Годы жизни магомеда. Краткое жизнеописание пророка мухаммеда

Новые биографии пророка рассказывают о том, кем же был основатель ислама

текст: Кристоф Ройтер

Cередина восьмого века. Багдад. За столом сидит мужчина и пишет. Лихорадочно, много лет подряд. Содержание его трудов будут переписывать и бережно хранить многие поколения ученых мужей.

Сама рукопись Мухаммеда Ибн Исхака утеряна. Возможно, она сгорела в 1258 году во время нашествия монголов на Багдад. Но большинство дошедших до нашего времени повествований о жизни пророка Мухаммеда, включая и толкование многих непонятных мест в Коране, основаны именно на записях этого багдадского хроникера.

Ибн Исхак пользуется самыми разными источниками. Их содержание выходит за рамки событий, описываемых в Коране. Здесь и афоризмы, и занятные истории, и договоры, и даже стихи. Чтобы придать достоверность своим записям, летописец отслеживает всю цепь преданий. Например: «Рассказал мне Йакуб ибн Утба, со слов аз-Зухри, со слов Урвы, со слов Аиши, жены Пророка. Аиша рассказывала…»

К тому времени власти в Багдаде оправдывают цитатами из пророка любой непопулярный закон, любой новый налог. Из-за этого число цитат Мухаммеда растет, а их ценность падает. Ибн Исхак же рассматривает все изречения пророка и факты его биографии в контексте истории. Этим он лишает аргументов проповедников, произвольно использующих цитаты из пророка в своих целях.

Если летописец в чем-то не уверен, то честно признается в этом, приводя разные версии жизнеописания Мухаммеда. Он создает свою хронику довольно рано после описываемых событий и поэтому относится к ним непредвзято.

Позднее это станет невозможным. С ростом могущества ислама будет все больше славословия в рассказах о событиях, положивших начало новой религии. А невыясненных мест в жизнеописаниях Мухаммеда останется совсем немного.

Так что же на самом деле происходило тогда в Мекке, Медине и на Аравийском полуострове? Как смог обычный человек основать религию, которую сегодня исповедует более одного миллиарда верующих в мире?

Несмотря на богатство литературного наследия исламского Средневековья, от Аравии времен пророка Мухаммеда мало что сохранилось. Поэтому историю пророка можно восстановить лишь по легендам, записанным мусульманскими учеными и властителями, которые восхищались им - или использовали его в борьбе за власть. Все, что мы знаем о жизни Мухаммеда, основано на записях мусульманских хроникеров. В анализе разных версий летописей и внесенных в них исправлений открывается столь разнообразная биография пророка, что ее вряд ли можно было выдумать.

Запад Аравийского полуострова в VII веке: пески, пышущие зноем. Мало кто селится за пределами оазисов. Здешние пустыни не удается покорить ни одной из империй. Византия, могущественный сосед с севера, смогла продвинуться на юг только до городов Босра (сегодняшняя Сирия) и Джераш (нынешняя Иордания). В пустыне и оазисах Западной Аравии господствуют племена бедуинов. Их промысел - разбойни-чьи набеги. Только в течение трех священных месяцев, когда арабы совершают хадж к местам поклонения своим богам, нападения запрещены.

Большинство паломников отправляются в Мекку. Летописцы описывают ее как небольшое поселение с несколькими базарами, баней и больницей. Не сравнить со средневековыми южноарабскими мегаполисами городами Наджран и Сана. Но в Мекке уже стоит Кааба, кубическая постройка, в восточный угол которой вмурована святыня - «Черный камень».

Считается, что в Каабе находилась статуя бога-оракула Хубала, почитаемого племенем курайш, из которого происходил Мухаммед. Сама же Кааба, по преданиям, была святыней пророка и праотца Ибрахима.

Но прежде всего в Мекке почитают трех богинь, возвысившихся еще в доисторические времена, когда великое таинство материнства еще могло заставить людей поклоняться женским идолам. Это ал-Лат, богиня неба и дождя; ал-Манат, богиня судьбы; и, наконец, ал-Узза, которую отождествляют с Венерой. Кроме того, задолго до рождения Мухаммеда люди поклоняются их отцу, верховному богу: в древних надписях его именуют Илах. Позднее его называют Аллах.

VII век - время религиозного перелома. Христианство и иудаизм стремительно распространяются. Обе религии признают только одного Бога, ниспославшего им Книгу. По сравнению с ними культ древних богинь плодородия все больше приходит в упадок. Но аравийцы не готовы отказаться от своих верований. Позднее в 53-й суре Корана Мухаммед пошутит над тем, что арабы, предпочитающие иметь сыновей, поклонялись божеству, у которого были одни дочери.

На фоне этой разноголосицы богов и верований рождается Мухаммед. Единого мнения о дате его рождения нет. В ранних летописях утверждается, что Мухаммед родился в «год Слона», а это примерно 569 или 570 год нашей эры. Более поздние биографы Мухаммеда пишут, что он родился примерно в 570 году.

Мухаммед появился на свет в семье Абдаллаха из племени курайшитов, правивших в то время в Мекке. Отец Мухаммеда умер либо незадолго до появления сына, либо сразу после этого. Вскоре после рождения мальчика забирают у матери и отдают на воспитание женам бедуинов, подряжающимся в роли кормилиц. Сначала никто не хочет связываться с полусиротой, пока одна бедная женщина не сжалилась над ним. В тот год царила засуха, гласит одна из легенд, и груди кормилицы иссохли. Но стоило ей взять на руки Мухаммеда, как и «ее груди, и вымена скота наполнились молоком». Это чудо спасло и детей, и скот, и весь клан.

Мухаммед долго живет у кормилицы. Уже тогда он переживает чудо, которое ранние тексты относят ко времени его призвания, а поздние летописи к детству Мухаммеда, чтобы подтвердить чистоту пророка: изъятие из тела и очищение сердца двумя ангелами. По преданию, ангелы появились внезапно, рассекли грудь Мухаммеда, извлекли его сердце и омыли ледяной водой из золотого сосуда. Так Мухаммед стал пречистым.

Когда мальчику исполняется шесть лет, умирает его мать. Мухаммеда берет под опеку сначала его дед Абд Мутталиб, а после его смерти - дядя по отцу Абу Талиб, предводитель клана.

Абу Талиб никогда не станет мусульманином, но в дни испытаний всегда будет на стороне своего племянника.

Подростком Мухаммед начинает сопровождать караваны своего дяди Абу Талиба. Однажды они прибывают в Босру. Когда караванщики проходят мимо обители монаха-отшельника Бахиры, тот неожиданно впервые зовет их к себе. Те принимают приглашение, оставив мальчика на улице присматривать за верблюдами.

Но Бахира хочет видеть именно Мухаммеда. Это будущий пророк, говорит он. Монах уверен: именно о Мухаммеде идет речь в его священных книгах. Он отводит дядю Мухаммеда в сторонку и предупреждает: «Береги его от иудеев! Ибо они узнают в нем того, кого узнал я, и причинят ему зло». По другой версии, Бахира предостерегает Абу Талиба от византийцев.

Загадкой остаются караваны, идущие из Мекки на север. Ведь легендарный «Путь благовоний» проходил не через Мекку, а через расположенную севернее Медину. Да и о товарах, которые возил на север Мухаммед, и о его торговых сделках ничего не известно. Лишь позднее летописцы приукрасили подробности. А может, эти караваны были лишь декорацией для свершившегося чуда? Только представьте: христианский монах из далекой и процветающей Босры, узнающий из священных книг, что Мухаммед - это пророк! Более беспристрастного мнения трудно себе представить.

Путешествуя с караванами между оазисами, Мухаммед знакомится с женщиной, которая первой уверует в его предназначение. Богатую торговку зовут Хадиджа. Наняв Мухаммеда в свои подручные, она вскоре убеждается в его честности и добросовестности, а позднее решает взять его
в мужья. К тому времени ей уже 40 лет, она старше Мухаммеда на 15 лет. Она дважды была замужем.

Мухаммед, поселившись в доме Хадиджи, будет жить там до самой ее смерти. Своего дома у него нет. Поздние хроникеры охотно обращаются к этой истории. По их мнению, этот эпизод говорит о том, что пророк был куда более современным мужчиной, нежели об этом говорят его собственные откровения. При этом модель брака, в которой мужчина был порой гостем и спутником в ночи - для некоторых женщин далеко не единственным, - ислам упразднил, сохранив, однако, за мужчиной право иметь четырех жен.

Ислам изменит роль женщины в обществе. В частности, женщины впервые получат право на наследство. Но в то же время по правилам шариата свидетельство двух женщин в суде приравнивается к свидетельству одного мужчины. В конце своего последнего паломничества Мухаммед призовет мужчин: «Послушайте! Обходитесь с женщинами по-доброму, ибо они у вас наподобие пленниц». До нас дошел и вопрос кормилицы Ибрахима, сына Мухаммеда, умершего в раннем детстве: «О, Посланник Аллаха, ты возвещаешь благодать только мужчинам, но почему не женщинам?» Пророк отвечает ей вопросом на вопрос: «Ты недовольна жизнью?» И обещает, что каждый глоток молока, высосанный младенцем из груди кормилицы, будет зачтен ей в загробном мире. Мухаммед выступает и против закапывания новорожденных девочек в песок, что было в то время широко распространено.

Есть доказательства существования и самой Хадиджы. Утверждение о том, что Мухаммед женился на Хадидже, когда ей было уже 40 лет, объясняется магией этого числа. Оно считается священным не только у мусульман: 40 дней провел Моисей на горе, а Иисус в пустыне. 40 лет было Мухаммеду, согласно Корану, когда на него снизошло первое откровение.

Согласно Ибн Исхаку, Мухаммед еще в юности присоединился к «Союзу благородных» в Мекке. Его члены следили за тем, чтобы приходящие к Каабе паломники были в чистых одеяниях. Чистота станет лейтмотивом всей жизни Мухаммеда, символом избавления от ошибочных мыслей и ложных богов.

В дни священных праздников пророк начинает уединяться на горе Хира близ Мекки, чтобы посвятить себя аскезе и ночным молитвам. В 610 году, в «ночь могущества» в месяц Рамадан, Мухаммеду будет ниспослано первое откровение. «Оно снизошло на него, как приходит рассвет», - гласит предание.

В канонических жизнеописаниях пророка архангел Джабраил приказывает испуганному Мухаммеду: «Читай!» (или «Произноси!»), держа перед его лицом свиток. На что взволнованный Мухаммед отвечает: «Ma aqra´!» Поскольку «ma» означает «что», непонятную фразу можно интерпретировать как начало вопроса «Что произносить, читать?» Но если перенести ударение на второй слог, то это слово можно перевести и как «не», и тогда ответ Мухаммеда будет звучать так: «Не читаю, не умею читать».

Этот простой перенос ударения свидетельствует о том, что автором ниспосланного текста является Бог. Ведь ударение на втором слоге четко указывает на то, что пророк не умеет читать и может лишь слушать и повторять за Джабраилом то, что тот диктует ему от имени Бога. А вот если бы ударение падало на первый слог, то оснований считать, что Мухаммед не умеет читать, не было бы.

Пророк неоднократно и недвусмысленно спрашивает Джабраила: «Madha aqra?», то есть «Что читать?» Несмотря на это, догматики до сих пор трактуют этот эпизод в выгодном для себя свете: пророк не умел читать, а значит, с него полностью снимаются любые подозрения в том, что он позаимствовал какие-либо фрагменты текста из священных книг других религий.

В ту ночь архангел Джабраил является к Мухаммеду с первыми аятами Корана.

«Джабраил не оставляет Мухаммеда в покое, - описывает Ибн Исхак диалог между архангелом и пророком. - Он говорит: «Читай вслух, во имя Господа твоего, который сотворил тебя, сотворил человека из сгустка! Произноси вслух! Твой Господь - всемилостивейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал». «И я произносил это... При этом мне казалось, что все слышанное мною как будто написано в моем сердце».

В полном смятении Мухаммед спускается с горы, но на полпути слышит голос неба: «О, Мухаммед! Ты - Посланник Бога, а я - Джабраил!» Согласно преданию, нетвердым шагом и «с дрожью в плечах» Мухаммед возвращается к Хадидже. О пережитом он поведает только жене. Хадиджа станет первым человеком, принявшим ислам.

Вторым человеком, который подтвердит истинность пророческой миссии Мухаммеда, станет христианин, родственник Хадиджы. Позднее ислам будет считать самыми правдивыми свидетелями божественной миссии Мухаммеда именно христиан. Ибн Исхак приводит еще одно важное доказательство божественной миссии Мухаммеда: его посещал не дьявол, а ангел, который исчезал всякий раз, когда Мухаммед и Хадиджа делили ложе.

Такие исчезновения типичны для ангелов. Внезапные появления божественного посланника были важны, поскольку в первые столетия существования ислама споры шли не о правде или вымысле, а о том, кем ниспослан Коран - Всевышним или дьяволом.

Действительно ли божественные вдохновения начались с внезапного появления Джабраила, явившего испуганному Мухаммеду первые знамения и принудившего его к покорности?

У Али ибн Аби Талиба - двоюродного брата и зятя пророка - были на этот счет другие сведения. Как вспоминает его внук, Мухаммеда и до этого посещали некие видения. Сцену с такими видениями описал Ибн Исхак. Однако Ибн Хишам, переписывая жизнеописание пророка, составленное Ибн Исхаком, удалил ее.

Другой летописец, умерший в 814 году, Юнус ибн Букар, приводит такую подробность: в юности Мухаммед страдал приступами, от которых его бросало в дрожь. «В Мекке будущий посланник Аллаха нередко подвергался сглазу (всякий раз) неожиданно. Причем случалось это еще до того, как на него снизошли божественные вдохновения. В таких случаях он посылал Хадиджу за одной пожилой женщиной, которая (волшебством) снимала с него порчу. В один из дней после того, как ему был ниспослан Коран, его опять сглазили. Хадиджа спросила его: «Посланник Аллаха! Не послать ли мне за той старой женщиной, которая снимала с тебя порчу?» На что он ответил: «Теперь не надо!»

В 613 году Мухаммед впервые призовет к исламу жителей Мекки. Он произносит яркую проповедь об ужасах Страшного суда и муках в аду, на которые обречены все, кто откажется повиноваться Богу и его посланнику. Он призывает мекканцев веровать, молиться и совершать добрые дела - кормить бедняков и даже освободить рабов.

Новое учение зиждется на зыбкой почве. С одной стороны, оно должно быть новым. С другой - нельзя быть и слишком радикальным, ведь Мухаммед хочет привлечь и скептиков.

Прежние пророки - Иса, Исмаил, Ибрахим - должны сохранить свой высокий ранг и стать свидетелями истинного призвания Мухаммеда. И признать его последним пророком. Так, Мухаммед вновь вводит обычай жертвоприношения животных, широко распространенный среди арабов-язычников. Этот ритуал христиане символически исполняют хлебом и вином, а иудеи отменили вовсе.

Но жители Мекки медлят. Повсюду и так слишком много «кахинов» (прорицателей); одержимых, дергающихся в конвульсиях и бормочущих всякий вздор. Так что у проповедников не так уж много шансов быть услышанными. Однако ничего подобного в речи Мухаммеда в Мекке еще не слышали. Мелодика, интонация, неожиданные паузы и рифмы...

О «волшебной силе слова» вскоре заговорят по всей Мекке. Постепенно круг сторонников Мухаммеда расширяется. К нему присоединяются и мужчины из знатных семей, и богоискатели, и бедняки. Пророк пока не может предложить им ничего, кроме своего послания.

Новая община готова принять каждого, невзирая на статус и род. Одним из первых последователей пророка становится раб, которому он тут же дарит свободу.

В Мекке насмехаются над сподвижниками Мухаммеда, но не преследуют их. Но когда Мухаммед начинает все настойчивее требовать полного подчинения единственному и единому Богу, выступая против прежних богов, настроения резко меняются.

Для жителей Мекки Кааба - это не просто символ веры. Как им зарабатывать на жизнь, если не будет паломников, которым они сдают жилье, продают еду и жертвенных животных? И во что превратится Мекка, если отменят трехмесячное табу на все разбойничьи набеги, грабежи на дорогах и убийства? Ведь не географическое положение города, а царящий здесь в праздничные месяцы порядок делает его центром торговли. Не будь в Мекке Каабы, сюда никто бы не приезжал.

Мухаммед бросает вызов системе и в религиозном, и в политическом смысле. От призывает отменить племенную, клановую, возрастную иерархии. На смену им должно прийти исключительно послушание Богу и его посланнику. Речь уже идет не только и не столько о спасении душ, сколько о реальной власти.

Сторонники Мухаммеда подвергаются нападкам, община все больше оказывается в изоляции, мусульманам угрожают.

В конце концов на стене Каабы вывешивается официальное обращение: с представителями четырнадцати кланов общины первых мусульман запрещено заключать браки и сделки.

В первых жизнеописаниях Мухаммеда рассказчик стремится держать публику в максимальном напряжении. Да и в поздних биографиях пророка, откуда удалены все разночтения и описания человеческих слабостей, драматизм сохранится. Аллах ниспосылает пророка, а его никто не слушает. К нему недоброжелательно относятся, требуют чуда, готовят на него покушение. Напряжение нарастает. Неужели Аллах бросит его?

Нет. Он совершает чудо - и какое! Однажды ночью к Мухаммеду приводят белое верховое животное меньше мула, но больше осла, с двумя крыльями на ногах, при помощи которых оно передвигалось, едва касаясь земли копытами.

До Мухаммеда это существо, которое зовется «бурак», перевезло на себе уже не одного пророка. Оно и переносит Мухаммеда по небу к «священному дому» (мечети аль-Акса) в Иерусалиме. Там Мухаммеда уже ждет весь сонм его предшественников - пророки Иса, Ибрахим, Муса. Они творят совместную молитву. Затем с неба опускается лестница, по которой Джабраил и Мухаммед восходят наверх. Ангелы у врат семи небес спрашивают, посланник ли Мухаммед. Джабраил говорит «да».

Какое-то время после смерти Мухаммеда его вознесение на небеса будут считать видением, озарением, сошедшим на него во сне. Позднее оно станет предметом юридических препирательств.

Многие мусульманские авторитеты настаивают на том, что Мухаммед действительно побывал на небесах. Сомнение в этом считается оскорблением пророка и, как утверждали в свое время некоторые из них, должно быть наказано смертной казнью.

И даже в 2001 году уважаемая духовная академия Аль-Азхар в Каире запретила одну из книг, ставящую под сомнение факт вознесения.

Мухаммед сталкивается с проблемой всех пророков - как быть, если тебя уже опередили другие? Титул «Божьего сына» закрепили за Исой христиане. К тому же в этом случае Мухаммед окажется в весьма сомнительном обществе трех местных богинь, считающихся дочерьми Бога. Да и не подобает Аллаху «заводить» ребенка. Поэтому верить в это - «тяжкий грех», говорится в Коране (сура 19).

Но это создает новую проблему: как наставить на путь истинный заблудшие души? Мухаммед был обычным человеком, напоминают летописцы. Но в VII веке уже не было пророков, которые могли привлечь на свою сторону последователей. Да и что может противопоставить простой человек прежним богам, их власти и собственным страхам?

Ситуация в Мекке обостряется: в 619 году умирают Хадиджа и Абу Талиб - опора и поддержка Мухаммеда. У него становится не только больше последователей, но и больше врагов. Без покровительства Абу Талиба его положение становится шатким. Любой мог бы убить Мухаммеда, не опасаясь кровной мести со стороны его клана. В 621 году на ярмарке в Мекке Мухаммед знакомится с паломниками из Ясриба (Медины) - оазиса в 350 километрах к северу от Мекки. Интерес к пророку тамошних арабов - не религиозного толка. Как пишет Ибн Исхак, уже в молодости Мухаммед снискал себе славу «хакама», третейского судьи. А такой человек как раз и нужен в Медине.

Есть и другая история. Согласно Ибн Исхаку, многие люди сообщали, что всякий раз, когда между арабами и иудеями Медины вспыхивали конфликты, иудеи угрожали арабам: «Близится время, когда нам будет ниспослан пророк, с помощью которого мы вас уничтожим!» Этими угрозами, сами того не ведая, иудейские племена готовили почву для прихода пророка. Вот только они не подозревали, что посланник встанет не на их сторону.

В 622 году Мухаммед со сподвижниками переселяется в Медину. Так начинается новая эра: в Медине Мухаммед получает признание как посланник Аллаха и как светский предводитель. Благодаря своей харизме, ораторскому таланту, умению договариваться и, конечно, ссылкам на Аллаха Мухаммед умудряется разрешать конфликты между враждующими кланами. Вскоре он вырастет из роли арбитра и станет повелителем.

Медина будет трамплином к победе: отсюда ислам начнет завоевывать мир. Год хиджры - переселения Мухаммеда из Мекки в Медину - станет первым годом исламского календаря.

Гениальным образом ислам объединит в себе существовавшие прежде первоосновы. Строгие ритуалы и правила есть и в иудаизме, но послание мусульманского пророка было обращено ко всем, а не только к избранным. Христианство, хотя и несет в себе миссию, само по себе абстрактнее, это царство «не от мира сего». Будни христиан почти не регламентируются ритуальными предписаниями, соблюдение которых открывает дорогу в рай. Ислам же предлагает верующим именно такие установки - к тому же открыт абсолютно для всех. Такого еще не было.

Но так ли представлял себе Мухаммед ислам в самом начале своего пути? Или его религию сформировало стремление противостоять уже сложившимся течениям?

Иудейские племена в Медине отказываются подчиниться новоявленному пророку. Тем не менее Мухаммед пытается ссылаться на пророков, которых признают и иудеи - Ибрахима (Авраама) и Мусу (Моисея), - напоминая, что последний даже предсказал в Торе появление пророка. Но иудеи непреклонны.

Со временем ислам станет терпимым к «книжным религиям» иудаизма и христианства. Это объясняется не столько убеждениями пророка, сколько прагматизмом поздних правителей - и огромными доходами от подушной подати, которой облагаются иноверцы.

Спустя десятилетия после смерти Мухаммеда появится множество слухов о непредсказуемости иудеев, вступивших в тайный сговор с врагами пророка. Где правда, а где вымысел, оправдывающий убийство иудеев, - неизвестно. Тем не менее множество проклятий в адрес иудеев в Коране свидетельствует об их глубоком неприятии мусульманами: «О вы, которые уверовали! Не дружите с иудеями и христианами». Во многих сурах Корана говорится о коварстве и лживости иудеев. Через восемнадцать месяцев после прибытия в Медину Мухаммед велит верующим отныне творить молитвы, обратившись лицом не в сторону Иерусалима, города прежних пророков, а в сторону... Мекки!

Но Мухаммед понимает: одними только молитвами отвоевать священный город, прогнавший своего сына-пророка, не получится. Нужна небольшая война. Только сначала надо убедить своих сподвижников в Медине в том, что в их же интересах выступить войной против Мекки. Мухаммед ссылается на высшие инстанции: война, объясняет он, велена Аллахом. Сразу в нескольких сурах Корана, созданных в тот период, Аллах назовет войну с неверными священным долгом последователя ислама.

Вскоре посланник Аллаха издает и подробные правила джихада на пути Господнем. Так приходит время разбойных набегов во имя Бога.

«Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границ дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступающих, - объявляет Всевышний своему посланнику. Но он также говорит: «Убивайте (неверующих), где бы вы их ни встретили, изгоняйте их из тех мест, откуда они вас изгнали».

Все начинается с небольших стычек, но весной 624 года дело доходит до первой битвы: у источника Бадр, что примерно в 130 километрах к югу от Медины, происходит первое большое сражение между мусульманами, выселенными из Мекки, и курайшитами. Род-
ственники и бывшие друзья убивают друг друга. Малочисленный отряд Мухаммеда побеждает превосходящие силы мекканцев. Летописцы не огорчатся из-за этого братоубийства. Наоборот: победа над врагом станет знаком свыше, который недвусмысленно показал, на чьей стороне Всевышний. После битвы победители разделят трофеи и казнят часть пленников.

На вопрос одного из приговоренных к смерти: «Кто же позаботится теперь о моих детях, Мухаммед?» - пророк якобы отвечает: «Геенна». Впрочем, большинство пленников будут выкуплены родственниками. Коран воспоет успех в битве как волю Всевышнего: «Не вы убили неверных, а Аллах сразил их (…) дабы подвергнуть верующих доброму испытанию от Себя».

Летописцы составляют длинный список всех мусульманских участников бойни, а их потомков причисляют к благородному сословию. Засады, порабощение женщин и детей, похоже, считались в то время нормой - в отличие от выкорчевывания пальмовых рощ. Во всяком случае, в Коране есть стих, оправдывающий такого рода действия: «Что вы ссекли из пальм или оставили стоящим на своих корнях, - то по соизволению Аллаха и чтобы Он посрамил нечестивых».

Но когда через год вторая битва у горы Ухуд заканчивается поражением, у пророка возникают проблемы с толкованием неудачи: если победа приходит по воле Аллаха, то чем же тогда является поражение?

Ответ дается ему в виде откровения: поражение - это испытание. Испытание на прочность веры в трудные времена.

После того как Мухаммед берет власть в Медине, меняется и божественное послание. Аллах уже не сообщает пророку общие заповеди, как это было в Мекке. Теперь он разрешает конфликты, издает законы, вмешивается в ход военных действий - и даже в скандалы, сотрясающие гарем Мухаммеда.

Сначала Мухаммед настолько увлекается Зейнаб, которую сам выдал замуж за своего приемного сына Зайда, что готов взять ее в жены, тем более что ее жизнь с Зайдом не наладилась. Потом по настоянию нескольких своих жен он клянется прервать любовную связь со своей коптской рабыней Марией. Однако Мухаммед не в силах расстаться с Зейнаб и Марией, и тогда Аллах приводит все в надлежащий порядок. Всевышний ниспосылает Мухаммеду откровение (Коран, сура 33, стихи 37-40), позволяя ему жениться даже на разведенной жене своего приемного сына, поскольку Мухаммед в сущности ничей не отец, а «посланник Аллаха».

Верующим мусульманам дозволено иметь лишь четырех жен, но Мухаммеду Аллах дарует привилегию сочетаться браком постоянно. Меняются и ряды его приверженцев. Уже нет и в помине тех мирных богоискателей, которых высмеивали и унижали мекканцы. Их сменяет боевой отряд из представителей разных племен, соревнующихся между собой в послушании и силе.

«Никто из вас не уверует, - говорит Мухаммед, - пока не возлюбит меня сильнее, чем своего отца, сына и всех людей вместе». Волосы, состриженные с бороды пророка, и воду, которой он умывается, собирают и сохраняют. К ним прикасаются, чтобы обрести содержащуюся в них священную силу, рассказывает переговорщик вражеского племени.

Так что же это за человек, который все яростнее выступает в роли посланника Божьего? Он почти никогда не смеется, утверждают его приверженцы, лишь легкая улыбка временами касается его уст. «Всегда смеющийся убийца, - говорят его иудейские жертвы из племени бану надир. - Человек в широкой накидке и с мечом на плече, скачущий на верблюде и довольствующийся маковой росинкой... и постоянно изрекающий мудрости». Но как выглядел Мухаммед, какими были черты его лица? Обо всем этом доподлинно ничего не известно. Есть лишь сведения о том, что он любил сладкое, жил очень скромно, что у него была пара сандалий и единственный плащ. В начале 627 года доходит до решающей битвы между кавалерией мекканцев и частями Мухаммеда. К тому времени 3000 мусульман вырыли вокруг Медины ров, который стал непреодолимой преградой для
10 000 вражеских всадников. Две недели воюющие стороны противостоят друг другу, но штурм не удается, и предводитель мекканцев Абу Суфьян дает сигнал к отступлению. Так описывает сражение Ибн Исхак, а вслед за ним и более поздние летописцы. В решающий момент противники Мухаммеда всегда проявляют нерешительность. Даже после победы при Ухуде враги не стали добивать поверженные отряды мусульман. Да и под Мединой они попросту капитулировали. Самому же Мухаммеду, похоже, сомнения неведомы. На волне успехов Мухаммеда стремительно растет число его сторонников. В восторге от его решительности, военных успехов, числа его сторонников и веры в чудо, мекканцы следуют за ним в Медину. Противники загнаны в угол.

Но прежде чем выступить из Медины в поход, Мухаммед не упускает возможности рассчитаться с последним из трех враждебных ему иудейских племен. Якобы архангел Джабраил передает ему послание: Аллах приказал атаковать клан Курайза. Пророк велит взять дома-башни иудеев в осаду. Через 25 дней курайзиты сдаются. Женщин и детей продают в рабство, мужчин, которых было от 600 до 900 человек, убивают.

Но хотя Ибн Исхак и поздние летописцы подтверждают истребление нескольких иудейских кланов, остаются нестыковки. Курайзиты, пишет Ибн Исхак, легко покорились судьбе. Маленькая девочка, поговорив с молодой женой Мухаммеда Аишей, радостно пошла на свою казнь. Один из предводителей курайзитов произнес перед смертью: «Бог ниспослал сыновьям Израиля книгу, судьбу и кровавую расправу».

Нет ли здесь желания смягчить кошмар? Во всяком случае, на это указывают расхождения между преданиями, повествующими о событиях того времени. С другой стороны, в историографии иудаизма, в мельчайших деталях протоколирующей все акты насилия против народа Израиля, нет упоминаний об уничтожении иудеев в Медине и соседних оазисах. Может быть, этой резни не было вовсе?

Террор с одной стороны и великодушие ко всем, кто готов подчиниться воле Бога, - с другой: так растет община. Ислам теперь означает не что иное, как подчинение власти Аллаха и его посланника. Многие клянутся в верности пророку, чтобы угодить новой власти. Но Мухаммед требует от своих сторонников только иман - внутренне осознанную веру. Пока же Коран порицает тех бедуинов, в сердца которых еще не проникла вера.

В 628 году происходит нечто необычное: Мухаммед с горсткой сторонников появляется в родном городе. Он пришел не воевать, а молиться. Мухаммед всего лишь просит разрешить ему посетить святыню Каабы. Если мекканцы позволят ему это, то потеряют лицо. Но атаковать Мухаммеда они тоже не хотят. Между лагерем Мухаммеда и Меккой снуют переговорщики. В конце концов стороны заключают перемирие: пророк обязуется десять лет не нападать на караваны мекканцев и возвращать им перебежчиков. За это ему с последователями разрешено посещать святые места. На следующий год мусульмане совершают первое паломничество в Мекку.

Год спустя Мухаммед, используя в качестве предлога распри между двумя кланами, с одним из которых у него заключен союз, выступает походом на Мекку. Обуреваемые жаждой наживы, подстегиваемые религиозным рвением, уверенные в победе, сторонники Мухаммеда движутся к городу-святыне. Абу Суфьян, предводитель мекканцев, отступивший в битве у рва, принуждает свои войска
к капитуляции.

Мекка падет приблизительно 11 января 630 года. О каком-либо сопротивлении мекканцев история умалчивает. Мухаммед победоносно въезжает верхом на верблюде на площадь, где стоит Кааба, семь раз объезжает выложенный из камня куб, после чего входит в святилище. Момент велик, но, как выяснится позднее, этого недостаточно для тех, кто будет восхвалять Мухаммеда в более поздние времена.

Ибн Исхак пишет, что внутри Каабы Мухаммед находит лишь небольшого деревянного голубя, которого тут же ломает и выбрасывает. После этого он выходит на площадь и обращается с речью к тем мекканцам, которые рискнули покинуть свои дома. Спустя два столетия с этим сломанным деревянным голубем случится чудесная метаморфоза. Летописец аль-Азраки напишет, что пророк нашел в Каабе «не менее 360» изображений идолов, которых дьявол начинил свинцом. Но стоило Мухаммеду указать на истуканов посохом, как они тут же превратились в прах. При этом аль-Азраки ссылается на очевидцев с безупречной репутацией, которые свидетельствовали то же самое еще Ибн Исхаку. С одним лишь исключением: в трудах Ибн Исхака нет ни единого слова о 360 идолах, свинце дьявола и волшебном посохе.

Мухаммед не намерен запрещать старые ритуалы. Аллах вездесущ и не нуждается в каких бы то ни было местах поклонения, в отличие от ненавистных Мухаммеду прежних божеств. Но если упразднить Каабу, то Мекка лишится Его поддержки. Аллах подтвердил, говорит Мухаммед, что сам Ибрахим, праотец всех верующих в Бога, свое первое паломничество совершил в Мекку. Таким образом, Мухаммед всего лишь возвращает ритуалу его истинное предназначение.

Стремление совместить несовместимое будет давать о себе знать даже спустя 1400 лет. Символом мусульманской веры является формула «Ля иляха илля-ллах», то есть «Нет Бога кроме Аллаха». Но зачем тогда исламу нужен осколок метеорита, вмурованный в угол Каабы задолго до Мухаммеда, к которому стекаются миллионы паломников, считающих верхом блаженства возможность прикоснуться к «Черному камню» и поцеловать его? На то была воля Аллаха, говорит Мухаммед, и слушатели принимают эту благую весть с облегчением. А то они чуть было не отказались от своих прежних богов. Теперь же им оставлено место божественного присутствия и дарованы все тонкости исполнения ритуала: семикратный обход вокруг Каабы - точки притяжения всего святого, побивание камнями шайтана, великое стояние на горе Арафат.

Жить Мухаммеду остается недолго. Одержав победу над Меккой, он возвращается в Медину. Предпоследний год его жизни именуется «Годом посольств». Аравийские племена теперь сами приходят к новому пророку и повелителю, чтобы присягнуть на верность тому, кто ссылается на Аллаха и кого Аллах привел к большим победам.

И все же этот триумф, ставший возможным благодаря невероятно прочному сплаву религиозной и политической власти, объединенной в непогрешимом образе Мухаммеда, обернется для ислама своеобразной «закладной». Мухаммеда уже никто и никогда не заменит. Преемники (халифы), которые придут ему на смену и унаследуют его власть, уже не смогут сослаться на статус пророка.

«Остерегайтесь новоизобретенного, ибо все новоизобретенное является нововведением, каждое нововведение - заблуждение, а каждое заблуждение ведет в Огонь!» С такой проповедью выступил пророк перед верующими во время своего прощального паломничества, которое он совершил за год до своей смерти, чтобы раз и навсегда узаконить все, чего он достиг.

После Мухаммеда уже нельзя ничего менять в ритуалах. Тем не менее стремительное распространение веры после смерти Мухаммеда продемонстрирует удивительную метаморфозу: пока ислам доминировал только в Западной Аравии, религиозное и политическое господство курайшитов - родного племени Мухаммеда - расширялось. Однако чем больше народов им подчинялось, тем актуальнее становился вопрос: кого считать истинным мусульманином?

Период с IX по XII век станет «золотым веком» ислама. Ученые переведут труды древних греков на арабский язык, философы абсолютно безнаказанно возвысят разум до уровня веры. Но уже в середине XII века произойдет крутой перелом. И даже в далеком Магребе верх возьмут ортодоксальные поборники «истинности» вознесения пророка на небеса, требующие смертной казни для приверженцев всех иных толкований Корана. Эти ревнители веры назовут годы жизни пророка Мухаммеда лучшими из времен, его самого - свободным от ошибок и святым, а любое нововведение - злом.

Но как раз из-за этого возникнет проблема, неразрешенная и по сей день: если рассматривать пророка вне рамок его эпохи, то многие из его суждений и действий выглядят жестокими и даже варварскими. Но если оценивать его как героя своего времени, то тот же призыв к Священной войне, чтобы мобилизовать мединцев на борьбу с Меккой, предстает уже в несколько ином свете.

Незадолго до кончины Мухаммеда не покидало предчувствие, что в его религиозной общине произойдет раскол. Предчувствие не обмануло его: всего через несколько десятилетий непримиримыми противниками халифов стали шииты, которые считают, что руководить общиной могут лишь прямые потомки его двоюродного брата и зятя Али ибн Аби Талиба (сам Мухаммед не оставил мужского потомства, Али был женат на его дочери Фатиме). Да и историю пророка они трактуют иначе, чем прагматики-сунниты, к которым и сегодня причисляют себя большинство мусульман.

Июнь 632 года. Миссия Мухаммеда завершена. Он навеки закрывает глаза. Многие отказываются поверить в его кончину. Для них он уже давно стал бессмертным. Абу Бакр, ближайший сподвижник пророка, предстает перед скорбящими: «Пусть знают те из вас, кто поклонялся Мухаммеду, что Мухаммед умер. И пусть те из вас, кто поклоняется Аллаху, помнят, что Аллах жив и никогда не умрет».

Так и было записано.

Пророк Мухаммед (Магомет), основатель ислама, родился в Мекке приблизительно в 570 году (по некоторым версиям - 20 или 22 апреля 571 года). Отец Мухаммеда умер незадолго до его рождения, а когда мальчику было 6 лет, он потерял мать. Спустя два года скончался дедушка Мухаммеда, который отечески заботился о нем. Юного Мухаммеда воспитал его дядя Абу Талиб.


В 12 лет Мухаммед вместе с дядей отправился по торговым делам в Сирию, и окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями.

Пророк Мухаммед" >

Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем. Когда ему исполнился 21 год, он получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. В 25 лет он женился на своей хозяйке. Брак был счастливым.

Но Мухаммеда влекло к духовным исканиям. Он уходил в пустынные ущелья и в одиночестве погружался в глубокое созерцание. В 610 году в пещере горы Хира Мухаммед увидел светящуюся фигуру Бога, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его «Посланником Аллаха».

Начав проповедовать среди близких, Мухаммед понемногу расширял круг приверженцев. Он призвал своих соплеменников к единобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущему божьему суду, рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего человека, все живое и неживое на земле.

Свою миссию он воспринимал как поручение от Аллаха, а своими предшественниками называл библейских персонажей: Мусу (Моисей), Йусуфа (Иосиф), Закарию (Захария), Ису (Иисус). Особое место в проповедях было отведено Ибрахиму (Авраам), который был признан праотцом арабов и евреев, и первым, кто проповедовал единобожие. Мухаммед заявлял, что его миссия заключается в восстановлении веры Авраама.

Аристократия Мекки усмотрела в его проповедях угрозу своей власти и организовала заговор против Мухаммеда. Узнав об этом, соратники пророка уговорили его покинуть Мекку и перебраться в 632 году в город Ясриб (Медина). Там уже обосновалась часть его сподвижников. Именно в Медине сформировалась первая мусульманская община, достаточно сильная для того, чтобы совершать нападения на караваны, идущие из Мекки. Эти действия воспринимались как наказание мекканцев за изгнание Мухаммеда и его сподвижников, а получаемые средства шли на нужды общины.

В дальнейшем древнее языческое святилище Кааба в Мекке было объявлено мусульманской святыней, и с этого времени мусульмане стали молиться, обращая свои взоры на Мекку. Жители самой Мекки долго не принимали новой веры, но Мухаммед сумел их убедить в том, что Мекка сохранит свой статус крупного коммерческого и религиозного центра.

Незадолго до своей кончины пророк посетил Мекку, где сломал все языческие идолы, стоявшие вокруг Каабы.

Большинство людей, считающих, что все религии несут лишь благо, лишь мир и любовь, полагают, что Иисус, Мухаммед, Будда, другие основоположники религий – это некие учителя, принесшие в мир новые знания о чем-то высоком и возвышенном. Знакомые с христианством могут подумать, что Мухаммед, основатель ислама подобно Иисусу путешествовал, учил людей добру и состраданию, и подобно тому, как в христианстве есть Библия, в исламе есть святой Коран, в котором описано множество советов о том, как жить в счастии и гармонии. К сожаленью, это не так. Достаточно посмотреть на жизнеописание пророка, чтобы удостовериться в этом. Его жизнеописание доступно и легко найти, я взял его здесь http://crimean.org/islam/kitap_read.asp?KitapID=61 Причем, считается, что во время жизни, за Мухаммедом ходили около 40 человек, записывавших каждый его шаг, поэтому сложно сомневаться в истинности истории его жизни…. Стоит полагаться на то, что она записана точно и полно.
Мы видим, что первое время, пока у Мухаммеда не было сильной общины, и мусульмане были не очень сильны, он вел себя довольно смирно, призывал к миру и мирному сосуществованию людей различных верований. Но начиная с определенного времени, когда в Медине уже почти не осталось немусульман, и «Медина с ее окрестностями превратилась в независимое суверенное государство, решающее слово в котором принадлежало мусульманам и которым руководил посланник Аллаха», начинается совсем другая жизнь. Следующая глава звучит так:

«ЗАКОННОСТЬ ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

В этих опасных условиях Всевышний Аллах ниспослал Свое разрешение на боевые действия против курайшитов, а по мере изменения складывавшихся обстоятельств то, что сначала было только разрешено, потом было вменено мусульманам в обязанность и стало распространяться не только на курайшитов, но и на всех прочих многобожников.
Прежде чем перейти к рассказу о конкретных событиях, не мешает кратко упомянуть о тех этапах развития ситуации, после которых вышеупомянутое разрешение стало для мусульман обязанностью.
На первом этапе борьбы с многобожниками этими обязанностями были:
1. Отношение к многобожникам из племени Курайш как к воюющей стороне, поскольку именно они начали враждовать с мусульманами, вследствие чего последние и получили право вести боевые действия против них и конфискацию их имущества, хотя сначала это право не распространялось на других многобожников.
2. Боевые действия против всех многобожников, оказывавших курайшитам помощь и объединявшихся с ними, а также против любого племени, нападавшего на мусульман самостоятельно, а не как союзник курайшитов.
3. Боевые действия против тех иудеев, которые пошли на открытое предательство или тайный сговор с курайшитами после заключения договора с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
4. Боевые действия против тех людей Писания, например христиан, которые первыми начнут враждебные действия против мусульман. Воевать с ними разрешалось до тех пор, пока они не согласятся выплачивать джизью (подушную подать) и вновь не станут проявлять покорность.
5. Отказ от причинения вреда любому многобожнику, иудею, христианину или кому бы то ни было еще из тех, кто принимал Ислам, после чего жизнь и имущество таких людей становились неприкосновенными, если только человек не нарушал законов Ислама, так как после этого отчета с него мог требовать Один лишь Аллах.»

Следующие главы говорят сами за себя. Они называются так: «БОЕВЫЕ ОТРЯДЫ И ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ», «ВЕЛИКАЯ БИТВА ПРИ БАДРЕ», «ПОЕДИНКИ И СРАЖЕНИЕ», «ПОТЕРИ ОБЕИХ СТОРОН», «В МЕККЕ И МЕДИНЕ УЗНАЮТ ОБ ИСХОДЕ БИТВЫ», «ПРОБЛЕМА ПЛЕННЫХ», «ПОХОД САВИКА», «ОТРЯД, ПОСЛАННЫЙ В АЛЬ-КАРАДУ», «БИТВА ПРИ УХУДЕ», «ДНИ МЕНЯЮТСЯ, И ВОЙНА ПЕРЕМЕНЧИВА», «ПОХОД НА ХАМРА АЛЬ-АСАД», «РАЗЛИЧНЫЕ СОБЫТИЯ И ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ», «ВТОРОЙ ПОХОД НА БАДР», «БИТВА У РВА» и дальше: «убийство», «битва», «пленники», добыча», «поход», «отряд» и другие военные термины.

Совсем нет ничего близко к: «если тебя ударили по левой щеке, то подставь правую»…. Больше похоже, что Мухаммед был довольно жестоким военачальником, коих, наверняка, было много в 7-м веке нашей эры. Почитайте историю жизни Мухаммеда и сравните с историей жизни Иисуса, например. Разница необычайная. Возможно, в то время подобное поведение, постоянные войны и захват добычи, заложников и наложниц был чем-то привычным и само собой разумеющимся. Уверен, Мухаммед был не одинок в этом, в то время был прав тот, у кого сильнее войско. Но при чем здесь основание «мирной и доброй религии»? И при чем здесь размещение ислама на одной доске с другими религиями? Давайте подумаем над этим.

Мухаммад (мир ему и благословение)– последний из пророков, после него не родится другой пророк, он завершает посланническую миссию и является печатью пророков.
Родился Мухаммад в Мекке в понедельник, 20 апреля (12 раби‘-уль-авваль) 571 года по григорианскому календарю, в роду Хашима из племени курайшитов. Отца его звали ‘Абдуллах, мать – Амина. Отец Пророка (мир ему и благословение) умер в возрасте 25 лет, еще до рождения сына. Мать Пророка (мир ему и благословение) умерла, когда сыну не было еще шести лет. Два года после ее смерти Мухаммад (мир ему и благословение) жил со своим дедом ‘Абдуль-Мутталибом. Когда ему исполнилось восемь лет, умер и дед, после чего его взял к себе дядя по отцу Абу Талиб.
Мухаммад (мир ему и благословение)рано приобщился к труду, пас овец мекканцев. Уже в раннем детстве он отличался от сверстников своим добронравием, надежностью. Он был лишен недостатков, был добропорядочным, правдивым, решительным, умным мальчиком и внушал доверие.
В возрасте 25 лет Мухаммад (мир ему и благословение)женился на знатной вдове Хадидже по ее инициативе. На Хадидже хотели жениться многие знатные люди, но она всем отказала.
Мухаммад (мир ему и благословение)среди соплеменников был известен как честный, надежный человек, который никогда не обманывает.
Первое откровение к Мухаммаду (мир ему и благословение)пришло в 610 году по григорианскому календарю в возрасте 40 лет. Во время его очередного уединения в пещере Хира’ вдруг появился ангел Джибриль и приказал: «Икра’!» («Читай!»). Мухаммад (мир ему и благословение)ответил: «Я не умею читать», – он действительно не умел читать. Ангел повторил приказ, и он повторил ответ. В третий раз Джибриль сказал: «Читай, именем Господа твоего...» – и Мухаммад (мир ему и благословение)повторил эти слова, и они оказались высеченными в его сердце. Джибриль сообщил Мухаммаду (мир ему и благословение), что он – Пророк и Посланник Аллаха. С этого времени началось ниспослание Корана через Мухаммада (мир ему и благословение), которое продолжалось в течение 23 лет.
Мухаммад (мир ему и благословение)стал долго и терпеливо проповедовать Ислам. Почуяв угрозу своим устоям и традициям, курайшиты ополчились против Пророка (мир ему и благословение) и первых мусульман стали притеснять, преследовать, ущемлять морально и физически.
На него клеветали, называя поэтом, гадальщиком, магом и т.д. Неверные все свои силы направили на противодействие религии, которую он распространял. Над ним посмеивались, натравливали детей, умалишенных и женщин, чтобы они забрасывали его камнями, и даже пытались убить его. Мухаммад (мир ему и благословение)и его сподвижники терпели все это ради Аллаха и Его религии.
В 620 году, в десятом году пророчества, Всевышний Аллах вознес его на небеса. Сначала Аллах перенес его ночью из Мекки в Иерусалим, в мечеть Байт-уль-Мукаддас (Исра’), а затем вознес на небеса (Ми‘радж). Там ему было показано множество чудес, он увидел людей, которых наказывают за их деяния, встретился с пророками, ему были открыты многие тайны Аллаха, в которые Он не посвящал больше никого, его возвеличили так, как не возвеличивали больше никого и тем самым ему была оказана особая честь.
В 622 году, в тринадцатом году пророчества, Мухаммад (мир ему и благословение), с дозволения Всевышнего Аллаха, вместе с первыми мусульманами переселился из Мекки в Ясриб, впоследствии названный городом Пророка - Мединой. С этого переселения (по-арабски «хиджра») начинается мусульманское летосчисление (по Хиджре).
Между первыми мусульманами и неверными произошло множество войн и сражений. Ислам постепенно распространялся по Аравийскому полуострову. Пророк (мир ему и благословение)учил людей исламской религии, разъяснял обязанности и запреты, указывал им полезный для обоих миров правильный путь, показывал людям множество чудес (му‘джизат). Разумные следовали за Пророком (мир ему и благословение). Через десять лет после Хиджры Ислам стал господствующей религией на всем Аравийском полуострове.
Умер Мухаммад (мир ему и благословение)после полного доведения до людей религии Ислам в возрасте 63 лет (по лунному календарю), 12-го числа месяца раби‘-уль-авваль 11-го года Хиджры (632 год григорианского календаря) в Медине, и похоронен там же, в комнате своей жены ‘Айши y, рядом с Мечетью Пророка. (В настоящее время Мечеть Пророка (мир ему и благословение)расширена, и его могила оказалась внутри этой Мечети).
Да поможет нам Всевышний Аллах следовать по пути, указанному нам Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение).

Новые слова: Хира’, Ми‘радж, Исра’, Хиджра, раби‘уль-авваль.

Вопросы для самопроверки:

  1. В каком году родился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)?
  2. Почему Мухаммада (мир ему и благословение)называют печатью пророков?
  3. В каком возрасте Пророк (мир ему и благословение)получил первое откровение?
  4. В течение какого периода был ниспослан Коран?
  5. Почему была совершена хиджра из Мекки в Медину?
  6. Когда умер Пророк (мир ему и благословение)и где он похоронен?

Пророк Мухаммед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухамеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухамеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухамед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (Джабал Hyp - Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухамедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухамед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. "чтение").

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейлят аль-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам Он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно "произвольно", когда Мухамед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в Нем необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухамед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухамеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухамеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных. Существует множество примеров издевательства и надругательства над принявшими новую веру. Две большие группы первых мусульман в поисках убежища переселились в Абиссинию, где христианский негус (царь), весьма впечатленный их учением и образом жизни, согласился оказать им покровительство. Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

В 619 году умерла жена Пророка Хадиджа. Она была Его самым преданным сторонником и помощником. В этом же году скончался и дядя Мухамеда, Абу Талиб, защищавший Его от самых яростных нападок со стороны соплеменников. Пораженный горем Пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.

Друзья Пророка сосватали Ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой. Аиша, малолетняя дочь его друга Абу Бакра, знала и любила Пророка всю свою жизнь. И хотя была она слишком юной для брачных уз, однако, согласно тогдашним обычаям, все же вошла в семью Мухамеда на правах свойственницы. Следует, однако, развеять заблуждение, бытующее среди людей, которые, совершенно не понимают причин мусульманского многобрачия. В те времена мусульманин, берущий себе в жены несколько женщин, делал это из чувства сострадания, милостиво предоставляя им свою защиту и кров. Мужчин-мусульман призывали оказывать помощь женам своих друзей, погибших в бою, предоставлять им в собственность отдельные дома и обращаться с ними, словно с ближайшими родственницами (разумеется, все может быть иначе в случае взаимной любви).

В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни - Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул Его и не оставил наедине с печалями.

Отныне судьба Пророка изменилась самым решительным образом. Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание Пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города. Некоторые из старейшин Йасриба уговаривали Его покинуть Мекку и переселиться в их город, где Он с почетом будет принят как вождь и судья. В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом. Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир. Пророк незамедлительно посоветовал многим из Своих мусульман-последователей переселиться в Йасриб, пока Он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений. После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.

Отъезд Пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями. Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь. Несколько раз курайшиты чуть было не пленили Его, однако Пророку все же удалось достичь предместий Йасриба. В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Йасриб люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище. Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду. Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено Пророку для построения дома. Город получил новое имя - Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.

Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому Он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться Его распоряжениям. Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости. Он просил их только об одном - сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город. Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом "правосудия для всех", независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.

Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием. Пророк тем не менее никогда не жил, как царь. Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для Его жен; у Него никогда не было даже собственной комнаты. Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем - место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.

Почти вся жизнь пророка Мухамеда прошла в постоянной молитве и в наставлении верующих. Кроме пяти обязательных молитв, которые Он проводил в мечети, Пророк много времени уделял уединенной молитве, а иной раз и большую часть ночи посвящал благочестивым размышлениям. Его жены совершали вместе с Ним ночную молитву, после которой они удалялись в свои покои, а Он многие часы продолжал молиться, ненадолго засыпая к концу ночи, чтобы вскоре проснуться к предрассветной молитве.

В марте 628 года Пророк, мечтавший о возвращении в Мекку, решил воплотить Свою мечту в реальность. Он отправился в путь с 1400 последователями, совершенно безоружными, в паломнических одеяниях, состоявших из двух простых белых покрывал. Однако последователям Пророка было отказано во въезде в город, несмотря на то, что многими гражданами Мекки исповедовался ислам. Во избежание столкновений паломники принесли свои жертвы вблизи Мекки, в местности, называемой Худайбийа.

В 629 году пророк Мухамед приступил к планам мирного овладения Меккой. Перемирие, заключенное в местечке Худайбийа, оказалось недолговечным, и в ноябре 629 года мекканцы напали на одно из племен, состоявшее в дружественном союзе с мусульманами. Пророк двинулся на Мекку во главе 10 000 человек, самой огромной армии, которая когда-либо покидала Медину. Они расположились вблизи Мекки, после чего город сдался без боя. Пророк Мухамед с триумфом вошел в город, сразу же направился к Каабе и семижды совершил ритуальное обхождение вокруг нее. Затем Он вошел в святыню и разрушил всех идолов.

Лишь в марте марте 632 года пророк Мухамед совершил Свое единственное полноценное паломничество к святыне Каабы, известное как Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество). Во время этого паломничества Ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане. Когда Пророк достиг горы Арафат для "предстояния перед Аллахом", Он провозгласил Свою последнюю проповедь. Уже тогда Мухамед был тяжело болен. Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети. Улучшения в болезни не было, и Он слег окончательно. Ему было 63 года. Известно, что последними Его словами были: "Мне уготовано в Раю пребывание среди самых достойнейших". Его последователи с трудом верили, что Пророк мог умереть, как простой человек, но Абу Бакр напомнил им слова откровения, произнесенные после битвы при горе Ухуд:
"Мухамед только посланник. Нет уже теперь посланников, которые были некогда прежде него;
если и он умрет или будет убит, то ужели вы обратитесь вспять?" (Коран, 3:138).

Похожие публикации