История создания системы гражданской обороны. История развития гражданской обороны россии

В Советском Союзе фундамент гражданской обороны – до 1961 г. она именовалась местной противовоздушной обороной (МПВО) – начал закладываться в первые же годы установления советской власти. Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годы Гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов.

Советское правительство начиная с 1925 г. издало ряд постановлений, направленных на создание и укрепление противовоздушной обороны страны. К началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите.

Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (Закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»). Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны направлена как на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Основные задачи, стоящие перед гражданской обороной, можно сформулировать следующим образом:

1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

5) проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

6) борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

7) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий, срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

8) разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

На каждом объекте должно быть разработано положение о ГО, в котором обозначаются задачи ГО объекта.

Важной задачей штаба ГО является обучение и подготовка персонала к действиям в ЧС. Процесс обучения является многоуровневым. Он включает в себя вводный инструктаж, ознакомление с характеристиками и способами обращения с индивидуальными и коллективными средствами защиты, проведение учебных тревог и т. д.

Гражданская оборона (ГО) (название с 1961 года) представляет собой систему общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых с целью защиты населения и народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства, а также проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР) при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий (катастроф) и в очагах поражения.

Для организации работ по ликвидации последствий стихийных, бедствий, аварий (катастроф), обеспечения постоянной готовности органов управления и сил для ведения этих работ, а также для осуществления контроля за разработкой и реализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в мирное время создаются Государственная комиссия Кабинета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) при Совминах союзных республик, исполкомах краевых, областных и городских Советов народных депутатов.

Они работают под руководством соответствующих советских органов, вышестоящих КЧС, а также правительственных (государственных) комиссий, создаваемых для расследования причин и ликвидации последствий особо крупных аварий (катастроф) или стихийных бедствий.

Работа КЧС организуется во взаимодействии с органами ГО, МВД, КГБ, военного командования и организациями государственного надзора и контроля. При них создается постоянный рабочий орган на базе штабов и служб ГО.

Решения КЧС во время чрезвычайных ситуаций являются обязательными для выполнения всеми организациями и предприятиями, расположенными на соответствующей территории.

Общие принципы организации гражданской обороны

Организационная структура ГО СССР определяется общегосударственным и политико-административным устройством, возможным характером чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время, и задачами, возложенными; на нее.

Вся практическая деятельность ГО в республиках, краях, городах, районах и на объектах народного хозяйства осуществляется под руководством исполкомов Советов народных депутатов, а также органов военного управления. Непосредственное руководство ГО в союзных и автономных республиках, краях, областях, городах, городских и сельских районах осуществляется председателями Советов народных депутатов, которые являются начальниками ГО.

ГО организуется по территориально-производственному принципу.

Территориальный принцип организации означает, что независимо от ведомственной принадлежности ГО объектов народного хозяйства организационно входит в структуру ГО соответствующих республик, краев, областей, городов, районов, на территории которых они расположены.

Производственный принцип организации заключается в том, что ГО объектов народного хозяйства организационно входит также в структуру ГО соответствующих министерств, ведомств, руководители которых несут полную ответственность за состояние ТО в этих учреждениях.

ГО опирается на материальные и людские ресурсы всей страны.

Организация ГО предусматривает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.

ГО в СССР является не только частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, но и всенародным делом. Каждый советский гражданин обязан активно участвовать в проведении мероприятий ГО.

Введение

гражданская оборона стихийное бедствие

Гражданская оборона (ГО) - это система мероприятии по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (Закон РФ «О гражданской обороне» 12 февраля 1998 г. № 28--ФЗ). Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны направлена на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Гражданские организации гражданской обороны - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально - производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время

История создания гражданской обороны

Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание "К населению Петрограда и его окрестностей" устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны.

Историки определили март 1918 года начальным этапом (первым) зарождения системы отвечающей за защиту населения в нашей стране, содержанием которого явились революционные перемены не только в социально-политическом строе страны, но и в последовательной индустриализации и связанным с ней техническим перевооружением зарождающейся системы. Появление первых признаков военной опасности со стороны Германии повлекло за собой проведение комплекса мероприятий по организации защиты гражданского населения.

На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общегосударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам.

Содержание второго этапа (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны. В связи с этим 4 октября 1932 года было принято Советом народных комиссаров СССР «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания МПВО, предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО - начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий.

Развитие МПВО шло по двум направлениям - военному и гражданскому. С одной стороны, в наиболее крупных городах создавались территориальные части ПВО. Стали формироваться кадровые отдельные батальоны, а затем и полки МПВО. С другой - в городах-пунктах ПВО организовываться участковые команды (в границах участков милиции), объектовые (на предприятиях), а в домохозяйствах - группы самозащиты. К сожалению, за оставшееся до начала войны время не удалось полностью выполнить все необходимые мероприятия, решить все назревшие вопросы.

Тем не менее, МПВО в основном оказалась неплохо подготовлена к выполнению многотрудных задач военного времени.

Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны.

Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.

Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состояние войск.

В условиях войны она накопила богатый опыт организации защиты населения от ударов противника с воздуха и ликвидации их последствий. МПВО успешно справилась со своими задачами - затруднить фашистской авиации поражение целей в городах и народнохозяйственных объектов, обеспечить защиту граждан и оказывать помощь пострадавшим, проводить аварийно-восстановительные работы в очагах поражения, повышать устойчивость функционирования предприятий, коммунально-энергетических сетей. Тем самым она внесла достойный вклад в достижение общей победы нашей страны над фашистской Германией. МПВО страны из местной перерастает в стратегическую задачу страны.

Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г.г.) этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения оружия массового поражения.

Кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна вынуждена была сделать в 1961 году и создать качественно новую систему - Гражданскую оборону, ставшую одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне.

В конце 50-х и начале 60-х годов стало очевидно, что МПВО с ее местными ограниченными по масштабу и характеру действиями и возможностями не готова к осуществлению крупных мер по защите населения и территории страны, к тому, чтобы существенно снизить потери и последствия. Решение, принятое руководством страны в 1961 году, о преобразовании МПВО в систему Гражданской обороны, вернее, ее трансформации, практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения. В основу новой системы легли опыт, традиции, словом, все лучшее, что было создано за годы существования МПВО. В основном была сохранена организационная структура, подходы к обеспечению защиты населения, система его обучения. На этом этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов.

В то же время гражданская оборона принципиально отличалась от МПВО. В чем же состояло это отличие?

Во-первых, мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер. Все они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.

Во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения. Это многократно усложняло проблему.

В-третьих, расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. Так в число основных ее задач вошла задача по обеспечению устойчивой работы промышленности в военное время.

В-четвертых, новое качество приобрела задача по ликвидации последствий нападения противника. Опыт Хиросимы и Нагасаки показал, что в случае ядерного нападения возникает необходимость оказания помощи одновременно сотням тысяч пострадавших.

Не без оснований считалось, что высокая готовность гражданской обороны к решению задач в условиях возможной ядерной войны будет являться одним из сдерживающих факторов ее развязывания. Вместе с тем, ориентация гражданской обороны в основном на осуществление мероприятий военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, надо учитывать, что система гражданской обороны любой страны существует в конкретных социальных и экономических условиях.

Поэтому, находясь в рамках жесткого централизованного государства, Гражданская оборона СССР носила и отрицательные черты административно-командной системы. Среди них одной из основных являлась ставка не на силу закона, а на силу директив и приказов, чрезмерно регламентирующих деятельность всех органов.

Все это не только сковывало инициативу местных органов, но и не позволяло учитывать конкретные условия. Отсутствие правовой и экономической базы лишало их надежной опоры для реализации мероприятий гражданской обороны. Большое количество планируемых и проведенных мероприятий по линии гражданской обороны украшали отчеты и доклады, но, к сожалению, многие из них проводились формально. В последние годы существования Гражданской обороны СССР у большинства населения страны появился небеспочвенный скептицизм в отношении ее возможностей обеспечить надежную защиту в условиях ракетно-ядерной войны. Рассматривать в этих условиях систему гражданской обороны как способную самостоятельно обеспечить сохранение жизни людей в современной обстановке было наивным.

Необходимость новых подходов к организации и содержанию мероприятий по защите населения и территорий, особенно в сфере природно-техногенной безопасности, вызывалась объективными условиями.

Пятый этап (июль 1961 - сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями ГО.

С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству. Это подняло ее развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное руководство ею на всех уровнях.

Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных органов управления министерств и ведомств. Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО является планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени. Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача перед названными системами не стоит.

Развитие системы ГО и РСЧС во второй половине ХХ века.

Седьмой этап (август 1987 - декабрь 1991 г.) развития системы ГО является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем.

На данном этапе на ГО были возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время.

Причиной тому явилось то, что 80-е годы ХХ века стали достаточно быстро накапливаться проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это было обусловлено значительным ростом в последние десятилетия количества и масштабов таких чрезвычайных ситуаций, по своим последствиям сопоставимых в ряде случаев с последствиями военно-политических конфликтов. Для их ликвидации требовалось сосредоточение усилий всего государства, а в некоторых ситуациях - помощь со стороны мирового сообщества.

Именно Чернобыльская катастрофа 1986 года подтвердила назревшую необходимость решения проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на государственном уровне, а Спитакская трагедия (Армения, 1988 г.) ускорила принятие решения по данному вопросу.

В середине 1989 года Верховный Совет СССР постановил создать постоянно действующую Государственную Комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров СССР 15 декабря 1990 г. была образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включала в себя союзную, республиканские и отраслевые (министерств и ведомств) подсистемы. Названная комиссия и система существовали до распада СССР.

Аналогичным образом развивался этот процесс и в Российской Федерации. 12 октября 1990 г. Совет Министров РСФСР образовал Республиканскую комиссию по чрезвычайным ситуациям во главе с заместителем Председателя Совета Министров РСФСР.

Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения государственных структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

В связи с этим в 1990 г. был создан специальный федеральный орган исполнительной власти - Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований превратился в 1994 г. в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Преследовались цели - радикально улучшить работу по защите населения и территорий России при ЧС мирного и военного времени придать этой работе общенациональную значимость, возвести её на уровень государственной политики. В 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий природного и техногенного характера.

Подводя общие итоги деятельности МЧС России и РСЧС, можно с полной уверенностью сказать, что прошедшие годы убедительно подтвердили обоснованность, социально-политическую и экономическую целесообразность их создания.

РСЧС позволила объединить в единую систему органы управления, силы и средства всех государственных и местных властных структур, предприятий, учреждений и организаций, занимавшихся ранее решением проблем противодействия чрезвычайным ситуациям разрозненно, без должной организованности и взаимодействия.

Развернулась разработка нормативно-правовой базы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Впервые в отечественной истории деятельность в едином направлении была регламентирована законодательными актами государства.

Сформировалась разветвленная, достаточно эффективно функционирующая система управления, охватившая всю инфраструктуру страны. Благодаря рациональной региональной политике укрепилось взаимодействие между органами управления различных уровней.

В результате целенаправленного реформирования были значительно укреплены силы системы, созданы эффективные профессиональные мобильные подразделения центрального и регионального подчинения. Ведомственные и территориальные формирования аварийно-спасательного назначения вошли в группировки сил РСЧС и планово задействуются в случае чрезвычайных ситуаций. Значительно вырос профессионализм спасателей. Радикально улучшилось техническое оснащение сил.

На базе войск гражданской обороны были сформированы группировки сил, заблаговременно нацеленные на возможный фронт аварийно-спасательных работ в мирное и военное время.

Принципиально изменилось и усовершенствовалось финансовое и материально-техническое обеспечение системы. Внедрен механизм помощи территориям за счет чрезвычайного резервного фонда Правительства Российской Федерации. На всех уровнях созданы резервы материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций. Решается вопрос о распределении финансовой и материальной ответственности при чрезвычайных ситуациях между уровнями государственной власти, органами местного самоуправления.

Развернуто широкое международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на двусторонней и многосторонней основе. РСЧС высокими темпами интегрируется в мировое аварийно-спасательное сообщество, активность и успехи на международной арене снискали ей значительный авторитет.

«Сильная гражданская оборона - защищенное государство»

4 октября 2012 года исполняется 80 лет со дня образования гражданской обороны, которая является важной составляющей общегосударственных оборонных мероприятий. 2012 год объявлен годом гражданской обороны.

Мирному населению на протяжении всей истории существования грозят различные опасности, в том числе связанные с боевыми действиями. За последние пять с половиной тысячелетий на земле прогремело около 15 тыс. войн, в которых погибли более 3,5 миллиардов человек. Средства поражения постоянно совершенствуются. Научно-технический прогресс привел к появлению оружия массового поражения: 22 апреля 1915 года впервые в истории войн немецкой армией было применено химическое оружие в виде газовой атаки хлором, жертвами стали 5 тыс. французских и бельгийских солдат. А развитие авиации сделало возможным нанесение поражения людям и объектам, а также доставку отравляющих веществ в глубокий тыл противника. Возникла необходимость в выполнении мероприятий и создании подразделений, осуществляющих непосредственную защиту населения.

В России противовоздушная оборона возникла в феврале 1918 года, когда Петроград оказался под угрозой вражеского удара. Помимо развертывания зенитных батарей, авиационных и прожекторных отрядов, в городе открылись специальные пункты, где население могло получить защитные маски, противогазовую жидкость и памятки с указаниями как можно избежать отравления ядовитыми газами. Начали действовать курсы первой помощи. 8 марта 1918 года в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей» впервые в истории были изложены правила поведения населения при налетах самолетов противника.

4 октября 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР (МПВО). В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны - основы будущей системы Гражданской обороны СССР.

Годы Великой Отечественной войны показали человечеству беспрецедентный случай единства всего нашего народа в стремлении к Победе. Это проявилось и в деятельности МПВО, в силы которой вошли в первую очередь женщины, подростки и пожилые люди. Только в Ленинграде к концу 1942 года около 1,5 тысяч, женщин командовали различными формированиями и подразделениями в системе МПВО.

В задачи МПВО входило не только тушение пожаров и организация укрытия населения в бомбоубежищах, но и множество тяжелой и не слишком приятной работы - заготовка дров для больниц и детских садов, организация эвакуации нетрудоспособного населения, оказание помощи пострадавшим при бомбежках и захоронение тел погибших. Существовала серьезная угроза применения химического оружия и бойцы МПВО обучали население применению противогазов, обеспечивали их выдачу, были готовы к проведению дегазации. Занимались они и восстановительными работами, разбором завалов. Трудно представить, что все это легло на плечи подростков, женщин и стариков. При освобождении оккупированных врагом территорий возникала новая, еще более опасная задача - разминирование полей и сооружений.

После завершения Великой Отечественной войны перед советским народом встала задача ликвидации последствий фашисткой агрессии. В стране развернулась новая битва - за созидание. Свой вклад в нее вносили органы и силы МПВО. Специальные пиротехнические отряды МПВО участвовали в сплошных разминированиях территории СССР. Одной из важнейших задач МПВО в этот период являлась помощь на местах в восстановлении народного хозяйства. Силы МПВО восстанавливали разрушенные школы, больницы, детские сады, театры, библиотеки, сооружения канализации и электроснабжения.

В ночь с 5 на 6 октября 1948 года на территории Туркменской ССР произошло одно из наиболее губительных землетрясений, известных мировой истории. Полученный силами МПВО опыт по ликвидации последствий землетрясения имел большое значение для дальнейшего совершенствования МПВО в решении задач мирного времени, направленных на проведение спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в зоне бедствия.

В 50-е годы с появлением ракетно-ядерного оружия начался качественно новый этап по совершенствованию МПВО. В то время органы управления, силы МПВО и население были не готовы для действий в очагах ядерного поражения. Однако опасность вооруженного нападения со стороны вероятного противника резко возросла. Существующая на данный период времени МПВО не отвечала новым требованиям, так как местный характер ее мероприятий, ограниченное количество специальных сил и средств не позволяли надежно защитить население и обеспечить устойчивость работы всего народного хозяйства в случае нападения противника. Встал вопрос об иных, более совершенных способах и средствах защиты населения и народного хозяйства страны.

В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная всенародная оборонная система - Гражданская оборона СССР. По своей важности вопросы гражданской обороны вышли на стратегический уровень, приобрели первоочередную значимость.

Гражданская оборона развивалась. В ходе преобразований 1961-1972 годов стало заметно, что она превратилась в самостоятельную государственную службу. Министерство обороны фактически устранилось от участия в делах гражданской обороны. Назревала необходимость принятия закона о гражданской обороне и переведении ее в самостоятельную структуру с сохранением снабжения частей гражданской обороны через военные округа. Министерство обороны было за такой подход, однако ЦК КПСС считало целесообразным включить Гражданскую оборону в состав Министерства обороны. Так и было сделано. В начале 1970-х годов несколько изменилась военно-стратегическая обстановка. Однако история дальнейшего развития гражданской обороны показывала необходимость применения сил ГО для борьбы с последствиями стихийных бедствий. Лесные и торфяные пожары, охватившие Подмосковье летом 1972 года, заставили серьезно задуматься над местом и ролью системы ГО в мирное время. Сама жизнь начала поворачивать гражданскую оборону от чисто оборонных мероприятий к решению задач мирного времени. Массовые лесные пожары, стихийные бедствия, крупные аварии на промышленных объектах и транспорте вызывали необходимость принятия решений на государственном уровне, которыми бы уточнялись задачи ГО на мирное время.

К концу 1980-х годов ориентация на решение задач ГО только военного времени привела к тому, что не были своевременно учтены изменения, происходящие в структуре отраслей народного хозяйства, которые требовали расширения задач, решаемых гражданской обороной в мирное время. Впервые с особой остротой они проявились при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986). Опыт этой аварии показал, что готовность системы ГО не может обеспечить выполнение внезапно возникающих задач. Более того, речь зашла не только об участии сил ГО в ликвидации чрезвычайных ситуаций, но и о переводе задач по предупреждению и ликвидации ЧС из ранга второстепенных в ранг приоритетных. Но не только с аварией на ЧАЭС следует связывать коренную перестройку системы ГО. Ускорение темпов и масштабов научно-технической и производственной деятельности в современных условиях связано с возрастающим использованием в производстве сложных технологий и технических систем. Резко увеличиваются объемы производства новой, опасной продукции. Ежегодно на рынок стало поступать около тысячи новых химических продуктов, перевозиться 4 млн. тонн опасных материалов, а также образовывалось примерно 290 млн. тонн отраслевых промышленных отходов. Энергонасыщенные и использующие опасные вещества объекты концентрируются. Только в сфере энергетики ежегодно в мире добывалось, транспортировалось, хранилось и использовалось около 10 млрд. т условного топлива. Поворот гражданской обороны к решению задач мирного времени означал новый качественный этап ее существования, который оказался не простым.

Вполне понятно, что защита от ЧС мирного времени в сознании людей превалирует. Поэтому в соответствии с Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 года на базе Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете министров РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР). Этим самым было положено начало создания в России современной государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера. 8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О гражданской обороне», в котором общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации было возложено на Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации, который по должности стал начальником Гражданской обороны страны. Его первым заместителем был определен Председатель ГКЧС России.

Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации, районах и городах, в федеральных органах исполнительной власти, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, было возложено на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, руководителей учреждений, организаций и предприятий. На них же была возложена персональная ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных средств защиты и имущества гражданской обороны на подведомственных территориях и объектах.

В начале 1998 года вступил в действие Федеральный закон «О гражданской обороне». Впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом. Это дало возможность приступить к дальнейшей реорганизации гражданской обороны страны в целях повышения её готовности к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении современных войн, а также при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное время.

Силы и средства гражданской обороны неоднократно использовались при возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций. Так, когда в ноябре 2005 года в китайской провинции Цзилинь произошла серия взрывов на химической фабрике, в результате которых в реку Сунгари вылилось около 100 тонн опасных веществ (в основном, бензола и нитробензола) и 16 декабря пятно достигло Амура, для выполнения задач мониторинга была мобилизована практически вся сеть наблюдения и лабораторного контроля Хабаровского края. В первую очередь, были задействованы наиболее универсальные лаборатории «Водоканала», «ХабЭнерго» и ДВО РАН. С целью недопущения трансграничного переноса опасных химических веществ к водозаборам поселений и главному водозабору питьевого водоснабжения Хабаровска были развернуты гидротехнические работы. Для этого совместно с китайскими специалистами была перекрыта дамбой протока Казакевичева, что исключило попадание загрязненных вод в Амурскую протоку и далее - на водозаборы Хабаровска. Была также перекрыта протока Пензенская и чистые амурские воды пошли ближе к Хабаровску и разбавили загрязненные. Все водозаборы Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Амурска и Николаевска-на-Амуре были переведены на работу на активированном угле. Технологии и оборудование очистных сооружений хабаровского «Водоканала» были подготовлены для нейтрализации нитробензолов при уровнях от двух ПДК. В дальнейшем превышения концентрации опасных веществ не зафиксировано, питьевая вода в системах водоснабжения отвечала санитарным нормам.

В ноябре 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Положение о гражданской обороне Российской Федерации», которое определило порядок подготовки к ведению и порядок ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия гражданской обороны, направленные на выполнение задач гражданской обороны.

Реализация комплекса мероприятий по совершенствованию гражданской обороны позволила в августе 2008 года силами гражданской обороны эффективно осуществить гуманитарную операцию по оказанию помощи населению Южной Осетии, пострадавшему от агрессии Грузии. В результате из зоны конфликта было эвакуировано более 37 тыс. человек, были развернуты стационарные пункты временного размещения на шесть тысяч человек. Для оказания помощи пострадавшим в зону конфликта в течение трех первых суток было доставлено 11500 тонн гуманитарного груза.

В период жаркого лета 2010 года силы гражданской обороны, включая спасательные воинские формирования, приняли непосредственное участие в ликвидации крупных природных и лесных пожаров, показав на практике свои возможности по эффективному выполнению поставленных задач.

В марте 2011 года в связи со сложной обстановкой на японских АЭС, включая аварию на «Фукусиме», была развернута сеть наблюдения и лабораторного контроля для ведения мониторинга радиационной обстановки на Дальнем Востоке.

В современных условиях гражданская оборона решает спектр задач, направленных на выполнение мероприятий по подготовке и защите населения, а также материальных и культурных ценностей, от опасностей мирного и военного времени. Усилиями МЧС России гражданская оборона приобрела современный облик и продолжает развиваться с учетом изменений в государственном устройстве, экономической и социальной сферах России, а также в соответствии с военно-политической обстановкой в мире.

В настоящее время совершенствуется система управления и оповещения. Большое внимание уделяется повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного, техногенного характера, террористических проявлений. Разрабатываются и внедряются новые средства индивидуальной и коллективной защиты.

В современных условиях государство и гражданская оборона неотделимы. С одной стороны она активно участвует в обеспечении жизнедеятельности и безопасности общества, с другой - организуется и развивается в соответствии с общими законами и процессами, присущими государству в данный период времени. Сегодня главной отличительной чертой гражданской обороны является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.

Мирному населению на протяжении всей истории существования грозят различные опасности, в том числе связанные с боевыми действиями. За последние пять с половиной тысячелетий на земле прогремело около 15 тыс. войн, в которых погибли более 3,5 миллиардов человек. Средства поражения постоянно совершенствуются. Научно-технический прогресс привел к появлению оружия массового поражения: 22 апреля 1915 года впервые в истории войн немецкой армией было применено химическое оружие в виде газовой атаки хлором, жертвами стали 5 тыс. французских и бельгийских солдат. А развитие авиации сделало возможным нанесение поражения людям и объектам, а также доставку отравляющих веществ в глубокий тыл противника. Возникла необходимость в выполнении мероприятий и создании подразделений, осуществляющих непосредственную защиту населения.

В России противовоздушная оборона возникла в феврале 1918 года, когда Петроград оказался под угрозой вражеского удара. Помимо развертывания зенитных батарей, авиационных и прожекторных отрядов в городе открылись специальные пункты, где население могло получить защитные маски, противогазовую жидкость и памятки с указаниями как можно избежать отравления ядовитыми газами.

4 октября 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР МПВО). В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны - основы будущей системы Гражданской обороны СССР. Годы Великой Отечественной войны показали человечеству беспрецедентный случай единства всего нашего народа в стремлении к Победе. Это проявилось и в деятельности МПВО, в силы которой вошли в первую очередь женщины, подростки и пожилые люди.

После завершения Великой Отечественной войны перед советским народом встала задача ликвидации последствий фашисткой агрессии. В стране развернулась новая битва - за созидание. Свой вклад в нее вносили органы и силы МПВО. Специальные пиротехнические отряды МПВО участвовали в сплошных разминированиях территории СССР..

В 50-е годы с появлением ракетно-ядерного оружия начался качественно новый этап по совершенствованию МПВО. В то время органы управления, силы МПВО и население были не готовы для действий в очагах ядерного поражения. Однако опасность вооруженного нападения со стороны вероятного противника резко возросла. Существующая на данный период времени МПВО не отвечала новым требованиям, так как местный характер ее мероприятий, ограниченное количество специальных сил и средств не позволяли надежно защитить население и обеспечить устойчивость работы всего народного хозяйства в случае нападения противника. Встал вопрос об иных, более совершенных способах и средствах защиты населения и народного хозяйства страны. Стало очевидным, что без крупных мер по защите тыла страны нельзя обеспечить ее готовность к обороне в условиях ракетно-ядерной войны. Речь уже шла о создании комплекса средств, который позволил бы не только защитить людей, но и обеспечить функционирование системы жизнедеятельности государства в условиях применения оружия массового поражения.

В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная всенародная оборонная система - Гражданская оборона СССР. По своей важности вопросы гражданской обороны вышли на стратегический уровень, приобрели первоочередную значимость.

Согласно принятому Положению «О гражданской обороне СССР» гражданская оборона являлась системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и строилась по территориально-производственному принципу.

К концу 1980-х годов ориентация на решение задач ГО только военного времени привела к тому, что у многих людей сложилось легковесное отношение и в какой-то мере недоверие к мероприятиям гражданской обороны. Основа для этого была. Гражданская оборона не гарантировала, да и не могла гарантировать абсолютную защиту населения от современных средств поражения и в то же время стояла в какой-то степени в стороне от потребностей жизни мирного времени. Не были своевременно учтены изменения, происходящие в структуре отраслей народного хозяйства, которые требовали расширения задач, решаемых гражданской обороной в мирное время. Впервые с особой остротой они проявились при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986). Опыт этой аварии показал, что готовность системы ГО не может обеспечить выполнение внезапно возникающих задач. Более того, речь зашла не только об участии сил ГО в ликвидации чрезвычайных ситуаций, но и о переводе задач по предупреждению и ликвидации ЧС из ранга второстепенных в ранг приоритетных. 30 июля 1987 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 866213 «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны».

Поворот гражданской обороны к решению задач мирного времени означал новый качественный этап ее существования, который оказался не простым. При этом следует иметь в виду, что гражданская оборона одновременно практически готовит себя к действиям в условиях войны. Кроме того, новая задача потребовала осуществления и ряда конкретных мероприятий. Прежде всего тех, которые должны быть ориентированы на повышение ее готовности в условиях мирного времени. Так, одним из важнейших решений того времени было иметь в штабах ГО два оперативных плана гражданской обороны: план ГО на военное время и отдельно план ГО мирного времени на случай возможных ЧС, связанных с возникновением стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

После землетрясения в г. Спитаке (Армения, 1988) на местах стали создаваться добровольные и штатные подразделения спасателей. Все эти спасательные формирования, создаваемые в инициативном порядке, были объединены в единую Союзную Ассоциацию спасателей. Особое значение в деле становления спасательных формирований СССР имело Постановление Совета министров СССР от 30 ноября 1990 года № 1201 «Вопросы ассоциации спасательных формирований СССР». Постановлением подразделения аварийно-спасательных формирований СССР включались в состав сил, привлекаемых к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других ЧС.
Вполне понятно, что защита от ЧС мирного времени в сознании людей превалирует. Поэтому в соответствии с Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 года на базе Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете министров РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР). Этим самым было положено начало создания в России современной государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.
8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О гражданской обороне», в котором общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации было возложено на Председателя Совета Министров Правительства Российской Федерации, который по должности стал начальником Гражданской обороны страны. Его первым заместителем был определен Председатель ГКЧС России. Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации, районах и городах, в федеральных органах исполнительной власти, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, было возложено на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, руководителей учреждений, организаций и предприятий. На них же была возложена персональная ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных средств защиты и имущества гражданской обороны на подведомственных территориях и объектах.
В начале 1998 года вступил в действие Федеральный закон «О гражданской обороне». Впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом. Это дало возможность приступить к дальнейшей реорганизации гражданской обороны страны в целях повышения её готовности к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении современных войн, а также при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное время. Силы и средства гражданской обороны неоднократно использовались при возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций.

В ноябре 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Положение о гражданской обороне Российской Федерации», которое определило порядок подготовки к ведению и порядок ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия гражданской обороны, направленные на выполнение задач гражданской обороны.

В настоящее время совершенствуется система управления и оповещения. Большое внимание уделяется повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного, техногенного характера, террористических проявлений. Разрабатываются и внедряются новые средства индивидуальной и коллективной защиты. В современных условиях государство и гражданская оборона неотделимы. С одной стороны она активно участвует в обеспечении жизнедеятельности и безопасности общества, с другой - организуется и развивается в соответствии с общими законами и процессами, присущими государству в данный период времени. Сегодня главной отличительной чертой гражданской обороны является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.

Инспектор СПСЧ № 3 О.В. Лифантьев

Похожие публикации