представить, когда 2 + 2 = 4 и одновременно же 2 + 2 = 0? В математике есть понятие «мнимая единица», обозначающаяся как i = √-1 . Под “i” подразумевается подкорневое отрицательное число, которое, в принципе, по всем правилам математики железно не может быть. Но в итоге, в уравнениях, где получают ответы с отрицательным значением под корнем - просто заменяют его на букву “i”. Это подгон ответа. И таких противоречий ДЕСЯТКИ, но для большинства людей будет неинтересно разбирать математику, поэтому продолжу... Кстати, в математической физике также подгоняют уравнения под результаты исследований, отбрасывая ненужные слагаемые…

    Вот отсюда и возникает столько мнимых противоречий в толковании физических процессов. Сам фундамент до безобразия лажовый, так как держится на абстрактных сведениях и целом ряде бездоказательных допущений. При этом современная наука накопила огромное количество именно ФАКТОВ, но из-за неверной основы, понимание их совершенно отсутствует, и более того, эти же самые факты разбивают все основополагающие теоретические представления во всех науках… Насчёт этого - в следующей статье.

    4) Использование терминов без чёткого изъяснения, что за ними стоит. Чтобы было наглядно видно, достаточно задать обыкновенные, даже детские вопросы у научной элиты. Тебе с умным видом ответят принятыми терминами, но если будешь копать глубже и спрашивать что означает это понятие, что означает вот это… Очень часто ничего внятного не ответят. В итоге, получится, что тебе дают вместо конфетки (понимания) - красивую обёртку (терминологию): За терминами ничего не стоит и складывается впечатление, что они нужны просто для ухода от ответа. К примеру - что такое электрический ток? Официальное определение этого понятия следующее:

    «Электрический ток» - это направленное, упорядоченное движение заряженных частиц от «+» к «-»…

    Но тогда:

    1) Что такое электрон и почему он проявляет дуальные свойства, как частицы и волны?

    2) Что такое «-»?

    3) Что такое «+»?

    4) Почему электрон движется от «+» к «-»?

    Не объяснено (и никогда не объясняется) 4 принципиальных понятия.

    Естественно, такое положение в науке не может быть случайностью. Всё просто: тот, кто обладает истинными знаниями или хотя бы их осколками - имеет преимущества и рычаги для управления. Также не нужно забывать, что наука - это обычный бизнес... Если бы она развивалась правильно - давно бы овладели управлением гравитацией, были бы бестопливные технологии перемещения в пространстве, неограниченные источники энергии и многое, многое другое! Если всё это внедрится - все нефтяные компании разорятся…

    Михаил Селягин

    Разделы: Начальная школа

    Класс: 3

    Цели урока:

    1. Познакомить детей с новым материалом: «Что такое почва».
    2. Познакомить с понятиями: почва, перегной, плодородие.
    3. Выявить основные свойства почвы, состав почвы.
    4. В процессе опытов и практических занятий, развивать мышление, наблюдательность, любознательность детей.
    5. Узнать о преобладающих почвах родного края.
    6. Воспитывать бережное отношение к почве и чувства защиты почв от разрушения.

    Оборудование:

    1. макет почвенного обнажения; коллекция местных почв;
    2. рисунок «Почвенное обнажение»;
    3. песок, глина, почва;
    4. картина типов почв (подзолистая, черноземная, торфяная);
    5. для опыта: почва, прокаленная почва, стеклянные палочки, пробирки, спиртовка, жестяная баночка, треножник с сеткой.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Опрос домашнего задания. Тест по теме «Как разрушаются камни »

    Тест «Как разрушаются камни»

    Что происходит с водой при превращении ее в лед?

    a) Вода, превращаясь в лед, расширяется;

    b) Вода, превращаясь в лед, сжимается;

    c) С водой при превращении в лед ничего не происходит.

    Что происходит с камнями при нагревании?

    a) Камни при нагревании расширяются;

    b) Камни при нагревании сжимаются;

    c) С камнями при нагревании ничего не происходит.

    За счет чего в скалах, и камнях образуются трещины?

    a) За счет нагревания скал, камней в теплые солнечные дни;

    b) За счет остывания скал, камней по ночам;

    c) За счет неравномерного расширения и сжатия скал, камней.

    Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?

    a) Животные;

    b) Растения;

    c) Грибы и микробы

    Что образуется при разрушении скал, камней?

    a) Песок и глина

    b) Мрамор и гранит;

    c) Вода и газ.

    III. Введение в тему

    а) Урок начинается с чтения статьи «Чудесная кладовая».

    Чудесная кладовая

    Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

    Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.

    Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался,как она называется. (М.Ильин)

    Какое чудо происходит в кладовой?

    б) Определяется тема урока; постановка задач урока.

    Разгадайте кроссворд, и вы узнаете название кладовой. (Почва)

    1. Сыпучее вещество, которое получается в результате разрушения и измельчения камней. (Песок)

    2. Часть растения, которая находится глубоко в земле. (Корень)

    3. Образование на ветке, из которого появляется лист или цветок. (Почка)

    4. Вещество, которое необходимо для каждого растения. (Вода)

    5. Животное, которое имеет восемь ног. (Паук)

    Как называется кладовая? (Почва)

    Видели ли вы, когда-нибудь склон большого обрыва? Стену большой ямы? Где? Из чего состоит обрыв? (Из глины, песка, камней)

    Какой цвет имеет обычно верхний слой земли? (Темный)

    в) Рассматривание почвы (Остатки корешков, стебельков растений, остатки листьев, части насекомых и т. д.)

    Это почва. Итак, верхний, темный, рыхлый, слой земли, где растут и могут расти растения - это почва.

    На доске: Почва - верхний, темный слой земли.

    Ребята, попробуйте назвать главное свойство почвы.

    Основным признаком почвы является ее плодородие.

    Почему же почва плодородна? Из чего она состоит и что в ней содержится? Ответить на эти вопросы помогут нам опыты:

    IV. Наблюдение над опытами. Состав почвы.

    Бросим комок почвы в стакан с водой. (Из нее выходят пузыри воздуха)- в почве есть воздух.

    Нагревание почвы на металлической крышке с одновременным держанием над ней стекла - стекло «запотевает»- в почве есть вода.

    Дальнейшее нагревание почвы – появление дымка и резкого запаха – горят остатки растений и животных.

    Размешивание сильно прокаленной почвы в воде и наблюдение за осадком – вначале оседает песок, затем глина – ­­в почве есть песок и глина.

    Фильтрование воды через песок, глину – почва пропускает воду лучше, глина, но хуже песка.

    Чем еще отличается почва от песка и глины?

    Цветом составом, способностью пропускать воду, а еще?

    Кто догадался?

    Хорошо ли растут растения на песке, глине и камнях?

    На почве растут все растения намного лучше, чем на глине и песке, камнях, то есть почва - плодородна - или почва обладает плодородием, свойством которого нет у песка, глины, камней.

    Итог

    Почва – верхний рыхлый слой земли темного цвета.

    Почва состоит из песка, глины, камешков, остатков растений и животных.

    В почве есть вода и воздух.

    Почва пропускает воду лучше, чем глина, но хуже песка.

    Главное свойство почвы – ее плодородие.

    V. Рассказ учителя

    Почему почва темного цвета? От чего зависит ее цвет?

    В почве мы обнаружили остатки растений и животных. Они гниют, и при гниении их в почве образуется перегной – продукт их гниения. Вот перегной и придает почве темный цвет, чем больше перегноя, тем толще и темнее слой почвы.

    Перегной при гниении превращается в минеральные соли, которые очень необходимы растению. Вода, попадая в почву, растворяет минеральные соли, а корни с водой всасывают их в растения и подают их с водой в листья. В листьях на свету в теплое время года образуется живое вещество и в виде сока по коре поступает в ветки, ствол, корни – от этого растения растут. Минеральные соли – пища растений.

    Когда растения умирают – они гниют, образуя перегной, а перегной снова превращается в минеральные соли.

    Совершенствуется круговорот веществ в природе (от неживой к живой и обратно).

    Итог

    Остатки отмерших растений и животных образуют перегной. Перегной придает почве темный цвет. Перегной образует минеральные соли – пищу растений.

    Дополнительный материал

    Почва в природе образуется очень медленно: за 100 лет – 1 см.

    VI. Физкультминутка

    VII. Виды почв

    Ребята, разнообразны почвы нашей страны.

    Демонстрация:

    *Черноземная почва.

    *Подзолистая почва.

    *Торфяные почвы.

    а)- Как вы думаете, какая из этих почв наиболее плодородная? (черноземная)

    Как вы догадались? (По толщине и цвету почвы - по количеству перегноя в ней)

    В России много черноземных почв и самые мощные черноземы достигают 2-x метров, а 200 лет назад около Воронежа находили чернозем до 6 м толщиной.

    Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. Фашисты вывозили русский чернозем в Германию.

    б)– Подзолистые почвы находятся в зоне лесов - особенно хвойных. Посмотрите на цвет этих почв на картине и попробуйте догадаться, почему она так называется (за цвет, похожий на золу)

    Подзолистая почва не очень плодородная, так как в ней немного перегноя, но если в нее внести навоз, она даст хороший урожай - навоз, перегнивая, увеличивает в почве количество перегноя.

    Торфяные почвы - коричневого цвета, но в них много воды и из-за этого остатки растений гниют плохо. Для улучшения плодородия торфяных почв их осушают и вносят минеральные удобрения.

    Итог

    Почвы бывают черноземные, подзолистые, торфяные - болотные. Самые богатые почвы черноземные, в них много перегноя.

    в) Работа по почвенной карте Татарстана.

    VIII. Польза почвы для человека

    Какую роль играет почва в нашей жизни?

    Мы выращиваем на почве зерновые культуры (хлеб, крупы, мука) + овощи + фрукты + технические культуры: лен, хлопок, горчицу, подсолнечник, свеклу; в этом – ткани, масло, сахар, цветы – мед.

    На почве вырастают корма для животных: трава, сено, силос, зерно. А животные вам дают молоко, мясо, масло, шерсть, кожа животных – для обуви и одежды.

    На почве растут лекарственные растения, из которых делают лекарства.

    На почве растут деревья, из которых мы делаем мебель, дома, стройматериалы, бумагу, цветы – украшающие нашу землю, жизнь.

    Итог

    Почва - основное наше богатство, она дает нам все продукты питания, одежду, лекарства, стройматериалы.

    Без почвы погибнет жизнь.

    IX. Защита почв от разрушения

    а) Работа с учебником с 68

    Борьба с оврагами.

    Борьба с разрушением почв ветром.

    Почва сильно разрушается водой, ветром и неправильно обработкой. Для защиты почв необходимо бороться с оврагами, защищать почву от ветра лесополосами, правильно обрабатывать почву и вносить в нее удобрения

    Лучшее удобрение - это навоз.

    Черви - полезные животные, они улучшают почву.

    Восстановить разрушения почву очень трудно, а иногда невозможно.

    X. Закрепление материала (по таблице)

    XI. Домашнее задание

    Стр. 65-70 пересказ, ответить на вопросы.

    Цель урока: Ознакомить учащихся с причинами разрушения камней.

    Оборудование: две динамических схемы из цветного картона для игры в метеорологов: тучи, дождинки, 2 солнца, стрелки, карточки с цифрами; осколки камней в шкатулке; диск с записью мелодии «Прогноз погоды» (заставка из программы «Время»: Франк Пурсель, «Манчестер – Ливерпуль»); шапка магистра; мантия.

    Оформление: запись фрагментов стихотворений об осени на доске.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Учитель : Ребята, сегодняшний урок мы начнем с прогноза погоды, посмотрим, какие сообщения вы подготовили дома, а потом перейдем к изучению новой темы. А вот название темы я сразу не скажу, вы поможете мне её сформулировать.

    II. Наблюдения за погодой.

    Игра в синоптиков

    Звучит музыка «Прогноз погоды». К доске выходят двое учащихся, составляют из подготовленных карточек схему погоды на данный день: тучка, дождинки, часть солнышка, примерная температура, стрелочка, указывающая направление ветра. По очереди комментируют свои схемы.

    Учитель : Ребята, какая схема, на ваш взгляд, более точная?

    Какое из стихотворений наиболее точно отражает состояние сегодняшней погоды? Почему?

    Скучная картина!

    Тучи без конца,

    Дождик так и льется,

    Лужи у крыльца... (А. Плещеев)

    Есть в осени первоначальной

    Короткая, но дивная пора -

    Весь день стоит как бы хрустальный,

    И лучезарны вечера...

    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

    Но далеко еще до первых зимних бурь

    И льется чистая и теплая лазурь

    На отдыхающее поле... (Ф. Тютчев)

    III. Проверка домашнего задания.

    Учитель : Что было задано на дом? (Нарисовать плакат «Берегите воду!»)

    Итак, представьте себе, что вас с вашими работами пригласили на очень важный съезд экологов. И сейчас ваша задача с помощью плакатов рассказать всем, почему так важно защищать воду от загрязнения и как это сделать.

    Так вот мы и есть слушатели и зрители. А слово предоставляется… (учитель приглашает ученика к доске).

    Ребята, выходящие к доске, надевают мантию и магистерскую шапочку.

    Какое сообщение вас впечатлило больше всего? Почему?

    IV. Подготовка к изучению нового материала. Формулировка темы и целей.

    Учитель : Сейчас вам предстоит определить тему нашего урока.Сначала я прошу вас внимательно послушать небольшой фрагмент рассказа Аркадия Гайдара. Я буду читать текст, а главное слово буду заменять словом ПРЕДМЕТ. Ваша задача догадаться, о каком же предмете идет речь.

    Фрагмент рассказа Аркадия Гайдара «Горячий камень»:

    Отстыда игоря Ивашка забрел в лес, заблудился ипопал на болото. Наконец он устал. Опустился на торчавший из мха голубой ПРЕДМЕТ, но тотчас же с воплем подскочил, так как ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила.

    Однако никакой пчелы наПРЕДМЕТЕ небыло. Этот ПРЕДМЕТ был,какуголь, горячий, и на плоской поверхности его проступали закрытые глиной буквы.

    Ясно, что ПРЕДМЕТ был волшебный! - это Ивашка смекнул сразу. Он сбросил башмак и торопливо начал оббивать каблуком с надписей глину,чтобы поскорее узнать: что с этого ПРЕДМЕТА может он взять для себя пользы и толку.

    И вот он прочел такую надпись:

    КТО СНЕСЕТ ЭТОТ ПРЕДМЕТ НА ГОРУ И ТАМ РАЗОБЬЕТ ЕГО НА ЧАСТИ, ТОТ ВЕРНЕТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ И НАЧНЕТ ЖИТЬ СНАЧАЛА.

    Учитель : Так о чем речь в рассказе? (О камне). А кто-нибудь читал этот рассказ? (Ответы учащихся). Называется это произведение «Горячий камень». Автор - Аркадий Гайдар.

    Как поступил Ивашка, вы сможете узнать, прочитав этот рассказ, если еще с ним не знакомы. А я тоже нашла этот волшебный камень и догадайтесь, что я вам принесла.

    Учитель трясет закрытой шкатулкой с камнями. Ученики отвечают, что это камни.

    Учитель : Да, я принесла вам волшебные камешки, они не сделают вас моложе, но обязательно принесут сегодня удачу. (Учитель раздает камни детям).

    Потрогайте их, осмотрите. Опишите свойства и внешний вид.

    Попробуйте теперь определить тему нашего урока.

    Ответы учеников.

    Сообщение темы и цели урока.

    Учитель : Итак, тема нашего урока: Как разрушаются камни?

    Какую цель мы поставим перед собой?

    Ответы учеников.

    V. Работа с новым материалом.

    Учитель : Ребята, рассмотрите еще раз осколки камня, которые я вам раздала. Как вы думаете, как мне удалось расколоть камень? А может ли камень разрушиться под влиянием природных явлений, т.е. без вмешательства человека?

    Ответы учеников.

    Учитель : Сейчас я продемонстрирую вам опыт. Смотрите внимательно.

    Демонстрация опыта из учебника: в дощечку вбиты два гвоздя, между гвоздями учитель вкладывает монету. Показывает, что монета легко проходит между этими гвоздями. Нагревает монету: монета не входит в промежуток между гвоздями.

    Учитель :Какой вывод можно сделать из этого опыта?

    Ученики : При нагревании твердые тела расширяются, при охлаждении – сжимаются.

    Учитель : А какое отношение этот опыт может иметь к нашему уроку?

    Ответы учеников.

    Учитель : Более подробно о том, как происходит разрушение камней, мы узнаем с вами из учебника.

    Работа с учебником.

    Чтение текста (с. 63) по цепочке.

    VI. Закрепление изученного.

    Вопросы из учебника:

    1. Что происходит с твердыми телами при нагревании и охлаждении?

    2. Почему из-за изменений температуры в камнях образуются трещины?

    3. Какую роль в разрушении скал играет вода?

    4. Какую роль в разрушении скал играет ветер?

    5. Почему растения могут ускорить разрушение камней?

    Физкультминутка.

    Учитель: Предлагаю вам вернуться к фрагменту рассказа «Горячий камень».

    Сейчас я снова перечитаю несколько строк, а вы попробуйте изобразить действиями то, что услышите.

    «…От стыда и горя Ивашка забрел в лес…».

    «…Наконец он устал. Опустился на торчавший из мха голубой камень, но тотчас же с воплем подскочил…»

    Повтор действий 3 раза.

    Учитель : Молодцы, вы были хорошими артистами.

    Сообщения о камнях.

    Учитель : Камни бывают разные. Какие камни вы знаете?

    Ответы учеников.

    Учитель : Ваши одноклассникиподготовили небольшие сообщенияо драгоценных и полудрагоценных камнях.

    1-ый ученик: АКВАМАРИН (от греч. «аква» - вода, «маре» - море. Согласно преданиям, благодаря своему мистическому родству с морской водой (а в действительности - цветовому сходству), аквамариновые амулеты предохраняли моряков в плавании. Вес одного из крупнейших кристаллов аквамарина достигает более 110 кг.

    2-ой ученик: АЛМАЗ (от греч. «адамас» - непреодолимый, непревзойденный). Обладает наивысшей твердостью по сравнению с другими природными камнями. Наиболее крупные алмазы имеют имя. Самые богатые месторождения находятся в Африке. В нашей стране ими славится Якутия.

    3-ий ученик: ГИПС (греч. «гипсос» - мел, известь). С древности гипс используется как поделочный и декоративный камень. Из него вырезают ажурные вазы, подставки, светильники, фигурки, пепельницы.

    Гипс применяется как цемент и материал для лепки, в медицине, как удобрение. Месторождения с декоративными разновидностями находятся в Архангельской области, Прикамье, на Северном Кавказе и Урале.

    4-ый ученик: ЖЕМЧУГ. Для того, чтобы обнаружить жемчужину, приходится осматривать раковины множества моллюсков, уничтожая при этом их обитателей; отходов получается очень много, и ущерб природе наносится немалый.

    5-ый ученик : РУБИН (от латинского «рубер» - красный) - драгоценный камень. Рубины ценились выше равных по размеру изумрудов и алмазов. Именно эти камни впервые назвали восточными. Это означало: великолепные, лучшие из найденных в других уголках земли, вобравшие в себя всю красоту и яркость легендарного Востока.

    6-ой ученик: ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ - бесцветные и абсолютно прозрачные кристаллы. «Хрусталь» - русская форма греческого слова «кристаллос» - лед. В Казахстане найден кристалл горного хрусталя с двухэтажный дом, его вес 70 тонн. Стекло быстро теплеет, а горный хрусталь остается холодным. В Древнем Риме богатые патриции использовали большие хрустальные шары для охлаждения рук в жару. Что это, самообман или чудесное качество камня?

    Ученые нашли ответ. Оказалось, что горный хрусталь, в отличие от стекла, легко проводит тепло. Он как бы «отнимает» тепло от тела, «впитывает» его всей своей массой. А стекло быстро нагревается с поверхности, хотя внутри может оставаться холодным.

    VII. Итог урока.

    Тестовая работа.

    Возможны два верных варианта ответов.

    1. Камни – это:

    а) созданные человеком искусственные предметы;

    б) твердые тела;

    в) слой земли.

    2. Какое высказывание является верным?

    а) Разрушение твердых пород вызвано: изменениями температуры, действием воды, ветра, растений.

    б) Разрушение твердых пород вызвано: изменениями температуры, действием воды, ветра

    в) Твердые породы не подвержены разрушению.

    3. Из-за изменений температуры в камнях образуются трещины, потому что:

    а) камни имеют свойство таять;

    б) происходит расширение камней;

    в) происходит неравномерное расширение и сжимание камней.

    4.Ветер разрушает скалы, потому что:

    а) он их охлаждает;

    б) заносит семена растений в трещины;

    в) выдувает с поверхности скал песчинки.

    5. Вода может разрушать камни, потому что:

    а) потоки воды перетирают камни друг о друга и измельчают их;

    б) зимой, попадая в трещины, замерзает и расширяется;

    в) содержит в себе загрязняющие вещества.

    Анализ тестовых работ.

    VIII. Домашнее задание.

    Подготовить сообщение по выбору:

    а) о каком-либо камне;

    б) о горе или горах России.

    Использованная литература:

    1. Баландин Р.К. Энциклопедия драгоценных камней и минералов. М.: Вече. 2000 г.

    2. Гайдар А. Собрание сочинений в трех томах. Том 2. М.: Издательство "Правда", 1986 г.

    3. Плешаков А.А. Окружающий мир, 3 класс. М.: Просвещение. ОАО «Московские учебники», 2011 г.

    Эльвира Яфарова , учитель кадетской школы №1785, Москва

  • Похожие публикации