Установка светодиодных ходовых огней на автомобиль. Что такое дневные ходовые огни и для чего они предназначены? Что такое дневные ходовые огни

Или DRL, становятся всё более доступными и популярными. Производители приводят много аргументов для их установки, в том числе минимальный расход топлива за счёт меньшего энергопотребления, большой срок службы и высокое качество.

Российское законодательство с 2010 года вводит обязательное их использование с попеременным включением фар ближнего света в дневное время. Правила ЕС требуют установления DRL на всех автомобилях новых моделей. Также их установка вполне возможна на более старых автомобилях, таким образом повышая их привлекательность и безопасность.

Рынок предложения дневных ходовых огней чрезвычайно высок и, казалось бы, насыщен похожими друг на друга вариантами. Модули настолько простые, что установить их может даже начинающий любитель. Между тем монтаж является серьёзным вопросом, и, прежде чем приступить к работе, взгляните на несколько деталей, которые повлияют на ваш выбор.

Для чего нужны дневные ходовые огни

С приходом летнего периода наступает относительно лучшие условия вождения - сухая погода, длинные дни и много солнечного света. Но именно последний показатель не всегда является союзников водителя. Он часто ослепляет, вызывает усталость глаз.

Согласно некоторым исследованиям использование дневных ходовых огней увеличивает видимость транспортного средства на дороге, что помогает избежать множества аварий. В странах ЕС с 2011 года на всех производимых автомобилях должны быть установлены DRL, в России годом раньше действует , где предусмотрено требование включать свет (либо противотуманные фары, либо фары ближнего света, либо же дневные ходовые огни) в светлое время суток. В чём разница между этими типами автомобильного освещения?

На видео - монтаж ДХО:

Лучшая видимость

Дневные ходовые огни служат для большей видимости автомобиля в течение дня. В отличие от ближнего света они оснащены мощными светодиодными светильниками, так что модули становятся более заметным для других участников дорожного движения. Кроме того, эти огни разработаны таким образом, что они . Ходовые огни дневного света зажигаются при запуске автомобиля, но вы можете ездить с ними только в течение дня. Когда стемнеет, нужно переключиться на ближний свет, автоматически выключив DRL.

Меньший расход топлива

Другим преимуществом ходовых огней дневного света является их энергоэффективность. Они потребляют только 10% энергии, необходимой для стандартных фар ближнего света. Дневные ходовые огни имеют огромное влияние на расход топлива, так как один модуль потребляет 6,8 Вт, то есть в совокупности менее 14 Вт. Для сравнения, одна галогенная лампа ближнего света потребляет 60 Вт, что в 8 раз больше. Кроме того, DRL работают до 10 тысяч часов, что эквивалентно 500 000 км проезда.

Современный дизайн

Светодиодные технологии, которые используются в производстве дневных огней, известны как одни из самых инновационных и .

Самостоятельная установка

Некоторые производители предлагают установить дневные ходовые огни своими руками. Такие комплекты включают в себя:

  1. Два светодиодных модуля с проводами и штекерами.
  2. Блок управления.
  3. Компоненты для установки:
    • две нажимные скобы;
    • длинные кабели (6 метров);
    • простой разъём;
    • болты;
    • защёлки;
    • инструкция по монтажу.

Но тем не менее, установив DRL, нужно проверить в ближайшей мастерской.

Как монтировать дневные ходовые огни

Их установка не так сложна, как может показаться на первый взгляд. Для выполнения этой работы достаточно иметь основные инструменты, такие как отвёртка. Но, прежде чем решить собрать модули, нужно выбрать подходящую модель освещения.

На видео - установка дневных ходовых огней на ВАЗ:

В соответствии с положением фары дневного света:

  1. Должны автоматически включаться, когда устройство включения или остановки двигателя находится в рабочем положении.
  2. Должны автоматически выключаться при включении противотуманных фар или фар ближнего света.
  3. Передние, боковые и задние габаритные фонари, габаритные огни и фонарь заднего не включатся, если горят ходовые огни дневного света.
  4. Должны находиться на фронте автомобиля, белого цвета, размещены симметрично и на одинаковой высоте.
  5. Не должны выступать за внешние габариты транспортного средства.

Выбор DRL

При покупке следует внимательно посмотреть на свет. Огни должны иметь соответствующую маркировку, которая является доказательством их использования на территории России. К сожалению, самые дешёвые комплекты часто не имеют необходимых по закону характеристик. На стекле должен быть штамп утверждения Е вместе с идентификационным номером страны-эмитента.

Обязательным является также отражатель RL - обозначение номера версии правил, согласно которым был выдан сертификат, номер сертификата и название производителя. Маркировка должна быть прочной, несмывающейся и видной на автомобиле. Эти требования выполняют ряд фирм, производящих дневные , например Hella, Philips или Osram.

Высота установки

Дневные ходовые огни не могут быть установлены на более чем 1500 мм или менее 200 мм от земли, а расстояние между ними не должно быть меньше 600 мм. Если ширина транспортного средства составляет меньше 1300 мм, расстояние между огнями должно быть 400 мм. Они также могут выступать за пределы контура автомобиля и должны быть установлены 400 мм от края транспортного средства.

Установка системы

Каково ваше мнение о самостоятельной установке дневных световых огней?

Ну, насчет «всех» мы погорячились: спрос родил такое предложение, что купить и испытать все модели просто нереально. Это, кстати, хорошо было видно на выставках «Автомеханика» и «Интеравто», прошедших в Москве. Мы решили выбирать образцы с разными характеристиками: дешевые и очень дорогие, с блоками управления и без, прямоугольные и круглые, пластмассовые и металлические…

Все дружно обещают повышенную безопасность на дорогах и энергосбережение (последнее - чистая правда). При этом чем меньше вклад в безопасность, тем больше экономия - не только энергии, но и денег. Ничего удивительного: слабенькие светодиоды дешевы и почти не едят электричества. Не ослепленные светом (часто весьма тусклым) глаза буквально разбегаются, но ясно: подобрать фонарь, наиболее подходящий по дизайну и способу крепления, удастся на любой автомобиль.

В общем, набралась дюжина изделий, как фирменных, так и no name. Последнее - в буквальном смысле: ни производитель, ни страна происхождения себя не афишировали. Зато многие громко заявляют о полном соответствии требованиям ЕСЕ R48. Но тут есть одна хитрость: упомянутые правила ЕС (и соответствующий им ГОСТ Р 41.48–2004) относятся к установке этих фонарей, но не к ним самим. А вот требования к ДХО изложены в другом документе: ЕСЕ R87 (ГОСТ Р 41.87–99). Именно в нем сказано, насколько ярко и куда должны светить правильные фонарики, каков должен быть цвет их свечения и площадь видимой поверхности.

Именно на этих требованиях и спотыкается большинство производителей дешевых ДХО. Обеспечить силу света каждого фонаря в пределах 400–800 кд могут лишь весьма мощные и дорогие светодиоды. Проще с суммарной видимой светящейся поверхностью, которая должна быть не меньше 40 см². Но, видимо, авторы ряда изделий не придают значения такой «мелочи» - все равно ведь их фонарики тусклые, а где одно нарушение, там и два...

В МАГАЗИНЕ РЕАЛЬНУЮ ЯРКОСТЬ ДХО ВЫ НЕ ПРОВЕРИТЕ. ВЫБИРАЙТЕ ФОНАРИ В МЕТАЛЛИЧЕСКОМ КОРПУСЕ: МОЩНЫЕ СВЕТОДИОДЫ СТАВЯТ ТОЛЬКО В ТАКИЕ.

Изделия расположены в порядке возрастания их стоимости.

Super 6 LED sports TTX-1015

Происхождение Китай

Ориентировочная цена 475 руб.

Количество светодиодов 6

Потребляемый ток 140 мА

Сила света 18 кд

Размеры рассеивателя 115 × 10 мм

Хилые светодиоды в пластиковом корпусе светят крайне тускло, крепление ненадежное, светящаяся площадь почти вдвое меньше нормы. К кронштейну крепятся на липучке, а уж он - на двух саморезах.

LED Daytime Running Light BF-201

Происхождение неизвестно

Ориентировочная цена 1000 руб.

Количество светодиодов 4

Потребляемый ток 120 мА

Сила света 80 кд

Размеры рассеивателя Ø 70 мм

Пластиковые фонарики крепятся на кронштейнах с регулировкой угла наклона, к бамперу - саморезами. Свет слаб. Спасибо, хоть на площади рефлектора не сэкономили.

SONG-YE

Происхождение неизвестно

Ориентировочная цена 1045 руб.

Количество светодиодов 8

Потребляемый ток 360 мА

Сила света 27 кд

Размеры рассеивателя 155 × 17 мм

В инструкции указано: 100% Waterproof, однако пиктограммы на коробке запрещают мойку пластиковых фонарей любым способом, кроме как губкой, причем без шампуня! Светят слабо.

Maxlight M320D

Происхождение неизвестно

Количество светодиодов 20

Потребляемый ток 260 мА

Сила света 108 кд

Размеры рассеивателя 185 × 25 мм

Указанный на схеме желтый провод для подключения к габаритным огням... отсутствует! Свет слабоват, но площадь свечения уложилась в норматив. Крепление пластиковых фонарей - на кронштейне, с регулировкой.

DRL F1

Происхождение неизвестно

Ориентировочная цена 1425 руб.

Количество светодиодов 8

Потребляемый ток 480 мА

Сила света 54 кд

Размеры рассеивателя 150 × 20 × 50 мм

(изогнут в форме клюшки)

В инструкции указана возможность автоматического отключения от габариток, но на схеме и в жизни ее нет. Свет тусклый, размер светового пятна в норме. Крепление к вертикальной стенке, на двух сквозных полых болтах (сквозь них выведены провода). Корпус - пластик.

Egolight PL-8

Происхождение Китай

Ориентировочная цена 1615 руб.

Количество светодиодов 8

Потребляемый ток 100 мА

Сила света 55 кд

Размеры рассеивателя 155 × 20 мм

У этих пластиковых ДХО яркость никакая. Крепление на кронштейнах, с регулировкой по углу наклона, далее - липучка либо саморезы.

LED Daytime Running Light NIUDI ND-06

Происхождение Китай

Ориентировочная цена 1990 руб.

Количество светодиодов 5

Потребляемый ток 600 мА

Сила света 140 кд

Размеры рассеивателя 220 × 30 мм

Здесь предусмотрена возможность автоотключения при включенных габаритных огнях, однако в обозначении цвета проводов присутствует неоднозначность. Есть герметичные разъемы. Увы, свет слаб, и даже полуторный запас по площади свечения не спасает дела. Крепление пластиковых фонарей - на уголках.

DRL Tiger Narva - Выбор ЗР!

Происхождение Китай

Ориентировочная цена 2900 руб.

Количество светодиодов 4

Потребляемый ток 470 мА

Сила света 533 кд

Размеры рассеивателя 125 × 25 мм

Входящий в комплект ЭБУ реализует автоматическое включение при напряжении выше 13,7 В (это позволяет подключаться прямо к АКБ) и отключение при включении габариток. Яркость соответствует нормам, площадь тоже. Крепление алюминиевых фонарей - на кронштейнах с защелками.

STARLED AL-WL9B

Происхождение неизвестно

Ориентировочная цена 3000 руб.

Количество светодиодов 9

Потребляемый ток 1280 мА

Сила света 554 кд

Размеры рассеивателя Ø 37 мм

Проекторная оптическая система и мощные светодиоды в алюминиевом корпусе помогли выполнить требования по яркости фонарей, но площадь светящейся поверхности маловата. Крепление - на кронштейне (под любым углом) либо тыльным болтом.

OSRAM LED LIGHT@DAY - Выбор ЗР!

Происхождение Румыния

Ориентировочная цена 5500 руб.

Количество светодиодов 2 (со световодом)

Потребляемый ток 1170 мА

Сила света 640 кд

Размеры рассеивателя 160 × 30 мм

Прилагаемый ЭБУ позволяет реализовать как полное отключение при включенных габаритках, так и уменьшение яркости. Алюминиевые ДХО автоматически включаются при напряжении выше 13,6 В. Герметичные разъемы, предохранитель. Крепление - на кронштейнах с защелками.

Philips LED DayLight8

Происхождение Тайвань

Ориентировочная цена 7000 руб.

Количество светодиодов 8

Потребляемый ток 1060 мА

Сила света 566 кд

Размеры рассеивателя 160 × 18 мм

Добротное изделие в алюминиевых корпусах автоматически включается при повышении напряжения в бортсети свыше 13,5 В. Реализовано автоматическое отключение либо снижение яркости при включенных габаритках. Крепление - на защелках к кронштейну и на двух саморезах. Эх, быть бы этим фонарям подешевле…

HELLA LEDayFlex 8

Происхождение Тайвань

Ориентировочная цена 13 380 руб.

Количество светодиодов 8 (в восьми отдельных корпусах)

Потребляемый ток 1000 мА

Сила света 690 кд

Размеры рассеивателя Ø 30 мм

Здесь ЭБУ реализует лишь отключение при работающих габаритках, подключать же его нужно к клемме зажигания, а не батареи. Внимание: черный провод - это… плюс! В дорогом комплекте нет ни кронштейнов, ни кабеля для подключения к бортсети. Яркость алюминиевых фонариков и суммарная площадь свечения в норме. Если есть умелые руки, можно собрать из фонариков какой-нибудь рисунок, но с установкой придется повозиться.

ВОПРОС-ОТВЕТ

- Как выбрать наилучшую форму ДХО?

Вообще говоря, это дело вкуса. Но надо иметь в виду требование ГОСТ 41.87–99: суммарная площадь светящейся поверхности ДХО должна быть не менее 40 см². У прямоугольных фонарей ее нетрудно измерить линейкой, а вот круглый должен быть диаметром не менее 50 мм.

- Как самому подключить ДХО так, чтобы они загорались с включением зажигания, но не горели при включенных фарах?

Предложим пару простейших решений. В случае маломощных ДХО можно обойтись всего одним диодом, см. схему 1 :

Для более сильноточных фонарей обратите внимание на схему 2 : вам потребуется всего одно добавочное автомобильное реле с нормально замкнутыми контактами. В любом случае задача умельца - найти в бортовой сети провод, на который подается питание при включении зажигания, и еще один, идущий к лампочке габаритов или ближнего света. Если же вы приобрели изделие с электронным блоком, понадобится лишь сделать отвод от лампочки. А оставшиеся два провода подсоедините прямо к клеммам батареи. Не перепутайте полярность - она указана в инструкции.

- Какой корпус лучше - металлический или пластмассовый?

Корпуса ДХО изготавливают либо из алюминиевого сплава, либо из пластика. Так что ржаветь не будут. Но есть одна тонкость: светодиоды хоть и обладают высоким КПД, но греются довольно сильно, а перегрев резко сокращает срок службы. Стало быть, нужен хороший теплоотвод, а не «термос» с пластиковой оболочкой. Конечно, если потребляемый ток невелик - скажем, десятки миллиампер, - то рассеивать практически нечего. Но по-настоящему яркие ДХО потребляют уже многие сотни миллиампер, поэтому для них пластиковый кожух неприемлем. Впрочем, изготовители знают об этом. И если уж предлагают пластик, значит, нечего рассчитывать на силу света, соответствующую ГОСТУ. Скорее всего, это просто красивая побрякушка с огоньками.

На территории РФ уже более 8 лет действуют поправки в правила дорожного движения (ПДД), в соответствии с которыми движущееся транспортное средство в светлое время суток должно быть обозначено фарами ближнего света, противотуманными фарами (ПТФ) или дневными ходовыми огнями (ДХО). Использование для этих целей головных и противотуманных фар имеет ряд недостатков. Поэтому водители предпочитают покупать готовые модули ходовых огней и самостоятельно их устанавливать в своё авто. Как правильно подключить дневные ходовые огни, чтобы их эксплуатация была безопасной и не противоречила действующим законам?

Нюансы включения ходовых огней

Основные предписания, касающиеся установки, технических параметров и подключения ходовых огней, перечислены в пункте 6.19 ГОСТ Р 41.48-2004. В частности, электрическая функциональная схема ДХО должна быть собрана таким образом, чтобы ходовые огни автоматически включались при повороте ключа зажигания (запуске двигателя). При этом они должны автоматически отключаться, если произведено включение фар головного света.

Пункт 5.12 указанного стандарта гласит о том, что фары головного света (ФГС) должны включаться только после включения габаритов, за исключением подачи кратковременных предупредительных сигналов. При самостоятельном подключении ДХО эту особенность обязательно нужно учитывать.

Правильное подключение ДХО не ограничивается грамотно продуманной функциональной схемой. Самое время вспомнить о блоке стабилизации для светодиодов. В самих ходовых огнях роль ограничителя тока выполняют резисторы, однако, из-за перепадов напряжения, резисторы не могут ограничить ток на одном уровне. Именно поэтому стабилизатор по напряжению в схеме подключения ходовых огней крайне необходим. Иначе срок эксплуатации светодиодных модулей ДХО значительно сокращается ввиду постоянных перепадов бортового напряжения. Некоторые автолюбители заявляют, что подключить ходовые огни можно и без стабилизатора.

Подключение и установка LED-драйвера – это лишняя трата времени, ведь ДХО на светодиодах месяцами исправно светят без какой-либо стабилизации…

Однако данное утверждение легко оспорить. Дело в том, что при каждом скачке напряжения на светодиодном модуле появляется более 12 В, прямой ток через светодиоды превышает номинальное значение, что ведёт к перегреву излучающего кристалла. Яркость светодиодов снижается, такие ДХО уже не смогут выполнять свою непосредственную задачу – издалека предупреждать водителей встречного транспорта, а со временем и вовсе начнут мерцать и выйдут из строя.

Использовать светодиодные ДХО без стабилизатора напряжения – значит выбрасывать каждый год, как минимум, несколько сотен рублей на новые модули и тратить время на их замену.

Для простоты понимания, нижеприведенные схемы показаны без использования стабилизатора.

Простейшая схема

Самая простая схема включения ДХО при запуске двигателя показана на рисунке. Плюсовой провод подсоединяют на клемму «+» замка зажигания. Минусовой провод крепят на корпус машины в удобном месте. В таком виде схема имеет существенный недостаток. Светодиодные ходовые огни будут излучать свет всё время, пока повёрнут ключ зажигания. К тому же их работа не согласована с работой остальных фар, а значит, не отвечает требованию ГОСТа.

Включение через габариты или ближний свет

Второй вариант схемы подключения ДХО предполагает задействовать цепь питания габаритной лампочки. Для этого плюсовой провод от ходовых огней напрямую соединяют с «+» от аккумулятора. В свою очередь, минусовой провод соединяют с «+» габаритного огня, который в данный момент электрически нейтрален. В результате образуется следующий путь протекания тока: от «+» аккумулятора через светодиоды к габариту, а затем через лампочку на корпус, который служит минусом всей цепи. Из-за малого потребления тока (десятки мА) светодиоды начинают светиться, а спираль лампы остаётся погашенной.
Если водитель включит габаритные огни, то на плюсе габарита появляется +12 В, потенциалы на проводах ДХО выравниваются и светодиоды гаснут. Схема переходит в штатный режим, то есть ток течёт через лампочки габаритных огней.

В данном схемотехническом решении имеется несколько недостатков:

  • ходовые огни остаются в работе при выключенном двигателе, что противоречит действующим правилам;
  • схема не будет работать, если в габаритах тоже установлены светодиоды;
  • схема не будет корректно работать, если в ДХО размещены мощные SMD светодиоды, номинальный ток которых соизмерим с током лампочки;
  • с целью безопасности необходимо дополнительно устанавливать предохранитель.

Данный способ подключения можно усовершенствовать, соединив плюсовой провод LED-модуля не с «+» аккумулятора, а с «+» замка зажигания, тем самым избавиться от первого недостатка.
Некоторые автомобилисты используют схемы включения ходовых огней через лампу ближнего света. То есть при включении ближнего света, ДХО автоматически гаснут, а в остальных случаях работают. Помимо вышеприведенных недостатков, данный способ не соответствует ГОСТу Р 41.48-2004 и ПДД.

При стоянке автомобиля в темное время суток, для его обозначения используются габаритные огни, использование ДХО ПДД запрещено.

Подключение через 4 контактное реле от генератора или датчика масла

Два следующих способа имеют общую основу и подразумевают работу дневных ходовых огней только после запуска двигателя. Схема включения ДХО от генератора базируется на переключении четырёх контактного реле и геркона.
Контакты реле ДХО подключают так:

  • 85 – на плюсовой провод к габаритам;
  • 86 – на любой вывод геркона;
  • 87 и второй вывод геркона – на «+» аккумулятора.

Проверив надёжность всех контактов, переходят к настройке. Для этого заводят двигатель и, перемещая геркон вблизи генератора, добиваются его срабатывания и стабильного свечения ДХО. Затем геркон прячут в термотрубку и с помощью нейлоновых стяжек фиксируют в найденном месте.

В момент пуска двигателя, а затем и генератора замыкаются контакты геркона и реле, подавая напряжение питания на светодиоды ходовых огней. При этом лампы габаритов остаются отключенными, так как ток через катушку реле мал, чтобы их зажечь.

В отсутствие геркона можно запитать ДХО от датчика давления масла. В этом случае 86-й контакт соединяют с лампой давления масла. В остальном схемотехника дублируется.
Обе схемы имеют общий недостаток. Их нельзя применять, если в габаритах установлены светодиоды.

Подключение через 5 контактное реле

Теперь пришло время узнать о том, как подсоединить ходовые огни через реле с пятью контактами. Схема является наиболее универсальной, и собрана с целью исключить недостатки предыдущих вариантов.
Сначала о подключении реле для ДХО:

  • 30 – на плюсовые выводы светодиодных модулей;
  • 85 – на плюсовой провод габаритной лампы;
  • 86 – на корпус авто;
  • 87а – на «+» с замка зажигания;
  • 87 – не подключать (заизолировать).

Работает схема с пяти контактным реле следующим образом. При повороте ключа на ДХО поступает напряжение +12 В, тем самым включая их. Если включить габаритные огни или фары головного света, то реле разомкнёт контакт 87а и замкнёт неактивный контакт 87. В результате ДХО погаснут, а габариты включатся. Схема полностью соответствует требованиям ГОСТа и ПДД и может работать с габаритными огнями даже на основе светодиодов.

Однако схема все же имеет один отрицательный момент – ДХО будут включаться сразу же после поворота замка зажигания. То есть если повернуть ключ в замке зажигания, но не заводить автомобиль, ДХО будут гореть.

Несмотря на все же имеющийся недостаток схема довольно удачна, но чтобы правильно подключить ДХО через пяти контактное реле понадобится обязательно дополнить схему стабилизатором напряжения.

Данный вариант включения интересен тем, что путь протекания тока через ходовые огни является независимым. Это позволяет устанавливать в фары габаритов и ДХО источники света любого типа и мощности.

Блок управления ДХО

Самым надёжным и наиболее простым является вариант подключения ДХО без реле, но с использованием специального блока управления ходовыми огнями. Он обеспечивает включение ДХО после запуска двигателя, гарантирует безопасную работу, защищает от перегрузок и может быть установлен на авто с любым типом ламп, включая светодиодные.

К сожалению, среди всего разнообразия промышленно изготавливаемых блоков ДХО подавляющая часть не соответствует ГОСТу и имеет посредственное качество сборки.

Касается это, в первую очередь, продукции с AliExpress, которая не соответствует требованиям практически по всем моментам.

Среди всего многообразия можно отметить всего 2 варианта: российский блок управления ДХО DayLight+ и немецкую продукцию от Philips и Osram. Блок управления DayLight+ разработан русским радиоинженером Исаченковым Фёдором с учетом всех особенностей бортовой сети автомобиля и обладает рядом положительных моментов:

  • имеется встроенная стабилизация напряжения;
  • полное соответствие ГОСТу;
  • максимальная долговременная мощность нагрузки составляет 36 Ватт (для ДХО требуется значительно меньше);
  • простейшая схема подключения.

Помимо вышеописанных моментов блок DayLight+ является универсальным и подходит на все автомобили с бортовой сетью 12 вольт, а также обладает хорошим качеством сборки и высокой степенью защиты от влаги и пыли.
Немецкая продукция от Philips и Osram также обладает всеми вышеописанными преимуществами блока DayLight+, однако поставляются немецкие блоки управления только совместно с фарами дневных ходовых огней и обладают более высокой стоимостью.

Читайте так же

Попытки повысить уровень безопасности на дорогах привели к появлению уведомляющих огней, которые сделали движущийся транспорт более заметным. Впервые ходовые огни дневного света появились около 40 лет назад в Скандинавских странах, где из-за климатических особенностей часто не хватает естественной освещённости в светлое время суток.

Спустя десятилетия наличие ходовых огней на автомобиле стало обязательным пунктом правил дорожного движения (ПДД) большинства стран мира, доказав тем самым свою эффективность. О том, что такое дневные ходовые огни и обо всём, что с ними связано, расскажет эта статья.

Что такое ДХО?

Дневные ходовые огни (ДХО) – это световые приборы, расположенные спереди автомобиля. Они предназначены для использования в светлое время суток. ДХО значительно улучшают видимость движущегося транспортного средства (ТС), тем самым снижая риск возникновение аварийных ситуаций. В англоязычной интерпретации ДХО именуют как DRL (Daytime running lights). Эта аббревиатура часто встречается на упаковках с промышленно выпускаемыми ходовыми огнями.

ГОСТ и ДХО

Установка устройств освещения и световой сигнализации на ТС регламентируется стандартом ГОСТ Р 41.48-2004. В разделе 6.19 «Дневной ходовой огонь» четко прописаны нормы по размещению световых приборов, их геометрической видимости и функциональной схеме подключения. В частности п.6.19.5 говорит о том, что излучаемый свет должен исходить под углом:

Именно этот пункт часто нарушают водители при изготовлении и креплении ДХО своими руками. В итоге свет либо направлен в асфальт, не привлекая внимание встречных автомобилистов, либо слишком ослепляет их.

Допустимые расстояния по размещению ходовых огней наглядно показаны на рисунке.
Включение (отключение) ходовых огней должно осуществляться автоматически при запуске (останове) двигателя (п.6.19.7). Также в электрической схеме должно быть учтено автоматическое отключение ДХО в момент, когда производится включение фар головного света.

ПДД и дневные ходовые огни

В России на законодательном уровне обязательное использование ДХО было утверждено в ноябре 2010 года. В связи с этим ПДД дополнены поправками, по которым весь движущийся транспорт должен иметь включённые ДХО, или фары ближнего света, или противотуманные фары.

Выбор источника света, выполняющего функцию ходовых огней, во многом определяется конструктивными особенностями автомобиля и его годом выпуска. Современные модели автомобилей оснащены штатными уведомляющими приборами на основе светодиодных модулей. Использование таких ДХО значительно экономит расход топлива и энергию аккумулятора при езде в городской местности.

По этой причине многие владельцы машин самостоятельно устанавливают готовые модульные ДХО или изготавливают их своими руками, избавляясь от недостатков ближнего света и противотуманок. Включение ближних огней приводит в действие подсветку приборной панели и габаритов, в результате чего возрастает нагрузка на аккумулятор и сокращается срок службы ламп. В свою очередь, противотуманные фары слепят водителей встречного транспорта, что является их главным минусом. По этой причине во многих странах их запрещено включать в условиях нормальной видимости.

Пункт 12.5 КоАП РФ содержит информацию о неисправностях и условиях, при которых запрещается эксплуатация ТС. В частности запрещено устанавливать световые приборы, режим работы которых не отвечает основным требованиям Положения, что влечет лишение прав сроком от 6 до 12 месяцев.

Особую бдительность следует проявить водителям общественного транспорта, а также при перевозке детей, опасных и негабаритных грузов. В соответствии со ст. 12.20 кодекса КоАП на территории РФ за езду в светлое время суток с выключенными ДХО предусмотрено предупреждение или штраф 500 рублей.

Установка и подключение ДХО

Придерживаясь схемы размещения, ходовые огни на авто вполне реально установить своими руками. Комплектация промышленно выпускаемых моделей, как правило, предусматривает наличие описания и деталей для быстрого монтажа и соединения с бортовой сетью машины.
А вот с самостоятельно изготовленными фарами дневного света придётся повозиться. Особое внимание нужно уделить качеству и корректности подключения, чтобы избежать в будущем неприятностей с электропроводкой.

Схемы и варианты подключения дневных ходовых огней описаны .

Что касается готовых сборок, то тут хорошо зарекомендовали себя светодиодные ДХО Philips. Они выгодно отличаются простотой монтажа, подходят ко многим маркам авто, имеют ударопрочный корпус и долгий срок службы. Единственный их недостаток – это цена, которая колеблется от 60 до 100$ за пару. Подводя итоги, хочется отметить, что на сегодняшний день дневные ходовые огни на автомобиле – это тандем, состоящий из практичности и безопасности. Благодаря их назначению, машина выделяется из общего движущегося потока, а их свет предотвращает потенциальные аварии.

Читайте так же

С момента введения новых поправок прошел почти год. Год, как все без исключения водители (окромя гужевых повозок) должны включать в днев­ное время ближний свет фар или противотуманные фары. Многие включают и тем самым реально предотвращают огромное количество ДТП, особенно вне населенных пунктов. Однако иные сей пункт ПДД игнорируют, мотивируя это тем, что таким образом они продлевают срок службы штатных ламп, да еще и экономят топливо. Весомость такого аргумента, конечно, сомнительна, если учесть, в связи с чем и для чего была введена эта поправка в ПДД, но тем не менее эти домыслы имеют основания. Горящие круглосуточно лампы ближнего света действительно живут чуть ли не в два раза меньше и, как правило, перегорают в самый неподходящий момент - ночью. Менять лампу ночью на трассе, да еще в дождь, - удовольствие сомнительное. А если учесть, что для того чтобы проделать это, на многих современных автомобилях нужно снимать и саму фару… Да уж, тут действительно подумаешь о том, как оттянуть это «удовольствие».

Теперь что касается топлива. Его расход и правда, хоть и ненамного, но увеличивается. Как-никак, а генератор должен стараться с удвоенной силой, тем самым отбирая у двигателя мощность. А дополнительная мощность - это дополнительный расход топлива, в среднем порядка 1–3% в зависимости от мощности двигателя. То есть примерно 100 г бензина на 100 км пробега. В масштабах одного автомобиля не много, но если эти 100 г помножить на количество машин хотя бы в одном городе, цифры получатся внушительные.

Но как быть тем, кто и ПДД нарушать не хочет, и о сохранности ламп и мировых ресурсов нефти печется? Решением проблемы могут стать дополнительные (ДХО). Как правило, все они выполнены на светодиодах, в связи с чем потребление электроэнергии у них минимальное, а значит, и расход топлива практически не меняется. К тому же, если речь идет о сертифицированных комплектах, то они при правильном подключении к электрической схеме автомобиля и включаются сами с пуском двигателя, и выключаются автоматически, как только включаются головные фары, то есть согласно ГОСТу на дневные ходовые огни. Однако ГОСТ Р 41.48-2004 «Едино­образные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации» оговаривает не только их подключение, но и места установки. И, как выяснилось, соблюсти именно этот пункт оказалось сложнее всего. Что, собственно, и подтверждено наблюдениями. Большинство из тех дополнительных ходовых огней, которые приходилось видеть, стоят совсем не там и совсем не так, как должны быть установлены, да еще и работают вместе с ближним светом фар.

Последнее, кстати, совсем непонятно, потому как смысл их применения в паре с ближним светом отсутствует напрочь. Ведь не носите вы на одном запястье две пары часов. Конечно, самый простой вариант — установка ДХО под бампер. В этом случае выдержать установочные размеры довольно легко, однако, учитывая, что бамперы у современных автомобилей довольно низкие, вешать огни в заведомо опасное, с точки зрения сохранности, место недопустимо. Навесить бампер при развороте над бордюром или сугробом станет уже невозможно - ДХО срежутся на раз. Остается искать места в бампере. Многие производители предлагают врезные конструкции. Но спрос на них невелик из-за довольно сложной установки. А вот тех, кто отдает предпочтение навесным конструкциям, гораздо больше. Симпатичные моноблоки вставляются в прорези решеток в бампере, и, как говорится, дело в шляпе. Но, оказывается, и тут не все так просто. В большинстве своем дополнительные ДХО имеют довольно большой размер, что зачастую делает невозможной установку дневных ходовых огней согласно ПДД. А те, что подходят по размеру, как правило, не соответствуют ГОСТу ввиду слабой светосилы. К тому же многие из предлагаемых сегодня на рынке дополнительных огней и вовсе не имеют сертификации, а значит, их установка тоже незаконна.

Выгодно отличаются на этом фоне дневные ходовые огни от Philips. Сегодня в их производственной линейке присутствуют три разновидности этого устройства - на 4, 5 и 8 светодиодов. Последнее подразумевает не только разные размеры, но и режимы работы. Объединяет их лишь одно - легкость монтажа. Производитель по-прежнему заявляет, что установить любой из этих комплектов можно за два часа. Что ж, секундомер нам в руки.

Первым претендентом на установку стали самые большие по размерам девайсы, а именно на 5 светодиодов. Да-да, именно Philips LED daytime lights, а не LED DayLight 8 имеют самые большие габариты. Впрочем, заранее пугаться не стоит, большие они лишь по отношению к другим образцам. Тем не менее, примерив «пятерку» ко всем редакционным автомобилям, мы смогли найти под нее место лишь на двух машинах, а именно на Renault Logan первой фазы и на Ford C-Max. Ни в один другой автомобиль их пристроить и соблюсти установочные размеры не удалось. Точнее, один из размеров - 60 см между внутренними краями фонарей. Кстати, как правило, сложнее всего выдержать именно этот параметр. Установка с разметкой и остановками для фотофиксации всего мероприятия потребовала порядка 2,5 ч.

Следующим на очереди был комплект, габариты которого значительно меньше. Речь идет о светодиодных дневных ходовых огнях Philips LED DayLight 4, то есть на 4 светодиода. Незначительные размеры этого устройства позволили пристроить их на гораздо большее количество автомобилей, а вот внедрить их мы решили на Hyundai Getz. Однако при установке ДХО столкнулись с одной трудностью. Еще до момента установки, дабы лучше вымерить место, решено было примерять эти фонари вместе с установочной скобой. Один клик, и… 15 минут проблем по разъединению самих фонарей и установочной скобы были нам обеспечены. Уж как мы ни изгалялись, но так же легко разъединить их нам не удалось. Крепление скобы к самому фонарю сделано очень качественно и абсолютно исключает самопроизвольное разъединение. В связи с этим совет: не делайте этого до последнего момента, то есть до окончательной установки. В остальном проблем не возникало. Провод «плюс» от блока включения на «плюс» аккумулятора, «минус» на «минус», провод управления включением/выключением - в параллель с «плюсом» габаритных огней возле фары - и все. В общем, инсталляция, не считая проблем с разъединением, заняла не более двух часов.

Дневные ходовые огни Philips DayLight 8, хоть и состоял из вось­ми светодиодов, все же не сильно превосходил «четверку» по габаритам, к тому же еще и выгодно отличался от предыдущих двух по следующим параметрам. Во-первых, угол, на который видимость этих ДХО максимальна, был увеличен на 20 градусов по горизонтали, что делает заметным автомобиль, даже если смотреть на него не в лоб, а в три четверти. Во-вторых, «восьмерка» может работать и в режиме габаритных огней. То есть не полностью выключаться, а притухать. Кстати, именно в связи с этим в комплект поставки включены две обманки, которые вставляются вместо габаритных ламп. Многие современные автомобили имеют блок контроля вышедших из строя ламп, и дабы эта система не волновалась, и применяются эти обманки. Вот только, думается нам, использовать их у нас никто не будет. И тем не менее европейский подход чувствуется даже в этом. Установка «восьмерки» ничем не отличается от установки других комплектов, в связи с чем и она не заняла времени больше, чем предполагалось производителем. Кстати, пристроить их ввиду незначительных габаритов можно на очень большое количество машин. На большое, но не на все.

Цена на дневные ходовые огни

Да, на сегодняшний день фирменные комплекты недешевы. Так, к примеру, светодиодные дневные ходовые огни Philips LED DayLight 4 стоит порядка 3500 рублей. А Philips LED DayLight 8 и вовсе в районе 7000. Китайские аналогичные ДХО несравненно дешевле, но сколько они проходят? Как показывает практика, срок их службы небольшой, да и интенсивность излучения на порядок меньше. Philips же утверждает, что срок службы их продукции равен сроку службы автомобиля. И в это верится. Первый комплект, который мы установили еще в марте 2010 года работает до сих пор. Только стекла слегка помутнели.

ДХО: ЗА И ПРОТИВ

Законодательному требованию обязательного включения дневных ходовых огней в большинстве европейских стран предшествовали многочисленные научные исследования. Их результаты сведены, в частности, в заключение, данное голландским Институтом безопасности дорожного движения (SWOV) Министерству транспорта королевства Нидерланды. Документ имеет большой объем, поэтому ограничимся лишь отдельными выдержками и цитатами.

В чем эффект ДХО?

Глубокий анализ ДТП, произошедших в дневное время, показал, что причиной 50% из них явилось то, что водитель не видел других, едущих рядом участников движения. На перекрестках этот показатель возрастает до 80%. Включенные фары делают машину лучше различимой на общем фоне и, следовательно, более заметной. К тому же транспортные средства с горящими ДХО воспринимаются как находящиеся ближе, чем они есть в действительности. В результате, водители чаще отказываются от рискованных обгонов и выездов на перекресток.

Исследования показывают, что в дневное время ДХО значительно (до 22%) снижают вероятность аварии с участием двух и более участников движения. Анализ 57 научных работ подтвердил, что при этом травматизм среди едущих в автомобилях снижается на 3–12%, а среди мотоциклистов - на 5–10%.

Свет днем - недостатки

Включенные задние габаритные огни «маскируют» стоп-сигналы. Острота проблемы снижается при наличии третьего дополнительного стоп-сигнала, исключается - при отключении габаритных огней в режиме ДХО. Изучалось и влияние ДХО на восприятие «неподсвеченных» участников движения. Оказалось, что хотя машины со светом различались быстрее, опознавание едущих без ДХО, как минимум, не ухудшилось. Правда, были отмечены и единичные случаи, когда свет затруднял восприятие отдельных двухколесных транспортных средств и пешеходов.

Также выяснилось, что эффект ДХО при хорошей погоде минимален, но существенно возрастает при подходе к сумеркам и доходит до максимума в сложных метеоусловиях. Эксперименты показали, что на фоне горящих фар мотоциклисты и велосипедисты различаются, независимо от того, включены или нет их ДХО. Но с включенным светом - быстрее. Своей фарой они отделяют себя от неподвижного окружения даже в присутствии других движущихся фар.

Лампы штатных фар потребляют достаточно много энергии, что сказывается на топливной экономичности и выбросах в атмосферу. В абсолютных величинах рост расхода топлива приблизительно одинаков, впечатляют относительные показатели: для грузовика с обычным расходом 33 л на 100 км - плюс 1%, для обычного легкового автомобиля среднего класса (10/100) - плюс 2%, а у современного «топливноэффективного» перерасход составит целых 3%. Выбросы CO2, с которыми старательно борются моторостроители всего мира, возрастают на 0,6–1,4%. Существенно сокращается срок службы ламп накаливания. Возрастает нагрузка на аккумуляторную батарею, особенно при отсутствии автоматического выключения ДХО.Решением этих проблем стало появление специальных дневных фар на светодиодах. Для ряда моделей автомобилей они уже стали входить в базовую комплектацию, для остальных выпускаются блоки дневных ходовых огней для самостоятельной установки.

Дневные ходовые огни. Подключение электрики не требует особых навыков. «Плюс» блока управления к «плюсу» аккумулятора, «минус» к «минусу»

ДХО могут слепить встречных водителей. Диапазон воздействия - от легкого неудобства до полного ослепления. Особенно опасен ближний свет штатных фар. Их световой поток надо регулировать в порядке, определяемом заводской инструкцией, и регулярно проверять. Спасают от напасти автоматическая регулировка, соответствующие руководству лампы и честный техосмотр. Специальные светодиодные фары ДХО ослепления вызывать не должны. Но это на совести производителей.

Окупают ли себя ДХО?

Для одного автомобиля - не всегда. Стоит он достаточно дорого, а аварийная ситуация может и не сложиться. Что, впрочем, маловероятно. К тому же цена самого дорогого комплекта меньше, чем стоимость самого малого кузовного ремонта.Зато в масштабах государства эффект реален и легко высчитывается. Накопленный в Европе опыт свидетельствует, что при использовании ДХО число жертв ДТП снижается на 15%, тяжких и легких телесных повреждений - на 10% и 5% соответственно. А вот число аварий с отсутствием вреда для жизни и здоровья людей не изменилось.

Расходы на лечение, ремонты и, увы, похороны и социальные пособия в Евросоюзе известны, прозрачны и не обременены коррупционными «налогами». В разных странах используют разные методики расчетов, но результат везде положительный.

Установка дневных ходовых огней

Для примера приведем лишь несколько цифр, полученных при подготовке 12 европейских стран (кроме Дании, Швеции и Финляндии, узаконивших ДХО ранее) к внедрению дневного света. Снижение затрат, вызванных смертью и травмами людей, оценили в 49 млрд евро, вред окружающей среде при использовании ламп традиционной конструкции (накаливания и «ксенона») - 10 млрд евро, общие затраты на дополнительное топливо, комплекты фар и досрочно сгоревшие лампы - 23 млрд евро.
Самым экономически выгодным оказался переход на использование ДХО, при котором водителям старых автомобилей дозволялось использовать штатный ближний свет, а автопроизводителей обязывали включать светодиодные дневные ходовые огни в стандартную комплектацию новых автомобилей.

Дневные ходовые огни. Расстояние между ходовыми огнями должно быть не менее 60 см

Дневные ходовые огни. Не ниже 25 см от земли, но не выше 150 см

ПДД РФ:

П. 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
19.4. Противотуманные фары могут использоваться:
в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Похожие публикации